Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Режиссерская работа. Плюсы и минусы работы режиссера

Режиссерская работа. Плюсы и минусы работы режиссера

«Молодому режиссеру работу найти не сложно, сложно быть режиссером»

Иветта Урожаева в этом году закончила СПбГУКиТ по специальности «режиссура» и уже имеет за плечами несколько удачных проектов. Вместе с другими молодыми режиссёрами девушка создала проект «Неслабое кино», в рамках которого представила публике свой короткометражный фильм «Два-два». А осенью этого года, объединившись с театром «Миниатюръ», была создана совершенно новая программа «Кино+Театр=Театр+Кино», объединившая в себе короткометражные фильмы и театральные миниатюры.

О том, как пришла в профессию и возможностях, которые сейчас открываются перед молодыми режиссёрами нам рассказала Иветта Урожаева.

Почему вы выбрали профессию режиссёра?

Для меня это профессия, где я могу быть максимально честной перед самой собой. В 9 классе с подругой снимали короткометражные игровые фильмы. Сами снимали, монтировали, писали сценарии. При поступлении все время царило ощущение, что эта профессия позволит постоянно чувствовать дыхание времени, постоянно открывать для себя новое и расширять рамки сегодняшнего.

Как выбрали вуз и как готовились к поступлению?

Готовилась к поступлению основательно. В брошюре поступающего было сказано, что необходимо будет исполнить басню, стихотворение и спеть. Тут же понеслась на курсы вокала ставить себе голос. Как позже оказалось - это совсем не потребовалось.

Поступала на документальное кино параллельно с игровым в СПбГУКиТ, и еще в Кулек (так в Питере называют СПбГУКИ – петербуржский университет культуры и искусств – прим. автора) на игровое, но в последний момент чаша весов склонилась в сторону игрового кино, особенно благодаря мастеру курса - С. М. Овчарову. На сегодняшний день нисколько не жалею об этом.

А конкурс состоял из написания творческой работы, актерского конкурса, творческого коллоквиума, собеседования с мастером и сочинения по литературе. Допускались к экзамену только те, кто проходил творческий предконкурс - сдавалась папка со сценариями, фотографиями, биографией - уже на уровне допуска к экзамену надо было проявить себя.

Как родители отнеслись к выбору профессии? Они тоже режиссёры?

Родители не из мира кино, но полностью меня поддержали, хотя выбор профессии их удивил и вроде как продолжает удивлять до сих пор. Они не ожидали, что я начну добиваться маленьких побед в этой большой профессии.

Как молодому человеку понять, что ему нужно быть именно режиссёрам?

Как проходила практика в университете и что она дала?

Практика представляет из себя съемки короткометражных фильмов - где каждый студент проходит школу жизни. Здесь ты и строитель, и маляр - приходится самому столь свои декорации в павильоне, и гример, и костюмер, и декоратор, и повар, и администратор, а еще очень хочется успеть поработать с актерами и заняться своим делом - режиссурой, но так как вся команда состоит лишь из таких же студентов и одного - двух затесавшихся профессиональных актеров, то необходимо не вешать нос и подавать своей команде пример - быть везде и всюду первым, ничего не бояться и все трудности преодолевать с улыбкой. По сути кино это и есть практика, ни одна теория не даст столь яркого представления о режиссуре, как, непосредственно, сама практика.

Много девушек учится на режиссёрском факультете?

На нашем курсе училось четверо девушек-режиссеров, конечно в основном преобладающее количество режиссеров - мужчины. Не каждая творческая девушка готова вынести физические и психические нагрузки, зажимаясь съемками фильма, и организовывая весь этот процесс от и до.

В чём заключается работа режиссёра над фильмом?

Режиссеру необходимо жить фильмом на всех стадиях его производства - от момента рождения, идеи и до момента, когда впервые включается проектор и на белом экране появляются первые кадры твоего фильма. У режиссера есть некий замысел, идея, порой все отталкивается лишь от образа, и режиссер задается вопросом - о чем он хочет делать кино? Формулировать надо конкретно, так как если ты сам не будешь знать, о чем оно, то команда активно начнет «помогать». И подсказывать, внося свои поправки и идеи, а это разрушает твой замысел на корню.

Режиссер живет вместе со сценаристом несколько месяцев и сценарий все переписывается и переписывается, параллельно режиссер начинает встречаться с другими авторами своего фильма - оператором, композитором, звукорежиссером, художником - постановщиком, художником по гриму, художником по костюмам и с каждым находить общий язык, посвящать его в свой замысел, и во всем этом создается свой мир командой людей. Работа очень кропотливая и детальная, ведь чем лучше подготовка, тем качественней сама съемка.

На каждом проекте сам процесс немного отличается, но из основного - написание сценария, подготовительный период, съемки, поспродакшн - озвучание, шумы, звуковая картина фильма, написание музыки, цветокоррекция, титры, спецэффекты - и обязательно везде должен быть режиссер. Как говорится, режиссер - это Колумб, который хочет открыть Америку, а его команда хочет домой. Режиссер должен поддерживать в каждом огонь энтузиазма и не давать останавливаться потоку творчества - ведь когда команда работает как слаженный механизм, то никто не тратит времени на решение ненужных проблем, и остается больше времени для творчества.

Вы получили высшее режиссёрское образование, какие возможности перед вами открываются?

Да, у меня есть на руках корочка о высшем образовании, которая не даёт по большому счёту ничего. Можно 5 лет отходить в университет, не пропустив ни одной лекции, и из вас получится хороший теоретик кино, скорее всего -хороший киновед. Но людям, которые доверят вам снимать кино, будет всё равно, сколько вы прослушали часов по предмету режиссуры, их будет интересовать только ваш опыт, опыт и ещё раз опыт, ваши знания ремесла.

Во время обучения мы изучали специфику документального кино и телевидения, поэтому я считаю, что мы также могли бы снимать документальные и телевизионные проекты, если это будет необходимо.

Главное, понимать чего ты хочешь, (денег – тогда всё просто). Наши мастера говорили нам, что уже на 3 курсе мы можем идти снимать сериалы, всему необходимому нас уже научили. Оставшееся время мы посвящали поиску собственного стиля, осознанию более глубинных вещей, связанных с режиссурой. Если до 3 курса мы изучали режиссуру как ремесло, то после 3 курса - режиссура как искусство.

Когда студенты начинают работать по профессии? Сложно ли найти работу молодому режиссёру и можно ли назвать эту профессию оплачиваемой и перспективной?

Многие студенты начинают работать во время обучения, но это палка о двух концах. С одной стороны, работая, ты уже получаешь незаменимую практику, опыт, но с другой стороны, если эта работа занимает всё твое время, и ты не можешь посещать занятия мастера, не можешь сосредоточиться на своих проектах, то всё это вредит тебе и твоему учению. Очень многие студенты, научившись элементарным азам профессии, сразу бросаются в коммерцию, завязнув в ней по самые уши. Из-за этого человек останавливается на некотором серединном промежутке, который для себя считает максимумом. И в дальнейшем в работе лишь оттачивает свои ремесленные навыки, а творческое развитие останавливается. На самом деле это большой соблазн и мало кто любит считать, что художник должен быть голодным, поэтому многие забрасывают обучение, чтобы зарабатывать на хлеб с маслом. Молодому режиссеру работу найти не сложно, сложно быть режиссером, потому что никто не даст тебе сразу снять полнометражный фильм. Опять, если же говорить о деньгах, то заработать можно всегда и везде, единственное, что ты должен понимать, на что ты размениваешь себя, вот и всё.

Режиссура как профессия.

Искусство режиссуры родилось одновременно с возникновением зрелищного искусства, а сама профессия, как понимаем ее теперь, окончательно сформировалась к концу ХIХ века. В России режиссуру связывают с открытием МХАТа в 1898 году, а выдающимися ее представителями на тот момент были режиссеры театра – К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко.

В Украине становление режиссуры как профессии связано с именами М. Старицкого и М. Кропивницкого – основателями первого профессионального театра в 1882 году.

Режиссура не стояла на месте, она была в движении, в творческом поиске.

Благодаря таким неординарным и ярким личностям, как К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.Э. Мейерхольд, Л. Курбас и мн. другим талантливым мастерам, режиссура стала независимой и сформировала самостоятельные творческие направления в театральном искусстве, при этом режиссер получил ведущую роль. Режиссер из незаметного сначала театрального помощника по общим вопросам постепенно превращается в полноценного «хозяина» творческого процесса и всей сценической площадки. Сегодня в театре, в кино и на эстраде, в массовых праздниках и представлениях, режиссер – это лидер, который ведет за собой весь творческий коллектив.

В.И. Немирович-Данченко лаконично и четко определил природу режиссерского творчества:

1. Режиссер-толкователь, поскольку он показывает как играть, так что его можно назвать и режиссером-актером или режиссером-педагогом.

2. Режиссер-зеркало, который отражает индивидуальные качества актера.

3. Режиссер – организатор всего спектакля.

Таким образом, режиссер – это и организатор творческого процесса, и педагог, и творец, и первый зритель, - так можно коротко определить некоторые основные его функции.

Сложность и специфика профессиональной деятельности режиссера состоит в том, что она по своей сути является деятельностью широкого профиля и включает четыре взаимосвязанные направления,которые действуют в неразрывном единстве:

Организационно-управленческое;

Социально-психологическое;

Психолого-педагогическое;

Художественно-творческое.

Каждый из них предусматривает практическую, творческую и теоретическую деятельность. Режиссер-педагог В.А. Нелли определил основные качества режиссера:

Режиссер должен быть передовым человеком, новатором, сыном своего народа и своей эпохи;

Присутствие такта, выдержки и высокой культуры;

Всесторонняя вооруженность знаниями;

Поэтическое воображение;

Хороший вкус, тонкий вкус в музыке, языке, чувстве ритма;

Знание драматургии, ее техники, теории и истории;

Режиссер – руководитель театрального производства, отсюда – знание во всех подробностях театра и его организации, техники и вспомогательных средств;

Актер – главная фигура в театре, его центр и основа, поэтому режиссер должен хорошо знать актёра и его творчество;

Быть психологом, стараться проникнуть в «жизнь человеческого духа» с тем, чтобы точно и поэтично создать на сцене настоящую жизнь;

Быть от природы личностью. Во время чтения пьесы «чувствовать» произведение и видеть его сценическом выявлении;

Драма – искусство действия. Основное качество режиссера – умение отмечать, ловить содержание событий, умение видеть разные отрезки жизни, в которых проявляется память, которая сохраняла бы разные виды действия, которыми переполнена реальная жизнь;

Неисчерпаемая фантазия, изобретательность, находчивость;

Твердая воля, ясность восприятия, творческая направленность и умение предвидеть результат, т.е. ту конечную цель, на которую направлены творческие усилия;

48.4

Для друзей!

Справка

Временем, когда зародилась профессия режиссёр считается вторая половина XIX века. До этого, на театральных подмостках не было единого руководителя. Сценическими постановками могли заниматься сами актёры или же драматурги. С течением времени росло мастерство и профессионализм режиссёров, разрабатывались принципы и навыки профессии и сегодня режиссёры работаю не только на театральных сценах, но и на съёмочных площадках, различных увеселительных и общественных мероприятий.

Востребованность профессии

Мало востребована

Профессия Режиссера считается не очень востребованной, так как на рынке труда наблюдается спад интереса к этой профессии. Режиссеры потеряли свою востребованность у работодателей либо в связи с тем, что сфера деятельности изживает себя, либо специалистов стало слишком много.

Вся статистика

Описание деятельности

Подбирает материал для спектаклей, тематических вечеров, других клубных мероприятий, набирает творческую группу, проводит подготовку, направляет творческий процесс актеров. Будучи художественным руководителем театральной или кинематографической постановки, режиссер объединяет всю работу по ее подготовке и воплощению, распределяет роли, утверждает актеров, придумывает и осуществляет постановку спектакля или съемки фильма. Ему нужно донести до зрителей определенную идею, вызвать эмоции, заставить их смеяться или плакать, радоваться или огорчаться, приходить в ужас или испытывать восторг. График работы ненормированный, может понадобиться работать чуть ли не сутками, в помещении или на улице, при любых погодных условиях. Возможны частые перелеты, переезды.

Уникальность профессии

Редкая профессия

Представители профессии Режиссера действительно редки в наше время. Не каждый решится стать Режиссером . На специалистов в этой области наблюдается высокий спрос среди работодателей, поэтому профессия Режиссера вправе называться редкой профессией.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Среднее профессиональное образование (колледж, техникум)

Для того чтобы работать по профессии Режиссера , не обязательно иметь высшее профессиональное образование по соответствующей специальности. Для данной профессии достаточно иметь диплом о среднем профессиональном образовании, полученный в колледже или техникуме, или, к примеру, достаточно окончить специальные курсы.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Выбирает сценарий, иногда меняет его, расписывает кадры для съемок: что конкретно и как должно быть снято (это обычно не только описывается на словах, но и зарисовывается). Режиссер работает с огромным количеством людей, управляет их деятельностью, координирует действия съемочной группы и актеров. После съемок режиссер присутствует при монтаже, координирует работу композиторов и т. д.

Вид труда

Преимущественно умственный труд

Профессия Режиссера - это профессия преимущественно умственного труда, которая в большей степени связна с приемом и переработкой информации. В работе Режиссера важны результаты его интеллектуальных размышлений. Но, при этом, физический труд не исключается.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Сделать карьеру под силу единицам - мало кто рискнет вкладывать деньги в проект никому не известного мечтателя, или доверять снимать блокбастер начинающему выпускнику вуза. Режиссеры в театрах получают оклад (как правило, довольно скромный), а зарплата кинорежиссера зависит от договора с продюсером. Естественно, начинающим не стоит рассчитывать на большие заработки, хорошо, если вообще кто-нибудь будет готов вложить деньги в их идеи. Заказы у режиссера есть не всегда, и сколько времени он может просидеть без дела — неизвестно. Любые воплощенные проекты повышают известность и статус, дают возможность претендовать на будущие достижения. А когда человек уже приобрел известность на режиссерском поприще, он может сам ставить условия и зарабатывать очень хорошо. Гонорары режиссеров с мировым именем могут быть просто баснословными.

Возможности карьерного роста

Возможностей достаточно

Значительное большинство представителей профессии Режиссера считают, что у них достаточно возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Если такая цель у рядового специалиста есть, то ему вполне реально занять руководящую должность в этой сфере.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Режиссура есть организация и творческое руководство спектаклем. Режиссер организует весь процесс по созданию спектакля и руководит этой работой. В основе творческой работы режиссера над спектаклем лежит его замысел, то есть результат обдумывания содержания и сценического толкования того произведения, которое им избранно для постановки. Основная задача, которую ставит перед режиссером современный театр, заключается в творческой организации целостного идейно-художественного единства спектакля. Режиссер не может и не должен быть диктатором, чей творческий произвол определяет лицо спектакля. Режиссер концентрирует в себе творческую волю всего коллектива. Он должен уметь угадывать потенциальные скрытные возможности коллектива. Он вместе с автором отвечает за идейную направленность спектакля, за правдивость, точность и глубину отражения в нем действительности. Работа с актером составляет главную самую большую часть режиссерской работы по созданию спектакля. Прежде всего, режиссер добивается того, чтобы актерам было все понятно в том произведении, которое они исполняют. Задача режиссера - построить свой замысел спектакля. Провести свое истолкование автора через актерское мастерство. В функции режиссера при создании спектакля входит также работа с художником-декоратором, организация и подготовка процесса в осветительном цехе, искания музыкального материала вместе с композитором. Режиссер должен обладать не только специальными знаниями, но и быть всесторонне образованным человеком, иметь «эстетическое ощущение» и вкус. Одно из основных задач режиссера является создание на сцене стройной композиции спектакля, проникнутой единым замыслом.

3. Сценический этюд, методика сочинения и работа над ним.

Этюд - это самостоятельный поиск действенной линии поведения в заданных (придуманных) обстоятельствах. Сценический этюд - событийный, законченный отрезок жизни действующего лица(щих лиц), созданный на основе жизненного опыта и наблюдений актера, переработанный его творческим воображением и представленный или сыгранный, или показанный в сцен условиях. Сценический этюд предполагает наличие режиссерского замысла, направленного на реализация сверхзадачи. В работе над этюдом определяется и фиксируется событийный ряд, его «поворотные точки» - определяется исходная, центральное и главное этюда, а также цель действующего лица. Источником или материалом для сочинения этюда является собственный событийный опыт актера, его жизненные событийные наблюдения, работа его творческого воображения и сознания, одухотворенные сверхзадачей - определенной идеей, мыслью, темой, которую актер или режиссер с помощью сценического этюда хочет донести до зрителя. Любое сценическое действо только тогда может считаться законченным, когда оно состоит из 3 частей - начала, середины и конца, или подготовки, события и окончания». В первом этапе - подготовки – организуются предлагаемые обстоятельства, расставляются фигуры героев, устанавливаются их взаимоотношения, уточняются темпоритмы. Второй этап - это центральная часть этюда. Здесь совершается самое главное событие этюда. Во второй части происходит конфликт между двумя заинтересованными сторонами, или же один персонаж борется с обстоятельствами, с которыми находится. Третий этап показывает развязку борьбы конфликтующих сторон. Этюд закрепляет первоначальные навыки работы актера над собой и подводит к следующему большому разделу программы, к работе над пьесой и ролью. В этюде еще не ставится задача создать типический характер, перевоплотиться в образ. Исполнители действуют от своего имени, в хорошо знакомых им жизненных обстоятельствах. Цель этюдной работы заключается не только в развитии необходимых актеру проф качеств, - она может иметь большое воспитательное значение. Исполнителям приходится серьезно задумываться и над идейным содержанием своего творчества. Нельзя признать хорошим тот этюд, который технически исполнен безукоризненно, но не содержит никакой нравственной идеи.

Несмотря на то, что режиссёр-постановщик всегда остаётся за кадром, он играет наиболее важную роль в создании киношедевров. Словно дирижёр, он задаёт ритм фильму - его собственную, неповторимую мелодию. Именно поэтому так важно, чтобы режиссёр полностью выкладывался на съёмках. Однако, не стоит забывать о профессионализме, ведь только хорошо обученный специалист сможет довести начатое дело до своего логического конца. А посему, давайте поговорим о том, где можно обучиться киноремеслу? Какова роль режиссёра-постановщика на площадке? И чем отличаются гении режиссуры от простых работников кино и театра?

Кто такой режиссёр-постановщик?

Наверное, самое точное описание этой профессии указывает на то, что этот человек является главным руководителем постановочного процесса. То есть, режиссёр-постановщик - это та фигура, которая отдаёт приказы сценаристам, актёрскому составу, операторам, звукорежиссерам и так далее. При этом именно его слово является решающим в принятии окончательных решений. Однако, подобная власть требует от режиссёра-постановщика максимальной самоотдачи. Ведь именно от того, насколько качественно он выполнит свою работу, зависит будущий успех премьеры. Следовательно, если картина окажется провальной, то вся вина ляжет на главного руководителя, то есть, на режиссёра-постановщика.

Немного истории

Первые упоминания о режиссёрах датируются серединой XIX века. В те времена это понятие относилось к человеку, управляющему театральными постановками. По большому счёту, единственной его задачей было грамотно расставить актёров на сцене и следить за тем, чтобы они не напутали слова. И лишь в начале XX века полномочия режиссёра расширились до управления всем происходящим на представлении. При этом следует запомнить один важный момент: все обязанности и права режиссёра-постановщика были учреждены в стенах театра. То есть, изначально эта профессия появилась именно там, и нигде иначе. А значит, театр - это истинный дом всех режиссёров.

Выбор специализации

Начнём с того, что профессия "режиссёр-постановщик" - это весьма обширное понятие. Ведь есть специалисты, которые работают исключительно с документальными фильмами. А есть те, кому намного ближе мультипликация. Поэтому давайте разберёмся в том, на какие же узкие специализации делится профессия:

  • Театральное направление. В этом случае специалист изначально учится управлять атмосферой, царящей на большой сцене. Все его навыки будут нацелены на организацию спектаклей и театральных постановок.
  • Цирковое искусство. Работа с артистами на манеже сильно отличается от создания привычных постановок в театре. Например, неправильная подготовка к выступлению гимнастов может привести к серьёзным травмам. А если сделать номер слишком простым, то зритель не получит тех эмоций, ради которых он пришёл на представление.
  • Телевиденье. Это направление весьма многогранно - оно включает в себя ряд отдельных категорий. Например, некоторые режиссёры-постановщики специализируются исключительно на ТВ-шоу, другие создают фантастические блокбастеры, а третьи, и вовсе, снимают музыкальные клипы.

Где и как можно выучиться на режиссёра-постановщика?

Увы, в нашей стране не так много учебных заведений, способных обучить режиссёрскому мастерству. И, тем не менее, при большом желании и упорстве любой желающий может заполучить одно из мест в следующих вузах:

  • им. Герасимова.
  • Российском университете театрального искусства.
  • Государственном университете культуры и искусства в Москве.
  • Театральном институте им. Б. Щукина.
  • Санкт-Петербургском гуманитарном институте профсоюзов.

При этом следует помнить о том, что перед поступлением нужно будет выбрать определённое направление: режиссуру театра, анимационного фильма, эстрады и так далее.

Обязанности и права

Режиссёр-постановщик выполняет очень важную роль на Перечислить весь спектр его обязанностей попросту невозможно, так как на этой уйдёт довольно много времени. Поэтому давайте обсудим лишь его основные права и задачи:

  • Прежде всего, режиссёр должен посмотреть на свой проект глазами зрителей. Только так он сможет понять, что у него есть, а чего нет. И лишь после этого он принимается за редактирование сценария и набор актёрского состава.
  • Работа со сценаристами. Сегодня лишь немногие режиссёры-постановщики самостоятельно пишут сценарии. Зачастую эта задача ложится на плечи более умелых писателей и художников. Однако, именно режиссёр утверждает окончательную версию текста, а при желании, и вовсе может заставить сценаристов переписать его.
  • Управление актёрским составом. Режиссёр-постановщик не только подбирает артистов на роль, но и руководит ими во время съёмочного процесса. Он объясняет им, какие эмоции должны быть обыграны, в каком месте нужно упасть, а где, наоборот, необходимо импровизировать.
  • Помимо этого, режиссёр раздаёт различные рекомендации специалистам по освещению, декорациям, гриму, звуку и так далее.

Подводя итог, скажем, только благодаря стараниям режиссёра сотня специалистов может работать как один слаженный механизм. А посему, именно он является их сердцем и душой, без которых фильм не сможет стать по-настоящему живым.

Известные режиссёры-постановщики

В завершение давайте поговорим о самых При этом обсудим не только их славу, но и то, как они смогли её достичь:

  1. (1899-1989) - американский мастер ужаса. Несмотря на скудность спецэффектов, фильмы этого режиссёра всегда завораживали публику. А всё потому, что он умел заставить зрителей прочувствовать сюжет так, словно они сами находятся на месте событий.
  2. Чарли Чаплин (1889-1977). Многие знают этого человека как превосходного комика, но лишь единицы осведомлены о том, что именно он был постановщиком всех сцен в своих фильмах. Что касается секрета его успеха, то он весьма прост: отменный юмор и превосходная игра.
  3. Стивен Спилберг (род. 1946) - самый известный режиссёр современности. Из-под его руки вышли лучшие блокбастеры XXI века. Как уверяет сам Спилберг, его успех кроется в неутолимой жажде удивлять людей, которой он всегда следует.
  4. Федор Бондарчук (род. 1967) - российский актёр и режиссер. Наверное, сегодня Бондарчук является одним из самых ярких постановщиков фильмов в России. А всё потому, что его работы наполнены не только красками Голливуда, но и доброй российской душой, которая так приятна зрителям.

Как видите, стать режиссёром-постановщиком не так просто. Для этого необходимы не только знания и умения, но и врождённый талант.