Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Имена современных джазовых исполнителей. Зарубежный джаз

Имена современных джазовых исполнителей. Зарубежный джаз

В настоящее время хорошая джазовая музыка завоевала искренних поклонников во всем мире. Например, имена таких исполнителей, как Луи Армстронг или Фрэнк Синатра , известны даже тем, кто далек от этого жанра. Несмотря на различия в культуре и менталитете, возрасте и роде деятельности люди из разных стран любят слушать онлайн джазовые композиции. Более того, наши соотечественники стремятся скачать бесплатно зарубежный джаз и даже разучивают песни на иностранном языке. Все это подтверждает силу, качество и смысловую наполненность композиций.

Историческая справка

Джаз возник на рубеже XIX и XX столетий. Это своеобразный синтез, смешение африканской и европейской культур. Результат получился настолько интересным и неожиданным, что стремительно стал распространяться не только в США, но и по другим континентам. На начальном этапе зарубежный джаз сочетал в себе весьма затейливый ритм, творческую импровизацию и некую гармоничность. Впоследствии направление развивалось благодаря таланту музыкантов, освоению ими новых техник, инструментов и ритмических моделей. Сегодня каждый желающий сможет скачать бесплатно любимый джазовый сборник, прослушать интересные новинки и открыть для себя много нового. На нашем музыкальном портале вы найдете качественную музыку. Для удобства поиска и экономии времени пользователей она структурирована по исполнителям, алфавиту и прочим критериям, что способствует упрощению работы с нашим сайтом. Качайте только самое лучшее, делайте это легко и совершенно бесплатно! В нашей большой музыкальной коллекции найдется зарубежный джаз для ценителей и для новичков, которые находятся в поиске «своего» музыкального направления!

Новое музыкальное направление, названное джазом, зародилось на рубеже XIX и XX веков в результате слияния европейской музыкальной культуры с африканской. Ему свойственна импровизация, экспрессивность и особый тип ритмики. В самом начале ХХ века начали создаваться новые музыкальные ансамбли, именуемые джаз-бендами. В их состав входили духовые (труба, кларнет тромбон), контрабас, фортепиано и ударные инструменты. Известные джазисты, благодаря своему таланту импровизации и умению тонко чувствовать музыку, дали толчок к формированию множества музыкальных направлений. Джаз стал первоисточником многих современных жанров. Итак, чьё исполнение джазовых композиций заставляло сердце слушателя замирать в экстазе?

Луи Армстронг 1901 – 1971.

Для многих ценителей музыки именно его имя ассоциируется с джазом. Ослепительный талант музыканта завораживал с первых минут выступления. Сливаясь воедино с музыкальным инструментом – трубой – он повергал в эйфорию своих слушателей. Луи Армстронг прошёл нелёгкий путь от проворного мальчугана из небогатой семьи до знаменитого Короля джаза.

Дюк Эллингтон 1899 – 1974.

Неудержимая творческая личность. Композитор, чья музыка играла переливами множества стилей и экспериментов. Талантливый пианист, аранжировщик, композитор, руководитель оркестра не уставал удивлять своим новаторством и оригинальностью. Его неповторимые произведения с великим энтузиазмом апробировались самыми известными оркестрами того времени. Именно Дюку принадлежит идея использование человеческого голоса в качестве инструмента. Более тысячи его произведений, названных ценителями «золотым фондом джаза», были зафиксированы на 620 дисках

Элла Фитцджеральд 1917-1996.

«Первая леди джаза» обладала уникальным голосом, широчайшим диапазоном в три октавы. Почетные награды талантливой американки трудно сосчитать. 90 альбомов Эллы разлетелись по миру неимоверными тиражами. Трудно представить! За 50 лет творчества продано около 40 миллионов альбомов в её исполнении. Мастерски владея талантом импровизации, легко сработалась в дуэте с другими известными джазовыми исполнителями.

Рей Чарльз 1930-2004.

Один из самых знаменитых музыкантов, названный «настоящим гением джаза». 70 музыкальных альбомов разошлись по миру многочисленными тиражами. На его счету 13 премий «Грэмми». Его композиции были записаны в Библиотеку Конгресса США. Популярный журнал Rolling Stone определил Рэя Чарльза 10 номером из сотни великих артистов всех времён «Списка Бессмертных».

Майлс Дейвис 1926 – 1991.



Американский трубач, которого сравнивают с художником Пикассо. Его музыка оказала большое влияние на формирование музыки 20 века. Дейвис – это многогранность стилей в джазе, широта интересов и доступность для разновозрастной аудитории.

Фрэнк Синатра 1915-1998.

Знаменитый джазист родом из небогатой семьи, невысокого роста и ничем внешне не отличался. Но покорил слушателей своим бархатистым баритоном. Талантливый вокалист снимался в мюзиклах и драматических фильмах. Удостоен множества премий и специальных наград. Получил «Оскар» за фильм «Дом, в котором я живу»

Билли Холидей 1915 – 1959.

Целая эпоха в развитии джаза. Песни в исполнении американской певицы приобретали индивидуальность и сияние, играли переливами свежести и новизны. Жизнь и творчество «Леди Дей» было коротким, но ярким и неповторимым. Знаменитые джазовые музыканты обогатили музыкальное искусство чувственными и душевными ритмами, экспрессивностью и свободой импровизации.

… и ещё 11, все они считаются классикой джаза.

Чарли Паркер 1920 - 1955

Виртуоз-саксофонист Чарли Паркер был влиятельным джазовым солистом и ведущей фигурой в развитии би-бопа - формой джаза, характеризующейся быстрыми темпами, виртуозной техникой и импровизациями. В своих сложных мелодических линиях Паркер сочетает джаз с другими музыкальными жанрами, в том числе с блюзом, латинской и классической музыкой. Паркер был знаковой фигурой для субкультуры битников, однако он превзошел свое поколение и стал олицетворением бескомпромиссного, интеллектуального музыканта.



Нэт Кинг Коул 1919 - 1965

Известный своим шелковист баритоном, Нэт Кинг Коул привнес в популярную американскую музыку эмоциональность джаза. Коул был одним из первых афроамериканцев, ставший ведущим телевизионной программы, которую посетили такие джазовые исполнители как Элла Фицджеральд и Эрта Китт. Феноменальный пианист и выдающийся импровизатор, Коул был одним из первых джазовых исполнителей, ставших поп-иконой.

Джон Колтрейн 1926 - 1967

Несмотря на относительно короткую карьеру (впервые аккомпанировал в возрасте 29 лет в 1955 году, официально начал сольную карьеру в 33 - в 1960 году, и скончался на 40 году жизни в 1967), саксофонист Джон Колтрейн наиболее важная и противоречивая фигура в джазе. Несмотря на недолгую карьеру, благодаря своей славе, Колтрейн имел возможность записываться в изобилии и многие его записи были изданы посмертно. Колтрейн радикально изменил свой стиль в течение своей карьеры, тем не менее у него остается масса поклонников как его раннего, традиционного звучания, так и более экспериментального. И никто, почти с религиозной приверженностью, не сомневается в его значимости в истории музыки.

Телониус Монк 1917 - 1982

Телониус Монк – музыкант, обладающий уникальным импровизационным стилем, второй самый узнаваемый джазовый исполнитель, после Дюка Эллингтона. Его стиль характеризовался энергичными, ударными партиями в перемешку с резким, драматичным молчанием. Во время своих выступлений, пока остальные музыканты играли, Телониус вставал из-за клавиатуры и танцевал в течение нескольких минут. Создав классические джазовые композиции “Round Midnight”, “Straight, No Chaser,” Монк окончил свои дни в относительной безвестности, но его влияние на современный джаз заметно и по сей день.

Оскар Питерсон 1925 - 2007

Оскар Питерсон - инновационный музыкант, исполнявший всё, включая классическую оду Баха и один из первых джазовых балетов. Питерсон открыл одну из первых джазовых школ в Канаде. Его "Hymn to Freedom" стал гимном движения за гражданские права. Оскар Питерсон был одним из самых талантливых и важных джазовых пианистов своего поколения.

Диззи Гиллеспи 1917 - 1993

Трубач Диззи Гиллеспи - новатор бибопа и мастер импровизации, а также пионер афро-кубинского и латинского джаза. Гиллеспи сотрудничал с различными музыкантами из Южной Америки и с островов Карибского бассейна. С глубокой страстью он относился к традиционной музыке африканских стран. Всё это позволило ему привнести неслыханные новшества в современные джазовые интерпретации. На протяжении своей долгой карьеры Гиллеспи неустанно гастролировал и очаровывал зрителей своим беретом, очками в роговой оправе, надутыми щеками, беззаботностью и своей невероятной музыкой.

Дэйв Брубек 1920 – 2012

Дэйв Брубек - композитор и пианист, популяризатор джаза, борец за гражданские права и музыкальный исследователь. Иконоборческий исполнитель, узнаваемый с одного аккорда, беспокойный композитор, раздвигающий границы жанра, и прокладывающий мост между прошлым и будущим музыки. Брубек сотрудничал с Луи Армстронгом и многими другими известными джазовыми музыкантами, а также оказал влияние на авангардистов: пианиста Сесила Тейлора и саксофониста Энтони Брэкстона.

Бенни Гудмен 1909 – 1986

Бенни Гудмен - джазовый музыкант, более известный как "Король свинга". Стал популяризатором джаза среди белой молодежи. Его появление ознаменовало начало эпохи. Гудмен был неоднозначной личностью. Он неустанно стремился к совершенству и это нашло отражение в его подходе к музыке. Гудмен был не просто виртуозным исполнителем - он был творческим кларнетистом и новатором джазовой эпохи, предшествовавшей эпохе бибопа.

Чарльз Мингус 1922 – 1979

Чарльз Мингус - влиятельный джазовый контрабасист, композитор и лидер джазового оркестра. Музыка Мингуса - это смесь горячего и душевного хард-бопа, госпела, классической музыки и фри-джаза. За свою амбициозную музыку и грозный темперамент Мингус заслужил прозвище "сердитый человек джаза". Если бы он был просто струнник, мало кто знал бы его имя сегодня. Скорее всего, он был величайшим контрабасистом, тем, кто всегда держал свои пальцы на пульсе свирепой выразительной силы джаза.

Херби Хэнкок 1940 –

Херби Хэнкок всегда будет одним из самых почитаемых и противоречивых музыкантов в джазе - так же, как и его работодатель/наставник Майлс Дэйвис. В отличие от Дэйвиса, который неуклонно двигался вперед и никогда не оглядывался назад, Хэнкок зигзагообразно курсирует между почти электронным и акустическим джазом и даже r"n"b. Несмотря на свои электронные эксперименты, любовь Хэнкока к роялю не ослабевает и его стиль игры на фортепиано продолжает развиваться во всё более жесткие и сложные формы.

Сегодняшний день является особенным для тех, в чьих плейлистах всегда есть песни Дюка Эллингтона, Билли Холидея, Луи Армстронга, Эллы Фицжеральд или Джона Колтрейна. Ежегодно 30 апреля мир отмечает Международный день джаза. По такому поводу мы решили напомнить вам людях (а кого-то и вовсе познакомить), которые сегодня входят в список современных звезд джаза.

Джордж Бенсон

Улыбчивый мастер голоса и гитары Джордж Бенсон (George Benson), в чьем творчестве гармонично сливаются R"n"B, софт-рок и джаз, начал свою карьеру в джазе, будучи 21-летним юнцом. Сегодня ему уже 70 лет, а он все выступает! В свое время Бенсон взрывал музыкальные чарты, его сравнивали со Стиви Уандером, несколько раз вручали «Грэмми».

В ближайшее время его можно будет услышать во Франции (Париже) — 3 июля, Германии (Мюнхене) — 15 июля или в Италии (Риме) — 22 июля.

Боб Джеймс

Пианист Боб Джеймс (Bob James)— известный представитель и один из родоначальников такого музыкального направления, как смус-джаз (smooth-jazz — в переводе на русский «мягкий джаз»). То, что играет этот человек, исключительно профессионально, мелодично и гармонично. Делает свою музыку таковой не только сам Боб Джеймс — мэтру помогает его бэнд под названием Bob James Trio в составе Билли Килсона (ударные), Дэвида МакМюррэя (саксофон) и Самуэля Бергесса (бас).

Чтобы послушать Боба Джеймса вживую, придется напрячься несколько сильнее, чем в случае с Джорджем Бенсоном — первый до конца года будет колесить исключительно по США и ненадолго заглянет в Канаду .

Чик Кориа

Фортепианного гения Чика Кориа (Chick Corea) знают даже те, кто не фанатеет по джазу. Американец по месту рождения и итальянец по происхождению, этот музыкант имеет в своей копилке множество «Грэмми» и огромное количество известных всему миру композиций. И, несмотря на то что Чику Кориа уже 71 год, он по-прежнему продолжает выступать в разных странах с концертами.

До июня этого года композитор будет радовать своей музыкой американцев, а после отправится в Японию , Францию , Португалию , Испанию и Италию . В Голландии Чик выступит 13 июля, в Германии — на следующий день, 18 и 19 июля пройдут его концерты во Франции, 20 июля он играет в Испании, а после направляется в Штаты.

Нора Джонс

Не мужчинами едиными полон список современных звезд джаза — есть в нем и представительницы прекрасного пола, отлично реализовавшие себя в этом музыкальном направлении. Например, 34-летняя джазовая пианистка и певица Нора Джонс (Norah Jones), которая исполняет свои же собственные песни. Ее звезда зажглась в 2002 году с альбомом «Come away with me», который получил пять «Грэмми» и был продан тиражом в 20 миллионов экземпляров.

В ближайшее время певица не планирует давать концерты, так что предлагаем вам вспомнить любимые композиции Норы, послушав ее последний альбом или посмотрев записи ее живых концертов.

Нино Катамадзе

Завершить статью мы решили грузинской джазовой певицей и композитором Нино Катамадзе. Обладательница совершенно особенного голоса, она пишет удивительно глубокие, серьезные песни, которые пронимают до самых недр души.

Чтобы услышать ее вживую, не нужно будет ехать далеко — 25 мая она выступает в столице Казахстана, а 15 июня поет на десятом юбилейном фестивале «Усадьба Jazz» в Москве.

Поздравляем любителей джаза с их «профессиональным праздником». А тем, кто еще не является поклонником этого музыкального направления, советуем: послушайте джаз, возможно, он вдохновит вас на новые открытия.

Как одна из наиболее почитаемых форм музыкального искусства в Америке джаз заложил основу для целой индустрии, открыв миру многочисленные имена гениальных композиторов, инструменталистов и вокалистов и породив широкий спектр жанров. 15 самых влиятельных джазовых музыкантов ответственны за глобальный феномен, произошедший за последнее столетие в истории жанра.

Джаз развивался в поздние годы XIX века и в начале XX как направление, объединяющее классическое европейское и американское звучание с африканскими фолк-мотивами. Песни исполнялись с синкопированным ритмом, дав толчок развитию , а впоследствии и образованию больших оркестров для его исполнения. Музыка сделала большой шаг вперед со времен регтайма до современного джаза.

Очевидно влияние западно-африканской музыкальной культуры в том, какая музыка пишется и как она исполняется. Полиритмия, импровизация и синкопирование – то, что характеризует джаз. На протяжении прошлого столетия этот стиль менялся под влиянием современников жанра, которые вносили свое представление в суть импровизации. Стали появляться новые направления – бибоп, фьюжн, латиноамериканский джаз, фри-джаз, фанк, эйсид-джаз, хард-боп, смус-джаз, и так далее.

15 Арт Тэйтум (Art Tatum)

Арт Тэйтум – джазовый пианист и виртуоз, который был практически слеп. Он известен как один из самых величайших пианистов всех времен, который изменил роль фортепиано в джазовом ансамбле. Тэйтум обратился к стилю страйд, чтобы создать собственную уникальную манеру игры, добавив в ритм свинга и фантастические импровизации. Его отношение к джазовой музыке в корне переменило значение рояля в джазе как музыкального инструмента по сравнению с предыдущими характеристиками.

Тэйтум экспериментировал с гармониями мелодии, влияя на структуру аккорда и расширяя его. Все это характеризовало стиль бибоп, который, как известно, станет популярным десятью годами позже, когда появятся первые записи в этом жанре. Критики отмечали также и его безупречную технику игры – Арт Тэйтум был способен играть самые сложные пассажи с такой легкостью и скоростью, что казалось, его пальцы едва касаются черно-белых клавиш.

14 Телониус Монк (Thelonious Monk)

Некоторые из наиболее сложных и разнохарактерных звучаний можно встретить в репертуаре пианиста и композитора , одного из самых важных представителей эпохи появления бибопа и его последующего развития. Сама его личность как эксцентричного музыканта способствовала популяризации джаза. Монк, всегда одетый в костюм, шляпу и солнечные очки, открыто выражал свое свободное отношение к музыке импровизации. Он не принимал строгих правил и сформировал собственный подход к созданию сочинений. Одними из самых блестящих и известных его работ стали Epistrophy, Blue Monk, Straight, No Chaser, I Mean You и Well, You Needn’t.

Стиль игры Монка строился на основе новаторского подхода к импровизации. Его произведения отличаются ударными пассажами и резкими паузами. Довольно часто прямо во время своих выступлений он вскакивал из-за рояля и танцевал, пока другие участники бэнда продолжали играть мелодию. Телониус Монк остается одним из самых влиятельных джазовых музыкантов в истории жанра.

13 Чарльз Мингус (Charles Mingus)

Признанный виртуоз контрабаса, композитор и бэнд-лидер был одним из самых неординарных музыкантов на джазовой сцене. Он разработал новый музыкальный стиль, объединив госпел, хард-боп, фри-джаз и классическую музыку. Современники называли Мингуса «наследником Дюка Эллингтона» за его фантастическую способность писать произведения для небольших джазовых ансамблей. В его композициях демонстрировали мастерство игры все участники коллектива, каждый из которых был также не просто талантлив, а характеризовался уникальным стилем игры.

Мингус тщательно отбирал музыкантов, которые составляли его бэнд. Легендарный контрабасист отличался вспыльчивостью, и однажды он даже ударил тромбониста Джимми Неппера по лицу, выбив ему зуб. Мингус страдал от депрессивного расстройства, но не готов был мириться с тем, чтобы это как-то сказалось на его творческой деятельности. Несмотря на этот недуг, Чарльз Мингус – одна из самых влиятельных фигур в истории джаза.

12 Арт Блэйки (Art Blakey)

Арт Блэйки был знаменитым американским барабанщиком и бэнд-лидером, который произвел фурор в стиле и технике игры на ударной установке. Он сочетал свинг, блюз, фанк и хард-боп – это стиль, который слышен сегодня в каждой современной джазовой композиции. Вместе с Максом Роучем и Кенни Кларком он изобрел новый способ исполнения бибопа на барабанах. На протяжении более 30 лет его бэнд The Jazz Messengers дал путевку в большой джаз множеству джазовых артистов: Бенни Голсону, Уэйну Шортеру, Клиффорду Брауну, Кертису Фуллеру, Хорасу Сильверу, Фредди Хаббарду, Киту Джарретту, и т.д.

«Джазовые посланники» не просто создавали феноменальную музыку – они были своего рода «музыкальным полигоном» для молодых талантливых музыкантов, подобно группе Майлса Дэвиса. Стиль Арта Блэйки изменило само звучание джаза, став новой музыкальной вехой.

11 Диззи Гиллеспи (Dizzy Gillespie)

Джазовый трубач, певец, композитор и бэнд-лидер стал заметной фигурой во времена бибопа и модерн-джаза. Его манера игры на трубе оказала влияние на стиль Майлса Дэвиса, Клиффорда Брауна и Фэтса Наварро. После времени, проведенном на Кубе, по возвращении в США, Гиллеспи был одним из тех музыкантов, которые активно продвигали афро-кубинский джаз. Помимо неподражаемого исполнения на характерно изогнутой трубе, Гиллеспи можно было узнать по очкам в роговой оправе и невероятно большим щекам во время игры.

Великий джазовый импровизатор Диззи Гиллеспи, так же, как и Арт Тэйтум, внес новшество в гармонии. Композиции Salt Peanuts и Goovin’ High ритмически совершенно отличались от предыдущих работ. Оставаясь верным бибопу на протяжении всей своей карьеры, Гиллеспи запомнился как один из наиболее влиятельных джазовых трубачей.

10 Макс Роуч (Max Roach)

В первую десятку 15 самых влиятельных джазовых музыкантов в истории жанра входит Макс Роуч – барабанщик, известный как один из пионеров бибопа. Он, как лишь немногие другие, оказал влияние на современную манеру игры на ударной установке. Роуч был борцом за гражданские права и совместно с Оскаром Брауном младшим и Коулменом Хокинсом даже записал альбом We Insist! – Freedom Now («Мы настаиваем! – Свободу сейчас»), посвященный 100-летию со дня подписания Прокламации об освобождении рабов. Макс Роуч – представитель безупречного стиля игры, способный исполнять продолжительное соло на протяжении всего концерта. Абсолютно любая аудитория была в восторге от его непревзойденного мастерства.

9 Билли Холидей (Billie Holiday)

Леди Дэй – любимица миллионов. Билли Холидей написала всего несколько песен, но зато, когда она пела, она заворачивала своим голосом с первых нот. Ее исполнение – глубокое, личное и даже интимное. Ее стиль и интонация вдохновлены звучанием музыкальных инструментов, которые ей доводилось слышать. Как и практически все описанные выше музыканты, она стала создательницей нового, но уже вокального стиля, основанного на длинных музыкальных фразах и темпе их пропевания.

Знаменитая Strange Fruit – лучшая не только в карьере Билли Холидей, но и во всей истории джаза из-за проникновенного исполнения певицы. Она посмертно удостоена престижных наград и внесена в Зал славы премии «Грэмми».

8 Джон Колтрейн (John Coltrane)

Имя Джона Колтрейна ассоциируется с виртуозной техникой игры, превосходным талантом сочинения музыки и страстью к познанию новых граней жанра. На пороге истоков хард-бопа саксофонист достиг колоссальных успехов и стал одним из самых влиятельных музыкантов в истории жанра. Музыка Колтрейна обладала резким звучанием, и играл он с высокой интенсивностью и самоотдачей. Он был способен как играть в одиночку, так и импровизировать в ансамбле, создавая немыслимой продолжительности сольные партии. Играя на тенор- и сопрано-саксофоне, Колтрейн умел создавать и мелодические композиции в стиле смус-джаз.

Джон Колтрейн является автором своего рода «перезагрузки бибопа», включив в него модальные гармонии. Оставаясь главной деятельной фигурой в авангарде, он был весьма плодовитым композитором и не переставал выпускать диски, записав около 50 альбомов в качестве бэнд-лидера за всю карьеру.

7 Каунт Бэйси (Count Basie)

Революционный пианист, органист, композитор и бэнд-лидер Каунт Бэйси возглавлял одну из наиболее успешных групп в истории джаза. За 50 лет Count Basie Orchestra, включая невероятно популярных музыкантов, таких, как , Свитса Эдисона, Бака Клэйтона и Джо Уильямса, заработал репутацию одного из наиболее востребованных биг-бэндов Америки. Обладатель девяти премий «Грэмми» Каунт Бэйси привил любовь к оркестровому звучанию не одному поколению слушателей.

Бэйси написал много композиций, ставших джазовыми стандартами, например, April in Paris и One O’Clock Jump. Коллеги отзывались о нем как о тактичном, скромном и полном воодушевления человеке. Не окажись в истории джаза оркестра Каунта Бэйси, эпоха биг-бэндов звучала бы иначе и наверняка не была бы такой влиятельной, какой она стала вместе с этим выдающимся бэнд-лидером.

6 Коулмен Хокинс (Coleman Hawkins)

Тенор-саксофон – это символ бибопа и всей джазовой музыки в целом. И благодарны за это мы можем быть Коулменом Хокинсу. Инновации, которые привнес Хокинс, были жизненно необходимы для развития бибопа в середине сороковых. Его вклад в развитие популярности этого инструмента, возможно, определил будущую карьеру Джона Колтрейна, и Декстера Гордона.

Композиция Body and Soul (1939) стала эталоном игры на тенор-саксофоне для многих саксофонистов. Влиянию Хокинса подверглись и другие инструменталисты – пианист Телониус Монк, трубач Майлс Дэвис, барабанщик Макс Роуч. Его способность к неординарным импровизациям привела к раскрытию новых джазовых сторон жанра, которые не были затронуты его современниками. Это отчасти объясняет, почему именно тенор-саксофон стал неотъемлемой частью современного джазового ансамбля.

5 Бенни Гудмен (Benny Goodman)

Пятерку 15 самых влиятельных джазовых музыкантов в истории жанра открывает . Известный Король свинга руководил чуть ли не самым популярным оркестром начала XX века. Его концерт в Карнеги-Холл в 1938 году признан одним из важнейших живых концертов в истории американской музыки. Это шоу демонстрирует наступление эры джаза, признание этого жанра как самостоятельного вида искусства.

Несмотря на то, что Бенни Гудмен был солистом крупного свингового оркестра, он участвовал и в развитии бибопа. Его оркестр стал оним из первых, который объединил в своем составе музыкантов разной расы. Гудмен был ярым противником Закона Джима Кроу. Он даже отказался от тура по южным штатам в поддержку расового равенства. Бенни Гудмен был активным деятелем и реформатором не только в джазовой, но и популярной музыке.

4 Майлс Дэвис (Miles Davis)

Одна из центральных джазовых фигур XX века, Майлс Дэвис, стоял у истоков множества музыкальных событий и наблюдал за их развитием. Ему причисляют новаторство в жанрах бибопа, хард-бопа, кул-джаза, фри-джаза, фьюжна, фанка и техно-музыки. В постоянных поисках нового музыкального стиля он всегда достигал успеха и был окружен блестящими музыкантами, включая Джона Колтрейна, Кэнноболла Эддерли, Кита Джарретта, Джей Джей Джонсона, Уэйна Шортера и Чика Кориа. При жизни Дэвис был удостоен 8 премий «Грэмми» и включен в Зал славы рок-н-ролла. Майлс Дэвис был одним из самых деятельных и влиятельных джазовых музыкантов прошлого столетия.

3 Чарли Паркер (Charlie Parker)

Когда думаешь о джазе, вспоминаешь имя . Известный также как Птица Паркер был пионером джазового альт-саксофона, бибоповым музыкантом и композитором. Его быстрая игра, чистый звук и талант импровизатора оказали значительное влияние на музыкантов того времени и наших современников. Как композитор он изменил стандарты написания джазовой музыки. Чарли Паркер стал тем музыкантом, который культивировал идею того, что джазмены – художники и интеллектуалы, а не просто шоумены. Многие артисты пытались копировать стиль Паркера. Его знаменитые приемы игры прослеживаются и в манере многих нынешних начинающих музыкантов, которые за основу берут созвучную прозвищу альт-сакософниста композицию Bird.

2 Дюк Эллингтон (Duke Ellington)

Был грандиозным пианистом, композитором и одним из самых выдающихся руководителей оркестра. Хотя он известен как пионер джаза, он был превосходен и в других жанрах, включая госпел, блюз, классическую и популярную музыку. Именно Эллингтону приписывают возведение джаза в отдельный вид искусства. Обладая бесчисленным количеством наград и премий, первый великий композитор джаза никогда не переставал совершенствоваться. Он был вдохновителем для следующих поколений музыкантов, включая Сонни Ститта, Оскара Питерсона, Эрла Хайнса, Джо Пасса. Дюк Эллингтон остается признанным гением джазового рояля – инструменталистом и композитором.

1 Луи Армстронг (Louis Armstrong)

Бесспорно, самый влиятельный джазовый музыкант в истории жанра – , известный как Сэчмо – трубач и певец из Нового Орлеана. Его знают как создателя джаза, сыгравшего ключевую роль в его развитии. Поразительные способности этого исполнителя позволили возвести трубу в сольный джазовый инструмент. Он первый музыкант, певший в стиле «скэт» и популяризовавший его. Его низкий «гремящий» тембр голоса невозможно было не узнать.

Приверженность Армстронга собственным идеалам повлияла на творчество Фрэнка Синатры и Бинга Кросби, Майлса Дэвиса и Диззи Гиллеспи. Луи Армстронг оказал влияние не только на джаз, но и на всю музыкальную культуру, подарив миру новый жанр, уникальную манеру пения и стиль игры на трубе.

Начавшись с небольших оркестров, игравших смесь из европейской музыки и африканских ритмов в увеселительных заведениях Нового Орлеана, джаз вырос до одного из интереснейших направлений в музыке. Сложный ритм и обилие импровизаций делают егонепростой, однако крайне увлекательной музыкой.

Но чтобы говорить о величайших джазовых исполнителях, надо бы рассказать о самом джазе. А как о нем рассказывать? Ну, с самого начала.

История

С самого начала были негры, привезенные в качестве рабов в Новый Свет (в основном мы сейчас говорим о территории Штатов). У них была уникальная африканская музыкальная культура. Во-первых, очень, очень большое внимание в ней уделялось ритмам - они были разнообразны, нелинейны и очень сложны. Во-вторых, музыка в Африке неразрывно связана с повседневной жизнью: это обязательное сопровождение разных бытовых моментов, праздников, а частенько и способ общения. Так именно музыка стала одним из объединяющих факторов для многих чернокожих рабов.

Джаз сложился сразу из нескольких относительно параллельно развивавшихся жанров афроамериканской музыки. Самый главный, конечно, регтайм - танцевальный, синкопированный (сильная доля смещена), со свободной мелодией. Потом еще блюз - с классическим 12-тактовым блюзовым квадратом и широкими возможностями для импровизации. Оформившийся уже в начале XX века джаз отразил в себе особенности и того, и другого, и еще многих музыкальных жанров.

Новоорлеанский джаз, чикагский джаз, диксиленд

Самый ранний, новоорлеанский джаз - это унаследовавшие традиции маршевых духовых оркестров ансамбли, состоящие из внушительной ритм секции (2-3 барабанщика, перкуссия, контрабас), разнообразных духовых (тромбон, труба, кларнет, корнет), ну, и гитары-скрипки-банджо, как повезет. Позже практически все известные джазовые исполнители уехали из в Чикаго, где, отточив свое мастерство, стали основателями чикагского джаза - самого раннего джаза. Диксиленд - подражание белокожих групп своим чернокожим товарищам - основателям жанра. Рассуждая о выдающихся джазовых исполнителях того времени, нельзя не сказать о целых джазовых оркестрах.

Чарльз «Бадди» Болден и его «Рэгтайм Бэнд». Считаются чуть ли не первым джазовым оркестром новоорлеанского стиля. Записей с их игрой не сохранилось, однако специалисты уверены, что репертуар состоял из различных классических композиций регтайма, блюза, а также множества маршей, вальсов и пьес с джазовым характером исполнения.

Фредди Кеппард в списке самых влиятельных джазовых музыкантов того времени после Бадди Болдена. В играл в составе «Олимпия Бэнд», в Лос-Анджелесе создал Original Creole Orchestra, в Чикаго (на закате популярности диксиленда) тоже не скучал и выступал с известнейшими музыкантами своего времени.

Джозеф «Кинг» Оливер тоже корнетист и большой молодец. В Новом Орлеане успел поиграть в составе пяти оркестров, а потом, после того как в 1917 году США вступила в Первую мировую и все увеселительные заведения Нового Орлеана позакрывали, вместе со многими другими музыкантами уехал на север, в Чикаго.

Сидней Беше - кларнетист и саксофонист. Играть в ансамблях начал очень рано и успел даже попасть в «Рэгтайм» к Бадди Болдену. Отметился и в чикагских джазовых оркестрах и в более поздних свинг-оркестрах, и даже много катался по Европе, выступив в том числе и в СССР (1926).

Original Dixieland Jass Band - а вот это уже диксиленд, это уже белые ребята, отправившиеся по стопам чернокожих орлеанских групп. Известны тем, что выпустили первую в мире граммофонную пластинку с записью джазовой композиции. Вообще они очень много сделали именно для популяризации жанра. Говорят, что именно с этих ребятами начался тот самый «век джаза». Многие их вещи в будущем стали известнейшими

Страйд

Страйд возник в Нью-Йорке, в районах Манхэттена во время Первой мировой войны совершенно отдельно от новоорлеанского джаза. Это фортепианный стиль, развившийся из рэгтайма путем усложнения ритма, а также повышения виртуозности исполнителей.

Джеймс Джонсон - «отец страйда». Его считают важной фигурой в переходе от рэгтайма к джаз-страйду. На пианино учился играть в основном сам, работал в различных нью-йоркских клубах. Сам сочинил кучу популярных в 20-х мелодий.

Фэтс Уоллер - еще один страйд-пианист, прославившийся едва ли не больше как композитор, чем как исполнитель. Многие его композиции потом перерабатывались и исполнялись другими известными музыкантами. Кстати, играл еще и на органе.

Арт Тэйтум - одна из самых известных фигур в страйде. Замечательный виртуоз, отличавшийся необычной для жанра техникой игры (любил гаммы и арпеджио, одним из первых начал заигрывать с музыкальными гармониями и тональностями). Даже во времена свинга и биг-бэндов обращал на себя (сольного исполнителя) внимание. Повлиял на многих других джазовых музыкантов, нередко отмечавших его необыкновенное мастерство.

Свинг

Самая обширная и благодатная область, когда речь заходит о великих джазовых исполнителях 20 века. Свинг появился в 20-х годах и оставался необыкновенно популярным аж до Второй мировой войны. Играли его в основном свинг-бэнды - здоровенные оркестры составом от десяти человек.

Бенни Гудмен - без преувеличения, король свинга и основатель одного из известнейших биг-бэндов, имевшего оглушительный успех не только в Америке, но и за рубежом. Концерт его оркестра 21 августа 1935 года в Лос-Анджелесе, принесший ему звездную славу, считается началом эры свинга.

Дюк Эллингтон - тоже лидер собственного биг-бэнда, а также известный композитор, создатель многочисленных хитов и джазовых стандартов, в том числе знакомой практически каждому композиции Caravan. Сотрудничал со многими из лучших джазовых исполнителей того времени, позволяя каждому привносить в звучание оркестра свой уникальный стиль, чем создавал интересный и необычный «саунд».

Чик Уэбб. Именно в его оркестре начинала свою карьеру одна из известнейших джазовых певиц Элла Фицжеральд. Сам Уэбб был барабанщиком, и его стиль игры оказал влияние на многие другие легенды ударных джаза (например, Бадди Рича и Луи Беллсона). Он умер от туберкулеза в 1939, не прожив и сорока лет.

Гленн Миллер - создатель одноименного биг-бэнда, в период 1939-1943 годов практически не имевшего себе равных по популярности. До этого Миллер играл, записывался в составе других оркестров, а также сочинял музыку вместе с другими величайшими джазовыми исполнителями своего времени - Бенни Гудменом, Пи Ви Расселом, Джином Крупа и другими.

Так получилось, что интересы этого величайшего джазового исполнителя оказались настолько разнообразны, а «стаж» настолько велик, что приписать его однозначно к какому-либо стилю не представляется возможным. За свою карьеру Армстронг играл и в составе известных оркестров, и соло, и в качестве руководителя собственного джаз-бэнда. Его манеру игры всегда отличала яркая индивидуальность и нетрадиционные, оригинальные импровизации.

Джазовые певцы и певицы

Отдельной главы заслуживают эти ребята, может быть, не написавшие собственноручно джазовых стандартов, однако сделавшие немало для развития этого направления музыки. Уникальные тембры, чувственность голоса, эмоциональность исполнения - многое из этого пришло еще из афроамериканских «народных» спиричуэлсов и госпелов.

Элла Фицджеральд - «первая леди джаза», одна из величайших джазовых исполнителей всей эпохи этой музыки. Обладательница уникального мягкого и «светлого» тембра меццо-сопрано, она могла брать три октавы без видимого усилия. Помимо идеального чувства ритма и интонации, владела такой «фишкой», как скэт - подражание голосом музыкальным инструментам джаз-бэнда.

Билли Холидэй - имела необычный сипловатый голос, придававший особенную чувственность манере исполнения. Так называемый инструментальный тембр ее голоса и способность к ритмической интерпретации удачно сочетались на сцене со звучанием джаз-бэнда.

Би-боп

К сороковым годам танцевальный и немного легкомысленный свинг начал изживать себя, и молодые ребята, охочие до экспериментов, начали развивать стиль игры, позже названный би-боп. Его отличают более высокие требования к мастерству музыкантов, быстрый темп игры, сложные импровизации и, вообще, «интеллектуальность» стиля по сравнению со свингом.

Диззи Гиллеспи - один из основателей би-бопа. Сначала играл на трубе во многих популярных свинговых оркестрах, но потом отпочковался, собрал собственное комбо - небольшой ансамбль - и начал продвигать би-боп, что у него получалось просто замечательно, отчасти благодаря эксцентричной манере поведения. Мастерски обыгрывал классические джазовые темы с необыкновенной виртуозностью.

Чарли Паркер - также основоположник би-бопа. В составе молодых сторонников этого направления буквально перевернул с ног на голову весь традиционный джаз. Би-боперы положили начало модерн-джазу. Паркер также сыграл большую роль в становлении афро-кубинского джаза. Несмотря на все успехи, музыкант страдал тяжелой героиновой зависимостью, от которой впоследствии и скончался в возрасте 35 лет.

Фьюжн

Появился в шестидесятых и действительно является сплавом (перевод fusion с английского) самых разнообразных музыкальных жанров: рока, попа, соула и фанка. По сравнению с другими стилями джаза может показаться довольно «опопсевшим» - фьюжн потерял характерный свинговый бит, однако оставил за собой импровизацию и упор на обыгрывание определенной мелодии (стандарта).

The Tony Williams Lifetime - группа, выпустившая в 1969 году альбом, который ныне считается классикой фьюжна. На волне популярности рок-музыки в своих записях они использовали электрогитару, бас-гитару (классические инструменты именно рок-групп), а также электрическое фортепиано, создавая характерное тяжелое звучание в сочетании с типично джазовым характером.

Майлз Дэвис - разностроннейший музыкант, заслуженно один из самых великих джазовых исполнителей. Помимо джаз-рока он увлекался еще кучей стилей, но и здесь успел создать множество классических композиций, определивших его звучание на несколько лет.

Неосвинг

Это попытка возрождения старых добрых свинг-бэндов начала XX века. Сохраняя общее настроение и характер исполнения классического джаза, неосвинг-группы отошли от импровизации. Они не стесняются современного набора музыкальных инструментов и по структуре их композиции куда больше напоминают современную музыку. В сухом остатке имеем оригинальную стилизацию старого, гораздо более доступную ушам незнакомого с джазом слушателя.

Еще среди интересных исполнителей можно назвать Big Bad Voodoo Daddy, Royal Crown Revue (звучит в фильме «Маска»), Squirrel Nut Zippers и Diablo Swing Orchestra, оригинально смешавшие свинг с металлом.

Босса-нова

Необычная смесь джаза и ритмов латиноамериканской самбы. Зародился, очевидно, в Бразилии и приобрел большую популярность во всем мире. Основателями стиля считаются Жуан и Аструд Жилберту, Антониу Карлуш Жобим, а также саксофонист Стэн Гетц.

Списки лучших

В статье было рассказано о знаковых музыкантах, сыгравших значительную роль в становлении джаза. Однако знаменитых джазменов несравненно больше, и рассказать обо всех сразу не представляется возможным. Тем не менее в список лучших джазовых исполнителей обязательно должны войти:

  • Чарльз Мингус;
  • Джон Колтрейн;
  • Мэри Лу Уильямс;
  • Херби Хэнкок;
  • Нэт Кинг Коул;
  • Майлз Дэвис;
  • Кит Джарретт;
  • Курт Эллинг;
  • Телониус Монк;
  • Уинтон Марсалис.

Причем это и музыканты, и певцы, и даже те, кто больше известен как композитор. Каждый из них обладает яркой индивидуальностью и долгой творческой карьерой. Хотя, как можно заметить, выбраны в основном люди «шестидесятых», выступавшие значительную часть всего XX века, а некоторые из них и XXI.