Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » В каком городе установлен памятник карамзину. Фигуры на постаменте памятника Карамзину в Ульяновске «расшифрованы»! Мнение эксперта

В каком городе установлен памятник карамзину. Фигуры на постаменте памятника Карамзину в Ульяновске «расшифрованы»! Мнение эксперта

На его родине. Авторами идеи увековечения памяти историографа выступили местные дворяне: братья поэта , П.М. и А.М. Языковы, князь Ю.С. Хованский. В 1833 г. был создан комитет по сооружению памятника и начат сбор средств. Идею памятника-монумента предложил министр внутренних дел Д.Н. Блудов, стоявший у истоков литературного общества «Арзамас», а после смерти Н.М. Карамзина издал последний 12-й том «Истории государства Российского». Д.Н. Блудовым было предложено место установки памятника и сюжеты для барельефов на его боковых гранях. В 1835 г. к работе над памятником приступил скульптор С.И. Гальберг. После смерти С.И. Гальберга в 1939 г. работу над монументом продолжили его ученики: А.А. Иванов, П.А. Ставассер, Н.А. Рамазанов, К.М. Климченко. Памятник отлит в бронзе в литейных мастерских под наблюдением П.К. Клодта 12 марта 1843 г. В 1843 г. статуя, а в 1844 г. постамент монумента из финляндского гранита были доставлены в Симбирск водным путём. Торжественное открытие памятника состоялось 23 августа 1845 г. В 1855 г., на средства Авроры Карамзиной, вдовы сына историка А.Н. Карамзина, в память о муже, погибшем в 1854 г. на Крымской войне, была изготовлена чугунная ажурная решётка, установленная вокруг памятника. Решётка была изготовлена на Демидовском заводе в г. Нижнем Тагиле.

Памятник высотой 8,40 м представляет собой двухъярусную скульптурную композицию. Монумент венчает бронзовое изображение музы истории Клио (высота 4,30 м). Муза изображена со склонённой головой, с трубой-фанфарой в полусогнутой в локте левой руке. Опущенная правая рука придерживает скрижаль, опирающуюся на четырёхгранный жертвенник. Постамент (1,90х2,33 м, высота 4,10 м) выполнен из тёмно-красного гранита. Он представляет собой квадратную в сечении монолитную призму. В круглой нише по центру его лицевой части помещён бюст Н.М. Карамзина в римской тоге. Под бюстом - надпись из накладных бронзовых букв в четыре строки: «Н.М. Карамзину, историку Российского государства повелением императора Николая I-го 1844 года». На левой боковой грани постамента помещён горельеф «Карамзин, читающий историю», в аллегорической форме представляющий чтение Н.М. Карамзиным императору Александру Iглавы из «Истории государства Российского» 18 марта 1811 г. в Твери, во дворце великой княгини Екатерины Павловны, жены тверского генерал-губернатора принца Г. Ольденбургского. Изображённый слева Н.М. Карамзин, облачённый в римскую тогу, читает свиток сидящему в кресле на фоне российского двуглавого орла, Александру Iи опирающейся сзади на кресло Екатерине Павловне, также представленных в виде античных героев. На правой боковой грани постамента помещён горельеф «Карамзин на смертном одре». На нём в аллегорической форме представлено пожалование 13 мая 1826 г. императором Николаем Iсмертельно больного Н. М. Карамзина пенсионом по 50000 рублей ежегодно для лечения в Италии, а также на пожизненное содержание его жены и детей. Больной Н.М. Карамзин, которого окружают жена и взрослые сын и дочь, представлен приподнимающимся на ложе и движением левой руки приветствующим крылатую богиню с посохом и рогом изобилия, из которого сыплются монеты. К ним тянется младенец, сидящий у подножия ложа. Общим основанием памятнику служит квадратная цокольная площадка (ширина 3,95 м, высота 0, 40 м) из полированных плит тёмно-красного гранита. Памятник обнесён ажурной чугунной четырёхугольной оградой. В 1866-1869 гг. по проекту архитектора Н.А. Любимого вокруг памятника был разбит .

Библиография:

Погодин М. П. Историческое похвальное слово Карамзину, произнесённое при открытии ему памятника в Симбирске, августа 23, 1845 года, в собрании симбирского дворянства / [переизд. 1845 г.]. - Самара; Ульяновск, 2006. - 96 с. : фот.

Рассадин А. П. Симбирский памятник Н. М. Карамзину как текст // Родное и вселенское: образы местности, трансгрессии и гетеротопии в русской и мировой литературе (XIX - начало XXI вв.) : сб. науч. тр. / УГТУ; отв. ред. А. А. Дырдин. - Ульяновск: УлГТУ, 2015. - С. 139-144.

Трофимов Ж. А. Карамзину, историку государства Российского // Памятники Отечества. - М., 1998. - Вып. 41 (5/6) : Века над Венцом. - С. 10-20.

Трофимов Ж. А. Николай Карамзин и Симбирск: поиски, находки, исследования. - Ульяновск: Мастер Студия, 2013. - 303 с: ил.

Трофимов Ж. А. О памятнике Н. М. Карамзину: (некоторые новые материалы) // Симбирск и симбиряне: исторические и литературные поиски. - Ульяновск, 1997. - С. 138-146.

Трофимов Ж. А. Симбирский памятник Н. М. Карамзину: известное и неизвестное . - М. : Россия молодая, 1992. - 39 с. : ил.

Публикации в периодических изданиях:

Великому земляку-историку : по материалам исследований Ж. А. Трофимова и Ю. В. Козлова / подгот. Н. Липатова // Мономах. - 1998. - № 2. - С. 10: фот.

Гауз Н. С. «… Тот славный памятник, Отчизну украшая, о нём потомству говорит…» // Деловое обозрение. - 2015. - № 8. - С. 54-56: фот.

Маринин О. «Вознамерились мы воздвигнуть ему в городе Симбирске памятник» // Мономах. - 2011. - № 4. - С. 6-7: фот. - (Возвращение памяти).

Родиться под счастливой звездой // Мономах. - 2005. - № 3. - С. 57.

Памятник Н. М. Карамзину в Симбирске-Ульяновске и памятник Г. Р. Державину в Казани.

Сапченко Л. А. Стихотворение в бронзе // Мономах. - 2006. - № 2. - С. 8-11: фот.

В 1845 году в честь знаменитого русского писателя и уважаемого историка Карамзина Н. М. в городе Симбирске был установлен монумент. Карамзин родился и вырос в Симбирске, став еще одной известной личностью, чья судьба напрямую связана с городом. Памятник был изготовлен по проекту скульптора Гальберга С. И.

Инициатором воздвижения памятника писателю стал губернатор Симбирска Загряжский А. М., который в 1833 году подал прошение российскому императору Николаю I, подписанное еще 38 дворянами, живущими в городе. Император прошение удовлетворил и приказал открыть имперский сбор финансов для оплаты монумента. Средства, собранные для строительства, оказались более чем достаточными, но более 10 лет руководители города не могли прийти к согласию, каким должен быть памятник.

В 1836 году в Симбирск прибыл сам Николай I, самолично выбрав место для установки монумента, а также приказав отдать проектирование и создание его скульптору Гальберту. Художник обязался закончить работу за 3 года и за работу попросил 91 800 рублей. На сооружение монумента ушло 550 пудов меди, которые предоставила императорская казна.

Приступить к началу проекта по возведению памятника Карамзину скульптору удалось только через 2 года после указа. Однако он успел только создать проект, так как скончался в 1839 году, не приступив к скульптуре как таковой. Дело великого художника завершили его личные ученики, которые окончили художественную академию — Иванов, Ромазанов, Климченко, Ставассер. Сам бюст Карамзина, являвшийся основой монумента, был вылеплен Ромазановым, он же создал один из двух горельефов памятника. Второй создал Климченко, а музу истории Клио ваяли Ставассер и Иванов. Монумент установлен на постаменте из благородного и элегантного алого гранита, который заказывали в Финляндии. Фигуры монумента созданы из бронзы и отлиты в мастерских художественной академии. Руководит всеми работами профессор искусств Клодт П. К. Готовые части памятника привезли в Ульяновск в 1844 году, а на следующий год монумент был собран и поставлен на постаменте, а затем с торжественными мероприятиями открыт 22 августа.

По своему стилю монумент относится к классицизму: на широком постаменте в круглой глубокой нише установлен бюст Карамзина в декоре двух величественных горельефов. Статуя Клио стоит у алтаря бессмертия, держа в одной руке издание «Истории государства Российского», которое считается основным и важнейшим трудом писателя. В другой руке муза держит трубу, которая призвана оповещать мир о славе и величии России и ее исторического пути.

Горельеф монумента на северной стороне изображает писателя с собственной книгой в руке. Карамзин читает «Историю» императору Александру I и его сестре, когда они приезжали в 1811 году в Тверь. Второй горельеф изображает Карамзина в его последний час. Писатель в кровати, окруженной родственниками, узнает о том, что император Николай I приказал пожаловать писателю значительный пенсион. По традициям классицизма фигуры изображались в одеждах античных времен.

4 сентября памятная дата в истории Симбирска – Ульяновска. 4 сентября, 22 августа по старому стилю, 1845 года (по некоторым источникам – 23 августа) был открыт памятник уроженцу Симбирской губернии, историографу, писателю, поэту Николаю Михайловичу Карамзину (1766–1826).

В 1833 году симбирские дворяне направили губернатору А.М.Загряжскому письмо следующего содержания: «Желая ознаменовать и увековечить высокое уважение наше к памяти уроженца Симбирской губернии великого бытоописателя Николая Михайловича Карамзина, творениями своими имевшего столь решительное прочное и благодельное влияние на просвещение любезного Отечества нашего: вознамерились мы ему воздвигнуть в г.Симбирске памятник, почему обращаемся к Вашему превосходительству с покорнейшей просьбой исходатайствовать Высочайшее соизволение на открытие подписки для составления денежной суммы, потребной для выполнения сей священной цели, нами предложенной». Инициаторами сооружения памятника были: генерал-майор П.Н.Ивашев, трое братьев Языковых, князь Ю.С.Хованский и другие. Они же сделали первоначальные взносы на строительство памятника.

В том же году последовало согласие Николая I на создание комитета по сооружению памятника, а также императором была объявлена всероссийская подписка по сбору средств. Комитет под председательством губернатора отвел место для сооружения памятника — между губернской гимназией и городским магистратом (управой). По мнению комитета, памятником историку должен был стать ансамбль из трех зданий, в центральном из которых размещалась библиотека, главную залу которой украшал бюст Карамзина. Однако, выполнение проекта затянулось. Николай I, посетивший в 1836 году Симбирск, указал на этом месте устроить площадь, в центре которой и установить памятник, повелев заключить с профессором С.И.Гальбергом контракт на его сооружение. Из казны на эти цели выделялось 550 пудов меди.
Самуил Иванович Гальберг – один из талантливейших русских скульпторов того времени. После смерти Пушкина в 1837 году Гальберг изваял его скульптурный портрет, поразивший современников «сходством, правдой, простотой и отделкой бюста». Незадолго до этого, в 1835 году, совместно с профессором А.Тоном, Гальберг завершил работу над памятником Державину в Казани (установлен в 1847 году).

В 1836 г. Гальберг представил в Совет Академии художеств рисунки эскизов и описание проекта памятника Карамзину. «Так как всякий памятник Славы определяется, – писал он, – исключительно для увековечения великих и полезных деяний, то эта первоначальная или основная мысль должна указывать потомству те подвиги или труды, коими поэт или герой стяжал себе право на монумент… Прилично и согласно с требованиями изящного, было бы поставить как памятник на богатом пьедестале музу истории Клио, которая, имея в левой руке эмблематический признак свой трубу, правой возлагает на жертвенник бессмертия скрижали Государства Российского, посвящая их таким образом бессмертию».
Затем Гальберг описывает содержание барельефов, которыми украсятся боковые стены пьедестала. На одном – Карамзин, читающий в 1811 году Александру I «О славных опасностях и подвигах его предка Дмитрия Иоанновича Донского», на другом – Карамзин на смертном одре, окруженный друзьями и родственниками, держит в руках рескрипт, слова которого «Русский народ достоин знать свою историю. История, вами написанная, достойна русского народа», должны быть ясно видны», подчеркивает Гальберг.

Был предложен также второй проект, где предполагалось представить статую самого Карамзина, который «стоит, оперши скрижали своей истории на колонну – эмблему несокрушимости».
Почему этот вариант не был принят? Во-первых, в то время вообще не было принято увековечивать в памятниках скульптурные изображения людей, не являвшихся монархами. Памятник Державину в Казани, созданный Гальбергом, — один из первых подобного рода. Во-вторых, в восприятии современников Карамзин стоял в одном ряду с такими античными историками, как Геродот, Тацит. Композиция памятника прямо указывает на подобное сравнение. А помещение бюста Карамзина в нише и вознесение на пьедестал музы истории Клио, опирающейся на скрижали «Истории государства Российского» и держащей в руке трубу славы, выдвигает на первый план идею бессмертия творца в его трудах.
Далеко не все восприняли идею Гальберга. И речь не только о простом люде, прозвавшем памятник «чугунной бабой». Н.М.Языков писал в 1844 г.: «Не нахожу слов выразить мою досаду, что в честь такого человека воздвигают эту вековечную бессмыслицу!». Ф.М.Достоевский заметил: «В Симбирске на памятнике Карамзину один из барельефов изображает Карамзина, читающего Александру I свою «Историю», оба в древних костюмах, т.е. голые, по крайней мере на 9/10». Таковым было мнение значительной части общества. Скульптор Н.Рамазанов, один из создателей памятника, писал в «Русском вестнике»: «Некоторые из опытных художников осуждали Гальберга, зачем он поставил на пьедестал Клио, а не самого Карамзина», однако такое решение имело вполне определенный смысл. Вознесенная на пьедестал статуя Клио оказывается выше главою не только царя, но и самого историка, помещенных на пьедестале. Муза в композиции памятника предстает, таким образом, как послушная лишь «веленью Божию».

Профессор Гальберг успел только разработать проект памятника, в 1839 году он умер. Его ученики завершили работу по эскизам и рисункам скульптора. Статую музы Клио создали А.А.Иванов и П.А.Ставассер. Северный барельеф, изображающий Карамзина, читающего свою «Историю» Александру I и его бюст, выполнил скульптор Н.А.Рамазанов, а южный, представляющий Карамзина на смертном одре, — К.М.Климченко. Отливка статуи Клио из бронзы была выполнена в литейной мастерской Академии художеств под руководством известного мастера барона П.К.Клодта.
Летом 1844 года статуя с большими трудностями была доставлена на пристань Симбирска, где пролежала около года, дожидаясь прибытия пьедестала и бюста.
Утром 22 августа (4 сентября) 1845 года, в кафедральном соборе собралось дворянство, купечество, воспитанники гимназии и духовной семинарии, толпы обывателей. На открытии присутствовали два сына историка: Андрей и Александр Николаевичи. После литургии все отправились на площадь, где был открыт монумент. Упал занавес и открылся бюст историка и надпись позолоченными буквами:

Н.М. Карамзину
историку Российского государства
повелением императора Николая I-го
1844 год.
Первоначально памятник был обнесен деревянной решеткой. Вдова Андрея Николаевича Карамзина, убитого на Крымской войне, пожертвовала средства для устройства железной решетки.
В советское время памятник уцелел, но сильно пострадал. Были сбиты буквы на постаменте и позолоченные верхушки ограды. В 1944 г. надпись на памятнике восстановлена, а в 1967 г. весь памятник отреставрирован.
И в завершение – строки из «Стихов на объявление памятника историографу Н.М. Карамзину» Н.М.Языкова (1845):
Он памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Достойный праведных похвал,
И краше, чем кумир иль столб каменосечный,
И тверже, чем литой металл!

Тот славный памятник, отчизну украшая,
О нем потомству говорит
И будет говорить, покуда Русь святая
Самой себе не изменит.
Использованы материалы kvv.mv.ru (личная страница В.В.Кропоткина); статья Л.Сапченко (журнал «Мономах).

В.А.Углач. «Симбирск. Вид на памятник в память Карамзину», 2011 г. Источник изображения: uglach.ru .

В.А.Углач. «Симбирск. Вид на Троицкий кафедральный собор и памятник писателю и историку Н.М.Карамзину», 2011 г. Источник изображения: uglach.ru .

В.А.Углач. «Симбирск. Вид на Троицкий кафедральный собор и памятник Н.М.Карамзину», 2014 год. Источник изображения: uglach.ru .

Симбирск. Памятник Н.М.Карамзину. Фото Г.Степанова, 1900-ые г.г.