Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Государственная третьяковская галерея. Третьяковская галерея Государственная третьяковская галерея коллекция которой насчитывает

Государственная третьяковская галерея. Третьяковская галерея Государственная третьяковская галерея коллекция которой насчитывает

100 великих достопримечательностей Москвы Мясников старший Александр Леонидович

Государственная Третьяковская галерея

Третьяковка. Именно так тепло и по-домашнему называют москвичи Государственную Третьяковскую галерею – одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства.

Галерея названа по имени московского купца и промышленника Павла Михайловича Третьякова. Павел Михайлович начал коллекционировать произведения современных ему художников с 1856 года. Он ставил своей целью «собрать русскую школу как она есть в последовательном своём ходе». От 1856 года, когда Третьяков приобрёл первые картины, и принято отсчитывать историю музея.

Павел Михайлович пользовался особым доверием художников и получил право осматривать их новые работы ещё в мастерских, либо уже на выставках накануне вернисажа. Собиратель покупал заинтересовавшие его картины нередко вопреки мнению критики, запрету цензуры, давлению признанных авторитетов. Но что самое удивительное, порой даже наперекор собственным художественным пристрастиям. Поэтому почти всё лучшее, что было создано членами Товарищества передвижных художественных выставок, вошло в собрание галереи ещё при жизни Павла Михайловича Третьякова.

Государственная Третьяковская галерея, ГТГ (Третьяковка)

Уже в начале 1860–х годов в коллекции стали появляться работы живописцев XVIII – первой половины XIX века. А позднее – и памятники древнерусского искусства.

К концу 1860–х годов Третьяков задумывает привлечь художников к работе над портретной галереей лучших людей нации – «писателей, композиторов и, вообще, деятелей по художественной части». Это была попытка создать настоящую национальную портретную галерею.

Считается, что стимулом к созданию подобной портретной галереи стало открытие Национальной портретной галереи в Лондоне. Третьяков посетил её во время поездок в Великобританию.

Павел Михайлович привлёк к реализации этой идеи ведущих русских живописцев 1870–1880–х годов. Многие портреты Василия Григорьевича Перова, Ивана Николаевича Крамского, Ильи Ефимовича Репина, Николая Александровича Ярошенко исполнялись если не по прямому заказу Третьякова, то с заведомой ориентацией на его портретное собрание. Идея создания национальной галереи, безусловно, стимулировала развитие русской портретной живописи в последней трети XIX века.

Внимание Третьякова привлекали и значительные работы мастеров вне круга передвижников. Так, в 1874 году им была куплена Туркестанская серия выдающегося русского живописца и одного из наиболее известных художников-баталистов Василия Васильевича Верещагина.

Значительно меньше интересовали Третьякова работы художников-академистов, не разделял он и увлечения современников творчеством Ивана Константиновича Айвазовского.

Галерея была изначально задумана Павлом Михайловичем как национальный музей русского искусства, доступный широкому зрителю. Известно, что намерение передать собрание картин городу впервые было высказано Третьяковым ещё в 1860 году. Поэтому вполне закономерно, что в 1892 году Павел Михайлович Третьяков решил сделать дар Москве. Он передал городу своё собрание, а также коллекцию своего брата Сергея Михайловича, перешедшую к нему по завещанию. В коллекции Сергея Михайловича были картины и скульптуры, выполненные по преимуществу западноевропейскими мастерами.

Коллекция насчитывала 1287 живописных и 518 графических произведений, 9 скульптур русских мастеров, 75 картин и 8 рисунков европейских художников второй половины XIX века, главным образом французских и немецких.

В августе 1893 года музей открылся для всеобщего бесплатного обозрения. С этого момента и до 1918 года музей именовался Московской городской художественной галереей Павла и Сергея Третьяковых.

Павел Михайлович Третьяков был удостоен звания почётного гражданина Москвы.

Он оставался попечителем галереи до конца жизни. При этом продолжал приобретать произведения на деньги, ассигнованные для этих целей Московской городской думой и завещанные братом, Сергеем Михайловичем Третьяковым. Картины, купленные на собственные деньги, Павел Михайлович передавал в галерею уже в качестве дара.

Каталог собрания, составленный выдающимся коллекционером незадолго до смерти, содержал уже 1635 живописных произведений.

Изначально галерею работ русских художников Павел Михайлович организовал в здании, которое семья Третьяковых купила в Лаврушинском переулке Замоскворечья в 1851 году.

Вместе с ростом коллекции к жилой части особняка постепенно пристраивались новые помещения, необходимые для хранения и демонстрации произведений искусств.

Наконец, в 1904 году по проекту Виктора Михайловича Васнецова был сделан знаменитый фасад, который стал эмблемой Третьяковской галереи. И остаётся таковой по сей день.

В том же 1904 году Московская дума приняла «Положение о Третьяковской галерее». В документе закреплялась её роль музея русского искусства, отражающего все этапы его развития. Вскоре был приобретен ряд значительных полотен художников XVIII и первой половины XIX века, а также произведений рубежа столетий.

В июне 1918 года Третьяковская галерея была национализирована. В связи с общей перестройкой музейной системы Третьяковская галерея окончательно определилась как ведущий музей русского искусства.

В первое послереволюционное десятилетие собрание галереи пополнялось через Государственный музейный фонд, в который стекались национализированные частные коллекции. Уже в 1919 году из-за значительного притока работ музейные площади были разделены на экспозицию и запасник.

В 1925 году в её собрание вошли экспонаты Музея иконописи и живописи (бывшее собрание Ильи Семёновича Остроухова), Цветковской галереи, которая славилась коллекцией рисунков и акварелей русских художников XVII–XIX веков, картины и рисунки русских художников из Румянцевского музея. Из того же Румянцевского музея поступила большая часть наследия художника Александра Андреевича Иванова, в том числе знаменитое полотно «Явление Христа народу». Поступили в галерею и две значительные частные коллекции – Фёдора Ивановича Прянишникова и Козьмы Терентьевича Солдатенкова. Коллекции были сформированы во второй половине XIX века.

После закрытия Музея живописной культуры галерея получила произведения мастеров русского авангарда.

Собрание музея не только выросло количественно, но и претерпело качественные изменения. Оформились самостоятельные коллекции графики и скульптуры, были созданы новые разделы – советского искусства, древнерусского искусства.

В настоящее время собрание Третьяковской галереи насчитывает более 130 тысяч экспонатов, в том числе свыше 50 тысяч произведений искусства ХХ века.

В 1985 году было принято решение об объединении Третьяковской галереи и Государственной картинной галереи, располагавшейся в здании на Крымском валу, с сохранением исторического названия – Государственная Третьяковская галерея. Но, как и прежде, Государственная Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России, остаётся для всех москвичей старой, доброй и уютной Третьяковкой.

Из книги 100 великих сокровищ России автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Большая игра. Британская империя против России и СССР автора Леонтьев Михаил Владимирович

Галерея Абизейд Джон Филипп (р. 1951) - американский генерал (с арабскими корнями), в 2003–2007 гг. возглавлял центральное командование США, в настоящее время сотрудник Института Гувера.Апиханов-Аварский Максуд (1846–1907) - русский генерал, мервский и тифлисский губернатор. В

автора Платонов Олег Анатольевич

Масонская галерея России Словарь масонов XVIII - XIX веков (до царствования Николая II)· Ададуров В.Е., масон середины XVIII века, состоял в окружении гетмана Малороссии К. Разумовского - 3.· Адам Лев Александрович, именитый гражданин, ложа «Ключа к Добродетели» (1821, 3°) - 3.·

Из книги Тайная история масонства автора Платонов Олег Анатольевич

Масонская галерея России Словарь российских масонов с царствования Николая II до Второй мировой войны.· Абозин Яков Михайлович, офицер, ложа Великого Востока Франции - 13, 14, 56.· Абрамович Дмитрий Иванович, 1873 - ?, ложа розенкрейцеров (Смоленск, 1920-е) - 53.· Абрамович Л.,

Из книги Хетты автора Гёрни Оливер Роберт

Галерея Фото 1. Аладжа - Хююк. Сфинксы Фото 2. Аладжа - Хююк. Царь и царица, поклоняющиеся быку Фото 3. Хеттская иероглифическая надпись Фото 4. а - Оттиск хеттской цилиндрической печати, б - Золотое кольцо (Конья) Фото 5. Хеттские пленники на египетских памятниках Фото 6.

Из книги Повседневная жизнь Версаля при королях автора Ленотр Жорж

Зеркальная галерея Вне всякого сомнения, перед нами - самый дивный зал прекраснейшего в мире дворца. И когда мы восхищаемся его благородными пропорциями, его размахом (безо всякой претензии на колоссальность!), когда любуемся гармонией и продуманностью декора,

Из книги Русский капитал. От Демидовых до Нобелей автора Чумаков Валерий

Картинная галерея Слава о Третьякове как о великом знатоке российской живописи между тем росла. Его, человека, практически не умевшего рисовать, даже приняли в члены Академии художеств, сначала в почетные, а спустя несколько лет – и в действительные. Коллекция росла. Жена

автора Филип Ян

Галерея 1 I. Роскошные конские ярма из княжеских могил в Граденице у г. Колин в центральной Чехии (погребения на четырёхколёсных повозках). Могила №46 (длина 124 см) и могила №24 (длина 126 см). Музей в Колине II. Ловосице, Чехия. Конское ярмо из могилы биланской культуры (могила

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Галерея 2 XI. Викc (Кот–д’Ор), Франция Золотая диадема княгини из могилы с повозкой (золото, 24 карата, вес 480 г, диаметр самой широкой части 23 см). Музей в Шатильон–сюр–Сен XI. Гохмихеле, княжеский курган, один из самых больших в Средней Европе. В настоящее время высота 13 м,

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Галерея 3 XXI. Приллы (Ваадт). Швейцария. Голова швейцарского кельта. Работа римского художника. Бронза (глаза из меди), высота 27,5 см. Исторический музей в Берне XXII. Трихтинген, Вюртемберг. Кельтская шейная гривна (торквес с железной основой) с бычьими головами. Латенское

Из книги Кельтская цивилизация и её наследие [ёфицировано] автора Филип Ян

Галерея 4 XXXI. Художественно обработанные фибулы из кельтских могил III-II вв. до н.э. Верхний ряд Ограда у г. Колин (длина 6 см), музей в Нолине. Пршемышлени (Прага, север), дл. 76 мм. Национальный музей в Праге - Велка Маня в Словакии, мог. №XIII (дл. 37 мм). Институт археологии в г.

Из книги Прогулки по Москве [Сборник статей] автора История Коллектив авторов --

Из книги Византийская культура автора Каждан Александр Петрович

Галерея византийской культуры Корабль. Поливное блюдо. XIII в. Коринфский музей Шёлковая ткань с изображением слонов Императрица Ефросиния, жена Алексея III Ангела (1195-1203). Свинцоая вислая печать для скрепления документов. Государственный эрмитаж. Ленинград. Адам и Ева на

Из книги В поисках затерянного мира (Атлантида) автора Андреева Екатерина Владимировна

Картинная галерея на скалах О древнейшем населении Африки нам рассказывают наскальные рисунки центральной Сахары. В октябре 1957 года в Париже была открыта выставка копий, снятых с этих рисунков. Люди, делавшие рисунки, жили за 6–7 тысяч лет до нашей эры. Копии сняты в

Из книги Большая Ордынка. Прогулка по Замоскворечью автора Дроздов Денис Петрович

Из книги Людовик XIV автора Блюш Франсуа

Галерея предков Многие ученые взялись предугадать судьбу королевского ребенка. Анна Австрийская пригласила астронома Жан-Батиста Морена составить его гороскоп. Доминиканский философ Томмазо Кампанелла, нидерландский юрисконсульт Гуго Гроций также принялись за

Государственная Третьяковская галерея - художественный музей в Москве, основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI - начала XX века» является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году.

Важной вехой в истории Третьяковской галереи было назначение в 1913 году на пост ее попечителя Игоря Грабаря, художника, искусствоведа, архитектора и историка искусств. Под его началом Третьяковка стала музеем европейского уровня. Первые годы советской власти И.Э. Грабарь оставался директором музея, которому декретом Совнаркома в 1918 году был присвоен статус национального достояния.

А.В. Щусев, ставший директором галереи в 1926 году, продолжил расширение музея. Третьяковская галерея получила соседнее здание, в котором расположилась администрация, рукописный и другие отделы. После закрытия церкви Святителя Николая в Толмачах ее переоборудовали для запасников музея, а в 1936 году появился и новый корпус, называемый «Щусевским», который сначала использовался как выставочный, но затем в нем также разместилась основная экспозиция.

В конце1970−хгодов открылся новый корпус музея на Крымском Валу. Здесь постоянно проходят масштабные художественные выставки, а также хранится коллекция отечественного искусства XX века.

Филиалами Третьяковской галереи также являются дом-музей В.М. Васнецова, музей-квартира его брата, А.М. Васнецова, музей-квартира скульптора А.С. Голубкиной, дом-музей П.Д. Корина, а также музей-храм Святителя Николая в Толмачах, представляющий уникальное соединение музейной экспозиции и действующего храма.

Особой частью экспозиции является «Сокровищница», где представлены художественные изделия из благородных металлов и драгоценных камней, выполненные в XII — начале XX века.

В историческом здании Галереи размещена экспозиция русского искусства XI — начала XX века. В древнерусском разделе можно увидеть работы как безымянных, так и известных иконописцев XII-XVII столетий (в том числе Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия). В залах XVIII — первой половины XIX века демонстрируются полотна знаменитых русских мастеров: Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, А.А. Иванова… С исчерпывающей полнотой и разнообразием представлено русское реалистическое искусство второй половины XIX века: известные картины И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана и многих других художников. В яркой коллекции произведений рубежа XIX-ХХ столетий — творения М.А. Врубеля и В.А. Серова, мастеров художественных объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза».


Третьяковская галерея продолжает пополнять свои фонды. С начала ХХI века действует отдел новейших течений, в котором собираются работы актуального искусства. Помимо живописи, в галерее большое собрание русской графики, скульптуры, есть ценный архив рукописей. Богатая коллекция древнерусского искусства, икон — одна из лучших в мире. Начало ее было положено еще Третьяковым. После его смерти она составляла около 60 предметов, в данный момент насчитывает около 4000 единиц.

Государственная Третьяковская галерея — сокровищница национального изобразительного искусства, хранящая, шедевры созданные более чем за тысячу лет. Указом президента Российской Федерации галерея отнесена к числу наиболее ценных объектов культуры России.

Адрес: Россия, г. Москва, Лаврушинский пер., 10, М. «Третьяковская»
Тел.: (095) 953−14−16

галерея ">Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Ее популярность почти легендарна. Чтобы увидеть ее сокровища, сотни тысяч людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном из древнейших районов Москвы, в Замоскворечье.

Государственная Третьяковская галерея - национальный музей русского изобразительного искусства X - XX веков. Находится в Москве и носит имя своего основателя московского купца и текстильного фабриканта Павла Михайловича Третьякова.

Государственная Третьяковская галерея - сокровищница национального изобразительного искусства, хранящая, шедевры созданные более чем за тысячу лет. Указом президента Российской Федерации галерея отнесена к числу наиболее ценных объектов культуры нашей Родины.

Собрание Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному русскому искусству, тем художникам , которые внесли свой вклад в историю русского искусства или которые были тесно связаны с ней. Такой была задумана галерея П.М. Третьяковым (1832-1898), такой сохранилась она до наших дней.

Основана в 1856 году. Открыта для посещения в 1893 году. Hесколько залов частной коллекции П.М. Третьякова впервые были открыты для посетителей в 1874 г.
С 1893 - Московская городская художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, с 1918 - Государственная Третьяковская галерея , с 1986- Всесоюзное музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея ", с 1992 - современное название.

Основателем галереи был московский купец Павел Михайлович Третьяков, для которого коллекционирование произведений отечественной школы стало делом всей его жизни, а создание общедоступного музея c ее смыслом и оправданием. Будучи страстным коллекционером, в 1872 г. начал постройку первых залов будущей галерии, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где жил он сам. Позднее, в 1902 г., фасад дома был реконструирован в русском стиле по проекту художника В.М. Васнецова. В 1892 г. Третьяков осуществил свою мечту - передал собранную им коллекцию и коллекцию младшего брата С.М. Третьякова в дар Москве. Торжественное открытие галереи состоялось 16 мая 1893 г.

Первоначально в состав коллекции входило 1287 живописных произведений, 518 рисунков и 9 скульптур.
В настоящее время коллекция насчитывает более 100 тысяч единиц хранения. Они размещаются не только в основной экспозиции в Лаврушинском переулке, но и в помещении на Крымском валу, 10, второй ее части, являющейся продолжением первой.

Готовятся принять новые экспозиции палаты XVII века и здание XVIII века в Лаврушинском переулке, примыкающие к основному зданию музея. Заложен новый корпус на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной. Сейчас историческое ядро галереи представляет собой красивейший ансамбль со своей примечательной доминантой - стройной колокольней церкви Святителя Николая, домового храма галереи.

Искусство

111289

Государственная Третьяковская галерея - один из крупнейших художественных музеев русского изобразительного искусства. На сегодняшний день коллекция «Третьяковки» насчитывает порядка ста тысяч предметов.

При таком количестве экспонатов бродить по экспозиции можно несколько дней, поэтому Localway подготовил маршрут по Третьяковской галерее, проходящий через самые важные залы музея. Не заблудитесь!

Осмотр начинается от главного входа, если стоять лицом к кассам, слева есть лестница, ведущая на второй этаж. Номера залов написаны при входе, над дверным проемом.


Зал 10 практически полностью посвящен картине Александра Андреевича Иванова «Явление Мессии» (более известное название – «Явление Христа народу»). Само полотно занимает целую стену, оставшееся пространство заполняют эскизы и этюды, коих за двадцать лет работы над картиной накопилось великое множество. Художник писал «Явление Мессии» в Италии, потом не без приключений переправлял полотно в Россию, а после критики и непризнания картины на родине, скоропостижно скончался. Интересно, что на полотне среди прочих изображен Николай Васильевич Гоголь и сам Иванов.

Читать полностью Свернуть


В зале 16, справа по ходу движения, находится трогательная картина Василия Владимировича Пукирева «Неравный брак». Ходят слухи, что это полотно автобиографическое: несостоявшаяся невеста Пукирева была выдана замуж за богатого князя. Художник увековечил на картине и себя – на заднем плане, молодой человек со скрещенными на груди руками. Правда, эти версии не имеют фактических подтверждений.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


Слева в том же зале – полотно Константина Дмитриевича Флавицкого «Княжна Тараканова». На картине изображена легендарная самозванка, пытавшаяся выдать себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны. Версий гибели княжны Таракановой (настоящее имя неизвестно) существует множество, официальная – смерть от чахотки. Однако, «в народ» (в том числе, и благодаря работе Флавицкого) ушла другая: авантюристка погибла во время наводнения в Санкт-Петербурге, в тюремной камере Петропавловской крепости.

Читать полностью Свернуть

Зал №16


В 17-ом зале находится картина Василия Григорьевича Перова «Охотники на привале». На полотне представлена целая сюжетная композиция: персонаж постарше (слева) рассказывает какую-то выдуманную историю, которой искренне верит молодой охотник (справа). Мужчина средних лет (по центру) скептически относится к рассказу и только посмеивается.

Специалисты нередко проводят параллель между картиной Перова и «Записками охотника» Тургенева.

Читать полностью Свернуть

Зал №17


В зале 18 располагается самое известное полотно Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели», написанное в Костромской области. Воскресенская церковь, изображенная на картине, существует и по сей день – ныне там находится музей Саврасова.

К сожалению, несмотря на множество прекрасных работ, художник остался в памяти народа «автором одной картины» и умер в нищете. Однако, именно «Грачи» стали отправной точкой для нового жанра пейзажной школы в России – лирического пейзажа. Впоследствии Саврасовым было написано несколько реплик картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №18


В 19-ом зале находится картина Ивана Константиновича Айвазовского «Радуга». Удивительно, но художник, написавший за свою жизнь порядка шести тысяч полотен, всегда оставался верен избранному им жанру – маринизму. Представленная картина по сюжету ничем не отличается от большинства работ Айвазовского: на полотне изображено кораблекрушение в бурю. Отличие же заключается в красках. Обычно использующий яркие оттенки, для «Радуги» художник выбрал более мягкие тона.

Читать полностью Свернуть

Зал №19


В зале 20 находится знаменитое полотно Ивана Николаевича Крамского «Неизвестная» (его часто ошибочно называют «Незнакомка»). На картине изображена царственная, шикарная дама, проезжающая в экипаже. Интересно, что личность женщины так и осталась загадкой и для современников художника, и для искусствоведов.

Крамской был одним из основателей общества «передвижников» ‒ объединения художников, противопоставлявших себя представителям академизма в живописи и организующих передвижные выставки своих работ.

Читать полностью Свернуть

Зал №20


Справа, по ходу движения, в зале 25 располагается картина Ивана Ивановича Шишкина «Утро в сосновом лесу» (иногда полотно ошибочно называют «Утро в сосновом бору»). Несмотря на то, что сейчас авторство принадлежит одному художнику, работали над картиной двое: пейзажист Шишкин и жанровый живописец Савицкий. Константин Аполлонович Савицкий написал медвежат, кроме того, ему иногда приписывают и саму идею создания картины. Версий того, каким образом исчезла с полотна подпись Савицкого, существует несколько. По одной из них, свою фамилию с готовой работы Константин Аполлонович убрал сам, тем самым отказавшись от авторства, по другой – подпись художника стер коллекционер Павел Третьяков после покупки картины.

Читать полностью Свернуть

Зал №25


В зале 26 висят сразу три сказочных картины Виктора Михайловича Васнецова: «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке» и «Богатыри». Три богатыря – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович (слева направо на картине) – едва ли не самые известные герои русских былин. На полотне Васнецова бравые молодцы, готовые в любую минуту принять бой, высматривают, нет ли на горизонте врага.

Интересно, что Васнецов был не только художником, но и архитектором. Так, например, пристройка главного входного зала Третьяковской галереи бала спроектирована именно им.

Читать полностью Свернуть

Зал №26


В 27-ом зале располагается полотно Василия Васильевича Верещагина «Апофеоз войны», относящееся к серии картин «Варвары», написанной художником под впечатлением от военных действий в Туркестане. Существует множество версий касательно того, чего ради выкладывались такие пирамиды черепов. По одной из легенд, Тамерлан услышал от женщин Багдада рассказ об их неверных мужьях и приказал каждому из своих солдат принести по отрубленной голове изменников. В результате образовалось несколько гор черепов.

Читать полностью Свернуть

Зал №27


В зале 28 находится одна из самых известных и важных картин Третьяковской галереи – «Боярыня Морозова» Василия Ивановича Сурикова. Феодосия Морозова – сподвижница протопопа Аввакума, приверженка старообрядчества, за что и поплатилась жизнью. На полотне боярыню в результате конфликта с царем – Морозова отказалась принимать новую веру – везут по одной из московских площадей к месту заключения. Феодора вскинула два перста в знак того, что ее вера не сломлена.

Через полтора года Морозова умерла от голода в земляной тюрьме монастыря.

Читать полностью Свернуть

Зал №28


Здесь же, в 28-ом зале, находится еще одно эпическое полотно Сурикова - «Утро стрелецкой казни». Стрелецкие полки были приговорены к казни в результате неудавшегося бунта, вызванного тяготами военной службы. На картине преднамеренно изображена не сама казнь, а лишь люди в её ожидании. Однако существует легенда, что изначально на эскизах полотна были написаны и уже казненные через повешение стрельцы, но, однажды, зайдя в мастерскую к художнику и увидев набросок, служанка упала в обморок. Суриков, желавший не шокировать публику, а передать душевное состояние приговоренных в последние минуты их жизни, изображения повешенных с картины убрал.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Государственная Третьяковская галерея (1) коллекция (2) которой (3) насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений (4) отражает развитие русского искусства начиная с XI века.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

[Государственная Третьяковекая галерея, (коллекция которой насчитывает более шестидесяти тысяч художественных произведений), отражает развитие русского искусства начиная с XI века].

Придаточное определительное выделено с двух сторон.

Ответ: 14 или 41.

Ответ: 14|41

Актуальность: Используется с 2015 года

Сложность: обычная

Правило: Задание 19. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

ЗАДАНИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАССТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Особенности выполнения задания 18.

Цель задания:Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. При такой формулировке ответ может содержать как одну, так и более цифр. Написание ука­жи­те все цифры(У) очень сильно облегчает задание и делает его более лёгким, чем остальные. Поэтому на РЕШУЕГЭ формулировка будет только такой.

От учащихся требуется проявить умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

При этом в 100% случаев модель предложения одна: это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным с союзным словом который . Почему именно такой тип? Видимо потому, что именно в предложениях с данным союзным словом учащиеся не видят границ предложения, следуя правилу начальной школы «Перед словом «который» ставь запятую». Такого правила нет.

Для выработки навыка осмысленной постановки знаков препинания необходимо:

1. Понимать, что такое СПП, для этого обратимся к разделу Справки;

2. Уметь определять основы главного и придаточного предложений;

3. Понимать, что союзное слово который далеко не всегда стоит в начале придаточного предложения и оно может быть в разном роде, числе падеже, с предлогом или без, что перед ним могут стоять другие члены придаточного предложения;

4. Учитывать, что главное предложение может быть осложнено однородными членами, в частности, сказуемыми;

5. Иметь в виду, что иногда в главном предложении могут быть причастные обороты, необособляемые запятыми, и искать запятую для их обособления не нужно. Таких запятых просто не будет.

Рассмотрим предложения из каталога РЕШУЕГЭ. Начнём с самых простых.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга (1) уди­ви­тель­ной кра­со­той (2) ко­то­рой (3) мы лю­бо­ва­лись (4) пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан.

[Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга какая? ,(уди­ви­тель­ной кра­со­той ко­то­рой мы лю­бо­ва­лись ), пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан ].

Как видно из разбора по членам предложения, в придаточном от основы ставятся вопросы ко второстепенным членам, и это одно предложение. Грубой ошибкой было бы не заметить, что слова «удивительной красотой» входят в придаточное, ведь смысл предложения в том, что любовались красотой, а не тайгой вообще.

Верный ответ 1 и 4.

В сти­хо­тво­ре­нии (1) Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню (2) шагов (3) ко­то­рой (4) он уже ни­ко­гда не услы­шит.

[В сти­хо­тво­ре­нии Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню], какую? (шагов ко­то­рой он уже ни­ко­гда не услы­шит .)

Придаточное стоит после главного, дополнение «шагов» уточняет, что не услышит автор именно их, но они принадлежат той няне, что названа словом «которой».

Более сложный случай - предложение очень распространённое.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство (1) от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли (2) ко­то­ро­го (3) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты (4) в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство , какое? (от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты ), в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

Запишем два предложения отдельно, заменив слово «которого» на «духовенство».

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. От­дель­ные пред­ста­ви­те­ли духовенства (=ко­то­ро­го) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты.

Следует обратить внимание на предложения, в которых главная часть имеет однородные члены.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми (1) бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства (2) по от­но­ше­нию (3) к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее» (4) и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства, какого того? (по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му при­ня­то говорить «выс­шее»), и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Верный ответ 2 и 4.

Таким образом, следует отработать навык видения слов, связанных со словом «который», и не забывать ставить запятые.

К маль­чи­ку, стар­шая сест­ра ко­то­ро­го...

Бол­га­рия, гео­ст­ра­те­ги­че­ское по­ло­же­ние ко­то­рой...

За­ба­вы, вос­по­ми­на­ния о ко­то­рых...

На фо­то­гра­фию, ис­то­рию ко­то­рой...

Кухню, к левой стене ко­то­рой...

и этот ряд бесконечен.