Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Ольга Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Ольга Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий

Цель мастер-класса: Распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению рассказа об игрушке.

Задачи:

  1. Передать способы методических приёмов в овладении детьми основных этапов работы над рассказом.
  2. Создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

Слайд -3

Актуальность данной темы обусловлена тем, что у современных детей очень низкая коммуникативная способность. Несмотря на обилие информации, речь наших детей неэмоциональна и лишена образности. Как правило, они просто описывают действия: он пришел, она сказала, ветер дует и т.д. Еще обращает на себя внимание засоренность речи фразами «ну, как это», «в общем» – детям очень трудно подобрать слова, т.к. очень скудный словарный запас. И, самое главное, дети не умеют держать «мысль на привязи», т.е. в своих рассказах большинству очень трудно придерживаться логической последовательности. Речь сбивчива, дошкольники перескакивают с одного на другое, не умеют вычленять главное. Из моего и опыта моих коллег видно, как сложно детям овладевать свободным высказыванием. Из маленьких капелек собираются большие водоёмы. Составление рассказа – это те же маленькие капельки, которые помогут прийти к большому водоёму развёрнутой связной речи, а поможет в этом игрушка.

Именно с игрушкой ребёнок взаимодействует с самого рождения. И она становится одним из самых доступных средств, через которые с ребёнком можно пообщаться, вызвать его на диалог, а затем и на самостоятельное высказывание. В основе высказываний детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому она используется как средство обучения описанию и повествованию.

Игрушка - спутник детства. Она радует малыша привлекательной формой и содержанием, помогает развитию у него познавательной, речевой и двигательной активности. А.Ардеева Для обучения монологической речи используются следующие виды игрушек:

Слайд – 4

  • дидактические (матрешки, башенки, пирамидки, бочонки);
  • сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт; готовые наборы игрушек, объединенные одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор;
  • наборы, составленные воспитателем или детьми: мальчик – девочка, домик – кукла, курица – кошка, заяц – собака.

Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий нужно использовать новые или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в новом платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.

Одно из самых интересных и любимых детьми занятий по родному языку - рассматривание и описание игрушек.Слайд – 5

Различают несколько видов рассказывания по игрушке:

  1. Описание игрушки – связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.

Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Дидактические игры на описание, как правило, проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определенный словарный запас и соответствующие представления. Одним из условий эффективности игры являются ее живость, определенный ритм, эмоциональность, активное участие каждого ребенка. Если дети не умеют описывать игрушки, нуждаются в постоянной помощи и подсказке взрослого, игровая ситуация нарушается, игра превращается в вялотекущее упражнение. Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

  1. Сюжетные рассказы (повествования).

Рассказ по набору игрушек – связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам. Речь его опирается на деятельность ряда анализаторов.

Рассказ по отдельной игрушке – это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя – данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

В учебной и методической литературе нет единой точки зрения на содержание и методику проведения занятий с детьми, на последовательность постановки задач обучения описательной и повествовательной речи и последовательность разных видов занятий с игрушками. Опираясь на исследования и опыт, нашими методистами были разработаны примерные алгоритмы обучения рассказыванию с использованием игрушек (предметов).

В младшем дошкольном возрасте вначале стоит задача научить детей сосредоточиваться при рассматривании игрушек и предметов, затем научить отвечать на вопросы по их описанию. Детей подводят к составлению с помощью воспитателя высказываний об игрушках из 2 – 3 предложений. Индивидуально и по подгруппам организуется беседа-разговор: Какие игрушки есть у тебя дома? Какую игрушку ты больше любишь? Кто ее купил или подарил? Какая она (размер, цвет, материал)? Как ты с нею играешь? Какие игрушки тебе нравятся в детском саду? 1.Можно загадывать загадки, стихотворения, потешки об игрушке (не показывая ее).

Например: Мохнатенькая, да усатенькая,
Молочко пьёт, да песенки поёт.
2.Придумать историю, как она сюда попала.

3.Рассмотреть игрушку, дать потрогать. 4.Задать вопросы по игрушке. Какая у тебя кошечка? Что у кошечки на голове? А что это?

5.Обобщить все ответы в единое высказывание.

Слайд – 6 К нам пришла кошечка. У неё на голове ушки, большие глаза, усы. Есть у кошки и длинный хвост. Она лакает молоко и мяукает: Мяу! Мяу! 6.Совместное составление описания. Взрослый начинает, а ребёнок продолжает 7.Предложить ребёнку повторить описание взрослого.

В конце можно придумать игру с этим предметом. Сводить в гости к другим игрушкам. Пофантазировать о приключениях, которые могли бы случиться с ним ит.п.

Для успешного обучения рассказыванию в младшем дошкольном возрасте предлагается:

Слад – 7

Алгоритм обучения рассказыванию с использованием игрушек (предметов) во второй младшей группе.

1.Рассматривание и исследование игрушки (предмета); 2.Беседа с детьми; 3.Совместное рассказывание; 4.Вопросы при рассматривании игрушки или предмета должны задаваться в определенном порядке (как называется, какая, что умеет делать, для чего она нужна, чем тебе нравится эта игрушка или предмет. Отвечая на вопросы педагога, дети называют предмет, обращают внимание на характерные особенности внешнего вида, цвет, форма, материал, качества, свойства, назначение, его действия, подбирают сравнения, определения с помощью воспитателя). 5.Речевой образец воспитателя; 6.Составление рассказа ребенком об игрушке или предмете (из 2 – 3 предложений); 7.Занятие можно закончить чтением литературного произведения, загадок, потешек, прибауток и т.д.).

В среднем дошкольном возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки и самостоятельно составлять рассказ-повествование о них.

Описание игрушек и составление рассказов об игрушках предваряет их рассматривание, в процессе которого уточняются особенности внешнего вида и образ жизни воплощенного в игрушке живого существо, подбираются сравнения, определения. Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и др.; провести лексическое упражнение.

Построение связного текста вызывает у детей затруднение. Они часто не знают, как начать высказывание и чем его закончить, как связать предложения. Исследования доказывают, что уже в процессе рассматривания игрушек, в вопросно-ответной форме следует показать детям возможные связи между предложениями. Наиболее распространенное средство связи – повтор слов. Слайд – 8

Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» – «Это еж». – «Кто колючий?» – «Еж колючий». – «У кого на спине иголки?» «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе.

Другой вариант постановки вопросов, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?» – «Зайчик». – «Какие уши у зайца?» – «У зайца длинные уши». – «Какой хвост у зайца?» – «У зайца короткий хвост».

Слайд – 9

Примерный алгоритм описания игрушки или предмета в средней группе.

1.Рассматривание игрушки; 2.Вопросы воспитателя, касающиеся внешнего вида (цвет, форма, величина), качеств игрушки, действий с нею; 3.Речевой образец воспитателя (рассказ не о той именно игрушке, о которой будут говорить дети, а об однотипной); 4.Рассказ сильного ребенка по опорным вопросам воспитателя; 5.Рассказы 4 – 5 детей по опорным вопросам воспитателя; 6.Оценка детских рассказов воспитателем.

Затем можно использовать прием, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку.

«Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Петрушка и ребенок получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой черный, а другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой черный».

Ребенок: «У меня тоже мишка, но маленький и коричневый». Петрушка: «У моего медведя уши круглые пушистые». Ребенок: «У моего мишки тоже уши круглые пушистые» и т.д.

Одновременно у детей формируются навыки повествовательной речи. Детей подводят к составлению рассказов также по вопросам воспитателя. Важно сформировать элементарные представления о структуре высказывания (начало, середина, конец). Для осознания структуры повествования рекомендуется использовать схему составления совместного с детьми рассказа. Сначала дается представление о том, как можно по-разному начинать рассказ («Однажды», «Как-то раз», «Дело было летом»). Давая зачин рассказа, взрослый предлагает ребенку заполнить его содержанием.

Приведу пример схемы рассказа «В лес за ягодами»: используя схемы – картинки. Воспитатель начинает рассказ, дети продолжают.

Слайд – 10. «Дело было… (летом).

Слайд – 11. Собрались… (подруги в лес за ягодами). Взяли они… (корзиночки) и. (отправились в лес).

Слайд – 12. Идут девочки и весело… (разговаривают). На небе появились… (темные тучки).

Слайд – 13. Вдруг загремел… (гром) и. (пошел дождик). Девочки… (испугались) и. (спрятались под дерево).

Слайд – 14 . Когда дождь закончился, они…(собрали землянику и пошли домой)».

Заполнение схемы помогает ребенку усвоить средства связи между предложениями и частями текста, формирует умение пользоваться словами-связками вдруг, тогда и др. Постепенно дети начинают самостоятельно составлять рассказы. Педагог помогает развивать сюжет, используя слова-связки, глагольную лексику (позвал – убежал, встретил и., стали они.), учит включать диалог действующих лиц (спросил – ответил), элементы описания внешнего вида героев. Для рассказа вначале отбираются 2–3 игрушки. Детям легче развить сюжет и включить в повествование всех действующих лиц, подобрать слова к действиям, использовать прямую речь. Позднее количество игрушек можно увеличить.

Значительное место занимают дидактические игры на описание. Усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец может не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и предлагает описать ее понятнее.

Во второй половине года в средней группе вводится план рассказа – описания, составленный педагогом. Как часть занятия можно выделить другие виды работ


Дети входят в группу, садятся на стульчики.

Воспитатель: Дети, давайте вспомним и повторим нашу скороговорку, которая настраивает нас на занятие.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать. Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать, и будем выговаривать. Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Воспитатель: Молодцы! А теперь все внимание на меня. Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами будем писателями.

Воспитатель: Подумайте и скажите, что делает писатель?

Дети: Писатель пишет рассказы и сказки.

Воспитатель: Правильно. А каких писателей вы знаете?

Дети: (Я знаю писателя А.С. Пушкина; К.И. Чуковского; А.Н. Толстого и т.д.).

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, о ком или о чем пишет писатель?

Дети: Писатель пишет о природе; о животных; о птицах и т.д.

Воспитатель: Молодцы! Вот сегодня мы будем составлять рассказы и сказки. Но сначала давайте вспомним, чем отличается сказка от рассказа?

Дети: В сказке есть волшебство, волшебные вещи, говорящие животные, т.е. то, что не может быть на самом деле.

Воспитатель: Молодцы! А теперь подумайте и скажите, с каких слов начинается тот или иной рассказ?

Дети: Рассказ начинается со слов: пришла, наступила, однажды, как-то раз и т.д.

Воспитатель: С каких слов начинается сказка?

Дети: Сказка начинается со слов: жили – были, в некотором царстве – в некотором государстве …

Воспитатель: Молодцы! А какими словами заканчивается рассказ или сказка?

Рассказ заканчивается словами: вот и заканчивается рассказ или на этом наш рассказ подошел к концу.

Сказка заканчивается словами: тут и сказке конец, а кто слушал молодец; или, добро побеждает зло; стали они жить долго и счастливо.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте немного разомнемся.

Утро настало, солнышко встало.

Эй, братец Федя,

Разбуди соседей.

Вставай, Большак,

Вставай, Указка,

Вставай, Середка,

Вставай, Сиротка

И крошка – Митрошка,

Привет, Ладошка.

Все потянулись и все проснулись.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам превратиться в писателей и с помощью схем – алгоритмов с разными заданиями придумать сказку или рассказ.

Детям дается время на обдумывания своего рассказа или сказки. Выслушивают 2-3 ответа.

(Прикладываются ответы).

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте немного отдохнем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Отдыхать умеем тоже-

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше.

И легко – легко подышим.

Раз, два, три, четыре, пять,

Топаем ногами.

Раз, два, три, четыре, пять,

Хлопаем руками.

Подтянитесь на мысочках столько раз,

Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть в игру: «Покажи правильно символ». Я буду показывать предмет и называть любой его признак или свойство, а вы должны найти правильный символ, назвать и показать его.

Например: Это вишня. Она растет на плодовом дереве. Значит, мы должны показать символ: Где растет? Или это яблоко. Оно зеленого цвета. Значит, мы должны показать символ: Цвета.


  1. Это гриб. Шляпка у него круглая.
Символ: форма шляпки.

  1. Это лиса. Она охотится на мышей, зайцев, кур и уток.
Символ: Чем питается?

  1. Это листик. У листика есть листовая пластина, ножка, прожилки.
Символ: Строение.

  1. Это пирамидка. Она деревянная, потому что сделана из дерева.
Символ: Какая на ощупь?

  1. Это рыбка. Она живет в аквариуме.
Символ: Где живет?

  1. Это чайник. Люди в нем заваривают чаинки.
Символ: Способ использования.

  1. Это морковка. Из нее готовят соки, можно есть сырой или варить ее.
Символ: Способ употребления.

Воспитатель: Молодцы! А теперь поиграем в игру: «Укрась слово». Я буду называть любое животное, а вы должны подобрать слова, которые бы охарактеризовали его.

Например: Кот – ласковый, пушистый, веселый,…., игривый.


  1. Еж – колючий, грозный, сердитый, маленький.

  2. Заяц – трусливый, боязливый, пугливый, длинноухий, гладкий, ….

  3. Медведь – большой, мягкий, косолапый, мохнатый, неуклюжий, угрюмый.

  4. Петух – красивый, большой, разноцветный, голосистый, смелый, важный.

  5. Лиса – пушистая, рыжая, мягкая, хитрая, шустрая.

  6. Лягушка – зеленая, веселая, большеротая, глазастая, скользкая, прыгучая.

  7. Курица – заботливая, рябая, добрая, пестрая.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас подумайте и скажите, чем мы сегодня занимались?

Дети: Мы были сегодня писателями и составляли рассказы и сказки по схемам – алгоритмам.

Играли в игры: «Покажи правильный символ», «Укрась слово».

Проводили физминутки.

Проговаривали скороговорку.

Воспитатель: Молодцы! Наше занятие подошло к концу!

Сейчас многие учителя жалуются, что детки, которые пришли в первый класс, не могут связно составить рассказ на заданную тему, и этому есть причина. Как то упустило современное дошкольное образование эту тему. Сейчас учим детей подготовительной группы читать, считать и писать раньше, чем рассказывать, и это неправильно. К школе рассказывать ребенок должен уметь. И научить его этому обязан воспитатель. Не сделать из него писателя, нет, но как минимум дать алгоритмы, схемы, мнемотаблицы, которые ребенок будет держать в голове и составит по ним более или менее связный рассказ. И, само собой, нужна практика. Родителей тоже касается. Распечатайте такие алгоритмы и изредка просите свое чадо рассказать, что же он знает о каком-то предмете или животном, следуя схеме. А вот и сами схемы.

Схемы (мнемотаблицы) для составления рассказов-описаний по разным лексическим темам

(Игрушки, Транспорт, Зимующие и перелетные птицы, Овощи, Фрукты, Домашние и дикие животные, Семья, Времена года).

Цель:

Развитие лексики, грамматики и связной речи детей.

Схема рассказа-описания по теме «Игрушки»

  1. Размер.
  2. Форма.
  3. Цвет.
  4. Из чего сделана игрушка.
  5. Составные части (детали) игрушки.
  6. Как в неё играют.

Пример ответа:

Это пирамидка. Она среднего размера, треугольной формы. Пирамидка разноцветная. Она сделана из пластмассовых колец. Кольца нужно надевать на палочку. Сначала одеть большое кольцо, потом поменьше и еще меньше.

Схема рассказа-описания по теме «Транспорт»

  1. Назначение транспорта (легковой, грузовой, пассажирский, специальный).
  2. Вид транспорта (водный, воздушный, наземный, поземный).
  3. Кто управляет транспортом (специальность, профессия).
  4. Что перевозит этот транспорт.

Самолет - пассажирский воздушный транспорт. Самолетом управляет пилот. Самолет перевозит людей и их багаж на дальние расстояния. Он может перевозить и грузы.

Схема рассказа-описания по теме «Зимующие и перелетные птицы»

  1. Вид птицы (зимующая или перелетная).
  2. Размер.
  3. Окрас перьев, внешний вид.
  4. Как передвигается, особенности поведения.
  5. Где живет.
  6. Чем питается.

Скворец - перелетная птица. Он небольшого размера, немного больше воробья. Перья у скворца черные, блестящие. Он проворно летает и бегает по земле. Скворцы вьют себе гнездо на ветвях деревьев, в старых дуплах или в скворечниках, которые сделал человек. Едят скворцы насекомых и червяков.

Схема рассказа-описания по теме «Домашние и дикие животные»

  1. Вид животного (домашнее, наших лесов, жарких стран).
  2. Размер животного.
  3. Окрас шкуры или меха животного, особенности тела.
  4. Чем питается животное.
  5. Где живет (место обитания).
  6. Способы передвижения, поведение.
  7. Опасно или неопасно для человека.
  8. Польза для человека (только для домашних животных).

Лиса - дикое животное наших лесов. Она среднего размера. Шубка у лисы рыжая, а кончик хвоста и грудка белые. У лисы длинный хвост и острые чуткие уши. Лиса - хищник. Питается она мелкими животными. Живет лиса в лесу в норе. Лиса быстро бегает. У нее хороший нюх. Дикая лиса опасна, не стоит подходить к ней близко.

Схема рассказа-описания по теме «Семья»

  1. Как зовут (Имя, фамилия, отчество).
  2. Домашний адрес.
  3. С кем живешь (перечисление всех членов своей семьи).
  4. Рассказ о каждом члене семьи (Имя, отчество, где работает).
  5. Сколько всего человек.
  6. Чем занимается семья, когда собирается вместе (хобби, семейные традиции).

Меня зовут Иванов Иван Иванович. Я живу в городе Краснодаре, на улице Красной, в доме номер 8. У меня есть мама, папа и брат. Мою маму зову Елена Петровна. Она работает воспитателем в детском саду. Моего папу зову Иван Петрович. Он работает инженером на заводе. Моего брата зовут Вадим. Он учится в школе. Всего нас в семье 4 человека. Когда мы собираемся вместе, мы любим играть в домино и смотреть фильмы по телевизору.

Схема рассказа-описания по теме «Овощи. Фрукты»

  1. Цвет.
  2. Форма.
  3. Величина.
  4. Вкус.
  5. Место произрастания (где растет).
  6. Способ употребления в пищу (что делают с этим продуктом).

Яблоко - это вкусный фрукт. Яблоки бывают красными или зелеными. Они бывают большими и маленькими. На вкус яблоки сладкие или кислые. Растут яблоки на яблонях. Яблоки едят сырыми, делают из них десерты, варят компот или варенье.

Схема рассказа-описания по теме «Времена года»

  1. Состояния неба и солнца в данное время года.
  2. Состояние природы в данное время года (осадки, трава, деревья).
  3. Как одеваются люди в данное время года.
  4. Поведение птиц в данное время года.
  5. Поведение животных в данное время года.
  6. Детские развлечения и действия взрослых в данное время года.

Зимой солнце низко над землей, оно греет плохо. Деревья стоят голые. Все покрыто снегом. Люди надевают для прогулок теплую одежду - шубы, меховые шапки, зимние сапоги, варежки. Перелетные птицы зимой улетают на юг. Многие животные впадают в спячку. Хотя зимой и холодно, зато можно кататься на коньках и лыжах, лепить снеговика и играть в снежки.

Любой алгоритм может быть дополнен, чтобы рассказ получился объемнее и интереснее. В любом случае знакомство с такими схемами пойдет ребенку на пользу.

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с людьми разных профессий. Рассказать о профессии военного – защитника Отечества. Формировать представления о родах войск. Закреплять знания о деловых и личностных качествах, которыми должны обладать военные. Познакомить с увлечениями курсантов в свободное от учебы время. Воспитывать уважение к воинам – защитникам России.

Материал. Фотоматериал – папы воспитанников в дни службы в армии. Видеозапись, рассказывающая о жизни и учебе курсантов военного училища, аудиозаписи песен "Бравые солдаты" (сл. В. Волгиной), "Армия Советская" (сл. Г. Найденовой). "Как служили наши папы и дедушки" – музей принесенных детьми предметов (солдатские вещи, фотографии).

Ход занятия

На мольберте (доске, наборном полотне) размещены иллюстрации, картинки с изображением военных различных родов войск. Звучит песня "Армия Советская". Воспитатель обращает внимание детей на оформление группы и слова песни, просит их рассказать о наступающем празднике 23 Февраля. Подводит итог детским высказываниям и говорит, что это – праздник военных, защитников Отечества.

Воспитатель читает четверостишие З. Александровой:

День нашей Армии сегодня,

Смелей на свете нет.

Привет защитникам народа,

Российской Армии – привет!

Рассказывает о том, что есть такая профессия – защищать Родину. Спрашивает у детей, любой ли человек может быть военным и что необходимо для того, чтобы стать военным.

Дав детям возможность высказать свои предположения, воспитатель сообщает, что существуют специальные учебные заведения – военные училища, и предлагает посмотреть видеоматериал о военном училище (например, занятия в кадетском корпусе, занятия на плацу, занятия в спортивном зале, быт, отдых курсантов.) Рассказывает о специальностях, которые получают военные в училище (военные инженеры-строители и военные-пожарные и другие), и предлагает детям вспомнить, какие еще рода войск они знают.

Игра "Чье хозяйство больше"

Цель. Учить детей различать фермерское хозяйство и домашнее хозяйство; закреплять знания о профессии фермера.

Материал. Две картины 20х30 см, на которых изображены фермерское хозяйство и домашнее хозяйство. Предметные картинки с атрибутами фермерского и домашнего хозяйства.

Дети делятся на две команды: владельцы фермерского хозяйства и владельцы домашнего хозяйства, перед ними большие картинки.

На столах раскладываются предметные картинки для фермерского и домашнего хозяйства. Владельцы фермерского хозяйства собирают картинки, относящиеся непосредственно к фермерскому хозяйству, а владельцы домашнего хозяйства – картинки, относящиеся непосредственно к домашнему хозяйству. Дети обосновывают свой выбор.

Акцент делается на размер хозяйства, количество выпускаемой продукции, специфику орудий труда и, наконец, на то, для кого производится та или иная продукция.

Тема "Все работы хороши"

Программное содержание. Обобщать и систематизировать представления детей о профессиях; вызывать интерес к разным профессиям, показать значимость труда представителей любой профессии для жизни людей, подвести к осознанию необходимости серьезной подготовки для овладения какой-либо профессией, воспитывать уважение к людям – профессионалам, чувство гордости за людей труда.

Материал. Письмо от Незнайки, фотографии с изображением представителей разных профессий.

Предварительная работа. Познавательные беседы "Хлеб всему голова", "Как хорошо у нас в саду", "Кто построил новый дом?", "Кем бы ты хотел стать?", "Профессии моих родителей", "Профессия будущего". Заучивание стихов, загадок о профессиях. Придумывание загадок о профессиях. Чтение стихотворения В. Маяковского "Кем быть?". Рисование на тему "Моя будущая профессия".

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, я сегодня получила письмо от Незнайки. (Показывает письмо.) В нем Незнайка просит вас помочь ему: "Дорогие ребята! Я никак не могу решить, кем мне стать, когда вырасту. Пожалуйста, подскажите мне самую лучшую профессию. Ваш Незнайка".

Воспитатель. Ну что, поможем Незнайке выбрать самую лучшую профессию? Я приглашаю вас на фотовыставку "Профессии". Давайте вспомним, какие бывают профессии. (Дети определяют названия профессий по фотографиям.)

Воспитатель. А какие еще профессии вы знаете? (Ответы детей.) Вы назвали очень много профессий. А есть ли такие профессии, о которых вы, может быть, даже и не слышали. Подумайте и скажите, что делает человек, который работает оленеводом? Змееловом? Пчеловодом? Конструктором? Чертежником? Крановщиком? Охранником? и т. д. (Ответы детей.) Правильно! Нетрудно догадаться, ведь в самом слове уже есть подсказка и легко отгадать, что делает человек. Но есть профессии, которые надо знать, а отгадать по названию, что делает человек, невозможно. Попробуйте назвать такие профессии. (Ответы детей.) А как вы думаете, какую работу выполняет дизайнер? Юрист? Менеджер? Прораб? (Ответы детей.)

Тема "Они сражались за Родину"

Программное содержание. Закреплять представления детей о защитниках Отечества, уважительное отношение к ним; воспитывать любовь к Родине, развивать стремление выражать свое отношение к событиям.

Материал. Рассказ С. Баруздина "Шел по улице солдат" ("За Родину!"); репродукция картины Е. Вучетич "Воин – освободитель"; конверт, бумага, ручка, цветные карандаши.

Ход занятия

Воспитатель читает рассказ С. Баруздина "Шел по улице солдат" ("За Родину!"). Затем задает детям вопросы:

– Какие черты характера присущи воину?

– Возникает ли у вас чувство гордости за наших защитников Отечества?

– Хотели бы вы быть похожими на них? На кого?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукцию картины Е. Вучетич "Воин – освободитель". Задает вопросы:

– Что изображено на картине?

– Каким показан воин-освободитель?

Предлагает детям (по желанию) рассказать об их прабабушках и прадедушках – участниках Великой Отечественной войны. (Рассказы детей.)

Воспитатель. Главное, ребята, – это жить в мире. Наши воины защищают родную страну: звонкий детский смех, мирный труд всех людей, тихие и спокойные дни ветеранов… Я думаю, что у каждого из вас есть слова, которые бы вы хотели сказать людям будущего. Я предлагаю вам написать "письмо в будущее".

Воспитатель вместе с детьми пишет письмо. Например, "Здравствуйте, жители планеты Земля! Пишут вам дети из детского сада… (название детского сада и города). В нашем городе много красивых мест: стадионов, парков, озер, леса. Вы, наверное, как и мы, живете в самом красивом городе, где много очень хороших и добрых людей. Мы скоро пойдем в школу. Будем обязательно учиться на четыре и пять. Мы хотим вам пожелать мирного неба! Никогда не ссорьтесь, живите дружно! Не нужно, чтобы была война. Берегите мир на всей Земле!"

После того как будет составлен текст, каждый ребенок оставляет на листе бумаги маленький рисунок.

Тема "В здоровом теле здоровый дух"

Программное содержание. Расширять представления детей о Российской армии, о важности физической подготовки в воинской службе; способствовать развитию познавательного интереса к защитникам Отечества.

Материал. Налядно-дидактическое пособие "Защитники Отечества" (М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010), книга Б. Никольского "Солдатские часы", настольный набор "Строитель".

Ход занятия

Воспитатель проводит беседу с детьми о роли занятий физическими упражнениями в жизни человека. Задает вопросы: "Каким должен быть защитник Отечества? Что ему помогает быть сильным, ловким, быстрым? Можно ли обойтись без утренней гимнастики? Почему? Как вы думаете, какие упражнения необходимо выполнять солдату и почему?"

Во время беседы используется наглядный материал из альбома "Защитники Отечества".

Далее педагог читает рассказ Б. Никольского "Климат климатом…" ("Рота строится на зарядку!"), сопровождая его показом иллюстраций. Предлагает детям вопросы для обсуждения: "Какое лекарство прописано рядовому? Почему доктор принял такое решение? Почему рядовой в начале рассказа жаловался на свое здоровье, а в конце перестал?"

Воспитатель предлагает детям построить "Спортивный городок", а затем обыграть постройку.

Приложение 2 Алгоритм описания предмета

Карточка-алгоритм разделена на 10 квадратов. На каждом квадрате изображен символ, обозначающий этап описания предмета.

1. Природный или рукотворный мир. На карточке нарисованы дерево (лягушка или бабочка) и человек.

2. Цвет. На карточке изображены цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели четкой, узнаваемой детьми формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий "цвет" и "форма".

3. Форма. На карточке изображены геометрические фигуры. Их не раскрашивают, чтобы внимание детей концентрировалось на форме.

4. Величина. На карточке нарисованы два предмета контрастной величины.

5. Вес. На карточке изображены два контрастных по весу предмета, соответствующие понятиям "легкий" и "тяжелый".

6. Материал. На карточке наклеены различные материалы в виде квадратов (дерево, ткань, бумага, глина).

7. Части предмета (строение). Они (например, детали игрушки) изображены раздельно.