Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Что такое основные образы. Образы в литературе что такое образ

Что такое основные образы. Образы в литературе что такое образ

Художественное обобщение; явления, типы, характеры в живописи, литературе, музыке, на сцене и т. п. Абстрактный, аллегорический, архаичный, бесцветный, бледный, великий, верный, впечатляющий, выдуманный, выпуклый, выразительный, глубокий, гротескный... Словарь эпитетов русского языка

  • ОБРАЗ - ОБРАЗ,1) в психологии - субъективная картина мира, включающая самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временную последовательность событий. 2) Образ художественный - категория эстетики, средство и форма освоения жизни искусством; способ бытия художественного произведения. Большой энциклопедический словарь
  • образ - ’ОБРАЗ, образа, мн. образы, ·муж. 1. Облик, вид, подобие (·книж.). «Захар не тарался изменить не только данного ему богом образа, но и своего костюма.» Гончаров. «Напьется он там до звериного образа, - что хорошего?» А.Островский. Толковый словарь Ушакова
  • образ - о́браз укр. о́браз, блр. во́браз, др.-русск., ст.-слав. образъ εἰκών, τύπος, μορφή (Супр.), болг. о́браз "лицо, щека", сербохорв. образ – то же, словен. obràz, род. п. -áza, чеш., слвц., польск. оbrаz "изображение, картина; образ; икона", в.-луж. Этимологический словарь Макса Фасмера
  • образ - орф. образ1, -а, мн. -ы, -ов (то, что представляется, отображается) образ2, -а, мн. -а, -ов (икона) Орфографический словарь Лопатина
  • ОБРАЗ - ОБРАЗ - англ. picture /image; нем. Muster. 1. Мысленный или вещественный конструкт, представляющий к.-л. объект. 2. Целостное, но неполное представление к.-л. объекта или класса объектов. Социологический словарь
  • образ - образ I м. 1. Внешний вид, облик, наружность, внешность. 2. Живое, наглядное представление о ком-либо или о чём-либо. || То, что видится, грезится, кажется в воображении. || Копия, слепок, отпечаток в сознании явлений объективной действительности. Толковый словарь Ефремовой
  • образ - ОБРАЗ 1. ОБРАЗ, -а; мн. образы; м. 1. Внешний вид, облик; наружность, внешность. Бог сотворил человека по своему образу и подобию. Мне часто вспоминается её нежный о. О. молодого Чехова запечатлён на фотографиях. Толковый словарь Кузнецова
  • ОБРАЗ - (англ. image) - чувственная форма психического явления, имеющая в идеальном плане пространственную организацию и временную динамику. Будучи всегда чувственным по своей форме, О. по своему содержанию м. б. как чувственным (О. восприятия... Большой психологический словарь
  • образ - 1) -а, м. 1. Внешний вид, облик. Принять чей-л. образ. □ В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше, дьявол в человеческом образе. Гоголь, Вечер накануне Ивана Купала. Малый академический словарь
  • Образ - ☼ явление, возникающее как рез-т запечатления одного объекта в другом, выступающем в качестве воспринимающей формации - духовной или физической; О. есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно доступную форму. Словарь по культурологии
  • Образ - В философии, результат и идеальная форма отражения объекта в сознании человека, возникающая в условиях общественно-исторической практики, на основе и в форме знаковых систем. Большая советская энциклопедия
  • содержимое:

    Художественным образом можно назвать любое явление, которые было творчески воссоздано автором в предмете искусства. Если мы подразумеваем литературный образ, то это явление отображено в художественном произведении. Особенностью образности является то, что она не просто отражает реальность, но и обобщает ее, одновременно раскрывая в чем-то единичном и определенным.

    Художественный образ не только осмысливает действительность, но и создает иной мир, вымышленный и преобразованный. Художественный вымысел в данном случае необходим для усиления обобщенного значения образа. Нельзя говорить об образе в литературе, только как об изображении человека.

    Яркими примерами здесь послужат образ Андрея Болконского, Раскольникова, Татьяны Лариной и Евгения Онегина. В данном случае, художественный образ представляет собойединичную картину человеческой жизни, центром которой является личность человека, а главными элементами — все события и обстоятельства его существования. Когда герой вступает в отношения с другими героями, возникает многообразие образов.

    Природа художественного образа, независимо от его назначения и сферы применения, многогранна и уникальная. Образом можно назвать целый внутренний мир, полный множества процессов и граней, который попал в фокус познания. Это основа любого вида творчества, основа любого познания и воображения.

    Природа образа действительно обширна — он может быть рациональным и чувственным, может основываться на личных переживаниях человека, на его воображении, а может быть и... фактографичным. И главное назначение образа — это отражение жизни. Какой бы она не представлялась человеку, и какой бы она не была, человек всегда воспринимает ее наполнение через систему образов.

    Это главная составляющая любого творческого процесса, потому что автор одновременно отвечает на многие вопросы бытия и создает новые, более высокие и важные для него. Поэтому об образе и говорят, как об отражении жизни, потому что он включается в себя характерное и типичное, общее и индивидуальное, объективное и субъективное.

    Художественный образ является той почвой, из которой взрастает любой вид искусства, в том числе и литература. При этом он остается сложным и порой непостижимым феноменом, ведь и художественный образ в литературном произведении может быть неоконченным, представленным читателю лишь как набросок — и одновременно исполнять его назначение и оставаться целостным, как отражение определенного явления.

    Связь художественного образа с развитием литературного процесса

    Литература, как культурное явление, существует уже на протяжении очень долгого времени. И совершенно очевидно, что главные ее составляющие до сих пор не поменялись. Это и относится к художественному образу.

    Но меняется сама жизнь, литература постоянно трансформируется и преобразовывается, как и ее сквозные образы. Ведь художественный образ несет в себе отражение реальности, и система образов для литературного процесса постоянно меняется.

    Знаменитая онегинская строфа представляет собой четырнадцатистишие, напоминающее английский сонет. Она пишется четырехстопным ямбом с расположением рифм ababccddeffegg. Онегинскую строфу можно условно разделить на три катрена и одно двустишие. Обычно в первом катрене дается тема строфы, во втором она развивается, а в третьем доходит до кульминации. Последнее двустишие строфы подводит итог теме иногда в афористичной форме:
    Дай оглянусь. Простите ж, сени,

    Где дни мои текли в глуши,

    Исполнены страстей и лени

    И снов задумчивой души.

    А ты, младое вдохновенье,

    Волнуй мое воображенье,

    Дремоту сердца оживляй,

    В мой угол чаще прилетай,

    Не дай остыть душе поэта,

    Ожесточиться, очерстветь

    И наконец окаменеть

    В мертвящем упоенье света,

    В сем омуте, где с вами я

    Купаюсь, милые друзья!

    Сложное строение строфы, ее особая целостность, смысловая емкость позволяют автору развивать многоплановый сюжет, легко переключаться с одной темы на другую, делать лирические отступления.

    11. Основные образы

    Образ — это любое явление, творчески воссозданное в произведении. Образ создается при активном участии воображения автора и читателя. Он обобщает действи-тельность, раскрывая в единичном закономерное, веч-ное, концентрирует существенные для автора стороны жизни. При этом образ нагляден, он стремится сохра-нить чувственную целостность и неповторимость вос-созданного явления. Образ способен объяснять не-известное известным или известное неизвестным, он может как облегчать, так и затруднять восприятие предмета, преображать вещь, превращать ее в нечто иное: сложное в простое, простое в сложное. Образ мо-жет выходить за рамки одного произведения:

    — образы-мотивы повторяются в нескольких про-изведениях одного или нескольких авторов (на-пример, образ метели);

    — образ-топос представляет «общее место», харак-терное для целой культуры данного периода или данной нации (например, образ дороги, мира как театра);

    — образы-архетипы являются наиболее устойчи-выми схемами или формулами человеческого воображения (таковы Дон-Жуан и Гамлет).

    Образ достраивается в сознании читателя через дета-ли и подробности, описывающие явление. Надо уметь выделить слова, которые прямо указывают на образ (море, ночь, лес), и слова, которые этот образ довоссоз-дают в читательском воображении (шелестит, изум-рудный, нежный). В стихотворении, как правило, можно выделить несколько образов. Они всегда взаи-мосвязаны. При анализе стихотворения часто бывает важно выделить ключевой образ и образ-символ.

    Поэт-мыслитель Ф. И. Тютчев, стремясь запечат-леть свое раздумье о величии и одновременно ничтожестве человека, обращается к образу птицы, рисует ее свободный полет:

    С поляны коршун поднялся,

    Высоко к небу он взвился;

    Все выше, дале вьется он

    И вот ушел за небосклон.

    Поэт не спешит отвести взор от коршуна, он любу-ется его стремительным полетом. Зарисовка стано-вится зримой благодаря контрастно обозначенному пространству: «поляна» — «небо» и «небосклон», точным словам, смысловой вектор которых направ-лен вверх («высоко», «все выше», «дале»), нагнета-нию глаголов действия: «поднялся», «взвился», «вьется», «ушел».

    Заключительный катрен стихотворения Тютчева — это осмысление темы человека, который, обладая стремлением к горнему, обречен влачить свою жизнь в суетном и скорбном мире:

    Природа-мать ему дала

    Два мощных, два живых крыла —

    А я здесь в поте и в пыли,

    Я, царь земли, прирос к земли!..

    Поэтическая образность создается за счет разной соотнесенности образов. Так, соотнесены по ассоци-ации небо, небосклон два мощных, два живых крыла; пот пыль. Возможно и контрастное взаи-модействие образов: небо, небосклон, крылья поляна, земля; я коршун. По сходству соотнесены образы поляна земля; по смежности — пыль земля. Образы могут соотноситься по умозаключению: я царь земли.

    При анализе образного строя стихотворения следу-ет обращать внимание на следующие аспекты:

    — образы, связанные с цветовой палитрой:

    Фиолетовые руки

    На эмалевой стене

    Полусонно чертят звуки

    В звонко-звучной тишине.

    (В. Я. Брюсов)

    — освещение, воссозданное художественными сред-
    ствами:

    А внизу подо мною уж ночь наступила,

    ночь наступила для уснувшей Земли,

    Для меня же блистало дневное светило,

    Огневое светило догорало вдали.

    (К. Д. Бальмонт)

    — звуковые образы:

    Нежно под трепетом ангельских крыл

    Звонят кресты безымянных могил.

    (С. А. Есенин)

    — зрительные впечатления:

    Пригорок Пушкино горбил

    Акуловой горою, а низ горы —

    деревней был, кривился крыш

    корою.

    (В. В. Маяковский)

    — передача запахов средствами художественного
    слова:

    Свеж и душист твой роскошный венок,

    Всех в нем цветов благовония слышны,

    Кудри твои так обильны и пышны,

    Свеж и душист твой роскошный венок.

    (А. А. Фет)

    — воспроизведение ощущений:

    В небесах торжественно и чудно!

    Спит земля в сиянье голубом...

    Что же мне так больно и так трудно?

    Жду ль чего? жалею ли о чем?

    (М. Ю. Лермонтов)

    — образные ассоциации:

    Где, как обугленные груши,

    С деревьев тысячи грачей

    Сорвутся в лужи и обрушат

    Сухую грусть на дно очей.

    (Б. Л. Пастернак)

    12. Лексика

    Анализ лексики стихотворения поможет проник-нуть в своеобразие поэтического языка конкретного текста и раскрыть особенности поэтической манеры художника.

    Следует помнить, что слово в стихотворении всегда приобретает дополнительный смысл, особую эмоцио-нальную окраску. Классифицируя в самом общем ви-де лексику стихотворения, можно выделить несколь-ко групп:

    Высокая лексика связана с архаизмами, устарев-шими словами, словосочетаниями, грамматическими формами и синтаксическими конструкциями, кото-рые употребляются для усиления художественной выразительности, придания речи торжественности или ироничности.

    Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

    Исполнись волею моей,

    И, обходя моря и земли,

    Глаголом жги сердца людей.

    (А. С. Пушкин)

    Поэтизмы — это подчеркнуто красивые поэтиче-ские слова и обороты.

    Любовь земли и прелесть года,

    Весна благоухает нам!..

    Творенью пир дает природа,

    Свиданья пир дает сынам!..

    (Ф. И. Тютчев)

    Прозаизмы — слова или выражения, которые вос-принимаются как чужеродные в поэтическом произ-ведении, хотя их присутствие в тексте внутренне мо-тивировано.

    Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

    где-то

    недокушанных, надоеденных щей;

    вот вы,

    женщина, на вас белила густо,

    вы смотрите

    устрицей из раковин вещей.

    (В. В. Маяковский)

    13. Изобразительные средства иносказания

    Тропы и стилистические фигуры помогают доби-ваться особого эффекта выразительности. В отличие от стилистических фигур тропы строятся на преобра-зовании единиц языка, однако в ряде случаев это раз-деление художественных средств условно.

    Метафора — это вид тропа, скрытое сравнение, в котором слова «как», «будто», «словно» опущены, но подразумеваются. Метафора рассчитана на не буквальное восприятие, поскольку имеет иноска-зательный смысл: переносит свойства одного пред-мета на другой. Таким образом предмет или явление получают чужое имя на основании сходства, ассоци-ации: «живая колесница мирозданья» (Ф. И. Тют-чев), «на ланитах так утро горит» (А. А. Фет), «трам-вай с разбега / Взметнул зрачки» (В. В. Маяков-ский).

    Существуют две основные разновидности метафор: овеществление и олицетворение. В первом случае происходит перенос черт неодушевленного предмета на человека, как это делает А. А. Фет в поэтической строчке «Усилить бой бестрепетных сердец». Во вто-ром случае человеческие черты (или черты другого живого существа) приписываются неодушевленным предметам или явлениям. Так, Ф. И. Тютчев, созда-вая пейзажную зарисовку, преображает, одушевляет мир, говоря о «томном, легком шелесте» листьев. При характеристике метафоры стоит учитывать, что метафора может быть глагольной («дышит полдень»), вещественной («ярким солнцем в лесу пламенеет кос-тер»), в тексте может присутствовать метафориче-ский эпитет («грустно-сиротеющая земля»). Метафо-ры могут быть в разной степени развернуты. Это мо-жет быть образ, равный одному слову или распространенный на несколько фраз и даже на все произведение («Фонтан» Ф. И. Тютчева). В лирике В. В. Маяковского встречаются реализованные мета-форы: «Вот так я сделался собакой».

    Характеризуя метафору, необходимо отметить сте-пень ее оригинальности. Различаются бытовые мета-форы, которые не придают речи выразительности, так как они стали общеупотребительными, привыч-ными («часы идут», «дождь барабанит») и индивиду-ально-авторские, яркие, самобытные. Великолепная авторская метафора завершает поэму В. В. Маяков-ского «Облако в штанах»: «Вселенная спит, / поло-жив на лапу / с клещами звезд огромное ухо».

    Другим распространенным видом тропа является эпитет — образное определение предмета, явления. Например, К. Н. Батюшков с помощью эпитета со-здает необычайно выразительный образ: «Развалины на прахе строит минутный человек...» Чаще эпитет выражен прилагательным («И вы не смоете всей ва-шей черной кровью / Поэта праведную кровь!..» М. Ю. Лермонтов) или наречием («Я ласково влагаю в стих, что все на свете повторимо...» С. А. Есенин). Че-рез эпитет проявляется авторское отношение к изо-бражаемому, указывается на одно из свойств предме-та. Так, А. А. Фет определяет берег словом «цвету-щий», а Ф.И.Тютчев словом «сонный» (сравните с возможными логическими определениями этого же слова, которые не являются эпитетами, оставаясь ло-гическими определениями: берег крутой, зеленый, высокий).

    При характеристике эпитетов следует помнить о су-ществовании постоянных эпитетов, распространенных в фольклоре. Для них характерна простота и неизмен-ность: трава зеленая, небо синее, добрый конь. В отли-чие от постоянного эпитета в индивидуально-автор-ском проявляется отношение поэта к изображаемому. Так, сон может быть определен как сладкий, крепкий, тревожный, а может, как у Ф. И. Тютчева, быть назван «железным сном». Различаются также эпитеты цвето-вые — «алый свет зари» (С. А. Есенин), «багряные листья» (Ф. И. Тютчев), оценочные — «кроткая улыб-ка увяданья» (Ф. И. Тютчев); метафорические — «ра-неное солнце» (В. В. Маяковский).

    К изобразительно-выразительным средствам отно-сятся и другие тропы.

    Сравнение — изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. При этом, как правило, используются сравнитель-ные конструкции со словами «как», «будто», «слов-но» и др.: «как море шумное, волнуется все войско...» (К. Н. Батюшков); «точно пьяных гигантов столпив-шийся хор, / Раскрасневшись, шатается ельник» (А. А. Фет); «луна, как желтый медведь, / в мокрой траве ворочается» (С. А. Есенин).

    Перифраз — одно понятие выражается с помощью описательного оборота: «улыбкой ясною природа / Сквозь сон встречает утро года...» (А. С. Пушкин).

    Аллегория — иносказание: запечатлевает идеи в предметном образе. Трактовка аллегорического обра-за однозначна, поскольку образ фиксирует уже задан-ную мысль. Таковы басенные образы.

    Метонимия — замена одного слова другим, имею-щим причинную связь с первым словом (перенос по смежности). Так, может быть названо имя автора вме-сто его произведения — «читал охотно Апулея, / А Цицерона не читал» (А. С. Пушкин), предмет вме-сто его содержимого — «шипенье пенистых бокалов» (А. С. Пушкин).

    Синекдоха — разновидность метонимии: целое вы-является через свою часть: «Прощай, немытая Россия, / Страна рабов, страна господ, / И вы, мунди-ры голубые ...» (М. Ю. Лермонтов).

    Ирония — слово в контексте приобретает противо-положное значение. Похвала воспринимается как укоризна, указание на ум свидетельствует о глупости и т.п.: «Украшают тебя добродетели, / До которых другим далеко... /И — беру небеса во свидетели — / Уважаю тебя глубоко...» (Н. А. Некрасов).

    Символ — многозначный иносказательный образ, в основе которого сходство или общность предметов и жизненных явлений. Символ есть знак, наделенный неисчерпаемой многозначностью образа. В отличие от аллегории, он многозначен. Например, образ Незна-комки в одноименном стихотворении А. А. Блока — символ гармонии, счастья, таинственной сути самой жизни.

    В число изобразительно-выразительных средств языка входят стилистические фигуры.

    Фоника (греч. phonikos — звучащий) — звуковая организация художественной речи. Звукопись — один из видов инструментовки стиха, система звуко-вых повторов с целью создания особого эффекта соот-ветствия фонетического состава фразы изображенной картине.

    Благозвучие:

    Тайны созданных созданий

    С лаской ластятся ко мне,

    И репещет тень латаний

    На эмалевой стене.

    (В. Я. Брюсов)

    Звуки [а], [э], [л], [л"], [н], [н"], [м], [с].

    Неблагозвучие:

    По вечерам над ресторанами

    Горячий воздух дик и глух,

    И правит окриками пьяными

    Весенний и тлетворный дух.

    (А. А. Блок)

    Звуки [ч], [р], [р"], [к], [г], [х].

    Звукоподражание:

    Знакомым шумом шорох их вершин

    Меня приветствовал.

    (А. С. Пушкин)

    Полночной порою в болотной глуши

    Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши...

    (К. Д. Бальмонт)

    Звуковые повторы — повторение внутри стиха и в соседних стихах группы одинаковых или похожих звуков.

    Ассонанс — повторение гласных звуков:

    Я впервые открыл в этой речи клоны,

    Перспевные, гневные, нежные звоны.

    (К. Д. Бальмонт)

    Аллитерация — повторение согласных звуков:

    Рас — стояние: версты, мили...

    Нас рас — ставили, рас — садили,

    Чтобы тихо себя вели,

    По двум разным концам земли.

    (М. И. Цветаева)

    16. Размер

    Версификация (от лат. versus — стих и facio — де-лаю) — искусство стихосложения по определенным правилам, выработанным на основе языка данного народа и практики поэтов.

    Так, в античности существовала система метриче-ского стихосложения, основанная на ритмическом сочетании долгих и кратких гласных звуков в стихе. Ритмическим определителем являлась мора — едини-ца времени, нужная для произнесения краткого сло-га, соответственно на произнесение долгого слога тре-бовалось две моры. Стопой называли сочетание дол-гих и кратких слогов. В русском языке долгота и краткость не имеют смыслоразличительного значе-ния, поэтому перенести эту систему на русскую почву было невозможно. По аналогии была выстроена сил-лабо-тоническая система, упорядочивающая чередо-вание ударных и безударных слогов (название «сто-пы» сохранилось условно), при этом сохранилась сис-тема народного стиха и силлабическая система, развились тактометрическая система и свободный стих (верлибр).

    Выделяются следующие принципы метрической организации стиха:

    — стихотворная речь членится на ритмически со-измеримые отрезки (стихотворные строки, сти-хи), они часто не совпадают с законченными синтаксическими единицами;

    — соразмерность достигается определенным коли-чеством слогов (т. е. тем, что связано с ритмом дыхательных процессов). Слоги — это лишь ма-териал для ритмического строения стиха. Орга-низация слогов неодинакова в стихотворных произведениях разных народов, разных времен. Она зависит от особенностей национального языка, его исторического развития;

    — стопа — ударный слог с примыкающим к нему безударным. Равномерная повторяемость стоп в стихе обеспечивает ритм.

    Свободный стих (верлибр) — стих, не имеющий метра и рифмы и отличающийся от прозы только чле-нением на строки.

    Она пришла с мороза,

    Раскрасневшаяся,

    Наполнила комнату

    Ароматом воздуха и духов,

    И совсем неуважительной к занятиям

    Болтовней.

    Она немедленно уронила на пол

    Толстый том художественного журнала,

    И сейчас же стало казаться,

    Что в моей комнате

    Очень мало места.

    (А. А. Блок)

    Силлабическая система (слоговая) основывалась на равном количестве слогов в строке.

    Наука ободрана, в лоскутах обшита,

    Из всех почти домов с ругательством сбита;

    На первый взгляд, и образ, и персонаж, и литературный тип, и лирический герой – понятия одинаковые или, по крайней мере, очень схожие. Попробуем разобраться в перипетиях значений изучаемых понятий.

    Образ – это художественное обобщение человеческих свойств, черт характера в индивидуальном облике героя. Образ – это художественная категория, которую мы можем оценивать с точки зрения авторского мастерства: нельзя презирать образ Плюшкина, поскольку он вызывает восхищение мастерством Гоголя, можно не любить тип плюшкиных.

    Понятие «персонаж» шире понятия «образ». Персонаж – это любое действующее лицо произведения, поэтому данным понятием неправильно заменять понятия «образ» или «лирический герой». Но отметим, что применительно к второстепенным лицам произведения мы можем употребить только это понятие. Иногда можно столкнуться и с таким определением: персонаж – это лицо, не влияющее на событие, не важное при раскрытии основных проблем и идейных коллизий.

    Лирический герой – образ героя в лирическом произведении, переживания, мысли, чувства которого отражают авторское мировосприятие; это художественный «двойник» автора, имеющий свой внутренний мир, свою судьбу. Это не автобиографический образ, хотя и воплощает в себе духовный мир автора. Например, лирический герой М.Ю. Лермонтова – это «сын страдания», разочарованный в действительности, романтичный, одинокий, постоянно ищущий свободу.

    Литературный тип – это обобщенный образ человеческой индивидуальности, наиболее возможной, характерной, для определенной общественной среды в определенное время. Литературный тип – это единство индивидуального и типического, причем «типическое» не является синонимом «усредненному»: тип всегда вбирает в себя все самые яркие черты, характерные для конкретной группы людей. Апогей мастерства автора при разработке типа – это переход типа в разряд нарицательных (Манилов – нарицательный образ праздного мечтателя, Ноздрев – лгун и хвастун и др.).

    Нередко мы сталкиваемся и еще с одним понятием – характер . Характер – это человеческая индивидуальность, складывающаяся из определенных душевно-нравственных, психических черт; это единство эмоциональной реакции, темперамента, воли и обусловленного общественно-исторической ситуацией и временем типа поведения. В каждом характере есть доминирующая черта, которая придает живое единство всему многообразию качеств и свойств.

    Таким образом, при характеристике героя очень важно не забывать о различиях, рассмотренных выше.

    Успехов Вам в характеристике любимых литературных героев!

    сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

    Важнейшей категорией литературы, определяющей ее суть и специфику, является художественный образ. Какое значение имеет это понятие? Под ним подразумевают явление, которое творчески воссоздает автор в своем творении. Образ в художественном произведении представляется результатом осмысленных писателем выводов о каком-то процессе или явлении. Особенность этого понятия в том, что оно не только помогает осмыслить действительность, но и создать свой вымышленный мир.

    Попробуем проследить, что такое художественный образ, его виды и средства выражения. Ведь любой писатель старается изобразить те или иные явления так, чтобы показать свое видение жизни, ее тенденции и закономерности.

    Что такое художественный образ

    Отечественное литературоведение заимствовало слово "образ" из киево-церковной лексики. Оно имеет значение - лицо, щека, а переносный его смысл - картина. Но нам важно проанализировать, что такое художественный образ. Под ним имеют в виду конкретную, а иногда обобщенную картину жизни людей, которая несет эстетическое значение и создается с помощью вымысла. Элемент или часть литературного творения, обладающий самостоятельной жизнью - вот, что такое художественный образ.

    Такой образ называется художественным не потому, что идентичен реальным предметам и явлениям. Просто автор преобразует действительность с помощью своей фантазии. Задача художественного образа в литературе не просто копировать действительность, а передавать самое важное и существенное.

    Так, Достоевский в уста одного из своих героев вложил слова о том, что по фотографии редко можно узнать человека, потому что лицо не всегда говорит о самых важных чертах характера. По фотографиям Наполеон, например, некоторым кажется глупым. Задача писателя - показать в лице и характере самое главное, специфическое. Создавая литературный образ, автор словами отображает человеческие характеры, предметы, явления в индивидуальной форме. Под образом литературоведы подразумевают следующее:

    1. Персонажей художественного произведения, героев, действующих лиц и их характеры.
    2. Изображение действительности в конкретной форме, с помощью словесных образов и тропов.

    Каждый образ, созданный писателем, несет собой особую эмоциональность, оригинальность, ассоциативность и емкость.

    Изменение форм художественного изображения

    По ходу того, как меняется человечество, так происходят изменения в изображении действительности. Существует разница между тем, какой художественный образ был 200 лет назад, и какой он сейчас. В эпоху реализма, сентиментализма, романтизма, модернизма авторы по-разному отображали мир. Действительность и вымысел, реальность и идеал, общее и индивидуальное, рациональное и эмоциональное - все это менялось в ходе развития искусства. В эпоху классицизма писатели выдвигали на первый план борьбу чувств и долга. Часто герои выбирали долг и жертвовали личным счастьем во имя общественных интересов. В эпоху романтизма появились герои-бунтари, которые отвергали общество или оно их.

    Реализм внес в литературу рациональное познание мира, научил выявлять причинно-следственные связи между явлениями и предметами. Модернизм призвал писателей познавать мир и человека иррациональными средствами: вдохновением, интуицией, озарением. У реалистов во главе всего стоит человек и его отношения с окружающим миром. Романтики заинтересованы во внутреннем мире своих героев.

    Читателей и слушателей тоже можно назвать каким-то образом сотворцами литературных образов, потому что важно их восприятие. В идеале читатель не просто пассивно стоит в стороне, а пропускает образ через свои собственные ощущения, мысли и эмоции. У читателей различных эпох открываются совсем другие стороны того, какой художественный образ изобразил писатель.

    Четыре вида литературных образов

    Художественный образ в литературе классифицируют по различным основаниям. Все эти классификации только дополняют друг дружку. Если делить образы на виды по количеству слов или знаков, их создающих, то выделяются следующие изображения:

    • Небольшие образы в виде деталей . Примером образа-детали может служить знаменитая куча Плюшкина, сооружение в виде нагромождения. Она очень отчетливо характеризует своего героя.
    • Интерьеры и пейзажи . Иногда они являются частью образа человека. Так, Гоголь интерьеры и пейзажи постоянно меняет, делает их средствами создания характеров. Пейзажную лирику читателю очень легко представить.
    • Образы персонажей. Так, в произведениях Лермонтова человек со своими чувствами и мыслями находится в центре событий. Персонажей еще принято называть литературными героями.
    • Сложные литературные системы. В качестве примера можно назвать образ Москвы в лирике Цветаевой, России в творчестве Блока, Петербурга у Достоевского. Еще более сложной системой является образ мира.

    Классификация образов по родовой и стилевой специфике

    Все словесно-художественные творения принято делить на три рода. В связи с этим образы могут быть:

    • лирическими;
    • эпическими;
    • драматическими.

    У каждого писателя есть свой стиль изображения персонажей. Это дает повод классифицировать образы на:

    • реалистические;
    • романтические;
    • сюрреалистические.

    Все образы создаются по определенной системе и законам.

    Деление литературных изображений по характеру обобщенности

    Неповторимостью и самобытностью характеризуются индивидуальные образы. Они придуманы воображением самого автора. Индивидуальные образы применяют романтики и писатели-фантасты. В произведении Гюго "Собор Парижской Богоматери" читатели могут видеть необычного Квазимодо. Индивидуальным является Волан в романе Булгакова "Мастер и Маргарита", Демон в одноименном произведении Лермонтова.

    Обобщающим образом, противополжным индивидуальному, является характерный. Он содержит в себе характеры и нравы, имеющиеся у людей определенной эпохи. Таким являются литературные герои Достоевского в "Братьях Карамазовых", "Преступлении и наказании", в пьесах Островского, в "Сагах о Форсайтах" Голсуорси.

    Высшей ступенью характерных персонажей являются типичные образы. Они были самыми вероятными для той или иной эпохи. Именно типичные герои встречаются чаще всего в реалистическойой литературе XIX века. Это отец Горио и Гобсек Бальзака, Платон Каратаев и Анна Каренина Толстого, мадам Бовари Флобера. Порой создание художественного образа предназначено для того, чтобы запечатлеть социально-исторические признаки эпохи, общечеловеческие черты характера. В перечень таких вечных образов можно занести Дон Кихота, Дон Жуана, Гамлета, Обломова, Тартюфа.

    Из рамок индивидуальных персонажей выходят образы-мотивы. Они постоянно повторяются в тематике произведений какого-то автора. В качестве примера можно привести "деревенскую Русь" у Есенина или "Прекрасную Даму" у Блока.

    Типичные образы, встречаемые не только в литературе отдельных писателей, но и наций, эпох, называют топосом . Такие русские писатели как Гоголь, Пушкин, Зощенко, Платонов использовали в своих сочинениях топосный образ "маленького человека".

    Общечеловеческий образ, который бессознательно передается от поколения к поколению, называется архетипом . К нему относят мифологических персонажей.

    Средства создания художественного образа

    Каждый писатель в меру своего таланта раскрывает образы доступными ему средствами. Чаще всего, он делает это через поведение героев в определенных ситуациях, через его взаимосвязь с окружающим миром. Из всех средств художественного образа немаловажную роль играет речевая характеристика героев. Автор может использовать монологи, диалоги, внутренние высказывания человека. К событиям, происходящим в книге, писатель может давать свою авторскую характеристику.

    Иногда читатели наблюдают в произведениях неявный, потаенный смысл, что называется подтекстом. Большое значение имеет внешняя характеристика героев : рост, одежда, фигура, мимика, жесты, тембр голоса. Проще это назвать портретом. Большую смысловую и эмоциональную нагрузку несут в произведениях детали, выражающие подробности. Чтобы выразить смысл какого-то явления в предметной форме, авторы используют символы. Представление о среде обитания того или иного героя дает описание внутренней обстановки помещения - интерьер.

    В каком порядке характеризуется литературный

    образ персонажа?

    Создать художественный образ человека одна из важнейших задач любого автора. Вот по какому плану можно охарактеризовать того или иного персонажа:

    1. Укажите место персонажа в системе образов произведения.
    2. Охарактеризуйте его с точки зрения социального типа.
    3. Опишите внешность героя, портрет.
    4. Назовите особенности его мировосприятия и мировоззрения, умственные интересы, способности и привычки. Опишите, чем он занимается, его жизненные принципы и влияние на окружающих.
    5. Охарактеризуйте сферу чувств героя, особенности внутренних переживаний.
    6. Проанализируйте авторское отношение к персонажу.
    7. Раскройте самые важные черты характера героя. Как их открывает автор, другие персонажи.
    8. Проанализируйте поступки героя.
    9. Назовите индивидуальности речи персонажа.
    10. Каково его отношение к природе?

    Мега, макро и микро-образы

    Иногда текст литературного творения воспринимается как мегаобраз. У него есть самостоятельная эстетическая ценность. Литературоведы отдают ему высшую родовую и неделимую величину.

    Для изображения жизни в больших или меньших отрезках, картинах или частях используют макрообразы. Композицию макрообраза составляют небольшие однородные образы.

    Самым малым размером текста отличается микрообраз. Он может быть в виде небольшого отрезка изображенной художником действительности. Это может быть одно фразовое слово (Зима. Мороз. Утро.) или предложение, абзац.

    Образы-символы

    Характерной чертой таких образов является метафоричность. Они несут собой смысловую глубину. Так, герой Данко из произведения Горького "Старуха Изергиль" является символом абсолютной самоотверженности. Ему противостоит в книге другой герой - Ларра, который является символом эгоизма. Писатель создает литературный образ-символ для скрытого сравнения, чтобы показать переносный его смысл. Чаще всего символика встречается в лирических творениях. Стоит вспомнить стихотворения Лермонтова "Утес", "На севере диком стоит одиноко...", "Листок", поэму "Демон", балладу "Три пальмы".

    Вечные образы

    Существуют изображения неувядаемые, в них сочетается единство исторических и общественных элементов. Такие персонажи мировой литературы называют вечными. Сразу приходят на ум Прометей, Эдип, Кассандра. Любой интеллигентный человек добавит сюда Гамлета, Ромео и Джульетту, Искандера, Робинзона. Существуют бессмертные романы, новеллы, лирика, в которых новые поколения читателей открывают небывалые глубины.

    Художественные образы в лирике

    Необычным взглядом на обычные вещи позволяет посмотреть лирика. Зоркий взгляд поэта замечает самые каждодневные вещи, приносящие счастье. Художественный образ в стихотворении может быть самым неожиданным. У некоторых это небо, день, свет. У Бунина и Есенина - береза. Особой нежностью наделены образы любимой или любимого. Очень часто встречаются образы-мотивы, такие как: женщина-мать, жена, невеста, возлюбленная.