Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Виктор Широков. Русский Андерсен

Виктор Широков. Русский Андерсен

Никола́й Петрович Вагнер (18 (30) июля 1829, Богословский завод Верхотурского уезда Пермской губернии (ныне Карпинск Свердловской области) - 21 марта (3 апреля) 1907, Санкт-Петербург) - русский зоолог и писатель
Николай Вагнер родился 18 (30) июля 1829 года в Верхотурском уезде Пермской губернии (ныне город Карпинск Свердловской области) в дворянской семье. Род Вагнеров происходит из крещёных евреев. Их предок, Василий Алексеевич Вагнер, был управляющим графа А. К. Разумовского и перешёл в православие в 1744 году, получив при крещении отчество своего восприемника. По именному указу императрицы Елизаветы от 19 марта 1745 года он получил потомственное дворянство (It is again from Dudakov, which is not right!I guess, it is another Wagner! The Wagner’s family came from Saxony in the end of XVIII c. The first Russian Wagner was Johan Wagner settled in Pinsk. He accepted Russian citizenship in 1811)

Детство Вагнер провёл на Урале, где работал врачом его отец, Пётр Иванович Вагнер. С 1840 года, когда отец был утверждён профессором минералогии, геологии и сравнительной анатомии Казанского университета, жил в Казани. В 1841 году Николай Вагнер обучался в частном пансионе М. Н. Львова, затем с 1842 по 1845 год учился во 2-й Казанской гимназии.

В 1845 году Вагнер поступил на отделение естественных наук Казанского университета (окончил в 1849 году со степенью кандидата с золотой медалью за сочинение «О лучших характерных признаках для классификации насекомых»). С 1848 года начал печататься: в журнале «Русская иллюстрация» вышли его научно-популярные статьи на темы зоологии «Жуки-атехви» и «Жуки-могильщики».

После университета Вагнер преподавал естественную историю и сельское хозяйство в Нижегородском Александровском дворянском институте. В 1851 году получил степень магистра зоологии за работу «О чернобылках, водящихся в России». В 1852 году становится адъюнктом при физико-математическом факультете Казанского университета, магистр, затем доктором (1855, диссертация «Общий взгляд на паукообразных»). С 1858 года неоднократно выезжал за рубеж в научные командировки. С 1860-го - профессор зоологии, с 1862-го - ординарный профессор зоологии Казанского университета. В 1861-1864 годах Вагнер - редактор «Учёных записок Казанского университета». В 1863 году получает Демидовскую премию Академии наук за исследование «Самопроизвольное размножение у гусениц насекомых», ставшее сенсацией в научном мире того времени. В 1869 году был удостоен премии Бордена от Парижской академии наук и избран почётным членом Сибирского университета.

В 1870-1885 годах - профессор Санкт-Петербургского университета (продолжал читать лекции до 1894 года). Основал на Соловецком острове на Белом море биологическую станцию (ныне Мурманский морской биологический институт) и был её директором до конца существования станции.

В 1877-1879 годах редактор научно-популярного журнала «Свет». C 1891 года - президент Русского общества экспериментальной психологии, с 1899 - почётный член Казанского университета. В 1901 году издал научно-популярные очерки книгой «Картины из жизни животных».

Виктор Широков

Русский Андерсен

Вагнер Н. П. Сказки Кота-Мурлыки / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Широкова.-- М.: Правда, 1991. Воистину книги имеют свою судьбу. "Сказки Кота-Мурлыки" Николая Петровича Вагнера -- не исключение. С 1872 по 1913 год книга выдержала девять изданий, в 1923 году при советской власти они были изданы в первый и последний раз тиражом 7000 экземпляров. Редкие же переиздания отдельных сказок в составе тематических сборников, что называется, не делали погоды. Писатель, выступавший под псевдонимом Кот-Мурлыка, был забыт основательно. А меж тем его былая литературная известность не исчерпывалась сказками. В конце прошлого века вышло собрание повестей, сказок и рассказов в 7 томах, в начале нашего века многотомное собрание сочинений писателя переиздавалось неоднократно. Николай Петрович Вагнер прожил достаточно долгую, насыщенную трудами жизнь, был зоологом, профессором Казанского, а затем Петербургского университетов, членом-корреспондентом Петербургской академии наук, редактором научно-популярного журнала "Свет", наконец, президентом Русского общества экспериментальной психологии. Родился Н. П. Вагнер 18(30) июля 1829 года на Богословском заводе Верхотурского уезда Пермской губернии в дворянской семье. На Урале прошло его детство. Отец писателя, Петр Иванович Вагнер (1799--1876), окончил в 1819 году Дерптский университет со званием аптекарского ученика. Через семь лет уже от Виленского университета получил звание лекаря первого разряда с правом искать степень доктора медицины и определен врачом на казенный Богословский завод. В 1831 году за "Медико-топографическое описание Богословского завода" был удостоен степени доктора медицины. Заинтересовавшись полезными ископаемыми Урала, он открыл минерал, названный им "пушкинитом" (в честь Мусина-Пушкина, попечителя Казанского округа). После ряда препон в 1840 г. Петр Иванович был назначен экстраординарным профессором по кафедре минералогии и геогнозии в Казанском университете. В последующие годы он занимался геогностическим изучением местного края. В 1865 году П. И. Вагнер был уволен от службы со званием заслуженного профессора и поселился в Москве, где впоследствии и умер. Сведений о матери писателя (в девичестве Грубер) практически нет. В 1840 году семья Вагнеров переехала в Казань, где в 1841 году Н. П. Вагнер был отдан в частный пансион M. H. Львова. С 1842 года он три года учился во 2-й Казанской гимназии, а в 1845 году поступил на отделение естественных наук Казанского университета, которое окончил в 1849 году со степенью кандидата с золотой медалью за представленное сочинение "О лучших характерных признаках для классификации насекомых". За год до окончания Н. П. Вагнер начал публиковаться, в журнале "Русская иллюстрация" появились его научно-популярные статьи, "Жуки атехви" и "Жуки могильщики". После окончания университета Н. П. Вагнер работал преподавателем естественной истории и сельского хозяйства в Нижегородском Александровском дворянском институте, в 1851 году получил степень магистра зоологии за сочинение "О чернобылках, водящихся в России". С 1852 по 1858 год был адъюнктом при физико-математическом факультете Казанского университета, в 1855 году удостоен докторской степени за диссертацию "Общий взгляд на паукообразных". В 1858--1859 годах несколько раз ездил в научные командировки за границу. В 1860 году его утвердили профессором зоологии Казанского университета. Н. П. Вагнер в 1863 году получил Демидовскую премию Академии наук за работу "Самопроизвольное размножение у гусениц насекомых", произведшую сенсацию в тогдашнем ученом мире, а в 1869 году --премию Бордена от Парижской академии наук и был избран в почетные члены Сибирским университетом. С 1861 по 1864 год редактировал "Ученые записки Казанского университета". Научная деятельность и внешняя жизнь складывались вполне благополучно, и вряд ли уже сорокалетний ученый предполагал, что его увлечет водоворот литературных занятий. А произошло следующее. В середине 60-х гг. прошлого века "Общество переводчиц" во главе с Н. В. Стасовой и М. В. Трубниковой выпустило два издания "Полного собрания сказок" X. К. Андерсена. Шумный успех датского сказочника привлек к его произведениям внимание молодого ученого, и, как он сам пишет в публикуемой нами "исповеди", многие андерсеновские сказки ему понравились, но и многими он оказался недоволен, нашел их слабыми и задался вопросом: сумеет ли написать так же или лучше?.. В течение трех лет было создано около дюжины сказок, которые и составили первое издание "Сказок Кота-Мурлыки" (1872), вышедшее также в издательстве Н. В. Стасовой и М. В. Трубниковой. В 1869 г. журнал "Нива" объявил премию в тысячу рублей за повесть из русской жизни. Н. П. Вагнер написал таковую за два месяца, но товарищи, похвалив его, отсоветовали посылать созданное произведение в "Ниву". Позже, в 1883 г., под заглавием "К свету" повесть была опубликована в "Русской мысли". Так, по мнению самого писателя, произошло его литературное становление. Н. П. Вагнер утверждал, что, "если бы теперь кто-нибудь мне предложил вопрос: какая книга сделала на меня наибольшее впечатление и развила мое дарование, то я принужден был бы сказать: "никакая". Живые люди, живая речь на меня действовали гораздо сильнее, чем всякая книга. Сказки Андерсена нашли во мне уже готовую почву, она была заложена с детских лет. Она была воспитана моею нянькой, старшей сестрой..." Литературно-художественная атмосфера окружала будущего писателя и в семье, и в пансионе. От няни писателя, Натальи Степановны Аксеновой, потерявшей в войну 1812 года мужа, всю жизнь проживавшей в семье Вагнера, где она вынянчила всех детей, маленький Коля узнал множество народных сказок. В шести-, семилетнем возрасте он испытал сильное воздействие сказки Н. Ершова "Конек-Горбунок", изданной в 1834 году. Мальчик знал ее наизусть, хотя многого в ней не понимал. В восемь лет Коля Вагнер горячо увлекся театром, особенно оперой "Морской разбойник Цампа, или Мраморная невеста". Он сам сделал игрушечный кукольный театр, вырезал актеров и декорации из бумаги и неоднократно разыгрывал эту оперу перед домочадцами. Очень любил мальчик разглядывать хорошо иллюстрированные журналы и книги, например, журнал "Живописное обозрение", сборник "Детский цветник", "Дон Кихот", "Зрелище вселенной", усердно читал "Библиотеку путешествий" и краткие биографии знаменитых римлян, а также "Чтение для юношества" Ледрю-Роллена, сам сочинял сказки. Четырнадцатилетний мальчик собирал своих братьев, сестер и других детей, усаживал в зале и часами рассказывал очередную сказку-экспромт. Поступив в университет, Вагнер открыл для себя романы Александра Дюма и Поля Феваля, из русских писателей романы А. Вельтмана и роман Н. Некрасова "Три страны света". Нельзя не отметить и душевные потрясения будущего писателя. Так, летом 1851 года в Петербурге Н. П. Вагнер сильно заболел и, не надеясь на исцеление, обратился к помощи иных, высших, сил. Вернувшись после болезни в Казань, впервые прочел Евангелие и испытал религиозный экстаз. Но университетское окружение, молодые профессора, повлияв на его убеждения, привели Вагнера к естественнонаучным взглядам. В 1854 году в Москве, познакомившись с С. Т. и К. С. Аксаковыми, Н. П. Вагнер ненадолго увлекся славянофильством. До середины семидесятых годов он оставался на атеистических позициях, испытывал влияние Герцена, читал и чтил Фохта, Бюхнера, Молешота, был дарвинистом. В 1874 году побывал на спиритических сеансах и стал убежденным спиритом. Мистическое христианство со спиритической окраской отразилось тогда на многих его произведениях. После 1881 г. Н. П. Вагнер почти перестал писать сказки, из-под его пера выходят произведения антисемитского характера. Неизбежны аналогии между русским и датским сказочниками. Автобиография Андерсена начинается так: "Моя жизнь -- это прекрасная сказка, богатая событиями, благословенная. Если бы в детстве, когда я бедным мальчиком один пустился по белу свету, меня встретила могущественная фея и сказала бы мне: "Выбери себе дорогу и цель, и я, в соответствии с твоими дарованиями и разумными возможностями, буду охранять и направлять тебя!" -- и тогда моя судьба не сложилась бы счастливее, мудрее и лучше. История моей жизни поведает миру то, что она говорит мне: господь милостив и все творит к лучшему". Русский сказочник Кот-Мурлыка не оставил ни автобиографии, ни слов благодарности к своей литературной стезе, повлиявшей на судьбу, но, смею думать, и он бы подписался под вышеприведенным высказыванием Андерсена. Видя всю мерзость окружающей жизни, понимая неизбежность расставания со всем дорогим и милым сердцу, нельзя не надеяться на лучшее, на чудо и -- тогда сказка помогает. "Этим она и красна, и сильна.-- Ведет к добру, сеет отвращение к злу. Разве тебе этого мало?" -- заканчивается "Сказка" Н. П. Вагнера, первая в каноническом своде его сборника. Помимо прямых сюжетных аналогий, многое сближает нашего сказочника с великим датчанином. И для первого, и для второго сказка -- прежде всего средство познания мира, способ активного мировоззрения. Она не только учит ярким и сильным человеческим чувствам, но и предлагает модель поведения, предлагает путь, на котором можно найти свое счастье. Не случайно огромный интерес к фольклору, к сказке во всех европейских странах совпал по времени со многими крупными научно-техническими открытиями. Человечество, постигая мир, вселенную, создавая чудеса науки и техники, нуждалось в духовно-нравственной опоре. Просветительская вера в силу человеческого разума, живущая в сказках Андерсена и Вагнера, искала поддержку в бескорыстном парении духа, в чистоте души. Сказка всегда берется за вечные темы, за тему любви, за тему борьбы светлых человеческих чувств с противостоящими им темными силами, ей не чужды ни юмор, ни сатира. Вот как легко и изящно разоблачен задиристый, самовлюбленный хвастун Курилка в одноименной сказке Вагнера! Эту сказку исследователи часто сопоставляли с андерсоновским "Воротничком". И там, и тут очеловеченные предметы не только ведут глубокомысленные разговоры, вступают в трогательные взаимоотношения, но вся история заканчивается притчеобразным резюме, прямо подсказывающим слушателю или читателю необходимую линию поведения. Андерсеновская "Ель" поведала незамысловатую историю деревца; для которого пиком жизни явился рождественский вечер, когда елочка, вся изукрашенная, выслушала вместе с собравшимися на рождественский вечер детьми сказку про Клумпе-Думпе и в первый и последний раз узнала, что такое праздник. И пусть потом ель пошла на растопку, сгорела, но, оказывается, есть высокий смысл в том, чтобы однажды испытать радость самовыражения и приобщения к чему-то светлому и высшему... Вагнеровская "Береза" тоже о взаимосвязи всего сущего и смысле жизни как служения добру: березу сломала буря, она погибла. Затем дровосек унес ее, изрубил и бросил в печь, на которой была сварена отменная овсяная каша, порадовавшая детей. Дарвиновская борьба за выживание, за существование и здесь находит свое метафорическое воплощение. Есть перекличка между "Пимперлэ" и "Оле-Лукойе", "Фанни" и андерсеновской "Девочкой со спичками", при всей самобытности вагнеровских образов. Роднят обоих сказочников сентиментально-религиозные мотивы. Но, сопоставляя творчество Андерсена и Вагнера (например, в 1881 г. И. Феоктистов в "Педагогическом листке" или Н. Бахтин в 1922 г. в "Педагогической мысли") отечественные литературные критики ставили русского сказочника выше за большую социальную направленность, заостренность и современное звучание сюжета. К слову сказать, ряд сказок Кота-Мурлыки использовали в революционной практике пропагандисты-народники, как среди интеллигентской молодежи, так и в рабочих кружках. Наибольшим вниманием пользовались "Макс и Волчок", "Колесо жизни" ("Жером Гранжо"), "Курилка", изредка "Фанни". Получил общественный резонанс и такой интересный литературный факт. Юноша-кадет Надсон пришел в 1887 г. к редактору журнала Н. П. Вагнеру, и когда тот подал юноше руку, то Надсон пожал ее с необыкновенным почтением, сознавая, что жмет именно ту руку, которой были написаны "Сказки Кота-Мурлыки". Знаменателен отклик на смерть писателя известного литературоведа и эссеиста А. Г. Горнфельда, опубликованный в его сборнике "Книги и люди" (1908): "Смерть вернула мне Кота-Мурлыку. Милый старый друг далекого раннего детства, он давно умер для меня: уж не помню, тогда ли, когда я гордо "перестал читать сказки" -- и перешел от них к Жюлю Верну,-- или тогда, когда, уже студентом, я прочел его "Темный путь" и в ужасе отшатнулся от этого знакомого ласкового лица, перекошенного страшной и злобной гримасой. Теперь он умер для живых, и воспоминания воскресили во мне живую близость -- к старому коту-сказочнику,-- или к моему прошлому... Не берусь пересматривать вопрос о педагогичности его сказок, не решаюсь сказать, в какой мере он полезен детям, не знаю, какую определенную роль он играет в моей душевной истории. Знаю, что не могу расстаться с его причудливыми созданиями, не хочу отказаться от воспоминаний, связанных с первым проникновением в царство феи Фантасты... Это все сказка, даже там, где "Ипат Исаич получил первый вызов от уездного бузулукского суда", где варит варенье "бабушка Макрина Прокоповна, которая была старый гриб в юбке", где устраивает благотворительные живые картины Серж Кошоткин. Ребенок пропускал эти реальные подробности подлинной жизни, потому что все вокруг было запечатлено иным бытием, все исходило из иного мира, все было скреплено иной связью. На могучих крыльях неслась по волнам громадного моря фея Фантаста, князь Аксакайский Ашур-Тур бился за прекрасную Альмару с юным князем Максютским Елизаром Альманзаровичем. Развязный нахал Курилка из лучинки сделался разудалым кавалером; ко всем он приставал, всем надоедал, а когда его бросили в печку, он кричал: "Я иду в огонь за честь отчизны". Уморительные гримасы делал ребенку забавник Пимперлэ, навевая веселые сны, показывая яркие картины вселенной, заставившие бедного маленького пресыщенного Теодора радостно и покойно уйти из этого мира. Каждый вечер аккуратно пьяненький майор, болтая со сверчком, "ездил через Китай прямо в Ямайку". Дядя Пуд поражал своим чудовищным обжорством, на которое даже король приезжал смотреть; особенно забавляло его отчаяние, когда оказалось, что он даже в мертвые якоря не годится: все всплывает. Царевна Меллина, одетая злой колдуньей в шутовской наряд, шла, не подымая глаз, по улицам города в Свиные закутки с лекарством для своей любимой старой мамки -- и народ, зараженный безудержным смехом, не смел смеяться, как ни подбивал его "Чудный Мальчик". А "Папа-пряник", этот добрый, сладкий Папа-пряник, остался навеки в памяти с своей премией за добродетель: ибо он назначил самый большой вкусный пряник тому, кто сделает настоящее доброе дело. Детская мысль сразу понимала, что премий не получит маленький расчетливый Лупп, который из дела жертвы хотел сделать дело расчета и выгоды; но детское сердце трепетало в нерешительном колебании,-- кто же выше, маленький озлобленный Кин, который сделал добро, с надрывом преодолев свою злость, или чудный веселый Толь, который так легко, радостно и щедро сеял добро везде, где появлялся. Ему присудил почетную награду Папа-пряник, но он оказался умнее и добрее благодушного пряничного самодержца и напомнил ему, что лучше вместо пряничной премии за добродетель давать каждый день по большому куску хлеба всем бедным детям. И что-то подступало к детским глазам в конце веселой сказки. Иначе и быть не могло: в ней так часто размягчались жестокие сердца, и слезы умиления и раскаяния неизменно лились в конце рассказа из глаз забывших сострадание. "Макс и Волчок" в этом смысле производили неизгладимое впечатление: нежный, поэтичный Макс, сломанный жизнью, и озлобленный Волчок, просветленный близостью мечтательного друга, казались двумя идеалами, равно высокими в своем несходстве. И детская мысль с напряжением останавливалась у возвышенного финала сказки: "Куда ушел Волчок, как жил и боролся он -- никто не знал, да и зачем знать об этой темной жизни одинокого борца? Только бы не упал он под гнетом темных сил, да поддержала бы его великая, согревающая вера в то, что когда-нибудь всем будет лучше жить на свете". Сказка забавляла, сказка трогала, сказка увлекала. Но при всем этом она неизменно ставила вопросы; она хотела, чтобы ребенок думал. Казалось, что эти образы, то чудно прекрасные, то нелепые, то мрачно-зловещие, то разухабистые, но всегда поэтически-нереальные, ведут в мир фантастики, но они вели дальше: через фантастику в мысль". Больше ста лет прошло со дня написания сказок, их первого выхода к читателю, если точнее, то дело идет к их 125-летию. Изменился за это время мир, изменилась Россия, другими стали взрослые и дети: и духовно, и социально... А сказки Кота-Мурлыки окажут, вероятно, то же воздействие, что и век назад. Горнфельд не ошибся: "Сказки Кота-Мурлыки останутся еще надолго". Н. П. Вагнер не оставил нерушимого свода "Сказок Кота-Мурлыки". Ряд сказок, вошедших в первое издание, был исключен из второго, скорее всего по цензурным соображениям. Иногда сам писатель, что называется, тасовал "взрослые" и "детские" сказки (а "Сказки Кота-Мурлыки" были адресованы автором прежде всего детям). Но кажется, что Кот-Мурлыка писал не только для детей, но и для тех взрослых, в которых осталась детская душа, не задавленная тяготами взрослой жизни. Вообще незаметно сформировался тот род литературы, тот книжный поток, который с равным удовольствием приемлют дети и взрослые, утоляя свою духовную жажду. Как было бы хорошо, если бы родители читали подобные произведения вместе с детьми, не жалея усилий и времени читали вслух, как в старое доброе время, когда не было ни радио, ни телевидения, читали, воскрешая благодатные воспоминания детства и вводя своих чад во взрослую жизнь с помощью и под защитой волшебных добрых сил. Поэтому, кроме условно канонического состава "Сказок Кота-Мурлыки" (25 произведений), в настоящем сборнике дано приложение из семи сказок, близких по духу и строю знаменитому сборнику, тем паче, что "Фанни" ранее включалась в него. (Хочется обратить особое внимание на сказку "Великое" (она имеет и другое название "Сказка о принце Гайдаре"), помимо всех ее художественных достоинств, и может быть, именно она послужила причиной выбора своего загадочного псевдонима "Гайдар" известным детским писателем А. П. Голиковым.) Кроме "Сказок Кота-Мурлыки", Н. П. Вагнер написал немало различной беллетристики. Получили признание повести "Гризли" (1882), "Впотьмах" (1887) и "Ольд-Дикс" (1887), идеи которых в чем-то предвосхитили естественнонаучную мысль и технологию нашего века (фрейдизм, газовый хроматограф, компьютер, даже выход человека в космос); романы "К свету" (1883) и "Темный путь" (1881--1884), последний особенно вызвал бурную полемику и негодование прогрессивных критиков из-за антисемитской направленности. Писатель как бы заживо умер, тем более на литературную арену выступили новые фигуры и силы. Н. П. Вагнер по-прежнему занимался научной и общественной деятельностью. С 1876 по 1887 год он совершил пять поездок на Соловецкие острова для изучения фауны Белого моря. По его инициативе была основана первая в России Соловецкая биологическая станция, директором которой Н. П. Вагнер являлся до конца ее существования. Ученый читал лекции в Петербургском университете до 1894 г., в 1891 г. был избран президентом Русского общества экспериментальной психологии, а в 1899 г.-- почетным членом Казанского университета. Скончался Н. П. Вагнер 21 марта (3 апреля) 1907 года в Петербурге. Н. Бахтин в своей статье, опубликованной в журнале "Педагогическая мысль", заметил, что Андерсен известен всему миру; о датском сказочнике существует огромная литература, ему воздвигнут памятник, а сочинения издаются и переиздаются постоянно; и "ничего подобного не имеет наш Вагнер и не потому, чтобы он этого не стоил; наоборот, он остается в тени совершенно незаслуженно. Пора воздать ему должное, пора признать его классиком русской детской литературы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Особенно удачен для этого текущий 1922 год, когда исполняется 50-летие со дня выхода "Сказок Кота-Мурлыки" и 15-летие со дня смерти их автора. Известно, что произошло тогда же. В 1922 году выслали за границу русских философов-идеалистов, многих писателей. Наступили пугающе-жестокие времена. Столетие и 150-летие со дня рождения Н. П. Вагнера отмечено не было. Сейчас пусть с задержкой, пусть с опозданием исполним же свой долг перед писателем, перед его творческим наследием. Биографический словарь "Русские писатели. 1800--1917" посвятил Н. П. Вагнеру обстоятельную и объективную статью, наше издание, по сути, начинает знакомство широкого советского читателя с замечательными, поучительными фантазиями Кота-Мурлыки.

Николай Николаевич Вагнер

18 июня 1920 года день рождения Николая Николаевича Вагнера, писателя, уроженца Перми. В годы Великой Отечественной войны работал на моторостроительном заводе, отсюда он начал свою журналистскую деятельность - писал о делах заводского коллектива. В 1942 году окончил Пермский педагогический институт. С 1944 г. он начал свою работу в облрадиокомитете. Вагнер был автором первых в Перми радиорепортажей с мест событий, а также одним из организаторов телевизионного вещания в Пермской области, стал первым директором студии телевидения. Писать начал с 1945 г., член Союза писателей.

Первая книжка Н. Вагнера — повесть «Не той дорогой» — вышла в 1955 году. В последующее время он создает романы «Счастье рядом», «Преодоление», «Ночные смены», документальную повесть «За высотою высота».

Работал писатель и над созданием документальных книг из истории промышленных предприятий Перми, Березников, Соликамска, Кунгура, Чусового. Его романы посвящены созидательному труду советских людей.

С 1981 г. являлся ответственным секретарем Пермской областной писательской организации, секретарем правления Союза писателей России. Наиболее известные произведения: повесть "Не той дорогой", романы "Преодоление", "Благоденствие". В 1990-е годы он руководил писательской организацией, смог сохранить Дом писателей. Николай Николаевич Вагнер умер 9 апреля 1996 года.

В ПермГАНИ хранится личный фонд Николая Николаевича Вагнера, в котором содержатся сведения его служебной и творческой деятельности, биографические материалы, переписка и ряд др.

Литература:

Писатели Пермской области: библиографический справочник. - Пермь: Книга, 1996.- С. 45-46.

Список произведений Н. Н. Вагнера:

Не той дорогой: повесть / Н. Н. Вагнер. - Пермь: Кн. изд-во, 1955. - 114 с.

Счастье рядом: роман / Н. Н. Вагнер. - Пермь: Кн. изд-во, 1966. - 254 с.

Преодоление: романы / Н. Н. Вагнер; [худож. Е. Нестеров]. - Пермь: Кн. изд-во, 1985. - 382 с. : ил.

За высотою высота: докум. повесть / Н. Н. Вагнер. - Пермь: Кн. изд-во, 1977. - 87 с.

Металл и люди: очерки / Н. Н. Вагнер. - Пермь: Кн. изд-во, 1979. - 159 с., ил.

Белые камни / Н. Н. Вагнер. - Пермь, Кн. изд-во, 1986. - 147, с.

Благоденствие: роман / Н. Н. Вагнер. - Пермь: Урал-пресс, 1995. - 263 с. : портр.

Васек / Н. Н. Вагнер. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1958. - 16 с.

Ночные смены: роман / Н. Н. Вагнер; [худож. В. Аверкиев]. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1978. - 270 с. : ил., портр.

Сайты, посвящённые творчеству Н. Н. Вагнера

18 июня 1920: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://web-archiv.ru/index.php?sect=calendar&act=view_ev&id=466&highlight=18%20%D0%B8%D1%8E%D0%BD%D1%8F%201920

http://www.biografija.ru/biography/vagner-nikolaj-nikolaevich.htm - Дата обращения: 15.06.2015.

Вагнер Николай Николаевич: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://enc-dic.com/word/v/Vagner-nikola-nikolaevich-23218.html - Дата обращения: 15.06.2015.

Петр Николаевич Вагнер, старший сын Николая Петровича Вагнера, профессора зоологии, члена-корреспондента Российской Императорской Академии наук (1898 г.), писателя (литературный псевдоним – Кот-Мурлыка) и Екатерины Александровны Вагнер (урожденной Худяковой), родился в г. Казани в 1862 г. В 1870-71 г. в связи с избранием отца профессором Петербургского университета, семья переехала в столицу. В гимназии К. Мая Петр Николаевич учился только один год. Строго говоря, у нас нет документов, подтверждающих факт учебы в гимназии, но в списках учеников за 1875–1876 гг. значится Петр Вагнер, место жительства (Васильевский остров), знание немецкого языка и то, что Петр Николаевич впоследствии отдал своего единственного сына «к Маю» - все эти факты могут подтвердить наше предположение.

В 1879 г. Петр Николаевич поступил в Морское училище. С 1880 г. принимал участие во внутренних и заграничных плаваниях. Педагогическую деятельность начал в 1886 г. в качестве воспитателя и преподавателя Морского Училища. В 1890 г. окончил Гидрографическое отделение Морской Академии и стал штатным преподавателем Морского Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича Корпуса.

По воспоминаниям одного из воспитанников уже в советское время: «Своеобразным человеком был начальник училища П.Н.Вагнер, недавний царский адмирал. При всей его корректности мы чувствовали, что комсомольцы для него - беспокойное «инородное тело», случайно оказавшееся во вверенном ему учебном заведении».

Петр Николаевич был человеком разносторонних интересов и талантов. Он владел тремя языками: немецким, французским и английским. Увлекался музыкой и живописью, в 1894 г. поступил в Императорскую Академию Художеств, в пейзажную мастерскую профессора А.И. Куинджи (1842 – 1910). Атмосфера в мастерской А.И. Куинджи была очень теплой, доброжелательной и неформальной. Соученик и приятель Петра Николаевича известный художник А.А.Рылов в своих «Воспоминаниях» писал:«Вечером собирались в мастерской и ждали прихода модели. После окончания работы с 5 до 7 часов. Затем появлялся служитель, вносил самовар, груду свежих горячих сосисок и вкусных булочек-рогулек. Французскую горчицу вываливали прямо на бумагу и, макая в нее сосиски, отправляли в рот во славу доброго хозяина нашего Архипа Ивановича. После чая начинался концерт, настраивались инструменты и раздавалась веселая музыка: Богаевский, Чумаков и Калмыков играли на гитарах. К ним иногда присоединялся Зарубин и Химони на скрипках, а Латри – на мандолине, морской офицер Вагнер – на балалайке».

Петр Николаевич окончил обучение в Академии Художеств 1899 г. с присвоением ему звания классного художника Академии за пейзажи «Пороги» и «Балтийское море». Петр Николаевич работал главным образом как маринист, был активным участником художественных выставок. Критик Л.М. Антокольский (1872 - 1942) писал: «Лучшие пейзажисты на весенней выставке по обыкновению Зарубин, Вагнер и Столица…Маринист Вагнер прекрасный живописец и техник, которому много мешает его странное, уже несколько лет замеченное пристрастие к «чернильным тонам».

С 1921 по 1929 гг. П.Н. Вагнер – профессор факультета Живописи, Графики, Скульптуры Высшего Художественно-технического Института – ВХУТЕИН (Академии Художеств).

Перечень выставок и каталогов:

2-я осенняя выставка картин. Спб., 1907, с. 6,12.

3-я художественная выставка картин «Северного кружка любителей изящных искусств». Вологда, 1909, с.2.

Осенняя – Спб., 1910, с.3-4.

Весенняя - Пг, 1916, с.6, 26.

Осенняя - Пг, 1916, с. 11, 27.

Выставки картин общества им. А.И. Куинджи: 2-ая – Пг, 1918, с. 7 Л., 1926, с.5. 1-ая гос. Свободная выставка произведений искусства- Пг, 1919, с. 19.

Выставка живописи и акварели запасного фонда Краснодарского краевого художественного музея. Краснодар, 1955, с.4.

Екатеринодарская картинная галерея. Екатеринодар, 1915, с.24.

Картины Харьковского городского художественного музея. Харьков, 1917, с. 5.

Каталоги:

Весенние выставки в залах Императорской Академии Художеств. Спб 1898-1916.

«Искусство и художественная промышленность» Спб., 1899, № 13, с.61 (илл.)

«Художественные сокровища России» Спб., 1904, т. 4, с. 23.

«Родина» Петроград, 1917, №3, с. 29 (илл.) « Нива» 1899 № 50, с. 978-980, портр. А.И. Куинджи и его ученики

Каталог выставки. Л., 1973.

Источники:

Антокольский Л.М. Весенняя выставка Академии художеств;

Плохой хороший человек. Личность и судьба Н.П. Вагнера.

А. Горяшко, Кандалакшский государственный природный заповедник

Николай Петрович Вагнер (1829-1907) -
зоолог, профессор Петербургского университета, открывший педогенез и основавший Соловецкую биостанцию, автор классического труда «Беспозвоночные Белого моря» - фигура хрестоматийная.
Однако, как правило, именно этими сведениями и исчерпывается все, что мы о нем знаем. Попытка узнать больше первым делом приводит к целой череде отрицательных отзывов от разных солидных людей. Профессора А.М. Никольский и Ю.А. Филипченко весьма нелестно отзывались о профессиональной деятельности Вагнера, Ю.И. Фаусек и А.Г. Достоевская оставили его описания как человека, по меньшей мере, странного и даже - сумасшедшего.

В данной работе сделана попытка воссоздать личность Вагнера, основываясь не на этих, хоть и почтенных, но односторонних свидетельствах, а непосредственно на фактах биографии Вагнера, его неизданной переписки и некоторых опубликованных, но малоизвестных автобиографических зарисовках.

Николай Вагнер родился 18 (30) июля 1829 г. в Богословском заводе Верхотурского уезда Пермской губернии, где работал в то время его отец, человек весьма неординарный. Петр Иванович Вагнер (1799-1876) в 1819 г. окончил Дерптский университет со званием аптекаря, в 1826 г. окончил Виленский университет лекарем первого разряда, после чего приехал на Урал, где был определен врачом в Богословский завод. Здесь Петр Иванович увлекся геологией и открыл новый минерал, который назвал пушкинитом в честь попечителя Казанского учебного округа М.Н. Мусина-Пуш-кина. В результате в 1840 г. П.И. Вагнер был назначен профессором минералогии и геогнозии и возглавил одноименную кафедру в Казанском университете.

Единственный источник информации о детстве Н.П. Вагнера - его эссе «Как я сделался писателем?». Эссе содержит автопортрет чувствительного и впечатлительного мальчика, выросшего на нянюшкиных балладах, увлеченного всем эффектным и необычайным, что удается ему найти в книгах. Бытующее представление о том, что взрослый Вагнер внезапно бросил науку ради литературы, неверно. Уже в гимназии Коля увлекся литературным творчеством.

Увлечение зоологией началось чуть позже. «В последнем классе гимназии меня начала увлекать одна страсть, которая вскоре поглотила меня всецело и крепко держала в своих когтях почти целых десять лет. Я говорю о страсти к энтомологии или, вернее, к собиранию насекомых и составлению из них коллекций» - пишет он. Эта же страсть способствовала и началу дружбы, которая продолжалась 40 лет и стала, похоже, единственной, обошедшейся без разочарований, дружбой Вагнера. Это была дружба с Александром Михайловичем Бутлеровым, будущим великим химиком. Они познакомились шестнадцатилетними, на первом курсе Казанского университета, и на всю жизнь остались друг для друга «Сашечкой» и «Колечкой». Студентом Вагнер начал писать и публиковать научно-популярные статьи о животных, которые писал потом всю жизнь.

Закончив университет с золотой медалью, Вагнер вел жизнь вполне традиционную для ученого: преподавал, защищал диссертации (в 1851 г. - магистерскую «О чернотелках (Melasomata), водящихся в России», в 1854 г. - докторскую «Общий взгляд на паукообразных и частное описание одной из форм (Androctonus occitans) к ним принадлежащих»). Но на это же время приходится и начало более серьезных занятий литературой, случившееся, по утверждению Вагнера, под влиянием все того же Бутлерова, весьма высоко оценившего литературные опыты друга.

В 1862 г., в символическом возрасте 33 лет, к Вагнеру приходит мировая известность.
В работе «Самопроизвольное размножение гусениц у насекомых» был впервые опубликован установленный им факт педогенеза (девственного размножения) в личиночном состоянии.
А еще через шесть лет, прочтя впервые появившийся в России перевод сказок Андерсена, Вагнер находит многие из них слабыми и сочиняет около дюжины сказок, которые впоследствии составят первое издание «Сказок Кота Мурлыки». Сказки эти пользовались большой популярностью и прославили его среди широкой публики куда более, чем научное открытие. С 1872 по 1913 гг. «Сказки Кота Мурлыки» выдержали девять изданий.

Литературные занятия успешно совмещаются с научной карьерой, в 1871 г. Вагнер становится профессором Петербургского университета. И в том же 1871 г. Вагнер впервые знакомится со спиритизмом (к которому привлек его Бутлеров), а к 1875 г. уже широко известен как один из горячих его сторонников. Совершенно уверившись в достоверности медиумических явлений, Вагнер публикует в известных журналах статьи в защиту спиритизма. Именно эти статьи послужили основой интереса, проявленного к нему Ф.М. Достоевским. Они познакомились в 1875 г. и следующие два года общались довольно плотно, о чем свидетельствует сохранившаяся переписка. Но отношения эти, как почти все отношения Вагнера, оказались не равны. Он интересовал писателя скорее как некий забавный феномен, тогда как сам открывал Достоевскому душу. Исчерпав интерес к спиритизму, Достоевский исчерпал и интерес к Вагнеру, чем его очень ранил.

1876 год в жизни Вагнера удивительно насыщен событиями и весьма показателен: здесь сошлись все сферы его интересов, кажущиеся многим несовместимыми. В 1876 г. Вагнер впервые посещает Соловецкие острова и задумывает устроить здесь биологическую станцию (по его замыслу - даже целую сеть станций). В том же 1876 г. он начинает издавать научно-популярный журнал «Свет» (к сотрудничеству в котором страстно призывает Достоевского и Толстого, обоих тщетно). И в том же 1876 г. создается комиссия под председательством Д.И. Менделеева, чтобы выяснить достоверность спиритических явлений. Вагнер и Бутлеров участвовали в работе комиссии как главные защитники спиритизма. Комиссия пришла к твердому выводу, что «спиритическое учение есть суеверие», чем нисколько не поколебала убеждения Вагнера.

До 1894 г. Вагнер оставался директором Зоотомического кабинета и читал лекции в Университете. Однако фактически в последние годы он уже совершенно отстранился от управления Зоотомическим кабинетом и предоставил все дела вести молодому ассистенту В.М. Шимкевичу. Лекции, которые он читал в этот период, очевидцы вспоминают как анекдот. Вагнер называл студентов «mesdames», пропускал занятия по приказу духов или, по приказу духов же, оказывался одет весьма экстравагантно. Среди этой череды анекдотов крайне важно свидетельство В.М. Шимкевича о том, что студенты «нередко хлопали за его экстравагантные взгляды.
Один раз его встретили аплодисментами. Он спросил, за что. Один из студентов ответил: “за то, что у вас убеждения не расходятся с поступками”.
Это было после того, как он, попав в присяжные, отказался от присяги, как акта, противнаго учению Христа. Суд его от исполнения обязанностей присяжнаго освободил, но на 100 рублей оштрафовал».

Н.П. Вагнер скончался в почтенном возрасте 78 лет. Он занял почетное место как в истории биологии (благодаря открытию педогенеза и созданию Соловецкой биостанции), так и в истории литературы (благодаря «Сказкам Кота Мурлыки»). А кроме того, оставил о себе массу анекдотов и весьма разноречивых, большей частью негативных, отзывов. Представление о его странностях прочно укрепилось в обществе. Однако внимательное знакомство с биографией Вагнера заставляет задуматься, что, может быть, главная его странность, а вернее - непохожесть на других, это удивительная искренность и верность своим убеждениям. Раз увлекшись чем-то, он оставался верен этому на всю жизнь. Так случилось и с литературой, и со спиритизмом, и с дружбой с Бутлеровым. Студенты недаром аплодировали ему «за то, что убеждения не расходятся с поступками». Немногим под силу так прожить жизнь.

Материалы научной конференции, посвященной 70-летию Беломорской биологической станции МГУ : Сборник статей.– М.: Изд. «Гриф и К», 2008.– с. 12-16.