Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Сравнительный анализ картин зонтики и абсент. Абсент -зеленая муза французского бомонда

Сравнительный анализ картин зонтики и абсент. Абсент -зеленая муза французского бомонда


Ммм..решила отвлечься от написания статьи по своей медицине и написать пост про алкоголь..Ну и про художников) Воскресный вечер все-таки)

Виктор Олива: «Пьющий абсент», 1901

Видели ли вы когда-нибудь галлюцинации?? А ощущение полета испытывали?Так или иначе, сообщения о состояниях изменённой реальности всегда сопровождают абсент ...
Абсент – алкогольный напиток, приготовленный из экстракта полыни горькой (Artemisia absinthum). Название «абсент», вероятно, происходит от греческого apsinthion, что означает «непригодный для питья». Это определение, возможно, связано с горьким вкусом напитка. Слово «абсент» обещает многое – ощущение измененной, волшебно преобразившейся реальности, приключение из тех, что переживали Пикассо, Тулуз-Лотрек, Верлен, Рембо, Ван Гог. Они знали, что абсент – это билет в один конец, в страну, из которой не хочется возвращаться.
Кстати, абсентное опьянение также может сопровождаться смазанным, слегка размытым зрением или изменённым цветовосприятием, из чего становится ясным, почему многих импрессионистов обвиняли в абсентизме

А открыт абсент был аж в 1792 году, доктором Пьером Ординьером, который впервые записал рецепт абсента и стал первооткрывателем свойств полынного напитка. Абсент был изобретён Ординьером как универсальное средство от всех болезней(хороший доктор, правда?); его использовали как панацею.
Поэтому в те времена абсент получил название «Зелёная Фея» (фр. la Fée Verte)
Это название закрепилось за абсентом до сих пор. С помощью абсента возбуждали вялый аппетит и стимулировали пищеварение. Абсент добавляли в вино, чтобы сделать его более опьяняющим. В то время название абсента «Зелёная Фея» ассоциировалось с волшебством, мифологией и соблазнением женщин. Это работало на известность концентрата, производимого Ординьером, и повышало популярность абсента.

Эдгар Дега "Абсент"1876 г

В 1797 году родственник Ординьера, Анри-Луи Перно открыл первый завод по производству абсента в Швейцарии. В 1805 году он же открыл самую большую фабрику по производству абсента в Понтарлье, Франция. Производимый им абсент начал продаваться по всему миру.
Популярность абсента резко возросла во время французских колониальных войн в Северной Африке, которые начались в 1830 году и достигли пика в 1844-1847 годах. Французским военным выдавали определённое количество абсента для профилактики малярии, дизентерии и других болезней, а также для дезинфекции питьевой воды. Абсент оказался настолько эффективным, что прочно вошёл во французскую армейскую жизнь от Мадагаскара до Индокитая. В то же время в войсках Северной Африки стали всё чаще встречаться случаи параноидной шизофрении, называвшейся «хандра» (фр. le cafard). Среди французских колонистов и мигрантов в Алжире тоже распространилась мода на абсент.

Когда французские военные из Африканского батальона вернулись во Францию, они привезли с собой и своё пристрастие к абсенту.Африканский батальон прославился во время чрезвычайно успешных войн, и стало благородным, даже эффектным, пить абсент на парижских бульварах. Вскоре эта привычка перешла от военных к буржуазии. Так началась золотая эра абсента, короткая пора, когда он ещё не стал проблемой. Позднее, когда все связанное с абсентом резко изменилось, во Франции вспоминали это время с тоской.

Питьё абсента было одной из определяющих черт парижской жизни во время Второй империи, правления Наполеона III (1852-1870 гг.). После подавления революции 1848 года буржуазия получила полную власть, и респектабельный буржуазный обычай пить абсент стал практически повсеместным. Тогда считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином, а также питьё абсента было и приятным ритуальным способом завершить день и перейти в вечернее настроение. Время между пятью и семью часами вечера называлось «зелёный час» (фр. l’heure verte). Поначалу считали, что можно выпивать только одну порцию.

Строгий промежуток времени, отведённый для питья абсента, до некоторой степени защищал людей от злоупотребления. Можно было пить абсент перед ужином или даже выпить стакан перед обедом, но если бы кто-то пил всю ночь, это вызвало бы презрительное удивление официантов. И все-таки риск был с самого начала и увеличивался по мере того, как люди стали приобретать вкус к напитку. В 1880 году абсент был широко распространён во Франции, его популярность была равна популярности вина.

Абсент становится «мелким пороком» прогрессивных женщин с надменным характером наравне с велосипедом и сигаретой.Газета «Нью-Йорк Таймс» отмечала, что во Франции девушки от 18-ти до 20-ти лет страдают циррозом печени намного чаще, чем в других странах, и причина - в пристрастии к абсенту. Это увлечение объяснялось особым вкусом женщин к абсенту. Они пили его чаще неразбавленным, потому как не хотели пить много из-за корсета. Ценители утверждали, что даже белое вино может показаться после абсента каким-то нечистым на вкус. Абсент выделяется особым привкусом, как сигареты с ментолом.

Альфонс Муха, реклама Абсента

Со временем абсент «опростился». Если раньше «старые алжирские воины и бездельники-буржуа потребляли это сомнительное зелье, пахнущее так, словно им полощут рот», то около 1860 года абсент стал спускаться с богемных высот на уровень простых трудяг. В свою лучшую пору абсент был достаточно дорогим напитком, но, с появлением дешёвых марок, стал намного доступнее и вреднее.

С 1880 года абсент прочно ассоциировался с шизофренией, страданием и смертью. Его называли «безумием в бутылке» (фр. la folie en bouteille). Потребление напитка росло с каждым годом, если в 1874 году оно составляло 700 000 литров в год, то к 1910 году уже 36 000 000 литров. Неудивительно, что у абсента появлялось всё больше противников - «Если абсент не запретить, наша страна быстро превратится в огромную палату, обитую войлоком, где одна половина французов наденет смирительные рубашки на другую».

В августе 1905 года Джин Ландфрэй, швейцарский фермер и известный абсентье, находясь под воздействием большого количества абсента и других алкогольных напитков застрелил всю свою семью - употреблённые фермером в тот же день рюмка мятного ликёра, рюмка коньяка, две чашки кофе с коньяком, три литра вина не нашли столь восторженного отклика у газетчиков. Эта история заняла первые страницы европейских газет, в результате чего 82 450 человек подписали петицию властям с просьбой запретить абсент в Швейцарии (петиция была удовлетворена в начале 1906 года).
К тому же массовый алкоголизм среди французских рабочих и массовые недоборы в армию по причине общего ухудшения здоровья призывников (это связывали с повсеместным употреблением абсента) накануне Великой войны привели 16 августа 1914 года к попытке палаты депутатов Франции запретить продажу абсента - в ней явно сквозил испуг, «что пьющие пиво тевтонцы истребят пьющих абсент упадочных французов».

Тогда же был распространён военный плакат на котором женщина в характерном для немецких войск остроконечной каске занята приготовлением абсента.

В марте 1915 года, при поддержке так называемого «винного лобби», во Франции была запрещена не только продажа, но и изготовление абсента.

Ещё раньше, в 1912 году американский сенат проголосовал за запрещение «всех напитков, содержащих туйон» (в 1980-е этот закон дополнил еще один, согласно которому военослужащим США было запрещено употреблять абсент даже за границей).

В конечном итоге, абсент фактически был изгнан из многих стран мира: Швейцарии, США, Франции, Бельгии, Италии, Болгарии, Германии.

С 1930-х годов по конец 1980-х абсент существовал на полу-легальном положении (преимущественно уничтожались довоенные запасы и контрабандные поставки из Англии), либо в виде заменителей: анисовой водки, листьев полыни вымоченных в водке и т. п.

Зелёная муза" Альбера Меньяна (Albert Maignan), 1895 год
В своей книге «Абсент» Фил Бейкер рассказывает о случаях галлюциногенного эффекта от приёма абсента, вообще не содержащего туйон, что говорит скорее о важности второстепенных факторов, таких как соблюдение ритуалов приготовления абсента, атмосфера и переносимость ингредиентов напитка организмом пьющего, чем о каких-то «магических» свойствах «зелёной феи».

Пабло Пикассо

Абсент потребляли художники Эдуард Мане, Ван Гог, Пабло Пикассо, поэты Гийом Аполлинер, Поль Верлен, Эрнест Доусон, Артюр Рембо, автор сюрреалистических пьес Альфред Жари, писатели Эдгар По, Мопассан, а также Оскар Уальд и многие другие.Вот лишь некоторые интересные факты: в 1859 году Эдуард Мане создал свою знаменитую картину "Любитель абсента", Ван Гог в 1887 году написал натюрморт с графином и бокалом абсента, а Пабло Пикассо в 1901 году написал картину "Любительница абсента" (эта картина ныне находится в Эрмитаже).
.
Винсент ван Гог, "Абсент"

Мане "Любитель абсента"1858

Предполагается, что специфические психотомиметические эффекты абсента сопряжены с воздействием туйона как неспецифического блокатора гамк-рецепторов, препятствующего деятельности тормозящих систем организма. Он не только ослабляет некоторые стороны алкогольного опьянения, но и вызывает общее возбуждение, что может в некоторых случаях способствовать галлюцинациям.Хотя во многих источниках утверждается, что туйон обладает галлюциногенным действием, это не было доказано. Предполагалось, что туйон является сильным агонистом каннабиноидных рецепторов, подобно алкалоидам конопли. Это сродство, однако, оказалось слишком слабым, чтобы воспроизводить эффекты алкалоидов конопли. Сейчас считается, что туйон противодействует тормозному эффекту гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), нейромедиатора ЦНС, блокируя её рецепторы. В высоких дозах туйон вызывает судорожные припадки]. Возможно, за счёт влияния на рецепторы ГАМК туйон вносит вклад в губительное действие абсента на головной мозг у лиц, злоупотребляющих данным алкогольным напитком. Последнее утверждение тоже дискутируется, так как некоторые авторы считают, что концентрация туйона в абсенте слишком мала для того, чтобы значимо дополнять токсическое влияние основного компонента абсента - этилового спирта. Также существует мнение, что галюцинаторный эффект абсента напрямую связан с ислючительно высоким содержанием этилового спирта и в таком случае роль туйона и эфирных масел сводится к маскировке вкуса спирта, что может привести к необычно быстрому и сильному опьянению любителя напитка.


Ты - яд, с амброзией в смешенье
Меня пьянит твой тонкий аромат!
Тебе поэт, внимал я в изумленье
Ты на на кресте мечтой своей распят!

С тобой опять тону в тумане мглистом
Язвим раскаяньем, снедаем пустотой
Любовь молю - зажгись звездой лучистой
В угрюмой бездне, над свинцовой тьмой!
Шарль Бодлер

Абсент сложно назвать просто алкогольным напитком. Несмотря на то, что он не обладает
такой многовековой историей, как, например, вино, абсент заслужил право называться
отдельным уникальным явлением в мировой культуре.

Портрет Пикассо, выполненный Хуаном Грисом (1912)

Во времена Прекрасной эпохи Зеленая фея - прозвище данное за его характерный цвет
- был излюбленным напитком богемы в Париже. Питье абсента было своеобразным
ритуалом, символизирующим переход в вечер.

Бокал абсента 1910 год

Эффект от употребления абсента может быть самый разнообразный: спокойное расслабление,
необыкновенная бодрость, эйфория, внезапный смех, агрессия, галлюцинации, нарушение
зрения, изменение цветов.


Пабло Пикассо Любительница абсента 1901

«Зеленую фею» (или, согласно Полю Верлену, «зеленую ведьму») воспевали в числе прочих
Артюр Рембо, Оскар Уайлд и Эрнест Хемингуэй, увековечивали на своих полотнах Эдгар
Дега, Эдуар Мане, Анри Тулуз-Лотрек, Винсент Ван Гог и другие




Эдгар Дега Абсент (В кафе) 1873

Эдуар Мане Любитель абсента 1859



Анри де Тулуз-Лотрек Пьющая абсент в Гренель 1886




Винсент Ван Гог Натюрморт с абсентом 1887




Жан-Франсуа Рафаэлли Пьющие абсент 1881

Но все же, когда заходит речь об отношении этого напитка к живописи, на ум едва ли
не первой приходит «Любительница абсента» Пабло Пикассо.

Молодому испанцу посчастливилось жить в Париже в то время, когда здесь можно было в
полной мере вкусить все прелести богемной жизни, включая походы по борделям в компании
таких же полунищих художников и беспрепятственное употребление абсента.
Но во французскую столицу Пикассо переедет только в 1904 году, а пока же он постоянно
курсирует между Парижем и Барселоной, работая, как проклятый, и страдая от безденежья
и неустроенности. «Любительница абсента» появляется на свет именно в этот период,
который при всем желании нельзя назвать счастливым. В 1903 году Пикассо напишет
«Портрет Анхеля Фернандеса де Сото», герой которого изображен за столиком перед
бокалом абсента.




Пабло Пикассо Портрет Анхеля Фернандеса де Сото 1903


В 1912 году художник вновь увековечит любимый напиток в
кубистической работе «Бутылка «Перно» и бокал».




Пабло Пикассо Столик в кафе


И, наконец, в 1914-м, за год до того, как «зеленая фея» была запрещена во Франции,
Пикассо создает скульптуру «Бокал абсента».




Пабло Пикассо Бокал абсента 1914 Бронза, Глина

До легализации напитка в европейских странах художник не дожил.

«Любительница абсента» не отличается оригинальным сюжетом. Одиноких людей за столиком
кафе до Пикассо и после него изображали многие живописцы. Однако именно в исполнении
испанского художника эта тривиальная сцена обретает отпечаток глубокой драмы.
На картинах «голубого периода» («Голубой период» считается первым в творчестве
Пикассо. Молодой художник приехал покорить Париж в 1901 и в этом же году потерял
своего близкого друга Карлоса Касамегаса, который покончил жизнь самоубийством.
Мрачная живопись с трагическими персонажами.) Пикассо неоднократно будет изображать
людей, похожих на героиню этого полотна


Пабло Пикассо Арлекин и его подружка (Странствующие гимнасты) 1901


Пабло Пикассо Абсент

а с другой – производит впечатление сжатой пружины. Окружающее пространство будто
бы стискивает ее со всех сторон, а сама она обхватывает себя неестественно длинными
пальцами, словно хочет занимать как можно меньше места. Этот эффект «невидимости»
только усиливает ощущение отверженности, одиночества среди толпы, которое хоть раз
в жизни испытывали большинство людей.

Абсент, несомненно, можно назвать профессиональным напитком интеллектуалов, художников и поэтов. В XIX веке считалось, что абсент - гений для бездарностей, но смерть для истинного гения. В 80-е годы XIX века одно слово «абсент» наводило панику на многих добропорядочных европейцев, ведь этот напиток в их сознании прочно ассоциировался с безумием. Во Франции абсент называли «безумием в бутылке», а фраза «Абсент сводит с ума» стала самым популярным слоганом антиалкогольных кампаний. Когда и где появился абсент? Почему этот напиток был запрещен во Франции и Швейцарии? «Зеленая фея» или «Зеленая ведьма»?

Считается, что абсент появился в конце XVIII века, а изобрел его доктор Пьер Ординер, проживавший в швейцарской деревне Куве. По преданию, здесь он нашел дикую полынь и создал свой особый напиток, который быстро завоевал популярность в округе. Доктор Ординер умер в 1821 году - к этому времени за абсентом уже прочно закрепилось название «Зеленая фея» и слава тонизирующего напитка. Другие источники считают, что сестры Энрио, проживавшие в той же швейцарской деревне, уже делали абсент до приезда доктора Ординера и что именно они продали рецепт этого напитка некому майору Дюбье.

Как бы то ни было, когда майор Дюбье попробовал абсент, он обнаружил, что этот напиток лечит несварение желудка, улучшает аппетит, помогает при жаре и ознобе. Дюбье так впечатлился, что купил рецепт и тоже стал производить абсент. В 1797 году дочь майора вышла замуж за Анри-Луи Перно, тогда и началась династия Перно, давшая название одноименной марке абсента.

Фабрика «Перно» была настоящим образцом эффективности и гигиены. К 1896 году она производила уже 125 000 литров абсента в день! Всё шло как по маслу, пока 11 августа 1901 года в фабрику не ударила молния. На территории было так много алкоголя, что на тушение пожара потребовалось несколько дней. Возможно, пожар был бы страшнее, если бы один из рабочих не догадался выпустить огромные резервуары абсента в протекавшую неподалеку реку. После этого ее воды приобрели желто-зеленый цвет, а исходивший из нее запах алкогольных паров напоминал дыхание пьяницы и слышался на целые мили.

Питье абсента было одной из характерных черт парижской жизни во время правления Наполеона III (1852-1870) - это был респектабельный буржуазный обычай. Время между пятью и семью часами вечера называлось «зеленым часом», а запах абсента носился в воздухе над парижскими бульварами. Считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином, а строгий промежуток времени, отводившийся для его питья, до некоторой степени защищал людей от злоупотреблений.

Учитывая крепость абсента (самая уважаемая марка «Перно» содержала 60% алкоголя), принято было выпивать не более одной порции. Можно было выпить абсент перед ужином или даже перед обедом, но, если кто-то отваживался пить его всю ночь, это вызывало презрительную реакцию официантов. Риск злоупотреблений абсентом увеличивался по мере того, как люди стали приобретать вкус к напитку. Более респектабельные любители абсента, которым стыдно было много пить на людях, вскоре научились переходить из одного кафе в другое.

Алкоголики достаточно быстро оценили абсент, и вскоре напиток начал привлекать более широкий круг потребителей: представителей богемы, женщин и рабочий класс. В романе Эмиля Золя «Западня» мы находим упоминание о плотнике, который «разделся донага на улице Сен-Мартен и умер, танцуя польку. Он пил абсент».

Обычаи менялись, теперь и женщины могли пить абсент в кафе, причем многие из абсентисток не разбавляли напиток водой, что объясняли нежеланием употреблять слишком много жидкости, потому что носят корсет. Появляется всё больше плакатов, на которых эмансипированные женщины пьют абсент и даже курят.

Картины того же периода чаще рассказывают совсем другую историю - историю об изможденных женщинах, невидящим взглядом смотрящих в пустоту поверх стакана. Иллюстрация: «Абсентистка», Фелисьен Ропс.

Очень сильное влечение почти сразу возникло между абсентом, как самым мощным интеллектуальным напитком, и парижской богемой. Особое место абсент занимает в истории французской живописи. Иллюстрация: Эдуард Мане, «Бар в «Фоли-Бержер»».

О художнике Анри де Тулуз-Лотреке иногда говорят, что его картины целиком писаны абсентом. О горьком пьянстве Тулуз-Лотрека известно многое: его любимым коктейлем была смесь, называвшаяся «Землетрясение», - смертельное сочетание бренди и абсента. «Нужно пить помалу, но часто», - говорил художник и для поддержания такого режима всегда брал с собой трость, в которой хранились полулитровый запас абсента и небольшая рюмка. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В кафе «Ла Ми»».

«Уверяю вас, мадам, я могу пить без риска. Я и так почти на полу», - однажды сказал Анри де Тулуз-Лотрек, намекая на свой слишком маленький рост (немногим больше 150 см). К сожалению, беспробудное пьянство и жизнь впроголодь причинили художнику много вреда, он стал пьянеть от очень маленькой дозы, как это обычно бывает на последней стадии алкоголизма. В дополнение ко всему у Тулуз-Лотрека началась паранойя.

Тулуз-Лотрек видел страшных чудовищ, ему даже казалось, что размещавшийся во дворе «Мулен Руж» слон стал ходить за ним по пятам. А 1 марта 1899 года один из друзей художника получил письмо с печальными парижскими новостями: «Тебе будет грустно узнать, что Тулуз-Лотрека вчера посадили в сумасшедший дом». На фото: слон, располагавшийся во дворе знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вплоть до 1906 года.

О том, что произошло с Тулуз-Лотреком, рассказывали по-разному. Кто-то утверждал, что на улице у художника случилась мания преследования, кто-то - что его изловили санитары и поместили в психиатрическую лечебницу по просьбе матери. Как бы то ни было, после выписки из больницы Тулуз-Лотрек снова начал пить, поначалу сдержанно, вновь прибегая к «абсентовой трости», а потом всё больше и больше. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В «Мулен Руж»».

А в 1887 году Анри де Тулуз-Лотрек нарисовал портрет Винсента Ван Гога, на столе перед которым стоит стакан абсента. Говорят, что именно Тулуз-Лотрек пристрастил Ван Гога к этому напитку.

В том же 1887 году Винсент Ван Гог создал натюрморт, на котором изображены стакан абсента и графин с водой. Психиатрический опыт, который пришлось пережить художнику, неоднократно заставлял исследователей творчества Ван Гога выходить в чисто клиническую сферу. Некоторые комментаторы прямо связывали все болезни художника с тем, что он злоупотреблял абсентом.

В 1859 году Эдуард Мане написал свое первое крупное полотно, которое назвал «Любитель абсента». С этой работы весьма неловко началась его карьера художника. Натурщиком выступил его знакомый старьевщик и алкоголик, которого нередко можно было встретить в районе Лувра. Художник разглядел в этом человеке какое-то странное достоинство, даже аристократизм. Закончив работу над картиной, Мане показал ее своему учителю, который отреагировал резко негативно: «Любитель абсента! Зачем рисовать такие мерзости? Мой бедный друг, это вы - любитель абсента. Это вы утратили нравственность». В дальнейшем картина продолжила производить неприятное впечатление почти на всех, кто ее видел.

Известную картину Эдгара Дега «Абсент», сначала называвшуюся «В кафе» (1876), публика приняла еще хуже, чем полотно Мане. «Человек, которому дороги достоинство и красота, никогда не назовет «Абсент» произведением искусства», - писал критик. Кто-то даже предположил, что на этой картине изображен поэт Поль Верлен, который был известен тем, что вел ужасную жизнь, насквозь пропитанную абсентом.

Поль Верлен пристрастился к выпивке очень рано, а последовавшие друг за другом смерти отца, любимой тети и кузины только усилили его пьянство: «Я набросился на абсент», - писал он. Через некоторое время Верлен женился и как будто бы образумился, но семейное счастье очень скоро разрушила катастрофа: Верлен встретил юного поэта Артюра Рембо и до одержимости пленился им, а когда Рембо порвал с Верленом, тот выстрелил в него три раза, ранив бывшего любовника в запястье. На фото: Верлен слева, Рембо - справа.

С той поры Поль Верлен оставил всякую надежду на приличную жизнь. Его даже посадили в тюрьму на месяц за то, что он угрожал ножом своей матери, хотя мать и требовала его оправдать. После этого случая Верлен окончательно погрузился в жизнь кафе, превратившись в главную знаменитость Латинского квартала, но его поэтическая репутация была настолько сильна, что даже полицейским было приказано не беспокоить Верлена, что бы тот ни делал.

В «Исповеди», написанной в 1895 году, Верлен раскаивается в своей зависимости от абсента: «Абсент! Как страшно думать о тех днях и о более недавнем времени… Один глоток отвратительной ведьмы (какой дурак назвал ее феей или зеленой музой!), один глоток пленял меня, но затем мое пьянство привело к более тяжелым последствиям». На фото: Поль Верден в интерьере парижского кафе.

В августе 1905 года швейцарские газеты написали о страшной трагедии: тридцатилетний крестьянин Жан Ланфре, выпив два стакана абсента, выстрелил в голову своей беременной жене, а затем убил дочерей (четырехлетнюю Роз и двухлетнюю Бланш). Ланфре тоже попытался застрелиться, но остался жив. Пошатываясь, он вышел во двор, где и заснул, сжимая в руках мертвое тело младшей дочери. Общественная реакция на эту трагедию была необычайно бурной, причем возмущение вызывало вовсе не то, что Ланфре был непроходимым пьяницей, который каждый день выпивал до пяти литров вина. Люди были уверены - в случившемся виноват абсент. Иллюстрация: «Абсент - это смерть».

Через несколько недель после трагедии жители окрестных городов и деревень подали петицию, в которой 82 450 человек требовали запретить абсент в Швейцарии, что и было сделано уже в 1906 году. Во Франции абсент запретили в 1915 году, когда задумались над национальными проблемами алкоголизма и неготовностью армии к Первой мировой войне. Кстати, последним значительным появлением абсента в искусстве, перед самым его запретом, стала кубистская скульптура Пабло Пикассо «Стакан абсента» (1914).

После запрета абсент еще некоторое время сохранялся в Испании, Восточной Европе и на Кубе. С самой большой ностальгией о достоинствах этого напитка писал Эрнест Хемингуэй, который на тот момент жил во Флориде и продолжал пить абсент уже после французского запрета, получая его с Кубы. В романе Хемингуэя «По ком звонит колокол» одно из немногих утешений его главного героя - это абсент, возвращавший воспоминания о прекрасной и беззаботной парижской жизни, которой этот американский партизан оказался лишен.

«Одна такая кружка заменяла все вечерние газеты, все вечера в парижских кафе, все каштаны, которые, наверное, уже цветут… словом, всё то, что возвращалось к нему, когда он потягивал это мутноватое, горькое, леденящее язык, согревающее мозг и желудок, изменяющее взгляды на жизнь колдовское зелье». И еще: «Лучше абсента нет ничего», - пишет Эрнест Хемингуэй в романе «По ком звонит колокол». Иллюстрация: Жан Беро, «В кафе».

Абсент возродился относительно недавно - в 1990 году, когда его производство возобновилось в Чехии и напиток снова запустили на международные рынки под маркой Hill’s.

Французам и швейцарцам не слишком понравилось то, что где-то возродился хоть какой-то абсент: «Это отвратительная иностранная дрянь. Если бы Бодлеру и Рембо предложили это чешское пойло, они бы перевернулись в своих гробах».

Одним из самых ярых противников чешского абсента во Франции стала Мари-Клод Делаэ, главный французский эксперт по абсенту, которая в 1994 году открыла музей этого напитка в Овер-сюр-Уаз - местечке, где похоронен Винсент Ван Гог. В 2000 году при содействии Мари-Клод Делаэ была запущена новая марка абсента французского типа - La Fée («Фея»).

Вдохновляясь историями знаменитых абсентистов, современные художники и по сей день создают работы, посвященные абсенту. Иллюстрация: Елена Хотулева, «Абсент».

Возродившаяся «Зеленая фея» вновь вызывает жажду и будоражит воображение, как будто бы пробудив культурную память о таинственном, мучительном и таком важном напитке декадентского fin-de-siècle (конца XIX - начала XX века).

1881-1973

Любительница абсента

1901 г. Справа наверху: Picasso.

В 1901 году юный Пабло Пикассо переехал в Париж. Сцены из жизни парижских кафе неоднократно служила предметом изображения художников XIX столетия, начиная с Дега, но у Пикассо эта тема получила новое звучание. Трудно поверить, что

"Любительница абсента" была создана 20-летним художником. Драма одиночества здесь показана с удивительной силой.

Будучи превосходным рисовальщиком, Пикассо исказал пропорции, деформировал фигуры, удлиннял руки, пальцы, округлял плечи. Все это делалось не ради внешнего эффекта, а для точной передачи психологической характеристики образа.

Приближение к зрителю плоскости стены и стола, сам колорит картины, выраженной в сочетании синих, коричнево-красных, зеленоватых тонов, напоминает о живописи Гогена, напряженность - творчество Ван Гога.

Считается, что работа "Любительница абсента" открывает т.н. "голубой" период творчества Пикассо. В это время трудные обстоятельства его жизни нашли отражение в произведениях, в которых ярко выражены упаднические настроения, темы смерти, старости, нищеты, одиночества. Этот период художник отдает предпочтение голубовато-серым оттенкам. Хотя цветовое решение работы "Любительница абсента" еще приобрела холодного тона, однако она наполнена пронзительным ощущением личной трагедии.

Много мифов ходит вокруг этого алкогольного напитка. Ему приписывают мистические свойства, его с удовольствием употребляют люди творческих профессий и черпают в нём своё вдохновение. В числе любителей абсента были такие знаменитые люди как Эрнест Хемингуэй, Пабло Пикассо, Ги де Мопассан, Винсент Ван Гог и другие .Чем же так привлекателен этот крепкий алкогольный напиток с ароматом полыни?

Что такое абсент?

Во-первых, давайте выясним, что собой представляет абсент. Перевод слова absinthe с французского языка — «полынь». Этот напиток имеет в своём составе разнообразные травы, среди которых горькая полынь, фенхель, аир, мелисса, мята и т.д. В общей сложности в состав абсента входит около 30 разных трав.


Крепость абсента варьируется в районе 55-85 градусов. Как правило это 70 градусов. Но при употреблении внутрь его обычно разводят до оптимальной крепости. Эфирные масла полыни богаты веществом туйон , которое и определяет основные свойства абсента. В очень больших дозах туйон обладает свойствами сильнейшего яда, а в малых дозах вызывает веселящий эффект, в некоторых случаях даже галлюцинации. Цвет напитка варьируется от прозрачного или жёлтого до кроваво-красного и изумрудно-зелёного.

Как и где появился абсент

Этот напиток, сводящий с ума знаменитых художников и писателей, родился в западной Швейцарии. Мадам Энрио придумала лечебную настойку из полыни, которая вызвала интерес у французского доктора Пьера Ординьера. Он как раз занимался изучением полезных свойств дикорастущей полыни. Добавив в настойку некоторые травы, доктор стал давать напиток своим больным. Когда мадам Энрио скончалась, её дочери продали рецепт настойки французскому майору Дюбье , который впервые организовал промышленное предприятие по производству и распространению абсента.

Современный абсент существенно отличается от того напитка, который приводил в состояние экстаза парижскую интеллигенцию XVIII века. Если тот абсент, именуемый «Зелёная фея» , мог дарить вдохновение и лечить от болезней, то его современный аналог на это вряд ли способен. Хотя некоторые добросовестные производители не вносят больших корректировок в рецептуру напитка, и можно предположить, что это примерно тот же напиток, вдохновлявший Ван Гога и Пикассо на создание своих шедевров.


Абсент в творчестве знаменитых художников

Пожалуй, самым ярым поклонником абсента среди был Винсент Ван Гог . Никто доподлинно не знает, как долго он употреблял этот напиток. Но известно, что это случалось регулярно. Учёными доказано, что туйон , содержащийся в абсенте, положительно влияет на работоспособность человека. Однако его передозировка способна привести изменениям в восприятии. Окружающий мир видится в жёлтых красках. А одной из особенностей творчества Ван Гога как раз является изобилие жёлтых красок в полотнах.


Помимо Ван Гога к любителям абсента относят и многих других художников. Например, Эдуард Мане в 1859 году создал своё шедевральное полотно «Любитель абсента». Похожую картину в 1856 году написал и бельгиец Фелисьен Ропс . Знаменитый Дега раскрыл тему загадочного напитка в картине «Абсент» в 1876 году. Великий Пабло Пикассо даже создал причудливую и прекрасную скульптуру в виде бокала с абсентом. В 1901 году он написал свою знаменитую картину «Любительница абсента», которая выставлена в Эрмитаже.