Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Какие черты характера павла петровича. Отношения с Екатериной II

Какие черты характера павла петровича. Отношения с Екатериной II

"Отцы и дети" - роман И. С. Тургенева, знаковый для того времени. Он был написан в 1860 году. Его герои стали знающей России примером для подражания. А такие люди, как Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого дана в этой статье, просто доживали свой век.

Какое место занимает Кирсанов в романе?

Роман Тургенева показывает остросоциальный период времени, когда старые устои рушатся с неимоверной скоростью, а на смену им идут новые, прогрессивные.

Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого показывает его положение "старожила", занимает центральное место в произведении. Он, наравне с еще несколькими персонажами, представляет "отцов", устоявшееся социальное сословие.

В лице Павла Кирсанова представлено целое поколение, которое получает от окружающих лишь упреки и осуждение. И все, что им остается - это доживать свой век, глядя на растущий прогресс общества.

Из названия ясно, что роман - это некое противостояние: молодого и пожилого, нового и старого. Павлу Кирсанову Тургенев в пару ставит нигилиста и революционера мысли Базарова. В конце произведения читатель должен узнать, кто же из них одержит победу.

История жизни

События романа относятся к 1859 году. У помещика Николая Кирсанова есть старший брат Павел Петрович Кирсанов. Характеристика сразу выдает в нем сильного и умного человека. Он военный, окончил пажеский корпус. Из-за своего статуса всегда имел успех в обществе, в особенности у женщин.

В двадцать восемь лет получил чин капитана и готовился к блестящей карьере. Но неожиданно вся его жизнь резко изменилась. Разумеется, он встретил женщину, ставшую для него роковой.

Некая княгиня Р. в петербургском обществе слыла легкомысленной барышней и кокеткой. Но Кирсанов влюбился в нее без памяти. Княгиня, вначале ответившая ему взаимностью, быстро охладела к офицеру.

Павел Петрович был глубоко поражен таким исходом, но не сдавался. Страсть к этой женщине поглотила его, испепелила изнутри. Удивительно то, что он не чувствовал удовлетворения от их встреч, радости не было у него на сердце, лишь горькая досада в душе.

В конце концов, порвав с княгиней, Кирсанов попытался вернуться к старой жизни. Но она его не отпускала. В каждой женщине ему виделись ее черты. Даже в Фенечке, возлюбленной его брата Николая.

Вместе с братом он жил в поместье Марьино, а потом уехал в далекий Дрезден, где и угасла его жизнь.

Внешность

Внешность Кирсанова Павла Петровича менялась с развитием событий романа. Изначально перед читателем предстает настоящий аристократ, холеный мужчина, одетый с иголочки. Только взглянув на него, можно было понять, что Кирсанов - знатный щеголь и светский человек. Манера держаться и разговаривать выдавала это в нем.

Тургенев указывает, что его седая шевелюра была в идеальном порядке, лицо не имело морщин и было необычайно красиво.

Однако в спорах с Базаровым Павел Петрович преображался. Он больше не излучал полного спокойствия. По мере того как росло его раздражение от непонимания взглядов молодого человека, увеличивалось количество морщин, а сам герой превращался в дряхлого старика.

Образ

Аристократ Павел Петрович Кирсанов, характеристика которого весьма положительна, показан умным, безупречно честным, принципиальным. Однако он - представитель старого поколения с чопорными привычками и взглядами.

Кирсанов далек от простого люда, не понимает и не принимает его. А народ его боится, по меткому выражению Базарова. Герой - приверженец всего английского. Это выражается в его поведении, привычках, разговорах. Цитаты Павла Петровича Кирсанова полностью раскрывают его характер и взгляды. Либеральные принципы, которыми он кичится, остаются только на устах. Но, несмотря на это, он достойный соперник Базарова, хоть всегда ему и проигрывает.

Павел Кирсанов характеризует "старую гвардию". Его отъезд в Дрезден очень символичен, поскольку олицетворяет собой уход целого поколения в прошлое.

Будущий Великий Князь Павел Петрович, а затем и император Всероссийский Павел I родился 20 сентября (1 октября) 1754 года в Петербурге, в Летнем дворце Елизаветы Петровны. Впоследствии этот дворец был разрушен, а на его месте построен Михайловский замок, в котором Павел был убит 12 (24) марта 1801 года.

27 сентября 1754 года, на девятом году замужества, у Её Императорского Высочества Великой Княгини Екатерины Алексеевны наконец-то появился первенец. При родах присутствовала Императрица Елизавета Петровна, Великий Князь Пётр Федорович (отец Павла) и братья Шуваловы. Обмытого и окропленного святой водой новорожденного младенца Елизавета Петровна тот час же взяла на руки и вынесла в зал, чтобы показать придворным будущего наследника. Императрица крестила младенца и велела дать ему имя Павел. Екатерина Алексеевна и Пётр Федорович были полностью отстранены от воспитания своего сына.

Из-за превратностей беспощадной политической борьбы Павел был по сути лишён любви близких ему людей. Конечно, это отразилось на психике ребёнка и на его восприятии мира. Но следует отдать должное Императрице Елизавете Петровне, потому что она приказала окружить его лучшими, по её представлениям, учителями. князь павел первый политика

Первым воспитателем стал дипломат Ф.Д. Бехтеев, который был одержим духом всяческих уставов, четких приказаний, военной дисциплиной, сравнимой с муштрой. Это создало в представлении впечатлительного мальчика, что все так и происходит в повседневной жизни. И он ни о чём не думал, кроме солдатских маршей и боев между батальонами. Бехтеев придумал для маленького князя особый алфавит, буквы которого были отлиты из свинца в виде солдатиков. Он стал печатать небольшую газету, в которой рассказывал обо всех, даже самых незначительных поступках Павла.

Рождение Павла нашло отражение во множестве од, написанных тогдашними стихотворцами.

В 1760 году Елизавета Петровна назначила нового руководителя образования юного принца, предписав основные параметры обучения в своей инструкции. Им стал, по её выбору, граф Никита Иванович Панин. Это был сорокадвухлетний человек, занимавший при дворе весьма заметное положение. Обладая обширными познаниями, он перед этим был несколько лет на дипломатической карьере в Дании и Швеции, где сформировалось его мировоззрение. Имея весьма тесные контакты с масонами, он усвоил идеи Просвещения и даже стал сторонником конституционной монархии, по образцу Швеции. Его брат, генерал Петр Иванович, был великим поместным мастером масонского ордена в России.

Никита Иванович Панин подошёл к проблеме основательно. Он обозначил весьма обширный круг тем и предметов, в которых, по его мнению, должен был разбираться цесаревич. Возможно, что в соответствии с его рекомендациями были назначены ряд учителей "предметников".

Среди них - закон божий (митр. Платон), естественная история (С. А. Порошин), танцы (Гранже), музыка (Дж. Миллико) и др. Начавшись ещё во времена Елизаветы Петровны занятия не прекращались ни в краткое правление Петра III, ни при Екатерине II.

На атмосферу воспитания Павла Петровича существенное влияние оказывало его окружение. Среди гостей, посещавших царевича, можно видеть целый ряд образованных людей своего времени, например, Г. Теплова. Напротив, общение со сверстниками достаточно ограничено. Круг их - дети лучших фамилий (Куракины, Строгановы), сфера контактов, в основном - репетиция маскарадных выходов.

Как и всякий ребенок своего возраста, к занятиям Павел относился с известной прохладцей, предпочитал игры. Однако, тесные и регулярные отношения с учителями, под постоянным контролем Панина (к которому принц относился с известной опаской), не оставляли места для изъянов в его образовании. Он много читал. Помимо литературы исторического характера, читал Сумарокова, Ломоносова, Державина, Расина, Корнеля, Мольера, Сервантеса, Вольтера и Руссо. Владел латынью, французским и немецким языками, любил математику, танцы, воинские упражнения. В целом образование цесаревича было лучшим, какое можно было получить в то время.

Один из младших наставников Павла, Семен Андреевич Порошин, вёл дневник (1764-1765 гг.), ставший впоследствии ценным историческим источником по истории двора и для изучения личности цесаревича.

Уже в юные годы Павла стала занимать идея рыцарства, идея чести и славы. 23 февраля 1765 года Порошин записал: "Читал я Его Высочеству Вертотову историю об ордене мальтийских кавалеров. Изволил он, потом, забавляться и, привязав к кавалерии своей флаг адмиральский, представлять себя кавалером Мальтийским". Впоследствии, некоторая идеализация реалий и тяготение к внешней рыцарской символике сыграли важную роль во времена его правления (проект дуэли с Наполеоном, приют разорившимся мальтийским рыцарям и проч.).

А в военной доктрине, представленной в 20-летнем возрасте матери, которая была к тому времени уже Императрицей Всероссийской, он отказывался от ведения наступательной войны, объяснял свою идею необходимостью соблюдать принцип разумной достаточности, при этом все усилия Империи должны быть направлены на создание внутреннего порядка.

Духовником и наставником Царевича был один из лучших русских проповедников и богословов, архимандрит, а впоследствии - митрополит Московский Платон (Левшин). Благодаря его пастырскому труду и наставлениям в законе Божием Павел Петрович на всю оставшуюся короткую жизнь сделался глубоко верующим, истинно православным человеком. В Гатчине до самой революции 1917 года сохраняли коврик, протертый коленями Павла Петровича во время его долгих ночных молитв.

Традиционным этапом обыкновенно завершающим образование в России XVIII века было заграничное путешествие. Подобный же вояж был предпринят в 1782 г. молодым тогда цесаревичем вместе с его второй женой. Путешествие, явно ознакомительно-развлекательное, без особой политической подоплеки - "инкогнито", то есть неофициальное, без долженствующих приемов и ритуальных встреч, под именами графа и графини Северных (дю Нор).

Таким образом, мы можем заметить, что в детские, отроческие и юношеские годы Павел получил блестящее образование, имел широкий кругозор и уже тогда пришёл к рыцарским идеалам, свято уверовал в Бога. Все это отражается в его дальнейшей политике, в его идеях и поступках в период, когда он стал императором.

ЕВГЕНИЙ
БАЗАРОВ И ПАВЕЛ КИРСАНОВ В РОМАНЕ И.С.
ТУРГЕНЕВА “ОТЦЫ И ДЕТИ”



Роман “Отцы
и дети” был напечатан в начале 1862 года в
журнале “Русский вестник”. Действие
романа относится к 1859 году, кануну
крестьянской реформы. К этому времени
дворянство уже изжило себя как
политическая сила. О себе заявили новые
силы - демократы-разночинцы. Их позицию
отличало резкое неприятие взглядов
либерального дворянства.


В романе
отражен не только конфликт двух поколений,
двух политических сил, но и сложное
противоречие этой борьбы. В этом споре
либералов и демократов представителей
либерального дворянства, очевидно, больше (например,
это семейство Кирсановых, Одинцова), а все-таки
идейный перевес явно на стороне главного
героя романа - Базарова.


Особый
интерес для меня представляет спор, который
ведется двумя противниками: Базаровым и
одним из наиболее ярких представителей
своего класса Павлом Петровичем Кирсановым.
Взгляды, убеждения их различны, как
различны и те условия, в которых они
сформировались.


Павел
Петрович Кирсанов - сын боевого генерала
1812 года - формировался в эпоху
правительственной реакции. Отсюда -
идеализм, культ чувства. Тургенев проводит
своего героя через испытание любовью.
Встреча на балу с княгиней Р. изменяет всю
жизнь Кирсанова, “загадочный взгляд” молодой женщины проникает в самое сердце.
Однако безответная любовь окончательно
выбивает Павла Петровича из жизненной
колеи, а известие о смерти княгини Р.
заставляет героя отказаться от “суеты” и
поселиться в Марьине.


Базаров с
раннего детства жил и воспитывался в
условиях, далеких от тех, в которых рос
Павел Петрович. Как мы видим, его воспитание
послужило в дальнейшем прочным фундаментом
для развития в нем нигилистических идей и
взглядов. О демократизме Базарова говорят
его речь, внешность,

умение
общаться с людьми разных классов. Он -
петербургский студент-медик, будущий врач,
изучающий естественные науки. Он знает и
медицину, и физику, и химию, и ботанику, и
зоологию. Базаров - человек глубокого ума.
Истинный практик, он не признавал
авторитетов, ценности человеческих чувств.
Он резко отзывается о людях, проявляет
нетерпимость к их мнению. Он утверждает, что
такие, как Павел Петрович, не нужны обществу.
Они не умеют трудиться, не любят свой народ.

Автор
открыто противопоставляет не только
внутренние, но и внешние черты героев.
Каждый из них идет своей дорогой и верит в
свои идеалы. Мне кажется, что образ Базарова
и создавался автором так, что каждое
качество Евгения является полной
противоположностью характеристики Павла
Петровича.


В спорах
между Базаровым и Кирсановым затронуты все
основные вопросы современности: дальнейшие
пути развития общества, страны, значение
науки, искусства, проблемы народа. В этих
вопросах взгляды революционных демократов
и либералов расходятся.


Если Павел
Петрович - идеалист, то Базаров -
материалист, яркий атеист. У Павла
Петровича чувства руководят его поступками,
образом мыслей; Базаров же просто
отказывается верить в чувства, в любовь,
например. Зато когда любовь приходит к нему,
он раскрывается до конца


в своем
чувстве к Одинцовой. То, что Базаров полюбил
незаурядную женщину, говорит о многом. Он
смог увидеть ее ум, широту кругозора,
оригинальность взглядов на жизнь. Он смог
признаться, в первую очередь самому себе, в
том, что любит женщину. А ведь, наверное,
трудно отказаться от того, во что столько
времени верил.

Базаров
утверждает, что не любит и не понимает
красоты природы, хотя сам внутренне
любуется ею. Отрицая все старое, Базаров не
может ничего определенного сказать о том,
каким он видит будущее

.

Таким
образом, не все до конца сформировано и
осмыслено в его позициях. Налицо
противоречие своим же взглядам. Здесь
Тургенев объективно показывает слабую
сторону нигилизма: человек вроде Базарова с
подобными взглядами на жизнь весьма уязвим
в своей позиции не только в споре, но,
главное, в жизни.


Павел
Петрович одобряет существующий в России
порядок, который позволяет ему жить, ничего
не делая. Он говорит о своей любви к народу,
но народа он не знает и ошибочно полагает,
что крестьяне вполне удовлетворены своей
жизнью. Кирсанов упрекает Базарова в том,
что тот презирает не народ, а то состояние,
которым угнетены люди. Павел Петрович
преклоняется перед всем иностранным, он
читает только старые английские книги, его
речь насыщена французскими, немецкими,


английскими
фразами. А свой родной язык он искажает,
считая это признаком аристократизма.
Базарова раздражает обилие иностранных
выражений, которыми злоупотребляет Павел
Петрович.

Их
нравственные позиции в корне различны. Я
думаю, что Павел Петрович не верит в
возможность переделать жизнь, хотя и готов
вынести удары судьбы и сохранить
достоинство. Базаров же, наоборот, верит в
возможности человека, он готов изменить мир
во что бы то ни стало.


Явный
контраст наблюдается и при описании
автором внешности героев. Очень продуманно
соотнесены детали портретов: смена
костюмов в течение суток - и пренебрежение
к “одежонке”; аристократическая
прекрасная рука - и красная рука без
перчаток; изящество, стройность и “стремление
вверх” - и ленивые спокойные движения

;
красота лица и глаз - и длинное худое лицо.

Итак, две
противоположности, представители разных
поколений и классов общества. К чему они
пришли в итоге?


Павел
Петрович продолжает жить той же жизнью.
Хотя после его знакомства с Евгением что-то
в нем самом изменилось. Например, он
посоветовал своему брату жениться на
Фенечке. Из ярого защитника
аристократических принципов он
превратился в пассивного наблюдателя.


Базаров
умирает совсем молодым. Его смерть, на мой
взгляд, совсем не случайна, как может
показаться читателю. Мне кажется, Тургенев
прощается со своим героем потому, что время
Базарова еще не пришло. Его собственные
позиции были еще не так устойчивы, да и
время не подготовило той почвы, где
благодатно могли бы развиться стремления к
новой жизни. Программа Базарова имела
существенный недостаток: отвергая
действительно заслуживающее отрицания,
Базаров замахнулся и на вечные ценности.


В конечном
итоге, спор двух поколений нельзя решить
однозначно. Ясно одно: связь между
поколениями чрезвычайно важна, а
взаимоотношения, на мой взгляд, должны
строиться прежде всего на уважении к
человеческой личности.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов (по роману И. Тургенева «Отцы и дети»)

Вромане «Отцы и дети» И. С. Тургенев изображает 50-е годы девятнадцатого столетия, когда яростно противостояли друг другу два лагеря: дворяне и раз-ночинцы. Это противостояние нашло в романе отра-жение в образах Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова.

Жизнь в доме Кирсановых текла по привычному руслу, но мирное существование дворянского гнезда всерьез всколыхнул приезд Базарова, которого при-вез туда его приятель Аркадий Кирсанов. Базаров -сын простого уездного лекаря, он занимается естест-венными науками, планирует получить степень док-тора. Это личность яркая, незаурядная.

Аристократам неприятен и непривычен внешний вид Базарова и его поведение.ТОдет Евгений в балахон с кистями, он не носит перчаток и при встрече смело протягивает обнаженную красную руку. По всем пра-вилам этикета отец Аркадия Николай Петрович ду-шевно приветствует гостя, но тот ведет себя несколько развязно, на участие отвечает ленью в повадках и раз-говоре. Расшаркивание хозяев вызывает у Базарова иронию. Лицо его при встрече выражает самоуверен-ность и ум. Аркадий умоляет отца «приласкать» дру-га, но тот и так не знает, как угодить ему.

Евгению во всем противопоставлен Павел Петро-вич — бывший офицер, живет со своим братом в де-ревне и вся жизнь его проходит в раздумьях и воспо-минаниях о прошлом. Во внешнем виде его не развяз-ность, как у Базарова, а лоск и щегольство: «темный английский сьют, модный низенький галстух и лако-вые полусапожки». Облик Павла Петровича, как под-черкивает автор, «изящный и породистый». Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза, но еще более заметен он, когда Павел Петрович вынима-ет из кармана панталон свою красивую руку с длин-ными розовыми ногтями.

Важной для раскрытия образов героев романа яв-ляется их речевая характеристика. Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские вы-ражения, речь его строго изысканна. Евгений же го-ворит просто и бесхитростно, не задумываясь о прида-нии своей речи стройности и изящества.

Безрадостно приветствует Павел Петрович прияте-ля племянника. «Кто сей?» — неприязненно спраши-вает он и удивляется, услышав о том, что в гости к ним нагрянул друг Аркадия. «Этот волосатый?» — пре-зрительно вопрошает он. Не лучшего мнения о Павле Петровиче и Евгений. Иронично отзывается он о нем, говоря с Аркадием.

На следующий день после приезда Базаров берется за дело: он легко сводит знакомство с дворовыми мальчишками и принимается резать лягушек. Ему непривычно бездействие, процветающее в доме ари-стократов Кирсановых.

Аркадий тем временем разъясняет отцу, что База-ров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, все отрицает.

Постепенно Павел Петрович начинает чувствовать по отношению к Базарову все большее раздражение. «Его аристократическую натуру возмущала совер-шенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохот-но, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерз-кое». Конфликт между героями нарастает, когда Ба-заров принимается высказывать свои нигилистиче-ские суждения. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,— заявляет он Павлу Петро-вичу, знающему и любящему литературу. В разговоре Евгения то и дело звучит презрительная усмешка, он нисколько не пасует перед своим собеседником и даже нападает на него.

Рознит героев и их воспитание, отношение к любви. Павел Петрович Кирсанов воспитывался как все дети аристократических семей. Сначала основы знаний ему давали дома, потом определили в пажеский корпус. Он всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р., которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, по-седел и потерял интерес к жизни.

Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, эта-кой человек — не мужчина»,— замечает он, услышав историю жизни Павла Петровича. Базаров не согла-сен объяснять его поведение воспитанием. «Всякий человек сам себя воспитать должен»,— уверенно гово-рит он. «Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значитель-ности прожитой им жизни. Для Базарова подобная же драма означает унижение: она воспринимается как проявление позорной слабости, которую герой может извинить себе только на пороге смерти»,— утвержда-ет литературовед В. М. Маркович.

Павел Петрович и Базаров по-разному относятся к народу. Кирсанов идеализирует народ. «Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры»,— утверждает он. А Базаров говорит о тем-ноте, неразвитости народа, о его суеверии. Презирая народ, Евгений тем не менее свободно и с удовольстви-ем общается с ним. Как подчеркивал критик Д. И. Пи-сарев, «в отношениях Базарова к простому народу надо заметить прежде всего отсутствие всякой вычур-ности и всякой сладости. Народу это нравится, и пото-му Базарова любит прислуга, любят ребятишки...». А вот Павел Петрович, говоря с мужиком, отворачива-ется и нюхает надушенный платок.

Пушкина читать, по Базарову,— ерунда, боготво-рить природу — глупость, «Рафаэль гроша медного не стоит». Евгений цинично относится и к женщинам. Выслушивая базаровские суждения, Павел Петрович начинает просто ненавидеть его. Он считает его горде-цом, нахалом, циником и плебеем. Для Кирсанова возмутительно презрение к нему со стороны такого человека, как Базаров. Павел Петрович, негодуя все больше и больше, выходит на встречи с Евгением за-ранее раздраженный и решительный.

Кульминационным моментом в развитии их отно-шений является произошедшая между героями схватка. Слово «аристократишко», брезгливо бро-шенное Базаровым в адрес соседнего помещика, окончательно выводит из себя Павла Петровича, с горячим нетерпением ждавшего схватки с Евгением. В начавшемся споре Павел Петрович пытается наголову разбить соперника, справедливо упрекая его в том, что, разрушая, надо задываться и о строительстве. Базарова же это не беспокоит. Он намерен только "место расчистить".

"Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать", - заявляет Павел Петрович. Несколько позже он вызывает Евгения на дуэль.

В противостоянии героев раскрываются их характеры, обнажаются самые потаенные уголки души,. Несмотря на видимую развязность, которая оказывается лишь маской, в Базарове угадывается характер энергичный, волевой, мужественный. В то же время он оказывается искренним и добрым человеком. Кирсановы же - типичные аристократы, они ведут бездеятельный образ жизни. Евгений отличается от них любовью к труду и упорством в достижении намеченной цели.

Критик Писарев о Базарове писал: "Теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни".

Внешним конфликтом романа «Отцы и дети» является конфликт социальный, противостояние «отцов-аристократов» и молодой разночинной интеллигенции. Однако за внешним конфликтом стоит внутренний, раскрывающий глубинный, философский смысл произведения: отношение человека к жизни, к судьбе. Соответственно, каждый из персонажей в романе предстает в различных «ипостасях», имеет несколько различных «обликов» — социальный, психологический и философски-символический.

Проанализируем в данных аспектах образ Павла Петровича Кирсанова. Павел Петрович представляет собой тип блестящего аристократа, утонченного и рафинированного. Так, уже сама холеная внешность выдает в нем былого светского льва и щеголя: «вошел в гостиную человек среднего роста, одетый в темный английский сьют, модный низенький гал-стух и лаковые полусапожки», «его коротко остриженные седые волосы отливали темным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и легким резцом, являло следы красоты замечательной».

Между тем судьба была к Кирсанову не слишком благосклонной. Павел Петрович воспитывался в пажеском корпусе. Став офицером, он пользовался большим успехом в свете: Кирсанов был самоуверен, насмешлив и «забавно желчен». Он нравился женщинам, легко заводил романы, вызывая зависть мужчин. В двадцать семь он был уже капитаном, его ожидала блестящая карьера. И вдруг все изменилось. В петербургском свете появилась женщина, ставшая для Кирсанова роковой.

Павел Петрович страстно влюбился в княгиню Р., слывшую в свете легкомысленной кокеткой. Однако любовь не принесла Кирсанову счастья: ответив вначале на его чувство взаимностью, княгиня Р. вскоре охладела к нему. Однако это препятствие не остановило героя. Много лет он пытался сохранить эти отношения, много лет длилась эта иссушающая и изнуряющая страсть.

Мучительно привязавшись к княгине Р., Кирсанов никогда не мог понять ее, его поражала ее странность, неуравновешенность, что-то «заветное и недоступное» в ее душе, куда никто не мог проникнуть. После нежных свиданий он чувствовал на сердце лишь «разрывающую и горькую досаду». Расставшись с княгиней Р., Кирсанов пытался зажить старой, привычной жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Он состарился, поседел, о романах уже не помышлял. Вскоре Павел Петрович вместе с братом поселился в Марьине и больше уже никуда не выезжал.

Павел Петрович — главный противник Базарова в романе, основной оппонент его в идейных спорах. Кирсанов обладает рядом достоинств: он интеллектуален, проницателен, благороден, обладает волевым характером. По силе своего характера он действительно достойный соперник Базарова. Вместе с тем, Кирсанов консервативен и «в своей оценке человека держится на поверхности, не идет дальше взглядов, слов, случайных проявлений личности». Именно по этим факторам герой формирует свое мнение о человеке или явлении, мнение зачастую однозначное, безапелляционное.

Само же это мнение складывается у Кирсанова под влиянием его принципов, принятых в обществе правил, законов, догм, авторитетных мнений. И в этом слабость позиции героя. Если в Базарове Тургенев подчеркивает независимость мышления, тяготение героя к абсолютной внутренней свободе, творчеству, то в Павле Петровиче, наоборот, — умственную негибкость, духовную ограниченность, зависимость от стереотипов. В жизни Кирсанов придерживается строгих правил, от которых никогда не отступает.

С точки зрения усвоенных стереотипов Павел Петрович оценивает и Базарова. Базаров сразу же не понравился ему — как уважающий себя аристократ, он имеет предубеждение против «лекарского сына». При первом знакомстве с ним Кирсанов не подал руки «и даже положил ее обратно в карман». И в дальнейшем при разговорах с гостем Павел Петрович чувствует «тайное раздражение». Его «аристократическую натуру» возмущает уверенность Базарова, она воспринимается им не иначе, как дерзость, развязность.

Павел Петрович достаточно сдержан, однако в столкновениях с «упрямым нигилистом» выдержка и самообладание часто изменяют ему. Авторские ремарки многократно подчеркивают это: «весь побледнел», «возопил», «горел нетерпением». Мы открываем в Кирсанове и сословную спесь, и заносчивость, и определенную умственную неподвижность.

В описании героя часто проскальзывают иронические нотки, сам Тургенев писал, что в «фигуре Павла Кирсанова» он «погрешил против художественной правды и пересолил». Постоянная смена туалетов смешна и нелепа в условиях деревенской жизни, а Павел Петрович вышел на завтрак в «изящном утреннем костюме», с «маленькой феской» на голове. Уважали его за то, что от него «пахло какими-то необыкновенными, удивительно „благородными" духами».

Кирсанов далек от всего русского, национального. В имении он живет англоманом, уехав затем за границу, он общается больше с англичанами, не читает русских книг. Тургенев часто подчеркивает сухость, рационализм Кирсанова, его строгую приверженность принципам, постоянный контроль над своими чувствами и эмоциями. Глаза — зеркало человеческой души, но в «прекрасных темных глазах» Павла Петровича, поднятых к небу, не отражается «ничего, кроме света звезд». И далее писатель замечает: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски-сухая и страстная на французский лад мизантропическая душа...».

Однако и эта душа у Тургенева имеет право на существование. Кирсанов вовсе не так черств, как это кажется на первый взгляд. Несмотря на прагматичность его натуры, Павлу Петровичу, видимо, все-таки тоскливо и одиноко в Марьине. Лучшие годы его прошли безвозвратно, безвозвратно ушла любовь... Взор его обращается на Фенечку, и она напоминает ему княгиню Р. У Кирсанова возникает неясное чувство к молодой женщине, не вполне осознаваемое им самим, чувство, в котором он боится себе признаться.

Павел Петрович оказывается способен и на безумство: заметив флирт Базарова с Фенечкой, он вызывает Евгения Васильевича на дуэль. Сама дуэль эта описана, казалось бы, несколько иронически: Базаров ранит Павла Петровича, и последний теряет сознание. Однако обморок его непродолжителен, и вскоре «раненый джентльмен», открыв глаза, начинает обсуждать вид своего «усовершенствованного слуги».

Вместе с тем дуэль эта выявляет в Кирсанове его лучшие человеческие качества: рыцарство, понимание другого человека, способность устыдиться собственной заносчивости, признать достоинства противника. Убедившись в невиновности Фенечки, со слезами на глазах, эмоционально и вдохновенно, Кирсанов просит ее никогда не покидать Николая: «Фенечка! — сказал он каким-то чудным шепотом. — Любите, любите моего брата! Он такой добрый, хороший человек! Не изменяйте ему ни для кого на свете, не слушайте ничьих речей! Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым! Не покидайте никогда моего бедного Николая!»

Павел Петрович здесь в первый раз не скрывает своих чувств: «...глаза его блистали, и, что было всего удивительнее, тяжелая одинокая слеза катилась по его щеке». Фенечка изумлена, она не понимает, что происходит с Кирсановым. «„Господи, — подумала она, — уж не припадок ли с ним?.." А в это мгновение целая погибшая жизнь в нем трепетала».

Характерно, что именно Павел Петрович затем просит брата жениться на Фенечке. Кирсанов оказывается даже способным признать собственную неправоту, несостоятельность своего аристократизма. «Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме. Нет, милый брат, полно нам ломаться и думать о свете: мы люди уже старые и смирные; пора нам отложить в сторону всякую суету. Именно, как ты говоришь, станем исполнять свой долг, и посмотри, мы еще и счастье получим в придачу», — говорит он Николаю Петровичу.

Есть «рациональное зерно» и в самой «идейной позиции» героя. Кирсанов прав в своей критике универсальности базаровского отрицания. Быстрое течение обновляющейся жизни предполагает преемственность к культуре прошлого, к лучшим традициям его. И герой демонстрирует «практическое применение» этих культурных ценностей, позитивный, даже «утилитарный» смысл их.

Так, судьба жестока к Павлу Петровичу: вся жизнь его прошла под знаком «несостоявшегося счастья». Однако он и не думает сопротивляться: по отношению к жизни Кирсанов демонстрирует нам пассивность, «отчаяние пессимизма». Но герой способен как будто подняться над собственной трагедией. Как замечает В. М. Маркович, «драматизм человеческого существования» для него — «не только источник страданий, но и в такой же мере источник самоуважения. Павел Петрович... явно дорожит воспоминаниями о любовной драме... Традиционные критерии гуманистической культуры освящают это самоощущение и служат для него опорой».

Таким образом, характер Кирсанова неоднозначен. С одной стороны, мы видим в нем сухого, бездушного формалиста, слепо следующего всем нормам и правилам, принятым в аристократическом обществе, с другой стороны — смешного, нелепого, одинокого рыцаря, Дон-Кихота, до конца защищающего однажды усвоенные принципы.