Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Леонов алексей архипович картины смотреть. Космонавт Алексей Леонов: биография (фото)

Леонов алексей архипович картины смотреть. Космонавт Алексей Леонов: биография (фото)

Коллекция Третьяковской галереи пополнилась двумя космическими картинами: летчик-испытатель, дважды Герой Советского союза, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов подарил музею две свои работы. Оказалось, он увлекается живописью с детства, и после школы даже выбирал между летным и художественным училищем. Победила тяга к небу, но искусство он не оставил, и рисовал даже во время того самого легендарного полета

Леонов – не только профессиональный космонавт, но и профессиональный художник. В том же 1965 году, когда Алексей Архипович стал первым человеком, переступившим порог корабля в открытый космос, он был принят в Союз Художников. "В Союз меня принимала Катенька Белашова (скульптор – прим. сайт ), Пластов, Ромадин – какие великие были мастера!.. Я принес им свои эскизы, – рассказывает Леонов. – Перед полетом я много думал, какая техника должна быть: краска в космосе не пойдет, пастель – не пойдет, акварель – тоже. Оставался карандаш. Карандаш "Тактика" средней твердости и хорошая бумага. Я уже по рассказам товарищей знал, что увижу: черное небо, голубую Землю. И когда я сделал первые работы, они стали говорить, что горизонт у меня не так изгибается. Мы долго спорили – я-то замерял его! Я точно знал, сколько градусов должна быть дуга! И только потом профессор Лазарев нас рассудил. Он сказал: "Ребята, вы летали на какой высоте? – 300 километров, а он – на высоте 500 километров. А это значит, размеры-то все другие!"

А вокруг Земли на картине – голубой пояс атмосферы. "Пояс ровно четыре градуса! Я знаете как замерял? Я сделал палетку с размером Луны и посчитал, что высота пояса составила четыре ее величины. Цвет я точно определил с помощью аномалоскопа, прибора, который определяет цветовое зрение человека. По науке замерял время, в которое делал зарисовки. Так что цвет Земли – не выдуманный, а такой, как есть на самом деле".

На второй картине художник-космонавт изобразил полярное сияние над северным полюсом. Над горизонтом видны всполохи зеленого пламени, но там, где Луна, вдруг появляется красный свет. "Откуда он – мы до сих пор этого не знаем", – пояснил Алексей Архипович.

"Тогда было запрещено делать зарисовки космического корабля "Восход-2", а я сделал, – продолжил Леонов. – Он немногим отличался от "Востока" – добавили лишь шлюзовую камеру мягкой конструкции и второй двигатель. Но на самом-то деле это был не новый корабль – как был "Восток", так "Востоком" и остался. Абсолютно в деталях все".

Космонавт рассказал и о трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться в полете. Он оказался на волоске от гибели и сам до сих пор не помнит, как справился с ситуацией. "Я был прикреплен к кораблю фалом и должен его вытащить из шлюзовой камеры, чтобы выйти в космос, а потом собрать его, чтобы зайти обратно. В правой руке у меня была кинокамера, а второй я должен был его смотать и закрепить на крюки, и я не знаю, как это сделал. Это невозможно! Обратно я пошел не ногами, а головой вперед, и мне надо было в этом шлюзе развернуться, а скафандр раздуло. Я сбросил клапан давления, не спросив разрешения земли, то есть нарушил закон, зато мне стало легче. За сутки я потерял шесть литров воды! Так что если кто хочет похудеть – пожалуйста, туда!" – завершил Леонов свой рассказ, жестом показав на небо.

Работы Леонова есть в собрании Дрезденской галереи, в Хьюстоне. В России картины Леонова хранятся в музеях двух городов: 17 работ в Гагарине и еще 70 – в Кемерове, где художник 15 лет содержит районную школу детского творчества – единственную в России школу для детей с нарушением работы опорно-двигательного аппарата.

После торжественной части Леонов осмотрел выставку и рассказал по случаю о своем знакомстве с Пабло Пикассо. Через русско-французскую художницу Надежду-Ходасевич Леже космонавт договорился об ужине с кубистом. "Он не был великим художником. Розовый период, голубой период, "Герника", а потом он стал делать всю эту ерунду, – сказал Леонов. – Когда мы ужинали, он долго обгладывал кости форели, а я думал – что же он такой жадный? Потом он принес глину, вдавил в нее этот скелет, и через час уже была готова обожженная форма. Пикассо залил ее бронзой и все! Работа готова! А все вокруг восхищаются: "Ах как здорово! Как гениально!" – Стыдно же!"

Церемония прошла в экспозиции выставки "Оттепель", которая работает в здании музея на Крымском валу. Выбор места символичен: один из разделов, который называется "Космос – Атом", рассказывает об освоении неба, в том числе – о вкладе в него Леонова. Здесь можно увидеть документальные кадры, на которых молодой Леонов рисует пейзажи во время подготовки к полету. В Третьяковской галерее отметили, что все юридические формальности передачи произведений в коллекцию были соблюдены, и теперь картины станут ценными экспонатами, поскольку отражают важный момент истории освоения космоса и XX века в целом.

Помимо выставки "Оттепель", церемония передачи картин оказалась приурочена к премьере , рассказывающего о легендарном полете Леонова и Беляева и выходе космонавта в открытый космос. Главные роли в картине исполнили Евгений Миронов и Константин Хабенский.

В нашей стране и во всём мире хорошо известно имя космонавта Леонова. Алексей Леонов первый в открытом космосе произвёл видеосъёмку, покинув В нашей статье мы расскажем, как это было и почему ему присвоили звание Героя Советского Союза за выполнение такого вроде бы нехитрого задания. Также расскажем, почему для этой миссии Сергей Королёв выбрал именно его. Биография Алексея Леонова - это судьба обычного советского человека из самой простой семьи.

Детские годы

Родился Алексей Леонов в 1934 году в сибирском селе Листвянка, что расположено в Кемеровской области. Многодетная семья, в которой он был восьмым ребёнком, занималась крестьянским трудом. Отец, электрослесарь-железнодорожник из Донбасса, после окончания гражданской войны перебрался в Сибирь к своему отцу, деду будущего космонавта, и стал работать зоотехником. Мать обосновалась в этих местах раньше. Дед Алексея Леонова был сослан в эти места за участие в революционных событиях 1905 года.

Отец будущего космонавта, Архип Леонов, умный человек и большой труженик, снискал уважение среди односельчан и был избран ими председателем сельского совета. Волна репрессий не обошла и эту семью. Отца в 1936 году репрессировали, однако в 1939-м восстановили в правах и полностью оправдали.

О родительской семье и детстве Алексея известно мало. Будем надеяться, что он оставит после себя подробную книгу воспоминаний.

В 1938 г. мать Алексея переехала в Кемерово. Там же, когда подрос, он и пошёл в школу. Первокласснику было девять лет.

В 1948 году семья перебралась на постоянное место жительства в новую, западную область Советского Союза. Калининград стал родным городом для Алексея Архиповича. Там и сегодня живут его родственники. В одном из скверов в центральной части города установлен монумент в честь покорителей космоса. От него берёт начало улица, носящая имя космонавта Леонова.

Профессия - лётчик-истребитель

Интерес к лётному делу у Алексея Леонова возник не случайно. Его старший брат, Пётр Архипович, был слесарем-инструментальщиком, отличным специалистом своего дела. Он охотно делился с Алёшей своими знаниями.

Кроме техники Алексей Архипович увлекался спортом. Он занимался фехтованием, велоспортом, метанием копья и лёгкой атлетикой. Имеет разряды. Его интерес к живописи развился в большой талант.

Калининградцы, лично знакомые с Алексеем Архиповичем, вспоминают, что он был отличным парнем - компанейским, спортивным, весёлым и добрым.

Первое лётное образование Алексей Леонов получил в Кременчуге, в лётной школе. Потом учился в Чугуевском высшем училище лётчиков-истребителей, после окончания которого, в конце пятидесятых, летал на боевых самолётах.

Первый отряд космонавтов

Сергей Королёв очень тщательно выбирал кандидатов для полётов в космос. В послужном списке Алексея Леонова помимо отличной характеристики с места службы и превосходной спортивной подготовки была ещё и посадка самолёта-истребителя МИГ-15бис в экстремальных условиях с заглохшим двигателем. В начале шестидесятых он был принят в первый, гагаринский, отряд космонавтов, состоявший из двадцати человек.

К выходу в открытый космос Алексей Леонов был подготовлен отлично. Кроме него в отряд космонавтов входили и другие, не менее достойные кандидаты. Это и Валерий Быковский, и Павел Попович, и Виктор Горбатко, и Владимир Комаров, и Иван Аникеев, и др. Всего 20 человек. Технически каждый из них мог справиться с любой смоделированной ситуацией. С. П. Королёв остановил выбор на Алексее Архиповиче как на человеке, который сможет наиболее точно описать впечатление от космического пространства. И не ошибся.

Несмотря на то, что подготовка к выходу в открытый космос многократно и детально прорабатывалась на земле, всё предусмотреть оказалось невозможным.

Тренировки проходили в специальных камерах, где имитировалась невесомость. В соответствии с показателями индивидуальной анатомии, а также с учётом давления воздуха внутри скафандра и предполагаемых внешних условий скафандры конструировались отдельно под каждого космонавта.

Точно смоделировать все условия непривычной для жителей Земли среды в лабораторных условиях не представлялось возможным. По этой причине первые космонавты подвергались огромному риску.

Правда о полёте - табу для граждан СССР

Можно увидеть в документальном фильме, в который входят фрагменты, снятые им на камеру. Очень впечатляюще выглядит картина, написанная им самим. Это точное изображение корабля, а рядом, в скафандре, Алексей Леонов. Фотография картины представлена в этой статье. Надо сказать, что в советское время увидеть это полотно могли только избранные. Малые размеры корабля по сравнению с двумя его пассажирами выглядят не просто впечатляюще. Они заставляют взглянуть на первопроходцев космоса как на людей огромной смелости.

Подробности этого события в советское время были засекречены. Население страны не должно было знать о просчётах или ошибках отечественной науки и несовершенстве техники.

На картине, где изображён Алексей Леонов, находящийся в свободном полёте, ясно видно: размеры корабля настолько малы, что в нём с трудом могут уместиться два человека. Свободного пространства нет. Да оно, исходя из поставленных перед космонавтами задач и времени, которое они находились в полёте, было и не нужно.

Первый полёт, фотосъёмка

В 1965 году советский космический корабль «Восход-2» совершил полёт вокруг Земли. Основной целью была проверка возможностей человека и созданных на земле приборов выполнять работы в условиях безвоздушного пространства. Экипаж корабля - Павел Беляев и Алексей Леонов.

Три года предполётной подготовки и всего 1 сутки, 2 часа, 2 минуты и 17 секунд полёта, а время в открытом космосе - 23 минуты и 41 секунда. Выход в космос Алексея Леонова сопровождался отдалением от корабля на 5,35 метра. Длилось это 12 минут и 9 секунд. Космонавт был соединён с кораблём тросом, оснащённым крючками и петлями. Перестёгивание крючков помогало приближаться или отдаляться от космического аппарата на нужное расстояние.

Главная задача, которую должен был выполнить Алексей Леонов в космосе, - это фотосъёмка на видеокамеру и на микрофотоаппарат. Видео получилось отлично настолько, насколько это было возможно при тогдашнем уровне техники. А вот сделать фотографии с микрофотоаппарата, размещённого в крохотном, величиной с пуговицу, отверстии скафандра, не удалось. Из-за деформации не смог взять в руки тросик, выполнявший функцию кнопки фотоаппарата, а пневматическая груша, которая была надета на его конец, оторвалась во время выхода из шлюза. Она зацепилась за крышку люка.

Неожиданность со скафандром

Скафандр Алексея оказался не вполне совершенным. Его испытывали при максимально возможной разнице внешнего и внутреннего давлений, которую можно сымитировать на Земле. Она оказалась слишком далека от того, что имеет место в условиях космоса. Давление внутри скафандра - 600 мм рт. столба, снаружи - 9 мм. В результате он раздулся. Не выдержали рёбра жёсткости и ремни. Ноги и руки перестали доставать до конца рукавов и штанин. Костюм стал неуправляемой капсулой, в которой заключён беспомощный человек. командир корабля, видел, что происходит с костюмом Леонова, но помочь ничем не мог. Алексей Архипович прикинул, что уже около часа он дышит чистым кислородом и азот, который присутствует в дыхательной смеси на корабле, к этому времени должен бы вымыться из крови. Он принял решение стравить давление внутри скафандра. Это запрещено инструкцией, но другого выхода он не видел. Если бы азот оставался в крови, он бы закипел, а это означало смерть. Азота не было, и Алексей Архипович, цепляя и отстёгивая крючки троса, добрался до люка.

Акробатика в шлюзовом отсеке

Размер люка шлюзового отсека был меньше, чем требовалось для габаритов космонавта, ширина плеч которого в космическом обмундировании - 68 см. Так как люк открывается внутрь, а диаметр шлюза - 1 м, то развернуться в нём нельзя. Чтобы Алексей Архипович уместился в него и герметично задраил люки, нужно было либо уменьшить размер крышки люка, либо сократить ложемент. Просто увеличить размер корабля не представлялось возможным. За сохранение внутреннего размера шлюза был сам Алексей Леонов. Выход в космос и возвращение на корабль, наиболее рациональная последовательность действий тщательно выверялись и многократно отрабатывались на тренажёрах. Но учёба учёбой, а реальность не поскупилась на сюрпризы.

Космонавт вошёл в люк не ногами, как предлагалось более эргономичным, а головой. Чтобы задраить люк, требовалось развернуть туловище на 180 градусов. Задача с учётом размера космонавта и тесноты шлюза архитрудная. Алексей Архипович вспоминал впоследствии, что частота пульса у него к концу этой акробатики была 200 ударов в минуту, а пот заливал глаза сплошным потоком. Теперь следовало отделить шлюз, и можно возвращаться домой, на Землю. Но оказалось, что успокаиваться рано.

После отделения шлюзового отсека корабль начал вращаться вокруг своей оси, а давление внутри стало расти. Космонавты могли только смотреть на приборы. Остановить процесс было невозможно. Они максимально снизили температуру и влажность на борту. Давление продолжало расти. Малейшая искра - и их вместе с кораблём разорвало бы на молекулы. В какой-то момент Алексей Леонов и Павел Беляев отключились - то ли потеряли сознание, то ли уснули. Впоследствии, при считывании приборных диаграмм, выяснилось, что давление внутри корабля вместо положенных 160 атмосфер добралось до отметки в 920 мм ртутного столба, после чего стало самопроизвольно снижаться.

Дело в том, что корабль, около часа находившийся в статичном положении, деформировался. Одну его сторону до +150 градусов по Цельсию нагрело Солнце, а другая, находившаяся в тени, остыла до -140 градусов. В результате корабль оказался закрыт негерметично. Автоматика сработала на режим компенсирования утечки кислорода. В конце концов давление стало настолько высоким, что изнутри придавило крышку люка. Герметизация восстановилась, и приборы получили соответствующий сигнал на стравливание лишнего давления. Струя воздуха с наружной стороны корабля придала ему вращательное движение.

Остановить вращение было, как говорится, делом техники, то есть несложно. Впереди стояла ещё одна задача - приземление.

Внештатная посадка

Считается, что взлёт и посадка - наиболее сложные процессы при управлении космическим кораблём. «Восход-2» садился в режиме ручного управления. Вместо запланированной точки под Кустанаем он погрузился в полутораметровый снег глухой уральской тайги, в 200 км от Перми. История вызволения космонавтов из таёжного плена заслуживает отдельной главы. Алексей Леонов и Павел Беляев провели две ночи, кутаясь в обшивку, содранную с внутренней поверхности корабля, разогревались у костра, а Алексей Архипович делал физические упражнения, подтягиваясь на стропах парашюта, зацепившегося за вершины сосен. Продуктовый запас у них был - лиофилизированное мясо, шоколад, галеты и творог с вишнёвым соком.

После того как космонавтов нашли, а это произошло через четыре часа после приземления (этому помог ярко-оранжевый купол километрового парашюта, полёт которого видели жители ближайших населённых пунктов), им сбросили тёплую одежду и еду, но добраться до лётчиков спасатели не смогли. Для эвакуации нужно было организовать место для посадки вертолёта. Прибыла бригада лесорубов с бензопилами и расчистила поляну.

Кумир и вера

Алексей Леонов вспоминает, что Сергей Павлович Королёв, конструктор советских космических кораблей, создатель космической отрасли в науке и промышленности, циник, пессимист и скептик, воспринимавший жизнь настоящую и будущую только в мрачных тонах, был для космонавтов больше чем отцом. Он был их богом.

Надо сказать, что советские космические аппараты с точки зрения надёжности и безопасности значительно превосходили корабли конкурентов - США. С начала освоения космоса во время тренировок и полётов наша страна потеряла пятерых космонавтов, в то время как американцы похоронили 17 астронавтов. Причина наших трагедий - так называемый человеческий фактор. Техника не подвела ни разу.

Валентин Бондаренко погиб во время испытаний на психологическую устойчивость в условиях одиночного существования. Это произошло в Институте авиационной и космической медицины в результате пожара в барокамере. Владимир Комаров погиб при посадке - не раскрылся парашют. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли от разгерметизации корабля во время посадки.

Несостоявшийся полёт

Второй полет Алексея Леонова должен был состояться в июне 1961 года. Экипаж состоял из троих космонавтов - Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Незадолго до намеченного дня старта медицинская комиссия обнаружила у Валерия небольшое Было решено послать дублирующий экипаж. Для первых это было трагедией: Пётр так никогда и не слетал в космос, а для дублёров - счастливый случай. Программа полёта была выполнена блестяще. Во время вхождения в атмосферу произошла беда. Космонавты по ошибке открыли клапан герметизации.

Корабль совершил мягкую посадку в запланированном районе, но людей спасти не удалось. Это были Виктор Пацаев, Владислав Волков и Георгий Добровольский.

Второй полёт

Алексей Леонов в космосе был дважды. Первый полёт состоялся в марте 1965 года. В открытый космос Алексей Леонов выходил один раз. Его оценка - в космосе можно жить и работать.

Второй раз он побывал там в июле 1976 года. Работа на орбите продолжалась в течение 5 суток, 22 часов, 30 минут и 51 секунды. Это был международный проект. Цель - стыковка модулей и научные эксперименты. В космос полетели советский «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым и американский «Аполлон» с тремя астронавтами - Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом.

Талант живописца

Благодаря художественному таланту космонавта всё человечество смогло узнать, как выглядит мир за пределами земной атмосферы, ведь в то время снимки в космосе получались лишь в чёрно-белом цвете. До сих пор космическая фотосъёмка представляет собой определённые сложности. Это связано с иными, нежели на Земле, требованиями к разрешению оптики, своеобразным распространением световых лучей, другим преломлением.

Уникальность художника Алексея Леонова в том, что он на своих полотнах с инженерной точностью воспроизвёл технические особенности космической техники и костюма космонавта. А острый взгляд живописца определил, какие оттенки спектра присутствуют в космических пейзажах.

Алексей Архипович участвовал в создании почтовых марок на тему космоса. На каждой из них - настоящее и будущее космонавтики. Их очень интересно рассматривать. Взгляните на фото. Алексея Леонова можно причислить к реалистам, способным предвидеть будущее, ведь того, что он изобразил, в те годы ещё не было.

Жизнь на Земле

Алексей Архипович два раза летал в космос. Он награждён двумя орденами Ленина и Красной Звезды, медалями нашей страны и зарубежья, является почётным гражданином тридцати российских и зарубежных городов.

Один из лунных кратеров носит его имя, а также планета созвездия Весы.

Алексей Леонов, генерал-майор авиации запаса, всю свою жизнь посвятил космосу. Он окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, в том числе адъюнктуру. Алексей Архипович долгое время занимался подготовкой космонавтов и разработкой космического оборудования. Ему принадлежат исследования в области восприятия зрением цветовых и световых характеристик после полёта в космос, восприятия пространства и времени в условиях космоса, психологических проблем межпланетного полёта, а также другие научные и экспериментальные работы.

Он женат, имеет дочь и двух внуков.

Начало третьего тысячелетия

В настоящее время космонавт Леонов Алексей Архипович живёт в Москве. В прошлом, 2014, году президент Российской Федерации Владимир Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Так был отмечен восьмидесятилетний юбилей космонавта, который всю жизнь много и плодотворно работал для блага своей Родины. Он навсегда останется в нашей памяти как человек, внёсший огромный вклад в освоение космоса и в науку, и как художник, показавший людям мир за пределами земной атмосферы. Личность, на примере которой можно и нужно воспитывать подрастающее поколение, - это, безусловно, Алексей Леонов. Биография его невероятно интересна. О его космической эпопее можно прочитать в книге А. С. Елисеева «Жизнь - капля в море». О нём также снято несколько документальных фильмов.

Человека всегда привлекало непознанное. Жгучая смесь страха перед неизвестностью и желания узнать, что же там на самом деле, заставляла людей двигаться дальше и открывать для себя новые глубины.

Космос поражает своей необъятностью и бездонностью. Люди, казалось бы, покорили его просторы - но это лишь видимость. Чем больше тайн мы открываем, тем больше новых вопросов встает перед нами. И эта бездна манит к себе не только космонавтов, но и поэтов, писателей, ученых, художников.

Сегодня мы покажем вам некоторые картины художников, вдохновленных глубинами космоса.

Алексей Леонов

«Над Черным морем»

Алексей Леонов не только художник, но и один из самых известных советских космонавтов. Он стал первым человеком, вышедшим в открытый космос.

Его картины очень реалистичны. Леонов стремится показать в них все так, как увидел он сам 18 марта 1965 года.

«Солнечный ветер»

Помимо картин, Леонов вместе с художником-фантастом Андреем Соколовым создал коллекцию марок с изображениями космических просторов.

Их работы были признаны лучшими марками СССР 1972 года в разделе «Советская наука и техника».

Олег Высоцкий

«Дыхание космоса»

Олег Высоцкий - современный художник-космист. В его работах человек и космос образуют некое единство, соединение духовного мира человека и Вселенной. Картины Высоцкого называют «поэмой о беспредельности».

Боб Эгглтон

Боб Эгглтон - американский художник-иллюстратор, работающий в жанре научной фантастики и фэнтези. Он создавал обложки для книг многих именитых фантастов, в числе которых Артур Кларк и Айзек Азимов.

Уолтер Майерс


Уолтер Майерс с самого детства увлекался астрономией. Он мечтал побывать в космосе, и это ощущение передалось его картинам. Майерс создает пейзажи всех планет и их спутников.

В работе он опирается на научные данные, и это позволяет зрителям увидеть максимально достоверные изображения. Кроме того, Майерс сопровождает картины комментариями - научными описаниями планет.

Алексей Кашперский

Алексей Кашперский, современный художник, создает акварельные космические пейзажи, завораживающие своей необычной техникой и мрачными тонами.

В своих работах Кашперский использует как двухмерную, так и трехмерную графику.

Никакая совершенная аппаратура не может точно передать увиденное в Космосе. Только человеческий глаз и кисть художника способны донести до людей красоту нашей Земли, открывающуюся с космической высоты...

Таких людей не бывает много. Их было в ХХ в. всего трое – сделавших первый космический шаг. И двое из них – наши соотечественники: Гагарин, впервые поднявшийся на космическую орбиту, и Леонов, первым оттолкнувшийся от люка в свободный полет, отделенный от враждебного пространства только оболочкой скафандра...

Среди космонавтов вообще нет заурядных людей. Но не каждому дано донести до окружающих не бесстрастный фотоотчет, а чувства, эмоции, настроение, сопровождающие выход в новую для человека среду. Вряд ли придирчивая комиссия, отбиравшая по гарнизонам пилотов на «принципиально новую технику», первым делом оценивала художественные таланты молодого летчика – ей было куда важнее, что накануне Алексей Леонов блестяще посадил аварийный МИГ-15бис с выключенным двигателем.

Зато вполне возможно, что их учитывал С. П. Королев, выбирая человека для первого выхода в открытый космос. Задача была и технически нетривиальной, но большие опасения были связаны с психологией: как почувствует себя Человек вне кабины, один на один с Пространством? И главный конструктор решил, что именно художник лучше всего опишет свои впечатления и ощущения.

«СП» оказался прав. Уже два поколения людей восприняли космос сначала через картины художника А. А. Леонова, а уж потом – через телевизионную «картинку», с каждым годом улучшающуюся, но не способную конкурировать с глазом и рукой художника...

Хотя впечатления и ощущения Алексея Архиповича в сам момент выхода, а особенно – возвращения на корабль – передавались ненормативной лексикой... Конструкторы первого внекорабельного скафандра ошиблись, и гибкость наддутого комбинезона в вакууме оказалась меньше расчетной. В результате, руки вышли из перчаток, ноги – из ботинок, и двигаться стало совершенно невозможно, а – надо.

«19-летний Сергей Королев в скафандре Гагарина». 1965 г.
Рисунок А. Леонова на суперобложке книги «Психологические проблемы
межпланетного полета»

И космонавт впервые существенно изменил режим работы своего аппарата, сбросив давление ниже положенного – а нужно было знать, что это уже возможно, т.к. какое-то время Леонов дышал кислородом, и декомпрессия не грозила гибелью. Потом он изменил отработанную последовательность действий, влетев в шлюзовую камеру не ногами, как рассчитывалось, а головой вперед. После чего космонавту пришлось развернуться в узком надувном тоннеле шлюзовой камеры...

Мы лишь недавно узнали об этом и многих других аспектах полета «Восхода-2». А ведь это было крайне важно: впервые в нашей космонавтике человек гибко реагировал на меняющуюся сиитуацию, т. е. оправдывал свое – дорогое и небезопасное – присутствие в космосе! До того – признаем – космонавты «Востоков» и первого «Восхода» больше смахивали на подопытных кроликов.

Леонов стал готовиться к полету на орбитальной станции. Именно он должен был возглавить первый экипаж «Салюта», но... за несколько дней до старта врачи обнаружили отклонения в работе сердца бортинженера, В. Кубасова, и на станцию полетели дублеры – Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев...

В начале 70-х инструктор, заместитель начальника ЦПК,
А. А. Леонов был самым подготовленным космонавтом, и уж точно – самым известным за границами нашей страны. Видимо, поэтому именно его назначили командиром советского корабля для совместного советско-американского полета. Задача опять была технически нетривиальна (предстояло как-то «согласовать» не только атмосферы кораблей, но и модели баллистических расчетов). Но главные проблемы опять были не в технике: вместе предстояло работать самым совершенным и секретным машинам противников в «Холодной» войне!

«Союз» – «Аполлон». 1973.
Холст, масло. 150х60 см

Будущая международная
космическая станция. 1967.
Картон, гуашь, 50х80 см

И снова смекалка космонавтов буквально спасла программу. Раз событие политическое, значит его должен видеть весь мир. Сделать это можно только при помощи телевидения, но оно-то и отказало сразу после выхода «Союза» на орбиту. И хотя на Байконуре были готовы второй корабль и три дублирующих экипажа, задействовать их по такой причине – позор и скандал! Задача осложнялась тем, что на борту не было... инструментов, и вскрывать панель, чтобы добраться до токораспределителя (в котором был отказ) пришлось при помощи медицинских ножниц и охотничьего ножа, купленного Леоновым накануне полета! Кстати, американцы посчитали инцидент инсценировкой...

В космос Алексей Архипович больше не полетел, а до 1991 г. возглавлял отряд космонавтов ЦПК им. Ю. А. Гагарина.

Картины художника А. А. Леонова уникальны. Так уж сложилось, что художники наши охотно рисуют родную природу, не менее охотно экспериментируют со всякими нетрадиционными стилями, но крайне редко (и зачастую – неумело) изображают природу «вторую» – рукотворную. Может быть, это происходит потому, что эту самую рукотворную природу – технику – надо знать, а большинство художников (как и «гуманитариев» вообще) к такому знанию относятся пренебрежительно?

А между тем художественные полотна, на которых в ближнем и дальнем космосе действует сложнейшая, порой, существующая еще только в чертежах техника – мощнейшее средство пропаганды, в том числе и за создание этой самой техники! Не случайно при американском NASA постоянно работает группа художников, творчески отражающая шаги американской космической программы, в том числе и те, которые так и остались на бумаге. Думается, часть проблем нашей космонавтики происходит от того, что нашим ответом на работу этой группы стало творчество всего двух человек: Алексея Леонова и Андрея Соколова...

Космонавт-художник и чуть не единственный молодежный научно-популярный журнал были просто обречены на сотрудничество. Уже в октябрьском номере 1965 г. на цветной вкладке читатели «Техники – молодежи» увидели нарисованную Леоновым космическую зарю, а рядом, на черно-белых страницах – посадку советского космического корабля на Луну, как ее увидел художник (который, видимо, еще не знал, что именно он будет отрабатывать этот маневр на тренажере, переделанном из вертолета...).

Первый номер следующего, 1966 года приветствовал читателя обложкой художников А. Леонова и А. Соколова, а в майском номере «ТМ» впервые была опубликована ставшая всемирно известной картина космонавта «Над Черным морем».

Наконец, в октябре 1968 г. Алексей Архипович предстал перед читателями нашего журнала в качестве... командора 6-го парада-конкурса автосамоделок на приз журнала «Техника – молодежи»! Закономерным продолжением сотрудничества журнала и космонавта стала работа А. А. Леонова в составе нашей редколлегии с 1972 по 1989 г.

И мы рады, что в 2005-м Алексей Архипович Леонов – снова член редколлегии журнала «Техника – молодежи»!

Алексей Леонов с внуком Даней.
2003

Ко Дню космонавтики 12 апреля. О живописи русских космонавтов Алексея Леонова, Владимира Джанибекова и американского астронавта Алана Бина

Космонавтов - людей по-настоящему героической профессии - сложно представить в философских раздумьях, с кистью за мольбертом. Оно и понятно. Космос - суровый мир, не прощающий человеку ошибок ни на орбите, ни на земле, требующий предельной рациональности. Но для тех избранных, кто побывал в нем, космос - это еще и фантастические эмоции, совершенно особые переживания, внутренний диалог с вечностью наедине с безграничной вселенной. Возможно, поэтому космонавты и берутся за кисти. И не без успеха: не в стол, а с альбомами, с книгами, с выставками, с музеями. Вот о таких космонавтах-художниках и пойдет речь.

Самый известный художник среди космонавтов еще с 1960-х годов - это, конечно, Алексей Архипович Леонов (1934). Дважды Герой Советского Союза (просто больше двух золотых звезд космонавтам не давали), первый человек в открытом космосе (в тот раз чудом не погибший в нештатной ситуации), смельчак, не раз смотревший смерти в глаза. Вместе с Гагариным он ходатайствовал об участии в пилотируемой экспедиции на Луну (так и не состоявшейся). Однако Леонов не суровый герой, а обаятельный, улыбчивый человек, любимец жителей Звездного городка. Его книга «Солнечный ветер», оформленная его же рисунками и картинами, была у многих советских школьников. В те времена на просвещение денег не жалели.

Леонов - художник впечатления, которому важны не графическая безупречность и фотографичность, а фантастическая палитра и неземные виды, которые он наблюдал собственными глазами. На борт корабля Леонову удавалось проносить цветные карандаши, так что в основе многих работ лежат этюды, сделанные на борту станций. Не случайно одной из лучших его картин стала «Над терминатором» (зона смены дня и ночи), на которой нет ни космонавтов, ни космических кораблей будущего - одна лишь природа во всем своем совершенстве.


Леонов писал картины как полностью сам, так и совместно с Андреем Константиновичем Соколовым (1931–2007) с середины 1960-х годов. Картины Леонова и Соколова много раз публиковались, а одна из их живописных серий легла в основу дизайна серии почтовых марок «15 лет космической эры» 1972 года.


Картины Леонова есть в музеях, участвуют в выставках, трижды выставлялись на аукционах. Самая высокая цена была зарегистрирована на Sotheby’s в далеком 1996 году. Тогда его полутораметровый холст с моментом старта «Союза-19» был продан за $9 200.

Картины соавтора Леонова - художника выставлялись на торги К космосу Соколов не имел прямого отношения, но в космической живописи был одним из пионеров. Архитектор по образованию (его отец, к слову, строил Байконур), Соколов с 1957 года увлекся живописью на космическую тему, с научно-фантастическим уклоном. Фантаст Иван Ефремов посвятил ему рассказ «Пять картин» - довольно реакционный, критикующий в соответствии с духом того времени абстракционизм и возвышающий художников, работающих с темами космоса и будущего космических исследований. Ефремовский «Сокол Русский» - случайно найденный «единственный русский художник космоса, творивший в самом начале космической эры», - это как раз Соколов. Его картины вдохновили не только Ефремова. В биографиях Андрея Константиновича можно прочитать, что именно под влиянием его картины «Лифт в Космос» Артур Кларк написал книгу «Фонтаны рая». Вполне возможно. И картина, и сама идея по-прежнему производят впечатление. Картины Соколова сегодня можно приобрести на галерейном рынке. А буквально месяц назад одна из его живописных работ, «Сахалин из космоса» (1980) была продана на аукционе «Русская эмаль» за 90 000 рублей.


Другой русский космонавт, серьезно занимающийся живописью, - (1942). Смельчак, профессионал высочайшего класса и большая умница. Совершил пять экспедиций, дважды Герой Советского Союза. Джанибекова посылали в самое пекло, на самые сложные и рискованные задачи. В 1985 году Джанибеков и Савиных были отправлены восстанавливать работу потерявшей управление и неработоспособной станции «Салют-7». Стыковались с ней в визуальном ручном режиме, без автоматики. Вошли, отремонтировали, в результате станция продолжила работу.

Владимир Джанибеков рисует и пишет не только космос, хотя космические сюжеты у него встречаются часто. Но если посмотреть его избранные работы на официальном сайте , то становится понятно, что его скорее интересует не технологическая сторона освоения космоса, а человек и философские вопросы мироздания. Джанибеков - член Союза художников, а в 2012 году его приняли в художественное объединение «Митьки» .

На аукционном рынке картина Джанибекова выставлялась пока только один раз - в 2015 году на берлинском аукционе Auctionata. Тогда его холст «Космонавт» (1984) был продан за $455.

Для наших космонавтов живопись - это скорее внутренняя потребность, они точно не искусством зарабатывают на жизнь. А вот их заокеанскому коллеге удается и зарабатывать своим гражданским увлечением. Американский астронавт Алан Бин (1939) в 1969 году участвовал в высадке на Луну в составе экипажа Apollo 12 . Ходил по поверхности спутника Земли, собирал образцы грунта в Океане Бурь.

Уволившись из НАСА в 1981 году, Алан Бин выбрал не обычную для отставников политическую карьеру, а полностью посвятил себя живописи. Его главной темой, естественно, стали лунные пейзажи, астронавты в скафандрах, работающие на поверхности Луны. Его работы выставляют музеи на профильных космических выставках, продают галереи, а их ценовой уровень составляет около $45 000. Единственная аукционная продажа для картин Алана Бина зарегистрирована в 2007 году. Среднеразмерный акрил с изображением астронавта, работающего на Луне, был продан на американском аукционе New Orleans за $38 400. На аукционах также продаются его большие литографии (около $500) и фотографии, сделанные во время лунной экспедиции ($300–$1000 долл.).


Вот такие они - космические художники.

И, пользуясь случаем: космонавтов, астронавтов, инженеров, ученых, медиков, всех специалистов, участвующих в космических программах, и всех, кто за них болеет, - с праздником! С днем космонавтики! С 55-летием полета Гагарина, которое мы отмечаем в 2016 году!

Владимир Богданов, AI