КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ " ПЕТУШОК И БОБОВОЕ ЗЁРНЫШКО"
Средняя группа
ЦЕЛЬ: Продолжать работу по формированию у детей интереса к книге.
ЗАДАЧИ: Продолжать приучать детей внимательно слушать сказку, помогать им правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям; отвечать на вопросы по содержанию сказки словами и фразами из текста. Воспитывать чувство доброты и отзывчивости.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: вводить в активный словарь детей уменьшительно-ласкательную форму существительных.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА: презентация картинок - коса, косарь, кузница, кузнец, хозяйка доит корову.
Рассматривание бобов, сортировка бобовых - горох, фасоль, бобы. Чтение русских народных сказок, выставка книг в книжном уголке.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вступительная беседа: - Ребята, вы любите читать книги?
Какие произведения вам больше нравятся? (рассказы, стихи, сказки)
Если любите сказки, то легко угадаете героев. (показываю иллюстрации книги " Из какой мы сказки ")
К нам пришёл сказочный герой. угадайте, какой?
ПТИЦА ХОДИТ ПО ДВОРУ,
БУДИТ ДЕТОК ПО УТРУ.
НА МАКУШКЕ ГРЕБЕШОК,
КТО ЖЕ ЭТО?
(ПЕТУШОК)
Показываю игрушку-петушка:
Полюбуйтесь, какой красавец! Петя-петушок, мы про тебя потешку знаем.
Пальчиковая гимнастика:
ОХ, ОХ, ЧТО ЗА ГРОМ, дети сжимают и разжимают кулачки
ОХ, ОХ, ЧТО ЗА ГРОМ!
КУРЫ СТРОЯТ НОВЫЙ ДОМ хлопают в ладоши, затем кулачками
КУРЫ СТРОЯТ НОВЫЙ ДОМ!
МОЛОТОК ТУК-ТУК, правым кулачком бьют по левой ладошке,
МОЛОТОК ТУК-ТУК! левым кулачком бьют по правой ладошке
ПОМОГАТЬ ИДЁТ ПЕТУХ! указательным и средним пальцами "идут" по коленям
Ребята, а в каких сказках мы встречали петушка, кто помнит?
("Зимовье зверей", "Заюшкина избушка", "Кот, петух и лиса")
Послушайте ещё одну сказку. Называется она "Петушок и бобовое зёрнышко"
Показываю книгу, титульный лист, читаю сказку.
ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ:
Понравилась сказка?
Кто помнит, как она называется?
Что случилось с петушком?
Почему такая беда приключилась?
Кто помогал петушку?
Чему учит нас сказка? Как надо вести себя во время еды?
Молодцы, вы правильно поняли сказку и запомнили её содержание.
ФИЗМИНУТКА "ПЕТУШОК"
ПЕТЯ, ПЕТЕНЬКА, ПЕТУХ! идут по кругу, взявшись за руки
ЧТО ЗА ПЕРЬЯ, ЧТО ЗА ПУХ! в круг лицом, бьют руками по бокам
РАЗНОЦВЕТНЫЙ ВЕСЬ, ЦВЕТНОЙ, идут по кругу, руки сцепить в замок за спиной
И КРИЧИТ, КАК ЗАВОДНОЙ! остановиться, повернуться лицом в круг
КУ-КА-РЕ-КУ!
Повторное чтение сказки, рассматривание иллюстраций на интерактивной доске.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "НАЗОВИ ЛАСКОВО"
Ребята, вы обратили внимание, как много в сказке "ласковых" слов: хозяюшка, коровушка...
Становитесь в круг, поиграем с вами в игру "Назови ласково". Я буду называть слово и бросать вам мяч, а вы будете возвращать мне его вместе с " ласковым" словом.
Конспект НОД
для детей старшей группы
«Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой»
Цель:
приобщение детей к поэзии через ознакомление со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой», посредством интеграции образовательных областей «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Образовательные задачи
— Познакомить со стихотворением Ю. Мориц «Домик с трубой» учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел: используя приемы визуализации текста с помощью: иллюстраций, фотографий; многократного чтения текста (воспитателем); беседы по тексту.
— Вызвать интерес к стихотворению и желание слушать его; учить детей видеть за словами образы и настроение произведения
— Помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов — «чурки», «раскалялись», «томилась», «небосвод», «не повадилось», «струилась»;
— Помочь детям почувствовать красоту и выразительность стихотворения, обращая внимание на выразительные средства: метафоры, эпитеты, на композиционное построение произведения:
1 часть – воспоминания о жизни в деревенском доме;
2 часть – фокусник дым;
3 часть — картина про дым.
Развивающие задачи:
— Развивать внимание, память, восприятие.
— Развивать интерес к стихам, как к литературному жанру.
— Развивать диалогическую речь через формирование умения отвечать на вопросы по содержанию произведения. — Формировать литературный вкус.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к поэзии, доброе отношение, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.
Коррекционно-логопедические задачи:
обогащать словарный запас - «чурки», «раскалялись», «томилась», «небосвод», «не повадилось», «струилась»;
Развивающая предметно-пространственная среда:
Демонстрационный материал: почтовая коробка – посылка, иллюстрация домовенка Кузи, цветные иллюстрации с изображением различных домов, дыма из труб.
Предварительная работа:
чтение художественных произведений о домах, беседы о различных строениях
Также интересное занятие по художественной литературе:
Создание мотивации:
Раздается стук, вносится посылка от домовенка Кузи.(В посылке фото домовенка, домов с дымами, похожими на различные предметы, изба, стихотворение, иллюстрация к стихотворению, заготовки с изображением домиков с трубой для дорисовки дыма)
— Посмотрите, что нам передали, как вы думаете что это?
— Это посылка от домовенка Кузи
— Хотите узнать, что в посылке?
— Посмотрите, нам Кузя прислал свое фото и письмо, прочитать вам?
Письмо:
«Дорогие дети я живу в деревне Лапти в маленьком домике, под большой печкой. Очень люблю осень и зиму, когда люди растапливают печь, я сажусь на подоконник и наблюдаю, как из печных труб вырывается дымок. И мне сразу вспоминается стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой». Мне бы очень хотелось, что бы и вы увидели эту красоту и пофантазировали со мной. С нетерпением жду нашей встречи, ваш домовенок Кузя».
— Посмотрите, Кузя прислал нам фото своего домика. (Показ избы внутри) Дом одноэтажный, в нем одна большая комната, и большая печь, под которой он и живет. И когда люди уходят из дома, он садится на окно, и послушайте, что он видит.
Чтение стихотворения:
ДОМИК С ТРУБОЙ
Помню я, в детстве над нашей избой
В небо струился дымок голубой,
Чурки пылали за дверцей в печи
И раскаляли огнём кирпичи,
Чтобы держался наш домик в тепле,
Пшённая каша томилась в котле!
И, напевая, летел в дымоход
Дым, согревая зимой небосвод.
Очень мне нравился фокусник-дым,
Он развлекал меня видом своим,
Он превращался в дракона, в коня,
Он заставлял волноваться меня!
Мог он построить над нашей трубой
Царство любое и город любой,
Всякое чудище мог победить,
Чтоб не повадилось людям вредить!
Жалко, что этот дымок голубой
В сказку отправился вместе с трубой!
Чтобы теперь у него побывать,
Надо картинку нарисовать:
Домик с трубой, домик с трубой,
В небо струится дымок голубой!
— О чем это стихотворение?
— Ребята, а вы услышали в стихотворении новые незнакомые слова?
Чурки
пылали — короткий обрубок дерева
За дверцей в печи
И раскаляли
огнём — сильно нагреться
Кирпичи,
Чтобы держался
Наш домик в тепле,
Пшённая каша
Томилась
в котле! — Сваренная каша ожидала, доходила до готовности.
И, напевая,
Летел в дымоход – канал для выхода дыма из печи, топки в трубу
Дым, согревая
Зимой небосвод. – открытое небо в виде купола, свода
Всякое чудище
Мог победить,
Чтоб не повадилось — не хотелось
Людям вредить!
Домик с трубой,
Домик с трубой,
В небо струится — вытекать маленьким потоком
Дымок голубой!
— Оказывается, Кузя прислал нам еще и фотографии с изображением дымящих труб. Смотрите, какие интересные дымы. Посмотрите, на что похожи эти дымы?
Физ.минутка:
— Встаньте, сейчас мы с вами поиграем в игру «Ветер волнуется», а когда ветер волнуется, дым принимает различные формы. Вы и будете сегодня дымом.
«- Ветер волнуется раз, ветер волнуется два, ветер волнуется три. Волшебный дымок, на месте замри».
— Посмотрите какой дым волшебный у нас, вот этот похож…, (2 раза)
Повторное прочтение стихотворения:
— Давайте еще раз прочтем стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой» (читаю)
— Что же видит из окна Кузя? (ответы детей)
— А что происходило в доме, когда топилась печь?(ответы детей)
— Как в стихотворении Юнны Мориц, называется дым? (фокусник)
— А почему его так назвали?(ответы детей)
— С каким настроением Кузя вспоминает об этом?
— Вы заметили, что в стихотворении есть какая-то просьба? (нарисовать)
— Посмотрите, в нашей посылке, есть еще домики с трубой, давайте каждый из вас придумает свой необычный дымок и нарисует его.
Рисование дыма:
Дети проходят за столы и рисуют дым, затем работы вывешиваются на доску.
— Я уберу Кузины дымы, а ваши повесим и посмотрим на них, я ещё раз прочту стихотворение Юнны Мориц «Домик с трубой», а вы послушайте.
Чтение стихотворения третий раз:
— Как называется стихотворение, которое вы слушали? (ответы детей)
— Скажите, кто написал стихотворение «Домик с трубой»? (ответы детей)
— Как вы думаете, наши рисунки подходят к стихотворению? (ответы детей) Конечно, ведь у вас у каждого получился очень необычный и волшебный дым.
— Давайте отправим наши рисунки Кузе, пусть он тоже посмотрит и пофантазирует.
Убираем рисунки в посылку, закрываем и приклеиваем обратный адрес.
— Вечером вы покажите свои рисунки родителям, расскажите какое волшебное стихотворение мы слушали, а потом запакуем рисунки в посылку и отправим Кузе.
Название: Конспект НОД по художественной литературе для детей старшей группы «Чтение стихотворения Ю. Мориц «Домик с трубой»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, художественная литература, Старшая группа
Должность: воспитатель
Место работы: МКДОУ г. Новосибирска «Детский сад №36 комбинированного вида «Поиск»
Месторасположение: г. Новосибирск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №67
Конспект
Непосредственно – образовательной деятельности по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми подготовительной группы.
Составила воспитатель гр 6 1 квалификационная категория
Ибрагимова Н. Н.
Г. Ангарск 2015 г.
Тема: «Чтение русской народной сказки «Снегурочка».
Форма проведения: литературно – художественная гостиная.
Цель: Познакомить с русской народной сказкой «Снегурочка».
Задачи: Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы.
Развивать восприятие образа Снегурочки, созданного средствами живописи.
Формировать навыки связной речи, умение четко, ясно выражать чувства, используя в речи прилагательные. Обогащать активный словарь образными словами и выражениями (люди добрые, красны девицы, разудалые молодцы русские).
Учить выражать эмоциональную отзывчивость на образ героини через изобразительную деятельность.
Воспитывать любовь к русскому устному народному творчеству.
Материалы, оборудование: компьютер, текст сказки «Снегурочка», иллюстрации к сказке, репродукции картин В. Васнецова, Б. Зворыкина, М. Врубеля «Снегурочка».
Словарная работа: «неможится», «души не чаю», «свечерело» и т. д.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстрации, чтение русской народной сказки «Морозко», «Два Мороза», создание альбомов «В мире сказок» (рисунки детей), «Сочини сказку».
Планируемые результаты: эмоционально реагируют на литературные и художественные произведения; определяют настроение и характер изобразительного творчества.
Ход мероприятия:
1. Организационный момент. (Вводный этап)
В.: - Поздоровайтесь с гостями, ребята! А я поздороваюсь словами из сказки: - Здравствуйте, люди добрые!
- Здравствуйте, разудалые молодцы русские! (мальчикам).
Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! (девочкам).
В.: - Я рада приветствовать вас в нашей литературно – художественной гостиной.
2 часть. Основная. (Основной этап).
В.: - «В мире много сказок – грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них».
В.: - Очень часто в сказках описывается красота, ум и доброта молодых девушек, давайте вспомним этих героинь.
2. Дидактическое упражнение: «Назови героиню и название сказки».
В.: - Сегодня в гостиной разместились иллюстрации. Рассмотрите их, и скажите, к какой они сказке? («Снегурочка»).
3. Чтение сказки.
В.: - Давайте вместе прочитаем русскую народную сказку «Снегурочка». «Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается». Перед чтением хочу спросить у вас, что значат слова – «Души не чаять», «неможится»? (словарная работа).
Выразительное чтение сказки с показом слайдов.
Русская народная сказка «Снегурочка»
Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе - детей у них не было.
Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.
Потом закивала головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег - и вышла из сугроба живая девочка.
Обрадовались старики, привели ее в избу. Глядят на нее, не налюбуются.
И стала расти у стариков дочка не по дням, а по часам; что ни день, то все краше становится. Сама беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только румянца нет вовсе. Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. Со всеми ласковая, приветливая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню запоет - заслушаешься.
Прошла зима.
Начало пригревать весеннее солнышко. Зазеленела трава на проталинах, запели жаворонки.
А Снегурочка вдруг запечалилась.
Вот и последний снег растаял, зацвели цветы на лугах, птицы прилетели.
А Снегурочка день ото дня все печальнее, все молчаливее становится. От солнца прячется. Все бы ей тень да холодок, а еще лучше - дождичек.
Раз надвинулась черная туча, посыпался крупный град. Обрадовалась Снегурочка граду, точно жемчугу перекатному. А как снова выглянуло солнышко, и град растаял, Снегурочка заплакала, да так горько, словно сестра по родному брату.
За весной лето пришло. Собрались девушки на гулянье в рощу, зовут Снегурочку:
Стали они кликать ее:
Ау, ау, Снегурочка!
Только эхо им в лесу откликнулось.
Беседа по содержанию:
Понравилась сказка?
Расскажите, как появилась Снегурочка у деда и бабы?
Какой получилась у стариков доченька?
Красивая?
А какими словами в русских сказках говорят о красивых девушках?
Какими словами описывается Снегурочка, вспоминайте.
Вспомните, какое настроение было у Снегурочки зимой?
Какая она была? Опишите её.
Радостная была Снегурочка, вот какая.
Изобразите радость на лицах, посмотрите какие вы все добрые, радостные. Молодцы.
- Какой стала Снегурочка с приходом лета? Опишите её.
Вот какая, грустная, невеселая. Изобразите грусть на лицах – посмотрите друг на друга – ой, какие у вас несчастливые, грустные лица.
А почему же Снегурочка становилась такой грустной?
Как исчезла Снегурочка? Что же с ней произошло? (Растаяла).
Во что, превратилась Снегурочка? (В облачко).
Подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка, может ли она опять появиться на земле? (Из облака зимой пойдет снег, и мы сможем вновь встретиться с ней на новогоднем празднике).
4. Подвижная игра «Заря – заряница».
В.: - Снегурочка вместе с подругами играла, песни пела, хороводы водила, вставайте и вы в хоровод:
Заря – заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты расписные.
Один, два, три – не воронь,
А беги, как огонь!
(Дети встают в круг, руки держат за спиной. Водящий – Заря ходит за спиной игроков в кругу с лентой или платочком. Все произносят слова игры. С последними словами Заря осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, берет ленту, и оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто добежал первым становится на свободное место в кругу. Тот, кто остался без места становится Зарей и игра повторяется.
5. Игра «Переводчики».
А что это значит? (передавали из поколения в поколение сказку)
Раз это сказка, то должны быть сказочные слова и фразы, вы заметили их? (какие?)
А есть те слова, которые не понятны?
Давайте сыграем в игру «Переводчики» - я буду вам называть непонятное слово или фразу из сказки, а вы мне будете переводить её – называть по-другому, только чтоб понятно было!
Правильно, «стали кликать девушки Снегурочку, да только эхо им в лесу откликнулось».
Грустный конец у этой русской народной сказки?
А почему же нам грустно? (снегурочка испарилась)
А можно придумать и сделать так, что бы Снегурочка не исчезла?
А как?
Мы же с вами тоже русский народ, давайте придумаем свой, веселый и счастливый конец сказки «Снегурочка»? (придумывание)
6. Рефлексия.
Молодцы, как вы здорово придумали!
Вот работы конец, а кто хорошо работал – молодец!
А работали хорошо все! Поэтому Снегурочка послала меня передать вам вот такие красивые раскраски – здесь Снегурочка везде веселая, красивая, довольная вашей работой.
Поэтому сейчас мы попрощаемся со сказкой, попрощаемся с гостями (до свиданья), а мы дальше с вами будем играть, раскрашивать наши подарки.
ЗАДАЧИ:
Закреплять знания о признаках осени;
Воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы;
Формировать умение выражать свои впечатления в образном слове;
Предварительная работа : Наблюдение на прогулке за живой и неживой природой осенью, отгадывание загадок по теме, рассматривание осенних листьев с разных деревьев, разучивание имитационных движений, прослушивание музыкальных произведений об осени.
ОБОРУДОВНИЕ: ИКТ, иллюстрации с осенними пейзажами (разными по настроению), рассматривание репродукции картины Левитана «Золотая осень», музыка Чайковского «Времена года. Осень»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель вносит кленовый листок в группу и говорит, что нашла листок на улице перед входом в детский сад, но этот листок необычный: кто его прислал, вы узнаете, если отгадаете загадку…
Пусто в поле, дождь идет. Ветерок срывает листья.
С севера туман ползет,
Тучи грустные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся милый друг,
Что за время года?...
Дети отвечают: Осень
Воспитатель обращает внимание на тропинку из листочков и говорит:
Ребята, посмотрите, на что это похоже выложенные листочки…
Дети отвечают.
Правильно, вы знаете, что дорожка, которая ведет в лес называется тропинка. Давайте, отправимся по этой тропинке в гости к ОСЕНИ (дети змейкой проходят к ИКТ)
На ИКТ изображена девушка в наряде осени, которая встречает их в лесу, Приветствуя их (демонстрируется слайды с осенними пейзажами и сезонными изменениями) дети отправляются в путешествие в осенний лес, звучит мелодия Чайковского «Времена года. Осень»
После просмотра звучит музыка дождя…
В.:-приглашает на физкультминутку
Физкультминутка:
Меж еловых мягких лап Дети поочередно то поднимают,то опускают руки перед собой Дождик тихо кап,кап, кап! ладонями вверх
Где сучок давно засох, Медленно приседают с опущенными прижатыми к корпусу
Вырос серый мох, мох, мох! руками. кисти рук слегка отведены в стороны, ладони смотрят
Вниз
Где листок к листку прилип, Дети медленно поднимаются, держась, руками за голову, как за шляпку
Появился гриб, гриб,гриб.
Кто нашел его друзей? Стоят прямо,пожимая плечами.
Это я, это я, это я! Прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой
В.: Ребята, занимайте в лесу удобные места на пенечках. Вы наблюдали за изменениями, которые происходят в природе осенью. Что давайте их вспомним и назовем.
Дети отвечают.(меняют цвет листья и опадают на землю, солнце меньше греет, часто идет дождь, дует холодный сильный ветер, птицы улетают в теплые края, поспевают урожаи грибов и ягод, дикие животные делают запасы на зиму).
В.: Осень можно изобразить не только с помощью красок, не только с помощью музыки и движений, но также с помощью слов, как это делают поэты, вот послушайте сами стихотворение об осени.
Дети отвечают.
В.: Послушайте стихотворение И. Мазнина «Осень». Подумайте, о каком периоде осени говорится в этом стихотворении.
ОСЕНЬ
Что ни день-то резче вечер
Рвет в лесу листву с ветвей …
Что ни день-то раньше вечер,
А светает все поздней.
Медлит солнышко как-будто
Подниматься силы нет…
Потому и всходит утро
Над землей почти в обед. И. Мазнин
После чтения стихотворения воспитатель задает вопросы.
В.:-О каком периоде осени написал стихотворение поэт? Почему вы так думаете?
Как об этом говорится в стихотворении?
Дети отвечают.
В,:- Вспомните, как говорится о ветре. Что он делает? Как вы понимаете эти слова? Что сказано о солнышке?
Дети отвечают. Воспитатель повторно читает стихотворение.
В.:-Как вам кажется, какое это стихотворение по настроению?
В.:-Как его надо рассказывать?
Дети отвечают.
Воспитатель читает стихотворение, давая установку на запоминание.(в дальнейшем заучиваем стихотворение).
Воспитатель: А теперь давайте стихотворение, которое мы учили попробуем рассказать ОСЕНИ.
Дети отвечают.
Осень благодарит детей и уходит дальше украшать деревья в лесу.
В.: Ребята, и нам с вами пора возвращаться по тропинке в детский сад,чтобы всем рассказать о нашем увлекательном путешествии.
Вернувшись в детский сад воспитатель предлагает вспомнить то, что увидели и услышали дети во время путешествия.