Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сколько лет прожил моцарт. Интересные факты из жизни музыканта и композитора

Сколько лет прожил моцарт. Интересные факты из жизни музыканта и композитора

История знает немало примеров, когда дарованный Богом или провидением талант его владельцы не использовали, «зарывали». В случае с Вольфгангом Амадеем Моцартом получилось иначе. Рано обнаружив в сынишке музыкальные задатки, отец старался всячески их развить и использовать на полную катушку. Сегодня его сочинения известны всем, а в одном из анекдотов времен «лихих девяностых» даже рассказывается о том, что композитор пишет музыку для мобильников. Это свидетельствует о том, что люди не забыли музыку Моцарта, но оставили его самого перед смертью в нищете и болезни.

Величайшая гордость Австрии и загадка Творца, композитор, который мог стать русским, символ истинного гения – его жизнь и гибель оставили намного больше вопросов, чем ответов. История этого удивительного маэстро давно обросла огромным количеством легенд и мифов, в которых больше выдумки, чем правды. Давайте разберемся, как сложилась судьба этого человека, какой вклад он внес во всемирное развитие музыкального творчества и чем пришлось пожертвовать ради этого.

Неутомимый Моцарт: биография затейника и шутника

Количество портретов этого композитора зашкаливает, однако лишь некоторые из них счиитаются подлинными, как сделанные во время его жизни. Наиболее вероятно, что истинный облик композитора Моцарта наиболее чётко отражен в неоконченной работе знаменитого австрийского художника Йозефа Ланге. Он писал его в 82-году восемнадцатого века, когда молодое дарование был еще в полном расцвете сил. Причина, по которой работа так никогда и не была завершена, остается неизвестной.

По отзывам современников, про Моцарта можно сказать, что был он человеком подвижным и малоусидчивым. Он постоянно постукивал ногами, перебирал пальцами или размахивал руками, жестикулировал при разговоре, мог отбивать какой-то ритм или отыгрывать в воздухе, «будто на клавире».

Краткое описание деятельности музыканта

Если судить по написанным современниками портретам и свидетельствам очевидцев, он имел густые светло русые волосы, бледную кожу и отличался небольшим ростом. Несмотря на неказистый вид, кто такой Моцарт, знали далеко за пределами его родного Зальцбурга. Он восторженно глядел на жизнь большими голубыми глазами, но в последние годы в них поселилась некоторая рассеянность, тревога и вселенская усталость от изматывающего образа жизни и работы «на износ». Уже к совершеннолетию он объездил практически все страны Европы, побывал при самых прославленных аристократических дворах, давал концерты и писал оперы для наиболее влиятельных личностей своего времени.

Относительно творчества и наследия, оставленного Моцартом потомкам, говорят много. Оно не похоже ни на что, что делалось до него, да и после подобного не нашлось. Свою глубочайшую эмоциональность он научился умело сочетать с предельной ясностью и строгими формами, составленными по всем музыкальным канонам. Он не просто умудрился написать для каждого жанра и формы, существующих в его время, но и сделать эти произведения нетленными, незабываемыми. Он является величайшим в истории музыки мелодистом, особое значение для которого играли оперы. Камерно-инструментальное, а также симфоническое дарование композитора заставило его отказаться от клавира и клавесина в пользу фортепиано, но все его сочинения отличаются отчетливостью, изысканностью, какой-то особой элегантностью и размахом.

Рождение и детство Вольфганга

Музыкальный талант передался будущему светилу музыкального творчества явно по наследству от отца. Леопольд Моцарт был сыном умелого зальцбургского переплетчика, который с раннего детства изучал теологию, готовясь стать богословом, одновременно «вникая» в скрипку и орган. Его музыкальные таланты в какой-то момент перевесили, и он устроился на работу придворным сочинителем ко двору местного архиепископа, который содержал собственную капеллу. Он женился на дочке попечителя богадельни, которая родила ему семерых детей. Выжить удалось только двоим.

Старшая сестрица, Мария Анна Моцарт, в быту была прозвана Наннерль. Она с ранних лет обладала красивым чистым голосом. Ее выучили игре на клавире уже к семи годам, она прекрасно пела и сама могла себе аккомпанировать. 27 января 1756 года на свет появился мальчик, который едва не стоил здоровья и жизни матушке. Только через день после появления на свет он был крещен, а в книге для регистраций появилась сложная запись на латыни - Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb, Amadeus) Mozart. Впоследствии он неоднократно будет посмеиваться над своим несуразным длинным именем, предпочитая называться просто Вольфганг или Вольфи.

Становление вундеркинда

Когда отец стал заниматься с Наннерль игрой на клавесине, маленькому Вольфгангу было интересно, и он ни на шаг не отходил от них. Вскоре после исполнения трех лет мальчонка уже мог часами сидеть за инструментом, подбирая созвучия. В этом возрасте он уже по памяти легко проигрывал некоторые, особо понравившиеся, части музыкальных пьес, услышанных ранее. На то время он был еще не знаком с нотной грамотой, но и этот момент был с лихвой наверстан – к четырем-пяти годам он изучил ноты и сам писал небольшие произведения в свою нотную тетрадку, обмакивая перо, а часто и пальцы, в чернильницу. Некоторые произведения того времени сохранились до наших дней, к примеру, «Аллегро До мажор» 61-го года восемнадцатого века.

Стоит узнать

Отец в жизни Вольфганга играл «первую скрипку», он любил его очень трепетно, сильно и нежно. В своих более поздних записках Моцарт пишет все имена, и даже свое собственное, вкупе со словом бог, с маленькой буквы. Заглавной в его жизни удостоились только три слова: Музыка, Честь и Папа.

Дети Моцартов никогда не ходили в школу – Леопольд занимался с ними сам, обучая всему, что знал. При этом у маленького Вольфи была особенность – он отдавался всему, что делал, без остатка. Когда он научился писать, все стены в детской были испещрены словами, а цифрами и уравнениями были покрыты даже стулья и нижние поверхности столов и иных предметов мебели. Отец мечтал видеть свою дочь оперной певицей, а сына – композитором. Но так уж было принято в ту эпоху, что требовалось сперва показать себя, как исполнитель, иначе заслужить почет и уважение сочинителя никак не получилось бы.

В семействе было принято отдавать все лучшее детям, потому, имея жалование в две с половиной сотни флоринов, Леопольд никогда не скупился на организацию «гастролей» своего сына и дочки. Оставив супругу дома, он взял Наннерль и Вольфи и впервые устроил для них «тур по Европе», открывающийся концертом для курфюрста Баварии Максимилиана III в Мюнхене. Везде крохотного музыканта ждал успех и бурные овации. Продлилось это путешествие чуть больше трех недель. Именно с него начался вояж Моцарта на долгие десять лет.

З года оттачивания виртуозных умений

Мюнхенский успех воодушевил Леопольда, который души не чаял в своих детях. Он решил продолжать концертную деятельность, пока получается, тем более что это приносило невероятный доход, кучу подарков и предложений, от которых было просто невозможно отказаться. Начало музыкальное семейство с Вены, где играли для самой императрицы Марии Терезии Вальбурги Амалии Кристины. Ее августейший супруг, Франц I, желая разоблачить «мошенника», стал требовать всевозможных трюков, вроде игры с завязанными глазами, одним пальчиком, накрытой платком клавиатуры и прочего, но мальчишка оказался на высоте, что умилило и поразило всех.

  • В 1763 году семья Моцартов собралась в Париж, где их ждали уже к середине осени. Концерты юного дарования снискали оглушительный успех, а его первые сочинения были тогда же опубликованы с обязательной отметкой, что принадлежат они семилетнему дитяте. Занимался этим уже новый покровитель – Фридрих Мельхиор фон Гримм, человек влиятельный и богатый.
  • В апреле следующего года они уехали из Франции и через пролив Па-де-Кале отправились в Англию. В Лондон удалось добраться быстро, а вот выбраться оттуда довелось лишь через пятнадцать месяцев. Тут Вольфганг свел знакомство с сыном «знаменитого Баха» – Иоганном Христианом Бахом, который давал ему частные уроки бесплатно. Мальчику удалось поразить виртуозной игрой даже самого короля Георга III. В Лондоне он уже стал полноценным композитором, начал сочинять не только для клавира, но также симфоническую и даже трудную вокальную музыку.
  • В июле шестьдесят пятого, поддавшись на уговоры посла Голландии, юный музыкант и его семья направились из Лондона в Гаагу. Там удалось сыграть и первые собственноручно написанные композитором симфонии. Однако именно в этой стране, где книгу Леопольда перевели и опубликовали, семейство чуть не потеряло сперва Наннерль, а затем и Вольфганга. Они по очереди перенесли страшнейший брюшной тиф.

Весной 66-го, почти через три года, Моцарты решили вернуться домой. Однако попасть в Зальцбург, к месту службы отца, удалось только в ноябре, так как приходилось останавливаться с концертами в разных городах, ведь следовало что-то есть.

Личная жизнь музыкального волшебника

В восемьдесят первом году, когда композитор и музыкант приехал в Вену, снимать комнату ему пришлось у знакомых из Мюнхена – господ Веберов. У них имелось трое прекрасных дочерей, отец которых – театральный суфлер – мечтал выгодно выдать замуж, но не было ни одного завидного жениха в округе. Сперва Вольфганг обратил внимание на старшенькую, Алоизию, обладающую ангельским голосом и мечтающую стать оперной певицей. Она была хороша собой, высока ростом и вскоре выскочила замуж за актера, а Моцарт женился на ее младшей сестрице – Констанции.

Эта девушка особыми талантами не отличалась, внешне была обычной, а мечтой ее было – выгодное замужество, позволившее больше не задумываться, что есть и во что одеваться. Хотя утверждать, что она не любила своего дражайшего супруга, сейчас уже бесполезно. Годы жизни Моцарта в браке полны лишений, но он не пал духом и старался всячески исправить ситуацию, компенсируя все адской работоспособностью. Возможно, именно такое отношение к работе и укоротило век великого композитора.

Леопольд, который никогда не давал благословения на этот брак, в итоге смирился. Но полюбить Констанцию так и не смог. Она родила супругу шестерых детей, но выжить удалось только двоим.

  • Карл Томас (1784), впоследствии ставший довольно известным пианистом и переводчиком.
  • Франц Ксавер Вольфганг (1791), впоследствии неплохой композитор, преподаватель и пианист.

О младшеньком сыне ходило множество сплетен, так как внешне он был не похож ни на отца, ни на мать. От Констанции он получил имя в честь ученика отца и друга семейства Франца Ксавера Зюсмайера, который долгие годы жил в доме Моцартов. Совпадение? Возможно все.

Реализация таланта во взрослые годы

Если говорить о жизни Моцарта кратко, не стоит забывать, что известность ему принесло предпринятое еще в детстве турне по Европе. Вернувшись домой, семейство узнало, что очень популярно среди соседей. На то время из мальчика — «дрессированной обезьянки», Вольфганг превратился в десятилетнего юного композитора, что было тоже неслыханно.

  • В семьдесят первом году поставили первую оперу Моцарта под названием Mitridate, Re di Ponto в Милане, где та была встречена овациями и большим успехом.
  • Через год также радушно и с энтузиазмом приняли вторую оперу — Lucio Silla. Она опять принесла успех, а также немалые деньги.
  • В том же году композитор написал работу для Мюнхенской оперной сцены под названием La bella finta Giardiniera и для Зальцбурга Il sogno di Scipione в честь избрания нового архиепископа города.

Он ни на секунду не прекращал писать, хотя дела стали идти из рук вон плохо. Очарование крохотного мальчонки, деловито исполняющего разнообразные трюки, была уже безнадежно потеряно, а взрослого Моцарта воспринимали с осторожностью, предпочитая отдавать заказы более зрелым, опытным и прославленным мастерам.

Венский период и путешествие по Германии

Шестнадцатого марта Вольфганг Амадей Моцарт впервые прибыл в Вену и поселился в меблированных комнатах мадам Вебер. На ее дочери он впоследствии и женился, правда, не на той, на которой желал. В этом городе он познакомился с Готтфридом ван Свитеном, бароном и известнейшим меценатом, имеющим записи концертов Гайдна и Баха. Эта музыка оказала на творчество австрийца немалое влияние. Он желала стать воспитателем и педагогом инфанты Элизабет, однако на эту должность был принят Антонио Сальери. Чтобы оставаться на плаву, он давал бесконечные уроки, которые изматывали его, но продолжал сочинять музыку, которая в нем просто жила.

К концу восьмидесятых годов восемнадцатого века материальное положение его оставалось прискорбным, хотя что написал Моцарт, мог ответить любой знатный гражданин практически какого-угодно города Европы. Оглушительный успех «Фигаро» и «Дона Жуана» уже ушел в прошлое, а концерты («академии») не набирали достаточно количества желающих для проведения. Тогда, отправляясь в Германию, приятель и ученик Вольфганга князь Карл Лихновский, любезно предложил ему место в собственном экипаже. За три месяца он проехал Прагу, Лейпциг, Потсдам, Дрезден, прежде чем попасть в Берлин. Однако ожидаемой прибыли трудная поездка так и не принесла. Домой пришлось возвращаться почти с пустыми карманами.

Творческая конкуренция между Моцартом и Сальери: связь с масонами

Вопреки сложившемуся стереотипу, который был создан Пушкиным, Антонио Сальери не имел никаких претензий к Моцарту. Никакой откровенной вражды или ненависти меж этими двумя музыкантами не наблюдалось. Написанную в Вене «Свадьбу Фигаро», Антонио всегда называл лучшим творением Вольфганга. Именно он поспособствовал тому, чтобы максимально популяризовать ее, ведь после всего девяти «прогонов» она была снята с репертуара.

Тем не менее, принято называть Антонио отравителем композитора, и это прискорбно. В декабре восемьдесят четвертого Моцарт был принят в масонскую ложу «Во имя благотворительности». В следующем году он убедил и Леопольда тоже присоединиться к масонам, что тот и сделал. Вольфганг старательно писал музыку для многочисленных ритуалов. Считается, что в знаменитой «Волшебной флейте» легко отслеживается огромное влияние темы вольных каменщиков. Однако, несмотря на бедственное положение, никто из «коллег» музыканта не помог ему в трудные времена, хотя он и писал душераздирающие письма богатому венскому предпринимателю Михаэлю Пухбергу. Получить не удалось ничего ни от приятелей, ни от масонов.

Смертельный реквием

Весной девяносто первого года в творческом процессе молодого композитора наметился настоящий прогресс. Он стал активно дорабатывать то, что ранее никак не мог завершить. Вольфганг попытался получить должность капельмейстера, заместителя Антонио Сальери, но результата не добился. Тогда он решил стать заместителем (неоплачиваемым) капельмейстера Леопольда Хофмана, который на то время уже был стар и слаб. Пережить его Моцарту так и не удалось.

Жарким летом 1791 года в квартиру Моцартов пришел странный и ничем не примечательный гражданин, одетый в темное. Он заказал заупокойную мессу, которую должен был забрать через несколько недель. Таинственный человек так никогда не явился за сочинением, а «Реквием» сам композитор счел «похоронкой» для себя. Позже историки выяснили, что никакой мистики в этом не было. Музыкальную пьесу на смерть жены заказал граф Франц фон Вальзегг-Штуппах, который просто не успел забрать ее вовремя.

Финал жизни великого композитора

В последний год у Моцарта стали проявляться симптомы смертельной болезни. Он часто падал в обмороки, у него была рвота, кружилась голова. На премьеру «Милосердия Тита» в Праге он прибыл уже совершенно больным и разбитым. Вернувшись домой, он засел за «Реквием», да так заработался, что жене пришлось вызывать врача и отбирать партитуру силой. Сперва это дало свои плоды, но к двадцатому ноября Вольфганг окончательно слег в постель. Руки и ноги его ослабли так, что он совершенно не мог ходить и даже держать в руках перо, а слух обострился до такой степени, что пришлось убирать из комнаты любимого кенара.

Супруга за больным почему-то не ухаживала, а занималась этим ее сестра Софи. Считается, что в это время жена и сама болела: она лечилась от язвы голени в Бадене с пресловутым Зюсмайером. Зрелище и правда было страшным: а от тела еще живого композитора разило (онкология?) так, что трудно было удержаться в помещении, а конечности распухли. Заговорили об отравлении (ртуть?), но углубляться в тему не стали.

Пятого декабря 1791 года Великий музыкант Вольфганг Амадей Моцарт скончался в своей постели, потеряв сознание только в последние два часа. Церковь запрещала погребение ранее сорока восьми часов, но на следующий день Моцарт был отвезен на кладбище и закопан в общую могилу, с нищими и преступниками. Точное место его захоронения так и осталось неизвестным. В конце двадцатого века, через двести лет после кончины великого музыканта, был организован показательный суд над Сальери, который последнего полностью и безоговорочно оправдал.

Увековечивание памяти о Моцарте

Несмотря на то, что прожил Амадей всего тридцать пять лет, он успел многое сделать. На его счету более шести сотен полноценных, завершенных музыкальных произведений. Памятники композитору установлены в его родном Зальцбурге и, в ставшей второй родиной, Вене. Его непростая судьба стала источником вдохновения для множества писателей, художников и кинематографистов.

Ему посвящены «Маленькие трагедии Пушкина, «Возвышенное и земное» Дэвида Вэйса и «Амадей» Питера Шеффера. В 1962 году на экраны вышла картина «Моцарт и Сальери» режиссера Владимира Гориккера. В честь него назван астероид Моцартия, а в Зальцбурге, через сто лет после смерти композитора стали выпускать конфеты Mozartkugel с начинкой из марципана.

Интересные факты из жизни музыканта и композитора

У Моцарта с детства был сильно чувствительный слух, а трубы он боялся почти до десятилетнего возраста. Приятель отца придворный трубач Андреас Шахтнер помогал ему избавить кроху от этого страха, играя ему чуть ли не на ухо. Однако ни к чему хорошему это не привело, мальчик бледнел и падал в обморок. Потому «мероприятия» пришлось прекратить.

Чтобы произвести впечатление на публику, отец научил Вольфганга играть с закрытыми глазами или с накрытой платком клавиатурой.

Когда Моцарту едва исполнилось двенадцать лет, ему заказал оперу сам император Священной Римской империи Иосиф II. Всего за несколько недель композитор справился с задачей и выдал на-гора «Мнимую простушку». Впрочем, произведение придворным певцам не пришлось по душе. Оно так и не было представлено публике.

Русский граф Андрей Разумовский, услышав «Волшебную флейту» в Вене, загорелся идеей устроить Моцарта придворным капельмейстером при русском дворе, о чем восторженно написал Потемкину. Он обещал купить Моцарту большое имение под Екатеринославом (ныне Днепр), доходы с которого должны были бы стать содержанием для композитора. Однако на то время Вольфганг был уже безнадежно болен, и вся затея провалилась.

Существует так называемый «эффект Моцарта», суть которого заключается в том, что прослушивание его музыки значительно усиливает мозговую активность. Правда, официальных результатов исследований данного вопроса нет. Потому, слушая бессмертные произведения, не стоит особо надеяться, что IQ станет выше.

Композитор обожал играть в бильярд, и у него в квартире в Вене, потом и в загородном доме, был установлен стол для этой игры. Разбираясь, на чем играл Моцарт, нельзя забывать и об этом потешном факте.

Моцарт (Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил (Готтлиб) Моцарт) родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург в музыкальной семье.

В биографии Моцарта музыкальный талант обнаружился еще в раннем детстве. Отец обучал его игре на органе, скрипке, клавесине. В 1762 году семейство едет в Вену, Мюнхен. Там даются концерты Моцарта, его сестры Марии Анны. Затем, во время путешествий по городам Германии, Швейцарии, Голландии музыка Моцарта поражает слушателей удивительной красотой. Впервые сочинения композитора издаются в Париже.

Следующие несколько лет (1770-1774) Амадей Моцарт проживал в Италии. Там в первый раз ставятся его оперы («Митридат – царь Понтийский», «Луций Сулла», «Сон Сципиона»), которые получают большой успех публики.

Отметим, что к 17 годам широкий репертуар композитора включал более 40 крупных произведений.

Расцвет творчества

С 1775 по 1780 года плодотворная работа Вольфганга Амадея Моцарта пополнила когорту его сочинений рядом выдающихся композиций. После занятия должности придворного органиста в 1779 году, симфонии Моцарта, его оперы содержат все больше новых приемов.

В краткой биографии Вольфганга Моцарта стоит отметить, что женитьба на Констанции Вебер отразилась также на его творчестве. Опера «Похищение из Сераля» пропитана романтикой тех времен.

Некоторые оперы Моцарта так и остались неоконченными, поскольку трудное материальное положение семьи заставляло композитора посвящать много времени различным подработкам. В аристократических кругах проводились фортепианные концерты Моцарта, сам музыкант был вынужден писать пьесы, вальсы на заказ, преподавать.

Пик славы

Творчество Моцарта следующих лет поражает плодотворностью наряду с мастерством. Знаменитейшие оперы «Свадьба Фигаро», «Дон-Жуан» (обе оперы написаны совместно с поэтом Лоренцо да Понте) композитора Моцарта ставятся в нескольких городах.

В 1789 году им было получено весьма выгодное предложение возглавить придворную капеллу в Берлине. Однако отказ композитора еще более усугубил материальный недостаток.

Для Моцарта произведения того времени оказались чрезвычайно успешными. «Волшебная флейта», «Милосердие Тита» – эти оперы были написаны быстро, однако весьма качественно, выразительно, с красивейшими оттенками. Известная месса «Реквием» так и не была закончена Моцартом. Произведение закончил ученик композитора – Зюсмайер.

Смерть

С ноября 1791 года Моцарт много болел и совсем не вставал с кровати. Умер знаменитый композитор 5 декабря 1791 года от острой лихорадки. Похоронили Моцарта на кладбище Святого Марка в Вене.

Тест по биографии

А вы хорошо запомнили краткую биографию Моцарта? Узнайте это прямо сейчас.

Вольфганг Амадей Моцарт - яркий представитель Венской классической школы. Он виртуозно владел различными музыкальными формами своего времени, обладал уникальным слухом и редким талантом импровизатора. Одним словом, гений. А вокруг жизни и смерти гения обычно немало слухов и домыслов. Композитор ушел из жизни в возрасте тридцати пяти лет. Его ранняя смерть стала предметом споров, легла в основу сюжетов литературных произведений. Как умер Моцарт? Что послужило причиной его внезапной смерти? И где похоронен Моцарт?

Композитор, биография которого вот уже более двух веков интересует исследователей по всему миру, умер в 1791 году. Жизнеописания выдающихся людей принято начинать с рождения. Но биография Моцарта столь обширна, что любой из периодов достоин пристального внимания. В этой статье речь пойдет, прежде всего, о том, как умер Моцарт. Существует множество предположение. Но согласно официальной версии причиной смерти стала длительная болезнь. Но прежде чем приступить к описанию последних дней Моцарта, следует изложить вкратце его биографию.

Детство

Где родился Вольфганг Амадей Моцарт? Городом детства юности великого музыканта является Зальцбург. Отец Амадея был скрипачом. Леопольд Моцарт посвятил свою жизнь детям. Он сделал все, для того чтобы его дочь и сын получили достойное музыкальное образование. Именно музыкальное. Уникальные способности с ранних лет проявлял как Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого представлена в нашей статье, так и его старшая сестра Наннерль.

Леопольд начал обучать дочь игре на клавесине довольно рано. Вольфганг был в то время вовсе мал. Но он следил за уроками сестры и повторял отдельные отрывки из музыкальных произведений. Тогда Леопольд решил, что его сын непременно должен стать композитором. Вольфганг, как и его Наннерль, выступать начал очень рано. Публика была заворожена игрой вундеркиндов.

Юность и начало творчества

С 1781 году герой этой статьи проживал в Вене. Гайдна - классика. Вольфганг Амадей Моцарт, наряду с этими великими музыкантами, создавал произведения, которые никогда не будут забыты. Таких высот достигнуть ему удалось не только благодаря врожденному таланту, но и усидчивости, трудолюбию.

Во сколько лет умер Моцарт? Композитору было всего тридцать пять. А за десять лет до смерти он обосновался в Вене. За этот небольшой отрезок времени Вольфганг превратился из малоизвестного музыканта в

Дом принадлежал Веберам, в семье которых было три незамужних дочери. Одна из них - будущая жена Вольфганга, Констанция. В тот же год, когда переступил впервые порог дома Веберов, он начал создавать оперу «Похищение из Сераля». Произведение было одобрено венской публикой, но имя Моцарта по-прежнему не имело веса в музыкальных кругах.

Слава

Вскоре Моцарт женился на Констанции Вебер. После свадьбы его отношения с отцом разладились. Моцарт-старший до последних дней относился к невестке враждебно. Пик славы Вольфганга приходится на середину восьмидесятых годов. За несколько лет до смерти он начинает получать огромные гонорары. Моцарты переезжают в шикарную квартиру, нанимают прислугу и приобретают фортепиано за сумасшедшие по тем временам деньги. Музыкант завязывает дружбу с Гайдном, которому однажды даже дарит сборник своих произведений.

В феврале 1785 года публике был представлен концерт для фортепиано ре-минор. «Почему великий Моцарт умер в нищете?» - порою можно услышать такой вопрос. На чем основано мнение о финансовом неблагополучии пианиста и композитора? Ведь в середине восьмидесятых годов Моцарт находился на пике своей славы. Он был одним из самых состоятельных музыкантом в Вене в 1787 году. За четыре года до смерти он отправил своего сына в очень дорогое и престижное воспитательное заведение. И в этом же году великий пианист вступил в масонскую ложу. Но в последние годы композитора несколько пошатнулось. Однако все же оно было далеко от нищеты.

Финансовые трудности

В 1789 году жена Вольфганга заболела. Он был вынужден отправить ее на лечебный курорт, что пошатнуло его материальное положение. Спустя несколько месяцев Констанция пошла на поправку. К тому времени уже имела немалый успех «Свадьба Фигаро». Моцарт занялся написанием произведений для театра. Он и прежде писал оперы. Но ранние его сочинения не имели успеха.

Последний год жизни для Моцарта стал весьма плодотворным. Он написал симфонию соль-минор, получил должность капельмейстера. И, наконец, начал работать над «Реквиемом». Это заказал незнакомец, желающий почтить память своей жены.

Реквием

Вольфганг Амадей Моцарт, биография которого удивительно насыщена событиями, несмотря на раннюю смерть, написал несчетное количество произведений. У него было множество учеников, он получал при жизни неплохие гонорары от публикации своих сочинений. Незадолго до смерти он начал создавать свое последнее произведение - «Реквием». Работа так захватила его, что он перестал принимать учеников. К тому же самочувствие его вдруг стало ухудшаться с каждым днем.

О том, как умер Моцарт, рассказано было годами позже родственниками, свидетелями смерти великого композитора. Среди них был и сын музыканта. Согласно воспоминаниям близких, Моцарту вдруг стало так плохо, что пришлось вызвать доктора. И ни какого-нибудь, а самого лучшего в Вене. Действительно, врачеватель помог музыканту. Однако улучшение долго не продлилось. Вскоре Моцарт слег окончательно.

Острая просовидная лихорадка

Согласно воспоминаниям Софи Вебер - свояченицы музыканта - после того, как состояние его ухудшилось, родственники приняли решение вызвать другого врача. Причина смерти Моцарта вызывает споры, потому как симптомы его были столь необычными, что не позволяли врачами прийти к единому мнению относительно диагноза.

В последние недели у композитора обострился слух. Он страдал от невыносимой боли, даже от прикосновения своего тела к одежде. Моцарт с каждым днем слабел. И, кроме того, его состояние ухудшалось вследствие несовершенных методов медицины. Больному регулярно пускали кровь: этот терапевтический прием в те времена считался универсальным. Причина смерти Моцарта, быть может, была бы установлена, если б он жил XXI веке. В восемнадцатом же столетии методы лечения были, мягко говоря, неэффективными. В свидетельстве о смерти гения стояло: острая просовидная лихорадка.

Этим заболеванием страдала в то время добрая часть венского населения. Как лечить его, врачи не знали. А потому один из докторов, посетив умирающего, заключил: его уже не спасти.

Общая ослабленность организма

Жизнь и творчество Моцарта - тема множества книги, художественных и документальных фильмов. Его редкий дар был обнаружен в раннем возрасте. Но помимо уникальных способностей, Моцарт, вопреки общепринятому мнению, необычайным трудолюбием. О том, как умер Моцарт, сказано сегодня немало. Существует версия о том, что великого музыканта отравил завистник Сальери. Но современники композитора полагали иначе.

После смерти Моцарта некоторые доктора утверждали, что умер от тяжелого инфекционного заболевания. Организм его не смог бороться в результате общей ослабленности. А ослаблен Моцарт был физически вследствие многолетних трудов без перерыва и отдыха.

С годами все сложнее исследователям установить диагноз музыканта. В записях Софи Вебер и других родственников немало противоречий. Именно эти обстоятельства и породили массу версий о смерти Амадея Моцарта. Рассмотрим каждую из них.

Сальери

Версия о том, что Моцарт погиб от руки завистника, - самая распространенная. И именно она легла в основу трагедии Пушкина. Согласно этой версии, жизнь и творчество Моцарта были окружены праздностью. Природа якобы наделила музыканта таким талантом, что и прилагать усилий не требовалось. Все Моцарту удавалось играючи, легко. А Сальери же, напротив, при всех своих усилиях не способен был достигнуть и жалкой доли того, что умел Моцарт.

Произведение Пушкина основано на художественном вымысле. Но многие читатели сегодня не отличают фантазий автора от подтвержденных фактов. Герои Пушкина спорят о том, что гений и зло - понятия несовместимые. В произведении русского писателя Сальери помешивает Моцарту яд, потому как не согласен с ним. Он полагает, что приносит праздного, но одаренного композитора в жертву искусству.

Мнение о том, что Сальери является убийцей, принято считать одной из версий еще и потому, что в начале девятнадцатого века в одном из церковных архивов была найдена его исповедь, в которой он признавался и раскаивался в содеянном. Подтвержденных фактов того, что этот документ действительно существовал, нет. Однако и сегодня многие поклонники творчества Моцарта уверены в том, что гений стал жертвой зависти «коллеги».

Констанция

Существует еще одна версия об отравлении. Приверженцы ее полагают, что Моцарта отправила на тот свет его супруга. А помог ей в этом один из учеников музыканта. Если верить слухам, то страстный роман Констанции и Зюсмайра сопровождался выяснениями отношений и чрезвычайно эмоциональными примирениями. Возлюбленный супруги Моцарта был человеком очень честолюбивым, если не сказать карьеристом. И он вполне мог вступить с Констанцией в любовную связь исключительно для того, чтобы извести своего великого учителя. Но для чего Зюсмайру было нужно избавляться от Моцарта? Что дала бы ему его смерть?

К тому же эта версия менее правдоподобна в силу того, что после смерти музыканта сохранился его дневник. И он является свидетельством глубочайшей преданности и любви, царившей в семье Моцартов.

Ритуальное убийство

И, наконец, последняя версия. Если брать во внимание лишь те, в которых говорится о насильственной смерти, то эта, пожалуй, самая правдоподобная. Как уже было сказано, великий музыкант состоял в масонской ложе. Масоны, как правило, помогают своим «братьям». Но они не помогли Моцарту тогда, когда тот испытывал тяжелые финансовые затруднения. Они даже проигнорировали смерть композитора, не отменив в знак траура очередное заседание.

Некоторые исследователи полагают, что причиной убийства стало намерение Моцарта создать свою ложу. В одном из последних произведений - «Волшебной флейте» - использована масонская символика. Демонстрировать нечто подобное непосвященным было не принято. Возможно, Моцарта убили его братья-масоны.

Погребение

О том, где похоронен Моцарт, известно. На кладбище Святого Марка. Дата же захоронения остается спорной. По официальной версии - 6 декабря. Распространено мнение, что хоронили Моцарта в братской могиле, предназначенной для бедняков. Но, по мнению историков, погребение происходило по третьему разряду. Это были и не похороны нищего, но и не пышная прощальная церемония великого композитора, пианиста, педагога. Как это нередко бывает, истинная слава к Вольфгангу Амадею Моцарту пришла после его смерти.

Вольфганг Амадей Моцарт, полное имя Иоанн Хризостом Вольфганг Амадей Теофил Моцарт (Joannes Chrysostomus Wolfgang Amadeus Theophilus Mozart), родился 27 января 1756 года в Зальцбурге. Он был седьмым ребенком в семье Леопольда и Анны Марии Моцарт, урожденной Пертль.

Его отец, Леопольд Моцарт (1719-1787), композитор и теоретик, c 1743 года был скрипачом в придворном оркестре зальцбургского архиепископа. Из семерых детей Моцартов выжили двое: Вольфганг и его старшая сестра Мария Анна.

В 1760-х годах отец отказался от продолжения собственной карьеры и посвятил себя воспитанию детей.

Благодаря феноменальным музыкальным способностям Вольфганг с четырехлетнего возраста играл на клавесине, с пяти-шести лет начал сочинять, в восемь-девять лет создал первые симфонии, а в 10-11 лет — первые произведения для музыкального театра.

С 1762 года Моцарт и его сестра, пианистка Мария Анна, в сопровождении родителей гастролировали в Германии, Австрии, Франции, Англии, Швейцарии и др.

Многие европейские дворы познакомились с их искусством, в частности, они были приняты при дворе французского и английского королей Людовика XV и Георга III. В 1764 году в Париже были впервые изданы сочинения Вольфганга — четыре скрипичные сонаты.

В 1767 году в Зальцбургском университете была поставлена школьная опера Моцарта "Аполлон и Гиацинт". В 1768 году во время поездки в Вену Вольфганг Моцарт получил заказы на оперы в жанре итальянской оперы-буфф ("Притворная простушка") и немецкого зингшпиля ("Бастьен и Бастьенна").

Особенно плодотворным было пребывание Моцарта в Италии, где он совершенствовался в контрапункте (полифонии) у композитора и музыковеда Джованни Баттиста Мартини (Болонья) и поставил в Милане оперы "Митридат, царь понтийский" (1770) и "Луций Сулла" (1771).

В 1770 году , в возрасте 14 лет, Моцарт был награжден папским орденом "Золотой шпоры" и избран членом Филармонической академии в Болонье.

В декабре 1771 года он вернулся в Зальцбург, с 1772 года служил концертмейстером при дворе князя-архиепископа. В 1777 году уволился со службы и отправился с матерью в Париж в поисках нового места. После смерти матери в 1778 году, вернулся в Зальцбург.

В 1779 году композитор вновь поступил на службу к архиепископу органистом при дворе. В этот период он сочинял в основном церковную музыку, но по заказу курфюрста Карла Теодора им была написана опера "Идоменей, царь критский", поставленная в Мюнхене в 1781 году. В том же году Моцарт написал прошение об отставке.

В июле 1782 году в венском "Бургтеатре" была поставлена его опера "Похищение из сераля", имевшая большой успех. Моцарт стал кумиром Вены, причем не только в придворных и аристократических кругах, но и среди посетителей концертов из третьего сословия. Билеты на концерты (так называемые академии) Моцарта, распространявшиеся по подписке, распродавались полностью. В 1784 году композитор дал в течение шести недель 22 концерта.

В 1786 году состоялись премьеры небольшой музыкальной комедии Моцарта "Директор театра" и оперы "Свадьба Фигаро" по комедии Бомарше. После Вены "Свадьба Фигаро" была поставлена в Праге, где встретила восторженный прием, как и следующая опера Моцарта "Наказанный распутник, или Дон Жуан" (1787).

Для венского императорского театра Моцарт написал веселую оперу "Все они таковы, или Школа влюбленных" ("Так поступают все женщины", 1790).

Опера "Милосердие Тита" на античный сюжет, приуроченная к коронационным торжествам в Праге (1791), была принята холодно.

В 1782-1786 годах одним из главных жанров творчества Моцарта был фортепианный концерт. За это время он написал 15 концертов (№№11-25); все они предназначались для публичных выступлений Моцарта в качестве композитора, солиста и дирижера.

В конце 1780-х годов Моцарт служил в должности придворного композитора и капельмейстера австрийского императора Иосифа II.

В 1784 году композитор стал масоном, масонские идеи прослеживались в ряде его поздних сочинений, особенно в опере "Волшебная флейта" (1791).

В марте 1791 года Моцарт дал свое последнее публичное выступление, представив концерт для фортепиано (си-бемоль мажор, KV 595).

В сентябре 1791 года он закончил свое последнее инструментальное сочинение — концерт для кларнета с оркестром ля мажор, в ноябре — Маленькую масонскую кантату.

Всего Моцартом было написано свыше 600 музыкальных произведений, в том числе 16 месс, 14 опер и зингшпилей, 41 симфония, 27 фортепианных концертов, пять скрипичных концертов, восемь концертов для духовых инструментов с оркестром, множество дивертисментов и серенад для оркестра или различных инструментальных ансамблей, 18 фортепианных сонат, свыше 30 сонат для скрипки и фортепиано, 26 струнных квартетов, шесть струнных квинтетов, ряд произведений для других камерных составов, неисчислимое количество инструментальных пьес, вариаций, песен, небольших светских и церковных вокальных композиций.

Летом 1791 года композитор получил анонимный заказ на сочинение "Реквиема" (как выяснилось позднее, заказчиком был граф Вальзегг-Штуппах, овдовевший в феврале того же года). Моцарт, работал над партитурой, будучи больным, пока силы его не оставили. Он успел создать первые шесть частей и оставил недописанной седьмую часть (Lacrimosa).

В ночь на 5 декабря 1791 года Вольфганг Амадей Моцарт скончался в Вене. Поскольку король Леопольд II запретил индивидуальные погребения, Моцарт был похоронен в общей могиле на кладбище Святого Марка.

"Реквием" был завершен учеником Моцарта Францем Ксавером Зюсмайром (1766-1803) согласно указаниям, полученным от умирающего композитора.

Вольфганг Амадей Моцарт был женат на Констанции Вебер (1762-1842), у них родилось шестеро детей, четверо из них умерли во младенчестве. Старший сын Карл Томас (1784-1858) учился в миланской консерватории, но стал чиновником. Младший сын Франц Ксавер (1791-1844) — пианист и композитор.

Вдова Вольфганга Моцарта в 1799 году передала рукописи мужа издателю Иогану Антону Андре. Впоследствии Констанца вышла замуж за датского дипломата Георга Ниссена, который с ее помощью написал биографию Моцарта.

В 1842 году в Зальцбурге был открыт первый памятник композитору. В 1896 году в Вене на площади Альбертинаплац был установлен памятник Моцарту, в 1953 году он был перемещен в Дворцовый сад.

Моцарт родился 27 января 1756 года в Зальцбурге, бывшем тогда столицей независимого архиепископства, теперь этот город находится на территории Австрии. На второй день после рождения он был крещён в Соборе св. Руперта. Запись в книге крещений даёт его имя на латыни как Johannes Chrysostomus Wolfgangus Theophilus (Gottlieb) Mozart . В этих именах первые два - имена святых, не использующиеся в повседневной жизни, а четвёртое при жизни Моцарта варьировалось: лат. Amadeus , нем. Gottlieb , Amade (Амадей). Сам Моцарт предпочитал, чтобы его называли Вольфганг.

Музыкальные способности Моцарта проявились в очень раннем возрасте, когда ему было около трёх лет. Его отец Леопольд был одним из ведущих европейских педагогов, преподающих музыку, его книга "Versuch einer grundlichen Violinschule" (Эссе об основах игры на скрипке) была опубликована в 1756, в год рождения Моцарта. Отец обучил Вольфганга основам игры на клавесине, скрипке и органе.

В Лондоне малолетний Моцарт был предметом научных исследований, а в Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий.

В 1762 г. отец Моцарта, бывший единственным его учителем, предпринял с сыном и дочерью Анной, также замечательной исполнительницей на клавесине, артистическое путешествие в Мюнхен и Вену, а затем и во многие другие города Германии, Париж, Лондон, Голландию, Швейцарию. Всюду Моцарт возбуждал удивление и восторг, выходя победителем из труднейших задач, которые ему предлагались специалистами. В 1763 г. изданы в Париже первые сонаты Моцарта С 1766 по 1769 г., живя в Зальцбурге и Вене, Моцарт изучал Баха, Генделя, Страделла, Кариссими, Дуранте и других великих мастеров. По желанию императора Иосифа II Моцарт написал за несколько недель оперу "La Finta semplice", но члены итальянской труппы, в руки которых попало это произведение 12-летнего композитора, не пожелали исполнять музыку мальчика, и их интрига оказалась настолько сильной, что его отец не решился настаивать на исполнении оперы.

1770-74 гг. Моцарт провёл в Италии. В Милане, несмотря на разные интриги, опера Моцарта "Mitridate, Rе di Ponto" (Митридат, царь Понтийский), поставленная в 1771 г., была принята публикой с энтузиазмом. С таким же успехом была дана и вторая его опера, "Lucio Sulla" (Луций Сулла) (1772). Для Зальцбурга Моцарт написал "Il sogno di Scipione" (по поводу избрания нового архиепископа, 1772), для Мюнхена - оперу "La bella finta Giardiniera", 2 мессы, офферторий (1774). Когда ему минуло 17 лет, между его произведениями насчитывались уже четыре оперы, несколько духовных стихотворений, 13 симфоний, 24 сонаты, не говоря о массе более мелких композиций.

В 1775-1780 гг., несмотря на заботы о материальном обеспечении, бесплодную поездку в Мюнхен, Мангейм и Париж, потерю матери, Моцарт написал, между прочим, 6 сонат, пьесу для арфы, большую симфонию в r e, прозванную Парижской, несколько духовных хоров, 12 балетных номеров.

В 1779 г. Моцарт получил место придворного органиста в Зальцбурге. 26 января 1781 г. была представлена в Мюнхене, с огромным успехом, опера "Идоменей", которую сам автор ценил чрезвычайно высоко, ставя в уровень с "Дон Жуаном". С "Идоменея" начинается реформа лирико-драматического искусства. В этой опере видны ещё следы староитальянской opera seria (большое число колоратурных арий, партия Идоманты, написанная для кастрата), но в речитативах и в особенности в хорах ощущается новое веяние. Большой шаг вперёд замечается и в инструментовке. Во время пребывания в Мюнхене Моцарт написал для мюнхенской капеллы офферторий "Misericordias Domini" - один из лучших образчиков церковной музыки конца XVIII ст. С каждой новой оперой творческая сила и новизна приёмов М. выступали всё ярче и ярче. Опера "Похищение из Сераля" ("Die Entfuhrung aus dem Serail"), написанная по поручению имп. Иосифа II в 1782 г., была принята с энтузиазмом и вскоре получила большое распространение в Германии, где её, по духу музыки, стали считать первой немецкой оперой. Она была написана во время романтической любви Моцарта, похитившего свою невесту, Констанцию Вебер, и тайно обвенчавшегося с ней.

Несмотря на успех Моцарта, его материальное положение было не блестящее. Оставив место органиста в Зальцбурге и пользуясь скудными щедротами венского двора, Моцарт, для обеспечения своей семьи, должен был давать уроки, сочинять контрдансы, вальсы и даже пьесы для стенных часов с музыкой, играть на вечерах венской аристократии (отсюда его многочисленные концерты для фортепиано). Оперы "L"oca del Cairo" (178З) и "Lo sposo deluso" (1784) остались неоконченными.

В 1783-85 гг. созданы шесть струнных квартетов, которые он, в посвящении Гайдну, называет плодами долгого и тяжкого труда. К этому же времени относится его оратория "Davide penitente".

С 1786 г. начинается необычайно плодовитая и неустанная деятельность Моцарта, которая была главной причиной расстройства его здоровья. Примером невероятной быстроты сочинения может служить опера "Свадьба Фигаро", написанная в 1786 г. в шесть недель и тем не менее поражающая мастерством формы, совершенством музыкальной характеристики, неиссякаемым вдохновением. В Вене успех "Свадьбы Фигаро" был сомнительный, но в Праге она возбудила восторг. Не успел да Понте кончить либретто "Свадьбы Фигаро", как ему пришлось, по требованию Моцарта, спешить с либретто "Дон-Жуана", которого Моцарт писал для Праги. Это великое произведение, имеющее глубокое значение в музыкальном искусстве, появилось впервые в 1787 г. и имело в Праге ещё больший успех, чем "Свадьба Фигаро".

Гораздо меньший успех выпал на долю этой оперы в Вене, вообще относившейся к Моцарту холоднее, чем другие музыкальные центры. Звание придворного композитора, с содержанием в 800 флоринов (1787), было весьма скромной наградой за все труды Моцарта. Всё-таки он был привязан к Вене, и когда в 1789 г., посетив Берлин, получил приглашение стать во главе придворной капеллы Фридриха-Вильгельма II, с содержанием в 3 тыс. талеров, то не решился променять Вену на Берлин. После "Дон-Жуана" Моцарт сочиняет три наиболее замечательные симфонии: № 39 ми-бемоль мажор(KV 543), № 40 соль минор(KV 550) и № 41 до мажор (KV 551), написанные в течение полутора месяца в 1788 г.; из них в особенности знаменита последняя, называемая "Юпитером". В 1789 г. Моцарт посвятил прусскому королю струнный квартет с партией концертирующего виолончеля (ре мажор).

После смерти Иосифа II (1790) материальное положение Моцарта оказалось настолько безвыходным, что он должен был уехать из Вены от преследований кредиторов и артистическим путешествием хоть немного поправить свои дела. Последними операми Моцарта были "Cosi fan tutte" (1790), прекрасной музыке которой вредит слабое либретто, "Милосердие Тита" (1791), заключающая в себе чудные страницы, несмотря на то, что была написана в 18 дней, для коронации императора Леопольда II, и наконец, "Волшебная флейта" (1791), имевшая успех колоссальный, чрезвычайно быстро распространившийся. Эта опера, в старых изданиях скромно названная опереттой, вместе с "Похищением из Сераля" послужила основанием самостоятельного развития национальной немецкой оперы. В обширной и разнообразной деятельности Моцарта опера занимает самое видное место. Мистик по натуре, он много работал для церкви, но великих образцов в этой области он оставил немного: кроме "Misericordias Domini" - "Ave verum corpus" (KV618), (1791) и величественно-горестный реквием (KV 626), над которым Моцарт в последние дни жизни работал неустанно, с особенной любовью. Помощником Моцарта в сочинении реквиема был ученик его Зюссмейер, и ранее принимавший некоторое участие в сочинении оперы "Милосердие Тита". Умер Моцарт 5 декабря 1791 г. от болезни, вызванной возможно почечной инфекцией (хотя до сих пор причины смерти вызывают споры, включая версию об отравлении другим австрийским композитором - Антонио Сальери). Похоронен в Вене, на кладбище Св. Марка в необозначенной могиле, поэтому само место захоронения до наших дней не сохранилось.