Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Толстой воспоминания современников. Интегрированный урок литературы, развития речи и МХК на тему "Л.Н

Толстой воспоминания современников. Интегрированный урок литературы, развития речи и МХК на тему "Л.Н

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ольховатская средняя общеобразовательная школа

Ольховатского района Воронежской области

Проектно-исследовательская работа

Тема: «Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников»

Оглавление

1.Пояснительная записка

2. Основная часть

2. 1. Размышления художников слова о Л. Н. Толстом

2. 2. Л. Н. Толстой для И. А. Бунина - одна из главных тем жизни

2. 3. Отношения между Львом Толстым и Максимом Горьким

2. 4. Портреты Л. Н. Толстого, созданные художниками – его современниками

2. 4. 1. История создания первого живописного портрета Толстого

2. 4. 2. Портреты И.Е. Репина

2. 5. Летописцы Л. Н. Толстого

2. 5. 1. Воспоминания членов семьи и родственников Толстого

2. 5. 2. Записки личного врача Маковицкого Д. П.

2. 5. 3. В. Ф. Булгаков об уходе писателя.

2. 3 Результаты исследования

3. Заключение

4. Список использованных источников

5. Приложение

    Пояснительная записка

«Это для нас … откровение, целый новый мир», - сказал о Л. Н. Толстом писатель Ги де Мопассан. И это действительно так.

Мемуарная литература о Л. Н. Толстом необычайно велика и многообразна. Почти каждая страница, оставленная современниками писателя, таит в себе нечто такое, что обогащает наше представление о самом сложном человеке среди крупнейших людей XIX столетия. С того времени, как Толстой вошел в русскую и мировую литературу, и до наших дней не затухает острая идейная борьба, вызванная тем, что представители различных общественных классов, групп, партий по-разному относились и относятся к личности и творчеству великого писателя. Спор шел и идет о том, что принимать и что отвергать в наследии Толстого. Спорили и спорят о том, кому служили и служат его книги. Ни об одном другом из великих русских писателей не создано столько легенд и не написано столько неправды, сколько о Толстом. На уроках литературы мы знакомились с жизнью и творчеством писателя, но только в рамках школьной программы. И мне захотелосьрасширить свои представления о великом Толстом.

Тема моего исследования : «Л. Н. Толстой в воспоминаниях современников»

Цель моего исследования состояла в том, чтобы через воспоминания современников Льва Толстого лучше понять личность писателя, представить его внешний вид, голос, привычки, выяснить его отношение к жизни, людям, литературе и искусству.

Объект исследования: жизнь Л. Н. Толстого.

Предмет исследования: мемуарная литература и живопись, посвящённые писателю.

Место исследования: МБОУ Ольховатская СОШ, МКОУ Заболотовская СОШ, районная библиотека, ресурсы Интернета

Методы исследования : анализ литературы, живописи, работа с ресурсами Интернета, встреча с посетителями музея - усадьбы Ясная Поляна и работниками районной библиотеки.

В ходе исследования был подтвержден факт : воспоминания рисуют Л. Н. Толстого как человека огромной и разносторонней культуры, способного ярко и образно мыслить. В общении с людьми писатель был сердечен, деликатен и прост. Но самое главное - это то, что все, кто встречался с ним, ощущал силу интеллекта, масштабы его личности. Вот что заметил Горький: «Выйдет он – маленький. И все сразу станут меньше его». В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения людям.

2. Основная часть

2. 1. Размышления художников слова об этом великом деятеле русской литературы.

Я посетила районную библиотеку, познакомилась с мемуарами о Л. Н. Толстом и узнала, что в литературе конца ХIХ – начала ХХ века трудно найти писателя, который бы не интересовался личностью и творчеством Л. Толстого. О нём писали И. А. Бунин, А. П. Чехов, А И. Куприн, В. Г. Короленко, А. М. Горький, В. Иванов, Л. Андреев и др. (Приложение I ) Размышления художников слова не всегда принимали вид законченных произведений статей или эссе: подчас они запечатлены в дневниках, заметках, набросках или переписке. Писатели, в отличие от критиков и литературоведов, бывают очень субъективны в своих оценках, но читать их произведения необыкновенно интересно, ведь они исходят из практики искусства и их восприятие отличается повышенной эстетической чуткостью.

Более чем полвека посвятил Толстой писательскому труду: литература, искусство были для него делом нужным и важным. Л. Н. Толстой выступал не только творцом, но и борцом за народность и реализм в искусстве. Свои мысли об искусстве он высказывал в статьях, в книгах, в письмах к писателям, художникам, артистам, в беседах с ними, - а встретиться с Толстым, побывать в его московском доме в Хамовниках и в Ясной Поляне стремились многие выдающиеся деятели русской культуры. Среди них – писатели А. П. Чехов, В. Г. Короленко, А. М. Горький и многие другие. От них остались воспоминания об этом великом деятеле русской литературе.

2. 2. Л. Н. Толстой для И. А. Бунина - одна из главных тем жизни. (Приложение II )

Иван Алексеевич Бунин из творчества своих современников больше всего любил и ценил Л. Толстого, хотя в разные периоды своей жизни относился к нему неодинаково. Л. Толстой стал для Бунина одной из главных тем жизни. Находясь в эмиграции, испытывая колоссальную тоску по Родине, Бунин в течение нескольких лет работал над книгой «Освобождение Толстого». Она вышла в Париже в 1937 году и обобщила размышления многих лет. Впервые на родине опубликована в 1967 г. И на сегодняшний день она является одним из лучших сочинений, посвященных творцу великих романов. «Освобождение Толстого» – это сплав воспоминаний, философских исканий, художественных наблюдений. Величие духа, полная любви и страданий душа, художественная мощь – всё это, считал Бунин, воплотилось не только в произведениях писателя, но и в его жизненном подвиге. Фигура Л. Толстого в его восприятии столь громадна, что сопоставима лишь с Буддой и Христом. Подвиг Толстого, по Бунину, состоит в преодолении себя, в обретении полной внутренней свободы, в «освобождении», позволившем встать вровень с великими мудрецами и проповедниками. В молодости Л. Толстой хотел быть самым богатым, самым великим, самым счастливым… Но пройдут годы, и он откажется от богатства, будет тяготиться славой, обратиться с просьбой к окружающим похоронить его в простом гробу, без речей, памятников, надписей, похоронить на том месте, где он в детстве искал « зелѐную палочку» - символ братства и счастья на земле. Дух освободился от зависимости плоти, приблизившись к Божественной любви и Вечному состраданию. Бунин не подгоняет Толстого под теории, не ломает его. Толстой Бунина правдоподобен, прост и в этой простоте величав. Бунин подкупает своей преданностью Толстому.

2. 3. Отношения между Львом Толстым и Максимом Горьким. (Приложение III )

М. Горький нашел незабываемо сильные слова для того, чтобы выразить свою любовь к Толстому, свою гордость тем, что он был его современником. И в то же время он неустанно протестовал против «иконописной» литературы о Толстом. «Я не хочу видеть Толстого святым,- говорил он,- да пребудет грешником, близким сердцу насквозь грешного мира, навсегда близким сердцу каждого из нас».

И такой образ Толстого, действительно «навсегда близкий сердцу каждого из нас», Горький дал в своем знаменитом очерке «Лев Толстой», впервые опубликованном в 1919 году. Горький отмечает, что Толстой рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература. Вот выдержки из его воспоминаний: «Этот человек сделал поистине огромное дело, дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой». «Не зная Толстого - нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком». «Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всём прекрасного…». «Весь мир, вся земля смотрит на него… отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити…» Но Горький понимал, что показать Толстого только как «могучую глыбу», как «сверхъестественное» чудо - мало. Важно отразить и человеческие слабости гения, противоречивость, присущую и простому смертному, «ибо он, так сказать, всеобъемлющ и прежде всего человек, - человек человечества».

Очерк открывается темой «Толстой и бог», что позволяет объяснить внутренний мир писателя. Не боязнь смерти нестерпима Толстому, а мысль, что придется «подчинить свою волю какому-то стрептококку». Горький объясняет это огромной человеческой гордостью. Бога Толстой принимал не по Евангелию, а часто «приспосабливая» к своему учению.

Горький строит портрет Толстого из кусочков мозаики, протягивая между ними смысловые нити. Он сопоставляет и противопоставляет все, что было услышано от Толстого, прочитано в его книгах, выделяя противоречия мысли писателя. Наиболее сложным и противоречивым было отношение Толстого к женщине. Здесь проявилась отрицательная оценка Толстым человеческого разума. Для него идеал женщины - «существо достаточно ограниченное», ничем, кроме детей и пеленок, не интересующееся. В образах женщин, созданных Толстым, господствует эмоциональное, плотское. Это соответствует толстовской концепции женщины.

Большое место занимают в очерке суждения о литературе и писателях. Горький отмечает, что иногда Толстой делает спорные обобщения, оценки некоторых литературных явлений отражают противоречия эстетической концепции Толстого.

Горький неоднократно подчеркивает, что Толстой велик настолько, что кажется равнодушным к людям: «… Он есть настолько выше, мощнее их, что они все кажутся ему подобными мошкам, а суета их - смешной и жалкой. Он слишком далеко ушел от них в некую пустыню и там, с величайшим напряжением всех сил духа своего, одиноко всматривается в «самое главное» - в смерть». Горький передает овладевшее Толстым скептическое отношение к собственному учению, что проявлялось в отрицательных оценках «толстовцев».

Горький строит портрет Толстого на антитезе между непримечательной внешностью и величием духовным. «Выйдет он - маленький, и все сразу станут меньше его. Мужицкая борода, грубые, но необыкновенные руки, простенькая одежда и весь этот внешний, удобный демократизм обманывал многих…» Горький пишет, что люди недалекие, привыкшие греться в лучах чужой славы, пытались представить окружающим, что близко знакомы с Толстым, чуть ли не равны с ним. Толстой не терпел амикошонства и умел поставить таких на свое место. «Из-под мужицкой бороды, из-под демократической, мятой блузы поднимается старый русский барин, великолепный аристократ… Приятно было видеть это существо чистых кровей, приятно наблюдать благородство и грацию жеста, гордую сдержанность речи, слышать изящную меткость убийственного слова. Барина в нем было как раз столько, сколько нужно для холопов. И когда они вызывали в Толстом барина, он являлся легко, свободно и давил их так, что они только ежились да попискивали».

В портрете Горький всегда какую-то черту подтверждает афоризмом, определением. Он выделяет две детали облика Толстого - руки и глаза. Руки - «некрасивые, узловатые от расширенных вен и все-таки исполненные особой выразительности и творческой силы», глаза острые, пронзающие, иногда озорные. В очерке происходит постоянное укрупнение облика Толстого. Из «маленького, сухонького, серого» старика он постепенно превращается в бога Саваофа, сидящего на каменной скамье под кипарисами, как на золотом троне.

Очерк «Лев Толстой» воссоздавал образ большого человека и писателя с его большими противоречиями.

2.3 Портреты Л. Н. Толстого, созданные художниками – его современниками.

2.3.1 История создания первого живописного портрета Толстого.

Группа учителей и учащихся МКОУ Заболотовская СОШ побывала на экскурсии в музее-усадьбе Ясная Поляна. Я встретилась с учителем русского языка и литературы этой школы Бурлуцкой Е. А., которая рассказала мне, что воспоминания о великом писателе оставили не только философы, писатели и мемуаристы, но и знаменитые художники на своих полотнах. (Приложение IV ) Ведь каждый портрет-это частичка жизни великого писателя. Расскажу об истории некоторых портретов Толстого.

Среди почитателей таланта Толстого был основатель художественной галереи в Москве П. М. Третьяков. Он очень хотел заказать портрет Толстого для своей галереи. В 1869 году Третьяков обратился к А. А. Фету, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содействии. Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказался позировать. Только через несколько лет счастливый случай позволил Третьякову осуществить свое желание.

История создания первого живописного портрета Толстого такова. Летом 1873 г. Иван Николаевич Крамской, живя на даче недалеко от Ясной Поляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться со Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета. Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самарских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писателем, о чем писал и Третьякову.

5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича в доме не оказалось, и художник отправился на розыски. Во дворе на вопрос, не знает ли где граф, работник ответил: «Это я и есть». Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей. Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своем отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой - для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.

Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: «...граф Толстой, которого я писал, - интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии... На гения смахивает». Прозорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В яснополянском (для семьи) варианте - углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души; в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Последняя работа была по достоинству оценена современниками и признана как лучший портрет Толстого. (Приложение V )

2. 3. 2 Портреты И.Е. Репина.

Л. Н. Толстой и Илья Ефимович Репин познакомились 6 октября 1880 года в московской мастерской Репина, куда зашел Л. Толстой. Вскоре писатель переехал в Москву, и встречи их стали частыми. Вечерами они совершали дальние прогулки по бульварам, размышляя о жизни и искусстве. Мысли Толстого заставляли художника о многом задуматься, иной раз даже изменить первоначальный замысел своих работ.

А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведенные в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: «Очень интересно и полезно провел это время... Какая мощь бессмертного духа сидит в нем!». Стасов, понимая огромное значение этой работы для Репина, писал ему: «Ведь вы еще в первый раз на своем веку писали с гениального... человека».

Работа давалась Репину нелегко. Дело в том, что художник высоко ценил замечательный портрет, созданный Крамским, и ему невольно пришлось вступить в соперничество с признанным искусством своего недавно умершего учителя. Одним из первых репинский портрет Толстого увидел критик Стасов. Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать суть личности писателя: «Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя. Глаза... глядят вдаль и глубину, словно прямо в твое сердце и душу».

Тогда же в Ясной Поляне Репин зарисовал Толстого, занятого любимей им крестьянской работой, - на вспашке поля вдовы Анисьи Копыловой. Художника поразила выносливость и сноровка Льва Николаевича: он уставал, но тяжелая работа приносила ему настоящее удовольствие. Позже по эскизу и по памяти Репин написал картину «Л. Н. Толстой на пашне». Цензура запретила это на звание, боясь тенденциозности и «разговоров публики». С большими трудностями удалось добиться разрешения на репродуцирование картины.

Летом 1891 года художник надолго приехал в Ясную Поляну. Он много рисовал Толстого и признавался: «...После его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны». Репин писал Толстого больше чем кто-либо из русских художников. Свыше 70 работ он посвятил писателю- выразительных и виртуозных, изображающих его за шахматами, за работой, за чтением. Вылепил и бюст Льва Николаевича. Репинские рисунки, акварели, скульптурные и живописные портреты, созданные на протяжении 23 лет, позволяют нам увидеть и представить Толстого в разные периоды жизни. И лучше, и глубже понять его. (Приложение VI )

2. 5. Летописцы Л. Н. Толстого

2. 5. 1. Воспоминания членов семьи и родственников Толстого.

Одну из лучших мемуарных книг о Толстом, «Очерки былого», написал его старший сын, Сергей Львович. Хотя главное место в книге занимает описание жизни Толстого в 80-900-е годы, но в ней много страниц отведено и более ранним годам. Большой раздел в «Очерках былого» посвящен описанию встреч и взаимоотношений Толстого с современниками - И. С. Тургеневым, А. А. Фетом, И. Е. Репиным и др. С. Л. Толстой много пишет о характере отца, о его привычках, обычаях, пристрастиях, о его отношениях с близкими, знакомыми, с людьми разного общественного положения.

Значительный интерес представляет книга второго сына Толстого, Ильи Львовича, «Мои воспоминания», освещающая жизнь писателя, начиная с 70-х годов прошлого века.

Старшей дочери писателя, Т. Л. Сухотиной, принадлежит книга «Друзья и гости Ясной Поляны», содержащая очерки об И. С. Тургеневе, Н. Н. Те и других яснополянских гостях и друзьях - давних знакомых Толстого. В 1950 году в Париже был издан ее дневник в переводе на французский язык.

Из других членов семьи и родственников Толстого, оставивших свои воспоминания о нем, нужно назвать двоюродную тетку писателя, А. А. Толстую, племянницу Е. В. Оболенскую, внучку А. И. Толстую-Попову.

Большая часть дневников и воспоминаний, принадлежащих членам семьи Толстого, представляет несомненную ценность. Главное место в них, естественно, занимают взаимоотношения писателя с семьей, его частная жизнь. Но в них содержатся также сведения, касающиеся творческой истории многих его выдающихся произведений, его педагогической и другой общественной деятельности.

2. 5. 2. Секретарь Л. Н. Толстого В. Ф. Булгаков об уходе писателя.

Среди мемуарной литературы о Толстом достойное место занимает дневник секретаря Л. Н. Толстого в 1910 г. Валентина Фёдоровича Булгакова «Л. Н. Толстой в последний год жизни». (Приложение VII )

Воспоминания выходили в 1946-1961 гг. Я прочитала дневник и узнала, что Булгаков провёл с писателем последний год его жизни, год, наполненный мучительными переживаниями, напряжёнными событиями, когда противоречия, терзавшие писателя на протяжении многих лет, сплелись в один неразрывный узел и привели к трагической развязке. Это, несомненно, вызвало у меня особый интерес. Дневник Булгакова позволяет зримо ощутить величие личности Толстого, его мудрость, его нравственную высоту, его демократизм. Он предстает как личность с неиссякшей, несмотря на 82 года, жизненной, умственной и творческой энергией. Лев Николаевич жил в Ясной Поляне чрезвычайно скромно. В 81 год он уже не работал физически, но зато всегда и во всем старался довольствоваться малым. Несколько раз уговаривал он Софью Андреевну упростить и сократить и без того не бог весть какой изобильный и роскошный вегетарианский стол. Был бережлив и даже скуповат на бумагу, стараясь использовать на писание каждый клочок. Сам выносил ежедневно утром ведро с грязной водой из своей комнаты. Очень жаловался, раздражая Софью Андреевну, на яснополянскую "роскошь", которую сейчас тысячи посетителей его бывшего дома усердно ищут и которой, к немалому удивлению своему, не находят. Не боялся войти в крестьянскую избу, в больницу, чтобы помочь, посоветовать. Одевался просто, не покупал никаких новых вещей. И все же страдал, очень страдал от сознания своего барства. Диапазон деятельности Толстого накануне «ухода» удивителен: на его письменном столе рукописи публицистических статей, нравственно - философских сборников, пьес, очерков, повестей «Нечаянно», «Ходынка» и др. Огромен круг его чтения и широта интересов. В своем яснополянском уединении писатель чутко прислушивался ко всему, что свершалось за его пределами в чужих странах и у себя на родине, и особенно вникал в процессы и явления народной жизни.

Значение труда Булгакова бесспорно: десятки и десятки его записей в совокупности создают объективную картину дней и трудов великого мастера, содержат ценнейшие факты и сведения. Как все великие художники, Толстой никогда не отделял своей жизни от судеб народа. Всего лишь несколько дней провел новый секретарь писателя в яснополянском доме, но уже успел почувствовать тот рубеж, который отделял Толстого от других членов его семьи, успел заметить главную тему их споров. «За столом, - отмечает он, - завязался оживленный разговор: о патриотизме, о преимуществе заграницы перед Россией, и, наконец, о земле и о помещиках и крестьянах. К этой теме, как я успел заметить, часто сводится разговор в большой столовой яснополянского белого дома». И, если бы не хозяин этого дома, единственный, кто в этом кругу думал и помнил о нуждах тех, кому не дано было права присутствовать за столом, этот разговор был подобен многим другим, которые велись тогда в дворянских усадьбах. «Сухотин, его жена и Сергеенко отмечали крайнее озлобление крестьян против помещиков и вообще господ». Сын Толстого Андрей Львович утверждал, что «русский мужик - трус», и он сам видел, как «пятеро драгун выпороли по очереди деревню из четырехсот дворов». «Крестьяне - пьяницы, - говорила Софья Андреевна. - Они вовсе не оттого бедствуют, что у них земли мало». Но с приходом Толстого в зале яснополянского дома зазвучал честный и мужественный голос человека, свободного от предрассудков своего окружения, того человека, перед глазами которого стоит образ живущего совсем рядом обездоленного, ограбленного, отупевшего от нужды мужика. Его произнесенные «тихо, но очень твердым голосом» слова о том, что «если бы у крестьян была земля, так не было бы здесь этих дурацких клумб… Не было бы… таких дурашных людей, которые платят лакею десять рублей в месяц», - таили в себе большой и глубокий смысл.

Из дневника Булгакова я узнала, какой настоятельной потребностью для Толстого было постоянное общение с крестьянами. В разговоре с Булгаковым «о той вопиющей нужде, в которой живут крестьяне, и об озлоблении в народе» Толстой прямо ссылается на доводы, услышанные им из уст яснополянского крестьянина: «Я вчера опять встретил мужика, с которым раньше об этом говорил. И он хочет иметь землю, сесть на нее и быть свободным человеком. Они вовсе не хотят работать на помещиков, потому что все это не их; оттого они и мало работают и пьют». Много и напряженно размышлял Толстой над тем, как удовлетворить это требование русского крестьянина, над тем, как ликвидировать существующий несправедливый порядок землевладения, как передать землю в пользование народа. Валентин Федорович Булгаков умер в Ясной Поляне 22 сентября 1966 г. в возрасте восьмидесяти лет, оставив обширное литературное наследие. Его перу принадлежит десять книг, около 70 очерков и статей, а также еще полностью не увидевшие света мемуары "Друзья Л. Н. Толстого" и "Так прожита жизнь"

2. 5. 3.Записки личного врача Маковицкого Душана Петровича.

(Приложение VIII )

Из воспоминаний личного врача Л. Н. Толстого Душана Петровича Маковицкого я узнала, что в Ясной Поляне случилось событие, которое потрясло мир. В последние годы взаимные подозрения и обиды между Львом Николаевичем и его женой Софьей Андреевной переросли почти в маниакальную одержимость: Софья Андреевна перечитывала дневники Толстого, отыскивая что-то плохое, что он мог написать о ней. Он ругал жену за излишнюю подозрительность: последняя, роковая ссора произошла с 27 на 28 октября 1910 года. Толстой собрал вещи и ушёл из дома, оставив Софье Андреевне прощальное письмо: «Не думай, что я уехал, потому что не люблю тебя. Я люблю тебя и жалею от Всей души, но не могу поступить иначе, чем поступаю». Прочитав записку, Толстая бросилась топиться - её чудом удалось вытащить из пруда. Вскоре пришла информация, что граф, простудившись, умирает от воспаления лёгких на станции Астапово - дети и жена, которую он даже тогда не хотел видеть, приехали к больному в домик станционного смотрителя. Последняя встреча Льва Николаевича и Софьи Андреевны произошла перед самой смертью писателя, которого не стало 7 ноября 1910 года. Меня потрясло описание последнего дня великого писателя.

Врач рассказывает, что утром Толстой привстал на кровати и отчетливо произнес: "Только советую вам помнить одно: есть пропасть людей на свете, кроме Льва Толстого, - а вы смотрите на одного Льва". Кроме смертных мук ("Как Л. Н. кричал, как метался, как задыхался!)," - пишет Маковицкий,- страдание его было еще и в том, что окружавшие не могли понять от него чего-то самого-самого важного. Это самое-самое важное Л. Н. уже не мог высказать... Язык не повиновался. Последние осмысленные слова, сказанные за несколько часов до смерти старшему сыну, которые тот от волнения не разобрал, но которые слышал и Маковицкий: "Сережа... истину... я люблю много, я люблю всех..."

За всё время его болезни, несмотря на жар, сильное ослабление деятельности сердца и тяжелые физические страдания, у писатедя все время было поразительное ясное сознание. Он замечал все, что делалось кругом, до мельчайших подробностей. Так, например, когда от него все вышли, он стал считать, сколько всего приехало народа в Астапово, и счел, что всех приехало 9 человек".

Эта невероятная ясность сознания вместе с невозможностью что-то доказать, высказать самое важное доставляли Л. Н. страдания, сопоставимые с физическими мучениями. Очень серьезным переживанием для него стало то, что вместе с камфарой ему кололи еще и морфий. Как он ненавидел наркотики, как боялся их! Недаром и Анна Каренина упала под поезд после приема двойной дозы опиума. Вот и перед самым смертным концом, за несколько часов до отхода, когда врачи, желая облегчить его смертные муки, предложили впрыснуть морфий, Л. Н. заплетающимся языком просил: "Парфину не хочу... Не надо парфину!" "Впрыснули морфий, - пишет Маковицкий. - Л. Н. еще тяжелее стал дышать и, немощен, в полубреду бормотал: Я пойду куда-нибудь, чтобы никто не мешал... Оставьте меня в покое... Надо удирать, надо удирать куда-нибудь..."

Только после инъекции морфия к нему впустили его жену. Она сперва постояла, издали посмотрела, потом спокойно подошла к нему, поцеловала его в лоб, опустилась на колени и стала ему говорить: "Прости меня" и еще что-то. Около трех часов утра 7 ноября Толстой очнулся и открыл глаза. Кто-то поднес к его глазам свечу. Он поморщился и отвернулся. Маковицкий подошел к нему и предложил попить. "Овлажните свои уста, Лев Николаевич", - торжественно произнес он. Толстой сделал один глоток. После этого жизнь в нем проявлялась только в дыхании.

Меня не оставили равнодушной прощальные письма Льва Николаевича и Софьи Андреевны Толстых (Приложение IX ) . Графиня пережила мужа на 9 лет, занималась изданием его дневников и до конца своих дней слушала упрёки в том, что была женой, не достойной гения.

2. 3 Результаты исследования

Изучив воспоминания современников о жизненном и творческом пути писателя, осмыслив дневниковые записи, я пришла к выводу, что вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов. Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю. Толстой дорог и близок нам своим стремлением к идеалу. Писатель заставляет нас задуматься о себе, о поисках смысла жизни. Я считаю, что интерес к жизни и творчеству Толстого никогда не иссякнет.

3. Заключение.

Закончить свою работу я хочу стихотворением:

Давным-давно Толстого нет.

Но, будто встречными опознан,

Вот-вот вернется в кабинет.

И, словно реки к океану,

Сюда дороги пролегли.

К Толстому, в Ясную Поляну,

Стремятся люди всей земли.

А. Бодренко

5. Список использованных источников.

1. Булгаков, С. Н. Толстой Л. Н. // Булгаков, С. Н. Тихие думы / сост., подгот. текста и

Цели урока:

  • образовательная:
  • познакомить с биографией и мировоззрением писателя, развивать умение анализировать текст; подготовка учащихся на основе анализа исходного текста к написанию сочинения-рассуждения на нравственную тематику;
  • развивающая:
  • развитие устной и письменной речи, умения выделять главное, сравнивать, интерпретировать содержание и анализировать его языковые особенности;
  • воспитательная:
  • облагородить мысли и чувства ребят через соприкосновение с произведениями искусства (развить духовный, душевный потенциал), воспитать способность видеть прекрасное, уважения к ценностям мировой художественной культуры.

Задачи урока:

  • создать мотив обучения через связь материала урока с жизнью;
  • обучать изложению своих мыслей в соответствии с нормами литературного языка;
  • обучать обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
  • совершенствовать навык критического осмысления текста;
  • развивать коммуникативные навыки, толерантность, мотивацию к творческой переработке знания.

Форма: защита проектов + развитие речи

Оборудование: выставка книг Л.Н. Толстого и о нем; иллюстрации по биографии и произведениям писателя; репродукции картин Крамского, Репина; аудио записи вальсов Шопена, сонат Бетховена. Мультимедийная презентация к уроку.(Приложение 1 ) Презентации учеников.(Приложение 3-6) Раздаточный материал: текст Т.И. Курочкиной “Иван Николаевич Крамской” и дневниковые записи Л. Толстого. (Приложение 2 )

План урока

  1. Мотивация учебной деятельности.
  2. Историческая эпоха. Развитие литературы, искусств и науки второй половины XIXв. (Защита проекта группой учащихся)
  3. Л. Толстой в воспоминаниях современников. (Защита проекта)
  4. Портреты Л. Толстого, созданные художниками – его современниками. (Рассказ учителя, защита проекта, практическая работа с текстом: сжатие– тезисы или изложение)
  5. Музыка в жизни Льва Толстого (Защита проекта).
  6. Л. Толстой в русской поэзии (Защита проекта).
  7. Дневники писателя – книга, не имеющая себе равных во всей мировой литературе. (Практическая работа по развитию речи: подготовка к сочинению по данному тексту)
  8. Путешествие в Ясную поляну. (Защита проекта)

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности.

На сегодняшнем уроке мы вспомним исторические и культурные события, свидетелем которых был Толстой, узнаем, как шло развитие литературы, искусства и науки второй половины ХIХ века; продолжим изучение биографии писателя, поразмышляем над высказываниями Толстого и его современников о нем, поработаем с дневниками “великого Льва”. А еще мы послушаем музыку, которую любил Толстой, стихотворения о нем, раскрывающие различные грани его жизни и творчества, а также сможем узнать историю создания и художественные особенности знаменитых портретов писателя кисти Крамского и Репина, совершить заочное путешествие в Ясную Поляну.

Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. (Слайд 1)

2. Историческая эпоха.

(Слайд 2)
  • Свидетелем каких исторических событий был писатель?
  • На какие годы падает расцвет его творчества?
  • С кем из выдающихся людей Л.Н. Толстой общался?

На эти вопросы отвечают учащиеся, защищая проекты (см. Приложение 3 )

Анализ схемы “Россия. XIX век. Линия времени” (Рисунок 1)

  • Проверь, знаешь ли ты российскую историю.
  • Какие императоры управляли Россией? Как меняли курс развития страны?
  • Какие важнейшие события определяли историю России?

3. Л. Толстой в воспоминаниях современников

. (Слайд 3)

“Каждый человек- алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя”.
Л.Н. Толстой

  • Каким предстает Толстой в воспоминаниях современников?
  • Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках?
  • Чем он близок вам?

4. Портреты Л. Толстого, созданные художниками – его современниками

.

Среди почитателей таланта Толстого был основатель художественной галереи в Москве П. М. Третьяков. (Слайд 4)

Он очень хотел заказать портрет, Толстого для своей галереи. В 1869 году Третьяков обратился к А. А. Фету, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содействии.

Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказался позировать. Только через несколько лет счастливый случай позволил Третьякову осуществить свое желание.

История создания первого живописного портрета Толстого такова. (Слайд 5)

Летом 1873 г. Крамской, живя на даче недалеко от Ясной Поляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться со Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета. Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самарских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писателем, о чем писал и Третьякову.

5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича в доме не оказалось, и художник отправился на розыски. Во дворе на вопрос, не знает ли где граф, работник ответил: “Это я и есть”. Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей. (Слайд 6)

Сообщение учащегося о И.Н. Крамском. (Слайд 7-9)

Косность академического образования тяготила Крамского, и в 1863 году он возглавил “бунт четырнадцати” - выпускников Академии, которые отказались писать на заданную тему “Пир в Валгалле” и потребовали свободного выбора сюжета для конкурса на большую золотую медаль.

Впоследствии они организовали художественную артель, первое независимое объединение русских художников. В 1870 году было основано Товарищество передвижных художественных выставок, с тех пор до последних дней жизни Крамской оставался одним из ведущих членов этого крупнейшего передового объединения русских художников.

По выходе из Академии И. Н. Крамской пишет преимущественно портреты, которым свойствен интерес к психологии современного ему человека. Автопортрет художника 1867 года один из наиболее выразительных социально-типических образов в русском искусстве тех лет.

Мастерство художника достигает расцвета в начале 70-х годов. Он пишет ряд портретов деятелей русской культуры и людей из народа, такие как портреты Л. Н. Толстого, П. М. Третьякова, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина, крестьянина Мины Моисеева. В эти же годы им созданы и тематические картины: “Неутешное горе”, “Полесовщик”, “Христос в пустыне”, “Неизвестная” и многие другие. Даже в картинах на религиозные темы Крамской старался выразить свои представления о положительном герое эпохи, который должен быть готов к самопожертвованию ради выполнения своего долга перед народом. Кроме станковой живописи, Крамской занимался графикой: гравированием на медной доске офортов, работал в области монументальной живописи. И. Н. Крамской был крупнейшим художественным критиком своего времени. Много времени отдавал педагогической деятельности. Его эстетические взгляды неотделимы от реалистической основы его творчества. Он был убежден в идейно-воспитательной роли искусства, в его познавательном значении. К творчеству художника Крамской предъявлял высокие требования и вместе с тем строго относился к себе. Умер И. Н. Крамской в 1887 году.

Продолжение рассказа учителя о портрете.

Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своем отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Толстого, другой - для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.

Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: “...граф Толстой, которого я писал, - интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии... На гения смахивает”.

Прозорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В яснополянском (для семьи) варианте - углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушивается к тому, что зреет в глубине души; в третьяковском варианте поражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проницательность. Последняя работа была по достоинству оценена современниками и признана как лучший портрет Толстого. (Слайд 10)

Работа с текстом. Подготовка к изложению или составление тезисного плана.

Это первый и лучший портрет писателя. Образ Толстого-мыслителя, великого гуманиста, носителя высоких нравственных идеалов, страстного борца с общественной несправедливостью, ни одному из художников, писавших впоследствии Л. Н. Толстого, не удалось выразить с такой изумительной, впечатляющей силой и глубиной. Каждый, кто хоть раз видел портрет, по себе знает огромную силу его воздействия.

На портрете Толстой изображен непринужденно сидящим в кресле со сложенными на коленях руками. Пристальный и проницательный взгляд его небольших серых глаз, глубоко посаженных под густыми нависающими бровями, устремлен в душу зрителя, властно притягивает к себе.

Крамской сумел передать поразительно живой, полный огромного внутреннего напряжения взгляд Толстого. Великий писатель - как лермонтовский “вечный судия”, и при этом человек из плоти и крови. С изумительным мастерством Крамской раскрыл многогранность и сложность личности одного из величайших гениев русского народа. Талант Крамского как художника-психолога проявился в портрете во всю мощь.

Крамской был бесконечно увлечен Толстым-человеком и художником.

Художник сумел выявить ту цельность характера Толстого, которая поражала его при встречах с писателем.

Черты личности Толстого, на которые в портрете обращено основное внимание - ясный глубокий ум, беспредельная правдивость, моральная сила, активность и целеустремленность, - выражают идеал народного понимания прекрасного.

Близость Толстого к народу раскрывается Крамским и через характеристику его ярко национального облика. Скуластое лицо, широкий нос, окладистая борода придают ему сходство с простым деревенским мужиком. Но при всей кажущейся простоте его внешности Толстой у Крамского “очень своеобразный барин” (слова Репина). Даже сшитая на манер крестьянской блузы рубаха выглядит на нем изящно и элегантно. Крамской далек от того, чтобы идеализировать Толстого. В нем угадывается человек с трудным и тяжелым характером. Но не это главное в портрете. Прежде всего Крамской стремился раскрыть в Толстом те высокие качества, которые делают его образ дорогим и близким народу.

Толстой в понимании Крамского - глубоко положительный образ передового русского человека, правдоискателя и выразителя народных интересов.

Поэтому его портрет художник решает как портрет общественного деятеля.

С этой целью он монументализирует композицию портрета. Толстой кажется на нем человеком высокого роста, с не очень большой по отношению к размерам торса головой.

Художник умело находит соотношение фигуры с фоном, используя для воплощения своего замысла позу и одежду портретируемого. Плавный величественный силуэт фигуры, свободно и красиво ниспадающие складки широкой блузы придают портретируемому особую значимость и благородство. Играя важную роль в композиции портрета, они не отвлекают внимания от основного - лица писателя. К сожалению, фигуре писателя недостает материальной весомости, за складками одежды недостаточно чувствуется пластика тела. Очевидно, объясняется это тем, что Крамской написал с натуры только голову Льва Николаевича, написал очень выразительно - объемно, пластично, свободно и в то же время строго.

Как немногим другим, Крамскому удалось выявить в портретируемом человеке самые характерные, наиболее присущие ему свойства личности, проникнуть в сокровенные тайники жизни человеческого ума и сердца, воспеть самые прекрасные и возвышенные человеческие качества. И едва ли не лучшим примером этого является третьяковский портрет Толстого.

Т. И. КУРОЧКИНА Иван Николаевич Крамской (М., Изобразительное искусство, 1980)

Портреты И.Е. Репина. (Слайд 11-15)

Они познакомились 6 октября 1880 года в московской мастерской Репина, куда зашел Л. Толстой. Вскоре писатель переехал в Москву, и встречи их стали частыми. Вечерами они совершали дальние прогулки по бульварам, размышляя о жизни и искусстве. Мысли Толстого заставляли художника о многом задуматься, иной раз даже изменить первоначальный замысел своих работ.

А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведенные в Ясной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в работе, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович писал Третьякову: “Очень интересно и полезно провел это время... Какая мощь бессмертного духа сидит в нем!”. Стасов, понимая огромное значение этой работы для Репина, писал ему: “Ведь вы еще в первый раз на своем веку писали с гениального... человека”.

Работа давалась Репину нелегко. Дело в том, что художник высоко ценил замечательный портрет, созданный Крамским, и ему невольно пришлось вступить в соперничество с признанным искусством своего недавно умершего учителя.

Одним из первых репинский портрет Толстого увидел Стасов. Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел простыми средствами передать суть личности писателя: “Весь портрет делает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя. Глаза... глядят вдаль и глубину, словно прямо в твое сердце и душу”.

Тогда же в Ясной Поляне Репин зарисовал Толстого, занятого любимей им крестьянской работой, - на вспашке поля вдовы Анисьи Копыловой. Художника поразила выносливость и сноровка Льва Николаевича: он уставал, но тяжелая работа приносила ему настоящее удовольствие. Позже по эскизу и по памяти Репин написал картину “Л. Н. Толстой на пашне”. Цензура запретила это название, боясь тенденциозности и “разговоров публики”. С большими трудностями удалось добиться разрешения на репродуцирование картины.

Летом 1891 года художник надолго приехал в Ясную Поляну. Он много рисовал Толстого и признавался: “...После его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны”.

Репин писал Толстого больше чем кто-либо из русских художников.

Свыше 70 работ он посвятил писателю- выразительных и виртуозных, изображающих его за шахматами, за работой, за чтением.

Вылепил и бюст Льва Николаевича.

Репинские рисунки, акварели, скульптурные и живописные портреты, созданные на протяжении 23 лет, позволяют нам увидеть и представить Толстого в разные периоды жизни. И лучше, и глубже понять его.

Защита проекта

5. Музыка в жизни Льва Толстого

В доме Толстых Репин не раз слушал прекрасную музыку Шопена, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Лев Николаевич хорошо знал, понимал и любил музыку.

“Случалось, что после какой-нибудь впечатлительной сонаты Лев Николаевич рассказывал нам целую драму, которая рисовалась ему во время исполнения пьесы”, - вспоминал Репин.

Наряду с музыкальной классикой Толстому нравились произведения, полные задушевности, искренности и мелодической красоты. Думаю, эти мелодии будут близки и нам.

Защита проекта “Музыка, которую любил Л.Толстой

  • Ария Дон Жуана и дуэт “Ручку дай, ангел мой” из оперы Моцарта “Дон Жуан”;
  • Дуэт Глинки “Не искушай меня без нужды”;
  • Гопак в исп. Трояновского на балалайке;
  • Цыганские романсы в исп. Вари Паниной;
  • Шопен Ф. Вальсы;
  • Л. Бетховен. Сонаты
  • 6. Л. Толстой в русской поэзии

    Защита проекта (Приложение 5)

    7. Дневники писателя – книга, не имеющая себе равных во всей мировой литературе (Практическая работа по развитию речи)

    В огромном литературном наследии Толстого, есть книга, известность которой далеко не так велика, как “Война и мир” или “Анна Каренина”. А между тем эта книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая ныне 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта - дневники писателя.

    Их не станешь читать безотрывно, как роман или повесть. Но тот, кто решит с ними познакомиться, несомненно, будет вознагражден: россыпь ярких мыслей, острых впечатлений, свежих картин и наблюдений, запечатленных на страницах толстовского “Дневника”, позволяют заглянуть в сокровенный мир Художника.

    Личность Толстого неотделима от его искусства. Мы поражаемся разнообразию тем, щедрости образов, богатству мыслей в его книгах. Но ведь все это, в том числе и счастливый труд воображения, рождалось из опыта собственных чувств, будничной работы ума и сердца. Дневник - правдивое зеркало жизни великого писателя.

    Толстой очень дорожил искренностью своих записей. Когда Софья Андреевна, от которой у него не было тайн, стала заглядывать в его дневник, он потерял покой: знать, что пишешь в расчете еще на чьи-то глаза - значит писать не совсем откровенно. Следует учесть также, что вся жизнь писателя была на виду, а из дневника он часто делал выписки для близких и друзей. Чтобы сохранить чистоту и неприкосновенность этой своей исповедальни Толстой начинает вести “Тайный дневник” (1908) и “Дневник для одного себя” (1910). Последний он прятал от любопытных глаз под обшивку старого кресла или за голенище сапога...

    Его дневник - и свидетельство очевидца, и календарь встреч, и творческая тетрадь. Но, пожалуй, больше всего - орудие самопознания и самовоспитания, изменения самого себя.

    “По дневнику весьма удобно судить о самом себе”, – напишет 22-летний Толстой.

    Весной 1847 г. Л.Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе... Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в гуще людей... Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти...

    Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоятельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее – и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей души.

    “Встал немного поздно и читал, но писать не успел. Приехал Пуаре, стал фехтовать, его не отправил (лень и трусость). Калошин пришел пить водку, его не спровадил (трусость). У Озерова спорил о глупости (привычка спорить) и не говорил о том, что нужно (трусость). У Беклемышева не был (слабость энергии). На гимнастике не прошел по переплету (трусость) и не сделал одной штуки оттого, что больно (нежничество). У Горчакова солгал (ложь)... Дома не занимался английским языком (недостаток твердости)”. Это 23-летний молодой человек бичует себя.

    “Курил и неприятным тоном заговорил за чаем...” Вчитайтесь! Это уже 33 года спустя 56-летний всемирно известный писатель, один из немногих, признанных при жизни гениев, выговаривает себе словно нашалившему гимназисту!

    Работа с раздаточным материалом – выдержками из дневниковых записей Толстого разных лет. (Приложение 2 )

    • Проследите становление личности Л.Н. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?
    • Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Л. Толстого?
    • Ваше мнение о дневниковых записях Л. Толстого. Чем они интересны для вас?

    8. Путешествие в Ясную поляну.

    Защита проекта

    9. Подведение итогов урока.

    10. Домашнее задание.

    Написать сочинение на тему: “Размышления над дневниками Льва Толстого”.

    Рассказывают, что Толстой приехал посмотреть усадьбу в Долго-Хамовническом переулке апрельским вечером 1882 года. Хозяин, коллежский секретарь И. А. Арнаутов с досадой сказал: «Лев Николаевич, Вы ничего не увидите». «Не надо дом, я вижу сад!» — ответил Толстой.



    Этот дом очень советовал купить дядя жены Толстого Константин Иславин. Он писал:»…роз больше, чем в садах Гафиза; клубники и крыжовника - бездна. Яблонь дерев с десять, вишен будет штук 30; 2-3 сливы, много кустов малины и даже несколько барбариса. Вода - тут же, чуть ли не лучше мытищенской! А воздух, а тишина! И это посреди столичного столпотворения. Нельзя не купить».

    Вот эта самая тишина и наличие огромного фруктового сада, в котором можно было заблудиться, как в лесу, привлекли Толстого. Сад по сей день занимает большую часть территории - гектар земли. Софья Андреевна писала:»…Присмотрел он тогда дом Арнаутова с большим садом в Хамовническом переулке и очень прельстился простором всей усадьбы, более похожей на деревенскую, чем на городскую…»


    Дом Л.Н.Толстого. Фото из «Альбома зданий, принадлежащих Московскому Городскому Общественному Управлению т.1 стр.52

    Старшая дочь Татьяна Львовна, присутствовавшая при одном из осмотров, рассказывала: «Прежде всего мы прошли через двор в садовую калитку, и были поражены обилием зелени в саду; за низеньким деревянным забором находился огромный Олсуфьевский сад. По стене Пивоваренного завода мы обратили внимание на яблони, о которых Лев Николаевич сказал, что они будут великолепно развиваться именно на этом припеке…»

    Про сад в 1882 году старший сын Льва Николаевича Сергей Львович говорил, что «прежде сад был гораздо гуще, с молодой порослью, с малинником, смородиной и пр.»..

    Итак, мы входим в сад. Московский апрель еще только, только согрел ветки деревьев и первые проклюнувшиеся листочки.



    Вот так выглядит дом со стороны сада. Живописна посередине терраса с резными балясинами; справа и слева - трехстворчатые окна, наверху - высокие окна парадных комнат. Одно из трех окон кабинета Льва Николаевича выходит в сад - на снимке - крайнее справа, на втором этаже.

    Из террасы можно попасть в спальню Софьи Андреевны и Льва Николаевича.

    Недалеко от входа в сад нарядным домиком красуется беседка, построенная в 1840-1850 годах.

    Здесь в 1899 году Л.Н. Толстой правил в беседке корректуры романа «Воскресение».

    Весной и осенью в беседке пили чай, зимой отдыхали после катания на катке, который заливался перед домом. Лев Николаевич часто выходил покататься с детьми.


    Л. Н. Толстой на катке в саду Хамовнического дома. С фотографии П. А. Сергиенко. 1898.

    Эта садовая площадка перед домом была самым оживленным местом. В теплое время здесь играли в крокет.

    Вдали сада виднеется зеленый насыпной холм (во времена Толстого холм находился посередине сада)- дань моде позапрошлого века - устраивать ландшафтный английский парк. На вершине холма, наверное, хорошо думалось и мечталось. А кое-кому очень даже распрекрасно бегается по дорожке, что вьется по холму. Здесь тоже часто играли дети, иногда работал в тишине Лев Николаевич.


    Отсюда, с холма, хорошо видна вся усадьба.


    Сохранились лишь несколько деревьев времени Толстого, но на тех же местах высажены новые тех же пород.

    Свободную планировку подчеркивают извилистые дорожки. Одна из них ведет во фруктовый сад. Там были посажены прекрасные вишни и яблони, хотя последние теперь совсем постарели и уже не приносят столько спелых ароматных плодов, как это было во времена Толстого. Когда-то Стасов написал: "В доме Толстых пахнет библиотекой и яблоками".

    Вид на липовую аллею и стена пивоваренного завода, сохранившегося до наших дней


    У стены пивоваренного завода стоит садовый колодец, из которого Лев Николаевич зимой на санках, а во время грязи — на тележке, возил на себе воду в десятиведерной бочке, разливая эту воду в бочки на кухне или в клозетные баки.

    В конце апреля в саду выклевываются из земли первоцветы. Смотрительницы музея говорили, что скоро весь сад покроется голубым и, местами, разноцветным цветочным ковром.




    И сейчас, через такую пропасть лет, Сад Толстого живет своей апрельской жизнью: бродят по его тропинкам посетители музея, носятся по дорожкам жители ближайших домов, греются на солнышке мудрый кот и степенная утиная парочка.