Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Танцы гурджиева для начинающих. Движения Гурджиева

Танцы гурджиева для начинающих. Движения Гурджиева

14 января 2010

«Вы спрашиваете о цели упражнений. Каждому положению тела соответствует определенное внутреннее состояние. С другой стороны, каждому внутреннему состоянию соответствует определенная поза. Человек в своей жизни использует определенный набор привычных поз, и он переходит от одной к другой без остановки в промежуточном положении.
Принятие новой, необычной позы позволяет вам внутренне взглянуть на себя по-новому. Практикуя движения, человек может ощутить, что внутри него протекает особый алхимический процесс, который невозможно схватить рациональной мыслью или встретить в повседневной жизни»
Г.И. Гурджиев.

О гурджиевских движениях

Специальные танцы, развивающие сознание, с древности применяются в духовных традициях Тибета, Северной Африки и Центральной Азии. Георгий Иванович Гурджиев принес эту традицию европейскому человеку. Гениальное наследие Гурджиева - замечательный дар всем, кто хочет работать над собой и видеть реальные результаты этой работы.

Что дает человеку практика гурджиевских движений? Гармонизацию энергий тела и вхождение в состояние присутствия, гармонию между телом, умом и чувствами, состояние расслабленности и бдительности одновременно.

Видео с семинара Деборы Роуз в мае

Гурджиевские движения развивают в человеке следующие качества:

Концентрация: трудности с концентрацией - одна из основных проблем современного человека. Неспособность сконцентрироваться на своей цели в течение какого-то времени, является основной причиной, по которой мы не достигаем желаемого. Гурджиевские танцы - самый быстрый и эффективный метод развития концентрации.

Целостность: современный человек подвержен многочисленным энерго- информационным влияниям, которые уводят его от достижения его истинных целей, лишают энергии, эмоционального равновесия и здоровья. Развитие целостности с помощью гурджиевских движений делает человека неуязвимым для подобных влияний.

Осознанность: присутствие в моменте "здесь и сейчас" развивает объективное видение вещей, помогает человеку быть более эффективным во всем, что он делает. Гурджиевские танцы разрушают механичность тела, ума и эмоций, препятствующую состоянию осознанности.

Воля: умение противостоять обстоятельствам, что делает человека хозяином своей судьбы.

Через последовательности сфокусированных движений, которые исполняются в тишине либо при сопровождении специально написанной для этого музыки, у участников есть возможность пережить чувства никогда недоступные нам в обыденной жизни.

Эти танцы также называются «медитацией с открытыми глазами». Внешняя форма каждого движения "математически" расписана от начала до конца. Геометрия танцев и универсальные законы являются фоном для индивидуального поиска. Опора на привычки, рефлексы и симметрию здесь минимальна. Движения ваших рук, ног и головы должны сочетаться между собой в независимых друг от друга ритмах.

Только сбалансированное в трех центрах: теле, уме и эмоциях - состояние дает возможность практикующим проникнуть в более глубокие слои присутствия, прийти в контакт с объективном законом или качеством, передающимся через движение, обрести новое понимание себя и мира. Такая работа призвана высвободить человека из ловушки его привычных автоматизмов действовать, думать, чувствовать.

Наши спячка и рабство выражают себя в автоматизмах и ограниченности наших чувств и мыслей. Эти проявления тесно связаны с автоматизмами наших движений и поз. Это - замкнутый круг. И наоборот, наш обычный ограниченный набор движений будет удерживать нас внутри границ препятствующей росту рутины: способ чувствования, видения жизни, мышления. Мы не осознаём, насколько тесно связаны друг с другом три наших функции - двигательная, эмоциональная и ментальная. Они зависят друг от друга. Они проистекают друг из друга. Ничто не изменяется без изменения и остальных. Позиция нашего тела - это внешнее отражение наших эмоций и мыслей. Эмоциональное изменение - такое, как внезапное освобождение от тревоги, сразу же скажется на том, как мы стоим, на глубине нашего дыхания, движениях глаз и т.д. С каждой позицией тела соотносится определённое внутреннее пространство. Каждому внутреннему пространству соответствует определённая поза. В нашей жизни у нас есть определённое количество привычных движений и поз, довольно ограниченных относительно огромного потенциала тела, и мы большую часть времени двигаемся через них без осознания. Принятие новых непривычных позиций даёт нам возможность наблюдать самих себя по-другому, чем это возможно в обычных условиях. Гурджиевские Танцы ломают круг автоматизмов благодаря включению необычных движений и их последовательностей

Для чего делать Гурджиевские движения?

  • Для действительно глубокого контакта с нашим телом в его тотальности.
  • Для установления новых нейрологических связей между правым и левым полушариями головного мозга.
  • Найти баланс между мужской и женской полярностями внутри нас.
  • Усилить наш центр, анти-стрессовая защита, обучение тому, чтобы помнить себя во время активности.
  • Превысить ограничения на трёх уровнях: физическом, эмоциональном и интеллектуальном, и, таким образом, восстановить внутреннее уважение и достоинство.
  • Открыться высшему качеству присутствия.
  • Развить три центра, вибрации которых находятся в гармонии друг с другом.
  • Привнести дистанцию с нашими эмоциями, и в тоже время жить страстно и тотально.
  • Вывести наружу нашу внутреннюю борьбу между "Я должен" и "Я не могу".
  • Прощать самих себя за свои ошибки и творчески на них учиться.
  • Для той радости, которую это приносит...

В процессе семинара Вы:

Увидите внутри себя те группы Я, которые являются Вашими слабостями, и сможете заменить механические реакции на осознанные действия.

  • Научитесь использовать негативные эмоции в качестве ресурса для достижения цели.
  • Получите опыт включения ресурсов обоих полушарий головного мозга через тело.
  • Разовьете память.
  • Разовьете способность максимально концентрироваться и присутствовать.

Гурджиевские танцы дают возможность познакомиться с собой настоящим через осознание того, чем мы не являемся. Не секрет, что есть разница между тем, как мы представляем сами себя, как нас воспринимают другие и тем, какие мы есть на САМОМ ДЕЛЕ .

Этот семинар дает возможность отделить одно от другого.

  • Возможно мы впервые увидим те иллюзии о себе, которые раньше считали правдой.
  • Углубите свой бытийный уровень и получите богатый опыт впечатлений.
  • Направите энергию намерения на достижение Вашей цели.
  • Сможете ярче ощутить свои эмоции.
  • Разовьете способность видеть свое тело со стороны, отделяясь от него.
  • Вырастет координация движений, даже если Вы профессиональный спортсмен или танцор.
  • Воспитаете волю.
  • Расширите свое внимание, разовьете концентрацию.
  • Получите опыт, что значит быть одновременно расслабленным и бдительным.
  • Повысите скорость взаимодействия с предлагаемыми обстоятельствами через развитие интенсивности внимания.
  • Расширите объем своего внимания, разовьете наблюдательность и концентрацию.
  • Получите метод наблюдения за умом, приостановки хаотичного движения мыслей.
  • Увидите маски и страхи своей личности, начнете отделяться от них.
  • Очиститесь от застрявших в сердце обид прошлого.
  • Проникните вниманием в сущность, в которой скрыты Ваши истинные желания и путь самореализации.
  • Получите изнутри ответы на волнующие Вас вопросы.
  • Раскроете секрет правильного взаимодействия между личностью и сущностью. и т.д

Георгий Иванович Гурджиев , мистик, философ, духовный учитель (1877-1949 гг.) родился в греко-армянской семье. Его отец был собирателем и исполнителем древнего эпоса. Сам Г.И.Гурджиев, движимый "неудержимым стремлением понять точный смысл жизненного процесса всех внешних форм дышащих созданий на земле и, особенно, цель человеческой жизни", с группой единомышленников, именовавших себя "Искателями Истины ", путешествовал по Востоку в поисках древнего знания. За 20 лет путешествий он посетил Египет, Афганистан, Турцию, Центральную Азию, Индию, Тибет, пустыню Гоби. Он изучал практики Суфизма, Тибетского Буддизма, Эзотерического Христианства и Пифагорейской традиции.

Он побывал также и в России, где собрал группу последователей.

Гурджиев открыл, что многие Законы , управляющие Вселенной, были выражены в музыке и танцах . В храмах, монастырях и особых школах, которые он посещал, танцы представляли собой ряд необычных последовательностей движений, в которых могли быть прочитаны Истины, передаваемые от поколения к поколению.

Выполнение движений также открывают пути внутреннего развития человека : преодоление своих обычных автоматизмов и ограничений, углубление уровня осознанности, контакт с высшей энергией.

Гурджиев рассматривал гимнастику и танцы, как искусство, как способ гармоничного развития человека , а потому танцы и движения предназначены, по его мнению, для соединения ума и чувств с движениями тела и их совместной манифестации. То есть благодаря его танцам развиваются одновременно тело, ум и чувства .

Еще одной целью его танцев является обучение. Определенные движения несут в себе определенные знания, религиозные и философские идеи . В некоторых из них можно прочесть даже рецепт приготовления какого-нибудь блюда.

Во многих частях Востока о внутреннем содержании того или иного танца практически забыли и все же продолжают танцевать просто по привычке.

Таким образом, гуржиевские движения преследуют две цели: обучение и развитие .

В точных движениях и комбинациях танцоров ясно воспроизведены некоторые законы . Поэтому такие танцы называются священными.

"Каждому положению тела соответствует определенное внутреннее состояние. С другой стороны, каждому внутреннему состоянию соответствует определенная поза. Человек в своей жизни использует определенный набор привычных поз, и он переходит от одной к другой без остановки в промежуточном положении.

Принятие новой, необычной позы позволяет вам внутренне взглянуть на себя по-новому" (Г.И.Гурджиев "Взгляды из реального мира ").

Эти танцы также называются "медитацией с открытыми глазами ". Внешняя форма каждого движения "математически " расписана от начала до конца. Священная подражательная геометрия танцев и универсальные законы являются фоном для индивидуального поиска. Опора на привычки, рефлексы и симметрию здесь минимальна. Движения рук, ног и головы сочетаются между собой в независимых друг от друга ритмах. Тихие либо произносимые вслух зикры (молитвы), канонический отсчет, временами по-гречески, увеличивают сложность.

Сакральные Танцы и Движения Гурджиева — это групповая практика . Это то, что невозможно совершить в одиночку. Сакральный танец — это история, рассказанная группой людей, в которой каждый, сохраняя связь с собой, одновременно осознает связь с группой, чувствуя других.

Движения Гурджиева позволяют осознать стереотипы нашего собственного поведения в отношениях с другими людьми, увидеть то, что мешает быть отношениям людей по-настоящему осознанными.

Танцы и движения Гурджиева — замечательный дар для всех , кто хочет стать осознанней, и готов предпринимать для этого конкретные действия.

При правильном подходе, гармонизируют различные энергии внутри тела, помогают войти в состояние присутствия , жизни в настоящем, что непросто в обыденной жизни. Ведь ум постоянно живет в прошлом или будущем. Благодаря этим танцам, человек полностью погружается в бытие настоящего момента , короткого мига между прошлым и будущем. В результате и создается желаемая гармония.

Процесс изучения Гурджиевских танцев — это путешествие к центру своего существа , нахождение внутренней тишины, красоты, блаженства.

Во время танцев происходит расслабление и оптимизация расхода энергий , люди выходят за пределы дуального восприятия.

Сегодня книги Гурджиева издаются на Западе и в России значительными тиражами. Его музыка, в обработке известного российского композитора Томаса де Гартмана , издается в виде нотных альбомов и компакт-дисков. Приверженцами идей Гурджиева стали Б. Шоу , О.Хаксли , К.Ишервуд . Организации его последователей, изучающих его труды, практикующих его учение и исполняющих созданные им сакральные танцы и движения, существуют в большинстве стран Европы, Азии и Америки.

И ченнелинг , и чтение мантр , и практика осознанности и какие-либо другие методы духовного и личностного развития. Но если вышеназванные способы более-менее систематически находятся на слуху, то есть и такие, о которых услышишь нечасто, несмотря даже на то, что они являются очень эффективными. Именно к таким относятся сакральные гурджиевские танцы , о которых мы расскажем ниже.


Что такое гурджиевские танцы?

Гурджиевские танцы или танцы Гурджиева представляют собой древнюю и очень необычную практику достижения и культивирования состояния осознанности посредством объединения разума человека и его чувств с движениями тела. Они называются гурджиевскими в честь Георгия Ивановича Гурджиева – одного из самых знаменитых учёных, философов, писателей, мистиков и путешественников XX столетия. Кроме того, он был учителем танцев и являлся духовным наставником для многих людей. Он основал свой собственный метод внутреннего развития под названием «Четвёртый путь », а также университет гармонического развития человека , где изучалось множество путей повышения осознания человека и его трансформации. Сами же гурджиевские танцы являются одним из основных аспектов работы Гурджиева.

Происхождение сакральных танцев Гурджиева

Согласно словам самого Георгия Ивановича, в древности сакральные движения были важнейшей составляющей искусства народов Азии и Африки, а также применялись в Священной гимнастике и различных обрядах на Дальнем Востоке. Даже в начале XX века они исполнялись в некоторых монастырях и храмах и, вполне возможно, исполняются там и сегодня, как и тысячи лет назад, ведь при помощи них от поколения к поколению передаются важнейшие знания, доступные только ограниченному кругу людей.

Знакомство Гурджиева со священными движениями

В своих трудах Гурджиев сообщает, что на протяжении двух лет обучался музыке и ритму в одном из монастырей дервишей в центральной Азии. Вероятно, это была обитель ордена Йесевийа , члены которого считаются мастерами в этой области, а его лидеры и наставники через танец учат тому, чему другие учат через книги . Также знаменитый путешественник говорит, что овладел навыками ритуального танца и ритмических упражнений в Кафиристане (сейчас Нуристан ), Кашгаре , Читрале , Ташкенте и некоторых других местах. Определённая часть движений была заимствована из движений, практиковавшихся в храме Сари – храме медицины на Тибете . Как уже упоминалось, священные танцы – это один из немногих и малодоступных способов передачи информации. По этой причине они всегда входили в состав главных дисциплин, которые изучались эзотерическими школами Востока .

Смысл священных танцев Гурджиева

Смысл гурджиевских движений и танцев можно осознать лишь после продолжительного периода обучения. Причём, на наблюдение и на участие должно быть уделено одинаковое количество времени, а если человек хочет понять истинную суть этих танцев, то он должен сделать это самостоятельно. Но, несмотря на такую таинственность, определить и обозначить цель танцев Гурджиева можно, и автор прекрасно делает сам.

Гурджиев всегда говорил, что разработанная им система оказывает развивающее воздействие на все аспекты природы человека . Кроме того, что сакральные танцы способствуют обретению высочайшего контроля над телом , они ещё и развивают способность к предельной концентрации внимания , которая, вкупе с особой мимикой, потрясающе воздействует на эмоциональное состояние человека. В учении Гурджиева сакральные танцы применялись и применяются его адептами сейчас в качестве эффективнейшего инструмента для развития моральных, волевых и физических качеств.

В своей повседневной жизни человек редко осознаёт, что его мыслительная, эмоциональная и двигательная функции тесно взаимосвязаны: они и зависят друг от друга и обуславливают друг друга. Изменение какого-то одного показателя сразу же отражается на изменении другого. Поза человека, например, отражает его мысли и переживания, а эмоции воздействуют на положение тела и изменения в мыслительном процессе; через изменение мыслей происходит изменение эмоций и, соответственно, позы. Для того чтобы изменить свой образ мысли и чувственные переживания человек должен изменить движения и положение тела, но, одновременно с этим, невозможно освоить новые движения и позиции без изменений на мыслительном и эмоциональном уровнях.

Гурджиевские движения структурированы таким образом и собраны в такой последовательности, что, выполняя их, становится возможным произвести тщательную проработку эмоционального , мыслительно и физического уровней человеческого существа, следствием чего становится предрасположенность к естественному состоянию бытия и обретению гармонии .

Сам Гурджиев, помимо всего прочего, нередко отмечал, что, работая над сакральными танцами, человек работает со своей волей и глубинными структурами своего «Я». Можно даже достичь такого состояния, когда появляется способность быть полноправным хозяином своего тела и, в то же время, чувствовать независимо от него . Каждый жест и каждая поза вызывают определённые и порой весьма необычные ощущения. Но важно ещё и то, что, чувствуя их, человек не отождествляется с ними.

Влияние на жизнь

Сакральные танцы Георгия Ивановича Гурджиева являются очень мощным инструментом для того чтобы прийти к осознанию естественного состояния бытия и достичь в жизни гармонии. Как физическая практика гурджиевские движения направлены на развитие чисто практичных навыков, полезных человеку в его повседневной жизни, а как духовная - на раскрытие человеком своего истинного потенциала и обретение возможности соприкоснуться с мистической составляющей его бытия.

""Для меня танец - это средство для гармоничного развития. Во всем, что мы делаем, заложена идея отказа от бездумного автоматического действия"
Г.И. Гурджиев

Танцы и движения Гурджиева - замечательный дар для всех желающих работать над собой.

Часть танцев Гурджиев принес из регионов Северной Африки, Центральной Азии, Тибета, большую часть - разработал самостоятельно.

При правильном подходе, гармонизируют различные энергии внутри тела, помогают войти в состояние ПРИСУТСТВИЯ, что непросто в обыденной жизни.
Способствуют созданию гармонии между телом умом и чувствами.
Поддерживают состояние расслабленности и бдительности одновременно.
Для медитирующих - это «випассана с открытыми глазами».

Процесс изучения Гурджиевских танцев - это путешествие к центру своего существа, нахождение внутренней тишины, красоты, блаженства.

В чем принцип Гурджиевских танцев? Каждому положению тела соответствует определенное внутреннее состояние. С другой стороны, каждому внутреннему состоянию соответствует определенная поза. Человек в своей жизни использует определенный набор привычных поз, и он механически переходит от одной к другой без остановки в промежуточном положении. Принятие новой, необычной позы позволяет внутренне взглянуть на себя по-новому.

Что дает человеку практика Гурджиевских танцев? Гармонизацию энергий внутри тела и вхождение в состояние присутствия, что непросто в обыденной жизни. Tанцы Гурджиева способствуют созданию гармонии между телом, умом и чувствами, поддерживают состояние расслабленности и бдительности одновременно, развивают в человеке следующие качества:

Концентрация: трудности с концентрацией - одна из основных проблем современного человека. Неспособность сконцентрироваться на своей цели в течение какого-то времени, является основной причиной, по которой мы не достигаем желаемого. Гурджиевских танцы - самый быстрый и эффективный метод развития концентрации.

Целостность: современный человек подвержен многочисленным энерго- информационным влияниям, которые уводят его от достижения его истинных целей, лишают энергии, эмоционального равновесия и здоровья. Развитие целостности с помощью Гурджиевских танцев делает человека неуязвимым для подобных влияний.

Осознанность: присутствие в моменте "здесь и сейчас" развивает объективное видение вещей, помогает человеку быть более эффективным во всем, что он делает. Гурджиевских танцы разрушают механичность тела, ума и эмоций, препятствующую состоянию осознанности. Воля: умение противостоять обстоятельствам, что делает человека хозяином своей судьбы.

Несколько слов о Гурджиеве

Георгий Иванович Гурджиев (1877-1949) родился в Армении в г. Александрополе. Много путешествовал по странам Востока (Индия, Афганистан, Персия, Туркестан, Египет, Тибет…), в поисках «тайного знания».

С 1912 года начал создавать группы людей, заинтересованных в работе над собой.

Оставил после себя книги «Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми», «Жизнь реальна только тогда, когда "Я есть"», множество техник для работы над осознанностью, в том числе танцы и движения Гурджиева.

"Никогда не беспокойтесь о вашем теле. Только ваше состояние имеет значение. Вы - ничто иное, как просто иероглифы неистощимого языка, которым я буду продолжать говорить через вас и чьи секреты я буду охранять своей жизнью. Несмотря на то, что вы можете быть неуклюжими, медлительными или безжизненными,- продолжайте. Записывайте их своими мышцами, своими умами и, если возможно, своими сердцами".
Г.И. Гурджиев

Начало: 18:30 сбор и регистрация. 19:00 - 23:00 группа.

Предварительная запись обязательна.

Цена: 120 шек. (Для тех кто уже участвовал в семинарах и занятиях центра "Все дороги" - 80 шек.)

Подробности и запись по телефонам: Витниша - 0547-768911
Игорь 0503-445543

Сакральные Танцы и Движения Гурджиева - уникальная практика развития осознанности, уходящая корнями вглубь времен. Это средство для объединения разума и чувств с движениями тела в совместном гармоничном проявлении. Движения Гурджиева развивают сугубо практичные навыки, полезные в повседневных делах, одновременно открывая мистическую составляющую нашей жизни.

Что дают нам Движения Гурджиева?

Один из основных постулатов Гурджиева: человек механичен. Как говорил Гурджиев, изучением человека должна заниматься не психология, а особая «человеческая механика». По своей природе человек представляет из себя некий механизм, машину, которая функционирует согласно определенным правилам и управляется внешними влияниями. Изучение этих правил, исследование этой механики поможет выйти за ее пределы, сделав первый шаг на пути от человека механичного к человеку осознанному .

Практика Движений Гурджиева помогает развить внимание совершенно нового, комплексного, объемного типа, включающего одновременно все три центра - тело, сердце, ум. Правильное и точное выполнение позиций Движений является в своем роде акупунктурой, открывающей внутренние каналы, позволяющей энергии течь свободно. Открывается некое новое звучание собственного тела , более объемное, более живое и наполненное.

Движения Гурджиева помогают достичь согласованности тела и ума , развить координацию, научиться разделять внимание на несколько равноосознаваемых потоков и повысить эффективность многих выполняемых в повседневной жизни действий.

Сакральные Танцы и Движения Гурджиева помогают - хотя бы в отдельных ситуациях -выйти за пределы дуального восприятия , дают возможность достичь состояний, в которых гармонично сочетаются два противоположных качества, - состояний расслабленной собранности, вовлеченной отвлеченности, усилия без усилия. Эти состояния задают определенный вектор формирования пространства, в котором человек перестает мыслить в рамках антонимов , деля все на плохое и хорошее, приятное и неприятное, приемлемое и неприемлемое.

Движения помогают отчетливо увидеть, что во многих ситуациях наши эмоции фактически управляют нами, признав, что это состояние невозможно назвать подлинной свободой. Признать и в то же время через практику открыть для себя состояние цельности, в котором тело, ум и сердце работают слажено и гармонично , помогая росту того во мне, что я по-настоящему смогу назвать словом «Я».

Все эти процессы будут возможны при наличии главного условия - развития способности наблюдать себя со стороны , как говорил Гурджиев, способности наблюдать себя, как интересного незнакомца. Наблюдать, признавать наблюдаемое без осуждения, раздражения или оправдания, и - следующий шаг - разотождествляться с обусловленностями присущими каждому из нас.

материалы с сайта www.areyou.ru

Эти танцы были названы гурджиевскими по имени известного учителя, мистика, философа, ученого, писателя, хореографа, музыканта, путешественника 20 го столетия Г.И Гурджиева. Который известен как основатель пути внутреннего развития называемого 4й путь. В 20х годах прошлого столетия он основал университет гармоничного развития человека, в котором преподавались множество различных дисциплин для развития и трансформации человека.

Одним из потрясающих аспектов учительской работы Гурджиева было то, что сейчас называется Священными танцами или Движениями. Иногда Гурджиев называл себя не иначе, как учителем храмовых танцев и отказывался от какого-либо другого статуса. Конечно, никто не воспринимал это всерьез, но для многих это было самой привлекательной частью обучения.
Безусловно, уникальной заслугой Гурджиева было уже даже то, что ему удалось познакомить запад с подборкой храмовых танцев и священных ритмов.
По словам Гурджиева в древние времена Движения занимали важное место в искусстве азиатских народов. Они также использовались в Африке и на дальнем востоке в Священной гимнастике, Священных танцах и религиозных церемониях. Искатели истины, в группу которых входили археологи, и специалисты по восточным религиям установили, что эта священная гимнастика сохранилась в определенных частях центральной Азии в частности на территории от Ташкента до китайского Туркестана.
Даже еще в начале нашего века священные танцы широко использовались в храмах и монастырях, возможно, что значительная их часть сохранилась и до сегодняшнего дня.
Люди, практикующие священную гимнастику, всегда знали ее смысл.
В некоторых монастырях и братствах долгое время сохранялись традиции, тщательно скрывавшиеся от обычных путешественников. Другие танцы, можно увидеть без каких либо особых препятствий. Некоторые из них широко известны, например, движение дервишей Мевлевийа и Руфаийа, на еженедельные церемонии которых допускаются посетители, в том числе и европейцы. Другие же, например танцы дервишей Хельветийа, то есть «уединившихся», показывают только тем, кого признали истинно ищущим, причем, наиболее важные, центрально-азиатские священные танцы не связаны ни с какой либо конкретной религией. Они практикуются уже многие тысячи лет, и монастыри, в которых они сохраняются, обладают также и знаниями из далекого прошлого, передававшимися из поколения в поколение при помощи этих же самых священных танцев и ритуалов.
Гурджиев пишет, что отправился в один дервишский монастырь в центральной Азии, где провел два года, обучаясь музыке и ритму. Скорее всего, это была текка ордена Йсевийа, которые являются в этой области специалистами высокого класса.
Рассказывая о народных танцах, Гурджиев упомянул о том, что в Ташкенте были особенные танцы, но что еще дальше были совсем особенные танцы. Однако чтобы увидеть их нужен был поручитель. Там учили йесевитским танцам, и он нашел учителя, который мог учить при помощи танцев тому, чему другие учили при помощи книг.
По словам Гурджиева, лишь немногие люди знали язык символов. Затем он высказал одно очень важное утверждение, которое бы показалось удивительным любому человеку, но как ни странно оно было высказано ребенку, который по счастью запомнил его слово в слово: «Где-то символ, где-то техника, а где-то танец». Это как раз соответствует особенностям орденов Накшбандийа, Джаллалийа и Йесевийа, что, кроме того, свидетельствует еще и о родстве с Ходжаганом через ниточки связь между которыми, в противном случае, осталось бы лишь предметом догадок. Далее Гурджиев рассказал, что Йесевиты учат танцам так же как посадить семя в землю, но очень трудное. Это зеленое растение будет расти долго, потому что требует много времени, чтобы давать фрукты; даже много воды не поможет ему быстро вырасти. Иногда это трудное семя остается в земле долгое время, но когда оно начинает расти, оно меняет все. Весь пейзаж может измениться. Когда символ и техника объединяются вместе, тогда выходит другое растение, оно может расти быстро для другой цели.
Гурджиев утверждает, что научился ритуальным танцам и ритмическим упражнениям, составляющим столь важную часть его метода, в Ташкенте, Читрале, на Памире, в Кашгарии и Кафиристане. Все эти места расположены на сравнительно небольшом расстоянии от йсевитской текки, которая находилась либо в самом Кашгаре, либо не далеко от него.
На демонстрации программы храмовых танцев в Париже в 1923 году, Гурджиев упомянул о дервишском ордене, который был основан в конце 19 века и главный монастырь которого находился в кашгарском городе Танги-Хиссар. Гурджиев также упоминал и религиозные упражнения монахов Мачна, живущих в восточной части пустыни Гоби. Их традиции коренным образом отличаются от традиции кашгарского ордена. Монахи Мачна имеют общее происхождение с йсевитами и тесным образом связаны с Тибетом и Тантрическим Буддизмом. Многие из храмовых танцев по преданию происходят из Тибета.
Танец «Великая Молитва», которая как считается, была сложена этим орденом, представляет собой один из наиболее выдающихся примеров символического языка, и в то же время описанием различных хал, или «состояний», через которые проходит дервиш на пути освобождения себя от иллюзий существования.
Некоторые движении были заимствованы из храма медицины Сари на Тибете, а также из ритуалов эзотерической школы, с незапамятных времен существовавшей в огромных искусственных пещерах Киджерских гор Кафиристана, кроме того, Гурджиев упоминал монастыри Максари, Шериф и Хавар в Афганистане. Место Учан-су - «текущая вода»- было центром текки дервишей Сухарийа в Кашгарии.
Можно научиться понимать смысл священной гимнастики и танцев только после длительного изучения. При этом нужно посвятить равное количество времени наблюдению и участию. Тот же, кто действительно хочет научиться понимать их должен сам постичь заложенное в них искусство. В прошлом движения, выполнявшиеся тогда под аккомпанемент музыки или пения участников, можно было увидеть гораздо чаще. Многие из этих священных движений сопровождались зикром. У дервишей Хельветийа есть даже специальный декламатор, чье пение напоминает танцорам о смысле их действий.
Современные танцы, будь то балет или ритмические упражнения, ни коим образом не связаны со священной гимнастикой в той форме, в которой она существовала в прошлом. Мы рассматриваем танец даже в его наивысшем значении, как выражение эстетического опыта. Его разделяют хореограф, музыканты и танцоры. Сравнительно новые правила постановки танцев и балета находит одобрение у одних людей и неприятие у других; они диктуются модой каждого нового десятилетия и субъективны как любое проявление личного вкуса. Единственным же основанием для их авторитетности служит популярность, и авторитетность разрабатывающих эти правила специалистов.
В древние времена искусству танца придавалось совершенно иное значение. Оно было непосредственно связано с религиозным и мистическим опытом, будучи при этом предметом научных разработок мудрейших людей каждой эпохи. В ходе своих собственных изысканий Гурджиев пришел к выводу, что священные танцы на сегодняшний день относятся к немногим дошедшим до нас прежде весьма многочисленным способам сохранения и передачи последующим поколениям важных знаний. По этой причине священные танцы всегда были одной из главных дисциплин, преподававшихся в эзотерических школах Востока. Они обладают двойным значением. Во-первых, священные танцы и движения содержат в себе и выражают определенные принципы или же рассказывают о тех или иных событиях, признанных настолько важными, что их сохранение просто считалось некоей обязанностью. Во-вторых, для самих участников они служат способом обретения гармоничного состояния бытия и дальнейшего продвижения духовного развития.
Гурджиев говорил, что его система развивала все стороны человеческой природы и что показанные им упражнения предназначались не только для того чтобы вырабатывать контроль над телом, его движениями и позами. По своей организации и паттерну, упражнения были весьма сложными и требовали большой концентрации внимания. В сочетании с мимикой, которая на самом деле была удивительной и непохожей ни на что обычное, эти упражнения воздействовали на эмоциональную природу.
Для правильного выполнения ритуальных движений требуется очень серьезная подготовка тела ума и чувств. Это коренным образом отличается от классического балета, в котором основные элементы доводятся до автоматизма, и танцор интерпретирует тему при помощи ума и чувств. В гурджиевских упражнениях само тело должно быть в высокой степени сознательным, и объединять функции мышления, чувствования и телесных ощущений в едином и согласованном акте выражения

Упражнения священной гимнастики использовались Гурджиевым в качестве метода развития моральных качеств учеников, а также их воли, терпения, слуха, зрения, осязания, способности концентрировать мышление и т.д.
Произвольность наших движений иллюзорна. Психоанализ и изучение психомоторных функций по системе Гурджиева показывают, что любое наше движение, произвольное или вынужденное, представляет собой бессознательных переход от одной автоматической позы к другой. Из всех возможных поз человек выбирает именно те, которые соответствуют его личности, и как нетрудно заметить, что этот репертуар вынужден быть весьма узким. В итоге все наши позы являются механическими производными. Мы не осознаем, насколько тесно сопряжены друг с другом три наших функции: двигательная, эмоциональная и мыслительная. Они зависят друг от друга, обуславливают друг друга и находятся в состоянии постоянного взаимодействия. Изменения в работе одной из них всегда сочетаются с изменениями в работе остальных. Положение нашего тела соответствует нашим переживаниям и мыслям. Перемена эмоций неизбежно порождает соответствующее изменение мыслительного процесса и позы. Смена мыслей высвобождает новый поток эмоциональной энергии, в результате чего естественным образом меняется и поза. Чтобы изменить свой образ мышления и общую направленность чувств, мы должны сначала изменить свои позы и движения, но в то же время без изменения мыслительных и эмоциональных стереотипов невозможно освоить новые двигательные позы. Нельзя изменить одно, не изменив другое.
При помощи правильно подобранных движений, совмещаемых в правильной последовательности и с правильным пониманием их цели, можно устранить многие дефекты как физические, так и эмоциональные, вследствие чего ученик приходит в более уравновешенное и естественное состояние.
Кроме того, необходимо развивать внимание. Это достигается при помощи гимнастических упражнений, при выполнении которых необходимо сосредотачивать внимание на различных частях тела и знать, что именно они делают, не смотря на них и не думая об этом. Более сложные движения вырабатывают определенные качества восприятия и определенную степень контроля над состоянием сознания, что представляется очень трудным для обычного нетренированного западного человека.
Гурджиев утверждает, что, работая над движениями человек, вырабатывает собственное «Я», то есть «волю». На определенном этапе оно обретает возможность чувствовать совершенно независимо от собственного тела и в то же время быть безраздельным его хозяином. Можно испытывать чувства, причем даже очень утонченные, соответственно различным жестам и последовательностям движений, при этом, не отождествляясь с ними. Все это крайне важно для развития воли.
Конечно, многие видели в этих движениях нечто сродни спектаклю. Они очень красивы и производят глубокое впечатление на психику зрителей. Однако красота в этом случае вторична, и я думаю, что Гурджиев согласился бы с высказыванием индийского мудреца: «Красота не ведет нас к Богу; красота ведет нас лишь к красоте».
Гурджиев использовал методики, основанные на движениях даже в Ташкенте, где местные жители были знакомы со священными танцами. Он продолжил заниматься ими со специальной группой в Петербурге, в период революции Гурджиев временно прекратил занятия, но затем возобновил их на Кавказе и, наконец, ввел их в качестве одной из основных дисциплин в третий раз, открыв свой институт уже в Тифлисе. Он продолжал использовать их в качестве значительного подспорья в распространении своих идей сначала в институте при Фонтенбло затем в Париже и, наконец, в соединенных штатах в 1924 году незадолго до аварии. После аварии обучение движениям было прекращено на период интенсивной писательской деятельности Гурджиева, но затем вновь продолжилось в 1928 году, теперь уже движения преподавались американским группам, хотя и не вполне адекватно. Некоторые из учеников преподавали их в Англии. Сам же Гурджиев продолжил преподавать движения в Париже, во время войны обучал им, постоянно вводя нечто новое почти до самой своей смерти в 1949 году.