Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Биография и значение творчества радищева. Краткая биография Радищева Александра: история жизни, творчество и книги

Биография и значение творчества радищева. Краткая биография Радищева Александра: история жизни, творчество и книги

Александр Николаевич Радищев родился в августе 1749 г. в семье помещика средней руки. Первые годы Александра Николаевича прошли в селе Верхнем Аблязове Саратовской губернии. Стечение благоприятных обстоятельств послужило тому, что он получил хорошее образование. Русскому языку Александр учился обыкновенным тогдашним способом, то есть посредством часослова в псалтыре. Однако это домашнее учение продолжалось недолго, так как в 1757 году Радищев был отдан в дом московского родственника своей матери Аргамакова, человека умного, богатого и просвещенного, бывшего куратором Московского университета. Тут вместе с детьми своего родственника и другими молодыми людьми он воспитывался под надзором французского гувернёра, а также пользовался уроками университетских профессоров и учителей. Во время коронации императрицы Екатерины II Аргамаков записал Радищева в пажи по возвращении двора в Петербург отправил его в столицу, чтобы он продолжал учение в Пажеском корпусе. В качестве пажа Радищев имел возможность наблюдать жизнь двора Екатерины, где бывал часто по должности.

В 1765 г. Екатерина, видя, что в России в самых важных и правительственных местах ощущается недостаток в людях, знающих законы и юриспруденцию, приказала выбрать 12 молодых людей, в том числе и шестерых пажей, для отправки их в Лейпцигский университет. Радищев был в числе этих избранных. Все приготовления были сделаны щедрою рукой, содержание молодым людям было назначено более чем достаточное (по 800 рублей на человека в год). Кроме правоведения, Радищев слушал философию, подробно изучил латинских классиков, занимался медициной и химией. Все предметы он знал очень основательно. Позже его сын писал, что Радищев был почти универсальным человеком. При глубоком знании законов он имел понятия и в литературе. Все классические авторы – латинские, французские, немецкие, английские и итальянские – были ему совершенно знакомы, точно так же, как и всё, что тогда было написано по-русски. В медицине он мог выдержать докторский экзамен и был на практике очень хорошим медиком. Химия была одно время его любимым занятием. Из языков он в совершенстве владел французским и немецким, а позже выучил и английский. Он знал музыку, играл на скрипке, был талантливым танцором, искусным фехтовальщиком, хорошим ездоком и удачливым охотником.

По возвращении в 1771 году в Петербург Радищев и его друг Алексей Кутузов поступила в Сенат на должность протоколистов с чинами титулярных советников. Впрочем, служба здесь продолжалась недолго. В 1773 году Радищев вышел капитаном в штат главнокомандующего в Петербурге графа Брюса и исполнял при нем должность обер-аудита (докладчика по судебным делам). Это было самое приятное время в его жизни. Начальник любил и отличал его, ввел в лучшее петербургское общество. В эти годы Радищев тесно сблизился с известным издателем и просветителем Новиковым и перевел для него несколько книг с немецкого и французского языков.

В 1775 году Радищев женился на племяннице своего товарища по университету Анне Васильевне Рубановской и вышел в отставку секунд-майором. Два года он прожил в своем имении, а также в Москве и нигде не служил. В конце 1777 года он вновь стал подыскивать себе место и вскоре поступил асессором в коммерц-коллегию, президентом которой тогда был граф Воронцов. Чтобы лучше вникнуть в свои обязанности, Радищев, как он сам вспоминал позже, целый год занимался чтением журналов и определений коммерц-коллегии, так что вскоре приобрел порядочные знания по всем вопросам. Он показывал на новом месте непреклонную твердость характера в защите правых дел и необычайную честность. Находясь на таком посту, где другие наживали взятками миллионы, он ничего не приобрел и жил всю жизнь на одно жалование. Граф Воронцов очень высоко ставил мнение Радищева и советовался с ним по всем делам и вопросам. Вскоре он выхлопотал для него чин надворного советника. В 1780 году Радищева назначили помощником управляющего Петербургской таможней. В 1783 году при родах умерла его первая жена. Это было для него большим личным горем. Он остался с четырьмя маленькими детьми. В их воспоминании и всех домашних заботах Радищеву стала много и постоянно помогать сестра покойной жены Анны Васильевны – Елизавета Васильевна Рубановская. Постепенно она сделалась самым близким ему человеком.

Всё свободное от службы время Радищев посвящал литературным трудам. Уже в ранних его сочинениях видно глубокое влияние французских просветителей, причем влияние не внешнее, умозрительное, в глубокое, усвоенное сердцем и всей его горячей натурой. Радищев обладал чувством врожденной справедливости. Его возмущало и приводило в негодование всякое проявление деспотизма и рабства, любое злоупотребление властью или ущемление прав личности.

Легко понять, каким странным и необычным должен был казаться странный поклонник свободы в России, где самодержавие и крепостничество были официально признанными государственными институтами и глубоко укоренившимся явлениями. Говорить о свободе в России до начала Французской революции было даже модно, и среди высшего русского общества можно было найти искренних поклонников Руссо и Вольтера. Репрессии и преследования постигли Радищева после того, как вместо отвлеченных, с негодованием обрушился на помещиков-душевладельцев и связал слово « деспотизм» с русской монархией. Тогда в его горячей проповеди сразу увидели крамолу разные области приложения, по сути же они всегда были одни и те же. В 1773 году, переводя для Новикова книгу французского просветителя Мабли «Размышления о греческой истории», Радищев передает слово despotism как «самодержавство» и тут же в специальном примечании (в полном согласии с теорией «естественного права» и «общественного договора») поясняет, что «самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние… Если мы живем под властью законов, то сие не для того, что мы оное делать долженствуем неотменно: но для того, что мы находим в оном выгоды. Если мы уделяем закону честь наших прав и нашея природные власти, то дабы оная употребляема была в нашу пользу: о сём мы делаем с обществом безмолвный договор. Если он нарушен, то и мы освобождаемся от нашея обязанности. Неправосудие государя дает народу, его судии, то же и более над ним право, какое даёт закон над преступниками» . Тут же идею о главенствующей власти народа мы видим в его тракте « Опят о законоподданстве», над которым Радищев работал в 1780-х годах. Он писал: «свободная народа власть есть власть первоначальная, а потому власть высшая, единая состав общества основати и разрушить могущая…» . Радищев безусловно признавал за народом право свергать неправедную беззаконую власть. «Худое власти народной употребление, - писал он, - есть преступление величайшее…не государь, но закон может у гражданина отъяти имение, честь, вольность или жизнь. Отъявый единое из сих прав у гражданина, государь нарушает первоначальное условие и теряет, имея скриптр в руках, прав ко престолу». Ода «Вольность», законченная в 1783 году, по сути выражала те же взгляды, однако высказанные с горячим пафосом и страстным поэтическим языком, они обрели совсем другое звучание, и Радищев даже не пытался её тогда публиковать.

В 1789 году он приобрел печатный станок, шрифт и устроил в своем доме типографию. Именно здесь была напечатана главная книга Радищева – «Путешествие из Петербурга в Москву», над которой он работал с 1785 года.

« Путешествие из Петербурга в Москву» было закончено в декабре 1788 года. Цензурное разрешение на издание рукописи Радищев получил в июле 1789 года. В начале следующего года он приступил к печатанью книги. В мае она вышла в свет без имени автора и поступила в продажу. Вскоре роман стал пользоваться спросом – те экземпляры, которые Радищев дал книготорговцу Зотову, быстро разошлись. Но тогда же « Путешествие…» попалось на глаза Екатерине II и повергло её в величайшее негодование. Она распорядилась немедленно найти автора. Началось следствие. Радищев узнал об этом и поспешил сжечь оставшийся у него тираж книги. Однако это уже не смогло отвратить у него неминуемой беды. 30 июня его арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Дело не могло быть трудным, поскольку все крамольные мысли автора были ясно высказаны в его книге. Уже 24 июля Уголовная палата постановила подвергнуть Радищева смертной казни, а книгу изъять и уничтожить. В сентябре императрица заменила это наказание десятилетней ссылкой в Илимский острог. Для Радищева настала пора тяжелых испытаний.

Первые три месяца на пути к месту своей ссылки он проделал закованным в кандалы. Затем пришел указ от императрицы расковать его. В Тобольске Радищева догнала Елизавета Васильевна Рубановская, решившая ехать вслед за ним в Сибирь. Вместе с ней были два маленьких сына Радищева. Приезд свояченицы очень обрадовал его. Будущее уже не казалось ему безнадежным. Действительно, в Илимске Радищеву предоставили совершенную свободу, и он получил возможность с удобством устроить свою жизнь. Слуг при нем было восемь человек. Для ссыльного был приготовлен дом с пятью комнатами и многими службами: кухней, людскими, сараями погребами и так далее. Но имея достаточно денег, Радищев сразу начал строить новый дом в 8 комнат, который и был вскоре закончен с помощью плотников, присланных губернатором. Здесь у Радищева был большой кабинет и библиотека. Он тотчас купил несколько коров, двух лошадей, разнообразную птицу и огородные овощи. В ссылке он продолжал вести очень деятельный образ жизни – вставал рано, много читал и писал. В эти годы он написал трактат « О человеке, его смерти и бессмертии», политико-экономическое сочинение «Письмо о китайском торге», а также «Сокращенное повествование о приобретении Сибири». Радищев выписывал несколько столичных и иностранных журналов и находился в курсе всех новостей. В свободное время он много занимался химическими опятами. Сам учил детей истории, географии, немецкому и французскому языку, летом много охотился и любил плавать на лодке по Илиму. В Сибири Радищев женился на Елизавете Васильевне, которая родила ему в следующие годы троих детей.

После смерти Екатерины II Павел I разрешил Радищеву вернуться в Москву и жить в своих имениях. В феврале 1797 года Радищев оставил Илимск. В дороге ждало его страшное несчастье – Елизавета Васильевна простудилась, слегла и умерла вскоре после приезда в Тобольск. Овдовев во второй раз, один с детьми Радищев прибыл летом 1799 года в своё село Немцово. Здесь он жил безвыездно вплоть до смерти Павла I. Занимаясь хозяйством, он не забывал и литературных трудов – написал поэму «Бова» в 12-ти песнях, взятую им из старинной сказки, а также несколько статей.

По вступлении на престол императора Александра I Радищеву возвращены прежние звания коллежского советника и совершенная свобода. Он тотчас уехал в Петербург, где император, задумывавший глубокие реформы русского общества, определил его членом комиссии по составлению законов. Радищев горячо отдался составлению проекта нового «Гражданского уложения». Мысли, который он старался отразить в своем проекте были следующие:

    Все равны перед законом;

    Табель о рангах уничтожается;

    Запрещение пыток при следствии;

    Веротерпимость;

    Свобода слова;

    Отмена крепостного пава;

    Замена подушной подати поземельным налогом;

    Свобода торговли.

В перспективе он говорил о введении в России конституции. Однако его взгляды нив коей мере не совпали с взглядами председателя Комиссии графа Завадского. Граф заметил ему однажды, что слишком восторженный образ мыслей Радищева уже раз навлек на него несчастье и что он может и в другой раз подвергнуться подобной беде. Слова эти, по свидетельству сыновей Радищева, произвели на их отца чрезвычайное впечатление. Он вдруг сделался задумчив, стал беспрестанно тревожиться и был постоянно в дурном расположении духа. Близкие знакомые стали замечать за ним странности, свидетельствовавшие о начале душевной болезни. 11 сентября 1802 года Радищев неожиданно для всех принял яд. Все попытки спасти его оказались безуспешны, и в тот же день он скончался.

Александр Николаевич Радищев (20 (31) августа 1749, Москва - 12 (24) сентября 1802, Санкт-Петербург) - русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов.
Александр Николаевич Радищев родился 20 августа 1749 года в семье, имеющей дворянские корни. Дед Радищева был денщиком у Петра I, затем служил в гвардейских войсках. Отец же Радищева, будучи очень образованным человеком, предпочел военной службе ведение хозяйства. Сам Александр был первым ребенком в семье.

Радищев получил образование по гимназической программе, затем был отправлен в Лейпциг для продолжения образования. После возвращения в Петербург Радищев был назначен протоколистом в сенате.
Всю жизнь Александр Николаевич посвятил литературному труду. Его перу принадлежат многие произведения на исторические, политические и философские темы. Наиболее известное произведение - "Путешествие из Петербурга в Москву" - было закончено в 1790 году. В этом же году за распространение данной книги Радищев был арестован и отправлен в сибирскую ссылку, где он пробыл пять лет. Вплоть до 1801 года Александр Николаевич жил под постоянным надзором полиции.
Затем по ходатайству А. Р. Воронцова Радищев стал членом Комиссии по составлению законов, здесь он проработал всю оставшуюся жизнь. Умер Радищев 12 сентября 1802 года.

Воспитателями Александр Радищева были крепостные. На ранних годах жизни Николая они научили его писать и читать. Именно тогда ребенок открыл для себя тяготы жизни крестьян - от крепостных он узнал о жестокосердии соседских помещиков. Рассказы об их издевательствах над крепостными оставили глубокий след в душе мальчика, который впоследствии превратился в ненависть к угнетателям. При достижении шестилетнего возраста в дом был приглашен француз, который после оказался беглым солдатом. Да и французского языка он практически не знал. С ним пришлось расстаться. В 1756 году отец отвез сына в Москву - в дом родственника матери. Последний являлся племянником директору Московского университета. Александр Радищев начал учебу в по гимназической программе университета. Правда, знания он получал на дому, но также как и гимназисты посещал экзамены, участвовал в диспутах, имел доступ к книжной лавке при университете. Читал Александр очень много.

В 1762 году Александр Радищев стал пажом. К этому времени он представлял собой юношу, получившего отличное образование. В следствие этого его записали на придворную службу. Он стал пажом. В 1764 году Александр совершил свое первое путешествие. В составе Пажеского корпуса он провожал императрицу из Москвы в Петербург. Прибыв в Петербург, он оказался совершенно одним в незнакомом для него городе; здесь он провел более двух лет - с 1764 по 1766 годы.

Радищев был отправлен на обучение в Германию. В 1766 году императрица отправила двенадцать молодых дворян за границу - в Лейпцигский университет. Постигать юридические науки отправился и Александр Радищев. Среди молодых людей заметно отличался Федор Васильевич Ушаков - будучи самым старшим (на тот момент ему исполнилось 19 лет), он имел острую жажду знаний (ради этого даже бросил выгодное место чиновника), благодаря чему вскоре сделался главой группы.Учеба в Лейпциге продолжалась пять лет. Кроме изучения предметов, предусмотренных программой, Александр Радищев интересовался литературой, иностранными языками, медициной. В Россию студенты начали съезжаться в 1771 году.

Литературная деятельность Александра Николаевича началась во время учебы в Лейпциге. Здесь он начал переводить брошюру политического деятеля Гика, которая имела политическую тематику. Выбор именно этой темы для перевода говорит об соответствующих увлечениях Радищева.

В 1771 году Радищев стал получил должность протоколиста. После возвращения на родину Александр Николаевич стал протоколистом в сенате. Он получил чин титулярного советника.

Радищев не ограничился работой в сенате. В свободное от службы время он занимался переводом сочинения Г. Б. де Мабли - известного французского мыслителя. Летом 1773 года Александр Николаевич написал автобиографическую повесть. Она называлась "Дневник одной недели". Работа в таком учреждении как в сенате давала молодому автору огромное количество материала для размышлений над судьбой страны, утвердившимся государственном строе и т.п. Некоторые подробности своей службы Радищев и описал в своей работе. Правда, свет этот труд увидел спустя много лет - повесть была издана только в 1811 году (уже после смерти автора).

О начале восстания под предводительством Пугачева Александр Николаевич узнал в Финляндской дивизии. Здесь он получил должность полкового судьи. Вероятно, что Радищев лично видел казнь Пугачева 10 января 1775 года. Это восстание привело Александра Николаевича к мысли, насколько самодержавие вредит развитию страны, а также к тому, что избавиться от угнетающего крепостного права можно только при помощи вооруженной борьбы.

В марте 1775 года Александр Николаевич настоял на отставке. Впрочем, через некоторое время Радищев был принят на должность юрис-консула. Граф Воронцов, занимающий видное место среди государственных сановников, оценил способности Александра Николаевича и способствовал назначению Радищева на более высокий пост. В 1780 году он стал помощником управляющего Петербургской таможни, где служил вплоть до 1790 года. Затем он был назначен управляющим Петербургской таможни.

Лучшие художественные произведения Александра Николаевича Радищева относятся к 80-м годам XVIII столетия. Именно в эти годы были созданы отличные исторические, художественные и публицистические произведения. В 1780 году Радищев написал "Слово о Ломоносове". Ода Александра Николаевича "Вольность", написанная в период с 1781 по 1783 годы, открыла русское революционное направление в литературе. В 1788 году Радищев закончил трудиться над второй своей автобиографической повестью. В ее содержание вошло описание учебы Радищева в Лейпциге. Он рассказал о своих товарищах, вместе с которыми коротал университетские годы, а также о важной роли просвещения и воспитания. В эти же годы Александр Николаевич написал несколько трактатов по истории Отечества и состоянии таможенного дела в Российской империи.

Радищев - член Общества словесных наук. Вошел он в него во второй половине 80-х годов. На собраниях общества Радищев читал свои статьи, в которых рассуждал о благородстве, сострадании, благонравии и других добродетелях.

Радищев - автор "Путешествия из Петербурга в Москву". Главная книга в жизненном пути Радищева была закончена в 1790 году. Этот труд увековечил имя Александра Николаевича в памяти его потомков. Только вот императрица вовсе не оценила его старания, назвала "бунтовщиком", да еще и "хуже Пугачева" - настолько острые проблемы освещались в этой книге. Издавать этот труд Радищева не решался никто, поэтому Александр Николаевич взялся за это дело собственнолично - типографию организовал на втором этаже своего петербургского дома. Радищев смог издать примерно 650 экземпляров книги, часть которых уже в мае 1790 года появилась в продаже. Несколько экземпляров Радищев подарил своим знакомым. Что же не понравилось Екатерине Великой, когда она собственно прочитала эту книгу? Основной ее темой стало бесчеловечное отношение помещиков со своими крепостными. Но мало того, он осмелился оправдывать вооруженный бунт крестьян против жестоких господ - изменить государственный строй, по его мнению, можно было только восстанием.

За свои убеждения Радищев был арестован. Это случилось 30 июня 1790 года. К нему в дом прибыл полковник Горемыкин и предъявил ордер на арест. Радищев был заключен в Петропавловскую крепость, следствие по его делу продолжалось две недели. Приговор, вынесенный Петербургской палатой уголовного суда, звучал грозно - Александр Николаевич Радищев приговаривался к смертной казни. Однако императрица его не утвердила, слишком большая была вероятность недовольства общественности. А. Н. Радищев был отправлен в ссылку сроком на 10 лет. Местом ссылки стала Сибирь - Илимский острог.
Интересен тот факт, что вслед с Александром Николаевичем в место ссылки поехали некоторые из его крестьян, а точнее, из бывших крестьян - перед арестом он дал им вольную.

Радищев отправился в Сибирь в легком платье. К 8 сентября 1790 года он едва мог держаться на ногах - сказались истощение и огромное нервное напряжение. К тому же в путь он отправился в легком платье. Вероятно, Екатерина подумывала о смерти Радищева в дороге, тогда общественность встревожилась бы не так сильно, как в случае с возможной казней. Однако граф А. Р. Воронцов, когда узнал о том, что Александра Николаевича везут в острог, распорядился, чтобы тверской губернатор купил Радищеву все необходимое - Воронцов лично отослал ему деньги.

"Путешествие из Петербурга в Москву." было запрещено. Значительную часть изданных книг Радищев сжег собственноручно еще до ареста. 6 экземпляров были обнаружены соответствующими органами власти и уничтожены. До нашего времени дошло менее пятнадцати экземпляров "Путешествия из Петербурга в Москву" издания Радищева.
Те проблемы, которые осветил Александр Николаевич Радищев в своем труде, продолжали беспокоить умы русских людей еще на протяжении столетия. А сколько книга перетерпела гонений! Даже в 1905 году все попытки издать книгу в полном варианте были пресечены властями, которые усматривали в ней подрывание монархических устоев и революционные нотки в настроении автора. Радищева обвиняли в посягательстве на доброе имя важных вельмож, особенно государственных служащих, а также в убеждении крестьян в необходимости насильственных действий против помещиков.

В сибирской ссылке Александр Николаевич Радищев провел пять лет. В Илимском остроге он занимался общественной деятельностью и домашней работой: он врачевал, собственноручно делал прививки от оспы (знания по медицине здесь ему пригодились), проводил различные эксперименты по выплавке руды, соорудил у себя дома плавильную печь, которую использовал для обжига посуды. Однако самым важным для Радищева занятием и в Сибири оставалась литература - среди его работ и философские трактаты, повесть о Ермаке, а также историческое расследование.
Из ссылки Александра Николаевича освободил новый царь - Павел I, он приказал ему жить в своей деревне. Но полностью свободным человеком Радищев так и не стал - он жил постоянно под надзором полиции. Представители полиции могли заявляться в имении Александра Николаевича в абсолютно когда им заблагорассудится. Они имели полное право читать все письма Радищева, копировали их содержание и предоставляли копии Павлу I. Такая жизнь была очень тяжела, спасала Радищева только работа.

После окончания срока ссылки Радищев не стал свободным. В 1800 году, когда закончился десятилетний срок ссылки, отведенной Радищеву императрицей Екатериной Великой, Павел I не прекратил надзора за Александром Николаевичем.

Александр I освободил Радищева. Указ об амнистии был издан новым императором 31 мая 1801 года. Граф А. Р. Воронцов посодействовал возвращению Александру Радищеву дворянского титула. Он снова мог проживать в Петербурге и даже был включен в Комиссию составления законов, в которой он работал до последних дней жизни. В возрасте 53 лет - в 1802 году - он скончался, обстоятельства его смерти до конца не понятны, ведь последними его словами были "Потомство за меня отомстит". Скорее всего, в них он выразил свое сострадание к крепостным, надежду на разум самодержцев и обиду за государственные порядки России.

Русский мыслитель, писатель. Ода "Вольность" (1783), повесть "Житие Ф. В. Ушакова" (1789), философские сочинении. В главном произведении Радищева — "Путешествии из Петербурга в Москву" (1790) — широкий круг идей русского Просвещения, правдивое, исполненное сочувствия изображение жизни народа, резкое обличение самодержавия и крепостничества. Книга была конфискована и до 1905 года распространялась в списках. В 1790 Радищев был сослан в Сибирь. По возвращении (1797) в своих проектах юридических реформ (1801 — 02) вновь выступил за отмену крепостного права; угроза новых репрессий привела его к самоубийству.

Биография

Родился 20 августа (31 н.с.) в Москве в богатой дворянской семье. Детские годы прошли в подмосковном имении отца, селе Немцове, а затем в Верхнем Аблязове.

С семилетнего возраста мальчик жил в Москве, в семье родственника Аргамакова, с детьми которого учился дома с профессорами только что открытого университета.

В 1762 — 1766 учился в Петербургском пажеском корпусе, затем в течение пяти лет продолжал образование на юридическом факультете Лейпцигского университета, а также изучал литературу, естественные науки, медицину, овладел несколькими иностранными языками. Большую роль в формировании мировоззрения Радищева сыграло его знакомство с сочинениями французских просветителей — Вольтера, Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, читая которых, "учился мыслить".

По возвращении в Россию в 1771 был назначен протоколистом в Сенат, затем в 1773 — 1775 (годы крестьянского восстания Е. Пугачева) служил в качестве обер-аудитора (дивизионного прокурора) в штабе финляндской дивизии. Военная служба дала возможность познакомиться с делами беглых рекрутов, злоупотреблениями помещиков, манифестами Пугачева, читать приказы военной коллегии — все это стало определяющим в идейном развитии Радищева. В год расправы с Пугачевым он ушел в отставку, женился на А. Рубановской.

В 1777 Радищев поступил в Коммерц-коллегию, руководителем которой был либеральный вельможа А. Воронцов, оппозиционно настроенный к Екатерине II, который приблизил к себе Радищева и в 1780 рекомендовал для работы в столичной таможне (с 1790 был директором).

В 1780-е годы Радищев поддерживал бурно развернувшуюся деятельность русских просветителей: Новикова, Фонвизина, Кречетова. С интересом следил за событиями войны за независимость в Северной Америке (1775 — 83), в ходе которой образовалась новая республика — Соединенные Штаты Америки.

В эти годы Радищев активно занимался литературным трудом. Написал "Слово о Ломоносове", "Письмо к другу...", закончил оду "Вольность".

В 1784 в Петербурге было создано "Общество друзей словесных наук" из бывших воспитанников университета, в которое вступил и Радищев, мечтая подчинить целям революционной пропаганды его журнал "Беседующий гражданин". Здесь была опубликована статья Радищева "Беседа о том, что есть сын Отечества" (17897.

С середины 1780-х приступил к работе над "Путешествием из Петербурга в Москву", которое в 1790 было напечатано в количестве 650 экземпляров. После известных слов Екатерины II ("он бунтовщик, хуже Пугачева") книга была конфискована, Радищев арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Смертную казнь Екатерина II заменила 10 годами ссылки в сибирский острог Илимск.

Находясь в ссылке, Радищев изучал по поручению графа А. Воронцова сибирские промыслы, экономику края, быт крестьян. В письмах к нему он делился мыслями об организации экспедиции по Северному морскому пути. В Илимске написал "Письмо о китайском торге" (1792), философский труд "О человеке, о его смертности и бессмертии" (1792㭜), "Сокращенное повествование о приобретении Сибири" (1791 — 96), "Описание Тобольского наместничества" и др.

В 1796 Павел I разрешил Радищеву поселиться на родине в Немцове под строжайшим полицейским надзором. Полную свободу он получил в марте 1801 при Александре I.

Привлеченный в Комиссию по составлению свода законов, он занимался разработкой проектов законодательных реформ. Законодательные сочинения Радищева включали требование уничтожения крепостного права и сословных привилегий, произвола властей. Председатель Комиссии граф П.Завадовский пригрозил Радищеву новой ссылкой в Сибирь. Доведенный до отчаяния, Радищев 12 сентября (24 н.с.) 1802 кончил жизнь самоубийством, приняв яд.

Александр Николаевич Радищев - первый в России революционный писатель, провозгласивший право народа на насильственное свержение деспотической власти помещиков и царя. Радищев - предшественник декабристской и революционно-демократической мысли XIX в.

Радищев был не только прозаиком, но и поэтом. Ему принадлежат двенадцать лирических стихотворений и четыре неоконченные поэмы: «Творение мира», «Бова», «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам», «Песнь историческая». В поэзии, как и в прозе, он стремился проложить новые пути. Новаторские устремления Радищева связаны с пересмотром им поэзии классицизма, в том числе стихотворных размеров, закрепленных за определенными жанрами. Радищев предлагал также отказаться от рифмы и обратиться к белому стиху. Введение безрифменного стиха ощущалось им как освобождение русской поэзии от чуждых ей иноземных форм, как возвращение к народным, национальным истокам. Лучшими из его лирических стихотворений являются ода «Вольность» и «Осьмнадцатое столетие», в которых поэт стремится осмыслить движение истории, уловить ее закономерности. Ода «Вольность». Она была напечатана с сокращениями в «Путешествии из Петербурга в Москву», в главе «Тверь». Ода создавалась в то время, когда только что завершилась Американская и начиналась Французская революция. Ее гражданский пафос отражает непреклонное стремление народов сбросить с себя феодально-абсолютистский гнет. Начинает свою оду Радищев с прославления вольности, которую он считает бесценным даром природы. В стране, где подавляющая масса населения находилась в крепостной зависимости, уже сама эта мысль была вызовом существовавшим порядкам. Религия окружила власть правителя божественным ореолом и тем самым освободила его от ответственности перед народом. Не довольствуясь умозрительными доказательствами неизбежности революции, Радищев стремится опереться на опыт истории. Он напоминает об Английской революции, о казни английского короля. Человечество, по словам Радищева, проходит в своем развитии циклический путь. Свобода переходит в тиранию, тирания - в свободу. По своему стилю ода «Вольность» - прямая наследница похвальных од Ломоносова. Она написана четырехстопным ямбом, десятистишными строфами с той же рифмовкой. Но ее содержание разительно отличается от од Ломоносова. Радищев не верит просвещенным монархам и поэтому объектами его восхваления становятся свобода и возмущение народа против царя. Радищев стремится осмыслить в целом эту бурную, сложную, противоречивую эпоху.

34. Идейно-тематическое своеобразие «путешествия из Петербурга в Москву». Своеобразие жанра и жанровый состав.


На первой странице автор указывает на причину, побудившую его написать книгу: Я оглянулся вокруг и душа моя застродала от человеческих страданий. Жалость рождает желание помочь угнетенным. К кругу «чувствительных» героев относится и путешественник. Он эмоционален, впечатлителен, отзывчив к чужой радости и к чужому горю. Одним из выражений чувствительности в «Путешествии» служат слезы, которых герои сентиментальных произведений никогда не стыдятся, видя в них проявление тонкой духовной организации человека. В слезах прощается путешественник с друзьями. Повышенная чувствительность путешественника выражается не только в слезах, но и в жестах, поступках. Так, на станции Городня он «прижимает к сердцу» молодого рекрута, хотя видит его впервые. В Едрове он обнимает и целует крестьянскую девушку Анюту, что привело ее в немалое смущение. В противоположность крестьянам помещики изображены в «Путешествии» как люди, утратившие не только чувствительность, но и элементарные человеческие качества. Праздность и привычка повелевать глубоко развратила их и развила высокомерие и черствость. Дворянка из главы «Городня» «с красотою телесною соединяла скареднейшую душу и сердце жестокое и суровое». Жанр «путешествия», выбранный Радищевым, чрезвычайно характерен для сентиментализма. Он берет свое начало от «Сентиментального путешествия» Стерна. Форма, созданная Стерном, могла наполняться самым разнообразным содержанием. Но механизм использован Радищевым вовсе не постерновски и с другими целями. «П.» изложено в форме записок путешественника, куда искусно введены произведения других жанров: сатирический «сон», ода «Вольность», публицистические статьи (напр., «о происхождении цензуры», глава «Торжок»). Такая форма худ. произведения была новаторской для рус. лит-ры 18в. И давала Р. возможность глубоко и многопланово рассказать об общественной и духовной жизни нации. Стиль книги Радищева сложен, но в этой сложности есть своя логика и свое единство. Р. приводящий в систему многообразные впечатления внешнего мира- факт, чувство, мысль. Первый из них - реально-бытовой - связан с описанием многочисленных явлений, наблюдаемых путешественником. Лексика этого стилистического пласта отличается конкретностью, предметностью. Второй стилистический плаcт - эмоциональный. Он связан с психологической реакцией путешественника или других рассказчиков на те или иные факты и события. Здесь представлены самые разнообразные чувства: умиление, радость, восхищение, сострадание, скорбь. Третий пласт - идеологический - содержит размышления автора, в ряде случаев выраженные в пространных «проэктах». В основе этих рассуждений - просветительские идеи: право на самозащиту, воспитание человека и гражданина, законы природы и законы общества. Для этого пласта характерно употребление церковнославянской лексики, высокая гражданская речь. Радищев сосредоточил внимание не на моральных, а на социальных и политических проблемах крепостнического государства. Как добросовестный следователь, Радищев собирает улики против самодержавного государства. Чем больше обличающих фактов, тем убедительнее приговор. Здесь типичное представлено множеством персонажей, в массе своей дающих представление о сущности, о социальной природе двух главных сословий тогдашнего русского общества - помещиков и крестьян. Основа «Путешествия» - призыв к революции, но Р. понимает, что настоящее освобождение возможно только через десятилетия, поэтому пока надо хоть как-то облегчить участь кр-н другими путями.

35. Система образов и образ путешественника в «Путешествии из Петербурга в Москву» Проблема художественного метода в произведении.

Александр Николаевич Радищев - первый в России революционный писатель, провозгласивший право народа на насильственное свержение деспотической власти помещиков и царя. Радищев - предшественник декабристской и революционно-демократической мысли XIX в. Лучшим произведением Радищева является его «Путешествие», Эта книга оказалась вершиной общественной мысли в России XVIII в.

«Путешествие» - одно из ярких произведений русского сентиментализма. Это в высшей степени эмоциональная книга. «Чувствительность», по глубокому убеждению Радищева, - самое ценное качество человека.

На первой странице автор указывает на причину, побудившую его написать книгу: Я оглянулся вокруг и душа моя застродала от человеческих страданий. Жалость рождает желание помочь угнетенным. К кругу «чувствительных» героев относится и путешественник. Он эмоционален, впечатлителен, отзывчив к чужой радости и к чужому горю. Одним из выражений чувствительности в «Путешествии» служат слезы, которых герои сентиментальных произведений никогда не стыдятся, видя в них проявление тонкой духовной организации человека. В слезах прощается путешественник с друзьями. Повышенная чувствительность путешественника выражается не только в слезах, но и в жестах, поступках. Так, на станции Городня он «прижимает к сердцу» молодого рекрута, хотя видит его впервые. В Едрове он обнимает и целует крестьянскую девушку Анюту, что привело ее в немалое смущение. В противоположность крестьянам помещики изображены в «Путешествии» как люди, утратившие не только чувствительность, но и элементарные человеческие качества. Праздность и привычка повелевать глубоко развратила их и развила высокомерие и черствость. Дворянка из главы «Городня» «с красотою телесною соединяла скареднейшую душу и сердце жестокое и суровое». Жанр «путешествия», выбранный Радищевым, чрезвычайно характерен для сентиментализма. Он берет свое начало от «Сентиментального путешествия» Стерна. Форма, созданная Стерном, могла наполняться самым разнообразным содержанием. Но механизм использован Радищевым вовсе не постерновски и с другими целями. Стиль книги Радищева сложен, но в этой сложности есть своя логика и свое единство. Р. приводящий в систему многообразные впечатления внешнего мира- факт, чувство, мысль. Первый из них - реально-бытовой - связан с описанием многочисленных явлений, наблюдаемых путешественником. Лексика этого стилистического пласта отличается конкретностью, предметностью. Второй стилистический плаcт - эмоциональный. Он связан с психологической реакцией путешественника или других рассказчиков на те или иные факты и события.Здесь представлены самые разнообразные чувства: умиление, радость, восхищение, сострадание, скорбь. Третий пласт - идеологический - содержит размышления автора, в ряде случаев выраженные в пространных «проэктах». В основе этих рассуждений - просветительские идеи: право на самозащиту, воспитание человека и гражданина, законы природы и законы общества. Для этого пласта характерно употребление церковнославянской лексики, высокая гражданская речь. Радищев сосредоточил внимание не на моральных, а на социальных и политических проблемах крепостнического государства. Как добросовестный следователь, Радищев собирает улики против самодержавного государства. Чем больше обличающих фактов, тем убедительнее приговор. Здесь типичное представлено множеством персонажей, в массе своей дающих представление о сущности, о социальной природе двух главных сословий тогдашнего русского общества - помещиков и крестьян.

Троян. Римский император. Во время своего царствования покровительствовал наукам, литературе и искусству. Народное предание создало вокруг личности Трояна легенду о "правдивом" и "мягкосердечном" царе.

Цезарь, Гай-Юлий. Римский политический деятель, полководец и писатель. После военных успехов стал диктатором Рима и был убит республиканскими заговорщиками с Брутом и Кассием во главе.

Цицерон, Марк-Тулий. Римский политический деятель, оратор и писатель. В истории античной литературы занимает одно из первых мест, как представитель классического ораторского искусства.

Эйлер, Леонард. Крупнейший немецкий математик и физик. В 1727-40 гг. состоял профессором русской Академии

Эмпедокл, древне-греческий философ, материалист.

СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. Н. РАДИЩЕВА

Полное литературное наследство Радищева составляет три объемистых тома. То, что до настоящего времени опубликовано, является далеко не полным. Ниже мы перечисляем произведения, вошедшие в двухтомное собрание сочинений, и не вошедшие, но принадлежащие Радищеву.

Произведения, принадлежность которых Радищеву еще не установлена окончательно, мы оговариваем в каждом отдельном случае.

Для удобства мы разбиваем литературное наследство Радищева на четыре самостоятельных раздела: художественно-пубилцистические произведения, экономические, философские и переписка, дневники, законопроекты и пр. Разделение это весьма условно.

I. Художественно-публицистические (проза и стихи):

1. Письмо к Другу жительствующему в Тобольске по долгу звания своего.

2. Дневник одной недели.

3. Житие Федора Васильевича Ушакова.

4. Путешествие из Петербурга в Москву.

5. Ода "Вольность".

6. "Бова". Повесть богатырская.

7. Песня историческая.

8. Песни древние "Всеглас".

Мелкие стихотворения:

9. Эпитафия.

11. Экспромт.

12. Послание.

13. Журавли.

14. Осьмнадцатое столетие.

15. Софические строфы.

16. Идиллия.

18. "К другу моему" ода.

19. Молитва.

Все вышеперечисленные произведения напечатаны в 1 томе собр. сочинений А. Н. Радищева, под ред. проф. А. К. Бороздина, И. И. Лапшина и П. Е. Щеголева изд. Акинфиева, 1907 г. и в 1 томе собр. сочинений под ред. Каллаша, изд. Саблина, 1907 г.

20. "Что есть сын отечества", напечатано в журнале, издаваемом Новиковым "Беседующий гражданин", ч. III, 1789 г. - декабрь.

21. "Творение мира". Песнесловие, см. В. П. Семенников г "Новый текст путешествия из Петербурга в Москву" Радищева, изд. "Былое", М. 1922 г.

22. "Ангел тьмы" (отрывок из поэмы "Ермак", полн. собр. сочинений т. I, изд. Акинфиева.

Произведения, приписываемые Радищеву:

23. "Отрывок Путешествия в И*** Т***, см. Семенников "Когда Радищев задумал "Путешествие из Петербурга в Москву", изд. А. Э. Бухгейм. М. 1915 г.

24. "Письма Сильфа Дальновида", напечатанные в журнале "Почта духов", Крылова. См. по этому вопросу литературу: Я К. Грот - "Литературная жизнь Крылова", В. Андреев и А. Крылов "Русский инвалид", 1886 № 31, А. Пыпин - Крылов и Радищев "Вестник Европы" 1868 № V (т. III). Суворин "Русский инвалид" (1868 г. № 134), А. Веселовский "Вестник Европы" 1881 № III; И. А. Лященко и А Крылов "Исторический вестник" 1894 № XI; Майков, Л. - "Историко-литературные очерки", Спб. 1895, В. А. Мякотин - "Из истории русского о-ва", Спб. 1902; Каллаш редакц. вступит, статья с примечаниями к полн. соб. сок. Крылова изд. "Просвещение", Спб. 1904 г. т. II; А. А Гавриленко - "Радищев до ссылки", "Вести. Европы" 1907 г. VI; П. Е. Щеголев - Из истор. журн. деят. Радищева "Минувшие годы", 1908 № XII, М. 1916 г. и Чучмарев - "Наукови записки", литературн. кафедры, т. II, 1927 г.

II. Экономические произведения:

1. Письмо о китайском торге. Написано в 1782 г. в Иркутске.

2. Сокращенное повествование о приобретении Сибири. Написано в Сибири между 1792–1797 гг.

3. Описание моего владения. Написано после возвращения из ссылки, в сельце Немцово, между 1797–1801 гг.

Кроме этих специальных работ к экономическим грудам Радищева отчасти можно отнести всю его переписку и дневники путешествия в Сибирь и из Сибири, которые мы помещаем в IV разделе.

Философские произведения:

1. Филарет Милостивый. Написано в Петропавловской крепости во время судебного следствия в 1790 г.

2. О человеке, о его смертности и бессмертии, кн. 1–4.

Написано в Сибири в Илимском остроге. Начато в 1792 г.

Время окончания неизвестно.

Вышеперечисленные произведения напечатаны во II томе упомянутых изданий Акинфиева и Саблина.

IV. Разные произведения (переписка, дневники, записки, эаконодат. проекты и пр.):

1. Письма графу А Р. Воронцову во время службы в Петербургской таможне (1782–1787). Всего 12 писем.

2. Письма к графу А. Р. Воронцову из Сибири, села Немцово и саратовской деревни (1790–1800). Всего 63 письма, причем 50 писем на французском языке. Напечатано во II томе собр. сочинений изд. А. Саблина.

4. Письмо к родителям. Напечатано "Радуга", - альманах Пушкинского дома.

5. Письмо А. М. Кутузову от 6 декабря 1791 г. Напечатано: Барсков - "Переписка московск масонов XVIII в." 1915 г.

6. Письмо к Шешковскому из крепости, 1790 г., - собр. соч. т. II, изд. Саблина.

7. Письма к Александру I, собр. соч. т. II, изд. Саблина.

8. Духовные завещания, прошения, ответы на вопросы судебного следствия, напеч. во 2 томе изд. Акинфиева.

9. Примечания к переводу "Размышлений"… напеч. в 1 т. изд. Саблина.

10. Радищев - Записки Путешествия в Сибирь и из Сибири во II томе изд. Акинфиева.

11. "Памятник дактилохореическому витязю", т. II, изд. Саблина.

12. Особые мнения: а) о ценах за людей убиенных, б) об отводе судей, т. II, изд. Саблина.

13. "Записка о законоположении", напечатано "Голос минувшего", 1916 г. № XII:

14. "Проект гражданского уложения". Подлинник находится в Арх. кн. Воронцова, отрывки напечатаны в книге Семенникова о Радищеве. ГИЗ, 1923.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Собрание соч. А. Н. Радищева под ред. Бороздина, Лапшина и Щеголева, изд. Акинфиева 1907 г. тт. I и II.

2. Собр. соч. А. Н. Радищева под ред. Каллаша, изд. Саблина 1907 г: т: II (переписка Радищева с графом А. Р. Воронцовым с 1787–1802 гг.).

3. Семенников - Радищев (Очерки и исследования) ГИЗ 1923 г.

4. Госуд. архив т. XVII. 1766–1775 гг. № 26.

5. Сухомлинов - Монография о Радищеве (Собр. русского языка и словесности Акад. наук т. XXXII № 6.

6. Собр. оставшихся сочинений покойного А. Н. Радищева ч. V. изд. Платона Бекетова 1808–1809 г.) Литературные работы Фед. Вас. Ушакова).

7. Собр. соч. т. II, изд. Акинфиева (Приложение: процесс Радищева официальные материалы и свидетельства современников- замечания Екатерины II на "Путешествие" Радищева и пр.).

8. Я. Л. Барсков - Переписка московских масонов XVIII века в 1780–1790 гг. изд. Акад. наук П. 1915 г.

9. Словарь достопамятных людей русской земли - Бантыш-Каменского.