Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Горе от ума реплики чацкого. Образ Чацкого в комедии «Горе от ума

Горе от ума реплики чацкого. Образ Чацкого в комедии «Горе от ума

Скаты являются ближайшими родственниками акул - оба этих надотряда рыб принадлежат к классу хрящевых подклассу пластиножаберных.
С акулами их объединяет то, что их скелет состоит не из костей, а полностью из хрящей.
В давние времена между рыбами этих двух надотрядов было гораздо больше внешнего сходства, однако эволюция и время изменили скатов, приспособив их к донному существованию, придав телу плоскую форму и изменив форму плавников и некоторых других органов. Но основной признак, объединяющий акул и скатов - хрящевой скелет остался без изменений.

Кроме отличительной плоской внешности скаты характеризуются тем, что жаберные щели у них расположены на брюшной стороне тела. Некоторые виды можно отличить от других хрящевых почти исключительно по этому признаку. Глазное яблоко у скатов сверху приращено к орбите. Мигательная перепонка всегда отсутствует. Анального плавника нет. Зубы у скатов шилообразной формы или представляют собой пластины, часто закругленные.
Ни у одного из них нет острых, лезвиевидных зубов, столь характерных для многих акул.

Подотряд скатов (Batoidea) включает в себя 4 отряда (орляковые, гнюсовые, скатообразные и пилорыбообразные), которые объединяют около 350 разных видов этих своеобразных рыб. Основные внешние признаки скатов известны каждому.
Скаты - это рыбы, имеющие плоское тело и сросшиеся с головой грудные плавники. Плавники скатов обычно называют крыльями. Когда скат парит в слое воды, он. действительно, чем-то напоминает парящего в небе орла. При перемещении в воде скаты большинства видов используют в качестве движителя не хвостовой плавник, который обычно отсутствует, а крылья.
Глаза скатов расположены сверху. Сверху же, сразу за глазами, расположены брызгальца - дыхательные отверстия жабр, необходимые для дыхания зарывшегося в песке ската.
Рот расположен снизу, и скаты никогда не видят, что едят. Двумя ноздрями они ощущают запах своей добычи.
Кроме того, скаты, как и другие хрящевые рыбы, являются обладателями чувствительных к электрическим полям сенсоров. Эти электрорецепторы позволяют установить местонахождение жертвы и идентифицировать ее по специфическим для каждого вида электрическим полям. Если скат обнаружит добычу, то его не остановит даже крепкая броня раковины. Зубы скатов - это толстые пластины, способные вскрыть даже прочную защиту моллюсков.

У скатов, как и у всех хрящевых рыб, внутреннее оплодотворение. Они относятся к яйцеживородящим рыбам. Копулятивный орган самцов - пара птеригоподиев, каждый из которых является видоизмененной задней частью брюшного плавника.
Спаривание многих скатов происходит зимой. Во время спаривания самец находится сверху самки, почти вплотную следуя за ней и, ухватившись зубами за край её грудного диска, вводит один из птеригоподиев в клоаку самки.
Плодовитость скатов невелика, поэтому оплодотворенные яйца развиваются в утробе матери и кроме питания за счет желтка яйца, получают еще питательную жидкость, нечто вроде молока. Эта жидкость выделяется специальными выростами, расположенными на стенках матки. Такие выросты проникают в брызгальца эмбрионов, и питательная жидкость попадает прямо в пищеварительный тракт. Новорожденные малыши остаются в теле матери до тех пор, пока не превращаются в маленьких скатов. Сразу после того, как они покинут утробу матери, молодые скатики опускаются на дно, разыскивая себе пропитание - червей, раков, креветок.

Скаты очень широко распространены во всех морях и океанах.
Они встречаются как в холодных водах Арктики и Антарктики, так и в прибрежных акваториях тропических и субтропических морей. Сильно варьирует также и глубинный диапазон обитания скатов. Многие скаты живут у самого берега на мелководье, но известны и виды, обитающие на глубине 3000 м и более.
Скаты являются морскими рыбами, однако известно несколько видов, способных проживать в пресных водоемах.
В водах морей, омывающих Российские берега тоже водятся разнообразные выды скатов. Наиболее известен у нас скат-хвостокол, называемый "морским котом". Этот скат водится в морях Дальнего Востока, в северных российских морях, а также в Черном море. Достаточно известен и безобидный скат "морская лиса".

Различные отряды скатов имеют свои отличительные признаки.

Например, орляковые скаты (Myliobatidae) - имеют грудные плавники, сужающиеся или прерывающиеся в передней части на уровне глаз, так что голова отчетливо выделяется впереди диска. В то же время передние выступы грудных плавников соединяются друг с другом под вершиной рыла ската.

Гнюсовые скаты (Torpediniformes) объединяют электрических скатов. Представители этого отряда имеют обычно почти круглое тело, более толстое и мясистое, чем у других скатов. Узкая хвостовая часть довольно резко отделена от туловища, имеется Хвостовой плавник. Электрические скаты способны вырабатывать электрическую энергию, используя ее в качестве оружия нападения или защиты.

Представители отряда скатообразные (или обыкновенные или ромботелые скаты) (Rajiformes) характеризуются сильно уплощенным ромбовидным туловищем, наличием своеобразных выростов на тазовых хрящах и следов жаберных складок в брызгальцах. Тело обыкновенных скатов обычно покрыто крупными шипами и многочисленными мелкими шипиками. Мощно развитые грудные плавники этих скатов сливаются с боками тела, напоминая крылья. Два спинных плавника, наоборот, очень малы и расположены на кончике хвоста, тогда как сам хвостовой плавник находится в зачаточном состоянии или вовсе отсутствует. Хвостовые шипы у ромботелых отсутствуют.

Отряд пилорылые скаты или пилорыбообразные (Pristidae) включает лишь один род, заключающий 7 видов. Они отличаются от других скатов сильно удлиненным рылом, которое имеет форму вытянутой плоской лопасти, усаженной по бокам большими зубовидными выростами.

Размеры разных видов скатов могут сильно отличаться - о нескольких сантиметров до нескольких метров в размахе крыльев.
Самым крупным представителем надотряда скатов является скат-манта (второе название - "морской дьявол"), который достигает до 7 метров в размахе крыльев и более двух тонн веса.
"Морской дьявол" – довольно безобидное создание, несмотря на самые крупные из все скатов размеры и грозное имя. Этот скат не наделен ни электрической силой, у него нет шипов и жутких зубов. "Морской дьявол" обладает довольно добродушным характером, дайверов и пловцов не трогает. Манты или "морские дьяволы" встречаются во всех тропических океанах. Их можно заметить и на поверхности воды, и в ее толще, а когда они совершают свои знаменитые прыжки, то и над водой.
Следует отметить, что мясо этих скатов очень ценится за питательность и вкусовые качества с давних времен. Однако охота на эту крупную рыбу достаточно опасное занятие - несмотря на добродушный нрав, манта, благодаря огромным размерам, вполне может потопить утлое суденышко рыбаков.

В отряд орляковых скатов входит многочисленное семейство скатов-хвостоколов. Некоторые зоологи даже выделяют это семейство в отдельный отряд. Не думаю, что для нас с вами это столь уж важно, поэтому я буду придерживаться классификации, принимаемой большинством ученых.
Отличительным признаком скатов этого семейства является наличие у них в хвосте костного выроста - шипа, который используется хвостоколами в качестве оборонительного оружия. Обычно эти шипы соединяются с специальными железами, вырабатывающими ядовитое вещество.
Поэтому скатов-хвостоколов можно отнести к животным, представляющим для пловцов и дайверов определенную опасность в воде.
Случаев ранения людей шипами скатов известно немало. И хотя смертельные исходы чрезвычайно редки, ухо с ними необходимо держать востро. Сам по себе скат не относится к агрессивным в отношении человека животным, свое оружие он применяет, как правило, в случае опасности, например, если по неосторожности на него наступить. Но последствия от удара такого ската хвостом могут быть самыми тяжелыми.
В месте удара остается рваная рана - шип хвостокола имеет зазубрины, и, когда он вытаскивает его из раны, ткани тела жертвы рвутся.
Вот один из печальных примеров гибели человека от удара ската-хвостокола шипом.

Осенью 2006 года популярный австралийский натуралист, тележурналист и автор многочисленных фильмов о живой природе, Стив Ирвин погрузился с аквалангом под воду, чтобы заснять материалы о больших хвостоколах у Большого Барьерного рифа.
Он занимался сбором материала для своего очередного фильма "Смертельно опасные существа океана". Ведущий уже много раз погружался к скатам. Он знал, что эти рыбы редко бывают по-настоящему опасны для человека - у берегов Австралии зафиксировано всего два случая гибели туристов, раненных шипами хвостоколов.
Но, по-видимому, Стив слишком часто дразнил свою смерть. Одна из рыб напала на ведущего, когда тот находился над ней. Скат поднял свой хвост и ударил ядовитым шипом в грудь Стива, попав ему прямо в сердце.
Оператор, который плыл вслед за Стивом Ирвином, заснял его смерть на видеоплёнку. Позже она была передана жене Стива - Терри, которая решила её уничтожить.

Кожа хвостоколов гладкая, почти бархатистая на ощупь. Окраска спины тёмная. Коричневатых или серых, иногда грязных тонов. Зачастую спина ската покрыта ещё пятнами, полосами или кольцами. Брюхо светлое. Остальные признаки, кроме вооруженного шипом хвоста, аналогичны внешним признакам представителей надотряда.

Определенные неприятности могут доставить электрические скаты отряда гнюсообразных, которые поражают свою добычу, вырабатываемой в теле, электрической энергией. Электроэнергия вырабатывается особым органом - генератором и может применяться скатом, как оружие в любое время.
Электрические скаты, при помощи своих органов-генераторов тока, могут производить разряды напряжением до 300 вольт при силе тока 7-8 А (атлантический скат Торпедо (Torpedo marmorata), но обычно гораздо меньше - 5-40 вольт.
Такого напряжения вполне достаточно, чтобы парализовать жертву на продолжительное время и успеть употребить ее в пищу, поскольку электрические скаты питаются некрупными морскими организмами.
Человек может получить достаточно неприятные ощущения от электрического импульса, вырабатываемого крупными скатами, но особой угрозы для жизни они не представляют.
Интересно, что прежде считалось полезным получать разряды тока электрических скатов для лечения некоторых болезней, и страдающие недугом люди бродили босиком по мелководью песчаных пляжей, в надежде получить целительный удар...
Однако, для дайвера, погруженного в воду с головой, последствия поражения током могут оказаться гораздо ощутимее, чем для человека, бродящего в воде по колени.
Справедливости ради, надо отметить, что электрические скаты никогда не проявляют к людям беспричинной агрессивности, используя свое оружие только в случае крайней необходимости и опасности.
Главное - не наступать ему на спину.

Остальные виды скатов не представляют сколь-нибудь серьезной угрозы для здоровья дайверов.

Многие хищные рыбы, в первую очредь акулы, являются врагами скатов, поскольку любят полакомиться их нежным мясом. Не останавливает хищниц и наличие ядовитых шипов у скатов-хвостоколов - часто в желудках, например, тигровых и молотоголовых акул находят множество "боевых мечей" этих рыб. Судя по всему, шипы скатов не причиняют акулам существенного беспокойства.

Во многих странах (особенно Юго-Восточной Азии) скаты служат объектами специализированного промысла и их употребляют в пищу. Кухня этих регионов планеты богата экзотическими блюдами. Многие гурманы считают мясо скатов чрезвычайно вкусным, питательным и полезным.
Богатая витамином "А" печень скатов является сырьем для получения технического жира и производства различных медицинских препаратов.
Иногда даже встречается информация о чудодейственных свойствах этой печени в лечении некоторых трудноизлечимых человеческих недугов.
Кожа скатов, как и кожа акул, обладает уникальными прочностными свойствами, и тоже применяется в некоторых областях человеческой деятельности.
Поскольку скаты редко образуют плотные скопления, наиболее эффективным орудием их промысла специалисты считают донные ярусы.
Охотятся на скатов и любители подводной охоты.

Фамусовскому обществу, твёрдо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего», точнее - того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей общественное самосознание русского народа, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Чацкого в комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Чацкий в литературе 20-х годов XIX века - это самый яркий образ «нового человека», положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.

Сын покойного друга Фамусова, Чацкий вырос в его доме, в детстве воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров. Рамки комедии не дали возможности Грибоедову подробно рассказать, где учился дальше Чацкий, как он рос и развивался. Мы знаем только, что он человек образованный, занимается литературной работой («он славно пишет, переводит»), что он был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей (очевидно, в составе русской армии). Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его умственный кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, предохранили Чацкого присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к её народу, критическое отношение к окружающей его действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.

Возвратившись в Москву, Чацкий нашёл в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали её и в старые годы. Он нашёл тот же дух нравственного угнетения, подавления личности, который царил в этом обществе и до войны 1812 года.

Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею - с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно

Всё более ожесточённый характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - крушением его надежд на личное счастье; его выпады против дворянского общества становятся всё более резкими.

Чацкий вступает в борьбу с фамусовским обществом. В речах Чацкого со всей отчётливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы.

1. Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках, о крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха - века лести и спеси».

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

2. Если Фамусов, и рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить родине, а не прислуживаться начальству: служить бы рад, прислуживаться тошно»,- говорит он. Он защищает право служить просвещению страны путём научной работы, литературы, искусства, хотя и сознаёт, как это трудно в условиях самодержавно крепостнического строя, Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышены! в чип, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным,

Они тотчас: - разбой! пожар! И прослывёт у них мечтателем! опасным!!

Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской - «химик и ботаник».

3. Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам.

Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом. Он высокого мнения о русском народе. Называет его «умным» и «бодрым», то есть жизнедеятельным.

4. Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценность человека видит в его личных достоинствах.

5. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение аристократического общества, страшнее всего,- «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признаёт за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Мол-чалина: «Зачем же мнения чужие только святы?»

6. Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.

С большой полнотой и чёткостью духовные качества Чацкого выявляются в его языке: в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить.

Речь Чацкого - это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека.

По своему словарному составу речь Чацкого богата и разнообразна. Он может выразить любое понятие и чувство, дать меткую характеристику любому человеку и затронуть разные стороны жизни. Мы встречаем у него и народные слова (давеча, впрямь, пуще, чай), и выражения, свойственные только русскому языку: «ни на волос любви», «она не ставит в грош его», «да полно вздор молоть» и другие. Чацкий, как и декабристы, ценит национальную культуру: в его речи много старинных слов (вече, перст, вперит ум, алчущий познаний и т. п.). Иностранные слова он употребляет в том случае, если для выражения нужного понятия нет соответствующего русского слова: климат, провинция, параллель и т. п.

Чацкий строит свою речь в синтаксическом отношении разнообразно. Как оратор он широко пользуется периодической речью. Как литератор он приводит в своей речи цитаты из художественных произведений. В его словах:

Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен! -

Последняя строка представляет собой слегка изменённый стих Державина:

Мила нам добра весть о нашей стороне; Отечества и дым нам сладок н приятен.

(«Арфа», 1798.)

Ум Чацкого сказывается в широком применении им метких афоризмов, то есть кратких изречений-характеристик: «Свежо предание, а верится с трудом», «Блажен, кто верует: тепло ему на свете», «Дома новы, но предрассудки стары» и т. п. Чацкий умеет дать сжатые, но меткие характеристики людям: «Низкопоклонник и делец» (Молчалин), «Созвездие маневровой" мазурки» (Скалозуб), «А Гильоме, француз, подбитый ветерком?»

Тон речи Чацкого всегда отчётливо выражает его душевное состояние. Радостно взволнованный встречей с Софьей, он «оживлён и говорлив». Его остроты над москвичами в этот момент добродушны, речь его, обращенная к Софье, дышит лиризмом. В дальнейшем, по мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого всё больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Чацкого в комедии Горе от ума – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Чацкий и фамусовское общество. (3) Я прочитал великолепную комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума». Она создавалась автором в течение восьми Кто же Чацкий: победитель или побежденный? (3) «Горе от ума» - сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова. В этой пьесе через столкновения
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Роль частей речи в художественном произведении

  • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

), принадлежит к лучшей части тогдашнего русского молодого поколения. Многие литературные критики утверждали, что Чацкий – резонер. Это совершенно неверно! Резонером можно назвать его только постольку, поскольку автор его устами выражает свои мысли и переживания; но Чацкий – лицо живое, реальное; у него, как и у всякого человека, есть свои качества и недостатки. (См. также Образ Чацкого .)

Мы знаем, что Чацкий в молодости часто бывал в доме Фамусова , вместе с Софьей учился у учителей-иностранцев. Но такое образование не могло удовлетворить его, и он уехал за границу странствовать. Путешествие его длилось 3 года, и вот мы видим Чацкого снова на родине, в Москве, где протекало его детство. Как всякому человеку, вернувшемуся домой после долгой отлучки, ему здесь все мило, все возбуждает приятные воспоминания, связанные с детством; он с удовольствием перебирает в памяти знакомых, в которых он, по свойству своего острого ума, непременно видит смешные, карикатурные черты, но делает это вначале безо всякой злобы и желчи, а так, для смеха, для прикрасы воспоминаний: «француз, подбитый ветерком…», а «этот... черномазенький, на ножках журавлиных...»

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Перебирая типичные, иногда карикатурные стороны московской жизни, Чацкий горячо говорит, что когда

«...постранствуешь, воротишься домой,
И дым отечества нам сладок и приятен!»

Этим Чацкий совершенно отличается от тех молодых людей, которые, возвращаясь из-за границы в Россию, относились ко всему русскому с презрением и восхваляли только все то, что они видели в чужих странах. Именно благодаря этому внешнему сравнению родного русского с иностранным развилась в ту эпоху в очень сильной степени галломания , которая так возмущает Чацкого. У него разлука с родиной, сравнение русской жизни с европейской, вызвали только еще более сильную, более глубокую любовь к России, к русскому народу. Вот почему, попав вновь после трехлетнего отсутствия в среду московского общества, он под свежим впечатлением видит всю утрировку, все смешные стороны этой галломании.

Но горячий от природы Чацкий уже не смеется, он глубоко возмущается при виде того, как «французик из Бордо» царствует среди московского общества только потому, что он – иностранец; возмущается тем, что все русское, национальное вызывает насмешку в обществе:

«Как европейское поставить в параллель
С национальным – странно что-то!» –

говорит кто-то, возбуждая общий смех одобрения. Доходя в свою очередь до преувеличения, Чацкий в противовес общему мнению говорит с негодованием:

«Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев».
………………………
«Воскреснем ли когда от чужевластья мод,
Чтоб умный, добрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев?» –

подразумевая под «немцами» иностранцев и намекая на то, что в обществе в ту эпоху все говорили между собой на иностранных языках; Чацкий страдает, понимая, какая бездна отделяет миллионы русского народа от правящего класса дворян.

С ранних лет детям давалось иностранное воспитание, которое понемногу отдаляло светскую молодежь от всего родного, национального. Чацкий вскользь иронизирует над этими «полками» иностранных учителей, «числом поболее, ценою подешевле», которым доверялось воспитание дворянской молодежи. Отсюда – незнание своего народа, отсюда непонимание тяжелого положения, в котором находился русской народ, благодаря крепостному праву . Устами Чацкого Грибоедов высказывает мысли и чувства лучшей части тогдашнего дворянства, возмущавшегося несправедливостями, которые влекло за собой крепостное право, боровшегося с произволом заядлых крепостников. Чацкий (монолог «А судьи кто?..») яркими красками изображает картины такого произвола, вспоминая одного барина, «Нестора негодяев знатных», обменявшего нескольких из своих верных слуг на трех борзых собак; другого, – любителя театра, – который

«На крепостной балет согнал на многих фурах
От матерей, отцов отторженных детей»; –

он заставил «всю Москву дивиться их красе». Но потом, для того, чтобы расплатиться с кредиторами, распродал поодиночке этих детей, изображавших на сцене «амуров и зефиров», разлучив их навсегда с родителями...

Чацкий не может спокойно об этом говорить, душа его возмущается, сердце болит за русский народ, за Россию, которую он горячо любит, которой он хотел бы послужить. Но как служить?

«Служить бы рад – прислуживаться тошно», –

говорит он, намекая на то, что среди множества государственных чиновников он видит лишь Молчалиных или таких вельмож, как дядя Фамусова Максим Петрович.

Сюда, я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!
Карету мне, карету!»

В этом бурном порыве отчаяния видна вся пылкая, неуравновешенная, благородная душа Чацкого.