Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Горе от ума анализ четвертого действия прочитать. Урок Мильон терзаний.Анализ IV действия комедии А.С.Грибоедова Горе от ума.Смысл названия пьесы

Горе от ума анализ четвертого действия прочитать. Урок Мильон терзаний.Анализ IV действия комедии А.С.Грибоедова Горе от ума.Смысл названия пьесы

Урок 24 «ПОЙДУ ИСКАТЬ ПО СВЕТУ, ГДЕ ОСКОРБЛЕННОМУ ЕСТЬ ЧУВСТВУ УГОЛОК…» (анализ IV действия)

28.03.2013 16924 2759

Урок 24 «пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок…»
(анализ IV действия)

Цел и: совершенствовать навыки анализа произведения; определить черты новаторства Грибоедова в создании комедии нового типа; показать значение пьесы для русской литературы.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

ч тение крылатых выражений.

II. Работа по теме урока.

1. Слово учителя.

Действие III было кульминационным. В IV действии наступает развязка. В ходе урока подумайте: имеет ли завершение социальный конфликт?

Итак, IV действие: гости разъезжаются по домам, Фамусова бранят за скучный бал:

Ну, бал! Ну, Фамусов! Умел гостей назвать!

…И не с кем говорить, и не с кем танцевать.

Но тут появляется запоздавший гость – Репетилов. Что вы можете сказать о нем? Какие мысли «бродят» в его голове? Кем его считают окружающие? (Он болтун и пустомеля, говорит о таких вещах, в которых ничего не смыслит. В его речи сочетаются разговорный и высокий стили, что создает комический эффект.)

Гости, разъезжаясь, все еще обсуждают безумие «бедного» Чацкого. «Приговор» ему вынесен окончательный, и отмене не подлежит.

Теперь проследим за развязкой любовного конфликта.

2. Чтение по ролям 10–13-го явлений.

– Как вы думаете, может ли Софья со временем простить Молчалина и даже выйти за него замуж?

3. Комментированное чтение 14, 15-го явлений .

– Как вы считаете, имеет ли развязку конфликт общественный? (Нет, он слишком глубок, выходит за рамки произведения.)

– Кого и за что обличает в последнем монологе Чацкий?

– Справедлив ли он, бросая Софье обвинения в том, что она его «надеждой завлекла»?

– Что больше беспокоит московское общество: судьба Чацкого или мнение о происшедшем княгини Марьи Алексевны?

– Как вы думаете, есть ли победившие в споре между «веком нынешним» и «веком минувшим»?

4. Слово учителя.

Многими исследователями отмечалось, что образ Чацкого близок самому автору. Он равнодушен к чинам, карьерам, стремится к личной независимости; в нем отмечаются черты «политического вольнодумца», он критически относится к свету. Автор подчеркивает полную несовместимость взглядов, мировоззрений героя и патриархальной фамусовской Москвы. В сознании Чацкого произошло смешение двух мировоззрений – «французского» и «петербургского». За время отсутствия герой набрался «вольных мыслей», но совершенно утратил способность понимать окружающую действительность.

Долгое время критика единодушно уверяла, что Чацкий – будущий декабрист (если не явный, то, по крайней мере, по убеждениям). Но разве Чацкий похож на декабриста? Да, его «вольные размышления» в чем-то совпадают с идеями декабристов. Но так чувствовали многие образованные люди того времени. К тому же, разве можно назвать Чацкого героем, борцом? Ведь его приезд в Москву вовсе не имел цели обличать кого-то или пропагандировать свои взгляды. Так получилось невольно. Появление Чацкого ничего не изменило, наоборот, навредило лишь ему самому.

Итак, Чацкий не герой, да, кажется, вовсе и не стремится им стать. Он страдает от своего одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он – человек активный, деятельный по натуре, преисполненный романтических чувств и порывов.

Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берет верх: оно не имеет будущего.

– Какова, на ваш взгляд, дальнейшая судьба Чацкого?

III. и тог урока. Подведение итогов изучения комедии.

1. Слово учителя.

Вот мы и закончили изучение комедии Грибоедова «Горе от ума». Несмотря на традиционные классицистические черты, о которых мы говорили ранее, комедия эта – первое реалистическое произведение русской литературы. Прежде всего, для реализма характерно изображение общественно-политических конфликтов. Пьесу отличает историзм в изображении действительности. Характеры героев раскрыты глубоко и многосторонне, индивидуализированы с помощью речевых портретов. В пьесе нет развязки общественного конфликта – это свидетельство новаторства Грибоедова в создании социально-политической комедии нового типа.

Комедия написана в стихотворной форме прекрасным русским народным языком. Еще в 1825 г. Пушкин предрекал, говоря о комедии: «О стихах я не говорю: половина – должны войти в пословицу…» И он оказался совершенно прав. Вы уже зачитывали афоризмы, выписанные дома.

– Попытайтесь определить размер стиха комедии. (Вольный ямб.)

2. Выступление учащегося «Сценическая история «Горя от ума».

«Комедии пишутся лишь для того, чтобы их играли». Это высказывание Ж.-Б. Мольера вполне справедливо. Специфика драматических произведений состоит именно в их предназначении для исполнения на сцене, в действии. Поэтому прежде чем поставить окончательную точку, интересно будет проследить сценическую историю комедии «Горе от ума».

Пока ученик делает сообщение, учитель обращает внимание учащихся на фотографии знаменитых артистов: Качалова, Миронова, Юрского – в роли Чацкого.

Домашнее задание:

1) подготовиться к зачету по произведению (знание текста);

2) сбор материала к сочинению:

 «Век нынешний и век минувший»;

 «А судьи кто?»;

 Чацкий и Молчалин;

 Образ Софьи Фамусовой.

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Комедия «Горе от ума» создавалась в 1816-1824 гг. - в период, когда в России возникали и действовали первые тайные общества. Комедия является как бы художественной летописью и историей декабризма. Основной конфликт комедии - столкновение лагеря молодой России, представленного Чацким, и лагеря крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным и другими. Это не выдумка автора, а отражение той общественной борьбы, которая была характерна для русской жизни начала XIX века. Против чего же восстает Чацкий, о котором А. Герцен сказал, что это декабрист, шедший прямой дорогой на каторгу? Крепостное право

Вот что сковывало творческие силы «умного, бодрого русского народа», препятствовало экономическому и культурному развитию России.

Именно Репетилов в парадных сенях дома Фамусова разоткровенничался перед Чацким. Сперва он сознался, что при Чацком чувствует себя жалким и смешным, а потом поведал, что он теперь сильно изменился, участвует в тайных собраниях в английском клубе с умнейшими людьми.

Все объяснять ему недосуг, но нельзя не упомянуть, что в собраниях участвует князь Григорий, другой - Воркулов Евдоким, прекрасный певец, но гением Репетилов считает Удушьева Ипполита Маркелыча, который пишет книги: «отрывок, взгляд, и нечто - обо всем». Сам Репетилов может написать каламбур. Так они вчетвером, глядь, водевильчик слепят. «Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот чем я людям мил, совру - простят...»

В «Горе от ума» типична сама общественно-историческая ситуация, поскольку она верно и глубоко отражает конфликт, вполне характерный для данной эпохи. Именно поэтому типичны и все человеческие образы, созданные Грибоедовым.

Пусть во времена Грибоедова, накануне восстания декабристов, фамусовщина еще казалась прочной основой общественного быта в самодержавно-крепостническом государстве, пусть Фамусовы, Скалозубы, Молчалины, Загорецкие и иже с ними еще занимали тогда господствующее положение, но как социальная сила фамусовщина уже загнивала и была обречена на умирание. Чацких было еще очень мало, но они воплощали в себе ту свежую, юную силу, которой было суждено развиваться и которая поэтому была неодолима.

Поняв закономерность исторического развития и выразив свое понимание в художественных образах «Горя от ума», Грибоедов и отразил объективную правду жизни, создал типический образ «нового человека» - общественного протестанта и борца - в типических обстоятельствах его исторического времени.

Столь же типичны и исторически характерны представители другого общественного лагеря, действующие в комедии Грибоедова. Фамусов, Молчалин, Хлестова, Репетилов, Скалозуб, Загорецкий, княгиня Тугоуховская, графиня Хрюмина и все прочие персонажи старобарской Москвы, каждый по-своему, в своем индивидуальном художественном воплощении, с замечательной полнотой и заостренностью выражают существо той социальной силы, которая стояла на страже охранения старых, реакционных порядков феодально-крепостнического мира.

Смело, по-новаторски решив в «Горе от ума» проблему типичности, Грибоедов тем самым с полной ясностью, не допускающей никаких кривотолков, сказал своим произведением, во имя чего, во имя каких идеалов он разоблачил фамусовщи-ну. Проникнув творческой мыслью в суть основных социальных и идеологических противоречий своего времени, показав, что Чацкий представлял в своем лице растущую и развивающуюся силу русского общества, щедро наделив его характер героическими чертами, Грибоедов тем самым решил и политическую проблему. В этом в первую очередь и сказалась общественно-политическая позиция Грибоедова, в этом и проявилась с наибольшей убедительностью идейная направленность его творчества.

Урок по литературе для 9 класса

Учитель Матвеева О.В. г. Курск, МБОУ «СОШ с УИОП №52»

Тема: «Чтение и анализ четвертого действия комедии А.С Грибоедова «Горе от ума».

Цели урока

    Образовательные.

Продолжить знакомство с комедией А.С. Грибоедова.

    Развивающие.

Показать нравственный облик и жизненные идеалы фамусовского общества, противопоставив им свободолюбие и независимость Чацкого.

    Воспитательные.

Воспитывать интерес к изучению классической литературы.

Судьба, проказница-шалунья,

Определила так сама:

Всем глупым - счастье от безумия,

Всем умным - горе от ума.

А.С. Грибоедов.

Ход урока. Оборудование:

технические средства, иллюстрации, портрет Грибоедова

    Звучит вальс Грибоедова.

    Слово учителя. (На этом уроке заканчивается знакомство с содержанием комедии, выясняется, что в «Горе от ума» Грибоедов дал широчайшую картину русской жизни первой четверти 19 века, воспроизвел с необыкновенным мастерством общественную борьбу, которая развернулась во всей России, а не только в Москве, между двумя лагерями: передовыми людьми, сторонниками идей декабристов, и крепостниками, оплотом всего старого костного).

    Проверка домашнего задания. Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова.

    Словарная работа. Записать крылатые слова и выражения. Что обозначают слова: фарс, каламбур, водевиль.

    Слово учителя. Предлагаю вам ряд вопросов, которые помогут сделать выводы: горе умного человека, причина трагедии Чацкого заключается в том, что в обществе фамусовых, скалозубов, молчалиных гибнут все лучшие человеческие качества (передовые взгляды, ум, благородные стремления, любовь, порядочность и т.д).

    В чем заключаются интересы гостей Фамусова?

    Кто первый распустил слух о сумасшествии Чацкого?

    Как к этому отнеслись гости Фамусова? Почему?

    Как это их характеризует?

    Что вносит нового сцена разъезда в характеристику уже знакомых нам персонажей?

    Чем дополняет образы комедии Репетилов? (6 явл. из 14)

    Какую роль играет последний монолог Чацкого в идейном содержании комедии?

(Выводы после беседы делают учащиеся, используя строки комедии).

Слово учителя.

(Молчалин не вступает в борьбу, но появляется после окончания схватки, чтобы присоединиться к победителям. Для молодежи 1860 годов МОЛЧАЛИН был самой бранной кличкой. Молчалины господствуют на свете!)

    Инсценировка, где особенно сильно звучит саморазоблачение Молчалина. (Д 4, явл.12)

Слово учителя.

В этом – весь Молчалин, его мораль, принципы, которым он следует.

Его тон и поведение меняются (явл. 11), когда он видит, что Софья все знает о его подлости: унижается, извивается, как червь, ползает у ее ног.

Вывод учащиеся записывают в тетради.

«Умеренность и аккуратность» - это тонко и четко, точно выверенная стратегия и тактика поведения в жизни. Это продуманная соразмерность поступков и слов, чувств и намерений. Почести и знатность – вот к чему стремится Молчалин.

    Дополнения к характеру Фамусова (готовят учащиеся).

    Кто такой Репетилов?

Чтение явл. 17 (Приведенный текст – не столько попытка завербовать сторонника, сколько гневное осуждение сообщника, пытающегося уклониться от единомыслия. «Да кК вы! Можно ль против всех!)

Вывод записывать в тетради.

Комедия заканчивается монологом Чацкого, который подводит итог непримиримому разрыву Чацкого с фамусовской Москвой, выносит последний приговор обществу дворян – крепостников.

    Прослушивание монолога Чацкого.

Не образумлюсь, виноват, и слушаю, не понимаю…

Вывод дети записывают самостоятельно.

    Звучит вальс Грибоедова.

    Домашнее задание. А.С. Гончаров «Мильён терзаний». Составить тезисный план статьи.

В комедии «Горе от ума» широко отразилась эпоха того времени: автор рисует картину жизни и нравов дворянского общества и его мировоззрение, показывает передового человека с его идеалами, причем вся эта картина имеет тот «московский отпечаток», о котором говорили современники Грибоедова и который с точностью передавал дух барской Москвы 10-х-20-х годов XIX столетия.

В пьесе мы находим отклики на разные злободневные вопросы того времени: тут и споры о камерах, присяжных, о Байроне, разговоры о ланкастерском «взаимном обучении», о Педагогическом институте и его профессорах, о карбонариях, якобинцах и франкмасонах, об Английском клубе, об Ученом комитете, об опеке над имениями помещиков, о поселении крепостных крестьян за провинности в Сибирь и т. д. Все это создает колорит эпохи и роднит «Горе от ума» с «Евгением Онегиным», с той разницей, что в романе Пушкина эпоха, быт и нравы часто отображаются в лирических отступлениях, где автор рассуждает сам, тогда как Грибоедов,в силу особенностей драматического произведения, знакомит с эпохой только через речь действующих лиц, используя эти сведения и для характеристики персонажей, так как важно и то, как герой говорит о том или другом вопросе, какое у него по поводу этого мнение. Так, например, уже первый разговор Чацкого с Софьей знакомит читателя с обществом дворян-москвичей и с его интересами и бытом (в оценке Чацкого). Драматический конфликт — противоречие героя со средой — определяет и построение произведения, его композицию. Но не только один общественный конфликт лежит в основе «Горя от ума». Ту быстроту и живость действия, о которой говорил сам автор, придает комедии и другой, любовный конфликт. Огромное мастерство Грибоедова как драматурга сказал ось в том, как блестяще показал он взаимопроникновение двух драм Чацкого — общественной и личной. Горе от любви и горе от ума, переплетаясь, вместе растут и углубляются, приводя все действие к развязке.

Так, в 1 действии, в основном, намечается любовная линия сюжета: Софья любит Молчалина (об этом сразу же узнает читатель, но не знают ни Фамусов, ни Чацкий). Из разговора между нею и Лизой мы узнаем о влюбленном в Софью Чацком, — и он тут же является сам, оживленный, говорливый, шутит с Софьей, говорит о ее холодности, еще не веря в нее, вспоминает московских знакомых. Фамусов в недоумении: он застал у Софьи Молчалина, позднее — Чацкого.

Лиза — деятельная участница всех сцен, где развивается любовная интрига; в 1 действии она и хитрит, выгораживая барышню, и посмеивается над ней, и уклоняется от барского ухаживания Фамусова, и вспоминает о Чацком. Последние слова Фамусова, которыми заканчивается 1 действие,- это не просто реплика под занавес, как считали некоторые критики, — это вместе с тем итог действия: Софья — и около нее двое: Молчалин и Чацкий. Фамусов в недоумении — который же из двух, — причем оба, по его мнению, не годился в женихи. В IV действии, в трагический момент кульминации действия, комизм положения Фамусова заключается как раз в том, что он твердо решил для себя этот вопрос («который же из двух?») в пользу Чацкого и совершенно уверен в своей правоте («Хоть подеретесь — не поверю»).

Итак, в 1 действии общественный конфликт только лишь намечен тонкими линиями шутливых, хотя и едких замечаний Чацкого в адрес московского общества; центр тяжести — в любовной интриге. Но вот во 2-ом действии, с 1-го по 6-е явление, уже явственно звучат общественные мотивы. Однако заметим, что спор Чацкого с Фамусовым, превратившийся в настоящий поединок «века нынешнего» с «веком минувшим», начался из-за Софьи: Чацкий спрашивает о ее здоровье — Фамусов раздражается, так как Чацкий, по его мнению, не может быть подходящим женихом для Софьи. С большим мастерством переводит Грибоедов разговор на общественные вопросы: на слова Чацкого: «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?» — Фамусов отвечает предложением «не блажить», не управлять оплошно имением, а главное — идти на службу, на что Чацкий возражает: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Чацкий раздражен, он уже получил, хоть и неформальный, так как и сам не делает формального предложения, но все же отказ от отца любимой девушки. Он возмущен требованиями Фамусова, он и ради любви не способен поступиться убеждениями.

Мотив гражданского долга службы широко развертывается дальше в двух монологах: Фамусова и Чацкого, которые высказывают резко противоположные мнения. Фамусов — поклонник старых порядков службы, получения мест и чинов, Чацкий — выразитель взгляда на службу как на выполнение гражданского долга человека. То, как Фамусов реагирует на мнение Чацкого («Ахl боже мои! он карбонари!» и т. д.), все резче и резче определяет значимость общественного конфликта. Но и любовную драму Чацкого Грибоедов не забывает. Она сопутствует общественной драме и пронизывает ее. Оба конфликта взаимно углубляют друг друга. В явлении 3-м Фамусов намекает Чацкому на Скалозуба как на возможного жениха для Софьи, а в явлении 4-м Чацкий, разгоряченный спором с Фамусовым, проявляет смятение, внесенное в его душу этими намеками. Резкость общественного конфликта ясно определяется в двух знаменитых монологах (Фамусова и Чацкого): «Вкус, батюшка, отменная манера» и «А судьи кто?» Так, все усложняясь и углубляясь, растет общественный конфликт, и в тот момент, когда он доходит до большого напряжения, Грибоедов быстрой и совершенно неожиданной сценой обморока Софьи переключает внимание читателя на личные взаимоотношения героев. С 7 -го по 14-е явление развивается любовная интрига, осложняющаяся вероломством Молчалина. К подозрениям Чацкого о Скалозубе прибавляются подозрения о Молчалине. Лиза из наперсницы становится активным участником в развитии любовной истории. Ее знаменитыми словами:
Она к нему, а он ко мне,
А я … одна лишь я любви до смерти трушу, —
А как не полюбить буфетчика Петрушу! —
подытоживается новое в любовной интриге во II-м действии (в 1 действии Чацкий — к Софье, Софья — к Молчалину, а во 11 действии Чацкий — к Софье, Софья — к Молчалину, Молчалин — к Лизе, Лиза — к Петруше).

Итак, во 2-ом действии совершенно четко обозначается все возрастающий общественный конфликт и усложняется, вместе с тем, любовная интрига. Если в начале 2-го действия звучат общественные мотивы, осложненные личными переживаниями, а к концу действия происходит быстрое развитие любовной интриги, то 3-е действие, наоборот, начинается, как бы продолжая 2-е действие, с развития преимущественно любовных мотивов, осложненных общественными. Таковы явления 1-е и 2-е, где Чацкий старается выспросить Софью о Скалозубе и Молчалине, тут же высказываясь и по общественным вопросам (монолог Чацкого «Оставимте мы эти пренья»).

Явление 3-е — образец диалога в стихах. В нем в полной мере слиты и личные, и общественные мотивы пьесы. Диалог дает богатый материал для характеристики Молчалина (мнения Чацкого для нас уже не новы, но поражают его блестящие афоризмы) и заканчивается естественным для Чацкого выводом:
С такими чувствами, с такой душою
Любим … Обманщица смеялась надо мною!
Далее, с 4-го явления, следует картина бала у Фамусова. Грибоедов показывает многочисленность и силу противоположного Чацкому лагеря; нарастает неизбежность открытого разрыва, и, вместе с тем, на фоне борьбы двух лагерей, неразрывно с ней связанная, развивается сердечная драма Чацкого. В явлении 13-м Чацкий рассердил Софью уже по-настоящему тем, что стал с насмешкой говорить о Молчалине (психологически это вполне оправдано: ведь Чацкий уверен, что Софья не может любить Молчалина). От раздраженной Софьи впервые слышится о Чацком: «Он не в своем
уме». Далее следуют явления, в которых с исключительной быстротой и легкостью разрастается сплетня о сумасшествии Чацкого. Быстро сменяющиеся сцены показывают, как сплетня находит себе благодарнейшую почву, как обрастает новыми и новыми, все более невероятными и нелепыми подробностями. Итогом, до которого доходит сплетня, являются слова 3агорецкого: «Нет-с, бочками сороковыми!» В 22-м (последнем) явлении всему обществу противопоставлен Чацкий с его «мильоном терзаний», вылившимся в гневном монологе: «В той комнате незначащая встреча … » Глубина разрыва между Чацким и окружающими его людьми ясна, а к той положительной программе Чацкого, которая изложена им ранее, добавлены последние и очень существенные черты: требование уважения к русскому народу, к национальной культуре, к родному языку. Завершением раскрытия идейных позиций Чацкого и резким столкновением его с обществом и заканчивается 3-е действие.

Горько сетует наедине с самим собой: он ожидал найти в Москве радость от встречи со знакомыми и живое участие от них, однако не обнаружил ни того, ни другого. (См. полный текст «Горя от ума» .)

Лакей Чацкого долго не может найти кучера. На Чацкого тем временем натыкается приехавший с опозданием суетливый Репетилов. Начинает торопливо рассказывать: порвал со своей прежней разгульной жизнью – и сошёлся с умнейшими людьми. В Английском клубе они образовали «секретнейший союз» с тайными собраниями по четвергам. На них ведутся разговоры о «камерах», о присяжных, «О Бейроне , ну о матерьях важных». Предлагает свести и Чацкого со своими друзьями («Что зá люди, mon cher! Сок умной молодёжи!»). Чацкий: «Да из чего беснуетесь вы столько?» – «Шумим, братéц, шумим». – «Шумите вы? и только?»

Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

Репетилов начинает описывать членов «секретнейшего союза»: князь Григорий, чудак, нас морит со смеху, век с англичанами, вся áнглийская складка, и так же он сквозь зубы говорит; Евдоким Воркулов – исполнитель любовных итальянских арий; братья Левон и Боринька, о которых и «не знаешь, что сказать»; «но если гения прикажете назвать: Удушьев Ипполит Маркелыч!!» [намёк на Чаадаева ]. Советует Чацкому прочесть его сочинения, хотя Удушьев, впрочем, почти ничего не пишет, в журналах можно сыскать лишь его отрывок , взгляд и нечто , «но голова у нас, какой в России нету», хотя «крепко нá руку нечист; да умный человек не может быть не плýтом». Однако Удушьев любит говорить о «высокой нечисти» с горящим лицом, да так, что все вокруг рыдают. На собраниях члены репетиловского «союза» сочиняют водевили, кладут их на музыку – и сами же хлопают, когда их дают в театрах.