Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Был ли Базаров героем своего времени? Базаров “Герой своего времени” сочинение.

Был ли Базаров героем своего времени? Базаров “Герой своего времени” сочинение.

Сочинение на тему: «Базаров герой своего времени» по роману Тургенева «Отцы и дети»

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, написанный в 1861 году, по праву считается одним из самых известных произведений великого романиста. Тургенева всегда отличало удивительное умение увидеть, распознать героя эпохи, прочувствовать настроение общества. Роман “Отцы и дети” не стал исключением. В то время, когда он создавался, в стране шла упорная общественно-политическая борьба между разночинцами-демократами и либеральными дворянами. И те, и другие понимали необходимость проведения реформ, но относились по-разному к их проведению. Демократически настроенная молодежь выступала за коренные изменения в России, либералы предпочитали путь постепенных реформ. В результате в русском обществе произошел раскол: на одной стороне были революционеры-демократы, на другой — либералы.
Писатель верно заметил этот процесс и отразил его в своем произведении, Он решил обратиться к началу противостояния - концу 50-х годов. Не случайно действие романа происходит в 1859 году.

В этом произведении главный герой Базаров несомненно является выдающейся личностью, обладающей, прежде всего, широкими познаниями в естественных науках. Он привык трудиться и не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Его поведение и речи иной раз перерастают в “безмерную гордость” и самолюбие. “Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, тогда я изменю свое мнение о самом себе”. Базаров ставит себя очень высоко. “Ситниковы нам необходимы. Мне нужны подобные олухи. Не богам же… горшки обжигать!..” Базаров, подобно многим передовым людям конца 50-х — начала 60-х годов, являлся материалистом.

В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова наиболее ясно отражены их взгляды. Ведь, как известно, в спорах двух сильных личностей рождается истина. Основное направление их споров – это их отношение к дворянству, аристократическим принципам, природе, нигилизму, искусству. В вопросе об отношении к дворянству, аристократизму Павел Петрович считал, что главная миссия в развитии России, в ее будущем отводится им, аристократам. В то время как Базаров полностью отрицал аристократические принципы. Его слова «Исправьте общество, и болезней не будет» или «Это уж не наше дело … сперва надо место расчистить» дают нам понять, что Базарова не устраивает то общество, в котором он находится.

Но есть и другая сторона — это базаровские принципы, которые ничего кроме отрицаний в себе не заключают, они ничего России не могут дать. Такое течение приобрело название нигилизм, которое полностью невзлюбилось и отрицалось Тургеневым в его произведениях. Но здесь опять же существует такое понятие как нигилист. “Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает на веру ни одного принципа, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”, — заявляет Аркадий, явно со слов Базарова. Который отрицает все: и государственную систему, и религии, и общественный порядок, а так же старые морали и нравственные категории аристократизма. Со стороны же Павла Петровича отношение к нигилизму следующее: «Аристократизм – это принцип, а без принципов в наше время могут они безнравственные или пустые люди». Что касается народа, то Базаров верит, что он суеверен, патриархален, не может жить без веры, но одновременно с этим он и осуждает русский народ, понимает, что он неоднороден. Но дело в том, что в последствии и выяснится, что Базаров так же далек от народа, как и Павел Петрович.

Искусство, религия, природа, мир прекрасного — все это чуждо Базарову. “Природа — не храм, а мастерская”. “Рафаэль гроша медного не стоит”.

Мы видим, что Базаров — это сильная личность. При любых обстоятельствах он не отступает от своих принципов. Но в продолжение романа Тургенев решает преподнести своему герою очередное испытание. До встречи с Одинцовой ничто не может поколебать базаровские убеждения. Но здесь в герое начинают происходить изменения. Жизнь для него оказывается сложнее всех его теорий. Базарова охватывает чувство любви, тот романтизм, который он отрицал во всех, стал проявляться и в нем. Его естество брало над ним верх. После признания Анне Сергеевне в любви Евгений терпит поражение, но, не унижаясь, он оставляет ее в покое и уезжает.

Неразделенная любовь отчасти разрушила идейные убеждения Базарова. Он впадает в пессимизм, нигде не может найти себе места. Но как человек огромной силы воли, он пытается побороть в себе романтика, взять себя в руки, но ему не удается стать таким, каким он был до встречи с Одинцовой. Утратив смысл жизни, потерпев фиаско в любви, поступившись многими своими убеждениями, герой в конце романа умирает, но не как нигилист, а как обыкновенный человек. Перед лицом смерти проявляется до конца недюжинная сила этой натуры. Писарев писал: “Умереть так, как умер Базаров — все равно, что сделать великий подвиг”.

Итак, Базаров Тургеневым описан как личность, имеющая на все собственные взгляды, мнения. Но так как Базаров – это человек нового времени, о котором общество 19 столетия еще не имеет понятия, то мы видим, что он не является во многом нужным человеком для России. Он не нужен как нигилист, но необходим как сильная, титаническая личность, в которой были живы вечные человеческие ценности. Таким образом мы можем сделать вывод, что все это делает Базарова героем своего времени.

Беспокойный, но тоскующий Базаров, несмотря на весь его нигилизм.
Ф. М. Достоевский
XIX век. Век развития лучших традиций русской классической литературы. Век, ознаменованный глобальными историческими событиями, которые повлияли не только на общество и стронув целом, но и на каждую личность в частности. Век появления и крушения идей, иллюзий и разочарований, поисков героя и способа нравственного оздоровления общества.
Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» появился тогда, когда исчерпал себя путь поиска героя, начатый А.С.Грибоедовым в комедии «Горе от ума» (Чацкий) и продолженный А.С.Пушкиным (Онегин), М.Ю.Лермонтовым (Печорин), И.С.Тургеневым (Рудин, Инсаров). Герой-дворянин, исключительная личность оказался несостоятельным, «состарившимся в бездействии». Его будущее - Илья Ильич Обломов, герой одноименного романа И.А.Гончарова.
Должен был появиться новый герой, герой, отвечающий запросам времени, герой, отражающий его своеобразие: растерянность в умах, бездействие, отсутствие одной идеи, объединяющей общество, и наличие множества, общество разделяющих. И такой герой появился именно у И.С.Тургенева как у писателя, наиболее чупиао реагирующего на социальные перемены.
Евгений Васильевич Базаров. Кто он? «Я хотел сделать из него лицо трагическое», -скажет о своем герое сам Тургенев, и именно трагичность Базарова и является порождением его времени.
Базаров представляет одну из многочисленных теорий своего времени - нигилизм, пришедший из Германии, но прижившийся на русской почве крайне ограниченно и именно в это время. Но разве на пустом месте появился нигилизм? Отрицание всего, что составляет основу существования русского дворянства: любви как чувства, а не как физиологии («Проштудируй-ка анатомию глаза, откуда там взяться загадочному взгляду?»), искусства, поскольку оно бесполезно, природы как источника наслаждения («Природа не храм, а мастерская»), смерти как философской категории, а не как медицинского явления? Конечно, нет. Если эти нравственные ценности не спасли русское общество, значит, их нужно перечеркнуть, то есть отрицать. Вот откуда идея Базарова, признающего только то, что можно «потрогать руками», что проверил опытным путем, что материально. Все духовное же он отрицает.
Базаров - первый герой русской литературы, который действует, который работает («лягушек режет»), который имеет профессию: он врач. И профессия не случайна, она тоже отражает время. Врач лечит, а общество больно, и Базаров как бы призван лечить это общество. Недаром он говорит: «Исправьте общество - и болезней не будет».
Конфликт романа, в свою очередь, является порождением времени. Что происходит в реальном мире? Спор дворян и разночинцев, либералов и радикалов, старого и нового, спор поколений, спор «отцов и детей». Что происходит в романе? Спор между П.П.Кирсановым (дворянином, аристократом, либералом, представителем «отцов», человеком, для которого «принсипы» важнее живой жизни) и Е.В.Базаровым (разночинцем, «плебеем» («Мой дед землю пахал»), радикалом, представителем «детей», который пришел «место расчистить»).
Судьба Базарова тоже закономерна. Испытание временем выдержали только истинные ценности, а ими являются категории бытия: любовь, природа, искусство, жизнь, смерть. Базаров познает любовь и понимает, что чувство не поддается препарированию, он не может разумом подавить в себе любовь к Одинцовой. Одно звено цепи, составляющей его теорию, рушится. Что же делать человеку, привыкшему верить только опыту, когда огромный пласт таким образом добытых знаний оказался не твердой почвой, а трясиной? Сомневаться во всем остальном. Микроб уже попал в кровь Базарова со стороны духа, теперь осталось поразить тело. И совершенно логично болезнью, от которой умирает Базаров, является заражение крови. Он отравлен изнутри и должен умереть. Теория рушится, и поставить на ее место нечего. «Нужен ли я России?» -вопрос Базарова перед смертью. И герой приходит к выводу, что, видимо, не нужен.
Трагическая личность. Не «волк», как говорил Тургенев, не герой, а человек, чьи ошибки и заблуждения являются ошибками и заблуждениями мира, общества, времени, идейные искания которого Базаров и отразил.

В романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” показано русское общество конца 1850-х годов. Это час в России ознаменовалось бурными политическими спорами, ведшимися в преддверии отмены крепостного права. Вся Россия, по сути, раскололась на два противоборствующих лагеря: на либералов-дворян и на революционных демократов-разночинцев. Обе стороны понимали необходимость перемен, но представляли их по-разному. Революционные демократы придерживались более радикальных мер. Это противостояние проникало во все сферы жизни, и Тургенев очень правильно увидел и показал тот самый процесс.

Но был и еще один процесс, который Тургенев фактически предсказал. Это было появление нового течения – нигилизма. Нигилисты не имели никаких положительных идеалов, они отрицали все, что казалось им оторванным от жизни, не имеющее под собой доказательств и фактов.

Главный герой романа Евгений Базаров – персонаж чрезвычайно занимательный, порой противоречивый. По сути, он один представитель нового поколения в романе. Аркадий, его мнимый ученик, хочет быть человеком нового времени, с новыми представлениями и совершенно напрасно “напяливает” на себя базаровские идеи. Он вечно говорит громче и пафоснее Базарова, что и выдает в нем ложность его нигилизма. Он нисколько не пытается скрыть свои увлечения, которые Базаров презрительно именует “романтизмом”. Аркадий откровенно рад видеть отца в начале романа, тогда как Евгений смотрит на родителей несколько свысока. Аркадий не скрывает своей привязанности к Кате, в то час как Базаров мучительно пытается задушить в себе любовь к Анне Сергеевне. Базаров – нигилист по духу, Аркадий – на словах. Таковы же Кукшина и Ситников, с той лишь разницей, что они вдобавок еще и невоспитанны.

Базаров с пылом врывается в жизнь, стремясь как можно больше подорвать традиционные устои общества. Как и Онегин, Базаров одинок, но его одиночество создается резким противостоянием всем и вся.

Базаров часто употребляет слово “мы”, но кто эти мы – так и остается непонятным. Не Ситников же с Кукшиной, которых тот откровенно презирает. Казалось бы, появление такого человека, как Базаров, не могло не потрясти общество. Но вот он умирает, и, читая эпилог романа, мы видим, что судьба всех героев романа (за исключением стариков-родителей Базарова) сложилась так, как если бы никакого Базарова вообще не было. Лишь добрая Катя вспоминает в счастливую минуту свадьбы о безвременно ушедшем друге. Евгений – человек науки, но в романе нет ни единого намека на то, что он оставил в науке какой-нибудь след.

Так что же? Неужели Базаров “Прошел над миром без шума и следа?” Неужели Базаров был всего лишь лишним человеком в обществе или его жизнь стала образцом для многих, в том числе и тех, кто хотел и мог что-то менять? Тургенев не знал ответа на тот самый вопрос. Его пророческий дар помог ему раскрыть настоящее, но не позволил забежать в будущее. На вопрос тот самый ответила история.

Тургенев поместил своего героя в такие условия, где он кажется исключением из правила. Он, как уже говорилось, еле-еле ли не один представитель поколения детей в романе. Ни одному из остальных героев не удалось избежать его критики. Он вступает в споры со всеми: с Павлом Петровичем, с Анной Сергеевной, с Аркадием. Он белая ворона, возмутитель спокойствия. Но в романе показана лишь довольно замкнутая среда. На деле же Базаров не был единичным представителем нигилизма в России. Он был одним из первых, он лишь указал дорогу другим. Волна нигилизма прошлась по России, проникая во все новые и новые умы.

Перед смертью Евгений отрекается от многих своих идей. Он становится похожим на других людей: он дает волю своей любви, он разрешает отпеть себя священнику. Перед лицом неизбежной гибели он отметает все наносное, второстепенное. Он понимает, что его воззрения были ошибочны. Он осознает тщетность прожитой жизни, но разве это значит, что он не был нужен России?

Смерть Базарова стала смертью его доктрины лишь у Тургенева. Как ведать, не была ли бесплодность жизни Базарова попыткой Тургенева подавить в себе пророческие тревоги за будущее России, внушить себе, что Базаровы приходят и уходят, а жизнь продолжается?

Все же Базаров – человек своего времени, причем неблизко не худший. Многие его черты были преувеличены Тургеневым, это так, но как человек, Базаров достоин уважения. По словам Писарева, “На людей, подобных ему, можно негодовать, сколько душе угодно, но признавать их искренность – решительно надобно. Если базаровщина – болезнь, то она – БОЛЕЗНЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. “

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века,...

«Герой нашего времени» - так называется ныне знаменитый роман М.Ю.Лермонтова, опубликованный в 1840 году. Само название книги стало нарицательным. Конечно, слово «герой» не всегда надо понимать буквально. Героем называют не только того, кто воевал и совершил подвиги, не только военачальника или правителя. Герой – это еще и герой, т.е. центральный персонаж в литературном произведении, и типичный представитель своего поколения, который в жизни может и ничем особым себя не проявить.

В начале 60-х гг. XIX века был опубликован роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Произведение мало кого оставило равнодушным. Особенно жаркие споры разгорелись вокруг личности главного героя – Евгения Базарова. Мнения разделились: молодежь с восторгом узнавала в Базарове «своего», старшее поколение в массе своей негодовало и обвиняло Тургенева в клевете на себя. Сам писатель, таким образом, оказался как бы между двух огней. Он не мог симпатизировать Базарову во всем, но некоторые черты его характера вызывали искреннюю зависть. Герой словно сошел со страниц книги.

Что же позволяет говорить о Базарове как о герое своего времени? Во-первых, надо знать и помнить, что тогда было за время. А время было горячее! Отмена крепостного права, рост революционного движения, бурные успехи естественных наук.

Базаров – демократ с ног до головы. Он прост в обращении со слугами и крестьянами. Одевается как попало, как ему удобно. Выразительная деталь – его красная рука, видимо, никогда не знавшая перчаток. Он не аристократ и быть им не собирается. Таких людей называли тогда разночинцами. Их было немало, и они жаждали решительных действий.

Во-вторых, Базаров хоть и провозглашает себя нигилистом, т.е. человеком, не верящий ни во что, однако на самом деле ставит опыты над лягушками, работает, лечит людей. В работе для него заключен главный смысл его жизни.

В-третьих, слова у него не расходятся с делом. Он верен себе. В этом смысле Аркадий Кирсанов, Кукшина и Ситников – лишь жалкие пародии на нигилизм.

Базаров, несомненно, герой своего времени, только трагизм ситуации в том, что по-настоящему он еще не нужен этому времени. Вот почему Тургенев и обрек его на такую нелепую, но в контексте романа даже неизбежную смерть.

  • Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала 20 века? - -
  • Можно ли утверждать, что главный герой рассказа А.П. Чехова «Дама с собачкой» меняется на протяжении повествования? - -
  • Что вкладывает А.П. Чехов в понятие «футлярности» жизни? (по рассказу «Человек в футляре») - -
  • Согласны ли вы с утверждением, что Петербург в изображении Ф.М. Достоевского - полноправный герой романа? - -
  • Можно ли назвать дружбой взаимоотношения Базарова и Аркадия? - -
  • Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети») - -

Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» был написан в 1861 году и заслуженно считается одним из самых известных и ярких произведений великого русского писателя. Знаменитого романиста своей эпохи отличало уникальное умение распознавать героев своего времени, видеть их с первого взгляда, чувствовать отношение общества к этим героям и его настроение. Не исключением в этом отношении является и роман «Отцы и дети». В тот период времени, когда писался роман, в России отмечалось ожесточенное общественно-политическое противостояние между либерально настроенными дворянами и разночинцами-демократами. И те и другие прекрасно понимали, что в стране назрела необходимость проведения реформ, но обе стороны совсем по-разному видели эти реформы. Демократически настроенное молодое поколение выступало за коренные изменения в стране, в то время, как либералы видели решение проблем в проведении постепенных реформ. На почве этого в стране и произошел раскол, участниками которого стали демократично настроенная революционная молодежь и либеральная буржуазия. И. С. Тургеневу удалось достаточно верно и подробно рассмотреть процессы, происходящие в обществе и отразить их в своем произведении. В романе «Отцы и дети» писатель решил обратить свое внимание на начало политического противостояния – конец 50-х годов XIX столетия. Если быть более точным, то действие романа происходит в 1859 году. Главный герой этого выдающегося произведения русской литературы Базаров, вне всякого сомнения, является выдающейся личностью, которая вобрала в себя все лучшие черты прогрессивной молодежи. Он был образованным и отличался широкими познаниями в различных науках, он привык трудиться не покладая рук и не представляет своей жизни без труда, который позволяет ему быть самостоятельным и независимым. Несмотря на то, что иногда разговоры и поведение Базарова имели все признаки чрезмерного самолюбия и гордости, он является настоящим героем своего времени. В образе Базарова писатель объединил все наиболее значимые черты передовых людей середины XIX столетия, которые в большинстве своем были ярыми материалистами. Споры Базарова и Павла Петровича Кирсанова достаточно ярко выражают их взгляды на жизнь и сложившуюся в современном обществе политическую ситуацию. Основное направление всех их споров – это характеристика дворянства и обсуждение принципов аристократизма, отношение к искусству и нигилизму. По словам Павла Петровича, основная миссия в дальнейшем развитии страны возлагается на аристократов, в то время, как Базаров полностью отрицал те надежды, которые его оппонент возлагал на дворянство. Как известно, именно в спорах рождается истина, и, расписывая их во всех подробностях, автор предоставляет читателям возможность составить свое собственное мнение и определиться со своим отношением к героям романа. Уже с первых минут знакомства мы видим, что Базаров – достаточно сильная личность, что позволяет ему не отступать от своих принципов при любых обстоятельствах. Однако в дальнейшем автор подвергает героя своего времени серьезным испытаниям. После того, как Базарова охватывает чувство любви, он начинает понимать, что реальные жизненные обстоятельства намного сложнее всех его теорий. И поскольку герой все-таки не может потерпеть поражения даже в любви, чтобы избежать унижения, ему приходится оставить Анну Сергеевну в покое и уехать. Утратив весь смысл своей жизни, потеряв уверенность в справедливости своей теории, потерпев крах в любви, Базаров в конце романа умирает. Но, умирая, он еще раз показывает нам недюжинную силу своей натуры. Именно эта сила делает Базарова героем своего времени, человеком новой эпохи, о котором общество тогда и не помышляло, человеком, во многом нужным своей стране и своему народу. Он и сегодня необходим России как сильная личность, как человек, в котором живы все человеческие ценности и вековая мораль.