Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Кем был таинственный Парацельс? Парацельс – философ и врач, моральная медицина и этика Парацельса.

Кем был таинственный Парацельс? Парацельс – философ и врач, моральная медицина и этика Парацельса.

Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, по прозванию Парацельс родился 10 ноября 1493 года близ поселка Эйнзидельн (кантон Швиц, Швейцария). По примеру своего отца Парацельс довольно рано начал изучать медицину в Германии, Франции и Италии.

«Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств!» - эти слова определили жизненное кредо Парацельса

1526 год ученый провел в Страсбурге, а в следующем году он был приглашен на должность городского врача в крупный швейцарский торговый город Базель. Парацельсу удалось вылечить одного богача, которому не смогли помочь лучшие лекари города. Его пригласили занять кафедру медицины в Базельском университете. На первой же лекции он перед глазами изумленных студентов сжег сочинения Галена и Авиценны и заявил, что даже завязки его башмаков знают больше, чем эти древние мокротники.

Подобно алхимикам, Парацельс исходил из представления, что все вещества состоят из элементов, способных соединяться друг с другом. При разложении веществ элементы разъединяются. Но в отличие от алхимиков Парацельс подчеркнул вещественный характер трех начал «серы» - начала горючести, «ртути» - начала летучести, «соли» - начала огнепостоянства. Считая, что каждый из четырех элементов Аристотеля должен состоять из этих начал, Парацельс писал «Каждый элемент состоит из трех начал ртути, серы и соли».

Существенно новым в учении Парацельса было то, что он таким же образом рассматривал состав всех тел, включая и человеческий организм. Человек, считал Парацельс, образован духом, душой и телом. Нарушение взаимного равновесия главных элементов ведет к болезни. Если в организме избыток серы, то человек заболевает лихорадкой или чумой. При избытке ртути наступает паралич. А слишком большое обилие солей вызывает расстройство желудка и водянку. Задача врача - выяснить отношение между основными элементами в теле больного и восстановить их равновесие.

Следовательно, это нарушенное равновесие можно восстановить при помощи определенных химических препаратов. Поэтому первоочередной задачей химии Парацельс считал поиск веществ, которые могли быть использованы как лекарственные средства. С этой целью он проверял действие на людей различных соединений меди, свинца, ртути, сурьмы, мышьяка. Особую славу приобрел Парацельс, весьма успешно применяя ртутные препараты для лечения широко распространенного в то время сифилиса.

Гален. Его вклад в медицину

Выдающийся врач древнего мира Гален из Пергама (Galenos, 129- 199), грек по происхождению, родился з г. Пергаме (ныне г. Бергама в Турции) в семье математика и архитектора Никона.

Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине, из которых до наших дней сохранилось около 80 . Важнейшими среди них являются: «О назначении частей человеческого тела» «Об анатомии...» «Терапевтические методы», «О больных частях тела»,«О составе лекарств...». Несколько работ Галена посвящено комментариям трудов «Гиппократова сборника», благодаря чему многие из них дошли до нашего времени;

Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние.органы, но особенно велики его заслуги в исследовании нервной системы. Га-лен описал все отделы головного и спинного мозга, семь (из двенадцати) пар черепно-мозговых нервов, 58 спинно-мозговых нервов и нервы внутренних органов. Он широко использовал поперечные и продольные сечения спинного мозга в целях исследования чувствительных и двигательных расстройств ниже места, сечения.

Он подробно описал анатомическое строение сердца, венечные сосуды к артериальный (боталлов) проток. Притом перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови (как это имеет место у плода). По его мнению, кровь могла беспрепятственно переходить из правого сердца в левое, минуя периферические сосуды и известные нам круги кровообращения (Гален не знал кругового движения крови)

Его учение о болезни носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи

Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья (как предложил это Гален), до настоящего времени носит название «галеновы препараты»

Гален считал, что в организме «пневма» обитает в различных видах: в мозге - «душевная пневма», в сердце - «жизненная пневма» , -в печени -S-«естественная пневма» .Все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных «сил», которые образуются при разложении пневмы: нервы несут «душевную силу» ,печень дает крови «естественную силу) » , пульс возникает под действием «пульсирующей силы». Подобные трактовки придавали идеалистическое.содержание кропотливо собранному экспериментальному материалу Галена. Он правильно описывал то, что видел, но полученные результаты трактовал идеалистически. В этом и состоит дуализм учения Галена.

В средние века католическая церковь и схоластика использовали идеалистические стороны учения Галена и связали их с богословием. Так возник галенизм - искаженное, одностороннее понимание учения Галена

Гален был и остается родоначальником экспериментальной анатомии и физиологии, блистательным терапевтом, фармацевтом и хирургом- врачом-философом и исследователем, познающим природу. Он принадлежит к плеяде выдающихся ученых мира.

Медицина периода эллинизма.

Период эллинизма охватывает три столетия: начинается с воцарения на престол Александра Македонского (336 г. до н.э.) и заканчивается в середине I в.н. э. Самым крупным эллинистическим государством было Царство Птолемеев (эллинистические Египет и Ливия) со столицей Александрией. В нем был основан александрийский Мусейон (от греч. museion - храм или святилище муз), где жили и творили механик Архимед, математик Эвклид, физиолог Зенодот, врачи Герофил, Эразистрат и др.

ГЕРОФЙЛ (IV - III в. до н.э.) считается первым греком, вскрывавшим человеческие трупы. В труде "Анатомия" он подробно описал основные элементы центральной и периферической нервной системы: твердую и мягкую мозговые оболочки, части головного моэ-га и особенно его желудочки, проследил ход некоторых нервных стволов и определил их связь с головным мозгом. Им описаны печень, двенадцатиперстная кишка (дал ее название) и другие внутренние органы. Некоторые анатомические структуры до сих пор носят данные Герофилом названия: Plexus chorioidei. Sinus Venosi и др. В работе "О глазах" он описал стекловидное тело, оболочки и сетчатку, а в сочинении "О пульсе" - легочную артерию, дал название легочным венам, положил начало учению об артериальном пульсе (с помощью водяных часов считал пульс и описал его свойства: наполнение, частоту, силу, ритм). Также Герофил положил начало учению о специфическом действии лекарств.

ЭРАЗИСТРАТ (IV - III вв. до н. э.) описал сердечные и венозные клапаны, мозговые извилины, ветвления некоторых нервов, разделил нервы на чувствительные и двигательные. Считай, что все части организма связаны между собой системой нервов, вен и артерий, которые в свою очередь, соединены мелкими сосудами - "сина-настомозами" (подошел к идее циркуляции крови). Изобрел желудочный зонд.

В период эллинизма успехи анатомии оказали положительное влияние на развитие хирургии. Была введена практика перевязки сосудов. Александрийские врачи проникли в полости организма и оперировали почку, печень и селезенку, делали ампутации конечностей, вскрывали грудную полость при накоплении в ней жидкости, оперировали мочевой пузырь и извлекали из него камни, производили лапаротомию при завороте кишок и др.

Древний Рим

Врачеванием в Древнем Риме занимались обычно иноземцы. Сначала рабы из вольноотпущенных, затем - вольноотпущенники и приезжие иностранцы. В организации медицинского дела были элементы государственной регламентации: наряду с "эдилами" (они не были врачами, а следили за соблюдением общественного порядка и санитарных законов) и "водным ведомством" (надзор за чистотой и состоянием акведуков) были утверждены в городах и отдельных провинциях врачи-архиатры. Они работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах, цирках, получали большие права и льготы. Подобные привилегии обусловили широкий наплыв в Древний Рим иноземных врачей, а следовательно, их избыток, конкуренцию, узкую специализацию. Уже к концу II века до н.э. здесь наряду с глазными врачами появились врачи, которые лечили только фистулы или только болезни мочевого пузыря, хирурги, которые производили только одну операцию, например, удаление грыжи или камнесечение.

Древний Рим внес существенный вклад в развитие военной медицины: были созданы военные госпитали (валетудинарии), выделены лагерные врачи, врачи легионов и т.п.

Наиболее ранним свидетельством внимания римлян к мероприятиям санитарного характера являются Законы "Двенадцати таблиц", включающие постановления, посвященные охране чистоты города и здоровья его обитателей. До нашего времени сохранились следы санитарных сооружений: акведуки (арочные каменные мосты и системы подземных труб, служащие для подачи чистой воды из горных источников), клоаки (для стока нечистот. "Cloaca maxima" функционирует по сей день), бани.

Медицина в Византии

С историей Византии тесно связано возникновение и развитие монастырских больниц и больничного дела. В IV веке появляются "ксенодохии" (монастырские приюты для увеченных и больных путников) - прообразы монастырских больниц.В XII веке больница имела постоянный штат врачей специалистов (хирурги, повитухи и их помощники), работавших в 2 смены. В каждом отделении было по 2 врача, которые получали жалованье деньгами и продуктами, пользовались бесплатным жильем, освещением, монастырскими лошадьми, но не имели права частной практики без специального разрешения императора.Сооружались гражданские больницы, финансировавшиеся, главным образом, церковными властями.В Византийских больницах существовал "Устав", который позднее был принят в древнерусских монастырских лечебницах. Другой формой развития больничного дела была организация изоляторов для инфекционных больных - прообраз лазаретов (часть из них в Европе была преобразована в больницы, часть - в богадельни). При них работали школы для обучения врачебному искусству Первоначально обучение велось при монастырях и гражданских больницах и носило характер дискуссии: окончательное решение выносил патриарх - покровитель школы. Пройдя полный курс обучения, учащиеся сдавали экзамены специально назначенной коллегии врачей.Непрекращающиеся эпидемии вынуждали правительство сохранять должности врачей для бедных. Остались со времен Рима институт городских архиатров и медико-санитарная организация в армии.Мытье в бане использовалось как лечебное средство при монастырях. Акведуки (водопроводы) были необходимы для постоянного пополнения водой колодцев, фонтанов и подземных резервуаров - цистерн (например, акведук Валента, цистерна Базилики и др.).Врачи Византии собирали и переписывали работы ученых античного мира и тем самым передавали их другим народам. Так лейб-медик византийского императора Юлиана - Орибасий (326 - 403) собрал греческую литературу и составил обширную медицинскую энциклопедию "Синопсис" в 70 томах, которую дополнил собственными наблюдениями. Такие же своды составляли византийские врачи - Азций из Амиды (VI в)

Медицина востока

Медицина в Арабских халифатах

Для Формирования единой арабской народности, идеологии, государственной организации возникла новая религия - ислам (в переводе с арабского "покорность"), сформировавшаяся к 622 г. Ее основоположником был Мухаммед (Магомед; 570-632) из Мекки. Он создал первую в Западной Аравии мусульманскую общину (умму), ставшую первым теократическим исламским государством. В результате последующих арабских завоеваний за пределами Аравийского полуострова это государство превратилось в обширную феодальную мусульманскую державу - халифат (от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до Центральной Америки) с центром в г.Багдад.

Завоеванные народы привнесли элементы своей культуры в культуру Арабских халифатов. Так бумага из Китая дала возможность сменить древние пергаментные свитки на рукописные книги. Стало вестись исчисление времени, появились стрелка, географическая карта и др.

В медицине впервые сконструировали перегонный куб, водяную баню, что дало возможность получить дистиллированную воду, использовать фильтрование и др. Была открыта азотная и соляная кислоты, царская водка, нитрат серебра, хлорная известь, спирт, сахар.

Как известно, ислам запрещает вскрытие человеческого тела, однако отдельные врачи этим занимались. Иоан Ибн Масавейх из Гун-дишапура, придворный врач покровителя ученых халифа Мамуна (813 -833) и два его преемника проводили вивисекцию животных

В 754 г. в Багдаде была открыта первая аптека. Сведения об основании больниц в Халифате относятся к 800 г., когда в Багдаде при халифе Харун Ар-Рашиде (786 - 809) армянский врач Джибраил ибн Бахтишу организовал первую больницу. Халиф назначил этого врача-христианина главой медиков Багдада.

Больницы финансировались за счет частных пожертвований При них создавались библиотеки и медицинские школы, а специальные чиновники надзирали за их деятельностью. В больницах помещали пациентов с близкими по клинической картине заболеваниями, т. е. появлялись профильные отделения.

Начальное образование сводилось к обучению чтению и письму, а также заучиванию текстов Корана. Среднее образование получали в школах при мечетях (медресах), объем обучения соответствовал византийскому "энциклиос педиа" (с элементами медицины) Высшее образование давалось в "Домах знаний" (Дарил-финул). Здесь, в частности, обсуждались медико-гигиенические проблемы (в соответствии с представлениями Галена). Медицина в Халифате была в особом почете, т. к. согласно учению Пророка, знание состояло из двух частей: знание религии и знание тела. Коран (куран - чтение) требует периодических омовений (5 раз в день), запрещает употребление в пищу свинины и спиртных напитков и тем самым способствует сохранению здоровья человека.

Ученые-медики Арабских халифатов (Ибн Сина, Ар-Рази).

АБУ АЛИ АЛ-ХУСЕЙН ИБН АБДАЛЛАХ ИБН АЛ-ХАСАН ИБН АЛИ ИБН СИНА (АВИЦЕННА: 980 – 1037) родился в Афшане. в селении близ Бухары, в прогрессивной и культурной семье. Его отец был одним из просвещенных людей своего времени и служил у Бухарского эмира сборщиком податей. Мать - Ситора - принадлежала к древнему зороастрийскому роду.

Впервые слава к Авиценне пришла после того, как он предупреждал людей, что после голода не следует есть много мяса и хлеба, так как это может привести к гибели, и тем самым спасал их.

Авиценна написал "Канон врачебной науки", который только при его жизни издавался 40 раз. Поучительны разделы "Канона" "О воспитании", "Подарок матерям", "Закон детства" и др. Он разработал "Философию здоровья", где указывает на четыре основы жизни: воздух, вода, земля, огонь, которым соответствуют четыре свойства организма: сухость, влажность, холод, тепло.

К тому же великий Философ, естествоиспытатель и врач вошел в историю как сторонник рациональной психологии, заявивший о взаимовлиянии психического и телесного в патологии и подтвердившей это клиническими наблюдениями и опытным путем.

АБУ БАКР МУХАММАД ИБН ЗАКАРИЙА АР-РАЗИ (865 - 925) впервые на Востоке ввел в практику историю болезни. С его именем связано применение в медицине ваты и изобретение инструмента для извлечения инородных тел из гортани и др. Ему принадлежат первые в Аравийской литературе энциклопедические труды "Всеобъемлющая книга по медицине" (25-томов). "Медицинская книга" (10-томов), "Об оспе и кори". Ар-Рази рекомендовал применять физические упражнения, ванны, массаж, вариоляцию, детально разработал меры ухода за глазами, полостью рта и зева.

Врач, философ, естествоиспытатель, алхимик и маг Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, наиболее известный как Парацельс, подвергая критике прежние устои, сделал существенный толчок в развитии медицины. Имя Парацельс он взял от великого древнеримского врача Цельса (I век до н.э.), прибавив греческую приставку «пара» , что значит - «подобный» . Хотя Парацельса и при жизни называли «лютером медицины» , тем не менее, это не спасало его от преследований и гонений «сильных мира сего», препятствующих в публикации его робот.

Парацельс появился на свет зимой 1493 года. Его корни происходят из старинного, некогда богатого дворянского рода. Его отец, врач по образованию, стал для него первым учителем. Как припоминал сам Парацельс, отец выучил его грамоте, основам врачевания и алхимии.

В то время, когда Парацельс был студентом, химию в качестве отдельной дисциплины не преподавали. Она шла теоретическим дополнением к курсу по философии, в котором затрагивались лишь предположения о возникновении и исчезновении веществ. Серьезно занимались химией только аптекари и алхимики, и их было не мало. Алхимики проводили опыты по «трасмутации» металлов, раскрывали новые методы изготовления различных веществ, а также продолжали развитие натурфилософских учений таких известных философов, как Аристотель, Эмпедокл, Демокрит и других.

В 22 года по окончанию университета Парацельсу присвоили степень доктора медицины. Но, он не нашел удовлетворения в полученных знаниях. Видя, как часто врачи оказываются не способными помочь больному, Парацельс, критикуя их работу, мало изменившуюся со времен античности, принял решение улучшить медицину, внести в нее новое понимание болезней и способы лечения пациентов.

Молодой врач много путешествовал, собирая свои медицинские знания в крупнейших университетах, в медицинских школах Парижа, Испании, Италии, Венгрии, Англии, Польши, Литвы и других стран. Он тщательно искал, узнавал и запоминал все секреты врачевательного ремесла не только практикующих медиков, но и знахарок, исцеляющих раненых; приобретал у цирюльников (занимавшихся малой хирургией), цыган и даже палачей целебные рецепты, которые не знали университетские ученые. Только после этого, он и стал настоящим лекарем.

Парацельса учил великий маг и алхимик Соломон Трисмозин, посвященный в Учение Гермеса и знавший технологию трансмутации металлов. Также Парацельса учил один из известнейших его современников - адепт магии, алхимии и астрологии, настоятель монастыря Святого Иакова Иоганн Тритемий Шпангеймский, выступавший в защиту «натуральной магии».

Начиная с 1517 года, Парацельс много путешествовал, работал лекарем в военных кампаниях. В 1527 году при помощи известного на то время книгоиздателя Иоганна Фробена, устроился работать врачом в швейцарском городе Базеле. В университете города он стал читать курс медицины на немецком языке, что стало вызовом сложившейся университетской традиции, согласно которой преподаватель был обязан читать лекции только на латыни. В итоге произошел конфликт с городскими властями, и Парацельсу пришлось переехать во Францию.

И вот, наконец, в городе Кольмаре о Парацельсе начали говорить как о талантливом враче. Он излечивал таких пациентов, от которых отказывались другие врачи, считавшие их безнадежно больными. Тогда он уже мог вылечить от таких болезней, как проказа, холера, рак и др. По делам его росла слава. Но, несмотря на все достижения, его независимость, дерзкие высказывания о других врачах старой системы, нежелание слепо преклоняться перед авторитетами вызывали недовольство со стороны; помимо того, он еще практиковал алхимию, постигал плоды работ магов и мистиков Востока. Такая деятельность не понравилась местным католикам, следившим за тем, чтобы никто не выступал с соображениями, идущими наперекор установившимся представлениям. Парацельс попал в такое положение, при котором с ним могли расправиться, обвинив его в ереси. И ему пришлось вновь сменить место работы и уехать из страны.

В 1529 году Парацельс переехал в Германию, где заслужил славу врача, бесплатно лечившего безнадежно больных, не получивших помощи от других лекарей. На тот момент искусный врач написал немало книг. Он был человеком необычайной работоспособности. Есть упоминая о том, как он не раз сидел за своим письменным столом, работая по нескольку дней напролет, не зная отдыха и сна. В Нюрнберге Парацельс издал сразу 4 свои книги. Но, после этого магистрат города внезапно поставил запрет на публикацию каких-либо его работ. Последнее произошло не без усердной помощи докторов и профессоров медицинского факультета, возмущенных его новаторством.

Свои новые идеи Парацельс пустил на создание химической теории функционирования живого организма. Согласно ей функции организма являются химическим процессом. Когда этот процесс протекает хорошо, т.е. пребывает в равновесии - человек здравствует, в противном случае нарушенный химический процесс становится причиной любой болезни. Поэтому наиболее полезными в лечении будут только те снадобья, что изготовлены химическим способом. Он, таким образом, стремился сблизить химию с медициной.

Парацельс искал философский камень не для того, чтобы превращать неблагородные металлы в золото, но чтобы готовить исцеляющие снадобья. Кроме того он внес новое понимание о дозе лекарства: «Все есть яд, и ничто не лишает ядовитости. Одна только доза делает яд незаметным». Другими словами, вопрос вреда вещества зависит не от его потребления как такового, а от принятого его количества, превышающего допустимую норму. Также Парацельс говорил, что не существует ни одного универсального лекарства от всех болезней, т.е. каждую болезнь нужно лечить специфическими средствами.

Когда Парацельс узнал, что в одном итальянском городке разошлась эпидемия чумы, он направился работать именно туда. Работая с больными, он исследовал причины чумы, искал рецепты и готовил лекарства. В итоге, он нашел метод, схожий с вакцинацией, благодаря которому помог остановить распространение чумы.

Однако, даже после победы над эпидемией Парацельсу пришлось опять странствовать, меняя одно пристанище на другое: даже там, где ему не препятствовали власти, протестовало католическое духовенство. Но он не отчаялся, и в Ульме, а затем в Аугсбурге опубликовали его произведение «Большая хирургия» (2 тома, 1536). После этого Парацельсу улыбнулась удача. Его, наконец, признали как о выдающегося медика, начали принимать в лучших домах, его услугами стали пользоваться богатые вельможи. И после он уже лечил королевского маршала Богемии - Иоганна фон Лейпника. А в Вене его почтил вниманием сам король Фердинанд.

Город Зальцбург стал последним его местом жительства. Здесь он зажил спокойно, не опасаясь ни нападок, ни гонений занялся врачебной практикой и написанием книг. По одной версии Парацельс умер от настигшей его смертельной болезни осенью 1541 года. Другая версия указывает на то, что его убили по заказу своих врагов - завистливых аптекарей и врачей.

Говорят, что в 1830 году, когда над Зальцбургом нависла угроза чумы, люди пошли к надгробию Парацельса молить его отвести беду. И он помог - эпидемия не вошла в город.

Парацельс был убежден, что нет ничего не подвластного человеческому разуму. Он говорил:

В мироздании все едино, все находится в тесной связи: человек и мир, человек и Бог. Человек выступает не только частью великого целого, но и сам является «микрокосмом», малым миром, заключившим в себя свойства и природу всех вещей; более того, человек является «квинтэссенцией», т.е. - пятой, истинной сущностью мира. Бог создал человека, словно в грандиозной алхимической лаборатории, подобно гомункулусу из «вытяжки» целого мира. Человек подобен своему Творцу, поэтому нет никаких запретных знаний, человек не просто может - он обязан исследовать и познавать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами.

За много лет до появления генной инженерии, искусственного оплодотворения и клонирования, Парацельс заявил о том, что можно сделать «человека из пробирки» или гомункулуса. Именно он первым описал создание «алхимического человечка». Об этом он подробно написал в своем трактате «О природе вещей»:

Его можно воспитывать и обучать, как любого другого ребенка, до тех пор, пока он не подрастет и не сможет сам о себе позаботиться.

Он добавил новаторства в описание лекарственных средств; также стал использовать химические лекарства, выделил и применил растительные лекарства в виде эликсиров, настоек и экстрактов. В течение нескольких веков настойка из опия, которую изобрел Парацельс, применялась в качестве обезболивающего препарата. Также он создал учение «сигнатуру» - учение о знаках природы, согласно которому, подобие внешнего вида растений и органов человека может излечить, к примеру, сердечные заболевания (растения с листьями серцевидной формы лечит сердце). Природа в понимании Парацельса указывает человеку, каким образом применять ее дары.

Парацельс в видении гомеопатов сегодняшнего времени является одним из основателей гомеопатии. Парацельс первым понял и применил принцип подобия, который лежит в основе гомеопатии. Его разработки в психиатрии доказали, что сумасшествие это не одержимость дьяволом, а заболевание.

Несомненно, Парацельс являлся и великим магом и врачом своего времени. Он оказал большое влияние на европейскую философию и медицину, сформировав мировоззренческие взгляды многих ученых.

Параце́льс (лат. Paracelsus, настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм , нем. Philippus Aureolus Theophrastus Bombast von Hohenheim; 24 октября 1493 года, город Эг, кантон Швиц - 24 сентября 1541 года, Зальцбург) - знаменитый швейцарский алхимик, врач, философ, естествоиспытатель, натурфилософ эпохи Возрождения, один из основателей ятрохимии. Подверг критическому пересмотру идеи древней медицины. Способствовал внедрению химических препаратов в медицину. Считается одним из основателей современной науки.

Признается величайшим оккультистом средневековья и мудрейшим врачом своего времени.

Изобретённый им самим псевдоним Парацельс в переводе с латыни означает «превзошедший Цельса», древнеримского энциклопедиста и знатока медицины первого века до н. э.

Современники сравнивали деятельность Парацельса с деятельностью Лютера, так как, подобно Лютеру в религии, Парацельс был великим реформатором медицинской науки и практики.

Парацельс родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать работала медсестрой в аббатстве. Был очень тщедушного вида -большая голова и худенькие кривые ноги. В семье Парацельс получил прекрасное образование в области медицины и философии. К 16 годам он знал основы хирургии, терапии и хорошо ориентировался в основах алхимии. В 16 лет Парацельс навсегда покинул дом и уехал учиться в Базельский университет. После этого обучался в Вюрцбурге у аббата Иоганна Тритемия, одного из величайших адептов магии, алхимии и астрологии. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре, здесь же был удостоен степени доктора медицины.

Скитания

С 1517 года Парацельс предпринимал многочисленные путешествия и, возможно, являлся предшественником или основателем тайных обществ, которые появляются в XVII веке в Европе), посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, России и в татарском плену).

По свидетельству Ван Гельмонта, в 1521 году Парацельс прибыл в Константинополь и получил там Философский камень. Адептом, от которого Парацельс получил этот камень, был, как упоминается в некоей книге «Aureum vellus» (Золотое руно - лат.) (напечатанной в Роршахе в 1598 г.), некий Соломон Трисмозин, или Пфайфер, соотечественник Парацельса. Говорится, что этот Трисмозин обладал также панацеей; утверждают, что в конце XVII века он был ещё жив: его видел какой-то французский путешественник.

Парацельс путешествовал по придунайским странам и посетил Италию, где служил военным хирургом в имперской армии и принял участие во множестве военных экспедиций того времени. В своих странствиях он собрал много полезных сведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и общаясь с палачами, цирюльниками, пастухами, повитухами и предсказателями. Он черпал знания и от великих, и от малых, у ученых и среди простонародья; его можно было встретить в компании погонщиков скота или бродяг, на проезжих дорогах и в трактирах, что послужило поводом для жестоких упреков и поношений, которыми в своей ограниченности осыпали его враги. Проведя в скитаниях десять лет, то применяя на практике своё искусство врача, то преподавая или изучая, по обычаю тех времен, алхимию и магию, в возрасте тридцати двух лет он возвратился обратно в Германию, где вскоре прославился после нескольких удивительных случаев исцеления больных.

В 1526 г. приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 г. по протекции известного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. Также в 1527 г., по рекомендации Оксколампадия, городской совет назначил его профессором физики, медицины и хирургии, положив высокое жалование. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. Его лекции, в отличие от выступлений коллег, не были простым повторением мнений Галена, Гиппократа и Авиценны, изложение которых являлось единственным занятием профессоров медицины того времени. Его учение было действительно его собственным, и он преподавал его невзирая на чужие мнения, заслуживая этим аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами, независимо от того, было ли это совместимо с разумом и истиной. В 1528 г., в результате конфликта с городскими властями, Парацельс переехал в Кольмар. В это время был почти на 10 лет отлучён от академии.

В 1529 и 1530 гг. посетил Эсслинген и Нюрнберг. "Настоящие" врачи из Нюрнберга ославили его как мошенника, шарлатана и самозванца. Чтобы опровергнуть их обвинения, он попросил городской совет доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили несколько больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Свидетельства этого можно найти в городском архиве Нюрнберга.

Парацельс изобрел несколько эффективных лекарств. Одно из его крупных достижений - объяснение природы и причин силикоза (профессиональная болезнь горняков).

В последующие годы Парацельс много путешествовал, писал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 г. в одном из замков Бератцхаузена он завершил работу над «Парагранумом» (1535). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 г. закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней «Парамирум» (1532). В 1533 г. он остановился в Филлахе, где написал «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533) и «Хроника Картинии» (1535).

Парацельс описал заболевание горняков («Шнеебергская легочная болезнь»; "Von der Bersucht und anderen Bergkrankheiten" написано им предположительно в 1533-1534 гг., но опубликовано только после смерти ученого в 1567 году), которое позднее было идентифицировано как рак легких. Заболевание шахтеров оказалось связанным с воздействием ионизирующих излучений радона и короткоживущих продуктов его распада, накапливающихся в воздухе плохо вентилируемых шахт.

Последние годы

В последние годы жизни были созданы трактаты «Философия» (1534), «Потаенная философия» (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1533), «Великая астрономия» (1531) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536).

После этого он побывал в Мерене, Каринтии, Крайне и в Венгрии и в итоге осел в Зальцбурге, куда был приглашен герцогом Эрнстом, пфальцграфом Баварским, большим любителем тайных наук. Там Парацельс наконец смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Наконец-то он может заняться врачебной практикой и писать труды, не заботясь о том, что завтра, быть может, ему придется перебираться в другой город. У него собственный домик на окраине, кабинет и лаборатория.

24 сентября 1541 года, находясь в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь» на набережной Зальцбурга, он умер после непродолжительной болезни (в возрасте 48 лет и трёх дней). Был похоронен на кладбище городской церкви св. Себастьяна.

Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из лекарей, его врагов, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти.

Посмертно

Немецкий врач С. Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость (череп часто трогали, и с течением времени она увеличилась и стала хорошо заметна). Он уверен, что такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом.

Останки Парацельса были эксгумированы в 1572 году во время перестройки здания церкви св. Себастьяна и перезахоронены за стеной, что окружает двор перед часовней св. Филиппа Нери, пристроенной к церкви, там, где сейчас ему стоит памятник.

Памятник

В центре пирамиды из белого мрамора имеется углубление с его портретом, а выше - надпись:

  • латынь: Philippi Theophrasti Paracelsi qui tantam orbis farnam ex auro chymico adeptus esf effigies et ossa donee rursus circumdabitur pelle sua. ;
  • перевод: «Филиппа Теофраста Парацельса, который стяжал столь великую славу мира за [открытие] химического золота, изображение и кости; и пока снова не покроется своей плотью».

Под портретом:

  • Sub reparatione ecclesiae MDCCLXXII. ex sepulchrali eruta heic locata sunt. ;
  • «По причине ремонта церкви [в год] 1772 из могильного тления из-за эпидемии были выкопаны и здесь помещены» [кости Парацельса].

На основании памятника:

  • Conditur hic Philippus Theophrastus insignis Medicinae Doctor qui dira ilia vulnera Lepram Podagram Hydropsin aliaque insanabilia corporis contagia mirifica arte sustulit et bona sua in pauperes distribuenda locandaque honoravit. Anno MDXXXXI. Die xxiv. Septembris vitam cum morte mutavit. ;
  • «Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть.»

Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу слова:

  • Pax vivis requies aeterna sepultis. ;
  • Мир живым, вечный покой умершим.

На чёрной доске в левой части памятника имеется перевод этих слов на немецкий язык. Две последние надписи явно были перенесены с первоначального памятника, а та, что относится к портрету, была добавлена в 1572 г.

Учение Парацельса

  • Средневековой медицине, в основе которой лежали теории Аристотеля, Галена и Авиценны, он противопоставил «спагирическую» медицину, созданную на базе учения Гиппократа. Он учил, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.
  • Парацельса считают предтечей современной фармакологии, ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным» (в популярном изложении: «Всё - яд, всё - лекарство; то и другое определяет доза» ).
  • По мнению Парацельса, человек - это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; связующим звеном между двумя мирами является сила «М» (с этой буквы начинается имя Меркурия). По Парацельсу, человек (который также является квинтэссенцией, или пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами.
Человеческая сущность у Парацельса включает 7 элементов:
  • «элементарное тело» (тело материальное или физическое; «Chat» у египтян и «Guf» у евреев),
  • «archaeus» (электро-магнетическое тело, дающее фосфористый свет; начало, без которого физическое тело не может ни существовать, ни двигаться; «Анх» египтян и «Coach-ha-guf» евреев);
  • «evestrum» (звездное, астральное тело; «Ка» египтян и «Nephesh» евреев), родина которого - астральный мир; оно представляет собой точную копию материального тела, может покидать физическое тело, сопровождает дух человека после его смерти;
  • «spiritus animalis» (животная душа, «Hati» или «Ab» египтян, «Ruach» евреев), где сосредоточиваются низменные, животные, эгоистические инстинкты и страсти;
  • «anima intelligens» (разумная душа, «Bai, Ba» египтян и «Neshamah» евреев) - форма, в которую облекается человеческая душа в высших сферах в момент воссоединения с ангельским миром;
  • «anima spiritualis» (духовная душа, духовное тело; «Cheybi» египтян и «Chaijah» евреев) - божественного происхождения, местопребывание всех благороднейших и возвышенных стремлений человека,
  • «человек Нового Олимпа» - искра Божества, часть божественного «я», пребывающая в человеке.
  • Парацельс применил к медицине идеи Агриппы о симпатии и антипатии и на основании их построил учение о специальных средствах для каждой части организма (арканумы) и о возможности переносить болезнь с человека на растения или животное, или зарывать её вместе с человеческими выделениями в землю.
  • Парацельс оставил ряд алхимических сочинений, в том числе: «Химическая псалтирь, или Философские правила о Камне Мудрых» , «Азот, или О древесине и нити жизни» и др. В одном из этих сочинений употребил термин гном.
  • Именно он дал название металлу цинку, использовав написание «zincum» или «zinken» в книге Liber Mineralium II . Это слово, вероятно, восходит к нем. Zinke, означающее «зубец» (кристаллиты металлического цинка похожи на иглы).

Труды

Опубликованные при жизни

  • Die große Wundarzney . Ульм, Hans Varnier, 1536; Аугсбург, Haynrich Stayner (Steyner), 1536; Франкфурт-на-Майне, Georg Raben и Weygand Hanen, 1536.
  • Vom Holz Guaico , 1529.
  • Von der Frantzösischen kranckheit Drey Bücher , 1530.
  • Vonn dem Bad Pfeffers in Oberschwytz gelegen, 1535.
  • Prognostications , 1536.

Посмертные публикации

  • Wundt unnd Leibartznei . Франкфурт-на-Майне, Christian Egenolff , 1549; Christian Egenolff, 1555; Christian Egenolff (младший), 1561.
  • Von der Wundartzney: Ph. Theophrasti von Hohenheim, beyder Artzney Doctoris, 4 Bücher . Pietro Perna , 1577.
  • Von den Krankheiten so die Vernunfft Berauben . Базель, 1567.
  • Archidoxa . Краков, 1569.
  • Kleine Wundartzney . Базель, Peter Perna, 1579.
  • Opus Chirurgicum, Bodenstein . Базель, 1581.
  • Медицинские и философские трактаты - четырёхтомник, Базель, Huser, 1589.
  • Хирургические труды. Базель, Huser, 1591 и Zetzner, 1605.
  • Медицинские и философские трактаты - Страсбургское издание, 1603.
  • Kleine Wund-Artzney . Страсбург, Ledertz, 1608.
  • Opera omnia medico-chemico-chirurgica , 3 тома. Женева, 1658.
  • Liber de Nymphis, sylphis, pygmaeis et salamandris et de caeteris spiritibus , 1566
  • Philosophia magna, tractus aliquot , Кёльн, 1567.
  • Philosophiae et Medicinae utriusque compendium , Базель, 1568.

Ученики и последователи

  • Турнейссер, Леонард (1531-1596) - швейцарский врач.
  • Вайгель, Валентин (Вейгель ; 1533-1588) - немецкий протестантский богослов и философ, имевший много последователей (вейгелианцы).
  • Северинус, Петр (Педер Сёренсен ; Peder Soerensen; 1540-1602) - датский врач, автор книг: «Idea medicinae philosophicae» (1571), «Epistola scripta Th. Paracelso» (1572).
  • Либавий, Андреас (Либавиус ; 1555-1616) - немецкий врач.
  • Кунрат, Генрих (1560-1605) - немецкий философ и алхимик, автор «Амфитеатра вечной мудрости» (1595).
  • Тюрке де Майерн (Théodore Turquet de Mayerne; 1573-1655) - швейцарский врач.
  • Фладд, Роберт (Флудд ; 1574-1637) - английский врач.
  • Ди Капуа, Леонардо (1617-1695) - итальянский врач.

Учение Парацельса и его последователей называется ятрохимией, которую самостоятельно развивали также:

  • Ван Гельмонт (1580-1644) - нидерландский врач;
  • Тахений, Отто (Тахениус ; англ. Otto Tachenius; 1610-1680) - немецкий фармацевт;
  • Сильвий, Франциск (1614-1672) - голландский врач.

Также Густав Шведский (1568-1607), сын шведского короля Эрика XIV и бывшей служанки, за свои обширные знания имел прозвище «второго Парацельса».

Память

С 1941 года Швейцарское химическое общество за достижения на протяжении всей жизни вручает Премию Парацельса, которой награждены 7 лауреатов Нобелевской премии.

В 1970 года Международный астрономический союз присвоил имя Парацельса кратеру на обратной стороне Луны.

В художественной литературе и кино

  • Парацельс упоминается в серии романа о Гарри Поттере, написанной английской писательницей Дж. К. Роулинг.
  • В произведении Хорхе Луиса Борхеса «Роза Парацельса» к магистру, мечтающему об ученике, приходит молодой человек и просит взять его в ученики. Единственным условием незнакомец ставит демонстрацию чуда - сожжение розы и её воскрешение. После диалога, насыщенного философскими реминисценциями, молодой человек сам сжигает розу и требует от Парацельса подтвердить свою славу и оживить её. Парацельс говорит, что правы те, кто утверждают, что он шарлатан, выпроваживает юношу - и оживляет розу одним словом.
  • В романе «Франкенштейн» главный герой находился под сильным влиянием трудов и идей Парацельса, что и определило его стремления.
  • Парацельс - один из главных героев романа братьев Вайнеров «Лекарство для Несмеяны».
  • Австрийский кинорежиссёр Георг Пабст в 1943 году снял фильм «Парацельс».
  • Парацельс - одно из главных действующих лиц фильма «Вход в лабиринт».
  • Парацельс - прототип отца главного героя Ван Хоэнхайма в манге и аниме «Стальной алхимик».
  • Персонаж по имени Парацельс является антигероем последних сезонов сериала Склад 13.
  • Часто упоминается в рассказах Г. Ф. Лавкрафта как автор оккультных трудов и алхимик, чьи произведения наряду с произведениями других средневековых ученых-оккультистов используются героями в мистических целях, например, при воскрешении мертвецов.
  • Парацельс - один из персонажей японской визуальной новеллы «Animamundi: Dark Alchemist». Он является протагонисту в виде мальчика, старика и молодого мужчины, венчает его короной за достижения в алхимии, а позже, по просьбе Архангела Михаила, проводит через Чистилище, помогая искупить свои грехи и вернуться в мир смертных, избавленным от влияния Люцифера.
  • Парацельс - один из персонажей популярной игры D"n"D редакции Макина. Исполняет роль демона-алхимика. Продаёт призмы.

Парацельс и его вклад в развитие фармации кратко изложенный в этой статье.

Парацельс вклад в медицину

Полное имя Парацельса звучит следующим образом — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм Парацельс. О нем ходили легенды, будто врачеватель умел выращивать жемчуг и драгоценные камни, делать эликсир молодости и золото, путешествовать на летающем коне по воздуху. Сам себя он называл «святым доктором». Но судить об этом сложно, поэтому давайте остановимся на его достижениях в медицине.

Парацельс был первым врачом, который использовал в медицине минералы и химические вещества . Он был поклонником алхимии и считал, что болезнь и здоровье в организме зависит от гармонии природы и человека. Также придерживался мнения, что в теле человека имеются остатки ископаемых, поэтому некоторые недуги могут вылечить химические средства.

Парацельс развивал герметичную идею, в которой макромир вселенной имеется в каждом человеке и называется микрокосмом. Врачеватель создал теорию микрокосм-макрокосм, основанную на взаимодействии космоса и человека. Он считал, что все болезни вызваны ядами, которые попали на Землю из звезд. Но не обязательно они являются негативными, все зависит от дозы его влияния на тело человека. Излечить такие недуги можно путем принятия того же звездного яда, вместившегося в минералах, травах и химических комбинациях. Такие взгляды Парацельса противоречили церкви.

Его главная работа «Die große Wundarzney» заложила фундамент к будущему развитию антисептики. Хотя исторически и не доказано, что Парацельс первым применил опиум в качестве обезболивающего препарата, но предполагается, что он был одним из первых. Врачеватель применял опиум для лечения ран солдат.

Самым недооцененным его достижением в медицине является систематическое изучение целебных свойств минеральных альпийских источников и минералов. Парацельс считал, что алхимия нужна не только для того, чтобы изготовлять серебро и золото, а и для изучения силы лекарств. Врачеватели того времени были уверены в следующем: все недуги вызваны дисбалансом 4 гуморов — мокроты, крови, желтой желчи и черной желчи. Чтобы достичь равновесия гуморов, необходимо проводить кровопускание и придерживаться конкретной диеты, очищающей желудок организма от разложившихся соков. А Парацельс утверждал следующее – болезни вызваны внешними агентами, которые нападают на организм. Выступал против кровопускания, так как данный процесс разрушает гармонию в системе, к тому же кровь не очиститься, если уменьшить ее количество. Данными взглядами он враждебно настраивал против себя ведущих врачевателей.

Парацельс также опровергнул господствующую теорию о том, что инфекция является естественной частью заживления ран. Врач выступал за защиту и чистоту ран, регулирование рациона. Ему приписывают обоснования наследственного характера сифилиса. В своей брошюре он описал клинику сифилиса и методику его лечения дозами ртути.

Кроме того, Парацельса называют отцом токсикологии. В своем труде «Доза делает яд» врачеватель считал такие вещества хоть и токсичными, но в малых дозах безвредными. И наоборот, безвредные токсичные вещества могут стать смертельными, если их потреблять в чрезмерных дозах.

Также Парацельс внес вклад в и психотерапию – он впервые научно описал бессознательные процессы, как источник заболеваний у взрослых и детей. Инструментом психотерапии выступала все та же алхимия. Еще одно важное открытие врача – водородный газ, побочный продукт от воздействия кислот на металлы.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад внес Парацельс в медицину.



В статье «Парацельс: биография, интересные факты и видео» — кратко о жизни знаменитого швейцарского алхимика, врача, философа эпохи Возрождения.

Парацельс: биография кратко

Родился этот известный человек в октябре 1493 г. недалеко от Цюриха (Швейцария). Настоящее имя нашего героя звучит так: Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм, а Парацельс (Paracelsus) — это псевдоним.

Видимо, скромностью Филипп не страдал или был уверен в своих будущих успехах, когда назвал себя Парацельсом. Он прибавил приставку «пара», означающую «подобный», к имени известного римского философа-платоника Цельса (II век).

Отец Филиппа был хорошим врачом и происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать трудилась медсестрой в аббатстве. В семье медиков Филлипп получил прекрасное образование в сфере медицины и философии. Семья жила очень скромно, но имела хорошую библиотеку.

В 16 лет парень уже знал основы хирургии и алхимии. Вскоре Парацельс покидает отчий дом и отправляется в университет Базеля.

Затем он обрел ценные знания по астрологии, алхимии и магии у известного аббата Иоганна Тритемия. Университетское образование Парацельс получил в Ферраре (Италия), где был удостоен степени доктора медицины.

Путешествия

Парацельс много странствовал, продолжая изучать медицину и алхимию. Он принимал участие в военных экспедициях, служил военным хирургом. Жажда знаний никогда не покидала его. Он собирал полезные сведения не только от ученых других стран, но и общаясь с цирюльниками, предсказателями, повитухами, пастухами и палачами.

После десяти лет странствий, с большим багажом опыта и знаний он вернулся в Базель, став городским врачом и профессором университета.

Его уникальные лекции привлекали множество слушателей. Парацельс критиковал схоластическую медицину и публично сжёг медицинский учебник античных ученых. Количество его противников среди аптекарей и врачей продолжало расти. Вскоре Парацельс покидает Базель, спасаясь от суда за вольнодумство.

Ему вновь пришлось скитаться по странам. Наконец, в Зальцбурге (Австрия) он нашел своего покровителя — архиепископа. Парацельс поселился в этом городе и провел последние годы жизни, скончавшись (предположительно от насильственной смерти) в возрасте 48 лет.

Вклад в медицину

  • Он заставлял своих студентов изучать течение болезней на практике, а не по книгам. Парацельс привёл студентов к постелям больных.
  • Сблизил химию с медициной. Является первым ятрохимиком (от греч. «ятро» — врач), то есть врачом, применяющем химию в своей врачебной деятельности.
  • Предложил алхимикам сосредоточить усилия на разработке новых лекарств, а хирургам больше думать не о повышении скорости болезненных операций, а о безболивающих средствах и обеззараживания ран.
  • Свое врачевание он основывал на алхимическом учении о трех основных веществах, которые входят в состав всех тел природы: ртуть, сера и соль. В здоровом теле эти вещества находятся в равновесии. Если одно из них преобладает над другими или находится в недостаточном количестве, то возникают заболевания.
  • Ввёл в практику употребление препаратов меди, ртути, сурьмы и мышьяка.
  • Выделял лекарства из растений и применял их в виде вытяжек, экстрактов и эликсиров.
  • Развил представление о дозировке лекарств.
  • Использовал минеральные источники для лечебных целей.

Философия и астрономия

Парацельсом были написаны трактаты:

  • 1531 — «Великая астрономия»;
  • 1533 — «Потаенная философия»;
  • 1534 — «Философия»;
  • 1536 — «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах».

Видео

В этом видео интересная и дополнительная информация по теме «Парацельс: биография»