Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Мероприятие для взрослых о романсе. Сценарий проведения вечера романсов «Старое доброе душу согреет

Мероприятие для взрослых о романсе. Сценарий проведения вечера романсов «Старое доброе душу согреет


Современный романс


в исполнении Оксаны Поповой

Сценарий мероприятия « Вечер русского романса »

Как часто в концертах, по радио, телевидению мы слышим вокальные произведения, отличающиеся исключительной выразительностью: яркой мелодикой, образным поэтическим словом, редким слиянием идеи поэтической и музыкальной. Эти произведения часто коротки по объёму, голос их негромок и обращён не к массовой аудитории слушателей, а к каждому сидящему в зале, так просто и задушевно ведётся в них повествование о самых, казалось бы, сокровенных чувствах, переживаниях, глубоких раздумьях. Эти произведения называются романсами.

Родиной романса является Испания. Там в 12-14 веках и зародился новый песенный жар в творчестве странствующих музыкантов, поэтов, певцов. Он соединил в себе приёмы речитатива, мелодических напевов и мимического танца. Певцы - трубадуры исполняли песни на родном романском языке. Отсюда родилось и название - «романс», что определяло не только особый жанр стихотворного произведения, традиции исполнения, но и характерный тип мелодии вокальной пьесы, исполняющейся в сопровождении музыкального инструмента.

В 18 веке жанр романса появился и в русской музыке, став одной из замечательных страниц отечественного музыкального искусства. В родословной русского романса сплелись многие корни: красота и распевность русских протяжных песен, стройность и благозвучность петровских кантов, глубина русской хоровой музыки, образность и яркость русской речи. От испанского происхождения в русском романсе остались название да образы и ритмы Испании в некоторых авторских произведениях. Вместе с развитием русской поэзии и русской музыки совершенствовался и русский романс, достигший высот в творчестве А.С.Пушкина и М.И.Глинки.

/Звучит романс: «Я помню чудное мгновенье»/

Это М.И.Глинка в 1825 году пишет свой знаменитый романс, пленившись красотой и очарованием дочери Анны Петровны Керн - Екатерины. И если А.С.Пушкин посвятил своё стихотворение матери, то Глинка в музыке не менее гениально выразил свои чувства, адресованные дочери. Лишь этот один романс напомнил нам исторически подтверждённую поэтическую страницу биографий двух великих людей – поэта и композитора. А сколько прекрасных мгновений запечатлели романсы прошлого и сегодняшнего времени, навеянные импульсом, взрывом чувств, порывом вдохновения! И совсем неважно, сколько с тех пор прошло лет!

Например, композитор А.С.Даргомыжский написал на стихи А.С.Пушкина один из лучших своих романсов « Я Вас любил», а было это почти 150 лет назад. Романс этот и сегодня звучит в концертах, радуя совершенным слиянием поэзии и музыки, оставаясь понятным и людям нашего времени.

/ звучит романс «Я вас любил»/

В 19 веке широкое распространение получил бытовой русский романс, среди творцов которого были свои замечательные таланты. Произведения этой ветви жанра звучат и исполняются с огромным успехом и сегодня.

Отчего, скажи, мой любимый серп,

Почернел ты весь –

Что коса моя?

Иль обрызган ты

В скуке горести

По милом дружке

Слезой девичьей?

Этот один из известнейших бытовых романсов 19 века принадлежит композитору А. Л. Гурилеву(1803-1858). Крепостной музыкант графа Орлова, он лишь в 28 лет получил «вольную». Многие произведения Гурилева написаны на стихи А. В. Кольцова. « На заре туманной юности», «Вьется ласточка сизокрылая», « Не шуми ты, рожь» и др.

Яркий след в русском романсе оставило самобытное творчество А. В. Кольцова. Многие композиторы – Гурилев, Варламов, Даргомыжский, Балакирев – обращались к стихам народного поэта. А сего было создано свыше 700 произведений на его стихи. Такое его стихотворение как «Соловей» было положено на стихи 10 раз. Можно вспомнить и романс М. А. Балакирева « Обойми, поцелуй», так же написанный на стихи Кольцова.

Обойми, поцелуй. Приголубь, приласкай.

Ещё раз, поскорей, поцелуй горячей.

О романсах П.И. Чайковского академик Асафьев говорил: « В чудовищных условиях российской действительности, в особенности провинциальной…среди людей, страдавших от мелочной и пошлой жизни, нужна была музыка, непосредственного и искреннего чувства, которая давала бы возможность «отвести душу». Музыка Чайковского пришла вовремя и открыла полную возможность такого рода интенсивного эмоционального общения». Романсы Чайковского – это маленькие человеческие драмы, рассказанные с подлинным вдохновением, страстным чувством.

Забыть так скоро, боже мой,

Всё счастье жизни прожитой!

Все наши встречи, разговоры,

Забыть так скоро,

Забыть так скоро!

Музыка романса написана на стихи Алексея Апухтина в 1870 году после перенесённой П.И.Чайковским личной драмы – крушение сердечных отношений с известной французской певицей Дезире Арто.

Бытовой русский романс внёс свои краски, часто задушевные, сердечные, полные искренних чувств, в многообразное русское вокальное творчество. Разве не прекрасен романс Александра Егоровича Варламова «Красный сарафан», созданный в 1800-х годах на слова Н.Цыганова:

Не шей ты мне, матушка, красный сарафан.

Не входи, родимая, попусту в изъян…

Бытовой романс – это и документальная повесть. Слушая эти произведения, мы многое узнаём о жизни, интересах, мыслях и надеждах людей того поколения. Среди мастеров бытового романса выделялся Пётр Петрович Булахов(1822-1885). Многим из вас, да, наверное, всем знаком романс «Гори, гори, моя звезда»

/звучит романс: «Гори, гори, моя звезда»/

Всю жизнь этот талантливый композитор, отягощённый острой нуждой и болезнями, боролся за утверждение своего искусства. Под конец жизни его из милости приютили Шереметьевы в своей графской усадьбе «Кусково», где он и скончался. С тех пор прошло много лет, но мелодии Булахова, его замечательные романсы живут до сих пор.

Предлагаем вам продолжить название романса…

Я…. (вас любил)

Я…..(встретил Вас)

Гори…….(моя звезда)

Весенние….(воды)

Белеет …. (парус одинокий)

Однозвучно ….(гремит колокольчик)

Выхожу…..(один я на дорогу)

Женщине…..(которую люблю)

Обойми…(поцелуй)

Белая …. (акация)

Зимний….(вечер)

Утро…..(туманное)

Отцвели…….(хризантемы)

Темно – вишневая ……………(шаль)

Не отрекаются…………….(любя)

Не шуми………………(ты, рожь)

Я помню…………………(звука вальс прелестный)

Не пой ……….(красавица при мне)

Я тебя ………..(никогда не забуду)

Только раз…………….(бывают в жизни встречи)

Новый прилив творческого интереса к жанру романса был вызван душевным откликом на безвременную кончину одного из лирических поэтов России – Сергея Есенина(1895-1925). Известие потрясло многих. Оказалось, что Есенин – любимый народный поэт и, эта его преждевременная кончина в 30 лет пробудила волну небывалого интереса к его жизни и творчеству. Особенно активно обратились к стихам поэта композиторы, создав за короткий срок много интересных сочинений, в т.ч. и романсов. Вот один из романсов Александрова на стихи Сергея Есенина.

/звучит романс «Не жалею, не зову, не плачу»/

Композитор Евгений Попов в своей мягкой неторопливой мелодии раскрыл истинную красоту поэзии Есенина, воспевающую Россию.

/звучит романс «Над окошком месяц»/

Это новый музыкальный жанр – песня-романс, близко стоящий и к песне по чередованию куплетов с одной и той же мелодией, и к романсу – по более утончённой трактовке поэтических образов, по близости музыкального языка к профессиональной музыке, по обязательности музыкального сопровождения. Песней-романсом можно назвать и монолог героя фильма «Весёлые ребята» Кости Потехина (в исполнении Леонида Утёсова), созданный Дунаевским в танцевальных ритмах 30-х годов.

/звучит песня-романс «Как много девушек хороших»/

В 30-х годах композитором Мясковским было написано 12 романсов на стихи М.Ю.Лермонтова. Среди них наибольшую известность получили: «Казачья колыбельная»(Спи младенец, мой прекрасный, баюшки-баю»), «Выхожу один я на дорогу».

В годы великой Отечественной войны многие музыканты, оставив мирные занятия, пошли воевать с врагом с оружием в руках, а многие взялись за своё творческое «оружие», страстной и призывной музыкой участвуя в общенародной борьбе. Так появились романсы-баллады, сурового призывного звучания. В такой манере написана и «Священная война» композитором А.В.Александровым на слова Лебедева-Кумача. В годы войны появились также такие песни-романсы, как «Тёмная ночь», «Жди меня», «Соловьи».

Потребность в душевной музыке всегда была присуща русскому народу. В 1950-1960-х годах появились произведения Г.В. Свиридова на стихи Есенина, Блока, Маяковского. Первой исполнительницей многих новых сочинений композитора стала Елена Васильевна Образцова. Героями многих романсов Свиридова явились разные персонажи: это и деревенский парень, и поэт, и герой есенинских песен и романсов, олицетворяющий собой образ поэта и отчасти самого композитора, с его думами о России.

Песни-романсы есть и в творчестве А.Пахмутовой: «Нежность», «Мелодия». Есть немало произведений романсного характера и в творчестве Э.С.Колмановского. Известен всем «Вальс о вальсе» на стихи Е.Евтушенко (Вальс устарел, - говорит кое-кто смеясь). Большой нежностью отмечен романс «Женщине, которую люблю», созданный на слова Кайсына Кулиева. Многие молодые композиторы Марк Минков, Давид Тухманов, Алексей Рыбников, Олег Иванов и др. продолжили развитие романсовой интонации в своих произведениях. Например, романс А.Рыбникова из музыки к спектаклю «Юнона и Авось»: «Я тебя никогда не забуду» или «Не отрекаются, любя» композитора М.Минкова на слова Вероники Тушновой.

И в заключение хотелось бы сказать об исполнителях романсов. Вот мастера старших поколений: А.В.Нежданова, Н.А.Обухова, Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, М.П.Максакова, Е.К. Катульская, И.С.Козловский, М.Д, Михайлов, С.Я.Лемешев. Позже появились новые имена: И. Архипова, Е. Образцова, Ведерников, Нестеренко, Борис Штоколов, Богачёва, Лисовский, Синявская, Милашкина, Атлантов, Калинина, Сафиулин и мн.др.

С жизнью исполнителей русского романса, их творчеством, вы можете познакомиться на нашей книжной выставке «Романс звучит – светлей дорога, и кои веки не до сна»,

А теперь прозвучит современный русский романс в исполнении Оксаны Поповой, методиста МЦК этнографического центра «Вольница».

Сценарий вечера "Кинопутешествие аккордами романса" Цель: с помощью интеграции 3-х предметов: истории, литературы и музыки показать историю возникновения романса, используя лучшие произведения русской классической литературы и музыки, совершенствовать коммуникативные навыки, речевую компетентность Задачи: показать красоту, многообразие и долговечность романсов, описанного в русской классической литературе; привлечь учащихся старших классов к чтению произведений русской классической литературы; приобщить учащихся к прекрасному через знакомство с лучшими классическими произведениями русской музыкальной культуры; повысить мотивацию самосовершенствования, как в эстетическом, так и интеллектуальном плане. Оформление: зал оформлен в виде литературного салона - столы с белыми скатертями, свечи в подсвечниках, свет приглушён; участники и зрители рассаживаются за столы, ведущие - сбоку за журнальным столиком; подиум также освещён свечами, перед подиумом несколько кресел. Д. Добрый вечер господа. А. Приветствую Вас, судари и сударыни. Присядем, Лариса Дмитриевна. (садятся) Д. Вы не находите, Сергей Сергеевич, что романс - это удивительное явление. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда желанна и приятна. А. Русский романс еще наши прадеды в 18 веке пели нашим прабабушкам, дабы покорить их. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют нас своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью. Д. Сегодня я нисколько не боюсь С веком нынешним временно расстаться, Позвольте я в любви вам объяснюсь Высоким слогом русского романса. (1 под лаской плюшевого пледа) Д. А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам на русскую землю? Что обозначает это слово? А. Лариса Дмитриевна, история романса богата, а написана она именами великими, небывалыми любовными историями. Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII - XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Позже романсом в Испании стали считать всякую сольную песню, исполняемую в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепьяно. (2 песня Теодоро) Д. Какие пылкие слова, какой гордый нрав у этих испанцев! Лирические песни о любви существовали во всех странах во все времена. Их пели и городские барышни, и деревенские девушки. Аристократы XVII века относились к простонародным песням презрительно. Даже само слово "песня" казалось им плебейским. Вот тогда-то произведения с любовным содержанием и чувствительной мелодией и стали называть во всей Европе красивым испанским словом "романс". А. Да в романсе есть все: в нем звучат слова о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине, словом то, что трогает душу каждого человека. Ну а какая же русская душа может зажечься без цыганского романса! І. (Выход цыган:_________________________________________________ - Веселись, ромале! (3 песня рады/танец) - Барин едет! (садятся на ковер) (4 Мохнатый шмель) -______________ (подходит к Андрею) Брилиантовый, позолоти ручку. Всю правду расскажу: что было, что будет, чем сердце успокоится. - _______________Ай, красавица: карты правду говорят: лежит на сердце у тебя чирвовый король, сердце у тебя горячее да душа доверчивая, бойся глаз черных. ІІ. 5_____________песня "Очи черные". А. А вы знаете Лариса Дмитриевна, что стихотворение "Черные очи" было написано украинским поэтом Гребёнкой, когда он гостил в селе Рудка у соседа-помещика, отставного штабс-капитана Растенберга. Его дочери, Марии Васильевне, с которой летом следующего года Гребёнка обвенчался, оно и посвящено. Брак был у них хороший и счастливый. Д. Они уносят дух - властительные звуки! В них упоение мучительных страстей, В них голос плачущей разлуки, В них радость юности моей! Взволнованное сердце замирает, Но я тоски не властна утолить. Душа безумная томится и желает - И петь, и плакать, и любить. А. Дорогая Лариса Дмитриевна, счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо. Д. Я с вами согласна, Сергей Сергеевич. Ведь так были созданы многие романсы, благодаря музам, которые рождали в сердце поэта нежные строки, мелодии. И тому подтверждение поэзия Александра Сергеевича Пушкина. Спросим у него был ли он счастлив. (6 фильм Пушкин) А. Позабыв про горе и страданья, Верю я, что кроме суеты На Земле есть мир очарованья, Чудный мир любви и красоты! Д. Неужто этот мир счастья где-то есть? Вот сегодня за окном холодная зимняя ночь, а перед нами горячий огонь свечи. ІІІ. 7 _______________(свеча горела на столе) А. Романсы и песни сочинялись едва ли не повсюду, они были близки и понятны всем. Д. На рубеже ХХ-Х1Х веков романс словно переживает второе рождение. В кино романс переносит нас в любую эпоху, позволяет понять душу современных героев, ведь любовь правит жизнью во все времена. Я вспоминаю Гейне говорил: "Ангелы зовут это небесной отрадой, черти - адской мукой, люди - любовью". И я с ним соглашусь. А. Но мужская жизнь ничто без поддержки верного друга. IV. 8_________________("Ваше благородие") А. На протяжении всей второй половины XX века композиторы обращаются к романсовым традициям и интонациям в разных музыкальных направлениях: музыка театра и кино, лирическая эстрадная музыка, авторская песня, рок-музыка. 9 __________________(Сплин) Д. Ах уж этот 21 век, мужчины перестали быть столь романтичными, а женщины перестали нуждаться в сильном плече кавалера. V.10__________________(Мне нравится, что вы больны не мной) Д. И все же, Сергей Сергеевич, произошедшее между нами на алгебре заставляет вас поступить благородно. А. Увы, Лариса Дмитриевна, я не могу на вас жениться, меня сковывают цепи. Д. Вы обручены? А. Нет, я еще не сдал лабораторную по химии. Ну а если серьезно, Чем старинней наивность романса Тем живее её соловьи. То ль в расцвете судьбы, То ль на склоне Что я знаю про век и про дни? Отвори мне калитку в былое И былым моё время продли. VI._________________("Соловьи") Д. Не забывайте песен старых, Они о многом расскажут вам, Их пели под гармонь и под гитару, И просто так, и просто так. А. Их разнесло по свету ветром, Но в наши годы, в наши дни Для радости и грусти светлой Друзьями к нам придут они. Д. И все? Ну и какая же любовная история без дуэли? А. Будет дуэль! Мы предлагаем сразиться команде 20 века (учителя и гости) с командой 21 века (сборная учеников) (рассадить команды) Д. (по очереди подходит к столикам для жеребьевки) (поем) № романсов А. Вы согласитесь со мной, Лариса Дмитриевна, что обе команды сильны, поэтому внесите призы. Д. Спасибо за вечер! А. До новых встреч!

ВЕЧЕР РУССКОГО РОМАНСА

сценарий

литературно – музыкальной композиции

«ПОД ДИВНЫЕ ЗВУКИ РОМАНСА»

Аудитория: 5-11 классы

Цели:

Обучающие : познакомить с творчеством русских композиторов и цыганским романсом; знакомство с новыми тенденциями в развитии литературы в России после реформы 1861 года.

Развивающие : развивать представления о жанрах русской литературы; расширить связи литературы с другими областями искусства – театром, музыкой; развивать коммуникативные навыки и совершенствовать умения вести себя на публике.

Воспитательные : воспитывать любовь к русской национальной культуре, укрепить связеи школьников и педагогов, создать условия для творческой самореализации личности ребёнка.

Оформление:

Тематические стенгазеты с материалами о композиторах, авторах романсов, а также исполнителях русских и цыганских романсов. Стенгазеты вывешиваются за неделю до Спектакля в кабинете русского языка или фойе.

Занавес оформлен павлово-посадскими шалями.

Гостиная в стиле 19 века: рояль (если возможно), диван, столики, цветы, свечи.

Сценарий

У занавеса появляются двое ведущих – юноша и девушка.
Музыка “Отвори потихоньку калитку…”.

Ведущая 1:
Лишь только вечер затеплится синий,
Лишь только звезды зажгут небеса
И черемух серебряный иней
Уберет жемчугами роса.
Отвори потихоньку калитку,
И войди в тихий садик, как тень,
Не забудь потемнее накидку,
Кружева на головку надень.

Ведущий 2: Вы, конечно, узнали и эти строки, и эту мелодию. Сегодняшний вечер мы посвящаем русскому романсу
Снился мне сад в подвенечном уборе,
В этом саду мы с тобою вдвоем.
Звезды на небе, звезды на море,
Звезды и в сердце моем.
Ведущая 1:Удивительное это явление – романс. Услышишь, и все в тебе перевернется, охватит невыразимой нежностью, печалью, любовью. Он полон очарования и светлой грусти. Встреча с ним всегда приятна и желанна.Сегодня мы поближе познакомимся с историей романса.

Ведущий 2: Русский романс еще наши прадеды в 18 веке пели нашим прабабушкам, дабы покорить их. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют нас своей лиричностью, задушевностью, непосредственностью. . А где же впервые появился романс? Откуда пришел к нам на русскую землю? Что обозначает это слово?

Ведущая1:Родиной романса считается Испания. Именно здесь в XIII - XIV вв. странствующие поэты-певцы создали новый музыкальный жанр. Песни исполнялись на родном романском языке. Отсюда и пошло название «романс. Романс исполняется в сопровождении музыкального инструмента, чаще всего гитары или фортепиано.

Ведущая 2: Сегодня я нисколько не боюсь
С двадцать первым веком временно расстаться,
Позвольте, я в любви вам объяснюсь
Высоким слогом русского романса.

Ведущий1: В России этот жанр появился в начале XIX века и сразу завоевал всеобщую любовь. Первые русские романсы сочинялись на французском языке, Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов. Конечно же все слышали замечательные романсы Чайковского, Глинки, Даргомыжского, Булахова.

Ведущая 2: В основу многих романсов легли подлинные истории большой любви. Алексей Константинович Толстой и Софья Андреевна Миллер. Их романтическая и красивая встреча подарила строки замечательного стихотворения:
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты
Лишь очи печально глядели,
А голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал.
Мне стан твой понравился тонкий
И весь твой задумчивый вид,
И смех твой и грустный, и звонкий
С тех пор в моем сердце звучит.
В часы одинокие ночи
Люблю я, усталый, прилечь –
Я вижу печальные очи,
Я слышу веселую речь.
И грустно я так засыпаю
И в грезах неведомых сплю…
Люблю ли тебя – я не знаю,
Но кажется мне, что люблю!

Ведущая 1: Красивые и плавные мелодии, проникновенные слова романсов трогает душу каждого человека.

Ведущий 2. Русский романс… Любимый и забытый, популярный, томительный, рвущий душу, грустный и даже жестокий, волнующий, удивительный.
Романс никого не оставит равнодушным, он входит без стука к нам в душу, тревожит сердце.

Звучит романс на слова Б.Пастернака, музыка И.Сказина «Свеча горела на столе…»

Ведущий 2. Зарождение русского романса началась во второй половине 19 века. И вот уже два с половиной века русские романсы покоряют слушателей своей лиричностью, задумчивостью, непосредственностью передаваемых в них чувств. Своим происхождением романс обязан русской песне. Вначале мало чем он от неё отличался. Его исполняли на фортепиано в домашнем кругу, в помещичьих и дворянских домах. Но особенно популярным романс стал с появлением семиструнной гитары, которая наиболее тонко передавала интимные переживания автора романса. Мягкая лирика романса волнует душу слушателей, заставляет переживать. Отсюда любовь народа к романсу сохраняется и в наши дни.

Ведущий 1. Слова благодарности создателям русских романсов мы адресуем как поэтам, так и композиторам, как именитым, так и не очень. Сами авторы, порой, не прочили им такой судьбы. Имена многих забыты, но они заслуживают нашей благодарности.

Ведущий 2. Сначала в жанре романса в России работали известнейшие композиторы Глинка, Даргомыжский, позднее Бородин, Мусоргский, Чайковский, Римский-Корсаков. Известные поэты, такие как Пушкин, Лермонтов, Некрасов, также сыграли огромную роль в становлении русского романса.

Однако сегодня мы с вами послушаем не только оригинальные романсы известных композиторов…Мы сами положили стихотворения поэтов на всем известную современную музыку. Представляем вашему вниманию стихотворение Бориса Пастернака «Свидание», положенное на песню Бьянки и Мота….

Ведущий 1

Стихи Сергея Есенина твердят наизусть и поют под гитару даже те, кто вообще-то стихов не читает, потому что Есенин не просто изумительный лирик, художник уникального феноменального дара. Он – певчая душа России.

Звучит песня «Не жалею,не зову,не плачу…»

Ведущий 2. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задумчивы, чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.

Звучит песня «Мне нравится, что вы больны не мною…»

Ведущий.2.Неизмерима роль поэта, музыканта, исполнителя Булата Окуджавы в развитии русского романса. Это имя вряд ли нуждается в особом представлении. Он и сейчас современен, его песни, стихи, романсы – слушают, поют.

Звучит песня «Ваше благородие, госпожа разлука».

Ведущий 1: Да в романсе есть все: в нем звучат слова о дружбе, любви, неразделенном чувстве, ревности, разлуке, красоте родной природы, тоске по Родине, словом то, что трогает душу каждого человека. Ну а какая же русская душа может зажечься без цыганского романса!

Звучит романс «Очи черные»

Ведущий 2.

Чтобы написать хорошую песню необязательно быть профессиональным исполнителем или гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой.

Счастье подобно бабочке. Чем больше ловишь его, тем больше оно ускользает. Но если вы перенесете свое внимание на другие вещи, оно придет и тихонько сядет вам на плечо.

Ведущий 1. Я с вами согласна, Андрей. Ведь так были созданы многие романсы, благодаря музам, которые рождали в сердце поэта или поэтессы нежные строки, мелодии.
И тому подтверждение поэзия Марины Цветаевой.

Звучит романс «Не отрекаются любя»

Ведущий 2: . На протяжении всей второй половины XX века композиторы обращаются к романсовым традициям и интонациям в разных музыкальных направлениях: музыка театра и кино, лирическая эстрадная музыка, авторская песня, рок-музыка.

Романс на слова Виктора Цоя «Кукушка»

Ведущий1: Настоящей жемчужиной, соединившей гении поэта и композитора, является романс «Я помню чудное мгновенье». У этого романса удивительная история.
Представьте себе Петербург, 1819 год. Один из шумных светских вечеров. Пушкин следил взглядом за очень юной очаровательной женщиной. В её огромных глазах затаенная грусть. Такой запомнилась поэту Анна Керн.
Ведущая: Прошло шесть лет. Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском. Как же велика была радость поэта, когда у соседей по имению, он неожиданно встретил Анну Керн. Она остановилась проездом у своей родственницы. Каждый вечер Александр Сергеевич мог слушать её пени.. Наступил последний день. Анна Петровна уезжала в Псков к мужу. Прощаясь, Пушкин подарил ей недавно напечатанную вторую главу романа «Евгений Онегин». Из книги выпал небольшой листок со стихами, они были посвящены ей:
Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты…
Ведущий:А в 1838 г. на семейной вечеринке у своей сестры Михаил Иванович Глинка познакомился с Екатериной, дочерью Анны Петровны Керн.
Сцена знакомства.

Ведущая 2: Он слушал ее голос, следил за движениями рук, и что-то необычно светлое, еще не осознанное рождалось в душе. Впервые за многие годы Глинка почувствовал, что молод, силен и счастлив несмотря ни на что. А вскоре у Екатерины Керн появились ноты романса Глинки на стихи Пушкина «Я помню чудное мгновение». И опять, как пятнадцать лет назад, они зазвучали признанием.

А сейчас представляем вашему вниманию Стихотворение А,С.Пушкина «Я помню чудное мгновение»,которое мы положили на рэп-мелодию исполнителя 21 века Егора Крида

Ведущий 1.

Подошел к концу наш вечер, русского романса.
Хочется надеяться, что этот вечер оставит у вас приятные воспоминания и привлечет новых почитателей жанра.

Не забывайте песен старых,
Они о многом скажут вам,
Их пели под гармонь и под гитару,
И просто так, и просто так.

Ведущая 2 Их разнесло по свету ветром,
Но в наши годы, в наши дни,
Для радости и грусти светлой,
Друзьями к нам придут они.

Ведущий 1. К словам «Красота спасет мир» хочется добавить…и доброта!
Будьте добрыми… И всего Вам доброго!
До свидания!

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГО «АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ

Сценарий музыкальной гостиной
«Романса свежее дыханье»

Выполнила: Дедова Анжелика Анатольевна – преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, специального фортепиано, концертмейстер

г. Александровск-Сахалинский
2013г.
Цели
Познакомить учащихся и зрителей с историей возникновения и развития жанра романса. Приобщить к национальному и культурному наследию. Расширить формы творческого сотрудничества.
Задачи
Обучающие:Познакомить:
- с историей возникновения и развития жанра классического и бытового романса;
- с творчеством русских композиторов и поэтов;- с русскими национальными традициями;
- с языком современного романса;Развивающие:- развитие представления о жанре романса;- расширение знаний по музыкальной литературе и поэзии XIX века;- расширение связей литературы с другими областями искусства – музыкой, театром;- развитие культуры поведения и общения;- развитие коммуникативных навыков и совершенствование умений вести себя на публике, как исполнители;- подготовка к успешной социализации в обществе.Воспитательные:- воспитание любви к русской национальной культуре, традициям;
- влияние на становление и развитие личности современного молодого поколения, посредством русской музыки и литературы XIX века;- развитие организационных навыков и работа в коллективе с разновозрастным составом;
- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
Предварительная работа:

· Разработка сценария.

· Подбор музыкального материала.

· Репетиционно - постановочная работа.

Исполняемый репертуар

М. Яковлев, сл. А. Пушкина «Зимний вечер»
А. Варламов, сл. А. Фета «На заре ты ее не буди»
М. Глинка, сл. А. Баратынского «Не искушай»
А. Даргомыжский, сл. Ю. Жадовской «Я все еще его люблю»
А. Рубинштейн, сл. М. Лермонтова (из Гете) «Горные вершины»
М. Шишкин «Ночь светла»
«Тихо, так тихо», музыка и слова неизвестного автора
Д. Алигьери «Дождь стучит по крыше»
В. Синенко, сл. С. Плахутиной «Снег выпал»
В. Синенко, сл. В. Понуриной «Я положу любовь на ноты»
В. Синенко, сл. С. Плахутиной «Не приучай меня к рукам»

Сценарий вечера

Звучит «Романс о романсе» в исполнении Пелагеи (1-2 куплеты), на фоне инструментального проигрыша стихи:
Сегодня я нисколько не боюсьС двадцатым веком временно расстаться,Позвольте, я в любви Вам объяснюсьВысоким слогом русского романса.
Грустит романс тревожно и светло,И к вам непостижимо в слове каждомПриходит откровение само,Как Вы в мою судьбу вошли однажды.

О, русский романс, восхищаюсь тобой.За то, что красив ты и светел.За то, что на все, что случилось с судьбойТы просто и ясно ответил.
2. За то, что умна твоя старая грусть.
И я перед нею немею.
За то, что я знаю тебя наизусть
И лучше сказать не сумею. Я счастлив тем, что встретил Вас,Неповторимый и прекрасный.И, значит, жил я не напрасно...Благодарю, волшебный мой Романс!

Список использованной литературы
Золотая коллекция русского романса. – Москва, «Современная музыка», 2001.
Лирический альбом. Вокальные ансамбли русских композиторов. Автор-составитель Л.И.Чустова. – Москва, Владос, 2004.
Синенко В. «Мне с вами хорошо». Избранные романсы для голоса в сопровождении фортепиано. – Владивосток, 2004.
Интернет-источники: www.romance.ru
ђђЗаголовок 215

Наталья Одинцова
Сценарий проведения вечера романсов «Старое доброе душу согреет»

Гости располагаются за столиками, расставленными в малом зале. На импровизированной сцене- рояль . На нем зажженные свечи.

На переднем плане- маленький столик, за которым располагается ведущая.

Звучат романсы в исполнении Юлии Приз (запись)

Слова принадлежат ведущей.

Добрый день , уважаемые гости нашего вечера . Сегодня наша встреча посвящена музыке- царице всех искусств и его величеству- романсу .

Музыка- это радуга красок окружающего нас мира. Она может рассказать многое и ответить на любые, самые неожиданные вопросы. Музыка учит нас доброте и чуткости , учит видеть в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное.

Ушли элегии и стансы,

Но их настанут времена

Напевом русского романса

Моя душа покорена…

Итак, мы отправляемся в чудесное путешествие, в мир русского романса .

Разговор о романсе не хотелось бы начинать с исторического экскурса в историю возникновения и развития этого прекрасного жанра, а хотелось бы сделать попытку разобраться : в чем его природа, заставляющая затаённо прислушиваться к лиричной напевности и подчас удивительному поэтическому слогу; и каков он сейчас, и каким будет. Вот на эти вопросы мне хочется услышать ответ от вас, уважаемые зрители, участники вечера .

Я обращаюсь к.

Скажите, пожалуйста, я знаю, что вы великолепно исполняете романсы- душевно , проникновенно. А не припомните, когда сосоялась ваша первая встреча с этим музыкальным жанром. Когда романс поселился в вашем сердце?

(ответ)

Я думаю, что гости нашей встречи с удовольствием послушают романс в вашем исполнении .

Давайте откроем с вами музыкальную энциклопедию : читаем…

«Романс - камерное произведение для голоса с сопровождением инструментов , одного или нескольких. Термин этот возник в Испании и первоначально означал песню на испанском (романском ) языке, а не на латыни, принятой в церковных песнопениях. Таким образом, название подчеркивало нецерковный, светский характер жанра.»

Сопровождение в романсе , первоначально создававшее только поддержку, фон для голоса, постепенно стало равноправной частью ансамбля.

Романс- жанр сложный . Сложный потому, что надо обладать качествами, которые могут сразу выделить тебя из общего любительства в ранг владеющим этим жанром. И самое главное, на мой взгляд, качество- интонация. Исполнитель, нашедший свою интонацию, по существу, овладевает жанром, хотя может и не обладать особыми голосовыми данными. Романсы , как говорится, поют душой.

На нашей встрече присутствует именно такой исполнитель, ему подвластны многие виды вокального искусства. Но на первом месте, всё же, по моему мнению стоит исполнение романсов и лирических баллад . Я приглашаю к инструменту Дмитрия Шевченко.

Конечно, романс- многогранен , многожанров. Это и классический романс , и городской, бытовой романс - для нас наиболее понятный и любимый. Но не менее завораживающий и трепетный романс- цыганский .

Слушая его, перед мысленным взором рисуешь картину : степь, полная луна освещает цыганские кибитки, мирно пасутся кони, тишина и лишь слышно потрескивание костра, звук гитары и берущее за душу пение , с надрывом и какой-то вселенской тоской. О любви, о предательстве, да много о чем ещё может поведать цыганский романс . Я приглашаю к роялю В. В. Васильева.

Сейчас часто в отношении романса произносится эпитет «старинный русский романс » . Но романс в России когда-то не был старинным , был новым, модным и очень любимым жанром. Власть его была всепоглощающа- от купеческих хором и трактиров, до театральных подмостков и придворных салонов. А разнообразие жанра было столь велико, что граница между романсом и песней до сих пор не очень определена.

Городской романс- едва ли не самый «молодой» романсно- песенный жанр . Но некоторые из них вот уже более столетия не теряют своей популярности, остаются на слуху их мелодия и слова.

Давайте вместе с вами вспомним фразы из этих популярных романсов . Я начну, а вы продолжите.

«Я ехала домой- душа была полна»

«Белой акации гроздья душистые»

«Ямщик, не гони лошадей»

«Отцвели уж давно хризантемы в саду»

Я вижу, что эти романсы любимы вами , их поэтические строки живут в ваших сердцах.

Предлагаю вам, уважаемые зрители спеть известный городской романс всем вместе .

(исполняется романс )

Я обращаюсь к ___

Скажите, что для Вас означает романс ? Что это- материал для раздумий или отдых для души?

(ответ)

Как Вам кажется, есть ли будущее у этого песенного жанра?

(ответ)

И конечно же, нам хочется послушать романс в вашем исполнении .

Беседуя о романсе , нельзя не вспомнить о великолепных исполнителях, благодаря которым романс прочно вошел в нашу жизнь, стал любимым и узнаваемым. Это Александр Вертинский, Варвара Панина, которую Блок называл «божественной Варей Паниной» , Кэто Джапаридзе- обладательница прекрасного низкого голоса, мягкого сердечного тембра, Вадим Козин, Петр Лещенко, Леонид Утесов. Но я думаю, что наши сегодняшние исполнители покорили зрителей не менее, чем знаменитости. Ведь они вложили в свое исполнение душу , эмоции, светлые чувства и подарили этот музыкальный букет нам- зрителям. Давайте еще раз поаплодируем им.

В заключении нашей встречи мне хочется вспомнить слова одного музыкального критика : «Русский романс есть феномен особого рода. Русский романс - это живой лирический отклик души народа».

Действительно, романс выдержал испытание временем. Он продолжает развиваться. Возможно, он будет приобретать новые очертания. А мы с вами будем свидетелями появления новой разновидности жанра.

Спасибо нашим замечательным исполнителям, аккомпаниатору___ и вам, уважаемые гости за то, что были с нами.