Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

Макияж. Уход за волосами. Уход за кожей

» » Первый русский исторический роман. Исторические романы В

Первый русский исторический роман. Исторические романы В

Конец XVIII - первые десятилетия XIX века были эпохой больших исторических событий - социальных сдвигов, кровопролитных войн, политических потрясений. Великая Французская буржуазная революция, блистательное возвышение и драматический финал Наполеона, национально-освободительные революции - на Западе, Отечественная война 1812 года и восстание декабристов - в России...

Все это порождало в сознании людей той поры обостренное чувство истории, в котором наиболее чуткие современники видели новую отличительную особенность столетия, способствовало формированию особого «исторического направления» мысли, внимания, интересов.

С большой силой, и даже прежде всего, это сказалось в художественной литературе. Складывается новый жанр исторического романа, возникновение и пышный расцвет которого связаны с именем великого английского писателя Вальтера Скотта (1771-1832). Романы Вальтера Скотта и сейчас читаются с большим интересом, но для людей того времени они были в высшей степени новаторским явлением, важнейшим художественным открытием. Это первые шаги в становлении и развитии жанра исторического романа.

Под пером Вальтера Скотта сложился и самый тип исторического романа, органически сочетающего художественный вымысел с реальной исторической действительностью. Формулу такого романа именно на основе опыта Вальтера Скотта и его многочисленных последователей во всех главных европейских литературах дал Пушкин: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании» [Пушкин, 1949, т.11, 92].

Нас в нашей работе интересует возникновение русского исторического романа. Перейдем к рассмотрению данного вопроса.

Возникновение исторического романа относится к 30-м годам, успехи которого отражали развитие национально-исторического самосознания русского общества, подъем его интереса к отечественному прошлому.

Успех и бурное развитие исторического романа вызвали в журналах и литературных кругах первой половины 30-х годов оживленную полемику вокруг его проблем. «В эту пору много говорили о местном колорите, об историчности, о необходимости воссоздавать историю в поэзии, в романе»,- свидетельствует внимательный наблюдатель развития русской литературы этого времени Адам Мицкевич. Полемика вокруг проблем исторического романа была важным моментом в той борьбе за реализм в русской литературе, которую с середины 20-х годов начал Пушкин, а затем продолжил Белинский.

Внимание к историческому прошлому, отражая рост национального самосознания народов, вместе с тем свидетельствовало о все более глубоком проникновении действительности и ее интересов в искусство и общественную мысль. Белинский указывает, что вся дальнейшая деятельность передовой мысли будет и должна опираться на историю, вырастать из исторической почвы.

Первым лепту в создание нового для русской литературы жанра исторического романа внес Михаил Николаевич Загоскин. Первым таким романом о «своем» оказался «Юрий Милославский, или русские в 1612 году» появившийся в 1829 году. Первенство его не только хронологическое (его «Юрий Милославский» вышел в свет на полгода раньше булгаринского «Дмитрия Самозванца»). Загоскин в своем первом историческом романе сумел наиболее глубоко затронуть чувство национального самосознания, присущее любому социальному слою в России того времени.

Для Загоскина написание «Юрия Милославского» стало своего рода творческим подвигом, испытанием всех его духовных и интеллектуальных сил. Вот как Аксаков описывает состояние Загоскина в тот период, когда «принялся он готовиться к сочинению исторического романа. Он был весь погружен в эту мысль; охвачен ею совершенно; его всегдашняя рассеянность, к которой давно привыкли и которую уже не замечали, до того усилилась, что все ее заметили, и все спрашивали друг друга, что сделалось с Загоскиным? Он не видит, с кем говорит, и не знает, что говорит? Встречаясь на улицах с короткими приятелями, он не узнавал никого, не отвечал на поклоны и не слыхал приветствий: он читал в это время исторические документы и жил в 1612 году» [Аксаков, 1986, т.3, 400].

В последующие несколько лет появляется множество исторических романов, из которых определенную роль в развитии жанра сыграли «Рославлев, или русские в 1812 году» (1830) М.Н. Загоскина, «Димитрий Самозванец» (1829) Ф. В. Булгарина, «Клятва при гробе господнем» (1832) Н. Полевого, «Последний Новик, или завоевание Лифляндии при Петре I», выходивший частями в 1831-1833 годы, «Ледяной дом» (1835) и «Басурман» (1838) И. И. Лажечникова. В 1835 году выходит повесть Гоголя «Тарас Бульба». В 1836 году появляется «Капитанская дочка» Пушкина. Русский исторический роман был создан.

Среди авторов исторических романов 30-х годов, как уже было выше отмечено, видное место занимает Иван Иванович Лажечников, который, по словам Белинского, приобрел у своих современников широкую известность и «громкий авторитет». Сын богатого просвещенного купца, общавшегося еще с Н. И. Новиковым, он получил хорошее домашнее образование. Захваченный широким подъемом патриотизма в 1812 году, он сбежал из дому, участвовал в Отечественной войне, побывал в Париже. Впоследствии, в своих «Походных записках русского офицера», опубликованных в 1820 году, Лажечников сочувственно отмечал прогрессивные явления европейской культуры и протестовал, хотя сдержанно, против крепостного права. В дальнейшем он ряд лет служил в должности директора училищ; к 60-м годам его умеренный либерализм успел иссякнуть, ослабело и его дарование романиста, лишь опубликованные им воспоминания о жизненных встречах (с Белинским и другими) представляют несомненный интерес.

Каждый из романов Лажечникова был результатом тщательной работы автора над известными ему источниками, внимательного изучения документов, мемуаров и местности, где происходили описываемые события. Этими чертами отличается уже первый роман Лажечникова «Последний Новик». Основным местом действия Лажечников избрал Лифляндию, хорошо ему знакомую и, возможно, привлекавшую его воображение развалинами старинных замков.

Сюжет «Последнего Новика» романтичен. Автор прибегнул к неудачному вымыслу, сделав героя романа сыном царевны Софьи и князя Василия Голицына. В юные годы он чуть не стал убийцей царевича Петра. После свержения Софьи и удаления от власти Голицына ему пришлось бежать за рубеж, спасаясь от казни. Там возмужал он и по-новому взглянул на обстановку, сложившуюся в России. Он с сочувствием следил за деятельностью Петра, но считал невозможным свое возвращение на родину. Когда возникла война между Россией и Швецией, Новик тайно стал помогать русской армии, вторгшейся в Лифляндию. Войдя в доверие к начальнику шведских войск Шлиппенбаху, он сообщал о его силах и планах командующему русской армией в Лифляндии Шереметьеву, способствуя победе русских войск над шведами. Так возникла драматическая ситуация в романтическом духе. Последний Новик - одновременно и герой и преступник: он тайный друг Петра и знает, что Петр враждебно относится к нему. Коллизия разрешается тем, что последний Новик возвращается на родину тайно, получает прощение, но уже не чувствуя в себе силы для участия в петровских преобразованиях, уходит в монастырь, где и умирает.

В романе обличается лицемерное, прикрытое маской патриархализма, бездушное крепостническое отношение лифляндских баронов к крестьянам и их нуждам. Автор при этом вполне мог рассчитывать, что читатель сумеет применить образы лифляндских помещиков-крепостников к русской действительности. Их черному миру противостоят в романе благородные люди: ревнители просвещения и подлинные патриоты И.Р. Паткуль, врач Блумен-трост, пастор Глюк и его воспитанница - будущая Екатерина I, дворяне - офицеры братья Трауферт, ученый библиотекарь, любитель естествознания Биг и другие. Большинство из них - лица исторические. Эти персонажи являются в романе носителями исторического прогресса. Все они восхищаются личностью Петра I, сочувствуют его деятельности, желают сближения Лифляндии с Россией.

В светлых тонах Лажечников рисует образ самого Петра, сочетающего в себе ту простоту и величие, которые даны и в двух сценах «Арапа Петра Великого» Пушкина. Но если Пушкин ясно представлял себе противоречивый характер деятельности Петра, то в романе Лажечникова петровская эпоха, сам Петр и его сподвижники крайне идеализированы. Лажечников не показывает никаких социальных противоречий и политической борьбы, проходит мимо варварских методов управления, применявшихся Петром. Облик Петра дан в духе романтической теории гения.

Наиболее значительным романом Лажечникова является «Ледяной дом» (1835). Создавая его, романист вчитывался в воспоминания деятелей поры Анны Иоанновны - Манштейна, Миниха и других, изданные в начале XIX века. Это позволило ему воссоздать с достаточной точностью атмосферу придворной жизни времен Анны Иоанновны и образы некоторых исторических деятелей, хотя в зарисовке их он счел возможным, согласно своим взглядам, кое-что изменить по сравнению с действительностью. Это касается прежде всего героя романа кабинет-министра Арт. Волынского, оклеветанного любимцем императрицы немцем Бироном и преданного страшной казни. Его образ писатель во многом подверг идеализации. Историческая роль Волынского, боровшегося против иноземца-временщика, была, несомненно, прогрессивной. Но в историческом Волынском положительные черты сочетались с отрицательными. За лихоимство его не раз бивал еще Петр I. Как и другим вельможам его времени, Волынскому не были чужды низкопоклонство, тщеславие, карьеризм. Все эти особенности его личности устранены писателем. Волынский в романе полон заботы о благе государства и народа, истомленного тяжелыми поборами; в борьбу с Бироном он вступает лишь во имя блага отчизны.

Соперник Волынского - наглый временщик и угнетатель народа Бирон зарисован писателем значительно ближе к историческому облику фаворита императрицы. При всей осторожности Лажечникова, нарисованный образ самой Анны Иоанновны свидетельствовал об ее ограниченности, безволии, отсутствии у нее каких-либо духовных интересов. Постройка ледяного дома, в котором была отпразднована свадьба шутовской пары, показана писателем как дорогое и жестокое развлечение.

Сюжет представил Лажечникову возможность глубоко раскрыть бедственное положение народа. На праздник, задуманный Волынским для потехи императрицы, со всех концов страны привезены молодые пары, создающие образ многонациональной России. В страхе и унижениях, пережитых участниками спектакля в ледяном доме, в судьбе замученного бироновскими клевретами украинца звучит тема страдания русского народа под гнетом бироновщины. Передавая мечты шутихи госпожи Кульковской о том, как она, «будущая столбовая дворянка», будет «покупать на свое имя крестьян и колотить их из своих рук», а в случае надобности прибегать к помощи палача, Лажечников приоткрывает завесу над крепостническими нравами, выражая свое негодующее отношение к крепостному праву, свою позицию писателя-гуманиста.

В фабуле романа все время переплетаются политическая и любовная интриги, романтическая любовь Волынского к прекрасной молдаванке Мариорице. Эта линия развития сюжета порой мешает первой, ослабляя историзм «Ледяного дома». Но она не выходит за рамки быта и нравов столичного дворянского общества того времени. Не всегда искусно сплетая два основных мотива сюжетного развития романа, Лажечников в отличие от большинства исторических беллетристов своего времени не подчиняет историю вымыслу: основные ситуации и финал романа определяются политической борьбой Волынского с Бироном.

Воспроизводя в романе «местный колорит», некоторые любопытные черты нравов и быта того времени, писатель правдиво показал, как государственные дела переплетались во времена Анны Иоанновны с дворцовым и домашним бытом царицы и ее окружения. Исторически точна сцена испуга народа при появлении «языка», при произнесении страшного «слова и дела», что влекло за собой пытки в Тайной канцелярии. Святочные забавы девушек, вера в колдунов и гадалок, образы цыганки, дворцовых шутов и шутих, затея с ледяным домом и придворные развлечения скучающей Анны, которыми должен был заниматься сам кабинет-министр,- все это живописные и верные черты нравов того времени. В историко-бытовых картинах и эпизодах, в изображении ужасов бироновщины продолжает свое течение реалистическая струя в творчестве писателя.

Обратимся непосредственно к роману А.К. Толстого «Князь Серебряный». На основании всего выше сказанного попытаемся выявить в нем черты, характерные жанру художественной исторической прозы.

Статистика свидетельствует о парадоксе: в нашем виртуальном XXI веке все популярнее становятся исторические романы. Список книг этого жанра, прочитанных человеком, свидетельствует о всестороннем образовании последнего.

Интерес к былому живет в каждом. Еще древние заметили, что люди консервативны. Им не дано ни вернуться в прошлое, ни избавиться от него, но суждено повседневно ощущать связь с ним, чтить преемственность, традиции.

Первым автором романов исторических принято считать британца Вальтера Скотта, создавшего композицию произведения, где на фоне «дел давно минувших дней» действовали вымышленные художественные персонажи.

Многоликая историческая романистика

Читателю доступны сегодня в Интернете тысячи книг такого направления. Если в Википедии задать поиск по категории «авторы исторических романов», ответом на него будет перечень, содержащий около 600 имен. Трех жизней не хватит любителю такой литературы, чтобы прочитать их творения. Начинающему читателю важно помочь сориентироваться в книжном море, и, к счастью, знатоки «книжного промысла» способны порекомендовать то, что заинтересует.

Чтеца могут разочаровать конъюнктурные, «однодневные» исторические романы. Список книг признанной знатоками художественной культуры - вот что нужно адепту. Иначе, прочитав несколько бесталанных сочинений этого жанра, человек отложит книги и займется другим делом.

Читатель может быть уверенным: человечество уже прочитало и систематизировало книги, которые он берет в руки. Путь духовного роста адепта не представляется лабиринтом, в конце которого обессиленного путника сожрет Минотавр разочарования.

Классифицируем романистику

Изначально остановимся на выборе только знаменитых, прославленных сочинений, чтоб затем включить их в списки. Также учтем доступность сих книг, то есть нас интересует издание в больших тиражах. Таким образом, в выборке окажутся добротные классические исторические романы.

Список книг составляют соответственно определенным интересам ценителей литературы. Ведь читательская аудитория различается по полу, возрасту, интересам, образованию. Можно подобрать произведения для каждой ее категории представителей. Вначале предложим книгочеям определиться, какие романы о прошлом заинтересуют их:

  • классические российские;
  • классические зарубежные;
  • философские;
  • любовные;
  • документальные;
  • легкого прочтения.

В дальнейшем представим детально романы по каждому из указанных направлений.

Классические российские

Образованному человеку стыдно не знать историю родной страны. Такой живой интерес порождает любовь к Родине. Поэтому историограф Карамзин Николай Михайлович недвусмысленно намекнул потомкам: «История государства Российского - не менее интересна, чем история остального мира».

Читателю по силам ознакомиться с прошлым страны Ломоносова и Пушкина благодаря художественной литературе. Русскими и советскими писателями для него написаны культовые исторические романы. Список книг этих авторов свидетельствует о богатстве культуры страны:

  • «Белая гвардия» Михаила Булгакова.
  • «Живые и мертвые» Константина Симонова.
  • «Котлован» Андрея Платонова.
  • «Москва и москвичи» Владимира Гиляровского.
  • «Петр I» А. Толстого.
  • «Трагедия Цусимы» Владимира Семенова.
  • «Тихий дон» М. Шолохова.
  • «Угрюм-река» Вячеслава Шишкова.
  • «Фаворит», «Баязет», «Моозунд» Валентина Пикуля.
  • «Чингиз-хан» Владимира Яна.

Известны и за рубежом упомянутые русские исторические романы. Список книг включает разные произведения по композиции и содержанию. Среди них - воодушевляющее, повествующее о первом императоре произведение и драматическое -о казацкой доле; жгучее откровение о потерянном поколении и повествование о страшной войне.

Классические зарубежные

Обратим внимание на рейтинг книг старейшей британской информационной компании, содержащий исторические романы. Список книг (зарубежные ли, отечественные ли это произведения - не столь важно) будет корректным, если он обоснован BBC. Земляки Вальтера Скотта знают толк в литературе.

Россиянам знакомы названия произведений зарубежной классики по кинопостановкам. Классическая литература является общечеловеческой ценностью. Свидетельствует об этом единственный памятник светскому человеку в Ватикане, посвященный Генриху Сенкевичу, автору романа об Апостоле Рима.

  • «Айвенго», «Квентин Дорвард» Вальтера Скотта.
  • «Годы молодые Генриха IV» Генриха Манна.
  • «Камо Грядеши» Генриха Сенкевича.
  • «Красное и черное» Стендаля.
  • «Мария Стюарт» Стефана Цвейга.
  • «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери» Виктора Гюго.
  • «Проклятые короли» Мориса Дрюона.
  • «Сто лет одиночества» Габриэля Маркеса.
  • «Унесенные ветром» М. Митчелл.

Заметим: большинство из этих книг написаны писателями Старого Света.

Любовные

Произведения такого рода подходят в большей степени нашим милым дамам.

Ведь женщин часто интересует чувственные исторические романы. Список книг о любви составлен на основе произведений признанной мировой классики, которая, кроме познания, также воспитывает человека эстетически:

  • «Английский пациент» Майкла Ондатже.
  • «Великий Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда.
  • «Гордость и предубеждение» Джейн Остин.
  • «Грозовой перевал» Бронте Эмили.
  • «Джен Эйр» Шарлотты Бронте.
  • «Доктор Живаго» Б. Пастернака.
  • «Консуэло» Жорж Санд.
  • «Леди Роз» Сандры Уорт.
  • «Любовник леди Чаттерлей» Дэвида Лоуренса.
  • «Ребекка» Дафны Дю Морье.
  • «Тереза Ракен» Стефана Цвейга.
  • «Триумфальная арка», «Жизнь взаймы» Э. М. Ремарка.

Для читателя давно стали любимыми эти исторические любовные романы. Список книг содержит произведения, которые нельзя читать равнодушно. Авторы сумели найти струны души читателей и прикоснуться к ним

Философские

Романы о прошлом с философской идеей - это особая тема. Перефразируя фразу «крестного отца», сие блюдо приходится по вкусу читателям-«гурманам». Будем подразумевать под этим эпитетом любителей литературы, способных по несколько раз перечитывать сюжет, чтобы каждый раз отыскивать скрытый смысл, нюанс.

«Гурманы» получают удовлетворение, постигнув «второе, третье и даже четвертое дно» произведения. Подобные интеллектуальные вещи, по их убеждению, - лучшие исторические романы. Список книг этих содержит произведения, уважаемые сообществом читателей:

  • «1984» Джорджа Оруэлла.
  • «Война и мир» Льва Толстого.
  • «Государь» Никколо Макиавели.
  • «Имя розы», «Баудолино» «Маятник фуко» Умберто Эко.
  • «Камо грядеши» Генриха Сенкевича.
  • «Раковый корпус» Александра Солженицына.
  • «Репетиции» Владимира Шарова.
  • «Список Шиндлера» Томаса Кинилли.
  • «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса.

Любители сих произведений считают (и не без оснований), что это - самые лучшие исторические романы.

Книги «Список Шиндлера», «Имя розы» стали основой для создания известных кинокартин. Роман «Война и мир» признан эталоном исторической классики. Произведение «1984» послужило своеобразным прозрением для человечества, толчком к пониманию скрытой сути диктатуры. Общепризнанным тренажером для интеллекта служат любителям книг непростые сюжеты профессора Умберто Эко.

Легкого прочтения

Оговоримся: мы не собираемся принизить, назвав «легкими» книги, представленные в этом перечне.

Такое имя перечень получил из субъективных соображений, поскольку его произведения приятны и легки для восприятия, словно музыка Моцарта - для слуха. Сюжет в них захватывающ, присутствует борьба добра со злом. Для многих людей эти сочинения стали любимыми:

  • «Агния дочь Агнии» Василия Ливанова.
  • «Азазель», «Статский советник» Бориса Акунина.
  • «Граф Монте-Кристо», «Три мушкетера» Александра Дюма.
  • «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса.
  • «Одиссея капитана Блада» Рафаэлло Сабатини.
  • «Последний из Могикан», «Следопыт» Фенимора Купера.
  • «Похождения Швейка» Ярослава Гашека.
  • «Спартак» Рафаэлло Джованьоли.
  • «Таис Афинская» Ивана Ефремова.
  • «Черная стрела» Роберта Стивенсона.
  • «Честь имею», «Пером и шпагой» Валентина Саввича Пикуля.

Действие этих романов способно увлечь любую категорию читателей. Об этом свидетельствует всесоюзный успех киноленты «Три мушкетера», где д’Артаньяна сыграл молодой и харизматичный Михаил Боярский.

Документальные

Документальные романы о прошлом предпочитают серьезные, суровые мужчины. Произведения такого рода претендуют на доскональное раскрытие темы, часто нелицеприятной и не афишированной.

Их герои - люди, прошедших жуткие испытания, героически сохраняя «в первом круге ада» (земном) человеческое достоинство. Эта литература нашла читателя относительно недавно, в эпоху гласности:

  • «Архипелаг Гулаг», «В круге первом» Александра Солженицына.
  • «Аквариум», «Ледокол», «Последняя республика» Виктора Суворова.
  • «Белые одежды» Владимира Дудинцева.
  • «Вишера» Варлама Шаламова.
  • «Воспоминания о войне» Николая Никулина.
  • «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова.
  • «Мужики и бабы», «Изгой» Бориса Можаева.
  • «Нас ждет огонь смертельный!» Владимира Першанина.
  • «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева.
  • «Факультет ненужных вещей» Юрия Домбровского.

Непросто психологически читать эти произведения, рассказывающие о вопиющей несправедливости. Однако сии романы несут и позитивный заряд, ведь они воспитывают в людях чувства человечности, справедливости, иммунитет к насилию, непримиримость к тирании.

Заключение

Увлекательны и захватывающи исторические романы. Список книг этого жанра подбирается каждым читателем сообразно интересам. Представленные в статье варианты таких перечней - не догма.

Читатель может, руководствуясь вкусом, добавлять или изымать из него произведения. Список таких романов - это компас в книжном море, маршрут в котором прокладывает любитель книг самостоятельно.

Русский роман имеет свои характерные особенности развития, обусловленные своеобразием исторического процесса страны. В древней русской литературе религиозное миропонимание заняло центральное место. Поэтому и литература той эпохи была целиком проникнута религиозно-моралистическими настроениями; в ней не было даже малейших форм новеллы и романа. Были созданы формы политической эпопеи («воинские повести») и религиозной эпопеи («жития»). Русский роман начал складываться в XVIII веке. На протяжении двухсот лет русский роман прошёл весь тот путь исторического развития, на который французскому роману понадобилось до шести столетий. К началу XVIII в. из моралистической, нравоописательной повести («Горе-злосчастье», «Савва Грудцин» и др.) выросла постепенно «мещанская новелла», ярким образцом которой является «Повесть о Фроле Скобееве» .

В восемнадцатом столетии много было сделано для становления новой русской литературы, были заложены основы многих жанров, в том числе эпических, что получило мощное развитие уже в девятнадцатом веке.

Развитие исторического романа в России происходило быстрее, чем, например, во Франции, а, следовательно, нужно понять, какие процессы протекали по-другому и почему. Мы выясним разновидности романа на протяжении XVIII - XIX веков, и какое значение имело возникновение исторического романа в русской литературе. Это послужит необходимым фоном для обращения к роману Алексея Константиновича Толстого «Князь Серебряный» и внимательному его рассмотрению. Этому роману было уделено недостаточно внимания в исследованиях. В работах разбирался язык в творчестве Толстого, использование автором фольклора, или его увлечение эпохой Иоанна Грозного, но конкретно о романе «Князь Серебряный» написано не так много, как хотелось бы, а ведь роман интересен для исследования. Поэтому в нашем исследовании предпринята попытка изучить роман А.К. Толстого «Князь Серебряный» в плане преемственности традиции исторического романа.

В средние века возникли многочисленные повествовательные произведения, которые распространялись устно бродячими певцами-сказителями. Эти произведения по своему жанру являются рыцарскими эпопеями и легендами. Они тоже объединяются в циклы вокруг героев и сюжетов. Они отвечают на те же идейные вопросы, на какие отвечали эпопеи древности, но уже на новой социальной почве и в новом стиле. Они героизируют подвиги рыцарей, носителей моральной доблести, политического самосознания рыцарства, религиозного правоверия. Эпопея и легенда древних и средних веков, будучи крупными повествовательными произведениями, еще не были, однако, тем, что получило впоследствии название романа.

В продолжение этого во второй половине XVIII в. возникают авантюрные романы (Ив. Новиков, М. Комаров, М. Чулков «Пригожая повариха»). Средневековый роман представляет собой цепочку новелл-приключений, объединенную одним или несколькими героями. В авантюрном романе отразился интерес к индивидуальной личности и ее судьбе.

Вместе с этим в литературе бытуют переводные авантюрно-рыцарские романы, главным образом французские, по образцу которых и русские писатели эпохи классицизма пытаются создать собственные произведения. В самом конце XVIII и начале XIX вв. под пером Измайлова, Нарежного и др. возникает нравоучительный роман приключений, совмещающий в себе идиллические и сатирические зарисовки нравов провинции и столицы. В 20-30-х гг. XIX в. авантюрный «нравоописательный» роман продолжает развиваться. Примером такого романа считается роман Булгарина «Иван Выжигин» и др. Линию дворянского нравоописательного и изобличительного романа исследователи прослеживают от Нарежного и Квитки-Основьяненка («Пан Халявский») и, заканчивая Гоголем. Так же возникает социально-бытовой реалистический роман, опирающийся на соответствующие образцы английского и французского романа. «Евгений Онегин» Пушкина и «Герой нашего времени» Лермонтова становятся образцами для целой плеяды романистов 1850-60-х гг. Из них «И.С. Тургенев, И.А. Гончаров и Л.Н. Толстой достигают большой высоты своими реалистическими романами» . В написанных разными стилями произведениях этих авторов можно найти описание социальной действительности индивидуальность образов. А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, Н.Г. Помяловский, В.А. Слепцов и И.В. Омулевский посвятили свои романы разрешению социальных проблем, сделавшие на русской почве то, что в немецкой литературе создали беллетристы «Молодой Германии». Последующий период дает такие произведения, как «Анна Каренина» и «Воскресение» Л.Н. Толстого. В 1870-80-х гг. появляется множество романистов (Б.М. Маркевич, В.В. Крестовский, В.Г. Авсеенко и др.). Некоторые беллетристы пытаются продолжать традиции романа классиков-реалистов.

Авторы стали писать романы, но уже не авантюрно-натуралистические старого стиля, а бытовые, психологические, социальные, реалистические романы. Сложившийся в творчестве средневековья как определенный и законченный литературный жанр, показывающий отдельный круг идейных интересов, роман теперь выражает соответствующие идейно-художественные запросы новых социальных слоев нового времени. В каждой отдельной национальной литературе это происходило соответственно ходу исторического развития страны. К 1830-м годам начинает формироваться особое направление в литературе - исторический роман. Он, можно сказать, «впитал» в себя те достижения в области романного жанра, которые были достигнуты в предшествующие годы. Его возникновение объясняется тем, что русский народ стремился узнать и понять свое историческое прошлое.

Первым таким романом о «своем» оказался роман И.И. Загоскина «Юрий Милославский, или Русские в 1612 году», появившийся в 1829 году. В последующие несколько лет появляется множество исторических романов, из которых определенную роль в развитии жанра сыграли «Рославлев, или русские в 1812 году» (1830) М.Н. Загоскина, «Димитрий Самозванец» (1829) Ф. Булгарина, «Клятва при гробе господнем» (1832) Н. Полевого, «Последний Новик, или завоевание Лифляндии при Петре 1», выходивший частями в 1831-1833 годы, «Ледяной дом» (1835) и «Басурман» (1838) И.И. Лажечникова. В 1835 году выходит повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», в 1836 году появляется «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

Первым, кто дал понятие о том, как надо строить исторический роман с искусным сочетанием вымышленных героев с героями реальными, которые восходят к подлинно существовавшим лицам, был Вальтер Скотт. Во втором десятилетии XIX века в России его романы были очень популярны. Именно его традиций стали придерживаться авторы, когда начинали писать романы этого жанра. Исторический роман, по мнению писателя, должен воспроизвести историю полнее, чем научно-историческое исследование, а для этого он должен совмещать реальных исторических лиц и вымышленных, изобразить частную жизнь людей, сочетая любовную интригу и политическое действие. Например, в романе «Квентин Дорвард», события пропускаются через призму центрального вымышленного героя, обычно ничем не выдающегося, который оказывается по воле судьбы участником различный событий. Это позволяет обрисовывать великих исторических деятелей, раскрыть их человеческие характеры. Встреча сюжетного героя с историческим лицом, от которого затем зависит его судьба, у В. Скотта происходит случайно, в пути, в таверне, и герой обычно не знает, с кем имеет дело. Они успевают оказать друг другу какие-то услуги, а затем происходит их новая встреча, уже в иных обстоятельствах, нередко как представителей борющихся лагерей, и создается весьма драматическая коллизия. Так у В. Скотта строятся взаимоотношения между нанявшимся на дворцовую службу шотландцем Квентином Дорвардом и жестоким французским королем Людовиком XI. Особое значение в романах В. Скотта приобрели подробные описания местности со всеми ее особенностями, колорит эпохи, костюмы. Так же важно для него было показать обычаи, привычки, предрассудки людей той эпохи. Однако писатель не стремится полностью придерживаться достоверности фактов, он переставляет местами даты, домысливает характер того или иного исторического лица. Загоскин, следуя традициям В. Скотта, поступает так же: действие романа начинается весной 1612 года, а герои только узнают о фактах уже совершившихся: о присяге москвичей Владиславу, об убийстве Лжедмитрия, о взятии Смоленска. Главная задача романиста была не в хронологическом воспроизведении эпизодов, а в воссоздании «духа» той эпохи. В романах В. Скотта, как и у его последователей, на первом плане, как правило, изображение вымышленных героев, а лица исторические являются для них своеобразным фоном.

Первое собрание исторических трудов Вальтера Скотта вышло в Эдинбурге в 1827 году. Затем они несколько раз переиздавались и переводились на иностранные языки. Вальтер Скотт как критик возбудил значительный интерес во Франции 1830-х годов. В русском переводе появилось несколько статей в «Сыне отечества» (1826-1829) и в других журналах XIX века. Особенное значение приобретала история «старых нравов». Духовная жизнь нации, начиная с произведений В. Скотта, стала неотъемлемым компонентом исторического романа. Успех и бурное развитие исторического романа вызвали в журналах и литературных кругах первой половины 30-х годов XIX века оживленную полемику. Адам Мицкевич сказал: «В эту пору много говорили о местном колорите, об историчности, о необходимости воссоздавать историю в поэзии, в романе» . Полемика вокруг проблем исторического романа была важным моментом в той борьбе за реализм в русской литературе, которую с середины 20-х годов XIX века начал Пушкин, а затем продолжил Белинский.

Для Белинского развитие исторического романа в русской литературе было не только результатом влияния Вальтера Скотта, как это утверждали С.П. Шевырев и О.И. Сенковский, а проявлением «духа времени». Внимание к историческому прошлому, которое говорило о растущем национальном самосознании народа, так же свидетельствовало и о более глубоком проникновении действительности и ее интересов в искусство и общественную мысль. Белинский указывает, что вся дальнейшая деятельность передовой мысли будет и должна опираться на историю, вырастать из исторической почвы. По мнению Белинского, значение Вальтера Скотта заключалось в том, что он «докончил соединение искусства с жизнью, взяв в посредники историю» . «Само искусство теперь сделалось по преимуществу историческим, исторический роман и историческая драма интересуют всех и каждого больше, чем произведения в том же роде, принадлежащие к сфере чистого вымысла» ,- отмечал критик. Во внимании к истории, к реальной действительности он усматривал движение русской литературы к реализму.

Романы В. Скотта принято делить на две основные группы. Первая посвящена прошлому Шотландии, периоду гражданской войны. Это целая галерея шотландских типов самых разнообразных социальных слоев, но преимущественно крестьянства. Писатель по сравнению с «сентиментальной» литературой XVIII в. делает дальнейший шаг на пути развития романа. Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных стран, преимущественно средним векам и XVI в. («Айвенго»). Здесь присутствует историзм, прежде всего внешний историзм, воскрешение атмосферы и колорита эпохи. Данная им картина «классического» средневековья раскрывает непохожую на современность действительность. В литературе такого еще не было. Это было настоящим открытием. Каждый роман Скотта основан на определенной концепции исторического процесса в данное время. Так, «Квентин Дорвард» дает не только художественный образ Людовика XI и его окружения, но раскрывает сущность его политики. Концепция «Айвенго», где центральным событием для Англии конца XII в. выдвинута национальная борьба саксов с норманнами, оказалась необыкновенно важной для науки истории, - она была толчком для известного французского историка Ог. Тьерри.

Традиция В.Скотта оказала мощное влияние на мировую литературу, особенно на русскую. Она дала толчок для создания русского исторического романа. И в дальнейшем, когда этот жанр стал развиваться, писатели продолжали опираться на традиции В. Скотта. Уже во второй половине девятнадцатого века русская литература обогатилась превосходными образцами исторического романа. Не последняя роль в развитии исторического романа достается А.К. Толстому, который становится преемником традиций Загоскина, Лажечникова и Вельтмана, при этом, сумев привнести в литературу нечто свое. Ярким примером подобных романов в его творчестве является роман «Князь Серебряный».

3. Исторический роман в русской литературе

К 30-м годам относится возникновение исторического романа, успехи которого отражали развитие национально-исторического самосознания русского общества, подъем его интереса к отечественному прошлому.

Первым таким романом о «своем» оказался «Юрий Милославский, или русские в 1612 году» Загоскина, появившийся в 1829 году. Успех его был неслыханным в летописях русской литературы. В последующие несколько лет появляется множество исторических романов, из которых определенную роль в развитии жанра сыграли «Рославлев, или русские в 1812 году» (1830) Загоскина, «Димитрий Самозванец» (1829) Булгарина, «Клятва при гробе господнем» (1832) Н. Полевого, «Последний Новик, или завоевание Лифляндии при Петре 1», выходивший частями в 1831-1833 годы, «Ледяной дом» (1835) и «Басурман» (1838) И. И. Лажечникова. В 1835 году выходит повесть Гоголя «Тарас Бульба». В 1836 году появляется «Капитанская дочка» Пушкина. Русский исторический роман был создан.

Успех и бурное развитие исторического романа вызвали в журналах и литературных кругах первой половины 30-х годов оживленную полемику вокруг его проблем. «В эту пору много говорили о местном колорите, об историчности, о необходимости воссоздавать историю в поэзии, в романе»,- свидетельствует внимательный наблюдатель развития русской литературы этого времени Адам Мицкевич. Полемика вокруг проблем исторического романа была важным моментом в той борьбе за реализм в русской литературе, которую с середины 20-х годов начал Пушкин, а затем продолжил Белинский.

Для Белинского развитие исторического романа в русской литературе было не результатом влияния Вальтера Скотта, как это утверждали Шевырев и Сенковский, а проявлением «духа времени», «всеобщим и можно сказать всемирным направлением». Внимание к историческому прошлому, отражая рост национального самосознания народов, вместе с тем свидетельствовало о все более глубоком проникновении действительности и ее интересов в искусство и общественную мысль. Белинский указывает, что вся дальнейшая деятельность передовой мысли будет и должна опираться на историю, вырастать из исторической почвы. По мнению Белинского, значение Вальтера Скотта заключалось в том, что он «докончил соединение искусства с жизнью, взяв в посредники историю». «Само искусство теперь сделалось по преимуществу историческим, исторический роман и историческая драма интересуют всех и каждого больше, чем произведения в том же роде, принадлежащие к сфере чистого вымысла»,- отмечал критик. Во внимании к истории, к реальной действительности он усматривал движение русской литературы к реализму.

Среди авторов исторических романов 30-х годов видное и. и. Лажечников место занимает Иван Иванович Лажечников, который, по словам Белинского, приобрел у своих современников широкую известность и «громкий авторитет». Сын богатого просвещенного купца, общавшегося еще с Н. И. Новиковым, он получил хорошее домашнее образование. Захваченный широким подъемом патриотизма в 1812 году, он сбежал из дому, участвовал в Отечественной войне, побывал в Париже. Впоследствии, в своих «Походных записках русского офицера», опубликованных в 1820 году, Лажечников сочувственно отмечал прогрессивные явления европейской культуры и протестовал, хотя сдержанно, против крепостного права. В дальнейшем он ряд лет служил в должности директора училищ; к 60-м годам его умеренный либерализм успел иссякнуть, ослабело и его дарование романиста, лишь опубликованные им воспоминания о жизненных встречах (с Белинским и другими) представляют несомненный интерес.

Каждый из романов Лажечникова был результатом тщательной работы автора над известными ему источниками, внимательного изучения документов, мемуаров и местности, где происходили описываемые события. Этими чертами отличается уже первый роман Лажечникова «Последний Новик». Основным местом действия Лажечников избрал Лифляндию, хорошо ему знакомую и, возможно, привлекавшую его воображение развалинами старинных замков.

Сюжет «Последнего-Новика» романтичен. Автор прибегнул к неудачному вымыслу, сделав героя романа сыном царевны Софьи и князя Василия Голицына. В юные годы он чуть не стал убийцей царевича Петра. После свержения Софьи и удаления от власти Голицына ему пришлось бежать за рубеж, спасаясь от казни. Там возмужал он и по-новому взглянул на обстановку, сложившуюся в России. Он с сочувствием следил за деятельностью Петра, но считал невозможным свое возвращение на родину. Когда возникла война между Россией и Швецией, Новик тайно стал помогать русской армии, вторгшейся в Лифляндию. Войдя в доверие к начальнику шведских войск Шлиппенбаху, он сообщал о его силах и планах командующему русской армией в Лифляндии Шереметьеву, способствуя победе русских войск над шведами. Так возникла драматическая ситуация в романтическом духе. Последний Новик-одновременно и герой и преступник: он тайный друг Петра и знает, что Петр враждебно относится к нему. Коллизия разрешается тем, что последний Новик возвращается на родину тайно, получает прощение, но уже не чувствуя в себе силы для участия в петровских преобразованиях, уходит в монастырь, где и умирает.

В романе обличается лицемерное, прикрытое маской патриархализма, бездушное крепостническое отношение лифляндских баронов к крестьянам и их нуждам. Автор при этом вполне мог рассчитывать, что читатель сумеет применить образы лифляндских помещиков-крепостников к русской действительности. Их черному миру противостоят в романе благородные люди: ревнители просвещения и подлинные патриоты И. Р. Паткуль, врач Блумен-трост, пастор Глюк и его воспитанница - будущая Екатерина 1, дворяне - офицеры братья Трауферт, ученый библиотекарь, любитель естествознания Биг и другие. Большинство из них - лица исторические. Эти персонажи являются в романе носителями исторического прогресса. Все они восхищаются личностью Петра 1, сочувствуют его деятельности, желают сближения Лифляндии с Россией.

В светлых тонах Лажечников рисует образ самого Петра, сочетающего в себе ту простоту и величие, которые даны и в двух сценах «Арапа Петра Великого» Пушкина. Но если Пушкин ясно представлял себе противоречивый характер деятельности Петра, то в романе Лажечникова петровская эпоха, сам Петр и его сподвижники крайне идеализированы. Лажечников не показывает никаких социальных противоречий и политической борьбы, проходит мимо варварских методов управления, применявшихся Петром. Облик Петра дан в духе романтической теории гения.

Наиболее значительным романом Лажечникова является «Ледяной дом » (1835). Создавая его, романист вчитывался в воспоминания деятелей поры Анны Иоанновны - Манштейна, Миниха и других, изданные в начале XIX века. Это позволило ему воссоздать с достаточной точностью атмосферу придворной жизни времен Анны Иоанновны и образы некоторых исторических деятелей, хотя в зарисовке их он счел возможным, согласно своим взглядам, кое-что изменить по сравнению с действительностью. Это касается прежде всего героя романа кабинет-министра Арт. Волынского, оклеветанного любимцем императрицы немцем Бироном и преданного страшной казни. Его образ писатель во многом подверг идеализации. Историческая роль Волынского, боровшегося против иноземца-временщика, была, несомненно, прогрессивной. Но в историческом Волынском положительные черты сочетались с отрицательными. За лихоимство его не раз бивал еще Петр 1. Как и другим вельможам его времени, Волынскому не были чужды низкопоклонство, тщеславие, карьеризм. Все эти особенности его личности устранены писателем. Волынский в романе полон заботы о благе государства и народа, истомленного тяжелыми поборами; в борьбу с Бироном он вступает лишь во имя блага отчизны.

Соперник Волынского - наглый временщик и угнетатель народа Бирон зарисован писателем значительно ближе к историческому облику фаворита императрицы. При всей осторожности Лажечникова, нарисованный образ самой Анны Иоанновны свидетельствовал об ее ограниченности, безволии, отсутствии у нее каких-либо духовных интересов. Постройка ледяного дома, в котором была отпразднована свадьба шутовской пары, показана писателем как дорогое и жестокое развлечение.

Сюжет представил Лажечникову возможность глубоко раскрыть бедственное положение народа. На праздник, задуманный Волынским для потехи императрицы, со всех концов страны привезены молодые пары, создающие образ многонациональной России. В страхе и унижениях, пережитых участниками спектакля в ледяном доме, в судьбе замученного бироновскими клевретами украинца звучит тема страдания русского народа под гнетом бироновщины. Передавая мечты шутихи госпожи Кульковской о том, как она, «будущая столбовая дворянка», будет «покупать на свое имя крестьян и колотить их из своих рук», а в случае надобности прибегать к помощи палача, Лажечников приоткрывает завесу над крепостническими нравами, выражая свое негодующее отношение к крепостному праву, свою позицию писателя-гуманиста.

Исторически неверным оказался образ Тредиаковского, что было отмечено Пушкиным в письме к Лажечникову. Тредиаковский Лажечникова более похож на свою карикатуру в комедии Сумарокова «Трессотиниус», вызванной ожесточенными литературными спорами середины XVIII века, чем на исторического реформатора русского стиха и человека трагической жизни, над которым издевались вельможи.

В фабуле романа все время переплетаются политическая и любовная интриги, романтическая любовь Волынского к прекрасной молдаванке Мариорице. Эта линия развития сюжета порой мешает первой, ослабляя историзм «Ледяного дома». Но она не выходит за рамки быта и нравов столичного дворянского общества того времени. Не всегда искусно сплетая два основных мотива сюжетного развития романа, Лажечников в отличие от большинства исторических беллетристов своего времени не подчиняет историю вымыслу: основные ситуации и финал романа определяются политической борьбой Волынского с Бироном.

Воспроизводя в романе «местный колорит», некоторые любопытные черты нравов и быта того времени, писатель правдиво показал, как государственные дела переплетались во времена Анны Иоанновны с дворцовым и домашним бытом царицы и ее окружения. Исторически точна сцена испуга народа при появлении «языка», при произнесении страшного «слова и дела», что влекло за собой пытки в Тайной канцелярии. Святочные забавы девушек, вера в колдунов и гадалок, образы цыганки, дворцовых шутов и шутих, затея с ледяным домом и придворные развлечения скучающей Анны, которыми должен был заниматься сам кабинет-министр,- все это живописные и верные черты нравов того времени. В историко-бытовых картинах и эпизодах, в изображении ужасов бироновщины продолжает свое течение реалистическая струя в творчестве писателя.

Список литературы

1. А. И. Герцен, О развитии революционных идей в России.

2. А. И. Герцен, Былое и думы, ч. 1.

3. В. Г. Белинский, О русской повести и повестях Гоголя. Н.

4. Н.Г.Чернышевский, Очерки гоголевского периода русской литературы.

5. А.И.Полежаев, Полное собрание стихотворений. Вступительная статья

6. Н. Ф. Бельчикова, изд. «Советский писатель», 1934 («Библиотека поэта». Большая серия).

7. В. Г, Белинский, Стихотворения Полежаева. Н« А. Добролюбов, Стихотворения А. Полежаева.

8. И, Воронин, А. И. Полежаев. Жизнь и творчество, Гослитиздат, М., 1954.

9. В. Г. Бенедиктов, Стихотворения. Вступительная статья Л. Я. Гинзбург, изд.

10. «Советский писатель», Л., 1939 («Библиотека поэта». Большая серия).

11. В. Г. Белинский, Сочинения В. Ф. Одоевского.

12. М. Н. Загоскин, Юрий Милославский, или Русские в 1612 году. Вступительная статья Б. Неймана, Гослитиздат, М., 1986.

13. М. Н. Загоскин, Рославлев, или Русские в 1812 году. Вступительная статья

14. И.И.Лажечников, Полное собрание сочинений в 12 томах, изд. «Вольф», Спб.,1899-1900.

15. И. И. Лажечников, Ледяной дом. Вступительная статья М. В. Нечкиной, Гос­литиздат, М., 1988.

16. В. Г. Белинский, Два романа Лажечникова.М.1995г.

17. Таврина Ксения Владимировна. Историческая тема в русской литературе.

Слова. Тем самым создавались условия для появления великого русского гения- Александра Сергеевича Пушкина. Историческая тема в творчестве А.С.Пушкина. В Пушкине было вернее понимание истории: свойство, которым одарены не все историки Вяземский К 30-м годам 19 века относится расцвет пушкинской прозы. Поэт был не удовлетворен состоянием современной ему литературы, в частности прозы. Даже...

Государственным деятелем, с размахом двинувшим Россию вперёд, настолько Пушкин был Петром Великим русской литературы. Тема Петра – “сквозная” тема в русской литературе вообще, в творчестве Пушкина в частности. Поэт видит в Петре не просто историческую личность, но и олицетворение преобразовательной мощи человечества, насаждающего культуру и цивилизацию посреди нелюдимых и бесприютных пространств. ...

Роман А.К. Толстого "Князь Серебряный" как жанр исторической художественной прозы

дипломная работа

1.1 Возникновение и развитие исторического романа в России

Конец XVIII - первые десятилетия XIX века были эпохой больших исторических событий - социальных сдвигов, кровопролитных войн, политических потрясений. Великая Французская буржуазная революция, блистательное возвышение и драматический финал Наполеона, национально-освободительные революции - на Западе, Отечественная война 1812 года и восстание декабристов - в России...

Все это порождало в сознании людей той поры обостренное чувство истории, в котором наиболее чуткие современники видели новую отличительную особенность столетия, способствовало формированию особого «исторического направления» мысли, внимания, интересов.

С большой силой, и даже прежде всего, это сказалось в художественной литературе. Складывается новый жанр исторического романа, возникновение и пышный расцвет которого связаны с именем великого английского писателя Вальтера Скотта (1771-1832). Романы Вальтера Скотта и сейчас читаются с большим интересом, но для людей того времени они были в высшей степени новаторским явлением, важнейшим художественным открытием. Это первые шаги в становлении и развитии жанра исторического романа.

Под пером Вальтера Скотта сложился и самый тип исторического романа, органически сочетающего художественный вымысел с реальной исторической действительностью. Формулу такого романа именно на основе опыта Вальтера Скотта и его многочисленных последователей во всех главных европейских литературах дал Пушкин: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании» [Пушкин, 1949, т.11, 92].

Нас в нашей работе интересует возникновение русского исторического романа. Перейдем к рассмотрению данного вопроса.

Возникновение исторического романа относится к 30-м годам, успехи которого отражали развитие национально-исторического самосознания русского общества, подъем его интереса к отечественному прошлому.

Успех и бурное развитие исторического романа вызвали в журналах и литературных кругах первой половины 30-х годов оживленную полемику вокруг его проблем. «В эту пору много говорили о местном колорите, об историчности, о необходимости воссоздавать историю в поэзии, в романе»,- свидетельствует внимательный наблюдатель развития русской литературы этого времени Адам Мицкевич. Полемика вокруг проблем исторического романа была важным моментом в той борьбе за реализм в русской литературе, которую с середины 20-х годов начал Пушкин, а затем продолжил Белинский.

Внимание к историческому прошлому, отражая рост национального самосознания народов, вместе с тем свидетельствовало о все более глубоком проникновении действительности и ее интересов в искусство и общественную мысль. Белинский указывает, что вся дальнейшая деятельность передовой мысли будет и должна опираться на историю, вырастать из исторической почвы.

Первым лепту в создание нового для русской литературы жанра исторического романа внес Михаил Николаевич Загоскин. Первым таким романом о «своем» оказался «Юрий Милославский, или русские в 1612 году» появившийся в 1829 году. Первенство его не только хронологическое (его «Юрий Милославский» вышел в свет на полгода раньше булгаринского «Дмитрия Самозванца»). Загоскин в своем первом историческом романе сумел наиболее глубоко затронуть чувство национального самосознания, присущее любому социальному слою в России того времени.

Для Загоскина написание «Юрия Милославского» стало своего рода творческим подвигом, испытанием всех его духовных и интеллектуальных сил. Вот как Аксаков описывает состояние Загоскина в тот период, когда «принялся он готовиться к сочинению исторического романа. Он был весь погружен в эту мысль; охвачен ею совершенно; его всегдашняя рассеянность, к которой давно привыкли и которую уже не замечали, до того усилилась, что все ее заметили, и все спрашивали друг друга, что сделалось с Загоскиным? Он не видит, с кем говорит, и не знает, что говорит? Встречаясь на улицах с короткими приятелями, он не узнавал никого, не отвечал на поклоны и не слыхал приветствий: он читал в это время исторические документы и жил в 1612 году» [Аксаков, 1986, т.3, 400].

В последующие несколько лет появляется множество исторических романов, из которых определенную роль в развитии жанра сыграли «Рославлев, или русские в 1812 году» (1830) М.Н. Загоскина, «Димитрий Самозванец» (1829) Ф. В. Булгарина, «Клятва при гробе господнем» (1832) Н. Полевого, «Последний Новик, или завоевание Лифляндии при Петре I», выходивший частями в 1831-1833 годы, «Ледяной дом» (1835) и «Басурман» (1838) И. И. Лажечникова. В 1835 году выходит повесть Гоголя «Тарас Бульба». В 1836 году появляется «Капитанская дочка» Пушкина. Русский исторический роман был создан.

Среди авторов исторических романов 30-х годов, как уже было выше отмечено, видное место занимает Иван Иванович Лажечников, который, по словам Белинского, приобрел у своих современников широкую известность и «громкий авторитет». Сын богатого просвещенного купца, общавшегося еще с Н. И. Новиковым, он получил хорошее домашнее образование. Захваченный широким подъемом патриотизма в 1812 году, он сбежал из дому, участвовал в Отечественной войне, побывал в Париже. Впоследствии, в своих «Походных записках русского офицера», опубликованных в 1820 году, Лажечников сочувственно отмечал прогрессивные явления европейской культуры и протестовал, хотя сдержанно, против крепостного права. В дальнейшем он ряд лет служил в должности директора училищ; к 60-м годам его умеренный либерализм успел иссякнуть, ослабело и его дарование романиста, лишь опубликованные им воспоминания о жизненных встречах (с Белинским и другими) представляют несомненный интерес.

Каждый из романов Лажечникова был результатом тщательной работы автора над известными ему источниками, внимательного изучения документов, мемуаров и местности, где происходили описываемые события. Этими чертами отличается уже первый роман Лажечникова «Последний Новик». Основным местом действия Лажечников избрал Лифляндию, хорошо ему знакомую и, возможно, привлекавшую его воображение развалинами старинных замков.

Сюжет «Последнего Новика» романтичен. Автор прибегнул к неудачному вымыслу, сделав героя романа сыном царевны Софьи и князя Василия Голицына. В юные годы он чуть не стал убийцей царевича Петра. После свержения Софьи и удаления от власти Голицына ему пришлось бежать за рубеж, спасаясь от казни. Там возмужал он и по-новому взглянул на обстановку, сложившуюся в России. Он с сочувствием следил за деятельностью Петра, но считал невозможным свое возвращение на родину. Когда возникла война между Россией и Швецией, Новик тайно стал помогать русской армии, вторгшейся в Лифляндию. Войдя в доверие к начальнику шведских войск Шлиппенбаху, он сообщал о его силах и планах командующему русской армией в Лифляндии Шереметьеву, способствуя победе русских войск над шведами. Так возникла драматическая ситуация в романтическом духе. Последний Новик - одновременно и герой и преступник: он тайный друг Петра и знает, что Петр враждебно относится к нему. Коллизия разрешается тем, что последний Новик возвращается на родину тайно, получает прощение, но уже не чувствуя в себе силы для участия в петровских преобразованиях, уходит в монастырь, где и умирает.

В романе обличается лицемерное, прикрытое маской патриархализма, бездушное крепостническое отношение лифляндских баронов к крестьянам и их нуждам. Автор при этом вполне мог рассчитывать, что читатель сумеет применить образы лифляндских помещиков-крепостников к русской действительности. Их черному миру противостоят в романе благородные люди: ревнители просвещения и подлинные патриоты И.Р. Паткуль, врач Блумен-трост, пастор Глюк и его воспитанница - будущая Екатерина I, дворяне - офицеры братья Трауферт, ученый библиотекарь, любитель естествознания Биг и другие. Большинство из них - лица исторические. Эти персонажи являются в романе носителями исторического прогресса. Все они восхищаются личностью Петра I, сочувствуют его деятельности, желают сближения Лифляндии с Россией.

В светлых тонах Лажечников рисует образ самого Петра, сочетающего в себе ту простоту и величие, которые даны и в двух сценах «Арапа Петра Великого» Пушкина. Но если Пушкин ясно представлял себе противоречивый характер деятельности Петра, то в романе Лажечникова петровская эпоха, сам Петр и его сподвижники крайне идеализированы. Лажечников не показывает никаких социальных противоречий и политической борьбы, проходит мимо варварских методов управления, применявшихся Петром. Облик Петра дан в духе романтической теории гения.

Наиболее значительным романом Лажечникова является «Ледяной дом» (1835). Создавая его, романист вчитывался в воспоминания деятелей поры Анны Иоанновны - Манштейна, Миниха и других, изданные в начале XIX века. Это позволило ему воссоздать с достаточной точностью атмосферу придворной жизни времен Анны Иоанновны и образы некоторых исторических деятелей, хотя в зарисовке их он счел возможным, согласно своим взглядам, кое-что изменить по сравнению с действительностью. Это касается прежде всего героя романа кабинет-министра Арт. Волынского, оклеветанного любимцем императрицы немцем Бироном и преданного страшной казни. Его образ писатель во многом подверг идеализации. Историческая роль Волынского, боровшегося против иноземца-временщика, была, несомненно, прогрессивной. Но в историческом Волынском положительные черты сочетались с отрицательными. За лихоимство его не раз бивал еще Петр I. Как и другим вельможам его времени, Волынскому не были чужды низкопоклонство, тщеславие, карьеризм. Все эти особенности его личности устранены писателем. Волынский в романе полон заботы о благе государства и народа, истомленного тяжелыми поборами; в борьбу с Бироном он вступает лишь во имя блага отчизны.

Соперник Волынского - наглый временщик и угнетатель народа Бирон зарисован писателем значительно ближе к историческому облику фаворита императрицы. При всей осторожности Лажечникова, нарисованный образ самой Анны Иоанновны свидетельствовал об ее ограниченности, безволии, отсутствии у нее каких-либо духовных интересов. Постройка ледяного дома, в котором была отпразднована свадьба шутовской пары, показана писателем как дорогое и жестокое развлечение.

Сюжет представил Лажечникову возможность глубоко раскрыть бедственное положение народа. На праздник, задуманный Волынским для потехи императрицы, со всех концов страны привезены молодые пары, создающие образ многонациональной России. В страхе и унижениях, пережитых участниками спектакля в ледяном доме, в судьбе замученного бироновскими клевретами украинца звучит тема страдания русского народа под гнетом бироновщины. Передавая мечты шутихи госпожи Кульковской о том, как она, «будущая столбовая дворянка», будет «покупать на свое имя крестьян и колотить их из своих рук», а в случае надобности прибегать к помощи палача, Лажечников приоткрывает завесу над крепостническими нравами, выражая свое негодующее отношение к крепостному праву, свою позицию писателя-гуманиста.

В фабуле романа все время переплетаются политическая и любовная интриги, романтическая любовь Волынского к прекрасной молдаванке Мариорице. Эта линия развития сюжета порой мешает первой, ослабляя историзм «Ледяного дома». Но она не выходит за рамки быта и нравов столичного дворянского общества того времени. Не всегда искусно сплетая два основных мотива сюжетного развития романа, Лажечников в отличие от большинства исторических беллетристов своего времени не подчиняет историю вымыслу: основные ситуации и финал романа определяются политической борьбой Волынского с Бироном.

Воспроизводя в романе «местный колорит», некоторые любопытные черты нравов и быта того времени, писатель правдиво показал, как государственные дела переплетались во времена Анны Иоанновны с дворцовым и домашним бытом царицы и ее окружения. Исторически точна сцена испуга народа при появлении «языка», при произнесении страшного «слова и дела», что влекло за собой пытки в Тайной канцелярии. Святочные забавы девушек, вера в колдунов и гадалок, образы цыганки, дворцовых шутов и шутих, затея с ледяным домом и придворные развлечения скучающей Анны, которыми должен был заниматься сам кабинет-министр,- все это живописные и верные черты нравов того времени. В историко-бытовых картинах и эпизодах, в изображении ужасов бироновщины продолжает свое течение реалистическая струя в творчестве писателя.

Обратимся непосредственно к роману А.К. Толстого «Князь Серебряный». На основании всего выше сказанного попытаемся выявить в нем черты, характерные жанру художественной исторической прозы.

1.2 Черты исторической художественной прозы в романе А.К. Толстого

Роман "Князь Серебряный" представляет бесспорный интерес как заметная веха в становлении некоторых художественных принципов жанра исторической беллетристики в русской литературе.

Богуславский отмечает «в отличие от многих авторов исторических романов первой половины ХIХ столетия А.К. Толстой стремился не к примитивной, поверхностной беллетризации конкретного исторического материала, а к воссозданию того момента национальной истории, который представлялся ему зародышем исторической драмы, что впоследствии разыгрывалась на протяжении многих десятилетий. Такой момент прошлого способен глубоко взволновать настоящего художника.

В распоряжении писателя был обширный фактический материал, который он подверг тщательному отбору, группировке и тонкой обработке. Толстой стремился к такой художественной организации этого материала, чтобы основные мысли и идейные посылки автора, безусловное нравственное осуждение Грозного и его деспотизма стали не просто понятны читателю, но были художественно доказаны. Человеческая искренность и гражданская взволнованность писателя подкупают читателя. Автор не вещает свысока, не выносит безапелляционных приговоров, не декларирует - он размышляет вместе с читателем и вместе с ним ищет ответ на свои вопросы. Пылкая авторская заинтересованность, сквозящая буквально из каждой строки произведения, - один из неотъемлемых признаков настоящей литературы.

А.К. Толстой возражал против начетнического, буквального следования историческим фактам в художественном произведении. Писатель, настойчиво выдвигавший тезис преобладания психологического начала над документально-событийным, считал, что правда жизни, внутренняя логика художественного образа нередко вынуждают к смещению исторических фактов. Право на вымысел, тезис свободы творческого обращения художника с материалом он отстаивал как важнейшие принципы своего эстетического кодекса. Эта авторская тенденция ощущается в романе очень явственно. Во многих случаях писатель из соображений чисто художественных намеренно идет на "сгущение событий", уплотняет факты, происходившие на самом деле на протяжении ряда лет, в те два месяца, которые охвачены в романе. Так, например: опала митрополита Филиппа Колычева относится не к 1565 году, когда происходит действие романа, а к 1568-му; убийство Колычева Малютой - к декабрю 1569 года. Ни А. Вяземский, ни Басмановы не были казнены; опала их относится к 1570 году и была связана с "новгородской изменой". Ни Борис Годунов (которому в 1565 г. было всего тринадцать лет от роду), ни одиннадцатилетний царевич Иван Иванович, естественно, не могли в этот период играть ту роль, которая приписана им в романе; в частности, Годунов впервые упоминается в документах лишь в 1567 году - тогда же, кстати, когда впервые встречается Малюта... Столь же смело идет Толстой на объединение в едином действии подлинных исторических персонажей как с персонажами, за которыми угадывается какой-либо конкретный исторический прототип, так и с персонажами вымышленными. "Сгущены" и несколько схематизированы в романе образы опричников. Вяземский наделен поверхностным "бурно-мелодраматическим" (как писал один критик) характером; образ Малюты написан одной черной краской и не идет дальше традиционного типа злодея, поселившегося в исторических романах задолго до "Князя Серебряного". Молодой Басманов, хотя и вылеплен автором более рельефно, чем другие" опричники, тоже оказывается лишенным цельного характера.

По своей архитектонике роман очень емок; несколько различных сюжетных линий развиваются как бы независимо одна от другой и в то же время все сходятся в единое действие. Толстой проявил себя незаурядным мастером ритмического построения: главы, внутренне очень напряженные, сменяются плавными, спокойными по тону; сюжетные линии, насыщенные энергичным действием, чередуются с другими линиями, такого действия лишенными.

Фабула умело нагнетается, и 20-я глава, средняя по положению в романе, является в то же время кульминационной по содержанию и наибольшей по объему; в ней удачно объединен такой разнородный материал, как допрос Серебряного в темнице, спор Малюты и Годунова, сцена соколиной охоты, встреча царя со слепцами, исповедь разбойника Коршуна.

Несколько нарушает стройную архитектонику романа последняя, 40-я глава, которая не только по времени (через "семнадцать тяжелых лет"), но и по содержанию выпадает из общей ткани произведения, лишена органической связи с предыдущим. В стиле романа сочетаются романтический и реалистический элементы, но реалистическая тенденция явно преобладает.

Одна из важных художественных особенностей "Князя Серебряного" это подчинение автором повествования реалистической тенденции. Она сказывается, в частности, в том тщательном внимании, с которым писатель отнесся к бытовым подробностям, к воссозданию реальной исторической обстановки во всей ее своеобразной красочности.

С каким знанием, как интересно и "вкусно" описывается в романе утварь, одежда, парадное конское убранство, вооружение, распространенное на Руси в XVI веке (гл. 8, 15, 36); как красочна и до осязаемости убедительна сцена царского пира.

Важную роль в художественной ткани романа играют лирические отступления, к которым примыкают авторские предисловие и заключение. В этих отступлениях развивается тема родины, родной природы, воспевается ее красота. Каждое из этих лирических отступлений (о русской песне в гл. 2-й, о родине и ее прошлом в главах 14 и 20-й, о русской природе в гл. 22-й) является образцом великолепной художественной прозы и связывает роман с лирической поэзией Толстого, проникнутой теми же мотивами.

Язык романа насыщен архаизмами, историзмами, фразеологизмами. Автор включает данный пласт лексики для более точного и полного воссоздания колорита эпохи. Заметна тяга автора к эпической фольклорной традиции; целый ряд эпизодов написан языком героических былин (рассказ Перстня о Ермаке в гл. 13, сцена на Поганой луже в гл. 14, эпизод смертельного ранения Максима в гл. 26 и т. д.).

В первом параграфе мы указали черты исторического романа и выявили данные черты в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный». Такими чертами являются:

1. в романе органически сочетаются художественный вымысел с реальной исторической действительностью;

2. язык романа насыщен темпоральными показателями эпохи.

В следующих параграфах рассмотрим названные черты более подробно.

роман темпоральный архаизм историзм

"Золотой век" русской литературы. Романтизм, реализм

Большую роль в развитии национального самосознания сыграло поставление труда Н.М. Карамзина «История государства Российского». Основанием этого процесса проникнуты «Философские письма» П.Я. Чаадаева...

Возникновение древнерусской литературы

Языческие предания в Древней Руси не записывались, а передавались устно. Христианское же учение излагалось в книгах, поэтому с принятием христианства на Руси появились книги. Книги привозили из Византии, Греции, Болгарии...

Денди и дендизм в русской культуре XIX века

Жанровое своеобразие исторических романов Мэри Рено 50-х – 80-х гг. ХХ века

Жанр литературного произведения определяется на основе нескольких принципов: принадлежности произведения к тому или иному роду литературы; преобладающего эстетического пафоса (сатирического, комического, трагического, патетического и проч...

Интеллектуальная литература ХХ века

Западная интеллектуальная (философская) проза XX века отмечена проникновением отстраненного интеллекта в сферу рефлективно-бессознательного, в архаические структуры мифопоэтических текстов...

Истоки народных книг о докторе Фаусте

Фауст - один из вечных образов в мировой литературе. Он возникает на почве народных книг о докторе Фаусте. Предполагается, что герой народных книг доктор Фауст - личность историческая. Жил Фауст в Германии XVI века...

Особенности концептосферы в историческом романе Вальтера Скотта "Quentin Durward"

Исторический роман - это художественное произведение, темой которого является историческое прошлое (некоторые исследователи обозначают хронологические рамки - не ранее, чем 75 лет до написания текста, то есть жизнь трех поколений)...

Особенности концептосферы в историческом романе Вальтера Скотта "Quentin Durward"

Сэр Вальтер Скотт - английский романист, публицист, историк, поэт и политический деятель, оставил после себя уникальное литературное наследие. Он по праву назван «создателем жанра исторического романа»...

Роман как литературный жанр

Романтизм

Романтизм в литературе

В XIX веке Россия была в некоторой культурной изоляции. Романтизм возник на семь лет позже, чем в Европе. Можно говорить о его некоторой подражательности. В русской культуре противопоставления человека миру и Богу не было. Возникает Жуковский...

Сатирическое и фантастическое начало в романе Лао Шэ "Записки о Кошачьем городе"

Поражение Цинской династии всколыхнуло все слои китайского общества, что поспособствовало возникновению двух оппозиционных политических направлений - революционно демократического и реформаторского...

Своеобразие патриотической лирики А. Блока

Тема России в лирике Блока

Цикл "На поле Куликовом" - высшее поэтическое достижение Блока 1907 - 1908 гг. Пронзительное чувство родины соседствует здесь с особого рода "лирическим историзмом", способностью увидеть в прошлом России свое - интимно близкое - сегодняшнее и вечное...