Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Художник мстислав добужинский и художник алексей васильев.

Художник мстислав добужинский и художник алексей васильев.

ДОБУЖИНСКИЙ МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ - российский график, живописец, сценограф.

Учил-ся в Санкт-Пе-тер-бур-ге - в Ри-со-валь-ной шко-ле Обществ поощрения художеств (1884-1885 годы), в мас-тер-ских Л. Е. Дмит-рие-ва-Кав-каз-ско-го (1897-1899 годы), В. В. Ма-тэ (1901-1902 годы) и других; окон-чил юри-дический факультет Санкт-Пе-тер-бург-ско-го университета (1899 год). В 1899-1901 годах обу-чал-ся в Мюн-хе-не - в шко-лах А. Аж-бе и Ш. Хол-ло-ши, по-се-щал мас-тер-скую А. Г. Яв-лен-ско-го; в эти го-ды по-зна-ко-мил-ся с И. Э. Гра-ба-рём, в 1902 году - с С. П. Дя-ги-ле-вым и ху-дож-ни-ка-ми «Ми-ра ис-кус-ст-ва». Был чле-ном это-го объ-е-ди-не-ния (1902-1924 годы) и Сою-за рус-ских ху-дож-ни-ков (1904-1910 годы).

Один из ре-фор-ма-то-ров русского те-ат-раль-но-де-ко-рационного искусства XX века, Добужинский в ран-них ра-бо-тах для пе-тербургского «Ста-рин-но-го те-ат-ра» и Те-ат-ра В. Ф. Ко-мис-сар-жев-ской (1907-1908 годы) сти-ли-зо-вал приё-мы средневековой французской ми-ниа-тю-ры и русского луб-ка. Сло-же-ние зре-ло-го сти-ля в сце-но-гра-фии Добужинского про-изош-ло под влия-ни-ем эс-те-ти-ки МХТ: в 1909-1917 годах по при-гла-ше-нию К. С. Ста-ни-слав-ско-го офор-мил 14 по-ста-но-вок это-го те-ат-ра, втом числе «Ме-сяц в де-рев-не» И. С. Тур-ге-не-ва (1909 год) и «Ни-ко-лай Став-ро-гин» по Ф. М. Дос-то-ев-ско-му (1913 год).

В по-след-ней ра-бо-те он ис-поль-зо-вал близ-кие экс-прес-сио-низ-му приё-мы - на-пря-жён-ный ли-ней-но-гра-фическое ритмическое дра-ма-тическое зву-ча-ние мо-но-хром-но-го ко-ло-ри-та с рез-ки-ми ак-цен-та-ми цве-то-вых пя-тен и ос-ве-ще-ния. Был так-же ху-дож-ни-ком Те-ат-ра тра-ге-дии («Царь Эдип» Со-фок-ла; так-же ре-жис-сёр), бывшего Алек-сан-д-рин-ско-го те-ат-ра («Го-ре от ума» А. С. Гри-бое-до-ва; оба 1918 год), БДТ и других (все - в Пет-ро-гра-де); со-труд-ни-чал с Рус-ским ба-ле-том Дя-ги-ле-ва и труп-пой А. П. Пав-ло-вой (1914 год).

По-сле 1917 года уча-ст-во-вал в оформ-ле-нии мас-со-вых празд-неств в Пет-ро-гра-де (в том числе мис-те-рии «Гимн ос-во-бо-ж-дён-но-му тру-ду» на пло-ща-ди пе-ред зда-ни-ем Бир-жи, 1920 года, совм. с Ю. П. Ан-нен-ко-вым и В. А. Щу-ко; так-же один из ре-жис-сёров). Был членом Ко-мис-сии по де-лам ис-кусств (1917 года), Общества изу-че-ния и ох-ра-ны ста-ро-го Пе-тер-бур-га (1918 год), хра-ни-те-лем Эр-ми-та-жа (1918 год), ор-га-ни-за-то-ром До-ма ис-кусств в Пет-ро-гра-де (1911-1922 годы). В 1924 году с семь-ёй вы-ехал в Лит-ву; ра-бо-тал в Кау-на-се , Па-ри-же (1926-1929 годы; ху-дож-ник те-ат-ра Н. Ф. Ба-лие-ва «Ле-ту-чая мышь»), Лон-до-не (с пе-ре-ры-ва-ми в 1935-1939 годах), в 1939 году вме-сте с труп-пой М. А. Че-хо-ва вы-ехал в США. Жил в Нью--Йор-ке, с 1952 года до октября 1957 года - в Па-ри-же, Ри-ме, Лон-до-не. Во мно-гих те-ат-рах ми-ра оформ-лял преимущественно русские опе-ры, дра-ма-тические по-ста-нов-ки и ба-ле-ты (в том числе «Рус-ский сол-дат» на музыку С. С. Про-кофь-е-ва, 1942 год, «Бал-ле ти-этр», Нью-Йорк). В 1928-1946 годах был ху-дож-ни-ком ки-но на сту-ди-ях Па-ри-жа, Лон-до-на, Гол-ли-ву-да («Пи-ко-вая да-ма», 1937 год, и другие).

В 1905-1939 годах пуб-ли-ко-вал ста-тьи об изо-бра-зительном искусстве и те-ат-ре. Пре-по-да-вал в Санкт-Пе-тер-бур-ге - Пет-ро-гра-де в шко-ле Е. Н. Зван-це-вой (1906-1911 годы), СХУМ-Вху-теи-не (1918-1923 годы; профессор) и других; в Ху-дожественно-прак-тическом институте в Ви-теб-ске (1918-1919 годы; так-же ди-рек-тор); в Па-ри-же - в Ху-дожественно-промышленном институте князя Ф. Ф. Юсу-по-ва (1926-1929 годы), собственной сту-дии (1927-1928 годы) и Ху-дожественной ака-де-мии Т. Л. Су-хо-ти-ной-Тол-стой (1928-1929 годы); в Кау-на-се (1929-1933 годы).

Сре-ди уче-ни-ков Добужинского - Н. П. Аки-мов, Г. С. Ве-рей-ский, Е. Г. Гу-ро, Г. И. Нар-бут, М. З. Ша-гал, так-же сы-но-вья - гра-фик Все-во-лод До-бу-жин-ский (1905-1998 годы) и сце-но-граф Рос-ти-слав До-бу-жин-ский (1903-2000 годы).

Сочинения:

Вос-по-ми-на-ния / Сост. Г. И. Чу-гу-нов. М., 1987; Пись-ма. СПб., 2001.

Иллюстрации:

М. В. До-бу-жин-ский. «Че-ло-век в оч-ках» (порт-рет кри-ти-ка и по-эта К. А. Сюн-нер-бер-га). 1905-06. Треть-я-ков-ская га-ле-рея (Мо-ск-ва).Архив БРЭ.

М. В. До-бу-жин-ский. Эс-киз де-ко-ра-ции к спек-так-лю «Ни-ко-лай Став-ро-гин» по ро-ма-ну «Бе-сы» Ф. М. Дос-то-ев-ско-го. 1913. Му-зей Мо-сков-ско-го Ху-до-же-ст-вен-но-го те-ат-ра. Архив БРЭ.

М. В. До-бу-жин-ский. Ил-лю-ст-ра-ция к по-вес-ти «Бе-лые но-чи» Ф. М. Дос-то-ев-ско-го. 1923. Архив БРЭ.

Осип Браз Портрет М В Добужинского

Мстислав Валерианович Добужинский (1875 — 1957)

Родился в Новгороде в семье военного, потомка обрусевшего старинного литовского рода.

Учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также у А.Ажбе (Мюнхен) и у Ш.Холлоши (Венгрия)- в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ. Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918–1919 в Витебске, в 1924–1926 и 1929–1938 в Каунасе, в 1926–1929 в Париже, в 1938–1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.

Еще ребенком три года прожил в Кишиневе.

Дебютировал Добужинский в графике — рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами Петербурга. Один из самых ярких представителей объединения «Мира искусств».

Добужинский был выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С.П.Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром (БДТ), «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами.

Работая в книге с 1906, он создал в этой области немало шедевров- среди них – оформление Белых ночей Ф.М.Достоевского (1925) и Трех толстяков Ю.К.Олеши (1928).

С 1939 года жил в США. Добужинский скончался 20 ноября 1957 года в Нью-Йорке. Похоронен… Об этом чуть ниже.

Иллюстрация Добужинского к «Трем толстякам» из коллекции А. Васильева не раз участвовала в выставках в Кишиневе, в других городах Молдовы и за ее пределами.

Сохранился каталог одной из них.

Выставка произведений русских и украинских художников из частных собраний.

Одесское областное управление культурой

Одесский художественный музей
Живопись, графика
ОДЕССА — 1976

Добужинский Мстислав Валерианович (1875 — 1957).

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К ПОВЕСТИ Ю. ОЛЕШИ «ТРИ ТОЛСТЯКА». Б(умага)., тушь, акв(арель). 10.5х14 Собрание А. А. Васильева. Кишинев.

Каталог информирует, что работа выполнена на бумаге тушью и акварелью. Глядя на рисунок (см. выше), трудно определить присутствие акварели. Тушь есть, а акварели нет.

Увидеть рисунок в цвете поможет маленькая Наташа (будущая Наталья Алексеевна), которой ее папа в марте 1951 года дал задание скопировать произведение Добужинского.

В отличие от работы прославленного художника, работа Наташи Васильевой из ее детского альбома совсем не выцвела… Это ответ на вопрос, как лучше всего хранить графику.

Том ХIII, стр 105

Копия с рисунка Добужинского к «Трем толстякам»

Наташа скопировала даже цифру в верхнем правом углу — 22 (См. ниже — рисунок без оформления)

На этом мы предполагали закончить сообщение, но в последний момент задались вопросом: что говорит Интернет по поводу иллюстраций Добужинского к «Трем толстякам»? В процессе поиска были найдены все иллюстрации художника к повести Олеши, в том числе и наш рисунок.

Юрий Олеша

ТРИ ТОЛСТЯКА

РОМАН ДЛЯ ДЕТЕЙ

с 25 рисунками в красках

художника М. Добужинского

«ЗЕМЛЯ и ФАБРИКА»

Москва — Ленинград

Теперь становится понятной цифра 22. Это 22 по счету из 25 рисунков Добужинского к повести Олеши.

Не совсем понятны разночтение в страницах (на рисунке — 105, а рисунок в книге на 171.). Возможно, это объясняется разными изданиями «Трех толстяков». Два издания вышли одно за другим. Первое издание в 1928 году, а следующее, через 2 года в 1930 году.

Из приведенных двух фотографий рисунка Добужинского заметны различия в цветовых оттенках. Сине-фиолетовый цвет нижнего рисунка явно «сдает» перед верхним.

Название картины: Провинция 1830-ых . 1907-09


Биография Добужинского

ДОБУЖИНСКИЙ, МСТИСЛАВ ВАЛЕРИАНОВИЧ (1875-1957), русский художник. Родился в Новгороде 2 (14) августа 1875 в семье офицера. Отец Добужинского был родом из Литвы, что сказалось на последующей биографии Добужинского. Он учился в Петербурге, в рисовальной школе Общества поощрения художеств (1884-1885), а также (1899-1901) в Мюнхене у А.Ажбе и в Надбанье (Венгрия) у Ш.Холлоши; в 1901 изучал гравюру под руководством В.В.Матэ. Член «Мира искусства» с 1902. Много путешествовал по городам России и Западной Европы. Жил в Петербурге, в 1918-1919 в Витебске, в 1924-1926 и 1929-1938 в Каунасе, в 1926-1929 в Париже, в 1938-1939 в Лондоне, с 1939 преимущественно в Нью-Йорке.

Приверженец стиля модерн и символизма, обращался к историческим сюжетам и портрету - Человек в очках (портрет поэта и критика К.А.Сюннерберга (Эрберга), уголь, акварель, белила, 1905-1906, Третьяковская галерея). Был в первую очередь графиком, поэтом линии и ритма; работая в смешанной технике либо чистым рисунком тушью, Добужинский посвятил свое творчество прежде всего городскому пейзажу, теме города как такового, входящего со своим богатейшим историческим наследием в пору социальных катастроф. Типичные для его пейзажей 1900-1910-х годов глухие петербургские брандмауэры навевают чувство безысходности, которое доминирует в его карикатурах (1905) и ряде журнальных рисунков (Дьявол в виде гигантского паука; «Золотое руно», 1907); помимо «Золотого руна» он работал для «Мира искусства», «Жупела», «Аполлона», «Сатирикона» и других журналов. Его книжно-журнальному дизайну бывает, однако, присущ и юмор, и затейливое, игровое узорочье. Работая в книге (как детской, так и взрослой) с 1906, он создал в этой области немало шедевров; среди них - оформление Белых ночей Ф.М.Достоевского (1923) и Трех толстяков Ю.К.Олеши (1925).

Добужинский был и выдающимся сценографом. С 1907 он сотрудничал с Московским художественным театром, антрепризой С.П.Дягилева, ленинградским Большим драматическим театром, каунасским Литовским государственным театром, «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк) и многими другими театрами; работал также как художник кино. Его декорации и костюмы явились промежуточным звеном между модерном и авангардом. Большой след в искусстве (в особенности русском и литовском) он оставил и как замечательный педагог. Оставил книгу мемуаров (опубликована в Нью-Йорке в 1976, в Москве в 1987).

. 1902

Двор . 1903


. 1903


. 1904

. 1905

. 1905


. 1905


. 1905


. 1905


. 1906-07

. 1906

. 1906


. 1908

. 1915?


. 1910


. 1911


. 1912


Воронеж. Ворота . 1912


Поцелуй (Двое в городе) . 1918

. 1919


. 1920


Из жизни Петрограда 1920 года . 1920


. 1924


Иллюстрация к повести Достоевского «Белые ночи» . 1922

Зеленая диванная. Эскиз декорации к пьесе Тургенева «Месяц в деревне» . 1909


Сад. Эскиз декорации к балету Глазунова «Раймонда» . 1933


Грот. Эскиз декорации к опере Вагнера «Тангейзер» . 1930


Мстислав Добужинский

Мстислав Валерианович Добужинский родился 2 августа 1875 г. в Новгороде в семье офицера (впоследствии генерал-майора) и оперной певицы. Вскоре после рождения сына его родители разошлись, и воспитанием Мстислава занялся отец. Именно он, сам одаренный талантом рисовальщика, впервые заметил художественные способности в сыне и начал приучать его к творчеству оригинальным способом: просил проиллюстрировать только что прочитанную книгу. Рисование скоро стало настоящей страстью Мстислава, и еще до гимназии он посещает рисовальные классы Императорского общества поощрения художеств. Необходимую будущему художнику наблюдательность развивали постоянные переезды по месту службы отца - Кишинёв, Вильно, Тамбов, Петербург…

После окончания Виленской классической гимназии и первого курса юридического факультета Петербургского университета Мстислав дважды пытался поступить в Императорскую академию художеств, но не был принят и в 1899-м решил продолжать обучение в Мюнхене, в знаменитой художественной школе словенского живописца А. Ашбе. Именно Ашбе, полагавший, что талант каждого художника должен раскрываться индивидуально, без «подсказок» со стороны, придал Добужинскому уверенности в своих силах.

Вернувшись в 1901-м из Мюнхена в Петербург, Добужинский заинтересовался художественным объединением «Мир искусства» и вскоре стал самым молодым, но и одним из самых видных мирискусников. По собственному признанию мастера, в начале пути на него оказали большое влияние К. А. Сомов и А. Н. Бенуа, а также ведущие мастера модного тогда югендштиля. Городские пейзажи Добужинского 1900–1910-х гг. ярко передают образ Петербурга начала ХХ в. - странного, причудливого города, где архитектурная классика пушкинских времен соседствует с доходными домами в стиле модерн, проходными дворами, окраинными фабриками, обшарпанными заборами. Этот Петербург зыбок, призрачен, иногда даже пугающ. Так, на гуаши «Старый домик» (1905) трогательный деревянный особнячок зажат в кольцо несколькими бездушными каменными громадами. Одновременно создается и образ «нового горожанина» начала века - замкнутого, отгороженного от окружающего его мира. Таков «Человек в очках» (1906) - портрет критика и поэта К. А. Сюннерберга. Хрупкий немолодой интеллигент изображен на фоне унылого петербургского предместья - хаоса фабричных труб, огородов, безликих жилых многоэтажек. Скованная поза, непроницаемое лицо, «слепые» глаза за стеклами очков подчеркивают одиночество и враждебность человека бездушному, уродливому городу.

М. В. Добужинский. Художник О. Э. Браз. 1922 г.

Полнее всего талант Добужинского раскрылся в театре и книжной графике. После удачных дебютов в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской в 1909 г. его приглашает в Московский Художественный театр К. С. Станиславский - оформить постановку «Месяца в деревне» И. С. Тургенева. Безусловной вершиной Добужинского - театрального художника считаются декорации к спектаклю «Николай Ставрогин» (1913) по «Бесам» Ф. М. Достоевского. «Лучшего живописца трудно пожелать», - отзывался Станиславский о Добужинском. Книги художник начал оформлять в 1906-м («Станционный смотритель» А. С. Пушкина). Впоследствии именно Пушкин стал его любимым «героем» - Добужинский создал иллюстрации к «Барышне-крестьянке», «Графу Нулину», «Скупому рыцарю». Успешно пробовал он себя и в карикатуре, и в оформлении почтовых открыток.

В 1906–1911 гг. Добужинский преподавал в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, в 1911–14 гг. - в Новой художественной мастерской при Петербургском университете. Первая мировая война застала художника в Лондоне. Вернувшись на родину, он создал цикл фронтовых зарисовок, а с 1916-го служил в Главном управлении Красного Креста.

Февральскую революцию Добужинский, как и большинство его современников, принял восторженно, в марте 1917-го начал сотрудничать в Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов. Благожелательно он встретил и октябрьские события: активно участвовал в оформлении революционных праздников, стоял у истоков Театра трагедии, где заведовал художественной частью. В ноябре 1918 г. по заданию отдела изобразительного искусства Северо-Западного округа художник выехал в Витебск, где жил и работал около года. За это время им были основаны Витебский художественный музей и Витебское художественное училище (20 декабря 1918 г. Добужинский стал его первым директором). В ноябре 1919 г. в Петрограде Добужинский создал собственную художественную студию, параллельно преподавал в Петроградском Доме искусств и Академии художеств, писал декорации для Большого драматического театра, создал великолепный цикл литографий «Петроград в 1921 году» - своего рода летопись голодного, скованного холодом города первых лет Советской власти. К этому времени относятся и многочисленные стихотворения Добужинского (первые стихи он написал еще в 1903-м). Большим поэтом ему не суждено было стать, и единственный сборник «Тайны» так и остался неизданным.

В 1923-м Добужинский отправился в зарубежную командировку - сначала в Германию, где в Дрезденской опере он ставит оперу «Евгений Онегин» П. И. Чайковского, затем в Литву. В 1924 г. при поддержке знаменитого поэта-символиста, посла Литвы в СССР Ю. Балтрушайтиса Добужинский получил литовское гражданство. Этот выбор был связан с тем, что род Добужинских имел литовские корни - сам художник связывал происхождение своей фамилии с деревней Дабужяй, что недалеко от Укмярге. В отличие от большинства других русских эмигрантов, воспринимавших свое изгнание как «нравственную и физическую каторгу», а страну, давшую им приют, - как «неродную мать», Добужинский глубоко и искренне любил Литву, посвятил ей немало картин и стихотворений, мечтал о том, чтобы город Вильно, в 1920–1930-х входивший в состав Польши, стал литовским Вильнюсом. Художник даже вошел в состав комиссии по созданию государственного герба молодой республики.

1926–1929 годы Добужинский проводит в Париже, сотрудничая с «Летучей мышью» Никиты Балиева и преподавая в Школе декоративного искусства, а с 1929 г. работает главным художником Литовского государственного театра в Каунасе - тогдашней столице Литвы. В это время им были оформлены спектакли «Пиковая дама» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Тангейзер» Р. Вагнера, «Раймонда» А. К. Глазунова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, «Радзивилл Перкунас» Ю. Карнавичюса. Мастера часто приглашали и другие театры - брюссельские «Де ля Моннэ» и «Да Парк», амстердамский «Рикка Хоппер», Латвийская национальная опера, Чехословацкий национальный театр. В 1928-м состоялся дебют Добужинского в кино - им был оформлен французский фильм «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля».

Именно к 1920-м гг. относятся высшие достижения Добужинского - книжного графика. Это иллюстрации к «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина и «Тупейному художнику» Н. С. Лескова (1922) и «Белым ночам» Ф. М. Достоевского (1925). Замечательны также его рисунки к детским книгам - «Примусу» О. Э. Мандельштама и «Бармалею» К. И. Чуковского (1925). К художнику приходит международная слава: его работы выставляются в Амстердаме, Копенгагене, дважды - в Брюсселе и Париже, трижды - в Риге, а ставший ему родным Каунас устраивал выставки Добужинского целых шесть раз.

В 1939 г. Михаил Чехов пригласил художника в США для оформления спектакля «Одержимые» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». Вернуться в Европу не позволила начавшаяся Вторая мировая война. В январе 1940-го 64-летний мастер успешно сдал экзамены на театрального художника-декоратора и начал профессиональную карьеру в Америке. К наиболее значимым постановкам военных лет относятся посвященный «Храбрым русским солдатам Второй мировой войны» балет «Русский солдат» С. С. Прокофьева (1941) и «Бал-маскарад» Д. Верди (1942). В 1945-м Добужинский дебютировал в качестве либреттиста - им был создан балет на музыку Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Д. Шостаковича, выполнены эскизы декораций к этому балету, а также иллюстрации-фантазии к музыке Шостаковича. К сожалению, эта постановка не была осуществлена.

После войны старый художник жил попеременно в Нью-Йорке и Европе - Риме, Париже, Лондоне. Он успешно работал в миланском театре Ла Скала, неаполитанском Сан-Карло, лондонском «Рамбер Мари». В 1950-х его выставки не раз проходили в крупнейших залах Европы и Америки. А вот на родине о нем практически не вспоминали - первая выставка Добужинского в СССР состоялась только в 1963 г. в Вильнюсе. Московская публика увидела работы мастера еще позже, в 1975-м.

Но до этого момента художнику не суждено было дожить. В ноябре 1957 г. 82-летний Добужинский направился в США, чтобы обменять паспорт. Во время плавания он тяжело заболел и 20 ноября скончался в Нью-Йорке, в квартире своего младшего сына. Могила Добужинского находится на парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Из книги 100 великих музыкантов автора Самин Дмитрий

МСТИСЛАВ ЛЕОПОЛЬДОВИЧ РОСТРОПОВИЧ /1927/ 27 марта 1927 года в Баку у супругов Ростроповичей родился сын Мстислав. Его отец был преподавателем Бакинской консерватории, поэтому Леопольд Витольдович, рано заметивший музыкальные способности сына, и стал его первым учителем.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МС) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦЯ) автора БСЭ

Из книги 100 великих супружеских пар автора Мусский Игорь Анатольевич

Из книги Полная энциклопедия наших заблуждений автора

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с иллюстрациями] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Мстислав Ростропович и Галина Вишневская Величайший музыкант современности Мстислав Ростропович родился в 1927 году в Баку. Его отец, Леопольд Витольдович, преподавал в Бакинской консерватории. Стремление дать детям лучшее образование побудило семью переехать в

Из книги Полная иллюстрированная энциклопедия наших заблуждений [с прозрачными картинками] автора Мазуркевич Сергей Александрович

Из книги 100 великих русских эмигрантов автора

Мстислав Келдыш В 1998 году многие информационные агентства сообщили о следующей дате: 20 лет назад в собственном гараже, отравившись выхлопными газами, покончил жизнь самоубийством самый талантливый ученый XX века в области прикладной математики, всемирно известный

Из книги 100 великих подвигов России автора Бондаренко Вячеслав Васильевич

Мстислав Келдыш В 1998 году многие информационные агентства сообщили о следующей дате: 20 лет назад в собственном гараже, отравившись выхлопными газами, покончил жизнь самоубийством самый талантливый ученый XX века в области прикладной математики, всемирно известный

Из книги Мастера исторической живописи автора Ляхова Кристина Александровна

Мстислав Ростропович (1927–2007) Мстислав Леопольдович Ростропович родился 27 марта 1927 г. в Баку в семье известного виолончелиста, профессора Азербайджанской консерватории Леопольда Витольдовича Ростроповича и его жены Софьи Николаевны, урожденной Федотовой. Семья

Из книги Галерея российских царей автора Латыпова И. Н.

С пистолетом на пулемет: Виктор Покровский, Мстислав Плонский 18 июля 1915 г.Виктор Леонидович Покровский родился 14 сентября 1889 года в Нижегородской губернии. В 1906 г. закончил Одесский кадетский корпус, в 1909-м - Павловское военное училище. С 6 августа 1909 г. служил в 10-м

Из книги автора

Из книги автора

Мстислав Владимирович Mstislav Vladimirovich 1125-1132 Мстислав Владимирович - старший сын Мономаха - после смерти отца занял киевский престол. Его правление было недолгим, но славным.Половцы, укрощенные Мономахом, узнав о его смерти, напали на Русь, но Мстислав, получивший ратный

Мстислав Валерианович Добужинский - своеобразнейший мастер городского пейзажа, поэт Петербурга, блестящий театральный декоратор, строгий изощренный художник книги. Добужинский принадлежал к "Миру искусства". Он считал, что современность бездуховна, уродлива, отравлена торгашеством и лишь художник-творец может вернуть миру утерянную гармонию, лишь он, наследник сокровищ человеческой культуры, должен сберечь красоту, утвердить в искусстве и жизни ее законы.

Отвращение к миру корысти, к миру, лишенному поэзии, заставляло мастеров "Мира искусства" искать мотивы и сюжеты для своих произведений или в прошлом, или в мире образов, навеянных произведениями литературы, воображением. Из всех них Добужинский один наблюдал и претворял явления современности, его художнический взгляд притягивало как раз то, что принес новый век.

Петербург стал главным героем большинства его лучших произведений. Но это не был город величавых и стройных ансамблей, горделивых дворцов, прекрасных набережных, как у Бенуа, Лансере, а город глухих задворков, угрюмых окраин, подозрительных закоулков, как бы подбирающихся к прекрасно задуманному и совершенно изваянному "граду Петра", разъедающих, оскверняющих его. Лишь осколки старого Петербурга - города, соразмерного человеку, уютного, гармоничного, - фрагментами входят в картины Добужинского.

От пейзажей, изображающих конкретные уголки города, художник приходит в конце 1910-х годов к листам отвлеченно символическим: "Город- спрут", "Безмолвие", создает цикл "Городские сны".

Романтическая символика урбанистических видений Добужинского сродни поэзии его современников - Брюсова, Блока. Романтичен и изобразительный язык произведений Добужинского. Прирожденный график, он пользуется острой, иногда гротескной выразительностью линии, мастерски оттачивает деталь. В рисунках, особенно для книг, обращается к филигранному арабеску и изысканному силуэту.

Заветная страница в истории культуры для Добужинского был стиль и уклад России 30-х - 40-х годов 19-го века - России гоголевской поры.

Добужинский увлеченно работал над созданием декораций для спектаклей: "Месяц в деревне" И.Тургенева, "Николай Старыгин" по Достоевскому. Самое лиричное создание Добужинского - "Белые ночи". Духовная жизнь героев Достоевского, да и само их существование в книге Добужинского, кажется порождением призрачно-хрупкого, щемяще-неверного мерцания ночного света, претворяющего чеканную оду дневного державного Петербурга в робкую напевную поэзию чистых душ.

Первые послереволюционные годы Добужинский плодотворно работает в области книжной иллюстрации, оформляет "Свинопас" Андерсона, "Тупейный художник" Лескова, "Скупой рыцарь" Пушкина.

В 1924 году Добужинский уезжает в Литву. Затем долгие годы живет в Европе, Америке. В 1943 году пишет декорации к балету на сюжет Седьмой (Ленинградской) симфонии Шостаковича и либретто к нему. Создает акварельные листы на тот же сюжет. Герой этих листов - город на Неве, навсегда вошедший в творчество художника.

Умер Добужинский в Нью-Йорке почти восьмидесяти лет.