Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сопоставление в романе война и мир таблица. Цитатная характеристика членов семей из романа-эпопеи "война и мир"

Сопоставление в романе война и мир таблица. Цитатная характеристика членов семей из романа-эпопеи "война и мир"

Меню статьи:

Семья Ростовых занимает не последнее место в жизни высшего общества. Это не удивительно: они богаты, имеют влиятельных друзей. Многие представители этой семьи активно действуют на протяжении всего романа-эпопеи, поэтому интерес к судьбе членов этой семьи у читателя не ослабевает до последних страниц произведения.

Состав семьи

В состав семьи Ростовых входят семь персонажей – они ближайшие кровные родственники (исключение – Соня). Кроме того, два персонажа имеют непосредственное отношение к этой семье, хотя не являются родственниками – Борис и Митя.

Рассмотрим детальнее героев, входящих в состав семьи.

Во главе семейства стоит Илья Андреевич Ростов – «бойкий, веселый, самоуверенный старичок». Он не отличается экономностью «редко кто умел так на широкую руку, хлебосольно устроить пир, особенно потому, что редко кто умел и хотел приложить свои деньги, если они понадобятся на устройство пира». Он мягкий и доверчивый человек, многие не упускают возможности воспользоваться этим моментом.

«Граф так слаб и так добр, и так все его обманывают, что все идет хуже и хуже». В результате семья разорена.

Несчастья, связанные с разорением и военными событиями, нанесли непоправимый удар по здоровью графа и он умирает, прося прощение за материальные бедствия у членов своей семьи.

Наталья Ростова

Наталья Ростова – жена Ильи Андреевича. Она «была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо, изнуренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение».



Графиня выросла в роскоши, поэтому экономить она не умеет. К концу романа ее внешность и отношение к экономии заметно меняется – виной тому послужили трудности, выпавшие на ее судьбу после смерти мужа, гибель ее большинства детей.

У Ростовых родилось 12 детей. На момент начала повествования выжило лишь четверо: Вера, Николай, Наташа и Петя. Кроме того, графом и графиней была взята на воспитание Соня – родственница семьи.

Вера Ростова «была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана». Очевидно, что, несмотря на всю старательность, она была нелюбимой дочерью. Скорее всего, это было связано с тем, что девушка не способна была проявлять добрые чувства по отношению к другим, она была злая и черствая душой: «ты никогда никого не любила; у тебя сердца нет, ты только madame de Genlis (это прозвище, считавшееся очень обидным, было дано Вере Николаем), и твое первое удовольствие – делать неприятности другим». Она была очень красива внешне, но «улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно». Девушка не любит когда кто-то берет ее вещи: «Сколько раз я вас просила, – сказала она, – не брать моих вещей, у вас есть своя комната. – Она взяла от Николая чернильницу».

Николай Ростов

Николай Ростов – второй по старшинству ребенок Ростовых. Он милый и добрый человек, но в отличие от своего отца, в нем присутствует доля предусмотрительности и благорассудства. Николаю чужда женитьба из-за денег: «мысль о женитьбе на богатой наследнице, которую ему предлагали его родственницы, была ему противна».

«У него особенно так много откровенности и сердца. Он так чист и полон поэзии». Николай умеет извлечь урок из ошибок своих родителей. «Мне нужно, чтобы наши дети не пошли по миру; мне надо устроить наше состояние, пока я жив; вот и все» – говорит Николай. Он умеет находить общий язык с людьми разных сословий и возрастов – подчиненные ему военные были в восхищении его рассудительностью и хорошим отношением к себе, крестьяне находят его отличным хозяином, который заботиться не только о своем кошельке, но и о людях на него работающих.
Николай с трепетом относится к военной службе: «Полк был тоже дом, и дом неизменно милый и дорогой, как и дом родительский». Он честный и откровенный человек. «Не умею скрывать того, что чувствую» – так говорит он о себе.

Наталья Ростова

Наталья Ростова – подобна по своему нравственному устою к брату. Она чуткая, добрая, способна на самопожертвование, одним словом «редкая девушка». « Ростова очень мила. Что-то в ней есть свежее, особенное, непетербургское, отличающее ее».

Наталья не умеет так долго злиться, как Вера «эта девушка такое сокровище». Толстой изображает нам ее в виде идеала – она не стремиться вести распутный образ жизни, ее не привлекают общественные выходы она предпочитает быть хранительницей домашнего очага: «В обществе молодую графиню Безухову видели мало, и те, которые видели, остались ею недовольны. Она не была ни мила, ни любезна».

Наталья способна дарить заботу и тепло другим людям и получать от этого удовольствие. Она перестает следить за собой, перестала заниматься музыкой, ее единственная забота – это семья. Столкнувшись с нищетой и бедностью, Наташа старается не допустить разорения впредь: «ежели он заслуживал упреки от Наташи, то только за то, что покупал лишнее и слишком дорого. Ко всем своим недостаткам, по мнению большинства: неряшливости, опущенности, или качествам, по мнению Пьера, Наташа присоединяла еще и скупость».

Петр Ростов

Петр Ростов – младший в семье Ростовых. Он милый ребенок и ему присуще все, что и детям в его возрасте – он любит шалости и сладости: «меньшой, шалун, дурно учившийся, все ломавший в доме и всем надоевший». Со временем, Петя влюбляется в военную службу. Он упорно отказывается обучаться, в ультимативной форме заявляя о своем желании быть военным. Родные сначала его отговаривают, но, увидев его упорство – сдаются. Он становиться офицером: «уехав из дома мальчиком, он вернулся (как ему говорили все) молодцом-мужчиной». Петя способен на сострадание. Он с жалостью смотрит на пленного французского мальчика: «А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? дать ему чего-нибудь поесть».

Юношеский максимализм подталкивает его принять участие в военных действиях, где он погибает в возрасте 16 лет: «Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова его не шевелилась. Пуля пробила ему голову».

Соня Александровна – племянница графини Ростовой. Она с малого возраста воспитывалась Ростовыми, поэтому считает графа папой, а графиню мамой. Девушка очень благодарна им за то, что они взяли ее на воспитание и в критических моментах для семьи готова приложить все усилия, чтобы помочь. « Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. Ее положение в доме было таково, что только на пути жертвования она могла выказывать свои достоинства, и она привыкла и любила жертвовать собой».

Соня дружна с Наташей – они очень схожи по характеру. Безответная любовь в троюродному брату – Николаю стала для нее губительной, она не смогла создать собственную семью.

«Она добродетельная. Она влюбилась в Николеньку и больше ничего знать не хочет». И, вполне вероятно так и осталась старой девой: «В ней было все, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее».

Борис Друбецкой

Борис Друбецкой также имеет непосредственное отношение к семье Ростовых, хотя и не состоит с ними в родстве. Его родители – бедные дворяне, но Борис длительное время жил и воспитывался у Ростовых. Поначалу он был очень дружен с Николаем, но, постепенно их дружба сошла на нет. Борис начал все больше и больше проявлять корыстные чувства, их взгляды с Николаем стали сильно разнится. Желание разбогатеть овладевает Борисом, он пытается завести нужные для этого связи, жениться ради денег. «Он был не богат, но последние свои деньги он употреблял на то, чтобы быть одетым лучше других; он скорее лишил бы себя многих удовольствий, чем позволил бы себе ехать в дурном экипаже или показаться в старом мундире на улицах Петербурга».

Подобно Борису у Ростовых воспитывался Митенька – он также имеет дворянские корни. Митя становится управляющим делами князя.

Обеспечение и финансовое положение семьи

Первоначально мы видим, что семья Ростовых очень обеспечена. Им не знакома бедность. У Ростовых хорошее жилье, гости спешат ко «всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской». У них имеется имение в Отрадном, тоже обустроенное со вкусом и богатством. Они иногда выбираются туда всем семейством. «При нашем образе жизни нашего состояния нам ненадолго. И все это клуб и его доброта. В деревне мы живем, разве мы отдыхаем? Театры, охоты и бог знает что».

«В Москве Ростовы принадлежали к высшему обществу, сами того не зная и не думая о том, к какому они принадлежали обществу». Казалось, что они знакомы со всеми дворянами Москвы. Обширные знакомства долгое время позволяют им держатся на плаву, невзирая на обеднение.



Ростовы – милые и добрые люди, они не стесняются искренне принимать приятных им гостей: «Все семейство теперь показалось ему составленным из прекрасных, простых и добрых людей».

«Ростовы в Петербурге жили так же гостеприимно, как и в Москве, и на их ужинах сходились самые разнообразные лица». Такое отношение часто ставало причиной неловких ситуаций – многие были не прочь воспользоваться гостеприимством в корыстных целях. Так, например, Анна Михайловна « несмотря на поправившиеся дела, продолжала жить у Ростовых». Военные события 1812 года стали причиной новых испытаний. Ростовы активно принимают участие военных сражениях, граф с графиней помогают раненым солдатам выехать из Москвы. Они отдают им свои повозки, решив спасти солдат, оставив все свои богатства в Москве.

«Раненые повыползли из своих комнат и с радостными бледными лицами окружили подводы. В соседних домах тоже разнесся слух, что есть подводы, и на двор к Ростовым стали приходить раненые из других домов».

Как видим, Ростовы заметно выделяются на фоне остальных аристократов. Им не чуждо сострадание, они всегда готовы прийти на помощь не только друзьям, родственникам, близким им людям, но и малознакомым, не имеющим званий и титулов. У Ростовых ярко выражено чувство патриотизма. Они всячески стремятся помочь остановить вражескую армию, порой пожертвовав даже самым необходимым для них.

Отношения между родственниками

Отношения в многодетных семьях всегда бывает сложными. Порой родители не умеют распределить любовь к своим детям в равных количествах, одаривая одних похвалами, а других бранью, порой виной сложных отношений становится влияние высшего общества. В семье Ростовых эта тенденция срабатывает слабо. Им чужды принципы общества касательно общественных порядков, и также необычно выглядит гармония внутри их семьи.

Наталье Ростовой и Илье Андреевичу удается сохранить трепетность взаимоотношений до конца своих дней. Разорение семьи вносит свои коррективы в их взаимоотношения. И графиня и граф понимают, что это могло бы и не случится, если бы Илья Андреевич вел себя более благоразумно. Граф чувствует вину перед своей семьей, а графиня иногда борется с желанием упрекнуть мужа в содеянном. Тот факт, что Наталья не привыкла жить в бедности усиливает сложившуюся ситуацию. В их отношениях появляется «какое-то беспокойство и иногда несогласие, которого не бывало прежде».

Дети Ростовых были дружны меж собою. Они часто проводили время вместе. Исключение составляла Вера – она не умела беззаботно радоваться и веселится, всегда стремилась делать все хорошо, чтобы не было ни к чему придраться, но в этом всегда перегибала палку. Дети ее сторонились. Наталья открыто говорить, что Вера – не способна на добрые чувства: «Вера злая, Бог с ней!». Николай даже придумал для нее специальное прозвище: «madame de Genlis».

Наташа и Соня очень сдружились. Они всегда поддерживали друг дружку. Соня помогает скрыть от родных принимающую трагический оборот первую любовь Натальи. Влюбленность Сони становится препятствием к полноценному общению девушки с Николаем, но в целом их общения также носит дружеских характер. Петр, который был довольно сентиментален «держался общества Наташи, к которой он всегда имел особенную, почти влюбленную братскую нежность».

Таким образом, семья Ростовых выглядит довольно странной в глазах остальных аристократов и приближенных к ним людям. Они добры и отзывчивы, порой наивны, что приводит к различным трудностям и обманам со стороны общества.

Дети графини Натальи и Ильи Андреевича поддерживают теплые отношения между собой. Они способны пожертвовать собственными интересами ради близких. У них развито чувство патриотизма и долга. И Наталье, и Николаю удается в полной мере извлечь урок из ошибок их родителей и не допустить разорение своих новых семей.

Женские образы в романе. Проблема истинной и ложной красоты Наташа Ростова

Княжна Марья Болконская

Элен Курагина

1. Детство

Наташа показана в романе, начиная с детских лет - здесь, в детстве, источник ее искренности, непосредственности, веселости.

О детских годах княжны Марьи не сказано ничего о матери в семье не вспоминают, детей воспитывает отец, который является для них авторитетом

Ничего не сказано о детстве Элен и всех Курагиных.

2. Семья. Воспитание

В родительской семье счастлива, жизнь ее гармонична и наполнена событиями. В доме всегда много молодежи, гостей, музыки, веселья. Поэтому Наташа общительна, любит музыку и серьезно занимается пением.

В родительской семье несчастлива, зажата, испытывает чувство страха. Дом живет замкнутой, размеренной жизнью. Все подчинено распорядку дня старика Болконского. Гостей не бывает. Письма к княжне Марье редки, да и те он просматривает. Княжна Марья в одиночестве музицирует на клавикордах.

Взаимоотношения в родительской семье автором не обозначены, их как бы не существует, они холодны и формальны, подчинены законам светского общества и сведены не к душевным внутрисемейным отношениям, а к взаимовыгодным сделкам. Дом Курагиных не показан. Элен появляется только в театре и на светских раутах, подчеркивается ее светская холодность и манерность.

3. Черты характера

Пылкая, искренняя, увлекающаяся, порывистая натура. Она наслаждается жизнью. Любит петь, танцевать, гадать и рядиться на святки, ездит на охоту.

Сдержанная, рассудительная, искренняя натура. В ней много кротости, смирения, жертвенности.

Холодная, высокомерная, равнодушная, самовлюбленная натура.

4. Внутренний мир

Обладает богатой, широкой душой, умеет глубоко чувствовать, страдать, переживать, любить.

Наделена духовным богатством, внутренней гармонией, преданностью, умеет тонко чувствовать, разделять чужое горе.

Показаны ее бездушие, внутренняя пустота, безнравственность, порочность.

5. Любовь

Любовь для Наташи - главное в жизни. Для нее это, в первую очередь, романтические отношения, страсть, сопровождающаяся полетами души, порывами, безумствами. Затем - осознание красоты человеческой души как основы семейного счастья и спокойствия.

Любовь для княжны Марьи - это основа семьи, в которой горит тихий, ровный семейный очаг, построенный на-доверии, гармонии и равновесии чувств.

Понятие любви принципиально не существует для Элен Курагиной. Она никогда не испытывала этого чувства.

6. Своя семья

У Наташи появляется собственная семья*. Она сильно меняется, растворяется в детях и интересах мужа. Главное для нее - здоровье детей. Для Толстого Наташа - идеал жены и женщины-матери.

У княжны Марьи появляется своя собственная семья - муж, дети. Она выстраивает с ними иные отношения, нежели были в ее родительской семье. Заботится о духовном, нравственном воспитании детей. Ведет дневник. Пытается уравновесить пылкий, непростой характер своего мужа - Николая Ростова.

Толстой не дает Элен возможности создать настоящую семью. Первый ее брак с Пьером был браком по расчету, она презирала мужа, относилась к нему снисходительно-надменно и уничижительно отзывалась о нем в обществе. Была готова ко второму, более респектабельному и выгодному браку. Никогда не хотела детей и считала их обузой. Для Толстого она - воплощение худших женских качеств.

7. Вера

В начале романа Наташа равнодушна к вере. Она «как все»: знает и выполняет обрядовую сторону, но душа её еще не наполнена верой. Затем, после истории с Анатолем, разрыва с Болконским и нравственной болезни находит в вере утешение, что во многом способствует ее выздоровлению. Пытается многое понять для себя, почувствовать. Она понимает предсмертное просветление души князя Андрея.

Княжна Марья на протяжении всего романа живет верой, молится, принимает странниц, мечтает о паломничестве. Верит в спасительную силу намоленного образа, который дает брату, уходящему на войну.

Она понимает, что князь Андрей нашел для себя истину в Боге.

Показана как человек, ни во что не ставящий Божьи заповеди. Она эгоистична, не умеет любить людей, лжива, надменна. Обет венчания для нее простая формальность. Элен задумывает перейти в католичество только для того, чтобы, обманув православную церковь, внешне соблюдая приличия, выйти второй раз замуж за более респектабельного и богатого человека.

8. Внешняя и внутренняя красота

Наташа в детстве некрасива, но в юности и молодости ее красота набирает силу, заставляет обращать на себя внимание. Ее красота изменчива в зависимости от душевного состояния, в котором она находится. Но Толстой неоднократно подчеркивает ее «блестящие», «сияющие» глаза. Внешность Наташи - как отражение ее богатого, искреннего внутреннего мира.

Толстой постоянно подчеркивает внешнюю некрасивость княжны Марьи, но «прекрасные лучистые глаза» освещают это лицо удивительным светом. Любовь преображает ее до неузнаваемости. Богатый духовный мир делает внешне некрасивую героиню прекрасной.

Воплощение внешней совершенной красоты и внутренней пустоты и бездушия. Элен напоминает холодную античную статую в светской застывшей маске. Автор не раз упоминает ее «мраморные плечи», как бы отполированные многими восхищенными взглядами, и «однообразную», «неизменяющуюся» улыбку.

9. Авторское отношение

Любимая героиня Толстого наделена богатой внутренней жизнью, переживаниями, проведена через множество событий, потерь, через взросление и осознание истины. Автор наделяет героиню внутренними монологами, в своих рассуждениях раскрывает мотивы ее поступков, мыслей, чувств.

Княжна Марья - одна из любимых героинь Толстого. Она также проходит через ряд потерь и испытаний.. Но характер ее более устойчив. Она менее увлекающаяся и более рассудительная натура, поэтому ее образ не претерпевает значительных изменений в течение романа. Она изображена Толстым как более цельная натура. Автор также наделяет ее множеством внутренних монологов, она пишет письма, ведет дневник.

Для Толстого образ Элен - это агрессивная пустота в красивой оболочке. У нее нет души, а значит, нет внутренней жизни. Автор не дает ей не только внутренних монологов, но также каких-либо значимых событий и поступков. Нет даже диалогов с другими героями. Её образ почти всегда дан «в пересказе» - о ней говорят, но ее самой нет: говорят о ее успехах, болезни, смерти. Толстому чужд такой тип пустых безнравственных светских красавиц.

Многомудрый Литрекон сделал не только краткое сочинение-рассуждение с характеристикой семей героев, но и таблицу, где описал качества, манеру поведения, отношение к людям и другие параметры оценки героев. Таблица находится в конце эссе.

(429 слов) «Мысль семейная» — неотъемлемая часть романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир». На протяжении всего произведения в центре сюжета находится не только важные исторические события, но и простая жизнь людей. «Лабиринт сцеплений» — так можно охарактеризовать этот великий труд. В романе-эпопее описана жизнь нескольких семей. «Крупным планом» представлены две семьи — Ростовых и Болконских. Они одинаково близки автору, но совершенно различны по своей сути.

Ростовы с нежностью и заботой относятся друг к другу. Это открытые и жизнерадостные люди. Самая главная ценность для них — это семья. Вспомним, как тяжело переживала графиня Ростова смерть своего младшего сына, и как поддерживала ее Наташа в этот нелёгкий жизненный период. Доброта Ростовых неоднократно проявляется в произведении: они отдают все свои подводы раненым, принимают на воспитание сироту (Соню). Но в то же время героям не хватает ответственности и практических навыков. Они легкомысленны и часто принимают неразумные решения. Так, Николай, не разобравшись в хозяйстве, набрасывается на Митеньку и упрекает его в воровстве, а его сестра дает согласие на побег с едва знакомым молодым человеком, будучи помолвленной. Но в конце произведения мы видим истинную «натуру» Ростовых. Наташа стала во многом похожа на свою мать: она растворилась в семейном быту, посвятила всю себя детям и мужу. Николай сделал выбор в пользу выгодной партии, чтобы поправить семейные дела. Оба героя сделали все возможное, чтобы укрепить свой род.

Семью Ростовых трудно представить без Болконских. Они тесно связаны между собой. Наташа помогает Андрею вновь обрести истинные жизненные ценности, любовь к ней приводит его на новый духовный этап. Однако между семьями есть некоторые различия. Андрей в начале произведения напоминает своего отца: холодный, расчётливый, равнодушный и тщеславный. Это люди-практики, которые принимают решения умом, а не сердцем. Они, в отличие от Ростовых, богаты и только преумножают свое хозяйство, ведь в их делах всегда образцовый порядок. Но нельзя их обвинить в неспособности к настоящим чувствам. Марья Болконская — верующая, нежная девушка, котораялюбила своего отца, несмотря на его грубое с ней обращение. Она понимала, что старый князь не может желать ей зла, потому она не могла сомневаться в истинности его суждений. Болконские, несмотря на внешнюю «суровость», испытывают друг к другу самые искренние чувства. Колоссальная духовная работа происходит внутри их души и является тайной для окружения. Вспомним, как Николая поразило лицо Марьи в церкви: девушка молилась так горячо и сосредоточенно, что Ростов, вернувшись к себе, тоже обратился к Богу.

Так, нельзя сказать, что Ростовы — ветреные, влюбчивые люди «сердца», как и невозможно описать Болконских по одному критерию — «люди ума». У Л.Н.Толстого люди меняются, заблуждаются, обретают новые духовные ценности. На протяжении всего жизненного пути они меняют свои взгляды, но остаётся неизменным одно — чувство любви к семье, родине, избраннику. Именно поэтому автор вознаградил героев счастьем.

семьи ростовы болконские
манера поведения радушие, гостеприимство, приветливость, радость от общения. ростовы — любимцы общества и дорогие гости. например, автор подробно описывает, как жители воронежа были рады жизнерадостному николаю, как на первом балу наташа приковала внимание мужчин. они стараются не взять, а дать людям, и даже больше, чем нужно (например, дали подводы раненым, а сами оказались ни с чем). но некоторые члены семьи вспыльчивы и легкомысленны (николай проиграл в карты огромную сумму и едва расплатился). скрытные, сдержанные

и не очень общительные люди, которые живут умом, а не сердцем. андрея в свете не любят за его высокомерие, старый князь и вовсе чуждается общества, не выезжает из деревни. марья более добра и открыта людям, но робеет в их окружении и предпочитает развлечениям одиночество и беседы с «божьими людьми». они предпочитают дело разговору. мужчины и вовсе презирают добрую половину человечества.

черты характера доброта, отзывчивость, горячность, эмоциональность, легкомыслие, щедрость, патриотизм, пылкость, жертвенность, общительность. рассудительность, гордость, суровость, бескомпромиссность, практичность, тщеславие, патриотизм, духовные поиски, скрытность и нелюдимость.
отношение к окружающим то жертвуют всем, что имеют («одевают» сына анны друбецкой, берут на воспитание соню), то позволяют обмануть себя (проигрыш 42 тысяч дохохову, пышные обеды в клубе за счет графа), то проявляют пылкость и неосторожность (наташа отворачивается от сони за то, что та спасла ее честь, графиня делает соне несправедливые упреки из-за ее любви к николаю). строго судят людей и даже не желают скрывать своего осуждения (марья отворачивается от бурьен после ее сближения со старым князем, андрей чуть было не дерется с николаем ростовым, старый князь презирает невестку). но робеют и сомневаются, когда кто-то начинает им нравиться (марья не хотела встречаться с николаем, боясь, что это непозволительно делать в трауре).
жизненные цели графиня хочет оставить щедрое наследство детям и обеспечить их судьбу, граф хочет того же, но при этом мыслит более масштабно и не соглашается экономить на чести или патриотизме. наташа хочет любви и жаждет жить для кого-то. соня стремится к браку с николаем, но после разочарования просто хочет быть благодарной тем, кто ее обеспечил. николай хочет преуспеть в службе и создать полноценную семью. петя хочет защитить родину и добыть славу. андрей стремится к полезной и славной деятельности на военном и политическом поприще. потом он стремится к семье, но разочаровывается и хочет лишь внести свой реальный вклад в дело победы над врагом. отец его стремится к порядку и преуспеянию имения, к труду и саморазвитию. марья хочет найти духовную гармонию и создать семью. также она желает счастья всем членам семьи и заботится о родных.

Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир» предоставил широкую систему образов. Его мир не ограничивается несколькими дворянскими родами: реальные исторические персонажи смешались с выдуманными, главными и второстепенными. Этот симбиоз порой настолько запутанный и необычный, что определить какие герои выполняют более или менее по значимости функцию крайне сложно.

В романе действуют представители восьми дворянских родов, почти все они занимают центральное место в повествовании.

Семья Ростовых

Эта семья представлена графом Ильей Андреевичем, его женой Натальей, их совместными четырьмя детьми и воспитанницей Соней.

Глава семейства Илья Андреевич – человек милый и добродушный. Он всегда был обеспечен, поэтому не умеет экономить, его часто обманывают знакомые и родственники из корыстных целей. Граф – не корыстный человек, он готов помочь каждому. Со временем его такое отношение, усиливаемое пристрастием к карточной игре, стало губительным для всей его семьи. Из-за транжирства отца семья долгое время находится на грани бедности. Граф умирает в конце романа, после свадьбы Натальи и Пьера, естественной смертью.

Графиня Наталья очень похожа на своего мужа. Ей, так же как и ему, чуждо понятие корысти и гонки за деньгами. Она готова помогать людям, оказавшимся в сложной ситуации, ее переполняют чувства патриотизма. Графине пришлось пережить много горестей и бед. Такое положение вещей связано не только с неожиданной бедностью, но и со смертью своих детей. Из тринадцати родившихся выжили только четверо, впоследствии война забрала еще одного – самого младшего.

Граф и графиня Ростовы имеют, как и большинство персонажей романа, своих прототипов. Ими стали дедушка и бабушка писателя – Илья Андреевич и Пелагея Николаевна.

Старшего ребенка Ростовых зовут Вера. Это необычная девушка, не похожая на всех остальных членов семьи. Она груба и черства душой. Такое отношение касается не только посторонних людей, но и ближайших родственников. Остальные дети Ростовых впоследствии подтрунивают над ней и даже придумывают ей прозвище. Прототипом Веры стала Елизавета Берс, невестка Л. Толстого.

Следующий по старшинству ребенок – Николай. Его образ вырисован в романе с любовью. Николай – благородный человек. Он ответственно подходит к любому занятию. Старается руководствоваться принципами морали и чести. Николай очень похож на своих родителей – добрый, милый, целеустремленный. После пережитого бедствования он постоянно заботился о том, чтобы не оказаться больше в похожей ситуации. Николай принимает участие в военных событиях, его неоднократно награждают, но все же он покидает военную службу после войны с Наполеоном – он нужен своей семье.

Николай женится на Марии Болконской, у них рождается трое детей – Андрей, Наташа, Митя, – и ожидается четвертый.

Младшая сестра Николая и Веры – Наталья – такая же по своему характеру и темпераменту, как и ее родители. Она искренняя и доверчивая и это ее чуть было не губит – Федор Долохов одурачивает девушку и подговаривает на побег. Этим планам сбыться было не суждено, но помолвка Натальи с Андреем Болконским была расторгнута, а Наталья впала в глубокую депрессию. Впоследствии она стала женой Пьера Безухова. Женщина перестала следить за своей фигурой, окружающие стали отзываться о ней как о неприятной женщине. Прототипами Натальи стала жена Толстого – Софья Андреевна и ее сестра, Татьяна Андреевна.

Младшим ребенком Ростовых был Петя. Он был таким же, как и все Ростовы: благородным, честным и добрым. Эти все качества усиливались юношеским максимализмом. Петя был милым чудаком, которому прощались все шалости. Судьба к Пете была крайне неблагоприятна – он, подобно своему брату, отправляется на фронт и погибает там совсем юным и молодым.

Предлагаем ознакомиться с романа Л.Н. Толстого “Война и мир”.

В семье Ростовых воспитывался еще один ребенок – Соня. Девушка состояла в родстве с Ростовыми, после смерти родителей они взяли ее на воспитание и относились к ней, как к собственному ребенку. Соня долгое время была влюблена в Николая Ростова, этот факт не позволил ей вовремя выйти замуж.

Предположительно она так и осталась одинока до конца своих дней. Ее прототипом стала тетка Л. Толстого – Татьяна Александровна, в доме которой воспитывался писатель после смерти родителей.

Со всеми Ростовыми мы знакомимся в самом начале романа – они все активно действуют на протяжении всего повествования. В «Эпилоге» мы узнаем о дальнейшем продолжении их рода.

Семья Безуховых

Семья Безуховых не представлена в таком многочисленном виде, как семья Ростовых. Главой семейства выступает Кирилл Владимирович. Имя его жены не известно. Мы знаем, что она принадлежала к семейству Курагиных, но кем именно она приходилась им неясно. У графа Безухова нет детей рожденных в браке – все его дети незаконнорожденные. Старший из них – Пьер – был официально назван отцом наследником имения.


После такого заявления графа в общественном плане активно начинает фигурировать образ Пьера Безухова. Сам Пьер не навязывает окружающим свое общество, но он видный жених – наследник немыслимого богатства, поэтому его хотят видеть всегда и везде. О матери Пьера не известно ничего, но это не становится поводом для негодования и насмешек. Пьер получил приличное образование за границей и вернулся на родину полон утопических идей, его видение мира слишком идеалистическое и оторванное от реальности, поэтому все время он сталкивается с немыслимыми разочарованиями – в общественной деятельности, личной жизни, семейной гармонии. Первой его женой стала Елена Курагина – распутница и вертихвостка. Этот брак принес немало страданий Пьеру. Смерть жены избавила его от невыносимого – он не обладал силой бросить Елену или же изменить ее, но и не мог смириться с таким отношением к своей персоне. Второй брак – с Наташей Ростовой – стал более успешным. У них родилось четверо детей – три девочки и мальчик.

Князья Курагины

Семейство Курагиных упорно ассоциируется с алчностью, развратом и обманом. Виной тому стали дети Василия Сергеевича и Алины – Анатоль и Елена.

Князь Василий не был дурным человеком, он обладал рядом положительных качеств, но его стремление к обогащению и мягкость характера по отношению к сыну сводила все положительные моменты на нет.

Как и любой отец, князь Василий хотел своим детям обеспечить безбедное будущее, одним из вариантов был выгодный брак. Такая позиция не только не лучшим образом сказалась на репутации всей семьи, но и в дальнейшем сыграла трагичную роль в жизни Елены и Анатоля.

О княгине Алине известно мало. На момент повествования она была довольно некрасивой женщиной. Ее отличительной чертой была неприязнь к своей дочери Елене на почве зависти.

У Василия Сергеевича и княгини Алины родилось два сына и дочь.

Анатоль – стал причиной всех бед семьи. Он вел жизнь транжиры и повесы – долги, дебоши были для него естественным занятием. Такое поведение накладывало крайне негативный отпечаток на репутацию семьи и ее финансовое положение.

Анатоль был замечен в любовном влечении к своей сестре Елене. Возможность возникновения серьезных отношений между братом и сестрой были пресечены князем Василием, но, судя по всему, все же имели место быть после замужества Елены.

Дочка Курагиных Елена обладала невероятной красотой, подобно своему брату Анатолю. Она умело кокетничала и после замужества имела любовную связь со многими мужчинами, игнорируя своего мужа Пьера Безухова.

Их брат Ипполит был совершенно не похож на них внешне – он был крайне неприятной наружности. По составу ума же он мало чем отличался от брата и сестры. Он был слишком глупый – это отмечали не только окружающие, но и отец. Все же Ипполит не был безнадежен – он хорошо знал иностранные языки и работал в посольстве.

Князья Болконские

Семья Болконских занимает далеко не последнее место в обществе – они богаты и влиятельны.
В составе семьи находится князь Николай Андреевич – человек старой закалки и своеобразных нравов. Он довольно груб в общении со своими родными, но все же не лишен чувственности и нежности – он трепетно относится к своему внуку и дочери, своеобразно, но все же, любит своего сына, но показать искренность своих чувств у него не очень получается.

О жене князя ничего не известно, даже ее имя не упоминается в тексте. В браке Болконских родилось двое детей – сын Андрей и дочка Марья.

Андрей Болконский по своему характеру частично схожий с отцом – он вспыльчивый, гордый и немного грубый. Он отличается привлекательной внешностью и природным обаянием. В начале романа Андрей удачно женат на Лизе Мейнен – у пары рождается сын Николенька, но его мать умирает в ночь после родов.

Через некоторое время Андрей становится женихом Натальи Ростовой, но сыграть свадьбу не пришлось – все планы перевел Анатоль Курагин, чем заслужил личную неприязнь и исключительную ненависть со стороны Андрея.

Князь Андрей принимает участие в военных событиях 1812 года, получает серьезное ранение на поле битвы и умирает в госпитале.

Мария Болконская – сестра Андрея – лишена такой гордости и упрямства, как ее брат, что позволяет ей, не без труда, но все же ужиться со своим отцом, не отличающимся покладистым характером. Добрая и кроткая, она понимает, что не безразлична отцу, поэтому не держит на него обиды за придирки и грубости. Девушка занимается воспитанием своего племянника. Внешне Марья не похожа на своего брата – она очень некрасива, но это не мешает ей выйти замуж за Николая Ростова и прожить счастливую жизнь.

Лиза Болконская (Мейнен) была женой князя Андрея. Она была привлекательной женщиной. Внутренний ее мир не уступал внешности – она была милой и приятной, любила рукодельничать. К сожалению, судьба ее сложилась не самым лучшим образом – роды для нее оказались слишком трудными – она умирает, подарив жизнь сыну Николеньке.

Николенька рано потерял мать, но на этом беды мальчика не остановились – в возрасте 7 лет он лишается и отца. Несмотря ни на что, ему свойственна жизнерадостность, присущая всем детям – он растет умным и любознательным мальчиком. Образ отца становится ключевым для него – Николенька хочет прожить так, чтобы его отец мог гордиться им.


К семейству Болконских также принадлежит мадмуазель Бурьен. Несмотря на то, что она всего лишь компаньонка-приживалка, ее значение в контексте семьи довольно значимое. В первую очередь, оно заключается в псевдо дружбе с княжной Марией. Часто мадмуазель поступает подло по отношению к Марии, пользуется благосклонностью девушки по отношению к своей персоне.

Семья Карагиных

О семье Карагиных Толстой не очень распространяется – читатель знакомится только с двумя представителями этого семейства – Марьей Львовной и ее дочерью Жюли.

Марья Львовна впервые появляется перед читателями в первом томе романа, ее же дочь также начинает действовать в первом томе первой части «Войны и мира». Жюли обладает крайне неприятной внешностью, она влюблена в Николая Ростова, но молодой человек не обращает на нее никакого внимания. Не спасает ситуацию и ее огромное богатство. На ее материальную составляющую активно обращает внимание Борис Друбецкой, девушка понимает, что любезничает с ней молодой человек только из-за денег, но не подает виду – для нее это фактически единственный способ не остаться старой девой.

Князья Друбецкие

Семейство Друбецких не особо активно действует в общественном плане, поэтому Толстой избегает детального описания представителей семейства и акцентирует внимание читателей только на активно действующих персонажах – Анне Михайловне и ее сыне Борисе.


Княжна Друбецкая принадлежит к старинному роду, но сейчас ее семья переживает не самые лучшие времена – бедность стала постоянным спутником Друбецких. Такое положение вещей породило в представителях этой семьи чувство расчетливости и корысти. Анна Михайловна старается как можно больше выгоды извлечь из дружбы с Ростовыми – долгое время живет у них.

Ее сын, Борис, некоторое время был другом Николая Ростова. По мере взросления их взгляды на жизненные ценности и принципы начали сильно отличаться, что привело к отстранению в общении.

Борис все больше и больше начинает проявлять корысть и стремление разбогатеть любой ценой. Он готов жениться ради денег и успешно это делает, пользуясь незавидным положением Жюли Карагиной

Семья Долоховых

Представители семьи Долоховых также не все активны в жизни общества. Среди всех ярко выделяется Федор. Он сын Марьи Ивановны и лучший друг Анатоля Курагина. В своем поведении он также не ушел далеко от своего друга: кутежи и праздный способ жизни – обычное явление для него. Кроме того, он знаменит своей любовной связью с женой Пьера Безухова – Еленой. Отличительной чертой Долохова от Курагина является его привязанность к матери и сестре.

Исторические личности в романе «Война и мир»

Так как роман Толстого происходит на фоне исторических событий, связанных с войной против Наполеона 1812 года, то обойтись без хотя бы частичного упоминания реально существовавших персонажей невозможно.

Александр І

Наиболее активно в романе описано деятельность императора Александра І. Это не удивительно, ведь основные события происходят на территории Российской империи. Вначале мы узнаем о положительных и либеральных стремлениях императора, он «ангел во плоти». Пик его популярности припадает на период поражения Наполеона в войне. Именно в это время авторитет Александра достигает невероятных высот. Император может легко внести изменения и улучшить жизнь своих подданных, но не делает этого. В результате такое отношение и бездеятельность становятся причиной появления декабристского движения.

Наполеон І Бонапарт

По другую сторону баррикады в событиях 1812 года находится Наполеон. Так как многие российские аристократы получали образование за границей, а французский язык был для них повседневностью, то отношение дворян к этому персонажу в начале романа было позитивным и граничило с восхищением. Затем же происходит разочарование – их кумир из разряда идеалов становится главным злодеем. С образом Наполеона активно употребляются такие коннотации как эгоцентризм, ложь, притворство.

Михаил Сперанский

Этот персонаж имеет важное значение не только в романе Толстого, но и во время реальной эпохи императора Александра.

Его род не мог похвалиться древностью и значимостью – он сын священника, но все же ему удалось стать секретарем Александра І. Он не особо приятный человек, но все отмечают его значимость в контексте событий в стране.

Кроме того, в романе действуют исторические персонажи меньшего, по сравнению с императорами, значения. Это великие полководцы Барклай де Толли, Михаил Кутузов и Петр Багратион. Их деятельность и раскрытие образа происходит на полях сражения – Толстой старается описать военную часть повествования максимально реалистично и увлекающее, поэтому эти персонажи описаны не только в качестве великих и непревзойденных, но и в роли обычных людей, которые подвержены сомнениям, ошибкам и негативным качествам характера.

Другие персонажи

Среди остальных персонажей следует выделить имя Анны Шерер. Она «владелица» светского салона – здесь встречается элита общества. Гости редко когда предоставлены сами себе. Анна Михайловна всегда стремится обеспечить своих посетителей интересными собеседниками, часто она сводничает – это вызывает у нее особый интерес.

Важное значение в романе имеет Адольф Берг – муж веры Ростовой. Он ярый карьерист и эгоист. С женой его сближает темперамент и отношение к семейной жизни.

Еще одним значимым персонажем является Платон Каратаев. Несмотря на неблагородное происхождение его роль в романе крайне важна. Обладание народной мудростью и понимание принципов счастья дает ему возможность влиять на формирование Пьера Безухова.

Таким образом, в романе активно действуют как вымышленные, так и реально существовавшие персонажи. Толстой не обременяет читателей излишней информацией по поводу родословной семей, он активно рассказывает только о тех представителях, которые активно действуют в рамках романа.

Семья Безуховых в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого – одна из тех семей, которые образуются, пройдя трудный путь и обретя необходимый опыт и понимание жизни. В начале повествования семьи Безуховых фактически нет. Есть старый граф, который находится при смерти и имеет многомиллионное состояние. В светском обществе появляется его незаконнорожденный сын Пьер, котому суждено вскоре стать одним из самых богатых людей России.

Граф Кирилл Безухов

О старом графе Безухове известно лишь то, что он не придерживался строгих моральных принципов. По слухам, он имеет много незаконнорожденных детей, и даже сам не знает точно их количества. Виной всему любвеобильный нрав графа в молодости. Он был красавцем, щёголем, и ценителем женского пола. Граф обладает величественной фигурой. Автор описывает некоторые детали его внешности, которые позже будут выделяться и в образе любимого сына Пьера: большие руки, улыбка, взгляд. Граф не был близок с сыном, но всегда заботился о нём, о его воспитании и будущем. Автор упоминает, что граф честный благородный человек, прямой и справедливый.

Пьер Безухов

Сыну искренне жаль умирающего отца, он сочувствует его немощности и болезни. Наследство, обрушившееся на молодого человека становится для юноши неожиданным сюрпризом и испытанием. Он не готов к тому, что станет центром внимания в обществе, не умеет управлять состоянием и 40 тысячами душ, которые достались ему. Лицемерие общества проявляется именно в этот период: Пьера с удовольствием принимают во всех известных домах Петербурга, салонах, клубах. Большой, неуклюжий молодой человек благороден и простодушен, наивен и чист, как дитя. Ему приходится пройти испытание интригами, предательством, обманом, чтобы стать сильнее и научиться разбираться в людях. Обстоятельства складываются так, что Пьер женится на Элен Курагиной, она разбивает представление героя о семье, любви и браке.

Измены жены, дуэль и расставание учат Пьера быть осторожнее, не доверять всем подряд и вынуждают героя на поиски своего предназначения. На пути молодого Безухова встают религиозные братства, ложные идеи, иллюзии счастья. Ему сложно определиться со своим призванием – слабоволие, неумение принимать решения, мягкий характер приносят персонажу много страданий и жизненных уроков.

После дуэли с Долоховым мир героя переворачивается, начинается новый жизненный этап. Пьер осознаёт, что погряз во лжи, перестал радоваться жизни, устал от непонимания устройства мира. Он уверен, что во всём есть некий скрытый смысл. Знакомство с Платоном Каратаевым во французском плену возвращает Пьера к жизни. Он получает ответы на волновавшие его вопросы, с удовольствием делится историей своей жизни с простым мужиком. Каратаев не духовный учитель, он обыкновенный человек, который смотрит на жизнь просто. Эта простота покоряет сознание Безухова: жить, любить, растить детей, трудиться – в этом смысл человеческой жизни. Принимать всё, что дарует судьба и избегать излишества. Оно часто мешает человеку быть счастливым, развращает, сбивает с пути.

Пьер и Наташа Ростова

Своё счастье герой обретает в семье. После плена он начинает ценить то, что раньше казалось естественным: уют, заботу, близких. Его чувства к Наташе Ростовой перерастают в крепкий союз двух замечательных людей. Новая семья Безуховых – пример настоящего крепкого брака, в котором каждый поддерживает супруга, живёт его интересами, уважает и любит близких людей. Наташа – идеальная жена, она создаёт уют, поддерживает Пьера в его общественной деятельности, отдаёт себя материнству. У пары четверо детей: один сын и три дочери. Автор любуется семьёй Безуховых, подчёркивая гармоничность отношений.