Мандала — некогда загадочное слово, манящее в глубь вековой мудрости. Сегодня мандалы и их создание — это большое течение, философия, хобби... Для каждого что-то свое. Безусловно одно — это имеет место быть и мандалотерапия, как одно из , работает и помогает, исцеляет и вдохновляет.
Сегодня мандалы рисуют, раскрашивают, вышивают, плетут, выкладывают, вяжут, клеят, лепят...
Поговорить на эту интереснейшую тему я пригласила специалиста — психолога и сказкотерапевта — Аню Кутявину. Она проводит нас в неповторимый мир создания мандал для детей и взрослых.
Что такое мандалотерапия и чем она полезна? Какие упражнения можно делать в домашних условиях? Какие существуют особенности работы с детьми и взрослыми? Об этом – в нашей статье.
По сведениям источников, появились мандалы в Индии, и произошло это очень давно – несколько тысяч лет назад. Они активно применялись как сакральный инструмент для медитаций в индуистской и буддистской традициях. В психотерапии мандалы начали использоваться Карлом Густавом Юнгом как метод изучения бессознательного. В наше время мандалы тоже не теряют своей актуальности и часто применяются в работе с взрослыми и малышами. В чем же секрет мандалы?
В переводе с санскрита слово «мандала» переводится как «диск, круг». Круг замкнут, у него нет ни начала, ни конца. И этот круг символизирует собой образ единой Вселенной.
В мире существует огромное множество видов мандал. Их можно создавать различными способами, например, раскрашивать готовые картинки, рисовать красками или карандашами на бумаге, лепить из пластилина, создавать насыпные мандалы из цветов, природных материалов, цветного песка, плести мандалы из ниток и т.д.
В психологии мандала олицетворяет собой символическое изображение внутреннего мира, мыслей, чувств человека. Все это находится в безопасной форме круга. К.Г. Юнг говорил, что мандала – это универсальный психический образ, символизирующий самость – глубинную сущность души человека.
По сути, мандала представляет собой мостик между внутренним и внешним миром человека, между его сознанием и подсознанием. Когда мы создаем мандалу, мы закладываем в нее глубокий смысл. Изображаем свою душу и можем посмотреть со стороны на процессы, в ней происходящие. Увидеть самые тонкие переживания, которые сложно, а в некоторых случаях и невозможно выразить иными способами. А это уже путь к обретению целостности. Неудивительно, что мандалы приобрели популярность в работе психологов, психотерапевтов, арт-терапевтов во всем мире.
Мандалотерапия это большое направление арт-терапии. И она действительно творит чудеса. ?
В ознакомительных целях предлагаю вам общие трактовки цветов в мандалотерапии. Но будьте осторожны с прямыми расшифровками! Все мы разные, и один и тот же цвет для одного может означать позитив, а для другого – негатив. И вообще, в последнее время арт-терапевты приходят к тому, что универсальные характеристики цветов не очень хорошо работают. Наиболее важными являются именно чувства, ощущения клиента, связанные с тем или иным цветом. Но иногда полезно и заглянуть вглубь, пропустив через себя общую формулу.
— Красный. Принято считать, что этот цвет символизирует силу, энергию, страсть. Красный – огонь, биение сердца человека. Много красного в изображении мандалы может указывать на высокий жизненный потенциал человека, наличие у него ярких устремлений, целей и способов их реализации. Полное отсутствие красного цвета может сказать нам о физической или эмоциональной усталости человека, его пассивности, нехватке «огня», или даже о депрессии.
— Зеленый. Цвет жизни. В природе живое представлено чаще всего именно зеленым цветом – трава, деверья, кусты. Когда человек в своей творческой работе активно использует зеленые тона, можно предположить, что он склонен к естественности, непосредственности, честности. Если зеленого в рисунке много, часто это говорит о гармонии женского и мужского начал в человеке, его душевном равновесии.
— Желтый. Этот цвет говорит нам об оптимизме, радости жизни, бодрости духа. Часто мы можем заметить, что желтым цветом любят рисовать активные и нестандартные, творческие люди, обладающие художественными талантами.
— Синий. Данный цвет символизирует спокойствие, серьезность. Присутствие синего в мандале может говорить о сильной интуиции, мудрости человека, его глубоком понимании ситуации.
— Оранжевый. Чистый поток энергии. Если в мандале присутствует оранжевый цвет, скорее всего, человек самореализуется, самоутверждается, движется к цели.
— Коричневый. Традиционно мы связываем этот цвет с землей. Обилие коричневого цвета в мандале может указывать на нехватку у человека чувства защищенности, его желание стать на надежную почву, заземлиться.
— Черный. По сути, это отсутствие цвета. Черный указывает на пустоту, забытье. Обилие черного в мандале может сказать нам об эмоциональном выгорании рисующего, его опустошенности или даже депрессивном состоянии.
Есть несколько главных вариантов использования мандал в психотерапии. Так, мандалотерапия может быть:
Во время работы с психологом клиент не ограничивается жесткими принципами и правилами. Важно, чтобы создание мандалы происходило легко, незапланированно, спонтанно, в процессе высвобождения переживаний.
Что же такого особенного в мандале? Казалось бы, просто рисуешь круг, в нем какие-то линии и образы. Но все намного интереснее, чем кажется на первый взгляд. Человек чаще всего не в силах прочувствовать и осознать всю многомерность и глубину работы с этим символом. А мандала, словно своеобразная энергетическая матрица, получает информацию напрямую из подсознания, подключая его к источнику энергии. В этом проявляется уникальность мандалотерапии, ее неповторимость.
Чаще всего в современной психотерапии для создания мандалы клиенту предложат следующие материалы: бумагу формата А4 или А3, кисти, краски, карандаши, мелки, фломастеры.
Что касается сферы применения мандалотерапии, то она активно помогает в:
Мандалотерапия работает как в индивидуальном консультировании, так и в детско-родительских отношениях, в семейной терапии.
Очень важные моменты: сюжет мандалы должен выбирать клиент. И рисовать ему можно столько, сколько хочется, до ощущения «достаточно». При этом специалист фиксирует его состояние, наблюдает за невербальными реакциями – жестами, выражением лица, дыханием. Психолог никогда не оценивает работу клиента и не вмешивается в процесс. Ведь главная задача данной работы – чтобы человек нашел контакт со своим внутренним «Я», познакомился с собой настоящим, увидел ответы на вопросы. А все это возможно лишь в ситуации отсутствия жесткого контроля и директивного подхода со стороны специалиста.
Чем же мандалотерапия может быть полезна детям? Ответ прост. Часто дети не могут адекватно выразить свои эмоции, а также верно оценить эмоции окружающих, в том числе других детей. Все это мешает построить теплые, доброжелательные взаимоотношения. Использование мандалы может помочь импульсивным, тревожным детям стабилизировать эмоциональный фон, развить навыки саморегуляции, снять напряжение, выразить эмоции и чувства. Кроме того, «побочным эффектом» использования мандал в работе с детьми является развитие творчества, художественное и духовное самовыражение детей.
Мандалотерапию часто используют в садиках, начиная с младших групп. Детям предлагают раскрашивать готовые мандалы-раскраски, а также создавать свои мандалы из камушков, каштанов, желудей, цветного песка, других природных материалов.
Процесс создания мандал помогает развивать воображение, творческие способности, мелкую моторику рук. Создание песочных мандал хорошо влияет на гиперактивных деток, улучшает концентрацию внимания, понижает общий уровень тревожности.
Главные условия применения мандал в работе с детьми:
Чтобы сотворить настоящую мандалу, важно настроиться на работу, обрести душевное равновесие, «погрузиться» в свои внутренние переживания. Лучше всего для этого использовать техники релаксации. Расскажите малышу красивую историю, например, такую:
«Сейчас мы с тобой отправимся в сказочное путешествие. Сядь или ляг поудобнее, закрой глазки, сделай глубокий вдох-выдох. А теперь представь, что ты оказался в волшебной стране. Это твое любимое место, ты здесь самый главный. Снова сделай глубокий вдох, выдох, расслабься еще больше.
Оставаясь с закрытыми глазами, «оглядись» по сторонам. Постарайся запомнить то, что видишь. Внимательно рассмотри картинки, цвета, которые тебя окружают.
Как только будешь готов, медленно открой глазки. Давай попробуем нарисовать все, что ты увидел, в этом круге».
Сложно сказать, как много времени необходимо на медитацию и само создание мандалы. Кому-то надо больше, кому-то меньше. Не торопите ребенка. Он сам покажет, что готов. Затем хорошо придумать название рисунку и подписать его.
После окончания творческой работы необходимо расспросить ребенка, что он нарисовал. Можно попросить его придумать рассказ или сказку о мандале. Такая работа очень полезна для развития межполушарных связей, совершенствования навыка высказывать свои мысли, трансформировать чувственные образы в вербальные.
Можно предложить ребенку нарисовать в круге семью, детский сад, школу, маму и т.д.
Заниматься мандалотерапией можно не только в кабинете психолога, но и дома. Самый доступный вариант – купить в магазине готовые рисунки мандал, или скачать картинки для раскрашивания в интернете. Но лучше всего нарисовать мандалу «с нуля».
Предлагаем вам простое упражнение, которое можно провести дома. Для этого возьмите тарелку и обведите ее листе А4. Заполните круг. В процессе рисования ориентируйтесь на внутренние ощущения. Позвольте руке самой вести вас к ответам. Затем заполните остальное место фигурами, линиями, образами. В выборе цветов положитесь на интуицию.
Потом придумайте название мандалы, запишите его. Рассмотрите мандалу. Какие ассоциации у вас возникают? Напишите эссе о своей мандале.
Закончив творческую работу, попробуйте расшифровать мандалу.
Можно использовать такие условные ориентиры:
Но не спешите привязываться к готовым трактовкам. Позвольте своей душе раскрыться и поведать вам важные моменты. Примите их с любовью и благодарностью. Подумайте, что можно улучшить в нынешней ситуации. Какие действия необходимо предпринять?
Само по себе осознание, без активных действий, увы, не изменит жизнь. Так что после того, как увидите картинку будущего, проживете ее мысленно, сразу же приступайте к реализации задуманного. Запланируйте конкретные шаги, и начните прямо сегодня. У вас непременно все получится. Ведь дорогу осилит идущий, правда? А творчество всегда поможет в пути. Подскажет, направит, расслабит и удивит.
Творите! И пусть в вашей жизни будет много ярких красок и вкусных образов!
Анна Кутявина,
В самом деле, есть в мандалах особое очарование. И встретить их можно всюду... И в витках розы, и в волнах моря, в снежинках, а еще в кружевных салфетках и в узорах калейдоскопа...
В завершении разговора о мандалотерапии, предлагаем вашему внимания несколько шаблонов мандал для раскрашивания. Их можно скачать, распечатать и раскрашивать в свое удовольствие. А можно просто взять за основу и нарисовать свою собственную неповторимую мандалу.
Также предлагаю посмотреть вот этот видеоролик о мандалотерапии:
Я в свое время пробовала раскрашивать готовые рисунки мандал. Мне понравилось. Этот процесс действительно расслабляет и отвлекает, настраивает на творческую умиротворяющую волну...
Скажите, а рисовали ли, или делали из каких-либо материалов мандалы вы сами? Понравился ли вам процесс? Какие вызвал эмоции? Поделитесь в комментариях!
С теплом,
НОД в средней группе БДОУ «детский сад №127» города Омска
Провела воспитатель Молодцова Ольга Николаевна
Цель: познакомить детей со сказкой С.Я. Маршака «сказка о глупом мышонке»
Задачи:
1. Познакомить детей с произведением С.Я. Маршака « сказка о глупом мышонке»
2. закрепить знания о составе числа 5, знание геометрических фигур
3. развивать мелкую моторику рук; двигательную активность; творческую фантазию; логическое мышление
4. воспитывать интерес произведением детского писателя С.Я. Маршака
Дети играют. Воспитатель возле кроватки с героями сказки: мышонок и мышка. Раздается плач малыша (дети, с интересом подходят к воспитателю).
Воспитатель:
Ребята, это плачет мышонок из сказки. Вы догадались из какой? (ответы детей).
Это сказку написал детский писатель написал С.Я. Маршак (показывает фото на компьютере), а называется она: «Сказка о глупом мышонке» .
Воспитатель начинает рассказывать детям сказку.
Пела ночью мышка в норке: спи мышонок, замолчи, дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи.
Побежала мышка мать, стала утку в няньки звать:
Приходи к нам тетя утка нашу детку покачать. «воспитатель показывает изображение утки на компьютере»
Я, ребята помогу, если вы выполните мое задание: дидактическая игра «найди похожую фигуру» (геометрические фигуры)
Дети выполняют задание
Обсуждение: какие геометрические фигуры использовали дети, на что они похожи.
Воспитатель:
Стала петь мышонку утка:
ГА-га-га, усни малютка,
После дождика в саду, червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок отвечает ей спросонок:
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать, стала жабу в няньки звать:
Приходи к нам, тетя жаба, нашу детку покачать (воспитатель показывает изображение жабы)
Здравствуйте ребята, я приду к мышонку, если вы выполните мое задание. Я очень люблю прыгать на болоте, с кочки на кочку и хочу, чтобы вы тоже попрыгали. Занимайте свои места на ковриках- кочках и выполняйте под музыку прыжки в длину.
Дети выполняют задание под музыку «Карусель»
Воспитатель: стала жаба важно квакать:
Ква-ква-ква!
Не надо плакать
Спи мышонок до утра,
Дам тебе я комара
Глупый маленький мышонок отвечает ей спросонок:
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка мать тетю лошадь в няньки звать:
Приходи к нам тетя лошадь нашу детку покачать (воспитатель показывает изображение лошади)
Хорошо, я приду, если ребята выполнят мое задание.
Дети выполняют задание с мячом, для развития мелкой моторики. У каждого ребенка в руках мяч. Дети выполняют упражнения в сопровождении со словами:
«Мячик я в руках катаю,
Мячик я в руках кручу
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу
(Дети катают мяч между ладонями вперед- назад; по кругу.)
Иго-го, поет лошадка,
Спи мышонок сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок,
Глупый маленький мышонок отвечает ей спросонок:
Нет, твой голо не хорош, очень страшно ты поешь!
Побежала мышка мать, тетю свинку в няньки звать
-Приходи к на тетя свинка нашу детку покачать.
Хорошо, сказала свинка, но тогда детям нужно будет отгадать мои загадки.
Загадки о животных:
1.Как на речку прилетает, сразу в воду залезает. «Кря» - нырнула на минутку,
Вы узнали? Это…..
2.Зернышки клюет
Яйца несет,
Слышно на всю улицу,
Как кудахчет…
3. Быстрее ветра я скачу
И копытами стучу
Садись на спинку, прокачу
4. Спереди пятачок,
сзади крючок,
по середине спинка
А на ней щетинка
5.Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
При том такая злюка
Конечно это….
6. Летом в болоте
Вы ее найдете,
Зеленая квакушка,
Но это не лягушка. Кто это?
7. Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьет,
Песенки поет
Воспитатель:
Стала свинка хрипло хрюкать, не послушного баюкать
Баю баюшки, хрю-хрю,
Успокойся говорю
Глупый маленький мышонок отвечает ей спросонок:
Побежала мышка мать
Стала щуку в няньки звать
Приходи к нам тетя щука, нашу детку покачать
Хорошо приду, если ребята выполнят мое задание
Дети выполняют задание: «состав числа 5». (конструктор-рыбки)
На столе для каждого ребенка разложены «рыбки» По 1,2,3,4. Нужно добавить столько рыбок другого цвета, чтобы получилось число 5
Объяснение детей, как получилось число 5, новая строчка, вопспитатель: -стала петь мышонку щука, не услышал он не звука,
Разивает щука рот, но не слышно, что поет
Глупый маленький мышонок отвечает ей спросонок:
Побежала мышка мать тетю клушу в няньки звать:
Приходи к нам тетя клуша нашу детку покачать
Хорошо приду, если вы со мной поиграете
Проводится игра «курочка-хохлатка»
Закудахтала насетка:
Куд-куда, не бойся, детка
Забирайся под крыло, там и сухо и тепло.
Глупый маленький мышонок отвечает ей спросонок:
Побежала мышка мать, стала кошку в няньки звать:
Приходи к нам тетя кошка нашу детку покачать
Стала петь мышонку кошка:
Мяу-мяу усни мой крошка
Мяу-мяу,ляжем спать
Мяу-мяу на кровать
Глупый маленький мышонок отвечает ей спросонок:
Очень сладко ты поешь (элементы театрализации: ребенок-кошечка уносит мышонка)
Прибежала мышка мать,
Поглядела на кровать
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать
Воспитатель: Ой, ребята, мышка плачет, почему? (ответы детей). Надо помочь мышке выручить мышонка. Ребята, а что любит кошечка?
(ответы детей)
А, вот, посмотрите, лакомство для кошечки (заготовки рыбок из бумаги), только нужно сделать их поярче, чтобы кошечке понравилось! (рисование пальчиком- гуашь)
Дети выполняют задание
Вот какие красивые и аппетитные рыбки получились, и теперь в обмен на рыбок нам нужно уговорить кошечку вернуть малыша.
Дети обсуждают выполненные работы «рыбок»
«кошечка несет мышонка на кровать, укладывает,
Воспитатель:
Ребята, вам понравилась сказка С.Я.Маршака?
Все понравилось?
А что не понравилось?
Как вел себя мышонок?
Вот посмотрите, у меня есть красивые ромашки, давайте украсим вазу: если все понравилось, возьмите веселую ромашку, если нет, то грустную, дети украшают вазу»
Ребята, мышонок уснул, а мы тихонько пойдем играть, чтобы его не разбудить.
Действующие лица:
Мышка-мать
Мышонок-сынок
Лягушата
Жеребята
Поросята
Танцы:
Лошадь и жеребята
Уточки и утят
Зал украшен с стиле норки мышки- стоит кровать, на которой лежит подушка, одеяло. Под музыку входит мышка- мать, ведет за собой мышонка, раздевает его и укладывает в кровать спать.
Ведущий:
Пела ночью мышка в норке:
Мышка:
» спи мышонок, замолчи, дам тебе я хлебной корки и огарочек свечи»
(мышка поет колыбельную » за печкую поет сверчок..«)
Мышонок:
Лучше мама не, не пищи,
Ты мне няньку поищи.
Ведущий:
Побежала мышка мать тетю Лягушку в гости звать.
Мышка:
Приходи к нам тетя Лягушка, нашу детку покачать
Ведущий:
А мама Лягушка -то не одна, а вмести со своими лягушатами
1-лягушонок
Мы лягушки -квакушки,
Мы зеленые подружки.
Мы лягушки -невелички,
Мы веселые сестрички.
Мы уже не головастики,
Мы лягушечки глазастеньки.
(исполняется песня: » У берега речушки»)
Лягушка:
Хорошо, ква-ква, приду!
(лягушка идет за мышкой к кроватке, накрывает мышонка)
Ведущий:
Стала Лягушка важно квакать.
Лягушка:
Ква - ква- ква- не надо плакать,
Спи мышонок, до утра-
Дам тебе я комара
(лягушка исполняет песню: » спят усталые игрушки)
Очень грустно ты поешь.
(болтает ногами, перевернувшись на спину, прячется под кровать. Лягушка квакает и уходит)
Ведущий:
Побежала мышка-мать тетю Лошадь в гости звать.
(танец Лошади и жеребят)
Мышка:
Здравствуйте жеребята!
Жеребята:
Иго-го,иго-го!
Лошадь:
Цок, цок, цок; цок, цок, цок;
Я лошадка серый бок
Я копытцем постучу,
Если хочешь -прокачу!
Мышка:
Приходи к нам, тетя Лошадь, нашу детку покачать.
Лошадь:
Хорошо, цок, цок, приду.
(лошадка идет за мышкой к кроватке, вытаскивает мышонка из под кроватки- укладывает)
Лошадь:
Иго-го-го-го!
Поет лошадка
Лошадь:
Спи, мышонок, сладко, сладко
Повернись на правый бок-
Дам тебе овса мешок
(песня: » Спи, моя, радость усни )
Очень страшно ты поешь!
(переворачивается ногами на подушку)
Лошадь - мышке, обиженно
Цок, цок, цок…
Ведущий
Побежала мышка- мать,
Тетю Хрюшку в гости звать.
(мышка убегает, вносят лавочки, вбегают поросята, усаживаются, поют песню)
Песня поросят:
Ты свинья и я свинья-
Все мы братцы свиньи.
Нынче дали нам друзья,
Целый таз ботвинки.
Мы по лавочкам сидим,
Из лоханочек едим:
Ай, люли, ай, люли,
Из лоханочек едим!
2. Ешьте, чавкайте дружней,
Братцы поросята.
Мы похожи на свиней,
Хоть еще ребята
Наши хвостики крючком,
Наши рыльца пятачком.
Ай, люли, ай, люли,
Наши рыльца пятачком.
3 .Вот несут ведерко нам,
Полное баланды.
Поросята! По местам,
Слушайте команду!
В пойло раньше стариков
Пятачком не лезьте.
Тут десяток пятачков,
Сколько будет вместе?
Ай, люли, ай, люли
Две с половиной вместе
Поросята:
1.Зря про нас говорят,
Что мы грязные,
Среди нас поросята есть разные.
2. Умные и глупые,
Тихи и шумные.
Разные бывают поросята.
3. Один чище быть старается
В луже каждой - другой искупается
4. Есть жадные и скверные,
Разные бывают поросята.
Вбегает мышка:
Здравствуйте, поросята!
Поросята: Хрю-хрю-хрю
Мышка
Приходи к нам тетя хрюшка, нашу детку покачать
Хрюшка
Хорошо, хрю-хрю, приду!
(подходит к кроватке, укладывает мышонка)
Ведущий:
Стала свинка громко хрюкать,
Непослушного баюкать
Хрюшка :
Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю,успокойся говорю
(песня Хрюшки: » Шелестят по мостовой» сама засыпает, мышонок скачет по кроватке, хрюшка просыпается, обиженно хрюкает и уходит)
Ведущий-
Побежала мышка- мать тетю Утку в гости звать
(Танец Утят)
Мышка:
Приходи к нам тетя Утка,
Нашу детку покачать
Утка
Хорошо, кря-кря, приду;
(укладывает мышонка спать)
Ведущий
Стала петь мышонку Утка
Утка:-
Кря-кря-кря,
Усни, малютка.
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Мышонок
Фу, не люблю червяков!
(песня Утки » Колыбельная» сборник » учите детей петь» стр. 84)
Очень страшно ты поешь.
(Утка крякает, уходит. Мышонок пролазит под кровать!
» Танец котят»
(входит кот Василий с шариком, играют с кошкой)
Мышка:
Здравствуй тетя Кошка!
Кошка:
МУР, МУР,МУР!
Мышка
Здравствуй, кот Василий!
Кот Василий
Здравствуй, Мышка!
Я старый кот,
Век в дворниках служу,
Дом хозяйский сторожу,
Подметаю дорожки
Перед домом Кошки.
Мышка
Приходи к нам тетя Кошка,
Нашу детку покачать
Кошка:
Хорошо, МУР - МУР, приду.
(подходит к кроватке, усаживается, гладит мышонка)
Ведущий:
Стала петь мышонку Кошка.
Кошка:
Мяу-мяу, ляжем спасть,
Мяу- мяу, на кровать
(Песня Кошки » Колыбельная Медведицы»)
Сладко, сладко ты поешь.
Кошка
Ты меня не бойся крошка,
Поиграй со мной немножко,
Поиграем час, другой
(выводит мышонка на середину зала)
Ведущий:
Завязала Кошка глазки,
Но глядит из- под повязки,
Даст мышонку отбежать
И опять мышонка - хвать
(сцена догонялок)
Кошке смех,
Мышонку-горе,
Но нашел он щель в заборе (убегает, прячется),
Сам не знает как пролез,
(кошка ищет, убегает)
Был мышонок, да исчез!
(мышонок выбегает, от радости прыгает)
Ведущий:
То-то рада мышка - мать
Ну, мышонка обнимать
(обнимает, садит на кровать, ругает)
А сестренки и братишки
С ним играют в мышки, мышки
(танец мышат)
Лучше мамы не найдешь! (вмести)
(исполняется песня: » самая хорошая….«,
» У каждого есть мамочка своя..»)
Наталья Азерьер
Инсценировка сказки С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке»
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Хочу предложить коллегам из опыта работы свою версию инсценировки сказки С . Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке » .
В текст сказки я вставила музыкальные номера на основе хорошо знакомых детям песен, но с новым авторским текстом, соответствующим героям.
Дети легко освоили материал, и получилось очень интересно.
МЫШКА : Спи, мышонок , замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Мышка поёт : «КОЛЫБЕЛЬНАЯ» из сказки «Котята-поварята» муз. Тиличеевой
Баю-баю-баю-бай,
Спи, мышонок , засыпай.
Ты ложись в кроватку,
Спи, мышонок , сладко.
Баю-баю-баю-бай,
Лучше, мама, не пищи.
Стала утку в няньки звать.
МЫШКА : Приходи к нам тётя Утка,
Нашу детку покачать.
(появляется Утка, идет, поёт)
ПЕСНЯ УТКИ (муз. Соснина «Уточки» )
Поёт УТКА : Я уточка, я уточка,
Я топаю по улочке.
Иду качать мышонка я
Про это песенка моя.
Кря-кря-кря, кря-кря-кря,
Ты не бегай мышка зря.
Лучше няньки не сыскать,
УТКА : Га-га-га, усни, малютка,
После дождика в саду
Отвечает ей спросонок :
Стала жабу в няньки звать :
МЫШКА : Приходи к нам, тётя Жаба,
Нашу детку покачать.
Песня ЖАБЫ (муз. Филиппенко «Про лягушек и комара» )
Поёт ХОР : Тётю Жабу Мышка –мать
К сыну пригласила,
Колыбельку покачать,
Песню спеть просила.
Поёт ЖАБА : Громко квакать до утра
Буду над кроваткой,
Спать уже давно пора,
Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок , до утра,
Отвечает ей спросонок :
Тётю Лошадь в гости звать :
МЫШКА : Приходи к нам тётя Лошадь
Нашу детку покачать!
Песня ЛОШАДИ (муз. Кишко «Игра с лошадкой» )
Поёт ЛОШАДЬ : Накорми-ка, Мышка,
Ты меня травою,
Напои-ка, Мышка.
Чистою водою.
А потом поеду
К твоему сыночку,
Люльку покачаю,
Будет спать всю ночку.
ЛОШАДЬ : Спи, Мышонок , сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Отвечает ей спросонок :
Тётю Свинку в гости звать :
МЫШКА : Приходи к нам, тётя Свинка,
Нашу детку покачать!
Песенка СВИНЬИ (английская нар. пес «Три поросёнка» )
Поёт СВИНКА : Вам сумею я помочь,
Я помочь, я помочь.
Буду хрюкать я всю ночь,
Я всю ночь, да!
Будет ваш Мышонок спать ,
Будет спать, будет спать.
Эй, ложись скорей в кровать,
Ну-ка, марш в кровать !
Непослушного баюкать :
СВИНКА : Баю-баюшки, хрю-хрю,
Отвечает ей спросонок :
«Надо Курицу позвать!»
МЫШКА : Приходи к нам, тётя Клуша,
Нашу детку покачать!
Песня КУРИЦЫ (муз. Филиппенко «Цыплята» )
Поёт ХОР : Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
Но пришла к ней Мышка :
«Всё не спит сынишка!»
Поёт КУРИЦА : Ко-ко,ко-ко,ко-ко,ко,
До рассвета далеко.
Дай тебя укрою,
КУРИЦА : Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло.
Отвечает ей спросонок :
Стала Щуку в гости звать :
МЫШКА : Приходи к нам, тётя Щука
Нашу детку покачать!
Песенка ЩУКИ (муз. Тиличеевой «Колыбельная» - без слов)
Не услышал он ни звука :
Разевает Щука рот,
А не слышно, что поёт…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок :
Стала Кошку в няньки звать :
МЫШКА : Приходи к нам, тётя Кошка,
КОШКА : Мяу-мяу, спи мой крошка,
Мяу-мяу, ляжем спать
Отвечает ей спросонок :
Очень сладко ты поёшь!
Песня о КОШКЕ (муз. Витлина «Серенькая кошечка» )
Поёт ХОР : Серенькая кошечка
Прыгнула в окошечко,
Спела песню мышке-
Поглядела на кровать.
Ищет глупого мышонка ,
А мышонка не видать…
Выходят ВСЕ герои сказки :
…С Кошкой он пошел играть!
ИГРА «КОШКИ-МЫШКИ» (Все участники постановки и дети группы)
Мы вольно интерпретировали конец сказки , так как дети категорически отказались верить в несчастливый конец.