Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Использование силуэта в дизайне и рисовании. Силуэт - это что

Использование силуэта в дизайне и рисовании. Силуэт - это что

1) В общем смысле - очертание чего-либо, обобщенный контур , абрис предмета.

2) В изобразительном искусстве - такой вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без и резко выраженной объемности или даже выглядит совсем плоской (сплошным пятном на темном или светлом фоне). Так, силуэтность приобретает фигура, поставленная против света. Силуэтом называются также вид графики . Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства .

В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне (тушью или белилами). В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей . Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты не только рисуют, но и вырезают ножницами.

Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения , так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты . Сам же термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767 г.), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги .

По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников ), К. Шмидт, Мюльбах и другие. В России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803 г.).

В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты , но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и т.п. Большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезавшей их из бумаги . Художница обычно набрасывала контур силуэта на белой стороне черного листа бумаги и затем действовала ножницами, достигая изумительной виртуозности в сложных композициях, требующих внимательного учета перспективных сокращений. Кругликова создала целую галерею силуэтов писателей, художников , артистов и музыкантов. Замечательны среди работ Е.С. Кругликовой силуэты Александра Н. Бенуа , В.Э. Мейерхольда , Эмиля Купера за дирижерским пюпитром, Гречанинова за роялем, и ряд «домашних сцен» (концерт и т.д.).

В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры . Есть у Симонович и большие портретные холсты , в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур. Это уменье метко фиксировать позы, манеры , движения сказалось в силуэтах Симонович, отличающихся классической простотой и технической выдержанностью.

Несравненные «реставраторы» старины - К. Сомов, Александр Бенуа и М. Добужинский - воскресили прежний дух силуэта . Часто встречаем мы силуэты и в работах Г. Нарбута. Семейный силуэт художника , автосилуэт, силуэты В. Замирайло, Шарлемана, М. Зенкевича, Чемберса, Д. Митрохина и ряд мелких силуэтов в различных декоративных композициях свидетельствуют о большом пристрастии Нарбута к этого рода искусству.

3) В литературе - жанр , который возник в русской литературной критике импрессионистского направления. Классическим образцом жанра стали «Силуэты русских писателей» Ю. Айхенвальда. Центром критического анализа в силуэте является писатель, его внутренняя, духовная жизнь.

Свой метод Ю. Айхенвальд определил как «имманентный», то есть такой, «когда исследователь художественному творению органически сопричащается и всегда держится внутри, а не вне его». Исходным положением для критика служило представление об иррациональной природе таланта , в принципе не поддающегося логическому анализу.

Силуэт более эскизен, чем литературный портрет , менее самостоятелен по назначению. Главным средством воплощения художественной идеи автора является язык. Основной элемент повествования в силуэте – обобщенная характеристика, текст изобилует эпитетами, часто используются существительные и прилагательные без глаголов, ибо важно лишь указание на образ . Подобный стиль можно назвать импрессионистическим.

4) В истории моды - как бы начертательный план формы одежды , ее геометрический прообраз. В популярных статьях о моде используется как термин, позволяющий передать главные очертания того или иного вида одежды . Различаются силуэты прямой, напоминающий прямоугольный, трапециевидный, овальный. Кроме того, обычно даются некие уточнения о том, в какой степени одежда облегает фигуру, - приталенный силуэт, полуприлегающий и т.д.

Методическая разработка урока изобразительного искусства в 6 классе на тему: «СЛУЭТ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ГРАФИКИ».

Представлен конспект интегрированного урока изобразительного искусства для учащихся 6 класса. Тема урока «Силуэт как выразительное средство графики» (по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского)

Цель урока: Изображение фигуры человека. Главная задача - развить «чувство» силуэта и больших форм, от которого зависит выразительность, как общей композиции, так и изображенных персонажей и предметов.

Овладение силуэтностью изображения достигается средствами аппликации из черной бумаги вырезанием и наклейкой на белый фон. Здесь применяется чистый силуэт. дать представление о силуэте как виде изобразительной деятельности – графики.

Задачи урока :

Обучающая : развивать представление об истоках творчества художника; обучить приемам работы силуэта;

    Познакомить детей с созданием образа человека в искусстве, используя понятие «силуэт».

    способствовать развитию художественного воображения, желания и интереса к творчеству;

    Формирование навыка работы по созданию выразительности силуэта, используя черную бумагу.

    воспитывать чувство уверенности в себе для поддержания творческих успехов.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийная доска , мультимедийная презентация «Силуэт», видеоролик «рисунки песком», диск с музыкой для релаксации.

Для учащихся: картон черный, ножницы, клей-карандаш

Представленный урок состоит из 7 этапов.

I . Организационный этап

II . Актуализация знаний учащихся.

III . Подготовительный этап.

IV . Основной и контрольный этапы.

V . Рефлективный этап.

VI . Итоговый этап.

VII . Информационный этап.

Описание хода урока

/1 слайд/ В наслаждении красотой есть элемент

наслаждения мышлением.

/Аристотель/

    Организационный этап.

1. Приветствие. Настрой на урок.

Для начала проведем упражнение на рефлексию «Мордашки». Ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек со стилизированными рисунками. Каждый ребенок показывает одну из «мордашек», соответственно своему настроению («улыбающаяся», «нейтральная», «грустная»).

Учитель: /2 слайд/

Добрый день, дорогие друзья!

Встрече с вами очень рада я.

Ждет на уроке вас

О силуэте рассказ.

Хочу услышать я от вас ответ:

Как вы считаете, что же такое силуэт? (ответы учащихся).

Силуэт – это тень? Так ли это?

Не всегда. Силуэт подобен тени объекта, но падающие тени изменяются в зависимости от положения освещения. Вспомните лето, жаркий полдень и тень, бегущую впереди или позади нас. Она не повторяет нашу фигуру. Это измененный силуэт. А в силуэте главное – это правдивое, выразительное изображение, характеризующее форму объекта. /3 слайд/

Итак, в широком смысле « силуэт » - характерное очертание предметов, как в природе, так и в искусстве, подобные его тени. В узком смысле « силуэт » - вид рисунка, т.е. плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. /4 слайд/ Силуэт, нарисованный (тушью или белилами), либо вырезанный из бумаги и наклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контурами, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне.

В таком рисунке невозможно показать черты лица, или какие - нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны. Силуэтные портреты делаются обычно в профиль и их можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из чёрной бумаги. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства.

Из истории существует объяснение, откуда появилось значение «силуэта». В 18 веке при дворе французского короля Людовика 15 министром финансов (генеральный контролёр финансов) был некий Этьен де Силуэт (1709- 1767).

О нём ходило много анекдотов, и однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно, как тень. /слайд 6/ Этот способ изображения стали называть силуэтом, по фамилии министра. И если бы не это обстоятельство, то о самом Силуэте, возможно, давно бы забыли.

На самом деле искусство силуэта имеет древние традиции. Интересно, что первобытные люди не называли силуэтные изображения искусством. Для них черные и красные абрисы на стенах пещер были инструментом диалога с богами, частью языка молитв и просьб, адресованных природе. Считалось, что нарисованные на стенах пещер черный буйвол или красная самка оленя могли отвратить бурю и сделать охоту удачной.

Также искусство известно с древности в Китае, где оно сохранило свои традиции, Японии и других странах Азии. Необыкновенно изящные силуэты с прорезанными тончайшими деталями использовались в теневом театре народов Древнего Востока.

В Европе силуэтное искусство распространилось с 18 века во Франции. Излюбленными жанрами стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты. В России этим искусством особенно увлекались известные художники Ф.Толстой, М.Добужинский, А.Ильин, Н.Рерберг, Е.Кругликова.

Учитель: Силуэтные изображения стали входить в моду. Заказать портрет живописцу было очень дорого, а иметь свой собственный портрет за меньшую цену хотели многие. Такими портретами украшали стены комнат, кабинетов.

Силуэтами украшали шкатулки, вазы, посуду, зонтики. Силуэт стал очень популярным и в России. /слайд/ слайд/ слайд/).

Всегда ли силуэты бывают черными?

Показ «Бабочки».

Прилетела черная бабочка и села на белое поле (показ /слайд/). Прилетела белая бабочка и села на черное поле (показ /слайд/). Прилетела третья бабочка – разноцветная (показ /слайд/). Чем ее крылья отличаются от крыльев силуэтных бабочек, кроме цвета? (Ответы детей).

Верно, у разноцветной бабочки крылья внутри проработаны – тут и прожилочки, и точки, и пятнышки. А силуэт внутри не прорабатывается, поэтому он воспринимается как пятно.

Вот целая стайка бабочек. Издалека они выглядят черными пятнышками (показ /слайд/). Но это не просто кляксы. У каждой бабочки крылья имеют свою форму. И поэтому мы можем отличить силуэты друг от друга.

/слайд/ Скажите, а почему головы людей в силуэтах изображают в профиль, а не в фас? (Ответы учащихся).

Верно. Потому что именно при таком изображении мы имеем лучшее представление о чертах лица и даже характер человека.

3. Постановка художественной задачи.

Учитель: Сегодня будем рисовать мы силуэты,

Затем их из бумаги вырезать.

И силуэтами, как в прошлые столетия,

Предметы быта будем украшать.

Выберите силуэты старинных предметов быта: ларца, лампы, вазы, чаши, блюда, книги – и украсьте их в своих группах черными или белыми силуэтами – портретами сказок А.С.Пушкина или других известных писателей (на выбор).

4. Последовательность рисования головы человека в профиль.

Учитель: Давайте вспомним, как надо рисовать голову человека в профиль. /слайд/

У вас на столах есть алгоритм рисунка, обратите на него внимание.

Педагогический рисунок учителя на доске.

1) Сделать набросок базовой формы головы.

2) Нанести конструктивные линии и обозначить форму волос.

3) Прорисовать черты лица с учетом линий.

4) Подправить контуры лица, волос, шеи, чтобы получилось похоже на выбранную модель.

5) Обвести готовый контур мелом, стараясь не отрывать его от доски.

6) Стереть все ненужные линии.

Учитель: Получился силуэтный портрет.

5. Указания к работе.

1) Вспомнить героев сказок А.С.Пушкина.

2) Обсудить в группе, какими силуэтными портретами будете украшать предмет, какого он будет цвета.

3) Распределить работу.

4) На половине листа черной или белой бумаги нарисовать силуэты.

5) Вырезать их ножницами по контуру, начав сбоку.

6) Наклеить в овал или прямоугольник.

7) Если кто-то в группе остался без работы над силуэтом, он может дополнить декор вазы или книги каким-нибудь красивым элементом: веточкой лавра или чернильницы с пером. Все должны принять участие в оформлении предмета. Надо уметь договариваться и сотрудничать.

Не забывать, что главное – это силуэты людей (животных не рисовать).

8) Выбрать работу, которая получилась лучше, а силуэты выразительнее.

Учитель: Не забывайте о технике безопасности при работе с ножницами и клеем. Будьте осторожны!

ГЕРОИ ПУШКИНА

Мы можем смело выбирать,

Кого на вазах рисовать:

Или гордую девицу –

Шамаханскую царицу.

Звездочета и Дадона,

Царевну Лебедь и Гвидона,

Бабариху иль Салтана,

Или смелого Руслана,

Черномора с бородой,

Людмилу с длинною косой,

Рыбака, старуху злую,

Поискать еще такую,

Жадного попа, Балду,

Черта и Бабу Ягу,

Или жадного Кощея,

Что от скупости дряхлеет,

Царевну, семь богатырей

Нарисуем поскорей!

А может их создателя –

Гения, писателя?

Практическое выполнение задания. /Слайд с музыкой/

Подведение итогов.

1. Анализ работ, вывод.

Первые законченные работы сразу же закрепляются на доске. Отмечаются наиболее красивые, с оригинальными, выразительными силуэтами. Определяется характер персонажей. Отмечается один силуэт с недостатками, выясняется, в чем ошибка.

Учитель: Молодцы, ребята! Вы все очень старались, работали дружно, поэтому так хорошо украсили свои предметы силуэтными портретами сказочных героев. Некоторые даже успели сделать декоративные элементы для предметов.

Упражнение «Мордашки» (экспресс-опрос). («улыбающаяся», «нейтральная», «грустная»).

Учитель: Улыбок стало больше - урок удался!

Заключительное слово учителя.

Вы сегодня побывали в роли по-настоящему творческого человека. Урок завершен. Творческих вам успехов

КОММЕНТАРИИ

Приветствие в начале урока проходит нетрадиционно. Учащиеся произносят свое имя (в этом возрасте это важно, потому что чаще подростки обращаются друг к другу, используя клички) и положительное качество. Данный психологический прием создает позитивный фон для работы, усиливает психологический настрой. И, что особенно ценно, способствует преодолению психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению, что для уроков изобразительного искусства крайне важно.

В ходе проведения урока используются активные формы обучения. На организационном и рефлективном этапах используется упражнение «Мордашки». Ребенок сам осознает свое состояние и делится с этим учителем, что повышает его самоуправляемость. Упражнение имеет и свехэффект: дети видят внимание к себе. А учителю дается возможность подкорректировать настроение двумя-тремя фразами, дополнительно настроив ученика на работу. Показом мордашек и завершается урок. Учитель имеет возможность сделать сравнительный диагностический срез, получив обратную связь от учащихся.

На этапе актуализации знаний используется техника «Опорный план урока».

Он отличается от распространенного входа в урок: все встали, замерли, посмотрели в глаза учителя, по команде сели.

На доске прикрепляются соответствующие карточки, обозначающие определенные виды деятельности. Эти обозначения ребята легко запоминают. Боле интересные, занимательные задания, секрет или сюрприз от учителя, предлагаются в конце урока. Поэтому у ребят есть стимул работать организованнее, активней, чтобы успеть поработать над интересными заданиями, узнать секрет урока или заработать сюрприз. Учитель комментирует план урока в полушутливой форме («Восхитимся знаниями….», «Потренируем мозги…», «Вытащим из тайников памяти кое -что ценное…»). Тем самым решается главная задача входа в урок- позитивно настроить учащихся на работу. А не устроить ему стресс с головомойкой.

На подготовительном этапе проводится диалоговая беседа, развивающая представления учащихся об истоках творчества художника. Акцентируется внимание на том, что первоосновой творчества во всех видах деятельности является окружающая нас реальность. На этом этапе ребята также работают в словариках по изобразительному искусству, записывают основные понятия урока, затрагивая и психологические аспекты, что позволяет глубже понять природу творческой деятельности, а также обогатить словарный запас.

«Переходным мостиком» к основному этапу является составление синквейна. Синквейн – приём технологии развития критического мышления Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы. На данном этапе синквейн применялся не только как средство творческого самовыражения, и способ улучшения эмоционального состояния на уроке, но и как прием проверки усвоенных знаний по теме. А главное, он позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом и получается у всех!

На физминутке учащимся предлагается упражнение «Зеркальное рисование». Данный прием широко используется в арттерапии (метод в психологии). Направлено оно на развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля. Учащимся предлагается рисовать в воздухе одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Для выполнения практической работы используется техника рисования песком. Рисуя песком, учащиеся используют нетрадиционные технологии изображения, что создает условия для творческой самореализации.

Стоит отметить еще один из важных аспектов применения техники рисования песком. Данная техника так же как и прием «Рисование в воздухе» используется в арттерапии (терапии искусством). На обычном школьном уроке ставится задача– научить как правильно делать что-либо, например рисовать («Домик рисуется вот так, дерево вот так и именно таким цветом»). У ребенка нет возможности подключить свое воображение и поэкспериментировать; самому для себя сделать открытие: за него это уже давно сделали другие, ему остается только смотреть, слушать и воспроизводить, его учат репродуцировать готовые знания и умения.

Арттерапевтическая цель рисования песком- раскрепостить психику, дать выход творческой энергии. Главное – не правильно выполнить, не зацикливаться на отметке, а включить на полную мощность эмоции и чувства. Исходя из данных артерапевтических задач, учащиеся сами оценивают свои работы.

На рефлективном этапе учащиеся имеют возможность посмотреть работы, выполненные одноклассниками, дать обратную связь. Экспресс-выставка организуется прямо на местах, учащиеся свободно перемещаются по классу, оценивая работы друг друга, делятся впечатлениями, ощущениями от работы с необычным материалом. Желающие учащиеся свои рисунки комментируют.

На итоговом этапе акцентируется внимание учащихся на чувствах и ощущениях. Фиксируется внимание на эмоциях творчества.

Учитель дает необходимые рекомендации по выполнению аналогичных работ. Кратко рассказывает об используемом приеме арттерапии, тем самым вооружая учащихся одним из доступных и приятных для них способов снятия эмоционального напряжения и на будущее.

На уроке используется прием самооценки работ. Функция оценки результатов своего труда, переданная учащимся, позволяет ребятам более критично отнестись к своей творческой деятельности, способствует развитию рефлексии.

На информационном этапе учащимся предлагается разноуровневое домашнее задание.

Первый уровень- обязательный минимум. Главное свойство этого задания- оно должно быть понятно любому ученику. Предложено придумать небольшой рассказ к своему рисунку, выполненному на уроке.

Второй уровень задания- тренировочный. Его выполняют учащиеся, которые - желают более углубленно изучить тему. По усмотрению учителя учащиеся могут освобождаться от задания первого уровня. Учащимся предлагается раздаточный материал, где на отдельных листах разнообразные фигуры, которые нужно дорисовать, выполнив определенные задания.

Третий уровень- творческое задание, выполняется на добровольных началах. Предлагается провести самоанализ творческой деятельности (Тест “Определение уровня воображения”).

Новизна представленного урока -в интеграции двух направлений: изобразительного искусства и психологии в рассматривании природы творческой деятельности

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Упражнения на развитие воображения

(для выполнения домашнего задания 2 уровня).

Упражнения предлагаются на отдельном листе бумаги для каждого обучающегося.

Упр.№1

Посмотри внимательно, на что похожа каждая фигурка? Назови несколько вариантов, а потом можешь её дорисовать так, как ты себе это представляешь.

Упр.№2

Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.

Упр.№3

Подумай, как можно эти фигуры превратить в подарки для твоих друзей. Попробуй дорисовать.

Упр.№4

Посмотри внимательно на каждую кляксу и подумай, на что она похожа. Попробуй дорисовать.

Упр.№5

Дорисуй эти кружки так, чтобы из них получилась картинка

Упр.№6

Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что-нибудь сам, соединяя точки.

Тест “Определение уровня воображения”

(для выполнения домашнего задания 3 уровня)

Инструкция:

Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет".

Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отрицательный.

    Интересуетесь ли вы живописью? (2, 1).

    Часто ли вы скучаете? (1, 2).

    Рассказывая какую-либо историю, любите ли вы украсить ее красочной деталью, добавленной от себя? (1, 0).

    Инициативны ли вы на работе, в школе? (2, 1).

    "Широко" ли вы пишите, много ли занимаете место на бумаге? (1,0).

    Руководствуетесь ли вы в выборе одежды законами моды или собственным вкусом? (2, 1).

    Любите ли вы рисовать во время собраний или лекций на листе бумаги одни и те же фигурки? (О, 1).

    Слушая музыку, представляете ли вы какие-либо образы, связанные с ней? (1,0).

    Любите ли вы писать длинные письма? (2, 1).

    Видите ли вы иногда цветные сны? (1, 0).

    Любите ли вы мысленно бывать в тех снах, которые знаете лишь по рассказам? (1, 0).

    Часто ли вы плачете, расстраиваетесь в кино? (1, 0).

Итак, подсчитайте очки.

14-17 очков: у вас богатое воображение. Если вы сумеете применить его в жизни, то добьетесь больших творческих успехов.

9-13 очков: среднее воображение. Такое воображение встречается у очень многих людей. От вас и только от вас зависит, сумеете ли вы развить его. cinquain ) - пятистрочная форма.

Синквейн- это приём технологии развития критического мышления. Синквейны – это и стихи, и средство творческого самовыражения, и способ улучшения эмоционального состояния на уроке, а так же прием проверки усвоенных знаний по теме.

1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)

2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)

3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).

4 строка. Отношени к теме-фраза из 4 слов (предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).

5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).

Пример сиквейна на тему «Воображение, фантазия, творчество»

Воображение.

Яркое. Богатое.

Представлять. Фантазировать. Сочинять.

Умение в повседневой реальности видеть особенное.

Творчество.

Искусство силуэта известно с древности (наскальные рисунки африканских охотников, китайские тени, черно- и краснофигурные силуэты на вазах Древней Греции), но, вероятно, смелый и удачливый эвенкийский охотник и оленевод С. Надеин (1929 - 1981 гг.) не знал об этом. И лишь оказавшись прикованным к больничной кровати, он открыл его для себя. Создавая свои силуэты, он, скорее всего, вспоминал об орнаментах, которые ловко вырезала его мать и другие женщины стойбища для украшения одежды и предметов быта, недаром у него много орнаментов, в узоры которых включены изображения птиц и зверей («Узоры Севера»).

В изобразительном искусстве силуэт - это особый вид графической техники, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэты рисуются либо вырезаются из бумаги. В силуэте нет глубины, он двухмерен. Но вот над привычным контурным изображением острова Сахалин в виде рыбы взметнулся силуэт оленя. И почему-то, глядя на него, мы видим его изящную форму, объем, грацию движений, целеустремленную красоту стремительного движения вперед. Сколько в нем порыва, экспрессии! Силуэт в этом изображении доведен до звучания символа, что подвластно лишь большому мастеру, каким был Семен Надеин, эвенкийский художник, родившийся в одном из стойбищ на севере Сахалина и широко известный на родном острове и за его пределами в 1960–1970-е годы. «Олень на острове» - одна из первых и лучших силуэтных композиций молодого оленевода, попавшего в больницу с тяжелым недугом (ампутация ног).

Тоска по родному стойбищу, сны-миражи о прежней жизни, которые он пытался остановить, вылились у него в стихи:

Вижу синий дымок над зеленой листвой,
Чум, белеющий в диком лесу,
Я из чащи далекой знакомой тропой
В дом сухие гнилушки несу.
(«Лесная песня»)

Пытаясь остановить видения, он брал миниатюрные ножнички и резал из больничной рентгеновской пленки силуэтные композиции. В них много конкретных жизненных наблюдений и точно переданных деталей. И поэтому искусно вырезанные, они приобретают не только художественную, но и историко-культурную значимость. Только в самой жизни мог он подметить характерное движение человека, делающего лодку, или рыбака в лодке, отталкивающегося шестом. В силуэтах современников («Силуэты земляков») маленькие плоские черные фигурки, вырезанные из бумаги, обретают жизнь. Застывшая в движении сгорбленная фигура человека с топором, замедленные, плавные движения лодочника с багром - будто сама вечность, запечатленная в линиях и формах. В ряде силуэтов изображена охота, и мастерство, с каким переданы эти сцены, поистине изумительно. Маленькие черные фигурки всегда динамичны, полны жизни. Только наблюдательный художник и опытный охотник, каким был С. Надеин, мог тонко подметить многие мелкие охотничьи детали. Сам художник, к тому же обладающий литературным даром, сравнивал их с «живыми тенями»:

Оживут, запляшут, как живые, тени,
Мои бумажные птицы, звери и олени.

Увлечение литературой подвигло его на создание не только иллюстраций к эвенкийским сказаниям («Крылатый олень» и иллюстрации к эвенкийскому эпосу «Энгеспал»), но и самих сказаний, легенд, преданий и даже повести «Максим Канига». Тесная и весьма успешная связь литературного искусства и силуэтной иллюстрации известна в истории искусства: мирискусники любили эту очень трудную технику, требующую виртуозного владения рисунком, предельной остроты взгляда и изощренного композиционного дара. Они ценили и изысканность материала, и поэтичность изображения. Именно их силуэтные композиции-иллюстрации позволили исследователю творчества одного из них - Э. Ф. Голлербаху - сказать: «Силуэт - это формула и одновременно намек, еле уловимый рассказ о чем-то, фраза начатая и неоконченная». Многое мог сказать в своих силуэтах и Семен Надеин. Особый интерес представляет портретная галерея выдающихся русских поэтов и писателей - А. С. Пушкина, А. Блока, М. Горького, Н. В. Гоголя и иллюстрации к их произведениям.

История искусства силуэта имеет периоды подъема и спада интереса к нему. И всегда это связано с именем большого художника: граф Ф. Толстой, мирискусник Г. Нарбут, Е. Бем,
Е. Кругликова и другие. То же самое случилось и в наше время в искусстве народов Сахалина.

И если бы искусство С. Надеина было широко известно публике, наверняка он стал бы в этот ряд художников, достойно представив свой народ, внеся самобытную страничку в этот особенный вид искусства. Силуэты С. Надеина - редкостное явление в искусстве коренных малочисленных народов Дальнего Востока. В этой области творчества он достиг виртуозного мастерства, добившись ясности контуров при выразительности линий. И неудивительно, что у него появились последователи. На последней выставке искусства народов Сахалина, проходившей в рамках фестиваля «Содружество» в Сахалинском областном художественном музее в октябре 2003 года, кроме силуэтных композиций Семена Надеина были представлены композиции и других сахалинских художниц - уильтинки Альбины Осиповой (род. 1965 г.) и нивхки Натальи Пулюс (род.1963 г.), неоднократных дипломанток районных, областных и краевых выставок. Обе живут в поселке Ноглики на севере Сахалина.

Совершенно иной характер носит силуэтное искусство Альбины Осиповой. У нее оно выведено в самостоятельный жанр, автор задает ему полное равноправие с другими видами искусства. Круг ее тем не широк: природа Сахалина, быт народов Севера и фольклорные мотивы. Она вырезает силуэты из черной или цветной бумаги, вводит в изображение планы, стремясь к строгой плоскостности изображения. Для ее силуэтов характерны твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности, которые необходимы здесь не менее, чем в картине. Большое количество произведений, созданных ею, приобретаются музеями и охотно раскупаются иностранными представителями нефтедобывающих компаний, работающих на севере Сахалина. Она делает силуэты чудесно, легко, с поражающей быстротой, не любит «кружев», мелкости и дробности.

Размеренность, ритмичность и некоторая застылость присущи многим ее композициям. Искривленные деревья, засохшие, сломанные бурей стволы деревьев, сопки - изобразительные знаки-символы северной сахалинской природы - присутствуют во всех картинах художницы, оживленные фигурками людей и животных. Все композиции взяты в рамочки из треугольничков, дополненных резными орнаментальными полосками из веточек с листочками или спиралей.

В
силуэтной композиции № 2, выполненной в августе 2003 года, несмотря на ограниченность выразительных возможностей силуэта, ей удалось передать не только форму и объем, но и тончайшие нюансы движения, психологического настроя и даже красочность изображения. Композиция вырезана из розово-красной бумаги, цвет которой вносит эмоциональное звучание в изображение состояния природы, человека и животного. Значительную роль здесь играют и их выразительные позы, дополняющие и расширяющие образность композиции. Отставленная полусогнутая нога, длинная палка в вытянутой руке, расслабленная, застылая поза человека, замерший олень, вытянув вперед морду в едином порыве, будто к чему-то прислушиваясь, онемели перед этой странной красотой. Спокоен и певуч ритм сопок. И лишь искривленные деревья да беспокойный ритм промерзших кочек, бегущих от одного края листа к другому, напоминают нам о суровой северной природе.

По силе характеристики, остроте решения, верности трактовки этот силуэт имеет большое художественное значение.

Одно время у А. Осиповой жил мальчик Саша Яковлев, перенявший от нее искусство вырезания силуэтов. В его композициях природа живет сама по себе.

Искусство силуэта только на первый взгляд может показаться примитивным и однообразным. Овладеть искусством силуэта совсем не так просто, как кажется. И, как уже говорилось ранее, здесь необходимы и твердость рисунка, и особое мастерство композиции, отбор главного, отказ от второстепенных деталей, способность передать пространство, движение фигур. И как это трудно, можно увидеть на примере развития творчества нивхской художницы Натальи Пулюс. Для выполнения силуэтных композиций (отлично вырезает и орнаменты) она выбрала любимый старинный материал нивхов - рыбью кожу, которую наклеивает на черную замшу. От композиции к композиции растет ее мастерство вырезания силуэтов. И если сложная композиция на сказочный сюжет «Медведь и бурундук» собрана из отдельно вырезанных частей, фигуры животных не очень выразительны, то композиция «Олень» - очень компактная, выполнена будто на одном дыхании: из беловатого оттенка травы вырастают кустики, ноги оленя и искривленное дерево. Рога оленя прорастают в полоску земли и сопки на дальнем плане, которые в свою очередь неотделимы от верхушки дерева.

Каждый предмет (дерево, сопка и олень) - символ непритязательной природы севера Сахалина. Особое очарование изображаемому придает по-детски непосредственное изображение большого оленя.

О популярности искусства силуэта и творчества Семена Надеина среди народов Сахалина говорят и различные вышивки, выполненные по рисункам с его силуэтов («Материнство», «Олень на острове»). В детских художественных школах изучается не только декоративно-прикладное искусство народов севера Сахалина, но и вырезание орнаментов и силуэтов.

Такое количество любителей искусства силуэтных композиций позволяет думать о склонности к этому виду искусства народов севера Сахалина. Вырезание силуэтов созвучно давнему умению этих народов вырезать великолепные орнаменты для украшения одежды и предметов быта, имеющего древние корни. Искусство сахалинских силуэтистов наиболее близко к древним истокам, вероятно, поэтому очередной всплеск интереса к нему родился на Сахалине.

Александра МАРАМЗИНА ,
заведующая сектором декоративно-прикладного искусства
Сахалинского областного художественного музея

Силуэт человека, идущего или стоящего, видят все каждый день. Этот зеленый человечек на светофоре показывает, когда можно перейти дорогу. Откуда пришло к нам это слово?

Происхождение слова

Силуэт - это в переводе с французского «очертание, контур» (silhouette). У этого слова интересная история. Понятие контура существовало с давних пор, но именно «силуэтом» закрашенный контур стали называть во Франции при Людовике XV.

Занимавший тогда пост министра финансов граф Этьен де Силуэтт стал известен экономией и крайней бережливостью. Мода на костюмы отреагировала сразу: исчезли карманы, украшения табакерок, стиль в целом стал значительно проще. Его назвали силуэтом. Тогда же один из Сейшельских островов тоже получает название Силуэт.

В это время во Францию приходит искусство китайской тени. Причуды моды возводят его на вершину популярности. Исполнялся портрет в течение нескольких минут, поскольку черты лица прорисовывать было не нужно. Рисовался контур, обычно в профиль, затем заливался тушью. Иногда тонкими линиями прорисовывались две-три черты белой краской.

Созданное Этьеном де Силуэттом акционерное общество очень быстро охватила паника по поводу задержки выплаты дивидендов. Общее недовольство распространилось во всех слоях общества, и министр ушел со своего поста.

Видимо, так совпало, что появившаяся на министра карикатура была выполнена в жанре новой китайской техники. Минимум средств для ее создания и определили ее название. Ее окрестили «силуэтом», так же, как и новый стиль одежды.

Одежда

Может, это вызовет улыбку, но одежда тоже имеет свой силуэт - это ее контуры, которые модельер набрасывает на листе бумаги. Условно принято разделять четыре вида современных силуэтов: прямой (прямоугольный), овальный, прилегающий (приталенный) и трапециевидный (или А-силуэт).

В крое одежды существует понятие «силуэтные линии». Это те части выкройки, которые формируют контур. Умело используя моделирование и конструирование, можно выгодно подчеркнуть достоинства фигуры и тщательно скрыть недостатки.

Силуэт в одежде приходится учитывать при изображении человека. Рисунки модельеров носят название «фэшн эскиз», там другие пропорции тела.

Рисунки Кристиана Диора из журнала «Фигаро» - яркое тому подтверждение. Если в академическом рисунке голова относится к телу как 1:8, то в эскизах модельеров - 1:12. Это обеспечивает выгодное представление модели.

Силуэт человека

Тем временем искусство силуэта распространилось за пределы Франции и в конце XVIII века в Петербурге стало модным заказать портрет у знаменитого мастера из Парижа Сидо (Sideau). Он создавал силуэты членов царствующего дома и многих придворных.

Сидо работал пером и китайскою тушью, гравировал на меди, вырезал из черной бумаги. Конкурентом его стал Фр. Антинг. Но вскоре забава надоела знати, и вырезание портретов стало ремеслом бродячих артистов. Их постоянно встречали на ямарках и произведения доморощенных «художников» не отличались качеством и хорошим вкусом.

Казалось, вместе с уходом французской школы искусство это умерло. Но появляется Поль Коневка (Paul Konewka), немецкий маэстро этого стиля. В его исполнении силуэт - это уже не профильный портрет. Целые композиции, объединенные одной темой, сложные и милые, вызывают восторг у зрителей.

Российская художница Елизавета Меркурьевна Бем тоже славилась своими силуэтными работами. Ее иллюстрации к детским журналам высоко оценил И.Репин.

Картины со спрятанными силуэтами

Есть картины, где скрыт силуэт фигуры человека - ветка дерева на переднем плане переходит в кусты и горы вдали. Получается девушка. Впервые картины с "замаскированными силуэтами" изображали цветы, обычно лилии, а в переплетениях линий узнавались профили царственных особ.

Сейчас есть такое направление в живописи, сюрреализм, в котором в обычном, казалось бы, пейзаже скрывается какой-то подтекст. Мастер такого воплощения - мексиканский художник Октавио Окампо. Его картина «Поцелуй моря» изображает морской пейзаж, который скрывает 6 портретов.

Силуэт - это контурное изображение, а все, что за его пределами, может быть чем угодно. Это принцип О.Окампо. Чайка, которая парит над водой, как бы соединяет влюбленных.

Театр теней

Пожалуй, самое яркое воплощение контура применяется в театре теней. Актеры играют за сценой, перед ними натянут экран. В глубине стоит сильный прожектор, отбрасывая тени. Преимущество в том, что тени могут изобразить то, чего не добьешься никаким гримом.

Домашний мини-театр из самодельных фигурок можно устроить с помощью настольной лампы. Любая ткань выполнит роль экрана, главное - натянуть ее покрепче на подрамник. К черным фигуркам крепится проволока, чтобы двигать их. Это нельзя делать руками, так как они будут создавать лишние тени.

Попробуйте сделать с ребятами такой театр и получите незабываемые минуты волшебства, когда луч света вызывает к жизни персонажи сказок. А может быть, это станет вашим хобби.

Эрих Голлербах

Искусство силуэта

Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство пленяет нас своей интимностью, загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше разубеждаешься в его "бедности" и "наивности". Овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется. Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине. Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, -- к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица. Плоскость и линия, ее замыкающая, приобретают в искусстве силуэта исключительное значение. Абрис, контур, очерк предмета порабощают внимание силуэтиста, ограничивают его в средствах, но вместе с тем принуждают к особой изобретательности. Есть силуэты, в которых положительно чувствуется "скульптура", тончайшая "моделировка", даже "красочность". Математический лаконизм, благородная абстрактность силуэта приучают к изощрению наблюдательности и зоркости. Силуэт -- как бы формула и -- одновременно -- намек на незримое , еле уловимый рассказ о чем-то, фраза начатая и неоконченная. Но даже вне законченности своей эта фраза иной раз становится откровением, афоризмом, символом.

Вот почему силуэтное искусство полно своеобразной прелести и неисчислимых возможностей. Об этом красноречиво говорят работы современных художников, уделяющих внимание силуэту. Прежде чем перейти к их произведениям, коснусь вкратце истории силуэта. Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты. Самый же термин "силуэт" происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, "portraits a la Silhouette". По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др. У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках ("Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные"). Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве, -- появились фарфоровые табакерки с силуэтами, чашки, вышивки, инкрустации и т.п. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. альбом "Collection de cent silhouettes". В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству. Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и пр. Успех Коневки вызвал подражание. У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем. Но большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезывающей их из бумаги. Художница обычно набрасывает контур силуэта на белой стороне черного листа бумаги и затем действует ножницами, достигая изумительной виртуозности в сложных композициях, требующих внимательного учета перспективных сокращений. Кругликова создала целую галерею силуэтов писателей, художников, артистов и музыкантов.


Замечательны среди работ Е.С. Кругликовой силуэты Александра Н. Бенуа, В.Э. Мейерхольда, Эмиля Купера за дирижерским пюпитром, Гречанинова за роялем, и ряд "домашних сцен" (концерт и пр.). В той же манере что и силуэты, т.е. из черной бумаги, исполняет художница портреты еn fасе (по образцу рисунков и гравюр Валлотона), а также пейзажи, архитектурные мотивы, иногда запечатлевая разнообразные моменты городской жизни, с ее уличной сутолокой. В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры. Есть у Симонович и большие портретные холсты, в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур. Это уменье метко фиксировать позы, манеры, движения сказалось в силуэтах Симонович, отличающихся классической простотой и технической выдержанностью. Кругликова и Симонович -- это, так сказать, профессиональные силуэтисты. Но и в работах наших графиков силуэт играет не последнюю роль. "Мир Искусства", положивший начало обновлению русской графики, возродил, между прочим, искусство силуэта. Несравненные "реставраторы" старины -- К. Сомов, Александр Бенуа и М. Добужинский -- воскресили прежний дух силуэта. Часто встречаем мы силуэты и в работах Г. Нарбута. Семейный силуэт художника, автосилуэт, силуэты В. Замирайло, Шарлемана, М. Зенкевича, Чемберса, Д. Митрохина и ряд мелких силуэтов в различных декоративных композициях свидетельствуют о большом пристрастии Нарбута к этого рода искусству. Изящество силуэтного портрета пленило и С. Чехонина, лучшего портретного миниатюриста наших дней. Им исполнено несколько чрезвычайно удачных силуэтов (в их числе профили В. Ленина и Г. Зиновьева), для издательства Коминтерна. Пожалуй, нет ни одного крупного графика, который не отдал бы дань этому интимному, грациозному искусству: силуэты есть у В.Н. Левитского, Д.И. Митрохина, В.Д. Замирайло. Мы не даем здесь подробной характеристики этих работ, потому что в творчестве перечисленных художников силуэт играет подчиненную, служебную роль, является одним из побочных элементов графической композиции, не имеющим превалирующего значения. Но воспроизведенные здесь силуэты убедительно говорят о том, как много экспрессии можно вложить в "скупые" черные пятна. Октябрь 1922 г. Оригинал здесь --