Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Темное царство кто автор. Темное царство в пьесе "Гроза" - что это? Образ купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой

Темное царство кто автор. Темное царство в пьесе "Гроза" - что это? Образ купчихи Марфы Игнатьевны Кабановой

§  Биография

✓  Юность

Афанасьев родился 11 (23) июля 1826 года в городе Богучар Воронежской губернии, где отец его служил уездным стряпчим. Отец высоко ценил образование и привил эту любовь детям. Очень рано лишился матери.

Александр Николаевич Афанасьев сначала обучался в воронежской гимназии, затем прибыл в Москву и поступил в Московский университет, где учился на юридическом факультете (1846-1849) и, в то же время, дополнительно слушал лекции Степана Шевырёва, Осипа Бодянского и Тимофея Грановского. Ещё будучи студентом, начал сотрудничать в лучших в то время российских литературных журналах (Современник, 1847 г. и «Отечественных записках», 1848 г.), в которых были напечатаны его первые литературоведческие статьи.

✓  1849-1862 годы

Окончив обучение в университете, в 1849 году А. Н. Афанасьев поступил на службу в московский главный архив Министерства иностранных дел, где в 1856 году стал начальником отделения, а вскоре правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоящей при архиве. В этой должности он работал до 1862 года.

Любитель старины, Афанасьев часто приобретал старинные рукописи и книги на толкучем рынке у Сухаревской башни; из находок получилась большая и ценная библиотека, из которой Афанасьев черпал сведения по истории русской культуры.

В журналах «Современнике» (1849-1852), «Отечественных записках» (1850-1860), «Архиве историко-юридических сведений о России», издававшемся Калачовым, и некоторых других изданиях им было опубликовано более 68 статей; среди его работ:

  • «Дедушка домовой», первое его мифологическое исследование (в «Архиве» Калачёва, ч. 1);
  • «Ведун и ведьма» (в альманахе «Комета», изд. Н. Щепкиным; отдельно, Москва, 1851);
  • «Языческие предания об острове Буяне» (во «Временнике общ. ист. и древ. росс.», 1858 г., № 9 - здесь он впервые развил свою натурмифологическую систему славянского мировоззрения);
  • «Зооморфические божества у славян» («Отечественные записки», 1852 г., № 1 - 3);
  • «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями» (в «Известиях акад. наук по отд. рус. языка и словесности», 1853 г.);
  • «Русские сатирические журналы 1769-1774 г.» (в «Отечественных записках», 1855 г., № 3, 4 и 6; отдельно, Москва, 1859 - до сих пор остаётся едва ли не лучшей монографией по истории литературы XVIII в.).

В 1858-1859 годах он издавал не нашедший достаточной поддержки журнал «Библиографические записки», где опубликовал:

  • «Сатиры Кантемира»;
  • «Н. И. Новиков»;
  • «Литературная полемика прошлого столетия»;
  • «Русская книжная торговля» и другие.

В 1860 году издал сборник «Русские народные легенды» (Москва), однако сборник был изъят из продажи цензурой. Этот сборник включал 33 рассказа о жизни святых и Христа с точки зрения народа, некоторые оценки были нетрадиционны и расходились с оценками Русской православной церкви, вследствие чего он вскоре был запрещён по настоянию Святейшего Синода.

Сказки с подобным содержанием, а также эротические сказки вошли в сборник «Заветные сказки», рукопись которого А. Н. Афанасьев тайно переправил в Европу. Этот или другой вариант рукописи сейчас хранится в институте русской литературы РАН.

✓  После 1862 года

В 1862 году в квартире Афанасьева был произведён обыск. После этого он вынужден был покинуть обеспечивавшую его службу. С трудом удалось ему найти место секретаря сначала в Московской думе, а затем в мировом съезде. Но и в это время Афанасьев продолжал свои исследования и труды; в «Библиотеке для чтения» (1864) появились его статьи:

  • «М. С. Щепкин и его записки»;
  • «Поэтические предания о светилах небесных»,

в «Филологических записках» (1865 год) он поместил:

  • «Народные поэтические представления радуги»;
  • «Сказка и миф».

Сотрудничал в это время он и в «Книжном вестнике».

В эти же тяжёлые для него годы, при самых неблагоприятных условиях Афанасьев закончил и издал главный труд своей жизни: «Поэтические воззрения славян на природу» (3 т., Москва, 1865−1869), в котором он соединил и привёл в стройную систему всё, написанное им прежде, и всё наиболее важное, добытое трудами западных натур-мифологов. Историк и фольклорист, Александр Николаевич Афанасьев был глубоким исследователем славянских преданий, верований и обычаев. «Поэтические воззрения славян на природу» - фундаментальный труд, посвященный историко-филологическому анализу языка и фольклора славян в связи с языком и фольклором других индоевропейских народов. Книга Афанасьева является попыткой выявить живые связи языка и преданий.

✓  Последние годы

В последние годы Афанасьев обратился к теме сказок в русском фольклоре, разбив их на детские и взрослые. Его последние труды:

  • «Русские детские сказки» (2 ч., Москва, 1870; 2-е изд., Москва, 1886), изданные также за рубежом;
  • «Русские заветные сказки», русские народные сказки эротического содержания; впервые изданы в Женеве в конце XIX века. Вместо реального наименования издателя на ней значилось: «Валаам. Типарским художеством монашеской братии. Год мракобесия» и имелась пометка: «Отпечатано единственно для археологов и библиофилов в небольшом количестве экземпляров». В России эта книга впервые издана лишь в 1997 году. Эпиграфом к ней вынесена цитата (правда вырванная из контекста) из сказки «Странные имена»:

Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

§  Семья

  • Сестра А. Н. Афанасьева была замужем за Германом Фёдоровичем Аммоном; в браке у них родился сын Александр.

/ / / «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза»

В своей пьесе « », А.Н. Островский впервые изображает реалистичный мир «темного царства». Кто в него входил? Это большая часть того общества – самодуры, которые имели в своих руках власть денег, которые хотели поработить бедных и еще больше нажиться на их бесплатном труде. Островский впервые открывает мир купечества со всеми реалиями и правдивыми событиями. В этом мире нет ничего человечного, доброго. Нет веры в свободного человека, в счастье, в любовь и порядочный труд.

В чем конфликт пьесы? В столкновении интересов и морали отжившего и будущего поколения людей. С особым смыслом изображены сложные образы персонажей данной пьесы. Богатый купец – Дикой – достаточно важная персона в городе. Кудряш, тобишь Савел Прокофьевич – представляет себя вершителем мира и хозяином окружающей его жизни. Многие персонажи его бояться и просто трепещут перед его образом. Беспредел в поведение Дикого прикрывается властью и значимостью его денежного состояния. Он имеет покровительство государственной власти.

Островский создает достаточно неоднозначный и сложный образ Дикого. Этот персонаж сталкивается с проблемой не внешнего противостояния окружающих к его персоне. Он переживает внутренний протест. Герой понимает, насколько черства его середина и его сердце. Он поведывает рассказ о том, как по пустяку бранил мужичка, который возил дрова. Дикой на него накинулся и чуть не прибил ни с чего. А затем стал каяться и прощения просить. И признавался, что сердце у него такое, «дикое».

Именно в этом образе мы видим потайной смысл «темного царства». Оно изнутри изживало себя. Внутренний протест самодуров того времени разрушал их самих же.

Проводя анализ еще одного образа пьесы «Темное царство», можно заметить и прочие особенности самодуров того времени.

Персона вызывает у нас недоумение. По ее мнению, все взаимоотношения в семье должны подчиняться страху. Она деспотична и лицемерна. Она привыкла жить по устоям старого общества. Она совершенно заела все домашних и жизни спокойной им не дает.

Второстепенный образ странницы Феклуши выступает на защиту отмирающему «темному царству». Она вступает в беседу с Кабанихой и все проповедует ей свои мысли о скорой гибели «темного царства».

В своей пьесе, дабы донести до читателя все свои мысли и рассуждения, Островский создает множество символических образов. Именно гроза является одним из них. Финал пьесы доносит мысли автора о том, что жизнь в таком «темном царстве» невыносима и ужасна. Читатель понимает, что мир самодуров перебарывает пробужденный человек, который наполнен настоящими, человеческими чувствами, который может побороть фальшь и лицемерие того «темного царства».

Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир “темного царства”, нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота, не побоялся открыто показать консервативную силу “косности”, “онемелости”. Анализируя “пьесы жизни” Островского, Добролюбов писал: “Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права... И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда”. И все же многие пьесы Островского рисуют “шаткость и близкий конец самодурства”.
Драматургический конфликт в “Грозе” заключается в столкновении отживающей морали самодуров с новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. В пьесе важен сам фон жизни, сама обстановка. Мир “темного царства” основан на страхе и денежном расчете. Часовщик-самоучка Кулигин говорит Борису: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Непосредственная денежная зависимость заставляет Бориса быть почтительным с “ругателем” Диким. Безропотно послушен матери Тихон, хотя в финале пьесы до своеобразного бунта поднимается даже он. Хитрят и изворачиваются конторщик Дикого Кудряш и сестра Тихона Варвара. Проницательное сердце Катерины чувствует фальшь и бесчеловечность окружающей жизни. “Да здесь все как будто из-под неволи”,- думает она.
Образы самодуров в “Грозе” художественно достоверны, сложны, лишены психологической однозначности. Дикой - богатый купец, значительное лицо в городе Калинове. Власти его на первый взгляд ничто не угрожает. Савел Прокофьевич, по меткому определению Кудряша, “как с цепи сорвался”: чувствует себя хозяином жизни, вершителем судеб подвластных ему людей. Разве не об этом говорит отношение Дикого к Борису? Окружающие боятся рассердить чем-нибудь Савела Прокофьевича, жена трепещет перед ним.
Дикой чувствует на своей стороне силу денег, поддержку государственной власти. Тщетными оказываются просьбы восстановить справедливость, с которыми обращаются обманутые купцом “мужички” к городничему. Савел Прокофьевич потрепал городничего по плечу да и говорит: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!”
Вместе с тем, как уже было сказано, образ Дикого достаточно сложен. Крутой нрав “значительного лица в городе” наталкивается не на какой-то внешний протест, не на проявление недовольства окружающих, а на внутреннее самоосуждение. Савел Прокофьевич сам не рад своему “сердцу”: “О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил... Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно какое сердце у меня! После прощения просил, в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи и кланялся; при всех ему кланялся”. В этом признании Дикого заключается страшный для устоев “темного царства” смысл: самодурство настолько противоестественно и бесчеловечно, что изживает само себя, утрачивает какие-либо нравственные оправдания своего существования.
“Самодуром в юбке” можно назвать и богатую купчиху Кабанову. В уста Кулигина вложена точная характеристика Марфы Игнатьевны: “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”. В разговоре с сыном и невесткой Кабаниха лицемерно вздыхает: “Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!”
За этим притворным восклицанием кроется властный, деспотический характер. Марфа Игнатьевна активно отстаивает устои “темного царства”, пытается покорить Тихона и Катерину. Отношения между людьми в семье должны, по мысли Кабановой, регулироваться законом страха, домостроевским принципом “да убоится жена мужа своего”. Желание Марфы Игнатьевны во всем следовать прежним традициям проявляется в сцене прощания Тихона с Катериной.
Положение хозяйки в доме не может вполне успокоить Кабаниху. Марфу Игнатьевну страшит то, что молодым воли хочется, что не соблюдаются традиции седой старины. “Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего”,- вздыхает Кабаниха. В данном случае ее страх вполне искренен, ни на какой внешний эффект не рассчитан (Марфа Игнатьевна произносит свои слова в одиночестве).