Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Образ Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характер и жизнь героя (Александр Андреевич Чацкий). Образ Чацкого ("Горе от ума")

Образ Чацкого в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характер и жизнь героя (Александр Андреевич Чацкий). Образ Чацкого ("Горе от ума")

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Трагедия Чацкого в комедии Горе от ума [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

В чем состоит трагедия Чацкого и его проблема?

Конец восемнадцатого века знаменуется появлением большого количества сатирических произведений. В начале 19 века вышла комедия Грибоедова "Горе от ума", занявшая ведущее место среди произведений своего жанра. Комедия несла на себе печать Александровских реформ и войны 1812 года.

По словам Гончарова, "комедия "Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия... какая едва ли найдется в других литературах...".

Главным героем произведения является А.А. Чацкий. Он родился в небольшой дворянской семье. Его детство прошло рядом с семейством Фамусовых. С Софьей его связывала, сперва дружба, а затем любовь.

Жизнь московского дворянства быстро наскучила Чацкому. Он захотел побывать в других странах. Вернувшись через три года в Москву, Чацкий понял, что ничего не изменилось, но все же он рад вернуться домой. "Хотел объехать целый свет, И не объехал сотой доли".

Самыми дорогими воспоминаниями на чужбине, были воспоминания о родине. В Москве Чацкий отмечает, что нравы в столице совершенно не изменились. "Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен"! Ото всех иных персонажей комедии Чацкого отличает пронзительный ум, свежесть взглядов. Вот как отзывается о нем Фамусов: "Жаль, очень жаль, он малый с головой; И славно пишет, переводит". Даже Софья, несмотря на неприязнь к Чацкому, говорит о нем, что он "красив, умен, красноречив...".

Трагедия Чацкого состоит в том, что его ум не позволят ему закрыть глаза на беспредел, творящийся в светском обществе. Атмосфера лжи и раболепство перед более влиятельными и старшими дворянами и чиновниками высшего ранга. Чацкий не может спокойно смотреть на преклонение перед всем иностранным:

Ах! если рождены мы всё перенимать,
Хоть у китайцев бы нам несколько занять
Премудрого у них незнанья иноземцев;
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ.
Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий критикует методы воспитания и образования, действующие в светском обществе. Его раздражает, что всякий, кому не лень, становится преподавателем. Чацкий осуждает моду на учителей-иностранцев, которые порой по-русски говорить то не умеют:

Не то, чтобы в науке далеки;
В России, под великим штрафом,
Нам каждого признать велят
Историком и географом!

Александра Андреевича возмущают безобразные проявления крепостного права. Он видит отношение помещиков к слугам и открыто протестует против этого. В разговоре с Фамусовой он возмущенно приводит пример проявления крепостного права:

Тот Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженный слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки"!!!

Чацкий – человек очень образованный. Он с большим уважением относится к науке и искусству. Речь его образна и богата интонациями. Для Чацкого характерна глубина и постоянство чувств. Он очень эмоционален и открыт. Это ярко проявляется в его отношении к Софье. Он любит её, искренне, нежно. Не смотря на пренебрежение Софьи, он не пытается скрыть свои чувства. В поведении Чацкого нет фальши. Он не говорит то, чего не думает, во что не верит. Чацкий не ставит перед собой цель во чтобы то ни стало повыситься в чине. Он не одобряет чинопоклонство и лесть ради общественного положения. Он требует служить "делу, а не лицам". Он говорит:

Чины людьми даются;
А люди могут обмануться.

Трагедия Чацкого обусловлена тем, что его моральные принципы не могут ужиться с лицемерием светского общества. Ему не нравится воровство и безделье чиновников, но он не может ничего сделать с этим в силу того, что он не наделен чинами и властью. Для главного героя в человеке важно не общественное положение, а его нравственные принципы и качества.

Трагизм комедии усугубляется тем, Чацкий, в отличии от большинства представителей светского общества, ценит и уважает русский народ. Он считает его "умным и бодрым".

Грибоедов наделяет Чацкого способностью очень тонко подмечать особенности характера человека, поэтому он первым разоблачает в Молчалине подлеца и с горечью отмечает, что "Молчалины блаженствуют на свете...".

Грибоедов создает трагичный образ нового человека в старом обществе. Однако все новое что уже есть в Чацком – это будущее, которое уже воплощается и готовиться сменить "старый мир", т.е Фамунсовщину. Однако Александр Андреевич не в состоянии перейти от слов к действию. Он оказывается один на один со старым обществом и своей критикой, неспособный что-то изменить. В этом то и заключается трагедия Чацкого, т.е. горе от ума.

И.А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого - главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”.
С этим мнением я полностью согласна. Александр Андреевич Чацкий - главный и самый яркий образ комедии. Он необыкновенно умен и честен. Первой об этом заговорила Лиза, служанка Софии:
..Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий!

В Чацком есть еще одна черта, которая привлекает меня. Он не терпит лжи и несправедливости. Поэтому Александр Андреевич видит свой долг и жизненное призвание в служении Родине. Его возмущают те традиции, которые сформировались в высшем обществе в эти времена. Ему не нравится низкопоклонство, он предпочитает “служить делу, а не лицам”, не смешивает “веселья или дурачества с делом”. Все это не по душе Чацкому, поэтому он с гневом обличает “негодяев знатных” (фамусовское общество).
Мне кажется, что Грибоедов через образ Чацкого хотел показать то, каким он представляет настоящего патриота Родины. Человека, у которого хватает смелости осуждать высшее общество, выступать против царя и крепостного права. Главный герой понимает всю опасность своих слишком искренних речей, но никогда не отступает от начатого дела. Он точно знает, за что борется и какова его цель в жизни. Он не теряется в своих речах и действиях. Вот как писал И.А. Гончаров о Чацком: “Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, "жизнь свободную"”. Из этих слов видно, что Чацкий боролся за лучшие перемены в жизни простых русских людей, за свободную жизнь, не зависящую от “негодяев знатных”, для которых характерны угодничество, подхалимство, лицемерие и подлость.
Еще я думаю, что образ Чацкого переплетается с самим образом Грибоедова. Он тоже смел и храбр, он умен, ему не нравится политическое устройство страны, поэтому он смело вступает в бой за будущее своей Родины. Таких людей мало найдется среди “фамусовского общества”, которое сформировалось в те времена. Это лишь считанные люди.
Единственное, что удерживало Чацкого в доме Фамусова, - это его любовь к Софии. После того как он понял, что между ними нет взаимных чувств, он решает навсегда покинуть Москву...
Григорьев так писал об образе Чацкого: “Чацкий, прежде всего, - честная и деятельная натура, причем еще натура борца, то есть натура в высшей степени страстная”. В образе Чацкого меня больше всего привлекли те благородные черты, которые проявились в его поступках. Я рада, что есть еще на земле такие благородные и честные люди, как Чацкий.

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» обеспечила автору, без всякого сомнения, подлинное бессмертие в веках. Главный герой произведения, Александр Андреевич Чацкий, и вовсе стал одним из самых неоднозначных и известных литературных «Золотого века» русской литературы. Именно о нём, открывающим целую галерею образов так называемых «лишних людей», ярчайшим представителем которой станет пушкинский Евгений Онегин, крайне неоднозначно отозвалась критика.

Рассказанная на страницах пьесы история прогрессивно настроенного молодого человека, столкнувшегося с непониманием со стороны консервативной аристократии, заключена Грибоедовым в традиционный межличностный любовный конфликт, который, впрочем, является лишь одной из самых поверхностных в комедии проблем.

Основной же конфликт, как уже было сказано, заключается в противостоянии «века нынешнего» и «века минувшего». Стоит обратиться к небезызвестному факту, чтобы подтвердить это предположение: изначально искусный дипломат А.С. Грибоедов, создавший своё эпохальное произведение в годы развёртывания разного рода тайных организаций, объединивших передовых людей своего времени, назвал комедию «Горе уму».

Позже, в своих дневниках, он напишет: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». Итак, вот и становится очевидным конфликт, который сам автор поставил, что называется, во главу угла: главный герой «Горя от ума» противопоставлен традиционному обществу, жизнь которого полностью пропиталась фальшью, глупостью; его ценности мизерны и пусты, оно отвергает всё новое, рациональное.

Александр Андреевич оказывается инородным телом в доме Фамусова . Его вина заключается в том, что он смело и прямо высказывает собственное мнение, идущее вразрез с порядками консервативной аристократии. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» - замечает он в ответ на монолог Фамусова-старшего, советующего Чацкому заработать себе чин. Герою чужды нравы неискреннего и глупого «высшего света», где правит бал сомнительный этикет.

Чацкий же поразительно умён; его речь остроумна, остра и откровенна. И если поначалу это вызывает интерес, то позже, поняв, что сговориться с этим образованнейшим борцом за справедливость, за честность, за ум не удастся, общество отторгает героя, объявляя его сумасшедшим. В этом и заключается удивительный драматизм этой бессмертной комедии.

Для Александра Андреевича, вернувшегося в Москву спустя три года странствий по Европе и напитавшегося передовыми идеями того времени, становится особенно прозрачна картина жизни московского света. Он откровенно противится чинопочитанию, взяточничеству, протекционизму, царящим в сфере государственной службы.

Он приемлет лишь служение «делу, а не лицам» - и это вступает в противоречие с убеждениями представителей «века минувшего». Кроме того, герой выступает против крепостного права и даже рассказывает о передовом помещике, избавившем крестьян от бремени рабского труда. Этот внесценический герой, единожды лишь упоминающийся в повествовании, оказывается своего рода «двойником» Чацкого - и, увы, в рассказе о его судьбе Грибоедов предвосхищает исход деятельности самого главного героя: его считают чудаком и сторонятся.

Чацкий на всё имеет собственное мнение и - он готов его отстаивать. Этот открытый, искренний и преданный самому себе персонаж оценивает людей не по их положению в обществе, а по их действиям, внутренним качествам.

В обществе, в котором главный герой не видит абсолютно ничего положительного и приятного, его удерживает лишь любовь к Софье Фамусовой. При этом интересно, что сам Чацкий во многом ведёт себя эгоистично: он оставляет возлюбленную на несколько лет в одиночестве, не оставив предупреждения об отъезде, а затем возвращается совершенно неожиданно - и ведёт себя с героиней так, будто не было трёх лет разлуки.

Чацкий ошибочно считает мировосприятие Софьи близким к своему собственному, не понимая, что она, в отличие от него, не была обучена так же, как он, не напиталась вольнолюбивыми идеями. Наоборот, эта девушка, которая имела все шансы стать близкой Чацкому по духу - недаром она Софья, т.е. «мудрая» - погрязла в жизни московского света больше, чем кто-либо другой. Поэтому героиня с говорящим именем носит «консервативную» фамилию - Фамусова. Именно она обрекает Александра Андреевича на репутацию безумца.

Таким образом, Чацкий терпит поражение и на общественном, и на любовном фронте. Драма, горе персонажа заключаются не только в конфликте его убеждений с порядками жизни традиционно настроенной аристократии, но и в его абсолютной неспособности принять отличия в мировоззрении других людей, в непонимании мотивов чужих поступков и неприятии осознания собственных допущенных ошибок.


Александр Андреевич Чацкий – дворянин, имеющийся в своем поместье около 400 крепостных. Он рано осиротел, поэтому большую часть воспитания прошло в доме друга отца, Фамусова. Как только Александр вошел в пору взросления, он стал жить самостоятельно. Ему захотелось познакомиться с жизнью света, и он уехал на 3 года из своего дома. В данной статье мы рассмотрим образ и характеристику Чацкого в комедии в стихах «Горе от ума» А. С. Грибоедова.

Образование Чацкого

Чацкий является членом Английского клуба, куда входили богатые и знатные представители дворянства. Он умен, что подтверждается его умением говорить красноречиво. Из слов героев комедии становится известно, что молодой человек знает иностранные языки, пытается сам писать:

«Он славно пишет, переводит».

Речи Чацкого так правильно сложены, что, кажется, он не говорит, а пишет. Передовые взгляды молодого человека не схожи с позициями представителей круга Фамусова. Именно знания и стремление к самосовершенствованию выделяют Александра Андреевича среди других героев произведения. Фамусов видит причину поведения Александра в образовании:

«Ученье – вот чума,
Ученость – вот причина…»


Уходящее в прошлое дворянство готово закрыть школы, лицеи и гимназии, только чтобы Чацкие не появлялись на их пути.

Противоречивость характера

Грибоедов пытается приблизить ситуацию в доме помещика к реальности. Это объясняет то, что все герои произведения имеют положительные и отрицательные черты, как обычные люди. Чацкий не исключение.

Ум и категоричность. Интеллект героя не мешает ему быть бестактным. Он не анализирует свои суждения, не боится высмеивать беззащитных. Они не могут ему ответить тем же, так как ограничены в умственных возможностях. Оправдывает поведение молодого дворянина только высказывания против безнравственности. Категоричными суждениями он пытается с ней бороться. Но, как умный человек, он мог бы понять, что говорит зря. Его высказывания не доходят до тех, к кому они направлены. Временами он просто сотрясает воздух. Создается впечатление, что это разговор с самим собой. Именно это качество не понравилось А.Пушкину. Он считает: метать бисер перед Репетиловыми – не дело умных людей.

Любовь и страсть. Другое противоречие – это чувства героя. Он влюблен в девушку, которая выбрала другого. Причем их сложно даже просто сравнивать. Любовь сделала Чацкого слепцом. Страсть и желание узнать, кому его предпочли, сравняла его со смешными персонажами комедийного бала. Хочется, чтобы герой ушел со сцены с гордо поднято головой, а он просто бежит подальше от тех, кто пустили про него клевету и развели сплетни.

Свободолюбие героя

Чацкий мыслит свободно и не придерживается правил, навязываемых ему старшим поколением. Именно речи пугают Фамусова. Старый помещик включает его в число якобинцев и карбонариев. Ему не понятны идеи Чацкого. Вольномыслие вызывает страх и опасение. Свободолюбие привело молодого человека к непонятному для стариков пути. Привычными для века были две карьерные линии:
  • воинская служба;
  • работа чиновником.
Чацкий не стал ни тем, ни другим. Он не принял законов службы, где следовало подчиняться установленным правилам. Служба сковывала чувственного человека, мешала его развитию. Роль чиновника не подошла к Чацкому. Сидеть за рутиной, бумагами не давала возможности заниматься творчеством, исканиями. Александр пытается найти себя в научной деятельности или на нише литературного творчества:

«В науки вперил ум…».
«В душе …жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».


Не интересуют его ни должность среди чиновников, ни повышения в рангах воинской службы и чины штатских.

Правдолюбие – основная черта характера. Герой везде добирается до истины, какой бы она ни была. Именно свобода мыслей, либерализм позволили вести его в разряд сумасшедших.

Слабости Чацкого

Александр Андреевич, тонко подмечая особенности характера и поведения людей, легко подкалывает и высмеивает их пороки и слабости. Он не пытается словами обидеть или унизить собеседников. Его колкости не все понимают. Большую часть своих суждений он направляет против глупых и ограниченных в интеллекте людей. Он поднимет на смех, выставит шутом так, что высмеиваемый может и не понять, за что над ним потешаются. Другие слабости молодого помещика:

Резкость суждений. Злится – интонация меняется:

«грозный взгляд, и резкий тон».


Гордость. Чацкий не принимает неуважения к себе:

«…все вы гордецы!».


Искренность. Александр не хочет хитрить, не желает притворяться. Он изменяет себе только из-за любви к Софии:

«Раз в жизни притворюсь».


Чувствительность. Качество героя отличает его от всех гостей в доме Фамусова. Он единственный переживает за девушку, не верит в ее изменения, любовь к ничтожному Молчалину, без принципов и моральных устоев.

Патриотизм Чацкого

Через героя Грибоедов передал свое мировоззрение. Он не может изменить раболепство русских людей. Его удивляет преклонение перед всем иностранным. Автор высмеивает такие стремления помещиков: учителя-иностранцы, одежды, танцы, игры и увлечения. Он уверен, что у русского народа должны быть свои учителя. Особое отношение у героя к языку. Ему не нравится, что из русской речи сделали смесь «французского с нижегородским». Он слышит красоту русской речи, ее необычность и напевность. Поэтому в речи много народных слов: давеча, пуще, чай. Он легко вставляет в речь пословицы и поговорки, уважает литературу. Чацкий цитирует классику, но показывает, что иностранные слова должны присутствовать в речи образованного человека, но только там, где им есть место.

Александр Андреевич, как и вся передовая часть общества, любит русских, ценит народ таким, какой есть.

Фамусовскому обществу, твёрдо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего», точнее - того времени, когда после Отечественной войны 1812 года, обострившей общественное самосознание русского народа, стали возникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Образ и характер Чацкого в комедии Горе от ума. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений. ) Чацкий в литературе 20-х годов XIX века - это самый яркий образ «нового человека», положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению, нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.

Сын покойного друга Фамусова, Чацкий вырос в его доме, в детстве воспитывался и учился вместе с Софьей под руководством русских и иностранных учителей и гувернёров. Рамки комедии не дали возможности Грибоедову подробно рассказать, где учился дальше Чацкий, как он рос и развивался. Мы знаем только, что он человек образованный, занимается литературной работой («он славно пишет, переводит»), что он был на военной службе, имел связи с министрами, три года был за границей (очевидно, в составе русской армии). Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его умственный кругозор, но не сделало его поклонником всего иностранного. От этого низкопоклонства перед Европой, столь типичного для фамусовского общества, предохранили Чацкого присущие ему качества: подлинный патриотизм, любовь к родине, к её народу, критическое отношение к окружающей его действительности, независимость взглядов, развитое чувство личного и национального достоинства.

Возвратившись в Москву, Чацкий нашёл в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые характеризовали её и в старые годы. Он нашёл тот же дух нравственного угнетения, подавления личности, который царил в этом обществе и до войны 1812 года.

Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею - с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно

Всё более ожесточённый характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - крушением его надежд на личное счастье; его выпады против дворянского общества становятся всё более резкими.

Чацкий вступает в борьбу с фамусовским обществом. В речах Чацкого со всей отчётливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы.

1. Если Фамусов - защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий с негодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках, о крепостном праве. В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха - века лести и спеси».

Идеал Чацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотник поподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабской приниженности.

2. Если Фамусов, и рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить родине, а не прислуживаться начальству: служить бы рад, прислуживаться тошно»,- говорит он. Он защищает право служить просвещению страны путём научной работы, литературы, искусства, хотя и сознаёт, как это трудно в условиях самодержавно крепостнического строя, Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышены! в чип, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным,

Они тотчас: - разбой! пожар! И прослывёт у них мечтателем! опасным!!

Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской - «химик и ботаник».

3. Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против «пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам.

Чацкий стоит за единение интеллигенции с народом. Он высокого мнения о русском народе. Называет его «умным» и «бодрым», то есть жизнедеятельным.

4. Если фамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценность человека видит в его личных достоинствах.

5. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение аристократического общества, страшнее всего,- «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Чацкий отстаивает свободу мыслей, мнений, признаёт за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Мол-чалина: «Зачем же мнения чужие только святы?»

6. Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.

С большой полнотой и чёткостью духовные качества Чацкого выявляются в его языке: в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манере говорить.

Речь Чацкого - это речь оратора, прекрасно владеющего словом, высокообразованного человека.

По своему словарному составу речь Чацкого богата и разнообразна. Он может выразить любое понятие и чувство, дать меткую характеристику любому человеку и затронуть разные стороны жизни. Мы встречаем у него и народные слова (давеча, впрямь, пуще, чай), и выражения, свойственные только русскому языку: «ни на волос любви», «она не ставит в грош его», «да полно вздор молоть» и другие. Чацкий, как и декабристы, ценит национальную культуру: в его речи много старинных слов (вече, перст, вперит ум, алчущий познаний и т. п.). Иностранные слова он употребляет в том случае, если для выражения нужного понятия нет соответствующего русского слова: климат, провинция, параллель и т. п.

Чацкий строит свою речь в синтаксическом отношении разнообразно. Как оратор он широко пользуется периодической речью. Как литератор он приводит в своей речи цитаты из художественных произведений. В его словах:

Когда ж постранствуешь, воротишься домой, И дым отечества нам сладок и приятен! -

Последняя строка представляет собой слегка изменённый стих Державина:

Мила нам добра весть о нашей стороне; Отечества и дым нам сладок н приятен.

(«Арфа», 1798.)

Ум Чацкого сказывается в широком применении им метких афоризмов, то есть кратких изречений-характеристик: «Свежо предание, а верится с трудом», «Блажен, кто верует: тепло ему на свете», «Дома новы, но предрассудки стары» и т. п. Чацкий умеет дать сжатые, но меткие характеристики людям: «Низкопоклонник и делец» (Молчалин), «Созвездие маневровой" мазурки» (Скалозуб), «А Гильоме, француз, подбитый ветерком?»

Тон речи Чацкого всегда отчётливо выражает его душевное состояние. Радостно взволнованный встречей с Софьей, он «оживлён и говорлив». Его остроты над москвичами в этот момент добродушны, речь его, обращенная к Софье, дышит лиризмом. В дальнейшем, по мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого всё больше окрашивается негодованием, едкой иронией.

Если домашнее задание на тему: » Образ и характер Чацкого в комедии Горе от ума – художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 

  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Чацкий и фамусовское общество. (3) Я прочитал великолепную комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума». Она создавалась автором в течение восьми Кто же Чацкий: победитель или побежденный? (3) «Горе от ума» - сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова. В этой пьесе через столкновения
  • Рейтинг сочинений

      Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

      Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. "С выдумкой идем по жизни" Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

      Роль частей речи в художественном произведении

  • Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое