Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Василий андреев первый основатель. Андреев василий васильевич

Василий андреев первый основатель. Андреев василий васильевич

Я хочу остановиться на личности видного российского музыканта, основателя и руководителя первого оркестра русских народных инструментов Василия Васильевича Андреева . Искусный музыкант, он внёс большой вклад в отечественную и мировую музыкальную культуру, открыл в ней новую главу русской национальной музыки, широко показал красоту её исполнения на народных инструментах. Погребён в Некрополе мастеров искусств (бывшее Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург .

В статье приводится биографический материал, статья «Струны души» к 120-летию музыканта (бывшее в 1981 году) и сведения о могиле.

Недавно, в январе 2011 года, исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Андреева .

* * *

АНДРЕЕВ Василий Васильевич – русский музыкант, виртуоз на балалейке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов. Свободно владел фортепьяно, скрипкой. Изучал русское народное творчество, играл на различных народных инструментах (балалайке, гармонике, жалейки, свирели). Андреев усовершенствовал народную балалайку. В 80-х годах по его чертежам скрипичный мастер В. В. Иванов изготовил 5-ладовую балалайку. При участии Андреева инструментальный мастер Ф. С. Пасербский сконструировал 5-ладовую (конец 1885- начало 1886), а затем 12-ладовую хроматическую (1886) балалайку. Позднее разработал (совместно с Пасербским) оркестровые разновидности балалайки (дискант, пикколо, прима, альт, бас, контрабас).
В 80-х годах XIX в. начал выступать в любительских концертах. В 1886 в Петербурге состоялся его первый публичный концерт. Блестящий виртуоз, тонкий художник, Андреев способствовал утверждению балалайки как концертного инструмента. Обладал большим дирижёрским талантом.
В 1887 организовал «Кружок любителей игры на балалайках» (ансамбль из 8 музыкантов), первый концерт которого состоялся в 1888. С этого же года гастролировал с ансамблем по России. Выступления на Всемирной выставке в Париже (осень 1889) принесли Андрееву и его «Кружку любителей» европейскую известность. Андреев был избран почётным членом Французской академии изящных искусств (1892). В 1896 Андреев расширил состав ансамбля (ввёл домры, гусли и другие древне-русские инструменты), «Кружок любителей» был назван Великорусским оркестром. Репертуар оркестра включал аранжированные Андреевым народные песни – плясовые, протяжные лирические (до Андреева на балалайке исполнялись только плясовые). Много концертировал (в 1908-1911 в - Германии, Англии, Франции, США; в 1912-1913 – по городам России). Вёл педагогическую работу. С начала 90-х гг. XIX в. преподавал в гвардейских полках (с 1897 заведующий преподаванием народной музыки в войсках гвардии). Создал балалаечные курсы в железнодорожных училищах (1913) и для сельских учителей (1915), Общество распространения игры на народных инструментах и хорового пения (1916) и другие. Организовывал лекции-концерты с целью пропаганды народной музыки. В 1917-1918 выступал с оркестром на фабриках и заводах, на фронтах Гражданской войны.

Соч.: пьесы для балалайки (соло для оркестровых балалаек), вальсы, в т. ч. Балалайка (1888, 1-е изданное сочинения Андреева), Фавн, Метеор, Орхидея; мазурки; полонезы; марши, в т. ч. Санкт-Петербург; Школа [на титульном листе имя издателя] для балалайки. Составил П. К. Селиверстов при участии известного известного артиста игры на балалайке В. В. Андреева с приложением песен, исполненных им на концертах (1887); Школа для балалайки с приложением песен, аранжированных для пяти балалаек (1894) и другие.
Лит. соч.: К вопросу о русской народной музыке, СПБ, 1899; Les instruments nationaux en Russie, ancients et perfectionnes, St.-Petersburg, 1900; Справочник, или Краткое руководство для оборудования великорусского оркестра, П., 1916; многочисленные статьи в журнале «Вешние воды», 1915-1916 гг. (в т. ч. Из опыта, № V-VI, Гусли звончаты, введённые в великорусский оркестр в 1913 году, № VII); Из воспоминаний, «СМ», 1961, №1.
Лит. : Чагадаев А., В. В. Андреев, М.-Л., 1948, 1961; Соколов Ф., В. В. Андреев и его оркестр, Л., 1962; Илюхин А. С., В. В. Андреев. Материалы к курсу истории исполнительства на русских народных инструментах, вып. 1, М., 1969.

О. А. Виноградова.

Публикуется по:

  • Статья Андреев Василий Васильевич в Музыкальной энциклопедии , том 1, М., 1973, стр. 164-165.

    СТРУНЫ ДУШИ

    Исполняется 120 лет со дня рождения выдающегося русского музыканта, виртуоза-балалаечника, создателя и руководителя первого оркестра русских народных инструментов Василия Васильевича Андреева.
    В. В. Андреев родился в Бежецке Тверской губернии в семье купца. Когда будущему музыканту было 7 лет, семья переехала жить в деревню Марьино (имение матери), ныне Молдино Удомельского района. Мальчик рано познакомился с народной песней, глубоко её прочувствовал и полюбил. В Молдине у старика крестьянина Антона Васильева он научился играть на балалайке. Овладев инструментом, он быстро опередил своего учителя. Но самодельная пятиладовая балалайка была несовершенной. Позднее Андреев совместно с мастером Ф. С. Пасербским сконструировал двенадцатиладовую хроматическую балалайку; затем они разработали оркестровые разновидности балалаек (дискант, пикколо, прима, альт, бас, контрабас).
    В 1886 году в Петербурге состоялся первый сольный публичный концерт Андреева, который стал приятной неожиданностью для публики.
    В 1887 году Василий Васильевич организовал «Кружок любителей игры на балалайках» (ансамбль из восьми музыкантов), первый концерт которого состоялся в 1888 году. С этого же времени Андреев гастролировал с ансамблем по России и за рубежом.
    «Честь и хвала Вам, Василий Васильевич, Вы ввели новый элемент в музыку», - писал Андрееву выдающийся русский композитор Антон Рубинштейн.
    «Какая прелесть эти балалайки! – восклицал П. И. Чайковский. – Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты».
    За десять лет маленький любительский кружок вырос в большой многогранный по своим художественно-исполнительским возможностям коллектив. Кроме балалаек, в его состав уже входили домры, гусли, свирели, жалейки, бубны, накры (литавры). «Кружок любителей» был назван Великорусским оркестром.
    «Вы делаете очень хорошее дело, стараясь удержать в народе его старинные, прелестные песни, - писал Андрееву Л. Н. Толстой. – Думаю, что путь, избранный Вами, приведёт Вас к цели и потому желаю успеха Вашему делу».
    Спустя ещё десятилетие оркестр Андреева получает всеобщее признание. По его образцу создавались многочисленные самодеятельные кружки.
    Концертные поездки оркестра Андреева за границу превратились в подлинно триумфальное шествие. Билетов на его концерты невозможно было достать. (Любопытный факт: в честь русского оркестра за рубежом были выпущены духи «Эй, ухнем», одеколон «Светит месяц», ботинки «фасон В. В. Андреев»).
    Почти во всех европейских государствах Андреева награждают орденами, а французская Академия искусств избирает его своим почётным членом.
    «Великорусский оркестр надо считать самым выдающимся явлением в музыкальной области нашей эпохи», - писала в те годы американская газета «Нью-Йорк таймс».
    Английская «Таймс» отмечала: «По справедливости каждая нация могла бы гордиться тем делом, которое создал в музыкальной области В. В. Андреев, подарив своему народу им воссозданный национальный оркестр, который по справедливости должен занять первое место среди существующих ему подобных у других народов».
    Помимо концертной деятельности, Андреев вёл большую педагогическую работу. С 1897 года преподавал в гвардейских полках, в 1913-м создал курсы балалаечников в железнодорожных училищах, в 1915-м организовал курсы для сельских учителей, в 1916-м – общество распространения игры на народных инструментах. Устраивал публичные лекции-концерты с целью пропаганды народной музыки. В 1917-18 годах выступал с оркестром на фабриках и заводах, на фронтах гражданской войны.
    Андреев сочинял пьесы для балалайки и оркестра. И сейчас в программах многих коллективов можно часто встретить написанные им вальсы, мазурки, полонезы, марши, другие произведения.
    Дело, начатое Андреевым, получило дальнейшее развитие за годы Советской власти. Только в Калининской области в настоящее время действуют два музыкальных и культурно-просветительное училище, 43 музыкальные школы, 6 школ искусств, в которых обучаются игре на народных инструментах около 1800 человек. В клубах и домах культуры области работают 36 самодеятельных оркестров и ансамблей народных инструментов, в которых участвуют более 500 человек.
    Отдавая дань уважения нашему выдающемуся земляку В. В. Андрееву в связи с 120-й годовщиной со дня рождения, управление культуры организует 6-8 февраля 1981 года областной праздник народной музыки. Он пройдёт в Бежецке и районе, Молдине, Удомле, Калинине. В празднике примут участие оркестры русских народных инструментов Бежецкого и Вышневолоцкого городских домов культуры, Максатихинского районного Дома культуры, ансамбль народной музыки «Истоки» областного научно-методического центра народного творчества и культурно-просветительной работы и другие, коллективы детских музыкальных школ области. Среди приглашённых будут Государственный Русский народный оркестр имени Н. П. Осипова, ансамбль «Карагот» Московского государственного института культуры, другие известные коллективы.

  • Значение АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

    АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

    Андреев, Василий Васильевич, виртуоз-балалаечник. Родился в 1862 году в г. Бежецке, Тверской губернии. В 1881 году занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов и образовал в С.-Петербурге из любителей игры на них так называемый великорусский оркестр из струнных (домры четырех различных размеров, балалайки шести размеров, гусли), духовых (брелка или жалейка - род свирели, пастушеского рожка), ударных (накры - род литавр из больших глиняных горшков с натянутой на них кожей, бубен). Большинство этих инструментов (домры, балалайки, накры), как показывают уже их имена, совсем не великорусского, а восточного, азиатского (турецко-татарского) происхождения, притом далеко не особенно древнего (например, балалайка не восходит далее начала XVIII или конца XVII века). После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный, но монотонный и скоро приедающийся колорит, в 1888 году, в русском обществе развилось широкое увлечение названными инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной легкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, обычно весьма невысокого музыкального достоинства, редко оригинальные композиции, вроде вальсов и т. п. салонных сочинений, совсем уже не "великорусского" пошиба). Виртуозно владея техникой игры на балалайке, А. выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для великорусского оркестра. Время от времени он совершает со своим оркестром концертные путешествия по России и Европе (где имел недавно огромный успех), а также заведует постановкой обучения игре на "великорусских" инструментах в войсках гвардии.

    Краткая биографическая энциклопедия. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
      (1861-1918) российский музыкант, исполнитель на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 - Великорусский …
    • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
      Василий Васильевич , русский музыкант, виртуоз на балалайке. Организатор и руководитель …
    • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
      музыкант (род. в 1862 г.). Из усовершенствованных им народных великорусских инструментов образовал в С.-Петербурге оркестр, в который вошли струнные (домры …
    • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
      (1861 - 1918), исполнитель на балалайке и дирижер. Усовершенствовал балалайку, разработал ее оркестровые разновидности. Организатор и руководитель первого оркестра русских …
    • АНДРЕЕВ ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      ? музыкант (род. в 1862 г.). Из усовершенствованных им народных великорусских инструментов образовал в С.-Петербурге оркестр, в который вошли струнные …
    • АНДРЕЕВ в Иллюстрированной энциклопедии оружия:
      Прокофий, саадашный мастер. Россия. Около …
    • АНДРЕЕВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
    • АНДРЕЕВ в Энциклопедии фамилий:
      Десятое место в первой сотне самых распространенных в России фамилий занимает эта. Происхождение ее предельно ясно - от имени Андрей, …
    • АНДРЕЕВ в Высказываниях великих людей:
      Ложь перед самим собою - это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью. Л.Н. Андреев …
    • ВАСИЛИЙ
      Василий II Болгаробойца (958—1025 гг.) — византийский император с 976 г. Подавил восстание малоазийской знати в 976—979 гг. и 987— …
    • АНДРЕЕВ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
      Андрей Андреевич (1895-1970). Выходец из рабочих, Андреев стал руководителем профсоюза железнодорожников в 1920-28 г.г. Надежный сторонник сталинского аппарата, А. был …
    • АНДРЕЕВ в 1000 биографий знаменитых людей:
      Леонид Николаевич (1871-1919). Русский писатель, родился в Орле, в семье землемера. В 1897 г. появился его первый рассказ "Бергамот и …
    • АНДРЕЕВ в Литературной энциклопедии:
      Леонид Николаевич — беллетрист и драматург. Происходил из полуинтеллигентной чиновничьей семьи, учился в Московском университете. Окончил юридический факультет. Молодые …
    • АНДРЕЕВ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
      Евгений Николаевич (1829- 1889), деятель рабочего и технического образования в России, педагог. Один из учредителей Русского технического общества (РТО), инициатор …
    • ВАСИЛИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      (Basileios), в Византии императоры: В. I Македонянин , император с 867, основатель Македонской династии. Из македонских (правильнее фракийских) …
    • ВАСИЛИЙ ЕПИСКОП СЕЛЕВКИЙСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      (в Исаврии). Присутствовал на соборе в Константинополе (448 г.), где спорил против Евтихия. На "разбойничьем" соборе в Ефесе В. подавал …
    • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      имя, очень часто встречающееся в русских былинах и народных повестях; к былинным богатырям принадлежат: В. Казимирович, В. Окульевич, В. Игнатьевич, …
    • АНДРЕЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      псевдоним Н. Г. Чернышевского (см.), под которым он помещал в последние годы жизни статьи в "Русских Ведомостях" и "Русской Мысли". …
    • ВАСИЛИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
    • ВАСИЛИЙ в Энциклопедическом словарике:
      I (1371 - 1425), великий князь московский с 1389. Сын Дмитрия Донского. В 1392 получил в Золотой Орде ярлык на …
    • ВАСИЛИЙ
      ВАС́ИЛИЙ МИРОЖСКИЙ (?-1299), игумен Спасо-Мирожского мон. в Пскове. Убит ливонцами, канонизирован Рус. правосл. …
    • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ВАС́ИЛИЙ МЕДНАЯ РУКА (? - ок. 932), вождь крест. восст. в Византии (ок. 932), принявший имя Константина Дуки. Казнён. Восст. …
    • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ВАС́ИЛИЙ КОСОЙ (?-1448), удельный князь звенигородский. Вместе с братом Дмитрием Шемякой вёл долголетнюю войну с Василием II Тёмным. Пытался захватить …
    • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ВАС́ИЛИЙ КАЛИКА (в миру Григорий) (?- 1352), архиепископ Новгородский (с 1330), писатель. Заключил выгодные для Новгорода соглашения с вел. князьями …
    • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ВАС́ИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Василий Кесарийский) (ок. 330-379), христ. церк. деятель, богослов, отец Церкви. Брат Григория Нисского, друг Григория Богослова, вместе с …
    • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ВАС́ИЛИЙ БУСЛАЕВ, герой былин новгородского цикла (14-15 вв.), гуляка и озорник, вступивший в бой со всем …
    • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ВАС́ИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (?-1569), моск. юродивый. Один из самых известных моск. святых, чей дар провидения почитал даже царь Иван IV Грозный. …
    • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ВАС́ИЛИЙ IV Шуйский (1552-1612), рус. царь в 1606-10. Сын кн. И.А. Шуйского. Возглавлял тайную оппозицию Борису Годунову, поддержал Лжедмитрия I, …
    • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ВАС́ИЛИЙ III (1479-1533), вел. князь московский, государь всея Руси (с 1505). Сын вел. кн. Ивана III и Софьи Палеолог. Уморил …
    • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ВАС́ИЛИЙ II Тёмный (1415-62), вел. князь московский (с 1425). Сын кн. Василия I и Софьи Витовтовны, управлявшей кн-вом совм. с …
    • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ВАС́ИЛИЙ I (1371-1425), вел. князь московский (с 1389). Сын вел. кн. Дмитрия Донского и Евдокии Дмитриевны. По завещанию отца стал …
    • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ВАС́ИЛИЙ II Болгаробойца (958-1025), визант. император с 976; из Макед. династии. Подавил восст. малоазийской знати 976-979 (во главе с Вардой …
    • ВАСИЛИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      ВАС́ИЛИЙ I Македонянин (ок. 836-886), визант. император с 867. Из крестьян фемы Македония. Основатель Макед. династии. Вёл борьбу против арабов …
    • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЕВ Пав. Зах. (1874-1950), певец (бас-баритон), нар. арт. СССР (1939). В 1909-48 в Ленингр. (Мариинском) т-ре оперы и балета. Проф. …
    • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЕВ Ник. Ник. (1880-1970), физик, основатель отеч. науч. школы акустиков, акад. АН СССР (1953), Герой Соц. Труда (1970). Тр. по …
    • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЕВ Ник. Анд. (1873-1932), скульптор, засл. деят. иск-в РСФСР (1931). Автор психологически выразительного, проникнутого внутр. трагизмом пам. Н.В. Гоголю (1904-09), …
    • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЕВ Мих. Степ. (1873-1948), этнограф и лингвист, ч.-к. АН СССР (1929), акад. АН Узб. ССР (1943). Тр. по быту, нар. …
    • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЕВ Леон. Ник. (1871-1919), рус. писатель. В ранних реалистич. рассказах - поиски социальной справедливости ("Баргамот и Гараська", 1898). Сочувствуя революционерам …
    • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЕВ Лев Ник. (р. 1931), иммунолог р-ний, акад. РАН (2000). Осн. иссл. по физиологии взаимоотношений р-ний и фитопатогенных …
    • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЕВ Ив. Ив. (1880-1919), рос. химик-технолог. Первым разработал (1915) и реализовал (1917) в заводском масштабе способ получения азотной к-ты каталитич. …
    • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЕВ Евг. Ник. (р. 1926), засл. парашютист-испытатель СССР (1958), полк., Герой Сов. Союза (1962), з.м.с. СССР (1963). Испытывал и катапультные …
    • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЕВ Дан. Леон. (1906-59), рус. поэт, мистик-духовидец. Сын Л.Н. Андреева. В ранней поэзии (с 1931) - тревожное ожидание катастроф, надвигающихся …
    • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЕВ Вл. Ал. (р. 1930), актёр, режиссёр, нар. арт. СССР (1985). С 1952 в Т-ре им. Ермоловой (в 1970-85 гл. …
    • АНДРЕЕВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
      АНДР́ЕЕВ Викт. Сем. (1905-88), архитектор, нар. арх. СССР (1978). Работал в Москве: адм. здание на ул. Горького (Тверской; 1949), посольства …

    андреев балалайка оркестр искусство

    АНДРЕЕВ И ВОЗРОЖДЕНИЕ БАЛАЛАЙКИ

    Замечательный патриот России, реформатор русских народны: инструментов, создатель и руководитель первого Великорусского оркестра, общественный деятель и педагог, композитор и дирижер, исполнитель-виртуоз на балалайке и гармонике -- таков Андреев, жизнь и творчество которого -- яркий пример служения своему отечеству.

    В. В. Андреев, так много сделавший для развития русской народно-инструментальной музыки, был человеком разносторонних дарований: талантливый музыкант и организатор, тонкий знаток живописи, прекрасный рассказчик, комический актер, превосходный танцор, наконец, кумир великосветских салонов и законодатель мод. Блестящее по тому времени воспитание, полученное им, тесное общение с известными деятелями музыки и искусства, незаурядные способности и личные качества снискали ему уважение и признание и позволили занять достойное место среди выдающихся сынов России.

    Василий Васильевич Андреев родился 3 января 1861 года в городе Бежецке Тверской губернии в семье потомственного почетного гражданина, купца первой гильдии. Когда мальчику исполнилось два года, умер отец и все заботы по воспитанию маленького Васи взяла на себя его мать -- высокообразованная, умная женщина.

    Он счастливо сочетал в себе лучшие качества своих родителей: унаследовал от матери обаятельность, темперамент, музыкальность, доброту и романтический склад души; от отца -- энергию, предприимчивость и волю. Эти черты сослужили ему впоследствии хорошую службу на трудном творческом пути.

    В детские годы зародилась любовь к простым людям. Музыкальные способности проявились у мальчика рано. И вот однажды пятилетнего Васю застали в людской с гармошкой в руках. Инструмент был изъят, увлечение «неподобающим» инструментом привело воспитателей в ужас и послужило толчком для матери -- начать серьезно обучать ребенка музыке. Но занятия на фортепиано не охладили интереса юного музыканта к гармонике.

    Известно, что в студенческие годы юноша усиленно занимался на скрипке, а его учителем был Н. В. Галкин, будущий дирижер Александрийского театра и профессор Петербургской консерватории. Занятия под руководством такого музыканта имели очень важное значение; и, видимо, в этот период у Андреева формируются и складываются определенные педагогические понятия о системе занятий. Все это он успешно применил впоследствии; скрипичные навыки помогли будущему «отцу русской балалайки».

    Жизнь на широкую ногу, содержание домашней челяди, частые поездки за границу пошатнули материальное положение Андреевых, и вскоре семья была вынуждена продать особняк и переехать на постоянное жительство в село Марьино. С этим местом связана вся дальнейшая судьба В. В. Андреева, ибо именно здесь в 1883 году состоялась та знаменательная встреча с балалаечником Антипом, о котором сам Андреев позже вспоминал так:

    «Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе своего деревенского дома (в сельце Марьино), выходящей на широкий двор обнесенный сельскохозяйственными постройками с двумя флигелями по бокам, и наслаждался тишиной деревенского вечера. Эта тишина в деревне наступает как-то сразу. Сейчас только еще раз давались человеческие голоса, в полях скрип колес, мычание коров и прочее, но с окончанием полевых работ все сразу погружается в тишину сладкого отдыха, оберегаемого самой природой. Кажется, что деревья боятся пошевелить листьями, чтобы не нарушить покой много потрудившихся людей. В подобные минуты бывает так тихо, что за много верст слышен какой-нибудь звук, которые днем не услышишь и в двадцати шагах. Я люблю эту тишину...

    В такой именно вечер я вдруг услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки: они исходили из одного из флигелей для рабочих. Я различил очень ясно, что играли на струнном инструменте. Игрок! наигрывал плясовую песню, вначале в довольно медленном темпе! а потом все быстрее и быстрее. Звуки разгорались все ярче, мелодия лилась, полная ритма, неудержимо подталкивая к пляске. По двору шла работница с ведрами воды... Я заметил, как тяжелые ведра заколыхались и из них полилась вода, а ноги крестьяне стали быстро выделывать фигуры в такт с музыкой. Я почувствовал, что и собственные мои ноги стремятся проделать то же сам и что одна нога давно уже пристукивает в такт песне, исполняемое на неведомом инструменте невидимым игроком. Недолго продолжались эти чудеса. Я сорвался с места и подбежал к флигелю откуда неслись звуки. Передо мной на ступенях крыльца сидел мой работник, крестьянин, и играл на... балалайке! Я видел уж! раньше этот инструмент..., но никогда еще не слыхал игры на нем! Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры на балалайке и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент только с тремя струнами, может давать столько звуков!..

    Присмотревшись внимательно, как играл Антип, я попросил его тут же показать некоторые приемы игры». Трояновский свидетельствует о том, что Антип был левша, и потому Андреев на его балалайке сперва ничего не мог сыграть, пока наконец не догадался перевести струны Тогда дело пошло на лад, и талантливый В. В. Андреев через три дня далеко превзошел своего учителя».

    И далее Андреев продолжает: «А через неделю я уже играл на ней не хуже самого учителя, чем он был немало огорчен, негодуя, что в такой короткий срок ученик стал чуть не выше учителя. Правда, репертуар, которым располагал мой учитель, был невелик, да и, вообще, балалайка в то время была примитивной, т. к. на ней не было постоянных ладов, а они навязывались из тех же струн...

    Я помню, что тогда же, как каленым железом, выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства! Не знаю, что сильнее руководило мной -- инстинкт или национальное чувство. Я думаю, что было и то и другое, а соединение их дало мне ту силу, которая не знает на своем пути преград и не останавливается ни перед какими жертвами в своем стремлении довести дело до конца»1.

    Казалось, на этом закончится увлечение молодого барина простой русской балалайкой, но судьба распорядилась иначе. Неподалеку от Марьина находилось поместье страстного любителя игры на балалайке помещика А. С. Пасхина. У него он научился многим новым исполнительским приемам. Долгие часы проводит Андреев за расчетами и чертежами, решив усовершенствовать инструмент, ищет новые приемы игры, но ощутимого движения вперед нет. Наконец, после долгих раздумий, с согласия и благословения матери, 23-летний Андреев решает поехать в Петербург, где долгое время безуспешно обращается к известным музыкальным мастерам с просьбой сделать ему усовершенствованную балалайку. Один из них с условием «нигде и никому о том не рассказывать» соглашается изготовить концертный инструмент. Первая балалайка, сделанная мастером В. В. Ивановым в 1885 году, имела передвижные жильные лады и была далека от совершенства, но тем не менее позволила Андрееву выступать с ней на любительских вечерах.

    Первое упоминание в печати о деятельности В. В. Андреева относится к 1886 году. И если в самом начале на игру В. В. Андреева смотрели как на чудачество, не более, то по прошествии нескольких месяцев многие увидели в балалайке нечто большее. Причем отдельные обозреватели и критики справедливо связывали игру В.В. Андреева на народных инструментах и с общим интересом к разного рода проявлениям национального духа. Не случайно в тот период в Петербурге возникали многочисленные кружки и коллективные формирования в виде народных (вокальных и инструментальных) хоров и капелл.

    Проходит сравнительно немного времени, и имя В. В. Андреева в столице у многих на устах. Он неизменный участник великосветских раутов, на которых блистает актерскими и музыкальными способностями, играет на балалайке и гармонике. Газета «Кронштадтский вестник» № 48 от 26 апреля 1887 года сообщала: «Есть люди, которых природа одарила замечательными способностями. Таким счастливцем-баловнем, несомненно, является некто г. Андреев...».

    Дальнейшие выступления В. В. Андреева вызвали доброжелательные отклики: «В высшем обществе обратил на себя всеобщее внимание также г. Андреев, любитель, неподражаемо играющий на балалайке. Национальный инструмент, под рукой г. Андреева, положительно неузнаваем».

    Андреев получает таким образом большую моральную поддержку. Он заказывает известному музыкальному мастеру Ф. С. Пасербскому новую балалайку, сначала пятиладовую, а вскоре и хроматическую, двенадцатиладовую. Появление хроматической балалайки открывает новые исполнительские горизонты, и, по существу, именно с этого момента начинается история возрождения народного инструмента в новом его качестве. В. В. Андреев очень серьезно и много работает над освоением его и повышением своего исполнительского мастерства.

    После этого следует целая серия концертных выступлений, и новая балалайка в руках Андреева начинает завоевывать аудиторию. Однако одними концертами решить эту задачу, безусловно, было нельзя. Андреев решает создать руководство для игры на балалайке. К этой цели он склоняет известного издателя П. К. Селиверстова, совместно с которым была выпущена в 1887 году первая Школа игры для 5-ти ладовой балалайки, наиболее распространенной в тот период. Почти семь лет это пособие являлось единственным и сыграло большую роль в деле популяризации и распространения инструмента в России, в широких слоях населения страны.

    В. В. Андреев стремится к признанию и известности. Он "выступает как рассказчик, танцор, исполнитель на многих инструментах, а также неизменно играет... на балалайке и гармонике. Его выступления встречали по-разному. Большинство музыкантов-профессионалов, высоко оценивая виртуозность, технику и музыкальную одаренность Андреева, все же отказывалось признавать «музыкальную правоспособность» балалайки.

    Первые официальные сольные выступления в концертах и разного рода благотворительных вечерах, первое признание пробудили у Андреева мысль о создании кружка, о привлечении сторонников и последователей.

    Композитор Василий Андреев родился в 1861 году в купеческой семье. Он не стал торговцем, а увлекся музыкой. Благодаря ему возникла мода на русские которые получили значительное общественное признание и распространение на концертной эстраде. Андреев был не просто композитором, но еще и организатором, а также пропагандистом данной области искусства.

    Виртуоз и теоретик

    Свой первый оркестр Василий Андреев образовал в Санкт-Петербурге. В него вошли любители гуслей, жалеек, бубнов и других народных инструментов. Концерты оркестра распространили по всей стране увлечение игрой на балалайке. Сам Василий Андреев мастерски владел этим инструментом.

    Композитор фактически создал новую область музыкального творчества, получившую название русского народно-инструментального искусства письменной традиции. В нем слились как профессионально-академические, так и фольклорные элементы. Именно поэтому считается уникальным все то, что делал Василий Андреев. Композитор пришел к идее создания нового вида музыкального искусства далеко не сразу, хотя балалайка увлекала его с самого детства. Больше всего ему нравился самобытный тембр этого инструмента и его исполнительные приемы.

    Василий Андреев - композитор, отличавшийся фанатичной целеустремленностью в осуществлении собственных планов. С одной стороны, он был виртуозом живого исполнения, а с другой - вдумчивым теоретиком, написавшим огромное количество статей и книг на любимую тему.

    Первая хроматическая балалайка

    Хотя Василий Андреев специализировался на народных инструментах, влияние на него оказывала и академическая музыка. Три года он занимался на скрипке, беря уроки у выдающегося дирижера и скрипача Николая Галкина, бывшего профессором Петербургской консерватории. Именно поэтому Андреев со временем все больше предъявлял к балалайке требования, характерные для концертного инструмента. Передвижные ладовые порожки давали лишь диатонический звукоряд. Композитор же использовал фиксированную хроматическую темперацию. Он стал реформатором исполнительской техники.

    В 1887 году вместе с талантливым мастером Францем Пасербским Андреев создал первую хроматическую балалайку. Инструмент сразу снискал популярность. Летом того же года вышла книга «Школа игры на балалайке». Образец Пасербского имел основополагающее и кардинальное значение для дела всей жизни Андреева. Впервые появилась балалайка, которая стала академическим инструментом и сохранила свои характерные фольклорные свойства (количество струн, треугольную форму деки, приемы игры, строй). Возникли перспективы освоения на ней классического музыкального наследия.

    Популяризация балалайки

    Фактически Андреев подарил стране балалайку в усовершенствованном и улучшенном виде. До этого народность данного инструмента заключалась в его этнографическом происхождении, а теперь он стал народным еще и по своему массовому распространению. Многие специалисты считают данное явление уникальным в истории музыки.

    Всего лишь за десять лет балалайка прошла путь, на который другим инструментам требовались столетия. В начале XXI века в России их насчитывалось около 200 тысяч (при этом в Петербурге было около 65 тысяч).

    Преимущества андреевской модели

    То, для какого инструмента Василий Андреев написал множество статей и создал новую исполнительную технику, определило музыкальную моду его эпохи. Новая балалайка была усовершенствована таким образом, что она стала гораздо доступнее для начального освоения новичками. Ее звук оказался интонационно более отчетливым и звонким, чем звук предшественниц.

    Форма балалайки стала удобнее, а главное, компактнее. Преимущества не мешали инструменту остаться дешевым и простым в изготовлении. Он одинаково подходил как для лирической задушевной фольклорной песни, так и для темпераментной пляски. Совокупность всех этих плюсов привлекала все новых энтузиастов, желавших освоить неизвестное им музыкальное ремесло.

    Возникновение оркестра

    После появления новой хроматической балалайки Андреев обзавелся большим количеством учеников. Именно они вместе со своим преподавателем создали популярнейший петербургский оркестр (первоначальный состав - 8 человек). Первый его концерт прошел 20 марта 1888 года. Эта дата - день рождения оркестра русских народных инструментов.

    Партии инструментов дублировались и имели четкое функциональное разделение (аккордовое сопровождение, бас, мелодия). Балалайки играли в унисон. Позднее, в 1890-е, оркестр расширился до 16 человек.

    Пропаганда музыки в армии

    Знакомясь с тем, для какого инструмента Василий Андреев писал пьесы, создавал оркестры и сочинял книги, не следует забывать, что значительный вклад в его успех внесла грамотная кампания по популяризации балалайки. Став известным в столице, композитор стал организовывать тематические кружки в воинских частях. Он считал (и считал правильно), что демобилизовавшиеся и возвращавшиеся в родные места солдаты будут культивировать у знакомых и родных любовь к балалайке.

    Так в селах, на заводах и фабриках происходило возрождение фольклора, а широкие народные слои получали эстетическое и музыкальное воспитание. Уже хотя бы поэтому в плеяде великих музыкантов-просветителей достойное место занимает Василий Андреев. Пьесы композитора стали широко известны и использовались многими энтузиастами в качестве исходного материала для своего обучения.

    В 1897 году Андреев добился учреждения в армии преподавательского штата, занимавшегося пропагандой игры на балалайке. Многие солдаты, выучившиеся у композитора, играли в Мариинском театре. На концерте, посвященном 10-летнему юбилею коллектива Андреева, присутствовал оркестр, состоявший из 380 балалаечников.

    Однако не стоит думать, что организация обучения стала для композитора простым предприятием. На первых порах ему приходилось побороться с чиновничьим и бюрократическим аппаратом в военных канцеляриях, относившимся к народным инструментам с множеством предрассудков и презрением.

    Ученики композитора

    Вслед за петербургским оркестром Андреева по всей стране стали появляться аналогичные оркестры, специализировавшиеся на русской народной музыке. Вторым городом с новым кружком любителей игры на балалайках стала Москва.

    Расширялся и андреевский оркестр, в котором состояли самые преданные ученики композитора. Наибольшей известности среди них добился Николай Фомин. Он учился в Петербургской консерватории и привнес в кружок дополнительный академизм и профессионализм. Именно Фомин стал автором большей части переложений и обработок русских народных песен для оркестра. Его труды быстро перешли в разряд классических. Конечно на становление Фомина повлиял и сам Василий Андреев. «Метеор», «Фавн» и другие его произведения стали практическим руководством для нескольких поколений музыкантов.

    Андреев и домра

    Со временем Андреева перестал удовлетворять темброво однородный балалаечный оркестр. Он считал подобное звучание недостаточно разнообразным. Поэтому композитор начал вводить в свой оркестр все новые инструменты. Они помогли обновить концертную программу за счет более серьезных классических академических произведений. Интересно, что расширение репертуара андреевского оркестра поощряли многие знаменитые деятели русского искусства того периода. Музыка балалаек увлекла далеко не только музыкантов. Так, сохранилась переписка Андреева с великим художником Ильей Репиным.

    Ища подходящие для реконструкции русские народные инструменты, Андреев решил обратиться к струнной и щипковой домре. Вопрос о ее принадлежности тогда был дискуссионным. Андреев нашел «наследницу» давно исчезнувшей из широкого обихода домры в вятской балалайке. Их характерной чертой был круглый кузов (отличный от «классического» треугольного).

    Для какого инструмента Василий Андреев написал пьесы? Большая часть его произведений создана для балалаек. Тем не менее композитор многое сделал для популяризации и других инструментов. Пример домры в этом смысле самый показательный. Реконструировав ее, Андреев нашел новый источник тембрового разнообразия для своего оркестра русских народных инструментов.

    Обновление оркестра

    Первые домры по вятскому образцу были изготовлены летом 1896 года. После их добавления в концертную программу андреевский оркестр был переименован в Великорусский. Композитор объяснял причину появления новой вывески тем, что он с учениками использовал инструменты, характерные исключительно для северной и средней полосы страны. Тогда же в оркестре впервые появились реконструированные шлемовидные гусли.

    Помимо балалайки, Василий Андреев с детства любил гармонику. На этом инструменте он играл с самого раннего возраста. У себя дома в Марьино вместе с гармоникой композитор часто отдыхал после длительных концертов. На первых порах оркестр регулярно чередовал номера на этом инструменте с балалаечными. С помощью гармоники Василий Андреев исполнял серьезные и развернутые произведения. В то же время классическим для Великорусского оркестра этот инструмент так и не стал. Дело в том, что гармоника больше связана с городской песней, в то время как Андреев (при всей своей к ней любви) старался возродить более ранний пласт фольклора.

    Произведения музыканта

    «Воспоминания о Вене», «Фавн», «Бабочка», полонез №1 - вот далеко не весь список произведений, автором которых являлся Василий Андреев. «Орхидея» также была широко известным репертуарным номером Великорусского оркестра. Даже современные народные коллективы продолжают исполнять обработку песни «Светит месяцев», созданную композитором более ста лет назад.

    Василий Андреев написал пьесы инструментально колоритные, яркие по мелодичности и популярные среди самой широкой аудитории. Они привлекали к знакомству с новой оркестровой народной культурой все новых горячих приверженцев.

    Гастроли

    Инструментальный состав, собранный Андреевым, оказывал впечатление даже на самых признанных академических композиторов. Среди них был Николай Римский-Корсаков. Андреевское влияние чувствуется в его опере о городе Китеже. Сам пропагандист балалайки и других народных инструментов приветствовал идею сочинения для собственного оркестра новых масштабных произведений.

    Став популярным, коллектив Андреева начал давать концерты не только в России, но и за рубежом. Выступления Великорусского оркестра с аншлагом прошли в Германии, Франции, Америке и Англии. Известен случай, когда итальянский композитор отказался ехать в Берлин на премьеру собственной оперы «Паяцы» для того, чтобы в то же самое время посетить концерт Василия Васильевича.

    Андреев до последних лет оставался энергичным и преданным своему делу исполнителем. После революции началась Гражданская война, и композитор отправился на фронт с концертами. Его выступления пользовались массовой популярностью у красноармейцев. Во время одного из концертов Василий Андреев дирижировал на морозе в легком костюме и серьезно заболел. Его переправили в Петроград. Он скончался 26 декабря 1918 года. Могила Андреева находится на Композиторской дорожке где покоятся знаменитые деятели музыкального искусства.

    (1861-01-15 ) Место рождения Дата смерти Профессии Жанры

    Василий Васильевич Андреев (15 января - 26 декабря ) - музыкант, композитор, виртуоз-балалаечник .

    Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 - Великорусский оркестр).

    Биография

    После концертов этого оркестра, имеющего своеобразный колорит, в 1888 году в русском обществе развилось широкое увлечение назваными инструментами (особенно балалайкой) благодаря сравнительной лёгкости игры на них. Явился на них широкий спрос, в связи с которым возникло усиленное их производство мастерами музыкальных инструментов, поддержанное введением обучения игры на них в войсках. Стали издаваться школы и ноты (преимущественно аранжировки народных песен, оригинальные композиции, вальсы и другие сочинения).

    Виртуозно владея техникой игры на балалайке, Андреев выступал и в качестве композитора для своего инструмента и для великорусского оркестра. Время от времени он совершал со своим оркестром концертные путешествия по России и Европе (где имел огромный успех), а также заведовал постановкой обучения игре на русских народных инструментах в войсках гвардии.

    Василий Андреев являлся членом Русского Собрания и Всероссийского Национального Клуба .

    Память

    Г-ну Андрееву принадлежит первая честь в деле возрождения русской балалайки… - «Петербургский листок» № 80 от 22 марта 1888 г.

    Адреса в Санкт-Петербурге - Петрограде

    • 1912 - 20.12.1918 - Набережная реки Мойки, 64, кв. 30.

    Художественный фильм

    В 1987 году об В. В. Андрееве был снят художественный фильм Серебряные струны.

    Примечания

    Ссылки

    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Государственный академический русский оркестр им. В. В. Андреева

    Категории:

    • Персоналии по алфавиту
    • Музыканты по алфавиту
    • Родившиеся 15 января
    • Родившиеся в 1861 году
    • Родившиеся в Бежецке
    • Умершие 26 декабря
    • Умершие в 1918 году
    • Композиторы по алфавиту
    • Композиторы Российской империи
    • Композиторы XIX века
    • Композиторы XX века
    • Балалаечники России
    • Члены Русского собрания
    • Похороненные на Тихвинском кладбище
    • Андреевы

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Андреев, Василий Васильевич" в других словарях:

      Андреев Василий Васильевич - (1861—1918), музыкальный деятель, исполнитель на балалайке. Первый публичный концерт Андреев дал в Петербурге в 1886. Музыкант виртуоз, он способствовал утверждению балалайки как концертного инструмента. Организатор и руководитель первого… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

      Русский музыкант, виртуоз на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (основан в конце 1886 ‒ начале 1887 в… … Большая советская энциклопедия

      - (1861 1918) российский музыкант, исполнитель на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 Великорусский оркестр) … Большой Энциклопедический словарь

      Андреев, Василий Васильевич, виртуоз балалаечник. Родился в 1862 году в г. Бежецке, Тверской губернии. В 1881 году занялся усовершенствованием народных великорусских музыкальных инструментов и образовал в С. Петербурге из любителей игры на них… … Биографический словарь

      - (1861 1918), музыкальный деятель, исполнитель на балалайке. Первый публичный концерт А. дал в Петербурге в 1886. Музыкант виртуоз, он способствовал утверждению балалайки как концертного инструмента. Организатор и руководитель первого… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

      Андреев, Василий Васильевич - АНДРЕЕВ Василий Васильевич (1861 1918), исполнитель на балалайке и дирижер. Усовершенствовал балалайку, разработал ее оркестровые разновидности. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 Великорусский … Иллюстрированный энциклопедический словарь

      - (1861 1918), музыкант, исполнитель на балалайке. Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 Великорусский оркестр). * * * АНДРЕЕВ Василий Васильевич АНДРЕЕВ Василий Васильевич (14 января 1861, имение… … Энциклопедический словарь

      Большая биографическая энциклопедия

      Музыкант (род. в 1862 г.). Из усовершенствованных им народных великорусских инструментов образовал в С. Петербурге оркестр, в который вошли струнные (домры четырех величин, балалайки шести величин, гусли), духовые (брелка, или жалейка, род… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона