Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Музыкальный инструмент в виде бубна. Бубен — музыкальный инструмент — история, фото, видео

Музыкальный инструмент в виде бубна. Бубен — музыкальный инструмент — история, фото, видео

- ударный музыкальный инструмент; деревянный или металлический обруч, затянутый с одной стороны перепонкой (кожей или пузырём). Некоторые виды бубнов снабжены бряцающими металлическими кольцами, пластинками, тарелочками или бубенцами и колокольчиками. * Смотрите также тамбурины >

Пример звучания бубна в world music композиции Булата Гафарова / Токэ-Ча:

Известен с древнейших времён во многих странах, особенно на Востоке. Национальные разновидности бубнов: дэф, дяф или габал (азербайджанский), даф или хавал (армянский), дайра (грузинский), дойра (узбекский и таджикский), дайре или дэф (иранский), бендеир (арабский), пандеро (испанский), байран (ирландский), pow wow drum (барабан американских индейцев, сделанный в стиле Sioux Drums). С 20-х гг. 19 в. применяется в симфоническом и духовом оркестрах, главным образом в музыке восточного характера, в испанских, цыганских и итальянских танцах. В Древней Руси Бубном называли также барабан и военные литавры .

Шаманский Бубен

Один из самых значимых шаманских инструментов. Имеет овальную или округлую форму и состоит из деревянного обода - обечайки, обтянутой кожей. С внутренней стороны находится вертикальная рукоять, за которую шаман держит бубен. С внутренней стороны есть также горизонтальные поперечины или прутья, к которым крепятся всевозможные металлические подвески. На внешней стороне кожаной обтяжки у некоторых народов принято было наносить рисунки - шаманскую картину мира.

Все важные камлания непременно проводились с участием бубна. В шаманских верованиях бубен имел очень много значений. Прежде всего бубен представлялся ездовым животным шамана - конем или оленем. Он олицетворял именно то животное, шкура которого использовалась для изготовления кожаного покрытия. Во время камлания шаман мог путешествовать на бубне как на коне или олене в верхний (небесный) мир, где обитают добрые духи.

Для шаманов, путешествующих в нижний (подземный) мир к злым духам бубен превращался в лодку, способную везти шамана по подземной реке.

Если шаману приходилось в своем путешествии вступать в борьбу со злыми силами, бубен мог превращаться в непробиваемый щит или в лук, и защищал своего хозяина. На эвенкийский бубнах кроме того висели специальные подвески-мечи, которые в минуту опасности превращались в грозное орудие.

Но самое главное - бубен помогает шаману входить в транс, чтобы общаться с духами. Камлание начинается с разогревания бубна на огне - оживления или очищения бубна. Затем шаман начинает бить в бубен. Удары в бубен и пение шамана созывают духов-помощников, которые согласно древним верованиям, слетаются и рассаживаются на подвесках бубна.

В наше время развитие бубна продолжается. Так мультиинструменталист Булат Гафаров, которого называют "Урбан Шаман", создал бубен со звукоснимателем и красочной подсветкой реагирующей на удары:

Дойра, Гавал

Дойра, Гавал (Doira, Gaval) - Узбекский, таджикский и уйгурский ударный перепончатый инструмент, род бубна. Состоит из деревянной рамы с натянутой кожей. С внутренней стороны рамы подвешены брячающие металлические кольца.

Мастера игры на дойре в состоянии исполнять сложнейшие ритмические узоры, нередко инструмент является единственным аккомпаниментом танцам.

Видео пример игры на восточном бубне даф в этно барабанном шоу Toke-Cha:

Попытка выяснить, чем же бубен отличается от тамбурина.
Этот вопрос возник, потому что многие картины западных художников пестрят названиями "Девушка с тамбурином", "Цыганка с тамбурином" и т.д., а на самих полотнах изображен бубен.
Многие словари и энциклопедии (например, толковые словари русского языка Ожегова, Ефремовой, и др.) пишут, что тамбурин имеет два значения:
1. Небольшой барабан с удлиненным корпусом цилиндрической формы
2. Разновидность бубна

Некоторые источники утверждают, что будто бы бубен отличается от тамбурина только наличием натянутых внутри его крест-на-крест проволок, унизанных бубенчиками и побрякушками. Это представление есть, несомненно, величайшая ошибка и досадное заблуждение.
Бубен и тамбурин превращены в один и тот же инструмент с одинаковыми способами исполнения. Это - буквально то же самое, что сказать о там-таме и кастаньетах, как об одном и том же инструменте, и играть на них одним и тем же способом. Тамбурин в современном понимании есть тамбурин или «провансальский барабан», тогда как бубен, со всеми вытекающими отсюда последствиями, - есть бубен.

Джон Уильям Годвард Девушка с бубном 1909 г.
Джон Уильям Годвард Девушка с бубном 1906 г.

Величайшей нелепостью остаётся упорное непризнание за тамбурином его художественных прав и явное нежелание уразуметь, что тамбурин есть совершенно особая разновидность семейства барабанов в самом широком значении слова, и ничего общего с бубном, часто именуемым «тамбурином», не имеет.
Вся вздорность такого положения возникла, несомненно, из-за неправильного перевода этого слова.

Как известно, во Франции тамбурин носит название Tambourin, а бубен - Tambour de Basque. Напротив, в Италии тамбурин всегда переводился словом Tamburino, а бубен-Tamburello, и только в самое последнее время было введено в действие необходимое различие. Витторио Риччи в своей L"Orchestrazione начал определять тамбурин - tamburino, понятием Tamburo Provenzalе, а Этторэ Паницца уточнив наименование бубна - tamburello, ввёл понятие Tamburo Basco.
Слово же Tamburino в итальянском языке значит - «тамбурин», «барабанчик», и детская игрушка в виде барабанчика, но не бубен. Следовательно, понятие tamburino-«бубен», оказалось благоприобретенным и, несомненно, за пределами Италии.

Джон Уильям Годвард Ионическая танцовщица 1902 г.

Джон Уильям Годвард Друзилла 1906 г.

Естественно, возникает вопрос - кто же внёс такую неясность и кому обязана современная наука подобной путаницей?
Словом Tambour de Basque французы, например, называют всё семейство этого вида инструментов, в состав которого входят различные его представители от первобытного бубна tympanum cribi - «барабан-решето» и древнееврейского тофа до всевозможных китайских, бретанских, английских, туркестанских и закавказских бубнов с побрякушками или без них, известных под названием «тамбуринов», «таборов», «дайр» и тому подобных бесчисленных и бесконечных наименований.

Уилльям Мерритт Чейз Девушка с тамбурином 1886 г.

Уилльям Мерритт Чейз Девушка с бубном. Миссис Чейз в роли испанской танцовщицы 1886 г.

Жюль ЛеБланк Стюарт Испанская девочка 1875 г.

Любопытно заметить, что ни один француз ни разу не назвал бубна итальянским наименованием tamburino. Ни Берлиоз, ни Геварт, ни Видор на страницах своих трудов нигде и ни разу не впали в такую неточность. Они называют «бубен» словом Tambour Basque или Tambour de Basque и, как это сделал Видор, переводят его немецким Schellentrommel. Геварт же, ссылаясь на немецкое слово Taburin, подтверждает, что оно является неправильным переводом этого инструмента.

Англичане, пользующиеся в своём языке словом tambourine для определения бубна, или вовсе не приводят итальянского наименования, - так поступил Праут, или, если они говорят о тамбурине и бубне, то не стремятся быть особенно точными, хотя и обвиняют немцев в неясности названий.

Американцы вообще не упоминают о провансальском тамбурине, а о бубне говорят, как об инструменте, именуемом в итальянском языке словом Tamburino. Но этого мало. Артур-Оляф Андерсэн даже французское наименование бубна - Tambour de Basque заменяет английским Tambourine, а Артур-Эдуард Джонстон договаривается до того, что и Tambourin и Tambour de Basque вообще считает равнозначущими и приводит их в качестве двух различных французских наименований обыкновенного бубна.

Алексей Харламов Итальянка с тамбурином

Уильям Этти Вакханка с бубном

Кристиан Бернар Роде Девушка с бубном 1785 г. Эрмитаж

Итак, вся путаница происходит только от немецкого слова Tamburin, которым немцы называют и тамбурин и бубен. Различие в наименованиях возникло, по-видимому, совсем недавно, и теперь, как известно, тамбурин называется иногда Kleintrommel, а бубен - Schellentrommel.
Однако, у немцев эти наименования встречаются реже, чем у иностранцев и только один Закс, указывая на неточность слова Tamburin, ссылается на его итальянское происхождение.

Адольф Вильям Бугро Цыганская девочка с баскским бубном 1867 г.

Жан Батист Коро Цыганка 1865-70 г.

Хосе де Рибера Девочка с бубном 1637 г.

Ансельм Фейербах Девушка с бубном 1860-61 г.

Итальянцы же вовсе не пользуются словом Tamburino для обозначения бубна и, следовательно, во всём этом деле где-то заложено явное недоразумение. Тем не менее, именно немцы больше всего породили «недоразумений» в оркестровых наименованиях и их слово тамбурин в значении бубна в русский оркестр перекочевало отнюдь не из Италии, а только, к глубочайшему сожалению, из Германии вместе с наводнявшими в своё время Россию полуграмотными немецкими дирижёрами и достаточно враждебно настроенными оркестровыми музыкантами. Это досадное обстоятельство лишило возможности русских музыкантов своевременно ввести особое понятие и они невольно приняли определение Tamburino за подлинно итальянское значение бубна, а немецкое Tamburin - за то и за другое.

Элизабет Виже-Лебрен Эмма, леди Гамильтон 1790-91 г.

Алоиз Ганс Шрам Цыганка.

Луис Рикардо Фалеро Цыганка с бубном.

А теперь, что же такое - тамбурин?

Барабан, называемый тамбурином, известен с незапамятных времён. Его можно встретить на Юге Франции и в Индии, в Мексике и Срединной Африке, на островах Полинезии и в Азии,- словом, различные народы отдали дань этому замечательному инструменту. Но тамбурин изначально ведёт своё начало из Прованса и Земли Басков, где, как говорит Геварт, он применяется в сочетании с самодельной дудочкой - galoubet. Самый инструмент обычно на перевязи надевается через плечо и тамбуринист бьёт по тамбурину маленькой палочкой, которую держит правой рукой, тогда как левой-играет на galoubet, придерживая в то же время и тамбурин. Иногда, правда, музыканты играли дуэтом, каждый на своем инструменте, как на картине Дюрера.

Альберт Дюрер Флейтист и тамбуринист 1503-4 г.г.

Это забавное обстоятельство - играть одновременно на двух инструментах - породило общеизвестную французскую поговорку - Се qui vient de la flute, sen va par le tambour, и ещё до времён Средних Веков слово tabourin или tambourin всегда вызывало представление о содружестве двух инструментов - флейточки и барабана, а музыкант, игравший на них, неизменно назывался «тамбуринистом». Поэтому, вследствие такого причудливого «скрепления» двух разнородных инструментов, звуки флейты всегда слышались в сопровождении тамбурина и едва флейта успевала просвистеть свою попевку, как вслед за ней её тотчас же отстукивал и барабан.

Средневековая фреска Ангел с тамбурином.

Шарль-Мари Видор, упоминая об этом инструменте на страницах своей книги, говорит, что он «отличается от обыкновенного барабана сильно вытянутой внешностью и отсутствием резкого звука», а Жозэф Баггэрс добавляет, что он не только длиннее и уже обыкновенного барабана, но, в противоположность ему, имеет струны, натянутые поверх кожи, что и придаёт тамбурину свойственную ему «несколько гнусавую глуховатость». Напротив, французский военный дирижер XIX века М.-А. Суайе осторожнее. Он просто объединяет эти положения и утверждает, что тамбурин обладает «очень длинным кузовом и часто бывает без струн - sans timbre».

У. Ф. Доусон Рождественский менестрель, играющий на дудке и тамбурине. 1902 г.

Разновидностей тамбурина даже на Юге Франции не одна и, в зависимости от местности, он несколько видоизменяет своё устройство. Так, подлинный провансальский тамбурин вовсе не имеет струн и звук его, чуть глуховатый, по-видимому, всецело зависит от объёма инструмента - его высоты и ширины. Наоборот, тамбурин со струнами, о котором упоминает Курт Закс, принадлежит к гасконским или точнее, к бэарнским тамбуринам и имеет семь кишечных струн, закреплённых колками и настроенных в отношении произвольной квинты с таким расчётом, что все нечётные струны звучат тоникой, а чётные - его доминантой. В остальном, его устройство и применение ничем не отличается от обыкновенного тамбурина.

Патрисия Бразиль Тамбурин.

Более обстоятельно говорит о тамбурине Сэсиль Форсайт. Он также подтверждает, что кузов этого барабана по отношению к его поперечнику очень длинен. Он делается из орехового дерева, и вырезается и разукрашивается всевозможными затейливыми узорами. Оба среза тамбурина затянуты - по преимуществу - тончайшей телячьей кожей. Поперёк верхнего среза, поверх кожи, протянута или струна, или шёлковый шнур, или, что значительно вернее, - простой пеньковый грубый жгут, плотно соприкасающийся при помощи крюков-колков с поверхностью кожи. Особенность данного обстоятельства заключается в том, что этот жгут пересекает не нижнюю поверхность кожи, а именно верхнюю, по которой исполнитель бьёт палочкой. Как было уже замечено, в этом отношении имеются некоторые расхождения, бесспорную точность которых едва ли удастся установить. Форсайт подкрепляет свои наблюдения описанием того инструмента, которым располагал писавший для него шотландский композитор и музыковед Уильям Уоллэс (Wallace, 1860-1940).

Справедливость требует признать, что разновидность тамбурина, описываемая Форсайтом, есть, очевидно, и наиболее верная. Но явное расхождение начинается в способах применения этого инструмента. До сих пор было известно, что тамбуринист бьёт по тамбурину палочкой, которую он держит в правой руке, а на дудочке играет левой. Форсайт, и вместе с ним Закс, утверждает, что палочку с толстым наконечником |из твёрдого дерева или слоновой кости он держит в левой руке, а не galoubet или chirula,- играет правой. Не в этом, в конце-концов, дело. Марсельский цех тамбуринистов предписывает в своём уставе уменье играть на тамбурине любой рукой. Важнее установить присутствие подлинного тамбурина в оркестре, а не какой-нибудь его доморощенной подделки. Ведь обязанности galoubet всё равно будут исполнять присяжные флейтисты или кларнетисты, а палочкой будут действовать доподлинные барабанщики, которым одинаково сподручно бить как левой, так и правой рукой.

Чрезвычайно любопытно рассказывает именно о провансальском тамбурине Якоб фон-Штэлин (1709-1785),-весьма наблюдательный и просвещённый иностранец, проведший пятьдесят лет своей зрелой и кипучей жизни в самом пекле тогдашней русской придворной и научной действительности. Он говорит, что «из инструментов, появившихся в России, но не сделавшихся модными, необходимо отметить очень распространённый во Франции тамбурин, - маленькую литавру, пристёгиваемую у пояса, на которой рукой аккомпанируют, в то время как другой играют на маленькой флейте с тремя отверстиями, по звуку схожей с обыкновенной поперечной. Под этот двойной инструмент танцуют во Франции, особенно в Провансе и Лянгедоке, на всех вечеринках, веселятся в сельских хороводах, поют к этому ещё во всё горло, но инструмента не заглушают. Граф Вицедом, состоявший в 1745-1747 году при русском императорском дворе министром короля польского и курсаксонского, господин с изящным вкусом, хороший музыкант, особенно на клавесине, вывез этот сельский французский инструмент в Дрезден и Петербург, где он играл на нём и так хорошо, как истый француз».

Итак, настоящий тамбурин обладает весьма вытянутым кузовом, одной струной или пеньковым жгутом; протянутым вплотную поверх кожи, и одной палочкой, с которой исполнитель управляется с достаточным искусством. Благодаря этим особенностям тамбурин обладает несколько глуховатой звучностью, весьма к тому же характерной и своеобразной. Поэтому, им следует пользоваться только в тех случаях, когда того требует либо сама музыка, либо особое намеренье автора, безусловно исключающее участие обыкновенного барабана. Тамбурин при всех обстоятельствах не может быть сближен ни с современным военным барабаном, ни, тем более с бубном. Ясно, конечно, что такое положение вытекает не из родовых или исторических обстоятельств, а из обязанностей и возможностей инструмента в современном симфоническом оркестре. Это должно быть понято, наконец, раз и навсегда.

Бубен - один из самых древних музыкальных инструментов. Он ведет свою историю с незапамятных времен, когда самыми уважаемыми людьми в племени были таинственные шаманы, а без ритуальных танцев не обходилось ни одно важное событие в жизни человека, будь то охота, свадьба или похороны.

Первые бубны имели достаточно простую конструкцию - широкий круглый деревянный обод (обечайка) обтягивался с одной стороны кожаной мембраной. Иногда в сам обод вставлялись бубенчики и колокольчики, которые звенели при каждом ударе. Классический инструмент имеет в диаметре в среднем 40-50 см, ширина обода доходила до 10 см.

Считается, что в Азии бубен появился в эпоху бронзового века на рубеже III и II тысячелетий. Наибольшую популярность инструмент получил в странах Ближнего Востока, а оттуда, во время первых крестовых походов, перебрался и в Европу, вплоть до Английских островов и даже Северной Ирландии.

В XVIII веке у бубна появился «конкурент». Это был небольшой барабан цилиндрической формы, родоначальник всех современных барабанов. Тамбурин придумали французские пастухи, использовался он в качестве аккомпанемента при игре на флейте. От тамбурина бубен отличается шириной обода и звучанием, тамбурин звучит мягче, к тому же на нем играли исключительно специальными палочками. Впоследствии конструкция бубна имела еще одно дополнения – исчезла кожаная мембрана, остался только овод с железными звенящими вставками.

Бубен - это инструмент, который встречается практически во всех известных культурах, от узбекской и армянской до традиций индейских племен Северной Америки. На Руси бубен известен со времени княжения Святослава Игоревича (X век), он служил знаком отличия командного чина, такой бубен назывался ратным и представлял собой сосуд обтянутый кожей. Для извлечения звука использовались специальные колотушки. Роль бубна в нашей культуре этим не ограничивается, в более поздний период инструмент стал неотъемлемым атрибутом масленичных гуляний, бубны использовали шуты и скоморохи, зазывая гостей в хоровод, это были уже привычные нам инструменты с деревянным ободом.

Самый распространенный способ использования бубна - шаманская практика. Инструмент использовали для достижения гипнотического состояния. Оно достигалось повторяющимися ритмичными ударами, воспроизводимыми с определенной частотой. Ритмический рисунок ударов при этом был не постоянным, а менялся, то затихая, то увеличиваясь, и как бы раскачивал сознание шамана, который после исполнения танца мог общаться с духами. Шаман во время танца держал бубен перед лицом, либо над головой, чтобы в верхней части тела вибрации резонировали с большой силой.

Классический шаманский бубен обтягивался коровьей или бараньей кожей, которая натягивалась с помощью кожаных шнурков. Шнурки закреплялись металлическим кольцом с внутренней стороны инструмента. Шаманский бубен был личным инструментом, никому кроме хозяина не позволялось брать его в руки. Каждый готовил свой бубен самостоятельно. Перед тем как приступить к созданию бубна шаман должен был соблюсти своеобразный пост, очистить свои мысли и некоторое время воздерживаться от телесных наслаждений, только после этого, просветленный шаман приступал к созданию своего ритуального инструмента.

Считается, что первые бубны появились в Африке и оттуда через Индостан распространились по всему миру. В разных странах бубен называют по-разному. Например, Ирландский вариант известен под названием бойран. В отличие от классического варианта бойран имеет более широкое деревянное основание и более «нежное» звучание. Играют на бойране деревянной палочкой, закругленной с обеих сторон.

Среднеазиатский вариант бубна - даф, распространенный в странах Ближнего Востока, обтягивался кожей осетра. К ободу дафа прикреплялось до 70 металлических колец, которые при исполнении создавали звенящий звук. Инструмент предполагал особую технику исполнения, играли на нем пальцами, иногда шлепками. Даф выступал в роли аккомпанемента вокальному исполнению, играл на нем обычно, сам исполнитель. От места происхождения зависел и материал, из которого изготавливали бубен. Каждый народ, в чьей культуре есть этот инструмент, сделал его индивидуальным. Мембрана индийского бубна канджиры, например, была выполнена из кожи ящерицы и имела потрясающие музыкальные свойства.

Канджира

Сегодня помимо этнических инструментов известны также и оркестровые бубны, широко используемые в симфонических оркестрах. Обод таких бубнов железный, а обтянуты они пластиковой мембраной. Получается, что чем проще инструмент, тем он универсальнее.

Как известно, новая эпоха дает вещам свое наполнение. Именно так случилось и с бубном, который в век IT-технологий получил новое назначение. Теперь они состоят на вооружении системных администраторов, которые с помощью магических танцев и ударов в бубен изгоняют глюки из операционок и просят у духов благодатной работы сервера.

Для этого подходит как классический вариант бубна, так и его усовершенствованная модель, сделанная например из CD диска, скрепленного звенящими колокольчиками. На сегодняшний момент доподлинно не известно, будет ли сервер работать лучше после такого обряда, но это совершенно точно поможет сисадмину расслабиться. А веселый админ – залог бесперебойной работы системы.

Бубен относится к древним музыкальным инструментам и имеет богатую историю. История бубна берет свое начало с давних времен, когда шаманы совершая свои ритуальные обряды ударяли в бубен, тем самым давая понять про то или иное важное событие.

Бубен – это ударный музыкальный инструмент, состоящий из кожаного материала, натянутого на деревянный круг. Чтобы играть на бубне, важно обладать чувством ритма и музыкальным слухом.

Музыкальное исполнение на бубне производится 3 способами:

  • звуки создаются при ударе суставами крайних фаланг пальцев;
  • при встряхивании и судорожными постукиваниями;
  • создание звуков способом тремоло. Звук получается при быстром потряхивании.

Многие историки полагают, что первый бубен появился в Азии во 2-3 веке. Наибольшее распространение он получил на Ближнем Востоке и в странах Европы, дойдя до берегов Великобритании. Со временем «конкурентами» бубна станут барабаны и тамбурины.
Чуть позже конструкцию поменяют. Из бубна будет убрана кожаная мембрана. Без изменения останутся звенящие вставки из металла и обод.

На Руси инструмент появился во времена правления князя Святослава Игоревича. На тот момент бубен назывался ратным и использовался в военном оркестре. Инструмент поднимал дух воинам. С виду он был похож на сосуд. Чтобы получить звуки применялись колотушки. Чуть позже бубен стал атрибутом праздников например масленицы. Инструментом пользовались скоморохи и шуты для зазыва гостей. На тот момент бубен уже имел привычный нам внешний вид.

Бубен часто используется шаманами во время проведения обрядов. Звучание инструмента в шаманизме может довести до гипнотического состояния. Классический шаманский бубен изготавливался из шкуры коровы и барана. Для натягивания мембраны применялись кожаные шнурки. Каждый шаман имел свой бубен.

В Средней Азии он носил название даф. Для изготовления применялась кожа осетра. Такой материал издавал звенящий звук. Для повышенного звона использовались маленькие металлические кольца около 70 штук. А индусы изготавливали мембрану из кожи ящерицы. Бубен из подобного материала имел удивительные музыкальные свойства.

В современных оркестрах используются специальные оркестровые модели. Такие инструменты имеют железный обод и пластиковую мембрану.
Бубен известен среди всех народов мира. Его разновидности встречаются почти всюду. Каждый вид имеет свои отличия:

1. Гавал, даф, дойра известны в восточных странах. Они имеют диаметр до 46 см. Мембрана такого бубна изготавливается из осетровой кожи. Для подвесного компонента используются металлические кольца.
2. Канджира – это индийский вариант бубна и отличается высокими нотками звука. Диаметр канджиры доходит до 22 см при высоте 10 см. Мембрана изготавливается из кожи рептилий.
3. Бойран – ирландский вариант диаметром до 60 см. Для игры на инструменте используются палочки.
4. Бубен Пандейру обрел популярность в государствах Южной Америки и Португалии. В Бразилии пандейру используется для танцев самба. Отличительной чертой считается наличие подстройки.
5. Тюнгуром называется бубен шаманов, якутов и алтайцев. Подобный бубен имеет круглую или овальную форму. На внутренней стороне имеется вертикальная рукоятка. Для поддержания мембраны на внутренней части прикрепляются металлические прутья.

Настоящие профессионалы и виртуозы при помощи бубна устраивают целое представление. Они подбрасывают его в воздух и быстро перехватывают. Бубен издает звон при ударах ногами, коленями, подбородком, головой или локтями.


Часть 1

Бубен- ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.

Применявшийся в южноевропейской музыке со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с XIX века, бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, на котором в течение тысячелетий играли на Ближнем Востоке. Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов.

Тенирс Давид младший. Пастушка

Бубен - музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.

Распространен бубен у многих народов: узбекская дойра; армянский, азербайджанский, таджикский дэф; шаманские бубны с длинной ручкой у народов Сибири и Дальнего Востока..


Turkish lady with tambourine
© Musée d"Art et d"Histoire, Geneva

На Руси бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа. Возможно, когда в русских летописях встречается название «бубен», под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться «барабаном».


Christian Bernhard Rode.Mädchen mit Tamburin, 1785

Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X веку (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.


Alois Hans Schram.Gypsy Girl with a Tambourine

Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги - колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.


Bouguereau William L italienne au tambourin.

Предполагают, что русские набаты были огромных размеров, для их перевозки использовалось 4 лошади. А звук, точнее грохот, извлекали одновременно 8 набатчиков. При помощи условных сигналов бубнов в русской рати осуществлялась звуковая связь, подавались разные команды. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающий врага грохот.
В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи и медвежьи поводыри. Скомороший бубен похож на современный инструмент. Он представляет собой неширокую деревянную обечайку круглой формы с натянутой на одну сторону кожаной мембраной и подвешанными с внутренней стороны бубенчиками и колокольчиками. Ударяли по мембране пальцами, кистью. Бубнисты в то время играли в ансамбле с балалаечниками или гармонистами, а иногда просто аккомпанировали пению лихих песен.


Fabio Fabbi.

Кроме того бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на этом инструменте: «Народные виртуозы при игре на бубне выделывают разные фокусы, подбрасывая его и схватывая на лету, бьют бубном то по своим коленкам, то ударяя по голове, подбородку, даже по носу, барабанят по бубну кистью рук, локтём, пальцами, делают тремоло и вой, проводя по коже большим пальцем правой руки и прочее».


Kārlis Hūns “Jaunā čigāniete”, 1870.

Бубен был распространён на Украине и в Белоруссии, применяясь чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное своё применение он нашёл в оркестрах русских народных инструментов.


Lеon Francois Comerre (1850-1916).

Бубны различных культур

Даф (гавал) - инструмент, известный в восточных странах.
Рик (араб. ق)‎‎) - инструмент арабской музыки.
Пандейру - Южная Америка, Португалия.
Тюнгу́р (дюнгюр) - (алт. - тӱҥӱр) тюркский бубен. Используется шаманами Алтая, Якутии и других тюркских народов Центральной Азии, один из важнейших атрибутов обрядов.
Канджира - бубен в индийской музыке.
Дангыра - бубен казахов.
Бойран - в Ирландии
Топ - древний ударный инструмент евреев, используемый женщинами
Доира - в Таджикистане
Зенбаз - среднеазиатский ударный инструмент


Добровецкая Ирина Михайловна.Бубен.


Цыганка с бубном.Камиль Каро.


Leon Jean Basile Perrault (1832-1908).


Э.Дега.Танцовщица и тамбурин


Фредерик Лейтон Менада.


William Bouguereau.


William-Adolphe Bouguereau (1825-1905) - The Youth of Bacchus (1884).


Giuliano Bartolomeo, Le Villi.


Hans Makart Ruhende Bacchantin.


Houasse, Michel-Ange - Bacchanal - 1719.


Jacques Antoine Vallin (attr) Antike Szene mit Tanz.


Waldeck Hängende Gärten der Semiramis.

Vincent van Gogh - In het café- Agostina Segatori in Le tambourin - Google Art Project.


Серия " Уроки музыки"