Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Антонио Страдивари. История мастера струнных инструментов

Антонио Страдивари. История мастера струнных инструментов

Величайший на все времена мастер смычковых инструментов родился в Италии в 1644 г. в селении близ Кремона. Сюда семья Страдивари перебралась из Кремона, когда там свирепствовала чума. Здесь прошло детство будущего скрипичного мастера. В юности Антонио пробовал стать ваятелем, художником, резчиком по дереву, что потом поможет ему безошибочно подбирать материал для своих шедевров. Позже он увлекся игрой на скрипке. К сожалению и тут его ждало разочарование — при наличии идеального музыкального слуха его пальцам не хватало подвижности. Увлекшись скрипками, он устроился в мастерскую Николо Амати, внука родоначальника известной династии итальянских скрипичных мастеров — Андреа Амати.

В мастерской Антонио работал бесплатно, в обмен на полученные здесь знания. Никколо Амати оказался не только прекрасным скрипичным мастером, но и хорошим учителем как для А. Страдивари, так и для другого ученика — А. Гварнери, ставшим со временем также знаменитым мастером. В 1666 г. Страдивари сделал свою первую скрипку, звуки которой напоминали скрипки его учителя. Ему же хотелось сделать ее другой. С каждым вновь созданным инструментом совершенствуется его звук, улучшается качество. В 1680 г. он начинает работать самостоятельно. В поисках собственного стиля он пытается уйти от дизайна Амати, использует новые материалы, другой способ обработки. У его скрипок разная форма: одни он делает уже, другие — шире, некоторые из них были короче, другие — длиннее. Его инструменты украшали кусочки перламутра, слоновой кости, изображения купидончиков или цветов. Но главное отличие его скрипок от других заключалось в необыкновенном, особом звучании.

Долгие годы мастер искал свою собственную модель, улучшая и совершенствуя свои скрипки, пока, наконец, в 1700 году он сконструировал свою непревзойденную скрипку. До конца своих дней мастер продолжал экспериментировать, но принципиальных отклонений от уже созданной модели больше не делал. Долгие годы мастер упорно и кропотливо отрабатывал технику обработки древесины, сочетал разные породы дерева, получая согласованное звучание разных частей скрипки. Для верхней деки Страдивари брал ель, для нижней — клен. Мастер был одним из первых, кто заметил, что звучание скрипки во многом зависит от свойств лака, которым покрывали инструмент и используемую для этого древесину. Купить матовый лак для дерева из разных пород древесины по доступной цене. Благодаря эластичности лака деки могли резонировать и «дышать», что придавало тембру особенный «объемный» звук. Предполагают, что смеси готовились из смол деревьев, росших в Тирольских лесах, однако, точный состав лаков так и не был установлен. Каждая скрипка, изготовленная великим мастером, подобно живому существу, имела свое имя и ни с чем не сравнимый неповторимый голос. Ни один мастер в мире не сумел достичь подобного совершенства.

За свою долгую, 93-летнюю жизнь Страдивари подарил миру более тысячи скрипок, каждая из которых прекрасна и уникальна. Самыми лучшими из них считаются инструменты, созданные мастером с 1698 по 1725 годы. К сожалению, сегодня в мире насчитывается около 600 подлинных инструментов. Попытки скрипичных мастеров создать подобие скрипки Страдивари не увенчались успехом. Антонио Страдивари был женат дважды. От первого брака у него осталось трое детей. Они жили в просторном доме, где у мастера была собственная мастерская. К сожалению, жена умерла от одной из эпидемий, которые в те времена случались часто и уносили жизни многих людей. Страдивари женился во второй раз. В этом браке у него было шестеро детей. Двое его детей, Франческо и Омобоно, когда подросли, стали работать вместе с отцом, где постигали секреты его мастерства. Они научились делать великолепные инструменты, но ни один из них не достиг совершенства формы и красоты звучания скрипки отца. Сам мастер продолжал изготавливать инструменты будучи уже почтенным старцем. Страдивари умер на 94-м году жизни, в 1737 году. Последняя скрипка гениального мастера появилась на свет, когда ему было 93 года.

, изготовленную в 1700 году, с экспертной оценкой от миллиона до полутора миллионов долларов , сообщает официальный сайт "Кристис". Скрипка выставлена под названием "Пенни" (The Penny) в честь ее последней владелицы - британской пианистки и скрипачки Барбары Пенни, скончавшейся в 2007 году. Пенни вписала свое имя в мировую музыкальную культуру уже тем, что стала первой женщиной в струнной группе Лондонского Королевского филармонического оркестра.

Самый известный в мире скрипичный мастер Антонио Страдивари родился в 1644 году в Кремоне. Известно, что уже в тринадцатилетнем возрасте он начал заниматься скрипичным делом. К 1667 году он закончил учение у известного мастера смычковых инструментов Андреа Амати.

Свою первую скрипку Страдивари сделал в 1666 году, но более 30 лет он искал собственную модель. Лишь в начале 1700 годов мастер сконструировал свою, до сих пор непревзойденную скрипку. Она была удлинена по форме и имела внутри корпуса изломы и неровности, благодаря чему звук обогащался за счет появления большого количества высоких обертонов. С этого времени принципиальных отклонений от разработанной модели Антонио уже не делал, но экспериментировал до конца своей долгой жизни. Умер Страдивари в 1737 году, но его скрипки до сих пор ценятся очень высоко, они практически не стареют и не меняют своего "голоса".

За свою жизнь Антонио Страдивари изготовил около 2500 инструментов, из которых сохранилось бесспорно подлинных 732 (в том числе 632 скрипки, 63 виолончели и 19 альтов). Кроме смычковых им были сделаны также одна арфа и две гитары.

Общепризнано, что самые его лучшие инструменты были изготовлены с 1698 по 1725 год (а наилучшие в 1715 году). Они особенно редки и потому ценятся очень высоко как музыкантами, так и коллекционерами.

Многие инструменты Страдивари находятся в богатых частных коллекциях. Около двух десятков скрипок Страдивари есть в России: несколько скрипок находится в Государственной коллекции музыкальных инструментов, одна - в Музее Глинки (куда ее передала вдова Давида Ойстраха, который в свою очередь получил ее в подарок от английской королевы Елизаветы) и еще несколько - в частном владении.

Ученые и музыканты всего мира пытаются разгадать тайну создания скрипок Страдивари. Еще при жизни мастера говорили, что он продал душу дьяволу, говорили даже, что дерево, из которого сделаны несколько самых известных скрипок, - это обломки Ноева ковчега. Существует мнение, что скрипки Страдивари потому так хороши, что настоящий инструмент начинает звучать по-настоящему хорошо лишь через двести-триста лет.

Многие ученые проводили сотни исследований скрипок с использованием новейших технологий, но разгадать секрет скрипок Страдивари им пока не удалось. Известно, что мастер вымачивал древесину в морской воде и подвергал ее воздействию сложных химических соединений растительного происхождения.

Одно время считали, что секрет Страдивари - в форме инструмента, позже большое значение стали придавать материалу, который для скрипок Страдивари постоянен: для верхней деки - ель, для нижней - клен. Считали даже, что все дело в лаках; покрывающий скрипки Страдивари эластичный лак (благодаря его мягкой консистенции мелкие вмятины и царапины на поверхности быстро затягиваются) позволяет декам резонировать и "дышать". Это придает тембру характерный "объемный" звук.

По преданию кремонские мастера готовили свои смеси из смол каких-то деревьев, росших в те времена в Тирольских лесах и вскоре начисто вырубленных. Точный состав тех лаков не установлен и по сей день - даже самый изощренный химический анализ оказался тут бессилен.

В 2001 году биохимик Джозеф Нигиваре из Техасского университета объявил, что разгадал секрет Страдивари. Ученый пришел к выводу о том, что особое звучание смычковых стало следствием усилий мастера защитить их от древоточца. Нигивара выяснил, что во время создания мастером скрипок деревянные заготовки нередко были поражены древоточцем, и Страдивари, чтобы защитить уникальные музыкальные инструменты, прибегал к буре. Это вещество как бы спаивало молекулы дерева, изменяя общее звучание скрипки. Когда Страдивари скончался, победа над древоточцем в Северной Италии была уже одержана, и впоследствии бура для защиты дерева больше не использовалась. Таким образом, по словам Нигивары, мастер унес секрет с собой в могилу.

Отец Алессандро Страдивари Мать Анна Морони Дети Франческо Страдивари
Омобоно Страдивари
Антонио Страдивари на Викискладе

Биография

Считается, что Антонио Страдивари родился в 1644 году, хотя точная дата его рождения не зарегистрирована. Он родился в Кремоне . Его родителями были Алессандро Страдивари (итал. Alessandro Stradivari ) и Анна Морони (итал. Anna Moroni ). Полагают, что с 1657 по 1667 годы он служил бесплатным учеником у Николо Амати , то есть выполнял черновую работу. Страдивари 1 июля 1667 года женился и поселился в доме рыбака (Casa del pescatore), где открыл собственную мастерскую. С этого времени, а именно с 1667 года, Антонио на этикетках не называет себя учеником Амати.

В 1681 году Страдивари купил дом, расположенный рядом с монастырем доминиканцев в Кремоне . В доме было три этажа, в каждом из них по три окна, выходящих на площадь, а также был подвал и антресоли, кроме того на крыше находилась характерная для Кремоны квадратная пристройка, открытая с двух сторон - с южной и западной и называлась кремонцами «seccador» (сушильня), именно там мастер сушил скрипки после покраски и часто там работал в хорошую погоду. В этом доме Страдивари провел остаток своей жизни.

Дом этот сохранился до 1880 года в нетронутом виде, но затем был куплен владельцем соседнего ресторана и соединен с рестораном, а в мастерской Страдивари, хозяин ресторана, расположил бильярдную.

Из воспоминаний современников мастер был высокого роста, худой, на голове постоянно носил белый колпак; шерстяной зимой и бумажный летом, а также передник из белой кожи, когда работал. Благодаря труду и бережливости, мастер сколотил настолько приличное состояние, что в Кремоне появилась поговорка: «Богат как Страдивари».

20 мая 1698 года умерла жена Страдивари, похороны носили пышный характер, мастер потратил крупную для того времени сумму в 182 лиры. В следующем 1699 году, 24 августа Страдивари женился вторично. От первого и второго брака у мастера было 11 детей и только двое Франческо и Омобоно - занимались искусством отца, но смогли в незначительной мере приблизиться к уровню мастерства отца.

У Страдивари было только три ученика, это два его сына - Франческо и Омобоно - и Карло Бергонци .

Антонио Страдивари умер в возрасте 93 лет и был похоронен 10 декабря 1737 года, на кладбище монастыря доминиканцев (дата смерти 10 декабря 1737 года указана на стр 96. строка 1 и 2 в книге Е. Витачека «Очерки по истории изготовления смычковых инструментов» под редакцией Б. Доброхотова, 1952 г.).

В 1869 году монастырь доминиканцев на территории, которого был похоронен Страдивари был упразднен, останки всех усопших были вырыты и похоронены в одной общей могиле, за чертой города. Таким образом прах великого мастера исчез бесследно.

Первую скрипку выпущенную под своей фамилией, Страдивари изготовил в 1666 году и до 1683 года точно придерживался стиля Амати, но с 1688 года мастер начинает экспериментировать и чем ближе к 1690 году его инструменты становятся все крупнее. Скрипки этого периода получили условное название «аматизе». Резкий отход от школы Амати выявляется лишь в 1691 году. и на свет появляется собственный тип скрипки. Это так называемые удлиненные скрипки (allonge) у которых клен уже исключительно радиального распила и тембр звука с сопрано, меняется на меццо-сопрано, но в 1698 году он опять вернулся на короткое время к модели Амати и только около 1704 году в возрасте 60 лет Страдивари окончательно сконструировал свою модель скрипки, которую по совершенству никто еще не смог превзойти. Этот период продолжался с 1704 года по 1725, около 21 года. В этом промежутке различают два периода ….с 1704 по 1717 г.г. когда ель на инструментах с шелковистым блеском, правильная по наслоению и плотная и нижние деки чаще всего из одного куска. Начиная с 1717 года для своих дек мастер стал употреблять сорт ели «хазельфихте».

Кроме скрипок, Страдивари также изготавливал гитары, альты , виолончели и изготовил даже одну арфу - по различным каталогам число его работ достигает 1150 единиц, но учитывая, что значительное количество его инструментов исчезло под влиянием различных катастроф, то количество его инструментов могло бы достигнуть 500 единиц.

Инструменты Страдивари

  • Список инструментов, созданных Антонио Страдивари

Наиболее выдающиеся инструменты были изготовлены в период с 1704 по 1725 годы. Скрипки Страдивари этого периода ценятся очень высоко.

К настоящему времени сохранилось около 650 инструментов работы Страдивари, в их числе около 450 скрипок.

Его инструменты отличаются характерной надписью на латинском : Antonius Stradivarius Cremonenfis Faciebat Anno 1732, такая же надпись есть на этикетке скрипки 1697 года.

На этикетках 1736 года, мастер ставил пометки «danni 92» на этикетках 1737 года ставил пометки «danni 93» то есть свой возраст.

5. В музее есть и скрипка 1708 года. Этикетки на ней нет, но наклеен ярлычок «Привезена из Рима Корецким у меня с 1796 года князь Шаховской ». Она была продана Третьякову, который завещал ее Румянцевскому музею , оттуда перешла в Московскую консерваторию и в 1921 году перемещена в собрание Госколлекции.

6. Есть в коллекции и скрипка 1711 года, которая сохранилась лучше всех.

7. Есть также скрипка средних размеров с поддельной верхней декой. Скрипка была куплена Третьяковым заграницей и после его смерти перешла в Московскую консерваторию, а затем в 1921 году в Госколлекцию.

8. В Госколлекции имеется также альт с этикеткой 1715 года работы Страдивари. Он принадлежал графу Матвею Юрьевичу Венльгорскому и на котором какое то время играл бельгийский скрипач (альтист?) Анри Вьётан (1820-1881).

9. Следующей в коллекции числится виолончель 1725 года. Виолончель была куплена в Париже у Рамбо , петербургским художником Воробьевым и привезена в Россию приблизительно в 1845 году.

10. и 11. В Госколлекции также есть две скрипки Страдивари, предположительно периода после 1725 года. Этикетки подчищены и в них заменены даты.

Одна из этих скрипок реставрировалась в 1806 году петербургскими мастерами братьями Францем и Морицом Штейнингерами . Она принадлежала князю Трубецкому , которая затем попала к К. Третьякову и от него в Консерваторию и затем в 1921 году в Госколлекцию.

12. Имеется в Госколлекции и скрипка 1736 года, сделанная мастером за год до смерти, в возрасте 92 лет. В том году Страдивари изготовил всего 4 скрипки. Эту скрипку в Италии купил князь Юсупов и она хранилась в его семье до 1918 года. Последний отпрыск семейства Сумароков-Эльстон сбежал в Париж, но скрипку замуровал в одном из подвалов своего дворца на Мойке , где ее нашли и передали в Госколлекцию. (список представлен Е. Витачеком в книге «Очерки по истории изготовления смычковых инструментов» 1952 г. под редакцией Б.Доброхотова, стр. 213-222).

Также известна коллекция инструментов Страдивари, принадлежащих королю Испании . Экспонируется в Музее музыкальных инструментов Королевского дворца Мадрида :

  • Скрипка («Boissier» (1713), которая принадлежала Буасье , швейцарскому скрипачу при дворе испанского короля Шарля III , позднее - Пабло Сарасате . С 1908 года хранится в Real Conservatorio Superior de Música de Madrid.)
  • Также Испанской короне принадлежит - Испанский квартет (Cuarteto Palatino). Первоначально он существовал как квинтет, но тенор впоследствии был утрачен в годы Французской революции . Предназначался в качестве подарка испанскому королю Филиппу V , находившемуся в Кремоне в 1702 году, однако инструменты не покинули пределов мастерской во время жизни Антонио Страдивари. Квартет состоит из инкрустированных инструментов «Испанская I» (1709), «Испанская II» (1709), контральто «Spanish Court» (1696) и виолончели «Spanish Court» (1694) и сейчас хранятся в Королевском дворце Мадрида.

В Музее музыкальных инструментов Национальной академии Санта-Чечилии есть так называемая тосканская скрипка, также входящая в квинтет Медичи.

Скрипки и виолончели по названиям с короткой историей:

  • «Delfino» (1714) - «Дельфин». Принадлежала Яше Хейфецу. С 2000 года во владении Nippon Music Foundation.
  • Инкрустированная скрипка Страдивари «Le Lever du Soleil» («Sunrise») (1677) - «Восход Солнца», с 2004 года находится в Музее исторических редкостей Вены.
  • «Marquis de Corberon, Loeb» (1726). Принадлежала французскому послу при дворе Екатерины II маркизу де Корберону. В настоящее время принадлежит Королевской Академии Музыки в Лондоне (Royal Academy of Music).
  • «Viotti» (1709). Принадлежала итальянскому скрипачу Джованни Баттиста Виотти (1755-1824). С 2005 года находится в Королевской Академии Музыки в Лондоне (Royal Academy of Music).
  • «Provigny» (1716). Находится в Музее музыки Парижа (Cité de la Musique, Musée de la Musique).
  • «Davidoff» (1708). Принадлежала русскому виолончелисту Карлу Давыдову (1838-1889). Находится в Музее музыки Парижа (Cité de la Musique, Musée de la Musique).
  • «Messiah» (1716) - «Мессия». С 1939 года хранится в Ашмолеанском музее Оксфорда (the Ashmolean Museum).
  • «Mendelssohn» (1709). Украдена из Deutsche Bank во время оккупации Берлина.
  • «Sleeping Beauty» (1704) - «Спящая красавица». С 1995 года принадлежит банку Landeskreditbank Baden Württemburg и находится во владении скрипачки Изабель Фауст.
  • «Betts» (1704). В 1830-1852 годах принадлежала Артуру Беттсу. С 1936 года хранится в Библиотеке Конгресса США.
  • «Earl of Plymouth, Kreisler» (1711). Принадлежала эрлу Плимута, австрийскому скрипачу Фрицу Крейслеру (1875-1962). С 1965 года находится во владении филармонии Лос-Анжелеса.
  • «Le Brun» (1712). Принадлежала Николо Паганини, Шарлю ле Брюну (Париж). Продана на аукционе в 2008 году.
  • «Eldina Bligh» (1712). До 1912 года принадлежала Эльдине Блай. С 1945 года во владении Virgil C. Brink.
  • «Pingrille» (1713). С 1979 года принадлежит скрипачу Габриэлю Банату, концертмейстеру Нью-Йоркской филармонии.
  • «Lipinski» (1715). Принадлежала Джузеппе Тартини, польскому скрипачу Каролю Йозефу Липински (1790-1861). Продана в 2007 году.
  • «David Hochstein, Nowell, Joachim» (1715). Принадлежала венгерскому скрипачу Йозефу Йоахиму (1831-1907). С 1997 года принадлежит Уильяму Палмер.
  • «Emperor» (1715) - «Император». Принадлежала венгерскому скрипачу Яну Кубелику (1880-1940).
  • «Titian» (1715) - «Тициан». Получила название из-за прозрачного красно-оранжевого лака, напоминающего краски Тициана Вечеллио. Во владении Ирвина Миллера.
  • «Baron Knoop» (1715). Принадлежала барону Иоганну Кноопу (1846-1918). С 1992 года принадлежит Дэвиду Л.Фултону.
  • «Milstein» (1716). Принадлежала американскому скрипачу украинского происхождения Натану Мильштейну (1903-1992). С 2006 года принадлежит Джерри Колу.
  • «Cessole» (1716). Принадлежала близкому другу Николо Паганини графу Чессоле из Флоренции.
  • «Marquis de Riviere» (1718). В XIX веке принадлежала маркизу де Ривьер. Продана в 1993 году.
  • «Lady Blunt» «Леди Блант» (1721). Принадлежала внучке поэта лорда Байрона, леди Анне Блант с 1864 по 1895 г., (31год). Так же этой скрипкой владели известный парижский мастер Жан Баптист Вийом, коллекционеры - Ричард Беннет, барон Кнооп, Сэм Блумфилд, а также музыкальный фонд Nippon. Продана в июне 2012 года с торгов аукционного дома Tarisio за цену - 15,890 000 долларов.
  • «King Maximilian, Unico» (1709). Принадлежала баварскому королю Максимилиану Йозефу в 1806-1826 годах. С 1966 года находилась в Axel Springer Foundation, украдена.
  • «Leonora Jackson» (1714). В 1904-1919 годах принадлежала скрипачке Леоноре Джексон МакКим. С 1984 года во владении Dr. William & Professor Judy Sloan.
  • «Cremonese» (1715) - «Кремонская». С 1961 года принадлежит городу Кремона.
  • «Colossus» (1716) - «Колосс». Принадлежала Виотти, скрипачу Луиджи Альберто Бьянки, украдена в 1998 году.
  • «Nachez» (1716). Принадлежала скрипачу Тивадору Нашезу. Продана в 2003 году.
  • «Eck» (1717). Принадлежала немецкому скрипачу Францу Экку (1774-1804). Продана в 1992 году.
  • «Hausmann» (1724). Принадлежала виолончелисту Георгу Хаусманну (1814-1861). Продана на аукционе за $4 500 000.

Справка: Это четыре инструмента работы Страдивари были куплены миссис Хьюгетт Кларк (дочь медного магната, сенатора, банкира из штата Монтана Уильяма А.Кларка. Она умерла в 2011 году в Нью-Йорке в возрасте 104 лет). Первая скрипка «Comte Cozio di Salabue» была сделана Страдивари в 1727 году и на нем играл Паганини, после того как он приобрел ее у графа Козио де Салабуэ в 1817 году. Вторая скрипка «Desaint» была сделана Страдивари в 1680 году в стиле «аматизе».

Альт, «Мендельсон», был сделан в 1731 году, Страдивари в 86 лет. Это один из немногих выживших альтов Strad (другое более короткое название инструментов Страдивари). Виолончель - «Ладенбург» 1736 года. Он принадлежал семье Мендельсона, прежде чем войти в собственность Паганини. В настоящее время эти инструменты принадлежат Фонду Nippon Music Foundation.

Другие Stradivarius, также используются современными музыкантами. На виолончели «Davidoff»(1708), в настоящее время играет Yo-Yo Ma. Виолончель «Duport» (1711) принадлежала французскому виолончелисту Жану Пьеру Дюпору (1741-1818), но 1974-2007 годах находилась во владении Мстислава Ростроповича. Скрипку «Графиня де Полиньяк» «Comtesse de Polignac» (1699), использует Гил Шахам. Скрипка «Sinsheimer, Perlman» (1714). принадлежала скрипачам Бернарду Синшеймеру, Ицхаку Перлману, Уто Уги. Продана на аукционе в 2005 году. Скрипка «Soil» (1714). Принадлежала Амедею Соилу - бельгийскому консулу в Москве в период 1874-1911 годов. С 1986 года во владении скрипача Ицхака Перлмана.

См. также

Ссылки

  • 148 инструментов Антонио Страдивари собраны в 4 томном альбоме

Биография

Считается, что Антонио Страдивари родился в 1644 году , хотя точная дата его рождения не зарегистрирована. Он родился в Кремоне . Его родителями были Алессандро Страдивари (итал. Alessandro Stradivari ) и Анна Морони (итал. Anna Moroni ). Полагают, что с по 1679 годы он служил бесплатным учеником у Николо Амати , то есть выполнял черновую работу.

Кроме скрипок, Страдивари также изготовлял гитары , альты , виолончели , и по крайней мере одну арфу - по текущим оценкам всего более 1100 единиц инструментов.

Наиболее выдающиеся инструменты были изготовлены в период с 1698 по 1725 годы. Все скрипки этого периода отличаются замечательной отделкой снаружи и прекрасными характеристиками «внутри». Скрипки Страдивари этого периода ценятся очень высоко.

Его инструменты отличаются характерной надписью на латинском : Antonius Stradivarius Cremonensis Faciebat Anno (Антонио Страдивари Кремонский сделал в году [таком-то]). После 1730 некоторые его инструменты подписаны Sotto la Desciplina d’Antonio Stradivari F. in Cremona и вероятнее всего были изготовлены его сыновьями Франческо и Омобоно.

Виолончели, вышедшие из его рук, отличаются замечательными достоинствами: их тон певучий, а сами инструменты выдающейся красоты. Голоса скрипок похожи на звонкий и нежный женский голос. Для сравнения, голоса скрипок Амати отличались певучестью, но были значительно глуше. А голоса скрипок Джузеппе Гварнери (также современника Страдивари) отличались густотой и наполненностью.

Научные исследования

В СССР в 1930-х - 1950-х годах проводились научные исследования скрипок Страдивари с целью наладить производство (в идеале) аналогичных инструментов на автоматических линиях. Наиболее удачные экспериментальные инструменты оказались вполне сравнимы с инструментами Страдивари.

Cм. также

Знаменитые инструменты

В массмедиа

Кино

Примечания

Ссылки

Категории:

  • Скрипачи Италии
  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся в 1644 году
  • Родившиеся в Кремоне
  • Умершие в 1737 году
  • Умершие 18 декабря
  • Скрипичные мастера

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Страдивари, Антонио" в других словарях:

    Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) (1644 1737), итальянский мастер смычковых инструментов. Ученик Н. Амати. Работал в Кремоне. На его инструментах играют крупнейшие современные музыканты. Известными мастерами были также сыновья Страдивари:… … Энциклопедический словарь

    Страдивари, Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио [возможно, 1643 (или 1648, 1649), Кремона, ‒ 18.12.1737, там же], итальянский скрипичный мастер. Ученик Н. Амати. Открыл в Кремоне собственную мастерскую (около 1667). Многие годы… … Большая советская энциклопедия

    - (Stradivari, Antonio) СКРИПКА РАБОТЫ АНТОНИО СТРАДИВАРИ. (ок. 1644 1737), прославленный итальянский скрипичный мастер. Точная дата и место рождения Страдивари не установлены. На одной из его скрипок стоит клеймо 1666, Кремона, и это первое… … Энциклопедия Кольера

    - … Википедия

    Страдивари, Антонио Страдивари пробует один из своих инструментов, XIX в. Антонио Страдивари или Страдивариус (итал. Antonio Stradivari; 1644 18 декабря 1737) знаменитый мастер струнных инстру … Википедия

    - (1644 1737) итальянский мастер смычковых инструментов. Работал в Кремоне. На его инструментах играют крупнейшие современные музыканты. Известными мастерами были также сыновья Страдивари: Франческо (1671 1743) и Омобоно (1679 1742) …

    И СТРАДИВАРИУС [соб.] – название скрипок работы Антонио Страдивариуса – знаменитого итальянского скрипичного мастера (1644 – 1737); ценятся очень высоко. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

    Страдивариус (Stradivari, Stradivarius) Антонио (1644, Кремона 19 XII 1737, там же) итал. мастер смычковых инструментов. Ученик Н. Амати. Сохранилась скрипка с этикеткой С.: Сделана в возрасте 13 лет в мастерской Николо Амати. Ок. 1667… … Музыкальная энциклопедия

    Для этой статьи не заполнен шаблон карточка {{Имя}}. Вы можете помочь проекту, добавив его. Антонио (итал. , исп … Википедия

    1644—1737), итальянский мастер смычковых инструментов. Ученик Н. Амати. Работал в Кремоне. Собственную модель скрипки сконструировал около 1700. На его инструментах (скрипках, альтах, виолончелях) играют крупнейшие современные музыканты.… … Большой Энциклопедический словарь

Биография

Считается, что Антонио Страдивари родился в 1644 году, хотя точная дата его рождения не зарегистрирована. Он родился в Кремоне . Его родителями были Алессандро Страдивари (итал. Alessandro Stradivari ) и Анна Морони (итал. Anna Moroni ). Полагают, что с 1657 по 1667 годы он служил бесплатным учеником у Николо Амати , то есть выполнял черновую работу. Страдивари 1 июля 1667 года женился и поселился в доме рыбака (Casa del pescatore), где открыл собственную мастерскую. С этого времени, а именно с 1667 года, Антонио на этикетках не называет себя учеником Амати.

В 1681 году Страдивари купил дом, расположенный рядом с монастырем доминиканцев в Кремоне . В доме было три этажа, в каждом из них по три окна, выходящих на площадь, а также был подвал и антресоли, кроме того на крыше находилась характерная для Кремоны квадратная пристройка, открытая с двух сторон - с южной и западной и называлась кремонцами «seccador» (сушильня), именно там мастер сушил скрипки после покраски и часто там работал в хорошую погоду. В этом доме Страдивари провел остаток своей жизни.

Дом этот сохранился до 1880 года в нетронутом виде, но затем был куплен владельцем соседнего ресторана и соединен с рестораном, а в мастерской Страдивари, хозяин ресторана, расположил бильярдную.

Из воспоминаний современников мастер был высокого роста, худой, на голове постоянно носил белый колпак; шерстяной зимой и бумажный летом, а также передник из белой кожи, когда работал. Благодаря труду и бережливости, мастер сколотил настолько приличное состояние, что в Кремоне появилась поговорка: «Богат как Страдивари».

20 мая 1698 года умерла жена Страдивари, похороны носили пышный характер, мастер потратил крупную для того времени сумму в 182 лиры. В следующем 1699 году, 24 августа Страдивари женился вторично. От первого и второго брака у мастера было 11 детей и только двое Франческо и Омобоно - занимались искусством отца, но смогли в незначительной мере приблизиться к уровню мастерства отца.

У Страдивари было только три ученика, это два его сына - Франческо и Омобоно - и Карло Бергонци .

Антонио Страдивари умер в возрасте 93 лет и был похоронен 10 декабря 1737 года, на кладбище монастыря доминиканцев (дата смерти 10 декабря 1737 года указана на стр 96. строка 1 и 2 в книге Е. Витачека «Очерки по истории изготовления смычковых инструментов» под редакцией Б. Доброхотова, 1952 г.).

В 1869 году монастырь доминиканцев на территории, которого был похоронен Страдивари был упразднен, останки всех усопших были вырыты и похоронены в одной общей могиле, за чертой города. Таким образом прах великого мастера исчез бесследно.

Первую скрипку выпущенную под своей фамилией, Страдивари изготовил в 1666 году и до 1683 года точно придерживался стиля Амати, но с 1688 года мастер начинает экспериментировать и чем ближе к 1690 году его инструменты становятся все крупнее. Скрипки этого периода получили условное название «аматизе». Резкий отход от школы Амати выявляется лишь в 1691 году. и на свет появляется собственный тип скрипки. Это так называемые удлиненные скрипки (allonge) у которых клен уже исключительно радиального распила и тембр звука с сопрано, меняется на меццо-сопрано, но в 1698 году он опять вернулся на короткое время к модели Амати и только около 1704 году в возрасте 60 лет Страдивари окончательно сконструировал свою модель скрипки, которую по совершенству никто еще не смог превзойти. Этот период продолжался с 1704 года по 1725, около 21 года. В этом промежутке различают два периода ….с 1704 по 1717 г.г. когда ель на инструментах с шелковистым блеском, правильная по наслоению и плотная и нижние деки чаще всего из одного куска. Начиная с 1717 года для своих дек мастер стал употреблять сорт ели «хазельфихте».

Кроме скрипок, Страдивари также изготавливал гитары, альты , виолончели и изготовил даже одну арфу - по различным каталогам число его работ достигает 1150 единиц, но учитывая, что значительное количество его инструментов исчезло под влиянием различных катастроф, то количество его инструментов могло бы достигнуть 500 единиц.

Инструменты Страдивари

  • Список инструментов, созданных Антонио Страдивари

Наиболее выдающиеся инструменты были изготовлены в период с 1704 по 1725 годы. Скрипки Страдивари этого периода ценятся очень высоко.

К настоящему времени сохранилось около 650 инструментов работы Страдивари, в их числе около 450 скрипок.

Его инструменты отличаются характерной надписью на латинском : Antonius Stradivarius Cremonenfis Faciebat Anno 1732, такая же надпись есть на этикетке скрипки 1697 года.

На этикетках 1736 года, мастер ставил пометки «danni 92» на этикетках 1737 года ставил пометки «danni 93» то есть свой возраст.

5. В музее есть и скрипка 1708 года. Этикетки на ней нет, но наклеен ярлычок «Привезена из Рима Корецким у меня с 1796 года князь Шаховской ». Она была продана Третьякову, который завещал ее Румянцевскому музею , оттуда перешла в Московскую консерваторию и в 1921 году перемещена в собрание Госколлекции.

6. Есть в коллекции и скрипка 1711 года, которая сохранилась лучше всех.

7. Есть также скрипка средних размеров с поддельной верхней декой. Скрипка была куплена Третьяковым заграницей и после его смерти перешла в Московскую консерваторию, а затем в 1921 году в Госколлекцию.

8. В Госколлекции имеется также альт с этикеткой 1715 года работы Страдивари. Он принадлежал графу Матвею Юрьевичу Венльгорскому и на котором какое то время играл бельгийский скрипач (альтист?) Анри Вьётан (1820-1881).

9. Следующей в коллекции числится виолончель 1725 года. Виолончель была куплена в Париже у Рамбо , петербургским художником Воробьевым и привезена в Россию приблизительно в 1845 году.

10. и 11. В Госколлекции также есть две скрипки Страдивари, предположительно периода после 1725 года. Этикетки подчищены и в них заменены даты.

Одна из этих скрипок реставрировалась в 1806 году петербургскими мастерами братьями Францем и Морицом Штейнингерами . Она принадлежала князю Трубецкому , которая затем попала к К. Третьякову и от него в Консерваторию и затем в 1921 году в Госколлекцию.

12. Имеется в Госколлекции и скрипка 1736 года, сделанная мастером за год до смерти, в возрасте 92 лет. В том году Страдивари изготовил всего 4 скрипки. Эту скрипку в Италии купил князь Юсупов и она хранилась в его семье до 1918 года. Последний отпрыск семейства Сумароков-Эльстон сбежал в Париж, но скрипку замуровал в одном из подвалов своего дворца на Мойке , где ее нашли и передали в Госколлекцию. (список представлен Е. Витачеком в книге «Очерки по истории изготовления смычковых инструментов» 1952 г. под редакцией Б.Доброхотова, стр. 213-222).

Также известна коллекция инструментов Страдивари, принадлежащих королю Испании . Экспонируется в Музее музыкальных инструментов Королевского дворца Мадрида :

  • Скрипка («Boissier» (1713), которая принадлежала Буасье , швейцарскому скрипачу при дворе испанского короля Шарля III , позднее - Пабло Сарасате . С 1908 года хранится в Real Conservatorio Superior de Música de Madrid.)
  • Также Испанской короне принадлежит - Испанский квартет (Cuarteto Palatino). Первоначально он существовал как квинтет, но тенор впоследствии был утрачен в годы Французской революции . Предназначался в качестве подарка испанскому королю Филиппу V , находившемуся в Кремоне в 1702 году, однако инструменты не покинули пределов мастерской во время жизни Антонио Страдивари. Квартет состоит из инкрустированных инструментов «Испанская I» (1709), «Испанская II» (1709), контральто «Spanish Court» (1696) и виолончели «Spanish Court» (1694) и сейчас хранятся в Королевском дворце Мадрида.

В Музее музыкальных инструментов Национальной академии Санта-Чечилии есть так называемая тосканская скрипка, также входящая в квинтет Медичи.

Скрипки и виолончели по названиям с короткой историей:

  • «Delfino» (1714) - «Дельфин». Принадлежала Яше Хейфецу. С 2000 года во владении Nippon Music Foundation.
  • Инкрустированная скрипка Страдивари «Le Lever du Soleil» («Sunrise») (1677) - «Восход Солнца», с 2004 года находится в Музее исторических редкостей Вены.
  • «Marquis de Corberon, Loeb» (1726). Принадлежала французскому послу при дворе Екатерины II маркизу де Корберону. В настоящее время принадлежит Королевской Академии Музыки в Лондоне (Royal Academy of Music).
  • «Viotti» (1709). Принадлежала итальянскому скрипачу Джованни Баттиста Виотти (1755-1824). С 2005 года находится в Королевской Академии Музыки в Лондоне (Royal Academy of Music).
  • «Provigny» (1716). Находится в Музее музыки Парижа (Cité de la Musique, Musée de la Musique).
  • «Davidoff» (1708). Принадлежала русскому виолончелисту Карлу Давыдову (1838-1889). Находится в Музее музыки Парижа (Cité de la Musique, Musée de la Musique).
  • «Messiah» (1716) - «Мессия». С 1939 года хранится в Ашмолеанском музее Оксфорда (the Ashmolean Museum).
  • «Mendelssohn» (1709). Украдена из Deutsche Bank во время оккупации Берлина.
  • «Sleeping Beauty» (1704) - «Спящая красавица». С 1995 года принадлежит банку Landeskreditbank Baden Württemburg и находится во владении скрипачки Изабель Фауст.
  • «Betts» (1704). В 1830-1852 годах принадлежала Артуру Беттсу. С 1936 года хранится в Библиотеке Конгресса США.
  • «Earl of Plymouth, Kreisler» (1711). Принадлежала эрлу Плимута, австрийскому скрипачу Фрицу Крейслеру (1875-1962). С 1965 года находится во владении филармонии Лос-Анжелеса.
  • «Le Brun» (1712). Принадлежала Николо Паганини, Шарлю ле Брюну (Париж). Продана на аукционе в 2008 году.
  • «Eldina Bligh» (1712). До 1912 года принадлежала Эльдине Блай. С 1945 года во владении Virgil C. Brink.
  • «Pingrille» (1713). С 1979 года принадлежит скрипачу Габриэлю Банату, концертмейстеру Нью-Йоркской филармонии.
  • «Lipinski» (1715). Принадлежала Джузеппе Тартини, польскому скрипачу Каролю Йозефу Липински (1790-1861). Продана в 2007 году.
  • «David Hochstein, Nowell, Joachim» (1715). Принадлежала венгерскому скрипачу Йозефу Йоахиму (1831-1907). С 1997 года принадлежит Уильяму Палмер.
  • «Emperor» (1715) - «Император». Принадлежала венгерскому скрипачу Яну Кубелику (1880-1940).
  • «Titian» (1715) - «Тициан». Получила название из-за прозрачного красно-оранжевого лака, напоминающего краски Тициана Вечеллио. Во владении Ирвина Миллера.
  • «Baron Knoop» (1715). Принадлежала барону Иоганну Кноопу (1846-1918). С 1992 года принадлежит Дэвиду Л.Фултону.
  • «Milstein» (1716). Принадлежала американскому скрипачу украинского происхождения Натану Мильштейну (1903-1992). С 2006 года принадлежит Джерри Колу.
  • «Cessole» (1716). Принадлежала близкому другу Николо Паганини графу Чессоле из Флоренции.
  • «Marquis de Riviere» (1718). В XIX веке принадлежала маркизу де Ривьер. Продана в 1993 году.
  • «Lady Blunt» «Леди Блант» (1721). Принадлежала внучке поэта лорда Байрона, леди Анне Блант с 1864 по 1895 г., (31год). Так же этой скрипкой владели известный парижский мастер Жан Баптист Вийом, коллекционеры - Ричард Беннет, барон Кнооп, Сэм Блумфилд, а также музыкальный фонд Nippon. Продана в июне 2012 года с торгов аукционного дома Tarisio за цену - 15,890 000 долларов.
  • «King Maximilian, Unico» (1709). Принадлежала баварскому королю Максимилиану Йозефу в 1806-1826 годах. С 1966 года находилась в Axel Springer Foundation, украдена.
  • «Leonora Jackson» (1714). В 1904-1919 годах принадлежала скрипачке Леоноре Джексон МакКим. С 1984 года во владении Dr. William & Professor Judy Sloan.
  • «Cremonese» (1715) - «Кремонская». С 1961 года принадлежит городу Кремона.
  • «Colossus» (1716) - «Колосс». Принадлежала Виотти, скрипачу Луиджи Альберто Бьянки, украдена в 1998 году.
  • «Nachez» (1716). Принадлежала скрипачу Тивадору Нашезу. Продана в 2003 году.
  • «Eck» (1717). Принадлежала немецкому скрипачу Францу Экку (1774-1804). Продана в 1992 году.
  • «Hausmann» (1724). Принадлежала виолончелисту Георгу Хаусманну (1814-1861). Продана на аукционе за $4 500 000.

Справка: Это четыре инструмента работы Страдивари были куплены миссис Хьюгетт Кларк (дочь медного магната, сенатора, банкира из штата Монтана Уильяма А.Кларка. Она умерла в 2011 году в Нью-Йорке в возрасте 104 лет). Первая скрипка «Comte Cozio di Salabue» была сделана Страдивари в 1727 году и на нем играл Паганини, после того как он приобрел ее у графа Козио де Салабуэ в 1817 году. Вторая скрипка «Desaint» была сделана Страдивари в 1680 году в стиле «аматизе».

Альт, «Мендельсон», был сделан в 1731 году, Страдивари в 86 лет. Это один из немногих выживших альтов Strad (другое более короткое название инструментов Страдивари). Виолончель - «Ладенбург» 1736 года. Он принадлежал семье Мендельсона, прежде чем войти в собственность Паганини. В настоящее время эти инструменты принадлежат Фонду Nippon Music Foundation.

Другие Stradivarius, также используются современными музыкантами. На виолончели «Davidoff»(1708), в настоящее время играет Yo-Yo Ma. Виолончель «Duport» (1711) принадлежала французскому виолончелисту Жану Пьеру Дюпору (1741-1818), но 1974-2007 годах находилась во владении Мстислава Ростроповича. Скрипку «Графиня де Полиньяк» «Comtesse de Polignac» (1699), использует Гил Шахам. Скрипка «Sinsheimer, Perlman» (1714). принадлежала скрипачам Бернарду Синшеймеру, Ицхаку Перлману, Уто Уги. Продана на аукционе в 2005 году. Скрипка «Soil» (1714). Принадлежала Амедею Соилу - бельгийскому консулу в Москве в период 1874-1911 годов. С 1986 года во владении скрипача Ицхака Перлмана.