Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Садовские. Значение садовский пров михайлович в краткой биографической энциклопедии

Садовские. Значение садовский пров михайлович в краткой биографической энциклопедии

Даровитейший артист московской драматической труппы, род. 11 окт. 1818 г. в г. Ливнах Орловской губ., где, отец его, рязанский мещанин, служил в то время по откупу. Родовая фамилия его, судя по некоторым данным, была Ермилов: так, по крайней мере, Пров Михайлович назван в консисторском метрическом свидетельстве, хотя в паспорте рязанской думы и в увольнительном от общества свидетельстве артист именуется просто Михайловым. Девятилетним мальчиком С. лишился отца, оставшись на попечении матери и ее двоюродного брата Кашеварова; тяжелая участь сиротства, на которую С. был обречен с столь раннего возраста, и неразлучные с этим положением невзгоды и лишения сообщили натуре С. тот крепкий закал, который оказал незаменимую помощь в первый, самый трудный, период его артистической деятельности. При матери С. оставался недолго; его взял к себе в скором времени родной дядя (по отцу) Григорий Васильевич Ермилов (по сцене Садовский), бывший актером в тульском театре и считавшийся одним из лучших талантов своей труппы. Таким образом уже с детства завязывается у С. тесная связь и непосредственное знакомство с той средой, славным представителем которой он сделался впоследствии. Находясь неотлучно при дяде, С. переписывал для него роли и всматривался во все подробности театрального дела; по мнению некоторых, С. немалым обязан этому первому своему руководителю в области сценического искусства, давшему правильное направление пробуждавшимся способностям мальчика. По смерти Григория Васильевича, С. взял к себе другой дядя - Дмитрий Васильевич, тоже актер; он отдал племянника учиться рисованию, но, по-видимому, кое-что делал в смысле развития у С. и драматического искусства. В 1832 г. в Туле формировал труппу провинциальный антрепренер Турчанинов, пригласивший к себе и С., очевидно, только для пополнения комплекта; и вот, четырнадцатилетним мальчиком С. впервые выступил на подмостках театра, исполняя роль Сезара в водевиле "Ватель, или Потомок великого человека". Первый период (с 1832 по 1839 г.) сценической деятельности С. в необеспеченном положении провинциального артиста прошел в беспрерывных скитаниях из одного города в другой; и только непреклонная любовь к искусству и привычка к лишениям спасли С. от нравственной гибели среди непрерывной цепи испытаний, составлявших в то время обычный удел труженика провинциальной сцены. Весь первый год С. служил у Турчанинова бесплатно и лишь к концу года антрепренер раскошелился, выдав начинающему труженику один рубль в виде награды. Понятно, при таких условиях С. находил невыгодным продолжать службу у Турчанинова и решил искать другого места. Отправившись в Рязань, С. поступил в труппу Шилкина и Вертовского; в скором времени труппа переселилась в Елец, и этот переезд повлиял гибельным образом на ее материальное положение. В Ельце тогда играла уже труппа Вышеславцева, и в скором времени артисты обеих трупп очутились в том положении, которое близко граничит с нищетою. С. в то время пришлось вспомнить свои уроки рисования и взяться за кисть; он стал рисовать декорации для театра и этим заработком хоть отчасти ослабил кризис того безвыходного положения, в котором ему пришлось очутиться. Поняв бесплодность конкуренции, обе труппы решили соединиться в одну и переехали в Лебедянь, где тогда была ярмарка, но дела от этого не улучшились, так что соединенная труппа поспешила возвратиться в Елец. Но и здесь сборы продолжали уменьшаться, так что даже С., который был одним из видных участников труппы, весьма часто приходилось питаться сухим хлебом. В таком бедственном положении весьма кстати подоспел на помощь С. его дядя Дмитрий Васильевич, случайно посетивший Елец и взявший с собой племянника в Воронеж. Здесь С. поступил в труппу Вышеславцева, который воспользовался крайним положением С. и положил ему очень небольшое вознаграждение. Поэтому через год С. перекочевал в Тамбов и поступил к антрепренеру Пивато: с труппой его посещал и другие города. Довольно продолжительное время (полтора года) Садовский играл в Казани в труппе Соколова. Здесь между прочим увидел его знаменитый Щепкин (в 1838 г.); он сразу оценил недюжинный таланта молодого артиста, обласкал его и даже поручил ему исполнить роль в своем бенефисном спектакле. Советы и указания Щепкина имели немаловажное влияние на развитие дарования С. Хотя материальные условия службы за все указанное время для С. были крайне невыгодны, но он не падал духом, расширял свой репертуар, прилежно изучая и обрабатывая новые роли. Случайно побывав в Москве, С. познакомился с тогдашним любимцем публики В. Н. Живокини, и это знакомство оказало решительное влияние на склад и направление таланта С.: знаменитый комик московской труппы как бы вдохнул в юношу настроение к комизму и то искусство в передаче комических ролей, которым прославил свое имя С. После посещения Москвы С. возвратился в труппу Вышеславцева и играл в Белеве и Воронеже, а затем уехал в Рязань и поступил в труппу Азбукина. Тяжелая болезнь, постигшая С. в Рязани, на лечение которой он израсходовал все свои скромные сбережения, на время прервала его скитальчество. По выздоровлении он уехал в Тулу в труппу того же Азбукина, с которой играл в Туле и Зарайске. К тому времени за С. утвердилась уже прочная репутация талантливого и трудолюбивого актера и положение его начало изменяться к лучшему: в труппе Азбукина он был первым лицом, исполнял должность режиссера и им дорожили настолько, что Азбукин связал его неустойкой в 500 р. на случай, если бы С. вздумал разорвать с его труппой. И эта предусмотрительность была не лишней: в то время к С. то и дело поступали более выгодные предложения от других провинциальных антрепренеров, но С. принужден был отвечать отказом.

Между тем постепенно под влиянием общих восторженных отзывов об его игре у С. начинает созревать намерение покончить с необеспеченным и подверженным разным случайностям положением провинциального артиста и искать более прочной почвы. Еще в первый приезд в Москву Живокини советовал С. дебютировать на казенной сцене, но скромный юноша, привыкший всячески смиряться в угнетенном положении работника провинциальной сцены, не рассчитывал на свои силы и ограничился тем, что усердно посещал театр в качестве зрителя и, конечно, внимательного ученика. Провинциальные успехи ободрили С., внушили ему больше доверия к своим силам. И вот в 1839 г. С. не без риска решается порвать связи с провинциальной сценой. Воспользовавшись отсутствием Азбукина, уехавшего в Орел для пополнения труппы, С. отправился в Москву с намерением добиться дебюта на императорской сцене. Дело уладилось легко благодаря участию Живокини, познакомившего С. с инспектором репертуарной части А. Н. Верстовским, и Щепкина, отрекомендовавшего С. начальству с самой лучшей стороны. В скором времени С. дан был дебют, причем он исполнил роль Жана Бижу в водевиле "Любовное зелье или Цирюльник-стихотворец"; дебютант был принят в состав труппы "артистом 3 разряда" с жалованьем по 800 р. асс. в год. Любопытно, что дебют С. был не из удачных; по крайней мере тогдашняя пресса отозвалась о дебютанте крайне сухо и пренебрежительно; так, "Репертуар" (1839 г. № 2) дал следующий отзыв: дебютант принадлежит "к числу таких артистов, от которых театр не выиграет ничего, и о которых нельзя сказать ни худого, ни хорошего; С. при старании, при любви к искусству для второстепенных и третьестепенных комических ролей может быть полезным артистом".

Хотя поступление на московскую сцену составило очень заметную грань, как в личной жизни, так и в развитии сценического дарования С., однако справедливость требует сказать, что талант знаменитого комика не сразу развернулся во всю ширь и мощь. Дело в том, что С., как новичку, часто поручались роли бледные, мелкие, не дававшие простора для проявления артистических сил. С. нередко и сам жаловался на это невнимание к себе и в задушевном разговоре с С. П. Соловьевым высказывался так: "работать хочется, а работы нет. Хороши роли я играю: здравствуйте, прощайте". У С. являлась даже мысль бросить казенный театр и опять уехать в провинцию, где он надеялся, по крайней мере, пользоваться правом самостоятельного выбора ролей. Вообще в 1839-1842 гг. на долю С. приходились большею частью незначительные роли, более же благодарные и выигрышные расхватывались старейшими по службе артистами. Лишь изредка и С. удавалось получать роль более значительную, и тогда он создавал яркий тип. Так, когда С. сыграл роль Пустославцева в водевиле "Лев Гурыч Синичкин", критика единогласно назвала эту игру созданием; то же можно сказать об исполнении роли Петухова в водевиле Соловьева "Что имеем - не храним" и роли шута в "Короле Лире". В 1843 г. С. сыграл роль Подколесина в "Женитьбе" Гоголя и передал эту роль так ярко и правдиво, что рецензенты назвали эту игру художественным творчеством. Известная сцена молчания вслед за предложением Подколесина обнаружила в С. высокий мимический талант, и эта сцена в передаче его всегда вызывала восторг зрителей. Хотя гоголевские роли составляли любимую стихию С., надобно сказать, что не все они выходили у него одинаково удачно. Так, напр., роль Осипа в "Ревизоре" С. исполнял с тем художественным совершенством, какое дается лишь первоклассным артистам, и восхищенный его игрой А. Григорьев писал: "совершенно спокойное, правдивое до совершенства воспроизведение личности со всеми тончайшими психологическими чертами и во всей соответствующей этим чертам внешности - вот игра Садовского" ("Москвитян.", 1852 г., № 8). Роль же городничего в той же пьесе почему-то не удалась С.; его городничий вышел сухим резонером, скучным флегматиком, все живое и эффектное исчезло в передаче С. В свое время театральная критика искала причин этой неудачи в нежелании С. следовать тому облику, который придал этой роли общепризнанный создатель ее Щепкин; но, кажется, настоящая причина лежит в том, что эта роль просто не подходила к артистическому темпераменту С. Следует также отметить, что С. совершенно не удались роли из "Горе от ума", которые он исполнял (Фамусова и Скалозуба). В общем репертуар конца 40-х и начала 50-х годов давал С. немного: со смертью Мочалова Шекспир был снят с репертуара, в комедиях же Мольера все главные роли поручались Щепкину. Пятидесятые и начало шестидесятых годов являются кульминационным пунктом в артистической деятельности С., эпохой расцвета его таланта. Появление комедий Островского внесло широкую струю свежего воздуха в театральную атмосферу, а для таланта С. послужило могучим толчком к дальнейшему совершенствованию и развитию во всей красе. Хорошо изучивший провинциальный быт и повседневные характеры захолустья во время своих скитаний по провинциальным сценам, С. нашел в репертуаре Островского богатейший материал как раз из той области, которая была ему так близко знакома; природная наблюдательность артиста помогла ему придать полную жизненность исполняемым ролям, а громадный талант и артистическая опытность содействовали тому, что С. не переигрывал, а соблюдал меру художественности. В этом кроется, по объяснению современников, секрет того громадного успеха, какой имел всегда С. в комедиях Островского: для восхищенного зрителя получалась иллюзия, что перед ним живое лицо - иллюзия, являющаяся венцом артистического творчества.

Комедию "Свои люди - сочтемся", появившуюся в рукописи в конце 1849 г., С. еще до разрешения ее на сцене читал в интеллигентных кружках Москвы. В январе 1853 г. С. начал свой цикл бытовых ролей исполнением роли Русанова в комедии "Не в свои сани не садись", в следующем году создал роль Любима Торцова в комедии "Бедность не порок", которая, между прочим, и посвящена ему автором. С тех пор он делается необходимым участником при постановке комедий Островского. Художественное воспроизведение типов послужило поводом к знакомству артиста с Островским, которое впоследствии перешло в сердечную дружбу, и некоторые не без основания ставят вопрос о взаимном благотворном влиянии друг на друга артиста и писателя. С. был также дружественно принят в кружке "Москвитянина", хотя руководство этого последнего имело скорее отрицательные результаты в деятельности артиста.

В 1863 г., уступая настояниям своих поклонников, С. приехал на гастроли в С.-Петербург. Как и следовало ожидать, ему был оказан здесь восторженный прием, а рецензенты наперерыв рассыпались в похвалах игре артиста. Для примера приведем выдержку из статьи критика "Библиотеки для Чтения" (1863 г., апрель). О роли Подхалюзина критик говорит так: "пред вами стоял человек, в котором дикция, приемы, мимика сливались в такое целое, откуда ничего нельзя выкинуть, чтобы не расстроить общей гармонии. Он ни разу не сказал вам своей игрой: "посмотрите, как у меня это выходит". Тут наслаждался всякий желающий насладиться зрелищем самой жизни, доведенной творчеством художника до осязательности, до прозрачности. Когда смотришь на такую игру, то скорее начнешь рассуждать по поводу лица, воспроизводимого артистом, а сама игра уже с первых минут так ярко обличает свою правду, что она перестает быть игрой, а всецело сливается с жизнью". Не менее сильное впечатление производил С. и в роли Подколесина: "вся апатическая, обломовская сторона русского человека, все жалкое, колеблющееся и призрачное в нашей раскисшей жизни, все это живьем представляет нам великий художник, воспроизводя глубоко комическое лицо гоголевского мира. Сцена Подколесина с невестой была чудом мимики; в промежутках между словами, произносимыми Подколесиным, С. вставлял целый мимический разговор, полный такого заразительного комизма, что нельзя было смотреть на все оттенки лица несчастного Ивана Кузьмича, не разражаясь гомерическим смехом".

К концу 60-х гг. в деятельности С. начинают проскальзывать черты некоторой утомленности и как бы небрежности; публика очень часто замечала, что С. появлялся на сцене без твердого знания роли. Биографы С. объясняют эту черту не упадком таланта, а тою особенностью дарования артиста, в силу которой он чувствовал наибольшее призвание к ролям, так сказать, стоячим, не развивающимся в действии, а остающимся неизменными, сохраняющими определенную и раз навсегда данную окраску во время всего хода пьесы. Разработавши такую роль, С. давал яркий тип, но отвык создавать резкую перемену настроения на сцене, а в зависимости от этого отчасти отвык и работать.

Переходя к общему анализу дарования С., следует прежде всего сказать, что это был комический талант, так сказать, чистой воды. Ни одна роль драматического оттенка не удалась С. Поставивши в 1851 г. в свой бенефис (по совету друзей из "Москвитянина") короля Лира и сыгравши заглавную роль, С. потерпел полное фиаско, которого не могли не признать самые страстные поклонники его таланта; и впоследствии С. не только ни разу не повторял этой роли, но даже, по словам П. Каратыгина, "сам смеялся над своей трагикомической выходкой" (Русская Старина, 1879 г., XXIV). Равным образом совершенно бледной в передаче С. вышла роль Анании ("Горькая судьбина" Писемского). Зато комические и бытовые роли передаваемы были С. с неподражаемым совершенством, о чем в одинаково восторженном тоне пишут современники артиста, очевидцы его замечательной игры. Театральные обозрения тогдашних периодических изданий представляют чуть ли не сплошной панегирик игре С., а один из биографов С., суммируя типические черты его искусства, говорит так: "достоинство его игры состоит в необыкновенной простоте, естественности и спокойствии; никогда он не гонится за эффектами и, несмотря на обыкновенно приветливый прием публики, не позволяет себе быть угодником толпы; обдуманность ролей и правда, до которой достигает только внутреннее созерцание души актера - настоящие двигатели таланта Садовского на сцене. Всмотритесь пристально в его физиономию, какая мимика и как выражаются в его лице страсти. Голос его ясен, чист, произношение верное и каждое хоть и просто сказанное им слово выдается рельефно и в патетической ситуации глубоко западает в душу зрителя. Разнообразие, с которым он исполняет свои роли, доведено у него до высочайшей степени совершенства" (статья Арапова в "Сыне Отечества", 1857 г., № 24).

Репертуар С. был очень обширен. Главный контингент ролей давали ему произведения русских авторов, преимущественно Островского. Вот перечень главнейших ролей: Подхалюзин и Большов ("Свои люди - сочтемся"), Смуров ("Утро молодого человека"), Беневоленский ("Бедная невеста"), Любим Торцов ("Бедность не порок"), Пузатов ("Картина семейного счастья"), Петр Ильич ("Не так живи, как хочется"), Брусков ("В чужом пиру похмелье"), Юсов ("Доходное место"), Густомесов ("Старый друг лучше новых двух"), Потапыч ("Воспитанница"), Дикой ("Гроза"), Брусков ("Тяжелые дни"), Краснов ("Грех да беда"), Хрюков ("Шутники"), Шалыгин ("Воевода"), Боровцов ("Пучина"), Бессудный ("На бойком месте"), Куроедов ("Горячее сердце"), Восьмибратов ("Лес"), Ахов ("Не все коту масленица") и др. - Островского; Иванов ("Нахлебник" - Тургенева); Победимский ("Мишура" - Потехина); Расплюев ("Свадьба Кречинского" - Сухово-Кобылина); из других авторов, кроме Гоголя и Грибоедова, назовем: Владыкина ("Омут", "Тесть в беде", "Образованность"), Чаева ("Сват Фадеич" и "Свекровь"), Боборыкина ("Однодворец" и "Большие хоромы"). Из иностранных пьес С. особенно выделялся в роли Баптисты ("Укрощение строптивой") и Сганареля ("Мнимый рогоносец"). Замечательно, что С. довольно упорно отказывался от ролей классического репертуара, но если ему случалось брать такую роль, то, по выражению одного из биографов, "этот самородок, этот кремень, ударяясь о крепкое огниво Шекспировской или Кальдероновской роли, давал бездну блестящих ярких, дорогих искр" (Родиславский, "Русский Вестник", 1872, июль). Кроме игры на сцене, С. славился искусством с необыкновенным юмором рассказывать небольшие бытовые сценки, создаваемые им экспромтом. Это искусство в свое время широко эксплуатировалось в Москве и благодаря ему, С. был желанным гостем во многих даже аристократических домах Москвы; между прочим маститый герой А. П. Ермолов с особенным наслаждением слушал мастерские рассказы С. и питал к артисту очень дружеское чувство, памятником которого являются записочки, напечатанные в "Русском Архиве", 1873 г., № 2. Таковы рассказы: о Наполеондере І, покорившем под свой ноготок всю Европию и городов несметное число; о русском купце, ходившем с супружницей смотреть Мочалова в театр; о Лудвиге Филиппыче; о том, как император Александр Павлович, по совету англичанина, отправил Наполеона на такой остров, где нет ни земли, ни воды и т. п. Один рассказ-импровизация записан был Огаревым и впоследствии напечатан в "Русском Архиве" за 1873 г. ("О французской революции 1848 г.").

Материальное положение С. со времени перехода в Москву изменялось к лучшему с весьма медленною постепенностью, особенно на первых порах. Поступивши на оклад 800 руб. асс., С. в 1840 г. был переименован "артистом 2-го разряда" с окладом 343 руб. ceр.; 9 мая 1841 г. был повышен в звание "артиста 1-го разряда" на оклад 485 руб. сер. В 1842 г. получил прибавку до 528 руб. сер., с 1843 г. стал получать 600 руб. сер. В 1844 г. получил оклад 700 руб. сер. и бенефис. Затем получал бенефисы ежегодно. В 1851 г. получил оклад 800 руб. сер., с 1853 г., кроме оклада, стал получать 3 руб. поспектакльной платы, с 1855 г. - по 7 руб. той же платы, в 1858 г. получил высший размер жалованья - 1143 руб. сер.; с 1859 г. стал получать пенсию в таком же размере; в 1861 г. получал по 35 руб. поспектакльной платы; с 1864 г. получал: жалованья - 1143 руб., гардеробных - 1257 руб., по 45 руб. поспектакльной платы и бенефис. 11-го декабря 1862 г. в виде награды был возведен в звание потомственного почетного гражданина. В 1844 г. С. женился на Елизавете Леонтьевне Кузнецовой; имел единственного сына Михаила (род. 1847 г.), который тоже играл на московской сцене.

О личных качествах С. в воспоминаниях знавших его встречаем самый теплый отзыв. Это был человек добрый и отзывчивый; благородство души и нравственная порядочность внушали невольную симпатию к нему. Правда, он был очень туг к сближению с людьми, но эта черта была следствием не дурных качеств натуры, а выработалась неблагоприятными условиями его жизни. Выдающейся особенностью его характера была постоянная сосредоточенность и замкнутость, переходившая в несообщительность; всегда молчаливый и задумчивый, С. не переступал границ официального знакомства по отношению к большинству товарищей по сцене. Эти качества между прочим охарактеризованы метким стихом Щербины ("молчит многодумно Садовский") в стихотворной характеристике кружка "Москвитянина", Характер С. сложился в таком направлении в зависимости от условий кочевой его жизни на провинциальных сценах. Среда провинциальных актеров была очень невысока в своем умственном и нравственном уровне. На московской сцене С. продолжал держать себя таким же молчальником. Здесь, впрочем, он нашел и людей по душе, и тесная дружба с ними лучше всего показывает, что не черствость и равнодушие были причиною, почему С. старался чаще "прятаться в свою улитку". С. умер 16 июля 1872 г. на своей даче близ Москвы.

В. Родиславлев, "П. М. Садовский" ("Материалы для биографии") в "Русском Вестнике", 1872 г., т. 100, июль. - Соловьев С. П., "Воспоминание о П. М. Садовском" ("Русский Архив", 1873 г., № 2). - Арапов, "Биографический очерк московского артиста Имп. театров П. М. Садовского" ("Сын Отечества", 1857 г., № 24). - В. Межевич, "Современные русские актеры", № 1. П. М. Садовский ("Пантеон", 1843 г., кн. 8). - Федин, "Народный драматический писатель и народный актер - А. П. Островский и П. М. Садовский" ("Грамотей", 1875 г., № 2). - Оценка Аверкиева в "Московских Ведомостях", 1872 г., № 183. - Живые отзывы, например "Русская сцена", 1864 г., № 1, в статье "Московская сцена". - Немало писал о Садовском Ап. Григорьев. - Некрологи напечатаны в газетах: "Новости", 1872 г., №№ 172 и 174, "Русские Ведомости", 1872 г., № 161 и др.

{Половцов}

Садовский, Пров Михайлович

(собственно Ермилов) - знаменитый русский актер; род. в г. Ливнах 10 октября 1818 г., рано остался на попечении своих дядей по матери, Григория и Дмитрия Садовских, известных провинциальных актеров, фамилию которых и принял. Дебютировал четырнадцати лет в Туле, играл в разных провинциальных городах, в 1838 г. приехал в Москву и скоро был принят на сцену Императорских театров, с которой не сходил до самой смерти в июле 1872 г. Известность его постепенно увеличивалась с 1853 г., когда он исполнил роль Русакова в ком. "Не в свои сани не садись". Островский вообще нашел в С. гениального исполнителя; в ролях Любима Торцева ("Бедность не порок"), Подхалюзина ("Свои люди - сочтемся"), Беневоленского ("Бедная невеста"), Тита Титыча ("Тяжелые дни") и др. он достиг высшего совершенства. Удивительно хорош был С. и в пьесах Гоголя (Осип и городничий в "Ревизоре", Подколесин в "Женитьбе", Замухрышкин в "Игроках"). Такого Расплюева, каким явился он в "Свадьбе Кречинского", никогда не видела потом русская сцена. Из иностранного классического репертуара ему всего больше удавался Мольер ("Жорж Данден", "Лекарь поневоле", "Мещанин во дворянстве" и др.). С. можно назвать представителем высокохудожественного реализма; смех, который он вызывал в зрителях своею читкою и мимикой, своим тончайшим оттенением не только существенных, но и второстепенных черт исполняемой роли, иногда даже одним своим появлением на сцене - был тот, если можно так выразиться, художественный смех, которым мы смеемся при чтении Гоголя, Островского, Мольера и в котором часто (как напр. при исполнении С. роли Любима Торцова) слышится истинный трагизм. - Хорошая статья о С. написана В. Родиславским ("Русский вестник", 1872 г., кн. 7); много интересного о С. в воспоминаниях Д. А. Карабчевского, в ("Русс. мысли" 1890-х гг.).

{Брокгауз}

Садовский, Пров Михайлович

знаменитый актер моск. театр.; род. 10 янв. 1818, в г. Ливнах, † 16 июля 1872 г. в Москве.

{Половцов}

Садо вский, Пров Михайлович

Род. 1874, ум. 1947. Актер, представитель известной театральной династии Садовских. Играл на сцене Малого театра (с 1895 г.). Роли: Фамусов ("Горе от ума"), Кошкин ("Любовь Яровая") и др. Народный артист СССР (1937), лауреат Государственной премии СССР (1943).

  • - рус. ветеринарный врач. Проф. Харьков. ветеринарного ин-та. В 1904-07 - дир. Варшав. ветеринарного ин-та, в 1907-11 - зав. ветеринарно-бактериологич...
  • - даровитейший артист московской драматической труппы, род. 11 окт. 1818 г. в г. Ливнах Орловской губ., где, отец его, рязанский мещанин, служил в то время по откупу...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - ЮАР. Возникла в середине XVII в. как Капская колония, ныне Капская прав. ЮАР. Название по первоначальному расположению на мысе Доброй Надежды, он же просто Мыс, нидерл...

    Географическая энциклопедия

  • - беллетрист, сотр. "Сына Отеч."...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - штаб-лекарь 1822 г.; † в начале 1850 годов в Херсонской губ....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - прусская провинция, занимающая по пространству третье, по народонаселению - пятое место среди других провинций Прусского королевства...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - одна из вновь организованных пров. Канады в Брит. Сев. Америке, между 49° -53° с. ш. и 90° -101° з. д.; с Ю граничит с Соед. Штатами. Простр. 167463 кв. км, с населением в 152506 чел. ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - имя святых православной церкви: 1) св. мученик, родом из Памфилии; за исповедание Христа подвергся в 304 г. разнообразным истязаниям и был брошен на растерзание зверям...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - знаменитый русский актер, род. в г. Ливнах 10 октября 1818 г., рано остался на попечении своих дядей по матери, Григория и Дмитрия Садовских, известных провинциальных актеров, фамилию которых и принял...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - провинция острова Сицилия, в зап. его части, с В граничит провинциями Палермо и Джирдженти, с З, С и Ю Средиземным морем. Пространство 2457 кв. км; жителей 374997...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - русский ветеринарный анатом, хирург, эпизоотолог; профессор. В 1879 окончил Харьковский ветеринарный институт...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ПРОВ Египтянин - христианский мученик, пострадавший в гонение императора Максимина. Память в Православной церкви 19 декабря...
  • - российский актер, с 1832 в провинциальных театрах, с 1839 в Малом театре. Творчество актера способствовало утверждению на сцене пьес А. Н. Островского...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский актер, народный артист СССР, сын Михаила Прововича и Ольги Осиповны Садовских, с 1895 в Малом театре. Среди ролей: Кошкин, Фамусов. Государственная премия СССР...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ПРОВ à l"épreuve В е, т. е. по опыту. АК 10 178...

    Исторический словарь галлицизмов русского языка

"Садовский, Пров Михайлович" в книгах

[М. П. Садовский]

Из книги Константин Коровин вспоминает… автора Коровин Константин Алексеевич

[М. П. Садовский] УтенокМосква. Уж ноябрь месяц. Скучно. Облетели все сады. Короче день. Открылись театры. Едут в пролетках дамы, туго обвязанные капорами. Едут в театр.Сижу я у себя на Мясницкой улице, рисую костюмы для оперы «Садко» и к балету «Спящая красавица». Вижу

БОРИС САДОВСКОЙ (САДОВСКИЙ)

Из книги Воспоминания о Максимилиане Волошине автора Волошин Максимилиан Александрович

БОРИС САДОВСКОЙ (САДОВСКИЙ) Борис Александрович Садовский (псевдоним - Садовской, 1881-1952) поэт, прозаик, критик. Его воспоминания приводятся как яркий образец отношения к Волошину людей, далеких от понимания его личности, многих и многих "мещан духа". Текст - по рукописи,

Ю. В. САДОВСКИЙ ИЗ ВОСПОМИНАНИИ ЧЕКИСТА

Из книги О Феликсе Дзержинском автора Автор неизвестен

Ю. В. САДОВСКИЙ ИЗ ВОСПОМИНАНИИ ЧЕКИСТА В мае 1923 года меня, 23-летнего коммуниста, призвали на работу в центральный аппарат Государственного политического управления. Первым моим желанием в этом ведомстве было увидеть Ф. Э. Дзержинского. Вскоре оно осуществилось.Как-то в

Глава VI. Александр Евстафьевич Мартынов и Пров Михайлович Садовский

Из книги Михаил Щепкин. Его жизнь и сценическая деятельность автора Ярцев Алексей Алексеевич

Глава VI. Александр Евстафьевич Мартынов и Пров Михайлович Садовский Среди современных Щепкину, Мочалову и Каратыгину актеров комического амплуа самыми замечательными были: на петербургской сцене Мартынов, а на московской – Садовский.Александр Евстафьевич Мартынов

Пров Садовский

Из книги Хрестоматия по истории русского театра XVIII и XIX веков автора Ашукин Николай Сергеевич

Пров Садовский (1818–1872) 1Пальма первенства в «Бедной невесте», как и всегда, принадлежала Садовскому. При первом выходе на сцену Беневоленского Пров Михайлович был так важен, так преисполнен чувством собственного достоинства при посещении семьи (где есть бедная невеста),

Глава пятнадцатая Духовная зима Эдмонтон (пров. Альберта, Канада), сентябрь 2004

Из книги Поднятие завесы. Апокалипсис Новой Энергии автора Кэрролл Ли

Глава пятнадцатая Духовная зима Эдмонтон (пров. Альберта, Канада), сентябрь 2004 На самом деле этот текст представляет собой комбинацию двух ченнелингов. Первый был выполнен во время круиза Крайона по Средиземному морю 4 августа 2004 года. Позже, в сентябре, он был

О пользе сценического искусства. Актер Малого театра Пров Михайлович Садовский (1818–1872)

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

О пользе сценического искусства. Актер Малого театра Пров Михайлович Садовский (1818–1872) По уверениям злых на язык острословов, две русские столицы в XIX веке постоянно соперничали друг с другом. Хотя о каком соперничестве может идти речь, когда эти две

Улыбка (Александр Садовский)

Из книги Энциклопедия пикапа. Версия 12.0 автора Олейник Андрей

Улыбка (Александр Садовский) В улыбающееся лицо стрелу не пускают. /Японская пословица/Улыбнись-ка! Я не шучу, подойди к зеркалу и просто улыбнись. Тебе нравится эта улыбка? Прежде чем я вверну пару умных словечек, побудь, пожалуйста, еще немного перед зеркалом. Изобрази

Пров

Из книги Славянские боги, духи, герои былин автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Пров

Из книги Славянские боги, духи, герои былин. Иллюстрированная энциклопедия автора Крючкова Ольга Евгеньевна

Пров Пров – в славянских мифах бог правосудия. Покровительствовал судьям, мог наказать со временем судью, который принял неверное и несправедливое решения.Изображается Пров в образе старца, облачённого в длинные одежды и с цепями на груди. Цепь на груди Прова является

Из книги Энциклопедический словарь (С) автора Брокгауз Ф. А.

Садовский Пров Михайлович Садовский (Пров Михайлович, собственно Ермилов) – знаменитый русский актер, род. в г. Ливнах 10 октября 1818 г., рано остался на попечении своих дядей по матери, Григория и Дмитрия Садовских, известных провинциальных актеров, фамилию которых и

Садовский Иван Михайлович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (СА) автора БСЭ

Б. Садовский Из статьи «Мей»

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Б. Садовский Из статьи «Мей» <…> Посредственными переводами и плохими рассказами загромождаются стихи и драмы; рядом с превосходными стихотворениями встречаются ничтожные, звучащие натянутым одушевлением, стихотворные подделки. Талантливый поэт на глазах

Свв. мученики Пров, Тарах, Андроник (Беспечность о вечном спасении)

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Свв. мученики Пров, Тарах, Андроник (Беспечность о вечном спасении) I. Свв. мученики Пров, Тарах и Андроник, память коих совершается ныне, пострадали при Диоклетиане. Они были приведены на суд в киликийский город Тарс, к правителю области Нумерию Максиму. Прежде всех

Мученики Илия, Пров и Арис Египтяне

Из книги Православный календарь. Праздники, посты, именины. Календарь почитания икон Богородицы. Православные основы и молитвы автора Мудрова Анна Юрьевна

Мученики Илия, Пров и Арис Египтяне Мученики Илия, Пров и Арис, родом из Египта, самоотверженно служили в темнице узникам-христианам во время гонения Максимина (305-313). За это были схвачены, претерпели тяжкие мучения и были преданы смерти

В 1836 году, зимой, на колоннах театрального подъезда появилась афиша, сообщающая, что с такого-то числа месяца декабря в Городском театре будет представлена публике пьеса господина Грибоедова «Горе от ума», где наряду с прочим сообщалось, что роль лакея Чацкого будет играть Садовский 1-й, а лакея Горичевых – Садовский 2-й. Первого Садовского публика знала: это был известный провинциальный актер-комик Дмитрий Васильевич. А вот Садовский второй был казанцам не известен, хотя кто-то из заядлых театралов и утверждал, что сей актер, коему только-только исполнилось восемнадцать лет, весьма даровит.

– Вот погодите, – говорил знаток. – Пройдет несколько лет, и молодой Садовский будет играть в императорских театрах с жалованьем в тыщу рублей. Я видел его три года назад в Туле в труппе Турчанинова – талант, несомненный талант…

Молодой Садовский или Садовский 2-й родился в обеспеченной семье торговца Михаила Ермилова в городе Ливны Орловской губернии 11 октября 1818 года и носил имя Пров Михайлов сын Ермилов. Когда Прову исполнилось девять лет, умер отец, а вместе с ним приказал долго жить и семейный достаток. Как вспоминал много позднее Пров Михайлович, в наследство ему достались лишь синий отцовский фрак да сапоги с отворотами. Когда просто нужда переросла в нужду крайнюю, мать отдала Прова на содержание своему брату, провинциальному актеру Григорию Васильевичу Садовскому. Тот увез племянника в Тулу, где Пров и познакомился с театром. Он занимался переписыванием пьес и ролей, и целыми днями пропадал в театре.

В 13 лет Пров потерял и дядю: Григорий Васильевич по ходу пьесы должен был упасть, упал неудачно, захворал и помер. Племянника забрал брат Григория Дмитрий Васильевич, тоже провинциальный актер с амплуа комика. Через год Дмитрий Садовский отдал племянника знакомому уездному архитектору, чтобы тот выучил Прова рисовать. Но Ермилов уже «заболел» театром. В 14 лет он, приняв сценическую фамилию Садовский, поступил на службу в Тульский театр «без всяких условий».

У него был очень удачный дебют в каком-то переводном водевиле. В течение последующего года он переиграл 15 ролей и был награжден антрепренером театра Турчаниновым «одним целковым рублем».

В 1833 году он ангажируется вместе с дядей в Калужский театр, где играет очень успешно. Затем идут гастроли в Рязань, Елец и Леберянь, где пришлось даже поголодать. Труппа, где служили оба Садовских, не гнушалась давать спектакли даже за ужин или кров для ночлега. Потом снова были Елец, Воронеж и, наконец, Казань. «В этом последнем городе, – писал биограф Садовского В. Родиславский, – он пробыл полтора года при самых невыгодных условиях для своей сценической деятельности». Но именно здесь, в Казани, его увидел знаменитый Щепкин! «От зоркаго взора его не укрылся талант Садовскаго… В свой бенефис дал он ему несколько ролей, в которых Садовский увенчался полным успехом. После того Щепкин упросил содержателя театра, чтобы Садовскому дали другия роли, и сам помогал молодому артисту советами и наставлениями».

В Тулу Пров Михайлович вернулся триумфатором и стал получать в местном театре уже первые роли. А в 1839 году он уезжает с матерью и младшим братом в Москву. По протекции любимца московской публики В. И. Живокини, он дебютирует в театрике Московской театральной школы, после чего его «тотчас приняли на службу к Московским театрам» артистом драматической труппы 3-го разряда с жалованьем 800 рублей ассигнациями в год. (См: «Русский вестник», М., 1872, т. 100, кн. 7, стр. 436.)

Пров Михайлович стремительно рос как художник с каждой ролью. Рос и его успех. А с ним – и жалованье. Уже через два года он был артистом 1-го разряда с жалованьем около 2 тысяч рублей ассигнациями в год, в 1842 году – он получал более 2 тысяч, а в 1843 году – около 2500 рублей.

А потом была роль Шута из «Короля Лира». «Создание этой роли Садовским, – писали московские газеты, – принадлежит к числу тех немногих гениальных исполненений второстепенных Шекспировских характеров, какия редко случается видеть на сцене…»

Затем был Подколесин из «Женитьбы» – эту роль Садовскому был вынужден отдать Щепкин, потому что Пров Михайлович играл ее лучше, – и Осип в «Ревизоре».

Про Осипа Садовского журнал «Москвитянин» писал следующее: «Чтобы так сказать о приходе Городничаго, так обрадоваться щам и каше и так подойти к Хлестакову уговаривать его ехать, надобно совсем отрешиться от своей личности, влезть в натуру Осипа, даже, кажется, думать и чувствовать в эту минуту, как Осип…»

Вообще, в пьесах Гоголя он играл бесподобно. А такого Расплюева, каким явился он в «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина русская сцена не видела больше никогда. «Талант художника огромный, – писал о Садовском В. Родиславский; – комизму в нем пропасть, бездна наивности и, главное, правды, естественности, простоты и жизни».

С читки рукописи А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся», началась дружба двух великих мастеров. Садовский и Островский со временем стали близкими друзьями, к тому же в лице Прова Михайловича Островский нашел гениального исполнителя Любима Торцова («Бедность не порок»), Подхалюзина («Свои люди – сочтемся»), Тит Титыча («Тяжелые дни»), Беневоленского («Бедная невеста»). В роли последнего Садовский достиг высшего совершенства, его типаж был удивительно узнаваем публикой.

До конца жизни он служил в Малом театре. Не единожды порывался уйти в отставку, но дирекция удерживала его, увеличивая жалование до небывалых высот, повышая гонорары за спектакли и обещая полные ежегодные бенефисы.

В 1862 году указом Правительствующего Сената Садовский был возведен в потомственное почетное гражданство, статус коего мало чем отличался от дворянского.

Последний раз с ним продлили контракт на три года в 1870 году, согласившись на все его желания, явно выходившие за рамки максимального денежного вознаграждения российских актеров! Но дослужить сей срок ему было не суждено: в 1872 году, 16 июля в 9 часов утра Пров Михайлович умер на своей даче в Петровском парке. Его положили рядом с могилой матери на московском Пятницком кладбище. Это было его последнее желание…

Пров Михайлович Садовский (настоящая фамилия - Ермилов) 11(23).X.1818, Ливны - 16(28).VII.1872, Москва]. Родоначальник театральной семьи. После смерти отца с 9 лет воспитывался братьями матери, видными провинциальными актёрами - Г. В. и Д. В. Садовскими (отсюда псевдоним Садовский). В 1832 году поступил в Тульскую труппу (для которой ранее переписывал роли). Играл в театрах Калуги, Рязани, Воронежа, Казани и других городов.

В 1839 году, благодаря поддержке Щепкина (который в 1838 году видел Садовского на сцене Казанского театра и отметил его игру), дебютировал в Малом театре в водевильных ролях (Жанно Вижу, Нац, Емельян - "Любовное зелье", "Дезертир", "Хороша и дурна, и глупа, и умна" - переделки Д. Т. Ленского с французского). Садовский играл в Малом театре до конца жизни. Первые роли - в переводных водевилях, комедиях, драмах и мелодрамах. Критика отмечала Садовского как отличного комика, "простака" и характерного актёра; у него находили "бездну натуры", наивность, непосредственность, живость, непринуждённую весёлость и необыкновенный юмор. Не стремясь смешить, не прибегая к шаржу, Садовский держался серьёзно, достигая этим необычайного комизма. Большой успех Садовскому принесли водевильные характерно-бытовые роли: Филатка ("Филатка и Мирошка - соперники" Григорьева 2-го, 1839), Пустославцев ("Лев Гурыч Синичкин" Д. Ленского, 1841), Петухов ("Что имеем не храним, потерявши плачем" Соловьёва, 1843). В произведениях переводной классической драматургии Садовский играл роль Шута ("Король Лир", 1843), Журдена, Скапена ("Мещанин во дворянстве", 1844, "Мнимый больной", 1846, и "Скапеновы обманы", 1849, Мольера ). Расцвет сатирического таланта Садовского связан с его выступлениями в новом русском реалистическом репертуаре. Образы Садовского заняли видное место в сценической истории пьес Гоголя . Первые роли - Ходилкин (Анучкин) и Подколёсин ("Женитьба", обе в 1843), Замухрышкин ("Игроки" Гоголя, 1843). М. С. Щепкин считал, что Садовский был единственным актёром, который сразу "постиг тайну гоголевского языка". Его философствующий Подколёсин, крайне нерешительный и по-детски наивный, казался особенно комичным. Среди лучших ролей Садовского - Осип ("Ревизор", 1845). В 1850-е годах играл в пьесах Тургенева , Сухово-Кобылина , Писемского . Дарование Садовского, основанное на простоте и правде, глубоком знании русской жизни, раскрылось в пьесах Островского , занявших центральное место в творчестве Садовского. В Островском актёр нашёл своего драматурга, а тот в нём - сподвижника и великолепного исполнителя, утверждавшего на сцене школу естественной и выразительной игры. С конца 1840-х годов Садовский сблизился с кружком московских литераторов, артистов и музыкантов, куда входил и Островский. Активный пропагандист творчества великого драматурга, Садовский познакомил различные общественные круги Москвы с комедией "Банкрот" ("Свои люди - сочтёмся"), вызвал интерес к писателю-новатору у передовой молодой части труппы Малого театра, содействовал своей игрой успеху и утверждению его пьес в театре. В первых постановках 28 пьес Островского на сцене Малого театра Садовский исполнил 29 ролей. В первой же роли Русакова ("Не в свои сани не садись", 1853) Садовский поразил жизненностью поведения. Типичные образы создал Садовский, играя роли взяточников-чиновников - Беневоленского ("Бедная невеста", 1853), Юсова ("Доходное место", 1863). Исполняя роль Любима Торцова ("Бедность не порок", 1854), которая была шедевром артиста, Садовский создал драматичный образ человека, страдающего от своего падения, но непримиримого к насилию и хищничеству. Садовский мастерски играл роли купцов-самодуров, создавая сатирические характеры: Тит Титыч ("В чужом пиру похмелье", 1856, и "Тяжёлые дни", 1863), Дикой ("Гроза", 1859), Курослепов ("Горячее сердце", 1869) и др. В образе Подхалюзина ("Свои люди - сочтёмся", 1861) Садовский убедительно показал превращение своего героя из угодливого приказчика в купца-накопителя. Позднее (1869) в этой пьесе Садовский сыграл роль Болыпова. Драматическая сторона дарования Садовского раскрылась в роли Краснова ("Грех да беда на кого не живёт", 1863 и 1867). В творчестве Садовского глубина и тонкость социальной и психологической характеристик сочетались с выразительностью внешнего бытового рисунка роли. Крупнейший представитель искусства Малого театра, Садовский был мастером русской речи, раскрывал образ прежде всего через слово, тщательно разрабатывал текст роли. Чёткая дикция, гибкий голос помогали актёру находить для каждого персонажа свою мелодию и ритм речи, особенности произношения. Садовский славился также мимическим мастерством, выразительностью пауз, полным слиянием с образом.

Садовский был первым исполнителем на сцене Малого театра следующих ролей: Расплюев ("Свадьба Кречинского", 1855), Дурнопечин, Ананий и Митрич ("Ипохондрик", 1857, "Горькая судьбина", 1863, и "Самоуправцы", 1866, Писемского). Сатирически обрисовывая образ пройдохи и шулера Расплюева, Садовский в то же время показывал и его человеческие черты, создав традицию исполнения этой роли. Тонкостью отделки отличались образы Ступендьева и Иванова ("Провинциалка", 1856, и "Нахлебник", 1862, Тургенева). С большим юмором Садовский исполнял роли в комедиях Мольера (Жеронт - "Проделки Скапена", 1866, Сганарель - "Лекарь поневоле", 1866, Жорж Данден - в одноименной пьесе, 1866, Пурсоньяк - в одноименной пьесе, 1867, Сганарель - в одноименной пьесе, 1869), Шекспира (Баптиста - "Укрощение строптивой", 1865), Кальдерона (Бенито - "Сам у себя под стражей", 1866). Выступал также в операх. Садовский принимал деятельное участие в организации московского "Артистического кружка" (1865) и его спектаклей; играл в них. В творчестве Садовского, продолжившего и развившего щепкинские традиции в сценическом искусстве, проявились национальные особенности русского сценического реализма: простота, естественность, тесная связь с жизнью, тенденция к социально-бытовой обрисовке характера, раскрытию его национальной специфики, внимание к внутреннему миру человека, отношение к слову как к основному средству характеристики образа. Искусство Садовского оказало воздействие на целую плеяду русских актёров. Садовский был автором юмористических рассказов и превосходным рассказчиком.

Другие роли: Хватайко ("Ябеда" Капниста, 1845), Пролетов и Бурдюков ("Тяжба" Гоголя, 1846 и 1859), Городничий (1858), Скотинин ("Недоросль", 1859), Горич ("Горе от ума", 1862), Барсуков ("Утро делового человека" Гоголя, 1863), Мякишев ("Расточитель" Лескова , 1868); в пьесах Островского: Смуров ("Утро молодого человека", 1853), Агафон ("Не так живи, как хочется", 1854), Пузатов ("Картина семейного счастья", 1857), Неуеденов ("Праздничный сон - до обеда", 1857), 1-й кучер ("Не сошлись характерами", 1858), Густомесов ("Старый друг лучше новых двух", 1860), Потапыч ("Воспитанница", 1863), Хрюков ("Шутники", 1864), Шалыгин ("Воевода", 1865), Бессудный ("На бойком месте", 1865), Боровцов ("Пучина", 1866), Минин ("Козьма Захарьич Минин-Сухорук". 1867), Осипов и Щелкалов ("Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский", 1867), Сеитов ("Тушино", 1867), князь Воротынский ("Василиса Мелентьева" Островского и С. А. Гедеонова, 1868), Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты", 1868), Ахов ("Не все коту масленица", 1871), Восмибратов ("Лес", 1871); роли в западной классике: Дромио Сиракузский, мистер Пэдж, Мальволио ("Комедия ошибок", 1852, "Виндзорские проказницы", 1866, "Двенадцатая ночь", 1867, Шекспира). Другие роли в водевилях и комедиях русских авторов: Ушица ("Дочь русского актёра" Григорьева 1-го, 1844), Разгильдяев ("Вицмундир" П. Каратыгина, 1846), Безмерин ("Хорош Петербург, да друзья одолели" Григорьева 2-го, 1848), Мордоплюев ("Жених из ножевой линии" Красовского, 1853), Ладыжкин ("Жених из долгового отделения" Чернышёва, 1859), Билкин ("Омут" Владыкина, 1861), Делакторский ("Испорченная жизнь" Чернышёва, 1862), Побединский ("Мишура" А. Потехина, 1862).

Партии: Фрелаф ("Аскольдова могила" опера Верстовского , 1846), Фаддей ("Мельник - колдун, обманщик и сват" комическая опера Аблесимова, музыка Фомина, 1855), Стикс ("Орфей в аду" опера-фарс

План
Введение
1 Биография
2 Роли в театре
2.1 Оперные партии
2.2 Среди драматических ролей

Список литературы

Введение

Пров Михайлович Садовский (старший) (настоящая фамилия Ермилов ; 1818-1872) - российский актёр и основатель знаменитого театрального семейства Садовских, который считался выдающимся исполнителем ролей в пьесах Александра Островского в Малом театре.

1. Биография

Пров Михайлович Ермилов родился 11 (23) октября 1818 года в городе Ливны. После смерти отца воспитывался братьями матери, актёрами Григорием и Дмитрием Садовскими. Именно тогда актёр сменил фамилию на Садовский. В подростковом возрасте подрабатывал перепиской ролей для артистов тульской труппы, а в 1832 году Садовский в возрасте 14 лет был принят в ту же труппу.

Играл в театрах провинции (в театрах Калуги, Рязани, Воронежа, Казани). Михаил Щепкин видел игру Садовского в Казанском театре в труппе П. А. Соколова. В 1839 году Пров Михайлович дебютировал в Малом театре, куда попал по приглашению М. С. Щепкина.

Прова Михайловича Садовского современники называли представителем высокохудожественного реализма. Одно появление Садовского на сцене вызывало внимание зрительного зала. Первые роли Пров Михайловича были сыграны в водевилях и комедиях, драмах и мелодрамах. Критики отмечали в Садовском одновременно черты нескольких амплуа: комика, простака, хара́ктерного актёра. Пров Садовский не старался смешить зрителя, держался на сцене серьёзно и достигал этим необыкновенного комизма. Большой успех приносили ему водевильные характерно-бытовые роли.

В 1850-е годы Садовский играл в пьесах И. С. Тургенева, А. В. Сухово-Кобылина, А. Ф. Писемского. Расцвет сатирического таланта Прова Михайловича связан с выступлениями в новом русском реалистическом репертуаре, пьесах Н. В. Гоголя и А. Н. Островского. Роли в пьесах Островского стали центральными в творчестве Садовского.

В конце 1840-х годов Садовский сблизился с кружком московских литераторов, артистов и музыкантов, куда входил и Островский. Именно Садовский познакомил Московское общество с пьесой «Свои люди - сочтёмся», вызвал у молодой части труппы Малого театра интерес к творчеству Островского. В первых 28 постановках пьес Островского в Малом театре Садовским было исполнено 29 ролей.

Похоронен на Пятницком кладбище в Москве.

2. Роли в театре

На различных сценах им было сыграно множество драматических ролей и несколько оперных партий – музыкальная и драматическая труппы еще не были разделены. Восстановить весь список его ролей невозможно. Известны лишь те, что были исполнены в московской императорской труппе, среди них как роли в легких несерьезных водевилях, так и в драматических спектаклях, требующих вдумчивого глубокого анализа:

2.1. Оперные партии

    1846 - «Аскольдова могила» Верстовского - Фрелаф

    1855 - «Мельник — колдун, обманщик и сват», комическая опера Аблесимова, музыка Фомина - Фаддей

    1865 - «Орфей в аду» опера-фарс Оффенбаха - Стикс

2.2. Среди драматических ролей

    1839 - «Филатка и Мирошка - соперники» Григорьева 2-го - Филатка

    1839 - «Любовное зелье», перевод Д. Т. Ленского с франц. - Жанно Бижу

    1839 - «Дезертир» перевод Д. Т. Ленского с франц. - Нац

    1839 - «Хороша и дурна, и глупа, и умна» перевод Д. Т. Ленского с франц. - Емельян

    1841 - «Лев Гурыч Синичкин» Д. Т. Ленского - Пустославцев

    1843 - «Что имеем не храним, потерявши плачем» Соловьёва - Петухов (впервые 8 октября 1843 в бенефис И. В. Самарина )

    1843 - «Король Лир» Шекспира - Шут

    1843 - «Женитьба» Н. В. Гоголя - Анучкин и Подколёсин

    1843 - «Игроки» Н. В. Гоголя - Замухрышкин

    1844 - «Мещанин во дворянстве» Мольера - Журден (в собственный бенефис 19 апреля 1844 )

    1844 - «Дочь русского актёра» Григорьева 1-го - Ушица

    1845 - «Ябеда» Капниста - Хватайко

    1845 - «Ревизор» Н. В. Гоголя - Осип

    1846 - «Вицмундир» П. Каратыгина - Разгильдяев

    1846 - «Мнимый больной» Мольера - Арган

    1846 - «Тяжба» Гоголя - Пролетов

    1848 - «Хорош Петербург, да друзья одолели» Григорьева 2-го - Безмерин

    31 января 1849 - «Лекарь поневоле» Мольера (впервые 31 января 1849 года в бенефис М. С. Щепкина ).

    1849 - «Скапеновы обманы» Мольера - Скапен (Сайт Малого театра называет другую дату постановки: 6 октября 1847 в собственный бенефис )

    1851 - «Дайте мне старуху!». Водевиль В. И. Савинова (26 сентября 1851 в собственный бенефис ).

    1852 - «Комедия ошибок» Шекспира - Дромио Сиракузский

    1852 - «Всемирная выставка». Водевиль А. М. Красовского (15 октября 1852 в собственный бенефис ).

    1853 - «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского - Русаков

    1853 - «Жених из ножевой линии» А. Красовского - Мордоплюев

    1853 - «Утро молодого человека» Островского - Смуров (впервые в Москве 11 мая 1853 в бенефис Ф. Н.Усачёва).

    1854 - «Бедность не порок» А. Н. Островского - Любим Торцев (премьера 25 января 1854 )

    1854 - «Не так живи, как хочется» Островского - Агафон

    1855 - «Свадьба Кречинского» А.Сухово-Кобылина - Расплюев (премьера - 28 ноября 1855 года в бенефис С. В. Шумского)

    1856 - «В чужом пиру похмелье» А. Н. Островского - Тит Титыч (премьера 9 января 1856 года в собственный бенефис )

    1856 - «Провинциалка» Тургенева - Ступендьев

    1857 - «Праздничный сон - до обеда» А. Н. Островского - Неуеденов (2 декабря 1857 в собственный бенефис )

    1857 - «Картина семейного счастья» Островского - Пузатов

    1858 - «Ревизор» Гоголя - Городничий

    1858 - «Не сошлись характерами» Островского - 1-й кучер

    1859 - «Жених из долгового отделения» Чернышёва - Ладыжкин

    1859 - Недоросль Д.И.Фонвизина - Скотинин

    1859 - «Тяжба» Гоголя (новая постановка) - Бурдюков

    1859 - «Гроза» А. Н. Островского - Дикой (премьера 16 ноября 1859 года в бенефис С. В. Васильева)

    1860 - «Старый друг лучше новых двух» Островского - Густомесов

    1861 - «Свои люди - сочтёмся» А. Н. Островского - Подхалюзин (31 января 1861 в собственный бенефис )

    1862 - «Мишура» А. Потехина - Побединский (12 ноября 1862 в бенефис Е. Н. Васильевой )

    1862 - «Испорченная жизнь» Чернышёва - Делакторский (22 января 1862 в бенефис В. В. Бороздиной] )

    1862 - Горе от ума А.С.Грибоедова - Горич

    1863 - «Утро делового человека» Н.В.Гоголя - Барсуков

    1863 - «Воспитанница» Островского - Потапыч

    1863 - «Горькая судьбина» А. Ф. Писемского - Ананий

    1863 - «Грех да беда на кого не живёт» - Краснов (ту же роль исполнял в постановке 1867 года )

    1864 - «Шутники» Островского - Хрюков

    1865 - « Укрощение строптивой Шекспира - Баптист

    1865 - «Воевода» Островского - Шалыгин

    1865 - «На бойком месте» Островского - Бессудный

    1866 - «Пучина» Островского - Боровцов

    1866 - «Самоуправцы» А. Ф. Писемского - Митрич

    1866 - «Сам у себя под стражей» П. Кальдерона - Бенито (28 октября 1866 в бенефис режиссера А. Ф. Богданова)

    1866 - «Виндзорские проказницы» Шекспира - мистер Пэдж

    1867 - «Двенадцатая ночь» Шекспира - Мальволио

    1867 -«Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» Островского - Осипов и Щелкалов

    1867 -«Тушино» Островского - Сеитов

    1867 - Господин де Пурсоньяк Мольера - Пурсоньяк

    1867 - «Козьма Захарьич Минин-Сухорук». Драма в стихах А. Н. Островского (20 января 1867 в собственный бенефис )

    3 января 1868 - «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского и С. А. Гедеонова - князь Воротынский (3 января 1868 в собственный бенефис)

    1868 - «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского - Мамаев

    1868 - «Расточитель» Н. С. Лескова (под псевдонимом М. Стебницкий) - Мякишев (20 декабря 1868 в бенефис Е. Е. Чумаковой)

    1869 - «Свои люди — сочтёмся» - Большов

    1870 - «Бабушкин внучек». Переделка с франц.водевиля П. С. Федорова (14 января 1870 в собственный бенефис )

    1871 - «Не все коту масленица» Островского - Ахов

Список литературы:

    Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 22. Ремень - Сафи. 1975. 628 стр., илл.; 37 л. илл. и карт.

    Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 4 - М.: Советская энциклопедия, Нежин - Сярев, 1965, 1152 стб. с илл., 6 л. илл.

    Семья Садовских

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

    Сайт Малого театра

    Биография Прова Михайловича Садовского

    А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том II. Пьесы 1856-1861. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 405 с, илл. стр. 391-392

    Театральная энциклопедия. Гл. ред. П. А. Марков. Т. 2 - М.: Советская энциклопедия, 1963

    А. Н. Островский. Полное собрание сочинений. Том II. Пьесы 1856-1861. М.: 1950. Государственное издательство художественной литературы. 405 с, илл. стр. 399-401

25 января 1854 г. на первом представлении комедии А. Н. Островского «Бедность не порок» из зала раздались возгласы: «Шире дорогу! Правда по сцене идет! Любим Торцов - правда!». Роль Любима Торцова играл П. М. Садовский (Ермилов, 1818-1872). Актер повой формации, он был родоначальником славной династии Садовских, давшей московской сцене три поколения блестящих актеров.

П. М. Садовский впервые выступил в Москве в 1839 г. Он приехал сюда из Казани, где на него во время гастролей обратил внимание М. С. Щепкин. Уже первые годы в его игре отмечалась «живость, простота... натуры - бездна...». Признание зрителя Садовский заслужил в ролях гоголевского репертуара - Замухрышкин в «Игроках», Подколесин в «Женитьбе», Осип в «Ревизоре». Рецензенты писали, что в последней роли актер стал «в уровень» с Городничим М. С. Щепкина: «...с первого монолога Осипа и до последней минуты, везде - это сама истина... правдивое до совершенства воспроизведение личности со всеми тончайшими психологическими чертами».

В конце 1840-х годов произошло знакомство Садовского с А. Н. Островским, которое быстро перешло в дружбу. Садовский постоянно бывает на собраниях кружка Островского в его доме (Б. Николоворобьинский пер. , 3-9, не сохранился) и у критика А. А. Григорьева (М. Полянка, 12). Он радостно встретил первую пьесу А. Н. Островского - «Банкрут» («Свои люди - сочтемся»), не расставался с ее экземпляром и вместе с автором выступал на вечерах с чтением комедии.

В начале 1850-х годов Садовский жил в доме № 10 (не сохранился) по Большому Сергиевскому переулку . 14 января 1853 г., уже зрелым мастером, он впервые выступил в репертуаре А. Н. Островского - в пьесе «Не в свои сани не садись». Современники считали, что «Щепкин имел такое влияние на Гоголя, какое в младшем поколении Садовский своею простотою, своею натурою и даже своею особою имеет на Островского». Сохранилось интересное воспоминание об исполнении Садовским роли Дикого в «Грозе»: «Глядя на него, действительно, страшно делалось за тех, кто от него зависел. Лучшего олицетворения «жестоких нравов», чем этот внушающий всем ужас и ненависть старик, в старомодном картузе... как его играл Садовский, нельзя себе и представить». В пьесах великого драматурга, по словам И. Ф. Горбунова, «колоссальный талант Садовского... вырос во всю меру».

Участник кружка А. Н. Островского - поэт Б. Н. Алмазов писал, обращаясь к П. М. Садовскому:

И ты слился душой с народом воедино,

Родную старину с любовью воплощал,

Всем сердцем, всей душой любил простолюдина

И сердце русское узнал и разгадал.

И беспощадною могучею сатирой

Народа злых врагов пред всеми ты карал,

И доблесть возвышал, и часто сильных мира

По меньшей братии ты плакать заставлял.

Хвала ж тебе! Из области искусства

Отчизне ты служил, как верный, нежный сын,

В своих согражданах будил святые чувства...

Хвала тебе, художник-гражданин!

В середине 1850-х годов Садовский приобрел небольшой деревянный дом в Мамоновском переулке , который носил имя великой артистической семьи. В конце 1890-х годов этот дом сгорел, а на его месте был построен новый, также не сохранившийся. Он занимал площадь нынешнего владения № 1. В доме Садовских бывали А. Н. Островский, А. Ф. Писемский, А. Н. Плещеев, И. Ф. Горбунов, актеры Малого театра А. П. Ленский, В. А. Макшеев, Н. И. Музиль, А. И. Южин.