Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Арт-арв - кобанская культура. Древняя история Кавказа: население Кобанской культуры, его предки и потомки

Арт-арв - кобанская культура. Древняя история Кавказа: население Кобанской культуры, его предки и потомки

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Кобанская культура

В 60-ые годы прошлого века в горной Осетии была открыта неизвестная культура, впоследствии признанная одной из художественных вершин бронзового века.

Кобанская культура получила свое название от наименования селения Верхний Кобан, где в 1969 году были открыты могильники с огромным количеством предметов бронзовой культуры.

Предметы той же культуры были найдены во многих других пунктах территории Северной Осетии (в урочище "Фаскау” близ селения Галиат, в селениях Кумбулта, Чми), в Пятигорье, в Кабарде, на территории нынешней Чечни и Ингушетии, в Южной Осетии (селение Тли).

Время расцвета Кобанской культуры - вторая половина второго и первого тысячелетия до н.э.

Традиции Кобанского искусства хорошо прослеживаются в аланских древностях, и до сих пор существуют в осетинском прикладном искусстве.

Кобанская культура - условно принятое название для древностей эпохи перехода от бронзы к железу Северного Кавказа. Вошедший около 120 лет тому назад в научный обиход термин "культура Кобани”, как обозначение конкретной совокупности археологических артефактов, оказался весьма устойчив, несмотря на имевшие место попытки заменить его, такими как "колхидо - кобанская”, "центрально-кавказская”, "тлийско-кобанская”.

Учитывая новейшие достижения в изучении кобанской культуры, в особенности разрешения проблемы периодизации и относительной и абсолютной хронологии, назрела необходимость в новой схеме ее развития.

I. Протокобанский, или период Кобан I - XIY - первая половина XII вв. до н.э., в котором различаются 2 этапа: ранний (а) до середины XIII в. и поздний (б) до середины XII в. до н.э.

II. Ранний, или период Кобан II - середина XII - рубеж XI-X вв.

III. Классический или период Кобан III - начало второй половины X - начало YII вв. до н.э.

IY. Позднекобанский, или Кобан IY - серединаYII - начало IY вв. до н.э. (схема разработана Крупновым Е. И.)

Активные процессы формирования культуры в протокобанский период способствовали распространению раннекобанских изделий далеко за пределы Кавказа. Об этом свидетельствует факт появления топоров раннекобанского типа в Северном Причерноморье, именно в кладах XIII-XII вв. до н.э., что также подтверждает абсолютную дату переходного периода.

Период Кобан II характеризуется завершением оформления основных признаков культуры центральной части ареала, а к концу на западной и восточной переферии, В этот период в Кобанских памятниках появляется дуговидная бронзовая фибула с ассиметричной дужкой и узким иглодержателем, тесловидный топор с боковыми уступами, к концу периода появляется железо в украшениях. Завершается оформление бронзового топора с дважды изогнутым корпусом. Просматривается стремление к изощренной гравированной орнаментации фигурами хищников и земноводных.

Развитие древней кобанской культуры в метропологии фиксируется на протяжении около 1000 лет и на 2 - 3,5 столетий короче на периферии ареала, отражая неравномерность в эволюционных преобразованиях под влиянием разновидных факторов внешнего порядка. В течение длительного периода кобанская культура постепенно видоизменялась и обогащалась за счет инноваций и внутреннего поступательного саморазвития, тем не менее, сохраняя инофонд многих признаков. Почти во всех выделенных периодах, наряду с местной культурной основой, засвидетельствованы датирующие предметы некавказского происхождения, что обусловило возможность включения кобанской культуры Кавказа в общеевропейскую систему хронологии. При всей условности этой схемы в ней наглядно представлено место кобанской культуры на всех этапах ее многовекового развития.

Существуют мнения, что древняя кавказская этническая общность - носитель кобанской культуры, являлась субстратом в последующем формировании почти всех современных народов Северного Кавказа от Кубани на западе до Дагестана на востоке.

Кобанская культура - одно из слагаемых, причем древнейшее, двуприродной основы этногенеза осетин.

Вторым элементом являются ираноязычные предки осетин - скифо-сармато-алананские племена.

Историческая принадлежность Кобанской культуры.

Существует несколько мнений в вопросе об этнической принадлежности носителей кобанской культуры.

К тому, чтобы считать их кавказоязычным народом всегда существовало больше политических, нежели каких-либо других предпосылок. Гипотеза об индоевропейском происхождении, очевидно, имеет будущее, но тоже остаётся недоказанной. (3, стр. 6.)

Центральный Кавказ являлся издревле местом пересечения миграционных процессов множества различных этносов. Еще в Ш тыс. до н.э. здесь жили наряду с кавказским этносы, говорившие на индо-европейских языках. Самыми древними из них были хетты. Они обитали на Кавказе издавна, но к концу Ш тыс. до н.э. передвинулись в Переднюю Азию, где возникло царство хеттов и лувийцев, Отдельные племена хеттов остались на Кавказе, что подтверждается данными лингвистики (Г. Мачавариани, Т.В. Гамкрелидзе, В. В Иванов). (1, стр. 24) В первой половине П тысячелетия до н.э. они слились с индоиранскими племенами, которые занимали пространство от Восточной Европы до Кавказских гор. Во втором тысячелетии до н.э., особенно к исходу его, на Кавказе и в Северном Причерноморье обитали широко известные киммерийцы. Их сменили скифы. Именно кобанцы были древнейшим населением, которое они застали на Центральном Кавказе и позднее ассимилировали.

кобанская культура могильник осетия

Скифские кочевые племена появились в степях Предкавказья в конце VIII - начале VII в. до н.э. Отсюда они совершили свои знаменитые походы в Переднюю Азию. Эти походы вывели скифов на авансцену мировой истории, дали мощный толчок их социальному и культурному развитию. Военные маршруты скифов пролегали по северокавказским и закавказским землям. Пользуясь перевальными дорогами, скифы очень скоро освоили обе стороны Кавказского хребта. Под влиянием широких контактов с кавказскими и переднеазиатскими народами окончательно сложились самобытные черты скифской классической культуры.

Уже в VII в. до н.э. началась активная интеграция: приобретая политическое господство над местным населением, скифы оседали в среде носителей кобанской культуры. Ярким подтверждением такого взаимодействия скифов и кобанцев считается Тлийский могильник.

По-видимому, первоначально в горных районах оставались небольшие группы воинов, женившихся на представительницах местного населения.

Скифо-кобанский симбиоз развивался также на основе прямой заинтересованности скифов в союзнике, который владел передовыми металлургическими технологиями и опытом горных коммуникаций. Археология подтверждает участие кобанцев в скифских походах. (3, стр.6)

Во многих древних захоронениях Кобанского и Тлийского могильников обнаружены материалы, относящиеся к скифской культуре. Это костяные и бронзовые наконечники ножен, на которых имеются изображения пантеры в характерном для скифов стиле, а так же широко представлены железные секиры, ножи, предметы конской узды и т.д. (1, стр.24)

Позднее скифов сменяют племена савроматов (Y в. до н.э.), сарматов (IY в. до н.э.). Из ираноязычных сарматских племен, занявших территорию скифов, постепенно выделились аорсы, сираки, роксоланы, аланы.

Подведя итог, мы видим, что на территории Центрального Кавказа в течение тысячелетий всегда оставались группы ирано-язычного населения. Это также подтверждают сведения Страбона (63 г. до н.э. - 23 г. н.э.):

"На Иберийской равнине обитает население, более склонное к эемледелию и миру, которое одевается на армянский и мидийский лад; горную страну, напротив, занимают простолюдины и воины, живущие по обычаям скифов и сарматов, соседями и родственниками которых они являются; однако они занимаются и земледелием.

В случае каких-нибудь тревожных обстоятельств они выставляют много десятков тысяч из своей среды, так и из числа скифов и сарматов”. (2, стр. 234)

В свое время А.И. Болтунова высказала мнение, что под упомянутыми Страбоном скифами и сарматами " следует понимать северокавказские племена, составляющие основную массу населения Внутренней Картли до освоения ее иберами”. (2, стр.244)

Этот вывод подкрепляется и другими переводами разбираемого отрывка Страбона, в которых родственные скифам и сарматам горцы характеризуются как " воинственное большинство населения" Иберии. Заслуживают внимания также свидетельства Страбона о социальной структуре Иберийского царства, напоминающее троичное деление индоевропейских народов и, в частности, трех функциональное деление скифского общества и Ахеменидского Ирака. Этому не противоречит четырехчастное деление иберийского общества, так как у индоевропейских племен лишь три основные социальные группы - военная аристократия, жречество и рядовые общинники - были конструированы в культовой организации и ритуальных обрядах индоевропейской общины, хотя из них существовало и зависимое население. (2, стр.245)

На основе приведённых материалов возникает предположение, что скифы слились с родственными им по языку и культуре традиций племенами древних индо-иранцев, живших здесь со второго тысячелетия до н.э. И лишь по этой причине могло произойти скорое и естественное слияние двух этнических массивов - они, эти племена были ирано-язычными; этническое, культурное и языковое родство способствовало их быстрой этнической "адаптации”, их слиянию в один этнос.

Памятники материальной культуры.

Прошло около 120 лет с того дня, когда перед изумленным взором любителей кавказских раритетов молодого археологического музея в Тифлисе предстали присланные из далекого, сурового ущелья Гизельдона, алдаром из Тагаурии Хабошем Кануковым предметы вооружения и украшения удивительной гармоничности и красоты.

В настоящее время более 120 пунктов находок позволяют говорить о сосредоточении по обе стороны Большого кавказского хребта целых групп и отдельных находок однородных и стилистически близких вещей из многих памятников.

МОГИЛЬНИКИ

Наиболее яркой частью материальной культуры центрального варианта кобанской культуры являются древние погребения.

Они известны в настоящее время во всех трех ландшафтных зонах, главным образом, в ущельях рек, но открыты они в предгорьях, и в равнинной части, хотя и в меньшем количестве.

В Верхне-Кобанском могильнике хоронили преимущественно в массивных, сооруженных из сланцевых и песчаниковых плит, прямоугольных каменных ящиках, рассчитанных на одного и реже на двух человек. Размеры ящиков были примерно 1,2 х 0,7 м. Сверху ящик закрывался мощной каменной плитой, более толстой, чем те, что составляли стенки могилы. Дно каменных ящиков Кобанского могильника земляное, видимо, при захоронении покрывалось или древесными ветками, или войлоком.

Покойников укладывали в скорченной позе, на левом или правом боку, головой на северо-запад, но имелись и другие направления, что свидетельствует о том, что устойчивости ориентировки не придавалось решающего значения.

Особенно выразительны ранние погребения в каменных ящиках, раскопанные Э. Шантром. Например, в могиле № 9, "одной из наиболее богатых”, сооруженной из тяжелых плит от 12 до 15 см толщиной, захороненная женщина лежала скорченно, на правом боку, с полусогнутыми ногами и кистями рук перед лицом. Головой она была ориентирована на северо-запад. Головной убор украшали бронзовые бляшки, трубочки - накосники, две булавки с лопатообразными навершиями. У висков находились дважды изогнутые подвески " совершенно своеобразного типа”. На груди дуговидная фибула и ожерелье из сердоликовых и стеклянных бус. На руках многовитковые бронзовые браслеты - налокотники и более простые браслеты из массивного прута. На поясе остатки бронзового пластинчатого пояса с полуовальной бронзовой пряжкой, украшенной железной инкрустацией. Костюм украшали многочисленные бронзовые литые зооморфные привески. Бронзовыми трубочками была обшита, видимо, и обувь. Заупокойная пища, которая полагалась при переходе в загробный мир, находилась в двух изящных небольших сосудах с ручками. Кроме того, были положены части барана. В целом комплекс отличает большая выразительность форм. Для предгорных и равнинных районов бассейна Терека были более обычны кладбища из групповых могил без всякого оформления.

В могилах лиц высокого социального ранга отмечены захоронения вместе с покойником и коня. Например, в погребении 3, Комаровского могильника захоронение сопровождалось взнузданием конем. Конский убор состоял из железных двукольчатых удил и трехпетельчатых железных псалиев, костяных зооморфных поделок - украшения уздечки. Бронзовый ранний наконечник стрелы скифского типа и великолепный набор черносощенной посуды, украшенной нарезным геометрическим орнаментом, дополняли представление о составе погребального комплекса. Грунтовые ямы с оформлением рваным камнем были основным типом погребальных сооружений и на территории Южно-Кавказской группы центрального варианта кобанской культуры, причем во все периоды ее существования. Генезис таких форм погребальных камер уходит здесь, также как для каменных ящиков Тагаурского ущелья, вглубь начальных этапов поздней бронзы и даже в культурный пласт эпохи средней бронзы.

Могильники кобанской культуры разных периодов и разных географических условий местоположения показывают чрезвычайно сложную, разнообразную и неоднозначную картину развития погребального обряда. Долговременный характер кладбищ, концентрация в определенных местах предполагает оседлый образ жизни оставившего их населения.

ПОСЕЛЕНИЯ

Сведения о местах поселения носителей кобанской культуры, в том числе и не на территории Северной Осетии, весьма отрывочны и скудны. Объясняется это тем, что на первых порах изучения кобанской культуры исследователей интересовали богатые могильники, а вопрос о поселениях стоял не на втором плане, а только лишь подразумевался.

Места поселений центрального варианта кобанской культуры весьма немногочисленные в настоящее время, известны на территории Северной Осетии в предгорьях и на равнине, прилегающей к их отрогам.

Они занимали, как правило, самые возвышенные места в конкретной топографической обстановке: отдельно выступающие холмы, приподнятые над окружающей поверхностью, плато или высокие мысы над поймой реки. Все известные пункты поселений практически не исследованы и дают самое отрывочное представление о характеристике древних поселков. Общей чертой их является отсутствие, скорее всего искусственных укреплений, что может свидетельствовать об относительной безопасности их существования. Несомненно, и то, что это были долговременные поселки оседлого населения, т.к. культурный слой каждого из них был не менее 1 м.

Находки в поселениях свидетельствуют о земледельческо-скотоводческой направленности быта населения. Помимо многочисленных каменных зернотерок овальной формы, камней-терочников, костей домашних животных, это подтверждает и комплекс керамики, в которой выделяется четыре основные категории посуды; орнаментированные корчаги, горшки, небольшие кружки и миски. Вся посуда лепкая, но высокого качества, мощенная и хорошего обжига, указывающая на глубокие традиции местного керамического ремесла.

Заслуживает внимания Змейское поселение, возникшее на отдельно стоявшем холме, возвышающемся над старой поймой левого берега Терека на высоту 24 - 28 м. Глубина культурного слоя составляла в разных местах от 60 до 80 см.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность и общая характеристика афанасьевской культуры как южносибирской археологической культуры бронзового века, ее территориальное распространение, этапы развития и главные признаки. Происхождение и этническая принадлежность, антропологический тип.

    презентация , добавлен 17.10.2014

    Возникшая в начале третьего тысячелетия до н.э. в степях от Эмбы до Днепра скотоводческая культура. Культуры бронзового века. Археологическая культура эпохи раннего бронзового века. Социальный строй племен катакомбной историко-культурной общности.

    контрольная работа , добавлен 22.11.2012

    Период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Оригинальность янковской культуры раннего железного века. Кроуновские поселения в континентальных районах. Памятники ольгинской культуры.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2013

    История изучения трипольской культуры. Высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения, характерные для трипольской культуры. Племена Триполья в период основания, расцвета и упадка культуры. Идеологические представления и верования.

    курсовая работа , добавлен 15.04.2012

    История изучения большереченской культуры. Физико-географические особенности Кузнецкой котловины. Характеристика материалов памятники большереченской культуры на территории Кузнецкой котловины. Хронология памятников культуры. Керамика ирменской культуры.

    дипломная работа , добавлен 31.08.2012

    Социально-экономические предпосылки формирования культуры России во второй половине XIX в. Состояние просвещения и образования, художественной культуры (изобразительного искусства, литературы, театра, музыки, архитектуры). Феномен "серебряного века".

    курсовая работа , добавлен 20.08.2012

    Племена и народности Казахстана в раннем средневековье. Рост городов, развитие материальной, духовной культуры. Казахстан в XIV – XV вв. Казахское ханство в XV – XVII вв. Изменения в развитии материальной культуры. Традиции, обычаи и обряды казахов.

    контрольная работа , добавлен 26.04.2009

    Особенности и достижения материальной культуры представителей персидской цивилизации: технологии, транспорт, обработка металла, архитектура и искусство. Памятники духовной культуры исследуемого периода: наука, язык, письменность, литература персов.

    контрольная работа , добавлен 08.01.2015

    История культуры как интереснейший раздел жизни каждого народа. Характеристика письменности – основы любой древней культуры. Красота и неповторимость архитектуры Руси. Анализ культуры народа, которая неразрывно связана с бытом и повседневной жизнью.

    реферат , добавлен 23.12.2011

    Человек умелый: начало материальной культуры. Возникновение зачатков духовности с осознанием смертности. Кроманьонец: творение языка. Охотничье-собирательное хозяйство как экономическая основа жизни общества в верхнем палеолите. Мир духовной культуры.

кобанская культура

КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА (в археологии) конец бронзового - начало железного века (1-я пол. 1-го тыс. до н. э.) в центральной части Сев. Кавказа. Названа по пос. Кобан в Сев. Осетии (Российская Федерация). Остатки поселений и могильники. Хозяйство: скотоводство, земледелие, металлургия.

Кобанская культура

Кобанская культура , археологическая культура центральной части Северного Кавказа переходной поры от бронзового века к железному (рубеж 2≈1-го≈ середины 1-го тысячелетия до н. э.). Названа по находкам в 1869 бронзовых вещей у с. Кобан в Северной Осетии. Памятники К. к. (могильники и поселения) известны от верховьев Кубани до Дагестана. Для К. к. характерны бронзовые топоры изящной формы, поясные пряжки, фибулы, браслеты, налокотники и др. предметы, украшенные геометрическим орнаментом и изображениями животных; керамика с геометрическими узорами и налепами. Могильники К. к. в высокогорной зоне состоят из каменных ящиков, в предгорьях ≈ из грунтовых могил, обложенных булыжником.

Инвентарь: оружие (кинжалы), конская сбруя, различные украшения, бронзовые сосуды. Установлено местное происхождение К. к.; выделены 3 локальных варианта и намечены 3 этапа её развития. Поздний этап (7≈4 вв. до н. э.) отличается преобладанием железных изделий и внедрением предметов скифского типа. К. к. характеризует высокий уровень развития скотоводческо-земледельческих племен, наличие высокоразвитой металлургии меди и широких межплеменных связей носителей К. к. со Скифией, Закавказьем, Передней Азией. Памятники К. к. изобилуют шедеврами прикладного искусства и являются важнейшими источниками для изучения культуры далёких предков многих народов Северного Кавказа.

═Лит.: Крупной Е. И., Древняя история Северного Кавказа, М., 1960, с. 77≈109 (библ.).

══Е. И. Крупнов.

Википедия

Кобанская культура

Коба́нская культура - археологическая культура на Кавказе в периоды бронзового (XIII / XII - IV вв. до н. э.) и железного веков (VII - III вв. до н. э.). Представители культуры проживали от верховий реки Кубань и до территорий современного Дагестана, Абхазии и Грузии, область сосредоточения поселений находилась в центральной части региона, по обе стороны от Большого Кавказского хребта. Антропологические носители - автохтонные представители кавкасионского типа, вероятно, приняли участие в этногенезе карачаевцев, балкарцев,

КОБАНСКАЯ КУЛЬТУРА, археологическая культура позднего бронзового - раннего железного веков северной и центральной части Большого Кавказского хребта (территория Северной и Южной Осетии, прилегающие районы Грузии, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия, западные районы Чечни, юг Ставрополья).

Первые находки опубликованы Н. В. Ханыковым и П. С. Савельевым в 1849-1850. Названа по могильнику у села Верхний Кобан (ныне Северная Осетия, Россия), открытому в 1869 году, раскопки начаты Г. Д. Филимоновым в 1877. Хронологическое определение дано А. С. Уваровым в 1881. В 1940-60-х годах Е. И. Крупнов определил границы, выделил 3 локальных варианта, предложил периодизацию кобанской культуры, уточнённую В. И. Козенковой. Ныне кобанскую культуру и колхидскую культуру нередко рассматривают как кобано-колхидскую культурно-историческую общность, в рамках которой выделяются западная, центральная, восточная, южная кобанская культура. Формирование кобанской культуры имело полицентричный характер и происходило на основе так называемых протокобанских древностей (2-я - 3-я четверть 2-го тысячелетия до нашей эры), в которых выделяются дигорская культура и другие культурные очаги. Сложившись в 12-11 веках, кобанская культура в 10 веке распространилась на территорию современной Ингушетии и Чечни. Выделяют периоды: ранний (11-10 века), классический (10 - начало 7 века), позднекобанский (середина 7 - 4 века). В 8-6 веках до нашей эры кобанские племена тесно взаимодействовали с киммерийцами и скифами, принимая участие в их походах (смотри также «Киммерийский период»), и кобанская культура приобрела некоторые черты скифской археологической культуры, сохраняя местную основу. Позднее началась сарматизация кобанской культуры.

Поселения на холмах или в горной местности имели террасную планировку; зафиксированы кварталы, мощёные улицы, культовые участки (в том числе с врытыми в землю каменными идолами), очаги, гончарные и металлургические горны; характерны турлучные (деревянные, обмазанные глиной) прямоугольные дома на каменном фундаменте. Святилища с культовыми приношениями; жертвенники на могильниках; клады, в том числе, вероятно, культовые. Преобладают грунтовые могильники с каменными ящиками, грунтовыми ямами, иногда обложенными камнями, каменными склепами; скорченные на боку погребения с различной ориентировкой. Часто встречаются остатки заупокойной пищи; известны погребения с конём. Редко встречаются подкурганные гробницы, коллективные захоронения, трупосожжения (с протокобанской эпохи). В центральной кобанской культуре преобладают лепные (на поздних этапах появляется круговая керамика) высокие корчаги с расширенным туловом и узким горлом, кувшины, миски, кружки, кубки с геометрическим орнаментом, косыми каннелюрами, налепными шишечками, лощением. Для западной кобанской культуры показательны корчаги и баночные сосуды с семечковидными и ногтевыми вдавлениями по всему тулову. Особенность восточной кобанской культуры - налепной орнамент, представленный иногда композициями. Керамика южной кобанской культуры (миски, кружки и банки с ручкой, часто зооморфной, бедный орнамент) резко отличается от северокавказской и близка посуде с памятников на территории Восточной Грузии. Характерны бронзовые топоры с молоточковидным или клиновидным обухом, прямым или дважды изогнутым корпусом, кинжалы (иногда биметаллические), копья, булавы, цилиндрические молоты, дугообразные фибулы, прямоугольные и бабочковидные поясные пряжки, гривны с закрученными концами, браслеты, булавки и бляхи различных типов, спирали-накосники, колокольчики, удила и псалии, разнообразная посуда, зооморфная и реже антропоморфная пластика. Известны секиры и скипетры, нагрудники-«пекторали» и орнаментированные пояса, «штандарты» (навершия культовых посохов). С 9/8 веков до нашей эры появляются железные изделия. Для центральной и южной кобанской культуры в 10-8 веках до нашей эры типична орнаментация топоров и пряжек гравированным орнаментом (геометрические мотивы, изображения собак, лошадей, оленей, змей), иногда инкрустация; выделяется 2 варианта стиля. В позднекобанских памятниках часто встречаются предметы, выполненные в зверином стиле, сочетающем скифские, савроматские и местные черты. Орудия представлены серпами, ножами, оселками, зернотёрками, пряслицами. Хозяйство основано на земледелии и животноводстве, было отгонное скотоводство.

Лит.: Материалы по археологии Кавказа. М., 1900. Вып. 8; Крупнов Е. И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960; Виноградов В. Б. Центральный и Северо-Восточный Кавказ в скифское время. Грозный, 1972; Техов Б. В. Центральный Кавказ в XVI-Х вв. до нашей эры М., 1977; Козенкова В. И. Культурно-исторические процессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и в раннем железном веке. М., 1996; Скоков А. Ю. К вопросу об эволюции декора кобано-колхидских бронзовых топоров // Древности Евразии. М., 1997; Дударев С. Л. Взаимоотношения племен Северного Кавказа с кочевниками Юго-Восточной Европы в предскифскую эпоху. Армавир, 1999; Мошинский А. П. Древности Горной Дигории. VII-IV вв. до нашей эры М., 2006.

История исследований

Название

Кобанская культура названа по имени первого своего обнаруженного могильника - «кобанского», который, в свою очередь, назван исследователями по североосетинскому селению Кобан , где в 1869 году были найдены древние материальные памятники прикладного искусства. Название «кобанский могильник» закрепилось в науке после исследований Г. Д. Филимонова «Доисторическая культура Осетии» (Москва, 1978) и В. Б. Антоновича «Дневник раскопок, ведённых на Кавказе» (V AC. Труды предварительных комитетов, 1882), а также после упоминаний в «Материалах по археологии Кавказа» (вып. VIII, 1900). Во время обнаружения древних артефактов существовало два аула - Нижний и Верхний Кобан, находки обычно связывались с последним. Сейчас эти аулы слились в одно село :77 .

Открытие

В 1869 году весенний паводок реки Гизельдон произвёл обвалы левого берега у селения Верхний Кобан , благодаря чему местные жители обнаружили здесь многочисленные каменные ящики (могилы) с человеческими скелетами и множество бронзовых вещей. Влиятельный в этих краях землевладелец Хабош Кануков собрал некоторые предметы и переправил их в Кавказский музей Тифлиса (Тбилиси). В 1876 году в Тифлисе на древние артефакты обратил внимание приехавший из Москвы археолог и историк искусства Г. Д. Филимонов. В 1877 году он сам произвел раскопки у аула Кобан и убедился в существовании обширного могильника. Вслед за ним целый ряд исследователей посещали Кобан (В. Б. Антонович и др.), в том числе и учёные не только из России - 1880 году здесь работали француз Эрнест Шантр и немец Рудольф Вирхов , ставшие первыми авторами книг о кобанских древностях в западноевропейской науке . Артефакты, подобные кобанским, стали обнаруживаться и в некоторых других местах Северного Кавказа . В 1881 году в Тифлисе прошёл V Археологический съезд, на котором археолог граф А. С. Уваров особо отметил находки из Кобана, дал им развернутую характеристику и предпринял попытки датировки (нач. I тыс. до н. э.). Этот съезд вызвал развитие исторических исследований на Кавказе и привлек внимание научных кругов к кобанским древностям. Новые археологические экспедиции привели к образованию больших частных коллекций кавказской бронзы, которые со временем попали в музеи - российские и западноевропейские .

Исследования в XX веке

На сегодняшний день выделены три локальных варианта кобанской культуры и намечены три этапа её развития . Историк и археолог Я. В. Доманский указывает, что основное деление периода существования кобанской культуры производиться на два больших этапа - раннекобанский (этап классического Кобана), завершающийся в VII веке до н. э., и позднекобанский, оканчивающийся в IV веке до н. э. Знаток этой культуры, кавказовед В. И. Козенкова, в 1990 году в своей докторской диссертации предложила новую периодизацию, которая, показывает какое место занимают артефакты древних кобанцев в системе культур эпохи поздней бронзы и раннего железа на Кавказе, Закавказье, Восточной и Центральной Европе. Также ей была предложена концепция о так называемой протокобанской (переходной) группе .

Происхождение

Основной теорией, объясняющей на сегодняшний день истоки кобанской культуры, является доказанное предположение об их автохтонности в регионе Кавказа , а время формирования предков кобанских племён исследователи относят к периоду зарождения кавкасионного типа европеоидной расы - средне-бронзовому веку (XXVI /XXV - /XIX вв. до н. э.). :262

Среди исследователей, занимавшихся вопросами зарождения, развития и распространения кобанской культуры (Е.И. Крупнов, Б.В. Техов, В.И. Козенкова, И.М. Чеченов, В.Б. Виноградов, Ю.Н. Воронов, В.Б. Ковалевская и др.), имеются более или менее значительные расхождения

Материальная культура

Материальные памятники культуры достаточно разнообразны, но наиболее характерны бронзовые изделия XI-IV/III вв. до н. э. - топоры, поясные пряжки, фибулы , браслеты, налокотники, оружие (кинжалы), элементы конской сбруи, все они обычно украшались чеканкой с геометрическим орнаментом и изображениями животных, также имелись объемные фигурки зверей и антропоморфные скульптурные изображения. Изделия кобанских мастеров отличаются изящностью изготовления, исключительно высоким качеством выделки и бесспорно имеют художественные достоинства . Из бронзы отливались и различные сосуды, керамика изготовлялась с налепами и тоже часто украшалась геометрическими узорами. В VII-IV/III вв. до н. э., на позднем этапе развития культуры, раскопки подтверждают появление предметов скифского типа и преобладание железных изделий над бронзовыми.

Погребальный обряд кобанцев представлял из себя трупоположение, хотя известны случаи кремации . Курганы над могильниками обычно не возводились, в исключительных случаях, когда это делалось, исследователи прослеживают влияние степных кочевников. Найденные могильники представителей кобанской культуры имеют некоторое различия - в высокогорной зоне это каменные ящики из плит, также перекрытые мощной плитой (песчаник или сланец), а в предгорьях они представляют из себя обычные грунтовые ямы или ямы обложенные рваным камнем, булыжником. В мужских погребениях обязательным атрибутом было оружие, известны случаи погребения мужчин с взнузданным конём. Также в погребения клали орудия труда, сосуды, уздечку и напутственную пищу :264 .

Хозяйство

Кобанцы практиковали скотоводство, в горах отгонное, с преобладанием овец, в предгорьях - придомное, с преобладанием крупного рогатого скота и свиней. Также было распространено земледелие - выращивали сорта твёрдой и мягкой пшеницы, ячмень, рожь, просо. Кобанская культура имела передовые для своего времени технологии цветной и чёрной металлургии , была развита металлобработка, в том числе и художественная. Помимо кузнечного производства, в поселениях кобанцев находят гончарные мастерские. Современным исследователям известно о широких торговых и прочих межплеменных связях носителей кобанской культуры с Закавказьем и Передней Азией , землями киммерийцев , а позднее Скифией . От кочевых народов кобанцами перенимались многие образцы вооружения и конского снаряжения, которые местные мастера усовершенствовали и налаживали их массовое производство: как для себя, так и на экспорт, обратно кочевникам :262-263 .

Свои поселения кобанцы обычно не укрепляли, так как старались располагать их в труднодоступных местах - на скалах, возвышенностях; в долинах рек также выбирались для проживания высокие плато или плоские отроги ущелий (Сержень-Юрт , Бамут). Дома строились глинобитными, турлучными , иногда на булыжном фундаменте, в горах встречались дома полностью из камня. Обычно дома строились группами, стенами друг к другу, также встречались и значительные поселения с целыми кварталами построек, разделёнными улицами. В таких поселениях, встречаются мощённые булыжником мостовые :263-264 .

Этническая принадлежность

Создатели и носители Кобанской культуры могли принадлежать к разным этнолингвистическим группам, а именно:

В ареале Пятигорского "локального варианта" вероятнее всего проживали в основном племена, родственные протоадыгской этнической группе ; - в районе Горного "локального варианта" - протовайнахи .

На раннем этапе формирования Кобанской культуры (датируемой 12 век.до н.э.) не могли участвовать скифы , появление которых учёные датирует 8 век. до н.э. (см.Скифы), а также не могли участвовать сарматы , появление которых учёные датируют 4 век. до н.э. (см.Сарматы). Внедрение предметов скифского типа установлено только на позднем этапе, которая датируется с 7 по 4 вв. до н. э. и отличается преобладанием железных изделий .

В музеях и коллекциях

В конце XIX - начале XX веков на Северном Кавказе отдельные лица активно занимались торговлей изделиями кавказской бронзы, которую отыскивали в древних поселениях и могильниках. Большая часть артефактов, найденных во время ажиотажного спроса на изящные изделия кобанских мастеров попадала в частные коллекции (с помощью землевладельца Х. Канукова собрал коллекцию немецкий учёный Р. Вирхов , с помощью кабардинского князя И. Урусбиева - венгерский граф из семьи Зичи), в наши дни многие из них оказались утеряны. Позднее, из частных коллекций предметы материальной культуры активно выкупали музеи и научные организации, как российские, так и западноевропейские. Например, выкупленные Российской Академией наук артефакты были переданы в собрание Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге; большое собрание оказалось Музее национальных древностей (фр. Musée d’archéologie nationale) в Сен-Жермен-ан-Ле (Франция) . Благодаря работе археологов и краеведов советского периода, собрания коллекций кобанских древностей сегодня также можно видеть в краеведческих музеях Владикавказа, Нальчика, Грозного.

Примечания

Комментарии

Источники

Литература

  • Доманский Я. В. Древняя художественная бронза Кавказа / Рецензент д.и.н. А. Д. Столяр. - Москва: «Искусство», 1984. - 238 с. - 25 000 экз.
  • Козенкова В. И.:
    • Кобанская культура (восточный вариант) (САИ. Вып. В2-5. Т. 1). - М., 1977.
    • Типология и хронологическая классификация предметов кобанской культуры (восточный вариант) (САИ. Вып. В2-5. Т. 2). - М., 1982.
    • Кобанская культура. Западный вариант (САИ. Вып. В2-5. Т. 3). - М., 1989.
    • Оружие, воинское и конское снаряжение племен кобанской культуры. Западный вариант (систематизация и хронология) (САИ. Вып. В2-5. Т. 4). - М., 1995.
    • Культурно-исторические процессы на Северном Кавказе в эпоху поздней бронзы и в раннем железном веке (узловые проблемы происхождения и развития кобанской культуры). - М., 1996.
    • Материальная основа быта кобанских племен. Западный вариант (САИ. Вып. В2-5. Т. 5). - М., 1998.
    • Поселок-убежище кобанской культуры у аула Сержень-Юрт как исторический источник (Северный Кавказ). - М.: «Наука» , 2001.
    • Биритуализм в погребальном обряде древних «кобанцев». Могильник Терезе конца XII-VIII вв. до н. э. (Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Вып. V). - М., 2004.
    • Специфика некоторых атрибутов костюма древних «кобанцев» как показатель процесса миграций // Северный Кавказ и мир кочевников в раннем железном веке. МИАР. № 8. - М., 2007.
    • О процессах пространственной подвижности границ ареала кобанской культуры // Проблемы современной археологии. МИАР. № 10. - М., 2008.
  • Козенкова В. И., Мошинский А. П. Кобанская культура Кавказа: генетические корни и условия формирования (третья четверть II тыс. до н. э.) // Историко-археологический альманах (Армавирского краеведческого музея), вып. 1. - Армавир-Москва, 1995.
  • Крупнов Е. И. Памятники Кобанской культуры Северного Кавказа // Древняя история Северного Кавказа / Ответственный редактор А. П. Смирнов. - Москва: «Наука» , 1960. - С. 77-109. - 520 с. - 2000 экз.
  • Кузнецов В. А. Слава древнего Кобана // Путешествие в древний Иристон. - Москва: «Искусство», 1974. - 142 с. - 75 000 экз.

Ссылки

  • Кобанская и Колхидская культуры на сайте Государственного эрмитажа, Санкт-Петербург.

Кобанская культура - археологическая культура Центрального Кавказа в периоды бронзового (XIII/XII - IV вв. до н. э.) и железного веков (VII - III вв. до н. э.). Жители культуры проживали от верховий Кубани, Абхазии и Грузии до Дагестана по обе стороны Главного Кавказского хребта. Кобанцы - автохтонные жители Кавказа, в той или иной степени приняли участие в этногенезе карачаевцев, балкарцев, осетин, бацбийцев, ингушей, чеченцев, народов Дагестана, абхазов, западных грузин. Центральная, самая густонаселённая часть территории проживания кобанцев находилась в Осетии, и кобанцы являлись субстратным этносом в формировании современного осетинского народа.

Открытие и история изучения

Кобанская культура получила своё название по селению Верхний Кобан, где в 1869 году в результате паводка и оползня обнажился могильник. Местный землевладелец Хабош Кануков собрал множество бронзовых изделий и отправил их в Кавказский музей в Тифлисе. В 1876 году в Тифлис из Москвы приехал археолог Г. Д. Филимонов, и, увидев бронзовые артефакты, в 1877 году сам произвёл раскопки в Кобане, убедился в их подлинности и собрал новый материал. После этого археологические экспедиции в Кобан стали регулярными. В 1880 году здесь работали француз Эрнест Шантр и немец Рудольф Вирхов, благодаря публикациям которых о Кобанской культуре узнали и на Западе. Изделия Кобанской культуры стали обнаруживать и в других местах на Кавказе. В 1881 году в Тифлисе прошёл V Археологический съезд, на котором были подытожены все сведения, известные о новой культуре, а также предположена датировка изделий (нач. I тыс. до н. э.). Съезд привлёк внимание учёных к самой древней истории Кавказа, в которой до сих пор остаётся много вопросов и неясностей.

География

Кобанские племена обитали в Кавказских горах и предгорьях, по обе стороны от Главного хребта, на востоке их распространение достигало верховьев реки Кубань, на западе - Дагестана, на севере - Осетии и Ставропольского края и на юге Грузии. Артефакты кобанской культуры были во множестве найдены на территории Северной Осетии (урочище Фаскау, близ селения Галиат, в селениях Кумбулта, Чми), в Пятигорье, Кабарде, Чечне, Ингушетии, Южной Осетии (селение Тли).

История

Время формирования предков носителей Кобанской культуры относят к средне-бронзовому веку (XXVI/XXV - XX/XIX вв. до н. э.), а само существование Кобанской культуры разделяют на четыре периода. Первый - ХIV-ХIII в.в. до н.э. - этап формирования Кобанской культуры бронзового века. Второй - с XII по X в. до н.э. - расцвет и развитие культуры, когда она приняла свои классические формы. Третий - с IX по VII в. до н.э. - переход от бронзового к железному веку и начала тесного общения кобанцев со скифами. Четвёртый - с VI по IV в. до н.э. - позднекобанский период, время тесного сотрудничества со скифами и смешение с ними.

Этническая принадлежность

Носители кобанской культуры были автохтонными жителями центральной части Кавказа. Язык, на котором они говорили, неизвестен. Есть версии, что кобанцы были индоевропейцами, колхоязычными, или нахоязычными, они могли принадлежать и к различным этнолингвистическим группам. После кобанцев присутствие индоевропейцев на Кавказе несомненно. Греческий историк Страбон писал, что народ гор был родственным скифам. Скифы прибыли в предкавказье примерно в VII в. до н.э., когда кобанцы уже жили здесь, так что общее происхождение недоказано. Хотя после прибытия скифов они начали смешиваться с кобанцами, вступая с ними в тесный контакт.

Кобанцы являются одним из элементов, причём древнейшим, этногенеза осетин. Вторым элементом являлись скифо-сармато-аланские племена.

Общественное устройство

Именно в кобанскую эпоху произошло превращение родовой общины в соседскую. Произошло это примерно в X в. до н.э. В родовой общине раннекобанской эпохи каждое поселение являлось отдельным родом, ведущем общее хозяйство. Всё, добытое родовой общиной, делилось равномерно между её членами.

При соседской общине усилилось имущественное неравенство. Поселения по-прежнему состояли из членов одного рода, но хозяйство каждая малая семья вела своё отдельное. В связи с этим возникло и неравенство. Самым важным и зажиточным членом общины был военный вождь. За ним следовали члены дружины - военная аристократия. Низшую ступень занимали рядовые общинники, также разделённые по степени богатства и умения вести хозяйство.

Племена, по мнению учёных, объединялись в три племенных союза кобанцев: центральный, западный и восточный. Доказательством объединения кобанцев в союзы служит то, что в скифское время они выступали единым фронтом в качестве союзника скифов в их походах. Кобанцы никогда не жили изолированно - они всегда общались и обменивались с племенами Крыма, Причерноморья и Передней Азии.

Поселения

Посёлки кобанцев располагались на холмах, высоких берегах рек или отрогах гор. Иногда они были укреплены валом и рвом, но чаще были без укреплений. Кварталы разделялись узкими улочками, мощёными булыжником. Постройки были жилыми, хозяйственными постройками, ремесленными мастерскими или святилищами. Дома были каменными или турпучными (глиняные стены на плетёном каркасе) на каменном фундаменте. Пол делался из глины или мостился каменными плитами, в центре дома находился открытый каменный очаг для обогрева и приготовления пищи.

Сельское хозяйство

Главным занятием жителей Кобанской культуры было скотоводство. Именно в кобанское время сложилась система отгонно-пастбищного скотоводства, до сих пор характерного для Кавказа. Летом скот кормился на горных пастбищах, а летом его отгоняли на равину, где климат более тёплый и мягкий. Жители гор предпочитали разводить овец, жители равнин - больше крупный рогатый скот. Для упряжи держали буйволов и волов, а на равнине ещё и свиней и домашнюю птицу. Были у кобанцев и лошади, которые делились на верховых и тяжеловозных.

Земледелием занимались как на равнине, так и в горных долинах. Кобанцы выращивали пшеницу, ячмень, просо, рожь и гречиху. Землю пахали деревянными сохами, а урожай собирали бронзовыми, а позже железными серпами. Зерно молотили широкими досками с вбитыми в них кремневыми стержнями, после этого урожай ссыпали в ямы-хранилища. Муку изготовляли при помощи каменных зернотёрок.

Вдобавок к животноводству и земледелию, еду добывали собирательством, охотой и рыболовством. Сцены охоты часто изображались на бронзовых изделиях. Охотились на оленей, косуль, медведей, волков, лисиц, кабанов, выдр и различных птиц. Рыбу ловили при помощи бронзовых крючков.

Ремесло

В кобанских селениях было множество ремесленных мастерских. Производили изделия из кости и камня, были гончарные и ткацкие мастерские, наибольшего успеха кобанцы добились в бронзовой, а позже и железной металлургии.

Ткани делали на ткацком станке грубым плетением. Материалами для одежды были шерсть, лён, кожа и войлок. Шили бронзовыми или костяными иглами. Гончарные изделия делали на вращающейся подставке или гончарном круге. Посуду разнообразных видов украшали орнаментом, иногда лепили фигурную керамику, например сосуды в виде сапога. Использовались различные налепы, например, ручки часто делали в виде животных.

Камнерезы делали литейные формы для металлургов, а также хозяйственные принадлежности: жернова, зернотёрки, молотильные доски, рыболовные грузила. Мастера-косторезы владели приёмами мягчения кости и рога. Кроме хозяйственных принадлежностей - ткацких игл, ножей и скребков для обработки кожи и других инструментов, из кости делали и украшения.

Металлургия

Кобанский бронзовый браслет

Кобанская бронза отличалась очень хорошим качеством, так как содержала достаточное количество олова. В Осетии кобанские мастера добывали не только довольно распространённую медь, но и редкое в древнем мире олово, месторождения которого были в верховьях рек Квирилы, Джоджоры и Большой Лиахвы. Медная руда также добывалась в Осетии.

Мастерские металлургов во множестве находились в кобанских поселениях. Кобанцам были известны многие способы обработки бронзы: литьё в каменные формы, отбивка бронзовых листов по матрице, ковка, чеканка, резьба. Из бронзы делалось множество видов оружия, орудия труда (мотыги, топоры, серпы, иглы), украшения (пояса, пряжки, браслеты, серьги, ожерелья, бусы, подвески), посуду (тазы, миски, чашки, кружки, подносы, котлы, черпаки) и литые фигурки людей и животных. Кроме того, бронза служила в качестве денег, для этого использовали бронзовые кольца, кинжалы или слитки.

При Кобанской культуре произошла смена бронзового века железным. Кобанцы освоили выплавку железа ещё в X веке до н. э., но поначалу использовали его лишь для инкрустации по бронзе. Лишь в позднекобанский период бронзовые изделия массово заменялись железными.

Оружие и военное дело

В кобанских могильниках обнаруживается большое количество оружия, что указывает на высокую воинственность кобанцев, существование у них военной аристократии. Греческий историк Страбон писал, что жители гор участвовали в военных походах скифов, являясь их союзниками. Ещё большее значение кобанцы играли как поставщики оружия. Начиная с появления скифов в прикаспийской низменности в VII веке до н. э., у кобанцев появляются предметы скифского, кочевого, типа. Вскоре кобанцы наладили их производство у себя и начали снабжать скифов.

Сами кобанцы сражались пешими и конными. На украшениях есть также изображения боевых колесниц, но в могильниках ни самих колесниц, ни сбруи для них пока не находили. Оружие было восьми видов: кинжалы и мечи, боевые топоры, копья и дротики, лук и стрелы, булавы и скипетры, молоты, клевцы. Защитой служили кожаные доспехи с бронзовыми пластинами, бронзовые шлемы, широкие бронзовые пояса и многовитковые бронзовые браслеты.

Религия

Религиозные представления кобанцев известны мало, их пытаются восстановить по остаткам культовых сооружений и религиозных предметов. Святилища делились на два типа: домашние и общественные. Домашние жертвенники располагались внутри дома, или около него. Они представляли собой глинобитную площадку менее квадратного метра, иногда с расположенным рядом очагом. Изредка жертвенники огораживались камнями. В жертвенниках находили кости животных и миниатюрные глиняные фигурки людей и животных, сосудов, колёс от повозок, или бронзовых ковшиков.

Общий храм строился в каждом поселении в самом недоступном для врага месте. Кроме того, существовали и крупные религиозные центры союзов племён. Один из них находился в Дигорском ущелье, у селения Махческ. Другой, вероятно, находился на месте современного святилища Реком в Цейском ущелье.

Кобанцы изготавливали амулеты религиозного значения, например, фигурки людей и животных. Особенно часто встречаются изображения барана или бараньей головы. Существуют так-же предположения о поклонении кобанцев божествам солнца, плодородия, охоты, духам предков.

Погребальный обряд

Значительная часть предметов кобанской культуры найдена в могильниках, наиболее известные - Кобанский и Тлийский. Погребальным обрядом было трупоположение, хотя встречалась и кремация. Найденные могильники имеют отличия - в высокогорной зоне хоронили в каменных ящиках из плит, перекрытых одной мощной плитой, а на равнинах - клали в обычные грунтовые ямы, иногда обложенные булыжником. Курганы над могилой обычно не возводились, а в тех случаях, когда это делалось, скорее всего было под влиянием степных кочевников. В мужские могилы с умершим обязательно клали оружие, а иногда также взнузданного коня. Также в могильник помещали орудия труда, сосуды, уздечку и напутственную пищу.

Искусство

Почти каждое кобанское бронзовое изделие было предметом искусства, выполнено с изящной формой и украшено орнаментом. Орнаменты чаще были геометрическими, особенно часто использовались различные виды свастики. Кроме того, изображались различные сцены с людьми и животными, возможно посвящённые мифологическим или религиозным сюжетам.

Женский костюм включал множество ювелирных изделий. Головной убор был украшен венчиком или булавкой, височными подвесками, нашивными бляшками, бусами, бисером и привесками разной формы. На шее носили обручи-гривны, ожерелья из сердоликовых бус, на руках и ногах - браслеты. Одежду скрепляли застежками-фибулами. Мужчины тоже носили украшения, но более скромные: бронзовые шнуры, бляшки, височные кольца, браслеты.

Традиции кобанского искусства были продолжены и в скифскую эпоху, их наследие прослеживается и в культуре средневековой Алании, и современной Осетии.