Лейтмотив это термин, предложенный в конце 1870-х немецким музыковедом Г.П.фон Вольцогеном для характеристики оркестровой полифонии «Кольца Нибелунга» Р.Вагнера; впоследствии стал употребляться в литературоведении. В симфонической, инструментальной музыке и опере лейтмотив - относительно краткое построение, служащее характеристикой персонажа, явления, эмоции или отвлеченного понятия. Лейтмотивная техника в музыке применялась уже А.Гретри, В.А.Моцартом, Л.Керубини, однако широкое применение лейтмотив получает в 19 веке. Прежде всего это относится к музыкальным драмам Р.Вагнера, которого считают обоснователем системы лейтмотив. Как и многих романтиков, Вагнера волновала идея «синтеза искусств», трактовавшаяся им наподобие единения слова и музыки в античной трагедии. Оперная реформа Вагнера, задуманная как воплощение этой идеи, потребовала особого строения музыкальной ткани. На смену отдельным оперным номерам пришел непрерывный поток музыки, построенный на чередовании контрастных «пластичных мотивов» - характеристик «природы и человеческих натур». По замыслу Вагнера, эти мотивы - «каждый в ходе своего индивидуального развития - должны оформиться в носителей страстных стремлений, направляющих многообразно разветвленное действие, и характеров, выражающих себя в этом действии» (Вагнер Р. Статьи и материалы).
В литературоведении лейтмотив - один из основных структурных элементов текста : повторяющаяся деталь, образный оборот, интонация (лейтинтонация), возникающие как способ характеристики персонажа, положения, переживания. Лейтмотив может варьироваться, видоизменяться, несколько лейтмотивов контрастно оттеняют друг друга, переплетаются, перетекают один в другой, образуя систему. Способ применения системы лейтмотивов конкретным писателем или школой, жанром следует определить как лейтмотивную технику. Применение лейтмотивной техники в романном жанре принято связывать с произведениями Л.Толстого, Ч.Диккенса, Г.Флобера, французских натуралистов, и особенно романистов 20 века. (А.Белый, Т.Манн, Дж.Джойс, Ф.Кафка, Т.Вулф), где проблему «синтеза искусств» сменила проблема аналогии литературы с музыкой. Первые попытки перенесения музыкальных приемов в область литературного творчества были предприняты французскими символистами (Ш.Бодлер, С.Малларме). Они стремились, «не довольствуясь «словарным», сугубо «рациональным» значением лексических единиц… выявить весь их потенциал и тем максимально усилить смысловое воздействие стихотворения» (Косиков Г. Два пути французского постромантизма… Поэзия французского символизма.). Отсюда их интерес к современным достижениям музыки, в частности, к вагнеровской музыкальной драме. В русской литературе пример символистского произведения, строящегося на системе лейтмотивов - «Симфонии» А.Белого (1902-08). Лейтмотив может формироваться в репликах действующих лиц, вводиться сценическими средствами (звук лопнувшей струны в «Вишневом саде», 1904, А.П.Чехова).
Сценическая интерпретация драматического произведения позволяет подчеркнуть или уменьшить роль лейтмотива. Сопоставляя лейтмотивную технику «Превращения» (1916), «В поисках утраченного времени» (1913-27) и «Улисса» (1922), В.Набоков приходит к выводу, что у Кафки и Пруста она присутствует наравне с иными приемами, тогда как весь текст Джойса - это «рисунок повторяющихся тем» (Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе). Способы применения лейтмотивной техники многообразны; уже в древней эпической поэзии можно найти повторение статичного лейтмотива. При этом оно не только служит «напоминанием», но является,согласно концепции «эпической формулы» М.Перри - А.Лорда, одним из основных композиционных элементов эпической поэмы. Однако вне эпической поэзии прием повторения статичных лейтмотивов, помогая сопоставить каждое данное событие с событиями более ранними или более поздними, не наделяет данное событие дополнительным, символическим значением. Повторение статичных лейтмотивов может также использоваться в целях стилизации или пародирования эпического повествования. Стать действительно структурным фактором повествования лейтмотив может в процессе варьирования, когда он неоднократно воспроизводится в различных ситуациях, в применении к разным персонажам, каждый раз получая новую эмоциональную окраску (например, образ звездного неба в финале каждой из глав романа Т.Уайлдера «Мост короля Людовика Святого», 1927). В результате лейтмотив обрастает ассоциациями, становится не просто зримым отображением темы, но и символом. В своем символическом качестве лейтмотив способен приобрести определенную независимость от темы. Термины « » и лейтмотив часто смешивают. Тема литературного произведения находится вне текста и воплощается в лейтмотиве, который является непосредственным структурным элементом текста. Лейтмотивная система произведения обеспечивает образное воплощение тематики и проблематики в тексте.
В более широком смысле лейтмотив это основная мысль, идея, эмоциональный тон литературного произведения либо творчества данного автора.
Слово лейтмотив произошло от немецкого Leitmotiv, что в переводе означает - ведущий мотив.
Сам Рихард Вагнер никогда не использовал такого обозначения, как лейтмотив . Термин в 1871 году ввёл немецкий музыковед и вокальный педагог Фридрих Вильгельм Йенс в отношении опер Вебера . Широкое распространение он получил у Ганса фон Вольцогена (нем.) русск. , который применял его во всех работах, касающихся вагнеровского творчества.
Термин лейтмотив , заимствованный из музыки, применяется также в литературоведении и может обозначать преобладающее настроение, главную тему, основной идейный и эмоциональный тон литературно-художественного произведения, творчества писателя, литературного направления; конкретный образ или оборот художественной речи, настойчиво повторяемый в произведении в качестве постоянной характеристики героя, переживания или ситуации (например, лейтмотивом в «Вишнёвом саде» А. П. Чехова становится отдалённый звук лопнувшей струны), многократно упоминаемая отдельная деталь или слово, служащее ключевым для раскрытия писательского замысла («Шуми, шуми, послушное ветрило» - в стихотворении «Погасло дневное светило…», «я… мещанин» - в стихотворении «Моя родословная» А. С. Пушкина). В процессе повторения или варьирования лейтмотив вызывает определённые ассоциации, обретая особые идейные, символические и психологические глубины. В поэзии наряду с образными выделяются звуковые, ритмические и интонационные лейтмотивы. Здесь он обозначает как главенствующую тему произведения или творчества писателя в целом, так и совокупность групп тематических элементов или выразительных средств, постоянных, «канонических» для определенного жанра и стиля . Также под лейтмотивом иногда подразумевается комплекс тематических и выразительных средств, который постоянно повторяется на протяжении данного художественного целого - литературного произведения; в этом употреблении понятие лейтмотива приближается к своему первоначальному музыкальному значению .
Оперные термины | ||
---|---|---|
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :Лейтмотив … Орфографический словарь-справочник
- (немецк. Leitmotiv «ведущий мотив») термин, введенный в теорию музыки Рихардом Вагнером (см.) и применяемый иногда в литературоведении, преимущественно представителями психологического и формального направлений. Значение термина «лейтмотив» в… … Литературная энциклопедия
- (нем.). 1) муз. Руководящий мотив в оркестре, в опере, служащий для характеристики известного лица или настроения и постоянно ему сопутствующий. 2) руководящая мысль. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
лейтмотив - Лейтмотив, это заимствованное из немецкого языка (leitmotiv) слово означает (в переносном смысле) основную мысль произведения, мысль, которую автор неоднократно повторяет и подчеркивает. Подчеркнем и мы: лейтмотивом называют основную мысль! Но… … Словарь ошибок русского языка
ЛЕЙТМОТИВ, лейтмотива, муж. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книжн.). 1. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого нибудь героя или какого… … Толковый словарь Ушакова
Идея, мысль, тема, мотив, основной мотив Словарь русских синонимов. лейтмотив основной мотив Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов
- (нем. leitmotiv букв. ведущий мотив), музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с кон. 18 в. в опере, с 19 в. в балете … Большой Энциклопедический словарь
ЛЕЙТМОТИВ, а, муж. 1. Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении. 2. перен. Повторяющаяся в каком н. произведении основная мысль, идея. 3. перен. Основная идея, то, что проходит через что н. красной нитью. Л. выступления доклада. |… … Толковый словарь Ожегова
Лейтмотив - (немецкое Leitmotiv, буквально ведущий мотив), музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с конца 18 в. в опере, с 19 в … Иллюстрированный энциклопедический словарь
лейтмотив - а, м. 1) Музыкальный оборот, основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Лейтмотив оперы. 2) перен. Основное положение, неоднократно… … Популярный словарь русского языка
- (нем. Leitmotiv, букв. ведущий мотив) относительно краткий муз. оборот (б. ч. мелодия, иногда мелодия с гармонизацией, порученная определённому инструменту и т. п.; в нек рых случаях отд. гармония или последовательность гармоний, ритмич.… … Музыкальная энциклопедия
Лейтмотив
лейтмоти в , лейтмотива, муж. (нем. Leitmotiv, букв. руководящий мотив) (книж. ).
1. Гармонический или мелодический оборот, постоянный звуковой образ (преимущественно в опере), употр. композитором для характеристики какого-нибудь героя или какого-нибудь переживания, сценического положения и повторяющийся всякий раз при появлении героя или при наступлении данного положения в ходе действия (муз. ). Лейтмотивы в операх Римского-Корсакова.
2. перен. Основная мысль, руководящее начало, главный тон. Лейтмотив книги. Лейтмотив рассуждения.
Лейтмотив
Немецкое – Leit (ведущий), Motiv (мотив).
В русском языке слово появилось в XIX в. в буквальном значении.
Слово ведет свое начало из немецкого языка. Является новообразованием, состоящим из двух слов.
Лейтмотив
(от нем. leitmotiv - ведущий мотив) - повторяющийся элемент произведения, носитель его основной идеи.
Рб: композиция и сюжет
Род: мотив
Асс: идея, повтор
* "В литературном произведении элементы, имеющие особо важное значение, могут повторяться много раз. По сходству с музыкальными такие повторы, выступающие носителями основных идей произведения, принято называть лейтмотивами" (Энциклопедический словарь юного литературоведа). *
Лейтмотив
(нем. Leitmotiw - ведущий мотив) - музыкальная тема, связанная с определенным образом, идеей, явлением, неоднократно повторяющаяся в опере, балете, симфонии и т. д. и дающая характеристику определенного лица или отвлеченного понятия. Лейтмотив особенно широко использовали Н. Римский-Корсаков, Дж. Верди, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, П. Чайковский, С. Прокофьев, Д. Шостакович и др.
Лейтмотив
(нем. leitmotiv, букв. - ведущий мотив), музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции. Используется с кон. 18 в. в опере, с 19 в. - в балете и программной инструментальной музыке. Сложную систему лейтмотивов применял в своих операх Р. Вагнер. Термин "лейтмотив" имеет и более широкое значение: как определение доминирующего начала в деятельности человека, в цепи событий.
ЛЕЙТМОТИ В, а, м.
1. Основной мотив, повторяющийся в музыкальном произведении.
2. перен. Повторяющаяся в какомн. произведении основная мысль, идея.
В теории искусств многие термины пересекаются. Их используют для обозначения разных или похожих понятий. Разберем, каково значение слова лейтмотив. Это многозначный термин, который используют в разных видах искусства для характеристики некоторых аспектов, например, лейтмотив в музыке. Обычно так называют периодическое повторение одного и того же выразительного фрагмента на протяжении всего произведения.
Этот прием ввел в музыкальную теорию Рихард Вагнер. Не употребляя это термин, он использовал музыкальный элемент: повторение отрывков звучаний в своих операх с целью создания цельности произведения, усиления смысловой нагрузки мелодии и эмоционального воздействия на слушателей.
Именно этот термин использовал Г. Вольцоген, описывая творчество Вагнера. Так называли элемент музыкального произведения, который повторяется в равных промежутках времени. Это деталь, которая путем многократного повторения задает общий тон, идею всей мелодии.
Но музыкальной теории известны еще более ранние попытки использовать принцип повторения: в 1607 году похожий прием использовал Монтеверди в «Орфее», но в то время он не смог закрепиться из-за культурных и исторических особенностей развития музыкального искусства.
Позже термин распространился в других видах искусства:
Его начали активно использовать и в повседневной жизни, обозначая с его помощью основную идею, циклично повторяющиеся события, явления в жизни человека и разных аспектах его деятельности.
Лейтмотив выполняет такие функции:
Эти функции характерны для лейтмотива и в музыке, и в литературе.
В художественных произведениях лейтмотив — это важный композиционный элемент текста.
Он выражается через:
Леймотив в музыке
Можно заметить, что такое понятие в литературных произведениях видоизменяется, трансформируется. В объемных текстах несколько лейтмотивов могут переплетаться и дополнять друг друга.
Первыми использовать музыкальные приемы в литературе пробовали Ш. Бодлер и С. Малларме. Они использовали не только лексические смыслы разных слов, но и их стилистические возможности для усиления смыслового воздействия текстов на читателей.
Интересно! Важно различать понятия «тема» и «лейтмотив»: в теории литературы можно встретить смешивание этих терминов.
Тема – это то, что находится за рамками текста. Лейтмотив – это то, во что воплощается тема, он является структурным компонентом композиции, задает общий эмоциональный тон литературного произведения, воплощает его основную мысль.
Примером лейтмотива в литературе является звук лопнувшей струны в произведении П. Чехова «Вишневый сад». Это могут быть слово или фраза, которые постоянно повторяются. Например, в стихотворении «Моя родословная» есть строки: «Шуми, шуми, послушное ветрило…». В «Поисках утраченного времени» М. Пруста повторяющейся деталью есть печенье Мадлен, о котором автор постоянно вспоминает: этот образ символизирует детство, утраченное время, дни, которые остались в памяти.
Обратите внимание! Поэзия, как самый приближенный к музыке род литературы, теснее всего переплетается с понятием лейтмотива.
В поэтических текстах выделяют такие его виды:
Лейтмотивы в стихотворениях проявляются не только на уровне содержания, но и на уровне формы, что особенно ярко наблюдается в классических стихах.
Что представляет собой лейтмотивный образ: приведем примеры из текстов. Это образ, который является ключевым, который проходит через все повествование через разные детали и элементы текста. Например, в романе Ч. Диккенса «Большие надежды» можно выделить лейтмотивный образ надежды, как основную идею. Этот образ с первых страниц стает неотъемлемой частью главного героя, сопровождает его на протяжении развития сюжета и в момент кульминации раскрывается максимально: рухнувшие надежды являются ключевой точкой развития лейтмотива.
В «Американской трагедии» Т. Драйзера одним из лейтмотивных образов является образ Роберты, которая проходит путь от возлюбленной до жертвы, и через нее раскрываются грани характера другого важного персонажа – Клайда. Ее образ служит лакмусовой бумажкой для описания порядочности главного героя, в своем отношении к ней он раскрывает свои стремления и мечты. Лейтмотивность ее образа в данном случае заключается в том, что она становится сквозным элементов сочинения: влияние героини на ход повествования сохраняется даже после ее смерти. Так сохраняется главный критерий лейтмотива – повторяемость.
В словаре Ожегова данное понятие также обозначается как нечто, что «проходит красной нитью через что-то». Это значение помогло музыкальному термину стать частью повседневной жизни людей. Им называют основную идею разных видов человеческой деятельности.
Например, это понятие активно используют в дизайне, определяя лейтмотив фотографии, интерьера или свадьбы. В хореографии его используют для обозначения основной идеи танца, а в социальных сетях можно встретить это слово даже в качестве названия для основной концепции блога или информационного ресурса.
Это значит, что суть понятия со временем значительно расширяется и вполне допустимо употреблять его там, где следует выделить основную мысль или тему.
В тексте третьей строфы развертывается заключительный момент тематической триады стихотворения - тема вынужденного одиночества. Эта тема подытоживает динамику тематического развития стихотворения в целом и стабилизирует общий конфликт стихотворения, закрепляя этот конфликт в его неразрешимости. Тема одиночества также первоначально развертывается в плане статического описания - через серию ситуаций: одинок узник, «одиноки» голые стены, «одинок» луч лампады, одинок и часовой, охраняющий узника. Однако образ последнего развернут уже в плане действия, которое в своих вариациях
опирается на мотив вынужденного, несвободного движения,очевид-
ным образом контрастирующий с антонимичным мотивом свободного движения в первых двух строфах. По существу, часовой также предстает узником, обреченным на свою несвободу, хотя и за пределами тюрьмы. Таким образом, в концовке строфы через мотив несвободного движения вновь актуализируется общаяДЛЯ всего стихотворения тема неволи. В целом третья строфа тождественна предыдущей в своей структуре: в обеих план статического описания точно в середине текста сменяется действием.
В литературоведческих работах наряду с термином «мотив» употребляется термин «лейтмотив». Что стоит за последним: терминологический повтор или же действительное различение релевантных признаков мотивики? Для начала обратимся к некоторым известным в науке трактовкам и определениям лейтмотива.
Отношение мотива и лейтмотива рассматривал Б. В. Томашевский: «Если (...) мотив повторяется более или менее часто, и особенно если он является сквозным, т. е. не вплетенным в фабулу, то его называют лейтмотивом» [Томашевский, 1996, с. 187 (текст примечания)]. Для правильного понимания этой точки зрения необходимо учитывать то, что собственно мотив ученый определял как элементарную повествовательную тему и не ассоциировал с мотивом, понятым таким образом: признак устойчивой повторяемости в нарративе. Поэтому фактически под лейтмотивом здесь понимаетсяповторяющаяся тема. Существенное значение в определении Б. В. Томашевского несет и второй признак - «сквозной»,внефабульный характер лейтмотива. Этот
Глава 2. Мотив в системе нарратологического подхода
признак приближает понятие лейтмотива в данной трактовке к нашему пониманию лирической темы (см. выше). Подытожим: лейтмотивдля Б. В. Томашевского- это, по существу, лирическая тема.
Если учитывать семантические и коммуникативные отношения темы и смысла (см. выше, 5 раздел), то становится понятной глубинная связь тематической концепции мотива / лейтмотива Б. В. Томашевского и современной концепции лейтмотива, развернутой на почве идей интертекстуального анализа Б. М. Гаспаровым. Последний устанавливает за терминами «мотив» и «лейтмотив» практически одно и то же понятийное представление: «В роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.; единственное, что определяет мотив, - это его репродукция в тексте» [Гаспаров, 1994, с. 30]. Вместо термина «мотив» в данном определении с тем же правом может находиться и термин «лейтмотив», характерно обозначенный в самом заглавии цитируемой книги («Литературные лейтмотивы»). Здесь мотив (лейтмотив) - это же тема, но увиденная в ракурсе актуального смысла нарратива. При этом, как можно видеть, в определении акцентирован признак повтора лейтмотива в тексте.
В научной литературе представлена и другая традиция понимания лейтмотива- в своей доминанте не тематико-семан- тическая, а скорее функциональная: лейтмотив определяется с учетом характера его повторяемости в тексте произведения. Таковы трактовки И. В. Роднянской (лейтмотив - это «образный поворот, повторяющийся на протяжении всего произведения как момент постоянной характеристики какого-либо героя, пе-
текста произведения [Богатырев, 1971, с. 432]), Г.В.Краснова («отличительными признаками лейтмотива считаются повторяемость того или иного образа («образного повтора») на протяжении всего произведения» [Краснов, 1980, с. 77; см. также: Краснов, 2001, с. 53]), Л. Н. Целковой («ведущий мотив в одном или многих произведениях писателя может определяться как лейтмотив» [Целкова, 1999, с. 207]).
Мы присоединяемся к этой традиции и добавляем следующий тезис: с точки зрения критерия повторяемости понятия мо-
тива и лейтмотива противоположны. Признак лейтмотива - его обязательная повторяемость в пределах текста одного и того же произведения; признак мотива- его обязательная повторяемостьза пределами текста одного произведения. При этом в конкретном произведении мотив может выступатьв функциилейтмотива, если приобретает ведущий характер в пределах текста этого произведения.
Итак, что же такое мотив как повествовательный феномен? Ставить вопрос об определении мотива вне определенного
понятийного контекста было бы методологически неверно. Только в отношении к другим понятиям мы можем установить искомое. Поэтому корректной будет иная постановка вопроса: что такое мотив как повествовательный феномен в его отношении к другим нарратологическим категориям?
Разнобой в определениях мотива в литературоведении и фольклористике во многом вызван именно тем, что исследователи смотрят на мотив с различных точек зрения - с точки зрения темы, события, фабулы, сюжета и т. д., в результате чего приходят к различному пониманию мотива. При этом каждая трактовка оказывается по-своему верной, потому что мотив действительно связан со многими аспектами литературного повествования и онтологически, и функционально. Однакосистемное определение мотива можно построить только в его соотнесении со всеми существенными понятиями нарратологии.
Заметим, что в наибольшей степени понимание мотива характеризуется многоаспектностью у основателя самой традиции теоретического изучения мотива - А. Н. Веселовского. Сошлемся на мнение Б. Н. Путилова: «Веселовский понимал мотив то как основную тему, реализуемую в сюжете в целом (мотив боя отца с сыном - тема ряда эпических сюжетов), то как устойчивое представление, которое дает жизнь сюжету либо какой-то его существенной части (превращение, богатырство, вера в чудовищ), то, наконец, как схематически выделяемый элемент сюжета (тот же бой отца с сыном - но уже как эпизод в повествовании) и - одновременно - как конкретная реализация его в тексте (поединок Ильи Муромца с Сокольником в былине)» [Путилов, 1992, с. 74].
Не повторяя сделанных выше наблюдений, попробуем обобщить их в виде последовательности взаимообусловленных отношений, которые позволят построить системное определение мотива.
Отношение «мотив-событие», взятое как таковое, позволяет расширить представление о мотиве до уровняструктуры. Основу мотивной структуры составляетдействие иактанты , ассоциированные с данным действием.
Органически связанное с предыдущим отношение «мотивдействие» позволяет обнаружить такое базовое свойство мотива, как его предикативность.
Соотнесение мотива и хронотопа позволяет выявить в структуре мотива пространственно-временные признаки мотивного действия.
Сопоставление понятия мотива с представлениями о теме повествования приводит к идее тематического наполнения структуры мотива.
Соотнесение понятий мотива и героя выводит на уровень осмысления эстетической значимости мотива. Именно эстетический потенциал мотива, сопряженного в рамках определенного событийного ряда с персонажем фабульного действия, поднимает последнего на уровень сюжетного героя как средоточия эстетической парадигмы литературного произведения.
Сопоставление понятий мотива и лейтмотива позволяет говорить о мотиве как интертекстуальном повторе и, таким образом, определяет границы функционирования мотива. В пределах одного и замкнутого текста вообще нельзя выделить мотив как таковой, и самое большее, можно говорить о лейтмотивах этого текста.
Последние два сопоставления выводят нас за круг вопросов, которые были непосредственно рассмотрены в данной главе. Это сопоставления понятия мотива с основными категориями собственно художественного повествования -фабулой исюжетом
Во всех деталях соотношение мотива с фабулой и сюжетом будет проанализировано в следующей главе, здесь же ограничимся краткими замечаниями по существу вопроса об определении самого понятия мотива.