Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением. Конспект занятия «Загадки бабушкиного сундука

Русские прялки- и обрядовость связанная с прядением. Конспект занятия «Загадки бабушкиного сундука

Загадки бабушкиного сундука.

Здравствуйте, ребята. Вы очень хорошо выглядите. На щеках горит морозный румянец. Пощипал вас мороз? Зима приходит всегда со своими забавами и потехами, санки, лыжи, коньки днем и компьютер вечером.

Как вы думаете, а чем занимались в морозные вечера ваши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки?

Вы готовы отправиться в путешествие в этнографический зал школьного музея? (Стук в дверь. Открывается дверь).

Проходите, гости дорогие!

Гости дорогие, а вы загадки отгадывать умеете?

Загадки у нас не простые, загадки сказочные, и спрятаны они в бабушкином сундуке.

Угадаете. Откройте секрет счастья, не отгадаете, идите, откуда пришли вы, ничего не нашли.

Заглянем в бабушкин сундук.

Загадка первая.

Речка льняная,
Лодка стальная.
Проплывёт она -
Пропадёт волна (Утюг)

ИСТОРИЯ УТЮГА

Утюг был изобретён очень давно. В IV веке до нашей эры в Древней Греции были изобретены способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. Для разглаживания одежды в древности использовались слегка обработанные нагретые булыжники. Наиболее близкий предшественник современного утюга - сковородка, а точнее, жаровня с углями. Не оттуда ли пришла поговорка: `Федул, чего губы надул? Кафтан прожег`? Из открытой жаровни очень часто падали угольки, оставляя на одежде дырки.

В России до введения в обиход утюгов в эпоху Смуты поляками и литовцами одежда не гладилась. Рубахи и порты из натуральной льняной ткани после стирки и сушки требовалось хорошо размять для придания мягкости и ворсистости. Это осуществлялось оригинальным способом. Бельё наматывалось на скалку, после чего несколько раз тщательно прокатывалось «рубелем» - длинной деревянной плашкой с рёбрами на нижней поверхности и рукоятью на конце. Рубель с характерным стуком перекатывал скалку, рёбра его при этом разминали волокна ткани. Это приспособление называлось также «ребрак», «раскатка», «пральник» и тому подобное. Оно просуществовало в русских деревнях некоторых регионов до конца XX века.

На смену жаровне в XVIII веке пришел утюг паровой. В нем угли помещались внутри корпуса и закрывались крышкой. А сверху, для лучшей тяги, добавляли даже трубу. Чтобы угли лучше грели, делали специальные отверстия по бокам. Даже усиливали вентиляцию, размахивая утюгом взад-вперед: `Ух-ух, ух-ух, разгорайся, мой утюг!..` Работа с таким утюгом могла заменить физзарядку.

Заглянем в бабушкин сундук.

Вторая загадка.

На липе сижу, сквозь лён гляжу, березой трясу (прялка)

Отгадка:
(из липы, дерева мягкого и тёплого, делалось донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретено).

Из деревянных предметов быта и орудий труда больше всего до нас дошло прялок. Прялка была постоянной принадлежностью быта русской женщины - с юности и до глубокой старости. В ее художественное оформление вложено много душевного тепла. Очень часто прялку делал молодой мастер для своей невесты. И тогда в украшение этого предмета, который парень подносил нареченной в знак любви и уважения, вкладывалось не только мастерство и талант, но и все те высокие помыслы и стремления, мечты о прекрасном, на которое способна юность. Иногда прялка делалась для молодой жены, иногда прославленный и многоопытный мастер украшал прялку в приданое на счастье своей дочери. И в каждую из них мастер, чаще всего нам неизвестный, вложил частицу своей души художника. Прялки хранили всю жизнь и передавали как память о матери следующему поколению.

(Спеть куплет рус. нар. песню, сидя за прялкой)

Заглянем в бабушкин сундук.

Последняя загадка.

Этот предмет сопровождал человека с момента рождения до смерти. Все самые важные события сопровождал он человека, сватовство, свадьба, рождение ребенка, крещение, и многое другое до самых похорон. Богато украшенный магическими узорами он оберегал человека, его дом и приносил ему счастье . (Рушник)

Рушники часто используют в качестве украшения внутреннего убранства дома, например, вместе с иконами в «красном углу». В основном рушники вышивают в красных и белых цветах. Шириной рушник может быть 35-49 см, а длиной – от 3-5 и более метров. Рушник появлялся в жизни человека с рождения и сопровождал его и в крещении, и на свадьбе, и на похоронах. Рушники обязательно были частью приданого невесты, и их должно было быть не менее сорока. В свадебном обряде рушники играли особую роль: «рукобитный» рушник отдавали жениху в знак согласия невесты на брак; обычные рушники служили украшениями свадебного поезда и всех участников, в том числе дружки; , которым благословляли молодых; на «венчальный» рушник становились молодые во время венчания, при этом он должен был быть белым, как облако; «союзным» рушником как символом брачных уз при венчании священник связывал руки жениха и невесты; «хлебосольным» рушником с караваем молодых встречали после венчания.

Как вы думаете, а в чем видел русский народ свое счастье?

Теперь вы знаете секрет счастья.

Что-то мы засиделись, давайте поиграем?

Игра под музыку. «Игра с рушником».

«Веревочка».

Мы считалку начинаем,

От мороза убегаем.

Кто играл, тот молодец.

Вот и празднику конец!

Загадка "Стригли, щипали, а после чесали, Чисто, пушисто – к доске привязали!" ПРЯЛКА


"На осине сижу, сквозь клену гляжу, березу трясу" - эта старинная русская загадка о прялке полностью описывает, из чего она была сделана. Донца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.



Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец – дочери, муж – жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ. Прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.


Над прялкой трудились два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же талантливым художником, как и живописец. Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.





Эх, сколько же замечательных вещей мы потеряли из виду на пути прогресса! Сколько чудесных традиций и мистических знаний ушло от нас… А ведь все это - не просто «поэзия старины: это наука быть счастливым. Скажем, прялка.

Кто теперь помнит хотя бы, как она выглядела? А еще сто лет назад этот предмет сопровождал девушку от рождения до замужества.

НИКОМУ НЕ ДАМ

У восточных славян пуповину новорожденной девочки перерезали на прялке или веретене; через прялку передавали новорожденную крестной...

Загадка Сфинкса не даёт покоя людям не меньше чем пирамиды. Хотя сейчас египтологи убеждены, что Сфинкс датируется эпохой IV династии, мы сталкиваемся с полным отсутствием упоминания о нем в текстах Древнего царства. Почему же видные современные ученые продолжают связывать Сфинкса с Хафрой и настаивать, что «[его] датировка временем IV династии Древнего царства... больше не подлежит сомнению»?

Одна из причин - слог, высеченный на гранитной стеле, которая стоит между передними лапами монумента...

Сфинкс - величайшая загадка древности. До сих пор достоверно неизвестно кто, зачем и когда воздвиг это грандиозное сооружение. Размеры Большого Сфинкса Гизы поражают воображение - его высота более 20 метров, ширина 11,5 метров, а длина 72 метра.

Этот величественный монумент таит в себе многие тайны и загадки, на протяжении тысячелетий его окутывали мифы и легенды, ему поклонялись и боялись, он видел смену эпох и цивилизаций и лишь он, Сфинкс Гизы, остался нетленным и безмолвным хранителем...

При царе Горохе загадочные места называли проклятыми, или дьявольскими. До сих пор самым известным аномальным местом на земле был Бермудский треугольник (часть Северной Атлантики, расположенная в границах Южного побережья США, Бермудских и Больших Антильских островов).

За 150 лет при весьма загадочных обстоятельствах в районе треугольника пропали более 1000 человек, 55 судов и 20 самолетов (в том числе 5 бомбардировщиков ВВС США с 14 летчиками).

Есть ли такие аномальные зоны в России...

Уже не одно столетие ученые мужи бьются над загадкой последнего чуда света, сохранившегося до наших дней - над загадкой Египетских пирамид. Наблюдается большая разбросанность в определении возраста этих грандиозных сооружений, а также цели - для которой они были построены.

Существуют рекорды, доказывающие, что египетские жрецы путешествовали в северном направлении по суше к северо-западному мысу Нового Материка (или то, что сейчас является Британскими островами).

Все это говорит о великой...

ТОМ ПЕРВЫЙ
К ОРИЕНТИРОВКЕ В РУКОВОДЯЩИХ ЛИНИЯХ ИЗЛОЖЕНИЯ

Прослеживая духовную работу, совершенную людьми, пытавшимися разрешить загадку мира и ответить на вопросы жизни, душа исследователя все снова и снова наталкивается на слова, которые подобно вердикту были начертаны на храме Апполона: "Познай самого себя".

Человеческая душа, ставя перед собой эти слова, может ощутить определенное воздействие; оно то и лежит в основе понимания мировоззрения. Сущность живого организма приводит к...

Пролетая на самолете над островом Мальта, можно увидеть сотни загадочных борозд, которые, словно рельсы, пересекают его в самых разных направлениях. Многие из них тянутся параллельно, а потом внезапно сливаются в одну колею, чтобы круто свернуть или же, наоборот, плавно уйти в сторону.

Необычные “рельсы” пересекают горы, могут оборваться на крутом обрыве, чтобы потом прямо внизу, в долине, продолжить свой путь в том же направлении. А на побережье они входят прямо в голубые воды Средиземного...

Вчера вечером в кабинете Истинного Учителя Истины (то есть меня) раздался телефонный звонок, и ломающийся мужской голос сообщил мне, что я ничего не смыслю в жизни.

Вот как? -- заинтересовался я.

Вы глумитесь над Практиками Востока, которым о-чень много лет...

Цели:

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

1. Гимнастика для рук "Кулачки-ладошки"

Сам себе я помогу и здоровье сберегу:
Сяду прямо, не согнусь, за работу я примусь.

Есть у любого два кулачка,
Хлопнул один по другому слегка.

Ну, а ладошки не отстают,
Следом за ними весело бьют.

Кулачки быстрее бьют,
До чего стараются!

А ладошки тут как тут –
Так и рассыпаются.

Кулачки давай сердиться,
Громко хлопать стали.

И ладошки-баловницы
Тоже не отстали…

2. Подготовка тетради к работе:

Двадцать первое декабря. Вторник. Классная работа.

II. Введение в тему урока

1. На доске – часть стихотворения – устно перечислить орфограммы.

На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели,
Иль под светлый небосвод –
Говорили, песни пели
И водили хоровод.
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.

…………………………………
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по"сусекам"
Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить:
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!

2. Словарная работа:

  • Зава"линка – земляная невысокая на"сыпь вдоль наружных стен избы;
  • Светёлка (устар.) – небольшая комната, обычно в верхней части жилья;
  • Посиде"лки (устар.) – зимняя вечеринка молодёжи в деревне;
  • Лучи"на – тонкая длинная щепка;
  • Небосво"д – то же, что небо;
  • Хорово"д – русская народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской;
  • Горе"лки – русская народная игра, в которой стоящий впереди ловит других участников, убегающих от него поочерёдно парами;
  • Быт людей повседневная жизнь;
  • Сусе"ки – отделения в ла"ре – в большом деревянном ящике для хранения муки;
  • Досу"г – свободное от работы время.

– Как понимаете строки стихотворения: эти посиделки были праздником души?
– Какой призыв звучит в конце стихотворения? Что значит – возродить посиделки?

III. Сообщение темы урока

Сегодня наш урок посвящён народному празднику. 21 декабря по христианскому календарю – день Анфисы-рукодельницы.

На доске:

А нфиса-руко дель ни ца

– Какие орфограммы в этом словосочетании вы видите?
– В каком из этих слов букв столько же, сколько и звуков?
– А в каком слове звуков меньше, чем букв? Почему?
– Поделите это слово на слоги: ру-ко-дель-ни-ца
– Объясните значение этого слова. (Рукодельница – искусница в рукоделии; искусница – умеющая, хорошо знающая своё дело; рукоделие – ручной труд – преимущественно женский – шитьё, вязание.)

IV. Работа по теме урока

1. Письмо с комментированием: подбор рифмованных слов

– Сегодня необычный праздник. Праздник этот ремесла, домашнего очага.

Праздник не безделья, а искусного рукоделья!
А как шили-вышивали, так и песни напевали.
Песни пели от души, песни были хороши!
Весело поётся – весело прядётся.

2. Отгадывание загадок:

– Послушайте внимательно, отгадайте загадки, а отгадки вы найдёте на этой выставке (прялка, веретено, чесало, пряжа).

Стригли, щипали, а после чесали,
Чисто, пушисто – к доске привязали! (Прялка)

– Что это чистое да пушистое к доске привязано? Конечно, шерсть! С овечки её остригли – после расщипали, а после?.. (Чесали)
Чесали, чесали – вот так пушисто расчесали!

– Другая загадка о прялке.

По локоть – мохнато, (шерсти пучок, как раз локоток)
По локоть – голо, (дальше – голая доска, не длиннее локотка)
По локоть – под себя ушло (скамейка).

3. Словообразование:

Прялка – прядь – пряха – прясть – пряжа – прядение – прядильня

прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью;
прядь (спец. термин) – скрученная нить;
пряха – женщина, занимающаяся ручным прядением;
прясть – скручивая волокна, делать нити;
пряжа – нити, полученные прядением;
прядение – от слова"прясть"ручное, машинное;
прядильня (устар.) – прядильная фабрика или мастерская.

4. Загадка о веретене:

– Чем оно больше вертится, тем толще становится. (Показ веретена.)

5. Немного о прядении

– Начну я самого начала.

– Как из белых мхов, из того ли сруба дубового
Вытекала речка тихоструйная.
Как из белой-то кудели да из долгого льна,
Да с того ли донца расписного
Выпрядала девица тонкую нить,
Нитку тонкую, нитку прочную…

Веретено – главная вещь в девичьем рукоделии. Деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было своё веретено. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки.

Подарил мне батюшка чудо-веретёнышко, серебряное донышко.
Нитка белая бежит, веретёнышко дрожит.
Ты вертись, моя вертушка, дорогая мне игрушка,
Мне и весело, и жарко, я-то день-деньской кручу,
Нитки тонкие сучу и тихонечко пою…

Аудиозапись песни "Веретёнце" – 3,5 минуты.

V. Физминутка

Изобразить несколько движений пряхи.

VI. Работа по теме урока (продолжение)

– Вот так пели песни девушки и женщины, собираясь в долгие зимние вечера в одной избе на посиделки. Рассаживались по лавкам и принимались за рукоделие. Веретено знай крутится, а на веретено нитка ложится.
Работали раньше день-деньской, и даже вечером, когда на улице уже было темно. В печке огонь зажигали, весело поленья трещали в печке. В переднем углу свете"ц ставили, лучину зажигали.

Светец – девичья отрада (радость). Светец – деревянный (или железный).
Столбик с рогатиной наверху. Поэтому светец ещё и козой называли. В рогатину вставляли лучину, рядом со светцем обязательно ставили посудину с водой, чтобы рассыпающиеся искры не подпалили пол или стены. Светец украшала резьба. Глядели девушки на этот светец и мечтали о своём будущем.

6. Работа с мини-текстом (у каждого учащегося)

– В старину вечерами избы освещались горящими лучинами, которые вставляли в железную подставку – свете?ц. Словно высокий сказочный цветок, стоял светец на изогнутых ножках. Кованый, чёрный…
А каким украшением был в доме! Зажгут осиновую лучину… Уютно, светло. Можно и шерсть прясть. И ребятишкам есть дело: менять лучины, догоревшие в кадку с водой бросать.

– Чем в старину освещали избы?
– Что такое светец?
– Как выглядел светец?
– Что можно делать при лучине?

7. Работа в парах

Логическое задание: что ярче светит? На каждой парте комплект картинок: лампа настольная, солнце, прожектор, свеча, люстра. Задание: разложить карточки в порядке усиления освещения: свеча, настольная лампа, люстра, прожектор, солнце.

– На такие посиделки парни тоже приходили, работу с собой приносили. Кто лапти плёл, кто у"пряжью конской занимался.
А что еще делали на таких посиделках? Пели песни, игры играли. Не только веселились, но и друг к другу присматривались, су?женого себе искали. Парни смотрели не только на девичью красу, на работу обращали внимание: быстра ли, умела ли в женских делах хло?потных. По спряденной ниточке и характер определяли. Если нитка тонкая да ровная, значит, девушка спокойная, рукодельная. Если нитка вся в узлах, рвётся часто, то и нрав у девушки непокладистый (несговорчивый, неуступчивый).

Что за диво посиделки на Руси!
Так и хочется и вас, детишек, пригласить.
Вечерком зимой студёной
В тёплый дом зайти с поклоном
Да совета у сердечка попросить!

– А совет простой – беречь пляски и песни народные, слово русское хранить, потому как в этом скрыта душа народа. Я хочу, чтобы каждый из вас хранил в душе своей любовь и уважение к своим истокам, передавая своим будущим детям и внукам любовь к России.
Спасибо за работу на уроке, и в знак благодарности каждому из вас подарю для раскрашивания рисунок девушки с прялкой.

VII. Домашнее задание

– Написать отзыв об уроке в виде небольшого сочинения, но помните: в тексте должны быть три части – вступление, основная часть, заключение.