Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: конспект занятия в старшей группе на тему: «знакомство дошкольников с искусством (портретом). Методика ознакомления дошкольников с портретной живописью

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: конспект занятия в старшей группе на тему: «знакомство дошкольников с искусством (портретом). Методика ознакомления дошкольников с портретной живописью

Цель: знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом); закреплять знания о профессии «художник»; формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразительного искусства; воспитывать уважение к труду художника; обогащать словарь детей («портретист»).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, детских работ в изостудии, разрезное лото «Профессии»; д/и «Кому что нужно для работы», «Угадай настроение»; беседы с детьми о труде взрослых; отгадывание загадок; чтение рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки».

Оборудование: два мольберта, фломастеры, маленькие незаконченные портреты девочки (по количеству детей), палитра, краски, карандаши, лист бумаги, кисть.

Ход занятия:

Смурфик: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – «Смурфик-кисточка» - самый главный над всеми кисточками.

Восп-ль: Смурфик, а что это ты такой сегодня веселый?

Смурфик: я ходил в картинную галерею музей. Там много красивых картин. Они мне очень понравились, поэтому я такой веселый и довольный.

А у вас какое сегодня настроение? (Хорошее, веселое…) Улыбнитесь, потянитесь!

По дороге к вам в гости я зашел на почту и принес вот эту посылку (красивую коробку) и конверт. Интересно посмотреть, что там лежит?

Но сначала отгадайте мою загадку:

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще мольберт-треножник,

Потому, что я ….(художник)

Молодцы, правильно отгадали! Так расскажите пожалуйста, кто же такой художник? (Человек, который рисует картины).

А теперь давайте посмотрим, что находится в этой посылке

Для кого нужны все эти предметы? (для художника)

Как вы думаете, ребята, где хранят художники свои картины? (в музее, картинных галереях)

Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно прийти и посмотреть на них.

Раз, вы так хорошо умеете отгадывать загадки, попробуйте еще раз:

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может папа или мама,

Может дедушка и я

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется …..(портрет)

Правильно. Портрет – это такая картина, на которой художник рисует лицо человека или изображает его во весь рост. Художник передает черты человека, его характер. Такие картины называются «портретами», а художников, которые рисуют их так и называют «художниками-портретистами».

(Дети смотрят на экран)

Смурфик: А теперь пришло время посмотреть, что лежит в этом большом конверте.

Посмотрите ребята на этот портрет девочки. Его нарисовал художник Борис Кустодиев. На этом портрете он изобразил свою дочку, которую зовут Иринка. Она вам нравится? (Да)

Чем вам понравилась девочка? (Она красивая…)

Посмотрите, какой изобразил на портрете художник свою дочку, почему?

Во что одета Иринка? Что у нее в руках?

Как вы думаете, куда может пойти девочка?

Кто еще нарисован на картине? (собака). Ее зовут Шумка.

Глядя на этот портрет попробуйте подобрать слова, которые расскажут об Иринке. Какая она? (Красивая, маленькая, веселая, улыбающаяся, нарядная).

На следующей картине, которую нарисовал художник Илья Репин, нарисована тоже девочка – его дочка, которую зовут Надя.

Какой нарисовал ее художник?

Почему она может быть такой грустной, что с ней могло случиться? (Заболеть, загрустить, ждет маму, устала..)

Какие слова можно подобрать к Наде, нарисованной на этом портрете? (Больная, грустная, задумчивая, усталая..)

Скажите ребята, а эти две девочки, нарисованные на этих портретах похожи?

Какие, ребята, вы молодцы! Наверное вы устали? Сейчас мы с вами поиграем.

Раз -подняться, потянуться

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – тихонечко присесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать.

Восп-ль: Ребята, а кто же создает картины? (художники).

Посмотрите, что-то еще лежит в конверте? . Что это? Как называется картина, на которой художник рисует только лицо? (портрет).

Для того, чтобы закончить эти портреты, нам необходимо превратиться в самых настоящих художников. Для этого надо сказать «волшебные слова»:

Раз, два, три – покрутись

И в художников превратись.

Восп-ль: Теперь наши портреты готовы. У нас получилась целая картинная галерея.

Смурфик, тебе нравятся портреты, которые нарисовали ребята?

Смурфик: Да. Они замечательные. Мне так у вас понравилось, что я решил остаться в вашей группе.

Восп-ль: Оставайся, Смурфик, тебе у нас будет интересно. А теперь ребята, давайте пригласим на нашу выставку всех гостей, но для этого из художников надо превратиться обратно в ребят.

(Дети закрывают глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в ребяток превратись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад № 16 «Красная Шапочка» города Новочебоксарска чувашской Республики

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«Знакомство дошкольников

с искусством (портретом)»

Подготовила: Горшкова Т.Д.,

Вопитатель старшей группы

«Полянка»

Новочебоксарск, 2014.

Цель: знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом); закреплять знания о профессии «художник»; формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразительного искусства; воспитывать уважение к труду художника; обогащать словарь детей («портретист»).

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, детских работ в изостудии, разрезное лото «Профессии»; д/и «Кому что нужно для работы», «Угадай настроение»; беседы с детьми о труде взрослых; отгадывание загадок; чтение рассказа Н.Носова «Приключения Незнайки».

Оборудование: два мольберта, фломастеры, маленькие незаконченные портреты девочки (по количеству детей), палитра, краски, карандаши, лист бумаги, кисть.

Ход занятия:

(Дети сидят на стульях, раздается стук в дверь, появляется Смурфик с кисточками, с красивой коробкой и большим конвертом)

Смурфик: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – «Смурфик-кисточка» - самый главный над всеми кисточками.

Восп-ль: Смурфик, а что это ты такой сегодня веселый?

Смурфик: я ходил в картинную галерею музей. Там много красивых картин. Они мне очень понравились, поэтому я такой веселый и довольный.

А у вас какое сегодня настроение? (Хорошее, веселое…) Улыбнитесь, потянитесь!

По дороге к вам в гости я зашел на почту и принес вот эту посылку (красивую коробку) и конверт. Интересно посмотреть, что там лежит?

Но сначала отгадайте мою загадку:

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще мольберт-треножник,

Потому, что я ….(художник)

Молодцы, правильно отгадали! Так расскажите пожалуйста, кто же такой художник? (Человек, который рисует картины).

А теперь давайте посмотрим, что находится в этой посылке

(По очереди из посылки воспитатель достает предметы: лист бумаги, кисть, карандаши, краски, палитру, дети называют их)

Для кого нужны все эти предметы? (для художника)

Как вы думаете, ребята, где хранят художники свои картины? (в музее, картинных галереях)

Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно прийти и посмотреть на них.

Раз, вы так хорошо умеете отгадывать загадки, попробуйте еще раз:

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может папа или мама,

Может дедушка и я

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется …..(портрет)

Правильно. Портрет – это такая картина, на которой художник рисует лицо человека или изображает его во весь рост. Художник передает черты человека, его характер. Такие картины называются «портретами», а художников, которые рисуют их так и называют «художниками-портретистами».

(Дети смотрят на экран)

Смурфик: А теперь пришло время посмотреть, что лежит в этом большом конверте.

(Воспитатель достает из него поочередно репродукции картин и вывешивает на мольберте)

Посмотрите ребята на этот портрет девочки. Его нарисовал художник Борис Кустодиев. На этом портрете он изобразил свою дочку, которую зовут Иринка. Она вам нравится? (Да)

Чем вам понравилась девочка? (Она красивая…)

Посмотрите, какой изобразил на портрете художник свою дочку, почему?

Во что одета Иринка? Что у нее в руках?

Как вы думаете, куда может пойти девочка?

Кто еще нарисован на картине? (собака). Ее зовут Шумка.

Глядя на этот портрет попробуйте подобрать слова, которые расскажут об Иринке. Какая она? (Красивая, маленькая, веселая, улыбающаяся, нарядная).

На следующей картине, которую нарисовал художник Илья Репин, нарисована тоже девочка – его дочка, которую зовут Надя.

Какой нарисовал ее художник?

Почему она может быть такой грустной, что с ней могло случиться? (Заболеть, загрустить, ждет маму, устала..)

Какие слова можно подобрать к Наде, нарисованной на этом портрете? (Больная, грустная, задумчивая, усталая..)

Скажите ребята, а эти две девочки, нарисованные на этих портретах похожи?

Какие, ребята, вы молодцы! Наверное вы устали? Сейчас мы с вами поиграем.

(Дети выходят на середину группы)

Физкультминутка «Юные волшебники»

Раз -подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – тихонечко присесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать.

Восп-ль: Ребята, а кто же создает картины? (художники).

Посмотрите, что-то еще лежит в конверте? (Достает маленькие незаконченные портреты) . Что это? Как называется картина, на которой художник рисует только лицо? (портрет).

Для того, чтобы закончить эти портреты, нам необходимо превратиться в самых настоящих художников. Для этого надо сказать «волшебные слова»:

(Дети закрывают ладонями глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в художников превратись.

(дети садятся за столы, дорисовывают лицо на портрете)

Восп-ль: Теперь наши портреты готовы. У нас получилась целая картинная галерея.

Смурфик, тебе нравятся портреты, которые нарисовали ребята?

Смурфик: Да. Они замечательные. Мне так у вас понравилось, что я решил остаться в вашей группе.

Восп-ль: Оставайся, Смурфик, тебе у нас будет интересно. А теперь ребята, давайте пригласим на нашу выставку всех гостей, но для этого из художников надо превратиться обратно в ребят.

(Дети закрывают глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в ребяток превратись.

(Гости вместе с детьми рассматривают портреты)


Кузнецова Ольга Владимировна

Цель : знакомство детей с одним из жанров живописи (портретом ) ; закреплять знания о профессии «художник» ; формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведениям изобразительного искусства ; воспитывать уважение к труду художника; обогащать словарь детей («портретист » ).

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, детских работ в изостудии, разрезное лото «Профессии» ; д/и «Кому что нужно для работы» , «Угадай настроение» ; беседы с детьми о труде взрослых; отгадывание загадок; чтение рассказа Н. Носова «Приключения Незнайки» .

Оборудование : два мольберта, игрушка «Королева – кисточка» , фломастеры, маленькие незаконченные портреты девочки (по количеству детей, красивая коробка (посылка, большой конверт, репродукции портретов художников И . Репина, Б. Кустодиева, палитра, краски, карандаши, лист бумаги, кисть.

Ход занятия:

(Дети сидят на стульях, раздается стук в дверь, появляется кукла - кисточка с красивой коробкой и большим конвертом)

Кукла : Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – «Королева кисточка» - самая главная над всеми кисточками.

Восп-ль : Кисточка, а что это ты такая сегодня веселая?

Кукла : я ходила сегодня в картинную галерею (музей) . Там много красивых картин. Они мне очень понравились, поэтому я такая веселая и довольная.

А у вас какое сегодня настроение? (Хорошее, веселое) Улыбнитесь, потянитесь!

По дороге к вам в гости я зашла на почту и принесла вот эту посылку (красивую коробку) и конверт. Интересно посмотреть, что там лежит?

Но сначала отгадайте мою загадку :

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А еще мольберт-треножник,

Потому, что я ….(художник)

Молодцы, правильно отгадали! Так расскажите пожалуйста, кто же такой художник? (Человек, который рисует картины) .

А теперь давайте посмотрим, что находится в этой посылке

(По очереди из посылки воспитатель достает предметы : лист бумаги, кисть, карандаши, краски, палитру, дети называют их)

Для кого нужны все эти предметы? (для художника)

Как вы думаете, ребята, где хранят художники свои картины? (в музее, картинных галереях)

Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно прийти и посмотреть на них.

Раз, вы так хорошо умеете отгадывать загадки, попробуйте еще раз :

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может папа или мама,

Может дедушка и я

Нарисованы в картине

Может вся моя семья.

Догадаться тут несложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется …. (портрет )

Правильно. Портрет – это такая картина , на которой художник рисует лицо человека или изображает его во весь рост. Художник передает черты человека, его характер. Такие картины называются «портретами » ,а художников, которые рисуют их так и называют «художниками-портретистами » .

(Дети встают и подходят к мольберту)

Кукла : А теперь пришло время посмотреть, что лежит в этом большом конверте.

(Воспитатель достает из него поочередно репродукции картин и вывешивает на мольберте)

Посмотрите ребята на этот портрет девочки . Его нарисовал художник Борис Кустодиев. На этом портрете он изобразил свою дочку, которую зовут Иринка. Она вам нравится? (Да)

Чем вам понравилась девочка? (Она красивая)

Посмотрите, какой изобразил на портрете художник свою дочку , почему?

Во что одета Иринка? Что у нее в руках?

Как вы думаете, куда может пойти девочка?

Кто еще нарисован на картине? (собака) . Ее зовут Шумка.

Глядя на этот портрет попробуйте подобрать слова, которые расскажут об Иринке. Какая она? (Красивая, маленькая, веселая, улыбающаяся, нарядная) .

На следующей картине, которую нарисовал художник Илья Репин, нарисована тоже девочка – его дочка, которую зовут Надя.

Какой нарисовал ее художник?

Почему она может быть такой грустной, что с ней могло случиться? (Заболеть, загрустить, ждет маму, устала.)

Какие слова можно подобрать к Наде, нарисованной на этом портрете ? (Больная, грустная, задумчивая, усталая.)

Скажите ребята, а эти две девочки, нарисованные на этих портретах похожи ?

Какие, ребята, вы молодцы! Наверное вы устали? Сейчас мы с вами поиграем.

(Дети выходят на середину группы)

Физкультминутка «Юные волшебники»

Раз -подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – тихонечко присесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать.

Восп-ль : Ребята, а кто же создает картины? (художники) .

Посмотрите, что-то еще лежит в конверте? (Достает маленькие незаконченные портреты ) . Что это? Как называется картина, на которой художник рисует только лицо? (портрет ) .

Для того, чтобы закончить эти портреты , нам необходимо превратиться в самых настоящих художников. Для этого надо сказать «волшебные слова» :

(Дети закрывают ладонями глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в художников превратись.

(дети садятся за столы, дорисовывают лицо на портрете )

Восп-ль : Теперь наши портреты готовы . У нас получилась целая картинная галерея.

Кисточка тебе нравятся портреты , которые нарисовали ребята?

Кисточка : Да. Они замечательные. Мне так у вас понравилась, что я решила остаться в вашей группе.

Восп-ль : Оставайся кисточка, тебе у нас будет интересно. А теперь ребята, давайте пригласим на нашу выставку всех гостей, но для этого из художников надо превратиться обратно в ребят.

(Дети закрывают глаза)

Раз, два, три – покрутись

И в ребяток превратись.

(Гости вместе с детьми рассматривают портреты )

Ознакомление дошкольников с портретной живописью

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Это не просто изображение конкретного человека, где на первый план выступает задача внешнего сходства, а сложное изучение психологии человеческой личности, ее внутреннего мира, сущности характера, неповторимости облика, определение ее как типичного представителя эпохи, национальности, сословия, выражение художником своего отношения к ней. Раскрыть человека так, как это делает портрет, не способен никакой другой жанр живописи. С помощью особого художественного языка он обращает внимание детей на самое существенное в человеке среди многообразия его качеств - от физических и нравственно-эмоциональных до интеллектуальных проявлений.

Именно в портрете сконцентрирован огромный духовный опыт чувств и отношений человечества к добру и злу, милосердию и жестокости, любви и ненависти. Средством передачи сообщения об эмоциональном состоянии человека в жизни является язык тела - выразительные движения мимики лица, жесты, позы и речь, интонации, тон речи. Художник, используя в портрете изобразительный «язык человеческих чувств», раскрывает внутренний мир человека, его душевное состояние, дает психологическую характеристику переживаний радости, страдания, удовольствия, гнева, недоверия, лукавства и других эмоций, которыми наполнена жизнь человека. Поэтому ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека.

При ознакомлении с портретом ребенок имеет возможность почувствовать себя то крестьянским мальчиком, заснувшим на природе, то неунывающим, веселым солдатом, то озорной «Стрекозой», то детьми, спешащими на маскарад. Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. Проживание и переживание многих жизней создает возможность сочувствия и понимания. Познавая другого, ребенок глубже познает и себя; через опыт чувств и отношений других людей учится осознавать, уточнять и корректировать свои эмоции и чувства. Таким образом, у детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость.

Кроме того, ознакомление с портретной живописью способствует развитию эмоционально-эстетических и художественных чувств детей, которые характеризуются сложным переплетением зачастую противоположно направленных эмоций, что упражняет, тренирует чувства, делает их более совершенными. Своеобразно сочетаясь, они дополняют, уравновешивают, облагораживают друг друга. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче и неординарнее станет работать его воображение, образное и ассоциативное мышление, тем интереснее и богаче окажется его творческое самовыражение.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, своих предках, сословных и национальных отношениях в обществе, о профессиях, быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета (улыбаются, смеются, гладят его и т.д.), проявляют положительный интерес к нему, используют личный опыт, по ассоциации с которым придумывают ситуации, близкие их личной жизни. Увлекаясь общим содержанием портрета, дети в этом возрасте еще не вполне могут объяснить предпочтение выбора того или иного портрета. Однако некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию. Так, в определении эмоционального состояния человека в портрете главным для них является общее выражение лица, реже - глаза. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – «улыбается», «смеется», «плачет». На примитивном уровне у детей есть и эстетическая оценка портрета, но она не аргументирована. Дети называют «красивыми» часто несущественные детали, такие как одежда, волосы, кружева и т.д. У них пока нет знаний о портрете как жанре живописи и средствах его выразительности.

Дети 5 лет также проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали. Пятилетний ребенок уже обращает внимание на такие средства выразительности, как, например, рисунок. При определении эмоционального состояния он видит не только лицо и его мимику (движение бровей, выражение глаз, губ), но и позу. У детей пяти лет уже формируется элементарное понимание цвета как средства выразительности. Они могут дать эстетическую оценку портрету, хотя их аргументация бедна и зачастую несущественна.

Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно. Вышеперечисленные особенности восприятия детьми портретной живописи позволяют определить некоторые принципы их отбора.

Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Во-вторых, художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. В большей степени это положительные эмоциональные состояния человека, хотя к концу среднего дошкольного возраста возможен показ и некоторых отрицательных эмоций (гнев, боль, отчаяние), если их понимание облегчается изображением деталей или окружающей человека среды. Следует подбирать портреты с ярко представленной экспрессией эмоциональных состояний, показанной через взаимосвязь мимики лица, жестов, позы.

В-третьих, следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.

На первом этапе работы с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется). Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.

На следующем этапе могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.

Для детей дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет, а также разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек).

В средней группе дети впервые знакомятся с портретом как с жанром живописи. Основными задачами педагога в этом процессе являются:

Вызвать у детей интерес к портрету, желание его внимательно рассматривать; эмоциональный отклик на настроение изображенных людей; осмысливать эмоции и чувства, отношение к воспринимаемому, ощущать радость от мастерства и таланта художника; соотносить воспринятое с собственными чувствами и опытом, выражать свои переживания и ощущения.

Подводить детей к пониманию того, что в живописном портрете художник изображает реального, конкретного человека (или группу людей), выражая свои чувства и отношения к нему; не разрушая целостного художественного образа знакомить детей с некоторыми средствами выразительности живописного портрета, углубляя тем самым проникновение в смысл художественного образа; учить детей всматриваться в лицо изображенного человека, видеть его внутреннее эмоциональное состояние через внешнее выражение глаз, бровей, губ, то есть «читать» рисунок, так как именно лицо ярко выражает душевное состояние человека, его индивидуальность; обращать внимание детей на экспрессивные свойства жеста (движения рук, ног) и позы, их единство с выражением лица, а также с колоритом портрета, помогающим понять настроение изображенного и отношение к нему художника; подводить детей к видению некоторых элементов композиции портрета: формат полотна, портрет-лицо, погрудный портрет, портрет с несложной позой и жестами рук.

На доступном для детей уровне формировать представление о портрете как особом жанре живописи и некоторых его типах: (женский, мужской, разновозрастной), о языке живописи, последовательности рассматривания портрета; обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими, искусствоведческими терминами, образными оборотами речи, которые дети смогут использовать в своих суждениях; развивать ощущение взаимосвязи живописных образов с образами других искусств по отраженному в них эмоциональному настроению.

Знакомство с портретной живописью в данной группе следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж. Обычно это вторая половина года.

Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, его эмоционально-нравственных проявлениях, взаимоотношениях с обществом и выражении этого вербально (в речи) и невербально (мимика, пантомимика), так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления. Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни, выражаемое внутренне и внешне. Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление будет осуществляться на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.

В повседневной жизни воспитатель развивает у детей внимание, наблюдательность, понимание и осознание проявлений эмоций у сверстников и взрослых (внешнее выражение состояний). Например, в группу вошла Наташа, она в нарядном платье, смеется, радостная. Воспитатель говорит детям: «Ах, какая Наташа сегодня веселая, радостная, она прямо вся светится! И платье у нее красивое!» Или обращает внимание нескольких детей на Сашу: «Посмотрите на Сашу, кто-то его обидел. Он сейчас заплачет! Поглядите на поникшие плечи и голову, а лицо, какое обиженное: брови уголками подняты, а кончики губ опущены. Давайте, скорее, подойдем к нему, пожалеем его и утешим!»

Воспитатель постоянно обращает внимание ребят и на эмоциональное состояние взрослых - родителей, воспитателей, помощников воспитателя. Кроме того, четко передает детям свои чувства, ярко проявляя их внешне: как в речи, интонациях, так и в мимике, пантомимике (жестах, позе, движениях). Детей следует учить понимать язык жестов, мимику лица, экспрессию поз. Хороший воспитатель зачастую вместо потока слов использует жест, мимику. Это приучает детей время от времени поглядывать на взрослого, его реакцию на их поступки, развивает внимательность и наблюдательность.

Так, вместо слова «нельзя» можно погрозить пальцем, покачать головой, развести руки («Ну и ну!»). «Иди сюда!» - пригласить рукой. «Помолчи!» - палец к губам. Одобрительные жесты: поглаживание, аплодисменты. Следует показать детям и другие жесты, рассказав, что они выражают (огорчение, обиду, испуг, задумчивость и т.д.). Можно провести специальные занятия: «Когда нам весело, когда - грустно», «Что значит ‌ « испуганный», «удивленный»?», «Угадай, что я говорю» (использование мимики и пантомимики). Цель таких занятий - подведение детей к пониманию эмоциональных состояний человека и их внешнему выражению. При проведении музыкальных занятий или занятий по развитию речи следует обращать внимание на эмоциональность настроения, чувство, которое выражает произведение или персонаж повести, сказки.

Хорошо использовать имитационно-образные игры, игры-драматизации, в которых дети упражняются в характерных жестах, позах, мимике. Например, показать, как идет хитрая лисичка, как прыгает испуганный зайчик, как вразвалочку пробирается через кусты косолапый мишка.

Здесь могут помочь просмотр диафильмов, кинофильмов и иллюстраций к сказкам про животных и человека. Прочитав сказку, хорошо рассмотреть иллюстрации о ее героях. Как художник нарисовал злого волка, добрую совушку-сову и т. д. С этой же целью можно использовать и художественно-развивающие игры. Например, «Кто смеется, кто плачет» или «Кому весело, кому грустно», «Убери лишнюю» (дети сравнивают изображенные на карточках яркие эмоциональные состояния людей и разбирают их по общности на группы).

Очень нравятся детям игры, в которых требуется угадать, понять жест, движение, позу. Например, игры «Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем», «Расскажите без слов», «Угадай, кто что делает».

Таким образом, портретный жанр живописи раскрывает мир чувств и жизнь людей. Это чрезвычайно важно для познания детьми эмоциональной сферы людей и человеческих отношений. В процессе ознакомления с портретом у детей постепенно формируется эстетическая оценка человека, образ которого передан художником, графиком, скульптором. Поэтому в дошкольном возрасте необходимо максимально использовать огромные возможности изобразительного искусства, которое воздействует на внутренний мир ребенка, расширяет его эмоциональный опыт, учит понимать эстетическое богатство жизни.

Примеры конспектов занятий по ознакомлению детей

Среднего дошкольного возраста с портретной живописью

Беседа «О КОМ РАССКАЗЫВАЕТ ПОРТРЕТ»

Программное содержание . Вызвать у детей интерес к новому жанру живописи - портрету, желание его внимательно рассматривать, эмоционально откликаться на настроение художественного образа, испытывать удовольствие и радость от встречи с ним. Дать детям представление о некоторых типах портретов (женский, мужской и разновозрастной). Обогащать словарь детей эмоционально-эстетическими терминами, образными выражениями. Развивать ощущение взаимосвязи настроений изобразительных и музыкальных образов.

Подготовительная работа . Система занятий по ознакомлению детей с натюрмортом, пейзажем. Рисование, лепка, аппликация образов людей.

Материалы. Репродукции портретов «Маргот танцует» П.П.Кончаловского; «Смеющийся солдат» (фрагмент картины «Переход Суворова через Альпы») В.И.Сурикова; «Портрет крестьянки в русском костюме» И.П.Аргунова; «Портрет Ф. Юсупова с бульдогом» В.А.Серова; «Портрет Л.Н.Толстого» Н.Н.Ге. Музыкальная пьеса «Грезы» из «Альбома для юношества» Р.Шумана.

Ход занятия.

Воспитатель . Ребята, сейчас мы пойдем на выставку художественных картин и полюбуемся ими. Вы тихо войдете в зал, сами постараетесь походить около картин и внимательно их рассмотреть, а потом вы мне расскажете, про кого эти картины. Когда музыка закончится, подойдете к стульчикам и сядете.

Дети входят под тихо звучащую музыку в зал, подходят к стендам и рассматривают портреты. Через 2 минуты воспитатель выключает проигрыватель.

Понравились вам картины? (Ответы детей.) Кто изображен на этих картинах? Да, девочка, мальчик, мужчина, женщина, старый человек - взрослые и дети, а в целом - люди. Такие картины называются портретами. Портрет - это изображение реального человека, который живет сейчас или жил когда-то. Портрет должен быть очень похож на человека, которого художник рисует, но художник старается изобразить его так, чтобы все увидели, какой он - добрый или нет, веселый или грустный, хитрый или простодушный.

Обычно художник пишет портрет того человека, которого он знает, любит или уважает. Так, часто художники пишут портреты своих детей или детей знакомых. Вот посмотрите на картину «Mapгот танцует» Петра Петровича Кончаловского, он нарисовал свою озорницу дочку. Иногда портреты художнику заказывают, а иногда он сам выбирает себе модель, то есть того, кого он хочет нарисовать. Например, Николай Николаевич Ге очень уважал известного писателя Льва Николаевича Толстого, он его и нарисовал - посмотрите на портрет.

А вот портрет мальчика Феликса Юсупова художнику Валентину Александровичу Серову заказали его родители. Мальчик очень любил свою собачку - бульдога, художник и его нарисовал.

Понравились вам портреты? Мы еще с ними увидимся. А сейчас давайте еще посмотрим на них, полюбуемся и послушаем прекрасную музыку. (Включает на 1-2 минуты отрывок из музыкального произведения «Грезы» Р.Шумана.)

ИСПАНСКИЙ ТАНЕЦ

Рассматривание картины «Маргот танцует» (П.П.Кончаловский, 1949 г.)

Программное содержание . Вызвать у детей интерес к портрету девочки, желание его внимательно рассматривать, эмоционально сопереживать ей, соотносить увиденное с собственным опытом, развивать воображение, образное мышление, фантазию. Обогащать словарь детей понятиями «жест», «поза»; «озорная», «лукавая», «шалунья»; «кастаньеты», «Испания», «испанский танец». Развивать у детей умения высказываться, давать оценки, общаться по поводу увиденного; чувствовать и устанавливать связь настроений изобразительного, поэтического и музыкального образов.

Подготовительная работа . Рассмотреть иллюстрации с танцующими людьми, обратив внимание на расположение их рук, ног, всей фигуры, рассмотреть схемы разных поз танцующих людей. Пригласить по возможности танцоров, чтобы они продемонстрировали испанский танец, рассмотреть одежду и кастаньеты. На музыкальном занятии разучить с детьми несколько движений испанского танца.

Материалы . Репродукция портрета «Маргот танцует» П.П.Кончаловского. Музыкальное произведение «Espana Cani» или «Малагуэнья» И.Альбениса.

Ход занятия .

Дети сидят около стенда, он закрыт.

Воспитатель . Дети, недавно мы видели красивый испанский танец. Понравился он вам? А чем? (Ответы детей.) Сегодня я приготовила для вас картину (открывает). Посмотрите на нее и полюбуйтесь, а я включу музыку, она нам поможет понять, про что эта картина, и о чем-то напомнит. (Включает мелодию «Espana Cani», через 1-2 минуты выключает проигрыватель.) Так что же вам напомнила музыка? (Ответы детей.) Задорный испанский танец под кастаньеты. Композитор передал его звуками и ритмом. А что же увидел художник? (Ответы детей.) Он увидел, как его шалунья и озорница дочка красиво и изящно танцует испанский танец.

Маргарита играла с мячиком, прыгала через скакалку, но вдруг услышала музыку и стала танцевать. Это увидела ее мама и нарядила дочку в свое шелковое синее платье с тремя оборками внизу и на рукавах. Под него надела пышную белую юбку. На шею повязала ярко-желтый платок. Какое красивое получилось сочетание цветов – холодного синего с ярко-желтым! Мама прикрепила в волосы девочке два цветка. Получилась очаровательная испанка!

Посмотрите на лицо девочки и расскажите, какое у нее настроение. (Ответы детей.) Веселое, озорное, лукавое, задорное - у нее открыт в улыбке рот, видны даже беленькие зубки. Большие карие глаза весело поблескивают и смотрят прямо на нас. Волосы у девочки пышные, темно-каштановые. А теперь расскажите, что же делает девочка? (Ответы детей.) Как вы догадались? Поза танцующего человека - поднятые руки и ножка. А что это у нее в руках? Погремушки, как кастаньеты у танцовщицы, отбивают ритм.

Как красиво смотрится изящная и яркая фигурка девочки на светлом фоне! Как бы вы назвали этот портрет? (Ответы детей.) А художник назвал свою картину «Маргот танцует». Он с мягким юмором и любовью назвал дочку немного по-испански. А сейчас послушаем еще испанскую мелодию и, глядя на девочку, представим, что она танцует под эту музыку. (В конце можно предложить детям включиться в танец.)


Знакомим детей с искусством. Художник и его картина.

ИСК У ССТВО - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Назовите виды искусств. Их пять (живопись, графика, архитектура, скульптура, декоративно-прикладное искусство.)

В соответствии с требованиями программы «Детство», педагоги должны расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства. Что даёт изобразительное искусство детям?
Воспитывается интерес и любовь к прекрасному, развиваются эстетические чувства. Искусство раскрывает богатство и разнообразие красок окружающего мира, форм, движений, с его помощью дети знакомятся с новыми для них предметами и явлениями жизни, проникаются высокими идеями. Они испытывают радость, волнение, восхищение при восприятии прекрасного, созданного в картинах, иллюстрациях.

В нашей консультации мы более подробно остановимся на знакомстве детей с произведениями художников, как работать в группе в этом направлении, опираясь на наглядный материал имеющийся в распоряжении детского сада.

    Живопись.

Живопись – вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу.

В свою очередь живопись имеет свои жанры: натюрморт, пейзаж, портрет.

С натюрмортом детей знакомят со 2 младшей группы; пейзажем – со средней; портретом – в старшей, со второй половины учебного года.

Знакомство с натюрмортом

Жанр натюрморта многогранен, его основной объект – частная жизнь человека, его простые будничные дела и потребности, выраженные в предметах – еде, питье, домашней утвари, элементах растительного и животного мира, произведениях прикладного и изобразительного искусства, объектах и инструментах труда. Художник изображает внешний мир: форму, цвет, фактуру предметов, плотность, мягкость, сочность, влажность, прозрачность, хрупкость.

Объекты, изображаемые в натюрмортах, можно разделить на две большие группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь, которым сопутствуют птицы, мелкие животные, насекомые) и вещи, сделанные руками человека (орудия труда, предметы быта, произведения искусства).

Особенности восприятия натюрморта детьми 3-7 лет

Натюрморт - первый жанр живописи, с которым, как показывают исследования педагогов и психологов, нужно знакомить дошкольников, ибо он не только вызывает наибольший эмоциональный отклик детей уже с 3-4 лет, ассоциации с их собственным жизненным опытом, но привлекает внимание детей к средствам выразительности живописи, помогает им пристальнее вглядываться в красоту изображенных предметов, любоваться ими.

Установлены уровни эстетического восприятия детьми дошкольного возраста живописного натюрморта. На первом уровне, самом низком, ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картине, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер. На этом уровне стоят дети примерно трехлетнего возраста.

Второй уровень: ребенок начинает не только видеть, но и осознавать те элементарно-эстетические качества произведения, которые делают картину привлекательной для него. При условии внимания со стороны педагога значительная часть детей в возрасте 5 лет уже способна получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое и цвет, и цветовые сочетания изображенных предметов и явлений.

На третьем, самом высоком уровне эстетического развития дети-дошкольники поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. На этом уровне ребенок оказывается способным уловить внутреннюю характеристику художественного образа, не лежащую на поверхности.

Виды натюрмортов. Принципы отбора натюрмортов для детей разных возрастных групп.

Однопорядковый (одновидовой) натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и так далее. На картине может быть изображена и разнообразная и предметы быта.

Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.), мы условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию.

Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «накрытый стол»: «завтрак», «десерт», «ужин» и др. В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы условно их обозначим как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека.

При отборе натюрмортов для детей следует опираться, прежде всего, на высокохудожественные произведения, доступные им как по содержанию, так и по средствам художественной выразительности. Натюрморт должен вызывать у детей эмоциональный отклик, интерес, быть близким их личному опыту.

Можно рекомендовать для детей младшей и средней групп натюрморты однопорядковые. Эти натюрморты не должны иметь большого количества объектов, должны быть простыми по средствам выразительности. Хорошо подобрать яркие, декоративные работы. В средней группе следует предложить смешанные по содержанию натюрморты: цветы и плоды, ягоды и фрукты, овощи и фрукты и др.; в дополнение к ним рассмотреть натюрморты с предметами быта, снедью и др. Здесь уместно обратить внимание детей и на некоторые средства выразительности, цветовую тональность (теплую или холодную гамму, контрастность цвета).

В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнение к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера.

Особенности восприятия пейзажной живописи детьми 4 – 7 лет.

Пейзаж – один из самых эмоциональных, самых лирических жанров изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной или изменённой человеком природы. В пейзажной живописи предстаёт духовная атмосфера времени, совокупность её чувств и переживаний.
Младшие дошкольники впервые знакомятся с пейзажем как жанром живописи. При знакомстве детей с пейзажной живописью необходимо опираться на опыт непосредственного восприятия детьми природы соответственно её сезонам. В возрасте 4-5 лет собственная изобразительная деятельность детей будет опережать художественное восприятие картин.
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с живописным пейзажем, формируя эмоционально-целостный опыт отношения к природе и её изображению в художественных картинах.
Дети внимательно вглядываются в окружающую природу, учатся видеть и понимать её красоту. Старшие дошкольники учатся не только понимать замысел произведения, его содержания, но и умению видеть средства выразительности, использованные художником для передачи чувств и настроений. В дальнейшем необходимо продолжить работу над формированием у детей представлений о пейзаже как жанре живописи, его видах и особенностях. Расширить представление о пейзаже не только с ярко выраженными сезонными изменениями природы, но и с промежуточными, межсезонными её состояниями (например, начало осени, золотая осень, поздняя осень), в различное время суток (утро, полдень, вечер, ночь), при различной погоде (ветер, дождь, снег, гроза, туман и т.д.). На следующем этапе дети знакомятся с такими видами пейзажа, как сельский, городской, архитектурный, морской. Дети узнают о художниках-пейзажистах и написанных ими картинах, о процессе создания произведений искусства в жизни общества, каждого человека, в дальнейшем используя полученные знания и ощущения в своём изобразительном творчестве.

Особенности восприятия портрета детьми 5 – 7 лет.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве. Раскрыть человека так, как это делает портрет, не способен никакой другой жанр живописи.

Дети 5 лет проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали. Пятилетний ребенок уже обращает внимание на такие средства выразительности, как, например, рисунок. При определении эмоционального состояния он видит не только лицо и его мимику (движение бровей, выражение глаз, губ), но и позу. У детей пяти лет уже формируется элементарное понимание цвета как средства выразительности. Они могут дать эстетическую оценку портрету, хотя их аргументация бедна и зачастую несущественна. Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно.

Дети 6-7 лет проявляют также активный положительный интерес к портретной живописи. Эмоционально откликаются на художественный образ, выражая собственные чувства и отношения к нему. Видят не только содержание, но и некоторые средства выразительности портрета. Понимают связь экспрессивных свойств позы с выражением лица, жестами человека (добрый, серьёзный, злой), дают общую нравственную оценку. На основе существенных признаков определяют социальное положение изображаемого. Обращают внимание на одежду. Окружающую среду, детали, предметы труда и быта, но они не являются существенными признаками в оценке портрета, а привлекаются как дополнения в характеристике образа. Человеку даётся нравственно-эстетическая оценка, она более развёрнута и доказательна

Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописью.

Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Читая литературное произведение, воспитатель интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное. Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.

1.Для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»

2. Для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».

3. Для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

4. Детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «покажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».

5. Для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?».

Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.

Методы и приёмы при ознакомлении детей с живописью

Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете.

Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том.что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа.

Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.

Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. Тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

1. Сообщение названия картины

2. Сообщение фамилии художника

3. О чём написана картина

4. Что самое главное в картине (выделить композиционный центр)

5. Как оно изображено (цвет, построение, расположение)

6. Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали

7. Что красивого показал своим произведение художник

8. О чём думается, что вспоминается

Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

Например:

– Что изображено на картине?

– Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

– Как вы думаете, что самое главное в картине?.

– Как это изобразил художник?

– Что в картине самое яркое?

– Что этим хотел сказать художник?

– Какое настроение передал художник?

– Как вы догадались.что именно такое настроение отражено?

– Как это удалось сделать художнику?

– О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

Второй этап

1. Развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,

2. Выделять выразительные средства,

4. Мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению

Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

Например:

О чём картина?

Почему думаете так, расскажите?

Как бы вы назвали картину?

Почему именно так?

Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?

Как он изобразил это в картине?

Какое настроение вызывает картина?

Отчего возникает такое настроение?

Что хотел сказать художник своей картиной?

Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

Приём композиционных вариантов– педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

Например:

1. «Что изменилось на картине между людьми. предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

2. «О чём бы рассказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами

3. «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»

Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

Например:

– Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются разнообразные вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

Структура постановки вопросов:

Что понравилось на картине?

Почему она понравилась?

Чем она понравилась?

Третий этап

1. Формирование творческого восприятия картины.

2. Сравнение изображенного с личным опытом.

3. Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств.

Приём водится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника.но разного колористического решения.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

– Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

– Что будет написано вокруг главного, какими красками.на каком фоне?

– Что будет особенно красивым?

– Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»

Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

Требования к отбору картин

Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание.

* актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления

* произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе

* единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)

* колористическое решение (цветовой контраст)

* композиционное решение

* эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

КАК ЗНАКОМИТЬ ДЕТЕЙ С КНИЖНОЙ ГРАФИКОЙ

Период дошкольного детства - один из самых благоприятных этапов в общении детей с изобразительным искусство, в развитии у них способностей к изобразительной деятельности. Книга - одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Иллюстрации к книгам - самый распространенный вид изобразительного искусства, с которыми встречаются дети дошкольного возраста.

Книжная графика для детей отличается от взрослой особым характером оформления – наглядностью, стройностью, занимательностью.

Надо всегда помнить, что книга – это произведение искусства, подлинник, созданный рукой художника-мастера и вобравший в себя труд многих людей- писателя, редакторов, печатников. Относиться к книге следует бережно и с уважением и воспитывать это в детях с самого раннего возраста.

Особенности восприятия детьми книжных иллюстраций

Младший дошкольный возраст (2-3года)

Основным видом деятельности детей 2-3 лет является игра с предметами. Учитывая это, взрослый предлагает ребенку книжку-раскладушку, книжку-ширму. Они вместе читают текст, рассматривают картинки, а потом включают ее в свою игру: строят из нее домик, заборчик, прячась за него и выглядывая.

При рассматривании иллюстраций в книге большую роль играют вопросы взрослого: «Кто это?», «Какой он?». Если ответ на первый вопрос не вызывает у ребенка затруднений, то ответ на второй вопрос требует определенного описания как внешнего вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или мохнатый) так и эмоционального состояния героя (веселый, забавный, грустный, хитрый, мокрый, голосистый и т.д.).

Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательно вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи (в том числе и собственными чувствами), делать несложные выводы, усиливая его эмоциональное отношение к изображаемому.

При рассматривании картинки можно попросить малыша выполнить ряд игровых действий: «Погладить зайчика», «покормить цыплят», «прокричать как петушок», «промяукать как котенок». Спросить его: «Как мычит коровка?», «Как лает собачка?» и отвечая на поставленный вопрос, ребенок принимает позу, передавая состояние героя книжки.

Младший дошкольный возраст (3-4года)

Дети этого возраста очень любознательны: они хорошо знают основные цвета, формы, геометрические фигуры, активный словарь их резко возрастает, мышление из наглядно-действенного переходит в наглядно-образное, дети быстро развиваются, задают вопросы.

Задача педагога на этом этапе - привлечь внимание малышей к книжке, заинтересовать рисунками-иллюстрациями, вызвать желание внимательно их рассматривать – «читать» рисунки, узнавать знакомые образы, эмоционально откликаться на них, испытывая радость и удовольствие от встречи с ними.

При рассматривании рисунков в книге взрослый читает ребенку текст и помогает соотносить его с определенной картинкой, обращает внимание на некоторые средства художественной выразительности – форму (круглый), позу, жест (лежит, бежит, идет, несет, машет), фактуру поверхности (пушистый, лохматый), цвет, положение в пространстве, подражает голосам животных, движениям зверей и птиц.

Средний дошкольный возраст 4-5 лет

В средней группе педагог продолжает развивать у детей интерес к книге и книжной иллюстрации, формировать радость от общения с книгой, ожидание встречи с ней, эмоциональный отклик на ее содержание, настроение героев, сопереживание им, бережное отношение к книге.

Педагог подводит детей к пониманию того, что рисунок связан с текстом, поясняет его, наглядно показывает происходящие события, героев и дает оценку их поступкам. Продолжается работа по внимательному рассматриванию иллюстраций, умению видеть и узнавать заключенные в ней образы. Также обращается внимание на средства выразительности, с помощью которых художник создает образ, передает свое отношение к нему; на рисунок, отражающий характер героя через изображение формы, строения, позы, движения, жеста, мимики.

В этом возрасте дети знакомятся с цветом как средством передачи эмоционального состояния героя, сезонных и суточных изменений в природе. Ребенку необходимо показать: где и как художник рисует главного героя, как рисунок сопровождает текст, поясняет его, рассказать о роли иллюстрации в книге и что рисует иллюстрацию художник иллюстратор.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет)

Если в младшем и среднем дошкольном возрасте педагоги проводили целенаправленную и систематическую работу по ознакомлению детей с книжной графикой, то к шести годам у детей будет сформирован устойчивый интерес к данной теме и будет выработано желание постоянно общаться с книгой, изучать ее, пытаться самостоятельно читать. Педагоги должны поддерживать этот интерес, сопереживать героям, соотносить их чувства с чувствами ребенка, переносить их на свой маленький жизненный опыт, учить сравнивать похожие ситуации и думать: а как бы я поступил, а чтобы я сделал? Всем этим дети делятся со взрослыми и сверстниками.

Шестилетним детям знакомы такие средства выразительности книжной графики как рисунок и цвет . Педагог знакомит их с выразительностью формы – контура, силуэта, созданных с помощью линий, штрихов, пятен, точек и передающих характер образа (его позы, движения, жесты) и колорита (цвета, цветосочетания), которые помогают понять ребенку настроение героя, его эмоциональное состояние, о времени суток, сезоне, погоде, географическом положении местности.

Дети продолжают знакомиться с разными типами макетов книг: книга-образ, книга-альбом, книга-театр, книга-тетрадь и можно обратить их внимание на индивидуальную творческую манеру того или иного художника в иллюстрировании определенных жанров литературных произведений (например, Е.Рачев, Н.Кочергин, Т.Юфа – «сказочники», Ю.Васнецов – иллюстратор народного фольклора, Е.Чарушин, М.Митурич – книги о животных и природе).

Педагог должен способствовать тому, чтобы накопленные детьми знания выливались в детские суждения, размышления, отношения ко всему увиденному и услышанному и использовались в их собственном творчестве.

Методика ознакомления детей с книжной иллюстрацией (в разных возрастных группах)

В первой младшей группе воспитатель показывает двум-трем сидящим перед нею детям картинки к уже известной им потешке "Петушок, петушок, золотой гребешок!" (вспомним, что при первом чтении этой потешки дети рассматривали игрушку петушка, а в сельском детском саду видели и живого петуха) и обращается то к одному, то к другому ребенку с вопросами:

Ниночка, покажи, где петушок. Дотронься до него пальчиком. (Девочка показывает)

Вот петушок - золотой гребешок. А теперь ты, Витя, покажи, где у него гребешок. (Мальчик указывает)

Вот у петушка гребень на голове, золотой гребешок! Теперь посмотрим и сравним картинки: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет. Саша, покажи картинку, где петушок поет. (Мальчик находит)

Более сложная для детей работа - называние персонажа, предмета, его части, указанных воспитателем на картинке (эта работа связывается с "сочинением" по картинке).

Этот прием называния указанных воспитателем на картинках персонажей и вещей часто облегчается тем, что педагог сам показывает картинки-иллюстрации непосредственно в процессе чтения.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывается любовь к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умения отвечать на вопросы, бережное отношения к книгам.

В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины. Рассматривая картинки дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали.

Во второй младшей группе следует расчленять зрительное и слуховое восприятие. Если "герой" не знаком детям, то педагог с детьми внимательно рассматривает картинку, а уж затем слушают рассказ об увиденном. Воспитатель сначала читает весь рассказ целиком, а при повторном чтении, показывает детям картинки, изображающие "героев" рассказа в соответствующих ситуациях. Затем он раздает детям книжки, чтобы они сами могли еще раз рассмотреть рисунки. После того как картинки рассмотрены, рассказ читается еще раз без обращения к иллюстрациям.

Занимаясь с детьми 3-4 лет, важно привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.

В среднем возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

С детьми рассматривают картинки-иллюстрации приемом соотнесения фраз текста с рисунками. Например, перед повторным чтением сказки "Гуси-лебеди" дети пятого года жизни рассматривают картинки в книжке-игрушке (панораме). Работа воспитателя на занятиях по рассматриванию данной книжки-панорамы может состоять в том, что он читает крошечный отрывок (естественно, такой, к которому есть иллюстрация) и просит ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному. Но возможен и обратный вариант: педагог показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой момент из сказки здесь изображен.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей картины произведения и учета всех характеристик героя.

Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.

В подготовительной группе дети уже способны оценивать картинки-иллюстрации: отвечать на вопросы ("Понравилась или не понравилась картинка?", "Почему?"). Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению.

Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, - о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни.

Книжная иллюстрация позволяет подвести детей к углубленному восприятию содержания текста. Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное.

Используются словесные методические приемы в сочетании с наглядными:

знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;

просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом).

В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающейся наглядностью, уже вполне сформирован.

Детей дошкольного возраста надо знакомить с произведениями живописи. «Восприятие искусства - активный процесс, в который входят и двигательные моменты (ритм), и эмоциональное переживание, и «мыслительное действование», которое имеет особенно большое значение в дошкольном возрасте».

Елена Ключникова
«Как знакомить дошкольников с портретом». Консультация из опыта работы

Консультация

Как знакомить дошкольников с портретом

Все дети любят рисовать людей. Но у многих изображение человека вызывает большие трудности. Поэтому проводится большая работа по ознакомлению детей с портретом , сначала с понятием «Портрет » . Когда я провожу с дошкольниками игру «Картина» , предлагаю через рамочку посмотреть друг на друга и рассказать о том, что увидел. Выясняем, что глаза расположены на лице гораздо ниже того уровня, где обычно их рисуют дети; что над глазами располагается лоб (можно положить руку на лоб) . Глаза у детей располагаются на горизонтальной линии, разделяющей лицо пополам, а у взрослого чуть выше этой линии. Расстояние между ними не велико, не больше одного глаза. Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок. Спросить, что находиться над глазами (брови) . Где находиться нос. Заканчивается нос посередине расстояния от глаз до конца лица. Объяснить детям, что нос у человека такого же цвета, как лицо, поэтому можно рисовать только кончик носа. Выясняем также, что от кончика носа до конца лица (подбородка) посередине находятся губы. Верхняя губа отличается по форме от нижней. Чем? На верхней губе – две волны, а на нижней - одна. Потом я даю описание одного из детей, указывая цвет его глаз, волос, прическу, форму носа и других особенностей. Предлагаю детям описать портрет друга . Затем перехожу к картинам известных художников – портретистов .

Нас окружает большой и удивительный мир! Много интересных и замечательных людей вокруг. Художники рисуют так, чтобы их увидели все. Они рисуют портреты людей разных профессий. Кроме внешнего сходства художники стремятся передать характер человека, его духовный мир. По выражению лиц мы узнаём о чувствах, которые испытывали люди – радость или печаль… Определяем с детьми использованные для этого выразительные средства : колорит, поза, мимика в портретах разных художников : В. Серова «Мика Морозов» , «Девочка с персиками» , З. Серебряковой «Девочка с куклой» , В. Тропинина «Портрет сына художника » , И. Репина «Стрекоза» и другие. Рассматривая картину, мы отмечаем настроение героя, о чём говорит его лицо, глаза, какие средства изображения художник использует. По одежде, по действиям людей, изображённых на картине можно узнать, кто они. Часто сравниваем картины, находя явные различия. Я рассказываю детям о том, какие бывают портреты (погрудные, поясные, во весь рост) . Подразделяются на живописные (портрет , автопортрет , скульптурные и графические.

Предлагаю детям доставить друг другу радость, изображая портрет друга , подруги. Чтобы овал лица у детей не получался слишком маленьким, или не похожим на овал, я сначала предлагаю ребятам использовать трафарет овала лица с глазами. Внешняя обводка – овал лица, внутренняя – глаза. Когда глаза находили своё место на лице, не трудно было пририсовать нос и рот. Показываю детям несколько вариантов изображения носа и рта. Затем вместе изучаем мимику : форму рта, глаз и положения бровей. Потом изучаем причёски у мальчиков и девочек, находим отличия от причёсок взрослых людей. Так же выясняем, что волосы разного цвета и качества (прямые и кудрявые) . А уши овальной формы, расположены под линией глаз, бывают не видны за волосами. Обращаю внимание детей на то, что шея уже лица, а плечи шире головы.

Прежде чем рисовать фигуру человека, рассматриваем части тела. Обращаю внимание ребят на красоту человеческой фигуры, её пластичность, соразмерность всех частей тела. Учимся видеть сходство поз в схематичном изображении – выкладываем человечков в разных позах, повторяем движения, принимая необходимую позу, обозначаем словами.

Линия, пятно, цвет, объём – средства передачи мысли художника, такие же необходимые, как слова для писателя и звуки для композитора. Если овладеть этими волшебными инструментами, то желание передать на бумаге свои впечатления и фантазии обретёт реальное воплощение. Маленький человек, воспринимая и осваивая мир, окружающий его, отражает в рисунке пережитые чувства. Он как бы заново создаёт для себя ситуацию, развевая и обобщая её в рисунки. Малыш ещё не умеет изображать пространства, мелкие детали при рисовании человека, поэтому часто сопровождает свой рисунок рассказом. Взрослея, он начинает повышать требования к себе как к художнику, старается нарисовать так, чтобы было «похоже» . На этом этапе неудачи могут оказать негативное воздействие появлением чувства неуверенности в своих силах, ослаблением интереса к изобразительному творчеству. Поэтому очень важно помочь ребёнку сформировать навыки владения художественными средствами. Ребёнок легко усваивает новые умения, если этот опыт приходит во время игры, занимательного действия, эмоционально окрашенного переживания. Знакомство с приёмами работы , со способами деятельности в различных видах изобразительного творчества осуществляется тогда без излишних усилий, настраивая ребёнка на успешность его деятельности.

Публикации по теме:

Из опыта работы. Приобщение дошкольников к художественной литературе Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе «Чтение – вот лучшее учение» А. С. Пушкин Я хочу рассказать о своем опыте.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 «СКАЗКА» Из опыта работы Тема: «Экологическое.

Как знакомить детей с народными промыслами. (Из опыта работы) Знакомство с народными промыслами. (из опыта работы) Рассматривание и анализ образцов национальных изделий, чтение и рассматривание иллюстративного.

Консультация для педагогов из опыта работы «Инновационные педагогические технологии» Актуальность Не для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение.

Консультация для родителей «Как начинать знакомить детей с историей Царского Села» Вот уже более двух веков г. Царское Село, г. Пушкин является одним из привлекательных пригородов Санкт - Петербурга. Это, несомненно, «Крупнейший.

Консультация «Обучение детей выразительному пению» (из опыта работы) Мир звуков окружает ребенка буквально с момента рождения. В безбрежном звуковом море музыкальные звуки особенно влекут детей. Постигая мир.