Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Все рассказы говарда лавкрафта. Лавкрафт Говард Филипс: литературное наследие

Все рассказы говарда лавкрафта. Лавкрафт Говард Филипс: литературное наследие

Го́вард Фи́ллипс Ла́вкрафт (англ. Howard Phillips Lovecraft , 20 августа , Провиденс , Род-Айленд , США - 15 марта , там же) - американский писатель и поэт , писавший в жанрах ужасов , мистики , совмещая их в оригинальном стиле. Родоначальник Мифов Ктулху . При жизни Лавкрафта его произведения не пользовались большой популярностью, однако уже после его смерти они оказали заметное влияние на формирование современной нам массовой культуры. Его творчество настолько уникально, что произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр - так называемые Лавкрафтовские ужасы .

Биография

Лавкрафт в возрасте 9-10 лет.

Лавкрафт был воспитан матерью, двумя тётками и дедушкой (Уиппл Ван Бюрен Филлипс), который приютил семью будущего писателя. Говард был вундеркиндом - читал наизусть стихи ещё в возрасте двух лет, а с шести уже писал свои . Благодаря дедушке, у которого была самая большая библиотека в штате , он познакомился с классической литературой. Помимо классики он увлёкся готической прозой и арабскими сказками Тысячи и одной ночи .

В возрасте 6-8 лет Лавкрафт написал несколько рассказов, большая часть которых к сегодняшнему дню не сохранилась. В возрасте 14 лет Лавкрафт пишет своё первое серьёзное произведение - «Зверь в пещере ».

Ребёнком Лавкрафт часто болел, и в школу пошёл лишь в возрасте восьми лет, но через год его забрали оттуда. Он много читал, изучал между делом химию, написал несколько работ (размножал их на гектографе небольшим тиражом), начиная с 1899 года («Научная газета»). Через четыре года он вернулся в школу.

Уиппл Ван Бурен Филлипс умер в 1904 году , после чего семья сильно обеднела и была вынуждена переехать в меньший дом на той же улице. Говарда опечалил выезд, и он даже подумывал о самоубийстве. Из-за нервного срыва, случившегося с ним в 1908 году , он так и не окончил школу, чего сильно стыдился.

Лавкрафт писал фантастику ещё в детстве («Зверь в пещере » (), «Алхимик» ()), но позже предпочёл ей поэзию и эссе. Вернулся к этому «несерьёзному» жанру он лишь в 1917 году с рассказами «Дагон », затем «Гробница». «Дагон » стал его первым изданным творением, появившись в 1923 году в журнале «Таинственнные рассказы» (Weird Tales ). В то же время Лавкрафт начал свою переписку, ставшую в итоге одной из самых объёмных в XX веке. Среди его корреспондентов были Форрест Аккерман, Роберт Блох и Роберт Говард .

Сара, мать Говарда, после долгой истерии и депрессии попала в ту же лечебницу, где умер её муж, и там же умерла 21 мая 1921 года . Она писала сыну до своих последних дней.

Несмотря на писательские успехи, Лавкрафт всё больше нуждался. Он снова переехал, теперь уже в маленький домик. Сильное впечатление на него произвело самоубийство Роберта Говарда . В 1936 году у писателя обнаружили рак кишечника, следствие недоедания . Говард Филлипс Лавкрафт умер 15 марта 1937 года в Провиденсе (штат Род-Айленд, США).

Литературное творчество

Предшественники

К писателям, чьё творчество оказало влияние на Лавкрафта, в первую очередь нужно отнести Эдгара Аллана По , Эдварда Дансейни , Артура Мейчена , Алджернона Блэквуда , Амброза Бирса , Лафкадио Хирна .

Последователи

Август Дерлет

Пожалуй, главным из последователей Лавкрафта как с точки зрения хронологии, так и с позиций преемственности, является Август Дерлет . Несмотря на то, что впоследствии многие авторы обращались к созданному Лавкрафтом пантеону космических богов, именно Дерлет стал создателем и руководителем издательства «Arkham House», в котором публиковались произведения самого Лавкрафта, Дерлета и всех, кто так или иначе соприкасался в своём творчестве с созданными Лавкрафтом мирами. Дерлет также был довольно успешен как писатель, хотя и не мог сравниться по силе воздействия со своим учителем. Однако он был гением издательского дела - книги издательства «Arkham House» того периода в настоящее время являются библиографическими редкостями. К тому же это был редкий случай, когда издательство создавалось под творчество конкретного человека.

Стивен Кинг

Творчество Лавкрафта, повлиявшее на массовую культуру Запада, оставило неизгладимый след на творчестве бесчисленного числа писателей, работавших и работающих в жанре мистики и ужасов. Одним из творческих наследников Лавкрафта является и знаменитый «Король Ужасов» Стивен Кинг . Наиболее ярким произведением, в котором Стивен Кинг не подражает манере повествования Говарда Лавкрафта, но отдаёт дань таланту последнего, является повесть «Крауч Энд», экранизированная кинокомпанией «TNT» в сборнике киноновелл «Кошмары и фантазии Стивена Кинга». В работах Кинга чётко просматриваются следы влияния творчества Лавкрафта. Так, Роман «Оно » непосредственно отсылает читателя к космическому ужасу, пришедшему из незапамятных времён. Следует однако отметить, что ужас Кинга может быть довольно чётко разграничен на три основные части: космический (Лавкрафт), загробный и научный (Мэри Шелли).

Помимо прочего, действие большинства книг Стивена Кинга происходит в небольших американских городках, что также характерно и для работ Лавкрафта, который считал, что самые страшные вещи творятся в тихих местах.

«Некрономикон» и книги, в творчестве Лавкрафта

Обычно Лавкрафт ссылался на древние книги, содержащие секреты, которые не должен знать человек. Большей частью ссылки были вымышленными, но некоторые оккультные работы существовали в действительности. Сочетание выдуманных документов с реальными в одном контексте позволяло первым казаться настоящими. Лавкрафт давал только общие ссылки на такие книги (в основном для нагнетания атмосферы) и редко делал детальное описание. Наиболее известным из этих выдуманных манускриптов является его «Некрономикон », о котором писатель больше всего говорил. Его объяснения по поводу этого текста были так хорошо продуманы, что многие люди и по сей день верят в реальность этой книги, и это позволяет некоторым наживаться на неосведомлённости других.

The Book of Eibon, Livre d’Eibon, or Liber Ivonis

В настоящее время сборники Лавкрафта регулярно переиздаются в России по крайней мере тремя крупными издательствами - «Азбука », «АСТ », «Эксмо ».

Произведения Говарда Лавкрафта

Наиболее известные и значимые произведения:

  • Герберт Уэст - Реаниматор (1922)

Экранизация

По мотивам произведений Лавкрафта снято несколько десятков фильмов. Наиболее известные из них созданы режиссёрами Стюартом Гордоном , Брайаном Юзной и др.:

В настоящее время в России , во Владивостоке снимается фильм «Тень над Аркхэмом» (блог фильма - community.livejournal.com/hpl_movie_blog), также основанный на произведениях Лавкрафта.

Компьютерные игры

  • Alone in the Dark (Квест, 1992)
  • Call of Cthulhu: Shadow of the Comet (Квест, 1993)
  • Prisoner of Ice (Квест/Survival horror, 1995)
  • Legacy (RPG, 1996)
  • Necronomicon: The Dawning of Darkness (Квест, 2001)
  • Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth (Action/Adventure, 2006)
  • Шерлок Холмс 3: Секрет Ктулху (Квест, 2007)
  • Darkness Within - In Pursuit of Loath Nolder (Квест, 2007)
  • Penumbra: Black Plague (Adventure/Survival horror/Action, 2008)

Примечания

Литература

  • Л. Спрэг Де Камп . Лавкрафт: Биография. - СПб.: Амфора, 2008. - С. 656. - ISBN 978-5-367-00815-9

Ссылки

См. также

Страх является самым сильным чувством человека. Поэтому неудивительно, что в литературе и кинематографе уделили столько места этому отрицательному эмоциональному процессу. Но в мире единицы литераторов, которые могли не только увлечь читателя, но и напугать его до мурашек на коже. К числу таких писателей относится Говард Филлипс Лавкрафт, которого нередко называют двадцатого века.

Создатель «Мифов Ктулху» настолько самобытен, что в литературе принято выделять отдельный жанр – «лавкрафтовские ужасы». Говард снискал себе тысячи последователей (Август Дерлет, Кларк Эштон Смит), но при жизни так и не увидел ни одной напечатанной книги. Лавкрафт знаком по произведениям «Зов Ктулху», «Затаившийся страх», «По ту сторону сна», «Изгой» и т.д.

Детство и юность

Говард родился 15 марта 1937 года в столице Рот-Айленда – Провиденсе. Этот город с хаотично расположенными улочками, многолюдными площадями и готическими шпилями часто встречается в произведениях Лавкрафта: на протяжении всей жизни гений литературы остро тосковал по родине. Писатель рассказывал, что род его происходит от астронома Джона Филда, жившего в эпоху и познакомившего Соединенное Королевство с трудами .

Детство юного Говарда было своеобразным. Тихий и умный мальчик рос до двухлетнего возраста в пригороде Бостона и воспитывался в семье ювелирного коммивояжера Уинфилда Скотта, который лишился рассудка и сошел с ума. Уинфилда поместили в психиатрическую больницу, где тот вскоре скончался, а Сара Сьюзан с двухлетним сыном на руках переехала в трехэтажный дощатый дом своих родственников на Энджелл-стрит, 454.


Коттедж принадлежал дедушке Лавкрафта Уипплу Вану Бурену Филлипсу и его жене Роби, которые слыли заядлыми книгочеями и держали большую библиотеку. Также в их распоряжении было несколько слуг, фруктовый сад с фонтаном и конюшня с тремя лошадями. О такой роскоши можно было только мечтать, однако в жизни маленького Говарда было не все так гладко. Душевная болезнь Уинфилда передалась Сьюзан: потеряв супруга, она стала одержима идеей, что Говард – это все, что у нее есть.

Поэтому Сьюзан не отходила от своего горячо любимого чада ни на шаг, стараясь выполнять даже самые причудливые капризы сына. Да и дедушка любил побаловать маленького внука, во всем потакая ему. Мать Говарда обожала одевать мальчика в девчачью одежду. Примечательно, что родительница тоже покупала своему отпрыску платья и резинки для волос.


Такое воспитание не помешало вундеркинду Говарду, который начал декламировать стихотворения, едва ли научившись ходить, пристраститься к литературе. Лавкрафт днями и ночами сидел в дедушкиной библиотеке, перелистывая книги. В руки юноши попадали не только классические произведения, но и арабские сказки: он с удовольствием читал истории, рассказанные Шехерезадой.

Первые годы Говард получал домашнее образование. Так как мальчик обладал слабым здоровьем, он не мог посещать учебное заведение, поэтому физику, химию, математику и литературу ему пришлось осваивать самостоятельно. Когда Лавкрафту исполнилось 12, он, к своему счастью, снова стал ходить в школу, но это продолжалось недолго. Дело в том, что в 1904 году Уиппл Ван Бюрен Филлипс скончался, из-за чего семья лишилась основного источника дохода.

Следовательно, Лавкрафту вместе со своей матерью, еле сводящей концы с концами, пришлось переехать в домик поменьше. Смерть дедушки и выезд опечалили Говарда, он погрузился в глубокую депрессию и даже подумывал свести счеты с жизнью. В конечном итоге автор «Дагона» так и не получил аттестата о среднем образовании, чего стыдился всю жизнь.

Литература

Говард Филлипс Лавкрафт взялся за чернильницу и перо еще в детском возрасте. Мальчика постоянно мучили кошмары, из-за которых сон был страшной пыткой, ибо управлять этими сновидениями или проснуться у Лавкрафта не получалось. На протяжении всей ночи он наблюдал в своем разыгравшемся воображении пугающих существ с перепончатыми крыльями, которые были названы «ночными мверзями».

Первые произведения Говарда были написаны в фантастическом жанре, однако Лавкрафт забросил эту «несерьезную литературу» и начал оттачивать мастерство, сочиняя стихотворения и эссе. Но в 1917 году Говард вновь вернулся к фантастике и выпустил в свет рассказы «Склеп» и «Дагон».


Сюжет последнего строится вокруг божества Дагона, который относится к пантеону мифов Ктулху. Внешность этого глубоководного монстра вызывает отвращение, а его огромные чешуйчатые руки заставят содрогнуться всех и каждого.

Казалось бы, успех уже близко, ибо «Дагон» был напечатан в журнале в 1923 году. Но в жизни Говарда вновь случилось несчастье. Его мать попала в ту же лечебницу, где коротал последние годы жизни его отец. Сара умерла 21 мая 1921 года, врачи не смогли вылечить эту безумную женщину. Поэтому, чтобы отвлечься от терзаний, гений литературы начал усиленно работать.


Говарду Лавкрафту удалось выдумать свои неповторимые миры, которые можно поставить в один ряд со Средиземьем , Плоским миром , страной Оз Лаймена Фрэнка Баума и прочими параллельными Вселенными в мире литературы. Говард стал основателем некого мистического культа: в мире существуют люди, верящие в невиданных и всемогущих божеств (Древние), которые встречаются в «Некрономиконе».

Поклонники писателя знают, что Лавкрафт ссылается в своих произведениях на древнейшие источники. «Некрономикон» – это выдуманная Говардом энциклопедия магических ритуалов, прочно связанная с мифами Ктулху, которая впервые встречается в рассказе «Пес» (1923).


Сам писатель говорил, что рукопись существовала в реальности, и утверждал что «Книгу мертвых» написал безумный араб Абдул Альхазред (ранний псевдоним литератора, навеянный «Арабскими ночами»). Также ходит легенда, что эта книга хранится за семью замками, ибо опасна для душевного и физического здоровья читателя.

Примечательно, что отрывки из «Некрономикона» были раскиданы по повестям и рассказам Лавкрафта, и эти цитаты собрали в единый том поклонники-энтузиасты. Первым до этого додумался писатель Август Дерлет – страстный поклонник Говарда. Кстати, подобие «Некрономикона» использовал режиссер Сэм Рэйми в своей культовой трилогии «Зловещие мертвецы» (1981,1987,1992).


Также мастер пера наделял свои книги своеобразными заклинаниями и рисунками. Например, чтобы уважить великого и ужасного Ктулху, адепту жестокого культа нужно произнести: «Пх’нглуи мглв’нафх Ктулху Р’льех вгах’нагл фхтагн!» К слову, впервые гигантский осьминогоподобный монстр, спящий на дне Тихого океана и способный воздействовать на разум человека, появился в рассказе «Зов Ктулху» (1928).

Далее, годом позже, выходит произведение под названием «Ужас Данвича» (1929). Лавкрафт повествует своему читателю о вымышленном городе, что на севере центрального Массачусетса. В этом злачном местечке обитал старик, любивший совершать зловещие обряды, и юноша Уилбур, который был вовсе не человеком, а странным существом со щупальцами.


В 1931 году Говард пополнил свою творческую биографию фантастическим романом «Хребты безумия», а также сочинил рассказ «Тень над Иннсмутом» (1931), сюжет которого вращается вокруг тайны: обволакивающий мрачный город, где живут люди, обладающие зловещей внешностью, будто они больны неизученной ранее болезнью.

В том же 1931-м Лавкрафт написал другое произведение – «Шепчущий во тьме», где впервые упоминается внеземная раса разумных грибов Ми-го. В своем рассказе литератор смешивает в одном флаконе детектив, научную фантастику и приправляет свое творение особым лавкрафтовским приемом.


Книги Лавкрафта потому и страшны, что в его рукописях используется психологический ужас неизведанного, а не примитивное запугивание читателя вампирами, монстрами, вурдалаками, зомби и прочими персонажами. Причем Говард умел нагнетать такую атмосферу саспенса, что, возможно, сам бы позавидовал этому гению литературы.

Позже Лавкрафт презентовал повесть «Сны в Ведьмином доме» (1932). Рассказ описывает жизнь любознательного студента Уолтера Джилмена, наслушавшегося историй о колдунье Кеции Мэйсон, которая могла без труда перемещаться в пространстве. Но молодой парень уверен, что ведьма путешествует в четвертом измерении. В конечном итоге озадаченный Уолтер начинает видеть кошмары: как только Морфей касается глаз главного героя, над ним начинает издеваться злобная старуха.


В 1933-м Говард сочинил рассказ с говорящим названием – «Тварь на пороге». Фабула произведения развивается в вымышленном городке Аркхем, в доме архитектора Дэниела Аптона, который пытается объяснить читателю, почему он убил своего приятеля – литератора Эдварда Пикмана Дерби. Это произведение с неожиданной концовкой вдоволь окунает заядлого книголюба в мистические и хитросплетенные истории.

Затем, в 1935-м, Лавкрафт выпустил в свет книгу «За гранью времен» и в том же году посвятил Роберту Блоху новое произведение – «Обитающий во Тьме». Эта книга рассказывает о литераторе Роберте Блейке, который был найден мертвым у себя дома. На лице писателя застыл ужас, а судить о том, что произошло в тот роковой день смерти, можно лишь по запискам, раскиданным на столе.


Помимо прочего, в послужном списке Говарда есть сборник сонетов «Грибы с Юггота», написанный в 1929 году. Также Лавкрафт, чей неоспоримый талант ценили поклонники, помогал своим коллегам по цеху в написании рассказов. Причем часто бывало такое, что все лавры почета доставались второму соавтору, внесшему меньший вклад в фабулу произведения.

Лавкрафт оставил после себя эпистолярное наследие, ученые говаривали, что рукой мистика было написано сто тысяч писем. В том числе сохранились и черновики других литераторов, исправленные Лавкрафтом. Таким образом, Говард оставлял только несколько предложений из «оригинала», получая за это незначительную сумму, тогда как некоторые соавторы довольствовались большими гонорарами.

Личная жизнь

Говард Лавкрафт жил затворнической жизнью. Он мог днями и ночами находиться за столом, сочиняя фантастические романы, ставшие популярными только после смерти автора. Мастер слова активно публиковался в журналах, но денег, которые выплачивали редакторы, не хватало на достойное существование.

Известно, что «кормила» Лавкрафта редакторская деятельность в отрасли любительской литературной журналистики. Он не только делал из черновиков писателей «конфетку», но и занимался перепечаткой текстов вручную, что тяготило его, ибо даже собственные тексты Говард перепечатывал с трудом.


Современники говорили, что высокорослый и худощавый мужчина, чья внешность напоминает Бориса Карлоффа (сыграл в фильме «Франкенштейн» по роману ) и , был добрым и отзывчивым человеком, чья мягкая улыбка дарила теплоту. Лавкрафт умел сопереживать, например, самоубийство приятеля Роберта Говарда, который решился на такой поступок из-за смерти матери – ранило Лавкрафта в самое сердце и подкосило его здоровье.

Кроме того автор леденящих кровь ужасов обожал кошек, мороженое и путешествия: он бывал в Новой Англии, Квебеке, Филадельфии и Чарльстоне. Парадоксально то, что Лавкрафт не любил холодную и слякотную погоду, атмосфера которой царит в романах Эдгара По и картинах . Также он сторонился всего, что связано с морем, хотя его произведения пропитаны запахом воды и сырых дощечек берегового причала.


Что касается амурных отношений, то известно только об одной избраннице писателя, уроженки Российской империи – Соне Грин. Влюбленные переехали из тихого Провиденса в шумный Нью-Йорк, но Лавкрафт не выдержал многолюдности и быстрого темпа жизни. Вскоре супруги расстались, не успев оформить развод.

Смерть

Узнав о кончине друга, который выстрелил себе в рот из пистолета, Говард не мог прийти в себя. В конечном итоге он перестал употреблять пищу, ибо у него обнаружили рак кишечника. Лавкрафт умер 15 марта 1937 года в родном Провиденсе, пережив Роберта Говарда на девять месяцев.


Впоследствии произведения писателя часто брались в основу различных фильмов и мультфильмов, а самому Говарду хотели возвести памятник в Провиденсе.

Библиография

  • 1917 – «Склеп»
  • 1917 – «Дагон»
  • 1919 – «Перевоплощение Хуана Ромеро»
  • 1920 – «Кошки Ултара»
  • 1921 – «Музыка Эриха Цана»
  • 1925 – «Праздник»
  • 1927 – «Цвет из иных миров»
  • 1927 – «Случай Чарльза Декстера Варда»
  • 1928 – «Зов Ктулху»
  • 1929 – «Ужас Данвича»
  • 1929 – «Серебряный ключ»
  • 1931 – «Хребты Безумия»
  • 1931 – «Тень над Иннсмутом»
  • 1931 – «Шепчущий во тьме»
Годы творчества: Жанр: Произведения на сайте Lib.ru

Го́вард Фи́ллипс Лавкра́фт (англ. Howard Phillips Lovecraft , 20 августа , Провиденс , Род-Айленд , США - 15 марта , там же) - американский писатель и поэт , писавший в жанрах ужасов , мистики , совмещая их в оригинальном стиле. Родоначальник Мифов Ктулху . При жизни Лавкрафта его произведения не пользовались большой популярностью, однако уже после его смерти они оказали заметное влияние на формирование современной нам массовой культуры. Его творчество настолько уникально, что произведения Лавкрафта выделяются в отдельный поджанр - так называемые Лавкрафтовские ужасы .

Биография

Лавкрафт в раннем детстве, 1892.

Лавкрафт в возрасте 9-10 лет.

Лавкрафт был воспитан матерью, двумя тётками и дедушкой (Уиппл Ван Бюрен Филлипс), который приютил семью будущего писателя. Говард был вундеркиндом - читал наизусть стихи ещё в возрасте двух лет, а с шести уже писал свои . Благодаря дедушке, у которого была самая большая библиотека в штате , он познакомился с классической литературой. Помимо классики он увлёкся готической прозой и арабскими сказками Тысячи и одной ночи .

В возрасте 6-8 лет Лавкрафт написал несколько рассказов, большая часть которых к сегодняшнему дню не сохранилась. В возрасте 14 лет Лавкрафт пишет своё первое серьёзное произведение - «Зверь в пещере ».

Ребёнком Лавкрафт часто болел, и в школу пошёл лишь в возрасте восьми лет, но через год его забрали оттуда. Он много читал, изучал между делом химию, написал несколько работ (размножал их на гектографе небольшим тиражом), начиная с 1899 года («Научная газета»). Через четыре года он вернулся в школу.

Уиппл Ван Бурен Филлипс умер в 1904 году , после чего семья сильно обеднела и была вынуждена переехать в меньший дом на той же улице. Говарда опечалил выезд, и он даже подумывал о самоубийстве. Из-за нервного срыва, случившегося с ним в 1908 году , он так и не окончил школу, чего сильно стыдился.

Лавкрафт писал фантастику ещё в детстве («Зверь в пещере » (), «Алхимик» ()), но позже предпочёл ей поэзию и эссе. Вернулся к этому «несерьёзному» жанру он лишь в 1917 году с рассказами «Дагон », затем «Гробница». «Дагон » стал его первым изданным творением, появившись в 1923 году в журнале «Таинственнные рассказы» (Weird Tales ). В то же время Лавкрафт начал свою переписку, ставшую в итоге одной из самых объёмных в XX веке. Среди его корреспондентов были Форрест Аккерман, Роберт Блох и Роберт Говард .

Сара, мать Говарда, после долгой истерии и депрессии попала в ту же лечебницу, где умер её муж, и там же умерла 21 мая 1921 года . Она писала сыну до своих последних дней.

Несмотря на писательские успехи, Лавкрафт всё больше нуждался. Он снова переехал, теперь уже в маленький домик. Сильное впечатление на него произвело самоубийство Роберта Говарда . В 1936 году у писателя обнаружили рак кишечника, следствие недоедания . Говард Филлипс Лавкрафт умер 15 марта 1937 года в Провиденсе (штат Род-Айленд, США).

Творчество

Предшественники

К писателям, чьё творчество оказало влияние на Лавкрафта, в первую очередь нужно отнести Эдгара Аллана По , Эдварда Дансейни , Артура Мейчена , Алджернона Блэквуда , Амброза Бирса , Лафкадио Хирна .

Последователи

Август Дерлет

Пожалуй, главным из последователей Лавкрафта как с точки зрения хронологии, так и с позиций преемственности, является Август Дерлет . Несмотря на то, что впоследствии многие авторы обращались к созданному Лавкрафтом пантеону космических богов, именно Дерлет стал создателем и руководителем издательства «Arkham House», в котором публиковались произведения самого Лавкрафта, Дерлета и всех, кто так или иначе соприкасался в своём творчестве с созданными Лавкрафтом мирами. Дерлет также был довольно успешен как писатель, хотя и не мог сравниться по силе воздействия со своим учителем. Однако он был гением издательского дела - книги издательства «Arkham House» того периода в настоящее время являются библиографическими редкостями. К тому же это был редкий случай, когда издательство создавалось под творчество конкретного человека.

Стивен Кинг

Творчество Лавкрафта, повлиявшее на массовую культуру Запада, оставило неизгладимый след на творчестве бесчисленного числа писателей, работавших и работающих в жанре мистики и ужасов. Одним из творческих наследников Лавкрафта является и знаменитый «Король Ужасов» Стивен Кинг . Наиболее ярким произведением, в котором Стивен Кинг не подражает манере повествования Говарда Лавкрафта, но отдаёт дань таланту последнего, является повесть «Крауч Энд», экранизированная кинокомпанией «TNT» в сборнике киноновелл «Кошмары и фантазии Стивена Кинга». В работах Кинга чётко просматриваются следы влияния творчества Лавкрафта. Так, Роман «Оно » непосредственно отсылает читателя к космическому ужасу, пришедшему из незапамятных времён. Следует однако отметить, что ужас Кинга может быть довольно чётко разграничен на три основные части: космический (Лавкрафт), загробный и научный (Мэри Шелли).

Помимо прочего, действие большинства книг Стивена Кинга происходит в небольших американских городках, что также характерно и для работ Лавкрафта, который считал, что самые страшные вещи творятся в тихих местах.

«Некрономикон» и другие произведения, упоминаемые Лавкрафтом

Обычно Лавкрафт ссылался на древние книги, содержащие секреты, которые не должен знать человек. Большей частью ссылки были вымышленными, но некоторые оккультные работы существовали в действительности. Сочетание выдуманных документов с реальными в одном контексте позволяло первым казаться настоящими. Лавкрафт давал только общие ссылки на такие книги (в основном для нагнетания атмосферы) и редко делал детальное описание. Наиболее известным из этих выдуманных манускриптов является его «Некрономикон », о котором писатель больше всего говорил. Его объяснения по поводу этого текста были так хорошо продуманы, что многие люди и по сей день верят в реальность этой книги, и это позволяет некоторым наживаться на неосведомлённости других.

The Book of Eibon, Livre d’Eibon, or Liber Ivonis

Придумана Кларком Эштоном Смитом . Лавкрафт лишь несколько раз ссылался на эту книгу в своих рассказах: «Сны в ведьмином доме», «Существо на пороге», и «Тень из безвременья». В последние два года жизни Лавкрафт давал ссылки на два «перевода» этой книги: «Livre d’Eibon» («Дневник Алонзо Тайпера») и «Liber Ivonis» («Обитающий во тьме»). В рассказе «Каменный человек» книга Эйбона служит в качестве основной книги семейной линии колдунов Ван Кауранов, тщательно скрываемой и передающейся по наследству.

Cultes des Goules by the Comte d’Erlette

Имя автора этой книги образовалось из имени Августа Дерлета , чьи предки перебрались из Франции и чья фамилия исторически правильно писалась как Д’Эрлетт. Как и во множестве подобных случаев, Лавкрафт ссылался на эту книгу всего несколько раз: в рассказах «Тень из безвременья», «Затаившийся у порога » и «Обитающий во тьме».

De Vermis Mysteriis by Ludvig Prinn

«Мистерии червя» (в некоторых переводах - «Таинственные Черви») и их автор Людвиг Принн были придуманы Робертом Блохом , а латинское название книги «De Vermis Mysteriis» придумал Лавкрафт. Он ссылался на неё в рассказах «Тень из безвременья», «Дневник Алонзо Тайпера», «Единственный наследник» и «Обитающий во тьме».

The Eltdown Shards

Этот труд есть создание воображения Ричарда Ф. Сирайта, одного из корреспондентов Лавкрафта. Лавркафт мельком упомянул его в своих произведениях: «Тень из безвременья» и «Дневник Алонзо Тайпера».

The Necronomicon or Al Azif of Abdul Alhazred

Пожалуй, самая известная из мистификаций Лавкрафта. Он давал ссылки на «Некрономикон», также известный как «Аль Азиф», в 18-ти своих рассказах. Настоящим арабским названием этого манускрипта было «Аль Азиф», что означало - «звук, производимый ночными насекомыми», который, как считали арабы, на самом деле издавали демоны. Абдул Альхазред , мифический автор этой книги, жил в Дамаске , где и был написан «Некрономикон». В 738 году н. э. он был прилюдно поглощён невидимым демоном. «Аль Азиф» был переведён на греческий Теодором Филетом из Константинополя, который и дал рукописи название «Некрономикон». Олаус Вормиус перевёл текст на латынь в 1228 году. В 1232 году, вскоре после перевода Вормиусом, папа Григорий IX запретил как греческую, так и латинскую версию книги. Вормиус отмечает, что оригинальный арабский текст к тому времени был уже утерян. Доктор Джон Ди перевёл его на английский, но только несколько фрагментов этого варианта сохранились до нашего времени. В настоящее время латинский перевод XV-го века находится в Британском Музее, редакции XVII-го века находятся в Национальной Библиотеке в Париже, Библиотеке Гарварда, Университете Буэнос-Ариеса, и Мискатоникском Университете Акхема. Естественно, все эти копии тщательно сохраняются.

Первый раз «Некрономикон» упоминается в рассказе «Пёс» (сентябрь 1922), хотя Абдул Альхазред, автор этого труда, упоминается раньше, в «Безымянном Городе» (январь 1921). Именно здесь известнейшее изречение из «Некрономикона» упоминается впервые:

That is not dead which can eternal lie,
And with strange aeons even death may die.

Пожалуй самая длинная выдержка из «Некрономикона» встречается в рассказе «Ужас в Данвиче»:

…не следует верить тому, что человек суть владыка мира единственный и последний. И его жизненная субстанция не единственная существующая на Земле. Древние были, Древние существуют, Древние будут всегда. Но не в известном нам мире, а между мирами. Изначальные, сильные и здоровые. Они невидимы для глаз наших. Один Йог-Сотот знает вход в этот мир. Йог-Сотот - и ключ, и страж этих врат. Прошлое, нынешнее и будущее едины в Йог-Сототе. Он ведает место, где Древние пробили дорогу себе в прошлые времена, ведает, где Они пройдут в будущее. Ведает их следы на Земле, которые они оставляют, невидимые. По одному только запаху люди узнают их присутствие, но образ их узнается в облике тех, кого они произвели среди смертных детей человеческих, от вида человека до формы без субстанции. Невидимыми Они кружат по Земле, ожидая нужных слов Ритуала. Их голос звучит в ветре, о Их присутствии шепчет трава. Они выкорчёвывают леса, уничтожают города, но никто не видит карающую Руку. В ледяных пустынях познал их Кадаф, а разве человек когда-либо познавал Кадаф? Льды на севере и затопленные острова в океанах скрывают камни, на которых начертаны Печати. Йог-Сотот откроет двери, пред которыми смыкаются сферы. Человек царит там, где когда-то властвовали Они. Но как после лета приходит зима, а зима сменяется весной, так и Они ждут своего Часа!!!

The People of the Monolith by Justin Geoffrey

Время шло, я увлёкся архитектурой и оставил свой замысел проиллюстрировать книгу демонических стихов Эдварда, впрочем, наша дружба оттого не пострадала и не стала слабее. Необычный гений молодого Дерби получил удивительное развитие, и на восемнадцатом году жизни он выпустил сборник макабрической лирики под заглавием «Азатот и прочие ужасы», произведший сенсацию. Он состоял в оживлённой переписке с печально известным поэтом-бодлеристом Джастином Джеффри, тем самым, кто написал «Людей монолита» и в 1926 году умер, крича накрик, в сумасшедшем доме, незадолго до того посетив какую-то зловещую и пользующуюся дурной славой деревушку в Венгрии.

Узнать о Джастине Джеффри можно в рассказе Роберта Говарда «Чёрный Камень» (1931).

The Pnakotic Manuscripts (or Fragments)

Ещё одна мистификация Лавкрафта. Его «Пнакотические манускрипты» или «Фрагменты» (ссылки в 11-ти произведениях) уступают по частоте обращения лишь «Некрономикону». Никаких деталей о происхождении или содержании этих текстов Лавкрафт не указывает. Скорее всего, эти тексты были написаны в дочеловеческий период.

Seven Cryptical Books of Hsan

Лавкрафт лишь упоминал о книгах Хсана в «Иных Богах» и «Сомнамбулическом поиске Кадафа Неведомого» оба раза вместе с «Пнакотическими манускриптами».

Unaussprechlichen Kulten, Black Book, or Nameless Cults by Friedrich von Junzt

Роберт Говард впервые представил «Неименуемые культы» в своём рассказе «Дети ночи» (1931). В следующем году Лавкрафт придумал немецкое название для этих трудов, так как фон Юнтц писал оригинал на немецком. Это название, «Ungenennte Heidenthume», не удовлетворило некоторых из корреспондентов Лавкрафта. Август Дерлет изменил его на «Unaussprechlichen Kulten», которое и утвердилось (хотя в переводе это означало - «Непроизносимые культы», то есть культы, название которых невозможно произнести. «Die Unaussprechlichen Kulten» или «Unaussprechliche Kulten» было бы правильнее).

Хотя Лавкрафт не ссылался на эту книгу чаще чем на другие, он дает её историю издания в рассказе «Вне времён»:

В сущности, любой читатель страшных «Безымянных Культов» фон Юнтца мог бы с первого взгляда установить бесспорную связь между ними и таинственными письменами на плёнке. Но в те времена мало кто знал эту кощунственную работу: первое её издание было уничтожено в Дюссельдорфе в 1839 году, в 1845-м появился перевод Бредуэла, а в 1909-м был опубликован сильно сокращённый вариант.

«Чёрная Книга» фон Юнтца встречается в нескольких рассказах Роберта Говарда: «Дети ночи» (1931), «Чёрный Камень» (1931), «Тварь на крыше» (1932). В последнем рассказе представлена история написания и публикации этой книги.

R’lyeh Text

Данный текст упоминается у Лавкрафта в рассказе «

В своем доме в Р’льех мертвый Ктулху ждет и видит сны…

Имя Говарда Филлипса Лавкрафта прогремело на весь мир, как эталон жанра ужаса. Одаренный искусством изящной словесности, он писал о страшных тенях в углу и о том, что недоступно обычным смертным, а лишь избранным.

Его современники и сегодняшние герои жанра хоррор отдают свою дань рассказам Лавкрафта. Как, например, Стивен Кинг в своем рассказе (который был даже неплохо экранизирован) Крауч Энд.

Многие из героев Лавкрафта «имели честь» стать мейнстримом, как всем известный Ктулху и чуть менее известный араб, живший в незапамятные времена и создавший Некрономикон.
Здесь я решил собрать всю классику Лавкрафта: те произведения ужасов, которые сделали его тем самым великим и могучим повелителем жанра.

10. Дагон

Введение в Лавкрафта

Очень короткая, но сводящая с ума сказка, являющаяся прекрасным введением в стиль и мифологию Лавкрафта. История разворачивается вокруг человека, который оказался один посреди Тихого океана, и которому «посчастливилось» встретиться с древним богом Дагоном. Дагон, хоть напрямую и не связан к мифами о Ктулху, но является прекрасной частью темы морского ужаса.

9. Изгой

На уровень глубже в сознание Лавкрафта

Несчастный тот, кому воспоминания детства приносят лишь страх и печаль…
Другая вступительная новелла, которая ставит своего героя в старый ужасный особняк, в котором он ощущает дискомфорт и пребывает в меланхолии. В конце концов, дабы избежать своего одиночества, он начинает исследовать верхние этажи своего жилища…

8. Данвичский ужас

С чего всё началось

Большинство рассказов Лавкрафта имеют повторяющиеся элементы, такие как Некрономикон (ужасная книга злых чар), Аркхем (вымышленный город в штате Массачусетс; а если Вы являетесь поклонником Бэтмена, то название Вам покажется знакомым еще по одной причине 🙂), и Мискатоникский университет, вымышленный местный колледж. Лавкрафт создал все эти элементы на страницах Данвичского ужаса. Всё началось с него.

7. Цвет из иных миров

Вершина творчества

Эта история охватывает точки зрения Лавкрафта на многие вещи. События ее происходят неподалеку от уже известного нам Аркхема, где наш безымянный герой решил поведать историю о семействе Гарднер, которой не повезло принять у себя в качестве гостя метеорит, оказавший роковое влияние на судьбу скромного фермера.

6. Затаившийся страх

Один из самых ранних

Затаившийся страх это первый опыт Лавкрафта в жанре хоррор. Главный герой, опять же безымянный, возглавляет группу людей, которая решилась расследовать слух о горе Темпест. Несмотря на то, что самыми страшными моментами здесь являются раскаты грома и молнии, а так же исчезновения и убийства людей, следует помнить, что это ранний рассказ Лавкрафта, которым сам он очень дорожил.

5. Хребты Безумия

Собирать чемоданы…это хорошо

Этот рассказ полностью погружает нас в мир мифологии Ктулху. Профессор Мискатоникского университета, Уильям Дайер, вернувшись из ужасающей экспедиции в Антарктиду, сделал своей главной целью — не допустить, чтобы люди снова попали в эту гавань ужаса. Хребты Безумия ярко описывают темные и ужасающие артефакты исчезнувшей цивилизации, которая правила на Земле задолго до появления человека. Индиана Джонс нервно курит в сторонке.

4. Тень из безвременья

Концепция альтер-эго

Рассказ об инопланетной расе и ее способности захватывать сознание землян. Среди биографов Лавкрафта бытует мнение, что идея эта пришла к нему после просмотра фильма Беркли-сквер. Так или иначе, главный герой на грани безумия, которое он связывает с Мискатоникским университетом, Ньярлатхотепом, и даже профессором Уильямом Дайером.

3. Тень над Иннсмутом

Учебник по Ктулху для начинающих

Действие происходит в деревне Иннсмут, штат Массачусетс, куда попал главный герой, профессор генеалогии. Здесь он сталкивается со странными жителями, которые внушают в него страх. Позже он узнает много ужасных слухов о них от единственного нормального человека — городского пьяницы.

2. Шепчущий в темноте

Игры с мозгом

Конечно, есть множество других произведений, более известных и более, скажем, «лавкрафтовских», но здесь впервые рассказывается про инопланетную расу Ми-го, а так же здесь нас встретит целый сборник терминов из мифологии Ктулху.

1. Зов Ктулху

Квинтэссенция рассказов Лавкрафта

Это не смерть, которой присуща вечная ложь, а в такой вечности даже смерть может умереть.
Зов Ктулху

Каждый поклоник творчества Лавкрафта отдает дань этому рассказу, что делает его номером один в списке лучших рассказов Лавкрафта. Основными «доказательствами» подлинности существования древнего монстра являются рукописи и барельеф с его изображением. Возможно, Вы заметите некоторое сходство между окончанием этого рассказа и рассказа Дагон. Как ни странно, сначала Зов Ктулху не хотели публиковать, но вскоре он получил заслуженное уважение и навсегда останется эталоном творчества Лавкрафта.

Howard Phillips Lovecraft

П ри жизни почти неизвестный, впоследствии Лавкрафт стал фигурой весьма противоречивой – с точки зрения оценки и его жизни, и его творчества. Немногие писатели могут похвастаться таким количеством мифов и кривотолков о себе – интересно, при этом, что биография Лавкрафта собственно «жизненными событиями» не особенно богата.

Говард Филлипс Лавкрафт родился 20 августа 1890 г. в Провиденсе, штате Род-Айленд, и здесь же прожил почти всю свою жизнь. По линии матери – Сары Сьюзен Филлипс Лавкрафт (Sarah Susan Phillips Lovecraft) – он был прямым потомком старинного рода Филлипсов, вплоть до первопоселенца Джорджа Филлипса, прибывшего в Массачусетс из Англии в 1630 году. Отец писателя – Уинфилд Скотт Лавкрафт (Winfield Scott Lovecraft) – был коммивояжером ювелирной компании. Когда Лавкрафту было всего три года, с его отцом во время деловой поездки в Чикаго произошел нервный срыв. Уинфилд Лавкрафт был помещен в госпиталь Батлера (Butler Hospital) , где и умер пять лет спустя. Сегодня практически не вызывает сомнений, что причиной его болезни и безумия был прогрессирующий паралич, вызванный сифилисом. Остается неизвестным, была ли причина болезни отца впоследствии известна самому Лавкрафту.

Со смертью отца воспитанием Говарда занялись мать, две его тетки и дед, промышленник Уиппл Ван Бьюрен Филлипс (Whipple Van Buren Phillips) , жившие вместе в семейном особняке в доме 454 по Эйнджел-стрит. Несомненно, окружение исторической части родного Провиденса оказало огромное влияние на эстетические воззрения будущего писателя: тяга к колониальному прошлому, старинной архитектуре, к воспеванию которой Лавкрафт практически постоянно обращается в своем творчестве. И хотя вряд ли ранние годы Лавкрафта можно назвать счастливыми, этот период (и в особенности последующая тоска по нему) в значительной степени сформировал его как личность и как писателя.

Лавкрафт с детства проявлял неординарные способности, очень рано начав читать, писать и сочинять стихи. Из-за своего слабого здоровья он часто пропускал школу (которую так и не закончил) и долгие часы проводил в обширной библиотеке, принадлежавшей деду. Фантастическим Лавкрафт увлекся с самого детства, запоем читая сказки Гримм, произведения Жуля Верна и, конечно же, Эдгара Алана По, оказавшего на писателя наибольшее влияние: первые «пробы пера» Лавкрафта в области фантастического и неведомого написаны в основном под впечатлением от историй По.

Другим увлечением Лавкрафта стала астрономия – и это ключевой пункт в формировании его мировосприятия. Благодаря занятиям астрономией писатель открыл для себя «миры безграничных пространств», масштабы вселенной, заложившие фундамент его философии – «космический ужас» и одновременную ничтожность человечества перед ним. И философия эта, о чем не следует забывать, лишена всякой надежды. В этом главное отличие Лавкрафта от прочих писателей ужасов и фантастики – в мире не просто существуют какие-то таинственные и могущественные потусторонние силы. Они, по сути, в ней доминируют, и ни о какой «победе» над этими силами говорить не приходится: встреча с ними грозит в лучшем случае безумием и жуткими ночными кошмарами (частые мотивы в творчестве Лавкрафта) .

В 1904 году умер его дед, Уиппл Филлипс, что явилось страшным потрясением для юного Лавкрафта. Финансовое положение его семьи сильно пошатнулось, и им пришлось переехать в меньший по размеру дом 598 на той же Эйнджел-стрит. Лавкрафт, по своей натуре очень сильно привязанный к «месту», ужасно переживал, и всю последующую жизнь с грустью вспоминал прежний дом, в котором провел недолгие, но, пожалуй, самые счастливые годы в своей жизни. Все это привело к тому, что в 1908 году теперь уже у самого Лавкрафта случается нервное расстройство, которое еще более усугубила неудавшаяся попытка поступить в Университет Брауна (Brown University) .

Однако именно в этот период Лавкрафт не только пишет свои первые серьезные рассказы (из которых сохранились лишь два – «Зверь в пещере» и «Алхимик») , но и начинает публиковаться – в «The Providence Sunday Journal», который напечатал краткое письмо Лавкрафта с опровержением одного местного астролога, а также в «The Pawtuxet Valley Gleaner» и в «The Providence Tribune», где вел регулярную астрономическую колонку.

О жизни Лавкрафта между 1908 и 1913 годами известно довольно мало. После случившегося с ним «нервного упадка» Лавкрафт становится затворником и практически ничего не пишет. Его постепенное возобновление контакта с внешним миром связано, прежде всего, с движением журналистов-любителей. Лавкрафт становится сначала членом их ассоциации, а затем ее президентом и главным редактором, став одной из самых влиятельных фигур в этом движении. Он снова начинает писать, и в 1917 году издаются рассказы «Дагон» и «Склеп».

В то же время состояние матери Лавкрафта все ухудшалось, и после нервного припадка 1919 года она оказывается в той же больнице Butler Hospital, где когда-то умер ее муж. В 1921 году она скончалась, так и не выйдя оттуда, от неудачной операции на желчном пузыре.

По странному совпадению, в том же 1921 году Лавкрафт знакомится на собрании ассоциации любительской печати со своей будущей женой – Соней Хэфт (Гафт) Грин (Sonia Haft Greene) , которая была на семь лет старше него. Спустя три года они поженились и поселились у Сони в Бруклине. Но уже через два года их брак по обоюдному согласию распался – литература не приносила особого дохода Лавкрафту, а найти себе постоянную работу в Нью-Йорке он так и не смог (что неудивительно, ввиду почти полного отсутствия опыта и формального образования) . К тому же, Нью-Йорк с его размерами и ритмом жизни начинал все более угнетать писателя (отголоски этого можно видеть, например, в рассказе «Кошмар в Ред Хуке») .

Литературная деятельность Лавкрафта постепенно расширялась: в 1922 году в журнале «Home Brew» был в форме небольшого «сериала» опубликован «Герберт Уэст – Реаниматор», а в 1923 году Лавкрафт начинает сотрудничество с основанным тогда же изданием «Weird Tales», которое потом опубликует многие его произведения.

17 апреля 1926 года Лавкрафт возвращается в Провиденс и поселяется на Барнс Стрит 10, к северу от Университета Брауна. С этого момента начинается, пожалуй, наиболее интересный и продуктивный в творческом отношении период жизни писателя. Он путешествует по Новой Англии, посещает Квебек, Филадельфию, Чарльстон; он продолжает свою невероятно активную переписку и способствует становлению молодых писателей (среди них его друзья Роберт Блох и Огюст Дерлет) . Самые главные произведения Лавкрафта (иногда называемые «старшими текстами») , начиная с «Зова Ктулху» (1926) , написаны именно в последнее десятилетие его жизни.

Свои последние годы Лавкрафт прожил доме 66 по Колледж Стрит, куда переехал в 1933 году. К 1936 году рак кишечника – болезнь, ставшая причиной его смерти, – усугубилась настолько, что вскоре, 10 марта 1937 года, писатель попадает в больницу Jane Brown Memorial Hospital, где умирает через пять дней. Похоронен Лавкрафт на фамильном участке Филлипсов на кладбище Swan Point в Провиденсе.

Возможно, что перед смертью Лавкрафт, не напечатавший ни одной книги и издававшийся почти исключительно в дешевых журналах, предвидел полное забвение всех своих произведений. Но к счастью, благодаря его друзьям (в особенности Огюсту Дерлету) , это оказалось не так. В 1939 году в новообразованном издательстве Arkham House вышел сборник «Изгой и другие истории» (The Outsider and Others) , в которую вошли тридцать шесть рассказов и эссе «Сверхъестественный ужас в литературе». За ним последовали другие, и в конце концов работы Лавкрафта стали печататься многими издательствами и переводиться на иностранные языки. А сегодня Говард Филлипс Лавкрафт уже довольно давно занял заслуженное место в мировой литературе.