Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Смысл названия произведения судьба человека. Почему рассказ М.А

Смысл названия произведения судьба человека. Почему рассказ М.А

потомке шотландских королей, российском графе Якове Вилимовиче Брюсе (1670– 1735).

18 февраля 1721 года один из ближайших сподвижников Петра I, герой Полтавы, Яков Вилимович Брюс стал графом Российской империи.

Девиз Брюса был столь же оригинален, как и он сам. Брюс избрал себе девизом одно лишь слово: “Были”. Почему? Да потому, что он был не только генерал и администратор, более всего он прославился как чернокнижник и звездочет, колдун и маг и с высот своих великих знаний видел, что жизнь человека не более чем миг. Его почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь учен потому, что давно уже продал душу дьяволу.

О Брюсе говорили: “Ты вот возьми, насыпь на стол гороха и спроси его, Брюса, сколько? А он взглянет – и не обочтется ни одной горошиной. А спроси его, сколько раз повернется колесо, когда поедешь от Тешевич до Киева? Он тебе и это скажет. Да что! Он на небо взглянет и тут же скажет, сколько есть звезд на небеси!..”

О Брюсе говорили: “Он знал все травы тайные, камни чудные и составы из них разные делал, и даже живую воду...”

Брюса считали чародеем и волшебником, а на самом деле он был хорошо образованным человеком, пытавшимся разгадать вечные тайны мироздания – феномен жизни и смерти, причины возникновения мира, загадку бытия.

Брюс нигде не учился и всего добился самообразованием. К концу жизни он изучил полдюжины языков и перевел множество книг: сочинения знаменитого Христиана Гюйгенса1 и “Фортификацию” Кугорна, трактаты по механике и многое иное. Он составил словари: русско-голландский и голландеко-русекий, написал первый русский учебник по геометрии и со” ставил, как утверждали, знаменитый “Брюсов календарь”, по которому можно было предсказывать погоду и события на два десятилетия вперед.

Брюс составил одну из лучших географических карт России и один из первых астрономических атласов.

Своей славе мага и чародея Брюс обязан тому, что во все свои странствия и походы он брал подзорную трубу и ночами подолгу глядел на звезды. А когда в 1701 году в Москве, в Сухаревой башне, была открыта Навигационная школа, то на крыше башни в светлые лунные ночи можно было часто видеть темный силуэт человека, глядящего в небо. Брюс стал и первым начальником Артиллерийской школы, созданной в том же 1701 году и размещенной в Сухаревой башне.

А Брюс не был ни астрологом, ни алхимиком, ни чародеем. Он был ученым – последователем Коперника и Ньютона. Он был военным, инженером и артиллеристом, чьи пушки разгромили артиллерию шведов под Полтавой. Он был дипломатом, подписавшим Ништадтский мир, которым закончилась великая Северная война, длившаяся 21 год и давшая России и выходы к морю, и такие территории, какие не приносила ни одна из предшествующих победоносных войн.

В 1726 году Брюс вышел в отставку в чине генерал-фельдмаршала и поселился в имении Глинки под Москвой, целиком посвятив себя ученым занятиям. Там он и умер 19 апреля 1735 года.

  1. Как вы понимаете слово «судьба»? Прихо-дилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе?
  2. Словари толкуют судьбу в разных зна-чениях. Наиболее распространены сле-дующие: 1. В философии, мифологии — непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, сте-чение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, Бо-жественное провидение, Божественную волю. С этой точки зрения вера в судьбу как в безличную силу исходит от суетнос-ти человека. Мне близко несколько эклек-тичное понимание судьбы как закономер-ной предопределенности свыше жизни от-дельного индивида или целого народа. Я, к примеру, не особенно верю в справед-ливость афоризма «Человек — кузнец своего счастья» («Мы — кузнецы, и дух наш молод, куем мы к счастию ключи!»). Жизненные обстоятельства, определяемые судьбой, часто оказываются сильнее собст-венных усилий и планов. Если говорить о судьбе нашей великой и многострадальной России, то ее уделом на протяжении всей истории были тяжелые, опустошительные войны, внутренние катастрофы, кровопро-лития, неудачные, не достигающие целей реформы. И все это наряду с теми огром-ными талантами, которыми судьба даро-вала нашу землю и которые помогают вы-живать даже в самых сложных обсто-ятельствах. Нашей судьбой стал героизм нашего народа, помогающий выстоять и победить в самых суровых испытаниях.

    Признавая судьбу как предопределение свыше, нельзя стоять на пессимистиче-ских позициях и покорно ожидать, когда все свершится без нашего участия. Нужно действовать, учиться, совершенствовать свое духовное развитие, профессиональ-ное мастерство — и тогда судьба будет благосклонной.

  3. В кратком словаре синонимов русского языка слову «судьба» даны такие синонимы: «доля», «удел», «жребий», «участь», «предопределение», «рок», «фатум». Смогли бы вы объяснить разницу между этими словами?
  4. Слова «фатум», «рок» означают неиз-бежность исполнения предназначений судьбы, отсюда прилагательные «роко-вой», «фатальный» с некоей трагической коннотацией, т. е. окраской. Примерно с таким же оттенком употребляются сино-нимы «участь», «удел». «Жребий» может быть счастливым, он как бы выигрывает-ся тем или иным человеком у высших сил, которые проявляют к нему благо-склонность. «Предопределение» звучит торжественно, может быть как выраже-ние благосклонности, так и суровости, проявляемых к человеку или целому на-роду Божественными силами. «Судьба» же в этом ряду представляет собой более широкое понятие. Можно сказать о счаст-ливце баловень судьбы, можно опреде-лить неудачника как пасынка судьбы, можно эпитеты горькая и счастливая отнести к понятию «доля», но словосоче-тания завидный рок, великолепный фатум употреблять нельзя.

  5. Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»? Попро-буйте доказать, что это, название, данное автором, самое удачное.
  6. В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова «судьба». В годы тяже-лых испытаний для всего советского наро-да, в период Великой Отечественной вой-ны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его со-временников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского пле-на, потерю близких, погибших на передо-вой и в тылу, людей, не сломленных ду-ховно и физически, пытавшихся и с успе-хом бороться за победу, и сохранять свое человеческое достоинство, чтобы быть по-лезным «на всю оставшуюся жизнь». Та-ков Андрей Соколов, прошедший какие только можно испытания, с честью вы-шедший из них и после окончания войны, оставшись одиноким на всей земле, стре-мящийся поддержать только что начав-шуюся жизнь сироты Вани.

    С другой стороны, в рассказе перед на-ми предстает трагическая в самом высо-ком смысле этого слова судьба человека, вышедшая за рамки времени создания произведения. Несмотря на потерю всего, слабое здоровье, тяжелые воспоминания и предчувствия, Андрей Соколов выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой утверж-дающий их незыблемость. Пройти через трагические события жизни и сохранить ее высокий нравственный смысл — вот судьба настоящего человека.

  7. Составьте план рассказа и выделите в нем тот пункт, который указывает на кульминацию.
  8. План

    1. Встреча рассказчика с Андреем Соко-ловым и Ваней. Начало повествования.
    2. Довоенная жизнь героя.
    3. Прощание с семьей.
    4. Пленение.
    5. В церкви.
    6. Побег.
    7. Противостояние Соколова и Мюллера.
    8. Подвиг и освобождение.
    9. Известие о гибели семьи.
    10. Вести о сыне. Гибель сына.
    11. Встреча с Ванюшкой.
    12. Окончание рассказа. Прощание с рассказчиком.

    Кульминационные моменты связаны с утверждением в драматических ситуаци-ях нравственного превосходства героя, простого человека, над своими противни-ками. Несомненно, в этом отношении по-казателен поединок его с Мюллером, предлагающим выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Он не только принудил Мюллера отступить перед чело-веческим достоинством русского солдата, признать его, но и пробудить своим гор-дым поведением хоть на миг в том же Мюллере и в других сидящих за столом что-то человеческое: «рассмеялись», «по-глядывают вроде помягче». Кульминаци-ей жизни в плену можно считать и захват немецкого майора и освобождение. Одна-ко трагические события, и в этом особен-ности этого шолоховского произведения, не завершаются, а даже нарастают: он те-ряет семью, затем вроде бы обретает сына и хоронит его в самый день победы. Мо-жет, здесь и есть кульминация, верх всех несчастий, которые послала судьба че-ловеку? «И если в столкновениях с гит-леровцами Андрей сохранил свое чело-веческое достоинство, свою сопротивля-емость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастрачен-ную чуткость, невытравленную потреб-ность дарить тепло и заботу другим». Та-ким образом, события личной трагедии, полное одиночество подготовили в качестве развязки сюжета встречу с маленьким Ваней, жизнь вдвоем с которым станет на-чалом новой жизни и новой судьбы Анд-рея Соколова.

  9. Подготовьте рассказ о судьбе Андрея Соко-лова.

    В качестве ответа на этот вопрос можно пойти путем пересказа содержания очер-ка по предлагаемому плану. Можно пред-ложить свое видение внешности героя, ос-новных эпизодов рассказа, характеристи-ки Андрея Соколова.

  10. Покажите, чем вызвано активное включение в рассказ разговорной речи. Материал с сайта
  11. Перед нами судьба человека из народа, уроженца Воронежской области, просто-го рабочего человека, плоть от плоти чело-века Русской земли, любящего родину, свой народ. Он эмоционален, а эмоци-ональность обусловливает использование разговорной народной речи, обращение к крупицам народной мудрости, фольк-лору.

    Разговорная народная речь помогает рассказчику выразить свою иронию по от-ношению к врагам, например, Соколов так рисует гитлеровского инженер-майо-ра: «В заду плечистый, как справная ба-ба». Таков рассказ о знании Мюллером русского языка и русского мата.

    Трагические моменты также окраши-ваются разговорной народной речью — «друзья-товарищи», «поскорбел душой», «горючая слеза», «последний путь», «за что же ты меня, жизнь, так покалечи-ла? За что так исказнила? Нету мне отве-та ни в темноте, ни при ясном солныш-ке» и др.

    В композиции рассказа Андрея Соколо-ва можно выделить приемы, свойствен-ные русскому фольклору: зачин, присказ-ки, параллелизмы, повторы, обрамления. Все это подчеркивает, что темой рассказа Шолохова является судьба многостра-дального русского человека.

  12. Чем определяется новаторство рассказа М. Шолохова «Судь-ба человека»?
  13. В рассказе «Судьба человека» М. Шолохов впервые в русской литературе XX века вывел в качестве главного и положительного героя человека, побывавшего в фашистском плену. Раньше та-кой человек мог быть только отрицательным героем, не достой-ным доверия. Писатель же сделал его выразителем русского на-ционального характера.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • кульминация судьба человека
  • тест по рассказу судьба человека
  • почему рассказ судьба человека о трагической судьбе героя не вызывает ощущения безходности
  • противостояние Соколова и Миллера в повести Судь
  • рассказ шолохова судьба человека вопросы и ответы после него

Как вы понимаете слово «судьба»? Прихо­дилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе?

Словари толкуют судьбу в разных зна­чениях. Наиболее распространены сле­дующие: 1. В философии, мифологии — непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, сте­чение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, Бо­жественное провидение, Божественную волю. С этой точки зрения вера в судьбу как в безличную силу исходит от суетнос­ти человека. Мне близко несколько эклек­тичное понимание судьбы как закономер­ной предопределенности свыше жизни от­дельного индивида или целого народа. Я, к примеру, не особенно верю в справед­ливость афоризма «Человек — кузнец своего счастья» («Мы — кузнецы, и дух наш молод, куем мы к счастию ключи!»). Жизненные обстоятельства, определяемые судьбой, часто оказываются сильнее собст­венных усилий и планов. Если говорить о судьбе нашей великой и многострадальной России, то ее уделом на протяжении всей истории были тяжелые, опустошительные войны, внутренние катастрофы, кровопро­лития, неудачные, не достигающие целей реформы. И все это наряду с теми огром­ными талантами, которыми судьба даро­вала нашу землю и которые помогают вы­живать даже в самых сложных обсто­ятельствах. Нашей судьбой стал героизм нашего народа, помогающий выстоять и победить в самых суровых испытаниях.

Признавая судьбу как предопределение свыше, нельзя стоять на пессимистиче­ских позициях и покорно ожидать, когда все свершится без нашего участия. Нужно действовать, учиться, совершенствовать свое духовное развитие, профессиональ­ное мастерство — и тогда судьба будет благосклонной.

В кратком словаре синонимов русского языка слову «судьба» даны такие синонимы: «доля», «удел», «жребий», «участь», «предопределение», «рок», «фатум». Смогли бы вы объяснить разницу между этими словами?

Слова «фатум», «рок» означают неиз­бежность исполнения предназначений судьбы, отсюда прилагательные «роко­вой», «фатальный» с некоей трагической коннотацией, т. е. окраской. Примерно с таким же оттенком употребляются сино­нимы «участь», «удел». «Жребий» может быть счастливым, он как бы выигрывает­ся тем или иным человеком у высших сил, которые проявляют к нему благо­склонность. «Предопределение» звучит торжественно, может быть как выраже­ние благосклонности, так и суровости, проявляемых к человеку или целому на­роду Божественными силами. «Судьба» же в этом ряду представляет собой более широкое понятие. Можно сказать о счаст­ливце баловень судьбы, можно опреде­лить неудачника как пасынка судьбы, можно эпитеты горькая и счастливая отнести к понятию «доля», но словосоче­тания завидный рок, великолепный фатум употреблять нельзя.

Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»? Попро­буйте доказать, что это, название, данное автором, самое удачное.

В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова «судьба». В годы тяже­лых испытаний для всего советского наро­да, в период Великой Отечественной вой­ны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его со­временников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского пле­на, потерю близких, погибших на передо­вой и в тылу, людей, не сломленных ду­ховно и физически, пытавшихся и с успе­хом бороться за победу, и сохранять свое человеческое достоинство, чтобы быть по­лезным «на всю оставшуюся жизнь». Та­ков Андрей Соколов, прошедший какие только можно испытания, с честью вы­шедший из них и после окончания войны, оставшись одиноким на всей земле, стре­мящийся поддержать только что начав­шуюся жизнь сироты Вани.

С другой стороны, в рассказе перед на­ми предстает трагическая в самом высо­ком смысле этого слова судьба человека, вышедшая за рамки времени создания произведения. Несмотря на потерю всего, слабое здоровье, тяжелые воспоминания и предчувствия, Андрей Соколов выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой утверж­дающий их незыблемость. Пройти через трагические события жизни и сохранить ее высокий нравственный смысл — вот судьба настоящего человека.

Составьте план рассказа и выделите в нем тот пункт, который указывает на кульминацию.

1. Встреча рассказчика с Андреем Соко­ловым и Ваней. Начало повествования.

2. Довоенная жизнь героя.

3. Прощание с семьей.

4. Пленение.

5. В церкви.

7. Противостояние Соколова и Мюллера.

8. Подвиг и освобождение.

9. Известие о гибели семьи.

10. Вести о сыне. Гибель сына.

11. Встреча с Ванюшкой.

12. Окончание рассказа. Прощание с рассказчиком.

Кульминационные моменты связаны с утверждением в драматических ситуаци­ях нравственного превосходства героя, простого человека, над своими противни­ками. Несомненно, в этом отношении по­казателен поединок его с Мюллером, предлагающим выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Он не только принудил Мюллера отступить перед чело­веческим достоинством русского солдата, признать его, но и пробудить своим гор­дым поведением хоть на миг в том же Мюллере и в других сидящих за столом что-то человеческое: «рассмеялись», «по­глядывают вроде помягче». Кульминаци­ей жизни в плену можно считать и захват немецкого майора и освобождение. Одна­ко трагические события, и в этом особен­ности этого шолоховского произведения, не завершаются, а даже нарастают: он те­ряет семью, затем вроде бы обретает сына и хоронит его в самый день победы. Мо­жет, здесь и есть кульминация, верх всех несчастий, которые послала судьба че­ловеку? «И если в столкновениях с гит­леровцами Андрей сохранил свое чело­веческое достоинство, свою сопротивля­емость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастрачен­ную чуткость, невытравленную потреб­ность дарить тепло и заботу другим». Та­ким образом, события личной трагедии, полное одиночество подготовили в качестве развязки сюжета встречу с маленьким Ваней, жизнь вдвоем с которым станет на­чалом новой жизни и новой судьбы Анд­рея Соколова.

Подготовьте рассказ о судьбе Андрея Соко­лова.

В качестве ответа на этот вопрос можно пойти путем пересказа содержания очер­ка по предлагаемому плану. Можно пред­ложить свое видение внешности героя, ос­новных эпизодов рассказа, характеристи­ки Андрея Соколова.

Покажите, чем вызвано активное включение в рассказ разговорной речи.

Перед нами судьба человека из народа, уроженца Воронежской области, просто­го рабочего человека, плоть от плоти чело­века Русской земли, любящего родину, свой народ. Он эмоционален, а эмоци­ональность обусловливает использование разговорной народной речи, обращение к крупицам народной мудрости, фольк­лору.

Название в художественном произведении – один из способов выражения авторской позиции. В нем или отражена суть конфликтных произведений, или назван ключевой эпизод или главный герой, или выражена основная мысль произведения. Спустя много лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», в основе сюжета которого история жизни обычного человека Андрея Соколова. Повествование в произведении ведется от первого лица, от имени главного героя, тот рассказывает о своей жизни постороннему человеку, которого принял за шофера. Внимательно рассмотрев Андрея Соколова, рассказчик обращает особое внимание на глаза человека: «глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Такая деталь говорит о трудной, очень тяжелой жизни Андрея Соколова, ведь глаза – зеркало души. Герой повествует о своей судьбе. Именно это слово положено М.А. Шолоховым в название рассказа. Не рок, не фатум, не предопределение, а именно судьба: слово, которое вмещает в себя все предыдущие смыслы, но в то же время здесь у писателя является синонимом к слову жизнь. Действительно, жизнь Андрея Соколова поначалу «была обыкновенная»: семья, жена, трое детей, неплохая работа, но началась война, которая принесла боль и страдание. Сначала плен, потом смерть жены и дочерей, и, наконец, гибель сына. Любой человек, испытавший такое, мог бы обозлиться, ожесточиться, проклясть свою судьбу. Но Андрей Соколов нашел в себе силы помочь маленькому мальчику Ванюше, который остался после войны сиротой: герой усыновил Ванюшу: «Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». Андрей Соколов сам принял решение взять сироту-мальчишку, изменив тем самым свою судьбу, наполнив жизнь смыслом. М.А. Шолохов называл произведение «Судьба человека», не указывая, что повествование будет о жизни конкретного человека, потерявшего на войне самое дорогое: жену, детей, но сохранившего главное – человеческое сердце. Так из рассказа о судьбе конкретного человека произведение превращается в повествование о судьбе всего человечества, когда каждый ответственен перед собой и другими за свою жизнь. Название шолоховского рассказа многозначно: оно указывает на нравственную сущность Андрея Соколова: из обычного шофера, женившегося на Иринке, заимевшего троих детей, пережившего плен, когда «смерть мимо…прошла, только холодком от нее потянуло…» он становится человеком, усыновившим Ваню, и теперь Соколов боится за свою жизнь (вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять…»), так как теперь он ответствен за маленького мальчика. Мечта о родственной душе объединила две сиротские судьбы: прошедшего войну солдата и оставшегося сиротой мальчишку, и отныне, объединившись, вместе шагают они по жизни. Таким образом, название шолоховского рассказа «Судьба человека» поднимает повествование до уровня вселенского обобщения, делая маленький рассказ глубинным эпосом, раскрывающим сложнейшую проблематику, затрагивающим основы человеческого общежития.

Слово судьба имеет несколько лексических значений. В словаре С. И. Ожегова сказано, что это:

Стечение обстоятельств, независящих друг от друга;
Доля, участь;
История существования чего-кого-либо; Будущее, то, что случится.

В названии рассказа Шолохова слово судьба употреблено в не­скольких значениях. Его можно рассматривать как историю Андрея Соколова, его участь, а также как стечение обстоятельств. В назва­нии заключен обобщающий смысл этого слова, как и слова человек. Ведь не случайно рассказ назван не по имени главного героя. Пи­сателю было важно показать человека, способного не покориться жизненным обстоятельствам

  1. Новое!

    Спустя двенадцать лет после Великой Отечественной войны в 1957 году М.А. Шолохов пишет рассказ «Судьба человека», главным героем которого является простой русский человек – Андрей Соколов. Личность Андрея Соколова М. Шолохов раскрывает, используя...

  2. Критика уже писала о своеобразной кольцевой композиции рассказа. Встреча автора-повествователя с Андреем Соколовым и его приемным сыном Ванюшей у переправы через весеннюю разлившуюся речку в начале и прощание в конце с мальчиком и чужим, но ставшим теперь...

    Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? М. В. Исаковский «Судьба человека» - это рассказ о том, как человек победил свою судьбу, и символом этой победы стал ребёнок. На фронте и в немецком...

  3. Новое!

    Психологический поединок Соколова с комендантом лагеря Мюллером занимает в рассказе центральное место, так как имен­но в этой ситуации Соколов сдавал экзамен на крепость и цель­ность своего характера. Именно в этом моменте сконцентрирова­лась вся прошлая...

  4. Русские писатели всегда обращали огромное внимание на проблему нравственного выбора человека. В экстремальных ситуациях человек показывает свои истинные качества, совершает определенный выбор. Так подтверждается право называться Человеком. Главный герой...