Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Скульптура 2 половины 19 века. Русская архитектура первой половины XIX века

Скульптура 2 половины 19 века. Русская архитектура первой половины XIX века

Для искусства скульптуры этого периода характерно смешение стилей; модерна, определяемого достижениями научно-технического прогресса, и стилизации под старину. Развитие русской скульптуры второй половины XIX века тесно связано с процессом становления реализма в русском искусстве.

В 1851 году были упразднены должности ректора скульптуры и профессора второй степени «по части ваяния фигур и орнаментов». Происходит утрата монументальности, теряется связь с архитектурой, идёт преимущественное развитие станковой скульптуры. Следует отметить, что монументальная скульптура госзаказа утрачивает прогрессивное значение. В этот период устанавливаются скульптурные памятники личностям, имеющим большое общественное значение: деятелям культуры, науки, полководцам, ученым, писателям. В станковой скульптуре культивируется подчеркнутая будничность сюжетов и образов, обыденность трактовки, что указывает на интенсивное рождение скульптуры реалистического плана.

Многие отечественные скульпторы получили большую известность.

Каменский Фёдор Фёдорович (1838-1913гг.) – русский скульптор Ф.Ф.Каменский родился в семье генерал-майора, администратора Санкт-Петербургского Лесного Интитута. В 1852-1860 годах учился в Императорской Академии художеств у Николая Пименова, Петра Клодта и Фиделио Бруни. В академии получил золотую медаль за работы «Сенат просит Цинциннатус остаться в Риме» и «Регулус возвращается в Карфаген». Скульптор в этот период создаёт бюсты Тараса Шевченко и Фиделио (Фёдор) Бруни. В 1863 году академия послала Каменского учиться в Италию, где он пробыл до 1869 года. В Италии Каменский Ф.Ф. продолжает творить в жанре портретного бюста и создаёт скульптурные работы на бытовые сюжеты: «Молодой скульптор», «Вдова и сын» (1867г.), «Первые шаги», (1872г.), монумент М.И.Глинке. За скульптуру «Вдова и сын», «Первые шаги», скульптор становится Академиком Императорской Академии художеств и вернулся в Санкт-Петербург. В 1870 году Ф.Ф.Каменский опять уехал во Флоренцию, а в 1873 иммигрировал в Америку, где стал жить в штате Флорида и продолжал заниматься искусством, делая декорации для федерального здания в Канзасе, проект «римские фонтаны» в Нью-Йорке, скульптуру Купидон для города Тампа во Флориде. В 1893 году во время подготовки к всемирной выставке в Чикаго Каменский Ф.Ф. создаёт «огромные скульптуры из бетона для павильона», а также лично выбрал 130 картин и статуй из России, которые были показаны во время выставки. Последние годы он работал над сложной скульптурой «Мир» - она не закончена.



Иванов Сергей Иванович (1828 -1903гг.) - русский скульптор. Получил художественное образование в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под главным руководством Н. А. Рамазанова. В 1854 за статую «Мальчик в бане» (мраморный экземпляр - в Третьяковской галерее, в Москве) возведён в звание академика. После смерти Н.А. Рамазанова (1863г.) занял его место преподавателя скульптуры в том же Московском училище. Свои работы С.И. Иванов на выставках показывал лишь изредка.

Скульптор создаёт статуи «Неаполитанский рыбачок с раковиной» и «Апостол Андрей» (исполненная для Московского Исторического музея), скульптурные группы «Материнская любовь», «Мальчик на лошади», «Поцелуй Иуды», «Тигр, впившийся в шею оленя» и «Львица с детенышами», эскиз статуи «Моисей, источающий воду из камня», проект памятника А. С. Пушкину, бюсты актёров Шумского, Живокини, Садовского и баснописца Крылова. Большую известность С.И. Иванову принесла скульптура «Мальчик в бане» (мрамор, ГТГ). Сергей Иванович Иванов вошел в историю искусства ваяния главным образом как автор статуи «Мальчик в бане» (1854г.). Без всякой идеализации выдающийся скульптор изобразил обливающегося водой крестьянского мальчика.

Антокольский Марк Матвеевич (1842-1902гг.) - историческая тематика пронизывает творчество М.М. Антокольского, создавшего серию скульптурных портретов: «Иван Грозный», «ПетрI», «Ермак», «Нестор-летописец». Некоторые работы скульптора содержит в себе созерцательную, философскую направленность; «Христос перед народом», «Мефистофель», «Умирающий Сократ», «Спиноза». М.М. Антокольский создаёт бюсты Стасова, Тургенева, Боткина. Скульптор выполняет заказы надгробий. Крупнейший скульптор России второй половины XIX века Марк Матвеевич Антокольский родился в 1843 году в небогатой многодетной еврейской семье. Ночами, вместо отдыха после изнурительной работы в трактире, где он помогал отцу, тайком от окружающих, которым было чуждо его влечение, мальчик отдавался любимому занятию - лепил или вырезал небольшие фигурки. Впоследствии его все же определили учеником в мастерскую резчика по дереву. С 1862 года М.М. Антокольский становится вольнослушателем Петербургской Академии художеств. В Петербурге художник сближается с И. И. Шишкиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. В. Стасовым, А. Н. Серовым, М. П. Мусоргским, становится другом И. Е. Репина. Учился М.М. Антокольский в классе Н. С. Пименова, а после его смерти у гравера и скульптора И. И. Реймерса. Уже первые горельефы «Еврей – портной» (1864г.) и «Еврей – скупой» (1865г.), отмеченные Второй и Первой серебряными медалями, показали жизненность и реалистичность произведений художника.

Марк Матвеевич Антокольский умер в июне 1902 года. Смерть застала выдающегося скульптора в Германии, похоронен скульптор в Петербурге на Преображенском кладбище.

Микешин Михаил Осипович (1835-1896гг.) - русский художник и скульптор, автор ряда выдающихся памятников в крупных городах Российской Империи, родился он 9 февраля 1835 года в деревне Максимково Смоленской губернии близ Рославля. Обучался в Смоленске у местного иконописца. В 1852 поступил в Академию художеств, где обучался по классу батальной живописи под руководством Б. П. Виллевальде. В 1858 году с отличием закончил Академию художеств, получив большую золотую медаль за картину «Въезд Тилли в Магдебург». Проявившаяся в годы учёбы романтическая трактовка патриотической темы принесла художнику внимание царской семьи, и М.О. Микешин был приглашен обучать рисованию Великих княжон. Несмотря на то, что М.О.Микешин был прежде всего художником-баталистом, представленный им проект памятника «Тысячелетие России» в Новгороде победил на конкурсе (1859г.) и был принят к исполнению. Для того, чтобы руководить исполнением проекта, М.О.Микешин изучал скульптурную технику у И. Н. Шредера. В результате такого успеха М.О. Микешин получил множество подобных заказов. По его проектам были созданы памятники «Кузьма Минин» в Нижнем Новгороде, «Адмирал Грейг» в Николаеве и «Александр II» в Ростове-на-Дону, которые стали иллюстрацией официальной формулы «самодержавие-православие-народность». Немногие памятники М.О. Микешина пережили годы Советской власти. Среди них памятник «Екатерина II» в Санкт-Петербурге (1873г.), памятники «М.Ю. Лермонтов», «Богдан Хмельницкий» в Киеве (1888г.), «Ермак» в Новочеркасске (1904г.), а также памятник «Тысячелетие России» в Новгороде. Проекты М.О. Микешина побеждали и в международных конкурсах (например, памятник Педро IV в Лиссабоне). В 1876-1878 годах М.О.Микешин редактировал сатирический журнал «Пчела». Он печатал там свои карикатуры и публиковал иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя и Т. Г. Шевченко.

Шредер Иван Николаевич (1835-1908гг.) - русский скульптор, автор ряда памятников в крупных городах Российской империи. Родился в 1835 году и воспитывался в пажеском Его Величества корпусе, откуда был выпущен корнетом в лейб-гвардии уланский полк. По окончании крымской кампании вышел в отставку и посвятил себя скульптурному творчеству, которым занимался раньше любительски. По совету профессора барона П. К. Клодта Шредер И.Н. поступил в ученики Императорской Академии художеств, где его руководителем стал Н.С. Пименов. Еще посещая классы Академии художеств, Шредер И.Н. вылепил в одну зиму десять статуй для сочиненного М.О. Микешиным новгородского памятника «Тысячелетие России». Отправившись за границу в 1864 году для осмотра музеев И.Н. Шредер, неожиданно уехал в Америку. Там четыре года работал в Южной Америке и затем возвратился в Санкт-Петербург. Вскоре после этих событий, в 1869 году, Академия художеств за представленный скульптором бюст «А. И. Киреевской», присудила ему звание академика. Большинство дальнейших работ И.Н. Шредера относитсяк монументальной скульптуре. Скульптором были выполнены модели памятников: «Екатерина II» - (Царское Село), «Адмирал Крузенштерн», «Принц П. Г. Ольденбургский» - (Санкт-Петербург), «Адмирал Беллинсгаузен» - (Кронштадт), «Петр Великий» - (Петрозаводск), «Император Александр II» , «Граф А. А. Бобринский» - (Киев), «Н.М. Пржевальский» и «И.Ф. Крузенштерн» - (Санкт-Петербург), «Л.Г. Корнилов», «Э.И. Тотлебен», «П.С. Нахимов» - (Севастополь). Шредер И.Н. создаёт большое число портретных бюстов. Творчеству скульптора принадлежит бюст «Генерал-адъютант Кауфман» для ташкентского военного собрания и двенадцать бюстов севастопольских героев - для московского исторического музея.

В этот период выдающийся русский скульптор А.М. Опекушин работал в стиле реализма в жанре монументальной скульптуры.

Опекушин Александр Михайлович (1841-1923гг.) – русский скульптор родился 16 ноября 1838 году в деревне Свечкино Ярославской губернии. А.М. Опекушин художественное образование получил в Рисовальной школе общества поощрения художников и в скульптурной мастерской в Петербурге под руководством профессора Д. Йенсена, после чего занимался в Императорской академии художеств, которая в 1864 году, присудила ему звание неклассного художника за скульптурные эскизы «Велизарий» и «Амур и Психея». После этого звания А.М. Опекушин был повышен в 1869 году в классные художники Второй степени, в 1870 году - в классные художники Первой степени за бюст «Графиня Шувалова» и за семь колоссальных фигур, вылепленных для петербургского монумента «Императрица Екатерина II». В 1874 году - в академики за бюст цесаревича «Николай Александрович» и статую «Петр Великий». В начале своей деятельности А.М. Опекушкин произвёл немало орнаментальных лепных работ для петербургских зданий и был одним из главных сотрудников М.О.Микешина в его трудах по осуществлению сочиненного этим художником проекта вышеупомянутого монумента «Императрица Екатерина II». Для Всероссийской промышленной выставки в Москве (1882) совместно с М. О. Микешиным и архитектором Д. Н. Чичаговым А.М. Опекушин создал две парные скульптурные композиции «Волга» и «Нефть». Скульптор выполнил памятник «Александр II» у южной стены Кремля (бронза, был открыт в 1898 году, не сохранился) и памятник «Александр III» возле Храма Христа Спасителя (бронза, 1912 года, не сохранился). Из работ А.М. Опекушина наиболее известны: памятники адмиралу Грейгу в Николаеве, моделированный по проекту М. О. Микешина, памятник «А.С. Пушкин» в Москве (1880г.), сочетающий приподнятость образа с его исторической конкретностью и достоверностью. А.М. Опекушин создал также памятники «А.С. Пушкин» в Петербурге (1884г.), «А.С. Пушкин» в Кишинёве (1885г.), памятники: «Карл фон Бэр» в Тарту (1886г.), «М.Ю. Лермонтов» в Пятигорске (1889г.), памятник «Н.Н. Муравьёв-Амурский» в Хабаровске. Скульптор в своём творчестве использовал бронзу и гранит. А. М. Опекушин был православным христианином и убеждённым монархистом. Он был весьма популярен в монархических кругах того времени, творчество его высоко ценилось в Царственном доме, ему покровительствовали Александр III и Великий князь Сергей Александрович Романов, московский генерал-губернатор, который был убит 4 февраля 1905 года.

Чижов Матвей Афанасьевич (1838-1916гг.) - русский скульптор, работавший в бытовом жанре. М. А. Чижов был сыном крестьянина-каменотеса и с детства помогал отцу в его ремесле. Художественное образование М.А. Чижов получил сначала в Московском училище живописи и ваяния (1857-1860гг.), затем в Петербургской Академии художеств, куда поступил в 1861 году и где учился в скульптурном классе у Н. С. Пименова и А. Р. Бока. В годы ученичества М.А. Чижов активно работал и вместе с другими скульпторами участвовал в создании моделей и выполнении колоссальных горельефов для сооружаемого в Новгороде памятника «Тысячелетие России» по проекту М.О. Микешина. Позднее совместно с А.М. Опекушиным трудился над памятником Екатерине II в Петербурге, также по проекту М.О.Микешина. В 1867 году за рельеф «Воскрешение сына наинской вдовы» М.А. Чижов получил большую золотую медаль, звание классного художника и право на пенсионерскую поездку в Италию (1868-1873гг.). Уже в Риме, где М.А.Чижов провел большую часть своей пенсионерской поездки, определяется жанровая направленность его творчества, особый интерес к изображению жизни народа, крестьянского быта, к характерным типажам. Скульптор работает с самыми разными материалами. Из превосходного итальянского мрамора выполнены лирические жанровые группы «У колодца (Первая любовь)» (1870г.) и «Игра в жмурки» (1872г.), из гипса – «Гадание на картах» (1871г.) и «Мать-крестьянка, обучающая свою дочь грамоте» (1873г.), «Резвушка» (1873г.). За работы, выполненные М.А.Чижовым в Италии, Академия художеств удостоила его звания академика. Особую известность приобрела скульптурная группа «Крестьянин в беде (На пепелище)» (1872г.), показанная на выставках в Вене, Петербурге, Париже, где получила золотые медали. Тяжело опустив голову на левую руку, а правой обнимая своего малолетнего сына, сидит на обгорелом пне подавленный горем крестьянин. Его огромная, сильная фигура поникла, в лице читается выражение безысходной печали. По своей социальной направленности произведение близко многим картинам В. Г. Перова и художников-передвижников. Возвратившись из Италии, скульптор принимает деятельное участие в выставках Товарищества передвижных художественных выставок, преподает в Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица (1879-1910гг.), в 1893 году становится действительным членом Академии художеств и становится членом её Совета. Много работает в жанре портретного бюста: «И.К. Айвазовский» (1873г), «Принц П.Г.Ольденбургский» (1876г.), «Александр II» (1881г.). М.А. Чижов выполняет бюст «Н.А. Некрасов» (1881г.), который впоследствии был установлен на надгробном памятнике поэта на Новодевичьем кладбище в Петербурге. Менее известны и значительны произведения М.А.Чижова в области монументальной скульптуры, хотя он активно работал над скульптурным убранством зданий Петербурга, а также над проектами памятников для различных городов России: «Николай I» (1896г.) - в Киеве, «Пушкин-лицеист» для Царского Села (1890г.), «Адмирал П.С. Нахимов» (1900г.) – Севастополь.

Матвей Афанасьевич Чижов умер в 1916 году в Петрограде.

Создателем жанровых групп был скульптор Н.А. Лаверецкий.

Лаверецкий Николай Акимович (1837-1907гг.) – русский скульптор, принимал участие в создании памятника «Тысячелетие России». Лаверецкий Н.А. родился в Москве, сын скульптора А. П. Лаверецкого. Первоначальное художественное образование получил в Санкт-Петербургской РШОПХ (Рисовальная школа общества поощрения художеств) для вольноприходящих. Учился в ИАХ (1851–1866гг.) у профессора Н. С. Пименова. За вылепленный с натуры портретный бюст «В. В. Юзефович» (1853г.) награжден серебряной медалью 2-й степени, а за вылепленный программный барельеф «Ахиллес влачит тело Гектора» (1857г.) получил серебряную медаль 1-й степени. Лаверецкий Н.А. за академическую программу «Цинцинкат принимает послов из Рима» (1859г.) получил золотую медаль 2-й степени, а за программный барельеф «Возвращение Регула из Рима в Карфаген» (1860г.) награжден большой золотой медалью и получил звание классного художника 1-й степени. Лаверецкий Н.А., будучи пенсионером ИАХ (1863г.), посетил Берлин, Дрезден, Мюнхен, Милан, Геную, Пизу, Рим. За скульптурную группу «Дети, кормящие птичку» получает звание академика (1868г.). После создания мраморной скульптуры «Мальчик-неаполитанец с обезьянкой» (1870г.) Лаверецкий Н.А. возвратился в Санкт-Петербург, где стал исполнять обязанности профессора скульптурных классов ИАХ (1871–1894гг.). Скульптор в этот период создаёт жанровые группы: «Первая роза» и «Купальщица», группы «Маленькие кокетки» (1872г.), «Дети, просящие милостыни», группы «Материнская любовь» (1876г.) и «Голова старика-еврея». К работам скульптора принадлежат бюсты «Сафо», «Весна», «Чучарка», «Капуцин», также несколько портретных бюстов: «Великий князь Владимир Александрович», «Император Александр II», «Великий русский певец бас О.А. Петров», знаменитый русский историк, исследователь социально-политической и экономической истории России «Н.И. Костомаров». Из числа других его произведений необходимо отметить статуи: «Торговля» (1876г.), «Промышленность» (1876г.), «Мефистофель» (1881г.), «Стыдливость», Родопа» (1882г.), горельеф «Ангел» (1884г.). Скульптор является автором бронзовой группы «Амур и Психея» (1887г.) и аллегорической скульптуры «Россия» (1896г.). Лаверецкий Н.А. автор памятника «М.И. Глинка» в Смоленске и памятника «Екатерина II» в Симферополе. Лаверецкий Н.А. являлся членом Общества взаимного вспомоществования русских художников в Санкт-Петербурге (1871г.), членом ОВХП и ИАХ (1876г.).

Николай Акимович Лаверецкий выдающийся русский скульптор умер в 1907 году.

Развивал в своём творчестве тему жанровых композиций Л.В. Позен.

Позен Леонид Владимирович (1849-1921гг.) - русский скульптор, график, родился в семье отставного гвардии штабс-капитана 10 июля 1849 года в имении Оболонь Полтавской губернии Л.В. Позен (1867-1873гг.) учился на юридических факультетах сначала Харьковского, а затем Санкт-Петербургского университетов. Окончил университет со степенью кандидата юридических наук. До 1876 работал в качестве присяжного поверенного в Петербурге. В 1876 году Л.В. Позен переехал в Полтаву, где занимал должность товарища прокурора окружного суда. Л.В.Позен систематического художественного образования не получил. С 1877 года Леонид Владимировичначал заниматься лепкой. В качестве образцов для копирования использовал произведения современных ему скульпторов: Н. И. Либериха, Е. А. Лансере, французского анималиста П.-Ж. Мэна. По совету Г. Г. Мясоедова представил на 10-ю выставку ТПХВ скульптурную группу «На волах», после чего стал постоянным участником выставок Товарищества (до 1918г.). В 1891 году, получив назначение по службе, приехал в Санкт-Петербург. В том же году вступил в ТПХВ. В 1894 году в связи с болезнью Л.В. Позен уехал в Рим, где лечился и попутно изучал музейные коллекции. В 1894 был избран действительным членом ИАХ. В 1900 назначен членом Совета ИАХ. В начале 1900-х создал памятник поэту И. П. Котляревскому, который был открыт в 1903году. В 1914–1915 работал над памятником Н. В. Гоголю для Полтавы, который был открыт в 1934 году. Л.В. Позен в 1915 году отказался от предложенного ему звания академика скульптуры «по соображениям принципиального характера». Л.В. Позен принадлежит к числу заметных мастеров скульптуры второй половины XIX - начала ХХ века в России. Наибольшую известность приобрел своими кабинетными жанровыми композициями на темы из жизни украинского народа. Выполнил также ряд портретных бюстов и произведений на исторические сюжеты. В своем творчестве разделял взгляды художников-передвижников, был первым из скульпторов, присоединившихся к Товариществу. С 1882 по 1918 г. экспонировал свои произведения на передвижных выставках, поскольку Л.В. Позен являлся членом Товарищества с 1894 года. Создал ряд портретных бюстов художников «Н. А. Ярошенко», «Г.Г. Мясоедов», «П.А. Брюллов» и др. Л.В. Позен создаёт жанровые композиции, которые имели большой интерес у зрителей «Нищий», «Лирник с поводырем», «Крестьянин», «Скиф на войне». Излюбленным материалом Л.В. Позена был воск. Многие из его восковых моделей были приобретены с передвижных выставок бронзовщиком К. Ф. Верфелем, и на протяжении нескольких десятилетий отливки с них изготавливались в его петербургской мастерской. Известны поздние отливки с моделей скульптора, выполненные в середине ХХ века. Произведения Л.В. Позена находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Киевском музее русского искусства, Полтавском художественном музее и других. Л.В. Позен с 1895 года - действительный член Академии художеств.

Область кабинетной бронзовой скульптуры в русском искусстве развивал Е.А. Лансере.

Лансере Евгений Александрович (1848-1887гг.) - реалист, автор множества бронзовых кабинетных скульптур, родился в Моршанске. В 1862 году оставил родной город, уехал учиться в Санкт-Петербург. Е.А. Лансере прожил всего 38 лет, но благодаря своему таланту и трудолюбию занял видное место в истории русской скульптуры.Лансере Евгений Александрович выполнял небольшие жанровые статуэтки и группы, преимущественно изображения животных, а также сценки из быта русских крестьян и народов Кавказа и Средней Азии, в которых проявлял большую наблюдательность и мастерство передачи жестов людей и повадок животных, скульптурно оформлял произведения декоративно-прикладного искусства (чернильницы, подсвечники и др.). Ряд работ Е.А. Лансере был предназначен для тиражирования на Каслинском чугунолитейном заводе. «Санкт-Петербургский гальванопластический завод художественной бронзы герцога Лейхтенбергского», президента Императорской Академии художеств - позднее «Фабрика художественной бронзы Генке, Плеске и Морана», который выпускал монументальные произведения (ряд скульптур Исаакиевского собора, две конные статуи Аничкова моста) и мелкую бронзу. Позднее А. Моран стал работать самостоятельно, оставив свое «литейное» имя на ряде работ Е.А. Лансере. По заданию Феликса Шопена в 1883 году Е.А. Лансере отправился в Алжир, где работал над созданием серии произведений на национальные мотивы. Ранний период в творчестве Лансере Е.А. содержит романтическую настроенность, исторические сюжеты (отклик на события Русско-турецкой войны 1877-1878гг.) «Донские казаки-фуражиры» раскрывал возможности анималистического жанра, «Запорожец. После битвы», «Витязь», «Святослав», «Ловля дикой лошади». Его работы не раз удостаивались наград на всемирных выставках. В Моршанском историко-художественном музее имеются скульптуры Е.А. Лансере «Дахма», «Джигитовка», «Альетмез», «Всадник на лошади», «Горец на лошади», «Прощание казака с казачкой». Евгений Александрович Лансере является родоначальникомхудожественной династии. Его дети: Е.Е.Лансере (1875-1946гг.) - живописец, Н.Е.Лансере (1879-1942гг.) - скульптор, архитектор, З.Е.Серебрякова (1884-1967гг.) - художница.

Евгений Александрович Лансере выдающийся скульптор умер в 1887 году.

Проблема монументальной скульптуры составляла творчество выдающегося скульптора И.Я.Гинцбурга.

Гинцбург Илья Яковлевич (1859-1939гг.) - настоящее имя и фамилия Элиаш Гинзбург, родился 15 мая 1859 года в Гродно, русский скульптор, профессор художественных мастерских (1918г.). Детство Илья Гинцбург провел в Вильно, где на него обратил внимание скульптор М. Антокольский. С 1870 года обучался в мастерской М. М. Антокольского в Санкт-Петербурге, сопровождал его в поездке по Италии. В этот период скульптор создаёт жанровое произведение «Мальчик, собирающийся купаться». По возвращении поступил в реальное училище, затем в 1878 году на скульптурное отделение Петербургской академии художеств, где учился у Александра Романовича Бока, Николая Акимовича Лаверецкого и Ивана Ивановича Подозерова. В 1886 году за работу «Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима» получил золотую медаль и звание «классного художника 1 степени». С 1918 года Ганцбург И.Я.был назначен профессором-руководителем скульптурной мастерской Петроградских Государственных свободных художественных мастерских. В 1921-1923гг. - декан скульптурного факультета Высших художественно-технических мастерских. Гинцбург И.Я. создал памятники «Н. В. Гоголь» в местечке Сорочинцы, «И.К. Айвазовский» в городе Феодосия. Скульптор являлся автором надгробия «В. В. Стасов» (Музей городской скульптуры, Санкт-Петербург), В советское время участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, создал в Ленинграде памятники «Г.В. Плеханов» (перед зданием Технологического института в соавторстве с М. Я. Харламовым) и «Д. И. Менделеев». И.Я. Гинцбург известен как мастер малой пластики. Скульптором созданы статуэтки «И.И. Шишкин», «В.В. Верещагин», «И.Е. Репин», «В И. Суриков», «Л.Н. Толстой», «Дирижёр Направник», «В.В. Стасов».

Илья Яковлевич Гинцбург выдающийся русский советский скульптор умер 31 января 1939 года в Ленинграде.

Передвижники

Товарищество передвижных художественных выставок (Передвижники) - творческое объединение российских художников, существовавшее в последней трети XIX века. В эстетическом плане участники Товарищества, или передвижники, целенаправленно противопоставляли себя представителям официального, академического художественного направления. Основателями общества были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов. В своей деятельности передвижники вдохновлялись идеями народничества. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, в частности, организуя передвижные выставки; жизнь Товарищества строилась на кооперативных началах. В 1863 году 9-го ноября 14 самых выдающихся учеников императорской Академии художеств, допущенных до соревнования за первую золотую медаль, обратились в Совет Академии с просьбой - заменить конкурсное задание (написание картины по заданному сюжету из скандинавской мифологии «Пир бога Одина в Валгалле») на свободное задание, написание картины на избранную самим художником тему. На отказ Совета все 14 человек покинули Академию. Это событие вошло в историю как «Бунт 14-ти». Именно они организовали «Художественную артель», позже, в 1870 году, она была преобразована в «Товарищество передвижных художественных выставок».Расцвет деятельности Товарищества передвижников пришелся на 1870-1880-е годы.

В состав передвижников в разное время входили: И.Е. Репин, В.И. Суриков, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, В. М. Максимов, К. А. Савицкий, A.M. и В.М. Васнецовы, А. И. Куинджи, В. Д. Поленов, Н. А. Ярошенко, И. И. Левитан, В. А. Серов, А. Е. Архипов и многие другие. Участниками выставок Товарищества были М. М. Антокольский, В. В. Верещагин, А. П. Рябушкин, И. П. Трутнев и другие. Большую роль в развитии искусства передвижников играл известный исследователь искусства и критик В. В. Стасов; П. М. Третьяков, приобретая в свою галерею произведения передвижников, оказывал им важную материальную и моральную поддержку. Многие из работ передвижников были сделаны по заказу Павла Михайловича Третьякова.Последним главой товарищества, избранным в 1918 году, был Радимов Павел Александрович.Для картин передвижников были характерны обострённый психологизм, социальная и классовая направленность, высокое мастерство типизации, реализм, граничащий с натурализмом, трагический в целом взгляд на действительность. Ведущими стилями в искусстве передвижников были импрессионизм и реализм.

Во второй половине XIX века русская скульптура не получила такого широкого развития, как живопись. Как и архитектура, она в большей степени зависела от государственных или частнокапиталистических заказов и от официальных вкусов. С другой стороны, ведущее в русском искусстве критическое направление было чуждо самой специфике скульптурного искусства, которому ближе положительные идеалы. Не случайно в скульптуре второй половины XIX века были живучи традиции позднего классицизма.

Особенно затрудненно развивалась монументальная скульптура, представленная в этот период лишь единичными произведениями. Наибольшей известностью пользовалось искусство М. О. Микешина скульптора академического направления. Ему принадлежат три крупнейших монумента того времени - памятники "Тысячелетию России" в Новгороде (1862), Богдану Хмельницкому в Киеве (1870) и Екатерине II в Петербурге (1873). Большую популярность приобрел памятник А. С. Пушкину в Москве скульптора А. М. Опекушина. Правда, ему свойственна некоторая мелочная детализация, но в созданном скульптором образе поэта счастливо сочетаются жизненность, теплота, возвышенность и благородство.

«Тысячелетие России» в Новгороде (1862)(М. О. Микешин) Богдану Хмельницкому в Киеве (1870) (М. О. Микешин)

Памятник А. С. Пушкину в Москве скульптора А. М. Опекушина Екатерине II в Петербурге (1873) (М. О. Микешин)

Несколько в лучшем положении находилась станковая скульптура. Подъем демократического искусства сказался на творчестве ряда мастеров - Ф. Ф. Каменского, М. А. Чижова, И. Я. Гинцбурга. На их развитие повлиял бытовой жанр - ведущий в живописи той эпохи, он способствовал проникновению в их искусство жизненных сюжетов: "Вдова с ребенком" (1868) Ф. Ф. Каменского, "Первый шаг" (1870) и "Крестьянин в беде" (1872) М. А. Чижова, "Мальчик, собирающийся купаться" (1886) И. Я. Гинцбурга - и обусловил большую естественность пластической формы. Заметное развитие получил мало распространенный ранее анималистический жанр. Особенно значительную роль в его успехах сыграли Е. А. Лансере (ил. 172) и А. Л. Обер. Последний целиком посвятил свое творчество изображению животных. Эти скульпторы постоянно работали с натуры и прекрасно изучили мир своих четвероногих моделей.

А. Л. Обер "Крестьянин в беде" (1872) "Вдова с ребенком" (1868) "Мальчик, собирающийся купаться" (1886)

М. М. АНТОКОЛЬСКИЙ (1843 -1902). Наиболее последовательно и ярко реалистическое направление в русской скульптуре второй половины XIX века выразилось в творчестве и воззрениях Марка Матвеевича Антокольского. На формирование творчества Антокольского значительно воздействовал бытовой жанр. Это отразилось в сюжетах его ранних произведений, взятых из повседневной жизни ("Еврей-портной", 1864, "Еврей-скупой", 1865), и в их подробной повествовательности, характерной для жанровых картин 1860 -х годов. Статуя "Иван Грозный" (1871, ил. 171) прославила его. Антокольский показал Грозного - царя. Это ощущается в его властности, внутренней силе, подчеркивается элементами жанра, такими, как подробно вылепленный трон, посох и царская шуба. Столь же глубоко, но в то же время более пластично решен скульптором образ Петра I (1872). У Антокольского дан героизированный образ царя. Могучая фигура Петра I, как бы обвеваемая ветрами, словно олицетворяет бурную жизнь России начала XVIII века. В 1872 году Антокольский уезжает за границу. Он живет в Риме, затем в Париже, только ненадолго приезжая на родину. Его по-прежнему привлекают сильные личности. В психологизме Сократа ("Смерть Сократа", 1882), в борьбе разума с человеческой косностью, тупостью и ограниченностью ("Спиноза", 1882) узнаются типичные черты передвижнического искусства, но этим скульптурам уже не хватает действенной силы и оптимизма. Не случайно Сократ изображен в свой смертный час, а Спиноза - тяжелобольным.

Петр I "Еврей-скупой", 1865 "Еврей-портной", 1864 Статуя "Иван Грозный"

"Смерть Сократа", 1882 "Спиноза", 1882

МИХАИЛ КОЗЛОВСКИЙ Михаил Козловский был наиболее значительной фигурой в области классицистической пластики конца XVIII века. Ему лучше прочих удавались произведения, исполненные большого гражданского звучания, насыщенные идеалами патриотизма («Геркулес на коне» , «Яков Долгорукий» , «Бдение Александра Македонского»), которые стали примером содержательности русской пластики. Особенно значительны его последние работы - фонтан «Самсон» и памятник Суворову в Петербурге, в которых русский классицизм XIX века нашел самое совершенное выражение.

«Геркулес на коне» «Бдение Александра Македонского» М. Козловский. «Яков Долгорукий, разрывающий царский указ» , 1797

ИВАН МАРТОС В начале XIX века ведущее положение в русской скульптуре занимал Иван Мартос, который работал очень плодотворно и в самых разных жанрах - портреты, декоративные статуи и рельефы, надгробия.

БОРИС ОРЛОВСКИЙ Продолжением этой патриотической тематики, однако уже целиком связанной собственно с историей Отечественной войны, стали памятники работы Бориса Орловского в честь Кутузова и Барклая-де-Толли перед Казанским собором. Орловский. «Памятник Барклаю-де-Толли» . 1836

М. Козловский. Памятник А. Суворову на Марсовом поле. 1801 г.
Суворов предстал в облике Марса, одетого в латы, шлем и плащ.
На постаменте памятника - аллегорические фигуры гениев Славы и Мира. На щите надпись: «Князь Италийский, граф Суворов
Рымникский»

Русская архитектура первой половины XIX века

Первая четверть XIX в. в России - время размаха градостроительства. В архитектуре главным становится возведение гражданских и административных зданий. Архитектура неразрывно связана со скульптурой. Синтез искусств - одно из проявлений единого стилевого начала, каким для русского искусства являлся высокий классицизм, иначе именуемый русским ампиром, мастерами которого были А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов.
Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), сын крепостного, учился живописи в Москве. После того, как его хозяин А.С. Строганов дал ему вольную, Воронихин самостоятельно изучает архитектуру.

Главное творение Воронихина - Казанский собор в Петербурге. Задача, стоявшая перед архитектором, была сложной. Кафедральный собор Петербурга должен был иметь колоннаду, как перед собором св. Петра в Риме. Воронихин расположил колоннаду со стороны бокового фасада, обращенного к Невскому проспекту, предполагалось, что с другой стороны будет такая же колоннада, но этот замысел не был осуществлен.
Собор украшали разнообразные скульптурные композиции, над которыми трудились крупнейшие русские скульпторы той поры - Прокофьев, Мартос, Щедрин. После войны с Наполеоном храм стал памятником воинской доблести: здесь похоронен Кутузов, в 30-е гг. перед собором установлены памятники Кутузову и Барклаю де Толли.

Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811) после окончания Академии художеств и пансионерской поездки во Францию преподавал в Академии. В 1805 г. Захаров был назначен «главным адмиралтейств архитектором». В 1806 г. он начинает реконструкцию Адмиралтейства, совмещавшего административные здания, доки и производственные корпуса. Главный фасад длиной 406 м разделен на пять основных частей: центральную башню, два крыла и два корпуса между ними. Захаров сохранил золоченый шпиль башни, обогатив ее декоративное обрамление. Скульптурное убранство в аллегорической форме отражает идею России как морской державы. Так, рельефный фриз аттика посвящен «Заведению флота в России», над аркой входа помещены фигуры, скрестившие знамена - аллегории побед русского флота. На высоких пьедесталах парные группы нимф, держащих сферы, - аллегории кругосветных морских походов. В композиции здания применен дорический, а в башне ионический ордер.

В начале века ряд зданий, определивших архитектурный облик Петербурга, создал швейцарец Тома де
Томон (1760-1813). Одним из них была Биржа на стрелке Васильевского острова. Корпус здания поднят на высокий цоколь.
После победоносной войны с Наполеоном в сожженной оккупантами Москве развернулось активное строительство, крупные строительные работы велись в это время и в Петербурге. Под руководством О.И. Бове (1784-1834) в Кремле были восстановлены башни и части стены, взорванные французами при отступлении. В зодчестве усилились торжественность и триумфальность. Развернулась ансамблевая застройка, применение монументальной скульптуры.

Крупнейшим представителем ампира был Карл Иванович Росси (1775-1849), который возвел здание Главного штаба, центром которого стала триумфальная арка. Одновременно зодчий приступил к созданию ансамбля Михайловского дворца. Росси исходил из традиционной для русской архитектуры планировочной схемы: главный корпус и служебные флигеля образуют единое целое с парадным двором. Позади располагался обширный парк. Дворец замкнул перспективу улицей, идущей к Невскому проспекту. Во второй половине 20-х гг. Росси создал ансамбль Александринского театра, найдя удачное расположение театра по отношению к Невскому проспекту. Последним большим ансамблем Росси стали объединенные аркой, перекинутой над Галерной улицей, корпуса Синода и Сената, отвечающие композиции Адмиралтейства, находящегося по другую сторону площади.

В.П. Стасов (1769-1848) перестроил Конюшенный двор на набережной Мойки в Петербурге, создал на Марсовом поле Казармы Павловского полка. Центр нового фасада, обращенного к Марсовому полю, украшала торжественная колоннада дорического ордера. В 30-е гг. Стасов участвовал в восстановлении после пожара интерьеров Зимнего дворца.
Огюст Рикар де Монферран (1786-1858). Важнейшим событием стало возведение Исаакиевского собора по проекту О. Монферрана, которое длилось с 1818 по 1842 г. Высота здания - 101,5 м, длина с портиками - 111 м, диаметр купола - 21,8 м. Снаружи здание окружают 112 гранитных колонн высотой 17 м. Собор построен в стиле классицизма с элементами барокко и ренессанса, что проявилось в скульптурном декоре. Фронтоны храма украшены горельефами, на углах крыши здания установлены фигуры коленопреклоненных ангелов, на фронтонах - евангелисты. Всего собор украшает 350 статуй и рельефов, отлитых из бронзы. Могучий колокол, весивший 29,8 тонн, издавал звук, слышимый на окраинах города. Внутреннее убранство собора поражало великолепием. Стены облицованы белым итальянским мрамором, панно исполнены из зеленого, красного мрамора, многоцветной яшмы, красного порфира. В интерьер помещены мозаичные и
живописные картины К.П. Брюллова, Ф.А. Бруни, В.К. Шебуева и других русских и иностранных художников. Святыней собора была икона нерукотворного Образа Спасителя, принадлежавшая Петру I.

Скульптура классицизма

Расцвет скульптуры был связан с общественно-политическим подъемом в России. Крупнейшим мастером, представителем классицизма, произведения которого находились в Архангельске, Одессе, Таганроге, был Иван Петрович Мартос (1754- 1835). Выдающимся произведением Мартоса стал памятник Минину и Пожарскому, над которым скульптор начал работу в 1804 г. Установленный на Красной площади памятник представляет Кузьму Минина, указывающего на Москву, и поднимающегося со своего ложа раненого князя Пожарского. Для Казанского собора в Петербурге Мартос создал монументальный горельеф «Источение Моисеем воды в пустыне» на аттике колоннады собора, а также фигуру архангела и статую Иоанна Крестителя. В поздний период творчества Мартос исполнил памятник Ришелье в Одессе и М.В. Ломоносову в Архангельске.

Среди скульпторов, осуществлявших связь с архитектурой - В.И. Демут-Малиновский (1779- 1846) и С.С. Пименов (1784-1833), которые работали над скульптурами для Казанского собора вместе с Воронихиным. Пименов выполнил скульптуру Александра Невского, а Демут-Малиновский - статую Андрея Первозванного. Для Адмиралтейства скульпторы создали три колоссальные фигуры, олицетворявшие страны света. С 1817 г. скульпторы начинают сотрудничать с К.И. Росси, создав скульптуры арки Генерального штаба. Арку венчала выполненная из листовой меди композиция «Победа», центральной фигурой которой была крылатая Слава, стоящая в колеснице с поднятой эмблемой государства. И.И. Теребенев (1780-1815) выполнил скульптуры для Адмиралтейства, в том числе 22-метровый горельеф «Заведение флота в России», помещенный на аттике нижнего куба башни Адмиралтейства.

Б.И. Орловский (1796-1837) создал памятники фельдмаршалу Кутузову и Барклаю де Толли перед Казанским собором.
В малых формах скульптуры работал Ф.П. Толстой (1783-1873), который создал серию выполненных из гипса, фарфора, бронзы, чугуна медальонов, посвященных событиям Отечественной войны 1812 г. и военным действиям 1813-1814 годов. Большая часть медальонов представляет аллегорические композиции. В 1814-1816 гг. Толстой выполнил четыре барельефа со сценами из «Одиссеи» Гомера.

Ф.П. Толстой. Народное, ополчение 1812 г. Медальон. 1816 г.
Изображена сидящая на троне женщина, олицетворяющая Россию. Она вручает дворянину, купцу и крестьянину мечи

Скульптура второй половины XIX века - раздел Культура, Всю Историю Российской Культуры Xix Века Можно Поделить На Первую Половину В...

Всю историю российской культуры XIX века можно поделить на первую половину века предреформенная Россия и вторую половину века пореформенная Россия. Скульптура. В конце 50-х гг. XIX г. был объявлен конкурс на создание памятника Тысячелетие России. Его намечено было воздвигнуть в Новгороде в 1862 г. в ознаменование тысячелетия со времени призвания Рюрика новгородцами.Победителем конкурса стал 25-летний выпускник Академии художеств Михаил Осипович Микешин 1835 1896. Под его руководством в работе над памятником принимала участие многочисленная группа ваятелей.

В скульптурных изображениях, опоясывающих сооружение, были запечатлены основные вехи в истории России. Здесь мы видим великих князей, царей, императоров, выдающихся полководцев и флотоводцев, поэтов и писателей, композиторов и многих других славных сынов России. Всего было отлито 129 скульптурных фигур. Верхняя часть монумента в виде шара символизирует державу эмблему царской власти.Коленопреклоненная женщина на шаре олицетворяет Россию.

Ее осеняет крестом крылатый ангел. Позднее по проекту Микешина был сооружен памятник Екатерине II в Петербурге. Дробная многофигурность, отличающая оба памятника, своеобразная дань эпохе эклектики. В Тысячелетии России это выглядит оправданно, в памятнике Екатерине не столь удачно.Отказавшись от многофигурных композиций, Микешин создал очень динамичный памятник Богдану Хмельницкому в Киеве. В работе над Тысячелетием России принимал участие Александр Михайлович Опекушин 1838 1923, выходец из крепостных крестьян.

Самым значительным его произведением стал памятник А. С. Пушкину. На его открытие в 1880 г. собрались многие выдающиеся деятели русской культуры. Среди выступавших был Ф. М. Достоевский. С тех пор уже более ста лет стоит на Тверской задумчивый Пушкин один из лучших московских памятников. Развитие русской скульптуры второй половины XIX в протекало в более сложных и менее благоприятных условиях, чем развитие живописи.Потребность в монументально-декоративной скульптуре резко уменьшилась, так как вместо пышных дворцов теперь в основном строились доходные жилые дома. Можно назвать лишь небольшое число достойных упоминания памятников, воздвигнутых в это время.

В первую очередь к ним следует отнести памятник А. С. Пушкину в Москве 1880 Александра Михайловича Опекушина 1844 - 1923. Этот памятник органически вошел в архитектурный ансамбль Москвы, став неотъемлемой частью ее облика. Наиболее талантливым скульптором второй половины XIX в. был Марк Матвеевич Антокольский 1843 - 1902. Скульптора особенно волновали социально-этические проблемы . Его конкретно-исторические образы Петр I 1872, Иван Грозный 1875, Спиноза 1882, Ермак 1891 - и мифологические Христос 1876, Мефистофель 1883 - олицетворяют идеи борьбы двух начал в человеке - добра и зла. Трубецкой Павел Петрович 1866-1938. На рубеже XIX-XX веков в русское искусство пришел яркий самобытный мастер, создавший в различных жанрах скульптуры - от мелкой пластики до монументальной - глубоко психологические образы.

П. П. Трубецкой снискал славу первого из русских ваятелей, работающего с такой поразительной и опоэтизированной близостью к природе.

Павел Петрович Трубецкой родился 16 ноября 1866 года в Италии, в Интре, на Лаго Маджоре, в имении своих родителей.Отец его - русский князь Петр Сергеевич Трубецкой, мать - американка. С восьми лет он увлекается скульптурой и под влиянием брата Пьетро, художника-декоратора, исполняет первые скульптуры для театра марионеток через два года берет уроки у живописца Д. Ранцони.

Серьезные занятия скульптурой начались в Милане в 1884 году в студии Баркальи, а затем у Э. Базарро. Правда, систематического художественного образования П. П. Трубецкой так и не получил, но редкая одаренность и воля способствовали его успехам.В 1886 году молодой скульптор впервые представил свою работу - статую коня - на выставке в городе Брера Италия, а затем его произведения появляются на выставках во Франции и Америке.

Он лепит портреты, занимается анималистической пластикой, пробует силы в монументальной скульптуре. В 1891 году принимает участие в конкурсах на памятники Гарибальди и Данте. В 1897 году Трубецкой приезжает в Россию, на родину отца. Захваченный новыми впечатлениями, скульптор напряженно работает и вскоре начинает преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.Бронзовая скульптура Московский извозчик 1898, ГРМ - первое произведение, исполненное в России.

Жанровая композиция, казалось бы, традиционна по сюжету. Подобные бытовые сцены не раз встречались в работах русских скульпторов - Е. А. Лансере и Л. В. Позена.Для Трубецкого же это было воплощением первых российских впечатлений, без созерцательной этнографичности, с подкупающей искренностью, особой пластической выразительностью мягких, льющихся форм. Появившиеся на выставках работы Трубецкого вызвали резкую критику консервативных кругов петербургской Академии, усмотревших в его новаторском методе нарушение классических канонов, и привлекли внимание передовых представителей русской общественности, художественной интеллигенции.

Скульптор знакомится и сближается с И. Е. Репиным И.И. Левитаном, В. А. Серовым, Ф. И. Шаляпиным. Большая дружба связывала Трубецкого с Л. Н. Толстым.Скульптор вызывал живейшую симпатию писателя. По свидетельству секретаря Л. Н. Толстого - В. А. Булгакова, скульптор Паоло Трубецкой принадлежал к любимцам Льва Николаевича Он любил его за простую открытую душу, правдивость, ненависть к светским условностям, любовь к животным, вегетарианство.

Лев Николаевич охотно позировал ему и беседовал с ним в мастерской скульптора и у себя в Ясной Поляне. Бюст Л. Н. Толстого 1899, ГРМ и статуэтка Л. Н. Толстой верхом 1900, ГРМ приобретают всемирную известность.Спокойствие и мудрость, нетерпимость к ханжеству и лицемерию, простота и великодушие раскрыты скульптором в самобытном характере гениального русского писателя.

В 1900 году произведения П. П. Трубецкого экспонируются в Русском отделе на Всемирной выставке в Париже.За портреты Л. Н. Толстого, Л. Голицына и группу Московский извозчик Трубецкому, наряду с О. Роденом, присуждается высшая награда - Большой приз. Затем последовала серия портретных статуэток, отличающихся одухотворенностью и неповторимой индивидуальностью характеристик артистически изящный и внутренне взволнованный И. И. Левитан 1899, ГРМ, вдохновенный Ф. И. Шаляпин 1899-1900, ГРМ, жизнерадостный, добродушный С. С. Боткин 1906, ГРМ. Скульптурные произведения П. П. Трубецкого отличаются яркими художественными приемами живописной подвижностью и вместе с тем ясностью пластических форм, стремлением избежать ровных и гладких - инертных - поверхностей.

В этой подвижности, в идущем словно из глубины движении форм раскрываются сокровенные душевные грани модели. Острая наблюдательность, поэтичность, мягкость лепки особенно присущи женским портретам.Эффектная, в бальном платье, М. К. Тенишева 1899, ГРМ, аристократичная Голицына 1911, Гос. художественный музей БССР, Мать с ребенком 1898, ГРМ, ГТГ, Мать с сыном 1901, ГРМ, обаятельная натурщица Дуня 1900, ГРМ - все эти работы отличаются оригинальностью композиционных решений и художественных приемов.

Особым лиризмом овеяны детские образы Дети. Николай и Владимир Трубецкие 1900, ГРМ, Девочка с собакой Друзья 1901,ГРМ. Своеобразный психологизм - в анималистических произведениях скульптора.Проникновенностью отличаются такие работы скульптора, как Собака 1899, ГТГ, Лошадь с жеребенком 1899, Смоленский областной краеведческий музей, Сибирская лайка 1903, ГРМ, Лошадь под седлом 1898, ГРМ. В 1899-1909 годах скульптор работает над монументальным памятником Александру III. Для этого была сооружена специальная мастерская-павильон из стекла и железа на Старо-Невском проспекте, неподалеку от Александро-Невской лавры.

В подготовительной стадии Трубецким были созданы восемь небольших по размеру моделей, четыре в натуральную величину и две в масштабе самого памятника.

Выйдя победителем конкурса 1900 года на создание памятника Александру III, Трубецкой обращал мало внимания на замечания комиссии по сооружению памятника. С. Ю. Витте в Воспоминаниях сетует на неуживчивый характер скульптора. Трубецкой, очевидно, не учитывал и мнения великого князя Владимира Александровича, усмотревшего в модели Трубецкого карикатуру на его брата.Однако вдовствующая императрица, удовлетворенная явно выраженным портретным сходством, способствовала завершению работ над монументом.

Памятник Александру III существенно отличался от многих официальных царских монументов скульптор был далек от идеализации, от стремления к парадности. Удивительно точно определил идею этого монумента И. Е. Репин Россия, придавленная тяжестью одного из реакционнейших царей, пятится назад.Как и во многих произведениях, здесь ярко воплотилось творческое кредо автора, говорившего, что портрет не должен быть копией.

В глине или на полотне я передаю идею данного человека, то общее, характерное, что вижу в нем. Независимо от степени достоверности слов, приписываемых Трубецкому не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом монумент вызывает ощущение тупой давящей силы. А. Бенуа отмечал, что эта особенность памятника обусловлена не просто удачей мастера, но глубоким проникновением художника в задачу.Еще до открытия монумента скульптор почувствовал недоброжелательное отношение со стороны многих членов царской фамилии и высших чиновников.

Николай II хотел переместить памятник в Иркутск, отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорбленных сыновьих глаз, а в столице воздвигнуть другой монумент. С. Ю. Витте вспоминает, что скульптор даже не получил своевременно приглашения на торжественное открытие памятника и приехал в Петербург позднее. Попавший в немилость к властям и лишенный возможности работать над новым большим заказом, Трубецкой уезжает за границу.С 1906 по 1914 год, находясь в Париже, он создает скульптурные портреты О. Родена, А. Франса, Д. Пуччини, С. А. Муромцева, в Лондоне исполняет портрет Б. Шоу. Но Трубецкой продолжал участвовать в конкурсах и художественных выставках, проводимых в России.

В 1912 году в Америке Чикаго, затем в Италии Рим устраиваются персональные выставки П. П. Трубецкого. В 1914 году Трубецкой уезжает в Америку, где сооружает монументы Данте Сан-Франциско и генералу Отису Лос-Анджелес.В 1921 году возвращается в Париж, а последние годы жизни проводит в Италии.

Для театра Ла Скала в Милане он изваял мраморную статую знаменитого Карузо, Создал памятник павшим воинам в городе Брера, скульптурный портрет Габриеля ДАннунцио, автопортрет для галереи Уффици во Флоренции, портрет одного из известнейших итальянских художников Д. Сегантини.С выставками своих произведений скульптор выезжал в Египет 1934 и Испанию 1935. Умер П. П. Трубецкой в Италии 12 февраля 1938 года. Недолго живший в России, П. П. Трубецкой сделал много для русского искусства, значительно расширив пределы пластического освоения мира. Глубина его проникновения в образ, темпераментность формы, своеобразие манеры оказали огромное влияние на развитие отечественной скульптуры.

С. Т. Коннков родился в крестьянской семье. Рано проявил незаурядные творческие способности и был отправлен родными учиться в соседний город Рославль. В гимназии больших успехов добился в рисовании.Искусству обучался в МУЖВЗ 1892- 98 у С. И. Иванова и С. М. Волнухина, затем в Петербургской АХ 1899-1902. Еще в училище им был создан Камнебоец бронза, 1898 - работа мастерская, но выполненная в духе жанрово-повествовательной скульптуры XIX в. Это была та традиция, которую в первые десятилетия XX в. попытаются переломить, каждый по-своему, молодые мастера нового поколения, чтобы выразить в пластике свое более напряженное и сложное отношение к жизни, к окружающему миру и культуре.

Заканчивая АХ, Коннков вылепил библейского героя - Самсона, разрывающего узы гипс, 1902 - образ, который его волновал до конца жизни.

Скульптор будет к нему еще не раз возвращаться. Уже в этой фигуре, с ее могучими, грубовато-обобщенными формами, созданной не без влияния знаменитых Рабов Микеланджело, скульптор начал поиски нового пластического языка, позволяющего не рассказывать сюжет, а непосредственно выражать эмоциональный смысл образа. Работа была непривычной и вызвала в АХ скандал.Два цикла работ, очень разные по их образному миру и по самому характеру пластики, но порой в чем-то неожиданно сближающиеся, занимают главное место в творчестве Коннкова с конца 1890-х и на протяжении 1910-х гг. Первый цикл - фантастический, фольклорный, оживляющий мир сказочных лесных существ.

Его питали, с одной стороны, детская память крестьянского мальчика из лесных мест под Ельней, с другой - свойственное эпохе модерна стремление воссоздать и переосмыслить древнюю мифологию, наполнить утонченную современную культуру могучими олицетворениями таинственных природных сил. Коннков шел здесь скорее всего по стопам М. А. Врубеля с его Паном. Он рубил своих Великосила и Старенького старичка оба 1909, Стрибога и Старичка-полевичка оба 1910, Вещую старушку 1915 и Лесовика 1917 из дерева, из круглого бревна, как делали древние славяне своих идолов, широко и крупно, не заботясь об анатомии, свободно отступая от реальных пропорций. Эти сказочные образы не делают менее убедительными ни плоские лица с чуть намеченными чертами, ни короткие ноги, ни громадные, тяжелые кисти рук. Само дерево ведет инструмент скульптора, подсказывает композицию и пропорции, диктует меру обобщения и пластику формы.

Другой цикл - греческий, античный.

Коннков побывал в Греции в 1912 г и там его привлекло вовсе не то, что было давно усвоено и омертвлено академической традицией, знакомо по бесчисленным слепкам.Скульптор открыл для себя наивную прелесть доклассических статуй, таинственные улыбки архаических дев, их раскосые, странно живые глаза из цветного стекла.

В этом цикле пластика совсем другая - строгая и нежная. И главный материал - мрамор Кора, Эос, Гелиос, все 1912. Тем же, в сущности, ощущением наивной и прекрасной юности человечества одухотворены многочисленные изображения в мраморе или дереве обнаженной женской натуры, не связанные прямо с античными сюжетами.В первые годы советской власти скульптор участвует в осуществлении плана монументальной пропаганды исполняет из цветного цемента мемориальную доску Павшим в борьбе за мир и братство народов 1918 на Сенатской башне Кремля - своего рода гигантский скульптурный плакат ставит на Лобном месте деревянного Степана Разина со своей ватагой 1918. Скульптуры этой группы близки по характеру к его фольклорным работам.

В 1923 г. Коннков уехал с выставкой своих работ в Америку. Успех побудил его остаться там на долгие годы. За океаном Коннков - главным образом портретист.Он часто делал портреты и прежде, но лишь теперь этот жанр вышел на первый план. Среди тех, кого он изображал, было немало знаменитостей М. Горький и А. Эйнштейн, ученые, спортсмены, художники.

Особняком среди этих произведений стоит небольшой бюст Ф. М. Достоевского 1933 - психологически напряженный образ мыслителя. На родину семидесятилетний Коннков вернулся в конце 1945 г. Он был полон энтузиазма и создал до конца своей почти столетней жизни множество работ, в том числе громадных, во всех жанрах.Пожалуй, лучшая из них - автопортрет 1954, выполненный в мраморе.

Но все же тонкая одухотворенность его раннего творчества была уже позади.Работ, равных по силе и поэтичности дореволюционным, он создать не мог. Обзор процессов и явлений в развитии пластических искусств на рубеже двух столетий, накануне великого революционного переустройства России, свидетельствует о тесных и многообразных связях живописи, графики, архитектуры с другими отраслями русской художественной культуры в первую очередь литературой, театром, печатью, а также наукой и техникой.

Графика, скульптура, живопись находили новых любителей и ценителей. Демократизировался состав посетителей художественных выставок и музеев. Вопросы пластических искусств живо интересовали передовую русскую общественность.Богатые и славные реалистическо-демократические начала русской художественной культуры не оскудевали. Поиски нового реализма, новых средств и примов выражения правды жизни сопряжены были с исканием и новых форм отражения действительности, самовыражения мировосприятия и личности художника, зодчего, скульптора в их произведениях.

Новые наивысшие достижения русских мачтеров пластических искусств конца 19 начала 20 веков были впоследствии преемственно унаследованы художественной культурой Советской Министерство образования Республики Башкортостан Белорецкий педагогический колледж Реферат на тему Выполнила студентка 2 курса В Баранова Анна Белорецк 2003 год.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Первая половина XIX в. отмечена расцветом русской скульптуры и в особенности ее монументальных форм. Именно в этот период создавались памятники выдающимся русским людям, надгробия, оригинальные произведения станковой и декоративной пластики. Характерной чертой русской скульптуры означенного периода являются огромные достижения в области синтеза скульптуры и архитектуры.

К высшим достижениям русской и мировой скульптуры этого времени принадлежат глубоко правдивые портретные бюсты Шубина. Шубин создал обширную портретную галерею, запечатлев в мраморе многих крупных деятелей своего времени. Он с большой остротой и реалистической правдивостью передал их индивидуальный и социальный облик. Шубину принадлежат известные портреты: Ломоносова, Павла I, Екатерины II.

Крупнейшим скульптором России конца XVIII - первой половины XIX вв. и видным представителем классицизма в скульптуре является Мартос (1752-1835). Начав с мемориальной скульптуры и создав замечательные образцы в этом виде искусства (надгробия С.С.Волконской и М.П.Собакиной), к началу ХIХ в. он обращается к монументальному жанру. Выдающимся произведением Мартоса является памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804-818). Постановка памятника напротив Кремля была символическим свидетельством патриотического подъема, который переживало российское общество в те годы. Памятник отличается строгостью и простотой силуэта, эмоциональностью образа, монументальностью пластических форм. При создании памятника скульптор решает и градостроительную задачу - соразмеряет скульптурный образ с огромной площадью. Известны и другие памятники Мартоса - памятник Ришелье в Одессе и Ломоносову в Архангельске. Мартос внес вклад в развитие синтеза скульптуры и архитектуры, в особенности при сооружении Казанского собора в Петербурге. Он создал монументальный горельеф «Источение Моисеем воды в пустыне» (1807) на аттике колоннады собора. Мартос изобразил людей, страдающих от мучительной жажды и находящих живительную влагу, источенную Моисеем из камня.

В монументально-декоративной скульптуре начала первой четверти XIX в. с большим успехом работал Ф.Ф.Щедрин (1751-1825). К лучшим произведениям Щедрина относятся его статуи и скульптурные группы для Адмиралтейства. В аллегориях, созданных мастером, воспето величие России как морской державы, передано торжество человека над силами природы.

В русле упомянутого жанра развивалось творчество В. И. Демут-Малиновского (1779-1846) и С.С.Пименова (1782-1833). Им принадлежи. основное убранство арки Главного штаба, фасадов Александрийского театра, Михайловского дворца и других зданий Петербурга.

Талантливым скульптором был И. И. Теребенев (1780-1815). Наиболее значительное его произведение - горельеф «Заведение флота в России» (1812-1814),
помещенный на здании Адмиралтейства. Здесь можно увидеть и портретное изображение Петра, аллегорические образы вроде Нептуна, Минервы, и образы русских тружеников, тянущих на канатах сети, суда. Изображение сцен труда было необычным явлением в монументальной скульптуре начала XIX в..

В 30-40-е годы в развитии скульптуры происходят определенные изменения. Образы теряют прежнюю условность, становятся более реальными, но при этом утрачивают монументальность. Жизненность героев передана в творчестве Б. И. Орловского (1792-1838). Он - автор памятников героям Отечественной войны 1812 г., М.И.Кутузову (1829-1832) и М.Б.Барклаю-де-Толли (1829-1837), поставленных у Казанского собора.

Выдающаяся роль в русской скульптуре принадлежит П. К. Клодту (1805-1867). Одними из ранних крупных работ, которые принесли ему всеобщее признание, были конные группы для Аничкова моста в Петербурге (1849-1850). Не случайно их копии были подарены в Неаполь и Берлин. В этих группах выражена идея покорения человеком природы. Укрощение человеком коня передано в динамичной и темпераментной композиции. В этом произведении отразилось знание характера животного, его повадок, анатомии. Мастерство лепки, выразительность движений и красота силуэта сделали эти скульптурные группы одними из лучших украшений Петербурга.

Популярен памятник Клодта великому баснописцу И.А.Крылову, установленный в Летнем саду. Писатель изображен сидящим в глубокой задумчивости с книгой в руках, а на постаменте помещены барельефы с различными сценами из басен. Образ имеет совершенно конкретный и бытовой оттенок. Скульптор считался виртуозным мастером литья. Все свои работы Клодт отливал сам и долгое время, являясь профессором Академии художеств, руководил ее литейной мастерской.

Оригинальные работы в области медальерного искусства принадлежат Ф.П.Толстому (1783-1873). Под впечатлением событий войны 1812 г. он создал серию медальонов («Народное ополчение 1812 года», 1816; «Бородинская битва», 1816), принесшею ему подлинную славу. Его творчество способствовало развитию медальерного искусства.

Таким образом, российская архитектура и скульптура достигли больших успехов. Они представляли творческий синтез мировых европейских достижений с национальной традицией.

В конце 19 века в условиях разложения буржуазной культуры образуются другие течения - импрессионизм, «стиль модерн», символизм и другие, которые привели к полному распаду скульптурной формы: заставили отказаться от национальных реалистических традиций, изображения действительности, привели к уродливым и бессмысленным экспериментам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ДПИ

СКУЛЬПТУРА XIX века

Выполнила: Тарасова В. В.

Рукаводитель: Торопова О. Н.