Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Чем объясняется раскаяние катерины. Сочинение по произведению на тему: Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н

Чем объясняется раскаяние катерины. Сочинение по произведению на тему: Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н.Островского "Гроза"

" ПЛАН История написания драмы, прообраз Екатерины. Место Катерины среди других лиц драмы: воспитание и жизнь до замужества условия жизни после замужества Характерные черты Катерины: искренность и правдивость страстность натуры, глубина и большая сила чувств решительность, сила воли Катерина и общество г. Калинова: с кем и за что ведется борьба на чем основана внутренняя борьба в душе Катерины какие события побудили к публичному раскаянию какие события побудили к самоубийству почему не могли помочь Борис и Тихон отличие протеста Катерины от протеста Кулибина Роль образа Катерины для современников и последующих поколений русских людей.

Существует версия, что Островский писал “Грозу”, будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя - она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в1859г,Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей чувствами, создав образ юной трогательной Катерины, покорившей даже самого императора.

Катерина росла в зажиточном купеческом доме легко, беззаботно, радостно. Рассказывая Варваре о своей жизни до замужества, она говорит:

“Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”. Воспитываясь в хорошей семье, она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, - говорит она Варваре.

А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Основной конфликт у Катерины - со свекровью Кабанихой, которая всех в доме держит в страхе. Философия Кабанихи - пугать и унижать. Дочь ее Варвара и сын Тихон приспособились к такой жизни, создавая видимость послушания, но отводили душу на стороне – лишь бы “шито да крыто было” (Варвара - гуляя по ночам, а Тихон - напиваясь и ведя разгульный образ жизни, вырвавшись из дома).

Катерина же, тихая, не вмешивающаяся в домашние дела, пугает Кабаниху. Чем же? – Своей чистотой, горячей, искренней душой, не терпящей фальши. Так, Катерина не притворяется, что чтит обычаи, которые не принимает душой: не стала выть после отъезда мужа, как хотела свекровь.

Да и о своей любви к Борису призналась сразу - сначала Варваре, а после приезда мужа – и ему, и свекрови. Глубина, сила и страстность ее натуры проявляются в ее словах, что если жизнь здесь ей опостылеет, то не удержать ее ничем - или в окно кинется, или в Волге утопится. И мечты у нее “странные”, непонятные для местных обывателей: “Отчего люди не летают так, как птицы?”, и сны сказочные: “снятся мне или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…”

А какую смелость, силу воли надо было иметь замужней женщине, чтобы признаться в любви Борису, вложив в него все свое желание свободы, счастья. Именно эти качества Катерины и вступают в конфликт с миром Марфы Кабановой, для которой слепое поклонение традициям старины- не душевная потребность, а единственный шанс сохранить свою власть. Даже к религии у них разное отношение: у Катерины это естественное чувство (“до смерти любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду”), а у Кабанихи – ханжество, формальность (быстро переходит от мыслей о боге к житейским делам).

Катерина – лучшая, но все-таки часть патриархального строя- ей присущ религиозный страх (боится грозы как кары за грех). Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе.

Она бежит из ненавистного дома, где муж жалеет ее, но бьет (потому что так надо); ищет Бориса для защиты, надеясь на помощь, но находит только сочувствие и бессилие любимого человека. Борис слаб, безволен. “Эх, кабы сила!”-только и мог сказать он. Катерина остается одна и бросается с обрыва, не желая жить в этом страшном мире. Я считаю, что этот поступок не от слабости, а от силы ее характера.

Протест Катерины сильнее протеста Кулигина, который зависит от “сильных мира сего”, а поэтому дальше словесных рассуждений не идет.

Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. По словам Добролюбова “Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве…” Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (потеряв авторитет, ей остается только уйти в монастырь). Недаром пьесу запрещали к постановке, углядев в ней “завуалированный призыв к возмущению”. Обыватели не пускали на пьесу своих дочерей.

Для нас же образ Катерины - это облик прекрасной русской, чистой, светлой души. Это то, что побуждает нас бороться с “темными” силами самодурства, невежества, хамства, приспособленчества, которые есть и по сей день.

Похожие рефераты:

Характер состоит в способности действовать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”.

В пьесе Островского "Гроза" несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный.

В «Грозе» как в драматическом произведении основу сюжета составляет развитие конфликта. Драма состоит из пяти действий, каждое из которых изображает определенный этап борьбы.

В Катерине видели мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца.

Задачу обличения экономической и духовной тирании в «темном царстве» купечества и поставил перед собой А. Н. Островский в драме «Гроза».

Драма Островского "Гроза" - самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы н...

Наши писатели XIX века часто писали о неравноправном положении русской женщины. “Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”, - восклицал Некрасов.

Драма «Гроза», опубликованная в 1860 г., явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическая мощь, и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.

А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского “Гроза” самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий... .

Героини русской литературы поражают своей нравственной чистотой и редкой духовной силой, которая позволяет им смело бросать вызов строгим законам и условностям общества. Такова и Катерина Кабанова из драмы Островского "Гроза".

Образ Екатерины, его идейный смысл в драме А.Н.Островского "Гроза"

I.История написания драмы, прообраз Екатерины.

II.1. Место Катерины среди других лиц драмы:

А) воспитание и жизнь до замужества

Б) условия жизни после замужества

2.Характерные черты Катерины:

А) искренность и правдивость

Б) страстность натуры, глубина и большая сила чувств

В) решительность, сила воли

3.Катерина и общество г. Калинова:

А) с кем и за что ведется борьба

Б) на чем основана внутренняя борьба в душе Катерины

В) какие события побудили к публичному раскаянию

Г) какие события побудили к самоубийству

Д) почему не могли помочь Борис и Тихон

Е) отличие протеста Катерины от протеста Кулибина

III.Роль образа Катерины для современников и последующих поколений русских людей.

Существует версия, что Островский писал “Грозу”, будучи влюбленным в замужнюю актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя - она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в1859г, Любовь Павловна играла словно свою судьбу, жила понятными ей чувствами, создав образ юной трогательной Катерины, покорившей даже самого императора.

Катерина росла в зажиточном купеческом доме легко, беззаботно, радостно. Рассказывая Варваре о своей жизни до замужества, она говорит:

“Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала, что хочу, бывало, то и делаю”. Воспитываясь в хорошей семье, она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. “Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу”, - говорит она Варваре.

А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Основной конфликт у Катерины - со свекровью Кабанихой, которая всех в доме держит в страхе. Философия Кабанихи - пугать и унижать. Дочь ее Варвара и сын Тихон приспособились к такой жизни, создавая видимость послушания, но отводили душу на стороне – лишь бы “шито да крыто было” (Варвара - гуляя по ночам, а Тихон - напиваясь и ведя разгульный образ жизни, вырвавшись из дома).

Катерина же, тихая, не вмешивающаяся в домашние дела, пугает Кабаниху. Чем же? – Своей чистотой, горячей, искренней душой, не терпящей фальши. Так, Катерина не притворяется, что чтит обычаи, которые не принимает душой: не стала выть после отъезда мужа, как хотела свекровь.

Да и о своей любви к Борису призналась сразу - сначала Варваре, а после приезда мужа – и ему, и свекрови. Глубина, сила и страстность ее натуры проявляются в ее словах, что если жизнь здесь ей опостылеет, то не удержать ее ничем - или в окно кинется, или в Волге утопится. И мечты у нее “странные”, непонятные для местных обывателей: “Отчего люди не летают так, как птицы?”, и сны сказочные: “снятся мне или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…”

А какую смелость, силу воли надо было иметь замужней женщине, чтобы признаться в любви Борису, вложив в него все свое желание свободы, счастья. Именно эти качества Катерины и вступают в конфликт с миром Марфы Кабановой, для которой слепое поклонение традициям старины- не душевная потребность, а единственный шанс сохранить свою власть. Даже к религии у них разное отношение: у Катерины это естественное чувство (“до смерти любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду”), а у Кабанихи – ханжество, формальность (быстро переходит от мыслей о боге к житейским делам).

Катерина – лучшая, но все-таки часть патриархального строя- ей присущ религиозный страх (боится грозы как кары за грех). Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе.

Она бежит из ненавистного дома, где муж жалеет ее, но бьет (потому что так надо); ищет Бориса для защиты, надеясь на помощь, но находит только сочувствие и бессилие любимого человека. Борис слаб, безволен. “Эх, кабы сила!”-только и мог сказать он. Катерина остается одна и бросается с обрыва, не желая жить в этом страшном мире. Я считаю, что этот поступок не от слабости, а от силы ее характера.

«Островский Гроза урок» - Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза». Конфликт пьесы = основы сюжета. Тема произведения. Любовь замужней женщины к другому мужчине Столкновение старого и нового. Раскрыть идейно-художественное своеобразие пьесы. Микротемы. Кудряш против Дикого. Варвара против Кабанихи. Жанровое своеобразие.

«Анализ «Грозы»» - Основное в характере князя Бориса. Проблема власти. Любовь. Следовать всем христианским законам. Кабанова. Что же заставило Катерину решиться изменить свою судьбу. Мужу изменила, клятвою, данною в церкви перед Богом, поступилась. Характер Кабановой. Любовь Катерины. Драма «Гроза» в большей степени связана с древнерусской культурной эпохой.

«Герои «Снегурочки»» - Музыкальные инструменты. Результаты теста. Тесты на закрепление по теме. Музыка. А.Н. Островский. Николай Андреевич Римский-Корсаков. Зимняя сказка. Сцена. Композитор. Музыка Римского-Корсакова. Волшебный венок. Персонажи. Леший. Образ Леля. Мощь и красота природы. Характер музыки. Снегурочка. Бережное отношение к культурным традициям народа.

«Пьеса Гроза» - А.Н.Островский. Мотивная организация драмы. А как же вы в афишке пропустили грозу? Проследите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Система образов драмы. С.Шевырев. Найдите, как в тексте реализуются мотивы греха и смерти. Гроза. Смысл названия пьесы А.Островского «Гроза».

«Островский Гроза» - Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. Страницы учебника. Кабаниха. А.Н.Островский. Страстность натуры, глубина чувств Стремление к свободе. «Катерина –луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбов. Решительность, мужество. Постоянный духовный бунт.

«Герои «Грозы»» - Замоскворечье. Московский Государственный Университет. Словарь. Памятник А.Н.Островскому. Общественная деятельность А.Н.Островского. Речевая характеристика. Занятия Катерины. Драма «Гроза». Результаты действий героев. А.Н.Островский написал 50 пьес. Неспособность лицемерить. Смысл заглавия пьесы «Гроза».

Замысел «Грозы» возник во время поездки Островского по Волге (1856—1857), но написа-на драма лишь в 1859 году. «Гроза», — писал Добролюбов, — без сомнения, самое реши-тельное произведение Островского». Эта оцен-ка не потеряла своей силы и до настоящего времени. Среди всего написанного Островским «Гроза» является, несомненно, лучшим произ-ведением, вершиной его творчества. Это насто-ящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как «Недоросль», «Горе от ума», «Ревизор», «Борис Годунов».

Наиболее полную и убедительную оценку творчества Островского дал Добролюбов в ста-тьях «Темное царство» (1859) и «Луч света в тем-ном царстве» (1860), которые оказали огромное революционизирующее влияние на молодое по-коление 1860-х годов. В произведениях Остро-вского критик видел прежде всего замечательно правдивое и разностороннее изображение действительности. Обладая «глубоким понима-нием русской жизни и великим умением изоб-ражать резко и живо самые существенные ее стороны», Островский явился, по определению Добролюбова, настоящим народным писате-лем. Творчество Островского отличается не только глубокой народностью, идейностью, смелым обличением социального зла, но и вы-соким художественным мастерством, которое было всецело подчинено задаче реалистичес-кого воспроизведения действительности. Ост-ровский неоднократно подчеркивал, что сама жизнь является источником драматических кол-лизий и положений.

С поразительной силой изображает Остро-вский уголок «темного царства», где нагло попи-рается в людях человеческое достоинство. Хо-зяевами жизни здесь являются самодуры. Они тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой человеческой мысли. Глав-ная героиня драмы — Катерина. По складу ха-рактера она резко выделяется среди окружаю-щих. Судьба ее трагична и, к сожалению, явля-ется ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры.

Катерина — жена купеческого сына Тихона Ка-банова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась к мужу, где живет вместе со своей свекровью Кабановой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже рас-поряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лас-кой и заботой матери. Ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, хо-дила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатли-тельность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие за грехи.

В доме мужа приволье сменилось на душное рабство. На каждом шагу Катерина чувствова-ла зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более по-нимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. Катерина готова относиться к Каба-нихе как к родной матери. Она говорит ей: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты». Но искренние чувства Катерины не встре-чают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона. Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: «Какая я была резвая, а у вас завяла совсем... Такая ли я была?» Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью.

Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность заставляют ее страдать так, что ей приходится наконец покаяться перед мужем. Эти человеческие качества несовместимы с бы-том «темного царства», поэтому они стали при-чиной трагедии Катерины. Напряженность ее переживаний особенно возрастает после воз-вращения Тихона: она «дрожит вся, точно ее ли-хорадка бьет... мечется по дому, точно чего ищет, глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает».

Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственное вели-чие, решимость. Но после покаяния ее поло-жение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не приходит ей на помощь. Положение стало безвыходным — Ка-терина гибнет. В гибели ее виновата не одна конкретная личность. Ее гибель — результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была су-ществовать.

Катерина — новый тип людей русской дейст-вительности 60-х годов XIX века. Добролюбов писал, что характер Катерины «исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех на-чалах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значе-ния». Добролюбов называет Катерину «лучом света в темном царстве». Он говорит, что само-убийство ее как бы осветило на миг беспробуд-ный мрак «темного царства». В ее трагическом конце, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе».

Последний монолог Катерины — свидетельст-во ее внутренней победы над силами «темного царства». «Опять жить? Нет, нет, не надо... нехо-рошо!.. А поймают меня да воротят домой на-сильно...» — как страшно звучит здесь это сло-во — «поймают», словно не о человеке идет речь! При мысли о насилии, которое совершится над ней, Катерина восклицает: «Ах, скорей, скорей!» Жажда освобождения торжествует.

Катерина проникается убеждением в своем праве на свободу чувства, на свободу выбора между жизнью и смертью. «Все равно, что смерть придет, что сама... а жить нельзя!» — размышляет она о самоубийстве, которое с точ-ки зрения церкви является смертным грехом. И далее она подвергает сомнению это представ-ление: «Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться...» Мысль о любви сильнее, не-жели страх перед религиозными запретами, и предсмертные слова Катерины обращены не к Богу и выражают не раскаяние в совершенных грехах, — они обращены к любимому: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» Так свободное от пред-рассудков, живое и сильное чувство победило в душе Катерины, и она вырвалась из пут «темно-го царства» на волю.

Урок 1. Биографические сведения об А.Н.Островском. Введение в работу над драмой “Гроза”. История создания произведения.

Урок 2. Работа над содержанием 1-го и 2-го действий.

Урок 3. Работа над содержанием 3-го, 4-го и 5-го действий.

Урок 4. Разбор драмы в целом. Общие картины жизни и основные типы “темного царства”. Дикой, Кабаниха, Феклуша.

Урок 5. Образы Бориса, Тихона, Варвары, Кудряша, Кулигина.

Урок 6. Образ Катерины. Работа над фрагментами критических статей.

Урок 7. Художественные особенности пьесы (жанр, композиция, символика, язык). Значение творчества А.Н.Островского.

Уроки 8–9. Письменная работа.

Урок 10. Заключительное зачетное занятие по драматургии А.Н.Островского.

Урок 1

План урока

Тема: биография А.Н.Островского. Введение в работу над драмой “Гроза”.

Задачи: знакомство с жизнью и творчеством А.Н.Островского. Формирование умения ориентироваться в историко-литературном пространстве, оценивать исторические предпосылки творческих свершений художника.

Этапы:

  1. Лекция учителя (о жизни и творчестве Островского).
  2. Введение в работу над драмой “Гроза”.История создания произведения.

а) Исторический очерк эпохи: Россия перед грозой.(Этот вопрос можно поручить подготовить заранее 1–2 ученикам).
б) История создания драмы “Гроза”: волжские наблюдения А.Н.Островского.

Урок 2

План урока

Тема: работа над содержанием 1-го и 2-го действий драмы. Работа может строиться как комментированное чтение или как беседа с классом.

Вопросы к классу:

1-е действие

  1. Какая песня открывает пьесу? Кто ее поет? Какова ее роль в раскрытии содержания пьесы?
  2. Какое представление складывается о героях пьесы (Кабаниха, Дикой) из речей, реплик Кудряша, Кулигина, Шапкина, Бориса?
  3. Какой предстает жизнь города Калинова в монологе Кулигина: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!”
  4. Найдите в этом монологе Кулигина элементы фольклорного стиля, книжные обороты, устаревшие слова.
  5. Какую роль играют Кулигин и Феклуша в 1-м действии и в построении драмы в целом? Почему в 1-м действии после монолога и реплик Кулигина автор вводит Феклушу? Что общего и в чем различие в их восприятии природы и нравов города?
  6. Какой предстает перед читателями Катерина в 1-м действии в сценах с Кабанихой, Тихоном, Варварой?
  7. В каких условиях воспитывалась Катерина и в какую обстановку она попала после замужества?
  8. В чем сказывается разность характеров двух молодых героинь – Варвары и Катерины? Почему Варвара и Катерина по-разному отнеслись к словам сумасшедшей барыни и к приближающейся грозе?
  9. На какие социальные группы делится население города Калинова? Распределите действующих лиц по этим группам.

2-е действие

  1. Что рассказывает Феклуша о других странах?
  2. Чем она объясняет свою греховность и греховность странствующих людей?
  3. С какой целью автор вводит эту сцену, внешне никак не связанную с трагедией главной героини?
  4. Какое значение имеет второе явление 2-го действия для развития сюжета?
  5. Как раскрывается характер Катерины в этом действии?
  6. Как относятся к разлуке Тихон и Катерина?
  7. В каких высказываниях и поступках Кабанихи обнаруживается ее деспотизм, холодность, равнодушие?

Урок 3

Тема: работа над содержанием 3-го, 4-го и 5-го действий.

Вопросы к классу:

3-е действие

  1. Что рассказывает Феклуша о жизни в Москве и других больших городах?
  2. Какие черты характера Кабанихи раскрываются в разговоре с Диким?
  3. Почему обитатели города почти не гуляют по бульвару? Проанализируйте монолог Кулигина “Вот какой, сударь, у нас городишко”.

4-е действие

  1. Какие внешние события способствуют развитию душевной драмы Катерины и приводят ее к публичному покаянию?
  2. В каких высказываниях и поступках Кулигина обнаруживается его любовь к просвещению, уважение к людям?

5-е действие

  1. Как изменилось положение Катерины в доме мужа после ее публичного покаяния?
  2. В каких высказываниях и поступках Тихона и Бориса показано их безволие?
  3. Каков смысл песни Кулигина “Ночною темнотою покрылись небеса”?
  4. Кто виноват в гибели Катерины?

Урок 4

Тема: разбор драмы в целом. Общие картины жизни Калинова и основные типы “темного царства”. Дикой, Кабаниха, Феклуша.

Вопросы к классу:

  1. Из каких источников черпают калиновцы знания о мире?
  2. Каковы основные черты странницы Феклуши?
  3. Что такое, с вашей точки зрения, самодурство?

Дикой

  1. Кто он по своему материальному и общественному положению?
  2. В чем сказывается его стремление к наживе? Каким способом он добывает деньги?
  3. Какие поступки и суждения Дикого указывают на его грубость, невежество, суеверие?
  4. Как вел себя Дикой при столкновении с гусаром и после него?
  5. Покажите, как в речи Дикого раскрывается его характер?
  6. Какие приемы использует Островский для создания образа Дикого?

Кабаниха

  1. Кто она по своему общественному и материальному положению?
  2. На чем, по ее мнению, должны основываться семейные отношения?
  3. В чем проявляется ее ханжество и лицемерие?
  4. Какие поступки и высказывания Кабанихи свидетельствуют о жестокости и бессердечии?
  5. Что общего и в чем различия в характерах Дикого и Кабанихи?
  6. Каковы особенности речи Кабанихи?
  7. Как относятся к поучениям Кабанихи Тихон, Варвара и Катерина?

Урок 5

Тема: образы Бориса, Тихона, Варвары, Кудряша, Кулигина.

Вопросы к классу:

  1. Кого из героев можно отнести к жертвам самодурства?
  2. В чем различия между ними в отношении к своему положению? Тихон, Борис, Варвара, Кудряш, Катерина, Кулигин.

Тихон и Борис

  1. Что общего в судьбе, характере и положении этих героев?
  2. Каковы различия (в образовании, в общей культуре, в отношении к людям, к Катерине)?
  3. В чем они оба противопоставлены Катерине?

Варвара, Кудряш

  1. Что общего между ними?
  2. Как они протестуют против уклада жизни в городе Калинове?

Кулигин

  1. Кто он по общественному положению, роду своих занятий?
  2. Как относится к жизни обитателей города?
  3. Каковы основные черты его характера (стремление к общественному благу, любовь к науке, поэзии)?
  4. В чём этот герой выше Катерины, а в чем – ей уступает?

Урок 6

Тема: образ Катерины. Русские критики и литературоведы о характере Катерины.

Вопросы к классу:

  1. Какое место занимает Катерина среди действующих лиц драмы?
  2. Каково её общественное и социальное положению?
  3. Охарактеризуйте её воспитание и жизнь до замужества.
  4. Каковы условия её жизни после замужества?
  5. Как обнаруживается её искренность и правдивость?
  6. Какие высказывания Катерины свидетельствуют о странности и глубине её натуры?
  7. Самоубийство Катерины- это проявление слабости или силы её характера?
  8. Какие события после раскаяния способствуют быстрому наступлению трагической развязки?
  9. Какие события в пьесе приближают публичное раскаяние Катерины?
  10. Почему Тихон и Борис не могли помочь Катерине?
  11. Каковы особенности речи Катерины?
  12. Каких героинь напоминает Катерина?

Урок 7

Тема: художественные особенности пьесы (жанр, композиция, символика, язык). Значение творчества А. Н. Островского.

Вопросы к классу:

  1. Какова экспозиция, заявка, развязка, кульминация пьесы?
  2. Как автор применяет прием контраста в пьесе?
  3. Какой смысл автор вкладывает в образ грозы?
  4. Каковы черты трагедии в пьесе?
  5. “Гроза” – драма или трагедия?
  6. Охарактеризуйте язык персонажей пьесы.

Тест

1. Действие пьесы разворачивается в:

а) Москве;
б) волжском городе;
в) городе на берегу Оки.

2. Действие пьесы открывается русской народной песней:

а) “Из-за острова на стрежень”;
б) “Среди долины ровныя”;
в) “Лучинушка”.

3. Кому принадлежат следующие реплики:

1) “Восторг!.. Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита”;
2) “Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!..”;
3) “Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле… Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”. а) Кудряш; б) Кулигин; в) Феклуша; г) Катерина; д) Кабаниха.

4. “Механик, самоучка механик”, “антик, химик” – это:

а) Кудряш;
б) Борис;
в) Кулигин.

5. 1) “Пронзительный мужик”, 2) “Ни за что человека оборвет”, 3) “Как с цепи сорвался”, 4) “Унять-то его некому, вот он и воюет”, – говорят о Диком:

а) Кудряш;
б) Шапкин;
в) Кулигин.

6. Мать Бориса была:

а) дворянкой;
б) купеческой дочкой;
в) мещанкой.

7. Борис приехал в Калинов, чтобы:

а)повидаться с дядей;
б) помочь с дядей;
в) получить свою часть наследства.

8. Какое условие поставила в завещании бабушка Бориса? Борис получит наследство, если:

а) будет почтителен к дяде;
б) получит хорошее образование;
в) покажет себя способным купцом.

9. “Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак”. Эти слова принадлежат:

а) Борису;
б) Шапкину;
в) Кулигину.

10. Вставьте в монолог Кулигина нужные слова:

“… нравы, сударь, в нашем городе, … (злые, жестокие)!” В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да (жадности, бедности нагольной), не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой …(дыры, коры)!.. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше…(денег, насущного хлеба). А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать.

Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие (палаты, хоромы) … пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человечье …(потеряно, истрачено). А те им за малую…(мзду, благостыню) на гербовых листах злостные …(пасквили, кляузы) строчат на ближних. Судятся, судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками … (хлопают, плещут).

11. Каких поэтов особо почитает Кулигин:

а) Пушкина и Лермонтова;
б) Рылеева и Радищева;
в) Ломоносова и Державина.

12. В 1-м действии Катерина в разговоре с Варварой рассказывает о:

а) своей любви к Борису;
б) своей жизни в доме матери;
в) своей тяжелой жизни в доме Кабановой.

13. Кому принадлежат следующие реплики, сказанные в ответ на страшные пророчества барыни (в 1-м действии):

1) “Вздор все. Очень нужно слушать, что она городит”;
2) “Ах, как она меня испугала”;

а) Варваре
б) Катерине.

1) “передразнивая”;
2) “зажмуриваясь”;
3) “с ужасом”:

а) Катерины;
б) Варвары.

15. Феклуша рассказывает о странах, в которых правят “салтаны Махмут турецкий и Махмут персидский” и живут люди с песьими головами:

а) Глаше;
б) Варваре;
в) Кабанихе.

16. Какой грех видит за собой Феклуша:

а) сплетни и наветы;
б) чревоугодие;
в) праздность.

17. Кто из героинь рассказывает следующую историю: “Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в ложку и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!”:

а) Варвара;
б) Катерина;
в) Глаша.

18. Феклуше в поездах железных дорог видится:

а) огненный змей;
б) красный конь.

19. С точки зрения Феклуши, женщины в Москве все худые потому, что:

а) следят за своей фигурой и мало едят;
б) много ходят пешком;
в) одержимы нечистой силой.

20. С какой целью Дикой приходит к Кабанихе:

а) поговорить о жизни;
б) обсудить дела в городе;
в) послушать Феклушу.

21. Где происходит свидание Катерины и Бориса:

а) в саду;
б) в овраге;
в) на высоком берегу Волги.

22. О чем идет разговор между Кулигиным и Диким на бульваре (4-е действие):

а) о получении Кулигиным денег за работу;
б) о сооружении громоотвода;
в) о благоустройстве общественного сада;
г) о сооружении солнечных часов.

23. В какой последовательности происходят события, предшествующие публичному раскаянию Катерины:

а) появление сумасшедшей барыни;
б) Тихон говорит: “Катя, кайся, брат, лучше, коли в чем грешна. Ведь от меня не скроешься, нет, шалишь! Все знаю!”;
в) “Борис выходит из толпы и раскланивается с Кабановым”;
г) 2-й говорит: “Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет! Верно тебе говорю: потому знаю. Либо уж убьет кого-нибудь, либо дом сгорит; вот увидишь: потому, смотри, какой свет необыкновенный!”;
д) Катерина видит картину Страшного суда, изображенную на стене галереи, и восклицает: “Ах! Ад! Ад! Геенна огненная!”

24. Какие герои представлены в последней сцене драмы:

а) Кулигин;
г) Кабаниха;
б) Кабанов;
д) Варвара;
в) Борис;
е) Дикой.

25. Кому принадлежат слова: “Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!”:

а) Тихону;
б) Борису;
в) Кулигину.

Ответы к тесту

1.– б. 2. – б. 3. 1) б; 2) в; 3) г. 4. – в. 5. 1),3) А; 2),4) Б. 6. – А. 7. – В 8. – А. 9. – А. 10. Жестокие, жестокие, бедность нагольная, коры, насущного хлеба, хоромы, истрачено, благостыню, кляузы, плещут. 11. – в 12. – б 13. 1) – а; 2) – б. 14. 1) – б; 2),3) – а. 15. – а. 16. – б. 17. – б. 18. – а. 19. – в. 20. – а. 21. – б. 22. –б, г. 23. – б-в- а-г-д. 24. – а, б, г. 25. – в.

Темы сочинений к драме А.Н.Островского “Гроза”

  1. Тема России в драме А.Н.Островского “Гроза”.
  2. Россия перед грозой (по драме А.Н.Островского “Гроза”).
  3. Нравы и быт русского купечества в драме А.Н.Островского “Гроза”.
  4. Изображение купеческой семьи в драме А.Н.Островского “Гроза”.
  5. Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островского “Гроза”.
  6. Тема “Горячего сердца” в драме А.Н.Островского “Гроза”.
  7. Нравственные проблемы в драме А.Н.Островского “Гроза”.
  8. Женские образы в драме А.Н.Островского “Гроза”.
  9. Сила и слабость Катерины Кабановой.
  10. Катерина и Варвара в драме А.Н.Островского “Гроза”.
  11. Элементы фольклора в речевой характеристике героев в драме А.Н.Островского “Гроза”.

Планы сочинений

Город Калинов и его обитатели в драме А.Н.Островского “Гроза”

  1. “Гроза ” – произведение предреформенной эпохи. Конец 1850-х – начало 1860 –х годов – грань разных исторических эпох. “Предгрозовое” состояние российского общества отражено в судьбах обитателей города Калинова.
  2. Город Калинов в драме (“Гроза”) и в комедии (“Горячее сердце”) – собирательный образ русского патриархального провинциального города; обобщенный образ города в монологах Кулигина.
  3. Обитатели города Калинов:

а) герои, управляющие жизнью города (представители “темного царства”. Самодуры, “волки”): Дикой; Кабаниха; Феклуша – персонаж, не влияющий на жизнь обитателей города, но необходимый для поддержания существующих порядков;
б) герои, готовые приспособиться к жизни города: Варвара, Кудряш;
в) герои, подавленные жизнью города, слабые и безвольные: Тихон, Борис;
г) герои, стремящиеся что-либо изменить в жизни города. (Кулигин – не только обличает нравы Калинова, но и пытается преобразовать жизнь города).
д) Катерина – “луч света в темном царстве” Калинова или порождение тьмы? Неоднозначность оценки этого образа. Оценки, высказанные Н.Добролюбовым. Оценка характера Катерины Д.Писаревым.

  1. Трагедия Катерины – отражение предгрозового состояния России. Разрушение старых нравственных устоев города.

Женские образы в драме А.Н.Островского “Гроза”

  1. Россия перед реформой 1861 года. Изображение Островским патриархального мира, стоящего на грани гибели.
  2. Особая роль женщины в патриархальном мире.
  3. Ведущая роль женских образов в драме:

а) роль Кабанихи и Катерины в идеальном конфликте пьесы; жизненные позиции героинь;
б) способы создания образа Кабанихи; в) способы создания образа Катерины;
г) сопоставление образов Кабанихи и Феклуши; д) противопоставление образов Катерины и Варвары;
е) роль эпизодических персонажей (Глаши и полусумасшедшей барыни), внесценических персонажей (жена Дикого и др.) в пьесе. Особая роль образа полусумасшедшей барыни в драме Катерины.

  1. Многообразие женских образов в драме “Гроза”.

Изображение купеческой семьи в драме А.Н.Островского “Гроза”

  1. Пьесы Островского о жизни купечества (“Свои люди – сочтемся!”, “Бедность не порок”, “Горячее сердце” и др.). Купеческая жизнь Москвы и волжских городов в пьесах Островского.
  2. Купеческие семьи, выведенные драматургом в драме “Гроза”.

1) Семья Дикого (не представлена в пьесе):

а) внесценическими персонажами являются жена Дикого и его дочери (об отношениях в семье мы узнаем из рассказов Бориса и Кудряша);
б) Дикой и его племянник Борис; в) отношения в семье определяет самодурство Дикого;

2) Семья Кабановых:

а) в этой семье отношения основываются на старых домостроевских нормах жизни. Но, не согретые теплом живого чувства, живой верой, принимают в семье Кабановых уродливые формы;
б) роль Кабанихи как старшей женщины в доме, хранительницы патриархальных обычаев;
в) взаимоотношения Кабановой с детьми (Тихоном и Варварой);
г) взаимоотношения с Катериной; д) роль приживалок, странниц в доме Кабановой.

3) Противопоставление семьи Кабановых семье Катерины. Члены второй семьи – внесценические персонажи. Из рассказов Катерины мы узнаем, что отношения в ее семье строились на любви, взаимопонимании.
4) Обобщенное изображение семейных отношений в городе дано в монологах Кулигина.

  1. Островский изображал купеческие семьи и в трагических (“Гроза”), и в комических (“Горячее сердце”) красках. Но в переломный для судьбы России период драматург увидел во взаимоотношениях в купеческой семье трагический характер.

Тема “горячего сердца” в драме А.Н.Островского “Гроза”

  1. Тема “горячего сердца” – сквозная в драматургии А.Н.Островского (Любим Торцов, Снегурочка, Лариса и др. герои обладают “горячим сердцем”).
  2. Понятие с “горячего сердца” относится к героям живым, остро реагирующим на все происходящее вокруг. Горячим сердцем могут обладать не только достойные (положительные) герои.
  3. Герои с “горячим сердцем ” в “Грозе”:

а) Катерина. Рассказ героини о детстве, о бегстве из дома на Волгу, страстная, безоглядная любовь к Борису, ее смерть – все это свидетельствует о “горячем сердце”;
б) “горячее сердце ” Кулигина открывается в восхищении природой, поэзией, в страстном желании преобразовать жизнь в городе, в мечте о вечном двигателе;
в) Варвара и Кудряш по-своему проявляют свою горячность. Варвара по своей доброте и любви помогает Катерине устроить свидание с Борисом, не задумываясь о возможных последствиях. Кудряш весь скроен из страстных народных песен, Увоз Варвары, смелость поведения с Диким – проявление его “горячего сердца”;
г) Тихон. Его “горячее сердце” под спудом и проявляется в разгуле, в который он пустился, покинув родной дом, в последних горьких словах, обращенных к Кабанихе;
д) Дикой также обладает “горячим сердцем”, его умение покаяться (эпизод с мужиком, перед которым он стоял на коленях на Страстной неделе) – свидетельство тому.

  1. Персонажам с “горячим сердцем ” противопоставлены люди с “холодными сердцами”:

а) Борис – многие его реплики при первом свидании с Катериной тому свидетельство, его нежелание увидеть приближающуюся трагедию Катерины, поведение во время последнего свидания с Катериной, равнодушие к ее судьбе говорят о его бездушии, холодности;
б)Кабаниха – самая “холодная ” из всех персонажей драмы, она равнодушна к детям, к Катерине, даже к ее смерти. Для нее важно лишь внешнее соблюдение обычаев;
в) именно Кабаниха и Борис играют роковую роль в судьбе главной героини, в ее гибели.

  1. Практически всем героям пьесы свойственны сильные ощущения, чувства. Грозная атмосфера пьесы (“жизни некий преизбыток в знойном воздухе разлит ”) проявляется и в горячности героев.