Одним из наиболее известных российских живописцев, работавших над пейзажем, был художник И. Э. Грабарь. Картина "Иней" мастера создавалась под сильным влиянием импрессионизма, в стилистику которого, однако, он привнес много нового. Автор больше всего любил изображать зимние картины природы, которые удавались ему особенно хорошо. В его коллекции сохранилось множество набросков с натуры, которые свидетельствуют о незаурядном таланте живописца в передаче всех оттенков снега и инея. Кроме того, он работал в жанре портрета и рисовал натюрморты.
Не только художником, но и искусствоведом, профессором и талантливым педагогом был И. Грабарь. Картина "Березовая роща", а также другие полотна автора принесли ему заслуженную славу. Он получил звание Народного художника в 1956 году, также ему была вручена Сталинская премия в 1941 году. Этим успехам предшествовал долгий и непростой творческий путь художника. Он учился в Петербургской академии художеств. Его учителем был сам И. Репин.
Будущий знаменитый живописец обучался мастерству художника за границей, посещая мюнхенскую школу-студию. К началу 20-го века он сформировался как зрелый и самостоятельный художник. Подражая импрессионистам, он в то же в время создал свой уникальный стиль изображения природы. Особенно хорошо ему удавались картины снега и инея. Художник входил в такие известные организации, как «Мир искусства» и «Союз русских художников». Его перу принадлежит ряд критических статей, в которых он разрабатывал теорию живописного искусства.
Больше всего любил изображать зимние картины природы Грабарь. Картина мастера «Иней», написанная в 1905 году, является одной из лучших его ранних работ. В ней в полной мере проявился талант живописца в изображении всех оттенков и цветов зимнего покрова. Сам художник говорил, что именно иней дает возможность художнику в полной мере использовать всю палитру красок, так как этот снежный покров постоянно меняется, каждый раз давая новую пищу уму и фантазии. На этой картине изображены березы, покрытые тонким слоем снега.
Следует отметить, что на этом полотне автору удалось не только показать иней во всей его чистоте, но и передать общую гармонию, царившую в природе. Это ему удалось за счет нежно-сиих красок неба и белоснежного цвета берез. Иней рисовал в разное время суток и при любом освещении Грабарь. Картина с одноименным названием была создана им в 1918 году. Она написана в более сдержанных тонах и уже не производит такого жизнерадостного впечатления, как первая, однако общий тон сохранился: рисунок снова дышит покоем и тишиной, которую автор передал в поэтичной картине лесной дороги.
Особенно хорошо изображал зиму в преддверии весны И. Э. Грабарь. Картина «Февральская лазурь» показывает природу перед наступлением тепла. Это полотно по праву считается одной из лучших работ автора, потому именно при его написании ему в полной мере удалось передать зимние цвета.
Работая на открытом воздухе, он сумел показать белоснежные оттенки инея, светлую синеву неба. Несмотря на то что на картине показан зимний пейзаж, в ней много ярких весенних красок, что создает у зрителя праздничное настроение.
Это полотно было написано мастером в 1940 году. На нем снова изображен зимний пейзаж. Однако в этот раз автор показал зиму не в ее расцвете, как на предыдущих полотнах, а в конце. Рисунок дышит приближением весны. Это чувствуется при взгляде на прогалину, обнажившую свежую землю в лесу. Талант автора в изображении зимнего пейзажа в разные периоды доказывает данная картина. И. Э. Грабарь прекрасно передавал все оттенки зимы.
Другим важным направлением в творчестве художника является портретная живопись. В ранний период своего увлечения импрессионизмом он создал очень оригинальное по цветовой гамме полотно «Дама у пианино» (1899 год). Фигура женщины, устало откинувшейся в широком кресле, имеет довольно смутные контуры, которые едва различимы в полутемном помещении. Черты лица угадываются с трудом, хотя видно, что женщина молода и красива.
Описание картин Грабаря показывает его многогранный талант художника, который постоянно искал новые живописные приемы изображения людей и предметов. Его более поздние портреты совершенно не похожи на указанное полотно. Например, изображение К. Чуковского, выполненное в 1935 году, отличается прямыми линиями, ровными красками и даже некоторым чувством юмора, которое проглядывается в позе и выражении лица художника.
Художник также любил рисовать предметы быта и уютные домашние сцены, которые удавались ему не менее хорошо, чем пейзажи и портреты. Один из лучших натюрмортов живописца - «Яблоки», написанный в 1905 году. Полотно отличается простотой и изысканностью. Художник не экспериментировал с красками, как при изображении зимних пейзажей, возможно, именно поэтому рисунок получился очень узнаваемым, почти домашним.
Зима - самая холодная пора года. Но если не брать во внимание этот недостаток, она становится самой удивительной. Сколько в ней света, чистоты, свежести. Мне кажется, что этой порой года с вдохновением восхищался Игорь Эммануилович Грабарь. Его картина.«Зимний пейзаж» показывает все прелести этой поры.
На картине изображены его любимые березы, которые как бы обнимаются с маленькими елочками на заснеженной лесной поляне. Очень красивое и чистое небо написано более холодными тонами, что еще сильнее передает зимнюю пору. По теням от деревьев можно понять, что только недавно взошло солнце, и автор работал утром. День обещает быть солнечным и ярким.
На первом плане картины видны молодая кривая березка и высохшая ель. Художник очень бережно набросал белоствольную березу, и тонкие линии голых ветвей искалеченной ели. Снегу автор тоже посвятил немало времени. Насколько восхищенно он передал его цвет, который кажется не белым, а прохладно голубым. Задний план украшают тонкостволые красавицы березы с пушистыми вечно зелеными елями. Покрытые инеем и переливающиеся на солнце они как бы открывают объятия наступившему дню.
Глядя на эту картину невозможно измерить восторг и радость от прелести и красоты природы. Изображенное зимнее утро в картине И. Грабаря «Зимний пейзаж» просто влюбляет в себя и своего создателя. Мне кажется, что это самое обыкновенное, но и в то же время необычайно чудесное произведение автора. Он настолько реально изобразил увиденное, что глядя на это произведение искусства, чувствуется морозная прохлада по всему телу.
Зима - самая холодная пора года.
Но если не брать во внимание этот недостаток, она становится самой удивительной.
Сколько в ней света, чистоты, свежести.
Мне кажется, что этой порой года с вдохновением восхищался Игорь Эммануилович Грабарь.
Его картина.«Зимний пейзаж» показывает все прелести этой поры.
На картине изображены его любимые березы, которые как бы обнимаются с маленькими елочками на заснеженной лесной поляне.
Очень красивое и чистое небо написано более холодными тонами, что еще сильнее передает зимнюю пору.
По теням от деревьев можно понять, что только недавно взошло солнце, и автор работал утром.
День обещает быть солнечным и ярким.
На первом плане картины видны молодая кривая березка и высохшая ель.
Художник очень бережно набросал белоствольную березу, и тонкие линии голых ветвей искалеченной ели.
Снегу автор тоже посвятил немало времени.
Насколько восхищенно он передал его цвет, который кажется не белым, а прохладно голубым.
Задний план украшают тонкостволые красавицы березы с пушистыми вечно зелеными елями.
Покрытые инеем и переливающиеся на солнце они как бы открывают объятия наступившему дню.
Глядя на эту картину невозможно измерить восторг и радость от прелести и красоты природы.
Изображенное зимнее утро в картине Грабаря «Зимний пейзаж» просто влюбляет в себя и своего создателя.
Мне кажется, что это самое обыкновенное, но и в то же время необычайно чудесное произведение автора.
Он настолько реально изобразил увиденное, что глядя на это произведение искусства, чувствуется морозная прохлада по всему телу.
Грабарь Игорь Эммануилович - (25. 3. 1871, Будапешт, - 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в петербургской АХ (1894-96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896-98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Член объединений "Mup искусства" и Союз русских художников. В ранний период испытал влияние югендстиля ("Дама с собакой", 1899, Третьяковская галерея). В 1901-08 в ходе работы Г. над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов импрессионизма ("Сентябрьский снег", 1903, "Белая зима. Грачиные гнёзда", 1904, "Февральская лазурь", 1904, "Мартовский снег", 1904, - все в Третьяковской галерее). В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г. пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к неоимпрессионизму ("Хризантемы", 1905, "Неприбранный стол", 1907, - обе в Третьяковской галерее). С 1906 в пейзажах Г. усиливается декоративное начало (серия этюдов "День инея", 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1905-06 Г. участвовал в издании революционных сатирических журналов "Жупел" и "Адская почта". В 1909-14 по проекту Г. была построена больница (ныне санаторий "Захарьино") под Москвой.
Абрамцево. Плетень 1944г |
Автопортрет в шляпе 1921г |
Автопортрет в шубе 1947г |
Балюстрада 1901г Нижнетагильский художественный музей ИЗО |
Банка с вареньем и яблоки 1904г |
Белая зима. Грачиные гнезда 1904г |
Берёзовая аллея 1940г |
В гололедицу 1908г |
В саду. Грядка дельфиниумов 1947г |
В.И.Ленин у прямого провода 1927-1933г |
Васильки. Групповой портрет 1914г |
Ветка яблони 1958г |
Вешний поток 1904г |
Въезд в усадьбу 1922г |
Груши на зеленой драпировке 1922г |
Груши на синей скатерти 1915г Русский Музей |
Дама с собакой 1899г |
Девушка в русском платке |
Дельфиниум 1908г |
Дельфиниумы 1944г |
Дубки 1923г |
За самоваром 1905г |
За чтением. Портрет В.М.Грабарь, жены художника 1928г |
Зима 1906г |
Зимнее утро 1907г |
Зимний вечер 1903г |
Зимний пейзаж 1954г |
Зимой. Портрет О.И.Грабарь, дочери художника 1934г 48х62см т |
Золотые листья 1901г |
Иней 1904г |
Иней 1905г |
Иней 1908г |
Иней 1919г |
Иней. Восход солнца 1941г |
Красные яблоки на синей скатерти 1920г |
Крыши под снегом 1889г |
Луч солнца 1901г |
Лучезарное утро 1922г |
Майский вечер 1905г |
Мартовский снег 1904г |
Морозное утро. Розовые лучи 1906г |
Московский дворик 1930г |
На озере 1926г |
Натюрморт 1904г |
Неприбранный стол 1907г |
Новая дача 1903г |
Няня с ребенком 1892г |
Осень. Рябина и березы 1924г |
Павильон в Кузьминках 1904г |
Под березами 1904г |
Под березами, 1904г |
Портет композитора С.С.Прокофьева за работой над оперой Война и мир 1941г |
Портрет академика Алексея Николаевича Баха 1939г |
Портрет академика В.П.Волгина 1946г |
Портрет академика Н.Д.Зелинского 1935г |
Портрет академика Сергея Алексеевича Чаплыгина 1935г |
Портрет В.Г.Дуловой 1935г |
Портрет Валентины Михайловны Грабарь, жены художника 1931г |
Портрет Е.Г.Никулиной-Волконской 1935г |
Портрет К.И.Чуковского 1935г |
Портрет композитора С.С.Прокофьева 1934г |
Портрет М.И.Грабаря, сына художника 1935г |
Портрет Н.П.Горбунова 1927г |
Портрет народного артиста А.Б.Гольденвейзера 1940г |
Портрет художника, музейного деятеля П.И.Нерадовского 1946г |
Портрет Э.И.Грабаря, отца художника 1895г |
Последний снег 1931г |
Послеобеденный чай 1904г |
Проходной двор в Замоскворечье. Серый день 1941г |
Разгар осени 1921г |
Разъяснивается 1928г |
Рябинка 1915г |
Рябинка 1915г |
Рябины 1924г |
Светлана 1933г |
Сентябрьский снег 1903г |
Сийский монастырь 1920г |
Сирень и незабудки 1905г |
Сказка инея и восходящего солнца 1901г |
Снежные сугробы 1904г |
Солнце поднимается 1941г |
Старый сарай в морозный день 1933г |
Толстые женщины. Гротеск 1904г |
Туркестанские яблоки 1920г |
Угасающий день 1904г |
Уголок уходящей Москвы 1930г |
Утренний чай. В аллее 1917г |
Утренний чай. Подснежники 1954г |
Февральская лазурь 1904г |
Флора 1934г |
Хризантемы 1905г |
Цветы и фрукты на рояле 1904г |
Яблоки 1905г |
Яблоки и астры 1926г |
Ямщик 1904г |
Ясный осенний вечер 1923г |
С начала 1890-х гг. Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале "Мир искусства"). По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная "История русского искусства" (т. 1-6, 1909-16; редактор и автор важнейших разделов). Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. В дореволюционный период Г. создал ряд монографических исследований о творчестве русских художников. В 1913-25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914-15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918-30 директор, с 1944 научный руководитель). С деятельностью Г. - реставратора и учёного - связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11-14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы ("Ясный осенний вечер", 1923, "Зимний солнечный день", 1941, - обе в Третьяковской галерее). С конца 1920-х гг. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой "Война и мир", 1941, - оба в Третьяковской галерее; М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба "Абрамцево"). Выполнил также историко-революционные картины "В. И. Ленин у прямого провода" (1933) и "Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина" (1938; обе - в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). В советское время Г. опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Г. - редактор и один из авторов "Истории русского искусства" (т. 1-13, 1953-69). Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937-43, директор), институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943-46 директор). Государственная премия СССР (1941). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
В Советском Союзе каждый человек знал, кто такой Игорь Грабарь. Картина «Мартовский снег» была знакома по учебникам. Замечательный русский художник, знаменитый реставратор, талантливый искусствовед, удостоенный за двухтомную монографию об Илье Репине Сталинской премии, Игорь Эммануилович был любим многими за неповторимые и очень русской природы.
Отец его был депутатом австрийского парламента, поэтому будущий гениальный певец Грабарь (картина «Февральская лазурь» - ярчайшее тому подтверждение) родился в Будапеште. Крещен он был в православии, а его восприемником стал дядя знаменитого русского который позже напишет известный портрет Игоря Эммануиловича. В 1880 году Ольга Грабарь привозит сына в Россию. Гимназию он посещал в Егорьевске Рязанской губернии. Дальше была золотая медаль за обучение в московском лицее цесаревича Николая (1889 год), юридический факультет Санкт-Петербургского университета, оконченный им в 1893 году, и выбор основного дела своей жизни. И. Э. Грабарь, картина которого «Балюстрада» (1901 год) заявила о нем как о талантливом и своеобразном мастере, становится художником. Во времена петербургской жизни он посещал мастерскую Ильи Репина, ставшего на всю жизнь его кумиром, наряду с Андреем Рублевым. С ним одновременно в Российской Императорской академии художеств учились Малявин, Билибин, Сомов.
В 1895 году художник уезжает в Италию и дальше по Европе. В Россию Грабарь возвращается в 1901 году, и красота русской природы открывается перед ним в новом ракурсе. Силу своего потрясения художник попытался передать несколькими полотнами - «Белая зима»», «Мартовский снег».
Событием стало полотно, которое в 1904 году написал Игорь Грабарь, - «Февральская лазурь». Картина полна особой поэзии, той, которая звучит в стихах Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд». И Грабарь писал свою картину тоже навзрыд. Эта одна из его самых узнаваемых картин, она - одно из тех полотен, которое создают автору его Сам художник очень любил это произведение, на котором изображен солнечный, еще зимний день в Подмосковье. В радости, которая переполняет картину, уже ощущается легкое дуновение весны.
Рисовал свой шедевр художник в Дугино. Чтобы передать и удаленность рощи на горизонте, и огромные на фоне лазурного неба, Грабарь выбрал ракурс как бы немного снизу, для чего он вырыл в снегу глубокую траншею и поместился там с мольбертом. Художник чувствовал, что если ему удастся передать хотя бы часть той красоты, которую он видит, получится прекрасное полотно.
Обаяние картины неповторимо. Деревья как будто водят хоровод вокруг центральной березы, любимого дерева художника. Размер картины - 104 см в высоту и 80 см в ширину. Она была так хороша, что ее сразу же приобрел Совет Третьяковской галереи. Эта работа и по сей день является одним из главных ее шедевров. Можно добавить, что полотно входит в сотню лучших картин мира.
Еще один шедевр, который создал Грабарь, - «Иней», картина 1905 года. Если бы он написал ее одну, то все равно бы остался и в памяти потомков, и в учебниках по живописи. Это одно из тех редких полотен, которое не оставляет равнодушными никого. Оно прославляет красоту и уникальность неповторимой природы России и само по себе демонстрирует, что такое великая русская живопись.
Больше всего Грабарь любил рисовать зиму, особенно снег. Он считал, что с уходом зимы пейзаж многое теряет. При виде деревьев, покрытых инеем, почти всегда и у всех возникает сравнение со сказкой: «Все деревья в инее, точно в серебре, словно сказка дивная нынче на дворе…» И каждый знает стихи С. Есенина о березе в серебре. Вся красота данного явления природы, воспетая десятками прекрасных поэтов, нашла свое отражение в этом уникальном произведении. Грабарь, картина которого посвящена зиме, нарисовал иней, который «чудною жизнью блестит». Он считал, что в природе очень мало таких полифонических моментов, как иней в солнечный день, и они необыкновенно скоротечны. Освещение все время меняется, рождая новые неповторимые цветовые гаммы.
Сам он называл ветки, покрытые инеем, бриллиантовыми кружевами, сверкающими всеми красками на «бирюзовой эмали неба». На полотне размером 122,4 х 160,3 все вышесказанное передано с потрясающей силой. Надо сказать, что И. Грабаря - лучшие в русской живописи, особенно «Иней». Зимний, солнечный день, красавицы и русской природы, высокие, с пышной кроной, посеребренные и как будто звенящие. Их ветки отбрасывают на снег синие, голубые и фиолетовые тени. Красавицы ликуют и гордятся своей красотой. В этой работе необыкновенно все, она удивляет и потрясает зрителя. Написанная маслом, мелкими дробными мазками (дивизионизм) картина заставила говорить об авторе как об основоположнике русского импрессионизма. Полотно хранится в Ярославском художественном музее.
У Грабаря несколько разных картин с этим названием, и все они очень хороши, но работа 1905 года лучше других. Как только ни называли березу Грабаря, с чем только не сравнивали. Больше всего, очевидно, подходит ей определение «сверхъестественное дерево».
Еще одна картина этого художника создана с учетом всех канонов импрессионизма. Это упомянутый выше «Мартовский снег» 1904 года. Здесь, как и на двух предыдущих полотнах, воспевается навсегда покоривший душу художника снег под солнцем. На нем отражаются тени окружающей природы, которые можно передать всеми оттенками синего, фиолетового, сиреневого. Обманчивый март России передан удивительно точно: уже весна, но снег и не думает таять. При этом физически ощущается смена времен года, несмотря на мороз.
На полотне изображена молодая женщина, несущая ведра с водой на коромысле. Казалось бы, обычный деревенский пейзаж - постройки, уже бесснежные деревья, на которых скоро появятся почки, спешащая крестьянка, которую подбадривает морозец. Но главное действующее лицо полотна - снег. Он не искрящийся, как зимой, уже не белоснежный, но его по-прежнему много. Он на первом плане картины, на которой разбросано много ярких пятен. Полотно полно очарования. Картина меньше описанных выше - всего 80 х 62 см. Хранится она в Третьяковской галерее.
Каждому жителю нашей страны известны великолепные пейзажи русской природы кисти таких гениев, как Саврасов, Васильев, Шишкин, Левитан. Игорь Эммануилович Грабарь, народный художник России, который первым из советских живописцев удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств», достойно продолжил этот почетный ряд. Очень хороши его дореволюционные пейзажи, но полотна, написанные в советский период, ничуть не хуже. Певец морозной солнечной зимы и ранней весны, Грабарь и при новом государственном устройстве оставался великим живописцем.