Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Типы произведений в литературе. Какие бывают жанры в литературе? Что можно назвать романом

Типы произведений в литературе. Какие бывают жанры в литературе? Что можно назвать романом

Список пока не полный, так как в него вошли лишь вопросы из билетов для общеобразовательной школы или базовый уровень (и не вошли, соответственно, - углубленное изучение или профильный уровень и национальная школа).

"Житие Бориса и Глеба" конец XI – нач. XII в.

"Слово о полку Игореве" конец XII в.

В. Шекспир – (1564 – 1616)

"Ромео и Джульетта" 1592

Ж-Б. Мольер – (1622 – 1673)

"Мещанин во дворянстве" 1670

М.В. Ломоносов – (1711 – 1765)

Д.И. Фонвизин - (1745 – 1792)

"Недоросль" 1782

А.Н. Радищев – (1749 – 1802)

Г.Р. Державин – (1743 – 1816)

Н.М. Карамзин – (1766 – 1826)

"Бедная Лиза" 1792

Дж. Г. Байрон – (1788 – 1824)

И.А. Крылов – (1769 – 1844)

"Волк на псарне" 1812

В.А. Жуковский – (1783 – 1852)

"Светлана" 1812

А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)

"Горе от ума" 1824

А.С. Пушкин – (1799 – 1837)

"Повести Белкина" 1829-1830

"Выстрел" 1829

"Станционный смотритель" 1829

"Дубровский" 1833

"Медный всадник" 1833

"Евгений Онегин" 1823-1838

"Капитанская дочка" 1836

А.В. Кольцов – (1808 – 1842)

М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)

"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова." 1837

"Бородино" 1837

"Мцыри" 1839

"Герой нашего времени" 1840

"Прощай, немытая Россия" 1841

"Родина" 1841

Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)

"Вечера на хуторе близ Диканьки" 1829-1832

"Ревизор" 1836

"Шинель" 1839

"Тарас Бульба" 1833-1842

"Мертвые души" 1842

И.С. Никитин – (1824 – 1861)

Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)

"Есть в осени первоначальной…" 1857

И.А. Гончаров – (1812 – 1891)

"Обломов" 1859

И.С. Тургенев – (1818 – 1883)

"Бежин луг" 1851

"Ася" 1857

"Отцы и дети" 1862

"Щи" 1878

Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)

"Железная дорога" 1864

"Кому на Руси жить хорошо" 1873-76

Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)

"Преступление и наказание" 1866

"Мальчик у Христа на елке" 1876

А.Н. Островский – (1823 – 1886)

"Свои люди – сочтемся!" 1849

"Гроза" 1860

А.А. Фет – (1820 – 1892)

М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)

"Дикий помещик" 1869

"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 1869

"Премудрый пескарь" 1883

"Медведь на воеводстве" 1884

Н.С. Лесков – (1831 – 1895)

"Левша" 1881

Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)

"Война и мир" 1867-1869

"После бала" 1903

А.П. Чехов – (1860 – 1904)

"Смерть чиновника" 1883

"Ионыч" 1898

"Вишневый сад" 1903

М. Горький – (1868 – 1936)

"Макар Чудра" 1892

"Челкаш" 1894

"Старуха Изергиль" 1895

"На дне" 1902

А.А. Блок – (1880 – 1921)

"Стихи о прекрасной даме" 1904

"Россия" 1908

цикл "Родина" 1907-1916

"Двенадцать" 1918

С.А. Есенин – (1895 – 1925)

"Не жалею, не зову, не плачу…" 1921

В.В. Маяковский (1893 – 1930)

"Хорошее отношение к лошадям" 1918

А.С. Грин – (1880 – 1932)

А.И.Куприн – (1870 – 1938)

И.А. Бунин – (1879 – 1953)

О.Э. Мандельштам – (1891 – 1938)

М.А. Булгаков – (1891 – 1940)

"Белая Гвардия" 1922-1924

"Собачье сердце" 1925

"Мастер и Маргарита" 1928-1940

М.И. Цветаева – (1892 – 1941)

А.П. Платонов – (1899 – 1951)

Б.Л. Пастернак – (1890-1960)

"Доктор Живаго" 1955

А.А. Ахматова – (1889 – 1966)

"Реквием" 1935-40

К.Г. Паустовский – (1892 – 1968)

"Телеграмма" 1946

М.А. Шолохов – (1905 – 1984)

"Тихий Дон" 1927-28

"Поднятая целина" т1-1932, т2-1959)

"Судьба человека" 1956

А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)

"Василий Теркин" 1941-1945

В.М. Шукшин – (1929 – 1974)

В.П. Астафьев – (1924 – 2001)

А.И. Солженицын – (род. 1918)

"Матренин двор" 1961

В.Г. Распутин – (род. 1937)

Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказки, былины, песни).

Творчество одного из поэтов серебряного века.

Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

Великая Отечественная война в русской прозе. (На примере одного произведения.)

Подвиг человека на войне. (По одному из произведений о Великой Отечественной войне.)

Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века. (На примере одного произведения.)

Военная тема в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)

Ваш любимый поэт в русской литературе XX века. Чтение наизусть его стихотворения.

Русские поэты XX века о духовной красоте человека. Чтение наизусть одного стихотворения.

Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).

Ваши любимые стихотворения современных поэтов. Чтение наизусть одного стихотворения.

Ваш любимый поэт. Чтение наизусть одного из стихотворений.

Тема любви в современной поэзии. Чтение наизусть одного стихотворения.

Человек и природа в русской прозе XX века. (На примере одного произведения.)

Человек и природа в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)

Человек и природа в русской поэзии XX века. Чтение наизусть одного стихотворения.

Ваш любимый литературный герой.

Отзыв о книге современного писателя: впечатления и оценка.

Одно из произведений современной литературы: впечатления и оценка.

Книга современного писателя, прочитанная вами. Ваши впечатления и оценка.

Ваш ровесник в современной литературе. (По одному или нескольким произведениям.)

Ваше любимое произведение современной литературы.

Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).

Основные темы и идеи современной публицистики. (На примере одного-двух произведений.)

Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).

Жанр в литературе - это такой подбор текстов, которые обладают схожей структурой, близки по содержанию. Их достаточно много, но существует разделение по родам, по форме и содержанию.

Классификация жанров в литературе.

Деление по родам

При такой классификации следует рассматривать отношение самого автора к интересующему читателя тексту. Первым попробовал разделить литературные произведения на четыре жанра, у каждого имеются свои внутренние деления:

  • эпические (романы, повести, эпопеи, новеллы, рассказы, сказки, былины),
  • лирические (оды, элегии, послания, эпиграммы),
  • драматические (драмы, комедии, трагедии),
  • лиро-эпические (баллады, поэмы).

Деление по содержанию

По этому принципу разделения появились три группы:

  • Комедии,
  • Трагедии,
  • Драмы.

Две последние группы говорят о трагической судьбе, о конфликте в произведении. А комедии следует разделить на более мелкие подгруппы: пародия, фарс, водевиль, комедия положений, интермедия.

Разделение по форме

Группа разнообразна и многочисленна. Жанров в этой группе насчитывается тринадцать штук:

  • эпопею,
  • эпос,
  • роман,
  • повесть,
  • новеллу,
  • рассказ,
  • скетч,
  • пьесу,
  • очерк,
  • эссе,
  • опус,
  • видения.

В прозе такого чёткого разделения нет

Непросто сразу определить, какого жанра то или иное произведение. Как воздействует на читателя прочитанное произведение? Какие чувства вызывает? Присутствует ли автор, знакомит ли со своими личными переживаниями, ведётся ли простое повествование без добавления анализа описанных событий. Все эти вопросы требуют конкретных ответов для вынесения окончательного вердикта о принадлежности текста к определённому виду литературного жанра.

Жанры рассказывают о себе

Чтобы начать разбираться в жанровом многообразии литературы, следует знать характеристику каждого из них.

  1. Группы по форме, пожалуй, самые интересные. Пьеса - произведение, написанное специально для сцены. Рассказ - прозаическое повествовательное небольшое по объёму произведение. Роман отличает его масштабность. Повесть - промежуточный, стоящий между рассказом и романом, жанр, в котором рассказывается о судьбе одного героя.
  2. Группы по содержанию малочисленны, поэтому запомнить их очень легко. Комедия имеет юмористический и сатирический характер. Трагедия всегда заканчивается ожидаемо неприятно. Драма основана на конфликте между человеческой жизнью и обществом.
  3. Типология жанров по роду содержит только три структуры:
    1. Эпос рассказывает о прошлом, не выражая своего личностного мнения о происходящем.
    2. Лирика всегда содержит чувства и переживания лирического героя, то есть, самого автора.
    3. Драма раскрывает свой сюжет через общение героев между собой.

Основные жанры литературы - это группы произведений, идентичных формально и по стилю изложения. Еще во времена Аристотеля произошло разделение литературы на жанры, свидетельство этому - "Поэтика" греческого философа, трактат о литературной эволюции, написанный за триста лет до Рождества Христова.

в литературе?

Литература берет свое начало с библейских времен, люди писали и читали всегда. содержащие хоть какой-то текст, - это уже литература, ибо написанное есть мысли человека, отображение его желаний и чаяний. Докладные, челобитные, церковные тексты писались во множестве, и таким образом появился первый литературный жанр - берестяной. С развитием письменности возник жанр летописи. Чаще всего написанное носило уже некоторые литературные признаки, изящные обороты речи, образные аллегории.

Следующим жанром литературы стали былины, эпические сказания о богатырях и других героях исторических сюжетов. Отдельным можно считать религиозную литературу, описание библейских событий, жития высшего духовенства.

Появление книгопечатания в 16 веке положило начало бурному развитию литературы. На протяжении всего 17 века формировались стили и жанры.

Литература 18 века

На вопрос о том, что такое жанры в можно ответить однозначно, что литература того времени условно делится на три основных направления: драму, повествование и поэтические вирши. Драматические произведения нередко принимали форму трагедии, когда герои сюжета погибали, а борьба между добром и злом становилась все более смертельной. Увы, конъюнктура литературного рынка диктовала свои условия уже тогда. Жанр спокойного повествования тоже находил своего читателя. Романы, повести и рассказы считались "средним звеном", тогда как трагедии, поэмы и оды относились к "высокому" жанру литературы, а сатирические произведения, басни и комедии - к "низкому".

Вирши - это примитивная форма поэзии, которая была в ходу на балах, светских раутах и других мероприятиях высшей столичной знати. Стихи в жанре виршей имели признаки силлогистики, стих делился на ритмические отрезки. Механический слог, убийственый для настоящей поэзии, долгое время диктовал моду.

Литература19-20 веков

Литература 19 века и первой половины 20-го отличается несколькими жанрами, наиболее востребованными в золотой пушкинско-гоголевский век, а затем - в серебряный век Александра Блока и Сергея Есенина. Драма, эпос и лирика - вот что такое жанры в литературе прошлого и позапрошлого столетий.

Лирика обязательно должна была иметь эмоциональную окраску, быть осмысленной и целеустремленной. Ее категориями были ода и элегия, причем ода - с восторженным удивлением, воспеванием и возведением в ранг героев.

Лирическая элегия строилась по принципу печальной тональности стиха, грусти, как результата переживаний героя, независимо от того, что явилось причиной - или дисгармония мироздания.

Что такое жанры в литературе современной?

Жанров в современной литературе достаточно много, среди них можно выделить наиболее популярные, востребованные широкой читательской аудиторией:

  • Трагедия - разновидность литературного жанра драмы, отличающаяся крайним эмоциональным напряжением, с обязательной гибелью героев.
  • Комедия - еще одна разновидность жанра драмы, противоположная трагедии, с веселым сюжетом и счастливым концом.
  • Жанр сказки - литературное направление для детей, их творческого развития. В жанре много литературных шедевров.
  • Эпопея - литературный жанр исторического толка, описывает отдельные события прошлых времен в стиле героизма, отличается большим количеством персонажей.
  • Жанр роман - это обширное повествование, с несколькими сюжетными линиями, подробно описывающее жизнь каждого персонажа в отдельности и всех вместе, отличается склонностью к анализу происходящих событий.
  • Повесть - жанр средней формы, пишется по одной схеме с романом, но в более сжатом контексте. В повести обычно выделяется один персонаж как главный, остальные описываются в "привязке" к нему.
  • Рассказ - жанр повествования малой формы, краткое изложение одного события. Сюжет его не может иметь продолжения, представляет квинтэссенцию мысли автора, всегда имеет законченную форму.
  • Новелла - жанр, аналогичный рассказу, отличие только в остроте сюжета. Новелла отличается неожиданным, непредсказуемым финалом. Этот жанр хорошо подходит триллерам.
  • Жанр очерка - тот же рассказ, но в нехудожественной манере изложения. В очерке не бывает цветистых оборотов речи, высокопарных фраз и патетики.
  • Сатира как литературный жанр встречается нечасто, ее обличительная направленность не способствует популярности, хотя сатирические пьесы в театральной постановке принимаются хорошо.
  • Жанр детектива - самое востребованное литературное направление последнего времени. Миллионы книг в мягких обложках популярных авторов, таких как Александра Маринина, Дарья Донцова, Полина Дашкова и еще десятков других, стали настольными для многих российских читателей.

Заключение

Многообразны, каждый содержит потенциал дальнейшего творческого развития, который обязательно будет использован современными писателями и поэтами.

Все литературные жанры уникальны, каждый из которых обладает комплексом присущих исключительно ему качеств и характеристик. Первую известную их классификацию предложил еще Аристотель, древнегреческий философ и натуралист. В соответствии с ней, базовые литературные жанры можно скомпоновать в небольшой список, который не подлежит никаким изменениям. Автор, работающий над каким-либо произведением, должен просто найти схожие черты между своим творением и параметрами указанных жанров. В течение следующих двух тысячелетий любые изменения в разработанном Аристотелем классификаторе принимались в штыки и считались смещением от нормы.

В XVIII веке началась масштабная литературная перестройка. Укоренившиеся виды жанра и их система стали подвергаться капитальным видоизменениям. Сложившиеся условия стали главной предпосылкой тому, что некоторые жанры литературы канули в Лету, другие получили сумасшедшую популярность, третьи и вовсе только начали формироваться. Итоги этого преобразования, продолжающегося и сейчас, мы воочию можем наблюдать своими глазами – виды жанров, непохожие по смыслу, по роду и множеству других критериев. Попробуем разобраться с тем, какие есть жанры в литературе и в чем их особенности.

Жанр в литературе – это исторически сложившееся множество литературных творений, объединенное совокупностью схожих параметров и формальных характеристик.

Все существующие виды и жанры литературы можно визуально представить в таблице, в которой в одной части появятся большие группы, а в другой – типичные ее представители. Выделяют 4 основных группы жанров по родам:

  • эпические (в основном проза);
  • лирические (в основном поэтика);
  • драматические (пьесы);
  • лироэпические (что-то среднее между лирикой и эпосом).

Также виды литературных произведений можно классифицировать по содержанию:

  • комедия;
  • трагедия;
  • драма.

Но понять, какие бывают виды литературы, станет куда проще, если разобраться с их формами. Форма произведения - это метод подачи идей автора, положенных в основание работы. Различают внешнюю и внутреннюю формы. Первая, по сути, язык произведения, вторая – система художественных методов, образов и средств, с применением которых оно было создано.

Какие бывают жанры книг по форме: эссе, видение, новелла, эпопея, ода, пьеса, эпос, очерк, скетч, опус, роман, повесть. Рассмотрим каждый подробно.

Эссе

Эссе – небольшое сочинение прозаической направленности со свободной композицией. Его главная цель – показать личное мнение и понятия автора по конкретному поводу. При этом эссе не обязано полностью раскрывать проблему изложения или четко отвечать на вопросы. Основные свойства:

  • фигуральность;
  • приближенность к читателю;
  • афористичность;
  • ассоциативность.

Существует мнение, согласно которому эссе – отдельный вид художественных произведений. Этот жанр доминировал в XVIII-XIX веках в британской и западноевропейской журналистике. Известные представители того времени: Дж. Аддисон, О. Голдсмит, Дж. Уортон, У. Годвин.

Эпос

Эпос – одновременно род, вид и жанр литературы. Он представляет собой геройский сказ о прошлом, показывающий тогдашнюю жизнь людей и реальность персонажей с эпической стороны. Часто в эпосе подробно говорится о каком-то человеке, о приключении с его участием, о его чувствах и переживаниях. В нем также рассказывается об отношении героя к тому, что происходит вокруг него. Представители жанра:

  • «Илиада», «Одиссея» Гомер;
  • «Песнь о Роланде» Турольд;
  • «Песнь о Нибелунгах», автор неизвестен.

Прародителями эпоса являются традиционные поэмы-песни древних греков.

Эпопея

Эпопея – большие произведения с героическим подтекстом и те, что схожи с ними. Какая бывает литература этого жанра:

  • повествование о важных исторических моментах в стихотворной форме или прозе;
  • история о чем-либо, включающая несколько описаний разных знаменательных событий.

Еще существует нравописательная эпопея. Это особый вид повествования в литературе, отличающийся своей прозаичностью и высмеиванием комического состояния социума. К нему относят «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле.

Скетч

Скетчем называют короткую пьесу, в которой присутствует всего два (редко три) главных героя. Сегодня скетч используется на эстраде в виде комедийного шоу с миниатюрами продолжительностью не более 10 минут. Такие шоу регулярно появляются на телевидении Британии, США и России. Известные программы-примеры на ТВ – «Нереальная история», «6 кадров», «Наша Russia».

Роман

Роман – обособленный литературный жанр. В нем представляется развернутое изложение о развитии и жизни ключевых персонажей (или одного героя) в самых кризисных и сложных периодах. Главные виды романа в литературе – принадлежащий конкретной эпохе или стране, психологический, рыцарский, классический, нравственный и множество других. Известные примеры:

  • «Евгений Онегин» Пушкин;
  • «Доктор Живаго» Пастернак;
  • «Мастер и Маргарита» Булгаков».

Новелла

Новелла или рассказ – ключевой жанр беллетристики, имеющий меньший объем чем повесть или роман. К основным свойствам произведения относят:

  • наличие малого количества героев;
  • сюжет имеет всего одну линию;
  • цикличность.

Создатель рассказов – новеллист, а собрание рассказов – новеллистика.

Пьеса

Пьеса – представитель драматургии. Она предназначена для показа на сцене театра и в других спектаклях. Пьеса состоит из:

  • речей главных героев;
  • авторских примечаний;
  • описаний мест, где идут основные действия;
  • характеристик внешнего вида участвующих лиц, их манеры поведения и характер.

Пьеса включает несколько актов, которые состоят из эпизодов, действий, картин.

Повесть

Повесть – произведение прозаического характера. Не имеет особых ограничений по объему, но располагается между новеллой и романом. Обычно сюжет повести имеет четкую хронологию, показывает естественное течение жизни персонажа без интриг. Все внимание принадлежит главному лицу и специфике его натуры. Стоит отметить, что линия сюжета всего одна. Известные представители жанра:

  • «Собака Баскервилей» А. Конан-Дойла;
  • «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина;
  • «Степь» А. П. Чехова.

В иностранной литературе понятие «повесть» равно понятию «короткий роман».

Очерк

Очерк – сжатый правдивый художественный сказ о нескольких событиях и явлениях, продуманных автором. База очерка – точное осмысление предмета наблюдения непосредственно писателем. Виды таких описаний:

  • портретные;
  • проблемные;
  • путевые;
  • исторические.

Опус

Опус в общем понимании – пьеса, сопровождающаяся музыкой. Главные характеристики:

  • внутренняя завершенность;
  • индивидуальность формы;
  • основательность.

В литературном смысле опус – любая научная работа или творение автора.

Ода

Ода – стихотворение (обычно торжественное), посвященное конкретному событию или человеку. В то же время ода может быть отдельным произведением со схожей тематикой. В Древней Греции одами считали всю стихотворную лирику, даже пение хора. Со времен Возрождения так начали называть исключительно высокопарные лирические стихотворения, ориентирующиеся на образы античности.

Видение

Видение – жанр литературы Средневековья, в основе которого находится «ясновидец», рассказывающий о загробных и нереальных образах, которые ему являются. Многие современные исследователи относят видения к дидактике повествовательного типа и публицистике, так как в эпоху Средневековья человек мог таким образом передавать свои соображения о непознанном.

Это основные виды литературы по форме и то, какие бывают их вариации. К сожалению, все жанры литературы и их определения сложно вместить в небольшую статью – их действительно очень много. В любом случае, каждый понимает необходимость и важность чтения самых разнообразных произведений, ведь они – настоящие витамины для мозга. С помощью книг можно повысить свой уровень интеллекта, расширить словарный запас, улучшить память и внимательность. BrainApps – ресурс, который поможет развиваться в этом направлении. На сервисе представлено более 100 результативных тренажеров, которые с легкостью прокачают серое вещество.

Литература это один из основных видов искусства - искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.

Термин литература

Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).

Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).

Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности - в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.

Синкретический характер ранних литературных памятников (см. ) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций - Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. - образует своего рода фундамент мировой литературы.

История литературы

Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле - как письменная форма искусства слова - формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом - не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» - литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.

Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».

В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка , который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно - в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.

Форма литературы

Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону - определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.

Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.

Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.

Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, - слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.

С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, - всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).

Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции - общения, созидания и познания - равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности - переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.

Место литературы

Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она - наиболее идеологическое из всех искусств.

Литературные, образы

Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении , уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).

Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.

Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.

Совокупность литературных произведений , созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу ; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.

Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) - поэзию и прозу, а также на три рода - эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей - характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.

Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, - идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.

Литературное произведение

Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний - мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).

Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» - реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание - действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.

Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз , которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь - чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).

Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. ).

В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.

Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.

Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной

Слово литература произошло от латинского litteratura - написанное и от littera, что в переводе означает - буква.