Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Объем карандашом. Как рисовать объемные фигуры и тела карандашом

Объем карандашом. Как рисовать объемные фигуры и тела карандашом

(Посмотреть получившийся рисунок можно в разделе этого сайта )

Для того, чтобы рисунок леса был объёмным и в пейзаже ощущалось пространство леса, нужно уметь применять законы светотени к сложным природным формам. Если представить академический рисунок геометрических тел — шара, цилиндра, куба, то можно вспомнить как строится светотень. Она состоит из шести основных зон: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падающая тень. Крону дерева условно можно представить в виде шара. Т.е. сверху дерево будет освещено светом, далее, будет следовать полутень, а внизу будет находиться самая тёмная часть — тень. Но это только условно. Дерево не обладает гладкой поверхностью и даже издалека его силуэт будет корявым, изогнутым… Поэтому, если в целом дерево будет освещено подобно шару, то в частности отдельные ветви и группы листьев будут освещены больше или наоборот меньше. Таким образом, мы получаем неровную поверхность листвы, освещённую неравномерно, внутри которой, в тени, можно наблюдать тёмные промежутки между ветвями. Ствол же дерева и крупные ветви освещаются подобно цилиндру, т.к. они имеют цилиндрическую форму. Но ствол дерева редко бывает ровным и гладким, поэтому к светотени нужно добавить особенности, которые накладывают неровности, изгибы, сучки, трещины, кора…

Если говорить о пространстве леса, то к нему тоже применимы те же законы светотени. Например, на земле будут лежать падающие тени от деревьев. Но поскольку земля не обладает ровной поверхностью, то тени будут огибать эти неровности, повторяя их форму. Огромное разнообразие трав, кустарников также привносят особенности в характер падающих теней. Тени будут огибать верхушки травинок, поэтому такие тени не будут ровными. Силуэты теней будут приобретать «рыхлую» фактуру, основанную на характере травы. Помимо этого рисунок леса будет состоять из разных планов: первый, второй, третий… Если на первом плане художник может достаточно подробно прорисовать деревья, то на втором плане они обобщаются. Например группа из пяти или шести клёнов на втором плане может рисоваться обобщённо: деревья объединяются в группу и художник рисует светотень не отдельных деревьев, а целой группы.

Кроме законов светотени к пространству леса применимы и законы воздушной перспективы. Это означает, что тональность деревьев первого и второго планов будет различаться. Например, стволы деревьев вдалеке будут либо темнее, либо светлее тех стволов, которые находятся на первом плане. Это зависит от погоды, времени суток, времени года… Если взять туманную погоду, то силуэты растений первого плана, будут темнее тех, что находятся вдали. В туман все тёмные силуэты становятся светлее, а светлые силуэты — темнее. И чем дальше дерево, тем ярче проявляется эта закономерность.

В заключении хочу добавить, что рисование леса — это изображение различных масс. Это могут быть массы листвы одного дерева или целой группы. Это могут быть массы из стволов деревьев, или же массы травы и кустарника. Художник должен знать характер тех или иных видов растений. Это скажется на фактуре штриха, формах веток или стволов деревьев. Художник, также, должен видеть разницу в тоне этих многоликих масс растительности. Нужно передавать свет и тень этих масс. Ну и венчает вышеперечисленные навыки умение обобщить ненужное и прорисовать детали главного. В итоге, в этих массах листвы и травы появятся ветки, отдельные листочки, кора, дупло, коряжка, стебелёк травы, лепестки цветка… Тогда пейзаж будет радовать глаз автора и зрителя своей выразительностью.

30. Геометрические тела


Вспомните, что первые ощущения объема мы получаем, когда берем в руки и ощупываем предметы или занимаемся лепкой, создавая трехмерный объем.

Вы знаете, что внешний вид предмета и очертания, характеризующие его форму, зависят от длины, ширины и высоты, то есть именно эти измерения делают его объемным.

Что же такое форма объекта? Давайте рассмотрим это на примере изображения кошки. Даже издали мы узнаем сидящую кошку, только по ее силуэту. Можно представить, что голова кошки похожа на круг, а туловище на треугольник. В других позах этого животного можно также найти подобие геометрическим фигурам.

Форма объекта передает его характерные особенности, делает его узнаваемым.

В рисунке форма предметов передается линиями и светотенью. Каждый изображаемый предмет имеет определенное строение – конструкцию.



31. Кошки


В фигуре, нарисованной одними прямыми линиями (по Эттниву), мы тем не менее без труда узнаем кошку.

Начинающие художники часто изображают только видимые части предмета, обращенные к ним, не представляя себе внутренней его конструкции. Рисунок поэтому становится вялым, плоским, неубедительным.

Чтобы избежать этой ошибки, необходимо вначале научиться строить на плоскости внутреннюю конструкцию объемных предметов с помощью осей, диагоналей и нахождения узловых точек.


Рассмотрев рисунки на этом развороте, можно представить себе с помощью логики и воображения, как плоская фигура превращается в объемное тело.


32. Оси, квадрат и диагонали


Чтобы грамотно и выразительно построить форму предмета, необходимо использовать узловые точки и линии, которые можно выделить в натуре и в графическом изображении.


а. Превращение квадрата в сетку с помощью осей


б. Квадрат имеет девять узловых точек, образованных пересечением осей и диахюналей


в. Бесконечное деление квадрата диагоналями дает множество вариантов для расположения декора на плоскости


а. Древний Египет. Нанесение квадратной сетки помогает более точно передать пропорции фигур


б. С помощью такой сетки можно увеличить или уменьшить изображение


в. Геометрический орнамент в народной вышивке


Затем, приступая к рисованию предмета с натуры, необходимо постепенно приучить себя представлять внутреннюю конструкцию предмета, сделав его внешнюю часть как бы прозрачной.


Конструкция – это основа формы, костяк, каркас, связывающий отдельные элементы и части в единое целое.


Для передачи в рисунке объемной формы необходимо представить ее внутреннее строение, иначе говоря, нужно разобраться в конструкции предмета.

Все предметы объёмны. Чтобы точнее передать этот объём, нужно уметь различать освещенную часть, то есть ту часть предмета, куда падает свет, собственную тень предмета, то есть затемнённую часть, и падающую тень, то есть ту тень, которая ложится от самого предмета, расположенного на какой-либо поверхности.

Самой светлой поверхностью предмета буте та, которая расположена ближе всего к свету, а самой тёмной - противоположная сторона. Между светом и тенью находится полутень.

Мы видим предмет благодаря тому, что он освещен. Но свет неодинаково освещает предмет: где-то светлее, где-то темнее. Эта степень освещённости предмета называется светотенью. Светотень зависит от предмета: она может быть круглой, прямоугольной и т.д. Объём предмету придаёт тон, который наносится на предмет в виде штриховки. А штриховка, в свою очередь, также зависит от формы предмета: предмет круглой формы штрихуется по кругу, а предмет прямоугольной формы выполняют штриховкой под углом. Лучи света на более выпуклых и блестящих поверхностях как бы собираются в одной точке, образуя блики света. Они особенно заметны на стеклянных и полированных поверхностях. То есть блики - это светлые пятна с чёткими границами. Блик - самое светлое пятно на поверхности предмета.

Как сделать тоновые переходы в цветном рисунке

Как уже было сказано, чтобы сделать предмет объёмным, нужно сделать тоновые переходы. Для этого краску, по цвету соответствующую самому тёмному месту изображаемого предмета, наносят на рисунок начиная с самого тёмного тона - это будет тень. Далее, не дав краске высохнуть, границу тени размывают водой (обмакнув кисточку в чистую воду) - это будет полутень. Затем таким же способом (то есть размыв границу полутени водой) получают светлый участок предмета. Используя этот метод, который у художников называется размывным, можно получить изображение более объёмной фигуры, а переходы от света к тени получаются очень мягкие. Этот рисунок выполнен размывным методом. Художник использовал только чёрную краску.

Попробуем, используя этот метод, нарисовать цветочный горшок с цветами.

Сначала определяем высоту и ширину растения и горшка. Замечаем, как относится высота горшка к растению. Рассмотрим хорошенько горшок: какое у него дно, одинаковая ли ширина сверху и снизу? Куда падает тень от горшка?

После прорисовки горшка с цветком карандашом по контуру приступаем к его раскрашиванию акварелью. При работе красками переходи постепенно от тени к полутени и той части, откуда падает свет.


Смотрите также: Рисование с натуры

Вам когда-либо казалось, что вы можете войти прямо в красивую пейзажную картину? Как фокусник, художник перенес третье измерение на плоский холст, и вас, зрителя, так и манит в мир, созданный краской.

Создание правдоподобной пейзажной живописи с глубиной на самом деле не какой-то магический трюк, это техника. Более века опытные художники использовали некоторые из следующих методов, чтобы тщательно организовать убедительные пейзажные картины. Узнайте, как затащить зрителя в ваши пейзажи при помощи этих советов.

1. Слои и наложение

Применение слове и наложение эффективно тогда, когда существует заметный контраст в тени или текстуре двух перекрывающихся объектов. Это создает дополнительный контраст и помогает отделить объекты друг от друга. В великолепной картине Эдгара Пэйна ниже, маленькие лодки на переднем плане наслаиваются и частично перекрывают большие. Это создает ощущение глубины.

2. S-образная кривая и извилистый путь

Извилистая река или дорожка, которая извивается в форме буквы S через картину может использоваться как способ контролировать взгляд зрителя. Тональная картина Чарльза Уоррена Итона, «Зимнее одиночество» является примером этого популярного метода.

3. Используйте диагонали

Художник Лоуэлл Бирге Харрисон эффективно использовать диагонали в композиции «Восход луны на берегу». Плавно перекатывающиеся волны удаляются от нас под углом, создавая ощущение глубины и расстояния.

4. Воздушная перспектива

Горная цепь вдалеке обычно кажется светлее, туманнее и синее по мере отдаления. Это оптический эффект, который создает атмосфера если смотреть на предметы на большом расстоянии. Используйте температурные изменения в цвете, чтобы получить воздушную перспективу. Это обобщение, но теплые цвета более привлекает внимание.

5. Интерес на переднем плане

При окраске предметов на средних и дальних расстояниях, они часто могут казаться плоскими. Добавьте интересный предмет на передний план, чтобы повысить чувство глубины. Это притягивает взгляд зрителя к сцене, от переднего плана к предмету на расстоянии. Используйте меньше деталей и текстур на фоне. Известный художник, преподаватель и писатель Джон Ф. Карлсон демонстрирует этот прием в следующей картине.

6. Меняйте размер

В этой картине, «Дорога к Слёйс», Чарльз Уоррен Итон эффективно использовать прием изменения размеров. Обратите внимание, что хотя в реальной жизни мы знаем, что эти деревья имеют тот же размер, Итон мастерски написал их в убывающем порядке. Другими словами, деревья становятся меньше по мере отдаления. Благодаря этому получилась замечательная иллюзия глубины.

Главная задача академического рисунка — достоверно передать форму и объем . Это 2 основные характеристики любого предмета, при этом они неразрывно связаны между собой. Невозможно представить что-то, имеющее форму , но не имеющее объема и наоборот. Под формой обычно понимают геометрическую форму, очертания предмета, а объем — это его трехмерная пространственная характеристика.

Можно найти предметы с одинаковой формой , но разным объемом . Скажем, лист бумаги, тетрадь, и книга — форма одна, объем — варьируется.

Какими бы сложными ни были форма и объем предмета, их всегда можно свести к набору простейших геометрических примитивов. Кувшин может состоять из шара и набора цилиндров, человек — из параллелепипедов и призм. Может быть, это звучит странно, однако способность видеть предметы как набор геометрических тел — одно из важнейший умений художника.

Это умение называется пространственным зрением (способность воспринимать форму и пространственные взаимоотношения предметов), и его стоит постоянно развивать.

Конечно, с непривычки, достаточно трудно в фигуре человека или животного разглядеть геометрические примитивы. Все же их форма очень сложна, есть масса деталей, которые не позволяют новичку увидеть основной объем. И внимание начинающего художника сосредотачивается главным образом на этих деталях. В портрете, например, он начинает тщательно вырисовывать дырочки в носу и реснички, не обращая внимание на форму носа и глаза. Думаю, не надо уточнять, что реалистичным такой портрет не будет.

Я когда-то видела сделанный таким образом портрет очень симпатичной в реальности конопатой девушки. На рисунке был плоский блин с глазами, ртом и множеством черных точек — такое чувство, что рисующий сосчитал и изобразил каждую веснушку. Модели портрет не понравился)

Итак, в рисунке важнее всего не копировать видимый образ, а анализировать и обобщать. То есть, рисовать не то, что видишь, а то, как понимаешь форму предмета — тогда результат будет более убедительным. Вообще, рисунок — процесс в большей степени логический, чем чувственный, особенно на ранних стадиях.

Художественный анализ касается не столько внешней формы, сколько конструкции, потому что именно конструкция определяет характер формы. Конструктивная форма здания — параллелепипед, яблока — шар и так далее.

В конструкции предметов более сложной формы можно вычленить больше геометрических тел, но всегда работа идет от большего к меньшему: сначала основной объем, потом детали (которые тоже дробятся на геометрические составляющие).