Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Чем отличаются осетины от других народов кавказа. Почему осетины такие красивые? Связь культуры и религии

Чем отличаются осетины от других народов кавказа. Почему осетины такие красивые? Связь культуры и религии


То, что происходило 20 лет назад в Пригородном районе - полный ад. Ингуши любят рассуждать, что силовики ведут себя как нелюди. Я вам сейчас расскажу, что из себя представляют настоящие нелюди.

В 1944 году власти СССР, устав бороться с бандгруппами в горах, выселили ингушей и чеченцев, чтобы лишить боевиков пособнической базы. А бандгрупп тогда было много - дезертиры, лица сотрудничавшие с фашистами и откровенные предатели, родственники раскулаченных и просто отморозки. Сталин, знакомый с кавказским менталитетом, возвел его в абсурдный абсолют - за все ответили родственники и родственники родственников.

Это был адский ад. Людей, как скот, везли черт знает куда. Обращались тоже как со скотом. Умер? Выкинули труп и продолжили движение.

Апдейт от френда, несогласного с этим высказыванием:
Каждый состав включал в себя один вагон, выделенный под медицинский изолятор, в котором был медперсонал и лекарства. В каждом вагоне назначался старший, который на станциях докладывал коменданту поезда о случаях болезней или смерти в вагоне.
В самом вагоне было только одно незарешеченное окно, закрытое остекленной рамой. Размер окна 69 х 30 сантиметров и находилось оно под самым потолком:
Всего в пути умерло 1272 человека, что составило 2,6 на 1000. Смертность в ЧИАССР в 43-м - 13,2 на 1000. Т.е. и без депортации умерли бы за этот период 540 человек. Остальные - избыточная смертность из-за тягостей месячного зимнего пути - тиф, простуды и т.п.

Евреи постоянно лелеют свой холокост, но их били чужие, а ингушей били свои. Власть решила показать, что с ней шутки плохи. Урок получился такой жестокий, что ингуши впитали его на генетическом уровне. С тех пор они относятся к любым действиям властей настороженно и ничему не верят, что говорит им власть.

Потом ингушей и чеченцев реабилитировали. Их вернули домой, но часть территории не отдали. Туда согнали осетин во время геноцида, чтобы ингуши туда не могли вернуться. А осетины и ингуши испокон века относились к друг другу не слишком дружелюбно. Проживание там осетин было гарантией того, что ингуши не вернутся в свои дома. Но ингуши возвращались. Несмотря на все препятсвия властей. Их не прописывали, препятствовали трудоустройству и вообще как могли гнобили.

А потом Советский союз рухнул. На его просторах началось брожение и межнациональные столкновения. Чечня заявила о своей независимости и устроила геноцид русских и ингушей, которых по самому мягкому варианту просто выгоняли из их домов, а по худшему просто убивали. Начался период великой смуты. И этот период ингушское руководство сочло удобным для того, чтобы вернуть свои территории. К осетинам ингуши относились с пренебрежением и легким презрением, считая их никакими воинами. Соотвественно молниеносный блицкриг мог привести к тому, что Пригородный район может вернуться в состав Ингушетии. Дальше был бы стандартный сценарий по чеченскому варианту - осетин вырезали бы целыми семьями. Поверьте было бы именно так. Осетины видели приготовления ингушей к войне и принимали соотвествующие меры. Обстановка накалялась и логика развития конфликта должна была привести к вооруженному противостоянию. Нужен был только повод. В такой обстановке его долго ждать не пришлось...

Сначала в ходе локальных столкновений погибли несколько ингушей, потом осетинские военные на БТРе задавили ингушскую девочку, что привело к бытовым столкновениям между ингушами и осетинами. Ингуши воспользовались этим фактом чтобы сформировать незаконные вооруженные формирования якобы для защиты ингушских сел. На самом деле это была мобилизация воинских подразделений на территории Пригородного района. Между тем прибывало подкрепление со стороны Ингушетии. Осетины так же активно вооружались и проводили мобилизацию.

Фурункул лопнул 31 октября 1992 года. В Пригородном районе фактически началась война между ингушами и осетинами. Со всеми прелестями, присущими войне - пытками, захвату заложников, убийству мирных жителей. Ингуши, почуяв запах крови, зверели. Блокировали посты внутренних войск, уничтожали всех осетин, попадавшихся им на пути. Осетины в долгу не оставались. Обстреливали ингушские села из крупнокалиберных пулеметов, не стараясь особо попасть в вооруженных людей. Ребенок, старик, женщина - не важно. Убили ингуша и ладно.

1 ноября на территории Пригородного района было введено черезвычайное положение. Вошли русские войска и разогнали всех к чертовой матери, не пуская враждующих к друг другу. Ингушские села оказались отрезаны от Ингушетии. Подкрепления ждать было неоткуда. И тогда... И тогда осетины пришли мстить. Беззащитные мирные ингушские жители, бросив все, уходили в Ингушетию пешком, спасаясь от озверевших осетинских военных. В ноябре, продуваемые холодным ветром, шли женщины и дети, спасая свои жизни и жизни своих детей. Тех, кто не успел уйти осетины брали в заложники. Кого-то пытали. А потом убивали.

И нужно признать что для властей и военных такие действия стали полной неожиданностью. Они развели враждующих, но не взяли под защиту места компактного проживания ингушей и осетин в Пригородном районе. А ненависть, копившаяся даже не годами, а веками выплеснулась на тех, кто не мог оказать достойного сопротивления.

Это позорная страница в истории обоих народов. Но ни один народ ее таковой не признает. Осетины считают, что они защищались (и в этом есть часть истины), ингуши считают, что после ввода российских войск в Пригородный район осетины устроили геноцид ингушам (и это в общем правда).

Взаимные претензии и ненависть продолжают копиться. И каждая сторона считает себя пострадавшей.
Однажды еврейская девушка пригласила двоих парней домой, чтобы мать помогла ей выбрать, за кого из них выйти замуж. Потом она отвела мать в сторону и спросила:
- Ну и кто из них лучше?
- Оба хуже, - ответила мать.

Осетины и ингуши проявили себя как народы, не способные к компромиссам, к цивилизованным формам решения конфликтов, не способные к цивилизованному ведению боевых действий. Скажем прямо - они проявили себя как дикари. И выбирать, кто из них там был лучше бессмысленно. Оба хуже.

Но Пригородный район остался в составе Осетии. А ингуши не могут туда вернуться, потому что осетины оттуда не уйдут. Никто просто так не отдает землю, политую кровью. Поэтому ингуши чувствуют себя пострадавшими. И 31 они будут вспоминать своих погибших в конфликте. А Осетины своих. И никто не скажет - осетины и ингуши погибли тогда не из-за Пригородного района, а из-за глупости, жестокости и подлости. И эти качества сейчас оба народа культивирую против друг друга. Народы, не желающие учиться, обречены на повторение уроков...

На сегодняшний день в Российской Федерации проживает более 300 этнических групп. Конечно же, в любом народе можно встретить прекрасных представительниц женского пола, которые способны очаровать своей красотой каждого мужчину. Самые считаются русской этнической группы, а второе место чаще всего отдают именно осетинкам. Давайте разберемся, какая самая красивая осетинка живет в России. Вся информация собрана на основе разнообразных мнений, рейтингов, топов.

Самые красивые осетинские модели

Елизавета Галуева - молодая и привлекательная осетинская фотомодель. Обладает красивыми глазами, которым может позавидовать любая женщина.

Еще одна красавица-модель - Алана Хубецова. Эта девушка является популярной осетинской моделью, которая активно сотрудничает с разнообразными фотографами-профессионалами. Рост девушки 1,78 метра, объем груди - 84 сантиметра.

Диана Дзугутова - еще одна московская модель, очень красивая и загадочная женщина, которая способна увлечь своим взглядом сердце любого мужчины.

Кристина Цховребова - красивая осетинская модель, которая носит титул "Самая красивая осетинка", по мнению многих осетинских сайтов. Такое мнение сформировалось неспроста: девушка по-настоящему красива и имеет полное право называться таковой.

Еще одна красивая осетинская модель - Регина Абаева. Владеет популярной страницей на сайте "Вконтакте".

Самые красивые осетинские певицы и танцовщицы

Зарина Малити, известная как Eva Mali, - привлекательная и популярная певица. В 2011 году была признана одной из самых красивых девушек России по версии американского журнала Complex.

Жена члена команды московского ЦСКА и сборной Российской Федерации по футболу, - очень привлекательная женщина. На данный момент Зарема Абаева является солисткой ансамбля «Алания», который выступает в Москве. Многие пользователи интернета считают, что Зарема - самая красивая осетинка.

Еще одной привлекательной осетинской певицей считают Элану Алборову. Девушка очень популярна на "Фейсбуке" и имеет свой круг слушателей, которые ценят не только её внешнюю красоту, но и приятный голос.

Девушки из московского ансамбля «Алания» все имеют прекрасную внешность. Поэтому следующую позицию нашего списка мы отдаем сразу двум красивым солисткам данного творческого объединения - Нонне Базиевой и Дине Бекоевой.

Марина Битарова - молодая певица, начинающая модель, одна из самых красивых осетинок в России. Девушке 22 года, она перекрасилась в блондинку и выглядит не как представительница кавказской национальности, но, несмотря на это, считается, что Марина - самая красивая осетинка среди молодых певиц.

Другие красивые осетинки

Среди представительниц женского пола немало умных красавиц. Так, Агунда Бекоева, бывшая студентка МГИМО, владеет шестью языками, победила на олимпиаде «Умники и умницы» в 2009 году и входит в список "Самые красивые девушки-осетинки" неспроста - она по-настоящему прекрасна.

Изабелла Магкоева - молодая красавица, экс-модель ростом 1.73 метра, на сегодняшний день активный член РСД. Жительница Москвы, бывшая студентка РГГУ, владеет тремя языками. Сегодня девушке 26 лет.

Участница телепроекта "ДОМ-2", модель, очень популярная девушка на сайте "Вконтакте" - Белла Тотрова.

Анна Гуриева

На сегодняшний день во всех рейтингах и топах считается, что именно Анна Гуриева - самая красивая осетинка в мире. модель, ведет популярную страницу в "Инстаграмме". Анна Гуриева не зря считается самой красивой представительницей осетинского народа - она по-настоящему прекрасна.

Одним из важных источников определения прошлого осетинского народа являются свидетельства многочисленных путешественников и исследователей, побывавших в местах его расселения. Монахи-миссионеры, торговцы, военные, люди волею судеб оказавшиеся в Осетии, а позже и научные работники, оставили нам бесценные факты по истории и этнографии алан и их прямых потомков осетин. Наиболее интересные и содержательные из этих документальных свидетельств публикуются на страницах югоосетинской газеты "Республика".
\
\
\
«…Асса (Алания - ред.) - из седьмого климата, из городов западной половины обитаемой части света. Область Русь расположена поблизости к нему. Кутаба - из больших городов Асса. Большая часть его населения обитает в степях и на лугах. Богатство их в основном верховые животные и скот, живут благодаря им. Из этой области вывозят мех. Мужчины Асса крепкие и рослые. Большая часть (их) христиане. В настоящее время из этой области вывозят в Рим и Мавераннахр (Центральная Азия) большое количество военных доспехов, деревянную посуду, невольников и наложниц. Некоторые женщины той области с красивой внешностью… Из обычаев их это то, что когда кто-либо ворует, его привязывают к дереву и так оставляют до тех пор, пока не помрет и не разложится. По этой причине в той области воров мало, двери лавок и домов день и ночь оставляют открытыми, и нет надобности в сторожах».

Махмуд ибн Вали, арабский географ (1595 год):

«…В июле я, имеретинский князь Давид Эристави Рачинский, был направлен царем Имерети Давидом к царю Грузии Ираклию… на границе со своей свитой и охраной достиг села Авневи. В ту ночь напали на нас осетины, было их пятьдесят человек. Там я попал в плен и увели меня, три дня и три ночи вели по горам в свою деревню Хцева (Хвце - ред.) …В деревне той живет шестьдесят домов, свободные они. Там спускается исток реки Лиахвы; место скалистое и поросшее лесом, плодовых деревьев нет, растут лишь бук, тис, ель и самшит. Урожай пшеницы снимают малый, а ячменя родится много; из ячменя варят пиво, квас и водку. Разводят овец, коз, коров, быков, лошадей, свиней, кур и ослов. Свиней они едят и считают себя христианами…
Из этой деревни повели меня в другую деревню Рока. Ходьба туда два дня, а дорога узкая каменистая, с подъемами и спусками, поросшая деревьями. В Рока проживают сто домов. Они также селятся на скалистых склонах; у каждой семьи своя башня. Здесь протекает небольшая речка, на которой у них мельницы. Много у них родников. Кроме ячменя ничего не выращивают, разводят коров, овец, лошадей. Они тоже придерживаются одной веры и молельня у них одна, обычай один и одежда».

Давид Эристави, грузинский князь (1786 год):

«К наиболее замечательным народам, населяющим Кавказ, принадлежат осетины, которые живут как раз в центре гор по обеим сторонам горного снежного хребта. По своему языку и чертам лица они отличаются от других народов Кавказа…
Осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста. Осетины не толстые, но жилистые и широкие. Они отличаются от своих соседей преимущественно чертами лица, цветом волос и глаз, которые напоминают европейцев. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы…
При отъезде из своего селения они вооружены хорошим ружьем (топ), мечом (ахсар или ксаргард), пистолетом (дамбутца) и широким обоюдоострым кинжалом (кама)… Для стрельбы они ищут прикрытия и не делают напрасных выстрелов. Когда несколько человек находятся вместе, они защищаются отдельными выстрелами, но никогда не стреляют все вместе, выжидая, чтобы каждый из них один за другим успел снова зарядить свое ружье. Они располагаются в нескольких шагах друг за другом; при отступлении стреляет всегда первым тот, кто находится впереди, отбегая затем назад для того, чтобы успеть перезарядить ружье. В этих случаях они стараются достигнуть наклонной местности с тем, чтобы стоять друг над другом. Они умеют так хорошо пользоваться горами, что 10 человек могут удерживаться против ста. При первом натиске они пылки, но быстро остывают. При защите они упорны, а при согласованной обороне упрямы. Если же они окружены, то дерутся как отчаянные…
…После полудня я сделал другую экскурсию из Крцхинвали (Цхинвал - ред.) на правый берег реки Лиахвы, где в пяти верстах находится крепость Тамарашен, последнее на этой реке местечко, еще населенное грузинами. В полутора часах пути выше начинается осетинский район Джауком. Он лежит большей частью вдоль речки Паца, впадающей в Лиахву. Главным селением является Джава, от которого он получил свое название. По обеим берегам Лиахвы лежит селение Гупта, где живет старейшина фамилии Хубилата, тут же находится селение Схлеб, где земля обладает таким сильным запахом, что приводит в сознание людей потерявших его.
Главной целью моей первой экскурсии из Тифлиса было отыскание истоков Терека… и я намеревался отправиться через Мцхет, Мухрани и Ахалгор до истоков Ксани, затем через самые высокие горы до Терека и осетинского племени тирцау.
В горах у осетин, где очень заботливо собирают солому для зимнего фуража, молотьба происходит с помощью быков. Для этой цели зерновой хлеб раскладывают на гладком и ровном месте, имеющем 20 шагов в диаметре, затем по кругу заставляют непрерывно ходить 5 быков, привязанных вместе за шею и снабженных намордниками; быки выбивают ногами зерна из колоса. Для этой работы нужны два человека - один идет за быками, чтобы погонять их и собирать их экскременты на доску; другой переворачивает зерно лопатой и собирает его в кучу. Этим способом обычно очищают две четверти пшеницы в течение одного дня…
После того как я взял в Ахалгор в качестве проводника осетина из племени тирцау, я покинул это место около полудня. Местность возле речки Гурнаела заселена осетинами и называется Саферашети; здесь имеется 8 селений
После трехчасового пути по очень неудобной дороге мы достигли монастыря Ларгви, который построен на правом берегу Ксани в том месте, где в него впадает река Чурта. Вода снесла деревянный мост, соединявший осетинское селение Лагоше с Ларгви, так что переход через Ксани представлял большие затруднения. На следующий день мы продолжили свой путь, но уже по правому берегу Ксани, который от своих истоков до Ларгви называется своим осетинским именем Дзамури (Дзимыр - ред.).
Я провел ночь в довольно чистом жилище, построенном по осетинскому обычаю из неотесанных камней без извести… В честь нас зарезали очень хорошего барана, которым сам хозяин угощал меня стоя; ничто не могло убедить его сесть вместе со мной. Незадолго до моего прихода было сварено пиво баган, которое действительно оказалось превосходным и очень напоминало портер…

Светловолосые девушки в селении почти все красивые и веселые, они показали свое искусство в танце, несколько похожем на вальс.
...Здесь недавно в земле нашли большой глиняной сосуд, похожий на те, которые употребляют в Грузии для хранения вина; сосуд содержал массу, похожую на смолу. Когда ее нюхали в течение длительного времени или брали небольшие куски в рот, то наступал крепкий и продолжительный сон. Это вещество называют лутон (æлутон - ред.).

Генрих Клапрот, немецкий академик (1807 год):

«…Селения которых здесь много, расположены на поросших травой возвышенностях, а некоторые в нижней части долины. Они напоминают замки или крепости, потому что каждый дом имеет значительную башню или укрепление и многие из них и высокие каменные ограды. Наши спутники тщательно избегали большинства селений, в особенности их башни, так как из них, как они говорили, часто сосед стреляет в соседа из-за вспыхнувшей ссоры… но так как у сопровождавших нас осетин в долине много родственников, которые будут нас защищать и в случае необходимости мстить за нас, если на нас нападут, то они в состоянии обеспечить нам безопасный путь.
…Осетины пользуются серой для изготовления пороха, который отличного качества и силы. Способ приготовления нам не захотели показать… именно из-за недоверия; мы узнали лишь, что в зависимости от степени крепости пороха, выбирают специальные деревья для получения угля и в случае необходимости меняют соотношение компонентов смеси.
Несмотря на большую нужду, угнетающую осетин живущих в высоких горах, они все-таки предпочитают свои негостеприимные скалы красивым долинам у подножья Кавказа. На вопрос о том, почему они не поселяются там, где они могли бы под защитой русских спокойно и совершенно свободно от всяких налогов выгодно пользоваться прекрасными полями и лугами, они отвечают достаточно тонко: «Воздух, видите ли, там для них вреден, они привыкли к незначительной жаре, так же как к небольшому количеству хлеба и живут у себя в горах более здоровыми и довольными». Любовь к полной свободе, антипатия ко всякой зависимости, государственному устройству… все это заставляет их с радостью предпочитать нужду зажиточности».

Керр-Портер, английский путешественник (1817 год):

«…Их недавно умерший вождь был известен тем, что подавал пример своему народу в строгом соблюдении всех христианских религиозных обрядов, молитв, постов и праздников; он употреблял свою власть, заставляя всех подчиненных ему не только принимать участие в этих священных обрядах, но и сохранил с благоговением развалины старых зданий, в которых их отцы впервые вознесли молитвы единственному истинному Богу. Он сам воздвиг новую и красивую церковь для своих братьев христиан…
Я отправился к кузнецу. Сам кузнец был грубым и диким на вид человеком, черным из-за своей работы; выражение его лица - мрачная свирепость - хорошо гармонировало с пылающим железом под его молотком. Его жилище построено на земле на каменном основании; оно низкое и крыша у него плоская. Спереди выдвигается нечто вроде навеса, поддерживаемое деревянными подпорками; под ним находилась кузница; на каждом углу крыши висели черепа лошадей…
По дороге мы встретили других людей из этого селения, переезжавших вброд реку, чтобы попасть на главную дорогу, и чей наряд напоминал больше старинное воинское снаряжение. Кроме ружья у них были сабли, несколько искривленные; к рукоятке каждой из сабель был прикреплен небольшой круглый щит, покрытый кожей и тщательно обитый гвоздями. По размерам он меньше щита времен Елизаветы и в точности напоминает те, которые имели английские стрелки из лука во времена Георга V. Эти горцы как мне сказали, очень умело пользуются щитами при нанесении удара кинжалом».

" Потомки Алан проявив большую жизненную стойкость, сохранили речь, происхождение которой легко объяснимо. В ней явно распознаются черты Скифского языка... Отсюда понятен растущий интерес к Осетинам, проявляемый с конца ХIХ в. лингвистами, историками, социологами, фольклористами и всеми,кто с какой либо точки зрения изучает все индоевропейское. "

Жорж Дюмезиль

" Именно у Осетин и, конечно, отчасти уже и у их далеких предков сформировалось ядро нартовского эпоса и наметились его главные герои. Знаю, что,вынося это суждение,я огорчу своих черкесских и абхазских друзей, но истина дороже дружбы: в основе своей нартовский эпос - Осетинский. Он был воспринят несколькими соседними народами, видоизменялся на разные лады, терял и обогащался, приобретая прежде всего различную нравственную окраску...
Недавно я получил за это строгий выговор от А. И. Гадагатля (адыгский ученый). Увы, доводы моего увлекающегося друга Гадагатля не заставили меня переменить мнение. "

Жорж Дюмезиль. 1976г.

ВНЕШНОСТЬ ОСЕТИНА

По материалам книги Казбека Челахсаты "Осетия и осетины"

Осетины были красивы и стройны, арабы тянулись за их красотой. В Аравии славились осетинки. Их забирали для того, чтобы сделать красивым свое поколение.

3. ЧИЧИНАДЗЕ

У них (скифов) правильные черты лица. Лица часто суровы. Прямые длинные волосы спускаются до плеч. У большинства бороды и усы.

Я. В. ДОМАНСКИЙ

Так говорил Макент, и одеждой и языком подобный аланам. Ибо и то и другое одинаково у алан и у скифов; только аланы не носят таких длинных волос, как скифы, однако Макент, чтобы походить на них, подстриг свои волосы, сколько нужно было, чтобы уничтожить разницу между аланом и скифом.

ЛУКИАН. II в.

Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами, они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гуннов, только с более мягким и более культурным образом жизни...

Они не имели никакого понятия о рабстве, будучи все одинаково благородного происхождения.

А. МАРЦЕЛЛИН. IV в

Осетины крепки физически, прекрасные ходоки по горам, высоки ростом, с правильно развитой грудной клеткой, обладают хорошими умственными способностями и даром слова.

К. ЛЯХОВ. 1902 г.

Осетины являются довольно стройными людьми, крепкими и сильными, обычно среднего роста: мужчины достигают 5 футов 2-4 дюймов. Осетины не толстые, но жилистые и широкие, в особенности женщины. Они отличаются от своих соседей преимущественно чертами лица, цветом волос и глаз, которые напоминают европейцев. Среди осетин часто встречаются голубые глаза, светлые и каштановые волосы; черные волосы не встречаются почти никогда. Они здоровые люди и имеют большое потомство.

Ю. КЛАПРОТ. 1807-1808 гг.

Здесь (во Владикавказе.- К- Ч.) даже не увидишь мужчин в папахах и женщин в платках. Женщины одеваются модно и делают прически. Пожилые мужчины, с седоватыми шевелюрами и значительными лицами, напоминают персонажей из западных кинофильмов. Осетины имеют совершенно европейский облик... Осетины раньше других северокавказских народов стали на путь современного развития...

Осетины по своему антропологическому облику в общем сходны с другими кавказцами. Но все же они несколько отличаются от своих соседей-вайнахов (чеченов) на востоке, кабардинцев на западе, грузин на юге... Мужчины ростом выше среднего, плотного телосложения, с массивным черепом и крупными, выразительными чертами лица. Мужчины большей частью черноволосы; среди женщин, как и у других кавказских горцев, много шатенок, порой с рыжеватым оттенком волос, но здешние женщины более яркие, по-европейски интересны.

А. Ф. ГОЛЬДШТЕЙН. 1977 г.

Лицо при большой правильности черт интересно, и если даже осетин не стремится к образованию, то все-таки в нем чувствуется живое понимание всего, что происходит. Светлые или каштановые волосы покрывают его скорее круглую, чем удлиненную голову, и открывают небольшой, но и не маленький лоб. В большинстве голубые и большие глаза имеют у женщин какое-то мягкое, а у мужчин, напротив, какое-то спокойное выражение. Дикий взгляд, которым отличаются черкесы, как и все кавказские жи¬тели, отсутствует у осетин...

Таковы осетины из внутренних местностей страны, таковы и кешелты (чесельтцы.- К.Ч.), кудари, дигорцы и др. Их приятный вид усиливается еще приветливостью, я бы сказал любезностью, с которой они встречают каждого чужеземца. Все их движения закругленные, они ходят твердым шагом. Я видел в Кола (селение в Джавском районе.- К- Ч.) 16-летнюю девушку, которая гнала перед собой быков, одетую в лохмотья, и, несмотря на это, я был восхищен ее осанкой, походкой и всеми ее движениями больше, чем ее ослепительной красотой...

Ко мне подошел старый, полный достоинства осетин, приглашая к себе. Я не счел возможным отказаться, и мы отправились в его дом, расположенный на противоположной возвышенности Проне и входящий в селение Торманеули...

С радостью смотрел я на красивые высокие фигуры молодых женщин, одетых в несравненные синие платья и занятых приготовлением хлеба. Если бы Дюбуа и Шегрен видели их так, как видел их я, то они не допустили бы ошибку признать финское происхождение осетин. Женщины ходили с достоинством и все их движения были красивы. Мне было бесконечно жаль, что они удалились после того, как хлеб выпекся...

К. КОХ. 1837-1838 гг.

В общем антропология осетин значительно отличается от антропологии других народов Кавказа; часто встречаются светлые волосы и серые или голубые глаза. Осетины высокого роста и сухощавы... Тело осетин здо¬ровое и сильное.

Е. ЗИЧИ

Разговаривая однажджы в Тифлисе с одним осетином, я сказал ему, что среди ученых Германии распостранено мнение, что мы, немцы, одной расы с осетинами и наши предки в прежние времена населяли Кавказские горы. В ответ осетин крепко высмеял меня; он был очень красивым человеком с черкесским орлиным профилем; с ним согласился стоявший рядом со мной образованный русский. Как раз мимо проходил вюртембергский крестьянин из колонии Мариенфельд. Неуклюжая фигура этого немца, его широкое лицо с сонливым выражением и покачивающаяся походка резкo отличались от гибкой прекрасной фигуры кавказца. «Как это может быть,- воскликнул русский,- чтобы вы были таким безрассудным и признавали два народа такого различного типа, принадлежащими к одной расе? Нет, предки этих двух людей так же могли вылететь из одного гнезда, как сокол и индюк. Видите, этот осетин и тот немец занимаются одинаковыми работами, они обрабатывают поля и пасут стада. Пошлите ваших крестьян на высокие горы и нарядите всех в кавказскую одежду, все-таки никогда из них не выйдет осетин... Даже через тысячу лет можно будет за милю отличить их правнуков».

М. ВАГНЕР. 1850 г.

Но что во Владикавказе поражает более всего приезжего из России, так это типы настоящих горцев. Иной и одет бедно, и лошадь -то у него не Бог весть чего стоит, а вся фигура всадника, с его оригинальной посадкой, закутанного в башлык, в бурке, надетой на бок, с винтовкой за плечами, шашкой и кинжалом,- так и просится на картину.

М. ВЛАДЫКИН. 1885 г.

Вопросы чаще всего делятся на 3 категории:

  1. Совсем псих? Тебя еще не убили?
  2. Как там к русским относятся? Там спокойно, не стреляют?
  3. А как там вообще? Люди, работа, цены, погода?

Из ответов на эти вопросы, а также из моих впечатлений от автостопных поездок по Осетии и соседним республикам и будет складываться этот рассказ.

По образованию я историк и здесь работаю по специальности. Приехал сюда вместе с женой (тоже историк) летом прошлого (2013) года. Кстати насчет сюда. Здесь - это станица Змейская - находится на федеральной трассе М-29. Население около 7 тысяч, в основном осетин (85%) и русских (11%). На станицу 3 школы, 2 отделения почты, около 20 (известных мне) продуктовых магазинов, грамотно расположенных на большинстве перекрестков улиц, бытовые и строительные магазины в центре + ежевоскресная ярмарка, где торгуют тем и кем - что\кого вырастили.

Климат здесь умеренно-континентальный. Зима очень мягкая и мало -снежная. В начале декабря во дворе можно было ходить в майке. Лето 2013 года было чересчур жарким и безоблачным. Осень периодами по 5-7 дней - дождливая и приятно теплая. Осталось дождаться осетинскую весну.

Мы живем в полусаманном - полукирпичном доме (около 60 м2. жилой и 20 м2 нежилой площади) с сараем, гаражом водяной колонкой, уличным туалетом и 6 сотками огорода. Всё это стоит 8 000р + коммуналка.

Однако снимают жильё здесь не часто. Чаще люди здесь покупают или строят дома. Стоит это по разному. Так описанный мной дом с проведенным газом, электричеством, водой во дворе стоил 400 тысяч. Кирпичные 1-этажные дома с перечисленным набором коммуникаций стоят уже от 800 тыс до 3 млн. 2-тажные кирпичные дома с фруктовыми деревьями и крытым двором стоят уже от 5 млн и выше. Но это уже полноценные коттеджи - здесь такие дома имеют чаще всего люди почтенного возраста. Кстати - здесь очень закономерно состоятельность приходит с возрастом - сказывается поддержка сыновей и родственников.

Сыновья, в известных мне семьях, даже после женитьбы живут в доме отца (естественно вместе с женой и детьми). У пары есть своя комната, а дети разных братьев живут в общей детской. Возможно это дополнительно сплачивает кровные узы, поэтому дво- и троюродные братья и сестры здесь считаются такими же родственниками как и родные. Дома, которые я видел изнутри, в 80 % делятся на 2 части: Жилая часть - коридор имеющий выходы в комнаты пар и заканчивающийся залом. В другой стороне коридора - сан. узел. Бытовая часть - отдельно стоящее здание или пристройка, но с входом со двора - кухня- столовая, склад, погреба. Оставшиеся 20% домов имеют стандартную планировку для средней полосы, здесь кухня - это комната в доме и здесь менее выражена галерейность. Хозяева таких домов в основном русские, а также молодые осетинские семьи.

Строй материал: кирпич и саманные блоки. Деревянных домов не видел ни разу. Ближе к горам в селах есть дома со стенами из булыжников, но на равнине такое только в декоративных целях. В километре от станицы есть кирпичный завод с ценой от 5р за штуку. Это еще один плюс к строительству из кирпича. Модное в средней полосе покрытие стен сайдингом здесь не встречается. Из непривычного - ворота дома могут быть старше самого дома. Дом может перестраиваться, сноситься, строиться заново, но ворота не трогают. Ворота чаще всего кирпичные и в 80% выглядят очень красиво.

Цены на жильё в разных населенных пунктах очень разнятся. Например во Владикавказе, 1-комнатная квартира может стоить от 900 тыс, в то время как в бывшем шахтерсокм городке Мизуре, 3-комнатная стоит 50 тыс! Но в Мизуре, как и во многих подобных «бывших» городках нет никакой работы. Поэтому даже за 50 000 никто жильё там не покупает. Не паханное поле для сквоттеров!

Участки у всех почти одинаковы по площадям, на вид 6-8 соток, но засажены они очень по разному. На этой широте растет все, что и в средней полосе + многие южные культуры, кроме цитрусовых (с мандаринами перебоев не бывает они везутся из Южной Осетии). Деревья грецкого ореха растут около дворов и в сентябре-октябре мешок оных можно набрать просто собирая свалившиеся по улицам. Фундук растет в лесу на Сунженском хребте. Там же весной собирают черемшу, алычу и землянику. За мушмулой и черникой люди ездят уже на Лесистый хребет (Это ближайший к равнине хребет Кавказа). По всем дворам плетется виноград и тут нужно остановиться подробнее.

Подробности о винограде начнутся с этнографии. Осетины делятся на иронцев (живут на равнинах и в горах, преобладают в численности), дигорцев (Дигорское ущелье и Ирафский район (граница с Кабардой), среди них много мусульман), кударцев (жители и выходцы из Южной Осетии). К северу от Кавказа распространены в основном 2 сорта винограда: Изабелла и Молдова. Но за последние 20 лет в Северной Осетии осело много кударцев, которые много веков жили с грузинами и перенимали древнейшие традиции виноградарства и виноделия. В результате - сейчас люди пытаются выращивать в РСО исконно грузинские сорта Саперави, Цицка, Цоликаури. Пока это не очень получается - не хватает Солнца, но сам факт попыток радует.

Отдельно стоит сказать о хлебопечении. Во многих домах пекутся лаваши. Есть и тандырная, где лично мы всегда берем свежий лаваш. Стоит такой 20р. В магазинах есть как лаваши так и обычные кирпичики. Рассказ не будет об Осетии, если не сказать об осетинских пирогах. Здесь это такой же брэнд, как плов в Узбекистане или паста в Италии. Цена по всей республике почти одинакова. Стоят они от 150 до 260р в зависимости от начинки (Самые дорогие- с мясом, а бывают еще с картошкой, сыром, листьями свеклы, черемшой).Размер всегда одинаков - в пределах 40-45 см в диаметре. Выглядят пироги обманчиво тонко. Целый пирог съесть может далеко не каждый.

Второй брэнд - осетинское пиво. Его я за пределами республики вообще не встречал. Нартон, Алутон, Багиата - все они похожи скорее на квас. % алкоголя от 1,5 до 3. Срок годности такого пива - всего месяц.

В недалеком, печально известном городе Беслан действуют 5 (мне известных, но на деле их больше) спиртовых заводов. Здесь можно купить водку Финляндия, Белуга, Абсолют за 120 рублей или коньяк Хэнесси за 200р.

Что касается работы - многие люди ездят на работу во Владикавказ и вечером обратно. Сами населенные пункты вроде Змейской дают работу от силы 40% жителей. Зарплаты по Змейской в районе 6-12 тыс. Но, что радует, многие не ноют на отсутствие работы, а начинают свое дело - кто возит мандарины, кто держит маленький магазинчик, а кто арендует поля и высаживает овощи. Начинают всегда с помощью родственников. Родственность или клановость для Осетии явление такое же нормальное, как и на всем остальном Кавказе.

Кавказское гостеприимство - не миф. Если вас приглашают в гости - знайте - вы 100% будете сытым и скорее всего еще и пьяным.

Путешествовать автостопом здесь можно и даже нужно без палатки. Человек с рюкзаком, постучавшийся в дом вечером, может не объяснять, что ему нужно остановиться - это априори (во всяком случае в горах). Однако, это в том случае, если вас встретит человек в возрасте. По словам старшего поколения, молодежь забывает традиции гостеприимства (лично я это не ощутил). Более того, водители подвозят даже если им не по пути, но гостю надо. И часто дают телефоны на случай «если что».

Отдельная тема - красоты, о которых житель средней полосы только слышит, а местный житель может на выходных посещать. Самые высокие водопады Европы - Мидаграбинские, скальные крепости, средневековые некрополи, горячие источники в Бирагзанге и Кармадоне, Дигорское ущелье с обилием родовых башен.

Для альпинистов здесь кроме 5-тысячника Казбека еще масса вершин и маршрутов разной сложности. Республики не большие по площади, поэтому в выходной день легко можно съездить в соседние Кабардино-Балкарию на Чегемские водопады, в Приэльбрусье или в Кав Мин Воды. Хотя последнее выглядит странным. Туда едут в основном за электроникой, запчастями или на поезда в регионы, куда напрямую из Осетии не уедешь.

Ж. д. вокзал Владикавказа порождает 3 электрички (до Беслана, до Моздока и до Мин Вод), поезда на Новороссийск, Адлер, Москву и Питер. В Беслане есть аэропорт с 4 ежедневными рейсами на Москву. Автобусное сообщение захватывает все крупные города Черноморского побережья, Абхазию, Поволжье до Самары, центральный федеральный округ до Москвы. В Цхинвал автобус ходит 7 раз в день. А вот в Ингушетию, Чечню, Дагестан автобусов нет. Но, по слухам, есть маршрутки. И есть много проходящих автобусов и маршруток из Нальчика и Кав Мин Вод. Сесть на них можно в Беслане.

Экология региона, как и в соседних республиках. Кавказ и в Союзе был здравницей, а с развалом горняцких фабрик тут вообще стало жутко здорОво. Минеральные воды различных составов и назначений, обилие солнечных дней, мягкая зима. Единственной исключение - центр Владикавказа и река Терек. Завод Электроцинк, который даёт работу большому числу горожан, даёт еще большему числу жителей 5-кратные дозы цинка, свинца, кадмия и прочих прелестей. Электроцинк дарит свои радости не только воздуху, но и воде, поэтому в Тереке в Осетии не купаются. Но горные речки, естественно чистые. Осетия выпускает множество минеральных вод, которые сложно найти вне республики. В Саратове из осетинских минералок я встречал только «Кармадон».

Насчет стрельб и ненависти к русским. За 7 месяцев житья здесь, стрельбу я слышал 1 раз и то была свадьба в станице. Русских здесь не просто любят, а очень благодарят. Осетия раньше остальных присоединилась к единоверческой Российской империи, а все окружающие мусульманские народы с разной степенью активности воевали с Россией весь 19 век. Кударцы чаще всего называют русских братьями за помощь в войне 2008 года, но и от Иронцев я слышал в адрес русских только хорошее. Осетины - христианский клин по центру Кавказа, по обе стороны которого- мусульмане. С одной стороны кабардинцы и балкарцы, с другой - ингуши. Кстати с ингушами у осетин взаимная вражда еще с 93 года. Причины конфликта - депортация ингушей в Великую Отечественную и заселение их земель осетинами. Через 50 лет ингуши захотели вернуть территории, но не смогли. Пожалуй, ингуши - единственные, к кому у осетин априори негативное отношение, к грузинам даже у кударцев отношение спокойное. Не мало грузин живет во Владикавказе, а в Тбилиси ходит ежедневная маршрутка и множество таксистов. В цену проезда Владикавказ - Тбилиси (в сентябре 2013 цена была 600р) входит бакшиш водителя российским таможенникам на пограничном переходе Верхний Ларс. За каждого пассажира водитель отдавал 200р. Проверки личных вещей начинаются только при неготовности водителя позолотить ручку.

Осетия на 1 месте среди северо - кавказских республик по протяженности асфальтовых дорог. Но в горы ехать нужно конечно на полном приводе (но летом до Мидаграбинских водопадов доехала 10ка). Очень хорошо себя показывают Шеви Нива и (неудевительно) Лэнд Ровер. Качество бензина на заправках скачет весьма сильно, поэтому нужен опыт. С газом проблем нет, почти на каждой заправке он есть и он хорош. На дорогах часто встречаешь дорогие иномарки с южно- осетинскими номерами, здесь это нисколько не удивляет полицию. В ЮО не нужен загранник, Рокский тоннель проходится за минуты и вот вы уже по другую сторону хребта. На той стороне машины стоят несоизмеримо дешевле, ведь их владельцы не платили драконовскую российскую растаможку.

Конечно, того времени, пока я здесь - еще очень мало, чтобы понять республику, но ритм, в котором живет народ, уже чувствуется. Нет такой инициативности, новых движений, которые замечаешь в Саратове, Воронеже, тем более Ростове. Если старшие рода на совете не дают добро - любая идея уже не будет иметь родовых ресурсов для воплощения. Не подчиниться решению старших - испортить отношение, а отношения с родственниками - это главное, что помогает здесь жить.

Этот обзорный очерк основан на 7 месяцах жизни в Осетии. Если что - то оказалось за кадром - спрашивайте, дополняйте.