Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мильон терзаний гончаров статья читать кратко. Гончаров «Мильон терзаний» – конспект

Мильон терзаний гончаров статья читать кратко. Гончаров «Мильон терзаний» – конспект

Тема открытого урока: «Деятельность как способ существования людей ».

Предмет: обществознание

Жанр: урок – исследование

Класс: 10 с/э

Ожидаемые результаты:

Знания:

Дать определение деятельность, мотив, потребность, интерес, убеждения;

Знать основные виды деятельности;

Иметь представление о структуре деятельности.

Умения и навыки:

Уметь устанавливать причинно-следственные связи;

Работать с документами;

Работать самостоятельно;

Работать в группе;

Выступать публично;

Уметь отстаивать свое собственное мнение.

Отношения, ценности, внутренние установки:

Понять значение деятельности для жизни людей

Выразить свое отношение к данной проблеме

Ресурсы :

Учебник «Обществознание» 10 класс

Рабочая тетрадь для старшеклассников «Мой выбор»

Презентации

Документы

«Без цели нет деятельности,

без интересов нет цели,

а без деятельности нет жизни»

В.Г. Белинский

Ход урока.

    Организационный момент.

Мотивация

Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?»

- «У меня сегодня много дел,- ответил он,- хочу, чтобы день наступил пораньше».

О чем эта притча?

Какое она имеет отношение к теме нашего урока?

Что такое «деятельность»? Чем деятельность животных отличается от деятельности человека? Какую роль играют различные виды деятельности в нашей жизни?

Ответы на эти вопросы мы с вами будем искать в ходе нашего урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Деятельность как способ существования людей»

    План урока:

    • Сущность и структура деятельности (презентация).

      Многообразие видов деятельности.

    Постановка исследовательской задачи.

    Знакомство с деятельностью групп. Работа по группам.

    Работа с учебником и таблицей.

    Подведение итогов исследовательской работы (презентация).

    Домашнее задание

Ход урока:

    Сущность и структура деятельности.

    • Что такое «деятельность»?

Деятельность – это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.

    Из каких компонентов состоит структура деятельности?

Структура деятельности

Средства достижения


Действия результат

    Дать определение:

Мотивы - это побуждения к деятельности, связанные

с удовлетворением потребностей

Потребности - осознаваемая человеком нужда в том,

что необходимо для поддержания жизни

и развития личности

Перечислите виды потребностей: ЕСТЕСТВЕННЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ИДЕАЛЬНЫЕ

Убеждения - это устойчивые взгляды на мир,

идеалы и принципы, а также стремление

воплотить их в жизнь через свои действия и поступки .

Интересы - это ценности, характерные для

определенной группы людей.

Цель

– осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность;

То, что представляется в сознании и ожидается в результате деятельности.

Действия

Какие действия вам известны?

Целерациональные (на основе продуманной и поставленной цели),

Ценностнорациональные (на основе мировоззренческих принципов),

Аффективные (под влиянием эмоционального состояния),

Традиционные (под влиянием привычки).

2.Многообразие видов деятельности.

    Какие виды деятельности вам известны?

Духовная

Практическая

познавательная

Материально

производственная

Соц.преобразо

вательная

Ценностно-ориентировоч

прогностическая

Постановка исследовательской задачи.

    Учащиеся делятся на группы (раздать карточки с вопросами).

    У.Черчилль писал: «Эта деятельность так же увлекательна, как война. Но более опасна. На войне вас могут убить лишь однажды, в (политике ) множество раз». О какой деятельности идет речь? (политической )

    «Дом без книг подобен телу, без души». (Цицерон). О какой деятельности идет речь? (духовной )

    «Эта деятельность не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает её достоинство, но и поощряет её». (Л.Н.Толстой). О какой деятельности идет речь? (трудовой )

    Работа с учебником и таблицей:

Выполните задание №2, стр.215 учебника:

Знания о деятельности и её многообразии отразите в таблице.

Виды деятельности

средства

действия

трудовая

духовная

политическая

Работа по группам

1 группа. «Трудовая деятельность»

Опираясь на содержание текста учебника (стр.213-214, часть3) и анализ текста, охарактеризуйте сущность Трудовой деятельности.

2 группа. «Духовная деятельность»

Опираясь на содержание текста учебника (стр.213-214, часть2) и анализ текста, охарактеризуйте сущность Духовной деятельности.

3 группа. «Политическая деятельность»

Опираясь на содержание текста учебника (стр.213-214, часть4) и анализ текста, охарактеризуйте сущность Политической деятельности.

Подведение итогов исследовательской работы

(вопросы):

    Определите, какие явления можно назвать деятельностью?

    Кто такой деятель?

    Определите, кого из персонажей можно назвать деятелем?

    Что такое деяние?

    Определите, какие действия можно назвать деянием?

    В чем коренное отличие действий человека и животных?

    Приведите примеры, когда поведение животных, похоже

на деятельность людей?

    Определите, объекты и субъекты деятельности?

    Что такое объект деятельности? Приведите примеры?

    Кто является субъектом деятельности? Приведите примеры?

    Что движет человеческой деятельностью?

    Что такое легитимность? Какие типы легитимности вам известны?

Домашнее задание:

Вопросы и задания к главе III (на странице 215-216 учебника «Обществознание» 10 класс) с 1,3,5.

Напишите эссе на основе следующего высказывания (на выбор):

«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» ( В.Г. Белинский).

«Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию – трудолюбие».

Приложение№1.

Виды деятельности

средства

действия

трудовая

Естественные потребности, социальные потребности,

создание материальных и духовных ценностей;

средства производ-

Ства, техника,

Целерациона- -льные

Традицион-

духовная

Идеальные и

престижные потребности

Формирование чувства прекрасного

Выдвижение гипотезы

Проведение эксперимента

Эмоциональное отражение реальности

Создание художественного образа

Внедрение в практику

Приобретение знаний и умений.

Интернет

Ценностно-

рациональ-

политическая

престижные потребности, социальные потребности

долгосрочные, текущие,

актуальные, неактуальные,

приоритетные, второстепенные

реальные и нереальные.

агитация,

пропаганда,

Рациональ-

Ные иррациональные

стихийные и организован

Приложение №2

Практикум

М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...». О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте? Что выступает целью этой деятельности? Из каких действий она состоит? Как вы думаете, оказались ли генералы способными к преобразующей деятельности?

Двух генералов, изображенных М.Е. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти, как известно, мужик, который «зачал перед ними действовать. Полез перво-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок... Потом покопался земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек... разной провизии...» Каковы были цель деятельности мужика, средства ее достижения и результаты? Из каких конкретных действий эта деятельность состояла? Соответствовали ли ее результаты поставленной цели?

В известной сказке М.Е. Салтыков-Щедрин изображает

глупого помещика, по молитве которого Бог очистил все его

владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, какой

плодовый сад разведет: «Вот тут будут груши, сливы: вот тут -

персики, тут - грецкий орех!» Думал, каких он коров разведет что ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко, клубники насадит, все двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют, «остановились и полати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса».

Каковы были цели помещика? Какие он выбрал средства их достижения? Соответствовали ли средства целям? Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился?"

Приложение №3

В своих воспоминаниях Л.Н. Толстой пишет об отце, который много читал, собирал библиотеку, рисовал детям картинки, казавшиеся им верхом совершенства, весело шутил и рассказывал забавные истории за обедом и ужином, заставлял сына читать полюбившиеся и выученные наизусть стихи, внимательно слушал «и был очень счастлив этим». Правильно ли предположить, что отца Л.Н. Толстого побуждали к данной деятельности определенные интересы? Ответ аргументируйте.

Учитель младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей. Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую Деда Мороза». Они сочиняли сценарий сказочного спектакля, шили костюмы, подбирали музыку, разучивали и с малышами песни и игры. Подключили малышей к оформлению сказочного городка, изготовлению елочных игрушек, сюрпризов. Охарактеризуйте структуру данной деятельности старшеклассников: определите ее субъект, объект, цель, средства и результаты. Что могло явиться побудительным мотивом данной деятельности?

«Мы будем проклинать нынешнее время так же, как вы теперь - Сталина…

Я не знаю, куда мне идти после школы. Я никем не хочу быть. Я вообще ничего не хочу.

Люди!!! Вы сетуете, что пусто в магазинах. А кто-нибудь побеспокоился, почему пусто в человеческих душах

Что бы вы ответили этому мальчику?

Приложение № 4

Знаменитый итальянский мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли утверждал:

«Излишне говорить, сколь похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако, мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца.

Для достижения политических целей хороши все средства: ложь, предательство, подлость, коварство, пытки, убийства. Иначе в политике ничего не добьешься».

Политические деятельность включает в себя самые разнообразные действия: организацию партии и принятие правительственных решений, избирательные компании и выступления в парламенте, политические митинги и дипломатические переговоры, проведение партийных съездов и обращения к народу, разработку политических программ и референдумы, государственные перевороты и визиты правительственных делегаций. Это могут быть акции отдельного человека или группы.

Действия субъектов политики могут быть рациональными и иррациональными. Рациональные – это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Иррациональные – это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий.

Политические действия бывают стихийными и организованными (митинг, конференция).

«Сегодня многие выделяют, и четвертую власть: СМИ (печать, радио, телевидение, Интернет), оказывающие огромное влияние на формирование общественного мнения. Считаете ли вы СМИ властью? Какие преимущества получает политик в предвыборной борьбе, имея доступ к СМИ? Что вам известно об использовании информационных технологии, оказывающих огромное влияние на поведение людей?»

Человечество отличает способность действовать в своих интересах, создавая масштабные, всеобъемлющие блага. Это делает нашу жизнь комфортной.

Деятельность как способ существования людей определяет благосостояние каждого отдельного человека и общества в целом. Такое поведение позволяет менять мир вокруг нас. Что собой представляет этот процесс, а также что способствует деятельности человека, необходимо рассмотреть подробнее.

Общее понятие

Человеческая деятельность - это форма взаимодействия с миром, который нас окружает. Этот процесс дает людям возможность познавать мир, а на основе полученных извне данных они строят свои поведенческие модели. Совокупность этих особенностей выливается в способность человечества менять мир.

Благодаря деятельности мы можем удовлетворять свои потребности в материальных благах (пища, жилье, одежда и т. д.), а также развиваться духовно. Этот процесс подразумевает, например, занятия искусством, наукой и т. д.

Также деятельность человека может быть направлена на саморазвитие, совершенствование своей личности. Укрепление силы воли, развитие определенных качеств характера или способностей приносит плоды в будущем.

Отличительные черты

Деятельность - это возможность улучшить окружающие условия, преобразовать мир так, чтобы нам было комфортно существовать в соответствующих условиях. В интересах людей с каждым годом создаются новые блага, которых никогда не было в природе.

Человеческую деятельность отличают общественный и преобразующий характер, а также продуктивность и сознательность. Это нас отличает от поведения других живых существ в рамках, установленных природой.

Мы сознательно выдвигаем наши цели, что позволяет предвидеть конечный результат. Наше поведение приводит к получению продуктов, благ. Для этого человек применяет различные орудия. Преобразующий характер труда человека позволяет менять самого себя, а также окружающую реальность. Общественный характер деятельности проявляется в способности вступать в контакты и в сотрудничестве производить общие для всех блага.

Потребности человека

Создавая необходимые условия для существования, человек удовлетворяет свои потребности. Люди переживают и осознают свою нужду в определенных условиях, создаваемых для поддержания жизнедеятельности, а также личностного развития.

Потребности чаще всего объединяют в 3 группы. Это естественная, социальная и идеальная нужда человека в создании конкретных условий своего существования.

Естественные потребности даны нам природой. Мы рождаемся с ними, поэтому они биологические (или физиологические). Сюда относят все потребности, необходимые для жизни, воспроизводства: пища, жилье, вода, сон и т. д.

К социальным причисляют нужды, связанные с трудовой и общением. Людям требуются достижения, признание со стороны окружающих.

Высшей ступенью являются культурные нужды. Это позволяет человеку развивать свои духовные способности, таланты, а также познавать окружающий мир.

Взаимосвязь потребностей

Изучая деятельность как способ существования людей, следует уделить внимание взаимодействию потребностей. Все три категории, рассмотренные выше, взаимосвязаны. Например, при удовлетворении своих нужд в пище человек проявляет заботу о разнообразии блюд, эстетике стола, красоте и чистоте столовых приборов, о приятном обществе и т. д.

Особенностью человеческой натуры является крайне редкое состояние полного удовлетворения своих потребностей. Если какая-то нужда удовлетворена, всплывает другая, захватывая его внимание и заставляя направлять усилия в определенную область.

Также потребности имеют свою иерархию. Пока не удовлетворены природные не обращает внимания на свои социальные и культурные нужды. Чтобы развиваться духовно, необходимо иметь какой-то минимум удовлетворенных потребностей в еде, общении и т. д.

Структура

Изучая, какие основные определяются в ходе нашего эволюционного развития, нельзя упустить из виду структуру этого процесса. Все наши действия определяются целью. Чтобы ее достичь, человек пользуется определенными средствами. Это позволяет получить требуемый результат.

Цель является осознанием последствий, на достижение которых направлены силы человека. Сначала при этом возникают мысленные контуры будущего продукта или результата. Далее человек задумывается, какие средства помогут ему прийти к желаемой цели.

Воспользовавшись необходимыми орудиями, получив определенные знания и умения, человек получает результат. Это могут быть как материальные, так и духовные блага. Этого человек желает осознанно.

Основные виды деятельности

Деятельность как способ существования человека и общества имеет несколько основных направлений. Их классифицируют по разным признакам. В первую очередь процесс созидания может быть практическим или духовным. Это зависит от нашего отношения к миру, который нас окружает.

Когда меняется сознание человека, речь идет о духовной деятельности. Преображая материальные объекты, существующие в нашей реальности, люди производят практические действия.

Деятельность также может быть прогрессивной и реакционной. Это связано с ходом истории и развитием личности каждого члена общества. Также наши усилия могут быть созидательными или разрушительными.

Деятельность бывает законной или запрещенной, приемлемой и аморальной. На формирование этих разновидностей повлияли основные нормы морали, общекультурные ценности.

По социальному признаку различают массовую, коллективную или индивидуальную работу. Она бывает творческой, инновационной, шаблонной, монотонной или изобретательской и т. д.

Мотивация

Мотивация деятельности является той причиной, по которой человек выдвигает ту или иную цель, занимается определенной работой. К созиданию или разрушению нас подвигает именно такое объяснение.

Мотивом является побуждение. Порой различные причины ведут к выполнению одного и того же вида деятельности. Например, группа людей читает книгу. Один из них делает это потому, что у него есть тяга к новым знаниям. Другой же человек читает, чтобы занять свое свободное время. Третий представитель группы занят этой деятельностью, чтобы заслужить одобрение других членов группы.

Случается, один и тот же мотив приводит к различной деятельности. Например, желая заслужить признание общества, человек может проявлять свои способности в производственной, спортивной или социальной сфере и т. д. Многообразие мотивов и целей определяет совокупную деятельность.

Осознание деятельности

Деятельность как способ существования людей является осознанным процессом. Однако степень этого познания может быть разной. Мотивы формируются под влиянием интересов, потребностей, а также убеждений человека. Они придают смысл действиям.

Весь процесс работы человека по достижению своих целей состоит из последовательности определенных актов. Их называют действием. Например, в процессе получения образования мы читаем определенную литературу, слушаем лекции преподавателей, записываем изложенный ими материал, решаем задачи и выполняем указания учителей.

Когда цель поставлена и при этом человек представляет ее результат, а также установлен порядок выполнения действий при помощи конкретных средств, это называют осознанной деятельностью.

Однако в реальности этот процесс может выходить за рамки целей и побуждений. Сильные чувства, эмоции способны оказывать влияние на действия. При этом осознание цели может отсутствовать. Это вызывает импульсивные поступки. Такая деятельность называется малоосознанной.

Стимулирование

В процессе работы человека в различных направлениях возникает мотивация и стимулирование деятельности. Если мотив выступает причиной, по которой мы осуществляем те или иные поступки, то стимулирование - это вознаграждение. Это придает деятельности эффективность.

Мотивация и стимулирование представляют собой стратегию. Они взаимно друг друга дополняют. Например, предприятие может одновременно улучшать условия труда, при этом повышая заработную плату. Комплексность дает хороший результат.

Но стимулирование и мотивация могут также противостоять друг другу. Например, зарплата увеличилась на 5%, но инфляция составила 10%. Производительность по этой причине уменьшилась. Механизм мотивации должен быть адекватным процессу стимуляции.

Изучив, что собой представляет деятельность как способ существования людей, можно осознать суть этого понятия, а также вникнуть в его особенности.

В процессе своей жизни человек всегда действует. Он изучает окружающий мир, создает условия для своего существования, учится новому. Попробуем найти ответ на этот вопрос и кратко изучим тему 10 класса «Деятельность - способ существования человека».

Деятельность человека

И люди, и животные постоянно действуют, но человеческая деятельность имеет ряд отличительных специфических черт :

  • Она имеет сознательный характер: человек осознает, для чего он занимается тем или иным делом, может ставить цели, менять виды деятельности;
  • Направлена на получение результата, продукта деятельности;
  • В ее процессе человек преобразует и себя, и окружающий мир;
  • Человек постоянно контактирует с другими людьми.

Потребность

Все, что человек делает, направлено на удовлетворение его потребностей.
Они подразделяются на группы:

  • естественные (пища, воздух, жилище и так далее);
  • социальные (труд, творчество, общение);
  • духовные (познание мира, самовыражение).

Психологи (А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и другие) сходятся во мнении, что полного удовлетворения потребностей человек достичь не может. Это хорошо иллюстрирует сказка А.С. Пушкина «Золотая рыбка»: старуха, получив новое корыто, захотела избу, а затем терем, и желаний у нее появлялось все больше.

Деятельность человека имеет спланированный характер.

  • цель

Реализуя деятельность, человек заранее представляет, чего он хочет достичь. Например, портная, создавая вещь, представляет, как она будет выглядеть.

  • средства

Для того чтобы выполнить задуманное, необходимы особые средства. Например, для написания реферата понадобятся бумага и ручка или компьютер, а также книги и учебники по выбранной теме.

  • результат

Цель воплощается в результатах. Это могут быть вещи, отношения, умения и так далее.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Мотив

Почему люди ставят цели? Что заставляет их заниматься какой-либо деятельностью. То, что побуждает людей действовать, называют мотивом.

Можно заниматься одной и той же деятельностью, но иметь разные мотивы. Например, трое учеников выполняют все домашние задания, следуют советам учителя, тщательно изучают все правила. Но для одного из них важно получать только хорошие оценки, второй ученик боится огорчить родителей, а третьему на самом деле интересно узнавать новое.

Виды деятельности

Существует много разновидностей деятельности, поэтому для наглядности их принято разделять на группы :

  • по отношению к окружающему миру: практическая и духовная;
  • по вкладу в развитие общества: прогрессивная и регрессивная, созидательная и разрушительная;
  • по соответствию действующим нормам: законная и незаконная, моральная и аморальная;
  • по форме объединения с другими людьми: коллективная и индивидуальная;
  • по сфере, в которой реализуется: политическая, экономическая, социальная;
  • по степени оригинальности и внедрению нового: шаблонная и творческая.

Личность и деятельность

В зависимости от возраста человек занимается определенным видом деятельности.
В науке их принято выделять три:

  • игра (ребенок узнает окружающий мир и правила посредством различных игр);
  • учение (в школе дети осуществляют учебную деятельность);
  • труд (человек работает, создает какие-либо вещи или блага)

На всех этих этапах происходит также общение - непременный атрибут человеческой жизни.

Человек - субъект общественно-исторической деятельности, субъект культуры. Человек по своей природе представляет собой целостную биосоциальную систему. Человек способен понятийно мыслить, создавать орудия труда и инструменты, быть носителем нравственности.

Индивид - (от лат. individuum – неделимый). В древнегреческой философии термин «индивидуум» означал «атом». В классической и современной философии, индивид означает отдельный, единичный. Отдельный представитель той или иной социальной совокупности. Индивид как отдельный представитель человеческого рода рассматривается вне его антропологических характеристик.

Личность - индивид как субъект общественной жизни, деятельности и общения. Личность выступает субъектом своих потребностей, способностей, интересов. В личности преодолевается конфликт между внутренним миром и внешним (социальным) миром, который существует в индивидуальности. В своей самореализации личность непрестанно преодолевает этот конфликт. Личность - основное условие развития и обновления общественной жизни.

Индивидуальность - неповторимое своеобразие отдельного человека (индивида). Индивидуальность содержит то особенное, что качественно отличает одного человека от другого. Индивидуальность представляет собой целостную характеристику человека в самобытном многообразии его свойств - темперамента, характера, способностей. Индивидуальность способна преодолеть свою «атомарность» как индивида и самореализоваться в обществе.

Человек отличается от животного мира тем, что создает мир культуры. Способом включения человека в мир культуры выступает деятельность.

Деятельность - человеческая форма активного отношения к окружающему миру. Деятельность включает целесообразное изменение и преобразование внешнего мира в интересах людей. Деятельность содержит цель, средства и результат. Неотъемлемой характеристикой деятельности выступает сознание человека. Деятельность представляет собой способ самореализации человека. Деятельность охватывает разнообразные формы активности человека. Сюда можно отнести экономическую деятельность, политическую деятельность, культурную деятельность. С помощью деятельности даются характеристики различных сфер жизни человека. Например, умственная деятельность, физическая деятельность.

Способность к целеполаганию - важная особенность человека как разумного существа. Целеполагание – элемент человеческой деятельности, характеризующий мыслительные процессы и предметную деятельность человека. Целеполагание тесно связано с целесообразностью. Целесообразность представляет собой соответствие явления определенному состоянию, модель которого представлена в качестве цели. Целесообразность содержит в себе ценности. Целесообразность имеет ярко выраженный антропологический смысл. Понимание целесообразности сложилось в донаучный период - в религии. Представление о мире, созданном богом распространялось так же и на природу. Мир был создан в результате воплощения замысла бога. С развитием науки и философии, в эпоху Нового Времени, в религиозной концепции выявлены противоречия. Целью обладает так же и природа, развитие которой происходит вне божественного влияния. С возникновением социальной философии противоречия в понимании целесообразности были преодолены. В общественной деятельности человека целесообразность несет в себе как субъективный элемент (деятельность самого человека), так и социальный, общественный - объективный элемент (деятельность общества в целом). Цель - результат, ради достижения которого предпринимаются те или иные действия. Результат, как правило, моделируется, создается мышлением, сознанием человека.


Целеполагание выражает активную сторону сознания, определяет способ и характер действий человека. Целеполагание представляет сознательный выбор, на основе тех возможностей, которые существуют в реальности. Следовательно, целеполагание тесно связано с творчеством и свободой человека. Выбор цели - творческий процесс, в которой человек обладает свободой выбора. Он выбирает между несколькими возможностями, чтобы только одну из них воплотить в действительность.

Сущность деятельности как непосредственно человеческой формы активности является творчество. Творчество - деятельность, порождающая новое. В результате творческой деятельности создаются новые объекты, предметы. В результате творчества формируются новые схемы поведения и общения. Творчество рассматривается в двух аспектах: в психологическом и философском. В психологии исследуется психологический механизм творчества. Философия осмысляет сущность творчества. В различные эпохи тема творчества выдвигала на первый план тот или иной его аспект. В древних обществах творчество рассматривалось как занятие избранного числа людей - вождей, старейшин, жрецов. Особый интерес к творчеству возникает в философии Нового времени. В этот период бурно развивается промышленность, а вместе с ней происходит модернизация техники, науки, искусства, образования, быта. Творчество связано с идеей прогресса. Поэтому актуальным становится изобретательская деятельность и инновации. Творчество трактуется как сугубо личностный процесс, которому невозможно задать стандарт или эталон. Переосмысление роли человека в обществе и в истории способствуют формированию новых проблем в понимании творчества.

Не всякая деятельность носит творческий характер. То новое, что создает человек в области художественной деятельности не связано с логической работой сознания, возникает случайно. По мысли А. Бергсона - творчество связано с работой интуиции. Творчество носит иррациональный характер. Интуиция - от. лат. intuition – пристально смотрю). Одна из способностей постижения окружающего мира вне рационального доказательства. Интуиция основывается на непосредственном познании, которое не требует логических доказательств. В процессе интуитивного познания не осознаются приемы познания и признаки следуя которым делается вывод.

Исследования интуиции показывают, что работе интуиции предшествует деятельность сознания. Интуиция как бы добавляет к законам логики процессы протекающие во внутренней жизни человека – чувства, эмоции, переживания.

Творчество отличает человека от животного мира. Что же является причиной, источником творчества? Согласно биологической точке зрения, человек для того чтобы выжить в окружающем мире прибегает к созидательной деятельности, к творчеству. С помощью творчества человек компенсирует свою биологическую недостаточность. Впервые идея о человеке как «недоразвитом существе» была высказана в философии Просвещения. Именно в этот период формируется философия истории. И. Гердеру принадлежат первые высказывания о сущности истории. Гердер первый из философов высказывает идею о сущности человека. В CC веке идею о биологической недостаточности человека развивает голландский ученый Л. Болька. Представители философской антропологии А. Гелен, Г. Плеснер утверждают, что человек, существо, практически лишенное инстинктов, человек - «недостаточное существо», «не определившееся животное». Животные и биологические процессы в человеке оказались не завершенными. Человек - существо, слабо «закрепленное» в окружающем мире. Человек компенсирует свою незавершенность творчеством. Человек - существо, открытое миру. Согласно Г. Плеснеру, человек, как и животное наделен биологической организацией. Однако, человек, в отличии от животного, обладает знанием о своей природе. Он рефлексирует (осмысляет) по поводу своей природы. Тем самым человек переступает свою биологическую природу, дистанцируется от нее. Не переставая познавать себя, человек, начинает существовать как бы «вне себя» («другой самого себя»). Человек - существо экс-центрическое. Компенсируя свою «искусственную естественность», человек творит культуру, создает культурное пространство вокруг себя.

Опираясь на исследования Л. Болька, Гелен полагает, что обезьяна, в процессе своего развития способна быстро преодолеть свои эмбриональные свойства. Обезьяна в процессе своего развития способна быстро преодолеть свою недоразвитость. Человек, в своем развитии мало отличается от эмбриона, он растет, изменяясь лишь физически. Человек не обладает волосяным покровом, у него слабо развито чувство самосохранения. Человек не обладает биологическими органами нападения. Гелен утверждает: « В противоположность всем высшим млекопитающим, человек морфологически определяется главным образом через недостатки, которые в строгом биологическом смысле в зависимости от обстоятельств, следует обозначать как неприспособленность, неспециализированность, примитивность; т.е. его нужно определять как недоразвитое существо».1

«Биологическая недостаточность» человека привела к тому, что человек становиться действующим существом, его определяющей характеристикой становится деятельность. Способом существования человека становится свобода деятельности, способствующая расширению возможности творить. Согласно В. Батищеву, способность к творчеству заложена в самой материальной, трудовой деятельности человека.

Философия о человеке

Историческая эпоха философии Что такое человек?
Античность Микрокосмос
Душа + тело Душа есть проявление идеи (Платон) Душа - это форма человека (Аристотель)
Средние века Духовность + душа + тело; духовность есть связь человека с Богом посредством веры, любви, надежды, совести
Новое время Существо разумное и действующее по законам разума (Локк, Кант) Проявление общественных отношений (Маркс) Существо волевое и страстное (Ницше)
ХХ в. Существо, осваивающее мир в соответствии с фено-менологической работой сознания (Гуссерль и другие феноменологи) Существо, бытийствующее в мире и стремящееся к его пониманию посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее) (Хайдеггер и другие герменевтики) Существо, границей которого, его подлинной природой является язык (Витгенштейн, Остин и другие философы-аналитики) Существо, всегда отличающее себя от принятых в обществе норм, бунтующее против однообразного (Деррида, Фуко, Лиотар и другие постмодернисты) Существо, в котором бессознательное господствует над сознательным (Фрейд и его последователи)

Деятельность человека порождает другой процесс, по своей природе противоречащий задачам творчества - отчуждение. Отчуждение - общественный процесс, в котором продукты труда человека превращаются в независимую, самостоятельную силу, которая становится враждебной человеку. Об отчуждении упоминал Гегель в своей работе «Феноменология духа». Процесс отчуждения, непосредственно связанный с повседневной жизнью человека был разработан К. Марксом и Ф. Энгельсом. Маркс подверг критике идеалистическую онтологию Гегеля. Маркс поставил в центр своих онтологических исследований «необратимый исторический процесс повседневной социальной жизни». Основу ее составляет труд. Существование человека восходит к формированию, организации и осуществлению труда. Во главу угла Маркс ставит не духовный труд, а материальную практику. Согласно Марксу, материальная практика органично связана с сознательной целенаправленностью труда. Исследуя учение Маркса, Д. Лукач, утверждал, что Маркс попытался выявить единство трех сфер бытия человека: неорганической, органической и общественной.

Отчуждение рассматривается в учении о свободе и творчестве Н. А.. Бердяева. Учение Бердяева основывается на его представление о реальности: миром правят два начала. Первое - свобода, дух, личность. Другое начало - необходимость, мир, объект. Эти два начала взаимодействуют между собой. По причине первородного греха, над человеком довлеет мировая необходимость, человек порабощен внешними и процессами и временем. В следствии этого возникает отчуждение человека от объективного мира. Объективный мир подавляет свободу человека, развивает его приспособленческие потребности и интересы. Развитие научно-технического прогресса способствует все большему отчуждению человека от общества и от самого себя. Объективный мир, по мнению Н. Бердяева, лишен духовности и свободы. Данный процесс может остановить только творчество. Творчество способно преодолеть отчуждение. Творческая личность открыта внешнему миру, она включает мир в себя, творит мир благодаря свободе.

Творчество, согласно Н. Бердяеву - выражение свободы, преображение внешнего, объективного мира, перевод объективного мира в мир духовной культуры. Смысл творчества - в искоренении отчуждения. По мнению Н. Бердяева, свобода - глубинная, сущностная характеристика человека. Вне свободы человек не способен реализовать намеченные цели, добиться позитивного результата. Человеческое начало в человеке формируется в процессе обретения им духовной свободы.

Свобода - способность человека к деятельности, соответствующей его способностям, желаниям, интересам, в ходе которой человек добивается поставленной им цели. Свобода дает возможность человеку овладевать условиями и обстоятельствами своего бытия. Свобода дает возможность самореализации, самоопределения, выбора своих поступков. Реализация свободы прямо зависит от культурно-исторических условий существования человека. Понятие свободы тесно связано с такими понятиями как необходимость, отчуждение, ответственность. В традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе такая взаимосвязь понималась следующим образом:

§ традиционное общество - свобода означает принадлежность касте, группе, семье. Противоположностью свободы выступала зависимость от законов других каст, групп, семей.

§ индустриальное общество - свобода - юридическая и экономическая свобода. Правовое распоряжение своим имуществом, своими средствами и следовательно своей личностью.

§ Постиндустриальное (современное) общество - свобода понимается как соответствие самостоятельности действий и поведение человека с разнообразием культурных, социальных и технологических сфер жизни. Человек способен контролировать отчуждение в сферах власти, экономики, информации.

Человек являясь свободным существом способен к самореализации. Способами самореализации являются: труд, общественная деятельность, нравственная сфера. Движущей силой человеческой деятельности выступают потребности и интересы. Потребности - необходимость чего- либо для поддержания жизнедеятельности человека. Потребности делятся на биологические и социальные. Биологические потребности обусловлены обменом веществ, который является необходимым условием существования организма. Социальные потребности порождены обществом. Это – потребность в труде, потребность в общении. Социальные потребности зависят от уровня развития общества. Потребности так же могут быть индивидуальными и общественными. Индивидуальные потребности связаны с реализацией особенностей той или иной личности. Общественные потребности связаны с поддержанием социальных условий деятельности. Сделаем вывод: потребности - одна из основ человеческой жизнедеятельности, побудительный мотив к деятельности. Обществу на том или ином этапе его развития соответствует определенный уровень развития потребностей.

Интерес - форма осознания потребностей. Интерес представляет собой внутреннюю движущую силу деятельности. Интерес – (от лат. interest – имеет значение, важно). Реальная причина деятельности, выступающая следствием непосредственных побуждений(мотивов, намерений, идей). Интересы различаются по степени общности: индивидуальные, групповые, общественные; по направленности: экономические, политические, духовные; по степени осознанности: стихийные, организованные; по степени осуществления: реальные, мнимые. Интересы реализуются в обществе. Поэтому они представляют собой систему, иерархию интересов.

Основными элементами человеческой деятельности являются следующие:

1. Субъект деятельности . Отдельный человек (индивид) или группа людей, а так же общество в целом - носитель деятельности. Он должен обладать знаниями, навыками, умениями, мотивами деятельности.

2. Объект деятельности. Предмет на который направлена активность человека. Объект деятельности может быть материальным, идеальным. К объектам деятельности относится и «вторая природа» - сфера деятельности, созданная усилиями человека с помощью инструментов деятельности. Побудительная причина деятельности - не произвол, волюнтаристские мотивы, а интересы общества в целом.

3. Цель деятельности . Соответствие деятельности идеальной или материальной модели, которая рассматривается в качестве цели. Цель деятельности бывает конкретной и абстрактной. Конкретная цель деятельности – непосредственная деятельность человека. Абстрактная цель деятельности - стремление или идеал, ради которого совершается деятельность. Конкретная и абстрактная цели деятельности составляют субъективную цель. Под объективной целью понимается сверхъестественная цель бытия: бог или природная необходимость. Цель человеческая деятельности была впервые изучена Сократом. Философ поставил вопрос об иерахии целей. Сократ различал частную цель поступка и общую цель - та которая обосновывает его.

4 . Средства деятельности . Средством деятельности выступают материальные и идеальные предметы. Материальные средства – орудия и инструменты. Примером идеальных средств деятельности может выступать научное исследование. Оно включает мысленные модели объектов, математические средства описания.

5. Метод деятельности . Метод - (от греч. meqodoz - путь исследования, познания). Способ обоснования знания. Метод деятельности включает совокупность приемов и операций практического освоения действительности. Приемы практической деятельности, согласно методу, должны сообразовываться с законами действительности. Метод как упорядочение деятельности способствует достижению цели.

6 . Результат деятельности. Результатом деятельности является продукт деятельности, полученный в результате тех или иных усилий. Результат деятельности может не совпадать с поставленной целью. Человек в достижении своих целей использует различные средства. Немецкий философ Г. Гегель в своей «Науке логики» вывел закономерность в отношении целей и результатов. Согласно этой закономерности конечная цель представляет собой цель движения Мирового Разума. В соответствии с этим возвышенные цели не могут быть достигнуты низменными средствами.

В отношении целей, средств и результатов деятельности прослеживается двойственный характер человеческой деятельности. Деятельность в своем содержании представляет собой единство идеализации и реализации.

Одним из современных вариантов учения о человеке как о действующем существе является философия прагматизма. Истоки такой трактовки человека присутствуют в марксизме. Ключевое положение марксизма: человек преобразовывает мир с помощью труда, формирует мир по своему усмотрению. Это положение содержит в себе три составляющие:

А) учение о материалистическом революционном процессе, оказывающий решающее воздействие на человека;

Б) учение о свободе человека;

В) учение о свободе как о практическом действии, преобразовывающим мир.

Основная идея марксистской концепции - динамический характер отношения человека к миру и к обществу. Эта идея заимствована Марксом у Гегеля. Маркс переосмысляет ее. Развивается не идея, а реальный мир, с помощью практики. Впоследствии идею динамизма перенимают другие прагматические концепции. Согласно этой позиции Маркса, отрицается вневременная сущность человека, человек трактуется как историческое существо. Маркс так же отрицает механицизм и натурализм в трактовке человека. Человек находится во власти практики, которая принципиальным образом отличается от механистической трактовки взаимодействия человека и природы. Практика обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизнедеятельности человека. Практика представляет собой способ хозяйственной деятельности. Религия, философия, мораль, искусство, наука - надстройки, базис которой находится в экономических отношениях.

В антропологической концепции К. Маркса, описание которой дано в его ранних работах («Философско-экономические рукописи 1844 года» и др.), уделено большое внимание отдельному человеку. Маркс рассматривает человека с экзистенциальной точки зрения. Сюда можно отнести идею отчуждения в капиталистической системе. По мысли Маркса, человек обречен на гибель в противоречивой реальности капитализма.

В результате человеку угрожает тенденция лишиться своей свободы, независимости по отношению к государству, церкви, организациям. Они используют насильственные приемы, оказывают давление на жизнь конкретного человека. Осознание этих противоречий и борьба против них (против частной собственности) должна увенчаться индивидуальной свободой человека. Добиться свободы человек может благодаря практике. Маркс утверждает: «философы доныне лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Свобода должна обрести свое практическое выражение. Человек – деятельно существо, способное изменить себя и окружающий мир. Человек сознательно, с помощью труда, формирует самого себя, покоряет мир практически (технически).

Развитие практической деятельности способствуют тому, что культурная, духовная настройка функционирует самостоятельно независимо от экономической жизни. Исторический прогресс позволит культуре получить автономию от других сфер жизни. Таким образом не только экономика, но и достижения культуры воздействуют на историю. «Человек творит историю» - утверждает К. Маркс. Историю творит не отдельный индивид, а общество. Исторический процесс является интерсубъективным. Эту идею развивают представители американского прагматизма: Ч. Пирс, Джемс, Дьюи. Согласно Джемсу, действительность предоставляет человеку безграничные возможности для действия. Действительность является динамической и изменчивой. Мир находится в постоянном обновлении. Мир плюралистичен. Он представляет собой «мультиуниверсум».

Человек, по Джемсу, существо, которое так же непрестанно изменяется. У человека не заранее заданной сущности. Над ним не довлеют никакие объективные законы. Свобода - основное определение человека. Согласно Дьюи, история - поток событий. Человек находится в центре такого потока. Человек должен противоборствовать историческому процессу. Победить в таком противостоянии человек может только с помощью эффективных инструментов, которые он применяет в практическом действии. Задача человека - активная творческая деятельность. Человек должен реализовать свои возможности. Концепция человека, разработанная Дьюи, является прагматистски-инструменталистской. Ее основное понятие - понятие действия. Человек в своей жизнедеятельности включен в социальные отношения. Поэтому практические действия носят интерсубъективный характер.