Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Теория базарова и ее крушение. Сам же Базаров начинает осознавать ущербность своей теории

Теория базарова и ее крушение. Сам же Базаров начинает осознавать ущербность своей теории


И.С. Тургенев в своём романе «Отцы и дети» в полный мере раскрывает конфликт мировоззрения человека с жизнью, когда убеждения рушатся, сталкиваясь с действительностью. Такое происходит с Евгением Базаровым, главным героем произведения.

Евгений – убеждённый нигилист. Его друг Аркадий определяет нигилиста, как человека, отрицающего принципы и авторитет, а Николай Петрович-как человека, «который ничего не уважает».

Базаров относится к природе потребительски, считает её мастерской, а человека мастером в ней. Он так же отрицает духовную и возвышенную часть людской жизни, культуру, разнообразие человеческой натуры, любовь, поэзию, музыку. Но жизнь оказывается сложнее его теорий, затейливее, чем ему видится. Убеждения Евгения терпят крах, когда он влюбляется в Одинцову. Читатель узнаёт его с другой стороны. Так, в Базарове просыпается любовь к природе, он начинает замечать красоту вокруг себя. Да и само слово «красота» появляется в его лексиконе. В первый раз это происходит в беседе с Анной: он говорит: «…с вашею красотой?» Одинцова очень удивляется, как такой практичный, равнодушный к прекрасному человек заметил красоту.

Такие изменения происходят в нём вследствие любви к Анне Сергеевне, но Евгений не только начинает замечать прекрасное, но и думать о женщинах в другом ключе. До встречи с Одинцовой Базарова интересует только внешность противоположного пола: первый раз видя Анну, он говорит: «Экое богатое тело!», а в разговоре с Ситниковым и Кукшиной интересуется: «Есть здесь хорошенькие женщины?» Убеждения Евгения начинают рушиться уже при первом посещении Одинцовой. Он удивляет Аркадия своим поведением: конфузится, «говорит, против обыкновения, много», старается занять Анну, краснеет. Уже сейчас можно заметить, как убеждения, теория, которым он привык верить, сталкиваются с реальной жизнью. После, знакомясь с Одинцовой ближе и влюбляясь в неё, он отказывается от убеждений, что природа и любовь – это чепуха и глупость. При встречах с Анной Базаров «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Принцип героя «Нравится тебе женщина … старайся добиться толку; а нельзя - ну, не надо, отвернись - земля не клином сошлась» разбивает о жизнь: Евгений любит Одинцову и уже не сможет её забыть или разлюбить. Базаров не считал себя сторонником чего-то духовного, но после признания Анне он и сам начинает философствовать о человеке, его месте в мире. «Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет; и часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностию, где меня не было и не будет... А в этом атоме, в этой математической точке кровь обращается, мозг работает, чего-то хочет тоже...» В конце, перед смертью, Евгений мягче относится к религиозности родителей, позволяя провести обряд, да и самих родителей оценивает по достоинству и просит Одинцову «приласкать» их.

Жизнь, чувства и любовь идут в разрез с теоретическими законами, которых придерживается Базаров. Вот так его убеждения сталкиваются с жизнью и меняют Евгения.

Обновлено: 2017-12-12

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

1. Традиция изображения лишних людей.
2. Образ Базарова в романе «Отцы и дети».
3. В чем суть столкновения Базарова с самим собой.
4. Роман как предвосхищение футуризма.
5. Восприятие произведения критикой.

...спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...
М. Ю. Лермонтов

Эти мысли мучают Печорина — лишнего человека — накануне дуэли с Грушницким. Русская литература дала немало примеров лишних людей — достаточно развитых, умных, сильных внутренне, решительных, но не вписывающихся в эту жизнь, а потому рефлексирующих, страдающих и губящих своими поступками и себя, и других. При этом они все понимают и мучаются: Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин, Обломов и другие. Базаров из романа «Отцы и дети» задумывался не столько как лишний герой, сколько как герой, время которого еще не пришло. Но, как это бывает с великими писателями, проблематика произведения и сам образ Базарова получился ярче и богаче, чем просто образ демократа-разночинца, нигилиста, радикально настроенного человека.

Сам И. С. Тургенев, симпатизирующий, но не слепо доверяющий людям подобного склада, очень много места в своем творчестве уделяет осмыслению этого явления в общественной жизни. В одном из писем рассуждая об «отрицателях», он говорил: «они идут по своей дороге потому только, что более чутки к требованиям народной жизни». В этом их большой плюс. И если Базаров вызывает симпатии у самого автора и у читателей, то в более поздних произведениях «Новь», «Дым» мы встречаем гораздо резче обозначенные образы таких людей — от сатирических до гротескных.

Базаров же, на мой взгляд, один из самых цельных и трагических героев русской литературы. В нем больше привлекательного, чем отталкивающего, особенно притягивает его интеллект, решительность, мужественность, постоянная увлеченность своей деятельностью. С одной стороны, он действительно неординарный человек, и эти мысли, вынесенные в эпиграф сочинения, свойственны ему в той или иной степени.

С другой стороны, в отличие от других «лишних» людей русской литературы Базаров, напротив, победил все страсти и слабости. Он постоянно преодолевает себя, он идейно стоек и тверд. Вначале герой предстает уверенным и даже самоуверенным человеком, не считающимся с мнением других. Резкость и неуживчивость его натуры подчеркиваются с первых строк повествования, посвященных ему. Тургенев постоянно говорит о его «красных» руках, что свидетельствует о постоянном труде, о его демократическом происхождении — дед землю пахал, о заурядной внешности — длинное и худое лицо, но при этом «широкий лоб». Это человек, который сделал себя сам, добился самостоятельности и независимости своим упорным трудом, интеллектом, волей. И уже хотя бы поэтому он вызывает уважение автора.

Неоднозначную реакцию вызывают его высказывания об отрицании культуры и этических принципов, излишняя увлеченность естественными науками, доходящая до потребительского отношения к природе, бесцеремонность в манерах, рассуждения о человеческих отношениях, в том числе объяснение любви как чисто физиологического проявления.

Но по ходу романа растут симпатии и сочувствие к герою. За напускным равнодушием, грубостью скрывается способная искренне и сильно любить, понимать и чувствовать натура. Тургенев вообще любит проверять своих героев на прочность сильными искушениями, в том числе любовью — это его самый излюбленный художественный прием. При этом не все герои проходят испытание успешно. Более того, таким образом он часто показывает слабость человеческой натуры. В «Отцах и детях» испытание любовью выявляет не слабость человека — Базаров все понимает и достойно проходит этот этап. Здесь испытание любовью снимает внешнее поверхностное впечатление от главного героя.

Оказывается, что не только Аркадий, воспитанный, интеллектуально развитый, но несамостоятельный, ведомый, внутренне слабый человек примеряет несвойственную ему роль. И сам Базаров недостаточно хорошо себя знает. Односторонность и безапелляционность его взглядов вступают в противоречие с его более сложно организованной и богатой внутренне натурой. Реальная жизнь оказывается богаче и сложнее, чем отрицание и объяснение всего с точки зрения материализма и физиологических склонностей человека. Базаров открывается с другой стороны — как умеющий глубоко любить и страдать человек, при этом не теряющий здравого смысла, как заботливый сын, сильно переживающий за родителей.

Роман «Отцы и дети» считается одним из самых изученных и идейно прозрачных произведений. Возможно потому, что сам Тургенев очень много и подробно писал о своих замыслах, о своем понимании героев. Вообще прототипами «сборного образа» Евгения Базарова были многие современники Тургенева — Белинский, Добролюбов, Герцен, Бакунин. Кстати, они негативно отнеслись к созданному образу разночинца-демократа, считая его изображение односторонним и несправедливым. Тургенев много писал о Базарове, считал его фигурой трагической, стоящей «на перепутье». Это человек, который не принимал прошлого и боролся с его пережитками, пока еще лишний в России. По этой причине он и уходит безвременно.

И. С. Тургенев создал образ человека, «в жизни не существовавшего, но в идеале возможного и живого», писал Ю. В. Лебедев. Действительно, Базаров — герой огромного масштаба, его судьба и смерть как плата за несостоятельность и односторонность теории нигилизма. Тургенев еще во второй половине XIX века ясно показал, к каким последствиям может привести революционера сила презрения и разрушения, если она не будет учитывать реальную, полную сложностей и проблем жизнь. Создание такого образа революционера-нигилиста, по сути, является творческим открытием Тургенева как художника.

Несмотря на жесткую критику, именно этот роман Тургенева предвосхищает рождение реального явления, появившегося в России спустя несколько десятилетий. И явление это — футуризм, собравшее под своим знаменем многих молодых людей начала XX века в России, которые думали и чувствовали, как Базаров. Кроме того, это явление имело вполне конкретное воплощение в людях. Я имею в виду трагическую фигуру большого поэта и человека В. В. Маяковского. С одной стороны, явное стремление сбросить все лишнее с парохода современности (Базаров утверждал похожее: «Пушкин гроша ломаного не стоит»). С другой — тонкая натура, безграничный уникальный талант и небоязнь быть самим собой. Таким же показан и Базаров. Удивительно, что Тургенев так точно угадал с типажом. Только в отличие от Базарова, который не «вписался» в эпоху, Маяковский — яркое свидетельство совпадения особенностей личности, таланта и эпохи, в которую он жил. Его талант раскрылся в полной мере и в полном масштабе. Парадокс в другом — его ожидал трагический финал и безвременный уход. В жизни Маяковского произошло то же драматическое столкновение с собственными взглядами, что и привело к гибели поэта.

Я думаю, именно по той причине, что Тургенев так много и откровенно писал о сути своего героя и проблематике всего романа «Отцы и дети», до сих пор ее воспринимают несколько упрощенно. Ведь суть романа не только в споре отцов и детей, но прежде всего в споре о том, какой герой нужен России. Как показали дальнейшие события в нашей стране, этот вопрос актуален до сих пор. Последние слова Базарова, обращенные к Одинцовой, полны трагической горечи: «Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... это чепуха... Я нужен России... нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?».

Эти слова сродни извечным спорам об особенностях национального характера и поиску истинного героя времени. Ю. В. Лебедев, исследователь творчества И. С. Тургенева абсолютно точно писал: «Симпатии читателей остаются за демократом Базаровым не потому, что он абсолютно торжествует, а «отцы» бесспорно посрамлены. Базаров значителен как титаническая личность, не реализовавшая громадных возможностей, отпущенных ей природой и историей». Эта мысль созвучна с высказыванием В. Г. Белинского, который истинной трагедией русского человека считал «русский размах, в который уходит вся сила, предназначенная для удара».

Роман «Отцы и дети» написан И.С. Тургеневым в 1862 году, через год после отмены крепостного права. Действие же романа происходит в 1859 году в преддверии реформы. Вполне естественно, что главным действующим героем выступает новый герой русской литературы – революционер-нигилист, разночинец-демократ.

Происхождение Базарова

Евгений Васильевич Базаров – выходец из простой крестьянской семьи. Его дед «землю пахал», отец и мать живут скромно и просто, при этом позаботились о будущем сына – дали ему прекрасное медицинское образование. Зная о крестьянской жизни не понаслышке, Базаров прекрасно понимает, что грядут значительные перемены. В его сознании созрел план по переустройству общественного порядка, заключающийся в абсолютном разрушении прошлого и построении нового мира.

Нигилизм Базарова

Базаров – новый человек. Он – нигилист, материалист, не подчиняющийся иллюзиям, проверяющий все опытным путем. Базаров увлекается естественными науками, всеми днями он трудится, ищет что-то новое.

Личность, по мнению Базарова, — это человек, обладающий знаниями. Он уверен, что именно труд делает из человека человека. Евгений Васильевич всегда оказывается там, где его знания будут полезны. Это выгодно отл

ичает его от других героев и «лишних» людей, а также от людей новой формации.

Базаров зачастую груб и резок в высказываниях: о женщинах, о прошлом, о чувствах. Ему кажется, что все это мешает построению здорового общества будущего. Все, кто не умеет трудиться, не нужны человечеству. Во многом его можно считать неправым. Чего стоит только отрицание основных ценностей человеческого существования: любви, почтения, принципов, природы как храма, души человеческой.

Значимость героя для общества

Наверное, такие люди были необходимы российскому социуму, чтобы всколыхнуть его, заставить посмотреть на все происходящее со стороны. Новые люди появляются в обществе только в периоды исторических потрясений, они обладают особенной духовной мощью, стойкостью и непоколебимостью, умением не прятаться от правды и быть честными перед самим собой даже на пороге смерти.

Базаров-нигилист отлично понимает, что жизнь никогда не будет легкой, от любого человека нужны будут жертвы. И он готов к ним, не изменяя ни на грамм своим убеждениям. Это делает его наиболее привлекательным как для современников, так и для нынешнего читателя.

Любовь в жизни Базарова

Сила его духовности распространяется и на любовное чувство Базарова к Анне Одинцовой – женщине сильной и независимой. Его пленил ее ум, незаурядность взглядов на происходящие события. Понимая, что она не может ради него пожертвовать всем, он признается ей в своих чувствах. Безответная любовь к Анне Сергеевне словно выбивает его из привычнго уклада жизни. Но мне кажется, что если бы смерть не помешала, Базаров смог бы перебороть себя и свои несчастные чувства, которые он мнил за слабость собственной личности.

Развенчание теории Базарова

Порой странный и необычный, герой И.С. Тургенева восхищает читателей набором качеств «совершенного человека»: силой духа, целеустремленностью, стойкостью, умением убеждать и др., хотя и согласиться во всем с Базаровым невозможно. Его теория терпит крах, и герой это осознает – красота, любовь и доброта становятся неотъемлемой частью его души. И с ними он умирает, не найдя применения своим убеждениям.

1. Традиция изображения лишних людей.
2. Образ Базарова в романе «Отцы и дети».
3. В чем суть столкновения Базарова с самим собой.
4. Роман как предвосхищение футуризма.
5. Восприятие произведения критикой.

...спрашиваю себя невольно: зачем я жил? Для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...
М. Ю. Лермонтов

Эти мысли мучают Печорина — лишнего человека — накануне дуэли с Грушницким. Русская литература дала немало примеров лишних людей — достаточно развитых, умных, сильных внутренне, решительных, но не вписывающихся в эту жизнь, а потому рефлексирующих, страдающих и губящих своими поступками и себя, и других. При этом они все понимают и мучаются: Чацкий, Онегин, Печорин, Рудин, Обломов и другие. Базаров из романа «Отцы и дети» задумывался не столько как лишний герой, сколько как герой, время которого еще не пришло. Но, как это бывает с великими писателями, проблематика произведения и сам образ Базарова получился ярче и богаче, чем просто образ демократа-разночинца, нигилиста, радикально настроенного человека.

Сам И. С. Тургенев, симпатизирующий, но не слепо доверяющий людям подобного склада, очень много места в своем творчестве уделяет осмыслению этого явления в общественной жизни. В одном из писем рассуждая об «отрицателях», он говорил: «они идут по своей дороге потому только, что более чутки к требованиям народной жизни». В этом их большой плюс. И если Базаров вызывает симпатии у самого автора и у читателей, то в более поздних произведениях «Новь», «Дым» мы встречаем гораздо резче обозначенные образы таких людей — от сатирических до гротескных.

Базаров же, на мой взгляд, один из самых цельных и трагических героев русской литературы. В нем больше привлекательного, чем отталкивающего, особенно притягивает его интеллект, решительность, мужественность, постоянная увлеченность своей деятельностью. С одной стороны, он действительно неординарный человек, и эти мысли, вынесенные в эпиграф сочинения, свойственны ему в той или иной степени.

С другой стороны, в отличие от других «лишних» людей русской литературы Базаров, напротив, победил все страсти и слабости. Он постоянно преодолевает себя, он идейно стоек и тверд. Вначале герой предстает уверенным и даже самоуверенным человеком, не считающимся с мнением других. Резкость и неуживчивость его натуры подчеркиваются с первых строк повествования, посвященных ему. Тургенев постоянно говорит о его «красных» руках, что свидетельствует о постоянном труде, о его демократическом происхождении — дед землю пахал, о заурядной внешности — длинное и худое лицо, но при этом «широкий лоб». Это человек, который сделал себя сам, добился самостоятельности и независимости своим упорным трудом, интеллектом, волей. И уже хотя бы поэтому он вызывает уважение автора.

Неоднозначную реакцию вызывают его высказывания об отрицании культуры и этических принципов, излишняя увлеченность естественными науками, доходящая до потребительского отношения к природе, бесцеремонность в манерах, рассуждения о человеческих отношениях, в том числе объяснение любви как чисто физиологического проявления.

Но по ходу романа растут симпатии и сочувствие к герою. За напускным равнодушием, грубостью скрывается способная искренне и сильно любить, понимать и чувствовать натура. Тургенев вообще любит проверять своих героев на прочность сильными искушениями, в том числе любовью — это его самый излюбленный художественный прием. При этом не все герои проходят испытание успешно. Более того, таким образом он часто показывает слабость человеческой натуры. В «Отцах и детях» испытание любовью выявляет не слабость человека — Базаров все понимает и достойно проходит этот этап. Здесь испытание любовью снимает внешнее поверхностное впечатление от главного героя.

Оказывается, что не только Аркадий, воспитанный, интеллектуально развитый, но несамостоятельный, ведомый, внутренне слабый человек примеряет несвойственную ему роль. И сам Базаров недостаточно хорошо себя знает. Односторонность и безапелляционность его взглядов вступают в противоречие с его более сложно организованной и богатой внутренне натурой. Реальная жизнь оказывается богаче и сложнее, чем отрицание и объяснение всего с точки зрения материализма и физиологических склонностей человека. Базаров открывается с другой стороны — как умеющий глубоко любить и страдать человек, при этом не теряющий здравого смысла, как заботливый сын, сильно переживающий за родителей.

Роман «Отцы и дети» считается одним из самых изученных и идейно прозрачных произведений. Возможно потому, что сам Тургенев очень много и подробно писал о своих замыслах, о своем понимании героев. Вообще прототипами «сборного образа» Евгения Базарова были многие современники Тургенева — Белинский, Добролюбов, Герцен, Бакунин. Кстати, они негативно отнеслись к созданному образу разночинца-демократа, считая его изображение односторонним и несправедливым. Тургенев много писал о Базарове, считал его фигурой трагической, стоящей «на перепутье». Это человек, который не принимал прошлого и боролся с его пережитками, пока еще лишний в России. По этой причине он и уходит безвременно.

И. С. Тургенев создал образ человека, «в жизни не существовавшего, но в идеале возможного и живого», писал Ю. В. Лебедев. Действительно, Базаров — герой огромного масштаба, его судьба и смерть как плата за несостоятельность и односторонность теории нигилизма. Тургенев еще во второй половине XIX века ясно показал, к каким последствиям может привести революционера сила презрения и разрушения, если она не будет учитывать реальную, полную сложностей и проблем жизнь. Создание такого образа революционера-нигилиста, по сути, является творческим открытием Тургенева как художника.

Несмотря на жесткую критику, именно этот роман Тургенева предвосхищает рождение реального явления, появившегося в России спустя несколько десятилетий. И явление это — футуризм, собравшее под своим знаменем многих молодых людей начала XX века в России, которые думали и чувствовали, как Базаров. Кроме того, это явление имело вполне конкретное воплощение в людях. Я имею в виду трагическую фигуру большого поэта и человека В. В. Маяковского. С одной стороны, явное стремление сбросить все лишнее с парохода современности (Базаров утверждал похожее: «Пушкин гроша ломаного не стоит»). С другой — тонкая натура, безграничный уникальный талант и небоязнь быть самим собой. Таким же показан и Базаров. Удивительно, что Тургенев так точно угадал с типажом. Только в отличие от Базарова, который не «вписался» в эпоху, Маяковский — яркое свидетельство совпадения особенностей личности, таланта и эпохи, в которую он жил. Его талант раскрылся в полной мере и в полном масштабе. Парадокс в другом — его ожидал трагический финал и безвременный уход. В жизни Маяковского произошло то же драматическое столкновение с собственными взглядами, что и привело к гибели поэта.

Я думаю, именно по той причине, что Тургенев так много и откровенно писал о сути своего героя и проблематике всего романа «Отцы и дети», до сих пор ее воспринимают несколько упрощенно. Ведь суть романа не только в споре отцов и детей, но прежде всего в споре о том, какой герой нужен России. Как показали дальнейшие события в нашей стране, этот вопрос актуален до сих пор. Последние слова Базарова, обращенные к Одинцовой, полны трагической горечи: «Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... это чепуха... Я нужен России... нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?».

Эти слова сродни извечным спорам об особенностях национального характера и поиску истинного героя времени. Ю. В. Лебедев, исследователь творчества И. С. Тургенева абсолютно точно писал: «Симпатии читателей остаются за демократом Базаровым не потому, что он абсолютно торжествует, а «отцы» бесспорно посрамлены. Базаров значителен как титаническая личность, не реализовавшая громадных возможностей, отпущенных ей природой и историей». Эта мысль созвучна с высказыванием В. Г. Белинского, который истинной трагедией русского человека считал «русский размах, в который уходит вся сила, предназначенная для удара».

Иван Тургенев принадлежит к категории писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы. Самым известным из крупных его произведений является роман «Отцы и дети», который спровоцировал бурную полемику в обществе сразу же после выхода в свет. Тургенев предвидел такую реакцию читающей публики и даже желал ее, специально посвятив отдельное издание Белинскому (тем самым бросая вызов либеральной интеллигенции): «Не знаю, каков будет успех, «Современник», вероятно, обольет меня презрением за Базарова – и не поверит, что во все время писания я чувствовал к нему невольное влечение» — писал автор в своем дневнике 30 июля 1861 года. Именно главный герой и его воззрения вызвали ожесточенные споры среди современников Тургенева.

Основная идея многих романов Тургенева – выражение особенностей времени через типические характеры. В центре внимания оказывается тот общественно-исторический тип, который представляет динамическое начало эпохи. Герой приходит в традиционное консервативное общество и разрушает его стереотипы, оказываясь жертвой той миссии, что возложена на него в силу обстоятельств. Его историческая задача – поколебать устоявшуюся рутину жизни, привнести новые веяния и изменить существующий уклад. Базаров – разночинец (из семьи обыкновенного сельского доктора), который поднимается вверх по общественной лестнице благодаря своим интеллектуальным способностям и личным достижениям, а не титулу, происхождению или богатству. Таким образом, конфликт в романе можно обозначить, как «разночинец в дворянском гнезде», то есть противопоставление человека труда праздному дворянскому обществу. Такой герой всегда одинок, путь его мрачен и тернист, а исход непременно трагический. Он один не может перевернуть мир с ног на голову, поэтому его благие намерения всегда обречены, он, казалось бы, беспомощен, бездеятелен, даже жалок. Но его миссия заключается в том, чтобы вырвать следующее поколения из омута равнодушия дедов, из их нравственного и умственного застоя, а не изменить свое поколение в одночасье. Это же реалистический роман, сюжет развивается по законам самой жизни.

Если Базаров — носитель исторического прогресса, почему же он все подряд отрицает? Кто такой нигилист? Нигилизм – это мировоззренческая позиция, ставящая под сомнение общепринятые ценности, идеалы, нормы нравственности и культуры. Герой отрицает даже любовь, поэтому его нигилизм можно назвать гротескным. Тургенев намеренно сгущает краски, чтобы усилить драматизм произведения и провести Базарова через «медные трубы» — взаимное чувство к Одинцовой. Так он проверяет героя (это его излюбленный прием) и дает оценку целому поколению. Несмотря на свое тотальное отрицание, Базаров способен испытывать сильную страсть к женщине, он — настоящий, его порывы и мысли естественны. В отличие от второстепенных героев, которые фальшивят и прикрываются нигилизмом, чтобы произвести впечатление, Базаров искренен и в ненависти к старым порядкам, и в любви к Одинцовой. Он противоречит себе, влюбляясь, а открывает новые грани существования, познает полноту его. Проверку он прошел. Даже Тургенев (дворянин, чиновник, представитель более консервативного лагеря, чем Белинский, например) проникся симпатией к своему герою.

Так автор писал о Базарове: «…если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». То есть, в понимании Тургенева нигилист – революционер, человек, противопоставляющий себя существующему общественному порядку. Герой действительно отвергает утвержденные и освященные государством институты и идейные концепции. Он – материалист, который ставит себе цель служить прогрессу общества и по мере сил очищать его от предрассудков. И впрямь революционный подвиг! Базаров обрекает себя на непонимание и одиночество, вызывает в людях страх и отчуждение, а свою жизнь ограничивает службой. То, что он так настойчиво все отрицает – лишь отчаянный протест человека, который «один в поле воин». Излишний радикализм подобен громогласному крику вопиющего в пустыне. Только так его услышат, только так его поймет следующее поколение. Ему предстоит воплотить все то, что не успеет сделать Базаров. Как и подобает миссии, он умрет молодым, оставляя своеобразных «апостолов» насаждать новые идеи и вести людей к будущему.

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная — и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит в преддверии будущего…» — так Тургенев описывал своего героя, который неизменно интересует читателя уже больше ста пятидесяти лет. Многие критики справедливо отмечают, что образ нигилиста Базарова – новаторская и очень удачная авторская находка, вошедшая в галерею «лишних людей» русской литературы.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!