Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Автор картины утро на куликовом поле. Сравнительный анализ картин «Пересвет и Челубей» (М.И

Автор картины утро на куликовом поле. Сравнительный анализ картин «Пересвет и Челубей» (М.И

На картине автор запечатлел момент, когда все со звенящим страхом и трепетом ожидают начала битвы. Она должна разразиться с минуты на минуту. Русская рать видит перед собой огромное войско татар. Они настроены достаточно злобно, готовы бороться за каждый клочок земли.

Они хотят завоевать землю, обложить ее налогами. Они не подозревают, что за данной землей, стоит огромное племя, готовое выйти на настоящую борьбу, лишь бы отвоевать положенное им. Они не готовы платить дань, они не хотят жить на завоеванной и подчиненной врагу земле.

Он показывает, что вся Русь собралась на войну, люди всех возрастов и сословий пришли бороться за землю, которая была им родной и дорогой. Художник изображает множество людей, которые фактически теснят друг друга. Каждый последующий ряд становится теснее предыдущего.

Они похожи на сильную и мощную лавину, появляющуюся фактически неоткуда. Она готова настигнуть огромное войско, которое хочет завоевать землю русскую. Они совсем скоро настигнут врага в неровной схватке, которая обязательно закончится кровопролитием и победой одной из сторон.

Особое внимание привлекает старик, который всем телом опирает на древко, сделанное из дерева. Кажется, что движение огромной лавины останавливается только из-за дедушки, который остановился и ждет, чтобы запустить войско на битву.

При этом на большей части картины зритель видит только траву и поле, русскую землю, которую они намерены защищать. Автор преднамеренно использует данные приемы, чтобы показать насколько им дорога российская земля, за которую они намерены бороться.

Автор картины при помощи красок и персонажей точно передает настроение картины, все настороженно ждут развязки событий. Напряжение не покидает никого, кто смотрит на эту картину, все изображенные на ней находятся в постоянном страхе и готовности испытывать мужество и смелость. Никто из них не знает, чем закончится очередное противостояние, поэтому стараются проявлять все силы, чтобы выиграть. Они готовы отдать свою жизнь за свою землю.

Сочинение 2

Война гуляет одна по свету и прогулка не кончается, идет сквозь века и тысячелетия, охватывает народы и нации. На русской земле было немало войн и некоторые оканчивались печально, но довольно существенная часть позволила русским людям отстоять собственную землю, веру и культуру.

Куликовская битва стала кульминацией противоборства между татаро-монголами и русскими людьми. Князь Дмитрий Донской имел огромную роль в сфере объединения земель и создания достойного отпора иноземных захватчикам, которые пришли на русскую землю. Для того чтобы защитить себя и свои земли собрался весь народ, люди стали на защиту земель и стар и млад, ради того чтобы сделаться той силой, которая позволит откатить назад татарскую тьму, стремящуюся поглотить Русь.

Бубнов пишет картину, которая рассказывает об утре перед битвой. Войско только собралось, но оно готово к битве, основные ряды выстроены это заметно по сборищам копий, которые как бы собраны пучками в рядах. Также заметно как воины настроены на битву, они выглядят сосредоточенными и отважными.

Бубнов пишет период практически перед самым сражением. Когда вот-вот войско ринется вперед для того чтобы практически полностью пасть и окропить землю собственной кровью. Именно этой жертвой создать спокойствие и защиту для всех тех, кто остался позади, для всех тех, кто остался работать на русской земли, растить детей и хранить веру.

Дмитрий Донской сидит на коне в довольно простом доспехе, он похож на остальных воинов и ничем особенным не выделяется. Тем не менее, именно он указывает в направлении врагов. Своим мечом он направляет остальных людей.

Безусловно, остальные воины и без Донского знают, где стоят вражеские войска и куда потребуется двигаться. Указание мечом на врагов имеет совершенно иной смысл, тут не какое-то практическое значение, но в большей степени сакральное, которое призывает и объединяет всех людей в едином векторе. По сути, они концентрируются на кончике меча князя, там сейчас заключена вся сила и целостность народа.

Дмитрий Донской указывает не рукой, а именно мечом и этим обуславливается цель, которая объединяет людей, этой целью является освободительная война, которая позволит русским избавиться от татарского гнета и сохранить себя как единую нацию. Следует также отметить наличие на картине существенного количества стягов с изображением икон. В частности мы видим типичные для русского православия стяги со Спасом и Богородицей, которые считаются защитниками русской земли.

Эти иконы, которые русские берут с собой на битву, указывают на другой существенный аспект: русские сражаются не только за собственную землю, но и за собственную веру, за веру христианскую и веру милосердную. Войско Донского ведет войну освободительную и тем самым фактически проявляет милосердие к захватчикам, так как не позволяет совершить зла, устраняет возможность поругания христианской веры.

Описание картины Утро на Куликовом поле

Как известно, история человечества представляет собой историю войн. Практически в каждую эпоху люди воюют друг с другом и причины для этого могут быть самые разнообразные.

Картина Утро на поле Куликовом рассказывает о периоде, когда Русь стремилась освободиться от посягательств монголо-татар на свои земли и Куликовская битва стала квинтэссенцией этой борьбы.

Предводителем войска был Дмитрий Донской, который сделал огромное количество полезных дел для собственного народа. На этой картине он является центральной фигурой композиции, но художник не выделяет его каким-то особенным образом, как иногда делают на других картинах.

Благодаря этому создается композиционная целостность картины, которая говорит о единстве народа. Князь тут является только своеобразным указателем, он наводит меч, обращая его на монголо-татар, на войско, которое стремится завоевать родные земли. В остальном он похож на остальных воинов, тоже в простых доспехах, бородатый мужчина, которого легко спутать с любым другим представителем этого народа.

На фоне за Дмитрием Донским располагается стяг со Спасом. Таким образом художник указывает на силу, которая ведет князя и его войско, на веру, которая скрепляет этих людей. Благодаря такой детали зрители, которые смотрят на картину, понимают – эта война является священной, люди объединились для того чтобы отстоять свою веру и свою землю.

Также следует обратить внимание на монолитность народа, который представляет собой практически единый ландшафт, который как бы вырастает из земли. Тут мы можем рассмотреть такие типичные фразы как «сыны своей земли» или «люди взращенные землей». Над остальными воинами тоже развиваются стяги с иконами и святыми образами, которые объединяют людей и тоже создают такую монолитность, которой является русский народ.

Безусловно, православная вера имела существенную роль в борьбе русского народа и защите русской земли от захватчиков. Именно поэтому на лицах и в позах воинов на этой картине мы видим выражение благородной ярости и праведного гнева, который призван для того чтобы отстоять свою землю. В рядах воинов мы видим и стар и млад, людей самых разных возрастов и в этом тоже проявляется сплоченность народа.

Картина навевает патриотические настроения, хотя и может также быть немного печальной. Ведь многие из этих людей не вернуться из битвы, они останутся лежать на поле. Как мы знаем из истории, Куликовская битва унесла много людей, но при этом стала поворотной в судьбе русского государства.

Конечно, глядя на такую картину, мы можем много рассуждать о бессмысленность войны, но можем рассуждать об этом во многом только благодаря подвигу людей, которые однажды вышли на Куликово поле. Героизм этих людей позволил сохранить русскую культуру и русскую веру в той форме, в которой они прошли сквозь века и достигли нашего времени. Поэтому не следует искать чего-то негативного в этой картине, ведь в героическом подвиге народа всегда есть смысл и красота.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ рассказа Чехова Счастье

    Произведение под названием «Счастье» было написано в далёком 1887 году. Писатель посветил своё творение Якову Полонскому. Все современники А. П. Чехова видели в этом рассказе лишь прекрасное описание природы.

  • Сочинение по картине Юона Весенний солнечный день 8 класс (описание)

    Картина Константина Юона "Весенний солнечный день" просто пестрит яркими и насыщенными красками и сразу же окунает того, кто на неё смотрит, в весёлое и приподнятое настроение

  • Образ и характеристика Кости из рассказа Бежин луг Тургенева сочинение

    Костя на фоне остальных мальчишек, стороживших коней, выделялся своими необычными глазами. Именно они так заинтересовали рассказчика. Взгляд мальчика был печальным, он о чем-то все время думал.

  • История создания Путешествия из Петербурга в Москву Радищева: история написания и публикации книги

    Повесть Путешествие из Петербурга в Москву можно с уверенностью назвать энциклопедией русской жизни 18 века. Она раскрывает все пороки российского общества того периода. В связи с этим, ценность данного произведения

  • Образ и характеристика Господина Н. из повести Ася Тургенева сочинение

    Главным персонажем произведения является некий господин Н.Н., от имени которого ведется повествование. Образ главного героя раскрывается писателем через историю его взаимоотношений с девушкой Асей.

Дата: 14 в., 1380 г., сентябрь, 08
Описание:
Cражение русских войск под предводительством великого князя владимирского и московского Дмитрия Ивановича с монголо-татарами, которых возглавлял фактический правитель Золотой Орды темник Мамай.

Летом 1380 г. Дмитрий Иванович, узнав о движении ордынского войска к Москве, обратился с призывом о сборе русского ополчения для отпора врагу. В Коломне (ставке Дмитрия Ивановича) собралось до 200 000 воинов, основное ядро которых составляли москвичи, а также украинские и белорусские отряды. План похода состоял в том, чтобы вместо обороны на реке Оке, где Мамай мог соединиться со своим союзником литовским князем Ягайло, переправиться через Оку и двинуться навстречу противнику к верховьям Дона. Русское войско на битву с Мамаем благословил преподобный Сергий Радонежский , основатель и игумен Троице-Сергиевского монастыря.

Утром 8 сентября 1380 г. русские полки переправились с левого на правый берег Дона у впадения в него реки Непрядвы и расположились на Куликовом поле. Впереди стоял Передовой полк, за ним - Большой полк, рядом на флангах полки Правой и Левой руки, за ними - резерв (конница). В близлежащем лесу («в дубраве») расположился Засадный полк во главе с князем Владимиром Андреевичем Храбрым и боярином Дмитрием Боброком-Волынским. Переход Дона означал решимость Дмитрия Ивановича сражаться до конца, так как возможность для отступления сильно осложнялась тем, что в тылу русского войска находились реки Дон и Непрядва, а также глубокие овраги. В то же время такая позиция затрудняла обходные действия татаро-монгольской конницы. Войско Мамая стояло развернутым строем без резервов, в первой линии располагалась конница, во второй - пехота.

Битва началась поединком двух богатырей Пересвета и Челубея. В этом поединке погибли оба. Сразу после гибели поединщиков татарская конница, смяв Передовой полк, начала теснить Большой полк. Русское войско понесло большие потери. В превые минуты боя был убит сражавшийся в Большом полку в доспехах великого князя и под его знаменем боярин Михаил Бренок. Дмитрий Иванович в одежде рядового воина бился в рядах того же полка. Натиск монголо-татар в центре был задержан вводом в действие резерва. Мамай перенес главный удар на левый фланг и начал теснить русские полки. Неожиданный мощный удар свежих сил Засадного полка в тыл и фланг татаро-монгольскому войску и наступление других русских полков привел к сокрушительному разгрому Мамаевой рати, остатки которой русские полки преследовали и уничтожали на протяжении 50 верст от Куликова поля.

Куликовская битва имела историческое значение в борьбе русского и других народов с татаро-монгольским игом. Хотя она не привела к ликвидации монголо-татарского ига на Руси, однако, на Куликовом поле был нанесен сильнейший удар по господству Золотой Орды, ускоривший ее последующий распад.

Сравнительный анализ картин «Пересвет и Челубей» (М.И. Авилов) и «Утро на Куликовском поле» (А.П. Бубнов)

Куликовской битве посвящено множество произведений искусства. Однако такие художники как М.И. Авилов и А.П. Бубнов постарались в своих работах передать всю мощь русского народа и величие российской земли. Оба художника показали начало боя, однако, каждый из них по-разному отразил исторические факты. Бубнов показал в картине ожидание воском битвы, Авилов же представил первый бой самых мощных воинов каждой из сторон.

авилов корбюзье пуризм пластицизм

А.П. Бубнов "Утро на Куликовом поле" 1947

Картина запечатлела тот звенящий момент ожидания битвы, когда рассеялся туман и русская рать увидела перед собой татар. Художник изображает на картине всю Русь: всех возрастов люди, всех сословий пришли сюда. Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины... Но вот взгляд зрителей останавливается на фигуре старика, опершегося всем телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано им, но через несколько мгновений эта лавина двинется дальше.

Большая часть первого плана картины занята не людьми, а травами, полем. Это не только композиционный приём художника, это элемент глубоко содержательный: за Русскую землю и вышли сражаться герои картины. Без неё они ничто.

Сюжетное и образное построение картины таково, что предыстория изображенного события легко угадывается, так же как и дальнейшее развитие действия. В картине чувствуется то, что не изображено непосредственно: грядущая борьба и победа русских войск.

Композиция полотна построена с расчетом подчеркнуть сплоченность и монолитность русской рати. Фигуры воинов словно выросли из земли, покрытой густыми, нехожеными травами; этих людей не сдвинешь назад, не потеснишь. Но это не значит, что композиция статична. В вытянутом мече Дмитрия Донского, в фигуре воина, наклонившегося вперед и приподнимающего щит с земли, в копьях, взятых наперевес,- во всем этом выражено движение, которое замыкается спокойной, могучей фигурой воина с топором. Часть фигур срезана рамой картины.

Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины... Но вот взгляд зрителей останавливается на фигуре старика, опершегося всем телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано им, но через несколько мгновений эта лавина двинется дальше.

Так, используя контрасты между теми элементами картины, которые создают ощущение неотвратимого движения всей рати Дмитрия Донского, и теми, которые воспринимаются как препятствие этому трудно сдерживаемому движению, художник достигает выразительности и собранности композиции, подчеркивает ощущение силы и мужества русских воинов. Фигура Дмитрия Донского четко вырисовывается на фоне черного знамени с золотым Спасом. Художник дает почувствовать его роль - роль полководца, возглавляющего русское воинство. В то же время вся группа - Дмитрий и его приближенные, выделенная композиционно,- отодвинута на задний план. Она не господствует в картине, Дмитрий Донской не является главным действующим лицом, ее герой - все устремленное вперед, готовое к битве русское войско.

Картине «Утро на Куликовом поле» присуще чрезвычайно существенное для произведения на историческую тему качество: люди, изображенные на полотне, не воспринимаются «сквозь мглу веков», не кажутся архаичными - наоборот, в них есть сила характеров, близких современным людям, и эти характеры обрисованы правдиво и убедительно. Бубнов сумел увидеть в воинах древней Руси живых людей и это чувство передать зрителю. Поэтому и в суровом воине, чьи огромные натруженные руки крепко сжимают копье, и в седом старике с мудрыми, много видевшими глазами, и в белокуром юноше, впервые идущем в бой, и во многих других персонажах картины есть та художественная правда, которая заставляет верить в них.

Работая над картиной, Бубнов придавал очень большое значение тому, чтобы одежда, оружие воспринимались бы зрителем как предметы, необходимые в жизни героев картины, а не как музейные экспонаты.

Художник долго и тщательно изучал по книгам и музеям одежду и оружие, распространенные в древней Руси. Но он обязательно «примерял» все это к людям, стараясь подсмотреть, например, как берут копье, щит, как носят то или другое одеяние. Изучение исторического материала он сочетал с жизненными наблюдениями. Художник остро подмечает бытовые детали в повседневной жизни и умеет их использовать в картине. Так появились рукавицы, заткнутые за пояс у копьеносца, и целый ряд характерных, подчас мелких черточек быта, которые в целом создают впечатление большой жизненности.

Работая над фигурой старика с копьем, художник задумал сначала опоясать его красивым орнаментированным кушаком, но вскоре уничтожил эту эффектную деталь, заменив кушак простой веревкой,- это было более естественно для старого воина и лишило его одежду элемента оперной нарядности.

Бубнов, стремясь сохранить жизненную правду в своей картине, не разрешал себе приукрасить воинов ополчения, одетых беднее и хуже княжеских дружинников. Он далек от ложной стилизации, в его полотне нет вещей, словно взятых напрокат из исторического музея и театрального реквизита,- во всех деталях чувствуется художественная достоверность.

Художник сумел приблизить к нам событие далекого прошлого, заставить зрителя переживать его.

При анализе картины «Утро на Куликовом поле» невольно встает вопрос об использовании Бубновым русского классического наследия. В этом произведении не следует искать влияния одного художника.

В «Утре на Куликовом поле» Бубнов, опираясь на огромный опыт русской исторической живописи и творчески претворяя его, находит свой собственный путь, вполне самостоятельный и оригинальный.

В картине «Утро на Куликовом поле» оптимистическое чувство пронизывает все произведение. Создание образа побеждающего народа, трактовка Куликовской битвы как народной победы в борьбе за национальную независимость является заслугой Бубнова - художника советской эпохи.

В ряду подобных произведений почетное место заняла картина Авилова «Поединок на Куликовом поле», или «Пересвет и Челубей», законченная художником в 1943 году.

Поединок Пересвета с Челубеем. (Поединок на Куликовом поле) 1943

Холст, масло. 327 x 557

Государственный Русский музей

Одна из наиболее знаменитых картин Михаила Ивановича Авилова. На полотне картины изображён исторический бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем. В этом поединке оба воина погибли, однако победа осталась за Пересветом. Конь смог довезти его до русских войск, тогда как Челубей оказался выбитым из седла. На картине изображен эпизод, предшествовавший началу Куликовской битвы (8 сентября 1380), -- поединок русского витязя, монаха Троице-Сергиевой Лавры Александра Пересвета с татарином Челубеем (по одним транскрипциям Челибей, Телебей, по другим сведениям -- Темир-мурза), окончившийся одновременной гибелью обоих.

В основу картины было положено предание о поединке между русским и татарским богатырями, как о нем рассказывает «Задонщина», поэтическая повесть XIV века о Мамаевом побоище 1380 года. Примечательно, что Авилов избрал своим героем не вождя русского войска, московского князя Дмитрия Донского, а легендарного ратника, первым завязавшего битву с врагом.

Авилов написал широкую придонскую степь, поросшую травами, уходящую к низкому горизонту под светлым утренним небом. Вдалеке, разделенные обширным свободным пространством, стоят готовые к сражению русские и татарские полки. По старинному обычаю в поле выехал перед войском прославленный в боях татарский богатырь Челубей и, похваляясь силой, стал вызывать на поединок противника. Многие смутились, и никто не решался выйти в бой против могучего бойца. Тогда из русских рядов выдвинулся вперед Пересвет. Оба богатыря опустили копья и в карьер помчались навстречу друг другу. Затаив дыхание, следят воины обеих сторон за поединком. Масса русских войск представлена относительно небольшой, но плотной, устойчивой, монолитной. Масса татар крупнее, но и беспокойней, в ней мелькают, перемежаясь, темные и светлые пятна, колеблются тонкие линии копий. В этом колебании возникает ощущение неуверенности, как бы предвещающее несчастливый для татар исход битвы. Но это только предвестие, пока еще не воспринимаемое участниками начинающегося сражения. Поэтому наше знание исторического события не мешает почувствовать драматическую остроту представленной сцены.Со страшной яростью столкнулись богатыри на середине поля. Копья ударили в щиты. Кони поднялись на дыбы, стараясь удержаться на ногах при всей силе столкновения. Взметнулись кверху боевые кони, развеваются по ветру их гривы и пышные хвосты, пена покрывает удила. Громадное напряжение чувствуется в фигурах воинов. С необычайной силой сжимает копье Пересвет. Туго уперлась его борода в широкую грудь, покрытую кольчугой, глаза мечут молнии из-под низко надвинутого шелома. Приподнявшись на стременах, он старается удержаться в седле и помочь коню устоять на ногах. Челубей не менее силен и упорен в бою. Он тоже силится наклониться к шее коня, упрямо опустив голову и напрягая могучие плечи, но перевес не на его стороне. Его нога со стременем скользнула вперед, он всей тяжестью опустился на седло и уже дрогнул и начинает клониться на сторону. Монгольская шапка, опушенная мехом, свалилась с бритой головы, раскалывается щит, пробитый копьем русского витязя, и Челубей вот-вот рухнет, гремя доспехами, на твердую землю, подминая степной ковыль.

Композиция картины довольно проста. Центральное место занимают взвившиеся на дыбы могучие кони, с сидящими на них Пересветом слева и Челубеем справа. Они изображены очень крупно и подавляют собой остальное изображённое на картине. Развевающиеся гривы, оскаленные зубы и свирепые морды делают коней страшными. Ярко выделяется развевающаяся по ветру пёстрая попона коня Челубея и расписной круглый щит, проткнутый копьём русского богатыря. У Пересвета ярко поблескивают на солнце стальной шлем и кольчуга.

Копья противников ударяют в щиты друг друга. Щиты и кольчуги не выдерживают удара и копья протыкают их, вонзаясь в тела богатырей. Челубей слетает с седла лошади от удара копья русского богатыря. С его бритой головы летит красный малахай. Подался назад и Пересвет. Его фигура крайне напряжена, глаза с ненавистью впиваются во врага.

На заднем плане по краям картины стоят уходящие вдаль войска. Игрой красок Авилов передаёт состояние войск перед боем. Скромные, строгие, сероватые тона в левой части картины характеризуют выдержку, спокойствие и уверенность в победе русского войска. Впереди строя на белом коне великий князь Дмитрий Иванович Донской. В битве он получит контузию, но останется жив. Яркие, пёстрые краски татаро-монгольского войска передают их беспокойство и неуверенность в исходе поединка

Таким образом, центральная группа картины беспокойным силуэтом вырастает над горизонтом, четко вырисовываясь на фоне неба. Ярость коней и мощь богатырских фигур, все здесь преувеличено, доведено до былинного, эпического звучания. Вздыбленные кони подымаются, как пирамида, над равниной. Им наперекрест расталкиваются в стороны фигуры воинов, заставляя еще более ощутить ожесточенную враждебность поединка. Яркость живописи достигает наибольшего напряжения в фигурах центральной группы, ясно отделяя их от более легко написанных масс противостоящих друг другу армий. В центре возникают самые сильные цветовые контрасты, усиливающие драматический характер картины. Красный щит Пересвета и развевающееся красно-золотое покрывало коня Челубея составляют резкий контраст холодной синеве доспехов, зелени травы и крупным темным массам тел вороного и гнедого коней. Поединок богатырей приобретает большое обобщающее значение, превращается в символ великого исторического конфликта, в поэтический образ подвига освобождения Руси от татарского ига.

В этом своем произведении Авилов подчеркивает народный характер борьбы за освобождение от татарского ига, в образе героя передает свое понимание ведущей, активной роли народа в великом историческом деле. Художник обращается к народному творчеству и находит решение темы, опираясь на эпические предания, созданные и в течение многих веков отшлифованные безвестными мастерами, передававшими от поколения к поколению повесть о героических подвигах предков.


Холст, масло. 270x503 см

В годы Великой Отечественной войны с особенной силой, по-новому мы ощутили связь событий прошлого и настоящего, и великие образы тех времен, когда Русь в жесточайшей борьбе отстаивала свою независимость, словно ожили перед нами.

В советской исторической живописи появился целый ряд произведений на темы русской истории. Созданные в этот период холсты Н. П. Ульянова, М. И. Авилова, Е. Е. Лансере, П. Д. Корина, различные по манере и творческому методу, объединены чувством любви к русскому народу и гордости за него, за его великое прошлое.

А. П. Бубнов в это время работал над картиной, которой суждено было стать одним из лучших произведений советской исторической живописи. Художник обратился к победоносной борьбе народа против монголо-татарского ига в XIV веке.

У художника есть эскиз, датированный 1938 годом; он изображает воина в кольчуге на фоне вечернего зимнего пейзажа. Хотя в этом эскизе нет ни ясного замысла, ни определенного сюжета, он свидетельствует о том, что Бубнова давно волновали образы далекого прошлого; но они были аморфны, не находили еще своего воплощения в связи с конкретным историческим сюжетом.

В 1942 году Бубнов пишет эскиз «Перед битвой на Чудском озере».
Эскиз этот не имеет прямого отношения к картине «Утро на Куликовом поле». Образ ее здесь не вырисовывается даже приблизительно, хотя некоторыми деталями художник воспользовался впоследствии для картины. Так, мы узнаем фигуру воина со щитом, стоящего на первом плане, силуэты копий на фоне неба и т. п. Но замысел ее, видимо, появился позже. На него натолкнуло художника изучение древней русской истории и желание воплотить волновавшую его тему: героизм народа, осознавшего свое национальное достоинство, объятого готовностью сбросить иноземное иго. После чтения и изучения исторической литературы Бубнов приходит к окончательному решению писать картину о битве на Куликовом поле.

Само время требовало монументально-эпического решения задачи, и именно в этом направлении шла полуторагодовая подготовительная работа художника.

Многочисленные эскизы к картине показывают сложный путь художника, ищущего наиболее полное выражение идеи непобедимости русского народа, сплоченного и могущественного.

В картине художник не развертывает перед нами широкую панораму битвы и не рассказывает о каком-либо эпизоде. Он показывает ожидание битвы, ожидание, полное едва сдерживаемого нетерпения, проникнутое верой в победу. Раннее утро. Русское войско стоит среди поля неподвижно и молчаливо. Но как обманчива эта кажущаяся в первую секунду неподвижность. От фигуры к фигуре нарастает движение, оно сдержанно и выразительно. Один приподнимает щит, другой нетерпеливо сжимает холодно мерцающий топор, третий трогает тетиву лука–скоро начнется битва. Туда, к врагу, направлены взоры людей, и эта устремленность подчеркивается и усиливается жестом Дмитрия Донского, указывающего мечом в сторону татарских полчищ.

Художник запечатлел последние минуты затишья перед бурей, нарастающее напряжение перед схваткой.

Сюжетное и образное построение картины таково, что предыстория изображенного события легко угадывается, так же как и дальнейшее развитие действия. В картине чувствуется то, что не изображено непосредственно: грядущая борьба и победа русских войск.

Композиция полотна построена с расчетом подчеркнуть сплоченность и монолитность русской рати. Фигуры воинов словно выросли из земли, покрытой густыми, нехожеными травами; этих людей не сдвинешь назад, не потеснишь. Но это не значит, что композиция статична. В вытянутом мече Дмитрия Донского, в фигуре воина, наклонившегося вперед и приподнимающего щит с земли, в копьях, взятых наперевес,– во всем этом выражено движение, которое замыкается спокойной, могучей фигурой воина с топором. Часть фигур срезана рамой картины.

Войско как бы бесконечно продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно огромная мощная лавина надвигается из глубины... Но вот взгляд зрителей останавливается на фигуре старика, опершегося всем телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано им, но через несколько мгновений эта лавина двинется дальше.

Так, используя контрасты между теми элементами картины, которые создают ощущение неотвратимого движения всей рати Дмитрия Донского, и теми, которые воспринимаются как препятствие этому трудно сдерживаемому движению, художник достигает выразительности и собранности композиции, подчеркивает ощущение силы и мужества русских воинов. Фигура Дмитрия Донского четко вырисовывается на фоне черного знамени с золотым Спасом. Художник дает почувствовать его роль – роль полководца, возглавляющего русское воинство. В то же время вся группа – Дмитрий и его приближенные, выделенная композиционно,– отодвинута на задний план. Она не господствует в картине, Дмитрий Донской не является главным действующим лицом, ее герой – все устремленное вперед, готовое к битве русское войско.
Куликовская битва раскрыта автором как народная эпопея. Русский народ – вот подлинный герой произведения.

Картине «Утро на Куликовом поле» присуще чрезвычайно существенное для произведения на историческую тему качество: люди, изображенные на полотне, не воспринимаются «сквозь мглу веков», не кажутся архаичными – наоборот, в них есть сила характеров, близких современным людям, и эти характеры обрисованы правдиво и убедительно. Бубнов сумел увидеть в воинах древней Руси живых людей и это чувство передать зрителю. Поэтому и в суровом воине, чьи огромные натруженные руки крепко сжимают копье, и в седом старике с мудрыми, много видевшими глазами, и в белокуром юноше, впервые идущем в бой, и во многих других персонажах картины есть та художественная правда, которая заставляет верить в них.

Очень часто в исторических картинах чувствуется увлечение художника воспроизведением подлинной обстановки, одежды, аксессуаров. Шелк, бархат, золото, богатый орнамент – все это зачастую без должного отбора, просто потому, что красиво, переносится в картину и в результате заслоняет смысл события. В картине появляется театральщина– все как будто правильно, исторически достоверно, а подлинной правды нет.

Работая над картиной, Бубнов придавал очень большое значение тому, чтобы одежда, оружие воспринимались бы зрителем как предметы, необходимые в жизни героев картины, а не как музейные экспонаты.
Художник долго и тщательно изучал по книгам и музеям одежду и оружие, распространенные в древней Руси. Но он обязательно «примерял» все это к людям, стараясь подсмотреть, например, как берут копье, щит, как носят то или другое одеяние. Изучение исторического материала он сочетал с жизненными наблюдениями. Художник остро подмечает бытовые детали в повседневной жизни и умеет их использовать в картине. Так появились рукавицы, заткнутые за пояс у копьеносца, и целый ряд характерных, подчас мелких черточек быта, которые в целом создают впечатление большой жизненности.

Работая над фигурой старика с копьем, художник задумал сначала опоясать его красивым орнаментированным кушаком, но вскоре уничтожил эту эффектную деталь, заменив кушак простой веревкой,– это было более естественно для старого воина и лишило его одежду элемента оперной нарядности.

Бубнов, стремясь сохранить жизненную правду в своей картине, не разрешал себе приукрасить воинов ополчения, одетых беднее и хуже княжеских дружинников. Он далек от ложной стилизации, в его полотне нет вещей, словно взятых напрокат из исторического музея и театрального реквизита,– во всех деталях чувствуется художественная достоверность.

Художник сумел приблизить к нам событие далекого прошлого, заставить зрителя переживать его.

При анализе картины «Утро на Куликовом поле» невольно встает вопрос об использовании Бубновым русского классического наследия. В этом произведении не следует искать влияния одного художника.

Высказываемая иногда мысль о непосредственном продолжении традиции В. М. Васнецова в этой картине, на наш взгляд, неверна. В «Утре на Куликовом поле» Бубнов, опираясь на огромный опыт русской исторической живописи и творчески претворяя его, находит свой собственный путь, вполне самостоятельный и оригинальный.
Стремление Васнецова создать эпически целостный образ народа несомненно созвучно Бубнову. Но образы Васнецова более лиричны и менее исторически конкретны. Драматизм картины Бубнова заставляет скорее вспомнить о В. И. Сурикове, к которому совершенно естественно обратился художник при решении исторической темы.

В картине «Утро на Куликовом поле» оптимистическое чувство пронизывает все произведение. Создание образа побеждающего народа, трактовка Куликовской битвы как народной победы в борьбе за национальную независимость является заслугой Бубнова – художника советской эпохи.

Великий князь на коне объезжал перед битвой ряды воинов и говорил им: «Возлюбленные отцы и братия, Господа ради и Пречистой Богородицы и своего ради спасения подвизайтеся за православную веру и за братию нашу».

На челе великого или главного полку стояла собственная дружина великого князя и развевалось его большое черное знамя с вышитым на нем ликом Спасителя. Дмитрий Иванович снял с себя златотканую великокняжую приволоку; возложил ее на любимца своего боярина Михаила Бренка, посадил его на своего коня и велел носить перед ним большое черное знамя. А сам покрылся простым плащом и пересел на другого коня. Он поехал в сторожевом полке, чтобы впереди его собственноручно ударить на врагов.

Тщетно князья и воеводы удерживали его. «Братия моя милая, – отвечал Дмитрий. – Если я вам глава, то впереди вас хочу и битву начать. Умру или жив буду – вместе с вами».

Часов в одиннадцать утра двинулась татарская рать на битву к середине Куликова поля. Страшно было смотреть на две грозные силы, шедшие друг на друга. Русское воинство отличалось червлеными щитами и светлыми доспехами, сиявшими на солнце; а татарское от своих темных щитов и серых кафтанов издали походило на черную тучу. Передний татарский полк, как и русский, состоял из пехоты (может быть, наемные генуэзские кондотьеры). Она двигалась густой колонной, задние ряды клали свои копья на плечи передних. В некотором расстоянии друг от друга рати вдруг остановились. С татарской стороны выехал на Куликово поле воин огромного роста, подобный Голиафу, чтобы по обычаю тех времен начать битву единоборством. Он был из знатных людей и назывался Челубей.

Увидел его инок Пересвет и сказал воеводам: «Сей человек себе подобного ищет; я хочу с ним видеться». «Преподобный отец игумен Сергий, – воскликнул он, – помоги мне молитвою своею». И с копьем поскакал на врага. Татарин понесся ему навстречу. Противники ударили друг на друга с такой силой, что кони их упали на колени, а сами они мертвыми поверглись на землю.

Победа Пересвета. Художник П. Рыженко

Тогда двинулись обе рати. Дмитрий показал пример воинской отваги. Он переменил несколько коней, сражаясь в передовом полку; когда же обе передовые рати смешались, отъехал к великому полку. Но дошел черед до этого последнего, и он опять принял личное участие в битве. А хан Мамай наблюдал сражение с вершины Красного холма.

Скоро место Куликовской битвы сделалось до того тесным, что ратники задыхались в густой свалке. Расступиться в сторону было некуда; с обоих боков препятствовало свойство местности. Такой страшной битвы никто из русских и не помнил. «Копья ломались как солома, стрелы падали дождем, а люди падали как трава под косой, кровь текла ручьями». Куликовская битва была по преимуществу рукопашная. Многие умирали под конскими копытами. Но и кони едва могли двигаться от множества трупов, которым покрылось поле битвы. В одном месте одолевали татары, в другом русские. Воеводы передней рати большей частью скоро пали геройской смертью.



Куликовская битва. План

Пешая русская рать уже полегла в бою. Пользуясь превосходством в числе, татары расстроили наши передние полки и стали напирать на главную рать, на полки Московский, Владимирский и Суздальский. Толпа татар прорвалась к большому знамени, подрубила у него древко и убила боярина Бренка, приняв его за великого князя. Но Глеб Брянский и Тимофей Васильевич успели восстановить порядок и опять сомкнуть большой полк. На правой руке Андрей Ольгердович одолевал татар; но не дерзал гнаться за неприятелем, чтобы не отдаляться от большого полку, который не подвигался вперед. На последний навалило сильное татарское полчище и пыталось его прорвать; и тут многие воеводы уже были убиты.

Дмитрий и его помощники поставили в Куликовской битве полки таким образом, что татары не могли их охватить ни с какой стороны. Им оставалось только где-либо прорвать русский строй и тогда ударить ему в тыл. Видя неудачу в центре, они с яростью устремились на левое наше крыло. Здесь некоторое время кипел самый ожесточенный бой. Когда начальствовавшие левым полком князья Белозерские все пали смертью героев, этот полк замешался и стал подаваться назад. Большому полку угрожала опасность быть обойденным; все русское войско было бы приперто к Непрядве и подверглось бы истреблению. Уже раздавались на Куликовом поле неистовое гиканье и победные клики татар.



И. Глазунов. Временный перевес татар

Но уже давно князь Владимир Андреевич и Дмитрий Волынец из засады следили за битвой. Молодой князь рвался в бой. Нетерпение его разделяли и многие другие пылкие юноши. Но опытный воевода сдерживал их.

Жестокая Куликовская битва длилась уже часа два. Доселе татарам помогало еще то обстоятельство, что солнечный свет ударял русским прямо в очи, и ветер дул им в лицо. Но мало-помалу солнце зашло сбоку, а ветер потянул в другую сторону. Уходившее в беспорядке левое крыло и гнавшая его татарская рать поравнялись с дубравой, где стоял засадный полк.

«Теперь и наш час приспел! – воскликнул Боброк. – Дерзайте братия и други. Во имя Отца и Сына и Святого Духа»!