Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Чем занят обломов в момент представления читателю. «Обломов» главные герои

Чем занят обломов в момент представления читателю. «Обломов» главные герои

Дополните части работы, в которых эпизод рассматривается как часть целого.

Роль эпизода «Посетители Обломова»
в романе И.А. Гончарова «Обломов»

В «Обломове» явлено могущество чистой повествовательности при минимальном элементе драматизации действия.

Глубокая мысль романа рождается из поворотов судьбы, душевных движений героя, деталей живописания, вытекает из полноты многостороннего объективного изображения.

Характер героя поставил перед писателем нелегкую проблему организации действия, построения сюжета. Как показать в действии человека бездейственного? Гончаров воспользовался для этого структурным принципом, найденным романом 40-х годов: «отрывочное», эпизодическое строение с хронологическими смещениями событий. Так построены «Герой нашего времени», «Кто виноват?». Но там с помощью этого приема испытывались разные стороны натуры героя: разнообразие внутренних возможностей его у Лермонтова или преломление общего закона современного общественного бытия («утеснение», искажение человеческой личности) в разных сферах действительности у Герцена. Гончаров нашел в этом структурном принципе иные возможности и поставил его на службу своим целям.

У Обломова нет развивающейся, последовательной линии жизни. Его существование сложено из «отрывков». Так в самом начале романа, сразу же после описания неразлучной пары Обломов - Захар, дан эпизод прихода посетителей.

Эпизод расположен в самом начале романа. Читатель еще ничего не знает о герое, кроме его необычайной замкнутости: он живет в четырех стенах, и пока, до прихода гостей, еще ничто не говорит о нем, как о человеке с «голубиным» сердцем.

Вообще, эпизод играет важную роль в романе: он делает Обломова «живым» героем, лишает его схематичности, присущей Штольцу, о котором автор лишь рассказывает. Обломов показан бездействующим, но в действии, т.е. в отношениях с окружающим миром. Невольно посетители сопоставляются с Ильей Ильичом, выявляя его лучшие качества, тогда как лень его уже показана.

Три посетителя дома на Гороховой – это все общество Петербурга в миниатюре. Гости «подготавливают почву» для Штольца, как бы заранее предопределяя его духовное несовершенство по сравнению с Обломовым, ведь Штольц вхож в это общество, чувствует себя в нем отлично, что дает ему своеобразную авторскую оценку как человеку. С другой стороны, Гончаров оправдывает героя, которому скучен свет. Для него это не просто онегинская хандра, благодаря которой он к жизни «вовсе охладел», а скука, имеющая глубокие причины.

Первый посетитель – Волков, «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами». В описании господина присутствует множество «блестящих» эпитетов: «блещущий», «глянцевитый», «лакированный». В его динамическом портрете много юмора: «он вынул тончайший батистовый платок, вдохнул ароматы Востока, потом небрежно провел им по лицу, по глянцевитой шляпе и обмахнул лакированные сапоги». Сколько иронии в этих описаниях! У этого молодого человека, пытающегося быть комильфо, денди, на самом деле полусветские манеры. Вообще, этот типаж будто бы взят из "Мертвых душ" Гоголя: "тонкий" светский мотылек. Волков только что от портного и хватается перед ничего не понимающим в моде Обломовым. Обломов иронизирует, подыгрывает Волкову. Особенно это заметно, когда Волков признается в любви к "Лидиньке":


Ах! - вспыхнув, произнес Волков, - сказать?

Говорите!

Волков говорит о своей любви даже трогательно, но когда речь идет о Мише Горюнове, речь его звучит покровительственно. "Надо его ввести: он робок, еще новичок". Жизнь Волкова расписана не по минутам, а по обедам. Он приглашает и Обломова, но тому скучно там бывать, оттого "что обо всем говорят". Волков, как опытный официант, предлагает Обломову, как капризному посетителю, различные кружки, где говорят то об искусстве, то обо всем. Волкова ничего не беспокоит, кроме Лидиньки, обедов и одежды.

После визита Обломов спрашивает: "Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? ... да в десять мест в один день - несчастный!" Если Волков думает, что Обломов "сибарит", то, по мнению Ильи Ильича, "он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой".

Второй посетитель – Судьбинский, "господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темными, ровно окаймляющими его лицо бакенбардами, с утружденным, но покойно сознательным выражением в глазах, с сильно потертым лицом, с задумивой улыбкой". Сам эпитет "потертое" в сочетании со словом лицо смело доказывает мысль Обломова о "дроблении" человека. Этот посетитель упорно предлагает пойти на службу. Тут читатель узнает об Илье Ильиче нечто новое: оказывается, Обломов бросил службу, чтобы начать писать. Это характеризует его как человека творческого, способного понять все очарование Casta Diva, как читатель потом узнает, его любимой арии, предопределяет его знакомство с Ольгой, ведь Штольц не понимает музыки, не чувствует ее так тонко, хотя его в детстве учила играть на фортепиано мать.

Судьбинский «увяз, по уши увяз, и слеп, и глух, и нем для всего остального в мире» (так думает Обломов). И действительно, он говорит только о службе, о себе, хвастается, но прикрывает свое «ничегонеделание» озабоченностью и рассказами о своей занятости. Так же, как и Волков, Судьбинский тоже влюблен, но с серьезными намерениями: осенью женится. Впрочем, объясняется все просто: "нужны деньги". Возможно, именно эта проблема в будущем помешает Обломову жениться на Ольге, ведь для этого придется решить проблемы с имением и еще множество других. После ухода Судьбинского Обломов начинает гордится тем,что у него "есть простор его чувствам и воображению" в отличие от Судьбинского, что еще раз характеризует Обломова как личность творческую, которой недостаточно просто лежать на диване. В какой-то мере эти два первых визита уже показывают, что если Обломов и лежит на диване, то не только от лени, но и от того, что нечем заняться думающему, чувствующему человеку.

Последний посетитель Обломова – "очень худощавый, черненький господин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньолкой. Он был одет с умышленной небрежностью". Уже по этому несколько ироническому портрету можно определить, что Пенкин – «личность творческая». На самом деле он бездарен, ("В нем слышится то Дант, то Шекспир" – грубое, нелепое преувеличение) и чем-то напоминает Кукшину ("Отцы и дети"), которая буквально живет печатным словом. В разговоре с литератором Обломов "оживает", неожиданно вскакивает с дивана и произносит монолог о гуманизме, человеколюбии. Все накопившееся мысли о человеке выплескиваются наружу: "Человека, человека давайте мне. Любите его... Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию!" В этом Обломов прав, он достойно отвечает Пенкину, называющему его "чудаком". После ухода "поэта" Обломов рассуждает как творческая личность: ведь писать нельзя все время, в любое время, по заказу. А ведь это могло стать его профессией!

Таким образом, сюжетная роль посетителей Обломова – показать, что так жить нельзя, оправдать Обломова, который «беззаботен, как новорожденный младенец», «не разбрасывается, не продает ничего...». По мнению автора, Обломов, лежа на диване, сохраняет свое человеческое достоинство, ему просто нечем заняться больше, нет ничего более достойного в петербургском свете.

В начале романа Гончаров описывает один день ленивой жизни барина Ильи Ильича Обломова. Сам главный герой давно перестал ходить по гостям. Друзья и знакомые навещают его сами. В тот день к барину в гости пришли шесть человек. Все они - люди совершенно разных сословий и возраста. Классик показывает нам окружение главного героя. Мы видим причины, приведшие персонажа к пассивному образу жизни.

Волков - франт и дамский угодник. Он молод, богат, беспечен, жизнерадостен. Ему около 25 лет. Волков часто посещает светские мероприятия - балы, всевозможные праздники. Всегда одевается модно.

Волков - чиновник, но на рабочем месте появляется только для виду пару раз в неделю. Он постоянно находится в движении, однако, его действия не несут никакого смысла. Обломов считает его человеком скудоумным и мелочным.

Судьбинский - высокопоставленный государственный служащий. Он одно время работал с главным героем в одной канцелярии. Гончаров описывает его, как человека, который добился больших высот в карьере, но потерял при этом свое "Я". Вся его жизнь - служба. Даже его будущая свадьба подчинена карьере. Судьбинскому не свойственны ни высокие чувства, ни мысли. Обломов жалеет его, называя несчастным человеком.

Пепкин - образ пародийный. Одет он небрежно, с бакенбардами как у Пушкина. Работает литератором, пишет новости и статьи о реальной жизни. И даже написал один рассказ для журнала. Зарабатывает неплохо, часто посещает модные рестораны. Хотя пишет он откровенно плохо, сам он так не считает.

Алексеев - земляк Ильи Ильича. Занимает должность мелкого чиновника. Окружающие его не замечают, часто путают и забывают имя. Алексеев - человек кроткий и робкий. Боится высказать свое мнение, подстраивается под собеседника. Но так было не всегда. Когда-то он был светским львом, занимал хорошую высокую должность. Его уважали, постоянно приглашали на все мероприятия.

Но, лишившись должности, Алексеев стал неинтересен окружающим. Обломов думает о нем, как о человеке, потерявшим себя. Алексеев - только лишь тень того, кем он был раньше.

Тарантьев - также земляк Обломова. Это отрицательный персонаж. Он уже немолод - ему около 40 лет. Прослужил писарем 25 лет, но так и не сумел построить карьеру. Тарантьев - человек недоброжелательный, шумный, хитрый, грубый. Он обладает живым умом, хоть и не получил должного образования. Тарантьев - мошенник, тяжело отдает долги, любит поесть за чужой счет. Ему никогда не бывает стыдно. Он постоянно сердится и бранится.

Доктор - сдержанный, заботливый, внимательный человек. Это низкорослый брюнет, с брюшком. Его лицо белое, но щеки румяные. Он - давний знакомый Ильи Ильича, много лет следит за его здоровьем. Доктор - опытный специалист, лечащий состоятельных клиентов. Зарабатывает неплохо - носит дорогую элегантную одежду и перстень.

Доктор настоятельно советует главному герою поменять образ жизни, предупреждает о возможном инсульте. И оказывается прав - в конце романа Обломов действительно умирает.

Вопрос № 1

Проверка устного домашнего задания (опрос по вопросам)

Уметь давать характеристику герою по описанию его внешности, быта, интерьера

Знать основную проблематику произведения;

Знать художественные особенности произведения;

Творчество И.А. Гончарова.

Занятие № 5

Роман «Обломов»: что такое обломовщина?

Цели:

Ход занятия:

1. Оргмомент, цели:

2. Актуализация:

Расскажите, кто такой Илья Ильич Обломов, какие проблемы вывели его из состояния душевного спокойствия?

«Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточённости в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садились на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы своего тела... мягкость, которая была господствующим выражением, не лица только, а всей души… редко тревога застывала в форме определённой идеи, еще реже превращалась в намерение…

…вид кабинета поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью…

«из колеи» Обломова вывели такие новости, полученные им: письмо старосты из деревни о том, что доход с поместья уменьшился на две тысячи рублей, известие о том, что из квартиры надо срочно выселиться.

Расскажите о гостях Обломова: кто они такие, как оценивает их деятельность Обломов.

Волков, служит в армии, холеный человек, интересуется только новостями высшего света, любит хорошо одеваться, нарядно и аккуратно выглядеть. Обломов говорит о нём: «Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»;

Судьбинский, старый сослуживец Обломова. Он дослужился до начальника отделения, формалист, который думает только об отличии перед начальством. Обломов говорит о нём: «Увяз… и слеп, и глух, и нем для всего остального в мире… И проживёт свой век и не пошевелится в нём многое, многое…»;

Пенкин, бездарный писака, которого интересуют передовые вопросы эмансипации женщин, положения крестьян и т.д. Обломов говорит о нём: «Да писать-то всё, тратить мысль, душу, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру…»

Алексеев, «ни рыба, ни мясо», человек крайне неопределённый, безликий, он очень удобен для Обломова, так как не нарушает привычного ему образа жизни и во всём соглашается с главным героем;

Тарантьев, очень грубый, грузный человек, вся мощь которого сосредоточилась внутри, так как не имела возможности выйти наружу, это очень шумный человек, он удобен для Обломова тем, что якобы слегка тормошит его, хотя Тарантьеву не под силу сдвинуть Илью Ильича с места.

Вопрос № 3, № 4 – попробуем с ними разобраться совместно.

Характеристика гостей Обломова является, бесспорно, второстепенной деталью романа. Эти визиты описаны во II - VI главах. Гончаров своей книгой не только привлекает внимание читателя к саморазрушающейся личности Обломова, повествование классика освещает причины и окружение, способствовавшие формированию у Ильи Ильича абсолютно пассивного отношения к жизни, напоминающего живое воплощение лени. При этом автор использует совершенно разные Например, Обломова - последовательная демонстрация эволюции лени в детском и отроческом возрасте. Однако не был бы Иван Александрович Гончаров действительным членом Петербуржской Академии наук по словесности, если бы на этой сцене раскрытие идеи ограничилось. Краткая характеристика гостей Обломова служит этому доказательством.

Гости Обломова - деятельные "пустышки"

Лень Обломова продолжала и далее, после юных лет, свое овладение личностью гончаровского героя. Уже будучи образованным, взрослым человеком, Илья Ильич не однажды сталкивался с людьми, занимающими определенную ступень в обществе, должность на службе, хобби. Все они вхожи в квартиру главного героя, находящуюся на Выборгской стороне Петербурга. Как раз характеристика гостей Обломова и станет темой этой статьи. Каждый из них по-своему пытается привлечь Обломова «за компанию» заниматься тем же, чем занимается и он сам. Гости - это Алексеев, Волков, Пенкин, Судьбинский. Однако наш герой, хоть и лентяй и человек беспечный, но образованный, с нормальным логическим мышлением. Обломову, общающемуся с гостями, на определенном этапе становится понятно, что его лень и поза возлежащего на диване мыслителя лучше, честнее, нежели суета всех этих людей.

Алексеев

Не любитель Обломов. Характеристика гостей его может служить доказательством того, что эти знакомства весьма поверхностны. Начнем с Алексеева, человека неопределенного облика и возраста. Он - личность, на определенном этапе «потерявшая себя». Поэтому его каждый называет по-разному: то Иваном Васильевичем, то Иваном Ивановичем, то Иваном Михайловичем. Есть ли он, нет ли его, обществу все равно. Ранее он был при должности, пользовался определенным влиянием, считал себя светским львом. Его знали, приглашали. Но случилось неожиданное, и высокая должность была утрачена, взамен ей пришла «обычная служба» на рядовой должности, и сразу же Алексеев стал неинтересен окружающим. Не в скудности ли духовного мира этого человека кроется причина того, что так получилось? Утратив должность, он не нашел, на что далее можно опереться в жизни. Алексеев представляет собой остов, жалкую тень бывшего центра внимания. Обломов дает ему уничтожающую оценку: «Человека-то нет!»

Волков

Характеристика гостей Обломова не может не включать в себя еще один характерный персонаж. 28-летний пышущий здоровьем Волков - дамский угодник и франт, человек глубоко светский. В контексте нашего времени такие люди называются «тусовщиками». Вся жизнь его - череда визитов, балов, званых обедов и ужинов. С одной стороны, он постоянно находится в движении, с другой, все его действия бессмысленны, не приносят ровным счетом никакой пользы. Кроме того, Волкову присущи скудоумие мелкость души, чего нельзя сказать про Илью Ильича.

Судьбинский

Судьбинский - человек, который «понял толк» в государственной службе. Он занимает высокую должность, но полностью обезличился, став похожим на канцелярское пресс-папье. Его будущая свадьба на дочери статского советника также всецело подчинена карьере. «Несчастный!» - думает о нем Обломов, понимая, что никогда и никакие высокие мысли и чувства не пробьются в толстокожую душу этого человека.

Пенкин

Брюнет с пушкинскими бакенбардами Пенкин - человек, которому хронически не хватает «глубины». Это, безусловно, пародийный образ. Одевается он с нарочитой небрежностью. По профессии Пенкин - литератор. Он пишет легко, однако его «пачкотня» никогда не тронет ничьего сердца. Характерно, что сам писатель неадекватно оценивает свои творческие возможности. Считает, что «все идет как надо». «Лучше совсем уж ничего не делать, чем делать кое-как!» - думает о нем Обломов.

Выводы

Характерно, небольшая деталь, как характеристика гостей Обломова, является завершенной и художественно безукоризненной, что отмечалось и Чеховым, и Добролюбовым. Все эти люди, как уже говорилось, приходят к Илье Ильичу, чтобы пригласить его совместно съездить на маевку в Екатерингоф. Они пытаются втянуть его в действительно бессмысленную беготню и суету. Обломов при этом находит причину, чтобы отказаться. Прав ли он? Ситуация спорна. Ведь в итоге саморазрушение Обломова принимает более высокий порядок, чем у людей, гостивших у него.

Цель: показать роль второстепенных персонажей произведения И.А. Гончарова «Обломов» в выявлении авторской позиции.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление о гармоничной личности как ориентире для самовоспитания каждого человека;

Показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа И.А. Гончарова через его сопоставление с образами остальных персонажей произведения;

Выявить своеобразие средств создания образов героев в художественном произведении.

Развивающие:

Развивать логическое мышление и умение отстаивать свою позицию;

Формировать личность, способную к творческой деятельности;

Развивать навыки работы в группе.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и к русской классической литературе;

Содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

Содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма работы: фронтальная работа учителя с классом, групповая работа, индивидуальная работа, ролевая игра.

Образовательные технологии: театральная технология, технологиидеятельностного типа (технология развития критического мышления, технология проблемного диалога), игровая технология, технология личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: проектор, презентации Power Point «В гости к Илье Обломову» «Физминутка для глаз», видеофрагменты из художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова», аудиозапись «Мысли Обломова», раздаточный материал, декорации к уроку, иллюстрирующие быт комнаты Ильи Ильича Обломова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 10

Урок № 3.

Дата:

Тема: Герои романа И.А. Гончарова «Обломов» в их отношении к Обломову.

Цель: показать роль второстепенных персонажей произведения И.А. Гончарова «Обломов» в выявлении авторской позиции.

Задачи:

Образовательные:

Сформировать представление о гармоничной личности как ориентире для самовоспитания каждого человека;

Показать сложность и неоднозначность характера главного героя романа И.А. Гончарова через его сопоставление с образами остальных персонажей произведения;

Выявить своеобразие средств создания образов героев в художественном произведении.

Развивающие:

Развивать логическое мышление и умение отстаивать свою позицию;

- формировать личность, способную к творческой деятельности;

Развивать навыки работы в группе.

Воспитывающие:

Воспитывать любовь и уважение к русскому языку и к русской классической литературе;

- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;

Содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, уделив внимание воспитанию активной жизненной позиции.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Форма работы: фронтальная работа учителя с классом, групповая работа, индивидуальная работа, ролевая игра.

Образовательные технологии: театральная технология, технологиидеятельностного типа (технология развития критического мышления, технология проблемного диалога), игровая технология, технология личностно-ориентированного обучения.

Оборудование: проектор, презентации Power Point «В гости к Илье Обломову» «Физминутка для глаз», видеофрагменты из художественного фильма «Несколько дней из жизни Обломова», аудиозапись «Мысли Обломова», раздаточный материал, декорации к уроку, иллюстрирующие быт комнаты Ильи Ильича Обломова.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивационный настрой.

Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжаем знакомство с романом Гончарова «Обломов», продолжаем анализировать текст и постигать тайны художественного мастерства автора.

Как известно, данный роман – классика мировой литературы. Роман Гончарова " Обломов " является заметной в русской и мировой литературе вехой на пути решения человечеством многих проблем. Как вы думаете, важно ли читать классическую литературу? (Да)

Давайте сыграем в игру «Оратор». Возьмите на себя роль оратора и докажите, что читать классическую литературу необходимо.

(Ответы детей:

- Классика потому и стала классикой, что она несет в себе то, что даже после долгого времени сохраняет свою актуальность.

- Классические книги являются вечными, так как они помогают раскрыть многие моменты человеческой жизни, взаимоотношений, которые не зависят от времени.

- Чтение классической литературы воздействует на внутренний мир читателя. Даже если книге сто и более лет. Она единственная может поведать об интересных событиях, передать все оттенки переживаний героев, их мысли, точно описать поступки и их причины. Некоторые произведения могут играть большую роль в жизни общественности .

Еще одна причина, которая может стать значимым аргументом в пользу чтения классической литературы – это то, что данные произведения являются частью интеллектуального и культурного наследия человечества , потерять которые будет просто преступлением. Те радости, удачи, поражения, которые оставили в классике нам предки, не должны стать ненужными.)

Молодцы! С таким настроем мы смело можем успешно продолжить путешествие по страницам романа И.А. Гончарова «Обломов».

2 . Проверка домашнего задания.

На дом вам было задано заполнить анкету онезначительных, незаметных, казалось бы, персонажах романа, которые всё же могут повлиять на формирование представления оглавном герое. Надеюсь, что в ходе чтения романа эти персонажипомогли вам раскрыть образ Обломова в большей степени.

Ребята, скажите, фамилии каких героев вы занесли в эту анкету?

(Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев, Мухояров, тетка Ольги, Захар).

(См. Приложение 1).

3.Актуализация опыта. Целеполагание.

На предыдущем уроке мы с вами изучили центральный образ романа – Ильи Ильича Обломова. Давайте вкратце составим его портрет. (Записи в тетради).

Опираясь на заполненную таблицу, ответьте на вопрос: что общего у этих персонажей и что их различает друг от друга?

(Первые пять персонажей – «гости» Обломова, тетка Ольги и Мухояров – не имеют прямого отношения к Обломову, играют непосредственную роль. Захар –слуга, но имеет черты сходства с Обломовым.Объединят одно – они все второстепенные персонажи, но они все сконцентрированы вокруг главного героя, некоторые из них даже вносят свой вклад в создании образа главного героя).

Важно!! При использовании приема «совместный поиск» учитель учитывает мнение каждого высказывающегося учащегося.

Какие черты героев можно определить как контрастные? Зачем этот контраст автору?

(Все черты, которые противопоставлены главному герою.Чтобы противопоставить каждого Обломову, чтобы сложить представление об образе более четко и ярко).

Как вы полагаете, может ли один персонаж каким-то образом повлиять на представление читателя о главном герое? Как это проявляется?

Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний урок, если образа центрального персонажа мы уже коснулись? (Формулируют тему урока примерно «Второстепенные персонажи в романе «Обломов»).

Как вы понимаете значение слова «второстепенный»?

(Второстепенный, -ая, -ое. Не главный, не основной, менее существенный (вторая степень по значимости).

Какова цель нашего урока? (Оценить роль второстепенных персонажей в романе)

4. Изучение новых знаний.

Ребята, сегодняшний урок можно назвать необычным. Если бы мы придумывали имя для каждого урока, то сегодняшнее название было бы следующим: «В гости к Илье Обломову». Давайте представим, что мы с вами попали в художественный мир, созданный Гончаровым на страницах романа.

Фронтальный опрос. «Ориентир».

1) В какой мы эпохе? (19 век)

2) В каком мы городе? (Петербург)

3) К какому социальному кругу принадлежит герой? (Дворянство// барин, у которого есть имение, земля, крестьяне)

4) Где можно было встретить людей этого круга? (На службе, в театре, на балу или на приеме, в парке, на набережной Невы).

5) Куда мы отправимся? Где нам искать героя? (Гороховая улица, съемная квартира).

6) Почему герой сейчас дома? (Обломов всегда дома).

Так как наш герой никуда не выходит, придется нам самим идти к Обломову в гости.

Только сегодня у одной половины класса появится возможность окунуться в атмосферу обломовского быта и побыть свидетелем общения Обломова со своими гостями, а у другой половины класса появится замечательная возможность проявить себя с творческой стороны и самим показать небольшой отрывок из романа, побыть гостями Обломова. Итак, мы погружаемся в атмосферу вечного покоя и сна и заглядываем в дом Ильи Ильича Обломова. А заодно и познакомимся с самими его гостями.

Использование приема театрализации (Приложение 2).

После инсценировки:

Фаза вызова: Оценочные вопросы:

Какие ощущения вы испытывали, просматривая инсценировку текста?

Какие вопросы возникали во время сопоставления текста и живых героев?

Удалось ли актёрам передать образы персонажей, которых они представляли?

Смогли ли вы проследить сложность характера главного героя?

5. Физминутка.

6. Этап проверки понимания изученного.

Цель: установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, устранить обнаруженные пробелы .

Способ достижения: групповая форма работы(приём «Двойной дневник»), постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся (приём«Учебный мозговой штурм» ); фронтальная работа с классом (создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ ученика, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании учащимися нового материала ), индивидуальная работа.

Результат : учитель спрашивает средних и слабых учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании учащимися нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних учеников.

  1. Групповая работа. Прием «двойной дневник». Распределение класса на две группы. Одну группу учитель просит заполнить столбец таблицы «что положительного принесли гости Обломову» (+), вторую – «что отрицательного» (-). Получилось следующее:
  1. Индивидуальная работа (письменная, тезисы):

Кто такой Захар? В чем особенности этого персонажа? Какова его роль?

(выполняется сильным учеником, пока остальные работают устно)

  1. Фронтальная работа.

а) Блиц-опрос:

Сколько пришло гостей к Обломову? (5).

Назовите их фамилии (Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев).

Куда звали Обломова некоторые гости? (В Екатерингоф, для развлечения, для празднования 1 мая).

Какую фразу неоднократно повторял Обломов при встрече с гостями? («Уйдите, вы с холода…»).

Какой вопрос Обломов пытался решить, прося помощи у своих визитёров? (Квартирный вопрос).

б) Учебный мозговой штурм.

Настолько ли легок образ Обломова, как кажется на первый взгляд? (Образ, как и роман, неоднозначен).

За счет чего складывается эта некая усложненность образа главного героя?(За счет проецирования образов второстепенных персонажей на главный образ.Мы можем проследить его действия, речь, поведение в целом).

Как вы думаете, каких качеств характера не хватает Обломову для идеального героя? (Уверенности в себе, щёгольства, озорства, оптимизма, активной жизненной позиции в целом).

Можно ли эти качества перенять у его знакомых, друзей? (Можно, ему не хватает всего этого).

А какие черты гостей Обломова перенимать бы не стоило? Почему? (Чинопочитание, притворство, фарс, бесхребетность, наглость, хамство).

Почему гостям не удается поднять Обломова с дивана? (Он выше их интересов. Он – философ.

М. Пришвин: «Никакая «положительная» деятельность в России не может выдержать критики Обломова: его покой таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, из-за которой стоило бы лишиться покоя»).

Какого литературного героя русской литературы первой трети 19 века напоминают те качества Обломова, которые проявились в первых эпизодах? (Манилова – мечтатель из романа «Мертвые души» Н.В. Гоголя).

Типологической чертой каких героев является нереализованность в деле, обществе? (Тип «лишнего человека»).

Чем освещение проблемы «лишнего человека» в этом романе отличается от ее рассмотрения в предшествующей литературе? (В произведениях А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова тип «лишнего человека» - личность незаурядная, титаническая. И.А. Гончаров показал, как действительность губит не титана, а заурядного сына века, просто хорошего человека. Гончаров довел логику развития «лишнего человека» до ее логического завершения (нереализованность, полная бездеятельность. Конфликт «человек-среда» перемещен внутрь самого героя: мешает осуществиться личности «помещика» в самом герое, в душе героя).

Какую роль в романе играет, казалось бы, малоприметный персонаж Иван Матвеевич Мухояров? (Он - пружина в событиях, связанных с Обломовым, решает судьбу имения Обломова, персонаж малоприятный).

А тетка Ольги, Марья Михайловна? (Ничего особенного из себя не представляет. С другой стороны, на протя жении романа Ольги с Обломовым Марья Михайловна остается верна себе, ничем не выдавая собственного отношения к их частым встречам. Обычно во время визитов Ильи Ильича "тетка... глядит на него своими томными большими глазами и задумчиво нюхает свой спирт, как будто у нее от него болит голова". Именно в поведении Марьи Михайловны, у которой он так и не попросил официально руки Ольги, Обломов находит немую поддержку мысли о бесполезности этого решительного шага).

Проверка ответа на поставленные вопросы о Захаре. Определение его места в тексте.

(Исходяизобломовскойиронии и жизневосприятия, а такжеопираясьнаключевыемоменты, увиденныенами в тексте, мы с полнойуверенностьюможемсказать, чтоЗахар «ещебольшийОбломов, чемсамИльяИльич». Наиболееяркоэтовыражено в следующемэпизодетекста: «Обломов с упрекомпогляделнанего, покачалголовой и вздохнул, а Захарравнодушнопогляделнаокно и тожевздохнул. Барин, кажется, думал: «Ну, брат, тыещебольшеОбломов, нежели я сам...» . ОбразЗахаранеобходим в романе, безнегокартинаобломовщиныбылабынеполна.)

Ставится ли в романе проблема целостной гармоничной личности? Каким образом? Зачем?

се главные герои романа идеальны. Но они идеальны с разных сторон. В Обломове - идеал поэта, в Штольце - идеал трезвомыслящего человека, в Ольге - идеал человека, осознающего свой долг. Обломов идеален для Пшеницыной и для Обломовки. А Штольц и Ольга идеальны для общества.Гармоническая личность - это не Штольц, не Обломов, не Ольга в отдельности. Это все они, вместе взятые. Обломов – не абсолютный идеал. Если бы Гончаров совместил качества Штольца и Обломова, получился бы совершенный образ).

С появлением какого гостя образ Обломова кажется нам вовсе не однозначным? (когда появляется Штольц-след.тема).

7. Этап закрепления нового материала.

Перед учащимися на стол ставится корзина. Заранее учитель подбирает тезисы по теме, в том числе и ошибочные, складывает в корзину. Учащиеся достают из корзины листок с каким-либо тезисом, соглашаются или опровергают, исправляя.

  1. По мере знакомства с гостями Обломова, читатель понимает, что, возможно, главный герой прав в своем отношении к ним. Все они – тоже обломовцы, несмотря на кажущуюся противоположность ему. Они лишь создают видимость деятельности, в то время как на самом деле не делают ничего.
  2. Гости Обломова не случайны. Волков – светский щеголь, франт; Судьбинский – сослуживец Обломова, который продвинулся по службе; Пенкин – преуспевающий литератор; Алексеев – безликий человек, Тарантьев – напористый, наглый, хамоватый.Обломов мог бы быть светским щеголем, как Волков (а ведь он нравился женщинам, даже очень красивым женщинам, но он отдалил их от себя), мог бы служить и дослужиться до высоких чинов, как Судьбинский, мог бы стать литератором, как Пенкин (Штольц, принося ему книги для чтения, пристрастил Обломова к поэзии.Обломов находил упоение в стихах…), мог бы брать верх над людьми, допускать в поступках напористость, как Тарантьев, а безликий Алексеев говорит нам о том, что выбор еще может быть сделан.
  3. Сцена встречи Обломова с гостями ничего ценного в художественном плане из себя не представляет.
  4. К Обломову автор относится совсем не так, как к другим героям романа - гостям обломовского поместья. Волков, Судьбинский, Алексеев, Пенкин, Тарантьев - все эти дешевые господа - яркие представители местного светского общества, «с чинами и званиями». Их традиционное посещение просто чуждо пониманию главного героя. Он выше их миропонимания. Он человечнее.
  5. Захар «ещё больше Обломов, чем сам Обломов».
  6. Жизнь и судьба Ильи Ильича Обломова не может заставить размышлять о сложнейших вопросах свободы воли и необходимости жить «как нужно» или «как хочу».

8. Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  1. Рассмотреть пару «Штольц и Обломов». Письменно ответить на вопрос: «Обломов и Штольц: двойники или антиподы?»
  2. Любовь в романе. Развитие отношений с женщинами у Обломова. Заполнить нужными цитатами таблицу (раздаточный материал).
  3. Что такое «обломовщина»? Обобщить ранее сказанное. Составить кластер «Черты «обломовщины».
  4. Для всех: познакомиться с отрывками из критических статей Добролюбова Н.А. «Что такое обломовщина?» Дружинина А.В. «Обломов», Писарева Д.И. «Обломов. Роман Гончарова И.А». (конспект в тетрадь).

9. Подведение итогов урока.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы изрефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Выставление учителем оценок.

Сегодня на уроке мы рассмотрели роль второстепенных персонажей романа. Мы доказали, что одним из средств создания образа является сопоставление черт характера нескольких второстепенных героевс главным, чтобы яснее проследить раскрытие образа в романе. На следующих уроках мы продолжим наш разговор о художественном произведении, убедимся в его специфичности, раскроем новые проявления мастерства автора – Ивана Александровича Гончарова в его неоднозначном романе «Обломов».

Урок окончен! До свидания!

Приложение 1. Незаметные персонажи романа.

Анкета для заполнения (форма раздавалась на дом).

ФИО

Возраст

Род деятельности и занятия

Цитаты (по желанию)

1 Волков

Молодой, лет 25.

«Слава богу, у меня служба такая, что не нужно бывать в должности. Только два раза в неделю посижу да пообедаю у генерала, а потом поедешь с визитами, где давно не был»

«я - украшение министерства».

2 Судьбинский

Начальник отделения

«Ну конечно, с таким человеком, как Фома Фомич, приятно служить: без наград не оставляет; кто и ничего не делает, и тех не забудет. Как вышел срок - за отличие, так и представляет; кому не вышел срок к чину, к кресту, - деньги выхлопочет...»

3 Пенкин

писатель

«Обнаружен весь механизм нашего общественного движения, и все в поэтических красках. Все пружины тронуты; все ступени общественной лестницы перебраны. Сюда, как на суд, созваны автором и слабый, но порочный вельможа и целый рой обманывающих его взяточников; и все разряды падших женщин разобраны... француженки, немки, чухонки, и всё, всё... с поразительной, животрепещущей верностью... Я слышал отрывки - автор велик! В нем слышится то Данте, то Шекспир...»

4 Алексеев

Без возраста

«В службе у него нет особенного постоянного занятия, потому что никак не могли заметить сослуживцы и начальники, что он делает хуже, что лучше.»

«-Нет, мне у вас всегда хорошо; я доволен…»

5 Тарантьев

Лет сорока

Чиновник-взяточник

Называет Штольца «продувной бестией»

6 Захар

Пожилой человек, ему за 50.

Преданный слуга Обломова

«Обломов с упреком поглядел на него, покачал головой и вздохнул, а Захар равнодушно поглядел на окно и тоже вздохнул. Барин, кажется, думал: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам», а Захар чуть ли не подумал: «Врешь! Ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет».

7 Мухояров Иван Матвеевич

Лет сорока

Деятельность размыта

«прошло времечко…все молокососы перебили: ломаются, читают да говорят по-французски…все гадят нам..»

8 Тётка Ольги

Почти 50 лет

Крестьяне. Барыня.

Приложение 2.

Использование театральной технологии на уроке. Инсценировка сцены приема гостей в доме Обломова.

Обломов, Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев, Автор.

Раздается тиканье часов. На экране - кадры из фильма «Несколько дней из жизни Обломова» (Герой лежит, повернувшись к стене). Ученик, исполняющий роль Обломова, лежит на заранее подготовленном спальном месте посередине класса.

Звонок. Заходит Волков.

Вошел молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здоровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами. Зависть брала смотреть на него.

А, Волков, здравствуйте! - сказал Илья Ильич.

Здравствуйте, Обломов, - говорил блистающий господин, подходя к нему.

Не подходите, не подходите: вы с холода! - сказал тот.

Вы еще не вставали! Что это на вас за шлафрок? Такие давно бросили носить, - стыдил он Обломова.

Это не шлафрок, а халат, - сказал Обломов, с любовью кутаясь в широкие полы халата.

Откуда вы так рано? - спросил Обломов.

От портного. Посмотрите, хорош фрак? - говорил он, ворочаясь перед Обломовым.

Отличный! С большим вкусом сшит, - сказал Илья Ильич.

Обломов, а знаете ли вы, я... влюблен в Лидию, - прошептал Волков.

Браво! Давно ли? Она, кажется, такая миленькая.

Вот уж три недели! - с глубоким вздохом сказал Волков. - Какая у вас пыль везде! - сказал он.

Все Захар! - пожаловался Обломов.

Ну, мне пора! - сказал Волков.

Приезжайте вечером чай пить, из балета: расскажете, как там что было, - приглашал Обломов.

Не могу, дал слово к Муссинским: их день сегодня. Поедемте и вы. Хотите, я вас представлю?

Нет, что там делать?

На вас не угодишь. Да мало ли домов! Теперь у всех дни: у Савиновых по четвергам обедают, у Маклашиных - пятницы, у Вязниковых - воскресенья, у князя Тюменева - середы. У меня все дни заняты! - с сияющими глазами заключил Волков.

И вам не лень мыкаться изо дня в день?

Вот, лень! Что за лень? Превесело! - беспечно говорил он. - Прощайте же.Мне еще в десять мест. И он исчез.

Мысли Обломова (записаны заранее, включается аудиозапись):

«В десять мест в один день - несчастный! И это жизнь! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр и влюбиться в какую-нибудь Лидию... она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься - хорошо; да в десять мест в один день - несчастный!»

Звонок в дверь. Входит Судьбинский .

Вошел новый гость.

Здравствуй, Судьбинский! - весело поздоровался Обломов. - Насилу заглянул к старому сослуживцу! Не подходи, не подходи! Ты с холоду.

Здравствуй, Илья Ильич. Давно собирался к тебе, - говорил гость, - да ведь ты знаешь, какая у нас дьявольская служба! Вон, посмотри, целый чемодан везу к докладу; и теперь, если там спросят что-нибудь, велел курьеру скакать сюда. Ни минуты нельзя располагать собой.

Ты еще на службу? Что так поздно? - спросил Обломов. - Бывало ты с десяти часов...

Что ж делать! Надо работать, коли деньги берешь. Летом отдохну: Фома Фомич обещает выдумать командировку нарочно для меня... вот, тут получу прогоны на пять лошадей, суточных рубля по три в сутки, а потом награду...

Эк ломят! - с завистью говорил Обломов; потом вздохнул и задумался.

Деньги нужны: осенью женюсь, - прибавил Судьбинский.

Что ты! В самом деле? На ком? - с участием сказал Обломов.

Не шутя, на Мурашиной. Помнишь, подле меня на даче жили? Ты пил чай у меня и, кажется, видел ее.

Нет, не помню! Хорошенькая? - спросил Обломов.

Да, мила. Поедем, если хочешь, к ним обедать...

Обломов замялся.

Да... хорошо, только...

На той неделе, - сказал Судьбинский.

Да, да, на той неделе, - обрадовался Обломов, - у меня еще платье не готово. Что ж, хорошая партия?

Да, отец действительный статский советник; десять тысяч дает, квартира казенная. Он нам целую половину отвел, двенадцать комнат; мебель казенная, отопление, освещение тоже: можно жить...

Да, можно! Еще бы! Каков Судьбинский! - прибавил, не без зависти, Обломов.

На свадьбу, Илья Ильич, шафером приглашаю: смотри...

Как же, непременно! - сказал Обломов.

Прощай, - сказал чиновник, - я заболтался, что-нибудь понадобится там...

Мысли Обломова:

«Увяз, любезный друг, по уши увяз. И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека-то нужно: ума его, воли, чувства - зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое... А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома - несчастный!»

Входит Пенкин.

Здравствуйте, Пенкин; не подходите, не подходите: вы с холода! - говорил Обломов.

Ах вы, чудак! - сказал тот. - Все такой же неисправимый, беззаботный ленивец!

Да, беззаботный! - сказал Обломов. - Вот я вам сейчас покажу письмо от старосты: ломаешь, ломаешь голову, а вы говорите: беззаботный! Откуда вы?

Из книжной лавки: ходил узнать, не вышли ли журналы. Читали мою статью?

Нет.

Я провожу вот какую мысль и знаю, что она новая и смелая. Один проезжий был свидетелем этих побоев и при свидании с губернатором пожаловался ему. Тот приказал чиновнику, ехавшему туда на следствие, мимоходом удостовериться в этом и вообще собрать сведения о личности и поведении городничего. Чиновник созвал мещан, будто расспросить о торговле, а между тем давай разведывать и об этом. Что ж мещане? Кланяются да смеются и городничего превозносят похвалами. Чиновник стал узнавать стороной, и ему сказали, что мещане - мошенники страшные, торгуют гнилью, обвешивают, обмеривают даже казну, все безнравственны, так что побои эти - праведная кара...

Вам бы писать, Илья Ильич, в вас много такта!

Обломов отмахивается.

Да вы прочтите сами еще.

Чего я там не видал? - говорил Обломов. - Зачем это они пишут: только себя тешат...

Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же не забудь. Где же человечность-то? Вы одной головой хотите писать! - почти шипел Обломов. - Вы думаете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодотворяется любовью. Протяните руку падшему человеку, чтоб поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, - тогда я стану вас читать и склоню перед вами голову... - сказал он, улегшись опять покойно на диване. - Изображают они вора, падшую женщину, - говорил он, - а человека-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию.

Что же, природу прикажете изображать: розы, соловья или морозное утро, между тем как все кипит, движется вокруг? Нам нужна одна голая физиология общества; не до песен нам теперь...

Человека, человека давайте мне! - говорил Обломов. - Любите его...

Однако мне пора в типографию! - сказал Пенкин. Ночью писать и чем свет в типографию отсылать. Прощайте.

Мысли Обломова:
«Ночью писать, когда же спать-то? А подь, тысяч пять в год заработает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и воображением, насиловать свою натуру, волноваться, кипеть, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться... И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра; праздник придет, лето настанет - а он все пиши? Когда же остановиться и отдохнуть? Несчастный!»

Звонок. Входит Алексеев.

Вошел человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией, в такой поре, когда трудно бывает угадать лета; не красив и не дурен, не высок и не низок ростом, не блондин и не брюнет. Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей. Его многие называли Иваном Иванычем, другие - Иваном Васильичем, третьи - Иваном Михайлычем.

А! - встретил его Обломов. - Это вы, Алексеев? Здравствуйте. Откуда? Не подходите, не подходите: я вам не дам руки: вы с холода!

Что вы, какой холод! Я не думал к вам сегодня, - сказал Алексеев, - да Овчинин встретился и увез к себе. Я за вами, Илья Ильич.

Куда это?

Да к Овчинину-то, поедемте. Там Матвей АндреичАльянов, Казимир АльбертычПхайло, Василий СевастьянычКолымягин.

Что ж они там собрались и что им нужно от меня?

Овчинин зовет вас обедать.

Гм! Обедать... - повторил Обломов монотонно.

А потом все в Екатерингоф отправляются: они велели сказать, чтоб вы коляску наняли.

У меня два несчастья! Не знаю, как и быть.

Какие же?

С квартиры гонят; вообразите - надо съезжать: ломки, возни... подумать страшно! Ведь восемь лет жил на квартире.

Ну, что бы вы сделали на моем месте? - спросил Обломов, глядя вопросительно на Алексеева, с сладкой надеждой, авось не выдумает ли, чем бы успокоить.

Надо подумать, Илья Ильич, нельзя вдруг решить, - сказал Алексеев.

Входит Тарантьев

Здравствуй, земляк, - отрывисто сказал Тарантьев, протягивая мохнатую руку к Обломову. - Чего ты это лежишь по сю пору, как колода?

Не подходи, не подходи: ты с холода! - говорил Обломов, прикрываясь одеялом.

Вот еще - что выдумал - с холода! - заголосил Тарантьев. - Ну, ну, бери руку, коли дают! Скоро двенадцать часов, а он валяется!

Слышал ли про мои несчастья? С квартиры гонят, староста письмо прислал.

Вот что: завтра же изволь переезжать на квартиру... на Выборгскую сторону.

Я не перееду. (Спорят)

Ну так черт с тобой! – отвечал Тарантьев, отправившись к дверям.- Смотри же, Илья Ильич, я найму тебе квартиру - слышишь ты? - прибавил он.

А я пойду пока скажу, чтоб нас не ждали в Екатерингоф. Прощайте, Илья Ильич, -произнес Алексеев.

Уходят.

Приложение 3.

Составление цитатной таблицы (домашнее задание 2-й ряд)

До знакомства с Ольгой

После знакомства с Ольгой

После разрыва с Ольгой

Любимый диван

Халат

Порядок в доме

Отношение к женщине