Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » «Невский проспект» Гоголя: краткий пересказ. «Невский проспект»: герои

«Невский проспект» Гоголя: краткий пересказ. «Невский проспект»: герои

Итак, Пирогов не переставал преследовать незнакомку, от времени до времени занимая ее вопросами, на которые она отвечала резко, отрывисто и какими-то неясными звуками. Они вошли темными Казанскими воротами в Мещанскую улицу, улицу табачных и мелочных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф. Блондинка бежала скорее и впорхнула в ворота одного довольно запачканного дома. Пирогов - за нею. Она взбежала по узенькой темной лестнице и вошла в дверь, в которую тоже смело пробрался Пирогов. Он увидел себя в большой комнате с черными стенами, с закопченным потолком. Куча железных винтов, слесарных инструментов, блестящих кофейников и подсвечников была на столе; пол был засорен медными и железными опилками. Пирогов тотчас смекнул, что это была квартира мастерового. Незнакомка порхнула далее в боковую дверь. Он было на минуту задумался, но, следуя русскому правилу, решился идти вперед. Он вошел в комнату, вовсе не похожую на первую, убранную очень опрятно, показывавшую, что хозяин был немец. Он был поражен необыкновенно странным видом. Перед ним сидел Шиллер, - не тот Шиллер, который написал "Вильгельма Телля" и "Историю Тридцатилетней войны", но известный Шиллер, жестяных дел мастер в Мещанской улице. Возле Шиллера стоял Гофман, - не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы, большой приятель Шиллера. Шиллер был пьян и сидел на стуле, топая ногою и говоря что-то с жаром. Все это еще бы не удивило Пирогова, но удивило его чрезвычайно странное положение фигур. Шиллер сидел, выставив свой довольно толстый нос и поднявши вверх голову; а Гофман держал его за этот нос двумя пальцами и вертел лезвием своего сапожнического ножа на самой его поверхности. Обе особы говорили на немецком языке, и потому поручик Пирогов, который знал по-немецки только "гут морген", ничего не мог понять из всей этой истории. Впрочем, слова Шиллера заключались вот в чем. "Я не хочу, мне не нужен нос! - говорил он, размахивая руками.- У меня на один нос выходит три фунта табаку в месяц. И я плачу в русский скверный магазин, потому что немецкий магазин не держит русского табаку, я плачу в русский скверный магазин за каждый фунт по сорок копеек; это будет рубль двадцать копеек; двенадцать раз рубль двадцать копеек - это будет четырнадцать рублей сорок копеек. Слышишь, друг мой Гофман? на один нос четырнадцать рублей сорок копеек! Да по праздникам я нюхаю рапе, потому что я не хочу нюхать по праздникам русский скверный табак. В год я нюхаю два фунта рапе, по два рубля фунт. Шесть да четырнадцать - двадцать рублей сорок копеек на один табак. Это разбой! Я спрашиваю тебя, мой друг Гофман, не так ли? - Гофман, который сам был пьян, отвечал утвердительно.- Двадцать рублей сорок копеек! Я швабский немец; у меня есть король в Германии. Я не хочу носа! режь мне нос! вот мой нос!" И если бы не внезапное появление поручика Пирогова, то, без всякого сомнения, Гофман отрезал бы ни за что ни про что Шиллеру нос, потому что он уже привел нож свой в такое положение, как бы хотел кроить подошву. Шиллеру показалось очень досадно, что вдруг незнакомое, непрошеное лицо так некстати ему помешало. Он, несмотря на то что был в упоительном чаду пива и вина, чувствовал, что несколько неприлично в таком виде и при таком действии находиться в присутствии постороннего свидетеля. Между тем Пирогов слегка наклонился и с свойственною ему приятностию сказал: - Вы извините меня... - Пошел вон! - отвечал протяжно Шиллер. Это озадачило поручика Пирогова. Такое обращепие ему было совершенно ново. Улыбка, слегка было показавшаяся на его лице, вдруг пропала. С чувством огорченного достоинства он сказал: - Мне странно, милостивый государь... вы, верно, не заметили...я офицер... - Что такое офицер! Я - швабский немец. Мой сам (при этом Шиллер ударил кулаком по столу) будет офицер: полтора года юнкер, два года поручик, и я завтра сейчас офицер. Но я не хочу служить. Я с офицером сделает этак: фу! - при этом Шиллер подставил ладонь и фукнул на нее. Поручик Пирогов увидел, что ему больше ничего не оставалось, как только удалиться; однако ж такое обхождение, вовсе не приличное его званию, ему было неприятно. Он несколько раз останавливался на лестнице, как бы желая собраться с духом и подумать о том, каким бы образом дать почувствовать Шиллеру его дерзость. Наконец рассудил, что Шиллера можно извинить, потому что голова его была наполнена пивом; к тому же представилась ему хорошенькая блондинка, и он решился предать это забвению. На другой день поручик Пирогов рано поутру явился в мастерской жестяных дел мастера. В передней комнате встретила его хорошенькая блондинка и довольно суровым голосом, который очень шел к ее личику, спросила: - Что вам угодно? - А, здравствуйте, моя миленькая! вы меня не узнали? плутовочка, какие хорошенькие глазки! - при этом поручик Пирогов хотел очень мило поднять пальцем ее подбородок. Но блондинка произнесла пугливое восклицание и с тою же суровостью спросила: - Что вам угодно? - Вас видеть, больше ничего мне не угодно, - произнес поручик Пирогов, довольно приятно улыбаясь и подступая ближе; но, заметив, что пугливая блондинка хотела проскользнуть в дверь, прибавил: - Мне нужно, моя миленькая, заказать шпоры. Вы можете мне сделать шпоры? хотя для того, чтобы любить вас, вовсе не нужно шпор, а скорее бы уздечку. Какие миленькие ручки! Поручик Пирогов всегда бывал очень любезен в изъяснениях подобного рода. - Я сейчас позову моего мужа, - вскрикнула немка и ушла, и чрез несколько минут Пирогов увидел Шиллера, выходившего с заспанными глазами, едва очнувшегося от вчерашнего похмелья. Взглянувши на офицера, он припомнил, как в смутном сне, происшествие вчерашнего дня. Он ничего не помнил в таком виде, в каком было, но чувствовал, что сделал какую-то глупость, и потому принял офицера с очень суровым видом. - Я за шпоры не могу взять меньше пятнадцати рублей, - произнес он, желая отделаться от Пирогова, потому что ему, как честному немцу, очень совестно было смотреть на того, кто видел его в неприличном положении. Шиллер любил пить совершенно без свидетелей, с двумя, тремя приятелями, и запирался на это время даже от своих работников. - Зачем же так дорого? - ласково сказал Пирогов. - Немецкая работа, - хладнокровно произнес Шиллер, поглаживая подбородок. - Русский возьмется сделать за два рубля. - Извольте, чтобы доказать, что я вас люблю и желаю с вами познакомиться, я плачу пятнадцать рублей. Шиллер минуту оставался в размышлении: ему, как честному немцу, сделалось немного совестно. Желая сам отклонить его от заказывания, он объявил, что раньше двух недель не может сделать. Но Пирогов без всякого прекословия изъявил совершенное согласие.

Который «для Петербурга составляет всё». Гоголь даёт яркие картины этой знаменитой улицы и публики на ней в разные часы дня, подчёркивая, что Невский – место не столько деловой, сколько чисто человеческой жизни северной столицы. Вдумчивый наблюдатель может почерпнуть здесь немало глубоких психологических впечатлений.

Гоголь считает, что Невский проспект интереснее всего вечером, когда свет ламп и длинные тени прохожих придают ему странный, фантастический оттенок. Особенно любим он в эту пору молодыми людьми: гуляющие юноши порой переходят с ходьбы на бег, чтобы у фонаря заглянуть под шляпку случайно встреченной красивой дамы.

Гоголь. Невский проспект. Аудиокнига

Во время такого занятия и встретились мельком на Невском проспекте поверхностный, жизнелюбивый поручик Пирогов и тонкий, впечатлительный художник Пискарёв. Каждый из них бежал за миловидной молодой девицей: Пирогов за пухленькой блондинкой, а Пискарёв – за брюнеткой в пёстром плаще, чьи черты лица напоминали ему нарисованную великим Перуджино Бьянку.

Гоголь в своём рассказе поначалу следует по Невскому проспекту за Пискарёвым. Одухотворённому художнику промелькнувшая перед ним брюнетка в плаще кажется прелестной богиней, слетевшей прямо с неба. Её облик до того завораживает Пискарёва, что, несмотря на свойственную ему робость и стеснительность, он решает во что бы то ни стало узнать адрес прекрасной незнакомки. Расталкивая прохожих, художник летит за ней. Дама замечает его преследование, несколько раз оборачивается – и от её мимолётных взглядов у Пискарёва трепещет сердце. На её лице вдруг выражается подобие улыбки…

Девушка входит в подъезд одного ярко освещённого четырёхэтажного дома. Пискарёв, вне себя от страсти, следует за прекрасным существом и вдруг слышит его голос: «Идите осторожнее!». Дама заходит в одну из квартир четвёртого этажа. Вступивший туда Пискарёв видит неожиданную картину: несколько явно распущенных женщин сидят в разных позах, одна из соседних комнат приотворена, из неё доносятся грубый мужской голос и женский смех. Пискарёв осознаёт, что попал в жилище проституток. Дама, за которой он бежал по Невскому проспекту, подходит к нему. При свете она кажется ещё прекраснее, ей на вид всего 17 лет. Но Пискарёв теперь понимает, что она – совсем не ангел, а падшая развратница. В душевном помутнении он выбегает на улицу.

Придя домой, Пискарёв впадает в отчаяние. Контраст между первым, возвышенным впечатлением о девушке и той картиной, которую он увидел в борделе, слишком силён. Потрясённый художник долго сидит, уронив голову на руки. Вскоре Пискарёву представляется, как в его комнату приходит некий лакей и отвозит его на бал, где всё та же прелестница вдруг оказывается знатной аристократкой. Она ищет встречи с ним для возвышенной любви, убеждая, что вовсе не принадлежит к тому презренному классу, среди которого художник её видел. Но вскоре выясняется: это было только сном.

Нервы Пискарёва расстраиваются. Зияющая пропасть между идеалом и горькой реальностью оказывается чересчур широкой для тонкой творческой натуры. Художник начинает употреблять опиум, который ещё сильнее раскаляет его мысли. У него возникает план вырвать свою богиню из гнезда разврата. Пискарёв решает поехать к ней, предложить выйти за него замуж и вести тихую семейную жизнь посреди радостей чистой взаимной привязанности.

Гоголь описывает, как после долгих поисков Пискарёв находит тот самый дом. В знакомой комнате сидят всё те же женщины, и его идеал тоже среди них. Но простодушное предложение Пискарёва выйти за него и предаться честной, трудовой жизни встречает наглые, циничные насмешки. «Я не прачка и не швея», – отвечает ему та, которую он думал спасти. Осмеянный художник возвращается домой, и после нескольких дней страшных душевных терзаний перерезает себе бритвой горло, не удостаиваясь даже приличных похорон.

Поведав историю Пискарёва, Гоголь рассказывает совсем противоположное происшествие, случившееся с поручиком Пироговым . Расставшись на Невском проспекте с художником, повеса Пискарёв преследует собственный женский идеал – довольно легкомысленную блондинку, которая останавливается перед каждым магазином, разглядывая в витринах безделушки. Гоголь сообщает читателю, что Пирогов – один из тех поручиков, которые имеют особый дар развлекать плоской болтовнёй столь же пустых, как и он сам, дам.

Теперь Пирогов преследует приглянувшуюся ему блондинку до квартала немцев-ремесленников и вбегает за ней в один запачканный дом. Ничуть не смутившись, напористый поручик входит и в её квартиру. Посреди неё сидит муж блондинки, немецкий жестянщик Шиллер. В пьяном виде он жалуется своему другу, сапожнику Гофману, на дороговизну нюхательного табака («20 рублей 40 копеек в месяц – это разбой»). Чтобы сэкономить на табаке, Шиллер просит, чтобы Гофман отрезал ему нос. Гофман и действительно берёт друга Шиллера за нос, вынимает нож и приводит его «в такое положение, как бы хотел кроить подошву». Назревающую трагедию предотвращает неожиданное появление Пирогова. Смутно сознавая, что поручик, вероятно, преследует его жену, Шиллер начинает кричать на него.

Пирогов уходит, но на следующий день, как ни в чём не бывало, является в мастерскую Шиллера, якобы с целью изготовить у него за дорогую цену шпоры. Немец замечает, что поручик вновь пробует приставать к его жене и даже пытается ухватить её за подбородок, но, услышав размер предлагаемой Пироговым оплаты, принимает заказ. Получив шпоры, поручик заказывает у Шиллера оправу к кинжалу. Он не прекращает тайных домогательств к жене немца. В одно из воскресений, когда Шиллер уходит пить пиво с друзьями, Пирогов проникает в квартиру к блондинке. Он сначала предлагает ей потанцевать, а потом, изловчившись, целует.

В этот момент открывается дверь. Входят пьяные Шиллер, Гофман и столяр Кунц. Увидев, что поручик целует его жену, Шиллер кричит: «О, я не хочу иметь роги! Я немец, а не рогатая говядина! Бери его, мой друг Гофман, за воротник!» Три дюжих ремесленника сильно бьют Пирогова и вышвыривают его из дома. Тот вначале хочет писать на них жалобу в главный штаб или даже государственный совет, но, съев в кондитерской два слоёных пирожка, решает просто не рассказывать никому об этом неприятном происшествии.

Две ни в чём не похожих истории Пискарёва и Пирогова объединяет, однако, то, что оба героя не получили страстно ими желаемого, того, «к чему, казалось, были приготовлены все их силы». Гоголь завершает «Невский проспект» грустным размышлением о тщете человеческих надежд. Грубая пошлость Пирогова резко оттеняет в этой повести неземной идеализм Пискарёва. В «Невском проспекте» они противопоставляются друг другу – но незаметным образом и сосуществуют в единстве.

Это единство возвышенного и мелкого, драматического и смешного, бытовой пошлости и религиозного надрыва проходит через всё творчество Гоголя , впервые с яркой рельефностью выражаясь именно в «Невском проспекте».


Раздаточные

Материалы(в виде карточек) к повести Н.Гоголя «Невский проспект» (10 класс)

Тема: своеобразие сюжета и образов повести «Невский проспект»

Цель: 1.Анализ основных эпизодов и героев.

2.Сопоставление фрагментов теста с литературной критикой

Эпиграф урока

Притчи 13:7 «Иной выдаёт себя за богатого, а у него ничего нет».


Мотивация

Л.И.Ерёмина

«Перевёрнутость мира», переоценка ценностей в числе других средств передаётся ещё и системой различных уточнений и конкретизаций. Гоголь любил давать своим ничтожным героям имена великих писателей, оговариваясь каждый раз, о ком именно идёт речь. Причём и в этих оговорках передаётся всё та же «перевёрнутость мира»


Вопрос по мотивации

О каких героях повести идёт речь? /Шиллере и Гофмане/

Задание на ассоциативное мышление

От чего, по- вашему, могут происходить фамилии героев: Пискарёв и Пирогов? Можно ли эти фамилии назвать говорящими? Как вы думаете, что имел в виду автор, давая героям такие фамилии?

Личностно- ориентированное задание

Какую улицу нашего села вы могли бы назвать по ассоциации с названием «Невский проспект»? \ например, ул.Центральная- это Невский проспект нашего села \напишите сочинение- миниатюру на эту тему.

Вопросы урока

1.Композиция повести. В чём своеобразие рамочной композиции?

2.Каков смысл названия повести? Есть ли что- то общее между историями о Пискареве и о Пирогове?

3.Какое отношение вызывает к себе образ Пискарёва?

4.В чём социальная направленность образа Пирогова?


Проблемный вопрос урока

Какую общую мысль выразил гоголь в повести «Невский проспект»?

Карточка 1

В чём своеобразие рамочной композиции?


Фрагменты текста

Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет вес. Чем не блестит эта улица- красавица нашей столицы!.. Едва только взойдёшь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем… Всё исполнено приличия: мужчины в длинных сюртуках, с заложенными в карманы руками, дамы в розовых, белых..атласных рединготах (пальто широкого покроя).. Тысячи сортов шляпок, платьев, платков, пёстрых, лёгких… ослепят хоть кого на невском проспекте..

О, не верьте этому Невскому проспекту!. Всё обман, всё мечта, всё не то, о чём кажется!. Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртучке, очень богат? Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка.. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед.. церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет: они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой..

Вопрос

1. Сравните начало и финал повести. Как меняется отношение автора к Невскому проспекту?

2.Какое свойство Невского проспекта вселяет недоверие к его совершенству? \ обманчивость \


Фрагменты литературной критики

М.Б.Храпченко

К онтрастны начало и финал «Невского проспекта». Если в начале повести показан парадный «блистательный» Петербург, то в её финале выступает обнажение лжи, фальши этой «парадности».


Задание: найдите свои подтверждения в тексте с одной стороны «парадности» Невского проспекта, с другой лжи, фальши её.

Карточка 2

Каков смысл названия повести? Есть ли что- то общее между историями о Пискареве и о Пирогове?


С.И.Машинский

В основе «Невского проспекта» две новеллы, герой одной из них- художник Пискарёв, в центре другой поручик Пирогов. Внешне обе новеллы не связаны между собой. Но так только кажется. На самом – то деле они образуют неразрывное целое. Сюжетно они объединены рассказом о Невском проспекте. Именно здесь завязываются узлы, которые затем распутывают каждый по- своему Пискарев и Пирогов. Но панорама Невского проспекта служит как бы идейно- эмоциональным ключом не только к этой повести, но и ко всему петербургскому циклу.


М.Б.Храпченко

По своей художественной структуре «Невский проспект» представляет собой слияние картин, отражающих общую «панораму» жизни, с историей трёх героев, трёх характеров. Начальное и заключительное описания «Невского проспекта» являются не простым обрамлением рассказа о героях, не композиционной рамкой, в которую заключён этот рассказ, а тем воссозданием общего движения жизни, которое освещает судьбу отдельного человека..


Вопросы

1. Как вы сами ответили бы на вопрос карточки о смысле названия повести?

2.Можно ли точно назвать главное действующее лицо повести?

3.Какие две истории лежат в основе повести? О каких трёх героях идёт речь в высказывании М.Б.Храпченко?

4.Что объединяет обе истории?

5.Что объединяет оба высказывания критиков о Невском проспекте?


карточка 3

Рассмотрим конфликт истории

Текст

Закончите фазы конфликта

Он содрогнулся. Она раскрыла свои хорошенькие уста и стала говорить, но всё это было так глупо, так пошло.. Вместо того чтобы воспользоваться такою благосклонностью.. он бросился со всех ног, как дикая коза, и выбежал на улицу..

Завязка

Пискарев решил, что встретил чистую, благородную девушку, влюбился в неё, но.. \укажите, что стало препятствием на пути влюблённого Пискарева ?\


-Правда, я беден,- сказал наконец после долгого и поучительного увещания Пискарев,- но мы станем трудиться; мы постараемся наперерыв, один перед другим, улучшить нашу жизнь.. Я буду сидеть за картинами, ты будешь, сидя возле меня, одушевлять мои труды, вышивать или заниматься другим рукоделием..

Как можно!- прервала она речь с выражением какого- то презрения.- Я не прачка и не швея, чтобы стала заниматься работою…

Женитесь на мне!- подхватила с наглым видом молчавшая дотоле в углу её приятельница..

Он бросился вон, потерявши чувства и мысли. Ум его помутился…


Кульминация

Пискарёв надеялся осчастливить свою избранницу предложением жениться на ней, несмотря на её позорное положение. Однако \чем ответила ему красавица? \


..На другой только день каким- то глупым инстинктом зашёл он на свою квартиру, бледный, с ужасным видом, с растрёпанными волосами, с признаками безумия на лице. Он заперся в свою комнату и никого не впускал, ничего не требовал.. протекли четыре дня.. выломали дверь и нашли бездыханный труп его с перерезанным горлом…душа его оставила тело.

Развязка

Что… стало причиной самоубийства героя?


вопросы и задания

  1. Найдите в тексте, что предшествовало тому, что Пискарев решил сделать предложение девушке из публичного дома?

  2. Что способствовало сумасшествию героя: отказ девушки выйти замуж за Пискарева, насмешка подружки красавицы, смех красавицы.?

  3. Почему герой покончил собой: потому что стал безумен, потому что не видел смысла жизни?

Карточка 4

Какое отношение вызывает к себе образ Пискарёва?

С.Машинский

Отношение Гоголя к Пискарёву двойственное. С одной стороны ему глубоко симпатичен характер этого благородного мечтателя, с негодованием отвергающего фальшивые и пошлые устои современного мира. Однако, с другой стороны, писатель не может не чувствовать беспочвенность романтического идеала своего героя. Дело не только в том, что этот идеал.. не реален, но ещё и в том, что по самой природе своей он- порождение той же самой пошлой действительности, против которой направлен


вопросы

  1. Докажите примером из текста, что Пискарёв отвергает «фальшивые устои современного мира»

  2. Какова жизненная позиция Пискарева? В чём её слабость?

Карточка 5

В чём социальная направленность образа Пирогова?

Текст

Закончите фазы конфликта

-Что, ваш муж дома?

Дома,- отвечала блондинка.

А когда он не бывает дома?

Он по воскресеньям не бывает дома,- сказала глупенькая блондинка


Завязка

Поручик Пирогов увлёкся хорошенькой блондинкой, но \ какое обстоятельство не считает нужным принять во внимание Пирогов? \


-О, я не хочу иметь роги! Бери его, мой друг Гофман, за воротник… я немец, а не рогатая говядина! Прочь с него всё, мой друг Гофман! держи его за рука и нога!.. и немцы схватили за руки и ноги Пирогова.

Кульминация

Поручик Пирогов добился свидания с блондинкой наедине, но \ чем на самом деле закончилось это свидание? Кто победил в конфликте? \


Он летел домой, чтобы, одевшись, оттуда идти прямо к генералу, описать ему самым разительными красками буйство немецких ремесленников. Он разом хотел подать и письменную просьбу в Главный штаб.. в Государственный совет.. самому государю.

Развязка

Пирогов хотел отомстить Шиллеру за позор, но…

\ чем на самом деле закончилась история с оскорблением Пирогова? \


Вопросы

  1. К какому социальному классу принадлежал Шиллер? А Пирогов?

  2. Как Шиллер пережил утреннее воспоминание о том, что он и друг его Гофман сделали с офицером Пироговым? \ обратитесь к тексту \

Карточка 6

В чём социальная направленность образа Пирогова?


Из комментариев к повести «Невский проспект»

В сохранившейся черновой рукописи,… сцена «секуции» выглядела так: «Если бы пирогов был в полной форме, то, вероятно, почтение к его чину и званию остановило бы буйных тевтонов. Но он прибыл совершенно как частный приватный человек в сюртучке и без эполетов. Немцы с величайшим неистовством сорвали с него всё платье.. Шиллер схватил в рук пук прутьев. Служивших метлою. Я должен с прискорбием признаться, что поручик пирогов был очень больно высечен.»


Ф.М.Достоевский

Поручик Пирогов, сорок лет тому назад, высеченный в Большой Мещанской слесарем Шиллером, был страшным пророчеством, пророчеством гения, так ужасно угадавшего будущее, ибо Пироговых оказалось так безмерно много.. что и не пересечь. Вспомните, что поручик сейчас же после приключения съел слоёный пирожок и отличился в тот же вечер в мазурке на именинах у одного видного чиновника. Как вы думаете: когда он откалывал мазурку и вывёртывал, делая па, свои столь недавно оскорблённые члены, думал ли он, что его всего только часа два как высекли? Без сомнения думал. А было ли ему стыдно? Без сомнения нет!


  1. Сравните черновик с текстом повести. Почему, на ваш взгляд, подробности сцены не вышли в печать?

  2. Пророчеством каких литературных героев стал поручик Пирогов? \ Чичиков, Хлестаков, Анатоль Курагин (Л.Толстой «Война и мир»), Пётр Петрович Лужин (Ф.Достоевский «Преступление и наказание»)

Карточка 7

Какую общую мысль выразил Гоголь в повести «Невский проспект»?

С.Машинский

Два человеческих характера, две судьбы, два совершенно различных взгляда на действительность- всё это сталкивает в своей повести Гоголь. И вот вывод, к которому он подводит читателя: какой же странный этот город Петербург, в котором гибнет честный, никем не защищённый талант и преуспевает наглая, самодовольная пошлость!


  1. Какие герои стоят за словами критика : « никем не защищённый талант » и « наглая, самодовольная пошлость »

  2. Как бы вы ответили на заглавный вопрос карточки?

Мониторинг

Напишите сочинение по речевой модели

Повесть Н.Гоголя «Невский проспект» имеет ….. композицию.

Она объединяет в себе ….

Между историями есть нечто общее . Это…

Основная мысль повести отображена в …. урока.

«Иной выдаёт себя за богатого, а у него ничего нет» .Смысл этого выражения в том, что

Главные герои повести являются представителями разных литературных направлений: …

В повести встречаются такие художественно- выразительные средства, как…

На меня произвело впечатление… (эпизод, деталь, герой)

Тестовые задания

1.Какова композиция повести «Невский проспект»?

1.Двухчастная

2.Рамочная

3.Кольцевая

4.Антитеза

2.Что объединяет обе истории в повести «Невский проспект»

1.Общий герой

2.Однотипность конфликта

3.Наличие любовного треугольника в каждой истории

4.Место действия – Невский проспект

3.Какой шаг решил предпринять Пискарёв, чтобы завоевать понравившуюся девушку?

1.Купить ей дорогой подарок

2.Выкрасть её

3.Предложить ей замужество

4.Совершить подвиг в её честь

4.Чем закончилась история Пирогова и хорошенькой блондинки?

1.Пирогов женился на ней

2.Блондинка отвергла ухаживания Пирогова

3.Пирогов покончил с собой

4.Пирогова высек муж блондинки

5. «Я не хочу, мне не нужен нос!»- почему Шиллер хотел избавиться от собственного носа?

1.Нос мешал при насморках

2.Нос был безобразный и уродовал героя

3. Нос не нравился жене

4.Нос потреблял слишком много табаку

6.Кто такой был Шиллер

1.Жестянщик

2.Писатель

3.Музыкант

4.Художник

7. «Шиллер на другой день был в сильной лихорадке… ожидая с минуты на минуту прихода полиции».. Чего боялся Шиллер?

1.Наказания за пьянство

2.Наказания за недобросовестно сделанную работу

3.Наказания за высеченного им и его другом русского офицера

4.Наказания за оскорбление жены

8.Назовите художественно- выразительное средство «Сибирь и плети он почитал самым малым наказанием и для Шиллера»

1. Эпитет

2.Сравнение

3.Экспрессивная лексика

4.Литота

9.Назовите художественно- выразительное средство

«Он разом хотел подать и письменную просьбу в Главный штаб. Если же Главный штаб определит недостаточное наказание, тогда прямо в Государственный совет, а не то самому государю. »

1. Ирония

2.Гипербола

3.Градация

4.Антонимы

10.Назовите художественно- выразительное средство «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущённою массою наляжет на него»

1.Олицетворение

2.Сравнение

3.Метафора

4.Гипербола

Напишите интерпретацию к повести «Невский проспект»

(вариант интерпретации ученика 10 класса Генинг Сергея)

«Улица Рабочая»

Притчи 13:7 «Иной выдаёт себя за богатого, а у него ничего нет».

Красива и привлекательна улица Рабочая, которая протянулась длинной лентой в селе Талом. Названа она так неслучайно, так как строилась в основном для рабочих, которые работали в далёкие времена СССР на существовавших когда- то фермах, МТМ и колхозах. 35 ровных «коробочек» стоят по обе стороны от дороги, состоящей из бетонных плит, причём ранее этих плит не было, и до 1992 года дорога представляла собой сплошное грязевое месиво, которое сейчас можно найти в нашем селе разве что на улице Льнозаводской. Некоторые владельцы одноквартирных «избушек», которые стоят на других улицах называют рабочие «коробочки» коттеджами. Почему? Потому что эти владельцы старше улицы Рабочей, и помнят, как эта улица возводилась, и как ровно строились двухквартирные дома, да ещё и с водоснабжением… На самом же деле это далеко не коттеджи. В какой дом ни зайди- клетушка, площадь не более 50 квадратных метров, на которой располагается крохотная, ничтожная кухня (которая, думаю, видит много далеко не крохотных ссор её владельцев), маленький зал, узенький коридор и две малюсеньких, униженных размерами, спаленки, в которых кроме стола, шкафа и собственно кровати, больше ничего не помещается.

Вот и живут в этих «коробочках» семьи по три- пять человек. И у каждой семьи своя история, своя жизнь. Можно сказать, что это жизнь всей улицы. Жизнь интересная, весёлая.

Один владелец своей половины дома, например, является хранителем и переносчиком всех событий и происшествий, происходящих на улице Рабочей, да и всего Талого тоже… Не знаю как, но этому владельцу известно всё про всех. А про некоторых он знает даже больше, чем они сами знают про себя! Что ни спроси- всё знает этот владелец. С уверенностью можно начинать писать летопись родной улицы.

Жители другой квартиры решают вопрос тесных комнат весьма оригинальным способом- убирают мебель и оставляют только самое необходимое. В доме всё больше и больше присутствует атмосфера ощущение холода, простора и свободы, как на Антарктиде.

Ещё одни хозяева вообще не переживают по поводу внутреннего убранства своей хижины. Некоторые квартирные достопримечательности, вероятно, сохранились ещё из эпохи тех самых рабочих.

А хозяевам ещё одной квартиры вообще можно считать свой дом победителем в конкурсе необычностей улицы, так как в их квартире две печки: одна в кухне, а другая в спальне. Вот и топи их, топи- одну в кухне, другую в спальне. Иначе холодно в доме будет!

В нескольких «коробочках» на улице Рабочей умещаются семьи по 5 человек. Как им это удаётся, большой секрет для многих, но только не для жителя улицы, который всё про всех знает.

Есть на улице и семья, печь которой, по наблюдениям нескольких соседей, вообще не перестаёт пускать клубы дыма практически никогда. Или тепло любят хозяева, или квартирка обветшала- неизвестно. Надо спросить у жителя, который всё про всех знает.

Ещё одна квартира таит в себе загадочность. В любое время суток в этой квартире горит свет. Будь то 8 вечера, 3 ночи, 6 утра. К тому же хозяин этой самой квартиры ведёт себя противоположно семье. Которая постоянно кормит печь дровами,- он свою печь топит редко. И дровишки появляются по мере необходимости.

Несколько домов, расположенных внизу улицы, у молодёжи принято называть Петербургом, не знаю почему. Это наверняка знает тот, кто всё про всех знает. Но так сложилось с того момента, как в эти дома заселились новые жители. Произошло это сравнительно недавно- всего- то несколько лет назад. У двора одной квартиры временно отсутствовала калитка, у другой квартиры- ворота. У ещё одного двора квартиры так называемого Петербурга вообще две пары ворот! И в этой квартире постоянно устраиваются вечеринки для тех, кто побывал в армии и не знает, что делать дальше.

Три дома улицы Рабочей стоят на отшибе. Дорогу и эти дома разделяет просторная поляна, на которой зимой хозяева этих домов любуются снежными барханами и разделяют их узкой тропочкой до дороги.

В общем, как вы поняли- жизнь на улице бьёт ключом. Некоторые жители хорошо относятся к своим соседям, а у себя в квартирке хихикают, когда у тех какая- то проблемка. Некоторые, наверно, и вправду любят своих соседей. Одни слишком мнительны, другие относятся к классу людей, которым вообще всё равно. Кто- т о безработный по обстоятельствам, кто- то рад этому. Некоторые сумели взойти на вершину карьеры, которая возможна в селе. Есть люди, которые неравнодушны к горячительным напиткам, даже был наркоман- съехал. Все жители улицы- разные люди, с разными взглядами, характерами. Но все они, я думаю, являются соседями друг другу, не чужими людьми.

В начале 21 века Рабочую улицу освещало 4 фонаря. До наших дней достояли только 2. властелины таёжного поселения решили, что 4- слишком много, добавив тем самым в вид улицы приличную таинственность, загадочность и неожиданность.

Ну и на последок добавлю, что на улице Рабочей строятся два новых дома, которые уже не назовёшь клетушками, но и слишком большими тоже не наречёшь. Когда- то и в них поселятся люди, которые будут вносить в улицу Рабочую свой особенный колорит.

Список литературы

1 М.Б.Храпченко. Николай Гоголь. Литературный путь. Величие писателя. М.,1984

2.С.Машинский.Художественный мир Гоголя.М.,1971

3.Н.В.Гоголь Петербургские повести.М.,2002

4.Книга Притчей Соломоновых

Повесть была завершена в октябре 1834 г. Цензурное разрешение датировано 10 ноября 1834 г. Перед предоставлением в цензуру рукопись Н. п. по просьбе Гоголя, опасавшегося придирок цензоров, просмотрел А. С. Пушкин, который в начале ноября 1834 г. успокоил автора: «Перечел с большим удовольствием; кажется, все может быть пропущено. Секуцию жаль выпустить: она, мне кажется, необходима для полного эффекта вечерней мазурки. Авось Бог вынесет. С Богом!» Впоследствии, в 1836 г., А.С. Пушкин назвал Н. п. «самым полным» из гоголевских произведений. Н. п. открывал цикл петербургских повестей в 3-м томе «Сочинений» Гоголя, вышедшем в 1842 г.

В Н. п. в конспективном виде присутствуют сюжеты других повестей этого цикла. Так, намерение пьяного немца-жестянщика Шиллера отрезать собственный нос предвосхищает историю майора Ковалева из повести «Нос»: «Шиллер сидел, выставив свой довольно толстый нос и поднявши вверх голову; а Гофман держал его за этот нос двумя пальцами и вертел лезвием своего сапожнического ножа на самой его поверхности…

Я не хочу, мне не нужен нос! - говорил он, размахивая руками. - У меня на один нос выходит три фунта табаку в месяц… Двадцать рублей сорок копеек на один табак. Это разбой!… Двадцать рублей сорок копеек! Я швабский немец; у меня есть король в Германии. Я не хочу носа! режь мне нос! вот мой нос!

И если бы не внезапное появление поручика Пирогова, то, без всякого сомнения, Гофман отрезал бы ни за что ни про что Шиллеру нос, потому что он уже привел нож свой в такое положение, как бы хотел кроить подошву».

Первоначально сцена наказания поручика Пирогова была изображена более подробно, и со всей определенностью говорилось о том, что герой был высечен: «Если бы Пирогов был в полной форме, то, вероятно, почтение к его чину и званию остановило бы буйных тевтонов. Но он прибыл совершенно как частный, приватный человек, в сюртуке и без эполетов. Немцы с величайшим неистовством сорвали с него все платья. Гофман всей тяжестью своей сел ему на ноги, Кунц схватил за голову, а Шиллер схватил в руку пук прутьев, служивших метлою. Я должен с прискорбием признаться, что поручик Пирогов был очень больно высечен». Оптимизм Пушкина, что цензура пропустит «секуцию» в неизменном виде, не оправдался. По требованию цензоров эту сцену пришлось смягчить, однако в тексте сохранились ясные намеки на то, что поручика пороли розгами.

По настоянию цензуры пришлось исключить другой колоритный эпизод встречу Пискарева в борделе с офицером, знакомым красавицы (очевидно, цензоры боролись за честь офицерского мундира): «„Боже! помоги мне вынесть!“ - произнес отчаянным голосом Пискарев и уже готов был собрать весь гром сильного, из самой души излитого красноречия, чтобы потрясти бесчувственную, замерзшую душу красавицы, как вдруг дверь отворилась и вошел с шумом один офицер. „Здравствуй, Липушка“, - произнес он, без церемонии ударивши по плечу красавицу. „Не мешай же нам, - сказала красавица, принимая глупо-серьезный вид. - Я выхожу замуж и сейчас должна принять предлагаемое мне сватовство“. О, этого уже нет сил перенести! бросился он вон, потерявши и чувства, и мысли».

В письме матери от 30 апреля 1829 г. Гоголь следующим образом передавал свои впечатления от Невского проспекта, ставшего главным пространством повести, организующим ее сюжет: «В Петербурге много гуляний. Зимою прохаживаются все праздношатающиеся от двенадцати до двух часов (в это время служащие заняты) по Невскому проспекту». В этом же письме Гоголь делится своими впечатлениями от столицы: «Петербург вовсе не похож на прочие столицы европейские или на Москву (в прочих европейских столицах, равно как и в первопрестольной, Гоголь к тому времени еще ни разу не бывал. - Б. С.). Каждая столица вообще характеризуется своим народом, набрасывающим на нее печать национальности, на Петербурге же нет никакого характера: иностранцы, которые поселились сюда, обжились и вовсе не похоже на иностранцев, а русские в свою очередь обиностранились и сделались ни тем ни другим. Тишина в нем необыкновенная, никакой дух не блестит в народе, всё служащие да должностные, все толкуют о своих департаментах да коллегиях, всё подавлено, всё погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их. Забавна очень встреча с ними на проспектах, тротуарах; они до того бывают заняты мыслями, что поравнявшись с кем-нибудь из них слышишь, как он бранится и разговаривает сам с собою, иной приправляет телодвижениями и размашками рук. Петербург город довольно велик; если вы захотите пройтиться по улицам его, площадям и островам в разных направлениях, то вы наверно пройдете более 100 верст и, несмотря на такую его обширность, вы можете иметь под рукою всё нужное, не засылая далеко, даже в том самом доме. Дома здесь большие, особливо в главных частях города, но не высоки, большею частию в три и четыре этажа, редко очень бывают в пять, в шесть только четыре или пять по всей столице, во многих домах находится очень много вывесок. Дом, в котором обретаюсь я, содержит в себе 2-х портных, одну маршанд де мод, сапожника, чулочного фабриканта, склеивающего битую посуду, дегатировщика и красильщика, кондитерскую, мелочную лавку, магазин сбережения зимнего платья, табачную лавку, и наконец привилегированную повивальную бабку. Натурально, что этот дом должен быть весь облеплен золотыми вывесками».

В другом письме матери, от 24 июля 1829 г., Гоголь описал встречу с проституткой на Невском, отразившуюся в статье «Женщина» и давшую один из сюжетных ходов Н. п.: «Везде совершенно я встречал одни неудачи, и что всего страннее там, где их вовсе нельзя было ожидать. Люди, совершенно неспособные, без всякой протекции легко получали то, чего я с помощью своих покровителей не мог достигнуть; не явный ли был здесь надо мною промысл Божий? не явно ли он наказывал меня этими всеми неудачами в намерении обратить на путь истинный? Что ж? я и тут упорствовал, ожидал целые месяцы, не получу ли чего. Наконец… какое ужасное наказание! Ядовитее и жесточе его для меня ничего не было в мире. Я не могу, я не в силах написать… Маминька! Дражайшая маминька! Я знаю, вы один истинный друг мне. Но верите ли, и теперь, когда мысли мои уже не тем заняты, и теперь при напоминании невыразимая тоска врезывается в сердце. Одним вам я только могу сказать (далее зачеркнуто: только скажу это, будучи уверен, что (одно слово неразборчиво). - Б. С.)… Вы знаете, что я был одарен твердостью, даже редкою в молодом человеке… Кто бы мог ожидать от меня подобной слабости. Но я видел ее… нет, не назову ее… она слишком высока для всякого, не только для меня. Я бы назвал ее ангелом, но это выражение низко и некстати для нее. Ангел - существо, не имеющее ни добродетелей, ни пороков, нe имеющее характера, потому что не человек, и живущее мыслями в одном небе. Но нет, болтаю пустяки и не могу выразить ее. Это божество, но облеченное слегка в человеческие страсти. Лицо, которого поразительное блистание в одно мгновение печатлеется в сердце; глаза, быстро пронизающие душу. Но их сияния, жгущего, проходящего насквозь всего, не вынесет ни один из человеков… О если бы вы посмотрели на меня тогда… правда, я умел скрывать себя от всех, но укрылся ли от себя? Адская тоска с возможными муками кипела в груди моей. О какое жестокое (зачеркнуто: убивственное. Б. С.) состояние! Мне кажется, если грешникам уготован ад, то он не так мучителен. Нет, это не любовь была… я по крайней мере не слыхал подобной любви… В порыве бешенства и ужаснейших душевных терзаний я жаждал, кипел упиться одним только взглядом, только одного взгляда алкал я… Взглянуть на нее еще раз - вот бывало одно единственное желание, возраставшее сильнее и сильнее с невыразимою едкостью тоски. С ужасом осмотрелся и разглядел я свое ужасное состояние, всё совершенно было для меня тогда чуждо, жизнь и смерть равно несносны, и душа не могла дать отчета в своих явлениях. Я увидел, что мне нужно бежать от самого себя, если я хотел сохранить жизнь, водворить хотя тень покоя в истерзанную душу. В умилении (зачеркнуто: в благоговении. - Б. С.) я признал невидимую десницу, пекущуюся о мне, и благословил так дивно назначаемый путь мне. Нет, это существо, которое он послал лишить меня покоя, расстроить шатко-созданный мир мой, не была женщина. Если бы она была женщина, она бы всею силою своих очарований не могла произвесть таких ужасных, невыразимых впечатлений. Это было божество, им созданное, часть его же самого! Но, ради Бога, не спрашивайте ее имени. Она слишком высока, высока». Можно предположить, что неудача на любовном фронте, как следствие рано проявившейся импотенции, укрепила писателя в том, что его миссия лежит вне обычной любви и семейной жизни, что сам Бог подвиг его на иной путь духовного подвига посредством литературы, и женщины могут лишь увести его с избранного пути.

В Н. п. нашли отражение впечатления Гоголя от знакомства с художниками А. Г. Венециановым, А. Н. Мокрицким, К. П. Брюлловым и др., а также собственный опыт занятий живописью. В 1830–1833 гг. писатель посещал в качестве вольнослушателя классы Академии художеств. 3 июня 1830 г. он описывал в письме к матери свои занятия живописью: «…После обеда в 5 часов отправляюсь я в класс, в академию художеств, где занимаюсь живописью, которую я никак не в состоянии оставить, - тем более, что здесь есть все средства совершенствования в ней, и все они кроме труда и старания ничего не требуют. По знакомству своему с художниками и со многими даже знаменитыми, я имею возможность пользоваться средствами и выгодами, для многих недоступными. Не говоря уже об их таланте, я не могу не восхищаться их характером и обращением; что это за люди! Узнавши их, нельзя отвязаться от них навеки, какая скромность при величайшем таланте! Об чинах и в помине нет, хотя некоторые из них статские и даже действительные советники. В классе, который посещаю я три раза в неделю, просиживаю два часа; в семь часов прихожу домой…»

В. Г. Белинский в статье «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835) восторженно отозвался о Н. п. Он подчеркнул, что Гоголь «здесь расширил свою сцену действия и, не оставляя своей любимой, своей прекрасной Малороссии, пошел искать поэзии в нравах среднего сословия в России. И, Боже мой, какую глубокую и могучую поэзию нашел он тут! Мы, москали, и не подозревали ее!.. „Невский проспект“ есть создание столь же глубокое, сколько и очаровательное; это две полярные стороны одной и той же жизни, это высокое и смешное о-бок друг другу. На одной стороне этой картины бедный художник, беспечный и простодушный, как дитя, замечает на Невском проспекте женщину-ангела, одно из тех дивных созданий, которые могло производить только его художническое воображение; он следит за нею, он дрожит, он не смеет дохнуть, ибо он еще не знает ее, но уже обожает ее, а всякое обожание робко и трепетно; он замечает ее благосклонную улыбку… Задыхаясь от упоения и трепетного предчувствия блаженства, он входит за нею в третий этаж большого дома, и что же представляется ему?.. Она, все так же прекрасная, очаровательная, она смотрит на него глупо, нагло, как бы говоря ему: „Ну! что же ты?..“ Он бросается вон. Я не хочу пересказывать его сна, этого дивного, драгоценного перла нашей поэзии, второго и единственного после сна Татьяны Пушкина: здесь г. Гоголь поэт в высочайшей степени. Кто читает эту повесть в первый раз, для того в этом дивном сне действительность и поэзия, реальное и фантастическое так тесно сливаются, что читатель изумляется, узнавши, что все это только сон. Представьте себе бедного, оборванного, запачканного художника, потерянного в толпе звезд, крестов и всякого рода советников: он толкается между ними, уничтожающими его своим блеском, он стремится к ней, и они беспрестанно разлучают его с ней, они, эти кресты и звезды, которые смотрят на все без всякого упоения, без всякого трепета, как на свои золотые табакерки… И какое пробуждение после этого сна! и как можно жить после такого пробуждения? И он, точно, не живет более в действительности, он весь в грезах… Наконец, в его душе блеснул обманчивый, но радужный луч надежды: он решается на самоотвержение, он хочет принести ей в жертву, как Молоху, даже честь свою… „А я только что теперь проснулась, меня привезли в семь часов утра, я была совсем пьяна“, - это говорит ему она, все так же прекрасная, очаровательная… После этого можно ли было жить даже и в грезах?.. И нет художника, он сошел в темную могилу, никем не оплаканный, и мир не знал, какая высокая и ужасная драма была разыграна в этой грешной, страдальческой душе… На другой стороне этой картины вы видите Пирогова и Шиллера… того Шиллера, который хотел отрезать себе нос, чтобы избавиться от излишних расходов на табак; того Шиллера, который говорит с гордостью, что он швабский немец, а не русская свинья и что у него есть король в Германии; того Шиллера, который „еще с двадцатилетнего возраста, с того времени, которое русский живет на-фуфу, измерил всю свою жизнь и положил себе, в течение 10 лет, составить капитал из 50 тысяч и у которого это было уже так верно и неотразимо, как судьба, потому что скорее чиновник позабудет заглянуть в швейцарскую своего начальника, нежели немец решится переменить свое слово“; наконец того Шиллера, который „положил целовать жену свою в сутки не более двух раз и чтобы как-нибудь не поцеловать лишний раз никогда не клал перцу более одной ложечки в свой суп“. Чего вам еще? Тут весь человек, вся история его жизни!.. А Пирогов?.. О, об нем об одном можно написать целую книгу!.. Вы помните его волокитство за глупою блондинкою, с которую он составляет такую отличную пару, его ссору и отношения с Шиллером; помните, какие ужасные побои претерпел он от флегматического Отелло, помните, каким негодованием, какою жаждою мести закипело сердце поручика, и помните, как скоро прошла его досада от съеденных в кондитерской пирожков и прочтения „Пчелы“?.. Чудные пирожки! Чудная „Пчела“! Пискарев и Пирогов - какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст! Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!.. Да, господа, скучно на этом свете!..» О Пирогове Белинский писал: «Святители! да это целая каста, целый народ, целая нация!.. Ты многообъемлющее, чем Шейлок, многозначительнее, чем Фауст!.. Это символ, мистический миф, это, наконец, кафтан, который так чудно скроен, что придет по плечам тысяч человек!»

Образы немецких ремесленников в Н. п. отразили взгляд Гоголя на немцев, отразившийся, в частности, в письме С. Т. Аксакову о К. С. Аксакове от 22 декабря н. ст. 1844 г.: «Константин Сергеевич не смекает, что в эту пору лет, в которой он находится, не следует вовсе заботиться о логической последовательности всякого рода развитий. Для этого нужно быть или вовсе старику или вовсе немцу, у которого бы в жилах текла картофельная кровь, а не та горячая и живая, как у русского человека».

Ф. М. Достоевский в «Дневнике писателя» за 1873 г. высоко оценил образ Пирогова: «Поручик Пирогов, сорок лет тому назад высеченный в Большой Мещанской слесарем Шиллером, был страшным пророчеством, пророчеством гения, так ужасно угадавшего будущее, ибо Пироговых оказалось так безмерно много, так много, что и не пересечь. Вспомните, что поручик сейчас же после приключения съел слоеный пирожок и отличился в тот же вечер в мазурке на именинах у одного видного чиновника. Как вы думаете: когда он откалывал мазурку и вывертывал, делая па, свои столь недавно оскорбленные члены, думал ли он, что его всего только часа два как высекли? Без сомнения, думал. А было ли ему стыдно? Без сомненья, нет».

В образе Шиллера отразилось негативное отношение Гоголя к Германии и немцам, вынесенное еще из первой поездки в Германию в 1829 г. 30 мая н. ст. 1839 г. он писал из Рима М. П. Балабиной: «Вы не поверите, как грустно оставить на один месяц Рим и мои ясные, мои чистые небеса, мою красавицу, мою ненаглядную землю. Опять я увижу эту подлую Германию, гадкую, запачканную и закопченную табачищем… Но я позабыл, что вы ее так любите, и чуть было не сказал еще несколько приличных ей эпитетов. Впрочем, совершенно не понимаю вашей страсти. Или, может быть, для этого нужно жить в Петербурге, чтобы почувствовать, что Германия хороша? И как вам не совестно! Вы, которая так восхищались в письме Шекспиром, этим глубоким, ясным, отражающим в себе, как в верном зеркале, весь огромный мир и всё, что составляет человека, и вы, читая его, можете в то же время думать о немецкой дымной путанице! И Можно ли сказать, что всякий немец есть Шиллер?! Я согласен, что он Шиллер, но только тот Шиллер, о котором вы можете узнать, если будете когда-нибудь иметь терпение прочесть мою повесть „Невский проспект“. По мне, Германия есть не что другое, как самая неблаговонная отрыжка гадчайшего табаку и мерзейшего пива. Извините маленькую неприятность этого выражения. Что ж делать, если предмет сам неопрятен, несмотря на то, что немцы издавна славятся опрятностью?»

Гибель Пискарева происходит от того, что высокое искусство не выдерживает столкновения с пошлой прозой жизни. В. В. Зеньковский в «Истории русской философии» так передает содержание Н. п.: «…Гоголь рассказывает о художнике, в душе которого царит глубокая вера в единство эстетического и морального начала, но эта вера разбивается при встрече с жизнью. Художник встречает на улице женщину поразительной красоты, которая оказывается связанной с притоном разврата. Художником овладевает отчаяние; он пытается уговорить красавицу бросить ее жизнь, но та с презрением и насмешкой слушает его речи. Бедный художник не выдерживает этого страшного раздора между внешней красотой и внутренней порочностью, сходит с ума и в порыве безумия кончает с собой». Фактически здесь Гоголь предсказал собственную судьбу. Его трагическая гибель - род самоубийства, когда писатель сознательно уморил себя голодом, была вызвана осознанием невозможности примирить эстетику и мораль.

Не исключено, что фамилии героев Н. п. значимы для их характеристики. «Пирогов» символизирует сытость, а «Пискарев» - то, что носитель этой фамилии - «маленький человек», ничто перед сильными мира сего (пескарь мелкая рыбка; фамилия ассоциируется также с писком ребенка, что подчеркивает наивно-детское восприятие героем действительности). Неслучайно именно вкусные пирожки заставляют Пирогова забыть о позорной порке, учиненной ему Шиллером. В чем-то Пирогов - это предтеча Чичикова, который не только столь же практичен, как этот герой Н. п., и обладает столь же завидным аппетитом, но и умеет очень быстро забывать о неприятностях и позоре, пускаясь в новое дело. Кстати сказать, во времена Гоголя слово «пескарь» писалось через «ять», а это буква тогда соответствовала особому звуку, среднему между «е» и «и», а в данном случае в безударном положении этот звук произносился как «и». Фамилии же Шиллер и Гофман даны людям практичным и чуждым всякой поэзии по контрасту с носившими те же фамилии великих романтиков - поэта и писателя.

Из книги Я думал: это давно забыто автора Галлай Марк Лазаревич

Проспект Королева После смерти таинственного (правда, только для великого советского народа, во всем мире это секрета не составляло) «Главного конструктора» - лидера нашего ракетостроения и практической космонавтики Сергея Павловича Королева - и правительственных

Из книги Палата № 7 автора Тарсис Валерий Яковлевич

1 Проспект сумасшедших Каждый старается как можно меньше походить на самого себя. Каждый принимает уже указанного хозяина, которому подражает. Однако можно иное прочесть в человеке. Но не смеют. Не смеют перевернуть страницу. Законы подражания - я называю их законами

Из книги Эйзенштейн автора Шкловский Виктор Борисович

«Александр Невский» Картину «Александр Невский», снятую в 1938 году, после возвращения Эйзенштейна из Мексики и после «Бежина луга», многие считали компромиссной и, удивляясь на историчность темы, даже упрекали ленту в оперности.Жизнь человека закрепляется в матрицах Из книги Вокруг и около автора Баблумян Сергей Арутюнович

Георгий Иванов. НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ Из трех газетных мемуарных циклов Георгия Иванова два имели долгую судьбу. С 1924 года в парижском еженедельнике «Звено» начинают выходить очерки под общим заглавием «Китайские тени» с подзаголовком: «Литературный Петербург 1912–1922 гг.».

Из книги ОбрАДно в СССР автора Троицкий Сергей Евгеньевич

Тот самый проспект…

Из книги Загадка Таля. Второе «я» Петросяна автора Васильев Виктор Лазаревич

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ПРОСПЕКТ Моё детство прошло на московской улице Севастопольский проспект, и, по всей видимости, это название сразу запрограммировало мой мозг на дикое котирование Крымских васюков и тамошних напитков.В то время мой папаша работал в институте МЛ при ЦК

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

Из книги Путешествие из Ленинграда в Москву с пересадками автора Мунц Наталья Оскаровна

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ Раньше Бетанкур никогда не ходил пешком по улицам Санкт-Петербурга. В России это было не принято для человека в чинах. Единственный, кто позволял себе пешие прогулки по городу, был царь.Карета существовала не только как признак богатства, роскоши, но и как

Из книги Гоголь автора Степанов Николай Леонидович

Большой проспект, дом 50, кв. 9 «Динамо». 1945

Из книги Главы государства российского. Выдающиеся правители, о которых должна знать вся страна автора Лубченков Юрий Николаевич

НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ Накрапывал дождь. Гоголь возвращался домой, на Малую Морскую. Невский проспект был освещен синеватым светом газовых фонарей и керосиновых ламп в витринах магазинов. В неверных отблесках света он казался фантастически-необычным. Лишь скользящие силуэты

Из книги Недавние были автора Бражнин Илья Яковлевич

Александр Невский 1 Близкой сечи душа не дождется, Как трава грозы и дождя. В нетерпенье радостном бьется Соколиное сердце вождя. То же знамя, что было в Копорье, Словно кречет, рвется в полет… Только ветер с Варяжского взморья, Снег и ветер да рыхлый лед! Блещет сталью

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

ПРОСПЕКТ ПАВЛИНА ВИНОГРАДОВА После поездки вместе с Поскакухиным на остров Мудьюг я вернулся в Архангельск, разыскал ещё кое-кого из бывших мудьюгских каторжан, поработал в архангельском истпарте и в областном архиве. В поисках документов, относящихся к гражданской

Из книги автора

«НЕВСКИЙ ПРОСПЕКТ», повесть. Опубликована: Гоголь Н. В. Арабески. СПб., 1835. Первые наброски Н. п. относятся к 1831 г. Они сохранились в одной тетради с набросками «Ночи перед Рождеством» и «Портрет».Повесть была завершена в октябре 1834 г. Цензурное разрешение датировано 10

Михайлова Н. И. (Москва), сотрудник Государственного музея А. С. Пушкина / 2004

В «Невском проспекте», повести Гоголя, как известно, высоко оцененной Пушкиным, есть трагикомический эпизод, в котором заявлен значимый для писателя мотив носа. По существу, это маленький драматический спектакль со своим сюжетом, действующими лицами и зрителем. Сюжет — отрезание носа. Действующие лица: пьяный жестяных дел мастер Шиллер, нос Шиллера в роли будущей жертвы, пьяный сапожник Гофман в роли палача. Зритель - поручик Пирогов, который вместе с тем играет роль deus ex mahina, прерывая своим внезапным появлением готовящуюся казнь носа через его отсечение.

Комизм ситуации сказывается в именах немцев-ремесленников, людей сугубо прозаических профессий, названных Шиллером и Гофманом, именами великих немецких романтиков. При этом Гоголь подчеркивает, что его герой Шиллер «не тот Шиллер, который написал „Вильгельма Теля“ и „Историю Тридцатилетней войны“, но известный Шиллер, жестяных дел мастер в Мещанской улице», а другой его герой Гофман - «не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы...» Сама конструкция фраз, строящихся на противопоставлении, призвана убедить читателя в том, что в мире гоголевских героев известны не писатели, а ремесленники. Имена же великих писателей-романтиков, которые носят ремесленники, усиливают комизм логических рассуждений расчетливого и бережливого жестянщика, апеллирующего к сапожнику, убеждающего его в том, что нос потребляет слишком много табаку, за который надо платить слишком много денег:

« - Я не хочу, мне не нужен нос! <...> У меня на один нос выходит три фунта табаку в месяц. <...> Шесть да четырнадцать - двадцать рублей сорок копеек на один табак! Это разбой, я спрашиваю тебя, мой друг Гофман, не так ли?»

Само слово «разбой» в данном случае создает комический эффект, вызывая в памяти драму Шиллера «Разбойники».

Так как заявленный в «Невском проспекте» мотив носа получил дальнейшую разработку в повести «Нос», то, как правило, в исследованиях в связи с повестью «Нос» упоминается и «Невский проспект». О «Невском проспекте» речь идет и в работе В. В. Виноградова «Натуралистический гротеск. Сюжет и композиция повести Гоголя „Нос“» . В. В. Виноградов широко представил так называемую «носологию» в европейской и русской литературе, в анекдотах и каламбурах первой половины XIX в., так или иначе сказавшихся в гоголевском творчестве. Между тем, два возможных источника рассматриваемого нами эпизода из «Невского проспекта» остались, как нам кажется, незамеченными. На наш взгляд, они небезынтересны для комментария к гоголевскому тексту.

Один из возможных источников - анекдот о силаче Лукине, отличавшемся эксцентричностью поведения (этот анекдот мог слышать Гоголь):

«Рассказывали, что во время пребывания Лукина в Англии один англичанин заспорил с ним насчет смелости и решительности русских и англичан, он утверждал, что русский никогда не решится на то, что сделает англичанин. „Попробуй“ - сказал Лукин. „Вот например, ты не сможешь отрезать у меня носа“ - возразил англичанин. „Почему же нет, если ты захочешь,“ - отвечал Лукин. „На, режь!“ - воскликнул англичанин в азарте. Лукин прехладнокровно взял нож со стола, отрезал у англичанина конец носа и положил на тарелку» .

Заметим, что в «Невском проспекте», как и в приведенном анекдоте, для мотива отрезания носа харатктерно то, что нос предлагается отсечь самим владельцем носа: «Я не хочу носа! Режь мне нос! Вот мой нос!»

В основе рассуждений пьяного Шиллера - сознание того, что нос существует для табака, а раз табак дорого обходится, то потребляющий табак нос следует отрезать. В связи с этим, следует указать на еще один возможный источник гоголевского текста. Это напечатанный в альманахе «Урания» на 1826 год перевод П. А. Вяземского с польского басни И. Красицкого:

Для табака ли нос, или табак для носа? -

Заспорили до слез, знать, два молокососа.

Табашный лавочник, свидетель жарких врак,

Назначен был от них в решители вопроса.

О чем и спорить тут? - решил наш добрый дьяк: -

Возможно, что Гоголь мог знать от Вяземского и другой вариант сделанного им перевода польской басни. Под названием «Решение» П. А. Вяземский привел его в письме к А. И. Тургеневу от начала ноября 1819г.:

Для табакерки ль сделан нос