Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Цецилия гофман. Загадочный и многоликий Э.Т.А

Цецилия гофман. Загадочный и многоликий Э.Т.А

В словаре «Deutshes Schriftstellerlexikon» (Weimar, 1961) выдающийся немецкий писатель назван «универсальной личностью в искусстве». Действительно, Гофман обладал универсальными способностями в разных областях искусства. Он был автором первой немецкой романтической оперы, дирижером, профессиональным музыкальным критиком, театральным декоратором, графиком, писателем, музыкантом и блестящим юристом. Поразительно не то, как столь различные способности могли сочетаться в одном человеке, а то, что в каждой из областей, в том числе и юридической, Гофмана отличал высокий профессионализм.

Родился Эрнст Теодор Вильгельм Гофман – именно такое имя было дано ему при крещении 26 января 1776 г. в столице Восточной Пруссии – Кёнигсберге. Брак родителей был странным. Отец – Кристоф Людвиг Гофман (1736-1797) – служил адвокатом при прусском верховном суде в Кёнигсберге. Биографы отмечают, что он был человеком, легко поддающимся настроению, не чуждый музам, но склонный к пьянству. Мать – Ловиза Альбертина Дерфер (1748-1796) – была женщиной чрезвычайно набожной, нелюдимой и слегка истеричной, испытывавшей склонность к пиетизму. Супружеская жизнь этих совершенно разных людей сопровождалась частыми семейными скандалами, приведшими в итоге к тому, что через несколько лет после рождения сына родители сочли необходимым расторгнуть брак. Эрнст Теодор вместе с матерью переехал в дом Дерферов, где прошли детские и юношеские годы. Материалов, свидетельствующих о том, как жилось маленькому Эрнесту в доме бабушки, сохранилось немного. Известно, что мать не очень заботилась о воспитании сына, не был ласков с племянником и дядя – Отто Вильгельм Дерфер. Единственным человеком, от которого мальчик получал хоть немного любви и заботы, была тётя – Иоганна Софи Дерфер. Обстановка дерферовского дома наложила отпечаток на характер Гофмана. Он рос довольно замкнутым мальчиком, нелегко сходился с людьми. Во многом предоставленный самому себе, он много времени уделял занятиям музыкой. В 12 лет Гофман свободно импровизировал на клавире, органе, играл на скрипке и гамбе, изучал теорию музыки. Домашние занятия были дополнением к основному образованию, которое Гофман получал, посещая Лютеранскую школу, куда он поступил в 1781 г. (по др. источн, в 1782 г.). Ректор школы Стефан Ванновский был большим поклонником учения «Северного мага», жившего в Кёнигсберге, – Иоганна Георга Гамана (1730-1788). Интерес Ванновского вызывала та часть учения Гамана, в которой речь идет об особом значении воспитания и развития эмоциональной сферы человека через приобщение его к искусству и особенно музыке. Может быть, поэтому в деятельности руководимой Ванновским школой большое место занимала музыкальная подготовка подопечных, развитие их музыкальных способностей. Очевидно, уже в школе впервые перед Гофманом встает вопрос о выборе между следованием семейной традиции – Дерферы были юристами – и служением искусству.

Но Кёнигсберг был городом, который вряд ли мог похвастаться особой благосклонностью к искусствам. В некогда вольном ганзейском городе престижными считались занятия науками серьезными и полезными, к коим относилась и юриспруденция. В 1792 г. Гофман поступает на юридический факультет Кёнигсбергского университета, который заканчивает в 1795 г. Изучение юридических наук не мешает музыкальным занятиям. Его учителем музыки был соборный органист и композитор Христиан Подбельский. Своего наставника Гофман спустя много лет запечатлеет в образе мастера Абрагама Лискова – заботливого опекуна прославленного кота Мурра. В Кёнигсберге Гофман впервые услышал и оперу Моцарта «Дон Жуан», на всю жизнь музыка австрийского композитора покорила его. Знаком особого преклонения перед гением Моцарта стало имя Амадей, которое избрал для себя Гофман.

В Кёнигсберге Гофман встретил и первую любовь. Объектом его поклонения стала Дора Хатт, которая была старше его на 10 лет. Гофман давал ей уроки музыки и боготворил свою возлюбленную. Именно образ Доры Хатт угадывается годы спустя в героине-баронессе в новелле «Майорат». Первая любовь принесла Гофману больше страданий, чем радости. Разразившийся в кёнигсбергском обществе скандал заставил Гофмана принять предложение из Глогау. В 1796 г. он покидает Кёнигсберг и до 1798 г. работает в суде города Глогау. Это были годы, полные тяжёлых разочарований и подавленности. Занятия юриспруденцией не доставляли радости, пребывание в обществе дяди Иоганна Людвига Дерфера мало отвечало духовным запросам. Единственным спасением оставалось занятие искусством. Именно в Глогау произошли важные для Гофмана встречи. Здесь он познакомился с Иоганном Самуэлем Хампе, одаренным музыкантом, который, как и Гофман, вынужден был тянуть чиновничью лямку. Дружба с Хампе связывала Гофман всю жизнь. Не менее важной была и встреча с художником Алоизом Молинари. Вместе с ним Гофман расписывал церковь иезуитов в Глогау, а спустя несколько лет запечатлел образ художника в новелле «Церковь иезуитов», вышедшей в сборнике «Ночные рассказы». Сдав в июне 1798 г. экзамен на референдария, Гофман направляется в Берлин. Путь его пролегал через Дрезден.

Первый берлинский период жизни Гофмана падает на 1798-1800 гг. Он по-прежнему работает в суде, но выполнение чиновничьих обязанностей тяготит его в меньшей мере, чем в Глогау, т. к. молодая прусская столица стремилась не отстать в организации светской жизни от своих старых европейских сестёр. За образец для подражания был взят Париж. В Берлине были театры, шумели многолюдные салоны, в которых бурно обсуждались вопросы политики, события французской революции, велись разговоры об искусстве. Так, предметом обсуждения стал в 1799 г. роман Фр. Шлегеля «Люцинда», романтическая история о любви. Бурлящая жизнь Берлина нравилась Гофману. Не оставлял он и музыкальных занятий, совершенствуя свои знания и умения у Иоганна Фридриха Рейхардта. Здесь был написан зингшпиль «Маска» (1800). Гофман попытался добиться постановки своего произведения на сцене Национального театра, но руководитель А.В. Иффпанд отклонил предложение молодого композитора. Первая попытка прорыва на сцену закончилась неудачей. Но Гофман не оставляет занятий искусством. Он копирует произведения античных мастеров, совершенствуется в портретной живописи, оттачивает свое мастерство как рисовальщик и... сдает в 1800 г. экзамен на чин асессора, после чего получает направление в г. Познань. Берлин Гофман покидал с неохотой, но перевод в Польшу давал ему освобождение от гнета дерферовской семьи.

1800-1802 гг. Гофман провел в Познани. По сравнению с Берлином это был тихий город. Вынужденный заниматься юриспруденцией, Гофман все более тяготится этими обязанностями. Внимательный человек, он не мог не заметить отношения поляков к прусским чиновникам, наводнившим Познань. Он был солидарен с несломленным, вопреки всему, национальным духом жителей Польши. Гофман, в роду которого были люди разных национальностей, был чужд пруссаческий национализм, поэтому, когда судьба свела его с очаровательной полькой Михалиной Рорер-Тищинской, голубоглазой и тёмноволосой Мишей, он, не раздумывая, обвенчался с ней 26 июля 1802 г. С этого времени мягкая и терпеливая Михалина стала верным другом и опорой для Гофмана, разделив с ним до конца все тяжелейшие испытания, коих в их жизни было немало. Брак с дочерью городского писаря, лишившегося места из-за плохого знания немецкого языка, полькой, стал поводом для окончательного разрыва с семейством Дерферов. Гофман не мог больше рассчитывать на поддержку влиятельного дядюшки. Непростое положение, в котором оказался Гофман, осложнилось тем, что на бал-маскараде в 1802 г. он распространял карикатуры, отмеченные удивительным портретным сходством с известными в городе людьми. Автора карикатур обнаружили без особого труда, и расправа с осмелившимся взорвать общественное мнение последовала молниеносно. Вместе с молодой женой Гофман должен был покинуть Познань.

Так они оказались в захолустном городе на берегу Вислы – Плоцке. Заточение в этом провинциальном городке длилось с 1802 по 1804 г. Самым тягостным в эти годы для него было отсутствие культурной атмосферы. Стремясь как-то преодолеть чувство отчаяния, он начинает вести дневник. Записи, сделанные им, свидетельствуют о настойчивых попытках Гофмана прорваться сквозь «архивную пыль» к высотам искусства. Страницы дневника пестрят суждениями о музыке Моцарта, Гайдна, Бетховена, рассказывают о попытках Гофмана в написании собственных произведений. Но чаще других встречаются записи: «Заурядный день», «Dito черный день» и возглас отчаяния: «Я остаюсь прозябать – я забыт!» Именно в плоцком заточении у Гофмана оформляется желание обратиться к литературному труду. 17 ноября 1803 г. он записывает: «А теперь я хочу написать книгу». Покидая городок на Висле, Гофман в последний раз посещает Кёнигсберг, встречается со своим другом Гиппелем, вместе они строят планы поездки в Италию, которым так и не суждено будет осуществиться. Здесь же Гофман узнал о смерти своей первой возлюбленной Доры Хатт. Поездка оказалась печальной, но впереди ждала Варшава, куда Гофман получил назначение.

1804-1807 гг. он проводит в Варшаве. Служебные обязанности по-прежнему отнимают немало времени, но Гофман справляется с ними быстро и полностью посвящает свой досуг занятиям музыкой. В конце 1804 г. он закончил двухактный зингшпиль «Веселые музыканты», положив в основу текст романтика Клеменса Брентано, а 6 апреля 1805 г. состоялась премьера. Год спустя на сцене Варшавского театра был поставлен еще один зингшпиль – «Непрошенные гости, или Каноник из Милана». В Варшаве увидели свет и пять сонат Гофмана. Из «местного музыкального дилетанта» Гофман именно здесь превратился в одну из заметных фигур в музыкальном мире, получил признание широкой публики. В Варшаве раскрылись не только композиторские способности Гофмана, но и его певческий дар, дирижерский талант. Впервые за дирижерским пультом варшавская публика увидела Гофмана 3 августа 1806 г. при открытии дворца Мнишков.

Варшавский период был, пожалуй, одним из самых гармоничных в жизни Гофмана Он по-прежнему совершенствуется в итальянском языке, достигая блестящего знания его; расписывает дворец Мнишков, работает над первыми музыкальными статьями, открывает для себя удивительный мир романтической литературы, а в июле 1805 г. у Гофмана родилась дочь Цецилия. Относительно спокойное существование Гофмана в Варшаве было нарушено вторжением войск Наполеона. В 1807 г. Гофман лишается работы, вынужден сменить квартиру, но средств не хватает и нужда поселяется в его семье. Один за другим город покидают близкие по духу Гофману люди. В апреле 1807 г. Гофман заболел нервной горячкой, вызванной, по-видимому, всеми предшествующими треволнениями. Болезнь протекала тяжело, но после выздоровления Гофман отправился в новые странствия – вначале в Познань, где были его жена и дочь, а затем в Берлин. С этого времени постоянной спутницей Гофмана становится нужда, и сам капельмейстер оценивает свое положение как «в самом деле отчаянное...». Берлинская зима 1807 / 1808 г. принесла Гофману трагические известия о смерти дочери, тяжёлой болезни жены, в эти месяцы он познал голод, его преследовали приступы нервной горячки. Положение становилось безнадежным, и, чтобы выжить, Гофман вынужден был покинуть Берлин. Ему была предложена должность капельмейстера в театре Бамберга.

1 сентября 1808 г. Гофман прибыл в Бамберг, где ему предстояло пробыть до 1815 г. Заняв место капельмейстера в театре, пребывавшем в довольно жалком состоянии, со свойственным ему энтузиазмом Гофман берется за дело. Здесь им были закончены и поставлены оперы «Любовь и ревность», «Напиток бессмертия», написана музыка к трагедии Захария Вернера «Крест над Балтикой», начата работа над оперой «Ундина ». Всего в бамбергский период им было создано около 32 больших и малых произведений. В Бамберге Гофман открывает школу пения, в качестве критика сотрудничает с «Всеобщей музыкальной газетой», публикуя в ней в 1809 г. новеллу «Кавалер Глюк».

Но к литературной деятельности Гофман по-прежнему относится спокойно. В письме к редактору общей музыкальной газеты» Фридриху Рохлину от 29 января 1809 г. он предоставляет ему полную свободу в правке новеллы и замечает: «Я бесконечно далек от всякого писательского тщеславия».

Доказательством виртуозного владения словом и удивительно тонким пониманием музыкального искусства были блестящие музыкальные рецензии Гофмана, которые появлялись в «Музыкальной газете». Обладая, несомненно, способностями к разным видам искусства, Гофман выше всех ценил музыку.

Пребывание Гофмана в Бамберге было ознаменовано и встречей с Юлией Марк, к которой он испытал большое и сильное чувство. Как и история с Дорой Хатт, увлечение Юлией Марк принесло больше страданий, чем радости. Как только о чувствах, испытываемых капельмейстером к своей ученице, стало известно в чинном бюргерском семействе, родители Юлии поспешили выдать дочь замуж. Но именно с образом Юлии связано рождение замыслов таких произведений Гофмана, как «Житейские воззрения кота Мурра» и «Крейслериана».

После отъезда Юлии Гофман возвращается к работе над первой романтической немецкой оперой «Ундина», либретто к которой написал Фуке. Творчество по-прежнему остается единственным средством, которое помогает отвлечься, чтобы запечатлеть «пестрый мир», теснящийся в голове художника и требующий воплощения. Пребывание в Бамберге становилось все более тягостным, 21 апреля 1813 г. Гофман покидает город, предварительно заключив с Кунцем первый договор на издание своих литературных сочинений.

Сначала Гофман с женой ненадолго задерживаются в Дрездене, а затем направляются в Лейпциг, где его ждет большая работа в театре и где разворачивается заключительный акт наполеоновской эпопеи. Кажется, что жизнь Гофмана находится в какой-то фатальной зависимости от наполеоновских планов. Войска французского императора заставили его покинуть Варшаву, обрекли на голодное существование в Берлине и, корчась в предсмертных муках, настигают его в дилижансе, следующем в Лейпциг. И хотя из-за военного времени театральные дела идут плохо, Гофман пребывает в хорошем настроении. Он продолжает работу над оперой «Ундина», выступает как дирижер, получает от Кунца первые отпечатанные листы сборника «Фантазии в манере Калло», пишет продолжение «Магнетизёра», статью «Поэт и композитор». 25 августа 1813 г. Гофман встречается с Наполеоном, который после сражения под Дрезденом переезжал мост. 3 ноября поступают первые сообщения о капитуляции Дрездена. Французы разбиты, и 17 ноября 1813 г. Гофман пишет своему издателю: «Свобода! – Свобода! Свобода! – Сбылись мои прекраснейшие надежды, и подтвердилась моя непоколебимая уверенность, которую я верно сохранял в самые тяжелые времена». Победа над Наполеоном стала мощным толчком к творчеству. 26 ноября 1813 г. Гофман приступает к работе над «дрезденской сказкой» «Золотой горшок» («Der goldene Topf», 1814). Дрезденский период жизни окончательно определил литературные планы Гофмана. В 1814 г. его друг Т.Г. фон Гиппель добивается для Гофмана места в Берлине, и 24 сентября 1814 г. Гофман покидает Лейпциг, а спустя два дня он прибывает в Берлин и поселяется в гостинице «Золотой орел». Здесь Гофман завязывает личные знакомства с Францем Горном, Людвигом Тиком, Адельбертом фон Шамиссо, К. Брентано, художником Филиппом Фейтом, с Фуке. Вскоре Гофман становится душой общества, получившего название «Serapionsabende». Друзья собирались раз в неделю в кофейне Мандерле на Унтер-ден-Линден, и Гофман читал свои новейшие произведения. Первыми были прочитаны «Приключения в новогоднюю ночь», с которых, если не считать новеллы «Кавалер Глюк», написанной ранее, начинается берлинский цикл рассказов, принесший литературную славу Гофману.

Впервые в «Новогодней ночи» и «Эпизоде из жизни трех друзей», а затем в «Щелкунчике и мышином короле» («Nußknacker und Mäusekönig», 1861), «Пустынном доме», «Выборе невесты», «Ошибках», «Тайнах» вплоть до финала в «Угловом окне» Гофман представил читателю обширную панораму жизни большого города, создал блистательную галерею образов, любящих, страдающих, смеющихся. Эти берлинские рассказы отличает удивительное переплетение точных и метких зарисовок действительности с фантазией и гротеском, столь характерное для гофмановского повествования.

1 июля 1815 г. Гофман поселился в квартире на Таубенштрассе, 32, что на Жандармском рынке. Берлин не был городом, архитектурные красоты которого могли бы покорить поклонника искусств Гофмана, но капельмейстер Крейслер, как отрекомендовал Фуке Гофмана на одном из вечеров, в Берлине оказался в центре литературной жизни, «в окружении друзей искусства». Впервые за многие годы скитаний у него появилась надежда наконец-то обрести постоянное пристанище. Но жить литературными заработками Гофман по-прежнему не может, а потому он был вынужден вновь вернуться к юридической деятельности. Он работает в уголовном суде, с завидной для чиновников виртуозностью и профессионализмом исполняя свои обязанности. Дилетантизма Гофман не любил ни в чем.

3 августа 1816 г. с большим успехом в Берлине была осуществлена постановка оперы Гофмана «Ундина». Великолепные декорации к опере были изготовлены Шинкелем, главную партию исполняла очаровательная Иоганна Эунике, последняя любовь маэстро. Публика наградила автора первой немецкой романтической оперы бурными овациями, Гофман стоял бесконечно счастливый и растроганный. Это был один из редких его «звездных часов». Гофман был признан как композитор.

Но множилось и число литературных сочинений. В Берлине он пишет роман «Эликсир сатаны», новеллы «Песочный человек», «Церковь иезуитов», которые положили начало сборнику «Ночные рассказы» («Nachtstücke», 1817). Поэтическое слово становится для Гофмана основным способом выражения собственного «я», единственным средством воплощения своего отношения к окружающему писателя миру и его обитателям. В Берлине Гофман оказался на вершине литературной славы. Его произведения публикуются в альманахах «Урания» и «Записная книжка любви и дружбы», он пишет для «Берлинского карманного календаря» и «Записной книжки компанейских развлечений». Доходы растут, но их едва хватало на посещение винного погребка у Лютера и Вегнера, в котором, начиная с осени 1817 г., Гофман стал завсегдатаем.

Работа в апелляционном суде, огромный писательский труд, каждодневные ночные кутежи не могли пройти незаметно. Не отличавшийся никогда крепким здоровьем, весной 1818 г. Гофман переносит тяжелое заболевание, находясь в течение нескольких недель на грани жизни и смерти. За тяжелейшим общим кризисом последовал период создания больших произведений, в которых Гофман возвращался к темам «Крейслерианы» и «Золотого горшка». Доказательством перемен, произошедших в художественном мышлении Гофмана, может служить сатирическая сказка «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» («Klein Zaches…, 1819), отличающаяся сильным сатирическим пафосом.

История о маленьком уродце Цахесе разоблачала превратившийся в исторический анахронизм быт и нравы карликовых княжеств, еще имевших место в Германии и претендовавших на значительный вес в самых различных областях жизни, говорила об опасности самодурства и деспотизма, пронизавших все сферы современной автору действительности. Но Цахес и его княжество, нравы, царящие в нем, не являются только немецким явлением. Гофман с удивительным мастерством сатирика и блестящего знатока людской психологии сумел показать убийственную власть глупости, страшные последствия оголтелого и беспринципного карьеризма. Как и в произведениях, написанных ранее, страшному миру Цахеса противопоставлен мир искусства и любви, воплощением которого является поэт Бальтазар. Именно он пренебрегает мнением двора и, ведомый любовью к Кандиде, разоблачает Циннобера. Гофман верит в великую силу искусства, и победа его на страницах сказки об уродце Цахесе возможна, но автор слишком хорошо знает, что в мире людей все обстоит гораздо сложнее. Этим объясняется и иронический финал произведения. В жизни Гофман стремительно приближался к трагическому финалу.

В 1819 г. его вновь настигает болезнь. В июле вместе с женой он единственный раз в жизни, прервав работу над «Серапионовыми братьями» и первым томом «Житейских воззрений кота Мурра», едет на два месяца в Силезию, чтобы поправить здоровье. Эти дни, проведенные на курортах в Хиршберге и Вертбрунне, он позже прославил в вымышленных «Письмах с гор». Это произведение освещено вспышкой последней любви в жизни Гофмана к прекрасной певице, блистательной исполнительнице партии Ундины в опере капельмейстера Крейслера – Иоганне Эунике.

В сентябре 1819 г. Гофман возвращается в Берлин. В этом же месяце выходит второй том «Серапионовых братьев» и новелла «Мадемуазель де Скюдери» («Das Fräulein von Scudery», 1819). Это произведение принесло Гофману самый большой писательский успех. В эти дни казалось, что наконец-то перед Гофманом светлое и надежное будущее, но этим надеждам не суждено было осуществиться.

Германия вступила в период тщательно спланированной борьбы с «демагогами» и «совратителями народа», так называли тех, кто не разделял растущих имперских амбиций прусского правительства. По стране прокатилась волна арестов и увольнений неугодных университетских профессоров, на полную мощь заработала машина цензуры, были запрещены студенческие корпорации, создана «Непосредственная комиссия по расследованию антигосударственных связей и других опасных происков». 16 сентября 1819 г. членом этой комиссии был назначен советник апелляционного суда Гофман. Несмотря на жестокий идеологический нажим, Гофман с профессиональным блеском отстаивал человеческое достоинство своих подопечных. Власти вынуждены были признать справедливость судебных заключений Гофмана, но смириться с присутствием честного судьи с независимыми взглядами на человеческое достоинство было уже свыше их сил.

Для борьбы с Гофманом был избран другой путь. Власти решили расправиться с писателем-сатириком, приложив немало усилий для того, чтобы предъявить ему обвинение в разглашении государственной тайны в романе «Повелитель блох», который готовил к публикации франкфуртский издатель Вильманс. Власти не стеснялись в средствах, не смущало их и то, что Гофман находился в тяжёлом состоянии, он уже не мог обходиться без посторонней помощи. День и ночь у постели дежурили жена и друзья писателя. Как только Гофман испытывал некоторое освобождение от боли, он диктовал свои рассказы. В последние месяцы жизни им был завершен рассказ «Мастер Иоганн Вахт», начата новелла «Враг», в первой половине апреля продиктована новелла «Угловое окно», своеобразный литературный манифест позднего Гофмана, финал «Повелителя блох». 25 июня около 11 часов утра Гофман испустил последний вздох. Через три дня его останки «тихо и незаметно» были погребены на новом кладбище перед Галльскими воротами в Берлине. Скромный памятник был установлен на средства друзей.

Творческое наследие Гофмана обширно и разнообразно, собственно литературная часть его представлена произведениями разных жанров: это романы, новеллы, сказки, либретто, которые маэстро писал к своим музыкальным сочинениям, эссе, критические статьи. Первые пробы пера исследователи относят к 1795 г. Имеются свидетельства, что в этом году Гофман работал над несохранившимися романами «Корнаро, мемуары графа Юлиуса фон С.» и «Таинственная».

Эрнст Теодор Амадей Гофман, с краткой биографией которого интересующийся читатель может ознакомиться на страницах сайта, является ярким представителем немецкого романтизма. Разносторонне одаренный, Гофман известен и как музыкант, и как художник, и, конечно же, как литератор. Произведения Гофмана, в большинстве своем непонятые современниками, после его смерти вдохновляли таких великих писателей, как Бальзак, По, Кафка, Достоевский, и многих других.

Детство Гофмана

Родился Гофман в Кёнигсберге (Восточная Пруссия) в 1776 году в семье адвоката. При крещении мальчика назвали Эрнстом Теодором Вильгельмом, но позже, в 1805-м, он сменил имя Вильгельм на Амадей - в честь своего музыкального кумира Вольфганга Амадея Моцарта. После развода родителей трехлетний Эрнст воспитывался в доме своей бабушки по матери. Большое влияние на становление мировоззрения мальчика, которое отчетливо проявляется в дальнейших вехах биографии и творчества Гофмана, оказал его дядя. Как и отец Эрнста, он был юристом по профессии, человеком талантливым и умным, склонным к мистицизму, однако, по мнению самого Эрнста, ограниченным и чрезмерно педантичным. Несмотря на сложные отношения, именно дядя помог Гофману раскрыть свои музыкальные и художественные таланты, способствовал его образованию в этих областях искусства.

Юношеские годы: обучение в университете

По примеру дяди и отца Гофман решил заниматься юриспруденцией, однако приверженность семейному делу сыграла с ним злую шутку. Блестяще окончив Кёнигсбергский университет, молодой человек покинул родной город и несколько лет служил судейским чиновником в Глогау, Познани, Плоцке, Варшаве. Однако, как и многие талантливые люди, Гофман постоянно ощущал неудовлетворенность тихой мещанской жизнью, пытаясь вырваться из затягивающей рутины и начать зарабатывать на жизнь музыкой и рисованием. С 1807 по 1808 год, живя в Берлине, Гофман зарабатывал на жизнь частными уроками музыки.

Первая любовь Э. Гофмана

Во время обучения в университете Эрнст Гофман зарабатывал на жизнь уроками музыки. Его ученицей стала Дора (Кора) Хатт - прелестная молодая женщина 25 лет, супруга торговца винами и мать пятерых детей. Гофман видит в ней родственную душу, понимающую его стремление сбежать от серых монотонных будней. После нескольких лет отношений по городу поползли сплетни, а после рождения шестого ребенка Доры родственники Эрнста решают отослать его из Кёнигсберга в Глогау, где жил еще один его дядя. Периодически он возвращается, чтобы повидаться с возлюбленной. Последняя их встреча состоялась в 1797 году, после чего их пути навсегда разошлись - Гофман, с одобрения родственников, заключил помолвку со своей кузиной из Глогау, а Дора Хатт, разведясь с мужем, снова выходит замуж, на этот раз за школьного учителя.

Начало творческого пути: музыкальная карьера

В этот период начинается карьера Гофмана как композитора. Свои музыкальные произведения Эрнст Амадей Гофман, биография которого служит доказательством высказывания о том, что «талантливый человек талантлив во всем», писал под псевдонимом Иоганна Крейслера. Среди наиболее известных его произведений - множество сонат для фортепиано (1805-1808 гг.), оперы «Аврора» (1812 г.) и «Ундина» (1816 г.), балет «Арлекин» (1808 г.). В 1808 году Гофман занимает пост театрального капельмейстера в Бамберге, в последующие годы служит дирижером в театрах Дрездена и Лейпцига, однако в 1814 году ему приходится вернуться на государственную службу.

Также Гофман проявил себя как музыкальный критик, причем интересовали его как современники, в частности, Бетховен, так и композиторы прошлых веков. Как было сказано выше, Гофман глубоко почитал творчество Моцарта. Подписывал свои статьи он также псевдонимом: «Иоганн Крейслер, капельмейстер». В честь одного из своих литературных героев.

Женитьба Гофмана

Рассматривая биографию Эрнста Гофмана, нельзя не обратить внимания на его семейную жизнь. В 1800 году, после сдачи третьего государственного экзамена, его переводят в Познань на должность асессора в Верховном суде. Здесь молодой человек знакомится со своей будущей женой - Михаэлиной Рорер-Тжчиньской. В 1802 г. Гофман разрывает помолвку с кузиной, Минной Дерфер, и, приняв католичество, женится на Михаэлине. О своем решении писатель впоследствии не жалел никогда. Эта женщина, которую он ласково называет Мишей, до конца жизни во всем поддерживала Гофмана, была его надежным жизненным партнером в трудные времена, каких в их жизни было немало. Можно сказать, она стала его тихой гаванью, которая была так необходима истерзанной душе талантливого человека.

Литературное наследие

Первое литературное произведение Эрнста Гофмана - новелла «Кавалер Глюк» - увидело свет в 1809 году в лейпцигской Всеобщей музыкальной газете. Далее последовали новеллы и очерки, объединенные главным героем и носящие общее название «Крейслериана», которые вошли позднее в сборник «Фантазии в манере Калло» (1814-1815 гг.).

Период 1814-1822 гг., отмеченный возвращением писателя к юриспруденции, известен как время его расцвета в качестве писателя. В эти годы написаны такие произведения, как роман «Эликсиры сатаны» (1815 г.), сборник «Ночные этюды» (1817 г.), повести-сказки «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 г.), «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» (1819 г.), «Принцесса Брамбилла» (1820 г.), сборник новелл «Серапионовы братья» и роман «Жизненные убеждения кота Мурра» (1819-1821 гг.), роман «Повелитель блох» (1822 г.).

Болезнь и смерть писателя

В 1818 г. самочувствие великого немецкого сказочника Гофмана, биография которого изобилует взлетами и падениями, начинает ухудшаться. Дневная работа в суде, требующая значительного умственного напряжения, за которой следовали вечерние встречи с единомышленниками в винном погребке и ночные бдения, во время которых Гофман стремился записать все пришедшие в голову днем мысли, все фантазии, порожденные разгоряченным винными парами мозгом - такой образ жизни значительно подорвал здоровье писателя. Весной 1818 года у него развивается болезнь спинного мозга.

В это же время осложняются отношения литератора с властями. В своих поздних произведениях Эрнст Гофман высмеивает полицейский произвол, шпионов и доносчиков, деятельность которых так поощрялась прусским правительством. Гофман даже добивается отставки начальника полиции Кампца, чем настроил против себя все полицейское ведомство. Кроме того, Гофман защищает некоторых демократов, которых по долгу службы обязан привлекать к суду.

В январе 1822 г. состояние здоровья писателя резко ухудшается. Болезнь достигает кризиса. У Гофмана развивается паралич. Через несколько дней полиция конфискует рукопись его повести «Повелитель блох», в которой прототипом одного из персонажей как раз является Кампц. Писателя обвиняют в разглашении судебной тайны. Благодаря заступничеству друзей, судебное разбирательство удалось отложить на несколько месяцев, и 23 марта, уже прикованный к постели Гофман, диктует речь в защиту самого себя. Расследование было прекращено при условиях правки повести в соответствии с требованиями цензуры. «Повелитель блох» выходит этой же весной.

Паралич писателя быстро прогрессирует и 24 июня достигает шеи. Умер Э.Т.А. Гофман в Берлине 25 июня 1822 г., не оставив в наследство жене ничего, кроме долгов и рукописей.

Основные особенности творчества Э.Т.А Гофмана

Период литературного творчества Гофмана приходится на эпоху расцвета немецкого романтизма. В произведениях писателя можно проследить основные черты Йенской школы романтизма: реализация идеи романтической иронии, признание цельности и многогранности искусства, воплощение образа идеального художника. Э. Гофман также показывает конфликт между романтической утопией и реальным миром, однако, в отличие от Йенских романтиков, его героя постепенно поглощает материальный мир. Писатель иронизирует над своими романтическими персонажами, стремящимися найти свободу в искусстве.

Музыкальные новеллы Гофмана

Все исследователи сходятся в том, что биография Гофмана и его литературное творчество неразделимы с музыкой. Эту тему наиболее ярко можно проследить в новеллах писателя «Кавалер Глюк» и «Крейслериана».

Главный герой «Кавалера Глюка» - музыкант-виртуоз, современник автора, почитатель творчества композитора Глюка. Герой создает вокруг себя атмосферу, окружавшую «того самого» Глюка, в попытке отрешиться от суеты современного ему города и обывателей, среди которых модно считаться «ценителем музыки». Пытаясь сохранить музыкальные сокровища, созданные великим композитором, неизвестный берлинский музыкант как будто сам становится его воплощением. Одной из главных тем новеллы является трагическое одиночество творческого человека.

«Крейслериана» - серия очерков на разную тему, объединенных общим героем, капельмейстером Иоганнесом Крейслером. Среди них есть как сатирические, так и романтические, однако красной нитью через каждый проскальзывает тема музыканта и его места в обществе. Иногда эти мысли высказываются персонажем, а иногда - напрямую автором. Иоганн Крейслер - признанный литературный двойник Гофмана, его воплощение в музыкальном мире.

В заключение можно отметить, что Эрнст Теодор Гофман, биография и краткое содержание некоторых работ которого представлены в этой статье, является ярким примером человека незаурядного, всегда готового идти против течения и бороться с жизненными невзгодами ради высшей цели. Для него эта цель была искусством, цельным и неразделимым.

Эрнст Теодор Вильгельм (Амадей) Гофман (он же композитор Иоганн Крейслер) родился 24 января 1776 года в Кёнигсберге (ныне Калининград) в семье адвоката при городском верховном суде Кристофа Людвига Гофмана. Старший Гофман был человеком весьма капризным, страдал запоями, но окружающие признавали в нем большой талант и даже избыточную мечтательность. Мать будущего писателя, Иоганна Якоба Дерффер, была женщиной невротической, склонной к душевной болезни и истерикам. Вскоре после рождения Эрнста родители развелись, и мальчик остался с матерью, отца он больше никогда не видел. Воспитывался Гофман под присмотром своего дяди Отто Вильгельма Дерффера – юриста, человека умного и талантливого, но до болезненности педантичного и законопослушного.

Мальчик рано выказал замечательные способности к музыке и рисованию. Однако когда Гофман вырос, клан Дерфферов настоял на том, чтобы молодой человек продолжил традицию их семьи и изучил юриспруденцию, из мира которой впоследствии Эрнст, сколько ни пытался, не смог вырваться до конца жизни. В 1795 году Гофман окончил Кёнигсбергский университет и отправился на службу судейским протоколистом в Глогау, под присмотр его двоюродного дяди и крестного отца Иоганна Людвига Дерффера. Когда дядю перевели служить в Берлин, он выхлопотал местечко и для Эрнста. В 1798 году Гофман перебрался в столицу Пруссии, где стал референтом в Берлинском апелляционном суде. В то время он уже пытался создавать оригинальные музыкальные произведения, но пока безуспешно.

Юридическая карьера привела будущего писателя в древний польский город Познань. Там произошел роковой перелом в его судьбе. Местное общество приняло умного талантливого молодого человека очень радушно, так радушно, что Гофман даже не заметил, как стал хроническим алкоголиком. Излечиться от алкоголизма он не смог до конца дней. Здесь же в Познани впервые на сцене был поставлен зингшпиль Гофмана «Шутка, хитрость и месть» на текст Гёте. Публика была в восторге, но после нескольких спектаклей театр сгорел вместе с партитурой оперы, с которой композитор не успел снять копию. Гофман впал в глубокую депрессию, попытался заглушить ее пьянством и однажды допился до галлюцинаций: из углов комнаты на него полезли разнообразные чудища, домовые и прочие химеры, ставшие впоследствии героями сказок писателя.

В 1802 году Эрнст женился на позненской дворянке Марии Михалине Рорер-Трциньской, она стала его верной спутницей до самой смерти.

Поворотом в судьбе Гофмана оказался карнавал-маскарад 1802 года, где переодетые незнакомцы стали раздавать гостям карикатуры на самых именитых прусских аристократов города. Оказалось, что так вздумал пошутить Гофман. На автора карикатур послали в Берлин донос. И вскоре он был отправлен служить в маленький заштатный городок Плоцк, правда, государственным советником, то есть выше чином. Но нет худа без добра. В Плоцке от скуки Гофман решил заняться литературой и сочинял много музыки. В 1803 году в берлинской «Независимой газете» появилась первая в жизни писателя публикация – эссе «Письмо монаха к своему столичному другу». Любопытно, что психиатры определили образ жизни Гофмана в глухой провинции как явное проявление шизофрении, признаки которой далее стали только усиливаться.

Хлопотами друзей в 1804 года Гофман был переведен в Варшаву в качестве государственного советника прусского верховного суда. Там он вскоре оказался заметной фигурой в музыкальном мире – его комические оперы ставились на сцене Варшавского театра, он выступал и как дирижер. 6 апреля 1805 г. состоялась премьера гофманского зингшпиля «Веселые музыканты», на партитуре которого впервые вместо третьего имени автора Вильгельм появилось имя Моцарта – Амадей, которое с тех пор и принято записывать как официальное имя писателя.

А в 1806 году, вскоре после победы в Аустерлицком сражении, в Варшаву вошла армия Наполеона. Тридцатилетний Гофман к этому времени был известен как талантливый композитор, что не приносило особых доходов, а поскольку прусские юристы Царству Польскому оказались не нужными, он остался без средств к существованию. Хуже, Гофмана обвинили в шпионаже в пользу прусской короны и выкинули из квартиры. Пришлось ему с семьей ютиться на чердаке Музыкального собрания Варшавы.

В январе 1807 года по дороге в Познань почтовая карета, в которой отправилась к родителям Михалина Гофман с маленькой дочкой Цецилией, опрокинулась. Девочка погибла, а Михалина получила серьезное ранение в голову. Когда Гофман узнал об этой трагедии, с ним случилась нервная горячка, сопровождавшаяся несколькими приступами безумия.

С трудом оправившись, в июле 1807 года писатель уехал в Берлин, где несколько месяцев нищенствовал и голодал. Только в 1808 году он получил пост театрального капельмейстера в Бамберге! Родители Михалины, выдававшие ее замуж за асессора с перспективой карьерного роста, были возмущены тем, что их зять стал «шутом», и отказались отпустить дочь к Эрнсту. Пришлось Гофману самому ехать за Михалиной. Именно в Познани, в дни отстаивания прав на собственную жену, писатель создал свою первую новеллу «Кавалер Глюк», позже открывшую сборник «Фантазии в манере Калло». Героем новеллы стал музыкант, а содержание составляют размышления Гофмана о музыке и ее месте в жизни человека.

Музыкальная карьера Гофмана в Бамберге не сложилась, и в 1813 году он перебрался в Дрезден, где устроился капельмейстером в частную труппу. Там-то и была создана в 1814 году знаменитая повесть «Золотой горшок. Сказка из новых времен», позже также вошедшая в сборник «Фантазии в манере Калло». Отличительной чертой повести является наличие в ней очень зыбкой грани между миром фантазии и миром реальным. Другими словами, перед читателями явился тот самый писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман, которого мы ныне знаем и любим.

Создавался «Золотой горшок», когда в окрестностях Дрездена шли ожесточенные бои союзников с агонизировавшей армией Наполеона. Гофман был непосредственным свидетелем военных действий и несколько раз находился на краю гибели. Однажды рядом с ним пушечным ядром разорвало трех человек.

Вскоре после разгрома Наполеона Гофман приступил к подготовке своей первой книги. Примерно тогда же он увидел знаменитые гравюры Жака Калло* и решил назвать свой сборник «Фантазии в манере Калло». Первые две книги «Фантазий…» из четырех появились в мае 1814 года. С этого времени Гофман стал популярным писателем. Впрочем, гонорары были мизерными, и ему вновь пришлось вернуться на государственную службу.

С 26 сентября 1814 года Гофман приступил к исполнению обязанностей юриста при Королевском Берлинском апелляционном суде. Каждый вечер после службы писатель проводил в погребке «Лютера и Вегенера» за бокалом вина. Возвращаясь же домой после очередной попойки, Гофман мучился бессонницей и садился писать, создавая таким образом свои великие произведения. С 1816 года Гофман стал писать сказки для детей, причем одной из первых оказалась знаменитая «Щелкунчик и Мышиный король».

Писатель никогда не отличался крепким здоровьем, а берлинский образ жизни не способствовал его укреплению. Несколько лет Гофман почти не спал. В результате весной 1818 года у него развилась болезнь спинного мозга. Начиная с этого времени состояние писателя только ухудшалось. Впрочем, Гофман не собирался бросать литературную деятельность.

Летом того же, 1818 года друзья подарили ему полосатого котенка, которого назвали Мурром. В компании с Мурром, любившим спать на его письменном столе, Гофман в 1819 году написал повесть в духе волшебной сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер».

В 1821 году писатель сочинил сказку «Повелитель блох», где главным злодеем выступает Антоний Левенгук, изобретатель микроскопа. Жестоким ударом стала для Гофмана случившаяся в декабре того же года безвременная смерть кота Мурра.

Уже в январе следующего года писатель слег. Болезнь усугубило обвинение его в насмешках над чиновниками и нарушении служебной тайны в «Повелителе блох». Сказку запретили публиковать. Гофман ее переписал. Однако треволнения привели к тому, что в марте 1822 года у автора начался быстро прогрессирующий паралич. Он успел увидеть напечатанным «Повелителя блох», а 24 июня паралич достиг шеи.

Эрнст Теодор Амадей Гофман умер в Берлине, в 11 часов утра 25 июня 1822 года Похоронили его на Иерусалимском кладбище района Кройцберг.

ЗОЛОТОЙ ГОРШОК

Е. Марковский. Золотой горшок. Романтическая пьеса для экрана и сцены.

А. Шиц. Саламандр. Пьеса.

ЩЕЛКУНЧИК

Аба Канский. Щелкунчик. Пьеса.

В. Глазков. Щелкунчик или Тайна ореха Кракатук. Фантазия на тему вечной сказки.

Ю. Долгих, С. Макаров. Сказка о Щелкунчике и Мышином Короле. Пьеса в стихах.

О. Кузнецов. Щелкунчик и мышиный король. Волшебная сказка в двух действиях.

А. Строганов. Щелкунчик мастера Дроссельмейера. Фантазия.

Т. Уфимцева. Щелкунчик. Пьеса.

Н. Шувалов. Щелкунчик. Пьеса для театра кукол.

ДРУГИЕ СЮЖЕТЫ

М. Хейфец. Играем Гофмана. Комедия.

Биография

Гофман родился в семье прусского королевского адвоката Кристофа Людвига Гофмана (1736-1797), однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки по материнской линии под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусствами.

Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от йенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.

Произведения

  • Сборник «Фантазии в манере Калло» (нем. Fantasiestücke in Callot"s Manier ), содержит
    • Очерк «Жак Калло» (нем. Jaques Callot )
    • Новелла «Кавалер Глюк» (нем. Ritter Gluck )
    • «Крайслериана» (I) (нем. Kreisleriana )
    • Новелла «Дон Жуан» (нем. Don Juan )
    • «Известие о дальнейших судьбах собаки Берганца» (нем. Nachricht von den neuesten Schicksalen des Hundes Berganza )
    • «Магнетизер» (нем. Der Magnetiseur )
    • Повесть «Золотой горшок » (нем. Der goldene Topf )
    • «Приключение в новогоднюю ночь» (нем. Die Abenteuer der Silvesternacht )
    • «Крейслериана» (II) (нем. Kreisleriana )
  • «Принцесса Бландина» (1814) (нем. Prinzessin Blandina )
  • Роман «Эликсиры сатаны » (нем. Die Elixiere des Teufels )
  • Сказка «Щелкунчик и мышиный король » (нем. Nußknacker und Mausekönig )
  • Сборник «Ночные этюды» (нем. Nachtstücke ), содержит
    • «Песочный Человек» (нем. Der Sandmann )
    • «Обет» (нем. Das Gelübde )
    • «Игнац Деннер» (нем. Ignaz Denner )
    • «Церковь иезуитов» (нем. Die Jesuiterkirche in G. )
    • «Майорат» (нем. Das Majorat )
    • «Пустой дом» (нем. Das öde Haus )
    • «Санктус» (нем. Das Sanctus )
    • «Каменное сердце» (нем. Das steinerne Herz )
  • Новелла «Необыкновенные страдания директора театра» (нем. Seltsame Leiden eines Theater-Direktors )
  • Повесть «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер » (нем. Klein Zaches, genannt Zinnober )
  • «Счастье игрока» (нем. Spielerglück )
  • Сборник «Серапионовы братья» (нем. Die Serapionsbrüder ), содержит
    • «Фалунские рудники» ((нем. Die Bergwerke zu Falun )
    • «Дож и догаресса» ((нем. Doge und Dogaresse )
    • «Мастер Мартин-Бочар и его подмастерья» (нем. Meister Martin der Küfner und seine Gesellen )
    • Новелла «Мадемуазель де Скюдери» (нем. Das Fräulein von Scudéry )
  • «Принцесса Брамбилла» (1820) (нем. Prinzessin Brambilla )
  • Роман «Житейские воззрения кота Мурра » (нем. Lebensansichten des Katers Murr )
  • «Ошибки» (нем. Die Irrungen )
  • «Тайны» (нем. Die Geheimnisse )
  • «Двойники» (нем. Die Doppeltgänger )
  • Роман «Повелитель блох» (нем. Meister Floh )
  • Новелла «Угловое окно» (нем. Des Vetters Eckfenster )
  • «Зловещий гость» (нем. Der unheimliche Gast )
  • Опера «Ундина» ().

Библиография

  • Теодор Гофман. Собрание сочинений в восьми томах. - С.-Петербург: «Типография братьев Пантелеевых», 1896 - 1899 гг..
  • Э. Т. А. Гофман. Музыкальные новеллы. - Москва.: «Всемирная литература», 1922 г..
  • Э. Т. А. Гофман. Собрание сочинений в семи томах. - Москва.: «Издательское Товарищество "Недра"», 1929 г.. (под общей редакцией П.С.Когана. С портретом автора. Перевод с немецкого под редакцией З.А.Вершининой)
  • Гофман. Избранные произведения в трех томах.. - Москва.: «Государственное издательство художественной литературы», 1962 г.
  • Э.Т.А. Гофман. Крейслериана. Житейские воззрения кота Мурра. Дневники.. - Москва.: «Наука», 1972 г.
  • Гофман. Собрание сочинений в шести томах.. - Москва.: «Художественная литература», 1991-2000.
  • Э.Т.А. Гофман. Эликсиры сатаны.. - Москва.: «Республика», 1992г. - ISBN 5-250-02103-4
  • Э.Т.А. Гофман. Крошка Цахес, по прозванию Циннобер. - Москва.: «Радуга», 2002 г.. - ISBN 5-05-005439-7

Балеты по произведениям Э. Т. А. Гофмана

  • Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик » (первая постановка в 1892 году).
  • Коппелия (Коппелия, или Красавица с голубыми глазами, фр. Coppélia) - комический балет французского композитора Лео Делиба . Либретто написано по новелле Э. Гофмана «Песочный человек» Ш. Нюитером (Charles Nuitter) и балетмейстером спектакля А. Сен-Леоном).
  • Балет С. М. Слонимского «Волшебный орех» (первая постановка в 2005 году).

Экранизации

  • Орех Кракатук, - фильм Леонида Квинихидзе
  • Щелкунчик и мышиный король (мультфильм) , 1999 год
  • Щелкунчик и Крысиный Король (фильм в формате 3D), 2010 год

В астрономии

В честь героини произведения Гофмана «Принцесса Брамбилла» назван астероид (640) Брамбилла (англ.) русск. , открытый в 1907 году.

  • Гофман в своем имени Эрнест Теодор Вильгельм изменил последнюю часть на Амадей в честь любимого композитора Моцарта .
  • Гофман является одним из писателей, повлиявших на творчество Э. А. По , Г. Ф. Лавкрафта , а также М. М. Шемякина . Оказал влияние на творчество российского рок-музыканта, лидера групп Агата Кристи и Глеб Самойлоff & the Matrixx Глеба Самойлова .

Примечания

Литература

  • Берковский Н. Я. Предисловие.//Гофман Э. Т. А. Новеллы и повести. Л.,1936.
  • Берковский Н. Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.
  • Ботникова А. Б. Э.Т.А.Гофман и русская литература. Воронеж, 1977.
  • Ветчинов К. М. Похождения Гофмана - следователя полиции, государственного советника, композитора, художника и писателя. Пущино, 2009.
  • Карельский А. В. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Э. Т. А. Гофман. Собр. Соч.: В 6 т. Т. 1. М.: Худ. лит-ра, 1991.
  • Миримский И. В. Гофман // История немецкой литературы. Т. 3. М.: Наука, 1966.
  • Тураев С. В. Гофман // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.
  • Русский круг Гофмана (составитель Н. И. Лопатина при участии Д. В. Фомина, отв. редактор Ю. Г. Фридштейн). - М.: Центр книги ВГБИЛ им М. И. Рудомино, 2009-672 с: ил.
  • Художественный мир Э. Т. А. Гофмана. М., 1982.
  • Э. Т. А. Гофман. Жизнь и творчество. Письма, высказывания, документы / Пер. с нем. Составл. К. Гюнцеля.. - М .: Радуга, 1987. - 464 с.

Вопрос №10. Творчество Э. Т. А. Гофмана.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776,Кёнигсберг-1822,Берлин) - немецкийписатель,композитор,художникромантического направления. Первоначально Эрнст Теодор Вильгельм, но, как поклонникМоцарта, изменил имя. Гофман родился в семье прусского королевскогоадвоката, однако когда мальчику было три года, его родители разошлись, и он воспитывался в доме бабушки под влиянием своего дяди-юриста, человека умного и талантливого, склонного к фантастике и мистике. Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе путь юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался вырваться и зарабатывать искусствами. Чувствуя отвращение к мещанским «чайным» обществам, Гофман проводил большую часть вечеров, а иногда и часть ночи, в винном погребке. Расстроив себе вином и бессонницей нервы, Гофман приходил домой и садился писать; ужасы, создаваемые его воображением, иногда приводили в страх его самого.

Своё мировоззрение Гофман проводит в длинном ряде бесподобных в своём роде фантастических повестей и сказок. В них он искусно смешивает чудесное всех веков и народов с личным вымыслом.

Гофман и романтизм. Как художник и мыслитель Гофман преемственно связан с иенскими романтиками, с их пониманием искусства как единственно возможного источника преобразования мира. Гофман развивает многие идеи Ф. Шлегеля и Новалиса, например учение об универсальности искусства, концепцию романтической иронии и синтеза искусств. Творчество Гофмана в развитии немецкого романтизма представляет собой этап более обостренного и трагического осмысления действительности, отказа от ряда иллюзий иенских романтиков, пересмотра соотношения между идеалом и действительностью. Герой Гофмана старается вырваться из оков окружающего его мира посредством иронии, но, понимая бессилие романтического противостояния реальной жизни, писатель сам посмеивается над своим героем. Романтическая ирония у Гофмана меняет свое направление, она, в отличие от иенцев, никогда не создает иллюзии абсолютной свободы. Гофман сосредоточивает пристальное внимание на личности художника, считая, что он более всех свободен от корыстных побуждений и мелочных забот.

В творчестве писателя выделяют два периода: 1809-1814, 1814-1822. И в раннем и в позднем периодах Гофмана привлекают приблизительно схожие проблемы: обезличивание человека, сочетание мечты и действительности в жизни человека. Над этим вопросом Гофман размышляет в своих ранних произведениях, таких как сказка «Золотой горшок». Во второй период к этим проблемам добавляются и проблемы социально-этические, например, в сказке «Крошка Цахес». Здесь Гофман обращается к проблеме несправедливого распределения благ материальных и духовных. В 1819 году был опубликован роман Житейские воззрения кота Мурра». Здесь возникает образ музыканта Иоганнеса Крейслера, прошедший с Гофманом через все его творчество. Вторым главным персонажем является образ кота Мурра – философа – обывателя, пародирующего тип романтического художника и человека вообще. Гофман использовал удивительно простой, в то же время основанный на романтическом восприятии мира прием, объединив, совершенно механически автобиографические записки ученого кота и отрывки биографии капельмейстера Иоганнеса Крейслера. Мир кота как бы раскрывает изнутри внедрение в него метущейся души художника. Повествование кота течет размеренно и последовательно, а отрывки из биографии Крейслера фиксируют лишь наиболее драматичные эпизоды его жизни. Противопоставление мировосприятий Мурра и Крейслера нужно писателю, чтобы сформулировать необходимость для человек выбора между материальным благополучием и духовным призванием каждой личности. Гофман утверждает в романе о том, что только «музыкантам» дано проникнуть в сущность вещей и явлений. Здесь ясно обозначается вторая проблема: в чем заключается основа зла, царящего в мире, кто в конечном счете несет ответственность за дисгармонию, изнутри разрывающую человеческое общество?

«Золотой горшок» (сказка новых времен). Проблема двоемирия и двуплановости сказалась в противопоставлении мира реального и фантастического и в соответствии с делением персонажей на две группы. Идея новеллы – воплощение царства фантастики в мире искусства.

«Крошка Цахес» - двоемирие. Идея – протест против несправедливых распределений духовных и материальных благ. В обществе властью наделяются ничтожества, а их ничтожество превращается в блеск.