Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Где проживают казахи. Происхождение казахов и символы казахстана

Где проживают казахи. Происхождение казахов и символы казахстана

Казахский народ полон удивительных особенностей. Сформировав уникальную культуру, в которой есть заимствования из других народов, казахи стали одними из самых интересных потомков тюркоязычного населения. Сейчас они активно развивают национальную идею самобытности, которая основывается на культуре и традициях.

История

История казахского народа охватывает несколько периодов, в том числе:

  • Ранний;
  • Средние века;
  • Казахское ханство;
  • История в составе Российской империи и СССР;
  • История современного независимого Казахстана.

Формирование казахского народа связывают с гуннами, после развала империи которых на арену вышли тюрки, преимущественно жившие в Алтайском крае. Именно эту версию озвучивают китайские ученые исследователи, занимающиеся тюркологией.
После разгрома Золотой орды в начале 15-ого века начинается формирование Казахского ханства. Тюрские племена окончательно консолидировались в нацию казахов примерно в середине 15-го века. Объединение племен происходило под эгидой хана Касыма, завоевания которого затронули Ногайскую Орду.
Сближению Казахстана и России происходило благодаря политике, которая поощряла крестьян, работающих в приграничных районах. На границах построили множество крепостей. Мощь Российской империи была очень велика, поэтому казахские ханы решили присягнуть ей на верность.
С появлением советской власти произошел ряд изменений, часть из которых была проведена силовым путем. В частности, большевики устранили Алашскую автономию и расправились с ее лидерами. В 20-е годы прошлого века произошла массовая коллективизация, раскулачивание, что привело к нескольким годам голода. Многие казахи были вынуждены бежать в Китай. Позднее большевики стали проводить массовые репрессии, в ходе которых была уничтожена большая часть интеллигенции. Во времена второй мировой войны около 500 тысяч человек оказались призваны на фронт.
Сейчас Казахстан является независимой страной. Его географическое положение обязывает вести особую политику, которая учитывает интересы Российской Федерации и Китая. Все это в значительной мере сказывается на жизни людей.


Казахи
- один из крупнейших тюркоязычных народов. В мире их насчитывается 14 миллионов человек. казах и проживают в Казахстан е, России, Китае, Монголии, Узбекистане, Киргизии, Иране, Афганистане, Пакистане, Турции, Германии, но до недавнего времени не составляли большинства даже в своей стране. Ещё до войны они составляли меньшинство в Казахстан е, а в 1959 году по сравнению с данными переписи 1939 г удельный вес казах ов во всем населении Казахстан а уменьшился с 38% в 1939 г. до 30% в 1959 г. Это произошло за счет притока русских из других республик, особенно во время Великой Отечественной воины и в послевоенный период — главным образом в связи с освоением огромных массивов целинных и залежных земель.

В настоящее же время наблюдается обратный процесс: русские из Казахстан а уезжают, а казах и из других стран, наоборот, съезжаются в Казахстан . Поэтому сегодня удельный вес казах ов в Казахстан е составляет теперь 64%, русских - 22,8%, узбеков - 2,89%, украинцев - 1,95%, уйгуров - 1,41%. Остальной процент составляют немцы, турки, корейцы, дунгане, чеченцы и представители ещё множества народов.

Казахская национальная забава көкпар, известный у русских как козлодрание. По сигналу судьи каждый старается захватить тушу, а остальные бросаются в погоню за захватившим, чтобы вырвать добычу. Побеждает тот, кто дотащит козла до котла.

Не знающие русского языка так называемые оралманы, переселившиеся в Казахстан из других стран навязали коренным казах ам Казахстан а, пользовавшимся в быту и общественной жизни русским языком, общение исключительно по-казах ски.

Численность казахов в России

Регионы

Численность (человек)

Доля от казахов России %

Доля от населения региона %

Астраханская область

Оренбургская область

Омская область

Саратовская область

Волгоградская область

Челябинская область

Тюменская область

Самарская область

Москва и Московская область

Республика Алтай

Курганская область

Новосибирская область

Алтайский край

Республика Калмыкия

Свердловская область

Республика Башкортостан

Ростовская область

Санкт-Петербург

Красноярский край

Республика Саха (Якутия)

Томская область

Вся Россия

Численность казах ов в Российской Федерации по переписи 2010 года составила 648 тысяч человек, при этом число мужчин и женщин примерно одинаково. Это составляет 0,47 % всего населения страны. При этом 63,12 % казах ов проживает в сельской местности. Лишь 72 % казах ов в той или иной мере владеют казах ским языком, но при этом 84% владеют русским.

Антропологически казах и принадлежат к южносибирской малой расе — переходной между большими монголоидной и европеоидной расами. На всей протяженности расселения казахи весьма однородны по описательным и измерительным расовым признакам, но к северу и к западу европеоидные признаки имеют большее распростарнение. Для мужчин и женщин казах ских популя-ций характерны прямые, тугие, тёмные волосы. По росту бороды и волосяного покрова на теле выделяются мужчины западных и южных районов Казахстан а.
У первых отмечен более слабый рост бороды и волосяного покрова на теле, у южных казах ов — наоборот, что говорит о большей европеоидности южных казахов .

В то же время в южных районах Казахстан а отмечена максимальная частота узкого разреза глаз . В среднем эпикантус у казах ов встречается до 21,7 % у женщин и 34,6 % у мужчин. Сенсацию вызвало изучение генетики казах ов. Оказалось, что с русскими многие из них имеют общего предка по мужской линии - 18% процентов казах ов имеют гаплогруппу R1a1.

42% казах ов имеют монгольскую гаплогруппу С3, причём более тысячи казах ов являются прямыми потомками самого Чингисхана. 12%, носят гаплогруппу G1, являясь, таким образом, потомками кавказских народов. 5% являются потомками финно-угорских народов, а 2% - потомками арабов. В целом же среди казах ов встречаются носители всех гаплогрупп, даже тех, что принадлежат американским индейцам.

Этногенез казах ов происходил в условиях длительного взаимодействия разнородных кочевых племён. В этногенезе важную роль сыграли прежде всего арийцы, обитавшие в древности от Дуная до Байкала. Скифские курганы встречаются не только в степях Украины, но и по всему Казахстан у, а в одном из них - Иссыкском курган под Алма-Атой - был найден знаменитый золотой воин.

В 1-й половине 1-го тысячелетия нашей эры происходили сложные процессы тюркизации, связанные с миграцией хунну и других тюркоязычных племён на территорию Казахстан а. Завершающая стадия тюркизации была связана с включением Казахстан а в зону влияния разнородных тюркоязычных племён с середины 1-го тысячелетия (жуань-жуаней, тюрков-тюцзюе, теле, тюргешей, карлуков и др.).

Окончательно же будущие казах и обрели монголоидность только после монгольского завоевания, в результате которого территория современного Казахстан а вошла в состав государства, ныне называемого Золотой Ордой. В 1361 году Золотая Орда разделилась на Белую - Ақ Орда - и Синюю - Көк Орда. В 1428 году Белая Орда после смерти хана Барака распалась на Ногайскую Орду и Узбекское ханство. Первая получила название в память хана Ногая - правнука Джучи - старшего сына Чингисхана, второе же - по имени хана Узбека, который Чингисхану также приходился праправнуком, а Джучи - правнуком.


Казахи Старшего жуза

Однако те, чьими именами были названы эти государства, к тому времени давно умерли, и ханом Узбекского ханства стал некий Абулхаир. В своём ханстве Абулхаир решил навести жёсткую дисциплину, которая, правда, не всем понравилась. Не понравилась она двоим султанам Керею и Жанибеку. В 1465 году, откочевав вместе со своими племенами от Абулхаира в дикую степь Дешт-и-Кипчак, эти султаны создали своё государство, ханом которого по старшинству стал Керей. Именно по той причине, что основателями государства и первыми его гражданами стали беглецы, их и стали называть казах ами, а их ханство - казах ским.

Ханство росло и развивалось, и совсем скоро после своего образования включило в себя и бывшее ханство хана Абулхаира. Однако в 1715 году, после смерти хана Тауке, казах ское ханство распалось на три жуза - старший, младший и средний. Названы эти жузы были так потому что племена старшего жуза подчинялись потомкам старшего сына Джучи Орда Еджена, среднего - потомкам средних сыновей Джучи - Батыя и Берке. А роды Младшего Жуза подчинялись потомкам хана Могола - младшего сына Джучи.

Вскоре после этого разделения над казах ами нависла грозная опасность - на территории нынешнего китайского Синьцзяна появился жестокий и страшный народ джунгары. Страшным этот народ был тем, что не просто грабил окрестные народы, а стремился поголовно их истребить. Единственным спасением было найти могущественного покровителя, и такого покровителя казах и нашли в лице России.

В 1730 году Джунгары после недолгого перерыва, вызванного войной с Китаем, вновь активизировались, и хан Младшего жуза Абулхаир (не путать с тем Абулхаиром, от которого бежали Жанибек и Керей. Кстати, для того, чтобы не путать, первого Абулхаира пишут через "Й") запросил защиты у императрицы Анны Иоанновны, предложив ей военный союз против джунгар.

19 февраля 1731 года императрица подписала грамоту о добровольном вхождении Младшего жуза в состав Российской империи, а 10 октября 1731 года состоялся съезд представителей племён Младшего и Среднего жузов, на котором хан Абулхаир, батыры Богенбай, Есет, Худайназар-мурза и ещё 27 влиятельных авторитетов присягнули на Коране на верность императрице. В 1741—1742 джунгарские войска вновь вторглись в Средний и Младший жузы, но вмешательство русских пограничных властей заставило их отступить. Встретив в лице России сильного противника, джунгары прекратили набеги на казах ские земли.

С этого времени Млажший и средний жузы находились в русском подданстве, но и русских войск, ни русских поселений в этих краях не было, и казах и , когда на них сильно наседали бухарцы, хивинцы или кокандцы, могли лишь откочевать под защиту русских укреплений Сибирской линии, построенной вдоль границы России в XVIII веке. Однако такой способ защиты от набегов не подходил казах ам Старшего Жуза, земли которого находились в Южном и Юго-Восточном Казахстан е. Кроме того, значительная часть казах ов Старшего Жуза жила осёдло, и не могла бросить дома, поля и огороды. Именно эту часть казах ов и стремились поработить кокандцы.

После принятия казахами российского подданства постепенным, но существенным изменениям подверглась и политическая жизнь казахского общества. Ханская власть становилась номинальной; ханы назначались и смещались царским правительством, получали от него жалованье. Уже следующий после Абулхайра хан Младшего жуза — Ну р а ли — целиком находился на службе царского правительства. Со смертью хана Аблая (1781 г.), который, маневрируя в своих отношениях с соседними странами, сумел сохранить относительную независимость, ханская власть в Среднем жузе пришла в упадок. Два хана, назначенные после него — Валихан и Букейхан,— фактически никакой политической роли уже не играли.

В 1841 году власть над некоторыми казах скими родами захватил хан Кенесары Касымов, будучи чингизидом и внуком последнего всеказах ского хана Аблая, Кенесары, объявил о выходе казах ов из русского подданства. Деспотизм Кенесары и насаждение им исламских законов, которые казах ами никогда не соблюдались, вызвали недовольство казах ского и киргизского населения. В конце концов, в 1847 году, против Кенесары восстали дикокаменные киргизы, которые взяли его в плен, обезглавили и отправили его голову в Омск сибирскому генерал-губернатору Горчакову.
Продвижение русских вглубь казах ской степи прододжилось. В 1847 году отряд есаула Абакумова основал в 638 вёрстах к югу от города Семипалатинска крепость Капал, а в 1854 году было построено укрепление Заилийское, ставшее впоследствии городом Верным, а ещё позже - Алма-Атой. К 1865 году в состав России вошёл весь Казахстан .

Казахский язык

Казахский язык относится к тюркской группе языков, входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымско-татарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви. Ближайшими родственными языками являются каракалпакский, кыргызский, ногайский, татарский, кумыкский, балкарский. Представители этих народов могут достаточно легко общаться между собой без переводчика.

Для казахского языка характерна замена общетюркского «ч» на «ш». Общетюркское «я» в казах ском превращается в «ж», общетюркское «у» - в «ү» (близку к русскомц «ы»), а общетюркское «ш» - в «с». Так, общетюркское уч (три) по-казах ски звучит как үш [ыш], чугун как шойын, а участковый как ушастковый.
В современном казахском языке отсутствует диалектное деление, но выделяют три говора: северо-восточный, южный и западный, примерно соответствующие территориям трёх жузов. В языке казах ов Китая (южный и западный) и Монголии (северо-восточный говор) имеются отличия в лексике, обусловленные длительным проживанием в разных странах.
Первый казах ский алфавит на кириллице был придуман казах ским просветителем Ибраем Алтынсаниным. Православными миссионерами для религиозных изданий и для т. н. «русско-туземных» школ была разработана казах ская «миссионерская» азбука на кириллице с включением специфических лигатурных и диакритизированных символов. «Миссионерский алфавит» ограниченно применялся до 1917 года.
Современный казах ский язык, начиная с 1940 года, использует кириллическую графическую систему. казах ский алфавит содержит 42 буквы и основан на кириллическом алфавите. До него с 1929 года использовалась латинская графика, до которой с 1924 года использовалась арабская графика. Она до сих пор употребляется казах ами Китая и Афганистана.

Самоназванием (именем, которым народ называет себя сам) коренного народа Казахстана, казахов, является КАЗАК .

Имя это казаки (казахи) получили в году, когда два султана-чингизида Жанибек и Керей, недовольные властью хана Абу-л-Хайра (правил в Узбекском улусе, государстве возникшем в степях западного и северного Казахстана в результате распада Золотой Орды , в 1428-1469 гг.), с подвластными им родами и племенами покинули Узбекский улус и прикочевали в пределы округа Чу и Козы-Баши на юго-востоке Казахстана.

Кто мог тогда предвидеть, что откочевка за пределы страны группы недовольных верховной властью родов и племен во главе с этими султанами окажется судьбоносной. Между тем, история сложилась так, что именно это событие стало началом нынешнего Казахстана. Да и возникновение самого этнонима казак и топонима Казакстан - один из результатов той перекочевки.

Дело в том, что в ту эпоху для обозначения временного состояния вольных людей, оторвавшихся по разным причинам от своей социальной среды или государства и принужденных обстоятельствами вести жизнь искателей приключений, употреблялось тюркское слово «казак », известное еще с первой половины XIII века. Так как Керей, Жанибек и их приверженцы были людьми, ушедшими от своих земель и скитавшимися по окраинам государства «кочевых узбеков», то их прозвали узбеками-казаками, то есть узбекскими казаками, или просто казаками. Имя это за ними закрепилось.

После смерти Абу-л-Хайр-хана в Узбекском улусе началась борьба за верховную власть, и в этой обстановке Жанибек и Керей и их казачья вольница вернулись в Узбекский улус и в 1470-71 годах вернули себе верховную власть в стране (прадедом Жанибека и Керея был Урус-хан, правитель предшественницы Узбекского улуса - Белой Орды).

Так была основана династия казакских султанов. Имя «казак» сначала передалось ханству, а затем стало названием народа. С первых десятилетий ХVI века за страной закрепилось название Казакстан («страна казаков»), а за ее народом - название казак.

С тех далеких пор и до ныне коренные жители этой огромной страны себя иначе и не называют как казаками.

Под этим же названием они были известны у соседних народов.

Как менялось название казаков (казахов) в России

Русские названия казаков (казахов) и Казакстана
Время Основное название Производные названия
XVI-XVIII века казак Казачья Орда
XVIII век - г. киргиз-казак, киргиз-каисак Киргиз-Кайсацкая Орда
- киргиз Киргизская степь
- казак, киргиз-казак Киргизская АССР, Казакстан
с 1936г казах Казахская ССР, Казахстан

В русских документах ХVI - ХVIII веков их именовали «казаками», а их государство «Казачьей Ордой» или «Казатцкой Ордой».

В памятнике русской культуры XVI века - «Книге Большого Чертежа » - приведены сведения о кочевьях и границах владений казаков:

«А промеж озера Акбашлы и реки Саук и озера Акколь и по обе стороны реки Кендерлика и реки Сарсы и песков Каракум, на тех местах, на 600 верстах, кочевье Казацкие Орды. А промеж Хвалинского (Каспийского) моря и Астрахани Казацкие Орды кочевье и от верху Яика к Волге кочевье Больших Ногаев».

Версия 2: «Как казахи стали киргизами. К истории одной терминологической путаницы»

В публицистике и довольно часто даже в исторической литературе существует неточное представление, что якобы именно с начала XVIII в. вказахов стали называть киргизами. «Астана», 5(24)2005 г.

Но все было гораздо сложней. Еще в первые полтора десятилетия XVIII в. в русских документах, которые храняться главным образом в Российском государственном военно-историческом архиве и Архиве внешней политики Российской империи, казахи упоминаются под своим собственным именем. Даже в журнале русского посланника в Джунгарию Ивана Унковского, который был составлен в -1724 гг., мы тоже встречаем упоминание о казахах под именем «казак ». такая ситуация продолжалась до года.

Я обращаю особенное внимание на этот факт, потому что не сразу и не внезапно казахи стали киргизами, - говорит ведущий сотрудник Института истории и этнологии МОН РК Ирина Ерофеев. - С 1715 по 1734 год параллельно ходили как бы два термина - казак и киргиз-кайсак или просто киргиз , а потом в русских официальных документах начинается уже тотальное вытеснение первого термина вторым. С чем это связано? В первую очередь рубежом между употреблением этих двух терминов явилась публикация в «Санкт-Петербургских ведомостях» в г. перевода нескольких фрагментов книги амстердамского купца и бургомистра Николая Корнелиуссона Витзена «Северная и Восточная Тартария».Этот человек по приглашению Петра I находился в России в конце XVII в. и описывал разные разные регионы Российской империи, главным образом от Урала до Дальнего Востока, включая современную Центральную Азию. Непосредственно на территории последней он не был, информацию преимущественно черпал от русских бывалых людей - приезжих чиновников, путешественников и купцов, которые побывали там, а также от бухарских купцов, под именем которых, кстати, были известны вообще все среднеазиатские купцы.

Так в чем же заключалась загадка книги Витзена? дело в том, что автор распологал сведеньями о народах в определенной последовательности по смежным территориям, которые они занимали. Сначала шел очерк о яицких казаках, потом - о башкирах, затем об енисейских киргизах, на основе которых сформировался современный народ - хакасы, ведя же повествование о народах Центральной Азии, те небольшие сведения о казахах, которые были извлеченны им из рассказов русских и бухарских торговцев, он поместил в разделе «Бухария». Казахи фигурировали у него под собственным именем - «казаки», или как «татарские казаки»- подданные Бухары. Последнее связано вот с чем. Казахское ханство в конце XVII в. постоянно вело борьбу за сферы влияния на территории Средней Сырдарьи с Бухарским ханством, отдельные территории современного Южного Казахстана переходили из рук в руки. Какое-то время Бухара распростроняло там свое политическое влияние, поэтому Витзен в разделе «Бухария» поместил небольшой подраздел, посвященный казахам.

Информация, содержащаяся в ней, носит поистине уникальный характер. Здесь впервые встречаются сведения о Кажи-султане - отце хана Абулхаира, о котором было известно только из упоминания его имени в родословной хана, которую Абулхаир продиктовал русскому послу А.Тевкелеву в 1748 г., а также из надписи на его печати. Хан говорил Тевкелеву о том, что его предки владели городами по Сырдарье. Историки по разному относились к этой информации. Поскольку четких доказательств не было, считали, что хан мог просто набивать себе цену, преувеличивая значение своих предков. Витзен же со слов купцов называет один из присырдарьинских городов, которыми владел Кажи-султан. Здесь же встречаем сведения о деде известного казахского правителя Аблылай-хана - Аблай-султане , который также владел одним из присырдарьинских городов. Кроме тех генеалогических сведений, которые были сообщены в свое время двоюродным братом Абылай-хана - султаном Салтамаметом в XVIII в., а также тем же А.Тевкелевым, а потом уже Ч.Валихановым, больше о нем ничего не было известно.

Почему же при наличи столь важных сведений о казахах в 1734 г. возникла такая казусная ситуация, когда их вдруг переименовали в киргизов? В начале января 1734 г. в Петербург приехала казахская делегация во главе с Ералы-султаном, сыном Абулхаир-хана, чтобы закрепить условия подданства. По этому случаю обязательно требовалась рекламная публикация. Корреспонденты «Санкт-Петербургских ведомостей» решили перевести кусок из «Северной и Восточной Тартарии» Витзена. Они очень торопились, а самое главное - в России в то время имели весьма туманное представление о местоположении казахских жузов и о казахах вообще. Для перевода взяли первый попавшийся кусок, но не о юго-восточных, а о восточных соседях. В общем, подразумевалось, что речь идет о казахах, а на самом деле - в основном об енисейских киргизах, или будущих хакасах. Корреспондент газеты, он же - пересказчик труда голландского путешественника и исследователя, привел путаную версию о происхождении казахов от енисейских киргизов, хотя такой гипотезы у самого Витзена не было.

Возникла крайне анекдотичная ситуация, по скольку это появилось, я подчеркиваю, в условиях абсолютизма , в официальной газете - органе царского правительства, это было воспринято как закон для употребления, - продолжает И.Ерофеева. - И фактически с этого времени чиновники во всех официальных документах стали именовать казахов киргизами.

Можно пронаблюдать и за тем, почему такая традиция стала устойчивой. одно дело - произошла ошибка, а другое - в России сразу после этого стали раздаваться голоса: извините, господа чиновники, но самоназвание у народа-то другое. О том, что не нужно путать киргиз-кайсаков с казахами, первым написал в г. академик Г. Ф. Миллер. В 1771 г. в своей рукописи специального историко-этнографического исследования о казахах об этом же говорил русский пуиешественник Х.Барданес. Свой труд он так и назвал «Киргизская или казахская хорография». Поставив как бы под сомнение правомерность употребления термина «киргиз», он особо уделил внимание тому, что сами так называемые «киргизы» никогда не называют себя «киргиз-кайсаками», а говорят «мен казак» - «я казах».

После Х.Барданеса об этом же писали в XVIII в. и некоторые другие исследователи. И, наконец, классический труд «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей» Алексея Ираклиевича Левшина. Ученый, уже на научно-теоретическом уровне, поставил вопрос о необходимости правильного именования казахов, поскольку термины «киргиз» или «киргиз-кайсак» русскими извне.

Но, несмотря на явную несправедливость и ненаучность употребления по отношению к казахам этих терминов, они получили широкое хождение. Что касается западно-европейской литературы, то до середины XVIII в., точнее, до начала 1770-ч гг. термин «казах» все еще продолжал широко употреблятся.

Детально обследовав европейские материалы по истории казахов, имея, в частности, возможность работать в научной библиотеке восточных языков в Париже, могу более или менее точно констатировать, что впервые казахи были названы «киргизами» в трудах европейских авторов только в 1736 г., но до середины XVIII в. в европейской литературе они еще именовались в основном под своим собственным именем, но и не только под ним, - утверждает И.Ерофеева. - Они могли выступать под именем «казаки», «татарские казаки», но это вовсе не озночало, что речь идет о казаках - яицких, позднее - уральских.

Последней работой, где можно встретить казахов под их подлинным именем, является знаменитый пятитомник Жозефа де Гиня издания 1756-1758 гг., посвященный истории тюрок, гуннов, монголов и других кочевых народов. Но со времени издания в Европе и России работ ученых-путешественников П. С. Палласа, И. Г. Георги и др. в 1770-1776 гг. термин «киргиз» проникает и в труды европейских ученых.

…Было очень много версий по поводу того, почему же эта путаница существовала до конца 20-х годов XX века? по мнению Левшина, использование термина «киргиз» стало удобным для царских администраторов, чтобы хотя бы по названию отличать казахов от сибирских и яицких казаков (хотя этимологии разные, но поскольку в русский язык еще не были введены графические знаки, фиксирующие фонетику этого слова, то возникала путаница между таким социальным слоем, как казаки, и названием народа - «казах»). Другие авторы, в том числе и Ч.Валиханов, высказывали мнение, что много черт общности между двумя народами - родственные по этноисторическому происхождению киргизы и казахи вели одинаковый, кочевой образ жизни, имели сходство в антропологии, языке, культуре, ведении хозяйства. Это было, безусловно, справедливо, но если говорить об установлении тесных отношений России с ближайшими южными соседями казахов, то это произошло гораздо позже, чем в исторической литературе утвердился термин «киргизы» по отношению к казахам.

Возникновение этой терминологической ошибки, как утверждает И.Ерофеева, было связано с возникновением в первой четверти XVIII в. ошибочного отождествления казахов именно с енисейскими киргизам, поводом к которому послужило насильственное переселение джунгарским ханом Цэван-Рабтаном из Хакасии в 1703-1705 гг. в район Чу-Таласского междуречья нескольких тысяч семей енисейских киргизов. Поскольку география размещения южных казахских кочевий русским чиновникам в то время была почти неизвестна, то в России стали считать, что казахи смешались с киргизкими переселенцами из Хакасии. Усилению этой путаницы способствовало издание в г. перевода рукописи хивинского историка XVII в. Абдулгази-Бахадур-хана «Родословная тюрок» на французкий язык с примечаниями пленных шведских офицеров, находившихся тогда в Сибири. Последние под сильным впечатлением внезапного исчезновения воинственных и непокорных киргизов с Енисея и переселения их в Джунгарию интерпретировали некоторый положения книги Абулгази об Огуз-хане и других мифических прародителях тюркских народов как свидетельства о происхождении казахов от енисейских киргизов.

К концу XVIII в. гипотеза бывших военнопленных о енисейских киргизах как предках казахов стала господствующей в русской и европейской научной литературе о казахском народе.

Отсюда термины «киргиз», «киргиз-казак» или «киргиз-кайсак» надолго вошли в этнографический лексикон русских и европейских чиновников и исследователей Казахстана.

И, наконец, о том, почему мы все-таки затрагиваем этот вопрос. казалось, все ушло в прошлое - термины «киргиз» и «казах» с г. имеют четкие разграничения. Но на самом деле все не так просто. Сейчас в России появляются не только монографии и статьи, но даже издания энциклопедического характера, где казахов опять стали именовать киргизами. Например, в омском историко-краеведческом словаре, выпущенном в 1994 г., население Казахстана представленно именно под этим именем, в фундаментальной монографии саратовского историка, доктора исторических наук И.Плеве «Немецкие колонии на Волге во второй половине XVIII века» казахи упоминаются под термином «киргиз-кайсаки», в ряде публикаций оренбургских историков казахи тоже фигурируют как киргизы. Но самым парадоксальным является то, что такой карикатурный ренесанс наблюдается и у нас в Казахстане: в северных областях отдельные историки в своих трудах именуют казахов киргизами или киргиз-кайсаками. При этом напрочь забывают имена выдающихся ученых - например, А.Левшина, В. В. Зернова и Ч.Валиханова, которые посвятили свои труды утверждению правильного самоназвания казахского народа.

Кроме того, часто бывает так, что исторические труды по истории изучения казахов в Европе, России пишут люди, которые не являются специалистами по истории и этнографии казахов. В трудах таких крупных исследователей народов, населявших Среднюю Азию, как Витзен и француз де Гинь, они называют казахов «киргизами», тогда как там они упоминаются под своим собственным именем, правда, не просто в голом виде - «казак», а, например, бухарский казак. Название терминологических вариаций, пародоксов, которые существовали в исторических исследованиях XVIII-XIX вв., хронологии, когда вначале утвердилось собственное имя «казах», а потом оно сменилось именем киргиз, а затем паралельно употреблялись два термина - «казак» и «киргиз», очень часто приводит к ситуации, когда авторы могут посчитать за сведенья о казахах информацию о других народах - например, о енисейских киргизах, но пропустить при этом очень ценные сведенья о казахах, потому что ищут их под искаженным именем «киргиз».

Исторически состояли из трёх крупных объединений-жузов: Старшего жуза, Среднего жуза и Младшего жуза.

Язык - казахский, входящий в кыпчакскую подгруппу тюркской группы языков.

Казахи - народ тюркского происхождения, имеющий сложную этническую историю. Древние корни материальной культуры и антропологического типа казахов археологически прослеживаются у племён эпохи бронзы, обитавших на территории Казахстана. Древними предками казахов являлись саки, массагеты, гунны, обитавшие на территории современного Казахстана и Средней Азии. В III-II вв. до н. э. на территории Южного Казахстана возникло племенное объединение усуней, а на Юго-Западе жили племена, входившие в племенной союз Кангюй (канглы). В первых веках н. э. на Западе от Аральского моря жили аланы. В VI-VII вв. племена, населявшие юго-восточную часть Казахстана, находились под властью Западно-Тюркского каганата. В это же время на территории Казахстана поселились племена, пришедшие с Востока (тюргеши, карлуки и др.). В дальнейшем в различных районах Казахстана появились кратковременные политические объединения раннефеодального типа: Тюргешский (VIII век) и Карлукский (VIII-X вв.) каганаты, объединения огузов (IX-XI вв.), кимаков и кыпчаков (VIII-XI вв.). Последние занимали обширные степные пространства современного Казахстана, получившие название Дешт-и-Кипчак. В X-XI веках на западе Казахстана существовали ханства половцев, состоявщих из племен кыпчаков. В начале XII века территория Казахстана подверглась вторжению киданей. Они смешались впоследствии с местным тюркоязычным населением. В XIII веке была образована Золотая Орда: территория от Чёрного моря до Азовского моря, территории Каспийского и Аральского бассейнов. После распада Золотой Орды в её восточной части около середины XV веке возникло Казахское ханство. Но междуусобные войны, сепаратизм, интриги внешних и внутренних врагов привели к дроблению и ослаблению Казахского ханства. К XV веку окончательно формируется централизованное казахское государство, в которое влились почти все казахские рода, объединенные одним языком и культурой. Во времена Есим-Хана в 1625 году присоединились некоторые найманы, кочевавшие во владениях Хивинского ханства, а в 18 веке присоединились коныраты с кочевьев Бухары.
Женшина-казашка в свадебном наряде на лошади.

Казахский народ исторически сложился из трёх групп жузов:

Старший жуз (Семиречье) - включал племена дулат, албан, суан, канглы, жалайыр, сиргели, шаншыкылы, шапрашты, уйсин, ошакты, ысты;
Средний жуз - в основном племена аргын, найман, кыпчак, керей, конырат, уак, таракты;
Младший жуз - состоял из племенных объединений алимулы (роды шомекей, карасакал, каракесек, торткара, шекты, кете), Байулы (роды адай, алаша, жаппас, алтын, [[берш /бериш]], шеркеш, маскар, тана, байбакты, кзылкурт, есентемир, ысык и таз) и жетиру (роды жагалбайлы, кердери, тама, табын, телеу, рамадан, керейт).

В Младшем жузе в начале XIX век царским правительством России была создана и поддерживалась Внутренняя, или Букеевская Орда.

По сведениям 1890 года, опубликованным в «Алфавитном списке народов, обитающих в Российской Империи», киргиз-кайсаки (то есть казахи) проживали на территории Оренбургской и Астраханской губерний, Семипалатинской, Семиреченской, Тургайской и Уральской областях общей численностью 3 млн человек.

К началу XX века казахи ещё не сложились в единую нацию. Как пишут В. И. Бушков и Л. С. Толстова, этническая консолидация казахской народности ещё не была завершена. Среди казахов к началу XX века насчитывалось свыше 40 крупных племенных групп. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, отмечал, что отдельные лица из киргиз-кайсаков (тогдашнее русское название казахов) иногда обозначают свою национальность общим именем «хасак», но чаще определяют её поименованием того рода, к которому они себя считают принадлежащими.

Формальное разделение по жузам фактически исчезло к началу XX века.
Почтовая марка с изображением традиционных казахских костюмов и юрты
Голод 1932-1933 годов

Голод в Казахстане в 1932-1933 гг., Малый Октябрь

Массовый голод случился начале 30-х годов в результате репрессивной сталинской сельскохозяйственной политики, проводимой в Казахстане первым секретарём Казкрайкома ВКП Филиппом Голощёкиным и заключавшейся в насильственном отборе скота у коренного населения. Оставшись без средств к существованию, погибли около полутора миллионов жителей республики,сотни тысяч бежали в Китай. Частично эта катастрофа признаётся и советскими источниками. По официальным данным, согласно Всесоюзной переписи населения СССР 1926 года, казахов насчитывалось 3,968 млн человек, а согласно переписи 1939 года - уже всего 3,1 млн человек. Существует мнение, что доверять данным этой переписи нельзя, так как, чтобы скрыть чудовищные последствия голода, данные неоднократно переделывались и фальсифицировались. Согласно всероссийской переписи 1897 года, численность граждан Российской империи, указавших в качестве родного казахский язык, составляла 4,08 миллиона человек, что было меньше всего лишь примерно на 0,1 миллиона, чем все остальные народы Средней Азии вместе взятые (без учёта 1 млн жителей российских протекторатов Бухарского эмирата и Хивинского ханства, не охваченных переписью), см. Перепись населения Российской империи (1897). Если бы не голод, население современного Казахстана могло бы быть значительно больше, чем сейчас.
Репатриация этнических казахов в Казахстан

Нурлы кош

В настоящее время Казахстан проводит политику репатриации этнических казахов, вынужденно или добровольно покинувших территорию страны либо оказавшихся за пределами её современных границ после национально-государственного размежевания в Центральной Азии, и их потомков, проживающих в других странах (употребляется термин оралманы). Всего за последние 2 десятилетия в Казахстан переехало, по официальным оценкам, до 1 миллиона этнических казахов.

В настоящее время реализуется программа «Нурлы кош» на 2009-2011 годы, (каз. Нұрлы көш дословный перевод «светлая кочёвка», «светлый переезд»). Программа утверждена постановлением Правительства Республики Казахстан от 2 декабря 2008 года № 1126. Данная государственная программа Республики Казахстан для рационального расселения и содействие в обустройстве: этническим иммигрантам; бывшим гражданам Казахстана, прибывшим для осуществления трудовой деятельности на территории Республики Казахстан; гражданам Казахстана, проживающим в неблагополучных районах страны.
Этноним «казах»

Этноним «Казах» появился в XV веке, когда в 1460 году, недовольные жёсткой политикой хана Узбекского улуса (основной татарский улус Золотой Орды, не путать с современными узбеками), Абу-л-хайра, султаны Жанибек и Керей со своими аулами откочевали с берегов Сырдарьи на восток в Семиречье, на земли правителя Могулистана Есен-буги, где образовали Казахское ханство (1465). Эти племена стали именовать себя свободным людом - «Қазақ» («Қазақтар»), в русском языке - «казахами». В казахской речи в этом слове обе буквы «к» произносятся как твёрдое Қ, но с 1936 года в современной русской орфографии было установлено правописание «казах». После дробления восточной части Улуса Чагатая государства Могулистан, Казахский улус усилится за счет могулийских родов Могулистана.

В царской России нынешних казахов называли киргизами или киргиз-кайсаками, чтобы не путать с русскими казаками. Неправильное употребление до революции этнонимов «казах» и «киргиз» было связано с ошибками некомпетентных авторов и администрации. Ещё в 1827 году А. И. Лёвшин доказывал, что «киргиз есть название народа совсем другого… название казак… принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют». Первоначально этноним «казах» закрепился в форме «казак» в 1925 году в Советской России после переименования Киргизской АССР в Казакскую АССР, а в форме «казах» после преобразования Казакской АССР в Казахскую ССР.

Существующие версии происхождения значения слова «казах»:

Слово «казак» означает «свободный, независимый человек, удалец, искатель приключений».

Численность

Общая численность казахов - св. 14 млн человек.

Казахстан - 10,5 млн чел.
Китай - 1,4 - 1,5 млн чел.
Узбекистан - 0,8 - 1,1 млн чел.
Россия - 648 тыс. чел.
Монголия - 102 тыс. чел.
Туркменистан - до 40 тыс. чел.
Киргизия - 39 тыс. чел.
Иран - 3-4 тыс. чел.
Таджикистан - 900 чел.

Казахи в Китае

В настоящее время в Китае казахов проживает в два раза больше чем в РФ - около 1,4 млн.человек. Основная масса казахов проживает в СУАР (около 1,25 млн человек), где для них создана система национальных автономных образований: большинство казахов КНР проживает в Или-Казахском автономном округе (ИКАО); также проживают в Баркёль-Казахском автономном уезде в составе округа Хами и Моры-Казахском автономном уезде (в составе Чанцзи-Хуэйского автономного округа). Кроме указанных автономных образований в китайской провинции Ганьсу имеется Аксай-Казахский автономный уезд. Казахи в Китае относятся к малочисленным этносам, имеющим государственный статус.

В СУАР КНР имеются школы с преподаванием на казахском языке, издаётся более 50-ти газет и журналов на казахском языке, работает 3 телеканала, которые вещают 7 дней в неделю.

На казахов в Китае не распространяется государственное ограничение «Одна семья - один ребёнок».

Казахи в России

Численность казахов и их доля в населении России постоянно увеличивалась. В приграничных регионах казахи проживают компактно. В Астраханской области издаётся газета на казахском языке («Ак арна»), в ряде рагионов имеется несколько десятков школ, где казахский язык преподаётся как отдельный предмет, есть одна школа в Республике Алтай, где на казахском языке ведётся преподавание по программе казахстанского отдела народного образования и по казахстанским учебникам, но при этом среднее образование на казахском языке в России отсутствует.

Казахи в Узбекистане

Религия
Мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави в городе Туркестане

Традиционная религиозная принадлежность - мусульмане-сунниты. Традиционный мазхаб (мусульманская правовая школа) имама Абу Ханифа, акыда (вероубеждение) на основе учение имама Абу Мансур аль-Матуриди (одна из 3 классических суннитских акыд).

Проникновение ислама на территорию современного Казахстана происходило в течение нескольких столетий, начиная с южных регионов. Первоначально ислам утвердился среди оседлого населения Семиречья и на Сырдарьи в конце Х века. Например ислам был уже в Империи Караханидов в конце 10 века. В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов. Например обряд обрезания (суннет / сундет) совершает подавляющая верующая часть казахов, по мусульманским обрядам хоронятся почти все казахи. Хотя следует отметить, что лишь определённая часть (меньшинство) регулярно совершает намаз и соблюдает другие религиозные требования. В настоящее время в Казахстане функционирует 2700 мечетей, в советский же период их было всего 63. Количество верующих сейчас возросло, в том числе мусульман.
Мечеть имени Машхура Жусупа

Распространение ислама среди кочевников было не таким активным как среди оседлого населения тюркских народов, так как традиционной религией тюрков-кочевников было тенгрианство. Но ислам продолжал распространяться в последующие столетия. Так ислам принял Хан Золотой Орды Берке (1255-1266) и Хан Узбек (хан Озбек) 1312-1340). В тот период среди тюрков было сильно влияние суфийского духовенства. Огромный вклад в пропаганде ислама среди казахов внёс основатель суфийского ордена Ясавия Ходжа Ахмет Ясави, умерший 1166 году в городе Туркестан.

Тенгрианство

Тенгрианство возникло естественным историческим путём на основании народного мировоззрения, воплотившего и ранние религиозные и мифологические представления, связанные с отношением человека к окружающей природе и её стихийным силам. Своеобразной и характерной чертой этой религии является родственная связь человека с окружающим его миром, природой. Тенгрианство было порождено обожествлением природы, вечного неба над головой и почитанием духов предков. Тюрки поклонялись предметам и явлениям окружающего мира не из страха перед непостижимыми и грозными стихийными силами, а из чувства благодарности к природе за то, что, несмотря на внезапные вспышки своего необузданного гнева, она чаще бывает ласковой и щедрой. Они умели смотреть на природу как на существо одушевлённое. Тенгрианская вера давала тюркам-кочевникам знание и умение чувствовать дух природы, острее осознавать себя её частью, жить в гармонии с ней, подчиняться ритму природы, наслаждаться её бесконечной переменчивостью, радоваться её многоликой красоте. Всё было взаимосвязано, и тюрки-кочевники бережно относились к степям, лугам, горам, рекам, озёрам, то есть к природе в целом, как носящей божественный отпечаток.
Язык и письменность

Казахский язык, Казахская письменность

Казахский язык относится к тюркской группе языков, входит в кыпчакскую подгруппу тюркских языков (татарский, башкирский, карачаево-балкарский, кумыкский, караимский, крымскотатарский, каракалпакский, карагачский, ногайский). Вместе с ногайским, каракалпакским и карагачским языками относится к кыпчакско-ногайской ветви. Ближайшими родственниками казахов являются каракалпаки, ногаи, татары. Представители этих народов могут достаточно легко общаться между собой без переводчика.

Древние тюркские народы, впоследствии ставшие предками в том числе и современных казахов, сыграли заметную роль в истории Евразии. Следует отметить, что в период с V по XV век тюркский язык был языком межнационального общения на большей части Евразии. Ещё при монгольских ханах Батые и Мунке все официальные документы в Золотой Орде, международная переписка, помимо монгольского, велись и на тюркском языке. Становление и развитие языка, близкого к современному казахскому языку, происходило в XIII-XIV веках. Следует отметить, что современный казахский язык в целом очень близок к староказахскому. С XIII и до начала XX века существовал единый литературный тюркский язык - «тюрки», который положил начало всем локальным тюркским языкам в Средней Азии.

Учёные впервые обнаружили памятник древнетюркского рунического письма на территории современной Хакасии. Позднее - на территории Тувы, Монголии, Алтая, Казахстана, Таласа (Киргизия) и др. Материалом для письма служили поверхность камня, дерево, кость, монеты, предметы быта и др. Археологические экспонаты с образцами древнетюркского рунического письма хранятся, в том числе, в Казахском государственном музее.

Рунический алфавит состоял из 24 букв и слово разделительного знака, к VIII веку алфавит классического периода в орхонской разновидности состоял из 38 букв и слово разделительного знака. Всего же, с учётом региональных и хронологических вариантов, насчитывается более 50 графем. Языком надписей, выполненных на древнетюркском руническом письме был орхоно-енисейский язык (получивший название по рекам Орхон в Монголии и Енисей в России), который относился к карлукской группе тюркских языков и предшествует узбекскому языку.

По мере распространения и укрепления ислама начала X в. всё большее распространение начинает получать арабский алфавит. Разумеется, он был значительно изменён и приспособлен к нормам тюркской речи. Основными центрами распространения арабской письменности среди тюркских народов были расположенные вне территории расселения казахов города Булгар (в современном Татарстане) и Хорезм (в современном Узбекистане), где ислам закрепился ещё в X-XI вв. Исламизация большинства казахов и восприятие грамотной частью населения арабской графики произошли в XVIII веке.

В 1912 году Ахмет Байтурсынов реформировал казахскую письменность на основе арабской графики, дав возможность пользоваться ею миллионам казахов, живущих за границей. Он исключил все чисто арабские буквы, не используемые в казахском языке, и добавил буквы, специфические для казахского языка. Новый алфавит, получивший название «Жана емле» («Новая орфография»), до сих пор применяется казахами, живущими в Китае, Афганистане, Иране.

В советский период в Казахстане в политических целях был осуществлён перевод казахского алфавита на латинскую графику (латинизация, 1929), а затем был осуществлён ещё один перевод уже на кириллицу (кириллизация, 1940). В настоящее время казахский язык в Казахстане использует кириллицу, ведётся обсуждение целесообразности возврата на латинскую графику.

«Латинская графика доминирует сегодня в коммуникационном пространстве», заявил президент Н.Назарбаев, выступая перед Ассамблеей народов Казахстана. «Нужно вернуться к вопросу о переходе на латиницу казахского языка», сказал он делегатам, представлявшим различные этнические группы Казахстана.

Для современных казахов характерно двуязычие. Так 75 % казахов Казахстана свободно говорят по-русски, в Киргизии свободно говорят по-русски 81 % казахов, а в России 98 % казахов свободно владеют русским. Среди казахов Китая и Монголии большинство, наряду с казахским, также владеет соответственно китайским и монгольским языками.

В современном Казахстане развитие казахско-русского и русско-казахского двуязычия является одним из приоритетов национальной политики.
Быт и культура

Казы - деликатесное конское мясо

Основные блюда - мясные. Одно из популярных казахских блюд называется «Ет» (мясо), это блюдо часто называется и известно в русскоязычной литературе и прессе как бешбармак, из варёной свежей баранины с кусочками раскатанного варёного теста (камыр). Также популярны куырдак (жареные кусочки печени, почек, легких, сердца и т. п.), кеспе или салма (лапша), сорпа (мясной бульон), ак-сорпа (молочный суп с мясом, или просто мясной суп с куртом). К основным блюдам нередко относят также и разнообразные варёные колбасы - казы (колбаса из конины, делится по степени жирности), карта, шужык. Ранее к основным блюдам также относился когда-то популярный у пастухов фаршированный желудок, испекаемый в золе (аналог хаггиса), но сейчас он относится к экзотике даже у казахов.

Популярными блюдами являются: «сiрне» (приготовленная в казане жареная молодая баранина с луком и картофелем) и «палау» (плов по-казахски с большим количеством мяса и моркови)

Из рыбных блюд наиболее известен «коктал» - нанизанная на ветки ивы, жареная на углях, заправленная овощами рыба.
Куырдак - традиционное казахское мясное блюдо

Для приготовления блюд широко используются баранина, говядина, конина, реже верблюжатина. Использование рыбы и морепродуктов традиционно для жителей побережья Каспия и Арала. В связи с кочевым образом жизни, птица не разводилась, и присутствовала лишь в качестве дичи у охотников.

Кроме мясных блюд, существует большое разнообразие молочных блюд и напитков: кумыс (кислое кобылье молоко), шубат (кислое верблюжье молоко), сут (коровье молоко), айран (кефир), каймак (сметана), кiлегей (сливки), сары-май (сливочное масло), сузбе (творог), катык (среднее между простоквашей и творогом), курт (высушенный солёный творог), иримшык (сушеный творог из овечьего молока), шалап или ашмал (жидкий йогурт), коже́ (молочный напиток со злаками) и др. Из напитков основным является чай. Любой дастархан заканчивается чаепитием. Причём, чай по-казахски - это крепкий чай со сливками, также, как чай по-английски. Потребление чая жителями Казахстана одно из самых высоких в мире - 1,2 килограмма в год на человека. Для сравнения, в Индии оно составляет лишь 650 граммов на душу населения.

К известным сладостям относится «шертпек» - это смесь меда и конского жира от «казы». В основном было на дастархане у казахских баев.

Традиционный хлеб трех видов: баурсаки - жареные в кипящем масле в казане круглые или квадратные кусочки теста; лепешки жареные в кипящем масле - шельпек; «таба-нан» - лепешки в глиняных сковородах, испечённые под кизяком; тандырный - лепёшки испечённые в тандыре.. Наиболее распространёнными являются баурсаки и шельпеки, так как они легко готовятся в походных условиях - в казане, и ныне традиционно готовятся для любого праздника, являясь дополнительным украшением праздничного стола, в то время, как тандырный требует тандырных печей и пёкся в основном в оседлых местах (города на Великом шёлковом пути, некоторые зимние стойбища с пастбищами (кыстау - зимовья).

Также: «талкан», «жарма», «жент», «балауыз», «балкаймак»
Национальные виды спорта

Памятная монета Казахстана «Кыз Куу» из серии «Национальные обряды и игры», 2008

Байга - скачка на расстояние 10 - 100 шакырым (один «шакырым» - приблизительно равен половине километра. Обычно равнялось дистанции, с которой можно было докричаться до другого человека и позвать его: «шакыру» - «звать»).
Аламан-байге - скачки на длинные дистанции (40 шакырым).
Кунан-байге - скачки молодых лошадей - двухлеток.
Жорга-жарыс - скачки иноходцев.
Кыз куу (погоня за девушкой) - догонялки на лошадях между девушкой и парнем.
Кокпар - козлодрание (борьба конников за тушу козла).
Тенге алу - подними монету на скаку и прочая джигитовка.
Сайыс - борьба, сидя на лошадях.
Казахша курес - национальная казахская борьба.
Тогыз-кумалак - девять шариков (настольная игра).
Асык - игра бараньими коленными косточками на площадке (аналогичная игре в бабки).
Буркут-салу - соколиная охота до первой дичи.
Жамбы ату - стрельба по высоко подвешенной мишени «жамбы» верхом на быстро скачущей лошади.
Тартыспак - командная верховая игра на стаскивание с лошадей.

Казахские традиции

Современный Казахстан переживает период национального возрождения и возрождение национальной государственности.

Ранее имело место сознательное изживание и уничтожение традиций на протяжении всего двадцатого века. За семидесятилетний советский период в Казахстане боролись с традициями как с «пережитками прошлого».

Цитируется по книге "Шакарим Кудайберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий. - Алма-Ата: СП Дастан, 1990" с переводом и примечаниями Б.Г. Каирбекова.

Из... родословных очевидно, что казахи ведут свой род от Яфса, сына пророка Нуха (Ноя), от народа Тукю (по-китайски), т.е. тюрков. Тюрк, как мы уже знаем, озанает "шлем". После этого народ тюркский назывался Хун или Гун. Наджип Гасымбек утверждает, что имя это происходит от названия реки - Орхон. В последующие столетия тюрки известны под многими именами, но мы из ветви Уйгур. Все известные родословные переводят слово "уйгур" как "объединившийся, присоединившийся (друг к другу)". Народ этот составляли тайфы:

 [Тайфа (тейп) - этническая группа, также как: род, племя, народ. - Б.К.]

кыргыз, канлы, кыпчак, аргынот, найман, керейт, доглат, ойсын - т.е. наши прямые предки. Впоследствии Чингис-хан покорил всех татар и моголов и поделил весь (племенный) народ между четырьмя своими сыновьями. Все татары отошли к старшему сыну Чингис-хана Джучи и следующему за ним брату Чагатаю и стали зваться улусом Джучи и улусом Чагатая. Затем, когда хан Озбек - потомок Джучи - принял ислам, все, кто был в улусе его и предки наши стали называться озбеками, а когда Аз-Жанибек отделился от хана Ногая и народ наш последовал за ним, мы стали называться киргизами и казаками.

 [Современное "казах" - более позднее написание. В примечании к труду В.В. Радлова "Из Сибири" говорится: "Киргизами Радлов именует главным образом казахов, хотя и указывает, что их правильное название и самоназвание казак. Такое ошибочное название казахов получило в дореволюционной литературе широкое распространение. Их именовали также казак-киргизами, киргиз-кайсаками, киргиз-казаками, но отнюдь не из-за отсутствия самоназвания народа казах (казак), которое существовало по крайней мере с XV в., а в русских документах применялось уже в XVI-XVII вв., что отметил еще в начале XIX в. А. Левшин в своей статье "Об имени киргиз-казачьего народа...". Он писал, что киргиз-кайсакам дают чужое имя, которым ни они сами себя, ни соседи, исключая россиян не называют... Киргиз есть название народа совсем другого... Название казак принадлежит киргиз-кайсакским ордам с начала их существования, они себя иначе не называют. Замена самоназвания народа другим названием, как полагают исследователи вопроса, произошло в результате стремления отличать в официальных документах этот народ от русского казачества соседних районов Сибири... С.579-580" - Б.К.]

В ту пору наименование "казак" носили не только три казахских жуза, но и другие племена. Большинство из них стали оседлыми и, осев в разных краях, стали называться кто ногайцами, кто башкирами, а кто узбеками и сартами. В конце концов наименование "казак" закрепилось за нами одними.

В самом начале я уже говорил, что родословной, которая бы хронологически последовательно проследила все колена от пророка Адама до наших дней, не существует. Даже от Аз-Жанибека до нынешних дней о предках наших существуют как правдивые, так и сведения явно сказочного характера. Среди них для нас интересны, конечно же, сведения, в точности соответствующие вышеуказанным родословным книгам. Итак:

После смерти Джучи - старшего сына Чингис-хана, вместо него на ханский престол воссел Бату (сын Джучи). Русские называют его - Батый. Другое имя его - Саин-хан. После Бату ханом был брат его Бурге.

 [Берке (1257-1266) - золотоордынский хан (История КазССР, т.2, С.130). По Рашид ад-Дину, начало правления хана Берке - 652 г.х. (1254-1255 гг.). См.: Рашид ад-Дин, Сб. летописей, т.2, М., 1960. С.81. См. также: История МНР. С.144 - (1255-1266). - Б.К.]

Еще до Джучи на Едиле и Жаике проживали тюркские племена кыпчаков. Поэтому земля их называлась Дешти-Кыпчакским ханством. Во времена Бурге-хана ханство это было разделено на три части: Золотую Орду, Белую Орду и Синюю Орду.

 [Алтан Орда, Ак-Орда, Кок-Орда. - Б.К.]

Золотой Ордой, которой подчинялись все другие, правил Бурге-хан. Ханом Белой Орды был сын Джучи Шайбан. Ханом Синей Орды - сын Джучи Токай-Темир. Наш Абильмансур Аблай - потомок Токай-Темира. Вышеупомянутый Бурге-хан принял ислам и стал называться Береке-ханом. Примеру брата последовал Токай-Темир, также став правоверным. На месте Бурге-хана каганом

 [Здесь: старшим ханом, т.е. правителем над ханами Белой и Синей Орд. - Б.К.]

становится сын Токай-Темира Мунке, затем брат его Токтогу. Его сменил хан Озбек, сын Тогрола, сына батыевского Ментемира. Это случилось в 1301 г. Хан Озбек был мусульманином и весь свой народ обратил в мусульманскую веру. С той поры народ наш веры своей не менял и поныне является мусульманским. Отсюда выражение в народе: "вера нам от Озбека осталась". По имени этого хана и весь улус Джучи стал называться озбеками (узбекским).

Ставка хана Золотой Орды

 [Династия ханов Золотой Орды:

Батый (1227-1255) - первый правитель Золотой Орды - государства Джучидов со столицей Сарай-Бату (около совр. Астрахани), позже столица была перенесена в Сарай-Берке (выше Сарай-Бату по Волге). История КазССР, т.2, с.127. И далее года правления ханов Золотой Орды даются по этому источнику: с.130.

Берке (1257-1266).

Менгу-Тимур (1266-1280).

Узбек-хан (1312-1342).

Джанибек (1342-1357).

Династия ханов Кок (Синей) Орды по Гаффари.

Тохта, сын Курбукуя, сына Орды, сына Джучи.

Тогрул, сын Тохты. Скончался в 727 г.х. (1326/27).

Узбек, сын Тогрула.

Джанибек, сын Узбека.

Бердибека, сын Джанибека.

Династия ханов Ак (Белой) Орды по Гаффари.

Туда-Мунке, сын Нокая, сына Кули, сына Орды.

Сасы-Бука, сын Нукая. Умер в 720 г.х. (1320/21).

Эрзен, сын Сасы-Буки. Скончался в 745 г.х. (1344/45).

Мубарек-ходжа, сын Эрзена.

Урус-хан, сын Чимтая. Умер в 778 г.х. (1376/77)

Токтакия, сын Урус-хана. (Умер в 778 г.х. - История КазССР, т.2, С.167).

Тимур-Мелик, сын Урус-хана. Убит в 778 г.х.

Токтамыш, сын Туй-ходжа-оглана. Умер в 807 г.х. (1404/05).

Нузи-оглан, сын Урус-хана.

Тимур-Кутлуг, сын Тимур-Мелика. Умер в 802 г.х. (1399-1400).

Шадибек. Умер в 811 г.х. (1408/09).

Фулад-хан. Умер в 811 г.х. (Сын Тимур-Кутлука - Пулат. История КазССР, т.2... С.153-154)

Тимур, сын Шадибека. Умер в 813 г.х. (1410/11).

Токтамыш, сын Тимур-Кутлуга.

Джелаль-ад-дин, сын Куизи (Койчирак-оглана), сына Урус-хана. Убит в 831 г.х. (1427/28).

Мухаммед-Султан, сын Тимура, сына Кутлуг-Тимура.

Касым-хан, сын Сейидак-хана, сына Джанибека, сына Берди-хана.

Хакназар, сын Касым-хана.

См. В.Г. Тизензгаузен. Сб. материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т.II. М.-Л., 1941. С.210

Годы правления ханов:

Чимтай - 1344-1361

Урус-хан - 1361-1376/77

Тимур-Мелик - 1376-1379

Токтамыш - 1380-1395

Барак - 1423/24 - 1248

Касым - 1511-1518 (или 1523)

Хакк-Назар - 1538-1580

История КазССР, Т. 2. С.386

Хронологические таблицы мусульманских династий приводят имена ханов Ак-Орды в следующей последовательности: Орда-Еджен, Сартак, Коничи, Байан, Сасы-Бука, Эрзен, Мубарак, Чимтай, Урус-хан, Койчирак и Барак. История КазССР, Т.2... С.151.

У Рашид ад-Дина: Орда, Сартактай, Куинджи, Баян (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т.II. М.-Л., 1960. С.67).

Столица улуса Джучи - и по сей день находится на берегу Едиля между Астраханью и Саратовым. Это - город Царев. Ногайцы прозвали его Сарай, русские же на свой лад - Царев

 [О Сарае, его истории и местонахождении см.: А.Н. Насонов. Монголы и Русь. (История татарской политики на Руси - М.Л., 1940. С.119) - Б.К.]

В ту пору местом обитания казахов была нынешняя Сары-Арка.

В 1446 г. после смерти джучида Мухаммеда Великого (Орманбет-хана)

 [Эмир Тимур, известный под именем Тамерлан (1336-1405 гг.). - Б.К.]

[По всей видимости ошибка, Тимур не был чингизидом, тем более джучидом. - Рустам Абдуманапов]

в борьбе за престол потомки Джучи раскололи (империю Тимура) на мелкие удельные ханства. Настоящее имя Улы Мухаммеда - Темир. Как уже говорилось выше, одно время восточной частью улуса Джучи независимо от казанского и крымского ханов правил хан Абулхаир.

 [Абулхаир (годы правления 1428-1468) - потомок джучида Шайбана, сын Давлят-Шайх-оглана. В 1428 г. провозглашен ханом в области Тура (Западная Сибирь). Образовал "государство кочевых узбеков". См История КазССР. т.2. С.176-181 - Б.К.]

Тогда ханом казахов был Аз-Жанибек.

 [Аз-Жанибек - султан Джанибек, сын Барак-хана, правнук Урус-хана, вместе сос воим родственником Гиреем, объединив часть кочевого населения, откочевал в Моголистан. "Иса-Буга-хан (Есен-Буга - хан Могулистана) охотно принял их и предоставил им округ Чу и Козы-Баши". Тарих-и Рашиди. В кн.: История КазССР, т.2. С.256 - Б.К.]

Он был в подчинении Абулхаира. Настоящее имя его - Абу Сагид. Он один из потомков Токай-Тимура. Но ханской крови. В 1455 г. хан Аз-Жанибек вместе с братом Шахгиреем,

 [Гирей, Керей. - Б.К.]

будучи в обиде на хана Абулхаира, ушел к хану Туглуку, сыну Есен-Буги из чагатайского рода, что стоял на р.Чу. Причину этой обиды казахи объясняют так:

Дальний предок аргынов - прославленный Даир-ходжа был любимым судьей хана Абулхаира. Народ за справедливость прозвал его Акжол-бием.

 [Праведным. Ак жол - букв. "светлый путь". - Б.К.]

Другим любимцем Абулхаира был Кара-Кипчак Кобланды-батыр. Акжол-бий и батыр Кобланды втайне ненавидели друг друга, и однажды Кобланды (повстречав в степи Акжол-бия) убил его. Узнав об этом, Аз-Жанибек обратился к хану Абулхаиру с требованием предать убийцу согласно закону шариата мучительной казни. Но хан, опасаясь возмущения и заступничества (за батыра) многочисленного рода кипчаков, отказывает ему в казни Кобланды и предлагает взять с кипчаков кун (выкуп за убийство) равный куну трех человек.

 [Хун у казахов был, по существу, разновидностью виры или головничества, которые возникли при родовом строе. Например, в Древней Руси, Германии и у других народов это был выкупной штраф вместо кровной мести за убийство и увечье. Размер хуна у казахов зависел от классовой принадлежности, пола и возраста убитого и искалеченного. (С.Е. Толыбеков. Кочевое общество казахов в XVII-начале XX века. Политико-экономический анализ. Алма-Ата., Наука, 1971. С.358)